Урок литературное чтение по теме л н толстой филипок. Включение в систему знаний и повторение. II. Речевая разминка

Тема урока: Лев Толстой. «Филиппок».

Класс: 2 «Б»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Создание условий для формирования читательской компетенции школьников

Планируемый результат

Предметные умения

Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

Самостоятельно формулировать главную мысль текста;

Высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

Осуществлять анализ текста:

Находить в тексте художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения);

Личностные УУД:

Умение осознавать и определять свои эмоции;

Умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

Ориентироваться в духовно-нравственном содержании текстов.

Метапредметные УУД:

Самостоятельно формулировать тему и цель урока;

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Работать по плану;

Определять степень успешности своей работы и работы других.

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

1) Интонационная разминка.

2) Артикуляционная разминка.

3) Сообщение темы урока.

3. Изучение нового материала.

3) Словарная работа.

4) Физкультминутка.

5)Чтение учителем рассказа.

6) Чтение рассказа учащимися.

7) Беседа по вопросам.

4. Первичное закрепление нового материала.

3) Выборочное чтение.

4) Работа с пословицами.

5) Чтение по ролям.

5. Рефлексия.

6. Выставление отметок за урок.

7. Домашнее задание.

Ход урока

I . Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте!

С каким настроением вы вошли в этот замечательный класс?

Что этому способствовало?

Как же нужно учиться, чтобы все получилось в школе?

II . Актуализация знаний и сообщение темы урока.

1) Интонационная разминка.

"Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

Прочитайте это выражение так, что вам действительно весело.

А теперь выделите то слово, на которое я укажу.

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

2) Артикуляционная разминка.

Надуваем и спускаем «шарик».

Чтение скороговорки. (Тихо, громче, громко)

« У речушки, у речонки

Собрались одни девчонки».

Учимся говорить уверенно, четко, грамотно.

«Ра» - сильный дождь идет с утра;

«Со» - накачано колесо;

«Жи» - очень острые ножи;

«Ши» - в ясли ходят малыши;

«Ча» - молоточком я стучу;

«Ры» - у всех девочек шары;

«Чи» - а у мальчиков мячи;

«Рок» - вот и начался урок.

3) Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы не случайно выбрали такой девиз: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

III . Изучение нового материала.

1) Рассказ учителя о Л.Н. Толстом.

Учитель: Вспомним, что мы с вами знаем о творчестве Л.Н. Толстого (просмотр презентации)

У него открытое, умное лицо. Внимательный, проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей.

Л.Н.Толстой очень любил трудиться. Он пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые написал сам.

Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес.

В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом

2) Беседа о том, как учились дети в дореволюционной школе.

Этот рассказ о мальчике. Звали его Филиппок. Он очень хотел учиться в школе. В то время не каждый ребёнок мог учиться в школе. Люди жили бедно. Кому-то нечего было одеть, другие дети помогали дома по хозяйству и им некогда было учиться. И школы были не такие, как сейчас большие, светлые, красивые, в которых вы учитесь сейчас.

Школа размещалась в сельской избе. Где в одном классе учились дети разных возрастов. А учитель - один на всех. Он имел право наказывать детей за малейшую провинность. За невыученный урок или за непослушание детей били розгами. А вот Лев Николаевич учил детей так, чтобы им было интересно. Он никогда не наказывал своих учеников. И дети любили своего учителя.

3) Словарная работа.

Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Полы - нижняя часть, раскрывающаяся спереди.

Бежать во весь дух - очень быстро бежать, мчаться.

Немой – лишенный способности говорить.

Пострелец - озорник, сорванец.

Слобода – шёл по своей стороне, улице

4) Физкультминутка.

Грудку мы слегка надавим, шею гладить мы начнем,

И за ушками потрем. Мы под глазками покрутим,

Брови мы натрем слегка. Ушкам сделаем зарядку,

Носик вычистим – вот так. Каждый пальчик разотрем.

Ручки мы погладим снова - вот теперь мы все здоровы.

5)Чтение учителем рассказа.

Понравился вам рассказ?

6) Чтение рассказа учащимися.

7) Беседа по вопросам.

Как звали мальчика? (Мальчика звали Филиппок)

Куда он шёл? (Филиппок шёл в школу)

Кто повстречался на его пути? (На его пути повстречались собаки)

Как их звали? (Собак звали Жучка и Волчок)

О чём спросил учитель Филиппка? (Учитель спросил его имя)

8) Работа над правильностью чтения

IV . Первичное закрепление нового материала.

1) Чтение цепочкой, деление текста на части

Расположите в правильном порядке

2) Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».

– Если глаза устали, выполните такие упражнения:

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

Посмотрите в окно вдаль одну минуту.

3) Выборочное чтение.

Ответьте на вопросы словами из текста.

Кого он увидел в школе?

«…Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине…»

О чём спросил учитель Филиппка?

«- Ты что? - закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего

не говорил. - Да ты кто? - Филипок молчал. - Или ты немой?»

Что ответили ребята?

«- Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.»

4) Работа с пословицами.

Пословица-это короткое и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

А) НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ, СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Б) УЧЕНЬЕ-СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА.

Какие ещё пословицы об ученье вы знаете?

О чём эти все пословицы?(об ученье, что надо всю жизнь учиться, тогда будешь всесторонне развитым интересным человеком)

Для чего Филиппок, преодолевая страх, шёл в школу? (чтобы учиться)

5) Чтение по ролям.

Прочитаем отрывок рассказа «В классе» по ролям.

Какие герои рассказа встречают здесь? (Автор, ребята, учитель, Филиппок)

V . Рефлексия.

С каким произведением познакомились на уроке?

Что вы взяли для себя из этого урока?

V I . Выставление отметок за урок.

Оцени свою работу. Кому на уроке было понятно, со всеми заданиями справился – выставляет себе “5”. Кому трудно было, не успевал за ребятами, было что-то не понятно: у того есть возможность подготовиться дома и получить хорошую оценку на следующем уроке.

