Что входит в содержание исследовательской работы. Требования к написанию исследовательских работ «Я-исследователь

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

УЧАЩИХСЯ

ВВЕДЕНИЕ

В современной педагогике методы, обеспечивающие процесс усвоения знаний, переориентируются на новые эффективные методы работы, обеспечивающие интеллектуальное развитие личности ребенка. Одним из таких методов является метод проектов или исследований.

Исследовательская работа направлена на развитие мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; умений пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.

В результате исследовательской работы усиливается практическая направленность знаний, происходит интеллектуальное развитие учащихся и повышается качество знаний.

Научно-исследовательская работа учащегося позволяет судить об уровне развития учащегося, к которым можно отнести определять проблемы и задачи, находить рациональный подход в выборе методик исследования, способность к анализу научной литературы и реферированию, умение планировать работу, анализировать ее результаты, подводить итоги, делать выводы, четко излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою позицию.

Вахтеров сказал, что «образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания».

ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

1.1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Качество работы учащегося определяется не только актуальностью рассматриваемой проблемы, теоретическим и практическим значением полученных результатов, но и логикой изложения материала, грамотностью сформулированных положений и, конечно, структурой (композицией).

Структура научно- исследовательской работы:

  1. Титульный лист.
  2. Аннотация.
  3. Оглавление (содержание).
  4. Введение.
  5. Научно-исследовательская часть.
  6. Заключение.
  7. Библиография (литература).
  8. Приложения.

Работа начинается с титульного листа . На титульном листе по центру верхнего поля указывается муниципальный район, к которому относится образовательное учреждение, название образовательного учреждения (полностью), название конференции, предмет, по которому выполняется работа. В верхней части среднего поля по центру записывается название работы без кавычек. В верхней части нижнего поля справа указывается фамилия, имя, отчество учащегося, образовательное учреждение, класс; фамилия, имя, отчество, квалификация руководителя. По центру нижнего поля титульного листа записывается город, затем год выполнения работы без кавычек

Объем работы составляет 10 – 20 страниц печатного текста.

Титульный лист является первой страницей работы, он не нумеруется.

После титульного листа располагается аннотация .

Аннотация должна быть объемом не менее 20 строк. Она содержит наиболее важные сведения о работе, в частности, включая следующую информацию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные и выводы. Аннотация не должна включать благодарностей и описания работы. Аннотация печатается на одной странице в порядке: стандартный заголовок, затем по середине слово «АННОТАЦИЯ», ниже текст аннотации

После аннотации располагается оглавление .

Оглавление печатается на странице в следующем порядке: стандартный заголовок, затем слово «ОГЛАВЛЕНИЕ», ниже текст оглавления, в котором в виде наглядной схемы перечисляются все заголовки работы с указанием страниц и в определенной соподчиненности, ступенчато: заголовки одинаковых ступеней рубрикации располагаются друг под другом (названия глав, названия параграфов) и выполняются одинаковым шрифтом. Заголовки более мелких разделов и подразделов смещаются вправо на несколько знаков. Знак § не ставится, каждая рубрика имеет свой номер и номер той, которой она подчинена . Слова в заголовках на другую строчку не переносятся, точка в конце заголовка не ставится – делается отточие от последнего слова и до указанного номера страницы, с которой начинается эта рубрика (знак № не ставится).

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначается проблема, формулируются объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, указываются использованные методы и база исследования, количество участников эксперимента, отмечается теоретическая и практическая значимость полученных результатов, обозначается структура работы.

Во введении надо показать актуальность избранной темы исследования, необходимость разрешения выявленных проблем, обусловленных состоянием современной науки, особенностями социальной обстановки, потребностями общества и развивающейся личности.

Необходимо показать прикладной характер результатов исследования, основные сферы их применения в учебном процессе. Эти положения будут составлять практическую значимость исследования .

После введения располагается научно-исследовательская часть . Первая страница исследовательской части начинается со стандартного заголовка, затем по середине слова «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ», ниже текст работы.

Качество исследования во многом зависит от логики изложения материала. В содержании каждого параграфа находит отражение решение той или иной задачи, поставленной в исследовании. Логические переходы осуществляются и между главами.

Полученные результаты исследования могут быть представлены в виде таблиц, графиков, схем. Протоколы обследований, бланки ответов, тексты опросников выносятся в приложения.

