Бородин музыкант биография. Александр Бородин: биография. Медицинская и научная деятельность

Авдотьи Константиновны .

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался (по воле матери преимущественно дома) игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано , а с 13 лет - на виолончели . В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано .

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.

Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии , а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию , которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина .

В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

В том же году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости » в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии , который принёс автору широкую известность.

Заграничная командировка (1859-1862)

С октября 1859 года Александр Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей - первоначально в Германии (Гейдельбергский университет) . В сентябре 1860 года Бородин наряду с Зининым и Менделеевым (первый был его учителем, второй - другом) участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ . Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» («частица», «корпускула»), что означало окончательное торжество атомно-молекулярной теории строения вещества, а также признаны т. н. «новые» атомные веса, установленные трудами гениального французского химика Жерара (ум. 1856) и его учеников. Осенью 1860 года Бородин и Менделеев посетили Геную и Рим, преследуя цели чисто туристические, после чего Менделеев вернулся в Гейдельберг, а Бородин уехал в Париж, где провёл зиму. В Париже Бородин занимался серьёзной научной работой, посещал библиотеку, слушал лекции известных учёных.

Весной 1861 года Бородин вернулся в Гейдельберг. Здесь в мае 1861 года он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой - молодой незамужней женщиной, страдавшей серьёзным хроническим бронхо-лёгочным заболеванием и приехавшей в Германию для лечения. Екатерина Сергеевна оказалась замечательной пианисткой и обладательницей абсолютного музыкального слуха . По её воспоминаниям, Бородин «тогда ещё почти вовсе не знал Шумана , а Шопена разве немного больше». Встреча с новыми музыкальными впечатлениями пробудила интерес Бородина к композиции, который начал было несколько угасать, а Екатерина Сергеевна вскоре стала его невестой. В сентябре её здоровье значительно ухудшилось, и гейдельбергский профессор дал рекомендацию срочно переменить климат - ехать на юг, в Италию, в Пизу . Бородин сопровождал её. После визита к профессору химии Пизанского университета Де-Лука, который встретил русского коллегу «в высшей степени любезно», Бородин получил возможность заниматься в университетской лаборатории, где «предпринял серьёзную работу с фтористыми соединениями». В Гейдельберг он вернулся только летом 1862 года.

Профессор химии

По возвращении в Россию Бородину пришлось временно расстаться со своей невестой, которая осталась у матери в Москве, сам же он поехал в Петербург, где представил отчёт о заграничной командировке и вскоре получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии. Новая должность отнюдь не улучшила материальное положение молодого учёного: жалованье составляло только 700 рублей в год, тогда как прежде, числясь ординатором госпиталя, он получал 900 рублей в год. Кроме того, Бородин долго не мог получить обещанную ему казённую квартиру в новом здании Естественноисторического факультета, где далеки были от завершения отделочные работы. Материальная и бытовая неустроенность побудила Бородина отложить свадьбу, которая состоялась только в апреле 1863 года. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться - преподавать в Лесной академии и заниматься переводами.

С 1864 года Бородин - ординарный профессор, с 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии. С 1883 - почётный член Общества русских врачей . А. П. Бородин - ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Н. Н. Зинина , вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества .

Музыкальное творчество

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли , чем вызывал недовольство своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

А. П. Бородин по возвращении в Россию в познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка »). Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки . А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка .

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако оно внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь» , являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов . Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре , опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила» , имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского , положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Симфония впервые прозвучала в 1869 году под управлением М. А. Балакирева, партитура её была издана В. В. Бесселем в 1882 году. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора. Первое исполнение состоялось в 1877 году под управлением Э. Ф. Направника. Партитура вышла в свет в 1887 году, посмертно, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения . Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом, значительно популярнее в то время была Первая.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом.

Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. П. Савинова).

Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина . Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса , а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев , Ю. А. Шапорин , Г. В. Свиридов , А. И. Хачатурян и др.)

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 до их ликвидации в 1885 году.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II .

Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.

Адреса

Семейная жизнь

Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой и плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга, и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у родственников, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало ей отсутствие астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться.

