Карякин юрий федорович. Юрий Карякин. "Мы всегда побеждали только внешних врагов". Смотреть что такое "Карякин, Юрий Федорович" в других словарях

ЮРИЙ КАРЯКИН

Юрий Федорович Карякин - литературовед, философ, автор известных во всем мире книг о Ф.М. Достоевском. В августе 1980 года по просьбе Марины Влади он написал пронзительную статью о Владимире Высоцком, которая в тысячах «самиздатовских» копиях разошлась по стране.

- Юрий Федорович, вначале расскажите, пожалуйста, о художественном совете Театра на Таганке.

Этот совет можно назвать легендарным. Достаточно сказать, что мы - сюда я отношу еще Женю Евтушенко и Андрея Вознесенского, - так вот, мы тогда, сравнительно молодые, смели выступать только последними. Мэтром совета был Николай Робертович Эрдман - человек просто гениальный: и состоявшийся, и не-состоявшийся Гоголь. Человек поразительного ума, остроумия и мудрости. Александр Абрамович Аникст- ну, его и представлять не нужно, всемирно известный шекспировед. И композиторы: Дмитрий Дмитриевич Шостакович (под его музыку идет спектакль «Галилей»), Альфред Шнитке, Эдисон Денисов… Участвовали в совете Эрнст Неизвестный, Капица - сначала старший, а потом и молодой…

Вот такая «академия» - и для участников совета, в первую очередь, но и для актеров - тоже. Каждое заседание само по себе было гениальным представлением - вот если бы тогда догадались их записывать!

Это был закрытый совет, в том смысле, что собирались единомышленники. Ведь практически каждый спектакль Таганки принимался с десятого раза, а иногда вообще запрещался. «Живой» Бориса Можаева- эта история длилась лет 15, наверное, а ведь был гениальный спектакль. «Берегите ваши лица», «Борис Годунов»… Казалось бы, уж куда патриотичнее - спектакль «А зори здесь тихие», но и его тоже чиновники разрешили с громадным трудом. Поэтому мы очень много времени тратили на пробивание всяких инстанций. Приходилось с какими-то замечаниями соглашаться, что-то якобы исправлять, а на самом деле этих принимающих ждали новые сюрпризы. В общем, художественный совет Таганки был достаточно боевым органом, повторяю, это был совет единомышленников. Но в то же время нам не хватало времени на обсуждение собственно художественной стороны, - очень много сил уходило на пробивание спектаклей. При том, что это был такой уникальный художественный совет - КПД был меньше, чем мог бы быть. Вот сейчас вспомнил, что Константин Симонов сыграл большую роль в пробивании «Мастера и Маргариты».

- Почему именно в Театре на Таганке возник такой уникальный художественный совет?

Я думаю, потому, что Таганка была легальной возможностью собираться таким людям. И главная заслуга в этом, конечно, Юрия Петровича Любимова. Он дружил с Андреем Дмитриевичем Сахаровым, который часто бывал на наших заседаниях. Впервые я познакомился с ним именно на Таганке.

- И даже работники международного отдела ЦК КПСС входили в состав худсовета…

Международный отдел ЦК в то время считался гнездом «ревизионизма». Состав его тоже был уникальным. Большинство прошло школу журнала «Проблемы мира и социализма». Попадали в редакцию такими монолитными «булыжниками пролетариата», а там нас «отгранивали». Потому что в Праге (где располагалась редакция журнала) мы встречались с другими точками зрения и на мир, и на социализм. С этими точками зрения нам приходилось считаться, что как-то нас формировало. Было тогда такое выражение, пущенное, по-моему, членом Политбюро ЦК КПСС Демичевым: «пражский хвост». Через этот журнал прошли Арбатов, Загладев, Делюсин, Шахназаров, Черняев - будущий помощник Горбачева…Они очень много делали, чтобы пробить спектакли Таганки.

Лев Петрович Делюсин - очень интересный человек, заведовал тогда Институтом восточной культуры и брал к себе людей, которых отовсюду гнали. Один из самых близких друзей Юрия Любимова, и с Высоцким у него были хорошие отношения. Володя же обладал огромным тактом, интеллигентностью, не знаю- врожденной или выработанной. Он всегда умел держать почтительную дистанцию. В те времена у нас с Высоцким была разница в восемь лет, и тогда она казалась очень большой. А когда речь шла о Делюсине, Володя буквально теплел. Пожалуй, более надежного, более преданного Таганке человека просто не было.

- Однажды вы назвали Высоцкого своим младшим учителем. Почему?

Я вообще очень счастливый человек. Старшие друзья - Солженицын, Сахаров, Лидия Корнеевна Чуковская - только недавно она ушла из жизни… Лидия Корнеевна- человек прежде всего гениальной нравственности и страстный ревнитель классического русского языка. Боря Можаев, Юра Любимов…

А младшие, - на первом месте, конечно, Володя. Я в полном смысле этого слова считаю себя его учеником. Равно, как и Толю Якобсона. Поэт, переводчик, критик первоклассный, он уехал за границу, и там покончил с собой. И я был в таком перекрестье: и сверху- лучи, и снизу (здесь я имею в виду только возраст). И вот, когда свои «аккумуляторы» садились, всегда можно было «подзарядиться» от этих людей. Тут трудно было, даже невозможно поступить дурно, шло такое своеобразное соревнование - кто чище, умнее, смелее.

- А ваше личное знакомство с Высоцким, когда оно началось?

Это был 1964 год. Я приехал из Праги в отпуск. И мы с моим другом шатались по театрам. Пошли на «Марию Стюарт» во МХАТ - это был абсолютно «нафталиновый» спектакль. И вдруг Камил Икрамов, тоже один из моих друзей, узнав, по каким театрам мы ходим, взорвался и сказал: «А вы были на Таганке?» А мы про Таганку и не слышали. Пошли туда- и это действительно оказалось чудом. Хотя до полного разворота, расцвета Таганки было еще далеко. Шли только «Десять дней, которые потрясли мир» и «Добрый человек из Сезуана». После спектакля Юрий Петрович пригласил нас к себе. И я запомнил такую сцену: спектакль уже закончился, а Володя где-то в коридоре пел. Просто так, для себя - как певчая птица. А потом начались чудеса… Очень часто у Любимова, у Левиной (она работала тогда завлитом театра), на чьих-то днях рождения Володя нас радовал песнями, что называется, «с горячей сковородки» - только что написанными. А дальше самое счастливое время общения с ним- это работа над «Преступлением и наказанием». (В Театре на Таганке был поставлен спектакль «Преступление и наказание» - инсценировка Ю. Ф. Карякина. - В.П.)

Это был 1978 год. Володя уже откалывал свои «номера»- он уехал куда-то, по-моему, в Америку, и уехал полулегально. Никому ничего не сказал и махнул в Америку. А уже остается месяца два до премьеры. Ну, теперь-то я знаю - после вашей «Правды смертного часа» - чего ему это стоило и физически, и духовно. У меня тогда и подозрения не было… И, к сожалению или к счастью, я сам тогда принимал участие в «бражничестве».

Володя вернулся, приехал ко мне, и там произошла забавная история. Это был такой большой девятиэтажный дом, окруженный пятиэтажками. У нас и еще у кого-то были машины, три-четыре машины стояли у дома. И пацаны из пятиэтажек регулярно прокалывали нам шины. Помните, у Володи есть такая «Песня автозавистника»? Систематически прокалывали шины. Вдруг приезжает Высоцкий, уже на «Мерседесе», а я его встречаю. Сам Высоцкий- на «Мерседесе»! Ну, пацаны окружили нас… А потом их атаман дал приказ: «Этому не прокалывать!» И мне перестали прокалывать шины. Я Володе говорю: «Ты знаешь, сколько денег мне сэкономил?» А он: «Платите проценты».

И вот мы сидели часами, репетировали и, прежде всего мне, это много давало. Во-первых, я был потрясен, как мгновенно он вошел в роль. По-моему, я человек не надменный, но все-таки тогда относился к нему как к младшему. И чем я был потрясен - к этому времени Володя был уже зрелым мастером. В основе лежало мощное ремесло- в старинном, высоком смысле этого слова. Мгновенно он вошел в роль, и уже мне открывалось что-то новое. Во время одной из репетиций мы вышли из служебного входа покурить, и я простодушно спрашиваю: «Володя, я не понимаю, как ты вошел в роль Свидригайлова?» Если вы помните, Свидригайлов в спектакле Театра на Таганке пел, пел романс… А произошло это совершенно неожиданно, сюрпризно - во время репетиции. И большая часть присутствующих просто завопила: «Какое безобразие!» Я точно помню, что Любимов и я сразу были в восторге.

