Маша Миронова - воплощение русского национального характера. Маша Миронова - воплощение русского национального характера Изображение народной массы в повести Пушкина «Капитанская дочка»

Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине.

Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет каких‑то оригинальных, выдающихся черт, к ней как нельзя лучше подходит определение «милая девушка». И в то же время этот образ поэтичен, возвышен и привлекателен.

Маша Миронова воспитывалась в семье с патриархальным укладом, придерживавшейся старинных дворянских традиций. По причине этого она послушна, спокойна, скромна. Она никогда не переступит рамки приличия, не поступится своим нравственным долгом и не пойдет против совести. Так, она ни за что не вышла бы замуж за Швабрина, даже если бы это решение грозило ей смертью. Вспомним, в каком состоянии находят запертую Машу Пугачев и Гринев. Ее воспитание, ее принципы не позволили Маше склониться перед Швабриным.

Свою героиню А. С. Пушкин подвергает испытанию любовью, и проходит она это испытание с честью. Чтобы достичь благополучия, Маше пришлось перенести немало тяжелых ударов: любимый ранен на дуэли, затем родители жениха не дают своего благословения на законный брак, погибают ее собственные родители. В размеренную жизнь Маши врывается пугачевский бунт. По иронии судьбы это событие, вместо того чтобы разлучить двух влюбленных, соединило их.

Нигде так не проявился характер Маши Мироновой, как на последних страницах книги, где она без всяких сомнений едет в Царское Село, чтобы просить императрицу помиловать Гринева. Этот поступок смел уже потому, что молодая девушка, не знающая жизни, едет в неизвестность одна, и вдвойне смел потому, что она хочет вступиться за опального дворянина, что очень рискованно для нее самой. Она вступает в борьбу не только за свою любовь, но и за справедливость. Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, душевно обожгли ее и сделали сильнее. Ее не сломили смерть родителей, домогательства Швабрина, арест Гринева. А ведь вначале она казалась такой слабой и беспомощной, боялась выстрелов, подала в обморок. Но когда судьба поставила ее на распутье одну, она нашла в себе силы бороться за свое счастье. Маша стала взрослее в этих испытаниях.

А. С. Пушкин заставляет страдать свою героиню потому, что относится к ней трепетно и нежно. Он знает, что она вытерпит эти страдания, раскрыв в них самые прекрасные стороны своей души.



Маша Миронова обладает сильно развитым чувством долга и душевным благородством. Ее понятие долга перерастает в понятие верности. Маша Миронова осталась верна сердечной привязанности вопреки страху. Она истинная дочь своего отца. Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера. Так же и Маша: она была робкой и впечатлительной, но когда речь зашла о ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что‑либо противное ее совести.

Душевные качества Маши Мироновой прекрасны: нравственная безупречность, верность слову, решительность, искренность. Она способна любить искренне, горячо и беззаветно. И в награду ей достается заслуженное счастье.

А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.

12. Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова.

Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, честных и преданных своему долгу, как они его понимали.



Все это оказало решающее влияние на формирование характера девушки.

Первое впечатление от Марьи Ивановны ― впечатление о посредственности. В ее внешности сразу подчеркивается и обыкновенность: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло‑русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Рассказчик замечает: «С первого взгляда она не очень мне понравилась». В манере Марьи Ивановны держаться проявляются скромность и застенчивость. Она сидит в стороне, шьет, краснеет, когда о ней говорят за столом. Постепенно за этой простотой, обыденностью вступает что‑то в высшей степени привлекательное. «Марья Ивановна скоро перестала меня дичиться. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку», ─ говорит рассказчик. Она привязывается к молодому офицеру, верно оценив его как честного и доброго человека, а перед этим она отвергла гвардейского офицера Швабрина, хотя тот был образованнее и, казалось бы, мог произвести впечатление на провинциальную девушку. Полюбив Гринева, Марья Ивановна просто отвечает на его объяснение. «Она без всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности». Вся история любви Марьи Ивановны к Гриневу ― доказательство глубины ее натуры, способности к большому, настоящему чувству. После того как отец Гринева отказал сыну в разрешении на женитьбу, а Марья Ивановна решила, что ей «не судьба» быть за Гриневым, что следует покориться «воле божьей», она не перестает его любить. В тяжелых испытаниях и превратностях судьбы ее бескорыстная любовь крепнет. Пережитое ею развивает и закаляет ее стойкость.

Привлекательность, простота и искренность девушки, доброе отношение к людям действуют на окружающих. Мы видим, что ее любят и крепостная девушка Палаша, и Савельич. Попадья готова сделать для нее все, подвергая себя немалому риску, скрыв от Пугачева, что Маша ― дочь коменданта. Вполне понятно, что родители Гринева, познакомившись с ней, «вскоре к ней искренне привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

В испытаниях, которые пришлось перенести Марье Ивановне, проявились ее душевная сила и стойкость. Ее решение ехать в Петербург показывает, что в этой скромной девушке заложена большая сила характера. «Она непрестанно думает о средствах, как бы меня спасти», ― замечает рассказчик. При этом Марья Ивановна совершенно самостоятельно составляет целый план действий, требующий энергии и смелости. Судьба ей покровительствует, но ведь и то обстоятельство, что «жена смотрителя тот час же с нею разговорилась», объявила, что она «племянница придворного истопника», свидетельствует о способности Марьи Ивановны очень быстро располагать к себе людей, самых различных и по характеру, и по положению. Добившись счастливого решения, Марья Ивановна в тот же день, «не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню».

Несомненно, что автора привлекает Марья Ивановна. Одним из средств поэтизации образа героини служит привлечение в качестве эпиграфов, относящихся к Марье Ивановне, прекрасных народных песен, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуации повести. Таков, например, эпиграф к главе XII «Сирота»:

Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточка;

Как у нашей княгинюшки

Ни отца нету, ни матери…

Тихая, робкая капитанская дочка преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра Андреевича Гринева, его честь, его семью.

Марья Ивановна ― женский образ, с любовью созданный А. С. Пушкиным.

13. Емельян Пугачев ― исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека.

Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым.

Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав исторических, реально‑бытовых, символических и фольклорных элементов. Увиден этот человек глазами Гринева, и появляется он в романе только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью Пугачева. Облик Пугачева физически конкретен, он казак, «бродяга», главарь «шайки разбойников».