Правнучка композитора Зинаида Тимофеевна Бородина была замужем за знаменитым дрессировщиком Юрием Владимировичем Дуровым, их дочь - Наталья Юрьевна Дурова (13.04.1934-27.11.2007) [ ]

Безвременная смерть

На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Подробное описание обстоятельств его скоропостижной смерти содержится в воспоминаниях М. В. Доброславиной. Бородин умер вечером 15 (27) февраля в своей собственной казённой «академической» квартире, в разгар общего веселья на организованной им по случаю Масленицы костюмированной вечеринке. Во время разговора с Доброславиной Бородин внезапно потерял сознание и упал. «Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Понемногу сошлись все врачи и профессора, жившие в академии. Почти целый час прилагали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогло» .

Причиной смерти Бородина был признан разрыв сердца .

Основные произведения

Оперы

  • Богатыри (1868)
  • Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
  • Князь Игорь (1869-1887)
  • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

  • Симфония № 1 Es-dur (1866)
  • Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1875)
  • Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
  • Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
  • струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
  • фортепианное трио (D-dur, до 1862)
  • струнный квинтет (f-moll, до 1862)
  • струнный секстет (d-moll, 1860-61)
  • фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
  • 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
  • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Произведения для фортепиано

В две руки

  • Патетическое адажио (As-dur, 1849)
  • Маленькая сюита (1885)
  • Скерцо (As-dur, 1885)

В три руки

  • Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)

В четыре руки

  • Скерцо (E-dur, 1861)
  • Тарантелла (D-dur, 1862)

Произведения для голоса и фортепиано

  • Разлюбила красна девица (50-е годы)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы)
  • Что ты рано, зоренька (50-е годы)
  • (слова Г. Гейне, 1854-55) (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • (слова Г. Гейне , перевод Л. А. Мея , 1868)
  • (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1871)
  • У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова , 1881)
  • (слова А. С. Пушкина, 1881)
  • (слова А. К. Толстого , 1884-85)
  • Чудный сад (Septain G., 1885)

На слова Бородина

  • Морская царевна (1868)
  • (1867)
  • . Романс (1868)
  • Песня тёмного леса (1868)
  • Море. Баллада (1870)
  • Арабская мелодия (1881)

Вокальный ансамбль

  • Мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72)

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Н. Грушке // Русский биографический словарь - СПб. : 1908. - Т. 3. - С. 266–272.
  3. Э. // Музыкальный словарь : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель - М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. - Т. 1. - С. 145–146.

Луки Гедианова. Мать Александра, Авдотья Константиновна Антонова, была дочерью простого солдата. Рожденный вне брака, Александр был записан сыном дворового человека Гедиановых, Порфирия Бородина.

Александр Бородин получил домашнее образование. Играл на флейте, фортепиано, виолончели.

В 1856 году Бородин окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге (ныне Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова). В 1858 году получил степень доктора медицины.

Вскоре после окончания академии и прохождения обязательного врачебного стажа Бородин начал многолетние исследования в области органической химии, принесшие ему известность в России и за рубежом. Защитив докторскую диссертацию, он в 1859 году уехал в научную командировку за границу. Три года Бородин провел в Германии, Франции и Италии.

С 1862 года — адъюнкт-профессор, с 1864 года — ординарный профессор, с 1877 года был академиком Медико-хирургической академии.

В 1872-1887 годах читал курс химии на Петербургских женских врачебных курсах, одним из организаторов которых он являлся.

В 1868 году он стал одним из учредителей Русского химического общества.

1. Хор и оркестр Государственного академического Большого театра СССР исполняют "Половецкую пляску" из оперы Бородина "Князь Игорь". Хормейстеры: Александр Рыбнов, Александр Хазанов. Дирижер Марк Эрмлер. Запись 1969 года.

2. Государственный академический симфонический оркестр СССР под управлением Светланова исполняет симфонию Бородина № 2 си минор "Богатырская " . Запись 1983 года.