Так вот, я спрашиваю: «Как ты вошел?» И он мне рассказал такой эпизод… В школе, на переменке, стояли пацаны и играли в «слабо»: это сделать- слабо, то сделать - слабо… И вдруг один мальчишка говорит: «А слабо перо в глаз воткнуть?» Никто опомниться не успел, как он подозвал какого-то первоклассника- и воткнул перо прямо в глаз. И Володя говорит: «Как будто мне! И вот мне, чтобы войти в роль, надо прежде всего найти боль». Это было как мороз по коже. Это мне как-то сразу многое открыло в Высоцком. Помогло понять, почему многие думали, что Володя сидел, воевал, водил тяжелые грузовики, был альпинистом…

Из театральных ролей (это, конечно, мое субъективное мнение) самые мощные у Высоцкого- Гамлет и Свидригайлов. Я много видел Свидригайловых и читал, как играли другие актеры, но у Володи это была великая роль. Когда Володя выходил на сцену в обшарпанном халате, все менялось, вся структура спектакля - все начинало вращаться вокруг него. Там есть такой эпизод: Раскольников эдаким петушком нападает на мощного, великого, все уже пережившего преступника, - как раз накануне его смерти. Так вот, петушком Раскольников- его играл Саша Трофимов- нападает на Свидригайлова и идет такая фраза: «Вот вы меня обвиняете, а сами подслушиваете!» И тут Володя делает совершенно фантастическую паузу и говорит своим мощным голосом: «А-а, подслушивать- нельзя?! А старушонок лупить чем попало по голове в собственное удовольствие- можно?!» Я, конечно, не в состоянии все это передать, всю эту мощь… И тут Саша Трофимов, почти детским, плачущим голосом говорит: «Ну не могу я с ним… Он меня забивает». А мы с Любимовым чуть не в голос: «Да так и надо! Так и нужно!»

Я ходил на этот спектакль, по-моему, раз 50, ходил, конечно, на Володю. И там произошла такая забавная история (Володя о ней знал). У меня как у члена худсовета театра была «бронь» на билеты. А билеты на Таганку тогда были валютой, просто настоящей валютой. На «Мастера и Маргариту» один билет с рук продавали за 50 рублей, а тогда это были большие деньги. На «Преступление» - поменьше - 20 рублей. У меня всегда на этот спектакль было десять билетов. И какие-то люди это знали, приходили и брали «для Карякина». Потом приходили мои, те, кому билеты предназначались, - а уже все билеты проданы. И я стал делать так: выписывал билеты «на Раскольникова - два» и т. д. Володя, когда узнал про эту историю, очень смеялся. Это было счастливое время…

А сейчас я вернусь к вашей книге. И сразу скажу: я еще больше зауважал Высоцкого. Как ни парадоксально, мне еще больше открылась его мощь, потому что с таким грехом, с таким пороком - он продолжал играть и творить. Ведь за последние его месяцы проделана гигантская, просто невообразимая работа. Да, конечно, трагедия - но и мощь! Мне понятна боль родных, это понятно и это свято. Они пережили то, что, как мне кажется, для них не было открыто. Я понимаю Вадима Туманова, который против (публикации книги «Правда смертного часа». - В. П.)… Но это было! Было! Без этого - другой Высоцкий! Еще раз скажу: я еще больше зауважал его как мужика. Это уважение было всегда, но после вашей книги - в еще большей степени.

- Вы мне говорили в прошлый раз, что готовите к публикации свои дневники…

Да, я уже начал разбирать, много уже разобрал. Там много о Володе, причем я записывал не события, а какие-то его слова, мысли. Там много и об Эрнсте Неизвестном. Сейчас я прервал эту работу, потому что должен закончить книгу о Достоевском.

Кстати, еще одну историю могу вам рассказать. Я однажды летел в Америку, и со мной рядом сидела очень красивая пожилая женщина. Она на меня так странно посмотрела - узнавающе. Выяснилось, что это теща Солженицына. И мы разговорились, хотя на самом деле все эти 14 часов в воздухе говорила в основном она - я ее расспрашивал и слушал. И один из вопросов был такой

«А как Александр Исаевич относился к Володе?» И она рассказала мне, что сыновья Солженицына, зная его классический вкус, разработали такой план. Сами они обожали песни Высоцкого, и постепенно, постепенно давали слушать Солженицыну. И он полюбил Володю. Очень полюбил.

Когда Володя умер, я писал статью к сороковинам «По чьей вине?». Жил я в это время в Малеевке, в Доме творчества Союза писателей. А рядом жил такой строгий пурист Лазарь Лазарев - сейчас главный редактор журнала «Вопросы литературы». Человек исключительного вкуса и слуха - к тому же скептик. И вот он надо мной немного посмеивался, что у меня такая влюбленность в Высоцкого В конце концов меня это разозлило, и мы с ним поспорили на коньяк… «Вот я тебе делаю программу, ты слушаешь Володю, а потом честно скажешь: ты сдался или укрепился в своем невежестве». Мы сели, я ему поставил больше военных песен, конечно - «Баньку», «Охоту на волков» и «Купола». Он слушал, слушал и все больше уходил в себя. Вы знаете, он даже прослезился. В общем капитулировал перед этим напором.

- А история этой вашей знаменитой статьи?

По-моему, на поминках меня попросила написать Марина Влади, написать к сороковому дню со дня смерти. Все эти дни я спал часа по три-четыре. День и ночь я слушал Володю - и писал. Игорь Шевцов мне очень помогал: привозил записи, фотографии, тексты. Но тогда статья не была опубликована, пошла в «самиздат». Через год Лавлинский опубликовал ее в «Литературном обозрении». Причем Володя сам себя пробивал. Лавлинский тоже вначале скептически относился к Высоцкому. И я так же, как и Лазареву, принес записи… Он послушал и сказал: «Ладно, цензуру беру на себя». И статья вышла.

- Почему сейчас все реже и реже Высоцкий звучит по радио и на телевидении?

Вы знаете, это пройдет. Я не хочу сам прослыть пуристом, но все эти шлягеры на девяносто процентов - это же муть. Чистая муть, играющая на самых высоких человеческих инстинктах. Бездарно и глупо. Володя, Окуджава, Галич, Визбор, Юлий Ким - это же общение с душами, это же душевная пища. Время Высоцкого - это время нашего поколения, мы вместе с этой любовью и умрем. Но время Высоцкого еще наступит - я в этом уверен.

- Посмертная судьба Высоцкого, как вы считаете, она сложилась счастливо или несчастливо?

Вот уже десятка два изданий вышло - в этом смысле, конечно, счастливо. Но, конечно, тоска берет, что все это- после смерти. Я помню, как мы с Натальей Крымовой (известный советский театровед, вдова режиссера Анатолия Эфроса) в МГУ проводили семинар по Высоцкому. Тогда это казалось такой «ересью», что проводилось чуть ли не подпольно. А сейчас, в 60-летие Володи, хотят сделать международную научную конференцию об истоках творчества, о поэтике, о Высоцком, как о поэтическом явлении, стоящем в одном ряду с Есениным, с Цветаевой. Он же - из круга тех, которые навсегда. А что меньше его транслируют и, соответственно, меньше слушают… Повторяю - время Высоцкого еще настанет.