Несмотря на свою реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе «Вожатый», и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее и талантливее того, что доступно взгляду Гринева. Человеческий облик Пугачева также сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека «готовности ему помочь». Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя «важный вид» и улыбаться, добродушно подмигивать.

В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: «живые большие глаза так и бегали», «прищуривал левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости», «глаза у Пугачева сверкали». Эта деталь необходима для создания его динамического портрета. Пугачев непредсказуем. Важнейший принцип создания его образа ― превращение. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений: он и казак ― человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший имя покойного Петра III. В сюжете произведения он из «бродяги» превращается в «великого государя». В нем проступают то черты плутовского казака, то мудрость народного вождя и полководца. Превращения следуют одно за другим: властный и грозный «государь» оборачивается искренним и милосердным спасителем «его благородия» и «красной девицы», нетерпеливый и скорый на расправу человек становится рассудительным и примиряющим.

Пугачев говорит о вариантах развития событий: о походе на Москву («Дай срок, не то еще буде, как пойду на Москву»), о возможном триумфе («Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»). Довольный своими военными победами, он предполагает даже «потягаться» с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.

Пугачев ― фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как и в детском заячьем тулупчике, подаренном Гриневым. «Улица моя тесна, воли мне мало», ─ говорит он. И он сам осознает трагизм своей судьбы, это подчеркнуто и любимой песней Пугачева «Не шуми, мати зеленая дубравушка…», и рассказанной им калмыцкой сказкой. Как всякий трагический герой, Пугачев предстает в героическом свете.

Он гордо отвергает совет Гринева «прибегнуть к милосердию императрицы». Им движет не чувство вины, а уверенность в несокрушимой силе. Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что иногда дает другим людям.

Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши. «Заячий тулупчик», как и общеизвестное «долг платежом красен» ― слишком простое объяснение всего происходящего. Гринев осознает, что этот человек почему‑то выделил его из толпы, спас, помог, устроил его личное счастье: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня». Немалую роль сыграло чувство человеческой близости, возникшей между ними. Но Гринев прозревает во всех отношениях другой, высший смысл. Пугачев представляется ему человеком исключительным, посланным самой судьбой. Он возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике «вожатого». Пугачев стал его «вожатым» по жизни, в нем совместились и здравый смысл, и логика чуда.

Образ Пугачева ― центральный образ романа, хотя Пугачев не является главным героем среди действующих лиц. С ним связаны размышления А. С. Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической. Фигура Пугачева соизмерима только с фигурой Петра I. Среди русских исторических деятелей своей эпохи личности такого масштаба А. С. Пушкин не находил.

14. Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка». Сам автор писал: «Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева, включенная в широко развернутое изображение исторических событий, с охватом большого круга явлений. Тема восстания Пугачева изложена при всей сжатости повествования достаточно полно и законченно: от начала восстания до поражения и гибели Пугачева.

Основную причину восстания ― политическое и экономическое угнетение народных масс ― А. С. Пушкин в своем романе полностью не раскрывает, однако читатель ее хорошо понимает. Автор в целом ряде лаконичных замечаний в различных главах романа говорит о недовольстве народа, о жестокости правительства. «Башкирцы ― народ напуганный, да и киргизцы проучены», ― говорит капитан Миронов, а что значит «проучены» читатель видит в сцене допроса схваченного башкирца. «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… ― Эхе! ― сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. ― Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах». Из дальнейшего мы узнаем, что у башкирца вырезан язык. Неудивительно, что именно этот «изувеченный» башкирец оказывается верхом на перекладине с веревкой в руках в момент казни коменданта. В этой же главе, в историческом отступлении о «возмущении» казаков в 1772 г., сказано: «Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал‑майором Траубергом». Вся направленность повествования о народном возмущении такова, что сомнений в его «естественности» не возникает.

А. С. Пушкин в полном соответствии с исторической правдой показывает социальный и национальный состав охваченных восстанием народных масс. Среди них мирные казаки, крепостные крестьяне, малые угнетаемые царским правительством народности ― киргизы, калмыки, башкиры.

Цели движения определяются в общих чертах не какой‑либо четкой политической программой, а вековечными народными ценностями, такими как свобода, земля, уничтожение помещиков, стоящих на пути к этим целям. «Хороший», свой царь должен осуществить эти цели. Стихийность движения отражена в романе опять‑таки в полном соответствии с действительностью. Но движение отвечает интересам широких масс, вот почему не только крепостные крестьяне и казаки участвуют в нем, но и солдаты царской армии быстро переходят на сторону Пугачева.

Есть в произведении и широко известные слова: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Они принадлежат повествователю. Характер этого восклицания отражает, конечно, ужас испуганного крестьянским восстанием героя романа. Но в то же время в этих словах, если взять их в контексте, отражено отношение не только к крестьянскому движению: «Правление было повсюду прекращено, помещики укрывались по лесам. Шайки бунтовщиков злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластью наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно…» Здесь выражена мысль о сопровождающей восстание анархии и о том обстоятельстве, что начальники правительственных войск «самовластьно» наказывают и милуют. Отношение же писателя к восстанию и его руководителю выясняется из всего хода повествования: Пугачев вызывает симпатии читателя, а восстание в целом изображено так, что оно выступает перед нами как понятное, объяснимое и неизбежное движение народных масс за освобождение от помещичьего гнета. Но А. С. Пушкина пугала стихийность движения, неизбежная жестокость борьбы, он видел «бессмысленность» бунта. Его размышления связаны не только с одним конкретным историческим фактом, а с настоящим и будущим России. «Берясь за историческую тему, ― говорил К. Г. Паустовский, ― писатель не порывает с современностью». Поэтому читатели на протяжении еще многих лет будут находить в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» ответы на вопросы как исторического, так и нравственного характера.

15. Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри)

Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.

Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:

Таких две жизни за одну.

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог.

Время в монастыре было для него лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы… Три дня воли стали истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил ― и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул…

Он увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан…

Мцыри за три дня прожил всю жизнь. Он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в восторге глядевшим на «деву гор». Он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа:

… да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

За три дня на воле Мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родились мы.