В заключении последовательно излагаются сформулированные в ходе анализа научной литературы теоретические положения (выводы) и достигнутые практические результаты, которые должны являться содержательным ответом на поставленные в исследовании задачи и подтверждать основные положения гипотезы. Только в этом случае можно с уверенностью сказать, что цель работы достигнута.

В тексте заключения целесообразно использовать, например, такие утвердительные формулировки: «В ходе исследования было выявлено», «были сформулированы», «были сделаны», «были выработаны практические рекомендации для…» и т. п.

В заключении важно указать возможность прикладного использования полученных в работе результатов, отметить возможные перспективы дальнейшего углубления темы.

После заключения помещается библиографический список использованной литературы. Источники записываются под номерами в алфавитном порядке с полным указанием библиографического описания.

Вспомогательные материалы, которые могут загромождать текст основной части, помещают в приложения . Это могут быть тексты вопросников, опросные листы, протоколы (собеседований, обследований), копии отчетных листов, таблицы и рисунки.

Каждое приложение начинается с нового листа. В правом верхнем углу записывается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и ставится его номер (без знака №), если приложение не одно.

На приложения должны быть ссылки в основном тексте работы, например: «(см. Приложение I )» или «Результаты анализа анкет учащихся (см. Приложение I ) позволяют говорить о …».

1.2. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА

Текст научно-исследовательской работы должен быть распечатан с помощью компьютера через полтора интервала на одной стороне стандартного листа белой односторонней бумаги формата А4. Используется шрифт Times New Roman , кегль 12. Размер правого поля 10 мм, остальные поля по 20 мм, слева оставляют место для переплета (20 мм).

Сноски печатаются тем же шрифтом, но меньшим кеглем (10-м), на той странице, к которой относятся. От основного текста сноски отделяются сплошной короткой чертой, нумерация начинается на каждой странице сначала.

Все страницы текста нумеруются с титульного листа по центру верхнего поля, на титульном листе номер не указывается.

Каждая структурная часть работы (аннотация, содержание, введение, главы основной части, библиографический список, приложения) начинаются с новой страницы.

Главы нумеруются римскими или арабскими цифрами, названия глав выполняются полужирным шрифтом прописными буквами (кегль 14), названия параграфов – также полужирным шрифтом прописными буквами, но меньшим кеглем (12) записываются через интервал после названия главы. Все заголовки выравниваются «по центру», точка в конце заголовка не ставится. Не допускается подчеркивание и перенос слов в заголовках.

Абзацный отступ составляет 8 – 12 мм (5 печатных знаков).

Общепринятые сокращения . В тексте допускаются общепринятые условные сокращения: то есть – т. е ., и так далее – и т. д ., и тому подобное – и т. п., и другие – и др . (во всех указанных случаях сокращения могут быть только в конце предложения), и прочие – и пр ., смотри – см ., век – в ., века – в.в. , год – г ., годы – г.г . Не допускается сокращение слов так как (т. к.) и так называемый (т. н.).

Запись числительных . Однозначные количественные числительные записываются словами, многозначные – цифрами, например: «не более семи способов ». Любое количественное числительное записывается цифрами, если при нем даются в сокращенном виде единицы измерения, например: 5 см , 23 кг . При перечислении однородных величин единица измерения ставится после последнего числа: 5, 8 и 15 км .

Записанные цифрами количественные числительные не имеют падежных окончаний, если сопровождаются существительными, например: не более 7 вариантов (но не 7-ми).

Порядковые числительные пишутся словами: первый, девятый, двадцать второй . Порядковые числительные не имеют падежных окончаний , если они записаны римскими цифрами: XXI век , II вариант или арабскими цифрами и стоят после существительного: в главе 2 , на рис. 5 .

Порядковые числительные, стоящие перед существительными и записанные арабскими цифрами имеют падежные окончания : 8-й опыт . При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз: результаты 8 и 9-го опытов .

Оформление цитат и ссылок . Качество научно-исследовательской работы является показателем способности учащегося к анализу теоретического и эмпирического материала, умения работать с текстом. При выполнении исследовательской работы учащийся, несомненно, опирается на результаты работ ученых, произведения печати. С целью подтверждения собственных взглядов в тексте приводятся цитаты.

Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения. Если цитата приводится с сокращениями, то вместо пропущенных слов ставится многоточие (в начале предложения, в середине, в конце). При этом не допускается искажение текста и мыслей автора. Каждая цитата сопровождается ссылками на первоисточник.

Основные способы включения в текст цитат

1. Прямое цитирование. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится дословно. Знаки препинания расставляются как в обычном предложении с прямой речью. После кавычек точка не ставится, а в круглых скобках указывается порядковый номер цитируемого источника (в соответствии с порядковым номером в списке литературы, приведенном в конце работы, но без знака №) и страница.

Цитата начинается со строчной («маленькой») буквы, если вводится в середину предложения и в ней опущены первые слова. Ссылка на автора оформляется, как и в первом случае.

Если цитата является частью предложения, независимо от того как она начиналась в литературном источнике, она также пишется со строчной буквы. Ссылка на автора дается указанным выше способом.

2. При непрямом цитировании (пересказе мыслей других авторов своими словами) необходимо быть предельно точным в изложении анализируемой позиции и давать ссылки на литературный источник. В конце предложения точка не ставится, в круглых скобках дается ссылка на библиографический номер (без знака номера и указания страницы).

Не допускается включение в текст цитат без ссылок на автора.

Оформление подстрочных ссылок

В тех случаях, когда ссылки на литературный источник нужны по ходу чтения материала, а внутри текста их разместить невозможно, используются подстрочные ссылки. Знак сноски ставится там, где по смыслу заканчивается мысль другого автора. Сноска выполняется на той же странице, что и объяснение к ней.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылка начинается словами «Цит. по:…».

1.3. ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ И ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО МАТЕРИАЛА

Оформление таблиц. При систематизации теоретического и экспериментального материала накопленная информация может быть представлена в виде таблиц. Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово «Таблица» и ее порядковый номер (без знака №) располагают над правым верхним углом таблицы (выравнивание «по правому краю»). Название таблицы (тематический заголовок) записывают на следующей строке строчными буквами полужирным шрифтом (кегль 12) без точки в конце. Тематический заголовок дает возможность ориентироваться в представленном в таблице материале без чтения текста, поэтому он должен быть лаконичным и содержательным. На все таблицы в тексте должны быть ссылки.

Если таблица не может быть размещена на одной странице, то возможен ее перенос на следующую, на которой в правом верхнем углу над таблицей записывается: «Продолжение таблицы 5» или «Окончание таблицы 5», если таблица на этой страницы заканчивается. При этом вместо текста головки наследующую страницу переносятся только номера вертикальных граф, записанные арабскими цифрами.

Если ширина таблицы намного превосходит ее высоту, то можно вынести ее на отдельную страницу и ориентировать лист в альбомном формате. В этом случае текст параграфа будет «разорван». Желательно, чтобы предложение было дописано до конца, а ссылка на таблицу (с указанием страницы) была максимально приближена к ней.

Оформление иллюстрированного материала. Если возникает необходимость показать динамику протекания исследуемого процесса или продемонстрировать взаимосвязь каких-либо его характеристик, то вместо таблиц целесообразно использовать графики и диаграммы (иллюстрированный материал)

Все представленные в тексте иллюстрации имеют сквозную нумерацию (таблицы и иллюстрации нумеруются отдельно), ссылки на графики и диаграммы в тексте обязательны, например: (см. рис.) .

Подрисуночная подпись включает элементы:

  1. сокращение слова «рисунок» - «Рис.»;
  2. порядковый номер иллюстрации без знака № записывается арабскими цифрами;
  3. тематический заголовок;
  4. пояснение: цифрами или буквами обозначаются элементы иллюстрации и дается их комментарий.

График должен содержать оси координат, шкалу с масштабами и числовую сетку. По осям координат указываются условные обозначения, они не должны выходить за границы графика, на концах координатных осей ставятся стрелки. График содержит минимум надписей. Они могут быть заменены буквами (цифрами), значение которых объясняется в подрисуночной подписи.

Диаграммы чаще используют линейные, столбиковые (гистограммы) и секторные.