3. и 4. Квартет имени Бородина — Ростислав Дубинский 1-я скрипка, Ярослав Александров 2-я скрипка, Дмитрий Шебалин альт, Валентин Берлинский виолончель исполняют фрагменты из квартета ре мажор I. Allegro moderato и III. Notturno. Andante.

Александр Порфирьевич Бородин (1833 - 1887).


Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью, он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик — ученый и педагог, и как активный общественный деятель. Незаурядным было его литературное дарование Александра Порфирьевича, которое проявилось в написанном им либретто оперы «Князь Игорь»и в собственных текстах романсов и в письмах. Успешно выступал Бородин в качестве дирижера и музыкального критика. И в то же время его деятельности, как и мировоззрению, была присуща исключительная цельность. Во всем ощущались ясность мысли и широкий размах, прогрессивность убеждений и светлое, бодрое отношение к жизни.

Разносторонним и внутренне единым является музыкальное творчество Александра Порфирьевича Бородина. Оно невелико по объему, но включает образцы разных жанров: оперу, симфонии, симфоническую картину, квартеты, фортепианные пьесы, романсы. «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе, — писал Стасов.— Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой».

К этим качествам можно добавить сочный и незлобивый юмор.

Необычайная цельность творчества Бородина связана с тем, что через все его основные произведения проходит одна ведущая мысль — о богатырской мощи, скрытой в русском народе. Вновь, в иных исторических условиях, Бородин выразил глинкинскую идею народного патриотизма.

Любимые герои Бородина — защитники родной страны. Это реальные исторические деятели (как в опере «Князь Игорь») или легендарные русские богатыри, прочно стоящие на родной земле, словно вросшие в нее (вспомним картины В. Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье»), В образах Игоря и Ярославны в «Князе Игоре» или былинных богатырей во Второй симфонии Бородина обобщены те качества, которые проявлялись в характерах лучших русских людей при защите родины на протяжении многих веков отечественной истории. Это живое воплощение мужества, спокойного величия, душевного благородства. Такое же обобщающее значение имеют показанные композитором сцены из народной жизни. У него преобладают не зарисовки быта, а величественные картины исторических событий, влиявших на судьбы всей страны.

Обращаясь к далекому прошлому, Бородин, подобно другим членам «Могучей кучки», не уходил от современности, а, напротив, отвечал на ее запросы.

Вместе с Мусоргским («Борис Годунов», «Хованщина»), Римским-Корсаковым («Псковитянка») он участвовал в художественном исследовании русской истории. При этом его мысль устремлялась к более древним временам, далеко в глубь веков.



В событиях прошлого находил он подтверждение мысли о могучей силе народа, который пронес свои высокие душевные качества через многие века тяжелых испытаний. Бородин прославлял творческие силы созидания, таящиеся в народе. Он был убежден, что богатырский дух жив и теперь в русском крестьянине. (Недаром в одном из писем он назвал знакомого деревенского парня Ильей Муромцем.) Тем самым композитор приводил современников к осознанию того, что будущее России принадлежит народным массам.

Положительные герои Бородина предстают перед нами как носители нравственных идеалов, олицетворяя верность родине, стойкость перед лицом испытаний, преданность в любви, высокое чувство долга. Это цельные и гармоничные натуры, которым не свойственны внутренний разлад, мучительные душевные конфликты. Создавая их образы, композитор видел перед собой не только людей далекого прошлого, но и своих современников — шестидесятников, лучших представителей молодой России. В них он разглядел ту же силу духа, то же стремление к добру и справедливости, какие отличали героев богатырского эпоса.

Показательна и лирика Бородина. Подобно глинкин ской, она воплощает, как правило, возвышенные и цельные чувства, отличается мужественным, жизнеутверждающим характером, а в моменты высокого подъема чувств полна горячей страстности. Как и Глинка, Бородин выражает самые интимные чувства с такой объективностью, что они становятся достоянием самого широкого круга слушателей. При этом даже трагические переживания переданы сдержанно и строго.


Бородин. Набросок неизвестного художника


Немалое место в творчестве Бородина занимают картины природы. Его музыка часто вызывает ощущение широких, бескрайних степных просторов, на которых есть где развернуться богатырской силе.

