Салах ад-дин (саладин), первый султан египта из династии айюбидов. Священная война саладина

Саладин, Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает "Честь Веры"), (1138 - 1193), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите (современный Ирак). Успех его карьеры стал возможным лишь благодаря условиям, сложившимся на Востоке в XII веке. Власть, принадлежавшая ортодоксальному халифу Багдада или еретикам Фатимидской династии Каира, постоянно "проверялась на прочность" визирями. Сельджукскую державу после 1104 года вновь и вновь делили между собой турецкие атабеки.

Иерусалимское королевство христиан, возникшее в 1098 году, существовало лишь потому, что оставалось средоточием внутреннего единства посреди общего распада. С другой стороны, энтузиазм христиан породил противоборство со стороны мусульман. Зенги, атабек Мосула, объявил "священную войну" и начал свои кампании в Сирии (1135 - 1146). Нур ад-Дин, его сын, продолжал завоевательную политику в Сирии, укреплял государственную организацию на своей территории и "широко провозглашал джихад".

Жизнь Саладина пришлась именно на тот период, когда возникла сознательная потребность в политическом объединении и защите ислама. По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб (Иов) и дядя Ширку, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги. В 1139 году Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146 году, после его смерти, вошел в число придворных и стал жить в Дамаске. В 1154 году благодаря его влиянию Дамаск остался во власти Нур ад-Дина, а сам Айюб стал управлять городом. Таким образом, Саладин получил образование в одном из знаменитых центров исламской науки и смог воспринять лучшие традиции мусульманской культуры.

Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 - 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 - 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 - 1192).

Завоевание Египта

Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга, будучи порой союзником крестоносцев, а также являясь оплотом халифов-еретиков. Поводом к вторжению послужила просьба изгнанного визиря Шевара ибн Муджира в 1193 году. В это самое время крестоносцы совершали набеги на города нильской дельты. И Ширку был отправлен в Египет в 1164 году вместе с Саладином, младшим офицером его войска. Обнаружив, что Ширку планирует не столько помогать ему, сколько захватить Египет для Нур ад-Дина, Шевар ибн Муджир обратился за помощью к христианскому королю Иерусалима Амальрику I. Крестоносцы помогали Шевару одержать победу над Ширку под Каиром 11 апреля 1167 года и заставить его отступить (в этой битве отличился племянник Ширку, молодой Саладин). Крестоносцы прочно обосновались в Каире, к которому несколько раз подступал вернувшийся с подкреплениями Ширку. Они также пытались, хотя и неудачно, осадить Саладина в Александрии. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта. Правда, в Каире, по условиям мирного договора, должен был остаться христианский гарнизон. Беспорядки, вскоре затеянные мусульманами в Каире, заставили Амальрика I вернуться в Египет в 1168 году. Он заключил союз с византийским императором Мануилом I Комнином, который в начале 1169 года морем послал в Египет флот и небольшой экспедиционный корпус. Умелое маневрирование (как политическое, так и военное) Ширку и Саладина, преследовавшее противника невезение, а также взаимное недоверие между крестоносцами и византийцами - все это препятствовало успешной координации действий. И потому обе армии, крестоносцев и византийцев, отступили из Египта. Ширку стал визирем при халифе Фатимидов, оставаясь при этом в подчинении Нур ад-Дина, но вскоре умер в мае 1169 года. Ему наследовал Саладин, фактически ставший правителем Египта с титулом "аль-Малик аль-Назир" (Несравненный Правитель).

Саладин - правитель Египта. Завоевание Сирии и Месопотамии.

В отношениях с фатимидским халифом Саладин проявлял необыкновенный такт, и после смерти аль-Адида, последовавшей в 1171 году, у Саладина было уже достаточно власти, чтобы во всех египетских мечетях заменить его имя ортодоксального халифа Багдада.

Саладин основал свою династию Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру в 1171 году. В 1172 году египетский султан отвоевал у Альмохадов Триполитанию. Саладин постоянно проявлял свою покорность Нур ад-Дину, однако его заботы о фортификации Каира и та поспешность, которую он проявил, снимая осады с крепостей Монреаль (1171) и Керак (1173), говорят о том, что он боялся зависти со стороны своего господина. Перед смертью мосульского правителя Нур ад-Дина между ними возникла заметная холодность. В 1174 году Нур ад-Дин скончался, и наступил период сирийских завоеваний Саладина. Вассалы Нур ад-Дина стали бунтовать против его юного ас-Салиха, и Саладин двинулся на север, формально с целью его поддержки. В 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Халеб (Алеппо). Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), включавшей в свой состав, в основном, конных лучников,а также ударные отряды конных копейщиков. Следующим шагом стало достижение политической независимости.

Саладин в битве

В 1175 году он запретил упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и получил формальное признание от багдадского халифа. В 1176 году он разгромил вторгнувшуюся армию Сайф ад-Дина Мосульского и заключил соглашение с ас-Салихом, а также с ассасинами. В 1177 году он вернулся из Дамаска в Каир, где построил новую цитадель, акведук и несколько медресе. С 1177 по 1180 годы Саладин вел войну против христиан из Египта, а в 1180 году заключил мирный договор с султаном Коньи (Рума). В 1181 - 1183 годах он был в основном озабочен положением дел в Сирии. В 1183 году Саладин вынудил атабека Имад ад-Дина обменять Халеб на малозначимый Синджар, а в 1186 году добился принесения вассальной клятвы со стороны атабека Мосула. Последний независимый правитель был наконец подчинен, и Иерусалимское королевство оказалось один на один с враждебной империей.

Завоевание Саладином Иерусалимского королевства.

Заболевание бездетного иерусалимского короля Болдуина IV проказой привело к борьбе за престолонаследие. От этого выиграл Саладин: он закончил покорение Сирии, не прекращая при этом набегов на христианские территории, хотя и потерпел поражение в битве при Рам-Аллахе в 1177 году.

Самым способным правителем среди крестоносцев был Раймонд, граф Триполитанский, но королем стал, женившись на сестре Болдуина IV, его враг Гвидо Лузиньян. В 1187 году четырехлетнее перемирие было нарушено знаменитым разбойником Рейнальдом де Шатильоном из замка Крак де Шевалье, спровоцировав объявление священной войны, и тогда начался третий период завоевательных походов Саладина. С приблизительно двадцатитысчной армией Саладин осадил Тиверию на западном берегу Генисаретского озера. Гвидо Лузиньян собрал под свои знамена всех, кого только смог (примерно 20000 человек) и двинулся на Саладина. Король иерусалимский пренабрег советом Раймонда Триполитанского и завел армию в безводную пустыню, где их атаковали и окружили мусульмане. Многие из крестоносцев возле Тиверии были уничтожены.

Битва при Хаттине

4 июля в битве у Хаттина Саладин нанес сокрушительное поражение объединенной христианской армии. Египетский султан сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Только Раймонд Триполитанский и командовавший арьергардом барон Ибелин с небольшим отрядом кавалерии смогли прорваться через окружение (согласно одной из версий, с негласного одобрения Саладина, искренне уважавшего старого воина). Остальные крестоносцы были убиты или захвачены в плен, в том числе были пленены сам король иерусалимский, великий магистр ордена тамплиеров, Рейнальд Шатильонский и другие. Рейнальда Шатильонского Саладин собственноручно казнил.

Гвидо Лузиньяна впоследствии отпустил, взяв с того обещание, что он больше не будет воевать. Тем временем вернувшийся в Триполи Раймонд скончался от ран.

Саладин захватил Тиверию, Акру (ныне - Акко в Израиле), Аскелон (Ашкелон) и другие города (воины их гарнизонов, почти без исключений, попали в плен или погибли при Хаттине). Саладин уже шел на Тир, когда очень вовремя прибыл морем маркграф Конрад Монферратский с отрядом крестоносцев, обеспечив таким образом городу надежный гарнизон. Натиск Саладина был отбит. 20 сентября Саладин осадил Иерусалим. В отсутствие укрывшегося в Акре короля оборону города возглавил барон Ибелин. Однако защитников не хватало. Продовольствия тоже. Поначалу отвергнув относительно великодушные предложения Саладина. В конце концов гарнизон вынужден был сдаться. В пятницу 2 октября Саладин вступил в Священный город, который почти сто лет пребывал в руках христиан, и провел ритуал его очищения, проявив великодушие к христианам Иерусалима. Горожан Саладин отпустил на все четыре стороны при условии, что они внесут за себя соответствующий выкуп. Многим выкупиться не удалось, и они были обращены в рабство. Вся Палестина была захвачена Саладином. В королевстве только Тир остался в руках христиан. Возможно, в том, что Саладин пренебрег взятием этой крепости до наступления зимы, заключался его самый грубый стратегический просчет. Христиане сохранили за собой мощный оплот, когда в июне 1189 году оставшаяся армия крестоносцев во главе с Гвидо Лузиньяном и Конрадом Монферратским напала на Акру. Им удалось отогнать армию Саладина, шедшую на выручку осажденным. Саладин не имел флота, что позволило христианам дождаться подкреплений и оправиться от поражений, которые они потерпели на суше. Со стороны суши армия Саладина окружила крестоносцев плотным кольцом. За время осады состоялись 9 крупных боев и неисчислимое множество мелких столкновений.