Да, мир прекрасен! ― таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог ― гимн миру, полному красок и звуков, радости. Когда Мцыри говорит о природе, его не покидает мысль о воле: все в этом естественном мире существуют свободно, никто не подавляет другого: сады цветут, потоки шумят, птицы поют и т. д. Это утверждает героя в мысли, что человек тоже рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

То, что испытал и увидел Мцыри за три «блаженных» дня, привело героя к мысли: лучше три дня свободы, чем вечное блаженство рая; лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе. Выразив такие мысли в поэме, М. Ю. Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие, он утверждал борьбу, активность как принцип человеческой жизни.

В «Капитанской дочке» мы встречаем поис-
тине русские характеры, которым наравне
с благородством, достоинством, честью прису-
щи и привитые веками бесправного положения
смиренность, рабская психология. Эти черты
заметны в Савельиче и капитане Миронове.
Пугачев и его соратники также представляют
народ, но не раболепствующий, не смиренный,
а бунтующий, мятежный. Не все герои повес-
ти разделяют глубоко драматичную, исполнен-
ную острых противоречий судьбу народа в го-
сударстве, где царит произвол.
Очень притягателен в повести образ слу-
ги Петра Гринева Савельича. Он выписан на-
иболее полно и всесторонне. Автор старается
показать Савельича в разных жизненных си-
туациях, давая возможность герою проявить
все присущие ему качества. Савельич забо-
тился о маленьком барине, как о собствен-
ном сыне: переживал, когда Петруша болел,
возмущался, когда юному Гриневу был вы-
писан для обучения француз. А когда Гри-
нев достиг совершеннолетия и был отправ-
лен служить отечеству, Савельич повсюду
следовал за ним и даже не единожды спасал
от смерти.
Савельич хоть и не учился грамоте, но от
природы умен, наблюдателен. А чувство от-
ветственности, которое он проявляет по от-
ношению к Гриневу, достойно восхищения.
Автор не скрывает своей симпатии к это-
му герою. Доброта, простота, честность все-
гда нравились у в людях, такой была
и его няня, которой он посвящал стихи. Од-
нако, уважая Савельича за человеческие ка-
чества, в то же время испытывает
жалость и сострадание к своему герою и ко
всему народу, которому долгие годы приви-
вали рабское повиновение и смиренность.
Отдавая всю душу, всего себя барскому ре-
бенку, Савельич редко слышал слова бла-
годарности, но часто бывал незаслуженно
наказан. Даже Петр Гринев, благородный
дворянин, бывал несправедлив к верному
слуге. Так, впервые вырвавшись из-под опе-
ки родных и почувствовав себя взрослым
и самостоятельным, Гринев напивается до
беспамятства и проигрывает деньги первому
встречному. Савельич пытается образумить
хозяина, но молодой человек дерзко отвеча-
ет: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги
мои… А тебе советую не умничать и делать
то, что тебе приказывают». А затем Савель-
ич слышит еще более оскорбительные слова;
«Подавай сюда деньги или я тебя взашей
прогоню». От обиды привыкший, казалось
бы, ко всему слуга даже заплакал. Но он
продолжает заботиться о барине все с тем же
усердием.
Или другой пример. Узнав о дуэли, Саве-
льич, не раздумывая, бежит к месту поедин-
ка, чтобы, если потребуется, спасти хозяина:
«Бог видит, бежал я заслонить тебя своею
грудью от шпаги Алексея Иваныча». И что
же в ответ? Гринев не только не отблагода-
рил своего заступника и спасителя, но еще
и обвинил его в своем ранении. Досталось
Савельичу и от Гринева-старшего, отругав-
шего старика за молчание. Но Савельич не
возмутился, не стал роптать на хозяина за
несправедливое отношение. В ответном пись-
ме смиренно называет себя рабом, холопом,
а оскорбительное письмо господина - «ми-
лостивым писанием»: «Милостивое писание
ваше я получил, в котором изволишь гне-
ваться на меня, раба вашего… А изволите вы
писать, что сошлете меня свиней пасти, и на
то ваша боярская воля. За сим кланяюсь раб-
ски. Верный холоп ваш Архип Савельев». Не
вызывает сомнения, что Савельич смиренно
согласится с любой участью, которую ему
уготовит хозяин, - хоть свиней пасти, хоть
наложить на себя руки, и при этом и не по-
думает противиться или защищаться.
Еще более жалким выглядит Савельич
в своем отношении к Пугачеву и повстанцам.
Он, выходец из народа, не становится на сто-
рону этого народа и даже не сочувствует ему.
Он остается глух к провозглашаемой мятеж-
никами вольности и судит о событиях с пози-
ций своих хозяев, то есть поддерживает тех,
кто его же угнетает.
Савельичу, как и любому простому бес-
правному человеку, присуще смирение. Это
качество он получил в наследство от отца,
тот - от деда, дед - от прадеда… По-друго-
му эти люди жить не могут: слишком долго
им внушали, что они - ниже и хуже других,
что смирение - их удел.
Менее детально представлен в повести
образ капитана Миронова. Это благородный,
честный, верный долгу, слову и присяге че-
ловек. Известно, что доброта, сердечность -
национальные черты русского. характера,
и Иван Кузьмич с супругой исключением не
были: «Иван Кузьмич… был человек необра-
зованный и простой, но самый честный и до-
брый». По этой причине и приняли Мироно-
вы Гринева как доброго знакомого. Иван
Кузьмич, несмотря на капитанское звание,
происходил из бедной солдатской семьи. От-
туда и простота его в обращении с людьми.
Теперешний быт наверняка мало чем отли-
чался от быта его родителей: капитан сохра-
нил чувство меры и скромность своих пред-
ков. Измена и предательство противны нату-
ре этого человека. И в этом также проявля-
ется истинно русская душа капитана Миро-
нова. Нельзя не восхищаться его смелостью
и отвагой. Не дождавшись помощи, он, ни-
сколько не колеблясь, решает выступить
против многочисленного войска Пугачева.
Так же мужественно принимает он и смерть.
Однако нельзя не согласиться, что действует
Иван Кузьмич бессознательно, ему не прихо-
дит в голову задуматься, за что он умирает,
за какую идею? Точно так же не задумыва-
ется капитан Миронов, почему Пугачев и его
люди, против которых приготовил он свою
пушку, бунтуют, что заставило их пойти
против власти? Миронов не привык мыслить
критически. Он поступает согласно долгу.
Капитан Миронов, как и Савельич, воспитан
в смирении и повиновении.
Симпатичен в повести и образ Ивана Иг-
натьича, гарнизонного поручика. Благоразу-
мие, рассудительность, христианское умение
прощать ближнего своего - качества, при-
сущие этому пушкинскому герою и всем про-
стым русским людям. Речь Ивана Игнатьича
характеризует его как простого человека, не-
образованного, но по-своему мудрого. Вот как
рассуждает Иван Игнатьич, призывая Грине-
ва не стреляться со Швабриным: «Вы с Алек-
сеем Иванычем побранились? Велика беда!
Брань на вороту не виснет. Он вас побранил,
а вы выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо,
в другое, в третье - и разойдитесь, а мы вас
уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть
своего ближнего, смею спросить?.. Ну а если
он вас просверлит? На что это будет похоже?
Кто будет в дураках, смею спросить?».
Но кроме смирения в простом народе мо-
жет возникнуть и противоположная реак-
ция - бунт, «бессмысленный и беспощадный».
никогда не был сторонником револю-
ций, а считал возможным изменение общест-
венного строя путем мирных реформ, и поэто-
му он может оценить негативные стороны вос-
стания: грабежи, насилие, жестокость. Однако
открыто симпатизирует мятежникам.
Пугачев в повести - носитель всех лучших
народных качеств. Люди его ощущают уни-
женность своего рабского положения. Со скор-
бью и болью исполняют они русскую народную
песню о крестьянском молодце, в которой - их
бесправная доля и их трагические судьбы.
«Историей Пугачева» и «Капитанской
дочкой» предупреждает современ-
ников о той кровавой анархии, которая гро-
зит русскому государству, если крепостниче-
ские порядки вынудят «черный народ» снова
взяться за топор.