Линейные сходны с графиками: точки соединяются отрезками, образуя ломаную линию. На столбиковых диаграммах данные изображаются в виде равных по ширине прямоугольников, высота которых пропорциональна степени выраженности того или иного параметра. Секторные диаграммы выполняются в виде круга, разделенного на части (секторы), площади которых пропорциональны значениям исследуемых величин. Все диаграммы содержат текстовые надписи (названия изучаемых параметров, количественные показатели и т. п.)

Схема применяется для изображения структуры какого-либо явления, процесса, объекта. Эта иллюстрация выполняется без определенного масштаба, но к ней предъявляются все требования как к иллюстрированному материалу. В тексте на схему даются ссылки (см. рис. 5).

1.4. ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ (ЛИТЕРАТУРЫ)

Объем использованной литературы позволяет судить о глубине проработки и анализа проблемы исследования. При выполнении исследовательской работы необходимо проанализировать не менее 5 источников (с обязательной ссылкой на них в тексте), информация о которых – библиографический список – располагается после заключения. Этот список должен содержать библиографическое описание использованных в работе материалов.

Библиографическое описание составляют непосредственно по источнику. Для исследовательской работы используется алфавитный способ группировки литературных источников, то есть запись по алфавиту авторов и заглавий. Иностранные источники размещаются в соответствии с латинским алфавитом после перечня литературы на русском языке

1.5. ТРЕБОВАНИЯ К ИСПРАВЛЕНИЯМ

Перепечатанный набело текст необходимо тщательно вычитать, на одной странице допускается не более пяти исправлений (но не в заголовках), которые выполняются от руки чернилами черного цвета.

II . ЗАЩИТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Защита работы должна быть простой и четкой. При защите должна быть обоснована актуальность избранной темы исследования и необходимость разрешения выявленных противоречий. При освещении экспериментальной части работы необходимо отметить цели эксперимента, условия его проведения и полученные результаты. Участник должен отметить прикладной характер работы и представлять направление дальнейшего исследования.

Жюри учитывает следующие параметры:

  • · актуальность рассматриваемой проблемы;
  • · оригинальность и самостоятельность исследования;
  • · степень обоснованности теоретических положений исследования и их экспериментальное подтверждение, аргументированность выводов;
  • · логика изложения материала, четкая выдержанность структуры работы;
  • · стиль изложения и качество оформления работы;
  • · наиболее существенные результаты исследования, их теоретическое и практическое значение;
  • · отзыв научного руководителя.

2.2. ПОДГОТОВКА ТЕКСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Текст выступления учащегося должен быть рассчитан не более, чем на 10 минут. Учащийся должен тщательно отрепетировать выступление, научиться свободно оперировать теоретическим, практическим и иллюстративным материалом, а также укладываться в отведенное время – не более 10 минут.

О качестве исследовательской работы судят по содержанию выступления, поэтому текст его должен быть хорошо продуман.

Времени на выступление отводится мало, поэтому в целях его экономии необходимо избегать громоздких фраз. Сложные предложения надо заменить простыми, пространственных рассуждений, сравнений быть не должно.

Одновременно с текстом выступления готовится наглядный (иллюстративный) материал (графики, схемы, таблицы), продумывается вариант их демонстрации: на бумаге, с помощью мультимедийных средств и т. д.

Выступление начинается с обращения «Уважаемый председатель жюри! Уважаемые члены жюри! Уважаемые преподаватели, учащиеся!». Затем следует доклад, который условно можно разделить на три части: вводную, основную и заключительную.

В начале выступления должна быть обоснована актуальность избранной темы исследования и необходимость разрешения выявленных противоречий. Затем формулируется объект, предмет, цель и задачи исследования.

В основной части доклада излагаются результаты исследования. При освещении экспериментальной части работы необходимо отметить цели эксперимента, условия его проведения и полученные результаты. Речь необходимо сопровождать демонстрацией таблиц, схем, графиков и другого иллюстративного материала.

В заключительной части выступления излагаются основные результаты, формулируются выводы, отмечается выполнение поставленных задач. Так же необходимо отметить прикладной характер работы и представить направление дальнейшего исследования.

2.3. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ

Защита научно-исследовательских работ проводится на лицейском фестивале наук «Грани жизни» по секциям. На защите могут присутствовать не только члены жюри, но и преподаватели, не являющиеся руководителями работ, учащиеся других классов.