Саладин и Ричард Львиное Сердце.

Ричард I Английский (Львиное Сердце)

8 июня 1191 года под Акру прибыл Ричард I Английский (впоследствии Львиное Сердце). В основном все крестоносцы признали молчаливо его лидерство. Ричард отогнал армию Саладина, шедшую осажденным на выручку, после чего повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон Акры капитулировал 12 июля без разрешения Саладина.

Ричард закрепил свой успех прекрасно организованным маршем на Аскелон (современный Ашкелон в Израиле), что был проведен вдоль побережья, до Яффы, и великой победой при Арсуфе, в которой войска Саладина потеряли 7 тысяч человек, а остальные обратились в бегство. Потери крестоносцев в этом бою составили около 700 человек. После этой битвы Саладин ни разу не решался вступать с Ричардом в открытый бой.

В течение 1191 - 1192 годов имели место четыре небольшие кампании на юге Палестины, в которых Ричард проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком, хотя как стратег Саладин его превзошел. Английский король постоянно перемещался между Бейтнубом и Аскелоном, имея своей конечной целью захват Иерусалима. Ричард I постоянно преследовал Саладина, который, отступая, применял тактику выжженной земли - уничтожал посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска. В январе 1192 года бессилие Ричарда проявилось в том, что он отказался от Иерусалима и стал укреплять Аскелон. Переговоры о мире, происходившие в это же время, показали, что Саладин является хозяином положения. Хотя в июле 1192 года Ричард одержал две великолепные победы у Яффы, мирный договор был заключен 2 сентября, и он стал триумфом Саладина. От Иерусалимского королевства остались только береговая линия и свободный путь на Иерусалим, по которому христианские паломники без проблем могли добираться до Святых мест. Аскелон был разрушен. Несомненно, что причиной гибели королевства стало единство исламского Востока. Ричард вернулся в Европу, а Саладин - в Дамаск, где он и скончался после непродолжительной болезни 4 марта 1193 года. Он был похоронен в Дамаске и был оплакан на всем Востоке.

Характеристика Саладина.

Саладин (Салах ад-Дин) - султан Египта и Сирии

Саладин обладал ярким характером. Будучи типичным мусульманином, суровым по отношению к неверным, захватившим Сирию, он, однако, проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Саладин прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. Саладин был очень прилежен в молитвах и постах. Он гордился своим родом, заявляя, что "Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу". Его великодушие проявилось в уступках, оказанных Ричарду, и его отношении к пленникам. Саладин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Более того, он проявил истинно мусульманскую преданность священной цели. Источник его успехов заключался в его личности. Он смог объединить исламские страны для борьбы с завоевателями-крестоносцами, хотя и не оставил своей стране кодекса законов. После его кончины империя поделена между его родственниками. Будучи способным стратегом, Саладин, однако, не мог сравниться с Ричардом в тактике и, кроме того, имел армию из рабов. "Мое войско ни на что не способно, - признавался он, - если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним". В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.

Саладин (Салах ад-Дин). Хронология жизни и деяний

1137 (1138) год - В семье Наима ад-Дина Айюба, военного комеданта крепости Текрит, родился третий сын, Юсуф.

1152 год - Юсуф поступает на службу к своему дяде Асад ад-Дину Ширку и получает в собственность небольшую территорию.

1152 год - Юсуф входит в состав военного командования Дамаска.

1164 - 1169 годы - Участие Юсуфа в египетских кампаниях эмира Асада ад-Дина Ширку.

1169 год - После смерти эмира Ширку Юсуф становится визирем египетского халифа и получает от него титул "Несравненный Правитель" ("аль-Малик аль-Назир").

1173 - 1174 годы - Первые кратковременные кампании Саладина против крестоносцев.

1174 год - Саладин захватывает Дамаск после смерти Нур ад-Дина.

1176 год - Признание власти Саладина над Сирией со стороны Зенгидов (кроме правителя Мосула), а также - со стороны багдадского халифа. Поход на земли ассасинов и заключение договора с Рашид ад-Дином Синаном.

1177 год - Поражение Саладина от армии иерусалимского короля Болдуина IV при Рам-Аллахе.

1186 год - Принятие вассальной клятвы от правителя Мосула.

1189 - 1191 годы - Военные действия у Акры.

Использованная литература.

1. Смирнов С.А. Султан Юсуф и его крестоносцы. - Москва: АСТ, 2000. 2. Всемирная история войн/ отв. ред. Р. Эрнест и Тревор Н. Дюпюи. - Книга первая - Москва: Полигон, 1997. 3. Всемирная история. Крестоносцы и монголы. - Том 8 - Минск, 2000.

Талантливый полководец, мусульманский лидер XII в. Салах ад-Дин родился в Тикрите, курд по происхождению, мусульманин-суннит, сын одного из военачальников правителя Сирии Hyp ад-Дина.

Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом.

Ранние годы жизни

Салах ад-Дин родился в 1138 г. в Тикрите (ныне территория Ирака) в курдской семье, происходившей из Киликийского княжества. Отец его, Наджм ад-Дин Айюб, был правителем Баальбека.

В течение нескольких лет юный Салах ад-Дин жил в Дамаске, получая разностороннее образование (в том числе и теологическое).

Он был представлен при дворе тогдашнего эмира Халеба и Дамаска Нур ад-Дина (Нуреддина) Зенги, где служили многие его родственники.

Под началом одного из них - своего дяди Ширкуха - Салах ад-Дин завершил своё военное образование в войнах с халифатом Фатимидов в 60-х годах XII в.

В 1169 г. он стал визирем Египта, где проводил взвешенную и осторожную политику. Как представитель суннизма Салах ад-Дин не мог сильно влиять на армию Египта, где правил исмаилитский халиф Аль-Адид (1160-71).

Когда в сентябре 1171 г. Аль-Адид умер, Салах ад-Дин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади, халифа из рода Аббасидов, правившего в Багдаде. Это означало отстранение прежней линии правителей от власти.

С этого времени Салах ад-Дин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории эмира Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом.

Салах ад-Дин оживил экономику Египта, провёл реформу армии. Следуя советам отца, он, однако, всячески избегал любых конфликтов с Нур ад-Дином, своим формальным повелителем. Только после его смерти (1174) Салах ад-Дин принял титул султана Египта.

Он восстановил в Египте суннизм и стал основателем династии Айюбидов. Ещё на протяжении десятилетия Салах ад-Дин присоединял прилегающие к своей державе земли. В 1174 г. он овладел Хамой и Дамаском, в 1175 г. - Халебом.

Первые завоевания

В 1163 году, изгнанный из Египта по приказу фатимидского халифа аль-Адида визирь Шевар ибн Муджир попросил военной поддержки у Нур ад-Дина. Это стало хорошим поводом для завоевания, и в 1164 году Ширкух с армией выступил в Египет. Салах ад-Дин в возрасте 26 лет отправляется вместе с ним в должности младшего офицера. Шевар, восстановленный в должности визиря, потребовал вывода войск Ширкуха из Египта за 30000 динаров, но тот отказался ссылаясь на желание Нур ад-Дина. Обнаружив то, что Ширкух планирует захватить Египет Шевар ибн Муджир обращается за помощью королю Иерусалима Амори I. Роль Салах ад-Дина в этой экспедиции была незначительна. Известно только, что он участвовал в подготовке к обороне Бильбейса, осаждённого объединёнными силами Шевара и Амори I Иерусалимского.

После трёхмесячной осады Бильбейса противники вступили в бой на границе пустыни и Нила, к западу от Гизы. В этой битве Салах ад-Дин сыграл важную роль, командуя правым крылом армии Зангидов. Курдские силы находились слева. В центре находился Ширкух. После ложного отступления Салах ад-Дина Крестоносцы попали на местность, которая была слишком крутой и песчаной для их лошадей. Бой завершился победой Зангидов и Салах ад-Дин помог Ширкуху одержать по словам Ибн аль-Асира одну из «самых замечательных побед в истории человечества», но по мнению большинства источников Ширкух потерял в этой битве большинство своего войска, и это сложно было назвать полной победой.

Крестоносцы обосновались в Каире, а Салах ад-Дин и Ширкух выдвинулись к Александрии, которая дала им деньги и оружие, и стала их базой. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта.

Египет

Эмир Египта

Попытка Асад ад-Дина Ширкуха захватить Александрию в 1167 году закончилась поражением от объединённых войск Фатимидов и Амори I. Но в следующем году крестоносцы взялись грабить своего богатого союзника и халиф аль-Адид попросил в письме у Нур ад-Дина защитить мусульман Египта. В 1169 году Асад ад-Дин Ширкух взял Египет, казнил Шевара и принял титул великого визиря. В том-же году Ширкух скончался и несмотря на то, что Нур ад-Дин выбрал нового приемника, аль-Адид назначил Саладина новым визирем.

