Тестовые задания для олимпиады по сольфеджио. Олимпиады

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИНГ ПО СОЛЬФЕДЖИО - 2014
(среди учащихся 2-х классов музыкального отделения)

Ведущая. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые преподаватели и гости нашего праздника! Да, да, именно праздника! Ведь раз вы здесь, то это означает, что музыка для вас нечто большее, чем просто искусство. Ведь так? А праздник наш сегодня не совсем обычный, называется он «Музыкальный ринг». Вам предстоит пройти немало испытаний, выполнить разные задания, показать то, чему вы научились в школе искусств за эти годы.

(Звучит веселая музыка, появляется Мажорик).

Ведущая. Ой, Мажорик, здравствуй! Ты, как всегда, вовремя! Как там дела в твоей музыкальной стране Звукляндии?

Мажорик. Добрый день всем! В моей Звукляндии все просто отлично! Ноты дружат между собой, Минор и Мажор вообще стали неразлучными друзьями, господин Скрипичный ключ так же стоИт на страже порядка. Я слышал, что у вас в школе искусств сегодня какое-то особое мероприятие?!

Ведущая. Да, Мажорик. Собрались мы сегодня по особому случаю. Впервые в нашей школе искусств проводится интересная конкурсная программа «Музыкальный ринг». У нас 2 команды - учащиеся Озерской школы искусств, и они будут соревноваться между собой за звание «Лучшей музыкальной команды-2014». Кроме команды-победительницы, будут у нас и специальные призы: «Лучший музыкальный слух», «Лучший музыкальный эрудит» и «Самая чистая интонация».

Мажорик. Ух ты, как здоооровооооо…! Это, наверно, сольфеджио нужно хорошо знать? Я знаю, чтобы быть настоящим музыкантом нужно иметь хороший музыкальный слух.

Ведущая. Конечно! Сольфеджио - очень интересный предмет и если всегда быть внимательным на занятиях, всегда выполнять домашнюю работу, то музыкальный слух будет просто отличным!

Мажорик. Ага! А можно я останусь и помогу чем-нибудь?

Ведущая. Оставайся, конечно, Мажорик! Итак, мы начинаем!

Мажорик. И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Ведущая. Сегодня собрались вы здесь
Нам показать свои познанья.
И музыка сейчас для вас
Устраивает состязание.
Позвольте представить вам жюри нашего конкурса:

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Ведущая. Все участники заняли свои места и сейчас я проверю, что вы знаете про музыку. Музыкальные загадки! Это задание не оценивается, отвечайте громко, дружно!

Тридцать маленьких ребят на ступенечках стоят.
И с улыбкой в день весенний все поют про день рождения.
Голоса, как на подбор, выступает детский… (хор).

Я стою на трех ногах, ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль, как зовут меня?… (рояль).

Писали ноты, между ними черту все время проводили.
Вертикальная палочка та - это… (тактовая черта).

Если в нашей пьесе тучи, дождик льет во весь опор,
Это лад ужасно грустный, называется… (минор).

Веселятся музыканты, улыбнулся дирижер,
Лад, в котором мы играем, называется… (мажор).

Ведущая. Молодцы, ребята! Справились! А теперь давайте познакомимся с командами! Первый конкурс - «Визитная карточка». Максимальная оценка - 5 баллов. Прошу первую команду выйти на сцену.

(Команды по очереди показывают свою визитную карточку: название, девиз, приветствие жюри и соперникам, представление капитана).

Мажорик. Ух, какие молодцы! Давайте теперь спросим у жюри, какие баллы заслужила каждая их команд.

(Жюри поднимают таблички с цифрами, подсчитывается общий балл).

Ведущая. Первый конкурс позади, продолжаем!

Мажорик. Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
К разминке поскорее!

Ведущая. Второй конкурс - блиц «Красная кнопка». Я буду задавать вам короткие вопросы, на которые вы будете давать короткие ответы. Чтобы нам понять, кому отвечать, вам нужно выбрать одного человека от команды. Этот человек будет «красной кнопкой», Мы ему оденем красную шапочку, у него во рту будет свисток и он будет сидеть на стуле. Остальные участники будут стоять позади своей «красной кнопки». Если вы знаете ответ на вопрос, «нажимаете» на «кнопку», она должна сработать, т.е. засвистеть. Только после этого можно будет отвечать.
За каждый правильный ответ на наши вопросы команда получает по одному баллу.
Если прозвучит неправильный ответ, то право ответа предоставляется другой команде.

1. Как называется графический знак для записи музыкальных звуков? Ноты.
2. Интервал, который содержит в себе 2 ступени. Секунда.
3. Как называют музыканты 5 линеек, на которых пишутся ноты? Нотный стан.
4. Отрывистое исполнение звуков, обозначается точкой над или под нотой. Стаккато.
5. Музыкальный знак, понижающий ноту на полтона? Бемоль.
6. Перерыв в звучании музыки? Пауза.
7. Вертикальная черта, отделяющая один такт от другого. Тактовая черта.
8. Звуки лада, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до ее октавного удвоения. Гамма.
9. Неполный такт в начале произведения. Затакт.
10. Звукоряд из трех звуков подряд. Трихорд.
11. Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Трезвучие.
12. Первая самая устойчивая ступень лада. Тоника.

(После завершения блица, жюри объявляет результаты).

Ведущая. Третий конкурс - Музыкальные ребусы. Прошу капитанов команд подойти ко мне и взять музыкальные ребусы (разные для каждой из команд). Ответы нужно написать возле каждого ребуса. Та команда, которая выполнит задание, должна подать знак музыкальным инструментом, который лежит у каждой на столе, чтобы жюри могло понять, кто справился с заданием быстрее, потому что за скорость также будут начислены дополнительные баллы. Готовы? По моей команде начинаем! Раз, два, три!

(Звучит спокойная фоновая музыка, команды выполняют задание. После завершения конкурса - подведение итогов, выставление баллов и объявление суммы баллов за 3-х конкурсов).

Ведущая. Молодцы, ребята! Справились с заданием! Думаю, что это задание было для вас очень легким… А сейчас задание немного посложнее. Четвертый конкурс - «Логические цепочки». Вам будут предложены логические цепочки (их по 6 в этом задании и они одинаковые у всех команд). Это ряды слов, связанных между собой каким-либо признаком, но одно из слов в каждом ряду лишнее. Вот его-то и нужно зачеркнуть. Кто справится - играем в инструмент. Сейчас Мажорик раздаст вам задание и по моей команде - начинаем! (Мажорик раздает задания). Раз, два, три!

(Команды под музыку выполняют задание. После завершения - листы сдают жюри для определения правильности его выполнения. Ведущая называет вслух все логические цепочки, команды отвечают, что было лишнее. После завершения конкурса - выставление баллов и объявление суммы баллов за 4 конкурса).

Ведущая. Ребята, а что на уроке сольфеджио вам больше всего нравится делать? (Дети отвечают). А диктанты вы писать любите? Это, наверно, самое любимое ваше задание… Правда? Наш пятый конкурс называется «Собери диктант». Сейчас Мажорик раздаст вам по 8 фрагментов диктанта (1 фрагмент - 1 такт), после 4-х прослушиваний вы должны будете разложить его на столе в правильной последовательности. После этого жюри проверит ваши диктанты и поставит баллы. Максимальная оценка - 5 баллов. Готовы? Тогда слушаем!

(Ведущая проигрывает 4 раза диктант, после чего жюри оценивает команды. Подводятся итоги за 5 конкурсов).

