Изобразительное искусство рабочая тетрадь. Программы, учебники, рабочие тетради и методические пособия по изобразительному искусству





Рабочая тетрадь может быть использована как на уроке, так и во время...

Читать полностью

Рабочая тетрадь создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и рабочей программой "Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы".
Рабочая тетрадь вместе с учебником Л. А. Неменской "Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс" составляет единый учебный комплект.
Тетрадь включает художественно-творческие задания, которые помогут понять особенности изображения, украшения и постройки в изобразительном искусстве, т. е. закрепить и углубить темы учебника.
Практические задания будут способствовать развитию у ребёнка художественно-творческого мышления, воображения и фантазии, умений и навыков работы самыми разными художественными материалами - гуашью, акварелью, пастелью, мелками, карандашами, а также в техниках лепки и бумажной пластики.
Рабочая тетрадь может быть использована как на уроке, так и во время самостоятельных занятий дома, при подготовке к уроку.
6-е издание.

Скрыть

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа - СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа - СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения - просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

Л.А. Неменская Школа Йеменского ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Условные обозначения материалов и инструментов рисуешь гуашью или акварелью, разными кистями; рисуешь карандашами, пастелью или восковыми мелками; вырезаешь и склеиваешь из белой (плотной и тонкой), цветной или обёрточной бумаги, работаешь с фольгой, картоном, клеем ПВА, ножницами и резаком. ФГОС л. А. Неменская ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ искусство Твоя мастерская Рабочая тетрадь 4 класс Пособие для учащихся общеобразовательных организаций Под редакцией Б. М. ЙЕМЕНСКОГО 2-е издание МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2013 А Школа Йеменского УДК 373.167.1:73/76 ББК 85.1я72 Н50 Учебно-методический комплект по изобразительному искусству для начальной школы удостоен Премии Президента Российской Федерации в области образования за 2002 год Руководитель проекта - народный художник России, академик РАО и РАХ Б. М. Неменский Художник - заслуженный художник России М. Ф. Петров Идеи рисунков принадлежат Л. А. Йеменской Рабочая тетрадь соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Тетрадь создана по программе «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Йеменского. 1-4 классы». Тетрадь вместе с учебником «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс» составляет единый учебный комплект. Рабочая тетрадь знакомит с искусством разных народов Земли, включает художественно-творческие задания, которые научат конструировать из бумаги, рисовать гуашью и акварелью, работать с самыми разными художественными материалами. Тетрадь поможет развить у ребёнка творческие способности, воображение и фантазию. Рабочая тетрадь может быть использована как на уроке, так и во время самостоятельных занятий дома, при подготовке к уроку. Учебное издание Неменская Лариса Александровна ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТВОЯ МАСТЕРСКАЯ Рабочая тетрадь"* 4 класс Пособие для учащихся общеобразовательных организаций Руководитель центра «Стандарты» Л. И. Льняная Редактор £ А Комарова Художественный редактор А. Г. Иванов Техническое редактирование и компьютерная вёрстка £ В. Семериковой Корректор Г, С Крылова Налоговая льгота - Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93-953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 22.05.13. Формат б0х90’/в. Бумага офсетная. Гарнитура TextBookC. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 4,56. Доп. тираж 19 000 экз. Заказ № 2280. Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Отпечатано в ОАО «Кострома» 156010, г. Кострома, ул. Самоковская, д. 10 ISBN 978-5-09-030153-4 © Издательство «Просвещение», 2012 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2012 Все права защищены Как по-разному живут люди разных стран и народов! По-своему строят дома, по-своему украшают костюмы, предметы быта, по-своему изображают мир. В самом этом разнообразии заключается красота мира! Искусство каждого народа - это единый мир, где всё взаимосвязано и неповторимо. Но именно искусство помогает людям лучше понимать друг друга. Обо всём этом ты можешь прочитать в учебнике для 4 класса «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник», а рабочая тетрадь поможет выполнить практические творческие задания. От тебя, как от художника, потребуется много выдумки, сообразительности, даже смелости! Деревня - деревянный мир Особенности искусства нашей Родины складывались в древности вместе с историей народа, в гармонии его жизни с природой. Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни. Построй на столе макет избы из бумажных трубочек-брёвнышек. Для брёвнышек лучше брать бумагу потоньше, а для крыши - более плотную. Брёвнышки скатай, наматывая бумагу на карандаш и склеивая. Делать их надо двух размеров - длинные и короткие. Так легче сложить избу, укладывая брёвна «с остатком», но делая выпуски через ряд. Чтобы не прорезать окна, наклей фольгу или тёмную бумагу, а потом сделай узорные наличники. На крышу помести конёк и укрась чело избы - фронтон. Подпиши на полях рисунка названия деталей избы. Объясни назначение основных деталей и украшений избы, в чём проявляется единство украшения и конструкции. tv- Сделай макет деревни: избы и другие постройки. Это могут быть изгороди, ворота, колодец и даже мельница. Расставляя постройки, проложи бумажные дорожки, изобрази речку в виде красиво извивающейся полосы фольги или синей бумаги, а через неё перекинь бревенчатый мост. Поставь кое-где деревья, их тоже можно сделать из бумаги (см. рисунок). Постарайся, чтобы получилось красиво и уютно, как в настоящей деревне! Подпиши в тетради названия деревянных построек. 8 l^UMUUffl Склей из бумаги фигурки жителей деревни. Женский сарафан по форме напоминает колокол, то есть конус. В верхнее отверстие конуса вставь трубочку - цилиндр. К нему спереди, «за ушки», приклей маску-лицо. А головной убор, рукава, украшения наряда сделай, проявив находчивость, творческое воображение. Склеивая между собой большие и маленькие цилиндры и конусы, ты сможешь сделать и фигуру крестьянина. Смело пробуй разные приёмы, подклеивая детали. Твоя фантазия и умение смотреть на рисунки помогут создать разных персонажей. IV-0^ 10 Рассмотри рисунки. Художник стремится выразить индивидуальность человека, его неповторимость. Лица имеют общую для всех конструкцию, и некоторые пропорции не могут быть нарушены. Нарисуй карандашами лица - портреты жителей села в народных головных уборах. Создай портреты девицы-красавицы и добра молодца (в технике аппликации). Вырежи и наклей на цветную бумагу два светлых овала - лица. Все необходимые детали вырежи и, прежде чем наклеивать, подвигай, найди для них место, чтобы получилось выразительное изображение. 11 UjUMifUfft Древний русский город Построй макет древнего русского города. Начать работу лучше со сторожевых крепостных башен и стен. Рассмотри на рисунках, как, складывая пополам и заглаживая рёбра у трубочки-цилиндра, можно сделать многогранник из четырёх и восьми сторон. Точно так же из конуса нетрудно сделать форму пирамиды. Сначала сделай простую башню, а потом - более сложную. Крепостные стены обозначат пространство города. 12 13 UCcufiefi ^OHJca Русская старинная городская архитектура похожа на сказку! Рассмотри, как разнообразны формы крыш: это и высокие шатры, и многоярусные башенки. Очень распространена была на Руси форма кровли, которую называли «бочка». Рассмотри внимательно рисунки-подсказки. Постарайся понять, как из простых форм складываются затейливые постройки. Делая макет древнерусского города, старайся украсить его весёлыми и нарядными замечательными постройками того времени. Подумай и объясни, какие детали построек могут быть сделаны из цилиндра, а какие - из конуса. 15 Нарисуй русских воинов - князя с его дружиной, защитников города. Вспомни, раньше тебе уже приходилось рисовать образы русских богатырей. Рассмотри рисунки старинного оружия, доспехи древнерусского воина и сделай их зарисовки. 16 Это задание можно выполнить самостоятельно или всем классом в виде коллективного панно, вклеивая отдельные изображения воинов в общую работу. При этом надо обратить внимание на ритм расположения фигур. В панно заранее можно сделать фон в виде стен древнего города или пейзажа. 17 18 Выполни зарисовки деталей боярских костюмов. Сделай бумажные куклы в боярских костюмах из конусов и цилиндров, используя их как конструктор. Постарайся придать бумажным куклам живость, выразительность. Соединяя детали куклы между собой, придай им движение. 