VII. Домашнее задание.

с. 138-140 чтение по ролям

Открытый урок по чтению 4 класс. Тема: «Филипок» Л. Толстой

Подготовила и провела учитель начальных часов

Овечкина Ирина Александровна

Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.

Задачи:

Обучающие :

. познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Филипок»

. учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;

. учить выборочному чтению;

. расширение словарного запаса.

Коррекционно-раз вивающие:

. коррекция устной речи через чтение по ролям;

. коррекция развития мышления (установление причинно-следств енных закономерностей наступления весны) ;

. расширение кругозора.

Воспитывающие:

. способствовать воспитанию познавательного интереса;

. воспитывать любовь к чтению.

Оборудование и наглядность :

З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» М., «Просвещение» 2012, мультимедиа проектор, ноутбук, колонки, презентация

Ход урока

I Орг. момент

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

II Артикуляционная гимнастика

Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений:

а) Артикуляционные упражнения :

«Бегемотик»

«Лягушка»

«Горка»

б) Дыхательные упражнения:

Задуйте свечу.

* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

в) Ч и с т о г о в о р к и:

ЛО-ЛО-ЛО - снежное покрывало

ЕГ-ЕГ-ЕГ - выпал в среду первый снег

СУ-СУ-СУ - лежит снег в лесу

ГА-ГА-ГА - завывает вьюга

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - метёт снежная метель

г) Игра «Слова в словах»

Из первого столбика слов уберите по одной или две буквы чтобы получилось новое слово

Парк-пар

Клён-лен

Шарф-шар

Тесто-сто

Удача-дача

Гроза-роза

III Повторение изученного

Какой раздел по чтению мы с вами изучаем?

(«Идет волшебница зима»)

Какое произведение о зиме мы с вами изучали на прошлом уроке?

Давайте его прочитаем.

Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Дети читают стихотворение (по желанию наизусть)

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (веселье, радость…)

IV Сообщение темы и цели урока

А вот кто это? Я предлагаю вам прочитать фамилию этого писателя. Она спрятана в цепочке букв.

Х Л КМ Н У ТОЛСТОЙ ВРЧП

V Изучение нового материала

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

Полное собрание сочинений - 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.

Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.

В то время было ещё очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н. Толстой нашёл время для детских учебных книг.

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

    Знакомство с произведением

Название нового произведения вы тоже определите сами.

.и. и. о. кплф

Перед вами запись. Выполним задание вместе.

В названии одно слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша задача найти для каждой согласной своё место.

1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к звуку в

2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук, который есть в имени писателя, с которым мы сегодня знакомимся

3 согласная прячется в последнем звуке слова урок

4 согласная найдётся в алфавите сразу за буквой о

Какое слово получилось?

Рассмотрите обложку и предположите о ком эта книга?

В какое время происходят события?

а) Первичное знакомство с произведением

Послушайте текст, проверьте и уточните свои предположения.

(слайд-фильм «Филипок»)

Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?

б) Словарная работа

Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе.

К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль)

Что означает слово «быль»? (Быль - это то, что было в действительности, в жизни). Давайте посмотрим в словаре Ожегова

В тексте вам встретились незнакомые слова давайте прочитаем, что они означают.

Поденная работа- работа по отработанным дням.

Слобода - большое село, деревня.

Постреленок - озорник, сорванец.

Сенцы, сени -помещение между жилой частью и крыльцом.

Бедовый - шустрый, смелый.

Лавка - большая скамейка.

4. Физминутка

в) чтение учащимися

чтения произведения по цепочке

чтение произведения по цепочке. (1-3 часть, стр. 132 - 133)

1 ) чтение первой части (с.132) "цепочкой":

Какие действующие лица появились здесь?

( Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята ).

Что узнали о матери? (мать ушла на подённую работу )

Что узнали об отце? (отец уехал в лес )

Что узнали о бабушке? (бабушка сидела на печке )

Что узнали о ребятах? (ребята ушли в школу )

Что узнали о Филипке? (что Филипок был маленький и не ходил в школу )

А как он собирался в школу? (Стал искать шапку, своей не нашел. Взял старую отцовскую и пошел в школу )

2) чтение второй части (с.132-133) "цепочкой ":

Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)

Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда.)

Как звали собак, которые залаяли на Филипка? (Волчок, Жучка )

Кто отогнал этих собак? (вышел мужик и отогнал собак )

Как назвал мужик Филипка? (пострелёнок )

3 ) чтение третьей части (с.133) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе?

- Куда прибежал Филипок? (в школу )

Что он услышал на крыльце? (как гудят голоса ребят )

Почему он не заходил в класс? (на него нашел страх, что учитель его прогонит )

Почему не хотел идти домой? (боялся что собака заест )

Кто подтолкнул его в школу? (баба с ведром )

г) Работа в группах

Восстановление деформированного плана рассказа.

Давайте поверим, насколько внимательно вы читали эти части произведение.

У вас на столах есть маленькие листочки Вам нужно расположить их в правильной последовательнос ти

Учащиеся восстанавливают события в том порядке, в каком они происходят в рассказе.

Скучно дома

Скучно дома

Филипок отправляется в школу

Филипок отправляется в школу

Знакомая дорога

Знакомая дорога

Опасная часть дороги

Опасная часть дороги

Раздумье на пороге школы

Раздумье на пороге школы

Кто главный герой рассказа? Давайте охарактеризуем его и составим его паспорт

Характеристика главного героя

Паспорт героя

1. Как зовут?

2. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) - Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

    Проверка полученных знаний

Давайте выполним тест и посмотрим как вы запомнили части рассказа которые мы прочитали.

А) И. Суриков

Б) Н. Некрасов

В) Л. Н. Толстой

2. Как называется произведение

А) «Детство»

Б) «Филипок»

В) «Сад друзей»

3. С кем Филипок остался дома?

