Быль для детей. Конспект и презентация урока литературного чтения С. Михалков "Быль для детей"

Стихи для детей у нас непременно ассоциируются с именем Михалкова. Михалков написал много стихов для детей. Писать стихи для детей он начал рано. В 1935 в журнале "Пионер", газетах "Известия" и "Комсомольская правда" появились первые стихи Михалкова для детей. Это были Три гражданина, Дядя Степа, А что у вас?, Про мимозу, Упрямый Фома и другие стихи для детей. В 1936 в серии "Библиотечка „Огонька“" выходит его первый сборник Стихи для детей. Михалков вошел в детскую литературу быстро и триумфально, тиражи его книг очень быстро сравнялись с тиражами Маршака и Чуковского. Известностью пользуются стихи Михалкова для детей, в которых он в живой и увлекательной форме сумел, по выражению А.А.Фадеева, дать основы социального воспитания. В игре и через игру Михалков помогает ребёнку познать окружающий мир, прививает любовь к труду.
Были для детей.
(1972)

Михалков Сергей Владимирович (р. 28.2.1913, Москва), русский советский писатель и общественный деятель, академик АПН СССР (1971), заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), Герой Социалистического Труда (1973). Член КПСС с 1950. Родился в семье служащего. Учился в Литературном институте им. М.Горького (1935-37). Печатается с 1928. Известностью пользуются стихи М. для детей, в которых он в живой и увлекательной форме сумел, по выражению А.А.Фадеева, дать «основы социального воспитания» («Правда», 1938, 6 февраля). В игре и через игру М. помогает ребёнку познать окружающий мир, прививает любовь к труду, воспитывает черты, необходимые строителю нового общества.
Он автор многочисленных очерков, рассказов, сатирических стихов и фельетонов, текстов боевых плакатов и листовок. Большую популярность приобрели злободневные и острые басни М., которым он зачастую придаёт форму весёлой прибаутки, раёшника, прямого публицистического призыва. М. - автор пьес для детского театра: «Том Кэнти» (1938), «Особое задание» (1945), «Красный галстук» (1946), «Я хочу домой!» (1949), «Зайка-зазнайка» (1951), «Сомбреро» (1957), «Дорогой мальчик» (1971) и др.; пьес для взрослых: «Илья Головин» (1950), сатирических комедий «Охотник» (1956), «Дикари» (1958), «Памятник себе...» (1959), «Раки и крокодил» (новая редакция 1960), «Эцитоны бурчелли» (1961) и др., сценария кинофильма «Фронтовые подруги» (1942). Успехом у малышей пользуется повесть-сказка М. «Праздник Непослушания» (1971).

Технологическая карта урока литературного чтения

Учебный предмет : литературное чтение
Класс : 2 класс

Учитель : Суртаева Анастасия Александровна

УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Произведения о Дне Победы . С.Михалков «Быль для детей».

Цели урока:
1. Способствовать обогащению читательского опыта через знакомство с произведением о Великой Отечественной войне.
2. Способствовать развитию читательского интереса и читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления.
3. Способствовать воспитанию любви к Родине, к её истории, уважению к ветеранам.

Формирование УУД на уроке:

Личностные : содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; познание героического прошлого своей страны и народа. Регулятивные : определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Познавательные : воспринимать прослушанное художественное произведение; уметь работать с текстом стихотворного произведения: определять тему, жанр, понимать главную мысль произведения, объяснять своё эмоциональное состояние в процессе слушания.

Коммуникативные : уметь слушать и слышать речь учителя и одноклассников; использовать речь для регуляции своего действия; воспитывать культуру диалогового общения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» авт.Л.А. Ефросинина, 2 класс М.: «Вентана-Граф», 2011; рабочая тетрадь «Литературное чтение» авт. Л.А. Ефросинина, 2 класс. М.: «Вентана-Граф», 2011; чистые листы бумаги для моделирования; цветные карандаши; аудиозаписи Ю.Левитана о начале и завершении войны.

Тип урока: урок литературного слушания

Содержание урока:

1.Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент .

- Со звонком к нам в класс пришел новый урок. Чтобы он хорошо начался, интересно продолжился и хорошо закончился, давайте улыбнёмся друг другу. Ведь, как вы знаете, от улыбки поднимается настроение. Я желаю всем нам хорошего урока.

Улыбаются

Личностные: самоопределение;

Метапредметные:

Р .:организация учебной деятельности

К .: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, скажите, чему вы хотите научиться сегодня на уроке литературного чтения?

В конце урока мы подведём итог нашей работы и знаем, кто чему научился, и какой у нас получился урок.

Высказывают свое мнение.

Личностные: самоопределение

Метапредметные:

Р: постановка учебных целей и задач; умение высказывать своё мнение

3. Актуализация знаний

Рассмотрите обложки книг и вспомните, кто автор этих произведений.

Как вы думаете, творчеству, какого писателя будет посвящён урок?

Всё верно. Имя С.В. Михалкова известно во всем мире и детям, и взрослым. Ведь он написал не одно произведение.С некоторыми из них мы знакомились с вами в школе, с другими вас познакомили дома родители. Вам, наверное, известны такие произведения как “Дядя Стёпа”, “А что у вас?”, “Мы с приятелем вдвоём” и другие. Сергей Владимирович также является автором слов Гимна Российской Федерации.

С.Михалков

Творчеству Сергея Михалкова

Личностные: самоопределение.

Метапредметные:

Р

4. Сообщение темы урока

Сегодня мы познакомимся ещё с одним его произведением.

Прочитайте тему урока.

С.В. Михалков “Быль для детей”

Личностные:

самоопределение. Метапредметные:

Р : понимание и постановка учебной задачи.

5. Знакомство с новым произведением.

1. Антиципация
- Да, произведение, с которым будем сегодня знакомиться, называется «Быль для детей».
- Ребята, а что такое быль?

Как вы думаете, о чем оно?

2. «Погружение в урок».

Подготовка к восприятию произведения.

Запись Ю.Левитана об объявлении войны.

Вот такое объявление услышал по радио советский народ в обычное, казалось бы, летнее утро.

Что сообщил диктор по радио?

Как вы думаете, что почувствовали советские люди, услышав это сообщение?

Фашисты захватили много стран, они издевались над людьми, убивали их, сжигали города и деревни.

Но нашей армии удалось разгромить фашистов и освободить не только родную землю, но и другие страны, в том числе и Германию. Но Победа – это не только радостное событие, но и очень печальное, потому что без потерь не удалось обойтись. Подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. На многих памятниках и мы не увидим имен, лишь только количество захороненных. Они пали за свободу нашей Родины. И благодаря им мы с вами живем в мирное время, мы не видели той страшной войны. Для нас это история. Мы должны ее знать.

«Быль для детей» С. Михалкова поведает нам историю того страшного времени. Послушайте.

(тихо звучит музыка, учитель читает)

3. Проверка первичного восприятия.

Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?
- К какому жанру относится это произведение?
- Какие картины вы представляли, слушая это стихотворение?

Рассказ о том, что было или бывает на самом деле.

Высказывают свое мнение.

Что фашистская Германия напала на нашу страну.

Высказывания детей.

Слушание чтения учителя.

Высказывания детей.

Стихотворение.

Высказывания детей.

Личностные:

самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературного произведения;

Метапредметные:

Р .:учиться высказывать своё предположение (версию).

П .: восприятие прослушанного произведения;

умение определять тему и жанр произведения;

К .: умение слушать и слышать художественное слово, речь учителя.

6. Работа с текстом

7. Физминутка.

1.Вторичное восприятие текста.

Дети, а хочется вам самим прочитать это произведение?

2. Словарная работа: Встретились ли в стихотворении незнакомые слова?

Какие?

Кто такие «советские люди» вы узнаете, прочитав первую подсказку на стр.93.

А что такое Советский союз?

Прочитайте подсказку на стр.93 в рубрике «Обрати внимание»
- Объясните значение слова "фронт".

3. Анализ произведения.

Сколько частей в были? - Прочтите вступление. - Для кого автор написал это произведение?

Когда началась война? Прочитайте

Кто дал немецким войскам приказ?