19 Искусство разных народов Путешественников всегда поражал чудесный мир Средней Азии. Не случайно здесь родились замечательные волшебные сказки. Сделай рисунок к одной из восточных сказок. В искусстве каждого народа особое место занимает архитектура храма. Создай архитектурный образ мечети. Объясни значения слов «купол», «портал», «минарет». С UluHofietfL » д Meneffib TloflfftCU Жии /г\ LV 20 21 22 Q fO e: 3 Древние греки жили очень давно, но их искусство и сегодня продолжает волновать людей. Древнегреческий храм - одно из самых совершенных творений человека. Сделай рельеф храма для панно «Древняя Греция». Обрати внимание на то, что у греческого храма должно быть чётное количество колонн. Объясни значения слов «рельеф», «фасад здания». Подпиши на рисунках в тетради названия частей храма, которые тебе известны. г 1 S^ п ят " UI 1» 1 т 23 Многие из городов Европы рождались в эпоху Средних веков и до сих пор сохраняют свой старинный вид. В это время родилось много волшебных сказок. Расскажи, какой ты себе представляешь архитектуру средневекового города. Сделай рисунки к одной из старинных волшебных сказок. Сделай рельеф улицы средневекового города - храма и жилых домов. А можно построить из бумаги макет средневекового города, соединяя, как в конструкторе, простые формы в более сложные. Рассмотри внимательно, как это можно сделать. 24 Рассмотри рисунки, которые рассказывают о различных древних народах и их культурах. Объясни связь природы с характером построек и образом человека, его костюмом. 26 Сделай иллюстрации к сказкам разных народов, с искусством которых тебе удалось познакомиться в этом году. Теперь ты многое знаешь об архитектуре, костюмах и предметах быта этих народов. 27 Расскажи, какие здания здесь изображены. Подпиши названия зданий. Рассмотри рисунки и определи, какие изображения людей им соответствуют. Дорисуй в тетради детали зданий. 28 Назови, костюмы каких стран и народов здесь изображены. Дорисуй детали костюмов. 29 Словарь (контрольная работа) Этот словарь поможет тебе повторить учебный материал года. Рядом с каждым названием по возможности сделай рисунок. При затруднениях тебе поможет учебник «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник» для 4 класса. Акрополь - наиболее древняя и укреплённая, расположенная на холме часть древнегреческого города. Арка - полукруглое или стрельчатое по форме перекрытие пролёта между двух опор. Вежа - сторожевая башня в древнерусской крепости. Венец - один ряд брёвен в срубе, скреплённых между собой по углам врубками. Витраж - цветные стёкла, заполняющие пространство окна. Глава, главка - в русском зодчестве церковный купол в виде шлема или луковки, которая завершает всё здание или его часть. Гульбище - галерея или длинная веранда с парадным крыльцом, окружающая здание с двух-трёх сторон внизу или на уровне второго этажа. Дымник - наружная часть деревянного дымохода избы или верхнее отверстие для выхода дыма из юрты. Закомары - полукруглые завершения наружных стен здания храма. Изба - отапливаемый жилой деревянный крестьянский дом. Изразец - глиняная обожжённая в печи плитка с цветным узором для облицовки стен. Икебана - особое японское искусство составления букетов. Каннелюры - вертикальные желобки на стволе колонны. 30 Капитель - верхняя часть колонны. Кариатйды - опоры в виде женских фигур, в качестве колонн поддерживающие перекрытия; атланты - опоры в виде мужских фигур. Кимоно - национальная одежда японцев. Кокошник - головной женский убор в русском народном костюме; так же называется похожее по форме украшение стен русских церквей и теремов. Колокольня, или звонница - башня или стена с проёмами, в которых подвешивали церковные колокола. Колонна - столб, опора для перекрытия; состоит из базы, ствола и капители. Кольчуга - защитна^ рубаха русских воинов, состоящая из железных колец. Кремль - крепость внутри города, его наиболее древняя и важная часть, где размещались дворцы, храмы и святыни. Мавзолей - здание, которое является одновременно усыпальницей и памятником. Минарет - башня при мечети, с неё созывают на молитву. Мозаика - изображения, сложенные или из мелких кусочков цветного стекла, или из камней, или из кусочков разноцветной обожжённой глины. Монумент - памятник какому-либо историческому событию или лицу. Монументальное произведение - это произведение, связанное с архитектурой, например росписи стен, рельефы. Налйчник - обрамление окна; которое украшено резьбой или росписью. Оберёг - специальный предмет, знак или орнамент на жилище, народном костюме, предназначенный, по поверьям, охранять, оберегать, защищать от всего злого. 