Из книги Пятьдесят лет в раю автора Киреев Руслан

Крупным планом. Юрий Карякин Собственно, Достоевский и познакомил нас. В журнале «Литературное обозрение» была напечатана большая рецензия Юрия Федоровича на мудреную книгу о Достоевском некоего профессора, доктора наук, от которой Карякин, ученой степени не имеющий, не

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

ГУЛЯЕВ Юрий ГУЛЯЕВ Юрий (эстрадный и оперный певец; скончался 24 апреля 1986 года на 56-м году жизни). Рассказывает вдова артиста Лариса Гуляева: «Юра умер, сидя за рулем. Он выезжал из гаража и почувствовал себя плохо. Ему казалось, что начался приступ астмы, и он вытащил из

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ДЕМИЧ Юрий ДЕМИЧ Юрий (актер театра, кино: «Семья Коцюбинских» (1971; главная роль – Юрий Коцюбинский), «Ни дня без приключений» (1972; Семен Петрович), кинотрилогия «Дума о Ковпаке» – «Набат» (1975), «Буран» (1976), «Карпаты, Карпаты…» (1977; Сева Мошкин), «Одиннадцать надежд» (1976;

Из книги Каменный пояс, 1989 автора Карпов Владимир Александрович

ДОМБРОВСКИЙ Юрий ДОМБРОВСКИЙ Юрий (писатель: «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей» и др.; скончался 29 мая 1978 года на 70-м году жизни). Домбровский принадлежал к числу запрещенных в Советском Союзе писателей, поскольку писал книги, не соответствующие духу

Из книги Современники: Портреты и этюды (с иллюстрациями) автора Чуковский Корней Иванович

ЗАВАДСКИЙ Юрий ЗАВАДСКИЙ Юрий (главный режиссер Театра имени Моссовета; скончался 5 апреля 1977 года на 83-м году жизни). В 1971 году в Москве бушевал гепатит. Умерло много людей, в том числе и бывший руководитель СССР Никита Хрущев. Завадскому повезло: заболев, он выздоровел,

Из книги Актеры нашего кино. Сухоруков, Хабенский и другие автора Лындина Эльга Михайловна

КАЗАКОВ Юрий КАЗАКОВ Юрий (писатель: «На полустанке», «По дороге», «Легкая жизнь», «Запах хлеба», «Арктур – гончий пес», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре», «Северный дневник», «Во сне ты горько плакал»; скончался 29 ноября 1982 года на 56-м году жизни). Рассказывает вдова

Из книги Дневник – большое подспорье… автора Чуковская Лидия Корнеевна

КАМОРНЫЙ Юрий КАМОРНЫЙ Юрий (актер театра, кино: «Правда белых ночей» (1966; главная роль – журналист Валерий), «Зося» (1967; главная роль – старший лейтенант Михаил), «Кремлевские куранты» (1970), «И был вечер, и было утро» (1971; мичман), «Освобождение» (1970–1972; танкист-лейтенант

Из книги автора

КРЮКОВ (Юри) Юрий КРЮКОВ (Юри) Юрий (актер театра, кино: «Пассажир с «Экватора» (1970; главная роль – Ильмар), т/сп «Хозяин» (1971), «Во время волчьих законов» (1984), «Последний визит» (Артуро Оливарес), «Челюскинцы» (оба – 1984), «Бал в Савойе» (1985; Мустафа-бей), «Американские горки»

Из книги автора

ЛЕВИТАН Юрий ЛЕВИТАН Юрий (диктор Всесоюзного радио с 1931 года; скончался 4 августа 1983 года на 69-м году жизни). Полвека назад голос этого человека знали чуть ли не во всем мире. Во время войны Адольф Гитлер обещал за голову советского диктора 250 миллионов марок, поскольку

Из книги автора

ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий (поэт; книги: «Земное небо», «Кинематограф», «Воспоминанье о красном снеге», «Годы», «Белые стихи» и др.; скончался 25 января 1996 года на 75-м году жизни). У Левитанского было больное сердце. Еще в 1990 году ему сделали операцию в Брюсселе, и

Из книги автора

ЛОНГО Юрий ЛОНГО Юрий (колдун; скончался 17 февраля 2006 года на 56-м году жизни). Лонго скончался от инфаркта, причем внезапно. Долгие годы он старательно изображал из себя великого колдуна, которому подвластно то, что недосягаемо для простого смертного. Например, еще в конце

Из книги автора

ЧУЛЮКИН Юрий ЧУЛЮКИН Юрий (кинорежиссер: «Дым в лесу» (1955), «Неподдающиеся» (1959), «Девчата» (1962), «Королевская регата» (1967), «Король манежа» (1970), «И на Тихом океане…» (1973), «Родины солдат» (1975), «Поговорим, брат…» (1979), «Не хочу быть взрослым» (1983) и др.; погиб 7 марта 1987 года на 58-м

Из книги автора

Юрий Жук ПОЛЕ Красотою своею и щедростьюС детства дорого, поле, ты мне,С материнскою лаской и нежностьюБудишь сердце мое по весне.Перелески твои, словно девицы,На свиданье со мною спешат.По утрам легкой дымкою стелетсяТрав душистых хмельной аромат!Ты в сражениях, русское

Из книги автора

ЮРИЙ ТЫНЯНОВ Тынянов был с детства книжником, самым жадным глотателем книг из всех, каких я когда-либо видел. Где бы он ни поселялся - в петергофском санатории или в московской гостинице, - его жилье через день, через два само собою обрастало русскими, французскими,

Из книги автора

ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ? ЭТО СОЛНЦЕ… Юрий Яковлев В последние годы Юрий Васильевич Яковлев долго не появлялся на экране. Причин для этого, во многом от самого актера не зависящих, немало. И, пожалуй, одна из самых существенных та, что нынешний кинематограф отнюдь не щедр на роли для

Из книги автора

Юрий Карякин. Память как совесть Работаю над дневниками Юрия Карякина (1994–2007), готовлю их к изданию. Глаз останавливается на страницах из дневника за 1996 год о Лидии Корнеевне Чуковской. Отсылаю их Елене Цезаревне, Люше, как привыкли мы с Юрой называть ее, – вдруг

Род деятельности:

Биография

За антисталинское выступление на вечере памяти Андрея Платонова был в 1968 году исключён из КПСС заочно Московским горкомом партии.

Умер после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен 22 ноября на Переделкинском кладбище .

Библиография

  • Карякин Ю. Ф. и Плимак Е. Г. Мистер Кон исследует «русский дух». - М.: Соцэкгиз, 1961.
  • Карякин Ю. Ф. и Плимак Е. Г. Запретная мысль обретает свободу. - М.: Наука, 1966. - 304 с., 5 500 экз.
  • Карякин Ю. Ф. Перечитывая Достоевского. - М.: Новости, 1971. - 248 с.
  • Карякин Ю. Ф. Самообман Раскольникова (Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). - М.: Художественная литература, 1976. - 158 с.
  • Карякин Ю. Ф. Достоевский. Очерки. - М.: Правда, 1984. - 48 с., 94 000 экз.
  • Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века. - М.: Советский писатель, 1989. - 656 с., 45 000 экз.
  • Карякин Ю. Ф. Перемена убеждений (От ослепления к прозрению). - М.: Радуга, 2007. - 416 с.
  • Карякин Ю. Ф. Пушкин. От лицея до …Второй речки. - М.: Радуга, 2009.
  • Карякин Ю. Ф. Достоевский и Апокалипсис. - М.: Фолио, 2009. - 704 с.
  • Карякин Ю. Ф . Бес смертный. Приход и изгнание. - М.: Новая газета, 2011.
  • Карякин Ю. Ф. Не опоздать!: Беседы. Интервью. Публицистика разных лет / Сост. И. Н. - рина. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2012. - 464 с., 1000 экз., ISBN 978-5-89059-176-0
  • Зорина И. Н. Жажда дружбы. Карякин о друзьях и друзья о Карякине. - М.: Радуга, 2010. - 416 с.

Награды

Напишите отзыв о статье "Карякин, Юрий Фёдорович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Карякин, Юрий Фёдорович