Ведущая. А сейчас настало время для проверки домашнего задания, 6-й конкурс - «Ритмический канон»! Ведь качественно выполненное домашнее задание по сольфеджио - это уже половина успеха! Каждой команде был предложен ритмический канон. Будет приветствоваться использование инструментов, сочинение вступления и заключения, движения. И сейчас жюри проверит, на какую оценку вы выполнили это задание. 5 баллов - максимальная оценка в этом конкурсе.

(Команды по очереди показывают домашнее задание. В конце - жюри выставляет оценки и подводит итог 6-и конкурсов).

Ведущая. С домашним заданием вы хорошо справились! Переходим к 7-му конкурсу - «Укрась ромашку». Сейчас каждой команде будет предложена картинка, на которой нарисована ромашка. На каждом ее лепестке - нотный стан. Вам необходимо нарисовать на всех лепестках какие-либо музыкальные знаки. Это могут быть длительности нот, паузы и т.д. Повторяться знаки не должны. Каждый знак принесет вам по 1-му баллу. Итак, берем в руки карандаши и приступаем!

(Команды выполняют задание под веселую музыку. После выполнения задания, листы относятся жюри, которое проверяет и подсчитывает баллы.
Подводятся итоги 7-ми конкурсов).

Ведущая. 8 конкурс - лучшее исполнение песни «Оса». Каждой команде было предложено домашнее задание - подготовить и исполнить небольшую песню, которая называется «Оса». Итак, жюри внимательно слушают и оценивают наших участников. Задание оценивается в 5 баллов.

(Команды показывают домашнее задание. После этого жюри оценивает участников. Подводятся итоги 8-ми конкурсов).

Ведущая. А теперь настало время немного отдохнуть!
Знают все на свете дети - много музыки на свете!
Из семи обычных нот композитор создаёт:
Пьесы, оперы, сонаты, ариозо иль кантаты,
Симфонические сказки, менуэты или пляски.
Но один любимый жанр всем с пелёнок дорог нам.
Жизнь чудесней, интересней, если рядом с нами - песня!

9 конкурс - «Озвучка». Вашему вниманию сейчас будут предложены фрагменты фонограмм детских песен из мультфильмов. Вам нужно отгадать, что это за песня, кто ее исполняет и немного ее напеть. Баллы зачисляются командам за каждую угаданную песню. Готовы?

(Звучат фонограммы. Дети отгадывают и напевают. В завершении жюри подводит итоги).

Ведущая. А сейчас будет задание, связанное с интервалами. Давайте немного вспомним их названия (дети называют интервалы). Вы уже знаете, что каждый интервал обозначается определенной цифрой, которая указывает на количество в нем ступеней. Я вам сейчас буду называть цифры, а вы мне отвечайте, какой интервал ей обозначается (проводится небольшая разминка). А сейчас непосредственно 10-й конкурс «Спрятавшиеся интервалы». Командам будет предложен небольшой музыкальный фрагмент, в котором нужно будет найти и подписать встречающиеся интервалы. Оценивается скорость и правильность выполнения задания (максимум - 5 баллов).

Ведущая. 11 конкурс - «Правильные стрелочки». Сейчас Мажорик вам раздаст задание, в котором нужно будет стрелочками соединить музыкальные термины и их правильное толкование (всего 6). Максимальное количество баллов - 9 плюс 1 балл за скорость.

(Мажорик раздает задания. Команды выполняют. Подведение итогов).

Ведущая. Задание на ритм. 12 конкурс «Ритмическая партитура». Капитан команды вытягивает небольшую ритмическую партитуру для своей команды. В этом конкурсе должно участвовать 3 участника от каждой команды. У вас будет время на подготовку, после чего вы представите жюри, что у вас получилось. Высший балл - 5 баллов.

(Капитаны вытягивают карточку с заданием, обсуждение 1-2 минуты, выступление. Выставление оценок).

Ведущая. Наступает время последнего конкурсного задания. 13 конкурс «Черный ящик». Мажорик, выноси! (под музыку выносит черный ящик). Сейчас вам предстоит узнать, что находится внутри этого ящика? Как только вы догадаетесь, о чем речь, нужно подать звуковой сигнал.

Итак…

Этим пользовались еще в древности жители Антильских островов - индейцы таино. Изготавливали ЭТО из плодов деревьев, например, кокоса. Известны случаи, что ЭТО изготавливали даже из тыква, добавляя мелкую гальку или семена растений. В настоящее время - это является символом латиноамериканской музыки. И, как правило, музыкант использует их две. И под этим же названием есть город в Бразилии. (Маракасы)

(Команды совещаются и дают правильные ответы).

Ведущая. Все конкурсы пройдены. Время подводить итоги! Слово предоставляется членам жюри.

(Жюри объявляют результаты и награждают команды и участников).

Ведущая. Дорогие зрители, болельщики! Давайте ещё раз поблагодарим участников конкурсной программы за прекрасное выступление дружными аплодисментами!

Мажорик.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!

Ведущая. Как не хотелось время торопить,
Но наступил час расставанья.
Я не хочу «Прощайте» говорить,
А говорю вам: «До свиданья!»

Уважаемые друзья! Наша программа завершается. Я хочу поблагодарить всех вас за участие, внимание, проявленное творчество и хорошее настроение от нашей с вами встречи. Очень надеюсь, что впереди у нас еще множество прекрасных минут и часов от встреч с музыкой. Всего вам доброго!

Ю.С. Конарева
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МКОУ ДОД «Озерская ДШИ», 2014

МБУ ДО «Детская музыкальная школа с. Тастуба»

муниципального района Дуванский район

Республики Башкортостан

Методическая разработка

Теоретическая викторина по предмету «Сольфеджио»

для обучающихся 4-5 класса

музыкальной школы

Скороходова Анастасия Евгеньевна

2017г.

Методическая разработка

Олимпиада по предмету «Сольфеджио» в 4-5 классе музыкальной школы

Описание. Предлагаю олимпиаду по предмету «Сольфеджио» для обучающихся четвёртого и пятого класса музыкальной школы. Материал будет полезен преподавателям теоретических дисциплин ДМИ, заинтересованным родителям и увлекающимся предметом «Сольфеджио» обучающимся. Так же материал олимпиады можно использовать при проведении музыкальных КВНов, конкурсов, соревнований, викторин для детей от десяти до четырнадцати лет.

Цель: проверка усвоения знаний обучающимися четвёртого и пятого класса по предмету «Сольфеджио» детской музыкальной школы.

Задачи: развивать мышление, внимание, память; учить внимательно, быстро и аккуратно заполнять контрольные тесты; воспитывать терпение, волю, здоровое отношение к соперничеству, стремление к победе.

Дидактический материал: тесты теоретической викторины для четвёртого и пятого класса ДМШ по числу участников мероприятия, карточки с фортепианной клавиатурой и нотоносцем по числу участников викторины, простые карандаши, ластики.

Викторина составлена для обучающихся, полностью освоивших материал третьего класса ДМШ.

Ход мероприятия

Приветствие участников теоретической викторины, разъяснение требований к выполнению тестов.

Требования 1. Написать вверху бланка олимпиады свои фамилию, имя, класс. 2. Выбрать правильный ответ в каждом задании и отметить галкой (подчеркнуть правильный ответ).

Ведущий объявляет о времени выполнения заданий. Материал тестов викторины раздаётся каждому участнику. На столах у каждого обучающегося должны быть карточки с нотной клавиатурой и нотоносцем. По окончанию времени, отведённого на выполнение заданий, тесты сдаются ведущему мероприятия. После проверки правильности выполнения тестовых заданий объявляется победитель(ли), который(ые) награждается(ются) Дипломом(ами) Победителя(ей) теоретической олимпиады (дипломы I, II, III степени, дипломы участников).