Причина по которой шиитский халиф аль-Адид выбрал суннита Салах ад-Дина до сих пор неясна. Ибн аль-Асир утверждает, что халиф выбрал его после рассказа советников, что «нет более слабого и молодого» чем Салах ад-Дин, и «никто из эмиров не повинуется и не служит ему». Тем не менее, согласно этой версии, после некоторых переговоров, Салах ад-Дин был принят большинством эмиров. Советники аль-Адида предполагали таким образом разбить ряды Зангидов. В то же время Аль-Вахрани писал, что Салах ад-Дин был выбран из-за репутации его семьи, за их «великодушие и воинскую честь». Имад ад-Дин писал, что после траура по Ширкуху «мнения разделились» и халифы Зангидов поставили на Салах ад-Дина и заставили халифа «инвестировать в визиря». И хотя позиции были осложнены конкуренцией исламских лидеров, основная часть сирийских правителей поддерживала Салах ад-Дина за его достижения в египетской экспедиции, в которой он получил большой военный опыт.

Вступив в должность эмира 26 марта 1169 года, Салах ад-Дин раскаялся «в винопитии и отвернулся от легкомыслия, обратившись к религии». Получив самую большую власть и независимость, чем когда-либо прежде в своей карьере, он сталкивается с проблемой преданности между аль-Адидом и Нур ад-Дином. Последний, был враждебно настроен к назначению Салах ад-Дина и по слухам, говорил: «Как он смеет [Салах ад-Дин] делать что-то без моего приказа?» Он написал несколько писем Салах ад-Дину, который опустил их, не отказываясь от своей верности к Нур ад-Дину.

В том-же году группа египетских солдат и эмиров попытались убить Салах ад-Дина, но благодаря главе его разведки Али бин Сафьяну был арестован и убит главный заговорщик - суданский евнух, управляющий дворца фатимидов - Наджи Мутамин аль-Кхилафа. На следующий день 50000 суданцев, для которых Наджи был представителем их интересов во дворе, подняли бунт против Салах ад-Дина. К 23 августа восстание было подавлено, после этого Салах ад-Дин больше никогда не сталкивался с угрозой бунта в Каире.

К концу 1169 года, Салах ад-Дин с поддержкой Нур ад-Дина побеждает силы крестоносцев и византийцев вблизи Думьята. Позже, весной 1170 года Нур ад-Дин, по просьбе Салах ад-Дина, отправляет его отца в Каир с поощрениями от Багдадского халифа аль-Мустади из рода Аббасидов, который пытается оказать давление на Салах ад-Дина для скорейшего свержения своего соперника аль-Адида.

После этого Салах ад-Дин укрепил свою власть и суннитское влияние в Египте, раздав высокие посты членам своей семьи. Он открывает в Каире филиал Маликийского мазхаба, что приводит с уменьшению влиянию Шафиитского мазхаба из аль-Фустат.

После установления себя в Египте, Салах ад-Дин начал кампанию против крестоносцев, осадив Дарум (современный сектор Газа) в 1170 году. Амори I снял гарнизон тамплиеров из Газы для защиты Дарума, но Салах ад-Дин отступил от Дарума и взял . Он разрушил город за пределами крепости и убил большинство его жителей, после того как они отказали ему сдать город. Неизвестно когда именно, но в том-же году, он напал и захватил замок , который представлял угрозу для прохода мусульманских кораблей.

Султан Египта

Со слов Имад ад-Дина аль-Исфахани, в июне 1171 года Нур ад-Дин написал множество писем Салах ад-Дину, в которых требовал установление халифата Аббасидов в Египте. Последний старался отмалчиваться, боясь оттолкнуть от себя шиитское население и знать. Через два месяца Салах ад-Дин координируется с Наждмом аль-Адин аль-Кабушани, шафитским факихом, который был в оппозиции к шиитскому правлению в стране.

Когда к сентябрю 1171 года Аль-Адид заболел (и возможно был отравлен), он попросил Салах ад-Дина навестить его, с расчётом попросить его позаботиться о своих детях. Салах ад-Дин отказался, опасаясь потерять расположение Аббасидов, и, как говорят, впоследствии очень жалел, узнав о его намерении.

Аль-Адид умер 13 сентября и через пять дней Салах ад-Дин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади. Это означало отстранение шиитского халифата от власти. С этого времени Салах ад-Дин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории эмира Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом.

25 сентября 1171 года Салах ад-Дин покидает Каир, для того, чтобы принять участие в нападении на Керак и Монреаль (территория современной Иордании), замок . Когда казалось, что крепость уже готова сдаться, Салах ад-Дин узнает, что со стороны Сирии выступил Нур ад-Дин, для участия в операции. Понимая, что если он встретится с ним лично, то больше не будет управлять Египтом, Салах ад-Дин снимает свой лагерь и возвращается в Каир под предлогом начавшихся волнений в Египте. Этот поступок увеличивает напряжённость в его непростых отношениях с Нур ад-Дином, до такой степени, что последний собирается выступить с армией на Каир. Послушав своего отца, Салах ад-Дин пишет письмо с извинениями, но Нур ад-Дин не принимает его оправданий.

Летом 1172 года нубийская армия осаждает Асуан. На помощь губернатору Асуана приходит брат Салах ад-Дина - Туран-Шах. Несмотря на то, что нубийцы были разбиты, они снова возвращаются в 1173 году. На этот раз Египетская армия выходит из Асуана и захватывает нубийский город Ибрим. Нур ад-Дин не предпринимает никаких шагов против Египта, но просит вернуть 200000 динар, которые он выделил на армию Ширкуха. Салах ад-Дин платит этот долг 60000 динар, драгоценностями и товарами.

9 августа 1173 года после падения с лошади умирает отец Салах ад-Дина Айюб, и Нур ад-Дин понимая, что у него не осталось влияния в Каире, готовится к захвату Египта. В начале 1174 года Салах ад-Дин отправляет Туран-Шаха в кампанию по захвату порта Аден и Йемена, запасного плацдарма на случай вторжения в Египет.

Аннексия Сирии

Взятие Дамаска

В начале лета 1174 году Нур ад-Дин готовит армию для нападения на Египет, собирая войска в Мосуле, Диярбакыре и Аль-Джазире. Аюбиды отправляют посла к Салах ад-Дину с этим известием, и он собирает свои войска под Каиром. Внезапно, 15 мая Нур ад-Дин умирает (некоторые источники говорят об отравлении), оставляя одиннадцатилетнего наследника, ас-Салеха. Его смерть даёт политическую независимость Салах ад-Дину.

Для того, чтобы не выглядеть захватчиком Сирии и остаться лидером борьбы с крестоносцами, Салах ад-Дин выбирает позицию защитника ас-Салеха. В письме последнему, он обещает «быть в качестве меча», и ссылается на смерть его отца как на «землетрясение». Уже в октябре 1174 года Салах ад-Дин выдвигает к Дамаску отряд из семисот конников. Напуганый ас-Салех и его советники отступают в Алеппо, а люди преданные семье Салах ад-Дина впускают армию последнего в город.

Дальнейшее завоевание

Оставив Дамаск под началом одного из своих братьев, Салах ад-Дин приступает к захвату городов, ранее принадлежащих Нур ад-Дину. Его армия захватывает Хаму, но отступает перед хорошо укреплённым Хомсом. И когда в декабре 1174 года Салах ад-Дин берёт в осаду Алеппо, юный ас-Салех выходит из дворца и обращается к гражданам с просьбой защитить город ради памяти о его отце. Один из летописцев Салах ад-Дина утверждал, что после этой речи люди «подверглись его чарам». Опасаясь прямого конфликта с ас-Салехом Салах ад-Дин снимает осаду.

Советники ас-Салаха просят помощи у Рашид ад-Дина Синана. Лидер исмаилитов и сам желает отомстить человеку, который отстранил Фатимидов от власти в Египте. 11 мая 1175 года группа из тринадцати ассасинов проникает в лагерь Салах ад-Дина, но их вовремя замечает охрана и предотвращает покушение. В 1177 году, для того чтобы получить выход к морю, Салах ад-Дин начинает готовиться к захвату территории Иерусалимского королевства. В октябре 1177 года происходит (иначе - битва при Рамле, в исламских источниках - сражение при Телль Ас-Сафите), где Салах ад-Дин терпит поражение от войск .

Борьба с крестоносцами

Самым известным фактом биографии Саладина стала его борьба с крестоносцами. Эти войны нашли своё отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства (наиболее известен роман Вальтера Скотта «Талисман»).

Салах ад-Дин объединил силы мусульман для борьбы против крестоносцев.

Главный оппонент крестоносцев пользовался уважением в христианской Европе за рыцарские доблести: храбрость и великодушие к противнику.

Ричард I Львиное Сердце, один из главных вождей крестоносцев, стал почти другом Салах ад-Дина: они отзывались друг о друге исключительно восторженно, предоставляли различные льготы подданным друг друга, виделись только один раз, во время перемирия в крестовом походе.