А) с братом;

Б) с дедушкой;

В) с бабушкой .

4. Клички собак, напугавших мальчика .

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

5. Почему мальчик по дороге упал?

А) испугался;

Б) споткнулся и упал;

В) уронила собака

    Рефлексия деятельности на уроке

В январе 1908 года Лев Толстой получил в подарок от Томаса Эдисона звукозаписывающи й аппарат - фонограф. Писатель решил использовать его, прежде всего для диктовки ответов на письма. Он говорил, что иногда ему "хочется, прочтя письмо, сейчас же, под свежим впечатлением, ответить на него, а сказать ответ в фонограф легче и скорее, чем писать на бумаге". Так до нас дошли некоторые письма Толстого, а также отрывки из его произведений не только в письменном, но и в звуковом варианте.

Однажды в гости ко Льву Николаевичу пришли школьники. Они попросили писателя показать им "чудо-аппарат", так появилась запись " Обращение к учащимся школы

МБОУ «СОШ № 4 г. Тосно»
Конспект урока литературного чтения
2 класс.
Тема: «Школа современная и школа в
старину». (По произведению
Л.Н.Толстого «Филипок»).
Программа «Гармония».
Кубасова O.B. Любимые страницы: учебник для 2 класса по
литературному чтению: в 2ч. Смоленск: Ассоциация 21 в.2012
г.

Учитель
начальных
классов: Скрипко Татьяна
Леонидовна
Первая
квалификационная
категория

2013 /2014 учебный год
Тема: «Школа современная и школа
в старину». (По произведению
Л.Н.Толстого «Филипок»).
Цель: дать первичные сведения о дореволюционной школе по
произведению Л.Н.Толстого «Филипок», сравнить с современной
школой.
Задачи:
1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению и учёбе;
2. Расширять и обогащать словарь учащихся;
3. Формировать специальные читательские умения: правильно называть автора и
заголовок, определять тему чтения и жанр произведения;
4. Развивать речь учащихся, воображение и мышление;
5. Воспитывать чувство сопереживания.
Оборудование:
портрет Л.Н.Толстого, книги Л.Н.Толстого: «Филипок» (3 разные издания),
«Рассказы для маленьких детей», «Рассказы о детях», «Рассказы для маленьких»,
К.Д.Ушинский «Рассказы о животных»; дополнительный текст для учащихся;
иллюстрации (дом Толстого в Ясной Поляне, фотография учеников Яснополянской
школы, «Азбука» Л.Н.Толстого); карточки с заданиями для коллективной работы
учащихся
.План урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний

3.Чтение и анализ произведения
а)первичное восприятие текста
б)работа с текстом после чтения
в)повторное чтение и анализ произведения
4Домашнее задание
5Итог урока
Ход урока.
1 Организационный момент.
Как хорошо уметь читать! Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать
Совсем не знает скуки.
О чём это стихотворении?
о том, как хорошо уметь читать.
Почему автор считает чтение ­ наукой?
книга рассказывает много нового, того чего мы не знаем
2 Актуализация знаний.
а)­ Сегодня у нас знакомый писатель.
Кто это?
+ Л.Н.Толстой.
Что вы знаете о нём?
написал много книг (перечисляют, которые знают)
б)Работа с выставкой книг
Я тоже принесла некоторые книги Л.Н.Толстого из библиотеки. Думаю,
что после урока вам непременно захочется прочитать эти книги.
Давайте их рассмотрим.
Нет ли среди книг ­ книг не по теме?
+ да. Ушинский «Рассказы о животных».

Докажите, что эта книга не по теме?
+ эта книга другого автора
Откуда можно узнать, не читая книг, о ком она пишет?
+ по рисункам на обложках, по названию книг
Кто прочитает названия книг?(книги: « Рассказы о детях»,
« Рассказы для маленьких», « Рассказы о детях» Л.Н.Толстого.
Как вы думаете, о чём все эти книги?
Для того, чтобы определить тему нашего урока, мы послушаем рассказ о писателе,
который вместе со мной подготовили Костя, Аня и Саша.
Костя С.:+ Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской области
(под Москвой) и прожил долгую жизнь. Он написал очень много разных произведений:
рассказов, сказок, басен. Лев Николаевич много работал. Свои сочинения он переписывал по
10 ­ 12 раз, чтобы сделать их хорошими. Будучи графом, Лев Толстой занимался и
крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал
печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен, уважать можно только
такого человека, который всю жизнь трудится
.Аня Б.:Лев Николаевич Толстой очень долго, 50 лет, жил в своём доме в Ясной
Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В
соседней деревне Толстой открыл школу и стал учить крестьянских детей по
учебникам, которые сам написал. Над азбукой он работал 20 лет. Писатель много
времени проводил с деревенскими детьми: зимой катался с ними на санках, коньках,
лыжах, летом ходил с ними за ягодами и грибами.
Саша Р.:Лев Николаевич в своей школе учил деревенских детей так, что им было очень
интересно заниматься. Он никогда не наказывал своих учеников. Дети любили своего
учителя. Добрая слава шла о школе Толстого. Деревенские мальчики и девочки очень
хотели в ней учиться. У Льва Николаевича Толстого было много талантливых учеников.
Например,Вася Морозов, повзрослев, стал известным писателем. Спасибо, молодцы!
(оценка, сообщение цели урока) .О чём же мы будем
+ Об учёбе, о школе,
читать и говорить сегодня на уроке?
о детях
О какой школе?
+ О школе в старину.
Современной или которая была раньше?
Молодцы. Сегодня мы будем читать и говорить о школе в старину и сравним с
современной школой.
Посмотрите(показываю иллюстрации).Вот дом Л.Н.Толстого., где он прожил 50 лет.
Это ученики Л.Н.Толстого, (фотография), рассмотрите получше после урока.