Олимпиада по предмету «Сольфеджио», 4-5 класс

Вопросы:


1. 5 тонов: а) в м.7 б) в б.7 в) в ч.5 2. К диссонансам относится: а) ч.4 б) м.3 в) ув.4 3. Знаки альтерации перед звуками: а) ключевые б) случайные в) дубль-диезы 4. Трезвучие на IV ступени лад: а) тоническое б) субдоминантовое в) доминантовое 5. В Ми мажоре б.7 строится: а) на I и VI ступенях б) на I и IV ступенях в) на III и VI ступенях 6. Ув.4 в Ля мажоре натуральном состоит из звуков:
а) си - ми б) соль# - до# в) ре - соль# 7. Ум.5 в фа# миноре гармоническом состоит из звуков: а) ми# - си б) соль# - ре в) ля - ми 8. Минор с двумя бемолями: а) ре минор б) соль минор
в) до минор 9. Фа мажор по латински: а) D - dur б) A - dur в) F - dur 10.Знак понижения звука на тон: а) Дубль-диез б) Дубль-бемоль в) Бекар

11. Вид минора с повышенной VII ступенью: а) Мелодический б) Гармонический в) Натуральный 12. В фа# миноре мелодическом звуки записываются в следующем порядке: а) фа# - соль# - ля - си - до# - ре - ми - фа# б) фа# - соль# - ля - си - до# - ре - ми# - фа# в 13. Найди тональность, параллельную фа минору:
а) Фа мажор б) Ре мажор в) Ля-бемоль мажор 14. Неустойчивые ступени в фа# миноре - это:
а) фа#, ля, до# б) ми, соль, си, ре в) ми, соль#, си, ре 15. Звуки ре# и фа# опевают I ступень: а) в Ми-бемоль мажоре б) в ми миноре натуральном в) в Ми мажоре 16. Интервал из шести ступеней: а) секста б) септима
в) секстаккорд

17. Сколько сильных долей в размере 3/4?: а) одна б) две в) ни одной 18. Тоническое трезвучие (Т5/3) в ре миноре состоит из звуков: а) до# - ми - соль# б) ре-фа-ля в) ре-фа#-ля 19. Cубдоминантовое трезвучие (S5/3) в Ми мажоре состоит из звуков: а) ля - до - ми б) ля# - до# - ми в) ля - до# - ми
20. Доминантовое трезвучие в си миноре состоит из звуков : а) ля - до - фа# б) фа# - ля - до# в) ля - до# - фа#

Ответы:

1. а) в м.7 2. в) ув.4 3. а) ключевые 4. б) субдоминантовое 5. б) на I и IV ступенях 6. в) ре - соль# 7. а) ми# - си 8. б) соль минор
9. в) F - dur 10. б) Дубль-бемоль 11. б) Гармонический 12. в ) фа# - соль# - ля - си - до# - ре# - ми# - фа# 13. в) Ля-бемоль мажор 14. в) ми, соль#, си, ре 15. в) в Ми мажоре 16. а) секста

17. а) одна 18. б) ре-фа-ля 19. в) фа# - до# - ми
20. б) фа# - ля - до#

Заключение. Теоретическую олимпиаду можно провести среди обучающихся четвёртых и пятых классов музыкальных школ города, района или области в конце учебного года или в начале учебного года среди пятых классов. Так как материал собран за три года обучения предмета «Сольфеджио». Важно предварительно обговорить с обучающимися планируемые задания теста, дать подобные задания для самостоятельной работы дома. Если обучающимся какие-либо задания непонятны, они могут около них поставить вопросительные знаки с тем, чтобы на уроке по предмету «Сольфеджио» или во внеурочное время разобрать вопросы с преподавателем. Тест, проведённый в пятом классе музыкальной школы в начале учебного года, даст преподавателю возможность проверить качество знаний обучающихся с целью выявления пробелов в знаниях и скорректировать индивидуальные задания в новом учебном году. Приложение. 1.Карточка с фортепианной клавиатурой (по количеству участников викторины). 2.Карточка с нотоносцами (по количеству участников викторины).

Методическая разработка

Викторина по предмету «Сольфеджио» во 2 классе школы искусств

Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю викторину по предмету «Сольфеджио» для обучающихся второго класса школы искусств. Материал будет полезен преподавателям теоретических дисциплин ДШИ, заинтересованным родителям и увлечённым учащимся. Так же материал викторины можно использовать при проведении музыкальных КВНов, конкурсов, соревнований, викторин для детей от восьми до десяти лет.
Цель: проверка усвоения знаний обучающимися второго класса по предмету «Сольфеджио» детской школы искусств.
Задачи: развивать мышление, внимание, память; повторить и закрепить правила по теории музыки; учить внимательно, быстро и аккуратно заполнять контрольные тесты; воспитывать терпение, волю, здоровое отношение к соперничеству, стремление к победе.
Дидактический материал: тесты теоретической викторины для второго класса ДШИ по числу участников мероприятия, карточки с фортепианной клавиатурой и нотоносцем по числу участников викторины, по одному простому и цветному карандашу на каждого участника, ластики.
Викторина составлена для учащихся, полностью освоивших материал второго года обучения ДШИ.
Ход мероприятия
Приветствие участников теоретической викторины, разъяснение требований к выполнению тестов.
Требования
1. Написать вверху бланка викторины свои фамилию, имя, класс.
2. Выбрать правильные ответы в каждом задании и закрасить их цветным карандашом. Варианты оформления задания: отметить галкой правильный ответ, обвести кружком букву с правильным ответом.
Ведущий объявляет о времени выполнения заданий. Материал тестов викторины раздаётся каждому участнику. На столах у каждого учащегося должны быть карточки с нотной клавиатурой и нотоносцем. По окончанию времени, отведённого на выполнение заданий, тесты сдаются ведущему мероприятия. После проверки правильности выполнения тестовых заданий объявляется победитель(ли), который(ые) награждается(ются) Дипломом(ами) Победителя(ей) теоретической викторины.

Викторина по предмету «Сольфеджио», 2 класс

Вопросы

а) большая секста
б) малая секста
в) чистая октава
г) чистая квинта
2. Тритон - это:
а) увеличенная квинта
б) уменьшённая кварта
в) уменьшённая септима
г) увеличенная кварта

а) ре и ми-бемоль
б) ля и си-бемоль
в) ре и ми-бемоль, ля и си-бемоль
г) ля и си-бемоль, фа и соль
4. Бемоль
а) понижает звук на тон
б) повышает звук на полутон
в) понижает звук на секунду
г) понижает звук на полутон

а) Эрмитаж
б) рондо
в) персик
г) фрегат

а) ми, соль, си
б) ре, фа-диез, ля, до
в) ре-диез, фа, ля. до
г) ре-диез, фа-диез, ля, до

а) andante
б) adagio
в) legato
г) piano

а) до и ре, фа и соль
б) до-диез и ре, фа и соль
в) до-диез и ре, фа-диез и соль
г) до и ре, фа-диез и соль
9. В ре миноре гармоническом
а) повышается звук до (до-диез)


г) звуки не изменяются

а) уменьшённая квинта
б) увеличенная кварта
в) чистая кварта
г) чистая квинта

а) грейфрут
б) шлягер
в) капилляр
г) антресоль

а) ля, до, ми, соль
б) ля, до-диез, ми, соль
в) ля-диез, до-диез, ми, соль
г) ля-диез, до, ми, соль

а) Соль мажор
б) До мажор
в) Си-бемоль мажор
г) си минор
14. Диез
а) повышает звук на тон
б) повышает звук на секунду
в) повышает звук на полутон
г) понижает звук на полутон