История создания

Тема народных восстаний под предводительством Разина и Пу­гачева заинтересовали Пушкина еще в 1824 г., вскоре после его при­езда в Михайловское. В первой половине ноября 1824 г. в письме к брату Льву он просит прислать ему «Жизнь Емельки Пугачева» (Пушкин, т. 13, с. 119). Пушкин имел в виду книгу «Ложный Петр III, или Жизнь, характер и злодеяния бунтовщика Емельки Пугачева» (Москва, 1809).

В следующем письме к брату Пушкин пишет: «Ах! боже мой, чуть не забыл! Вот тебе задача: историческое, сухое из­вестие о Сеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории» (Пушкин, т. 13, с. 121). В Михайловском же Пушкин обра­батывал фольклорные песни о Разине.

Интерес поэта к теме был обусловлен также тем, что вторая по­ловина 1820-х годов была отмечена волной крестьянских возмуще­ний, беспорядки не обошли стороной и Псковскую область, в кото­рой жил Пушкин до осени 1826 года и где он неоднократно бывал и позднее. Крестьянские беспорядки конца 1820-х годов создавали тревожную ситуацию.

17 сентября 1832 года Пушкин уехал в Москву, где П.В. Нащокин рассказал ему о судебном процессе белорусского дворянина Ост­ровского; этот рассказ лег в основу повести «Дубровский»; замысел повествования о дворянине-пугачевце временно был оставлен - Пушкин вернулся к нему в конце января 1833 года. В эти годы поэт активно собирал исторический материал для будущей книги: рабо­тал в архивах, посещал места, связанные с восстанием Пугачева. В результате одновременно с «Капитанской дочкой» создавалась кни­га о Пугачеве. Работа над «Историей Пугачева» помогла Пушкину осуществить художественный замысел: «Капитанская дочка» была вчерне закончена 23 июля 1836 года. Пушкин, не вполне удовлетво­ренный первоначальной редакцией, переписал книгу. 19 октября «Капитанская дочка» была переписана до конца, а 24 октября посла­на цензору. Пушкин просил цензора, ПЛ. Корсакова, не разглашать тайну его авторства, предполагая выпустить повесть в свет аноним­но. «Капитанская дочка» появилась 22 декабря 1836 года в четвертом номере журнала «Современник».

Род, жанр, творческий метод

Заглавие для своего произведения Пушкин выбрал, вероятно, лишь 1836 года, когда рукопись была отправлена писателем в цензуру; до этого времени, упоминая в письмах о «Капитанской дочке», Пушкин называл свое повествование просто романом. По сей день нет единого мнения в определении жанра «Капитанской дочки». Произведение называют и романом, и повестью, и семей­ной хроникой. Как было сказано выше, сам поэт считал свой труд романом. Позже исследователи пришли к мысли, что «Капитанская дочка» является повестью. По форме это мемуары - записки старо­го Гринева, в которых он вспоминает об истории, которая про­изошла в молодости - семейная хроника переплелась с историче­скими событиями. Итак, жанр «Капитанской дочки» можно определить как исторический роман в мемуарной форме. Не слу­чайно Пушкин обратился к мемуарной форме. Во-первых, мемуары придавали произведению колорит эпохи; во-вторых, помогли из­бежать цензурных затруднений.

В произведении очевидна документальность, героями его явля­ются реально существующие люди: Екатерина II, Пугачев, его сорат­ники Хлопуша и Белобородов. Вместе с тем исторические события преломляются через судьбы вымышленных героев. Появляется лю­бовная интрига. Художественный вымысел, сложность композиции и построение характеров позволяют отнести произведение Пушки­на к жанру романа.

«Капитанская дочка» - произведение реалистическое, хотя и не лишенное некоторых черт романтизма. Реализм романа заключает­ся в объективном изображении исторических событий, связанных с Пугачевским восстанием, с изображением реалий жизни и быта дворян, простых русских людей, крепостных крестьян. Романтиче­ские черты предстают в эпизодах, связанных с любовной линией романа. Романтичен сам сюжет произведения.

Тематика

В «Капитанской дочке» можно выделить два круга основных проблем. Это проблемы социально-исторические и проблемы нрав­ственные. Пушкин хотел, прежде всего, показать, как складывалась судьба героев повествования, попавших в круговорот исторических потрясений. На первый план выходит проблема народа и проблема русского национального характера. Проблема народа воплощается через соотношение образов Пугачева и Савельича, через изображе­ние характеров обитателей Белогорской крепости.

Пословица, взятая Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей по­вести, обращает внимание читателя на идейно-нравственное со­держание произведения: одна из важнейших проблем «Капитанской дочки» - проблема нравственного воспитания, формирования личности Петра Андреевича Гринева, главного героя повести. Эпи­граф представляет собою сокращенный вариант русской послови­цы: «Береги платье снову, а честь смолоду». Полностью эту послови­цу вспоминает Гринев-отец, напутствуя сына, отправляющегося в армию. Проблема чести и долга раскрывается через противопостав­ление Гринева и Швабрина. Разные грани этой проблемы находят отражение в образах капитана Миронова, Василисы Егоровны, Ма­ши Мироновой и других персонажей.