Кто встал на защиту Родины?

В 1941 году пришла на нашу землю война. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашисты хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.
На защиту Родины встала вся страна, все – от мала до велика. Мужчины ушли на фронт, женщины, старики и дети работали у станков, рыли окопы, выращивали хлеб, отправляли продукты на фронт для родной армии.

Как можно озаглавить 1-ю часть?

Долго ли шла война?

Да, действительно долго. - 1418 дней и ночей шла война. Она унесла около 27 миллионов жизней советских людей.
Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Все люди нашей страны встали на защиту Родины. Все, от мала до велика, мужчины, женщины, дети – все боролись против фашистов.

О каких городах говорится во 2 части?

Кто защищал нашу Родину?

Как можно озаглавить 2-ю часть?

Кого прославляет поэт?

Какая весть разлетелась во все концы?

Как можно озаглавить 3-ю часть?

День Победы, 9 Мая 1945 года. Это большой всенародный праздник. Этот день принёс мир не только нашему народу, но и всей Земле.

Послушайте, как Ю.Левитан объявляет о завершении войны.

Запись.

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, правой - раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

4. Подготовка к выразительному чтению произведения.

Как выдумаете, одинаково ли нужно читать всё произведение?

О чём говорится в первой части?

С какой интонацией вы будете её читать?

О чём говорится во второй части?

О чём говорится в третьей части?

5 . Выразительное чтение стихотворения.

Да!

Самостоятельное чтение вслух.

Да.

Советские люди, фронт

Советские люди – народ, который жил в Советском Союзе.

Советским Союзом в то время называлась наша страна.

Фронт – место военных действий.

Три.

Читают.

Для детей.

Летней ночью, на рассвете.

Гитлер.

Русские полки, все советские народы.

Высказывания детей.

Долго.

С богатырями.

О Москве и Орле.

Армия, братья и отцы.

Высказывания детей.

Генералов, адмиралов и рядовых солдат.

С фронта едут, едут, едут наши братья и отцы!

Высказывания детей.

Слушание записи.

Дети выполняю движения:

Ходьба в темпе марша.

Поочерёдно топают ногами.

Два хлопка руками над головой.

Два раза мигают глазами.

Два раза пожимают плечами

Ходьба в темпе марша.

Нет.

Говорится о начале войны и как советский народ поднялся на защиту Родины.

С тревогой. Со злостью. С ненавистью.

О том, что война длилась долго и наши бойцы били врагов.

С гордостью. Нужно передать напряжение, которое испытывали бойцы.

О победе.

С восхищением, радостью, гордостью, торжественно.

Чтение стихотворения детьми.

Личностные: понимание роли чтения для решения учебных задач;

познание героического прошлого своей страны и народа на примере литературного произведения;

Метапредметные:

Р

П .: формирование познавательной учебной задачи;

выбор вида чтения в зависимости от поставленной цели;

поиск и выделение нужной информации;

умение работать с произведением в стихотворной форме;

К .: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;

умение эмоционально относиться к событиям, описанным в произведении;

умение слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их, подтверждая фактами из текста;

умение полно и точно выражать свои мысли;

умение работать в группах;

8. Самостоятельная работа с проверкой по готовому образцу.

1. Моделирование обложки .

С произведением мы познакомились, с жанром определились. А теперь вам предстоит интересная творческая работа. У каждого на парте лежат чистые листы бумаги и цветные карандаши. Смоделируйте обложку книги прочитанного на уроке произведения.

Что вы отразите на обложке книги?

2. Подбор пословицы к произведению. – Давайте закончим работу над нашей книгой, подобрав пословицу к прочитанному нами сегодня произведению.

На доске записано несколько пословиц:

1) Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

2) Что мир строит, то война разрушает.

3)Сражайся смело за родное дело.

4) Кто за Родину горой, тот истинный герой.

5)Первое дело в жизни служить Отчизне.

6) У страха глаза велики, да ничего не видят.

7) Грамоте учиться всегда пригодится.

- Как вы думаете, какая пословица отражает содержание произведения С. Михалкова «Быль для детей»?

Запишите её на обратной стороне обложки.