После двухлетней осады крестоносцам удалось вернуть , а затем и .

Смерть

Саладин скончался во время приготовлений к походу на Багдад, чтобы восстановить прежний арабский халифат.

Он был похоронен там же и оплакан на всем Востоке как защитник веры.

В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.

После смерти султана его империю разделили наследники: Аль-Азизу достался Египет, аль-Афзалю - Дамаск, аз-Захиру - Алеппо.

Фотогалерея



Полезная информация

Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб
араб. صلاح الدين يوسف ابن ايوب‎‎
Юсиф ибн Айюб (Юсиф сын Айюба) - имя, данное ему при рождении
Салах ад-Дин - почётное имя, означающее «Честь веры»
В Европе боле известен под именем Саладин
англ. Saladin

Источники

Существует много источников, написанных современниками Салах ад-Дина. Из них стоит выделить работы личных биографов и историков: Баха ад-Дин ибн Шаддада - учителя и советника Салах ад-Дина, Ибн аль-Асира - историка из Мосула, аль-Кади аль-Фадиля - личного секретаря Салах ад-Дина.

Цитаты

«Я начал с того, что сопровождал моего дядю. Он завоевал Египет и потом умер. И тогда Аллах дал мне в руки власть, которую я совсем не ожидал»

«Мое войско ни на что не способно, если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним».

Салах ад-Дин

Семья

Согласно Имад ад-Дину, прежде чем Салах ад-Дин покинул Египет в 1174 году, он стал отцом пятерых сыновей. Аль-Афдал, его старший сын, который родился в 1170 году и Усман, который родился в 1172 году, сопровождали Салах ад-Дина в Сирию.

Третий сын, Аль-Захир Гази стал впоследствии правителем Алеппо. Мать Аль-Афдала родила ещё одного ребенка в 1177 году.

Согласно Калгашанди, двенадцатый сын родился 1178 году, и в то же время в списке Имад ад-Дина он выступает в качестве седьмого ребенка.

Память о Салах ад-Дине в современном мире

Салах ад-Дин, главный противник крестоносцев, пользовался всё же большим уважением в христианской Европе за свои рыцарские качества: храбрость в бою и великодушие к побеждённому противнику. Один из главных вождей крестоносцев, Ричард Львиное Сердце, даже считал Саладина почти другом.

Салах ад-Дин был кумиром Саддама Хусейна, который, как и он, родился в Тикрите, на реке Тигр; при Саддаме в Ираке был культ Салах ад-Дина.

Не забывает Салах ад-Дина и современная массовая культура (фильмы и компьютерные игры). В массовой культуре чаще всего именно Салах ад-Дин показывается как полководец и правитель сарацинов времён Третьего Крестового похода - хотя было и множество других, Салах ад-Дин приобрёл наибольшую известность. Персонаж Салах ад-Дина фигурирует в фильме «Царство небесное» (2005, реж. Ридли Скотт, в роли Саладина - Гассан Массуд), а также в фильме «Арн: Рыцарь-тамплиер» (2007, реж. Петер Флинт), где он представлен как мудрый и благородный воитель и вождь.

Саладин неоднократно появлялся в компьютерных играх: в таких играх, как Age of Empires II и Stronghold Crusader, присутствует кампания за его войска (также в игре Stronghold Crusader он является одним из компьютерных противников).

В конце XI века рати христианских рыцарей двинулись на Ближний Восток. Их целью было освобождение Гроба Господня от власти мусульман. В течение нескольких десятилетий значительная часть территории Палестины была занята христианами; казалось, ничто не сможет противостоять такой силе. Однако спустя неполные сто лет после Первого Крестового похода ситуация изменилась. На Ближнем Востоке появился воин, бросивший вызов рыцарям – это был Салах-ад-Дин , которого крестоносцы и вообще все европейцы назвали .

1095 год. Во французском городе Клермоне заканчивался собор, созванный папой Урбаном II ; как всегда, собрание духовенства привлекло пристальное внимание людей светских, в том числе влиятельных представителей рыцарского сословия. После окончания совещания Урбан II выступил с совершенно неожиданной для собравшихся речью. Не жалея черных красок, он живописал тяжелую судьбу христиан Палестины и призвал слушателей защитить единоверцев и освободить Святую землю, оскверняемую мусульманами. Несмотря на то, что положение христиан в Палестине не было настолько плохим, как его представил папа, это воззвание было воспринято как руководство к действию.

По всей Европе началась организация Крестового похода, целью которого было освобождение Святой земли из-под власти мусульман. Первая попытка освобождения Гроба Господня, среди участников которой преобладала крестьянская беднота , закончилась поражением. Однако следующие походы, организованные уже преимущественно рыцарством, были более успешными . Сражающиеся во имя Бога воины были действительно страшной силой, но нередко она обращалась на ни в чем не повинных жителей захваченных городов, и тогда не было пощады ни мусульманам, ни иудеям, ни христианам.

Авторы арабских летописей не скрывали своего возмущения. Рыцари, сражающиеся под знаменем Иисуса, быстро взяли Антиохию, Иерусалим и другие города Палестины, прежде находившиеся под контролем турков-сельджуков, но вскоре темпы экспансии франков несколько замедлились. Контроль над завоёванными землями получили наиболее влиятельные вожди крестоносцев, а города стали центрами новых христианских государств на территории Ближнего Востока. Их элиту составило западное рыцарство, а подданными были люди многих народностей и религий. Тем не менее, война с мусульманами не утихала. После первых поражений мусульмане стали оказывать крестоносцам более сильное сопротивление. Мосульский атабек Имад-ад-Дин Занги объединил значительную часть Сирии и Северного Ирака; войска под его руководством развернули военные действия против христиан, заняли графство Эдессу и разграбили земли Антиохии.

Сын Занги, Нур-ад-Дин , с успехом продолжил борьбу с франками. От безустанных атак христиан больше всех страдали владения египетской династии Фатимидов. Подстрекаемый крестоносцами король Иерусалима Амальрик I организовывал всё новые походы на Египет, и единственным спасением для здешних властителей оставалась помощь со стороны сирийских Зангидов. В Египет прибыл с войском один из их вассалов, курд из рода Айюбидов Ширкух Асад-ад-Дин , известный также как Лев Веры . Ширкух изгнал из Египта крестоносцев Амальрика I, однако не спешил покинуть страну и занял должность визиря – наиболее важный пост во властной иерархии. Впрочем, триумф Ширкуха был недолгим – через несколько недель Лев Веры скончался, а пост визиря унаследовал его племянник Салах-ад-Дин.

Так род Айюбидов стал одним из наиболее важных на Ближнем Востоке. Основателем рода, к которому принадлежал Саладин, был Шади из племени курдов, чьи земли располагались в окрестностях горы Арарат. В поисках лучшей судьбы он с двумя сыновьями, Айюбом и Ширкухом, двинулся на юг. Семья осела в городе Тикрит над Тигром, что на территории нынешнего Ирака; здесь Шади получил должность управителя крепости, а после него этот пост унаследовал Айюб.

Вскоре, однако, удача отвернулась от рода: он утратил все привилегии и вынужден был покинуть город под страхом смерти, отправившись в Сирию. Как утверждает легенда, Салах-ад-Дин родился в последнюю ночь пребывания его семьи в Тикрите (1138). На самом деле мальчика звали Юсуф ибн Айюб, а Салах-ад-Дин – это почетное прозвище, означающее Слава веры . При покровительстве нового патрона – султана Нур-ад-Дина – положение Айюбидов укрепилось. Они получили во владение новые земли, а Салах-ад-Дин под руководством своего дяди смог приобрести ценный политический и военный опыт.

Впрочем, в юности будущего победителя крестоносцев больше, чем политика и военное искусство, интересовала теология – в Дамаске он изучал богословие. По этой причине политический дебют Салах-ад-Дина состоялся относительно поздно: ему было 26 лет, когда вместе со своим дядей он отправился по приказу Нур-ад-Дина на помощь Египту. После смерти Ширкуха Салах-ад-Дин начал укреплять политическое и военное влияние Айюбидов в Египте. Разгневанный этим Нур-ад-Дин выслал в Египет собственных сборщиков податей и даже готовил войско, чтобы покарать недостаточно лояльного вассала; лишь смерть султана (1174) воспрепятствовала реализации этого плана. После смерти Нур-ад-Дина Салах-ад-Дин принял титул султана Египта.

После упрочения своего положения в Египте Салах-ад-Дин принялся за объединение земель Ближнего Востока под своей властью. Достижению этой цели он посвятил следующие 12 лет, и одной из преград на его пути были христианские государства крестоносцев во главе с Иерусалимским королевством. Впрочем, Салах-ад-Дин смог извлечь немалую выгоду из противостояния с неверными: благодаря войне против крестоносцев он мог укреплять свой образ защитника веры и тем оправдывать постоянное расширение своего влияния на Ближнем Востоке. В то время как сила Салах-ад-Дина росла, христианским властителям приходилось всё труднее. Конфликты между представителями различных кругов властной элиты, стремление духовно-рыцарских орденов к расширению влияния, постоянная нехватка войск и династические проблемы преследовали Иерусалимское королевство.