31 Ордер в архитектуре - определённый порядок взаимного положения частей здания с колоннами, несущими крышу; ордерная система сложилась в Древней Греции, где самыми древними были ордер дорический и ионический. Портал - обрамлённый, архитектурно выделенный вход в здание. Причёлины - доски, обычно украшенные резьбой; ими закрывают торцы скатов крыши избы; полотенце - короткая резная доска, закрывающая стык причелин. Пропорции - определённые соотношения частей единого целого между собой и с целым. Рельеф - частично выступающие из плоскости скульптурные изображения. Ритм - порядок чередования элементов; необходимое средство построения образа для всех произведений искусства. Сруб - построение из брёвен, обычно это четверйк, то есть имеющий четыре стены, четырёхгранник. В строительстве на Руси храмов, крепостных башен и теремов часто применялся также сруб восьмерйк, то есть восьмигранник. Шатёр - высокое островерхое четырёх-, шести- или восьмигранное покрытие здания. Фасад - наружная лицевая часть здания; фас - вид спереди. Фронтон - треугольник, образуемый скатами крыши. Хитон - одежда у древних греков; это широкий кусок ткани со многими складками, скреплённый на плечах вроде рубашки без рукавов. Храм - здание, посвящённое богослужению, в его архитектуре выражены важнейшие для каждого народа представления об устройстве мира, о мироздании. Собор - главный храм русских и европейских городов или монастырей. Мечеть - мусульманский храм. Пагода - буддийский храм. г Юрта - переносное жилище кочевых народов степей. 32 СОДЕРЖАНИЕ Деревня - деревянный мир.................. 4 Древний русский город..................... 12 Искусство разных народов................. 20 Словарь (контрольная работа)............. 30 Внимание! Рабочая тетрадь вместе с учебником Л. А. Неменской «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник» составляют единый учебный комплект для 4 класса. Задания в тетради дополняют практические задания учебника и предлагают учителю выбор, соответствующий условиям работы в конкретном классе. Если в учебнике в практических заданиях преобладает изобразительная деятельность, то в тетради больше заданий на развитие конструктивного мышления ребёнка. При этом в тетради предлагаются не упражнения, {ээссчитанные на работу строго по образцу, а приёмы, способы, которые позволят учащимся решать поставленные задачи в процессе творческой обучающей игры. Все задания по бумагопластике строятся по принципу конструктора из деталей, в основном сводимых к цилиндру (трубочке) и конусу. Из них дети могут строить макеты зданий, городов и их обитателей, причём эти постройки являются формой изучения реальной художественной культуры. Художественные иллюстрации тетради раскрывают характерные черты архитектурных построек, их связи с природой и особое понимание красоты образа человека, его костюма и украшений, свойственное разным народам. Иллюстрации являются учебным материалом, предназначенным для аналитического рассматривания, они помогут закрепить знания и образные представления учащихся по основным темам учебника. Словарь в конце тетради является повторением учебного материала за год. Учащиеся должны то, что обозначает данный термин, нарисовать рядом с его определением в данной рабочей тетради или, по усмотрению учителя, в отдельной тетрадке. Такая тетрадка-словарь пригодится ученику в будущем в качестве справочного материала. Термины, которые помещены в рабочей тетради, заставят ребёнка заново, повторяя, пролистать весь учебник. Это задание возможно и для домашней работы, и для самостоятельной, проверочной работы в классе, и в качестве материала для коллективного повторения в форме беседы или опроса при ведущей роли учителя. На основе заданий тетради можно построить проектную деятельность учащихся, поставив перед ними задачи исследовать и показать, как в организации среды своей жизни и предметного мира выражаются духовные ценности разных народов. В качестве презентации результатов своей работы ученики могут создать панно и макеты на основе приёмов и способов, предложенных в тетради. Задания тетради можно выполнять как в классе, так и самостоятельно дома. Тетрадь можно использовать для совместных увлекательных, творческих занятий детей и родителей. Рабочая тетрадь Рабочая программа Методическое пособие^» Сайт «Начальная шко http: //l-4.prosv.ru в Неменская Л. А. Под редакцией Б.М. Неменского Изобразительное искусство. 4 класс Учебник ^ ПРа(рЕЩЕНИЕ и Е л f с Т в о