Мы двинулись дальше, а наш новый друг всё ещё сидел, застыв от неожиданного счастья, жадно впитывая в себя тепло и красоту созданного Стеллой мира, и окунаясь в него так глубоко, как делал бы умирающий, впитывающий вдруг вернувшуюся к нему жизнь, человек...
– Да, это правильно, ты была абсолютно права!.. – задумчиво сказала я.
Стелла сияла.
Пребывая в самом «радужном» настроении мы только-только повернули к горам, как из туч внезапно вынырнула громадная, шипасто-когтистая тварь и кинулась прямо на нас...
– Береги-и-сь! – взвизгнула Стела, а я только лишь успела увидеть два ряда острых, как бритва, зубов, и от сильного удара в спину, кубарем покатилась на землю...
От охватившего нас дикого ужаса мы пулями неслись по широкой долине, даже не подумав о том, что могли бы быстренько уйти на другой «этаж»... У нас просто не было времени об этом подумать – мы слишком сильно перепугались.
Тварь летела прямо над нами, громко щёлкая своим разинутым зубастым клювом, а мы мчались, насколько хватало сил, разбрызгивая в стороны мерзкие слизистые брызги, и мысленно моля, чтобы что-то другое вдруг заинтересовало эту жуткую «чудо-птицу»... Чувствовалось, что она намного быстрее и оторваться от неё у нас просто не было никаких шансов. Как на зло, поблизости не росло ни одно дерево, не было ни кустов, ни даже камней, за которыми можно было бы скрыться, только в дали виднелась зловещая чёрная скала.
– Туда! – показывая пальчиком на ту же скалу, закричала Стелла.
Но вдруг, неожиданно, прямо перед нами откуда-то появилось существо, от вида которого у нас буквально застыла в жилах кровь... Оно возникло как бы «прямо из воздуха» и было по-настоящему ужасающим... Огромную чёрную тушу сплошь покрывали длинные жёсткие волосы, делая его похожим на пузатого медведя, только этот «медведь» был ростом с трёхэтажный дом... Бугристая голова чудовища «венчалась» двумя огромными изогнутыми рогами, а жуткую пасть украшала пара невероятно длинных, острых как ножи клыков, только посмотрев на которые, с перепугу подкашивались ноги... И тут, несказанно нас удивив, монстр легко подпрыгнул вверх и....подцепил летящую «гадость» на один из своих огромных клыков... Мы ошарашено застыли.
– Бежим!!! – завизжала Стелла. – Бежим, пока он «занят»!..
И мы уже готовы были снова нестись без оглядки, как вдруг за нашими спинами прозвучал тоненький голосок:
– Девочки, постойте!!! Не надо убегать!.. Дин спас вас, он не враг!
Мы резко обернулись – сзади стояла крохотная, очень красивая черноглазая девочка... и спокойно гладила подошедшее к ней чудовище!.. У нас от удивления глаза полезли на лоб... Это было невероятно! Уж точно – это был день сюрпризов!.. Девочка, глядя на нас, приветливо улыбалась, совершенно не боясь рядом стоящего мохнатого чудища.
– Пожалуйста, не бойтесь его. Он очень добрый. Мы увидели, что за вами гналась Овара и решили помочь. Дин молодчина, успел вовремя. Правда, мой хороший?
«Хороший» заурчал, что прозвучало как лёгкое землетрясение и, нагнув голову, лизнул девочку в лицо.
– А кто такая Овара, и почему она на нас напала? – спросила я.
– Она нападает на всех, она – хищник. И очень опасна, – спокойно ответила девчушка. – А можно спросить, что вы здесь делаете? Вы ведь не отсюда, девочки?
– Нет, не отсюда. Мы просто гуляли. Но такой же вопрос к тебе – а, что ты здесь делаешь?
Я к маме хожу... – погрустнела малышка. – Мы умерли вместе, но почему-то она попала сюда. И вот теперь я живу здесь, но я ей этого не говорю, потому что она никогда с этим не согласится. Она думает, что я только прихожу...
– А не лучше ли и вправду только приходить? Здесь ведь так ужасно!.. – передёрнула плечиками Стелла.
– Я не могу её оставить здесь одну, я за ней смотрю, чтобы с ней ничего не случилось. И вот Дин со мной... Он мне помогает.
Я просто не могла этому поверить... Эта малюсенькая храбрая девчушка добровольно ушла со своего красивого и доброго «этажа», чтобы жить в этом холодном, ужасном и чужом мире, защищая свою, чем-то сильно «провинившуюся», мать! Не много, думаю, нашлось бы столь храбрых и самоотверженных (даже взрослых!) людей, которые решились бы на подобный подвиг... И я тут же подумала – может, она просто не понимала, на что собиралась себя обречь?!

Ю́рий Фёдорович Каря́кин (22 июля , Пермь - 18 ноября , Москва) - советский и российский литературовед , писатель , публицист , общественный деятель. Автор многих работ о творчестве Ф. М. Достоевского .

Биография

За антисталинское выступление на вечере памяти Андрея Платонова был в 1968 году исключён из КПСС заочно Московским горкомом партии.

Умер после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен 22 ноября на Переделкинском кладбище .

Библиография

  • Карякин Ю. Ф. и Плимак Е. Г. Мистер Кон исследует «русский дух». - М.: Соцэкгиз, 1961.
  • Карякин Ю. Ф. и Плимак Е. Г. Запретная мысль обретает свободу. - М.: Наука, 1966. - 304 с., 5 500 экз.
  • Карякин Ю. Ф. Перечитывая Достоевского. - М.: Новости, 1971. - 248 с.
  • Карякин Ю. Ф. Самообман Раскольникова (Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). - М.: Художественная литература, 1976. - 158 с.
  • Карякин Ю. Ф. Достоевский. Очерки. - М.: Правда, 1984. - 48 с., 94 000 экз.
  • Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века. - М.: Советский писатель, 1989. - 656 с., 45 000 экз.
  • Карякин Ю. Ф. Перемена убеждений (От ослепления к прозрению). - М.: Радуга, 2007. - 416 с.
  • Карякин Ю. Ф. Пушкин. От лицея до …Второй речки. - М.: Радуга, 2009.
  • Карякин Ю. Ф. Достоевский и Апокалипсис. - М.: Фолио, 2009. - 704 с.
  • Карякин Ю. Ф . Бес смертный. Приход и изгнание. - М.: Новая газета, 2011.
  • Карякин Ю. Ф. Не опоздать!: Беседы. Интервью. Публицистика разных лет / Сост. И. Н. - рина. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2012. - 464 с., 1000 экз., ISBN 978-5-89059-176-0
  • Зорина И. Н. Жажда дружбы. Карякин о друзьях и друзья о Карякине. - М.: Радуга, 2010. - 416 с.

Награды

Напишите отзыв о статье "Карякин, Юрий Фёдорович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Карякин, Юрий Фёдорович

– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.
– Нет, я очень понимаю, – отвечал Ростов, находившийся под влиянием своего нового друга.

Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву. В начале зимы вернулся и Денисов и остановился у Ростовых. Это первое время зимы 1806 года, проведенное Николаем Ростовым в Москве, было одно из самых счастливых и веселых для него и для всего его семейства. Николай привлек с собой в дом родителей много молодых людей. Вера была двадцати летняя, красивая девица; Соня шестнадцати летняя девушка во всей прелести только что распустившегося цветка; Наташа полу барышня, полу девочка, то детски смешная, то девически обворожительная.
В доме Ростовых завелась в это время какая то особенная атмосфера любовности, как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки. Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему то (вероятно своему счастию) улыбающиеся, девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на всё готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи, слушая эти непоследовательные звуки, то пенья, то музыки, испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала и сама молодежь дома Ростовых.
В числе молодых людей, введенных Ростовым, был одним из первых – Долохов, который понравился всем в доме, исключая Наташи. За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен.
– Нечего мне понимать, – с упорным своевольством кричала Наташа, – он злой и без чувств. Вот ведь я же люблю твоего Денисова, он и кутила, и всё, а я всё таки его люблю, стало быть я понимаю. Не умею, как тебе сказать; у него всё назначено, а я этого не люблю. Денисова…
– Ну Денисов другое дело, – отвечал Николай, давая чувствовать, что в сравнении с Долоховым даже и Денисов был ничто, – надо понимать, какая душа у этого Долохова, надо видеть его с матерью, это такое сердце!

"philologist" (Николай Подосокорский) - 3 года назад не стало Юрия Карякина

Сегодня исполняется ровно 3 года со дня смерти замечательного литературоведа, исследователя творчества Ф.М. Достоевского Юрия Федоровича Карякина.

ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ КАРЯКИН (22 июля 1930 — 18 ноября 2011) Писатель, публицист, философ, известный специалист по Достоевскому, общественный деятель. Родился в 1930 г. на Урале, в Перми. В 1953 г. закончил философский факультете МГУ и затем аспирантуру по специальности русской философии. Работал научным редактором в журнале «История СССР » (1956-1960) и в журнале «Проблемы мира и социализма» (Прага, 1960-1965), спецкором «Правды» (1965-1967гг) и научным сотрудником Института политологии РАН (1967- 2000). Депутат Первого съезда народных депутатов СССР (1989-1991гг.), член Президентского совета Р.Ф. (1991-1997). Автор книг «Самообман Раскольникова» (1976), «Достоевский и канун XXI века» (1989), «Перемена убеждений» (2007), «Пушкин. От Лицея до… Второй речки» (2009), «Достоевский и Апокалипсис» (2009), «Жажда дружбы» (2010).

Награжден медалью «Защитнику свободной России» (1993) и орденом Почёта (2000).