Вскоре после того, как умер король Балдуин IV Прокажённый (1186), последовательно боровшийся с властными устремлениями баронов, власть перешла к сестре короля Сибилле и её мужу Ги де Лузиньяну . Наибольшей проблемой новых властителей Иерусалима были самовольные набеги крестоносцев на мусульманские территории. Одним из таких непокорных рыцарей был барон Рено де Шатильон , хозяин замка Крак. Этот рыцарь неоднократно нарушал перемирия, нападая на мусульман, чей путь в Мекку пролегал через его владения. Осенью 1182 года Рено организовал дерзкий морской рейд в Красное море, разграбил его африканское побережье, после чего его люди пустили на дно попавшееся им судно с мусульманскими паломниками. Граф неоднократно нарушал договоренности об охране паломников обеих сторон, о чем свидетельствуют весьма недоброжелательные отзывы арабских летописцев.

То ли в конце 1186, то ли в начале 1187 Рено де Шатийон, ограбил караван, везший сестру самого Саладина к ее жениху. Она не пострадала и была отпущена (по другим сведениям Рено ее жестоко изнасиловал), но прежде барон реквизировал у нее все драгоценности. При этом он коснулся девушки, что считалось неслыханным оскорблением. Саладин поклялся отомстить, и в июне 1187 года его 50-тысячное войско выступило в поход.

Основу армии Саладина составляли мамлюки – бывшие рабы. Из этих умелых воинов, беззаветно преданных своим командирам, набирались отряды конных копейщиков и лучников, которые быстро наступали и также быстро отходили, оставляя позади неповоротливых в своей броне рыцарей. Другую часть войска составляли насильно мобилизованные феллахи – крестьяне. Эти сражались плохо и неохотно, но могли задавить противника массой.

Расправа с вероломным крестоносцем послужила Салах-ад-дину прекрасным поводом для окончательного объединения земель Ближнего Востока под своим владычеством. Неэффективное руководство и недостаток питьевой воды привели к тому, что уже в первом сражении, битве при Хаттине , войска крестоносцев потерпели жестокое поражение. Король Ги Лузиньян, его брат Амори (коннетабль королевства), магистр тамплиеров Жерар де Ридфор, Рено де Шатильон и многие другие христианские лидеры попали в плен. Саладин, благородство которого признавали и христиане, и на этот раз продемонстрировал великодушие в отношении поверженных, которое, правда, не распространилось на попавшего в его руки ненавистного де Шатильона. Саладин собственной рукой отсек ему голову.

После этого Саладин победным маршем прошелся по Палестине, которую некому было защищать. Ему сдались Акра и Аскалон, а последний порт христиан Тир удержался благодаря лишь тому, что его защищал прибывший из Константинополя граф Конрад Монферратский , отличавшийся умом и энергией. 20 сентября 1187 года султан осадил Иерусалим . Защитников не хватало, продовольствия тоже, стены сильно обветшали, 2 октября город сдался. Саладин не повторил тех жестокостей, что совершили когда-то крестоносцы: он позволил всем жителями покинуть город за сравнительно небольшой выкуп и даже взять с собой кое-что из имущества. Однако многие бедняки не имели денег и стали рабами. Победителю достались громадные богатства и все святыни города, церкви которого превратили снова в мечети. Однако христианским паломникам, посещающим Иерусалим, Саладин гарантировал неприкосновенность.

Падение Иерусалима стало тяжелым ударом для всех христиан. Трое самых могущественных властителей – германский император Фридрих I Барбаросса , король Франции Филипп II Август и правитель Англии Ричард I Львиное Сердце – приняли решение о новом крестовом походе. С самого начала удача не сопутствовала крестоносцам. Согласия между ними не было, поэтому армии двинулись в Палестину поодиночке. Первым в мае 1189 года в путь отправился германский император Фридрих Барбаросса. Он следовал в Святую землю по суше, но не дошел даже до Сирии. В июне 1190 года император неожиданно утонул при переправе через горную речку. Его войско частью вернулось домой, частью все же добралось до Палестины, но там почти целиком вымерло от эпидемии чумы.

Тем временем англичане и французы добирались до Святой Земли морским путем. По пути им пришлось немало повоевать. Свое прозвище король Ричард заслужил, сражаясь не с сарацинами, а с восставшими против него жителями Сицилии. В ходе еще одной маленькой войны он отнял у византийцев остров Кипр и позже отдал его беглому иерусалимскому королю Ги де Лузиньяну. Только в июне 1191 года Ричард I и Филипп II прибыли в Палестину. Роковым просчетом Саладина стало то, что он оставил крестоносцам Тир. Укрепившись там, они смогли получать помощь из Европы и осадили мощную крепость Акра. У ее стен и появился король Ричард, и началась схватка двух противников, равных по силе и смелости.

Своим бесстрашием английский король вызвал искреннее восхищение Саладина. Говорят, что однажды, узнав, что у его противника от жары болит голова, султан отправил Ричарду корзину снега с горных вершин. Простые мусульмане относились к Ричарду куда хуже и на то были причины. Король не раз проявлял свою жестокость. 12 июля Акра пала, и у ее стен он приказал отсечь головы более чем двум тысячам пленных мусульман, которые не смогли заплатить выкуп. После взятия Акры король Филипп II Август вернулся во Францию, и задача освобождения Святого Города легла на плечи Ричарда.

Крестоносцы двинулись на юг, разбивая один за другим отряды противника. Тут-то и проявились недостатки армии Саладина, состоявшей из подневольных людей. Двигаясь от Акры на Аскалон крестоносцы разбили войско сарацин у крепости Арсуф. Потеряв в битве при Арсуфе 7 000 человек убитыми, султан уже не решался вступать с Ричардом в крупное сражение.

После взятия Аскалона армия крестоносцев продолжала свой путь к Святому Городу. Когда крестоносцы прибыли под стены Иерусалима, стало очевидным, что взятие города не будет легким. Долгая осада изнурила воинов, а результаты были ничтожны. Противники оказались в патовой ситуации: Ричард блокировал сообщение между двумя частями владений Салах-ад-дина – Сирией и Египтом, – а войско султана продолжало успешно оборонять город и сдаваться не собиралось. Эта осада позволила христианам в очередной раз убедиться в благородстве Саладина – так, когда Ричард Львиное Сердце заболел, султан присылал ему щербеты, приготовленные на целебной воде из родников ливанских гор.

В легенды вошли рассказы о том, что Саладин отпускал на свободу пленных, не имевших денег на выкуп, а однажды сам выкупил плененного во время битвы ребенка и вернул его матери. В связи с тупиком, в который зашло противостояние (а так же в связи с плохими известиями для Ричарда из Европы), стороны пошли на переговоры о перемирии и в сентябре 1192 года было заключено мирное соглашение. Христиане сохраняли за собой побережье от Тира до Яффы, а Салах-ад-дин контролировал земли, лежащие в глубине континента. Крестоносцы покидали Святую землю, но паломничества христиан к святым местам могли осуществляться беспрепятственно.

По пути на родину Ричард, оказавшись во владениях австрийского герцога Леопольда V , сполна испытал последствия своего не вполне рыцарского поступка. При взятии Акры он сбросил со стены флаг, который герцог поднял первым. Леопольд затаил обиду и теперь взял Ричарда в плен и заточил в замок, а затем уступил пленника императору Генриху VI . Король был отпущен только через два года за неслыханный выкуп: 150 тысяч марок – двухлетний доход английской короны. Дома Ричард сразу ввязался в очередную войну и в 1199 году погиб от случайной стрелы при осаде французского замка. Салах-ад-Дина к тому времени уже не было в живых. В последнем походе он заболел лихорадкой и умер в Дамаске 4 марта 1193 года. Весь Восток оплакивал его как защитника веры.

Фильм Салах ад-Дин из серии “Тайны истории” канала National Geographic .

После этих событий в Египте, обстоятельства разворачиваются неожиданно — Шавир, боясь за свою власть, начинает сотрудничать с франками. И всё же власть переходит к Асад ад Дину Ширкуху, дяде Салахуддина. В это время дядя советуется со своим племянником, зная его способности правителя и умение распознавать людей. После смерти Асада, власть над Египтом примерно в 1169-1171 годах переходит к Салахуддину. Чуть позднее он напишет:

«Я начал с того, что сопровождал моего дядю. Он завоевал Египет и потом умер. И тогда Всевышний Аллаh дал мне в руки власть, которую я совсем не ожидал»

Официально считается, что Саладдин представлял Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом. С этого момента он начал уделять больше внимания к политически делам: создавать порядок и объединять народы на территории Египта, Аравии и Сирии, вести войну против крестоносцев. Так, прочно укрепившись у власти, он постепенно начал снаряжать военные походы против франков. Все эти события привели к объединению франков с византийцами.