Обращение Бородина к патриотической теме, к народно-богатырским образам, выдвижение на первый план положительных героев и возвышенных чувств, объективный характер музыки— все это заставляет вспомнить Глинку. Вместе с тем в творчестве Бородина встречаются и такие черты, которых не было у автора «Ивана Сусанина» и которые порождены новой эпохой общественной жизни — 60-ми годами. Так, уделяя, подобно Глинке, основное внимание борьбе между народом в целом и его внешними врагами, он в то же время затронул и другие конфликты — внутри общества, между отдельными его группами («Князь Игорь»). Появляются у Бородина и созвучные эпохе 60-х годов образы стихийного народного бунта («Песня темного леса»), близкие таким же образам у Мусоргского. Наконец, некоторые страницы бородинской музыки (романсы «Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота») напоминают уже не классически уравновешенное творчество Глинки, а более напряженную, психологически острую лирику Даргомыжского и Шумана



Эпическому содержанию музыки Бородина соответствует ее драматургия. Как и у Глинки, она основана на принципах, близких народному эпосу. Конфликт противостоящих сил раскрывается главным образом в спокойном, неторопливом чередовании монументальных, законченных, внутренне цельных картин. Характерно для Бородина как для эпического композитора (в отличие от Даргомыжского или Мусоргского) и то, что в его музыке гораздо чаще, чем речитатив, встречаются широкие, плавные и закругленные песенные мелодии.

Своеобразные творческие взгляды Бородина определили и его отношение к русской народной песне. Поскольку он стремился передать в музыке самые общие и устойчивые качества народного характера, постольку и в фольклоре он искал такие же черты — прочные, устойчивые, непреходящие. Поэтому он относился с особым интересом к песенным жанрам, которые сохранились в народе в продолжение многих веков,— к былинам, старинным обрядовым и лирическим песням. Обобщая характерные для них признаки ладового строения, мелодии, ритма, фактуры, композитор создавал собственные музыкальные темы, не прибегая к цитированию подлинных народных мелодий.

Мелодический и гармонический язык Бородина отличается исключительной свежестью прежде всего благодаря ладовому своеобразию. В мелодике Бородина широко использованы характерные обороты народно-песенных ладов (дорийского, фригийского, миксолидийского, эолийского). Гармония включает плагальные обороты, соединения побочных ступеней, сочные и терпкие аккорды из кварт и секунд, возникшие на основе кварто-секундовых попевок, характерных для народной песни. Нередки также красочные созвучия, которые образуются в результате наложения друг на друга самостоятельных мелодических линий и целых аккордов.


"Портрет Александра Бородина" кисти Ильи Репина, 1888

Как и все кучкисты, Бородин вслед за Глинкой интересовался Востоком и изображал его в своей музыке. К жизни и культуре восточных народов он относился с большим вниманием и дружелюбием. Дух и характер Востока, колорит его природы, неповторимый аромат его музыки Бородин ощущал и передал необычайно проникновенно и тонко. Он не только любовался восточной народной песней и инструментальной музыкой, но и -пристально, как ученый, изучал ее по записям, по трудам исследователей.

Своими ориентальными образами Бородин расширил представление о восточной музыке. Он впервые открыл музыкальные богатства народов Средней Азии (симфоническая картина «В Средней Азии», опера «Князь Игорь»). Это имело большое прогрессивное значение. В ту эпоху происходило присоединение народов Средней Азии к России, и внимательное, любовное воспроизведение их напевов явилось выражением симпатии к ним со стороны передового русского композитора.

Своеобразие содержания, творческого метода, отношения к русской и восточной народной песне, смелые искания в области музыкального языка — все это обусловило чрезвычайную самобытность музыки Бородина, ее новизну. При этом новаторство сочеталось у композитора с уважением и любовью к многообразным классическим традициям. Друзья Бородина по «Могучей кучке» порой шутливо называли его «классиком», имея в виду его влечение к музыкальным жанрам и формам, характерным для классицизма,— к четырехчастной симфонии, квартету, фуге,— а также к правильности и закругленности музыкальных построений. В то же время в музыкальном языке Бородина, и прежде всего — в гармонии (альтерированные аккорды, красочные доследования), есть черты, сближающие его с западноевропейскими композиторами-романтиками, в том числе Берлиозом, Листом, Шуманом.