Проблема нравственного воспитания молодого человека своего времени глубоко волновала Пушкина; с особой остротой она встала перед писателем после поражения восстания декабристов, которое в сознании Пушкина воспринималось как трагическая развязка жизненного пути лучших его современников. Воцарение Николая I привело к резкому изменению нравственного «климата» дворянско­го общества, к забвению просветительских традиций XVIII века. В этих условиях Пушкин ощутил настоятельную необходимость со­поставить нравственный опыт разных поколений, показать преем­ственную связь между ними. Представителям «новой знати» Пушкин противопоставляет людей, нравственно цельных, не затронутых жаждой чинов, орденов и наживы.

Одна из важнейших нравственных проблем романа - личность в переломные моменты истории - остается актуальной и сегодня. Писатель поставил вопрос: возможно ли в борьбе противополож­ных общественных сил сохранить честь и достоинство? И на высо­ком художественном уровне ответил на него. Возможно!

Идея

Известный исследователь творчества А.С. Пушкина Ю.М. Лотман писал: «Вся художественная ткань «Капитанской дочки» отчетливо распадается на два идейно-стилистических пласта, подчиненных изображению миров - дворянского и крестьянского. Было бы не­допустимым упрощением, препятствующим проникновению в под­линный замысел Пушкина, считать, что дворянский изобража­ется в повести только сатирически, а крестьянский - только сочувственно, равно как утверждать, что все поэтическое в дворян­ском лагере принадлежит, по мнению Пушкина, не специфически дворянскому, а общенациональному началу».

В неоднозначном отношении автора к восстанию и самому Пу­гачеву, а также к Гриневу и другим персонажам заложена идейная направленность романа. Пушкин не мог положительно относиться к жестокости бунта («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмыс­ленный и беспощадный!»), хотя и понимал, что в восстании прояв­ляется стремление народа к свободе и воле. Пугачев, при всей своей жестокости, в изображении Пушкина вызывает симпатию. Он пока­зан человеком широкой души, не лишенным милосердия. В сюжет­ной линии любви Гринева и Маши Мироновой автор представил идеал самоотверженной любви.

Основные герои

Н.В. Гоголь писал, что в «Капитанской дочке» «в первый раз вы­ступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкой, бес­толковщина времени и простое величие простых людей, все - не только самая правда, но еще как бы лучше ее».

Система персонажей произведения строится на наличии или отсутствии именно духовного побеждающего начала в человеке. Так, принцип противостояния добра, света, любви, истины и зла, мрака, ненависти, лжи отражается в романе в контрастном распре­делении главных персонажей. В одном кругу находятся Гринев и Марья Ивановна; в другом - Пугачев и Швабрин.

Центральной фигурой в романе является Пугачев. К нему схо­дятся все сюжетные линии произведения Пушкина. Пугачев в изо­бражении Пушкина - талантливый предводитель стихийного на­родного движения, в нем воплощен яркий народный характер. Он может быть как жестоким и страшным, так и справедливым и благо­дарным. Показательно отношение его к Гриневу и Маше Мироно­вой. Стихия народного движения захватила Пугачева, мотивы его поступков заложены в морали калмыцкой сказки, которую он рас­сказывает Гриневу:«... чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»

В сравнении с Пугачевым Петр Андреевич Гринев - герой вы­мышленный. Имя Гринева (в черновом варианте он назывался Бу- ланиным) выбрано не случайно. В правительственных документах, касающихся Пугачевского бунта, значилось имя Гринева среди тех, кто был вначале под подозрением, а затем оправдан. Выходец из обедневшей дворянской семьи, Петруша Гринев в начале повество­вания представляет собой яркий образец недоросля, обласканного и любимого домашними. Обстоятельства военной службы способ­ствуют взрослению Гринева, в дальнейшем он предстает человеком порядочным, способным к смелым поступкам.

«Имя девицы Мироновой, - писал Пушкин 25 октября 1836 года цензору П.А. Корсакову, - вымышлено. Роман мой основан на пре­дании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, из­менивших своему долгу и перешедших в шайки Пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувше­гося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины». Остановившись на названии «Капитанская дочка-», Пушкин подчер­кивал значимость образа Марьи Ивановны Мироновой в романе. Капитанская дочка изображена как нечто светлое, юное, чистое. За этой внешностью просвечивает небесная чистота души. Главное со­держание ее внутреннего мира - в полном доверии к Богу. В ней на протяжении всего романа ни разу нет и намека на не то чтобы бунт, но и на сомнение в правильности или справедливости происходя­щего. Так, наиболее ярко это проявляется в отказе Маши от брака с любимым человеком вопреки воли его родителей: «Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы...». Маша соединила в себе лучшие качества рус­ского национального характера - веру, способность к искренней самоотверженной любви. Она является ярким запоминающимся образом, «милым идеалом» Пушкина.

В поисках героя для исторического повествования Пушкин об­ратил внимание на фигуру Шванвича, дворянина, служившего Пуга­чеву; в окончательной редакции повести это историческое лицо, с существенным изменением мотивов его перехода на сторону Пуга­чева, превратилось в Швабрина. Данный персонаж вобрал в себя всевозможные негативные характеристики, главная из которых представлена в определении Василисы Егоровны, данном ею при выговоре Гриневу за поединок: «Петр Андреич! Этого я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно? Алексей Иваныч: он за душе­губство и из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует; а ты-то что? туда же лезешь?» Капитанша точно указала на суть противо­стояния Швабрина и Гринева: безбожие первого, диктующего всю подлость его поведения, и вера второго, являющаяся основой дос­тойного поведения и благих деяний. Его чувство к капитанской доч­ке - страсть, выявившая в нем все наихудшие свойства и черты: не­благородство, подлость натуры, озлобленность.