в) повышаются звуки до и ре (до-диез, ре-диез)
г) звуки не повышаются

а) гречиха
б) рассольник
в) фантазия
г) анатомия

а) до, ми, соль, си
б) до-диез, ми, соль, си
в) до-диез, ми, соль, си-бемоль
г) до, ми, соль, си-бемоль

а) си-до
б) си-до-бекар
в) си-си-диез
г) си-си-бемоль

а) до-ми-соль
б) ля-до-диез-ми
в) си-ре-диез-фа-диез
г) до-ми-бемоль-соль
20. В чистой октаве
а) 12 тонов
б) 11 тонов
в) 12 полутонов
г) 11 полутонов

а) жребий
б) водоём
в) витамин
г) сафари

а) соль, си, ре


г) соль, си-бемоль, ре

а) До мажор
б) Фа мажор
в) Соль мажор
г) соль минор

а) ми-диез-фа
б) ми-диез-фа-диез
в) ми-фа
г) ми-бемоль-фа-диез

а) соль и си
б) ре и фа
в) си и ре
г) соль-диез и си

а) си-фа
б) си-фа-диез
в) си-ми-диез
г) си-соль-бемоль
27. Найди чистую квинту:
а) до-диез-соль-диез
б) до-диез-соль-бемоль
в) до-диез-соль
г) до-диез-фа
28. Найди малую сексту:
а) си-бемоль-соль
б) си-бемоль-ля-бемоль
в) си-бемоль-соль-диез
г) си-бемоль-соль-бемоль

а) ре и фа
б) ре и фа-диез
в) ре-диез и фа
г) ре-диез и фа-диез

а) крейсер
б) кровля
в) телефакс
г) динамик
31. Три четверти составляют:



г) четверть с точкой, восьмую и четверть
Ответы
1. Реши пример: большая септима минус 2 полутона, получится:
а) большая секста
б) малая секста
в) чистая октава
г) чистая квинта
2. Тритон - это:
а) увеличенная квинта
б) уменьшённая кварта
в) уменьшённая септима
г) увеличенная кварта
3. Полутоны в гамме Си-бемоль мажор натуральный образуются между звуками:
а) ре и ми-бемоль
б) ля и си-бемоль
в) ре и ми-бемоль, ля и си-бемоль
г) ля и си-бемоль, фа и соль
4. Бемоль
а) понижает звук на тон
б) повышает звук на полутон
в) понижает звук на секунду
г) понижает звук на полутон
5. Между третьей и четвёртой линейками в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) Эрмитаж
б) рондо
в) персик
г) фрегат
6. Неустойчивые ступени в ми миноре гармоническом:
а) ми, соль, си
б) ре, фа-диез, ля, до
в) ре-диез, фа, ля. до
г) ре-диез, фа-диез, ля, до
7. Медленный темп в музыке обозначается словом:
а) andante
б) adagio
в) legato
г) piano
8. Полутоны в гамме си минор натуральный образуются между звуками:
а) до и ре, фа и соль
б) до-диез и ре, фа и соль
в) до-диез и ре, фа-диез и соль
г) до и ре, фа-диез и соль
9. В ре миноре гармоническом
а) повышается звук до (до-диез)
б) повышается звук си-бемоль (си-бекар)
в) повышаются звуки си-бемоль и до (си-бекар, до-диез)
г) звуки не изменяются
10. Реши пример: большая секста минус-3 полутона, получится:
а) уменьшённая квинта
б) увеличенная кварта
в) чистая кварта
г) чистая квинта
11. Над пятой линейкой в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) грейфрут
б) шлягер
в) капилляр
г) антресоль
12. Неустойчивые ступени в си миноре гармоническом:
а) ля, до, ми, соль
б) ля, до-диез, ми, соль
в) ля-диез, до-диез, ми, соль
г) ля-диез, до, ми, соль
13. Параллельная тональность соль минору:
а) Соль мажор
б) До мажор
в) Си-бемоль мажор
г) си минор
14. Диез
а) повышает звук на тон
б) повышает звук на секунду
в) повышает звук на полутон
г) понижает звук на полутон
15. В ми миноре мелодическом:
а) повышается звук ре (ре-диез)
б) повышается звук до (до-диез)
в) повышаются звуки до и ре (до-диез, ре-диез)
г) звуки не повышаются
16. На третьей линейке в басовом ключе пишется нота. «спрятанная» в слове:
а) гречиха
б) рассольник
в) фантазия
г) анатомия
17. Неустойчивые ступени в ре миноре гармоническом:
а) до, ми, соль, си
б) до-диез, ми, соль, си
в) до-диез, ми, соль, си-бемоль
г) до, ми, соль, си-бемоль
18. Преврати большую секунду си-до-диез в малую, понизив верхний звук, и найди правильный вариант ответа:
а) си-до
б) си-до-бекар
в) си-си-диез
г) си-си-бемоль
19. Найди минорное трезвучие:
а) до-ми-соль
б) ля-до-диез-ми
в) си-ре-диез-фа-диез
г) до-ми-бемоль-соль
20. В чистой октаве
а) 12 тонов
б) 11 тонов
в) 12 полутонов
г) 11 полутонов
21. Под первой линейкой в басовом ключе пишется нота. «спрятанная» в слове:
а) жребий
б) водоём
в) витамин
г) сафари
22. Устойчивые ступени в соль миноре:
а) соль, си, ре
б) соль, си-бемоль, ре, фа-диез
в) фа-диез, ля, до, ми-бемоль
г) соль, си-бемоль, ре
23. Параллельная тональность ми минору:
а) До мажор
б) Фа мажор
в) Соль мажор
г) соль минор
24. Преврати большую секунду ми-фа-диез в малую, повысив нижний звук, и найди правильный вариант ответа:
а) ми-диез-фа
б) ми-диез-фа-диез
в) ми-фа
г) ми-бемоль-фа-диез
25. В ля миноре натуральном пятую ступень опевают звуки:
а) соль и си
б) ре и фа
в) си и ре
г) соль-диез и си
26. Построй от звука си вниз чистую кварту и найди правильный вариант ответа:
а) си-фа
б) си-фа-диез
в) си-ми-диез
г) си-соль-бемоль
27. Найди чистую квинту:
а) до-диез-соль-диез
б) до-диез-соль-бемоль
в) до-диез-соль
г) до-диез-фа
28. Найди малую сексту:
а) си-бемоль-соль
б) си-бемоль-ля-бемоль
в) си-бемоль-соль-диез
г) си-бемоль-соль-бемоль
29. В ми миноре гармоническом первую ступень опевают звуки:
а) ре и фа
б) ре и фа-диез
в) ре-диез и фа
г) ре-диез и фа-диез
30. Между первой и второй линейками в басовом ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) крейсер
б) кровля
в) телефакс
г) динамик
31. Три четверти составляют:
а) четверть сточкой и ещё четверть
б) четверть с точкой и восьмую
в) четверть с точкой и две восьмых
г) четверть с точкой, восьмую и четверть
Заключение. Теоретическую викторину можно провести среди обучающихся вторых классов музыкальных школ города, района или области в конце учебного года или в начале учебного года среди третьих классов. Важно предварительно обговорить с учащимися планируемые задания викторины, дать подобные задания для самостоятельной работы дома. Если детям какие-либо задания не понятны, они могут около них поставить вопросительные знаки с тем, чтобы на уроке по предмету «Сольфеджио» или во внеурочное время разобрать вопросы с преподавателем.
Приложение
1. Тестовое задание теоретической викторины для второго класса школы искусств (по количеству участников викторины)

Методическая разработка

Теоретическая викторина по предмету «Сольфеджио» для обучающихся 1 класса школы искусств

Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю викторину по предмету «Сольфеджио» для обучающихся первого класса школы искусств. Материал будет полезен преподавателям теоретических дисциплин ДШИ, заинтересованным родителям и увлекающимися предметом «Сольфеджио» учащимся. Так же материал викторины можно использовать при проведении музыкальных КВНов, конкурсов, соревнований, викторин для детей от семи до девяти лет.
Цель: проверка усвоения знаний обучающимися первого класса по предмету «Сольфеджио» детской школы искусств.
Задачи: развивать мышление, внимание, память; учить внимательно, быстро и аккуратно заполнять контрольные тесты; воспитывать терпение, волю, здоровое отношение к соперничеству, стремление к победе.
Дидактический материал и канцелярские принадлежности: тесты теоретической викторины для первого класса ДШИ по числу участников мероприятия, карточки с фортепианной клавиатурой и нотоносцем по числу участников викторины, по одному простому и цветному карандашу на каждого участника, ластики.
Викторина составлена для учащихся, полностью освоивших материал первого класса школы искусств.
Ход мероприятия
Приветствие участников теоретической викторины, разъяснение требований к выполнению тестов.
Требования
1. Написать вверху бланка викторины свои фамилию, имя, класс.
2. Выбрать правильные ответы в каждом задании и закрасить их цветным карандашом. Варианты оформления задания: отметить галкой правильный ответ, обвести кружком букву с правильным ответом.
Ведущий объявляет о времени выполнения заданий. Материал тестов викторины раздаётся каждому участнику. На столах у каждого учащегося должны быть карточки с нотной клавиатурой и нотоносцем. По окончанию времени, отведённого на выполнение заданий, тесты сдаются ведущему мероприятия. После проверки правильности выполнения тестовых заданий объявляется победитель(ли), который(ые) награждается(ются) Дипломом(ами) Победителя(ей) теоретической викторины.

Теоретическая викторина по предмету «Сольфеджио», 1 класс

Вопросы

а) половинная
б) четверть
в) целая
г) восьмая
2. В септиме:
а) 6 ступеней
б) 3 ступени
в) 1 ступень
г) 7 ступеней

а) верхнем регистре
б) в среднем регистре
в) в среднем и верхнем регистрах
г) в нижнем регистре
4. Бемоль понижает звук на:
а) тон
б) дитон
в) полутон
г) приму

а) ремесло
б) минор
в) фамилия
г) неделя

а) си, ре, фа
б) до, ми, соль
в) си, ре, фа, ля
г) си, фа, ля

а) связно
б) не связно
в) отрывисто
г) подчёркнуто

а) домра
б) капля
в) силач
г) креветка

а) вводные ступени
б) устойчивые ступени
в) неустойчивые ступени
г) тоническое трезвучие

а) одной четверти и двух восьмых

в) трёх четвертей
г) пяти восьмых

а) две восьмых и четверть
б) четверть и восьмая
в) половинная и восьмая
г) целая нота
12. Восемь ступеней в:
а) ноне
б) приме
в) октаве
г) сексте

а) среднем и нижнем регистре
б) среднем регистре

г) нижнем регистре

а) До мажоре
б) Фа-мажоре
в) Ре мажоре
г) Соль мажоре

а) мираж
б) факир
в) кассир
г) ребята

а) две четверти
б) три четверти
в) одна четверть
г) четыре четверти

а) 1
б) 7
в) 4
г) 6

а) одну четверть
б) одну целую
в) одну восьмую
г) одну половинную
19. Диез повышает звук на:
а) секунду
б) тон
в) полутон
г) приму

а) фа-диез и ля
б) си и ре
в) до и ми
г) ля и до

а) Фа мажор
б) До мажор
в) Соль мажор
г) Ре мажор

а) тире
б) миксер
в) марсианин
г) водолаз

а) на первой линейке
б) под первой линейкой
в) между третьей и четвёртой линейками нотного стана


а) си-бемоль
б) си-диез
в) до-диез
г) до


б) пятую ступень в До мажоре
в) пятую ступень в Ре мажоре

26. Меццо-форте значит
а) громко
б) не очень громко
в) тихо
г) не очень тихо



в) Ре-ми-#фа-соль-ля-си-#до-ре

28. Бекар

б) повышает звук ми-бемоль на полтона


29. Бекар
а) понижает звук до-диез на полтона




а) фа и ля
б) ми и соль
в) си-бемоль и ре
г) соль и си-бемоль
Ответы
1. Длительность, равная двум восьмым, называется:
а) половинная
б) четверть
в) целая
г) восьмая
2. В септиме:
а) 6 ступеней
б) 3 ступени
в) 1 ступень
г) 7 ступеней
3. Ноты скрипичного ключа записываются в:
а) верхнем регистре
б) в среднем регистре
в) в среднем и верхнем регистрах
г) в нижнем регистре
4. Бемоль понижает звук на:
а) тон
б) дитон
в) полутон
г) приму
5. Между второй и третьей линейками в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) ремесло
б) минор
в) фамилия
г) неделя
6. Неустойчивые ступени в До-мажоре:
а) си, ре, фа
б) до, ми, соль
в) си, ре, фа, ля
г) си, фа, ля
7. Штрих нон легато обозначает
а) связно
б) не связно
в) отрывисто
г) подчёркнуто
8. На третьей линейке в басовом ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) домра
б) капля
в) силач
г) креветка
9. В последовательности звуков гаммы Фа мажор - фа-ля-до-фа - пропущены:
а) вводные ступени
б) устойчивые ступени
в) неустойчивые ступени
г) тоническое трезвучие
10. Половинная нота состоит из:
а) одной четверти и двух восьмых
б) двух четвертей и одной восьмой
в) трёх четвертей
г) пяти восьмых
11. Размер две четверти указывает, что в такте
а) две восьмых и четверть
б) четверть и восьмая
в) половинная и восьмая
г) целая нота
12. Восемь ступеней в:
а) ноне
б) приме
в) октаве
г) сексте
13. Ноты басового ключа записываются в:
а) среднем и нижнем регистре
б) среднем регистре
в) среднем и высоком регистре
г) нижнем регистре
14. Ре, фа-диез, ля - устойчивые ступени в:
а) До мажоре
б) Фа-мажоре
в) Ре мажоре
г) Соль мажоре
15. На четвёртой линейке в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) мираж
б) факир
в) кассир
г) ребята
16. Половинная, четверть, восьмая и две шестнадцатых помещаются в такте с размером
а) две четверти
б) три четверти
в) одна четверть
г) четыре четверти
17. Секста обозначается цифрой:
а) 1
б) 7
в) 4
г) 6
18. Четыре шестнадцатых и две восьмых составляют в целом
а) одну четверть
б) одну целую
в) одну восьмую
г) одну половинную
19. Диез повышает звук на:
а) секунду
б) тон
в) полутон
г) приму
20. Вводными звуками вокруг третьей ступени в гамме Соль мажор являются звуки:
а) фа-диез и ля
б) си и ре
в) до и ми
г) ля и до
21. До, фа, ля являются звуками тонического трезвучия в гамме:
а) Фа мажор
б) До мажор
в) Соль мажор
г) Ре мажор
22. Между второй и третьей линейками в басовом ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) тире
б) миксер
в) марсианин
г) водолаз
23. В слове «чудо» «спряталась» нота, расположенная в скрипичном ключе
а) на первой линейке
б) под первой линейкой
в) между третьей и четвёртой линейками нотного стана
г) между второй и третьей линейками нотного стана
24. Если повысить на полутон звук си, получится
а) си-бемоль
б) си-диез
в) до-диез
г) до
25. Вводные звуки соль и си опевают
а) первую ступень в Соль мажоре
б) пятую ступень в До мажоре
в) пятую ступень в Ре мажоре
г) третью ступень в Соль мажоре
26. Меццо-форте значит
а) громко
б) не очень громко
в) тихо
г) не очень тихо
27. Выберите правильное написание гаммы Ре мажор:
а) Ре-ми-#фа-cоль-ля-си-до-ре
б) Ре-ми-фа-соль-ля-си-#до-ре
в) Ре-ми-#фа-соль-ля-си-#до-ре
г) Ре-ми-#фа-#соль-ля-си-#до-ре
28. Бекар
а) понижает звук ми-бемоль на полтона
б) повышает звук ми-бемоль на полтона
в) понижает звук ми-бемоль на тон
г) повышает звук ми-бемоль на тон
29. Бекар
а) понижает звук до-диез на полтона
б) повышает звук до-диез на полтона
в) понижает звук до-диез на тон
г) повышает звук до-диез на тон
30. Пятую ступень в Фа мажоре опевают звуки
а) фа и ля
б) ми и соль
в) си-бемоль и ре
г) соль и си-бемоль
Заключение. Теоретическую викторину можно провести среди обучающихся первого класса музыкальных школ города, района или области в конце учебного года или в начале учебного года во втором классе. Важно предварительно обговорить с учащимися планируемые задания викторины, дать подобные задания для самостоятельной работы дома. Если детям какие-либо задания непонятны, они могут около них поставить вопросительные знаки с тем, чтобы на уроке по предмету «Сольфеджио» или во внеурочное время разобрать вопросы с преподавателем.