Последние годы жизни и творчества, в конце 70-х — начале 80-х Бородин создал: Первый и второй квартеты



Струнный квартет №1 ля мажор
1 Moderato - Allegro
2 Andante con moto - Fugato. Uno poco mosso
3 Scherzo. Prestissimo
4 Andante - Allegro risoluto

Ростислав Дубинский, скрипка
Ярослав Александров, скрипка
Дмитрий Шебалин, альт
Валентин Берлинский, виолончель



Струнный квартет №2 ре мажор

5 Allegro moderato
6 Scherzo. Allegro
7 Notturno. Andante
8 Finale. Andante - Vivace

Симфоническую картину «В Средней Азии»



Несколько романсов, отдельные, новые сцены для оперы




С начала 80-х годов Александр Порфирьевич Бородин стал писать меньше. Из крупных произведений последних лет жизни можно назвать только Третью (неоконченную) симфонию. Помимо нее, появились лишь «Маленькая сюита» для фортепиано (сочиненная в значительной части еще в 70-х годах), немногие вокальные миниатюры и оперные номера.

А.П.Бородин – одна из монументальных фигур русской композиторской школы, один из членов . Он – один из первых композиторов, тот, благодаря которому Европа узнала и признала русскую музыку. В этом смысле его имя стоит в одном ряду с именем

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) прожил недолгую жизнь и умер внезапно из-за инфаркта.

«…словно пушечное ядро ударило в него и вырвало из рядов живых».

В отличие от друзей-единомышленников, этот композитор, пройдя традиционный для путь, сохранил верность своей основной профессии – химии (тогда как – ушел в отставку, Римский-Корсаков покинул морскую службу, Кюи – также недолго оставался военным инженером).

Имя Бородина в ХІХ ст. было широко известно наряду с крупнейшими русскими химиками как в России, так и в Европе: вместе с профессором Н. Зининым им был осуществлен подлинный переворот (заложили основы современной теории пластмасс). Кроме того, композитор был крупным педагогом. Сам он шутил, что музыку сочиняет тогда, когда отдыхает или болеет. И шутка его – правдива, поскольку работа над произведениями растягивалась зачастую не только на года, а – на десятилетия (над оперой «Князь Игорь» работал 25 лет и так и не завершил ее).

В творческом наследии Бородина:

  • 1 опера («Князь Игорь»),
  • оперетта с разговорными диалогами «Богатыри»,
  • 3 симфонии (№ 3 не окончена),
  • симфоническая картина «В Средней Азии»,
  • камерные, фортепианные сочинения, романсы и песни,
  • концерт для флейты и фортепиано с оркестром (утрачен).

Симфонии А.П.Бородина

Немаловажную роль в творческой биографии Бородина-симфониста сыграла его Первая симфония Es —dur (1867, впервые исполнена в декабре 1868). Благодаря ей композитора узнала вся Европа. Кюи отмечает, что в симфонии

«…много силы, горячности, огня и значительная степень оригинальности».

Автором одной из заметок в прессе симфония охарактеризована как «изумительно богатая, чисто бетховенской красоты». Именно она открывает линию русского эпического симфонизма, где намечаются характерные признаки и особенности русской симфонии:

  • широта, неторопливость, спокойствие, повествовательность, что подразумевает эпический симфонизм;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений;
  • картинность.

Также здесь сформировался характерный оркестр композитора.
Именно в его творчестве определяется полный парный состав, медные инструменты становятся хроматическими; оркестр отличается мощью, пышностью, яркостью, колористическим богатством.
Симфония №2 (1869-1876) утверждает традиции, сформированные в симфонии №1, и охарактеризована Стасовым так:

«Она имеет характер национальный и программный. Здесь слышится древний русский богатырский склад».