Место второстепенных персонажей в системе образов

В системе персонажей важную роль играют родные и близкие Гринева и Маши. Это Андрей Петрович Гринев - отец главного ге­роя. Представитель старинного дворянства, человек высоких нрав­ственных принципов. Именно он отправляет сына в армию, чтобы тот «понюхал пороху». Рядом с ним по жизни идет его жена и мать Петра - Авдотья Васильевна. Она является воплощением доброты и материнской любви. К семье Гриневых с полным правом можно от­нести крепостного человека Савельича (Архипа Савельева). Он за­ботливый дядька, воспитатель Петра, который самоотверженно со­провождает воспитанника во всех его приключениях. Особую храбрость проявил Савельич в сцене казни защитников Белогор- ской крепости. В образе Савельича нашло отражение типичное изображение того воспитания, которое давалось в то время сыновь­ям помещиков, живших в своих деревнях.

Капитан Иван Кузьмич Миронов - комендант Белогорской крепости - человек честный и добрый. Он храбро сражается с бунтовщиками, защищая крепость, а вместе с ней и свою семью. Солдатский долг капитан Миронов выполнил с честью, отдав жизнь за отечество. Участь капитана разделила и его жена Васили­са Егоровна, хлебосольная и властолюбивая, сердечная и мужест­венная.

Некоторые персонажи романа имеют исторические прототипы. Это в первую очередь Пугачев и Екатерина II. Затем сподвижники Пугачева: капрал Белобородов, Афанасий Соколов (Хлопуша).

Сюжет и композиция

В основе сюжета «Капитанской дочки» находится судьба моло­дого офицера Петра Гринева, который сумел в тяжелых историче­ских обстоятельствах остаться добрым и человечным. Любовная ис­тория взаимоотношений Гринева и Маши Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, происходит во время Пугачев­ского восстания (1773-1774 гг.). Пугачев является связующим зве­ном всех сюжетных линий романа.

В «Капитанской дочке» четырнадцать глав. Всему роману и каж­дой главе предшествует эпиграф, всего их в романе семнадцать. В эпиграфах акцентируется внимание читателя на наиболее важных эпизодах, определяется авторская позиция. Эпиграф ко всему рома­ну: «Береги честь смолоду» - определяет главную нравственную проблему всего произведения - проблему чести и достоинства. Со­бытия излагаются в мемуарной форме от лица постаревшего Петра Гринева. В конце последней главы повествование ведется «издате­лем», за которым скрывается сам Пушкин. Заключительные слова «издателя» являются эпилогом «Капитанской дочки».

Первые две главы представляют собой экспозицию повести и знакомят читателей с основными героями - носителями идеалов дворянского и крестьянского миров. Пронизанный иронией рассказ о семье и воспитании Гринева погружает нас в мир старого помест­ного дворянства. Описание быта Гриневых воскрешает атмосферу той дворянской культуры, которая порождала культ долга, чести и человечности. Петрушу воспитывали глубокие связи с родовыми корнями, почитание семейных традиций. Этой же атмосферой про­низано описание жизни семейства Мироновых в Белогорской кре­пости в трех первых главах основной части повествования: «Кре­пость», «Поединок», « ».

Семь глав основной части, повествующие о жизни в Белогор­ской крепости, имеют важное значение для развития любовной линии сюжета. Завязкой этой линии является знакомство Петруши с Машей Мироновой, в столкновении из-за нее Гринева со Шваб- риным развивается действие, а объяснение в любви между ране­ным Гриневым и Машей является кульминацией развития их от­ношений. Однако роман героев заходит в тупик после письма Гринева-отца, отказывающего сыну в согласии на брак. О событи­ях, подготовивших выход из любовного тупика, повествуется в главе «Пугачевщина».

В сюжетном построении романа явно обозначены как любовная линия, так и исторические события, тесно переплетающиеся между собой. Выбранная сюжетно-композиционная структура произведе­ния позволяет Пушкину наиболее полно раскрыть личность Пугаче­ва, осмыслить народное восстание, на примере Гринева и Маши обратиться к основным нравственным ценностям русского нацио­нального характера.

Художественное своеобразие

Одним из общих принципов русской прозы до Пушкина было сближение ее с поэзией. Пушкин отказался от такого сближения. Проза Пушкина отличается лаконичностью и сюжетно-компози- ционной четкостью. В последние годы поэта волновал определенный ряд проблем: роль личности в истории, взаимоотношения дворянства и народа, проблема старого и нового дворянства. Предшествовавшая Пушкину литература создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пуш­кин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой пре­жде всего - живой человек со всеми его страстями, мало того, Пуш­кин демонстративно отказывается от романтического героя. Он вводит в художественный мир среднего человека как главного героя, что позволяет выявить особые, типические черты той или иной эпо­хи, обстановки. В то же время Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ пове­ствователя, другие художественные приемы.

Так, в «Капитанской дочке» появляется «издатель», который от лица автора высказывает свое отношение к происходящему. Автор- екая позиция обозначается посредством различных приемов: па­раллелизм в развитии сюжетных линий, композиция, система обра­зов, название глав, подбор эпиграфов и вставных элементов, зер­кальное сопоставление эпизодов, словесный портрет героев романа.

Важным для Пушкина был вопрос о слоге и языке прозаического произведения. В заметке «О причинах, замедливших ход нашей сло­весности» он писал: «Проза наша так мало еще обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных...» Таким образом, перед Пушкиным стояла задача создания нового языка прозы. Отличи­тельные свойства такого языка сам Пушкин определил в заметке «О прозе»: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к че­му не служат». Такой стала проза самого Пушкина. Простые двусос­тавные предложения, без сложных синтаксических образований, ничтожно малое количество метафор и точные эпитеты - таков стиль пушкинской прозы. Вот отрывок из «Капитанской дочки», ти­пичнейший для пушкинской прозы: «Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка. Народ разошелся. Швабрин скрылся. Я воротился в дом священника. Все было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить». Проза Пушкина была принята современниками без особого интереса, зато в дальнейшем развитии из нее выросли Гоголь и Достоевский, Тургенев.

Крестьянский уклад жизни в романе овеян особой поэзией: пес­ни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. В тексте звучит бурлацкая песня и народная калмыцкая , в которой Пугачев объясняет Гриневу свою жизненную фи­лософию.

Важное место в романе занимают пословицы, в которых отра­зилось своеобразие народной мысли. Исследователи неоднократно обращали внимание на роль пословиц и загадок в характеристике Пугачева. Но пословицами говорят и другие персонажи из народа. Савельич пишет в отписке барину: «...быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается».