В. В. Путин и Ю. Ф. Карякин, 2000 год

IN MEMORIAM
Ученик истины и человек поступка
Памяти Юрия Федоровича Карякина

Его имя в годы перестройки знали все, кто причислял себя к мыслящей интеллигенции. Юрий Федорович Карякин, публицист, философ, знаток и исследователь творчества Достоевского, ушел из жизни 18 ноября 2011 года. Ему был 81 год.

С 1993 года он жил в писательском городке Переделкино и занимался литературным трудом. Итогом этой работы стали книги «Перемена убеждений. (От ослепления к прозрению)» (2008) и «Достоевский и Апокалипсис» (2009), она стала продолжением книги «Достоевский и канун ХХI века», о которой Вяч. Вс. Иванов сказал: «Это - такая книга, что о ней нельзя просто и спокойно писать. Хочется крикнуть: “Как, вы еще не прочли? Спешите!” Таких книг я видел мало на своем веку». В 2009-м была издана еще одна книга Карякина, «Пушкин. От лицея… до Второй речки», - живое слово о живом поэте, о дружбе, непредательстве и любви. А в 2010 году, к 80-летию Юрия Федоровича, вышел сборник «Жажда дружбы. Карякин о друзьях и друзья о Карякине», своего рода коллективный портрет поколения 1960-х, продолжение темы лицейского братства, где он с благодарностью говорит о счастливом ученичестве у тех, кто был старше, кто склеивал разорванные позвонки истории (Солженицын, Сахаров, Копелев, Берггольц, Чуковский, Разгон, Булат Окуджава, Юрий Давыдов, Эрнст Неизвестный, Наум Коржавин, Олег Хлебников, Олег Ефремов, Альфред Шнитке) и у младших (Высоцкий, Элем Климов, Мераб Мамардашвили, Юлий Ким, Юрий Щекочихин) своих друзей.


С.А.Филатов: Юрий Федорович Карякин был труден в общении, но был всегда ярок. Это был человек щепетильной честности. Правдивости. Совестливости. Всех тех качеств, которые, к сожалению, стремительно теряются в нашем обществе. И этот человек очень хотел жить в другой России. И не случайно, он обратился к Достоевскому, потому что через Достоевского он пытался познать Россию.

С 1953 года Юрий Карякин вел дневник (на полках в его кабинете более тысячи записных книжек) - эту уникальную по своей искренности и острейшей тоске по высокой культуре хронику своих философских размышлений он назвал «Дневник русского читателя». «Наконец я нашел определение самому себе, - пишет Юрий Федорович. - Я - читатель. Я читаю музыку, скульптуру, картины, архитектуру, живопись, рисунки…» День за днем он читал культуру, жизнь, историю, себя самого и свое время, удивляясь и радуясь «странным сближениям», перекличке имен и идей в мировом пространстве.

Карякин мечтал составить антологию исповедей, начиная от Августина Блаженного, собрать вместе всех великих - умерших, живых и будущих - и усадить за один стол. «Пусть дискутируют - вот была бы школа, вот университет…». Он знал, что для истинных художников, гениев духа нет границ ни временных, ни географических и в своих книгах предлагал читателям «самим потрудиться», по выражению Достоевского, раздвинуть границы прекрасного, - чтобы «вспомнить и обрадоваться».

Дневники Юрия Федоровича еще не напечатаны, а у его книг минимальные тиражи. Наследие Карякина нам, его современникам, еще предстоит узнать и осмыслить.

Карякин природный философ, импровизатор мысли, его магнетизм завораживает, энергетически заряжает собеседника, он «мыслит ежесекундно, на глазах, безо всякой показухи, серьезно и непрерывно». (Юлий Ким).

У Юрия Федоровича было свое, очень ненаучное определение таланта: «Это ненависть к собственной бездарности и умение ее вытравлять». К себе он был беспощаден: «Я принадлежу к тем, кто “проснулся”, очнулся, прозрел <…> но я долго оставался этаким Маугли».

В предисловии к «Перемене убеждений» он объясняет: «Другого пути нет, как честно рассказать о себе. <…> Пишу, прежде всего, для своих сверстников, и, хотелось бы, для будущего поколения. Кто-то надо мной посмеется - пусть. Но писать без адреса не могу и говорю прямо: хочу передать свой опыт». «Перемена убеждений» - это исповедь человека, который, пройдя испытание Достоевским, его глазами видел мученичество своих современников, втянутых «в русскую чехарду» идеологических восторгов и разочарований, отказов от прошлых вер, метаний среди обломков утопий по мировоззренческому бездорожью. Карякин разделил трудный опыт XX века со своим поколением и страной. Этот опыт, по наблюдению Вяч. Вс. Иванова, привел его к «взвешенности отказа от былых убеждений, но и к стремлению на новые верования смотреть спокойным, оценивающим взглядом. К концу он стал постигать многое, что другим недоступно».

В дневниках Карякина есть такая запись:

«Система не может себя понять изнутри.
Только извне. Из надсистемы.
Нужен инопланетянин.
Нужна иная точка зрения оттуда, извне».

Не уповая на инопланетян и на банальное «заграница нам поможет», опираясь на Достоевского и на Пушкина, Юрий Карякин, ученик истины и человек поступка, прошел свой путь освобождения от марксистских и прочих догм и обрел внутреннюю свободу.

Достоевский привел его в театр. Здесь он нашел единомышленников, их мучали те же вечные вопросы, ответы на которые мы ищем всю жизнь. Ему принадлежат инсценировка «Преступление и наказание», поставленная Юрием Любимовым в театре на Таганке и на многих сценах Европы, и театральная версия «Записок из подполья» и «Сна смешного человека» (постановка Валерия Фокина в «Современнике»).


Юрий Карякин с женой Ириной Зориной

Вхождение в политику началось для Юрия Карякина с публицистики. Статья «Антикоммунизм, Достоевский и достоевщина» в журнале «Проблемы мира и социализма» в мае 1963 в одночасье сделала его знаменитым. Статья о Солженицыне, напечатанная на излете хрущевской оттепели, тоже шла вразрез с официальными установками. Он пытался напечатать в «Правде» отрывок из романа А. Солженицына «В круге первом», а потом спасал в сейфе главного редактора газеты уже арестованную рукопись. В 1981 он был автором первой в советской печати статьи о Владимире Высоцком.

В 1968 Карякина исключают из КПСС за реплику после доклада о жизни и творчестве Андрея Платонова на юбилейном вечере в Центральном доме литераторов: «Давайте поспорим, где будет Солженицын через 10-20 лет и где будете вы - его гонители?»

Вместе с А. Сахаровым, Ю. Афанасьевым, А. Адамовичем Юрий Карякин был среди основателей общества «Мемориал». В 1989 году он избран народным депутатом СССР, входил в первую легальную оппозицию - Межрегиональную депутатскую группу.

Статьи «Стоит ли наступать на грабли? Открытое письмо одному инкогнито» (1987) и «Ждановская жидкость» (1988) получили широкое признание и помогли отменить позорное постановление ЦК КПСС 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград».

Карякин защищает академика Сахарова от спланированной атаки на Съезде народных депутатов. Это выступление стоило Юрию Федоровичу первого, перенесенного на ногах инфаркта. Еще один инфаркт случился у него на похоронах Андрея Дмитриевича.

Это он, Карякин, предложил похоронить Ленина на Волковском кладбище, рядом с матерью, когда коммунизм еще оставался официальной государственной идеологией. Это он с трибуны Съезда народных депутатов обратился к М. Горбачеву с предложением вернуть гражданство А. Солженицыну.

Он был членом Высшего консультативно-координационного совета при Председателе Верховного Совета РФ (1991), членом Президентского совета РФ (1992-1996); членом президентского Совета по культуре (1996-1999); сопредседателем Союза российских писателей… Хотя он признавался, что в политике «чувствовал себя рыбой на песке», Юрий Карякин прожил свою жизнь предельно честно, открыто и светло. Так же светло и искренне звучали последние слова, которые говорили ему друзья на прощание.

БИБЛИОГРАФИЯ РАБОТ ЮРИЯ КАРЯКИНА

КНИГИ

Карякин Ю. Ф. Не опоздать! Беседы. Интервью. Публицистика разных лет / Сост. И.Н. Зорина. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2012. - 464 с.

Карякин Ю.Ф. Жажда дружбы. Карякин о друзьях и друзья о Карякине. Составитель И.Зорина. М.: ОАО Издательство «Радуга», 2010.