З.Чтение дополнительного текста.
Чтобы лучше представить далёкое прошлое, как учились дети 150 лет назад,
прочитайте дополнительный текст.
Читая, делайте на полях пометки:
V­ знал
+­новое
!­нравится
? ­ я думал иначе.
Сто пятьдесят лет назад в России было очень мало школ, дети простых людей не могли
учиться. А тем, кому и посчастливилось ходить в школу, приходилось учиться в одной
комнате с детьми разного возраста из разных классов. Учитель был один на несколько
классов, которые он учил одновременно. Педагог имел право строго наказывать
учеников за малейшую провинность.
Беседа после чтения.
Что уже знали?
Что для вас новое?
О чём вы думали иначе?
Рассказ учителя.
Первые школы для простых людей в России были при церквях и монастырях. Обучали
детей и на дому: собирал учитель (а это мог быть сельский поп или отставной солдат)
у себя несколько ребят и учил их грамоте по славянскому алфавиту, который создал
монах Кирилл и его брат Мефодий. Название букв было трудным и непонятным покой
­ аз­ рцы (пар) твердо ­ аз (та).
Что у меня получилось?
+ парта
Мой рассказ продолжит Оля Ренскова.
Чтение стихотворения (наизусть)
Она прочитает стихотворение Натальи Кончаловской.
В старину учились дети,
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б ­ как Аз да Буки,
В ­ как Веди, Г – Глаголь
И учитель для науки
По субботам их порол
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!

Вот каким пером писали
Из гусиного крыла, (показ картинки)
Спасибо, молодец!
Какое впечатление от стихотворения?
+понравилось
Физкультминутка
(проводит ответственный, «физкультурник»)
Работа по учебнику
А) Ответы на вопросы учебника
Откройте учебник, страница 137. Найдите начало урока по значку (колокольчик). Будем
читать вопросы автора учебника и отвечать на них.
Прочитайте ­ 1ый вопрос.
+ Как называется книга?
Отвечаем, Даша?
+ Книга называется «Филипок»
Кто автор?
Посмотри внимательно на обложку.
JI.H Толстой.
­Ваня, читай второй вопрос.
+ Догадайся по обложке книги, о ком в ней написано. Подумай, в
какое время жил мальчик, который здесь нарисован.
Как ты догадался?
(Дети отвечают)
+ О мальчике, Филипке.
+Жил давно.
­Как догадались?
+ Одет не по­современному; шуба, валенки, шапка меховая.
­Прочитайте 3­ий вопрос.
+ Кто написал эту книгу?
+ JI.H Толстой.
­Ребята, книга Л.Н Толстого «Филипок» много раз издавалась, и поэтому обложки этой
книги выглядят по ­ разному, (показываю 3 книги) Вот у меня три разных изданий этой

книги. Посмотрите на них, обратите внимание, какие здесь иллюстрации на обложке.
Перелистнули страницу на 138.
Б) Чтение про себя предисловия. Прочитайте предисловие с карандашом, отметьте,
что нового узнаете о писателе. О чем мы еще не говорили? /. Около ста лет назад в
России было очень мало школ, дети простых людей не могли учиться. Л.Н Толстой в
своей усадьбе «Ясная Поляна» открыл школу для крестьянских детей и написал
учебники: «Азбуку», «Четыре русские книги для чтения». В этих учебниках было много
рассказов, сказок, басен. По ним учились несколько поколений русских детей. Перед
тобой рассказ об одном из учеников того времени./
­ Что нового узнали о писателе, о чем мы еще сегодня не говорили?
+ Л.Н Толстой написал «Четыре русские книги для чтения».
Молодец! По этим книгам дети учились читать.
Первичное чтение текста
(Чтение текста вслух по частям сильными учащимися)
Будем читать произведение Л.Н Толстого по частям и учиться задавать вопросы по
тексту.
Читай,.Алена до слов.......................(«И мать оставила его дома»)
О чем бы вы хотели спросить?
+ Почему Филипок не ходил в школу?
+Все ли ходили в школу?
+Почему мать оставила Филипка дома?
+В какую школу хотел ходить Филипок?
+Почему он захотел идти в школу?
Ответим на последний вопрос
+ Он очень хотел учиться.
Молодцы! Читаем дальше. Продолжает читать Антон. 2ч. (
отцовскую и пошел в школу»)
Какие вопросы возникли?
+ За каким селом была школа?
+ Какую шапку нашел Филипок?
+ На какую поденную работу ушла мать?
­Кто объяснить, что за поденная работа?
старую,
«Взял

О значении этого слова (поденная) справимся в толковом словаре. Я подумала, что вы
обязательно спросите про это слово и приготовила закладочку в словаре. (Читаю по
словарю).
­Что же за поденная работа?

Учет и оплата работы по дням.
Какие вопросы хотите задать?
+ Пойдет ли Филипок в школу?
Можно я спрошу? «Почему он не пошел гулять?»
+ У него не было друзей.
+ Ему было скучно.
+ Очень хотел учиться.
­Молодцы, читаем дальше. Читает Лиза.
Зч. (куда ты, постреленок, один бежишь?)
­Какие вопросы возникли?
+ Почему сначала собаки его не трогали?
­Ответим на этот вопрос.
+ Они его знали, он шел по своей слободе.
­Кто объяснит, что называется слободой?
+ Улица?
+ Может это деревня?
­Давайте снова посмотрим, что?
+ Толковый словарь.
­Прочитай, Катя.
+ Слобода ­ большое село со свободными крестьянами, пригород.
­Продолжаем задавать вопросы.
+ Почему залаяла Жучка и Волчок?
+ Почему собаки за ними не погнались?
+ Как звали собак?
­Почему мужик назвал Филипка «постреленок»
­Ответим на этот вопрос.
+ Маленький, бежал быстро, как стрела.
­Куда упал Филипок?
­Можно я спрошу?
+ Да.
­Почему все с ним случилось?
+ Школа далеко.
Читает Ваня Устинов.
4ч (.........«Назад идти ­ опять собака заест, в школу идти ­ учителя
боится»)
­Какие вопросы хотите задать?
+ Какие голоса гудят в школе?