Значение

«Капитанская дочка» - итоговое произведение Пушкина как в жанре художественной прозы, так и во всем творчестве. И действи­тельно, в этом произведении сошлись воедино многие волнующие Пушкина на протяжении долгих лет темы, проблемы, идеи; средства и способы художественного воплощения их; основные принципы творческого метода; авторская оценка и мировоззренческая пози­ция по ключевым понятиям бытия человека и мира.

Являясь историческим романом, включая реальный конкретный исторический материал (события, исторические лица), «Капитан­ская дочка» содержит в себе в концентрированном виде постановку и решение социально-исторических, психологических, нравствен­но-религиозных вопросов. Роман был неоднозначно встречен со­временниками Пушкина и сыграл решающую роль в дальнейшем развитии русской литературной прозы.

Один из первых отзывов, написанных после публикации «Капи­танской дочки», принадлежит В.Ф. Одоевскому и датируется при­близительно 26 декабря того же года. «Вы знаете все, что я об Вас думаю и к Вам чувствую, - пишет Одоевский Пушкину, - но вот критика не в художественном, но в читательском отношении: Пу­гачев слишком скоро после того как о нем в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто - читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской кре­пости, когда она уже и взята». По-видимому, Одоевского поразила лаконичность повествования, неожиданность и быстрота сюжетных поворотов, композиционная динамичность, не свойственные, как правило, историческим произведениям того времени. Одоевский высоко оценил образ Савельича, назвав его «самым трагическим лицом». Пугачев, с его точки зрения, «чудесен; он нарисован мастер­ски. Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в со­общники Пугачева. <...> Швабрин слишком умен и тонок, чтобы по­верить в возможность успеха Пугачева, и недовольно страстен, что­бы из любви к Маше решиться на такое дело. Маша так долго в его власти, а он не пользуется этими минутами. Покаместь Швабрин для меня имеет много нравственно-чудесного; может быть, как прочту в третий раз, лучше пойму». Сохранились сочувственные положи­тельные характеристики «Капитанской дочки», принадлежащие В.К. Кюхельбекеру, ПЛ. Катенину, ПЛ. Вяземскому, А.И. Тургеневу.

«...Весь этот рассказ «Капитанская дочка» чудо искусства. Не подпишись под ним Пушкин, и действительно можно подумать, что это в самом деле написал какой-то старинный человек, бывший очевидцем и героем описанных событий, до того рассказ наивен и безыскусствен, так, что в этом чуде искусства как бы исчезло искус­ство, утратилось, дошло до естества...» - писал Ф.М. Достоевский.

«Что же такое «Капитанская дочка»? Всем известно, что это одно из драгоценнейших достояний нашей литературы. По простоте и чистоте своей поэзии это произведение одинаково доступно, оди­наково привлекательно для взрослых и детей. На «Капитанской доч­ке» (так же, как на «Семейной хронике» С. Аксакова) русские дети воспитывают свой ум и свое чувство, так как учителя, без всяких по­сторонних указаний, находят, что нет в нашей литературе книги бо­лее понятной и занимательной и вместе с тем столь серьезной по содержанию и высокой по творчеству», - высказал свое мнение Н.Н. Страхов.

К отзывам литературных соратников Пушкина примыкает и позднейший отклик писателя ВЛ. Соллогуба: «Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил все свое знание, все свои художественные убеждения. Это история Пугачевского бунта. В руках Пушкина, с одной сторо­ны, были сухие документы, тема готовая. С другой стороны, его во­ображению не могли не улыбаться картины удалой разбойничьей жизни, русского прежнего быта, волжского раздолья, степной при­роды. Тут поэту дидактическому и лирическому был неисчерпаемый источник для описаний, для порывов. Но Пушкин превозмог самого себя. Он не дозволил себе отступить от связи исторических собы­тий, не проронил лишнего слова, - спокойно распределил в долж­ной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал про­сто, но гармоническим языком исторический эпизод. В этом произ­ведении нельзя не видеть, как художник мог управлять своим талан­том, но нельзя же было и поэту удержать избыток своих личных ощущений, и они вылились в Капитанской дочке, они придали ей цвет, верность, прелесть, законченность, до которой Пушкин нико­гда еще не возвышался в цельности своих произведений».

«Капитанскую дочку» не зря считают энциклопедией русской жизни 18 века, ведь в ней Пушкину удалось показать жизнь простого русского человека в один из сложнейших периодов в истории нашего государства.

С помощью образа Савельича Пушкин напоминает нам про ту эпоху, в которой разворачиваются основные действия повести. Эпоху крепостного права и угнетения крестьян помещиками и дворянами.

Автор наделяет Савельича многими человеческими качествами такими, как порядочность, верность, доброта, привязанность и готовность в любую минуту отдать жизнь за своего барина. Именно этот, далеко уже не молодой человек, воспитал , заложив в него те качества характера, которые в дальнейшем помогли герою справиться со всеми жизненными испытаниями. Савельич смыслом всей своей жизни считал служение своему барину. Хотя он и был крепостным по социальному статусу, он не был им по натуре и по духу. В образе Савельича Пушкин показал нам протест против устоев крепостного государства.

Следующим элементом образа народа становится семья Мироновых. Автор дает им название «старинные люди», ведь они были выходцами из народа и, не смотря на свое положение, остались близки ему. Мироновы были очень добрыми и порядочными людьми, в них было высоко чувство долга и ответственности. Так, после захвата мятежниками Белогорской крепости, Иван Кузьмич Миронов, будучи тяжело раненым, не признает власть Пугачева, за что расстается с жизнью. Он остался верен присяге, императрице. Миронов защищал те порядки (крепостное право), которые были ему чужды. Оставшись верным государству, он выступает против народа.

В образах Савельича и Миронова Пушкин показывает нам все негативное влияние крепостного права. В этих людях так велико чувство долга, что они не умеют жить по-другому. Они живут, также как жили их отцы и деды, прислуживая своему барину. Именно обеспечение счастливой и стой жизни является единственно их жизненной целью.

Наряду с открытым и добрым простым человеком, Пушкин показывает нам прослойку дворянства, которая не отличалась особыми человеческими качествами, была лицемерной и низкой. Для этого достаточно вспомнить поступки Швабрина: клевета на , предательский удар в спину Гринева, переход на сторону мятежников.

Широта души и богатый внутренний мир простого русского человека открывается перед нами на пиру мятежников в честь взятия Белогорской крепости. Мятежники ведут себя как абсолютно равные люди, каждый может высказать свое мнение, даже поспорить с «царем-батюшкой». Их всех объединяет одна цель – борьба за свободную жизнь.