Приложение.
1.Таблица тестовых заданий теоретической викторины для первого класса школы искусств (по количеству участников викторины)

Всероссийская Олимпиада по сольфеджио и музыкальной литературе март 2019

Календарь мероприятий

Всероссийская Олимпиада по сольфеджио и музыкальной литературе- март 2019

Регион: В Санкт-Петербурге

Дата начала проведения: 21.03.2019

Дата окончания: 24.03.2019

О конкурсе

Всероссийская музыкально-теоретическая олимпиада – очень важное событие для музыкально-одаренных детей, которое проходит в Петербурге уже в пятый раз.
По традиции она состоится в последнюю пятницу перед весенними школьными каникулами. Количество участников и география этого конкурса растет с каждым годом.

Что привлекает в олимпиаде по оценкам наших педагогов и участников:

  • демократичная и честная атмосфера
  • общение участников и преподавателей из разных уголков страны
  • награждение всех участников памятными наградами олимпиады

В 2019 году французская мировая сеть отелей "ИБИС" предоставляет размещение участников. Конкурсанты живут в самом сердце Санкт-Петербурга - это любимая часть города по независимым оценкам наших участников. Отель находится в шаговой доступности от олимпиады (13 -15 минут пешком по историческому центру города), в 5 минутах от достопримечательностей, Невского проспекта и всего в 500 метрах от Московского вокзала.


В рамках XVI Международного форума искусств «Петербургская весна»

Положение

V Всероссийская музыкально-теоретическая олимпиада

по сольфеджио и музыкальной литературе

21-23 марта 2019 года, Санкт-Петербург

21 марта - заезды участников в отель "Ибис" Лиговский пр.54

15-17.30 - Регистрация -встреча с оргкомитетом. Зал " Владимирский" .
18.00 - * Выезд от отеля на обзорную экскурсию "Блистательный вечерний Петербург" (посадка, согласно спискам).

Олимпиадный день- 22 марта 2019 года

Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 8. (метро «Владимирская», 6 минут пешком, вход во двор в арку дома №4), Центр Внешкольной Работы Центрального района Санкт-Петербурга.
ВНИМАНИЕ! Участникам иметь личные ручки, карандаши и резинки и сменную обувь.
С 9.15ч. в кабинете № 301 (3 этаж) оргкомитет проводит регистрацию, включающую в себя оформление отчетных финансовых документов и командировочных удостоверений.
ВНИМАНИЕ по ДОКУМЕНТАМ! Напоминаем, что если участие оплачивала организация, то участники должны привезти 2 заверенных экземпляра договора и акта выполненных работ.
Необходимо быть на месте за 15 минут до начала группы.

Номинация «Сольфеджио»

10:00 - 4/2 классы, 1 группа

10:00 - 4/2 классы, 1 группа

11:00 - 5/3 классы, 2 группа

11:00 - 5/3 классы, 2 группа

12:00 - 6/4 классы, 3 группа

12:00 – 7(8)/5 классы, 4 группа

Номинация «Музыкальная литература»

14:00 -1 год обучения, 1 группа

14:00 – 1 год обучения, 1 группа

15:00 – 2 год обучения, 2 группа

«Зарубежная музыкальная литература»

15:00 – третий год обучения, 3 группа

«Русская музыкальная литература»

16:00 – 4 год обучения, 4 группа

«Отечественная музыкальная литература XX века»

17.30 – Круглый стол с жюри по номинациям

18.00 – Торжественное награждение и закрытие олимпиады в актовом зале.

С 2019 года консультация с жюри проходит в форме круглого стола с получением общих рекомендаций по результатам олимпиады.

Круглые столы с жюри проходят в аудиториях проведения номинации.

Руководители, желающие посмотреть работы, могут подать запрос в оргкомитет в письменном виде в индивидуальном порядке - только в день олимпиады (после награждения и круглого стола).

Получение результатов ранее назначенного времени - технически невозможно.

Ресторан столовая "Мама Рома" - Шведский стол с 12 до 16 часов - 350 руб. Загородный проспект, 21-23 (Телефон+7 812 595‑63-75, +7 812 925‑48-48)

Столовая «Тарелка» Санкт-Петербург, ул. Колокольная, 18/19. Обеды - от 200 руб. (+7 812 383‑55-00, +7 812 383‑55-01)


23 марта – с 10ч - *Музейный день «Храмы Петербурга» (4 часа)

Завтрак, Освобождение номеров.

9.50 – Сбор в фойе отеля, посадка на автобус (посадка, согласно спискам).

Дополнительно оплачиваются Входные билеты с экскурсией внутри музеев (по 70-350 руб.)

Спас на Крови, Исаакиевский Собор с колонадой, Казанский Собор.

14 ч. – возвращение в отель.


__________________________________________________________________________________________________

П рием заявок на участие в номинацию "Сольфеджио" в группы:

5 и 7 класс - продолжается до 18 марта.

Прием заявок на участие в номинацию "Музыкальная литература" в группы:

5, 6 и 7 класс- продолжается до 18 марта.

Заявку необходимо заполнить и выслать на электронную почту оргкомитета:
Все организационные вопросы по оформлению и подаче заявки направлять: ; +79633185702 (Билайн, Viber, Whats app, FaceTime).
Методические вопросы по заданиям олимпиады по сольфеджио: [email protected] (Методист - Светлана Анатольевна).

Методические вопросы по заданиям олимпиады по музыкальной литературе: [email protected] (Методист - Наталья Анатольевна).

Общие положения

Олимпиада проводится для учащихся детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, центров детского творчества и всех желающих по образовательным программам: «Сольфеджио» (пятилетний и семилетний сроки обучения), «Музыкальная литература» (четырехлетний срок обучения). Олимпиада включена в программу Международного форума-конкурса искусств «Петербургская весна»

Организаторы олимпиады:

Некоммерческая организация "Санкт-Петербургский фонд развития культуры и искусства";
– Институт музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена;
– ГБУ ДО ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга.

Цели и задачи:

– повышение интереса учащихся к музыкально-теоретическим предметам;
– совершенствование качества обучения учащихся по предметам музыкаль-но-теоретического цикла;
– выявление способных и одаренных учащихся;
– повышение профессионально-педагогического мастерства преподавателей.