Почему испугался Филипок?
+ Как бежал Филипок?
­Ответим.
+ Во весь дух.
­Это как?
+ Очень быстро.
­Еще что он сделал, чтобы не споткнуться?
+ Подобрал полы.
­Как понимаете это слово?
­Полы ­ это нижняя часть раскрывающейся одежды. (Показываю на рисунке) Почему
Филипок приподнял края одежды?
+ Шуба длинная, наступит на край одежды и снова упадет.
­Давайте зададим один главный вопрос (пишу на доске: Что...) + Что сделает Филипок
?
­Ну, как вы думаете?
+ Пойдет в школу.
+ Я думаю пойдет в школу.
+ Я думаю, вернется домой
+ Нет, пойдет в школу, обратно идти собаки загрызут.
­продолжим читать.
Женя читай
5ч (....« Он посмотрел на учителя и заплакал»)
­О чем хотите спросить?
+ Как засмеялись ребята?
+ Каких ребят полна школа?
+ Почему молчал Филипок?
+Почему у него в горле пересохло?
+Почему он держался за шапку?
­Это очень важно.
+ Пустил ли учитель Филипка?
­Молодец, правильно. Что же сделает учитель?
Прочитаем дальше.
Читает Никита.
6ч (Все засмеялись)
­Какие возникли вопросы?
+ Похвалил ли учитель Филипка?
+ Почему учитель обещал, что Филипка отпустит мама в школу?
­Правильно, он ведь с мамой не разговаривал.
+ Почем Филипка не пускают в школу?

Обязательно ли надо учиться?
­Молодцы, читаем до конца.
7ч. Читай, Матвей.
­Какие чувства вызывает у вас Филипок?
+Понравился.
+ Он смешной.
­Ребята, мы задавали вопросы по тексту, но не на все ответили. На все вопросы мы
можем теперь ответить?
+ Да
.Беседа после чтения
.Стр 140. Прочитайте первый вопрос, который задает автор учебника.
+ Как ты думаешь, прав ли Филипок, говоря: « Я бедовый
Я
страсть какой ловкий!»?
+ Нет, он не прав, надо учиться.
­Каким себя называет Филипок?
+ Бедовый, ловкий.
­Кто объяснит, что значит «бедовый»?
+ Приносит беду, от него много бед
­Давайте уточним значение слова в толковом словаре.
+ Бедовый ­ смелый, решительный.
­Мог ли писатель дать другое название произведению?
+ Нет, такой мальчик был.
Групповая работа
­ Будем работать вместе в группах Приготовились к работе.
(Дети выходят из­за парт и встают по группам, 4 гр).
­ Вы отправитесь в далекое прошлое, в школу, в которую мог ходить Филипок.
(Раздаю карточки с заданиями).
­Прочитать слово
+ покой ­ аз ­ покой ­ аз
­Определить жанр произведения.
Филипок
Басня
Быль
Сказка

Проверка работы в группах.
(Д е т и садятся на место, сигнал к проверке, отвечают по желанию)
Чтение текста про себя
­Прочитайте задание 3, страница 140. Саша, читай.
+ Прочитай рассказ еще раз, подчеркни карандашом непонятные слова.
­ Кто прочитал, откройте рабочие тетради на странице 80.
­ Прочитайте задание.
Работа в рабочей тетради
+ Соедините слова и их объяснения.
­ Выполняйте.
/Украдкой
Слобода
Сени
Полы
Немой Помещение между крыльцом дома и жилым
Лишенный способности говорить.
Нижняя часть раскрывающейся одежды
Большое село, пригород
Если
.Коли

Скрытно, незаметно для других
помещением
Проверка задания в рабочей тетради
­ Проверим, как вы выполнили задание. Миша читает.
­ У кого по­другому?
+ ?
Молодец. Некоторые слова мы сегодня объяснили, на следующем уроке продолжим эту
работу.
Фронтальная беседа
Давайте сравним школу в старину, в которую ходил Филипок, со школой сейчас. В чем
сходство с современной школой?
+ Класс
+Учитель
+Дети учатся
+Столы, книги, доски
­В чем различие?
+ Разные классы в одном помещении;
+ Все кричат свое;
+Один учитель на четыре класса;
+ Возраст разный, учатся вместе.
­Сколько школ в нашем городе?

4
­Трудна ли для вас дорога в школу?
+ Нет.
­Почему?
+ Живем рядом.
­Хотели бы вы учиться в такой школе, в какой учился Филипок?
+ Нет
­Почему?
+ Один учитель на всю школу;
+ Трудно и непонятно учиться.
­Что бы вы хотели, чтобы было в школе будущего?
+ Учиться по компьютеру.
+ Ручка сама писала.
+ Электронные учебники (и т. д)
Домашнее задание.
­Какое домашнее задание вы бы хотели выполнить?
+ Нарисовать школу в старину.
+ Нарисовать школу будущего, придумать рассказ про школу будущего.
­Какое обязательное задание?
+ Выразительное чтение рассказа Л.Н Толстого «Филипок».
Итог:
Молодцы, все очень хорошо работали на уроке. За сообщение Косте, Ане, Саше и Оле я
поставила «5», они хорошо подготовились дома.
­Какова же тема нашего урока? О чем мы читали и говорили?
+ Говорили о школе в старину и сейчас, читали быль­рассказ Л.Н Толстого «Филипок».
­Можно ли утверждать, что школа уже не изменится?
+ Нет
­Почему?
+ Развивается наука и техника.
­Спасибо за работу, урок окончен.