Благодаря эффективным действиям султана и тем продуманным мерам, которые он предпринял для укрепления гарнизона города Дальметта (вынудил воевать крестоносцев в два фронта) — он сумел вытеснить врага. В 1169 году Салах ад-Дин, объединившись с Нур ад-Дином разбивает крестоносцев и византийцев около Думьята.

Хочется упомянуть человека по имени Нур ад-Дин Махмуд Занги из династии Зангидов (сын Имад ад-Дина Занги) - сельджукский атабек. Он не только оставил заметный след в истории, но и сыграл важную роль в жизни Салахуддина. Несмотря на некоторые политические обстоятельства, они поддерживали друг друга. Нур ад-Дин в свое время объединил мусульман в реальную силу, успешно воевавшую с крестоносцами. Историки называют Салахуддина наследником Нур ад-Дина.

В Сирию

Смерть Нур Ад Дина (Дамаск) в 1174 году, правителя Сирии, привела к началу беспорядков из-за неопытности и слабой влиятельности его сына ал-Малика ас-Салих Исмаила, который унаследовал власть. Все эти события вынудили Салахуддина пойти в Сирию, чтобы установить там порядок и взять сына покойного Нур Ад Дина под личное попечительство. Дамаск перешел под власть султана без борьбы и сопротивления. Несмотря на большую военную мощь Саладдина, военная компания протекла мирно. Жители, наслышанные о благородстве Айюби, встретили его с радушием и надеждой.

В некоторых исторических справках эти события трактуются отрицательно из-за того, что Нур Ад-Дин перед смертью намеревался пойти войной против Саладдина. Некоторые историки склоняются, что Нур Ад Дина отравили. Сам Салахуддин позднее расскажет следующее:

«Мы получили сведения, что Hyp ад-Дин выразил намерение пойти походом на нас, в Египет, и некоторые члены нашего совета считали, что мы должны выступить против него и открыто порвать с ним. Они сказали: "Мы пойдем в поход против него во всеоружии и изгоним его отсюда, если услышим, что он намеревается вторгнуться на нашу землю". Я был единственным, кто возразил против этой идеи, сказав: "Мы даже думать не должны о таком". Споры среди нас не прекращались до тех пор, пока мы не получили известие о его смерти»

Семья

Жена - Исмат ад-Дин Хатун. Была благороднейшей женщиной своего времени. Также обладала богобоязненностью, мудростью, щедростью и храбростью.

У Салахуддина было много детей. Самый старший сын - Аль-Афдал родился в 1170 году, второй — Усман родился в 1172 году. Они участвовали в Сирийской кампании, а также воевали плечом к плечу со своим отцом в других битвах. Третий сын - Аль-Захир Гази впоследствии стал правителем Алеппо.

Справедливость Салахуддина

Султан Cалахуддин был справедливым, помогал нуждающимся, защищал слабых . Каждую неделю он принимал людей, не отказывая никому, чтобы выслушать их проблемы и принять решения, дабы справедливость Всевышнего заняла свое место. К нему стекались все — от старых и беспомощных до притесненных и жертв беззакония. При нем была учреждена социальная система, которая была направлена на решение проблем народа.

Помимо личного приема людей, также принимались петиции и документы, чтобы открыть двери правосудия. На приеме, он внимательно выслушивал каждого, чтобы понять проблему. В документах известен случай когда некий человек по имени Ибн Зухейр, жаловался на Таки Аддина, племянника султана, из-за его несправедливости. Несмотря на уважение и любовь к племяннику, Cалахуддин не пожалел его и тот предстал перед судом.

Также известен случай когда один старик пришел с жалобой на самого султана . В ходе судебных разбирательств, выяснилось, что старик был неправ и пришел только ради милости султана к людям. Cалахуддин сказал: «Аааа, тогда это другое дело», - и вознаградил старика, чем подтвердил свои редкостные качества — щедрость и великодушие.

Щедрость

Это одна из черт Салахуддина, которая сильно выделяла его. У него было много богатств, но после смерти оставил после себя лишь около 40-50 дирхамов и слиток золота. Его щедрость была легка и безгранична. Как сообщает один из помощников султана, после взятия Иерусалима, Cалахуддин продал свои земли, чтобы сделать подарки послам, так как у него не было достаточно денег в этот момент по причине их раздачи другим лицам.

Cалахуддин часто отдавал больше того, о чем его просили. Он никогда не отказывал даже когда к нему обращались повторно. Никто не слышал от него: «Они получали уже помощь», - и никто не уходил без помощи. В письмах сообщается интересный момент. Однажды глава дивана заявил: «Мы вели учет количеству коней, подаренных Султаном в одном городе, и их число превысило десять тысяч». Щедрость лилась из его рук с таким усердием, что его современники были поражены этим качеством, некоторые радовались, а некоторые пользовались этим ради наживы.

Терпеливость

В 1189 году Cалахуддин разбил лагерь напротив врага на равнине Акры. В походе он сильно заболел, его тело покрылось сыпью. Превозмагая недуг, он продолжил выполнять свои обязанности наилучшим образом - контролировать своё войско и управлять им, не покидая седла с раннего утра до заката. Все это время он терпеливо выносил всю боль и тяжесть ситуации, повторяя:

«Когда я в седле, то не чувствую боли, она возвращается только тогда, когда я схожу с коня».

Он был смиренным перед волей Всевышнего. Читая письмо, где сообщалось о смерти его сына Исмаила, глаза его наполнялись слезами, но дух не взбунтовался, вера не ослабла.

Мужество и решительность

Мужество, сильный характер и решительность Салахуддина определили ход истории на века. В сражениях он отправлялся в бой в первых рядах, не терял решительности даже когда оказывался с малочисленным отрядом перед многочисленным и опасным врагом. Перед битвой он лично обходил войско от начала до конца, вдохновляя воинов и укрепляя их мужество на личном примере, а также сам распоряжался где сражаться тем или иным отрядам.

Он никогда не выражал беспокойства относительно численности врага с которым ему приходилось воевать, сохраняя трезвость разума и крепость духа. В подобных ситуациях ему приходилось оказываться много раз, и он принимал решения, совещаясь со своими военачальниками. В битве с крестоносцами при Акре осенью 1189 года , когда армия мусульман была на грани поражения, Cалахуддин с вверенными ему отрядами продолжал удерживать свои позиции. Несмотря на то, что центр войска был рассеян и остатки армии бежали с поля боя. Это факт поверг воинов в стыд и они, одухотворенные примером своего командира, вернулись к своим позициям. Тогда обе стороны понесли тяжелые потери. Затем настало время мучительных и долгих ожиданий, когда раненные и не надеявшиеся на подкрепление, стояли напротив врага и ждали своей участи. Итогом противостояния стало перемирие.

Салахуддин не жалел себя на пути Всевышнего. Он расставался со своей семьей и родиной, чтобы освободить земли от владычества захватчиков и тиранов, предпочитая жизнь в военных походах. Он очень любил истории, хадисы и аяты Корана, где говорилось про усердие на пути Всевышнего Аллаhа.

Доброта и нрав

Cалахуддин отличался снисходительностью и добротой ко всем, в том числе и тем, кто совершал ошибки. Один из помощников султана сообщает, как он по-случайности сшиб ногу султану. Султан в ответ лишь улыбнулся. Порой, обращаясь к султану за помощью, люди проявляли недовольство и грубость в речах. В ответ Cалахуддин только улыбался и выслушивал их. Его нрав был мягкий и приветливый.

Все кто общался с Салахуддином, чувствовали редкую легкость и приятность общения с ним . Он утешал тех, кто оказывался в беде, расспрашивал их, давал советы и оказывал поддержку. Он не выходил за рамки приличия и культуры общения, не позволяя себе неприятного отношения, соблюдал благонравие, сторонился запретного и не сквернословил.

Завоевание Иерусалима

Война против крестоносцев была самым важным этапом в жизни Салахуддина. Его имя в Европе звучало с уважением. До главного завоевания в своей жизни Cалахуддин в 1187 году сражался при Хаттине, в Палестине и Акре , где были взяты в плен руководители ордена тамплиеров и крестоносцев (Ги де Лузиньян, Жерар де Ридфор). Взятие Иерусалима в октябре того же года стало наивысшей победой Салахуддина.

Но, сначала вернемся на 88 лет назад в 1099 год. Первый крестовый поход заканчивается кровавым взятием Иерусалима крестоносцами, где было уничтожено почти всё мусульманское население. Крестоносцы не пощадили ни женщин, ни стариков, ни детей. Улицы были омыты кровью, пролитое безжалостно. Массовые убийства и резня охватили улицы святого города.