Юрий Карякин. Достоевский и Апокалипсис. М.: Издательство Фолио, 2009, 704 с, Усл. печ. л. 36,96. Тираж 3 000 экз.
ISBN 978-5-94966 -211-3

Юрий Карякин. От Лицея… до Второй речки. Составитель И.Н.Зорина. М.: ОАО Издательство «Радуга». 2009. - 160 c.

Юрий Карякин. «Перемена убеждений (От ослепления к прозрению)» М.: Издательство «Радуга», 2007. 416 с.,

Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М.: Советский писатель 1989. Усл.-изд. Л. 41, 89. Тираж 45 000 экз.

Карякин Ю.Ф. Достоевский. Очерки. М.: Издательство «ПРАВДА», БИБЛИОТЕКА «ОГОНЕК» № 23, 1984, С. 46.
Усл. Печ. л. 2,10. Тираж 94 000.

Ю.Карякин Самообман Раскольникова. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». М.: «Художественная литература». Массовая историко-литературная библиотека. 1976. с. 158

Карякин Ю.Ф., .Плимак Е.Г. «Запретная мысль обретает свободу (Радищев)». М.:"Наука", 1966.

СТАТЬИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ (по годам)

2011

Юрий Карякин. «Бывают странные сближения». Гойя - Пушкин - Достоевский. Из Дневника русского читателя. Субъективные заметки. // Культура и время. 2011, № 1., С.22-41.

Юрий Карякин. Ядерная энергия человека в искусстве. Из Переделкинского дневника. // Новая газета. 2009, № 79, 24.07. С.2.
Юрий Карякин. Выразить себя и отдать. 24 ноября - 75 лет со дня рождения Альфреда Шнитке. // Новая газета. 2009, № 131, 25 ноября.
Юрий Карякин. Дневник русского читателя. (Переделкино. 1994 - 2007). // Знамя. 2009 № 4, С.112-153.
Юрий Карякин. Достоевский и Апокалипсис. Из «Дневника русского читателя» (последняя часть книги). // «Окна», приложение к газете Вести, Тель-Авив). 2009, 19 ноября и 26 ноября. С. 24-25.

2007

Юрий Карякин. Повезло… (Об одном эпизоде пятидесятилетней давности). // Посвящается профессору А.В.Западову. Юбилейный сборник к 100-летию со дня рождения. М.: Факультет журналистики МГУ, 2007, С. 87-90.
Юрий Карякин. Поэзия как молитва. // Миры Булата Окуджавы. Материалы Третьей международной научной конференции. 18-20 марта 2005г. Переделкино. М.: Соль. 2007. С. 179-181.
Юрий Карякин. На страшный суд с Дон Кихотом. // Neue Zeiten, 2007, Juli, N 4/ 47. S.2-4.
Юрий Карякин. Перемена убеждений. (Из «Дневника русского читателя») // Знамя. 2007, ноябрь № 11, С.4-55.

Юрий Карякин. На Страшный суд с Дон Кихотом. Год Гойи и Достоевского // Новая газета. 2006, 22 июля.
Юрий Карякин. И пойду! И пойду! К юбилею тетра «Современник». Маленькая справка для будущих историков театра. // Московский театр Современник. М.: Издательство «Индекс Дизайн Паблишинг». 2006, С.192-193

2005

Юрий Карякин. ДВА АДАМА. Из «Дневника русского читателя». Заметки об искусстве и религии. // Новая газета. 2005, 22 июля.
Юрий Карякин. Художник Возрождения в эпоху Апокалипсиса. Эрнсту Неизвестному - 80. // Новая газета. 2005, 8 апреля.
Юрий Карякин. Брату итальянскому - дай тебе бог многие лета! // VITTORIO, Международный научный сборник, посвященный 75-летию Витторио Страды. М.: «Три квадрата», 2005, С. 15-29.

Юрий Карякин. Бес смертный. Главный заказчик и его мысли о кастетах, кипятке и кислоте, а также о Боге, Гегеле, Достоевском, а еще об уме, чести и совести партии, // Новая газета. 2004, 20 апреля.
Юрий Карякин. Главный заказчик, или мысли гениального философа о кастетах, кипятке и кислоте, а также о Боге, Гегеле и Достоевском, а еще об уме, чести и совести партии. Предисл.// Евгений Данилов. Тайна российского сфинкса. Документальный роман-исследование. М.: Кнорус, 2004, С.4-17

2003

Юрий Карякин. И еще неизвестно, что он скажет. Александру Исаевичу Солженицыну 30 025 дней (или приблизительно 85 лет). // Новая газета, 2003 г, 9-10 декабря.

Юрий Карякин. «Все - дите» // Когда Луна вместе с Солнцем… Экран - детям, дети - экрану. М.: РОФ «Московский детский фонд». ТИД «Континент-Пресс». 2002., С. 29-39.
2001
Карякин Ю.Ф. Мы всегда побеждали только внешних врагов. // Слово не воробей… 100 откровений современной российской элиты. М.: Издательство ПАНЪИНТЕР, 2001, С. 137 -140.
Юрий Карякин. За книгой Окуджавы… // Творчество Булата Окуджавы в контексте культуры ХХ века. Материалы Первой международной научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения Булата Окуджавы. 19-21 ноября 1999г. Переделкино. М.: Соль, 2001. С. 100-107.

Юрий Карякин. «Бесы» Достоевского и «Две связки писем» Ю.Давыдова. На перекрестке истории и автобиографии. // Знамя. 2000, № 2, С.187.
Юрий Карякин. «Живой». Памяти Олега Ефремова // Алфавит, 2000, май.
Юрий Карякин - Сергей Кулешов Полемика. Есть у России два врага. // Труд, 2000, 25 января.
Юрий Карякин. Автопортрет Юрия Давыдова. Память = совесть. // Новая газета, 2001.
Юрий Карякин. Поход, задуманный на десятилетия… (От «Одного дня Ивана Денисовича» до «Красного колеса»). // Россия, 1 декабря.

Юрий Карякин. А.С.Пушкин «19 октября…» // Тайны пушкинского слова. М.: РОФ «Московский детский фонд». ТИД «Континент-Пресс», 1999, С.12-30.
Юрий Карякин. Все подделала жизнь. Жизнь - это совпадение дат, триумфов, трагедий. // «Новая газета». 1999, 24-30 мая, № 18, С.10.
Юрий Карякин. На Второй речке. О Пушкине. Автопортрет России в конце ХХ века. // Огонек, 1999, май.
Юрий Карякин. Он все еще учится. К 75-летию Юрия Давыдова. // Новая газета. 1999, N 44 (25-28 ноября).
Юрий Карякин. Человек - имя существительное. Выступление на Втором съезде Конгресса российской интеллигенции. «Россия на рубеже веков: реформа, нравственность, права человека». // Литературные вести. 1999, декабрь, № 40. 1999.

Юрий Карякин. Верны ли мои убеждения? Из «Дневника русского читателя» // Литературная газета. 1998, 9 сентября, С. 6.
Карякин Ю.Ф. Из статьи «Эпизод из современной борьбы идей» («Проблемы мира и социализма», 1964, № 9) // Слово пробивает себе дорогу. Сборник статей и документов об А.И.Солженицыне. 1962-1974. М.: Издательство «Русский путь», 1998., С.89-95.
Jurij Karjakin. Dostoevskij e l Apocalisse. // Il Nuovo Aeropago, Dostoevskij contemporaneita e profezia. Annj 16. Nuova Serie Primavera. 1997, N 1. p/ 33-41.
Saggio vincitore del Premio Speciale della Saggistica “PREMIO GIUSEPPE ACERBI”. VI edicione, 1998.
Юрий Карякин. Оружие массового уничтожения стукачей. // Огонек, 1998, сентябрь, № 38.

Карякин Ю.Ф. Дневники Юрия Карякина (1995-1997). Исповедь. // Столичная тема. (Саранск). 1997, март-апрель, № 1., С.22-36.
Юрий Карякин. Лицей Булата Окуджавы. // Булат Окуджава. Специальный выпуск. Литературная газета. 1997, июль, С. 10-11.
Юрий Карякин. Дневник русского читателя. Из записных книжек. Переделкино. // Октябрь, 1997, ноябрь, № 11.

Юрий Карякин. «А сердце остается одним». Льву Копелеву - 85. // Литературная газета, 1996, май.
Карякин Ю.Ф. Достоевский и Апокалипсис: Предисл. // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 7 томах / Составитель Ю. Карякин. М.: Лексика - LEXICA, 1996. Т. 1. С. 3.
Юрий Карякин. Верны ли мои убеждения?: Послесл. // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 7 томах / Составитель Ю. Карякин. М.: Лексика - LEXICA, 1996. Т. 7. С. 562.
Юрий Карякин. Памяти Лидии Чуковской. // Литературная газета. 1996, 14 февраля, № 7, С. 3.