«Школа рисунка - всеобщая графическая грамота»

Изобразительное искусство. 1–2 кл.: Учебник: В 2 ч. Ч. 1 / Кузин В. С., Кубышкина Э. И. - М.: Дрофа, 1997. - 96 с.

Изобразительное искусство. 1–2 кл.: Учебник: В 2 ч. Ч. 2 / Кузин В. С., Кубышкина Э. И. - М.: Дрофа, 1997. - 128 с.

Изобразительное искусство. 3–4 кл.: Учебник: В 2 ч. Ч. 1 / Кузин В. С., Кубышкина Э. И. - М.: Дрофа, 1997. - 112 с.

Изобразительное искусство. 3–4 кл.: Учебник: В 2 ч. Ч. 2 / Кузин В. С., Кубышкина Э. И. - М.: Дрофа, 1997. - 128 с.

Изобразительное искусство в начальной школе. 1–2 классы: Раскраски / Кузин В.С., Кубышкина Э. И. - М: Дрофа, 2000. - 80 с.

Изобразительное искусство в начальной школе. 3–4 классы: Раскраски / Кузин В. С., Кубышкина Э. И. - М.: Дрофа, 2000. - 80 с.

Кузин В. С. Изобразительное искусство. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2003. -112 с.

Кузин В. С. Изобразительное искусство. 2 класс: Рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2003. - 55 с.

Кузин В. С. Изобразительное искусство. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2006. -110 с.

Кузин В. С. Изобразительное искусство. 3 класс: Рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2006. - 71 с.

Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2003. -111 с.

Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 класс: Рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2003. - 63 с.

Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2005. - 176 с.

Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1–9 кл. / Науч. рук. В. С. Кузин. - М.: Просвещение, 1994. - 160 с.

II направление (концепция)

Целостный подход: «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа»

Живой мир искусства:(программа полихудожественного развития школьников 1 – 4 классов):Для общеобраз. и спец. школ, лицеев, гимназий и внешкол. дет. учреждений / Науч. рук. Б. П. Юсов. - М.: РАО, 2000. - 40с. - (Библиотека программ по искусству и эстетическому воспитанию; Вып. 3)

Комплект интегрированных полихудожественных программ / Науч. рук. Б. П. Юсов.- М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000. - 148 с.

III направление (концепция)

« Формирование художественной культуры как части духовной культуры»

Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 классы (с методическими рекомендациями) / Под рук. и ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.

Искусство вокруг нас. 3 класс: Учебник / Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. - М.: Просвещение, 1998; 2000; 2004. - 142 с.

Коротеева Е. И. Искусство и ты: Учебник по изобразительному искусству для 2 класса / Под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 1997; 1999; 2004. - 144 с.

Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1–4 классы / Под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2004; 2005. - 191 с.

Неменская Л. А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь.: Учебник для 1 класса / Под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2000; 2004. - 111 с.

Неменская Л. А. Каждый народ - художник. 4 класс: Учебник. / Под ред. Неменского Б. М - М.: Просвещение, 2000; 2004. - 144 с.

Неменская Л. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь к учебнику «Каждый народ - художник» .4 класс / Под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2000; 2004. - 32 с.

Прекрасное рядом с тобой: Учебник-тетрадь по курсу «Синтез искусств» для 1 класса / Куревина О. А., Лутцева Е. А. - М.: Баласс, 2004. - 64 с.

Прекрасное рядом с тобой: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса / Куревина О. А., Лутцева Е. А. - М.: Баласс, 2005. - 64 с.

Прекрасное рядом с тобой: Учебник-тетрадь для 2 класса по курсу «Синтез искусств» / Куревина О.А., Лутцева Е.А. - М.: Баласс, 2005. - 64 с.

Прекрасное рядом с тобой: Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса по курсу «Синтез искусств» / Куревина О. А., Лутцева Е. А. - М.: Баласс, 2004. - 64 с.

Прекрасное рядом с тобой: Учебник для 3 класса по курсу «Синтез искусств» / Куревина О. А., Лутцева Е. А. - М.: Баласс, 2005. - 64 с.

Прекрасное рядом с тобой. 4 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса по курсу «Синтез искусств» / Куревина О. А., Лутцева Е. А. - М.: Баласс, 2005. - 64 с.

Прекрасное рядом с тобой. 4 кл.: Учебник по курсу «Синтез искусств» / Куревина О. А., Лутцева Е. А. - М.: Баласс, 2005. - 64 с.

Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 кл. / Науч. рук. Б. М. Неменский. - М.: Прсвещение, 1994. - 176 с.

Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 1 класса / Куревина О. А., Лутцева Е. А. - М.: Баласс, 2004. - 64 с.

Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 1 класса / Горяева Н. А., Неменская Л. А. и др. / Под ред. Б. М Неменского. - М.: Просвещение, 1997. - 24 с.

Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 2 класса / Горяева Н. А., Коротеева Е. И., Неменская Л. А. / Под ред. Б. М. Неменского.- М.: Просвещение, 1999; 2000; 2004. - 48

Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 3 класса / Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. / Под ред. Б. М. Неменского.- М.: Просвещение, 1998; 2000; 2004- 48 с.