Кроме положительных качеств русского народа, Пушкин показывает нам и негативные его стороны. Так, мятежникам не чужд был разбой и грабежи, они были очень жестокими, иногда не оправдано. Пушкин объяснял этот народный гнев многовековым угнетение и порабощением простого люда. Теперь он восстал и готов мстить за это.

В своем произведении показал нам без преувеличений свободолюбивый и мятежных характер русского человека. Он впервые рассматривал народные массы, как реальную политическую силу, которая способна изменить российское государство.


Николай Васильевич Гоголь, рассуждая о повести «Капитанская дочка», упомянул, что впервые за историю русских романов в произведении его соотечественника отражается истинно русский характер. Но каков он нрав и характер русского человека и как он проявляется в произведении Александра Сергеевича Пушкина?

Характер русского человека настолько многогранен и неоднообразен, что порой даже великим философам и историкам трудно выделить главенствующие черты. Но, так или иначе, в сознании наших соотечественников сложился образ истинно русского человека – отважного и справедливого человека, патриота, которому знакомы понятия совести и чести, свойственны стойкость и религиозность, человека обладающего широкой душой.

Давайте рассмотрим все черты по отдельности.

Широта души

Недаром, Николай Александрович Бердяев был уверен, что: «Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли: та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта…». Широка душа лишь у того человека, которой любит широкие жесты, действует с размахом, а может быть даже живет на широкую ногу. Может быть потому, русскому человеку так часто приписывают не только это достоинство, но и щедрость, и хлебосольство.

Чувство справедливости, долг совести

Лев Николаевич Толстой подчеркивал другую черту нашего национального характера: "Русский человек – это тот, кто не будет спать спокойно, если знает, что где-то есть несправедливость".

Солидарен с ним был и Федор Михайлович Достоевский, считавший, что "Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее». Дело в том, что ни один возвышенный, чувственный человек не может переносить несправедливость по отношению к другому, а кто, как не наш многострадальный народ способен понять чужую боль.

Любовь к родине

"Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает её своим отечеством" говорил Антон Деникин, русский военачальник, политический деятель и писатель. И, правда, столько произведений великих русских писателей отражают в себе патриотизм и любовь к Родине. Например, произведение Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский», «Левша» Николая Семеновича Лескова, «Уральские сказы» Павла Петровича Бажова.

Стойкость

"Если русских останется один хутор, – говорил Николай Васильевич Гоголь: то и тогда Россия возродится». В этой лаконичной фразе заключается важнейшее свойство, присущее русскому человеку – несгибаемость, способность противостоять любым невзгодам.

Милосердие

Так много придумал наш народ пословиц о милосердии, что всех их не перечесть: «Милостивому человеку и Бог подает», «На милость образца нет», «Неси милость не милостивому» и т.д. Стоит ли сомневаться, что нашему народу свойственно милосердие, коль пословицы – язык народа?

Отвага, готовность совершить подвиг

Многие отечественные и зарубежные философы отмечают, с какой легкость русский народ объединяется против единого врага, так называемую «героическую доминанту». Доказательствами чего могут служить многочисленные примеры из отечественной истории, начиная с Прутского похода 1711 года и заканчивая сегодняшним временем. Именно в отваге отражается русский национальный дух, вольный и несокрушимый. Не зря, в свое время Александр Суворов говорил: «Россиянин отличается верой, верностью и рассудком. Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдёт там Фермопилы, Леонида и свой гроб».

Теперь мы знаем, каков он, русский характер. Основываясь на этом, мы сможем подтвердить, а может быть и опровергнуть мнение Николай Васильевича Гоголя.

Гринев Петр Андреевич

Наверное, наиболее яркой чертой характера Петра Андреевича является любовь к Родине. На всем протяжении повести, начиная с приступа крепости и заканчивая арестом, Гринев показывает достойный похвалы патриотизм, оправданный отнюдь не службой, а чувством долга. Раз присягнувши, он не переменит данного им обещания.

Но была ли такая черта русского характера, как верность Отечеству привита Петру в детстве? Отчасти – да. Однако не образ отца служил Гриневу идеалом, а капитана Миронова, чья отвага и преданность настолько восхищала, что наравне с любовью к Маше питала Петра и придавала ему ту, на первый взгляд, несвойственную юноше стойкость и отвагу. Именно благодаря Ивану Кузьмичу произошло это становление истинно русского характера в Гриневе. Именно поступок изнемогающего от раны, но остававшегося верным себе и своим принципам коменданта, заставил Петра проявить свои стоические качества, которые с уверенностью можно назвать мужеством.

Марья Ивановна Миронова

Именно в Марии Ивановне Мироновой находит отклик такая черта истинно русского характера, как широта души. Подтверждение этому можно найти и в том, в каком окружении Маша воспитывалась с рождения – сплоченная семья, с радушием принимающаяся к себе любого, кто в ней нуждался. «В доме коменданта был я принят как родной» - повествует нам Гринев. Ничем иным как семьей была заложена в Машу эта русская душа. Сочувствие, свойственное ей, удерживало капитанскую дочку у постели Петра.

Ее доброта и искренность располагали к себе всех, кого встречала она на своем пути. Александр Сергеевич писал: «… нельзя было ее узнать и не полюбить». Потому и непритворна была любовь родителей Гринева к Маше, которые, несмотря на предрассудки, приняли бедную сироту под свое крыло. Лишь малодушный человек, каковым являлся Швабрин мог пренебречь простосердечием юной девушки.

Другой уникальной чертой этой героини является человеколюбие, достигшее неведомых границ. Подтверждением этого служат ее поступки. Однажды Мария скажет Гриневу после его дуэли со Швабриным: «Я не люблю Алексея Ивановича. Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась». Удивительно, как проницательность девушки относительно пороков офицера, перекрывается вселенским гуманизмом.

Емельян Пугачев

Емельян Пугачев представляет собой противоречивую фигуру. Однако за личиной жестокого лжецаря, противоречащей любым проявлением человечности, скрывается герой, которому не чужды понятия долга и чести.

Подтверждением этому может служить помилование Гринева. На первый взгляд решение Пугачева выглядит, как некая пародия на «царский жест великодушия». Однако это не совсем так. Именно уважение к людям, для которых понятия чести и достоинства являются принципиальными, сыграло роль в помиловании дворянского сына.