Карякин Ю.Ф. Верны ли мои убеждения? // Журналист, 1995,N 2.
Карякин Ю.Ф. Выступление на научно-практической конференции. // «Октябрь 1917 года и большевистский эксперимент в России» 5 ноября 1994 года. М.: «Юридическая литература», 1995. С.74-82.

Карякин Ю.Ф. Выступление на научно-практической конференции. // «Уроки августа 1991 года. Народ и власть». 20 августа 1994 года. М.: «ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА», 1994. С. 46- 49.

1992

Карякин Ю.Ф. Послесл. // Говорит Неизвестный. М.: Российское философское общество, 1992, С.137-139.
Карякин Ю.Ф. «Человек - это постоянное усилие стать человеком…» // Детская литература, 1992, N1., С.3 - 8.
Карякин Ю.Ф. Выступление на Международной конференции «Россия - Куба: от тоталитаризма к демократии. // Латинская Америка, 1992, N 10-11.

Юрий Карякин. Снова загнать джина в бутылку? К дебатам о свободе печати. // Московские новости. 1991, № 4, 27 января.

Карякин Ю.Ф. От ”Бесов” до “Архипелага ГУЛАГ”: Послесл. // Достоевский Ф.М. Бесы. Ижевск: Удмурдия, 1990. С.
Карякин Ю.Ф.Выступление на международном симпозиуме, посвященном памяти Андрея Дмитриевича Сахарова в Падуа (Италия) , 7 декабря 1990 (на итальянском языке)
Convegno sulla figura e sull’jhtra di ANDREJ DMITRIEVIC SACHAROV ATTI, Padova, 7 dicembre 1990.

Юрий Карякин. Ждановская жидкость, или против очернительства.// Иного не дано. М.: Прогресс, 1989.
Юрий Карякин. «Ждановская жидкость», или против очернительства.// Своевременные мысли, или пророки в своем отечестве. Лениздат, 1989. С.146 - 168.
Юрий Карякин. «…Сделаться человеком нельзя разом…». Из бесед с учениками. // Учительская газета, 1989.18.02., С. 4.
Юрий Карякин. «Держиморда», или «Сокол ты мой сизый» // В своем отечестве пророки? Публицистика перестройки: лучшие авторы 1988 года. М.: Издательство «Книжная палата», 1989. С.170-176.
Юрий Карякин. «Переболевший болями и надеждами» // Вспоминая Владимира Высоцкого. М.: «Советская Россия», 1989. С. 358-360.
Юрий Карякин. О мужестве быть Смешным. // «Минувшее меня объемлет живо…». М.: «Современник», 1989. С 175- 203
Юрий Карякин. Из блокнота депутата. «Вся власть Советам» // «Книжное обозрение», 1989, 9 июня.С.2.
Карякин Ю.Ф. Выступление на съезде народных депутатов. // Съезд народных депутатов. Бюллетень № 9, часть II, 2 июня 1989 г. М.: Издание Верховного Совета СССР. 1989. С.12- 15.
Юрий Карякин.«Души высокая свобода». Портрет Л.К.Чуковской. // Литературное обозрение, 1989, № 11 с. 74.

Юрий Карякин «Ждановская жидкость», или против очернительства.// Огонек, 1988, № 19, май, С.25-27.
Карякин Ю.Ф. «Ждановская жидкость», или против очернительства.// Если по совести. М.: «Художественная литература». 1988., С. 155-170.
Юрий Карякин. Две войны за небытие, или о службе последней черты. // Иностранная литература. 1988, № 5, С. 223-231
Юрий Карякин. В чем подвиг подростка?: Предисл.// Вот тебе подвиг: исповедь. Послесл. // Достоевский Ф.М. Подросток. М.: Просвещение, 1988, С. 5-6, 465 - 476.
Юрий Карякин. Выступление в дискуссии о романе Д. Гранина «Зубр». // Литературная газета, 1988, 6 июля.
Юрий Карякин. Это наш последний шанс. Выступление на «круглом столе»: «Что будет, если и эта перестройка погибнет?» // Московские новости.,1988, 5 июня. С.8-9.
Юрий Карякин. Из прошлого - трудный путь. Круглый стол. (обсуждение романа Б.Можаева «Мужики и бабы»ведет А.Турков. // Литературная газета, 1988, № 14, 16 апреля, с.3
Юрий Карякин. Перестройка: первые уроки. Анкет АПН «Личное мнение о перестройке». // СССР. Опыт перестройки. Приложение к Вестнику АПН «Советская панорама», 1988, 23 июня.

Карякин Ю.Ф. Стоит ли наступать на грабли? (Открытое письмо одному Инкогнито). // Знамя, 1987, № 9, С. 200 -224.
Юрий Карякин. Признать главное - главным. (Об Алесе Адамовиче). // Литературная газета, 1987, 9 мая.

Карякин Ю.Ф. Не опоздать! (Одна посылка - бесконечность следствий) // Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке. Сборник девятнадцатый. М.: Советский писатель, 1986. С. 4-39.
Юрий Карякин. Выступление в дискуссии о латиноамериканском романе и глобальных проблемах современности. // Приглашение к диалогу. Латинская Америка: размышления о культуре континента. М.: «Прогресс», 1986, С.418-426.
Juri Karjakin. Nicht zu spat kommen! // Europa an der Schwelle des 3. Jahrtausends. Moskau: “Chudoshestwennaja literatura”, Dusseldorf: Bruckenverlag. 1986.
Юрий Карякин. Художник или публицист - кто прав? Обсуждаем «Печальный детектив» В.Астафьева. // Литературная газета, 1986, № 35, 27 августа, С 2.

Юрий Карякин. Не опоздать! Заметки публициста. // Вопрос всех вопросов. Борьба за мир и исторические судьбы человечества. Составители Ю. Ф. Карякин, В. Я. Петровский М.: Политиздат, 1985. С. 216 - 229.
Юрий Карякин Диалог с Алесем Адамовичем о фильме Элема Климова «Иди и смотри». // Век ХХ и мир, 1985, N 12.
Юрий Карякин. Слово как в блокаду хлеб. Предисловие к пластинке «Ольга Берггольц. Стихи читает автор » 1985г. «Мелодия», 1985. М40 33797 009.

Юрий Карякин. Штрихи к портрету Алеся Адамовича. Признать главное - главным. // Литературная газета, 1984, 9 мая, № 19, С. 6.


Фото: irinakiu.livejournal.com

Карякин Ю.Ф. Выступление на «Круглом столе»: «Латиноамериканский роман и советская многонациональная литература» // Латинская Америка. 1983, № 1, С.
Карякин Ю.Ф. Зачем Хроникер в «Бесах»? // Ф.М.Достоевский. Материалы и исследования. Выпуск 5. Ленинград: «Наука», Ленинградское отделение, 1983. С.113 -131.
Юрий Карякин Не опоздать! (О времени живом и мертвом). // Век ХХ и мир, 1983, № 3., С.36-45.

Юрий Карякин. «Взорвать воображение третьих лиц…». О романе Кэндзабуро Оэ «Записки пинчраннера». // Иностранная литература, 1982, N 5. , С.194-200.

Карякин Ю.Ф. Люблю жизнь для жизни... К столетию со дня смерти Ф.М.Достоевского. // Огонек, 1981, 7 февраля, № 6, С. 20-22.
Юрий Карякин. «Я видел истину…» . // Огонек, 1981, ноябрь, № 46, С. 14-15.
Юрий Карякин. «Лишь начинаю…». Заметки к изучению творчества и жизни Ф. М. Достоевского. // Литературное обозрение, 1981, N 11, С.35-49.
Юрий Карякин. Достоевский: “Лишь начинаю…”. // Московские новости, 1981, 15 ноября, № 46, С. 12.
Юрий Карякин. Вечно актуальный Достоевский. // Московские новости, 1981, 1 февраля, № 5, С.12.
Карякин Ю.Ф.Выступление в дискуссии «Ф.М.Достоевский и мировая литература». // Иностранная литература. 1981, № 1, С.203-208.
Карякин Ю.Ф. Зачем хроникер в «Бесах». // Литературное обозрение, 1981, № 4., С. 72-84.
Карякин Ю.Ф.О песнях Высоцкого. // Литературное обозрении, 1981, № 7., С.94-99.