Какие ещё пословицы о героях, о защите Родины можно занести в нашу книгу?

А теперь мы соберём ваши модели в одну общую книгу.

Жанр и тему произведения.

Заголовок.

Дети работают самостоятельно, а потом проверяют свою работу по готовому образцу.

Высказывания детей. Дети объясняют свой выбор.

Дети выясняют, какие пословицы подходят и записывают.

Дети сдают работы.

Личностные:

самоопределение и самопознание

Метапредметные:

Р .: понимание и постановка учебной задачи;

коррекция – внесение исправлений по результатам самостоятельной деятельности;

П .: формирование литературной грамотности, умения определять жанр, главную мысль произведения, автора и заголовок;

К .: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

9. Обобщение по теме урока

Давайте подведем итог урока. Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну? - С каждым годом их остается все меньше и меньше. А ведь награждали орденами и медалями тех, кто проявил во время войны мужество и героизм. Оказывается те, кто завоевал мир и счастье на Земле, ветераны Великой Отечественной войны, живут рядом с нами. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Чтобы знать о войне, надо беседовать с ними, спрашивать их о том, какая у них была жизнь. Все мы должны помнить о том, какой ценой завоёван мир на Земле.

Ветераны.

Личностные:

проявление уважения к ветеранам Великой Отечественной войны

10. Домашнее задание (по выбору).

Выполните домашнее задание по выбору:

1.Стр. 91-93. Подготовить выразительное чтение стихотворения; 2. Выучить наизусть одну из частей были.

3.Нарисовать иллюстрацию к книге.

Записывают домашнее задание

Личностные: самоопределение;

выбор задания для удовлетворения личного интереса;

познание героического прошлого своей семьи;

Метапредметные:

Р .: закрепление умения читать или рассказывать произведение выразительно.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Закончите, пожалуйста, предложения:

На уроке я узнал…

Мне было интересно…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Спасибо за урок!

Высказывания детей

Личностные:

Метапредметные:

Р. :самооценка деятельности; умение высказывать своё мнение;

К. : умение слушать речь учителя и одноклассников.

Тема : С.Михалков «Быль для детей»

Дидактическая цель: создать условия для выработки умений и навыков осознанного выразительного чтения, понимания содержания прочитанного, формирования умения анализировать текст.

Предметные задачи урока:

Создать условия для развития читательских умений: чтения произведения целыми словами вслух и про себя;

Способствовать уточнению словаря учащихся на уроке;

Учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Уметь понимать и принимать учебную задачу: дополнять, уточнять, корректировать;

Проговаривать последовательность действий;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные :

- использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения;
- уметь слушать и слышать, понимать речь других;

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

Воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту;

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм;

Проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Ход урока.

I. Организационный момент (1-2 мин)
Учитель:
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти,
Прочти, пожалуйста, прочти,
Не надо умолять сестрицу,
Ну прочитай еще страницу.
Не надо звать, не надо ждать,
А можно сесть и почитать!

Учитель: Зачем человеку нужно чтение?

II. Актуализация знаний (6- 8 мин)
1. Повторение жанров произведений из изучаемого раздела. Работа в парах

(на парте - карточки с заданием)
Учитель: Вспоминать и повторять пройденный материал будем в парах. Вспомним правила делового сотрудничества.
Учащиеся: Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга.
Учитель: Прочтите задание и обсудите, как вы будете его выполнять. Приступайте к работе.
Задание: Прочти отрывки произведений левого столбика и соедините с жанром правого столбика. Вспомните автора и название произведения.

1) Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.

3 – народная песня;

2) При солнышке тепло –
При матери добро.

4 – рассказ Е.Пермяк «Случай с кошельком»;

3) Малиночка сладенька,
Спи, доченька, маленька.
Берёзонька, скрип, скрип,
А доченька, спит, спит…

1 - татарская народная сказка «Три сестры»;

4) Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелёк, а потом побежал и догнал старушку.

2 – пословица;

Учитель: Что объединяет эти произведения?
Учащиеся: Произведения о семье, раздел «Семья и я».
Учитель: Оцените свою работу, поставьте за каждый правильный ответ по 1 баллу.
Встаньте те ребята, которые сделали все правильно; допустили ошибки.