Процедура защиты проходит следующим образом:

  1. Выступление учащегося с сообщением о своей работе.
  2. Вопросы по теме и содержанию исследовательской работы. Вопросы могут задавать все присутствующие, но после того, как это сделают члены жюри..
  3. Ответы учащегося на поставленные вопросы.
  4. Закрытое заседание членов жюри по обсуждению итогов защиты.

При определении итоговых результатов фестиваля учитывается качество выступления учащегося на защите, уровень его теоретической и практической подготовки, соответствие содержания и оформления работы всем предъявляемым требованиям, отзыв научного руководите

ГИМНАЗИЯ №56

Петроградского района

РЕФЕРАТ

Ученика(цы) 9-... класса

(Фамилия, имя, отчество)

(полное без сокращений название темы исследования)

(название предмета, по которому выполняется работа)

Лаборатория ________________

Санкт-Петербург


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец оформления содержания исследовательской работы

Введение...................................................... 3

Глава! Состояние экономики России в конце XIX века 5

Выводы по главе 1...................................... 11

Глава! Реформирование экономики России на рубеже Х1Х-ХХв 12

2.1.С.Ю.Витте и его концепция переустройства экономики России 12

2.2.Проблемы источников накопления......... 19

2.3.Механизмы индустриализации......... 24

2.4.Результаты и последствия индустриализации 29

Выводы по главе 2............................................ 33

Заключение................................................ 34

Список использованной литературы..... 35

Приложения............................................... 36


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пример оформления введения исследовательской работы Введение

Тема: Выбор темы исследовательской работы «Великая индустриализация С.Ю.Витте и проблемы современной России» непосредственно связан с заяв­ленным предметом школьного курса: Историей Отечества, а также с образова­нием, которое я намерена получить в дальнейшем.

Актуальность: В конце нынешнего столетия Россия вынуждена решать комплекс сложнейших экономических проблем, вставших перед страной, пере­живающей процесс обновления и реформирования. Все чаще встает вопрос о возможности использования опыта, который был накоплен в стране в конце XIX - начале XX веков, прежде всего связанного с деятельностью С.Ю.Витте. Актуальность темы заключается еще и в том, что многие составные части «сис­темы Витте» очень гармонично вписываются в перечень задач, стоящих перед Россией в современных условиях.

Обзор литературы: При изучении данной проблемы был рассмотрен ряд источников, посвященных С.Ю.Витте и его индустриальной реформе. Некото­рые были использованы при написании работы. Среди них следует отметить исследования И.Бобович «Экономическая история России (1861 - 1914г.г.)>> и Т.Тимошиной «Экономическая история России», которые содержат данные о состоянии экономики России в конце XIX века.

Цель: На основе подбора, систематизации и обобщения имеющихся источ­ников проанализировать предпосылки, задачи и механизмы проведения инду­стриальной реформы С.Ю.Витте, определить ее влияние на судьбу России, вы­явить элементы исторического опыта, приемлемые для современной России.


Проанализировать экономическую ситуацию в России в конце XIX века.

Изучить механизмы индустриализации, определить её результаты и послед­ствия.

Выявить возможность использования исторического опыта России в совре­менных условиях.

Методы работы: Проведение учебно-исследовательской деятельности, связанной с подбором и анализом исторических источников, обобщением, сис­тематизацией и анализом собранного материала.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Правила оформления списка использованной литературы

1. Все источники располагаются в списке в алфавитном порядке по первой
букве фамилии автора, при отсутствии автора - по первой букве названия
книги, статьи, материала. Например:

0 Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в 18 в. - М., 1977. -

185с. В Всеобщая декларация прав человека (Принята в дек. 1948) - М.:Юриздат.

1991.-83с. " Мильден В.И. Русская идея в конце 20 века //Вопросы философии

1996, с. 28-31. (пример описания статьи из ".журнала)

2. Книги необходимо описывать в соответствии с их библиографической ха­-
рактеристикой, данной на второй странице.

Проблемы развития легкой промышленности в Англии е 19 веке / В.Г.Лебедев, В.К.Полторыгин, А.Г.Гржгоржевский, В.И.Кулин. - М.: Мысль, 1977.-271с.