Номинации участия

Возможно участие как в двух, так и в одной номинации.

Номинация I «Сольфеджио»

Проводится для учащихся 4–7 (7-летний срок обучения) и 2–5 (5-ти летний срок обучения) классов.

Конкурсные группы:
I группа – 4/2 классы,
II группа – 5/3 классы,
III группа – 6/4 классы,
IV группа – 7/5 классы.

Проводится для учащихся 4–7 (7-летний срок обучения) и 2–5 (5-тилетний срок обучения) классов.

Конкурсные группы:
I группа – 4/2 классы, первый год обучения по предмету,
II группа – программа «Зарубежная музыкальная литература»
III группа – программа «Русская музыкальная литература»
IV группа – программа «Отечественная музыкальная литература XX века»

Требования по номинациям:

Уровень сложности всех заданий соответствует требованиям программных стандартов по сольфеджио и музыкальной литературе для учреждений дополнительного образования культуры.


Номинация I «Сольфеджио»

I группа – 4 класс (7-летний срок обучения), 2 класс (5-летний срок обучения)
Конкурсное задание включает:
1) Диктант (может содержать эскизы, «подсказки»). Исполняется 8 раз. Объем – 8 тактов. Тональности – мажорные до 3-х знаков, минорные до 2-х знаков.
2) Слуховой анализ (звукоряды, интервалы, аккорды). Исполняется всего десять элементов; 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (построить от звука аккорды, интервалы, определить тактовый размер).

II группа – 5 класс (7-летний срок обучения), 3 класс (5-летний срок обучения)
1) Диктант. Исполняется 8 раз. Объем – 8 тактов. Тональности – мажорные до 4-х знаков, минорные до 3-х знаков.

2) Слуховой анализ: звукоряды, интервалы, аккорды от звука; гармоническая последовательность (5–6 аккордов) в одной тональности, 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (построить последовательность аккордов в одной тональности – 8 аккордов, сгруппировать длительности и расставить таковые черты, исправить ошибки в записи и обозначении аккордов, интервалов и их обращений, вписать недостающий звук, чтобы получил-ся данный аккорд и т. д.).

III группа – 6 класс (7-летний срок обучения), 4 класс (5-летний срок обучения)
1) Диктант. Тональности мажорные до 5 знаков, минорные до 4-х знаков. Исполняется 8 раз.
2) Слуховой анализ: звукоряды, интервалы, аккорды от звука; определить и записать смешанную гармоническую последовательность (8 элементов) в одной тональности, 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (найти и отметить в предложенных музыкальных примерах движение мелодии по звукам аккордов, построить аккорды в указанной тональности, соедините стрелочками интервалы и их разрешение).

IV группа – 7 и 8 классы (7-8 летний сроки обучения), 5 класс (5-летний срок обучения)
1) Диктант. Исполняется 8 раз. Тональности мажорные до 6-и знаков, минорные до 5-и знаков.
2) Слуховой анализ (звукоряды, интервалы, аккорды от произвольно выбранного звука). Записать и построить гармоническую последовательность в тональности (10 аккордов), 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (определить и подписать аккорды, лады, разрешить интервалы).

Номинация II «Музыкальная литература»

В номинации принимают участие учащиеся 1, 2, 3, 4 годов обучения по предмету «Музыкальная литература».
Конкурсное задание включает тест с теоретическими вопросами (10 вопросов) и викторину (10 фрагментов) с аудио- и видеофрагментами музыкальных произведений в соответствии с программой курса.

ВНИМАНИЕ! Просим участников выбирать конкурсную группу в соответствии с изучаемой программой в вашем учебном заведении.

I группа – первый год обучения по программе «Музыкальная литература».
Теоретические вопросы:
выразительные средства музыки, музыкальные инструменты, симфонический оркестр и оркестр народных инструментов, танцевальные жанры, программная музыка.
Викторина:
Э. Григ: сюита «Пер Гюнт» (Сюита №1 и песня Сольвейг из Сюиты №2);
М.И. Глинка: опера «Руслан и Людмила» (Ария-рондо Фарлафа, Марш Черномора, Хор «Ах ты, свет Людмила»);
П.И. Чайковский: балет «Щелкунчик» (Марш, Кофе – арабский танец, Чай – китайский танец, Танец трех пастушков, Вальс цветов, Адажио, Танец феи Драже), «Детский альбом» («Утренняя молитва», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Вальс», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Неаполитанская песенка», «Баба-Яга», «Песня жаворонка»);
М.П. Мусоргский: «Картинки с выставки («Балет невылупившихся птенцов», «Гном», «Лимож. Рынок», «Прогулка»);
В.А. Моцарт: Менуэт из оперы «Дон-Жуан»;
Дж. Верди: Триумфальный марш из оперы «Аида»;
К. Сен-Санс: сюита «Карнавал животных» («Кенгуру», «Слон», «Лебедь»).
Учебники:
1. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения.
2. Лагутин А.И., Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Первый год обучения.

II группа – программа «Зарубежная музыкальная литература»
Теоретические вопросы:
Жизнь и творчество композиторов – И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф Шопен.

Викторина:
И.С. Бах: Двухголосные инвенции (до мажор, фа мажор), Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира», «Французская сюита» до минор (Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига), Токката и фуга ре минор для органа;
Й. Гайдн: Симфония №103 «симфония с тремоло литавр» (I часть), Соната ре мажор, Соната ми минор;
В.А. Моцарт: Симфония №40, Соната ля мажор, опера «Свадьба Фигаро» (увертюра, каватина Фигаро, ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный», ария Керубино «Сердце волнует жаркая кровь»);
Л. Бетховен: Симфония №5, Соната для фортепиано до минор №8 «Патетическая», Увертюра «Эгмонт»;
Ф. Шуберт: Симфония №8 (I часть), фортепианные произведения («Экспромт» ми-бемоль мажор, «Музыкальный момент» фа минор, Вальс си минор), песни («Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Вечерняя серенада», «Аве Мария», «Форель»);
Ф. Шопен: Мазурки (до мажор соч. 56 №2, си-бемоль мажор соч. 7 №1, ля минор соч. 68 №2), Вальс до-диез минор, Полонез ля мажор, Прелюдия ми минор, Прелюдия ля мажор, Ноктюрн фа минор, Этюд до минор соч. 10 №12.

Учебники:
1. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения.
2. Прохорова И.А. Музыкальная литература зарубежных стран.

III группа – программа «Русская музыкальная литература»
Теоретические вопросы: жизнь и творчество композиторов – М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский. Основные сведения о деятельности «Могучей кучки».

Викторина:
М.И. Глинка: опера «Иван Сусанин» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), «Камаринская», «Вальс-фантазия», романсы и песни («Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня»), опера «Руслан и Людмила» (увертюра), «Арагонская хота»;
А.С. Даргомыжский: опера «Русалка» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), романсы и песни («Мне минуло шестнадцать лет», «Мне грустно», «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник», «И скучно, и грустно»);
А.П. Бородин: опера «Князь Игорь» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), Симфония №2 (I часть), романс «Для берегов отчизны дальной»;
М.П. Мусоргский: опера «Борис Годунов» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), фортепианная сюита «Картинки с выставки», «Блоха», «Детская», опера «Хованщина» (вступление «Рассвет на Москва-реке);
Н.А. Римский-Корсаков: опера «Снегурочка» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), симфоническая сюита «Шехеразада»;
П.И. Чайковский: опера «Евгений Онегин», (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), Симфония №1 (все части).

Учебники:
1. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения.
2. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература.