Карякин Ю.Ф. Достоевизм или “достоевщина” ? //Литературное обозрение, 1980, № 9.

Карякин Ю.Ф. И про тебя эта история… // Литературное обозрение, 1979, №1., С. 7-102.

И. Зорина, Ю. Карякин, А.Медведенко Хроника чилийской революции (4 сентября 1970г. - 11 сентября 1973г.) // Уроки Чили. М.: Издательство «Наука», 1977, С.254-406.

Карякин Ю.Ф. Пушкин и Гойя. // Неделя, приложение к газете Известия. 1975 № 23. , С.10 -11.
Карякин Ю.Ф. Вдохновение. // Неделя, приложение к газете Известия, 1975,№ 25.

Карякин Ю.Ф. «Лицей, который не кончается…». // Юность, 1974, N 6., С.52-59.

Карякин Ю.Ф. Вечная злободневность Достоевского. (Рецензия на книгу: Vidal A. Dostoievski. Barselona: Barral Editores, 1972. 274 p.)// Вопросы литературы, 1973, N 6. С. 252-261.

Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. Послесловие. // Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание. М.: Издательство «Художественная литература», 1971., С. 513 - 559.
Карякин Ю.Ф. О философско-этической проблематики романа “Преступление и наказание”.// Достоевский и его время. Л., 1971., С.166- 195.
Карякин Ю.Ф. Перечитывая Достоевского. // Новый мир, 1971, № 11
Карякин Ю.Ф. Человек в человеке. Образ пристава следственных дел из “Преступления и наказания”. К 150-летию Ф.М.Достоевского. // Вопросы литературы, 1971, N 7 С. 73-97.
Карякин Ю.Ф. Достоевский: “все - «дите”. К 150-летию со дня рождения. // Наука и религия, 1971, № 10. С. 45-51.

Карякин Ю.Ф. Выступление на заседании бюро секции прозы с активом - обсуждение рукописи А.Солженицына «Раковый корпус», 17 ноября 1966 г. . // Новый путь, 1968, декабрь, № 93, С.237-238.
Карякин Ю.Ф. Доклад на вечере памяти А.Платонова в Центральном Доме литераторов 31 января 1968 года. (рукопись)
Юрий КАРЯКИН ЕСЛИ МОЖНО НЕПОСВЯЩЕННОМУ... ОБ ЭРНСТЕ НЕИЗВЕСТНОМ, 1968 год, не опубликовано.

Карякин Ю.Ф. Правда посюстороннего мира. (К столетию романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»). // Вопросы философии, 1967,№7.

Карякин Ю.Ф. О невинности и порочности дилетантства. // Иностранная литература, 1966, N 7., С. 193-197.
Карякин Ю.Ф. Детский дом. // Правда, 1966, 10 марта.
Карякин Ю.Ф Создать самых лучших друзей. // Правда, 1966 (не опубликовано).

Карякин Ю.Ф. Эпизод из современной борьбы идей. (О повести «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына). // Проблемы мира и социализма, 1964, N 8.
Карякин Ю.Ф. Эпизод из современной борьбы идей // Новый мир. 1964, // № 9. С. 231-239.

Карякин Ю.Ф. Антикоммунизм, Достоевский и «достоевщина». // Проблемы мира и социализма, 1963, N 5.

Карякин Ю.Ф. О мирном и не мирном путях социалистической революции. // Проблемы мира и социализма, 1962, N 5.

Карякин Ю.Ф., Евг. Плимак. О некоторых спорных проблемах мировоззрения А.Н.Радищева. // Исторические записки АН СССР, 1960, том 66, С.137-205.


Юрий Карякин и Наум Коржавин

Карякин Ю.Ф., Евг. Плимак. О двух оценках «Путешествия из Петербурга в Москву в советской литературе» // Вопросы философии, 1955, № 4, С. 182-197.


Учредительная конференция "Мемориала". Выступление Юрия Афанасьева. В президиуме: Алесь Адамович, Юрий Карякин, Андрей Сахаров, Елена Жемкова, Евгений Евтушенко. Москва, ДК МАИ, 1989 г.

ИНТЕРВЬЮ (по годам)


В. Лемпорт. Портрет Юрия Карякина. Масляная пастель. 1989

Юрий Карякин. Петербург был… Байконуром Достоевского. Беседу записала Елена Евграфова. // «Смена», СПб, 1999, 23 августа, N214,С.4.

Jury Karjakin. Dostoevskij Crisriano. “Andare al fondo del propio cuore per trovare gli altri”. // Quotidiano Meeting, 1997, 28 agosto, P 1,3.

Юрий Карякин «Я ногти обломал, цепляясь за коммунизм». Беседу записали Юрий Лепский и Ольга Соломонова. // Труд -7, 1996, 19 апреля, С.4
Vittorio Strada . Jurij Karjarin. “Russi, il futuro e Dostoevskij” // Corriere deua sera, 1996, 7 agosto, P. 25.

Jurij Karjarin. “Puo fare molto peril nostro paese” // La Republica? 1994, 25 maggio, P.5
Юрий Карякин. «Глас народа - порой глас дьявола…» Беседу записал Александр Щуплов. // Книжное обозрение. 1994, № 16, 19 апреля, С.7.
Ольга Кучкина. С кем бы сегодня был Достоевский, с Гайдаром или Зюгановым? Разговор с философом Юрием Карякиным о жизни, смерти и об Апокалипсисе ведет наш обозреватель. Беседа для Элиты. // «Комсомольская правда». 1994, 1 декабря, С.

Kariakin: “Sobre el castrismo debe caer una bomba de hidrogeno cargada de verdad”. // ABC 27 - 4 - 1992.

Юрий Карякин. ПОСЛЕ СМЕРТИ. Характеры и обстоятельства Беседовала Ольга КУЧКИНА // «Комсомольская правда». 1990. 22 июля, С. 2.
Юрий Карякин …Дар души равен дару глагола. Интервью Евгения Канчукова. Книжное обозрение. 1990, 27 июля, № 30, С.3.

Юрий Карякин: «Я же сегодняшний». Автограф брал Александр Щуплов. // «Книжное обозрение». 1989.
Л.Папянц. Карякин Юрий Федорович, выдвинут в народные депутаты СССР в г.Фрязино собранием избирателей по месту жительства. // «Калининградская правда», 1989, 11 февраля.
Юрий Карякин. «Верю в позицию». Беседу вел Александр Самарцев. // Московский комсомолец, 1989, 14 февраля, № 38, С. 1.

РЕЦЕНЗИИ (по годам)

2011

Игорь Гельбах. Любители вы Достоевского? Жажда дружбы. Карякин о друзьях. Друзья о Карякине. М., "Радуга", 2010 г. // «Окна», еженедельное приложение к газете «Вести» (Тель - Авив), 2011, 17 марта.

Михаил Бойко. По ту сторону реализма и антиреализма. Российские литературоведы и творческий метод Достоевского. // Независимая газета, EX LLIBRIS, 2010, 22 июля, С.4.

Марина Зайонц. Все учились понемногу… Вышло в свет собрание работ Юрия Карякина о Пушкине. // Итоги, 2009, 20 июля, № 30, С. 57-58.
Олег Хлебников. Книга умного читателя. Юрий Карякин выпустил сборник статей о Пушкине. // Новая газета, 2009, 22 июля

Владимир Лукин. Личность, время, судьба. К выходу книги Юрия Карякина «Перемена убеждений (От ослепления к прозрению)». // Независимая газета, 2008, 25 марта, С.14.
Марина Зайонц. Человек убежденный. Книга публициста Юрия Карякина «Перемена убеждений». // Итоги, 2008, 10 марта, № 11, С. 89-90.
Сама жизнь - поступок. К выходу книги Юрия Карякина «Перемена убеждений» // Книжная индустрия, 2008, № 1 (54), март, С.31.

Олег Хлебников. Когда слово - уже поступок. В издательстве «Радуга» выходит новая книга Юрия Карякина. // «Новая газета», 2007, № 96, 17.12 - 19.12., С.20.

Вячеслав Вс. Иванов. «ЖИЗНЬ НАЧИТАЛАСЬ ДОСТОЕВСКОГО» // «Московские новости», 1989.


Переделкино, ул. Тренёва, 6. Дом, в котором жил Ю.Ф. Карякин. 30 октября 2011 г. Фото Н.В. Шварц