Хотя симфония относится к одному из самых спокойных, повествовательных произведений, сила ее воздействия такова, что Мусоргский назвал ее «Героической славянской симфонией». Рельефность и картинность привели к тому, что за симфонией закрепилось программное название «Богатырская». Кроме того, программное толкование (благодаря Стасову) получили каждая из ее частей:

«Собрание русских богатырей», «Богатырские игрища», «Рассказ баяна», «Пир богатырей».

Симфония №3 a —moll (неоконченная) с ярко выраженным национальным колоритом впервые была исполнена в Москве 1899 г. в Московском немецком клубе под управлением В. С. Терентьева.

Оперное творчество Бородина

Широко известная опера «Князь Игорь» создавалась музыкантом на протяжении 25 лет, но так и осталась неоконченной. Премьера состоялась лишь в 1890 г. (23 октября, в постановке Мариинского театра), став своеобразным памятником композитору, которого уже к тому времени не было в живых. Над либретто он работал вместе с В. В. Стасовым, внесшим неоценимый вклад в процесс создания оперы. Так, был период, когда Бородин перестал работать над произведением, указывая тому две причины:

  • сложность и масштабы работы заставили засомневаться композитора в том, что он с нею справится;
  • жанр литературного первоисточника («Слово о полку Игореве») не предполагал остроконфликтного противостояния, необходимого для напряженности развития сценического действия.

И здесь композитору на помощь пришел Стасов, предложив, кроме основной конфликтной линии противостояния наций (русские-половцы), линию нравственности: с одной стороны, благородство и возвышенность Игоря, с другой – привнесение в оперный сюжет образного мира князя Галицкого. Так, оперная драматургия приобрела дополнительный конфликт. Благодаря деятельности Стасова и усложнению сюжета, мастер возвращается к работе над произведением.

Камерная музыка А.П.Бородина

Композитор считал, что

«…камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания…».

Приобретя технические навыки путем освоения западно-европейских традиций в области камерного письма, музыкант, кроме того, овладевает глинкинской традицией, сформировав собственный индивидуальный стиль, который проявляется уже в ранних произведениях.
К образцам камерной музыки относятся, например:

Квинтет c —moll для фортепиано и струнных; «Тарантелла» для фортепиано в четыре руки; «Полька» для фортепиано в четыре руки; Струнное трио на тему «Чем тебя я огорчила»; Секстет, Квартет для флейты, альта, гобоя, виолончели, Фортепианное и Струнное трио; Струнный квинтет; 2 скерцо для фортепиано в четыре руки; четырехручное «Allegretto »; вокальные пьесы; Квартет №1 A —dur (впервые исполнен в 1880 по рукописи); Квартет №2 D —dur (1881).

Также «Маленькая сюита» для фортепиано (была оркестрована А. Глазуновым), «Парафразы» (музыкальная шутка, созданная композиторами «Могучей кучки», вызвавшая восхищение Листа и послужившая поводом для нападок со стороны враждебных «кучкистскому» направлению музыкантов, – отмечает В. Яковлев). Среди вокальных произведений – «Песнь темного леса» (нередко исполнялась как хоровое произведение), романсы «Для берегов отчизны дальней», «Фальшивая нота», баллада «Море» и многие другие.

Именно в камерно-вокальной музыке, которую нередко называют «творческой лабораторией» композитора, впервые, – указывает А. Н. Сохор, – композитором было найдено последовательное и полное проявление богатырского духа, русского народно-эпического склада, мелодико-гармонического своеобразия (романсы «Спящая княжна», «Песнь темного леса»).

И именно поэтому постижение «монументального Бородина» пролегает через его камерные «зарисовки», «акварели», «этюды».
Все творчество композитора содержит и в той или иной мере всегда сочетает в себе два начала: эпическое и лирическое. В сравнении с музыкой других композиторов, стиль Бородина отличается спокойствием, возвышенностью, благородством, уравновешенностью.
Продолжая развивать пути, намеченные М. Глинкой, Бородин тем не менее сказал свое слово в истории развития русской музыкальной культуры:

  • Чайковским, он – создатель жанра русского квартета.
  • России и Востока. Интерес к восточному миру был актуален и ранее, но именно у этого композитора возникает тема дружбы (ярко демонстрирует симфоническая картина «В Средней Азии», где развиваются русская и восточная темы, объединяющиеся в итоге).
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Александр Порфирьевич Бородин

Такие люди рождаются раз в сотню лет – можно с уверенностью сказать об Александре Порфирьевиче Бородине, ведь круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это истинный гений.