3. Выразительное чтение стихотворения В. Солоухина «Деревья» (стр.87-88).
Учитель: Прочитайте стихотворение, которое готовили дома.
(3-4 человека читают произведение. Учащиеся анализируют чтение своих одноклассников: дают советы, пожелания)

III. Речевая разминка (3 мин)
Работа по развитию четкости произношения слов и предложений, смыслом пословицы.

Учитель: Прочти пословицу: про себя. (на доске)
Береги землю родимую, как мать любимую
Учитель: Что прочитали?
Учащиеся: Пословицу.
Учитель: Объясни смысл пословицы.
- Прочитай по слогам, медленно, с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией, хором.
Учитель: Определите тему пословицы.
Учащиеся: О Родине.
Учитель: Как по-другому можно назвать родимую землю?
Учащиеся: Родина, Россия, Отчизна, Отечество.

IV. Формулирование темы урока (3 мин)
Звуковой ряд: Звучит голос Левитана «Объявление о начале войны» (50 сек), куплет песни «Священная война» (36 сек).
Учитель: Ребята, вы догадались, о чем будем читать? (О Великой Отечественной войне, о Родине.)

V. Работа над новым материалом. (18 - 20мин)

1 этап. Работа с текстом до чтения Цель: организация мыслительной операции в познавательном процессе.

1. Антиципация.
Учитель: С каким произведением познакомимся? Прочти на стр.88 фамилию автора, название произведения.
Учащиеся: Сергей Михалков «Быль для детей».
Доска: Портрет Михалкова
Учитель: Что такое быль?
Учащиеся: Рассказ о том, что было или бывает на самом деле.
Учитель: Как вы думаете, о чем оно?
Учащиеся: высказывают свое мнение.
Учитель: Мы не только познакомимся с произведением о Великой Отечественной войне, со страницами истории войны, но и будем учиться читать его выразительно.

УУД на данном этапе: Р: Принятие целей. Готовность к чтению. К: понимать на слух текст стихотворения, построение речевых высказываний. П: воспринимать художественное произведение, извлечение из текста необходимой информации, аргументировать точку зрения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: знакомство с произведением.

1. Первичное чтение текста (Читает учитель)

Учитель: В каждой семье были защитники нашей Родины. О войне, ее героях и Победе написано много рассказов, стихов, песен. Послушайте.

2. Проверка первичного восприятия.
Учитель: Что слушали? Какое произведение по жанру?
Учащиеся: Стихотворение.
Учитель: Какие картины вы представляли, слушая стихотворение?
- Какие чувства испытали?

3. Словарная работа:
Доска:
Советские люди, фронт

О каком советском народе идет речь?
- Прочитайте первую подсказку (стр. 90.)
(До 1991 года Россия назвалась СССР, а народ - советский).
- Объясни значение слова "фронт".

4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову (чтение слов по слогам, целыми словами, хором)
Читают по указке учителя хором с доски:

Солдаты
Адмиралы
Генералы
Затемнены
Павшие

5. Работа над содержанием стихотворения.

Учитель: Сколько частей в были? (3)
Учитель: Прочтем вступление

1) Подготовка к выразительному чтению 1 части.
- Прочтем 1 часть (читают по четверостишию)
Вопросы:
- Когда началась война?
- Кто дал немецким войскам приказ?
- При помощи, каких слов автор передаёт своё отношение к народу?
- Выполни задание 1. (стр.90)
Взааимопроверка.
- Как встали русские полки? (И от моря и до моря встали русские полки)
Учитель: В 1941 году пришла на нашу землю война. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашисты хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.
На защиту Родины встала вся страна, все – от мала до велика. Мужчины ушли на фронт, женщины, старики и дети работали у станков, рыли окопы, выращивали хлеб, отправляли продукты на фронт для родной армии.
(Слайд 4)

2) Подготовка к выразительному чтению второй части стихотворения. Ответ на второй вопрос к тексту.
Учитель: Прочтите «жужжащим чтением вполголоса». С кем сравнивает наш народ автор?
Учащиеся: С богатырями.