Самоанализ урока литературного чтения.
Учебник: « Любимые страницы» О.В Кубасова. Программа
«Гармония» 2 класс
По
Тема урока: «Школа современная и в старину».
произведению JI.H Толстого «Филипок». В классе 30
человек.
До обучения в 1 классе из 30 учащихся целым словом умели
читать 2 человека, 12 человек читали по слогам, 10 учащихся
знали все буквы и могли прочитать слоги, 6 детей знали
только частично буквы, не умели читать даже слоги. Уровень
класса средний. Урок был дан в апреле 2011 года. На это
время способ чтения соответствовал норме у всех учащихся.
У 16 учащихся темп чтения выше нормы, у 11 учащихся темп
чтения соответствует норме и у 2 учащихся (Морозова В ­ 37
слов, Назаров И ­38 слов) темп чтения ниже нормы. Дети
эмоциональные, с неплохо развитой речью и памятью.
При подготовке урока использовала пособие «Литературное чтение» 2 класса:
поурочные планы по учебнику О.В Кубасовой. 2 полугодие (автор ­ составитель

Николаева О.В ­ Волгоград: «Учитель 2006 г, записи лекций на курсах ЛОИРО и
собственный опыт работы.
Приоритетной целью обучения литературного чтения является формирование
читательской компетенции младших школьников, осознания себя как грамотного
читателя, способного к творческой деятельности.
Исходя из этой цели, я выделила 5 задач, которые и решала на уроке.
На работу по произведению Л.Н Толстого «Филипок» отводится 3 урока. Данный урок
­ первый по изучению произведения.
На уроке я не провожу традиционной проверки домашнего задания, а весь урок посвящаю
теме дореволюционной школы, в которой учился «Филипок», /главный герой произведения
Л.Н.Толстого/ чтобы сохранить целостность восприятия данной темы.
Задача № 1
Чтобы пробудить у учащихся интерес к книге, желание читать самостоятельно,
провела работу с выставкой книг. (После урока несколько учащихся взяли почитать
дома книги JI.H Толстого, чем меня очень порадовали). Рассказ учителя чередовала с
сообщениями, которые приготовили дети под моим руководством. Помимо сведений о
творчестве писателя, его биографии, в рассказ включила факты из жизни писателя,
чтобы у учащихся складывалось представление о личности писателя, и каждый
ребенок смог бы высказать свое отношение к писателю.
Задача № 2
Проведена лексическая работа. Объяснение трудных слов проводилось при чтении
текста, использовала «Толковый словарь», иллюстрацию. При повторном чтении текста
дети успешно справились с заданием 3, в рабочей тетради страница 80.
Задача № 3
Развивала умение ориентироваться в книге по заголовку, иллюстрации, формируя
специальные читательские умения. На уроке использовала коллективные способы
обучения работу в группах. В группах ребятам работать нравится. Задания на уроке
выполняли дружно, самостоятельно. Лучше всех работала 2 и 3 группа, затем
выполнила задание 4 группа. 1 группа испытывала затруднение при выполнении 1 го
задания, потом тоже справилась с работой с небольшой помощью учителя.
Используя К.С.О, учащиеся самостоятельно определили жанр произведения.
Задача № 4В течение всего урока развивала речь учащихся. Во время чтения вслух,
дети вели диалог с автором, комментировали, учились задавать вопросы по тексту. В
ходе анализа текста сталкивались собственные мнения детей. Эти столкновения
являлись толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивали детей к
анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений.

Использовала такие формы работы как: умение ставить вопрос ктексту, высказывание
личного отношения к произведению, герою, поступку; давать полные ответы на
вопросы. Каждая из этих форм носила на уроке обучающий характер. Развитие
мышления, воображения, детской фантазии шло в результате рассуждений по ходу
чтения текста и при использовании приема антиципации. (Работа с обложкой книги,
определение темы урока). Во 2­ ом классе умением самостоятельно антиципировать
содержание текста каждый ребенок еще не овладел. Итогом урока была фронтальная
беседа после чтения, которая активизировала жизненные представления учащихся.
Дети сравнили школу в старину и современную школу, пофантазировали, какой будет
школа будущего, Домашнее задание, полученное на уроке, (нарисовать школу
будущего, школу в старину; устный рассказ о школе) тоже способствует развитию
творческой деятельности учащихся.
Задача № 5Урок построила так, чтоб дети могли сопереживать герою, показать свои
чувства. Для этого мною были продуманы вопросы на эмоциональный отклик детей. На
уроке была комфортная обстановка, дети не боялись высказывать свое мнение.
Домашнее задание дети выбрали сами. Все, что запланировала, было выполнено.На
уроке использовала информационные технологии (сообщение о писателе ­ учила
воспринимать информацию на слух; чтение дополнительного текста ­ развивала умение
извлекать информацию из текста. Здоровьесберегающие технологии (Проводились
физкультминутка, был отобран материал по возрасту и интересам детей; дети
чувствовали себя на уроке комфортно, поэтому не боялись высказывать свое мнение)
проблемное обучение (на уроке часто возникали вопросы проблемного характера);
обучение в диалоге (учитель ­ ученик, ученик ­ ученик); игровые (проводилась игровая
физкультминутка, игра в школу «Филипка»).За урок были выставлены 4 отметки за
отлично подготовленные дома сообщения. Считаю, что урок цели достиг.