И, вот в 1187 году мусульмане пришли вернуть Иерусалим. Город в этот момент был погружен в хаос и люди в ужасе не знали что делать, потому что они помнили, как огнем и мечом покарали мусульман ранее. И в этой кромешной тьме Cалахуддин явился светом для всех угнетённых. Захватив город, он и его войны не убили ни одного христианина. Этот поступок по отношению к врагам сделал его легендой, преподав крестоносцам важный урок. Когда он вошел в город, улицы омыли розовой водой, очистив их от следов насилия. Всем была дарована жизнь, никто не был убит. Месть, убийство и агрессия стали запретными. Христианам и иудеям разрешали паломничество.

Позже султан встретился с одним старцем, который спросил его: «О, великий Cалахуддин, ты победил. Но что же вынудило тебя пощадить христиан, когда христиане ранее зарезали мусульман?» Ответ Салахуддина был достойным:

«Моя вера учит быть милосердным, не посягать на жизнь и честь людей, не мстить, отвечать добром, прощать и исполнять данные обещания».

Услышав слова султана, старец принял ислам. Сразу после взятия города, когда Cалахуддин проходил через улицы города, к нему вышла плачущая женщина и сказала, что мусульмане забрали её дочь. Это сильно опечалило Салахуддина. Он приказал найти дочь этой женщины и привести её к матери. Приказ султана был выполнен немедленно.

Завоёвывая с милосердием и покоряя без унижения, Cалахуддин Аюби стал бессмертным примером всему человечеству от раннего средневековья и до наших дней. Благородство и красивый нрав, несмотря на огромную власть и богатства, человечность, несмотря на предательства и несправедливость, стремление к довольству Всевышнего в своих победах и поступках сделали его одним из лучших правителей, которых видел этот мир.

Когда-то семь греческих городов спорили за право называться родиной Гомера. Точно так же все народы Ближнего Востока считают своим соплеменником султана Саладина. Более 800 лет назад он защитил исламскую цивилизацию от рыцарей-крестоносцев и вернул ей святой город аль-Кудс, который мы называем Иерусалимом. Причем сделал это с таким достоинством, что даже враги не могли упрекнуть его ни в одном бесчестном поступке.

В основном широкая публика знает о нем из рыцарских романов, пересказанных сэром Вальтером Скоттом. Оттуда же и имя Саладин. На самом деле его звали Салах-ад-дин, что значит «Слава веры». Но и это лишь почетное прозвище мальчика Юсуфа, родившегося весной 1138 года в семье военачальника Надж-ад-дина Айюба ибн Шади. По происхождению он был курдом, представителем дикого горного народа, который ревниво оберегал свою свободу и веру езидов. Но к Саладину это не относится — он родился в иракском Тикрите, где его отец служил местному правителю. Матерью была арабка, и воспитали его в твердом исламе.

О ранних годах Саладина мы не знаем почти ничего. Известно, однако, что уже в 1139 году отец будущего героя перебрался в Сирию, на службу к атабеку Имад-аддину Зенги. Оценив способности полководца, Зенги приблизил его к себе и дал в управление город Баальбек. После смерти господина Айюб поддержал в борьбе за власть его старшего сына Нур-ад-дина, за что последний в 1146 году сделал его правителем Дамаска. В этом великолепном городе Саладин вырос и получил образование, которое для знатного восточного юноши в то время сводилось к основам веры, верховой езде и владению саблей. Не исключено, правда, что Саладина научили также грамоте и азам стихосложения. Во всяком случае, став султаном, он умел читать и писать в отличие от многих европейских правителей.

Владения династии Зенги граничили с государствами крестоносцев в Палестине, возникшими после Первого крестового похода в 1099 году. На Востоке рыцари жили так же, как привыкли на Западе. Выстроив в удобных для обороны местах замки, они обложили различными повинностями крестьян, как переселенцев из Европы, так и местных арабов, греков и сирийцев. Формально их владения подчинялись королю Иерусалима, но фактически были независимы. Их правители сами вершили суд и расправу, устанавливали законы, объявляли друг другу войны и заключали мир. Многие из них не брезговали разбоем, нападая на купеческие караваны и торговые корабли. Торговля приносила крестоносцам большие доходы. По подсчетам французского историка Фернана Броделя, торговый оборот между Западом и Востоком в тот период увеличился в 30— 40 раз. Большую роль в государствах крестоносцев играли военно-рыцарские ордена — тамплиеры и иоанниты (госпитальеры). Их члены принимали монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания начальству. Помимо этого, они клялись сражаться против иноверцев и защищать христиан. Во главе каждого ордена стоял великий магистр, которому подчинялись несколько сотен рыцарей.

Постепенно крестоносцы вписались в политическую систему Ближнего Востока. Враждуя с одними местными правителями, они заключали с другими союзы и обменивались подарками. Единства среди мусульман не было: сторонники багдадского халифа враждовали с шиитской династией Фатимидов в Египте, а тюркская империя Сельджукидов раскололась на части, контроль над которыми перешел к султанским воспитателям — атабекам. Среди них были и Зенгиды, которые сделали своей целью изгнание «франков» из Палестины, и особенно из Иерусалима. Кроме христианских и иудейских святынь там находились и исламские, включая мечеть Куббат ас Сахр (Купол скалы), откуда пророк Мухаммед, по преданию, поднялся на небо на крылатом коне Бораке. После завоевания города крестоносцами все они были превращены в христианские храмы, и Нур-ад-дин Зенги поклялся их вернуть. Его помощником в этом стал Саладин.

Войско Саладина у стен Иерусалима

Путь к империи

Но сперва юноше пришлось сразиться не с «неверными» у стен Иерусалима, а с единоверцами на берегах Нила. Чтобы окружить владения крестоносцев, Нур-ад-дин задумал подчинить Египет, где против местного халифа аль-Адида восстал визирь Шевар ибн Муджир. На помощь последнему Зенги в 1164 году отправил армию во главе с Ширку, братом Айюба. С ним был и 25-летний Саладин, назначенный командиром сотни всадников. Поход оказался неудачным: прямодушные курды столкнулись с коварством египтян. В решающий момент Шевар не только перешел на сторону своего врага-халифа, но и призвал на подмогу короля Иерусалима Амори I. Рыцари помогли разбить Ширку под Каиром в апреле 1167 года и сами окопались в египетской столице. Тут-то Саладин впервые проявил себя: когда упавшие духом соратники уже были готовы покинуть страну, он со своим отрядом захватил важнейший порт Александрию и помешал крестоносцам получить подкрепление. После долгих переговоров обе стороны согласились уйти из Египта, но Ширку остался там, став визирем халифа.

В мае 1169 года Ширку умер, скорее всего, от яда, и должность унаследовал его племянник Саладин. К удивлению многих, он проявил себя не бесхитростным рубакой, а умелым политиком, привлекавшим на свою сторону придворных и народ. Когда в 1171 году аль-Адид умер, Саладин без всякого сопротивления занял его место. Его бывший господин Нур-ад-дин ожидал от него покорности, но Саладин, став султаном Египта, дал понять, что не нуждается в руководстве. Более того, после смерти Нур-ад-дина в 1174 году он вмешался в спор его наследников и под шумок отнял у них сирийские владения, включая Дамаск (его отец к тому времени уже умер). Когда за Зенгидов вступился их родич, могущественный атабек Мосула, Саладин разбил его и заставил признать свое главенство. Враги попытались натравить на султана ассасинов — безжалостных убийц, которых боялся весь Восток. Но тот создал такую секретную службу, которая в один прекрасный день арестовала всех ассасинов в Дамаске. Узнав об их казни, вождь убийц, знаменитый «Горный старец», предпочел заключить мир с решительным султаном.

Теперь все было готово для похода на Иерусалим. Момент был удачным: городом правил юный король Бодуэн IV, больной проказой. Его возможные наследники открыто боролись за власть, до предела ослабив силы христиан. Тем временем Саладин формировал и муштровал армию, основу которой составляли мамлюки — бывшие рабы. Из этих умелых воинов, беззаветно преданных своим командирам, набирались отряды конных копейщиков и лучников, которые быстро наступали и также быстро отходили, оставляя позади неповоротливых рыцарей в их броне. Другую часть войска составляли насильно мобилизованные феллахи, которые сражались плохо и неохотно, но могли задавить противника массой.

После смерти Бодуэна власть переходила из рук в руки, пока не досталась его сестре Сибилле и ее мужу Гвидо Лузиньяну, который не пользовался авторитетом и не мог помешать самоуправству феодалов. Самый буйный из них, барон Рено де Шатильон, ограбил караван, везший сестру самого Саладина к ее жениху. Она не пострадала и была отпущена, но прежде барон реквизировал у нее все драгоценности. При этом он коснулся девушки, что считалось неслыханным оскорблением. Саладин поклялся отомстить, и в июне 1187 года его 50-тысячное войско выступило в поход.