Учитель: «И от моря и до моря встали русские полки», «показал себя на деле богатырский наш народ»
Такие слова называются ЭПИТЕТАМИ
(Слайд 5)
Эпитет – образное художественное определение свойств предмета.

Учитель: Для чего нужны эпитеты?
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, красивой, выразительной.

Какое значение вкладывает в эти эпитеты автор? (Показать мощь и силу армии, народа, страны)
- Ответьте на 2 вопрос учебника.
- О каких городах говорится в стихотворении? (О Москве, Орле)

Учитель: 22 июня 1941 года и 9 Мая 1945 года навеки останутся в памяти людей. 1418 дней и ночей шла война. Она унесла около 27 миллионов жизней советских людей.
Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Все люди нашей страны встали на защиту Родины. Все, от мала до велика, мужчины, женщины, дети – все боролись против фашистов. (Слайд 6)

Физминутка (2-3 мин)
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

3) Подготовка к выразительному чтению третьей части стихотворения.
Учитель: Прочти про себя 3 часть. О чем она?
Учащиеся: О Победе.
Учитель: И вот он – День Победы, 9 Мая 1945 года. Это большой всенародный праздник. Этот день принёс мир не только нашему народу, но и всей Земле. (Слайд 7, 8, 9)
Учитель: Ответь на 3 вопрос.
- Воспользуйся второй подсказкой.
- С какой интонацией нужно читать каждую часть?
Учащиеся: 1 часть- с тревогой 2 часть- с гордостью 3 часть – с восхищение, радостью, торжественно.

4) Выразительное чтение.

УУД на данном этапе: П: осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме. К: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия; выразительно читать. Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу

3 этап. Работа с текстом после чтения.

1. Работа по иллюстрации к тексту.
Учитель: Что изображено на иллюстрации к стихотворению? Какое настроение передает художник?
Учащиеся: Победа! Салют! Но горесть в глазах солдата - тяжелой ценой досталась ему эта победа. Жизни многих людей унесла война. Солдат преклонил голову перед могилой воина.

2. Моделирование обложки. (1 ученик у доски)
Взаимопроверка (Слайд 10)
(Жанр – стихотворение, тема: о Родине)

3. Конкурс пословиц.
Учитель: Как вы думаете, подходит ли пословица, которую мы читали, с которой познакомились в начале урока к этому произведению?
- Какие вы знаете пословицы о Родине?
Учащиеся называют пословицы
Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.
Для родной Отчизны не жаль и жизни.
Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.
Что мир строит, то война разрушает.
Сражайся смело за родное дело.
От Родины теплом веет.
Первое дело в жизни служить Отчизне.

УУД на данном этапе: П: умение осуществлять анализ объектов поэтического произведения. К: строить монологическое высказывание, адекватно использовать речевые средства. Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль.

VI. Обобщение по теме урока. (2мин)
Учитель: Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну. (Слайд 11)
Учащиеся: Ветераны.
Учитель: Оказывается те, кто завоевал мир и счастье на Земле, ветераны Великой Отечественной войны, живут рядом с нами. Это ваши прабабушки и прадедушки. Я горжусь тем, что и мой папа Соколов Александр Алексеевич в годы Великой Отечественной войны сражался на Ленинградском фронте и внес свой вклад в приближение победы над фашистами. Чтобы знать о войне, надо беседовать с ветеранами, спрашивать их о том, какая у них была жизнь. С каждым годом их остается все меньше и меньше. В нашем селе лет 20 назад было 102 ветерана. А сейчас остался Боровков Иван Михайлович и Сыромятников Михаил Васильевич Все мы должны помнить о том, какой ценой завоёван мир на Земле.

УУД на данном этапе: Л: проявлять уважение к ветеранам ВОВ.

VII. Домашнее задание (1 мин) (Слайд 12)
Для всех: Стр. 90-91. выразительное чтение.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)
- С каким произведением познакомились?
- Кто его автор?
- О чём оно? Почему автор назвал его былью?
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что вы не знали, а теперь знаете?
- Какие задания показались вам наиболее интересными?