Литературное чтение
Тема урока: Л.Н. Толстой «Филиппок»
Тип урока: Урок освоения новых знаний
Цели урока: Познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Филиппок», учить понимать содержание рассказа. Совершенствовать творческие способности детей; упражнять в словесном рисовании; развивать речь мышление, внимание.
Планируемые результаты:
Регулятивные: Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.
Познавательные: понимать содержание рассказа, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: Принимать участие в обсуждении содержания прочитанного; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности, при работе в паре, в группе.
Личностные: Проявляют интерес к учебной деятельности, готовность и способность к саморазвитию, внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе. Через создание педагогических условий формируют мотивацию для учебной деятельности и саморазвитию.
Оборудование: Компьютер, презентация, карточки. Реквизиты для театрализации произведения.
Структура и ход урока
Орг. момент. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.
Кто любит театр?
- А хотели бы вы побывать в театре?
А сейчас - сюрприз! Приглашаю вас в театр!
Театр - это настоящий праздник!
- Что вы представляете когда …?
Гаснет свет, звучит музыка, поднимается или раздвигается занавес, и мы попадаем в иной мир. Невольно начинаем переживать вместе с героями спектакля. Итак, мы отправляемся в театр.
- Группа ребят приготовила маленький спектакль. Поприветствуем артистов.
2. Проверка д/з. Инсценировка рассказа «Старый дед и внучек»
- По какому произведению поставлен спектакль?
- Какие пословицы приготовили вы по этой теме?
Слайд 1: «Люби и почитай свих родителей».
«В семье разлад так и дому не рад»
«В семье согласно так и дело идёт прекрасно», «Когда семья вместе, так и сердце на месте»
- Чему учит нас это произведение? (уважать старших)
3. Новая тема
- Вам понравилась инсценировка? Как сыграли артисты?
-Хотели бы вы создать новый спектакль? Что для этого нужно?
(Чтобы создать спектакль нужно прежде всего познакомиться с произведением Л.Н.Толстого « Филиппок»)
Откройте учебники на 112 странице. Рассмотрим обложку книги.
Можете ли вы на основании названия произведения и иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся).
- Как вы думаете о чём это произведение? Рассмотрите иллюстрацию. Это быль. А что такое быль?
- Чтобы при чтении было всё понятно поработаем со словами, которые сейчас в речи встречаются редко.
(На каждой парте карточки со словами. Надо найти им объяснение и соединить слово и пояснение к нему.
Работа в парах. Слайд 2
Слобода Шустрый быстрый
Пострелёнок Работа по дням
Сенцы Скрытно от всех
Украдкой Озорник непоседа шалун
Бедовый Пригород
Подённая работа Помещение между жилой частью дома и крыльцом
Бежать во весь дух Нижняя часть раскрывающейся снизу одежды
полы Очень быстро
Самопроверка. (Слайд 3)Сверить ответы со слайдом.
- Оцените свои знания. Сигналом покажите
4. Первичное чтение подготовленными учащимися.
5. Работа по восприятию текста.
- Ваши впечатления? Эмоции?
- Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?
- Кто вам понравился? Почему?
- Каким вы представили Филиппка?
(Вычитываем из текста)
На доске слайд
(Слайд 4) Так каков же Филиппок? (Филиппок - самостоятельный, настойчивый, смелый, целеустремленный, он уже имеет характер - он может добиться своей цели.)
Выбрать качества присущие Филиппку.
- Нарисуйте словесный портрет каким вы представляет Филиппка?
Слайд 5 Рассмотрите каким представили его разные художники?
6. Какие герои есть ещё в этом произведении?(мама, бабушка, баба, мужик, учитель, дети)
- Кто ещё главный герой? (учитель)
- Какой он? Внешний вид? Что вы можете сказать о его характере?
(строгий, добрый, доброжелательный)
7. Театрализация
- Для спектакля нужно выбрать актёров.
- Кто хочет сыграть Филиппка? учителя? учащихся?
- Кроме актёров в подготовке спектакля, участвуют ещё много людей, других профессий.
- Кто понадобится нам с вами? (декораторы, костюмеры)
8. Работа в группах
а) Артисты читают роли б) декораторы готовят класс в) костюмеры подбирают костюмы.
9. Инсценировка произведения
- Как сыграли артисты? Оцениваем работу каждой группы.
Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик?
Кто хотел бы быть похожим на него? А что для этого надо? (Стремление, старание).
Какая у него цель? (Хорошая, благородная.) Мог ли писатель дать другое название рассказу? (В названии большой смысл.) Что же больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филиппка.)
- Как относится автор к своему герою? (по-доброму, одобряет поступок Филиппка)
- Как вы думаете, о чём думал автор, когда писал эту историю?
Чему научил вас этот текст? (добиваться своей цели, не бояться)
На память о нашем театре билеты с д/з
Нарисовать любимого героя
2. Написать письмо Филиппку
3. Продолжить рассказ
Итог урока: Что вы возьмёте для себя с этого урока?
11. Рефлексия: С каким настроением вы заканчиваете урок? Возьмите себе такую маску, которая соответствует вашему настроению!
На следующем занятии мы продолжим работу над спектаклем и покажем его перед родителями.

Учитель: Ты что?
Филиппок: (Ухватился за шапку и ничего не говорит)
Учитель: Да ты кто? (После молчания) Или ты немой?
Филиппок: (Так напугался, что не мог говорить)
Учитель: Ну так иди домой, коли говорить не хочешь.
Филиппок: (посмотрел на учителя и заплакал)
Учитель: (пожалел Филиппка и погладил его по голове, спросил у ребят) - Кто этот мальчик?Ребята: Это Филиппок, Костюшкин брат, он давно в школу просится, да мать не пускает его и он украдкой пришёл в школу.
Учитель: (Показывает Филиппку буквы, а Филиппок их уже давно знал)
- Ну-ка сложи своё имя.
Филиппок: (складывает имя, читает) Хве- и-хви,леи-ли,пе-ок-пок.
Учитель: Молодец! Кто же тебя учил читать?
Филиппок: Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель: (смеётся) Ты погоди хвалиться, а поучись.

Ирина Сахарова
«Л. Толстой «Филипок». Конспект урока чтения и развития речи в четвертом классе школы VIII вида

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида

Конспект урока чтения и развития речи

в 4 «Б» классе

Тема урока : Л. Толстой «Филипок »

Учитель начальных классов

Цель : формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения .

Задачи :

Обучающие :

Познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Филипок »

Учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению ;

Учить выборочному чтению ;

Расширение словарного запаса.

Развивающие и коррекционные :

Коррекция устной речи через чтение по ролям ;

Коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны) ;

Расширение кругозора.

Воспитывающие :

Способствовать воспитанию познавательного интереса;

Воспитывать любовь к чтению .

Оборудование и наглядность :

З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида » М., «Просвещение» 2012

Мультимедиа проектор

Ноутбук

Колонки

Презентация

Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога Деятельность учащихся

I Организационный момент.

Эмоциональный настрой

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку . Тихо сели.

Сдача рапорта.

Сегодня к нам на урок пришли гости . Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть наши улыбки помогут нам провести урок интересно и с пользой. (СЛАЙД 2)

Дежурный сдает рапорт.

Дети улыбаются.

II Логопедическая минутка - А начнем мы урок с логопедической минутки – поработаем с чистоговоркой.

Первый раз читаю я, вы слушаете и вспоминаете. (СЛАЙД 3)

Зимним утром от мороза

на заре звенят берёзы

Читаем хором, выделяя звук «з»

(громко, шепотом)

Дети хором читают чистоговорку

III Повторение изученного

Какой раздел по чтению мы с вами изучаем ?

Какое произведение о зиме мы с вами изучали на прошлом уроке ?

Давайте его прочитаем.

(инд. работа – Бойцова Катя)

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? - «Идет волшебница зима»

Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Дети читают стихотворение

Работа по карточке

Радость, веселье…

IV Изучение нового

1. Подготовительная беседа

Работа с картиной

2. Чтение рассказа учителем

3. Ознакомительное чтение

4. Словарная работа

Посмотрите на экран. Какое время года изображено на картине? Как вы догадались? (Слайд 4)

Кто изображен на переднем плане картины?

Опишите мальчика. Какой он?

Кого вы видите на заднем плане?

Как вы думаете, где происходят события : в городе или деревне? Почему вы так думаете?

Кто главный герой рассказа? Где он жил?

Читаем рассказ самостоятельно и выделяем непонятные слова.

Инд. работа – Бойцова Катя (букварь)

Все ли слова вам были понятны? А когда я читала рассказ, мне встретилось много непонятных слов и выражений, давайте их разберем. (Слайд 6)

ПОДЁННАЯ РАБОТА (работа с оплатой по отработанным дням)

СЛОБОДКА (населённый пункт, очень близкий к городу – большое село, деревня)

ДВОР (частный дом)

ПОСТРЕЛЁНОК (непоседа, шалун)

ПОЛЫ ОДЕЖДЫ (нижняя часть раскрывающейся спереди одежды)

БЕЖАТЬ ВО ВЕСЬ ДУХ (бежать очень быстро)

Ответы детей.

Дети читаю выражения

Физкультминутка для глаз

- «Звездочет» (Слайд 7)

5. Объяснительное чтение

(Беседа по содержанию) .

Читаем рассказ вслух. Следим внимательно. Начнет читать…

Куда хотел пойти Филипок ?

Почему мама не пускала его в школу ?

Куда ушли родители Филипка ?

С кем остался мальчик?

На что решился Филипок ? Почему?

Где находилась школа ?

Что пережил Филипок пока бежал в школу ?

Кто помог Филипку ?

- Филипок хотел пойти в школу .

Он был маленький.

Родители ушли на работу.

- Филипок остался со старой бабкой.

- Филипок собрался пойти в школу , т. к. ему стало скучно.

- Школа находилась за селом .

На него залаяли собаки.

- Филипку помог мужчина . Он отогнал собак.

Физкультминутка

«Новогодняя» (Слайд 8)

6. Выборочное чтение

Прочитайте, что мы узнаем в начале рассказа о Филипке ?

Прочитайте, чем занимались его родители?

Прочитайте, почему Филипок решил пойти в школу ?

Прочитайте, что случилось с Филипком по дороге в школу ?

Докажите, что Филипок очень испугался собак.

Прочитайте, кто помог Филипку . Работа с текстом.

Дети зачитывают отрывки

V Обобщение

Кто главный герой сказки?

Куда Филипок очень хотел пойти ?

Какой рассказ мы читали?

Понравился ли вам Филипок ? Почему?-

Какой он по характеру? (решительный, смелый, храбрый)

С какими новыми словами познакомились?

Ответы детей

VII Рефлексия

Подумайте, какое у вас было настроение на уроке ?

Если вам понравилось на уроке – похлопайте себе .

Если нет – помашите руками. (Слайд 9)

VIII Оценки ,

Инд. зад. – Бойцова Катя

Публикации по теме:

Интегрированный урок чтения и развития речи во 2–3 коррекционном классе «Мир русских народных сказок» Интегрированный урок чтения и развития устной речи во 2-3 специальном (коррекционном) классе 8 вида. Продолжительность урока: 40 минут.

Конспект по развитию речи в 3 классе 8 вида. Тема «Зимующие птицы: синица» Тип урока: комбинированный урок Тема: «Зимующие птицы: синица» Цели: 1. Формирование умения программировать устное высказывание; развитие.

Конспект урока биологии в коррекционной школе VIII вида «Растение – целостный организм» Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Цветковые растения» Цель: дать понятие воспитанникам о целостности.

Конспект урока по чтению во 2 классе коррекционной школы VIII вида по сказке «Заяц и белка» Н. Сладкова. Урок чтения во 2 классе сказка «Заяц и белка» Н. Сладкова. Цели урока: 1. Коррекционно-образовательные: - познакомить учеников с произведением.

Сценарий праздника «Осенняя сказка» для начальной школы (VIII вида) Казённое образовательное учреждение Омской области Исилькульская (коррекционная) школа интернат. Сценарий праздника «Осенняя сказка».

Урок литературного чтения