Взятие Иерусалима сарацинами под предводительством Саладина в 1187 году. Книжная иллюстрация. 1400 год

Схватка львов

Сначала султан осадил крепость Тивериаду. Король Гвидо выступил против него, но Саладин завлек его армию в безводную пустыню, где многие рыцари погибли от стрел врагов и палящего солнца. Пока они выбирались оттуда, крепость была вынуждена сдаться. Армия крестоносцев, в которой было 1 200 рыцарей, 4 000 конных воинов и 18 000 пехотинцев, направилась к Тивериаде и была встречена Саладином между двух холмов, называемых Рогами Гаттина. 4 июля разыгралось решающее сражение. Укрепившись на холмах, мусульмане обстреливали сверху своих противников, которые страдали от жажды и дыма подожженных по приказу султана сухих веток. Отчаянно сражаясь, рыцари сумели захватить Рога, но потеряли почти всех лошадей и были окружены вражеской конницей. Граф Раймунд Триполийский с небольшим отрядом сумел прорвать окружение и спастись. Остальным к вечеру пришлось сдаться. В плен попали: сам король Гвидо, его брат Жоффруа, магистры тамплиеров и иоаннитов — почти вся крестоносная знать, кроме графа Раймунда, но и он, прибыв в Триполи, умер от ран.

В плену оказался и обидчик султана Рено де Шатильон. Он усугубил свою вину дерзким поведением, и Саладин собственноручно отсек ему голову. А потом по курдскому обычаю смочил кровью врага палец и провел им по лицу в знак того, что месть свершилась. Других пленников отправили в Дамаск, где решалась их судьба. Саладин велел казнить всех тамплиеров и иоаннитов (230 человек), считая их заклятыми врагами ислама. Казнены были и мусульманские союзники крестоносцев как пособники врага. Остальных рыцарей, включая короля Гвидо, освободили, взяв с них клятву никогда не воевать с султаном. Простых воинов продали в рабство.

После этого Саладин победным маршем прошелся по Палестине, которую некому было защищать. Ему сдались Акра и Аскалон, а последний порт христиан Тир спасся только благодаря прибытию из Европы маркграфа Конрада Монферратского с сильным отрядом. 20 сентября 1187 года султан осадил Иерусалим. Защитников не хватало, продовольствия тоже, стены сильно обветшали, 2 октября город сдался. Саладин не повторил тех жестокостей, что совершили когда-то крестоносцы: он позволил всем жителями покинуть город за сравнительно небольшой выкуп и даже взять с собой кое-что из имущества. Однако многие бедняки не имели денег и тоже стали рабами. Их было почти 15 тысяч. Победителю достались громадные богатства и все святыни города, церкви которого превратили снова в мечети.

Весть о падении Иерусалима вызвала в Европе горе и гнев. Монархи крупнейших стран — Англии, Франции и Германии — собрались в новый крестовый поход. Согласия между ними, как обычно, не было, поэтому армии двинулись к цели поодиночке. Первым в мае 1189 года в путь отправился германский император Фридрих Барбаросса. Он следовал по суше, захватив по пути сельджукскую столицу Конью (Иконию). Но в июне 1190 года император неожиданно утонул при переправе через горную речку Салеф. Его войско частью вернулось домой, частью все же дошло до Палестины, но там почти целиком вымерло от эпидемии чумы.

Тем временем англичане Ричарда I с французами Филиппа II еще добирались до Святой Земли морским путем. По пути им пришлось немало повоевать. Свое прозвище Львиное Сердце король Ричард заслужил, сражаясь не с мусульманами, а с восставшими против него жителями Сицилии. В ходе еще одной военной кампании он отнял у византийцев Кипр, отданный беглому королю Иерусалима Гвидо Лузиньяну. Только в июне 1191 года два короля прибыли в Палестину. Роковым просчетом Саладина стало то, что он оставил крестоносцам Тир. Укрепившись там, они смогли получать помощь из Европы и осадили мощную крепость Акра. У ее стен и появился король Ричард, и началась схватка двух противников, равных по силе и смелости.

Поединок между крестоносцем и мусульманином, считается, что между Ричардом Львиное Сердце и Саладином. Книжная миниатюра. Англия. Около 1340 года

Своим бесстрашием английский король вызвал искреннее восхищение Саладина. Говорят, что однажды, узнав, что у его противника от жары болит голова, султан отправил ему корзину снега с горных вершин. Простые мусульмане относились к Ричарду куда хуже и даже пугали им детей. На то были причины: рыцарственный король не раз проявлял свою жестокость. 12 июля Акра пала, и у ее стен он предал мечу около 2 000 пленных мусульман, которые не смогли заплатить выкуп. После этого крестоносцы двинулись на юг, разбивая один за другим отряды противника. Тут-то и проявились недостатки армии Саладина, состоявшей из подневольных людей. Султан в сердцах говорил: «Мое войско ни на что не способно, если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним». Что и говорить, если за спинами сражавшихся египтян дежурили мамлюки с саблями наголо. У рыцарей такого не было: каждый из них знал, за что сражался.

Смерть на взлете

Двигаясь от Акры на Аскалон, Ричард грозил вернуть под власть христиан все побережье. Чтобы помешать ему, Саладин с 20-тысячной армией 7 сентября 1191 года преградил королю дорогу у крепости Арсуф. Здесь снова проявилось превосходство европейской тактики: рыцари смогли быстро выстроить оборону, против которой накатывающие волны мусульманских всадников оказались бессильны. Потеряв 7 000 человек убитыми, воины Саладина в панике отступили. После этого султан уже ни разу не решался вступить с Ричардом в крупное сражение. Английский король захватил Яффу и Аскалон и начал копить силы для удара по Иерусалиму. Однако скоро удача вновь отвернулась от христиан: Ричард и Филипп вступили в ожесточенный спор за корону уже несуществующего Иерусалимского королевства. Первый поддерживал своего ставленника Гвидо Лузиньяна, второй — маркграфа Конрада Монферратского. Проиграв спор, Филипп в гневе увел свою армию во Францию. Сыграла свою роль и зависть: француз не совершил подвигов, и никто не называл его Львиным Сердцем.

От крестоносной армии осталось не более 10 000 рыцарей, и Ричарду пришлось признать, что пробиваться с ними к Святому городу сквозь армии врагов равносильно смерти. Саладин велел своим визирям снаряжать и гнать в Палестину все новые армии. Он знал, что деревни пустеют и стране угрожает голод, но священная война была прежде всего. Она была для султана не самоцелью, а средством укрепления империи.

Багдадский халиф, чья власть сошла на нет, но авторитет оставался высоким, прислал ему свое благословение и заверение в полной поддержке. В перспективе Саладин планировал поход на Багдад для восстановления великого Арабского халифата. Его воины уже захватили Ливию и даже далекий Йемен, готовы были идти и дальше. Но сначала надо было покончить с крестоносцами. В сентябре 1192 года Ричард заключил мирный договор, ставший важной победой Саладина. За рыцарями осталось только морское побережье, причем Аскалон по условиям мира был разрушен. Христианские паломники получили возможность посещать Иерусалим и поклоняться тамошним святыням. Султан пошел на эту уступку: главное, чтобы страшный англичанин с сердцем льва вернулся домой.

По пути на родину Ричард сполна испытал последствия своего не вполне рыцарского поступка. При взятии Акры он сбросил со стены флаг австрийского герцога Леопольда, который тот поднял первым. Герцог затаил обиду и теперь взял Ричарда, оказавшегося в его землях, в плен и заточил в замок. Король был отпущен только через два года за громадный выкуп. Это ничему не научило взбалмошного монарха: дома он сразу ввязался в очередную войну и в 1199 году погиб от случайной стрелы при осаде французского замка. «Все, что завоевала его храбрость, потеряла его неосмотрительность» — такими словами подытожил хронист судьбу Львиного Сердца. Его врага Саладина уже не было в живых. В последнем походе он заболел лихорадкой и умер в Дамаске 4 марта 1193 года. Весь Восток оплакивал его как защитника веры.

После смерти султана его империю разделили наследники. Аль-Азизу достался Египет, аль-Афзалю — Дамаск, аз-Захиру — Халеб. Увы, никто из Айюбидов не проявил качеств основателя династии. Доверив безопасность своих владений министрам и полководцам, они предались пьянству и развлечениям с наложницами. Довольно скоро мамлюки решили, что сами справятся с делами страны, и в 1252 году утопили в Ниле последнего Айюбида, мальчика Мусу. После кровавых разборок к власти пришел кипчак Бейбарс, который не только окончательно изгнал крестоносцев со Святой Земли, но и разбил страшных монголов, завоевавших половину мира. В 1260 году он выгнал Айюбидов из Дамаска, а в 1342-м умер последний представитель этой династии. Казалось, Саладин и его дело навсегда ушли в историю. Однако о воителе вспомнили в ХХ веке, когда арабы снова поднялись против европейских колонизаторов. Султан стал примером и для египетского президента Насера, и для сирийца Асада, и для иракского диктатора Саддама Хусейна, который очень гордился тем, что был его земляком — тоже родился в Тикрите. Дошло до того, что и Усама бен Ладен сравнивал себя с Саладином, хотя тот, напротив, боролся с ассасинами, которых мы бы назвали террористами. Он был человеком своего времени — жестокого, но верного идеалам, которых так не хватает нашему равнодушному веку.