6. Описание многотомного издания может быть составлено на все многотом­
ное издание в целом или на отдельный том:

а Сухомлинский В.А. Сочинения: в 3-х т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - 383с. в Толстой А.К. Собрание сочинений: в 4-х т. - М.: Правда, 1980. 1. Источники из информационной системы ИНТЕРНЕТ включаются в конец списка по формулировке их адресов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Примерная форма выступления на конференции «Шаги в науку XXI века»

Уважаемые члены научного совета!

Уважаемые гости и участники конференции!

Вашему вниманию предлагается реферат на тему:

_ (дается полное название темы)

Работа на избранную тему является актуальной в связи с _

______ (приводится актуальность темы из введения)

Поднятая в работе проблема заинтересовала меня

_(причина личного интереса к теме)

Целью данной работы является

______________________ (полная формулировка щели работы)

Далее приводятся основные наиболее интересные для слушателей и по­лезные для аргументации выводов факты и материалы работы. Материал изла­гается в произвольной форме, но с соблюдением логики проведенного исследо­вания.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие глав­
ные выводы: (изложение сути основных выводов из заключения работы.

Обратить внимание на соответствие выводов поставленной цели) Благодарю за внимание!

На выступление на конференции отводится 5-7 минут (до 10 минут), что примерно соответствует 1,5-2 односторонним печатным листам текста А4. Текст выступления (тезисы исследования) выполняется на компьютере по тем же правилам, что и сама работа.

Требования к написанию исследовательских работ

«Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Объем ученической исследовательской работы обыч­но колеблется от 5 до 25 страниц. К тексту, выполненному на компьютере, предъявля­ются следующие требования:

Размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный;

Интервал между строк - 1,5-2;

Размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего- 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны состав­лять в сумме 40 мм).

:

Титульный лист;

Рецензия;

Введение;

Основная часть;

Заключение;

Список литературы;

Приложение.

Введение – кратко обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются в соответствии с обозначенной проблемой цели и задачи, указывается объект и предмет исследования, избранные методы исследования, обозначается практическая значимость полученного результата, характеристика источников для написания работы.

Основная часть - подробное описание методики и техники исследования, сведения об объеме исследования, излагаются полученные результаты и отражаются собственные взгляды автора на тот или иной проблемный вопрос. Содержание основной части соответствует теме работы и полностью ее раскрывает.

Заключение - основные выводы автора (анализ решения поставленных задач и цели исследования), обоснование значимости полученных результатов (самостоятельность, новизна, оригинальность, их практическое или теоретическое значение); дальнейшие перспективы работы над проблемой.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (формат А 4) является первой стра­ницей рукописи и оформляется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной пло­щади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, исследовательская работа или проект. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс, группа. После этих данных указы­вается фамилия, имя, отчество и должность руково­дителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии). В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

НУМЕРАЦИЯ СТРАНИЦ ставится вверху в центре. Нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций - римскими цифрами.

СОДЕРЖАНИЕ/ОГЛАВЛЕНИЕ

РЕЦЕНЗИЯ – это характеристика работы, которую пишет независимый специалист, ознакомившийся с данной работой. Обязательные разделы рецензии:

Актуальность или новизна;

Положительные отличительные стороны работы;

Недостатки и замечания по работе (обязательный раздел!!!);

Актуальность или новизна – Здесь описывается, почему данная тема интересна. Аналогичный раздел присутствует в структуре введения к дипломной работе . Смысл его тот же самый. Остается только внимательно перечитать и написать своими словами.

Оценка содержания работы . Тут обычно пишется: «Содержание работы соответствует целям и задачам дипломной работы» и далее описывается ее структура и примерное содержание – что в 1 главе, что во 2-й, что в 3-й. Обычно эта информация также присутствует во введении (обычно в конце).

Когда описывается практическая значимость - пишется: «Данная работа имеет большую практическую значимость для исследуемого предприятия и вкратце в чем она заключается.

Недостатки и замечания по работе . Он является обязательным. К написанию этого раздела следует подойти наиболее ответственно, т. к. недостаток должен быть, но он должен быть несущественным и не портить общего впечатления от написанной рецензии и от работы в целом.

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Вся работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А 4 (размеры: горизонталь – 210 мм, вертикаль – 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта – 12 кегель) через полтора интервала между строками на одной стороне листа. Размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего- 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны состав­лять в сумме 40 мм). Весь машинописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

В СОСТАВ РАБОТЫ ВХОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ЧАСТИ :

Титульный лист;

Аннотация;

План исследований;

Научная статья (описание работы);

Заключение;

Литература;

Приложения.