Ещё одна особенность – таланты Бородина практически невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Бородин-композитор, Бородин-химик, просветитель, поэт - не просто грани одной личности, а словно детали мозаики, дополняющие и поддерживающие друг друга. И, кажется, если бы изъять из этого списка какую-то одну черту, то и остальные станут не в полной мере яркими, выдающимися, гениальными.

Краткая биография

История рождения Александра Порфирьевича необычна для современных реалий, однако в XIX веке подобные случаи встречались сплошь и рядом. Его отец, 62-летний грузинский князь Лука Степанович Гедианов (Гедеванишвили), вступил во внебрачную связь с 20-летней Авдотьей Константиновной Антоновой, дочерью военного, в 1833 году в Санкт-Петербурге. Разница в возрасте и общественное мнение не смогли повлиять на чувства. Супруга Гедианова проживала в Москве, но возможности разорвать брак с ней не представлялось.

Рожденного 12 ноября 1833 года мальчика князь назвал Александром и записал сыном своего камердинера, Порфирия Бородина. Чуть позже Лука Степанович устроил брак Авдотьи с военным врачом Х. Клейнеке, чтобы упрочить ее положение в обществе. В детстве Александру было настрого наказано называть Авдотью тетей при посторонних, ведь мальчика представляли всем как ее племянника. Однако любовь, которую дарила Дуняша сыну, была поистине материнской, и порой даже находилась на грани здравого смысла.

Свое первое значительное произведение композитор закончил в 1867 году, спустя два года симфонию исполнили на концерте, дирижировал оркестром сам Балакирев. Первая симфония получила признание публики и стала своеобразной вершиной творческого пути Бородина - именно в ней нашли воплощение все результаты его творческих поисков и полностью сформировался индивидуальный стиль композитора, особенностями которого явилась яркая энергия, широкий размах, самобытные образы в сочетании с классическим строем музыки.

Вторая половина 60-х годов ознаменована созданием нескольких небольших, но разнообразных произведений – романсов на различные темы. Отличается и звучание песен того периода, каждая из них – это отдельная история, никак не связанная с другими. Слова к нескольким из этих романсов композитор написал сам.

К окончанию 60-х годов Александр Порфирьевич решился начать Вторую симфонию, а также оперу «Князь Игорь ». На эту мысль его натолкнул еще один член «Могучей кучки» В.Стасов, предложив «Слово о полку Игореве» как основу для нового крупного произведения. Сомневаясь в своей способности интерпретировать такой сложный сюжет, он все же взялся за него, подробно изучив все, что было связано со «Словом…», чтобы создать максимально подлинные образы и характеры. К сожалению, сам Александр Порфирьевич так и не смог завершить оперу, и при жизни успел лишь увидеть постановки отдельных ее фрагментов.

Общественная деятельност ь


Личность Бородина отличалась невероятной энергией. Он успевал одновременно заниматься несколькими, причем далеко не двумя или тремя, видами деятельности. При этом все у него блестяще получалось. Сам маэстро признавался, что не замечает, как летят недели. Он успевал создавать злободневные музыкальные произведения, делать химические открытия, читать лекции в двух академиях, редактировать журнал, издавать литература, а также живо интересоваться общественной жизнью и развивать образование.

В ноябре 1872 года при активном содействии Бородина начали работу женские врачебно-акушерские курсы. Александр Порфирьевич сам не только преподавал студенткам, но и всячески пытался оказать им поддержку, устраивая благотворительные концерты, защищал их права, «выбивал» стипендии, содействовал в поиске рабочих мест после окончания курсов.

Современники вообще часто отмечают добросердечность и отзывчивость этого человека: в его доме нередко можно было встретить дальних родственников, приехавших в Петербург на лечение, и каждому он уделял внимание, устраивал в больницы, посещал там и даже иногда сам ухаживал за больными.