Эти части работы выполняются на отдельных листах и скрепляются между собой.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ является первой страницей научно-исследовательской работы и содержит следующие атрибуты:

Названия конференции и работы, страны и населенного пункта;

Сведения о научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, должность, место работы).

Сокращения не допускаются, заглавие работы оформляется без слов «тема» и в кавычки не заключается.

НУМЕРАЦИЯ СТРАНИЦ производится в правом верхнем углу. Нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций - римскими цифрами.

СОДЕРЖАНИЕ/ОГЛАВЛЕНИЕ – это вторая страница работы. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы начинаются. В содержании/оглавлении все названия глав и разделов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы . Каждый новый раздел начинается с новой страницы.

АННОТАЦИЯ имеет стандартный заголовок : на первой странице каждой части сначала печатается название работы, затем посередине фамилии авторов, ниже указывается регион, город (поселок), учебное заведение, номер школы, класс/курс. Затем посередине слово "Аннотация", ниже текст аннотации. Сокращения не допускаются

Аннотация - это краткая характеристика содержания работы.
Аннотация содержит ответы на вопросы: "Каков объект исследования? Что исследуется? Каков метод исследования? Каков диапазон изменяемых параметров? Что удалось выяснить или установить? В чем новизна работы?

Каков объём аннотации?
Как правило, знаков, включая пробелы.

Аннотация не должна включать список литературы, благодарностей и описания работы, выполненной руководителем.

План ИССЛЕДОВАНИЙ , объемом не более четырех стандартных страниц, печатается в порядке: стандартный заголовок , затем посередине слова «План исследований», ниже текст.

План исследований должен содержать следующие разделы: проблема или вопрос, подлежащий исследованию, гипотеза; подробное описание метода; библиография (хотя бы три основные работы, относящиеся к предмету исследования).

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ. (ОПИСАНИЕ РАБОТЫ) На первой странице статьи сначала печатается стандартный заголовок , далее следует текст статьи. Научная статья (описание работы) в сопровождении иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской (творческой) работы. Расположение данных в форме таблиц является одним из наиболее эффективных средств их подготовки для сравнения и оценки. Главная цель составления таблицы – сжатое представление и систематизация данных. Соответственно, любое значительное (10 пунктов и более) перечисление лучше представлять именно в виде таблицы. Не должно быть более 1-2 таблиц (и перечислений) на одной странице, таблицы не могут располагаться подряд, друг за другом, без разделяющего их текста. Те таблицы, которые имеют большой объем, переносятся в приложение.

Объем текста статьи, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10 стандартных страниц. Все сокращения в тексте статьи должны быть расшифрованы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Основная задача заключения – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, т. е. основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесен с заявленной в плане исследования целью работы. Основной результат работы должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Объем заключения – 1-2 страницы.

ЛИТЕРАТУРА. Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.

ПРИЛОЖЕНИЕ - это вспомогательные или дополнительные материалы. К ним относятся:

Различные положения, инструкции, копии документов;

Схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер (или превышают объем 0,5 страницы);

Бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним;

Иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеется ссылка в тексте и пр.

Приложения оформляются как продолжение основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме приложения оформляются в виде самостоятельного блока, на лицевой стороне которого дается заголовок «Приложения». Каждое приложение должно начинаться с нового листа.

Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.

Все приложения нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки. В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение.

ССЫЛКИ внутри текста даются в квадратных скобках, где указывается номер источника по списку литературы и в необходимых случаях страницы, например: « и считают …»; «В настоящее время, как отмечает М. Черемисина ,…». При ссылке на несколько работ (одного или нескольких авторов) в скобках указываются номера этих работ: «Ряд авторов считают, что …».

При цитировании отдельных высказываний, различных точек зрения, воспоминаний, записей бесед и т. д. необходимо правильно и точно оформлять сноски на первоисточник (запись воспоминаний, книгу, статью и т. д.) с указанием страницы издания. При этом надо указывать, где хранится данный первоисточник (музей, государственный или личный архив с указанием фонда и других выходных данных).