IV группа – программа «Отечественная музыкальная литература XX века»
Теоретические вопросы:
жизнь и творчество композиторов – А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов. Композиторы последней трети XX века.
Викторина:
А.Н. Скрябин: Симфония №3 «Божественная поэма (I часть «Борьба»), Этюд ре-диез минор соч. 8 №12, Прелюдия ми минор соч. 11 №4;
С.В. Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром №2 (I часть), Прелюдия до-диез минор соч. 3 №2, Этою-картина ля минор соч. 39 №6, романсы («Не пой, красавица», «Весенние воды»);
А.И. Хачатурян: балет «Гаянэ» («Танец с саблями»), Вальс из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»;
С.С. Прокофьев: Симфония №7 (I и IV части), кантата «Александр Невский» (№№ 2, 4, 5, 6), балет «Золушка» («Па-де-шаль», Вальс соль минор, «Принц и сапожники», первый «Галоп», Адажио), балет «Ромео и Джульетта» («Танец рыцарей», «Джульетта-девочка»);
Д.Д. Шостакович: Симфония №7 «Ленинградская» (I часть), Романс из к/ф «Овод»;
Г.В. Свиридов: «Поэма памяти Сергея Есенина» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике).

Учебник: Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Четвертый год обучения.


Организация олимпиады

Для решения организационных вопросов на время подготовки и проведения Олимпиады формируется оргкомитет.
Полномочия оргкомитета:
- подготовка и проведение олимпиады;
- организация проживания участников.
- определение материала для олимпиады;
- организация работы жюри олимпиады;
- организация церемонии награждения;

Работа жюри олимпиады

Состав жюри олимпиады формируется Оргкомитетом олимпиады из числа ведущих специалистов высших, средних специальных учебных заведений, а также учебных заведений дополнительного образования детей в сфере музыкально-теоретических дисциплин.

Наивысшая оценка каждого конкурсного задания – 10 баллов.
При оценке конкурсанта учитывается:
– правильность ответов в каждом из основных заданий;
– соответствие содержательного уровня ответа требованиям программных стандартов для учреждений дополнительного образования культуры;
– итоговый суммарный средний балл участника.
Жюри имеет право:
– делить, присуждать и не присуждать призовые места;
– награждать участников специальными грамотами (призами).

Награждение

Победители, призеры и дипломанты Олимпиады определяются по каждой номинации, согласно рейтингу количества набранных баллов.
Победителям олимпиады, занявшим 1, 2, 3 места по каждой номинации и в каждой возрастной группе, присуждается звание «Лауреат» 1, 2, 3 степени с вручением диплома.
Победителю, получившему наивысший балл, возможно присуждение звания Гран-При конкурса.
Участники, не вошедшие в число Лауреатов, получают звание «Дипломант»1,2,3 степени, выполнившие менее 50% заданий, получают звание "Участник"
Дипломы и медали получают все участники олимпиады
Преподаватели, подготовившие двух и более участников Олимпиады, получают сертификаты.
Учреждениям, принявшим активное участие, предусмотрены благодарственные грамоты

Предварительная программа приезда на фестиваль:

21 марта
15 - 17ч - заезды в отель ИБИС, Лиговский пр.54, регистрации участников
17.30 – *Сбор в холле отеля (после регистраций) встреча с гидом, выезд на экскурсионную программу

18.00 - *Обзорная экскурсия «Блистательный Вечерний Петербург» от Вашего отеля.
Все экскурсии необходимо заказать заранее! Для групп/участников, прибывших на олимпиаду без предварительного заказа экскурсий, присоединение к поездкам будет организационно невозможно!(согласно новым правилам ГАИ).
Автобусная экскурсия с выходами.

Петропавловская крепость и домик Петра I, стрелка Васильевского острова с величественным зданием Биржи и Ростральными колоннами, Сенатская площадь с Медным всадником и монументальным Исаакиевским собором, Адмиралтейство, Дворцовая Площадь, Зимний дворец, Марсово поле и Летний сад, Невский пр, Площадь Искусств со зданиями Михайловского дворца (Русский музей) Михайловского театра, Певческий мост и здание Императорской капеллы. Вторая половина экскурсии пройдет в красивом вечернем освещении, что несомненно добавит впечатлений!

*Возможен ужин в отеле.

22 марта
Завтрак в отеле.
Олимпиадный день в ЦВР Центрального района. Ул. Правды 8
9.00 - регистрация участников олимпиады (фойе ЦВР, 1 этаж), оформление закрывающих и командировочных документов в оргкомитете.
Проведение олимпиады по номинациям «Сольфеджио», «Музыкальная литература» согласно расписанию.
18.00 – закрытие олимпиады. Церемония награждения.
Круглые столы с жюри.
*Желающие на просмотр работы могут подать запрос в оргкомитет в письменном виде в индивидуальном порядке - только в день олимпиады (после награждения и круглого стола).
*Возможен обед в районе проведения олимпиады.
*Возможен ужин в отеле*(Согласно сделанным заказам).

23 марта

Завтрак в отеле.
День выездов/Музейный день
10.00 - Выезд из отеля на *Музейный день - Тематическая поездка в музеи-соборы Санкт-Петербурга (при комплектации поездки - от 15 человек)
Музеи Санкт-Петербурга: "Спас на Крови"(*билеты) + "Исаакиевский Собор"(*билеты) + "Казанский Собор" (своб. вход)
Либо Загородная поездка - под запрос групп : Царское Село (Пушкин, Екатерининский дворец с янтарной комнатой)/ Павловск / Гатчина.
!Общая продолжительность Музейного дня рассчитана на 6 часов.
Возвращение, трансфер в гостиницу / на Московский вокзал.
(ориентировочное прибытие на Московский вокзал к 16.00-16.30ч.)

Финансовые условия участия:

Участники самостоятельно организовывают и оплачивают дорогу до Санкт-Петербурга и обратно.

По организационным причинам, размещение осуществляется оргкомитетом в аккредитованном отеле конкурса.

Для участия необходимо оплатить размещение на олимпиаде и организационный взнос.

Размещение на олимпиаде 3950 руб. чел. включает:

Размещение в отеле ИБИС *** в 2(3)местных номерах 21-23 марта (3 дня/2 ночи)
*Возможно продление проживания в отеле 1650 руб./сутки с человека.
Завтраки - шведский стол.
Wi-Fi в отеле
Посещение всех мероприятий олимпиады: церемония открытия, культурная программа в течение конкурсного дня, награждение дипломами и медалями, круглый стол с жюри.
Преподавателям - педагогические сертификаты теоретической олимпиады международного форума искусств «Петербургская весна»
Благодарности учреждениям, принявшим активное участие.

Организационный взнос за номинацию 2300 руб.

Оплачивается за каждого участника олимпиады в одной номинации олимпиады.
*За участие в двух номинациях/ либо двух детей из одной семьи - для плательщиков-физических лиц возможно предоставление скидки 10%.

* Участники из Санкт-Петербурга и Ленинградской области оплачивают только организационный взнос (без проживания).

Организация трансферов и экскурсий

Экскурсионная программа от Вашего отеля стоимостью 1500 руб. с человека. (при наборе группы от 15 человек) Стоимость включает две экскурсионные поездки от отеля с полным автобусным обслуживанием и сопровождением гида в автобусе.
21 марта - в 18.00 ч - Обзорная экскурсия «Блистательный вечерний Петербург» (2,5 -3 часа)
23 марта - в 10.00 ч - Поездка в музеи Петербурга «Музейный день» (4 часа)
*Дополнительно оплачиваются:
  • Входные билеты с экскурсией внутри музеев (по 50-250 руб.)
  • Организованный обед по желанию группы – 300-350 руб. с человека.
Внимание! Для входа группы на любой объект гид собирает оплату на месте только наличным расчетом (оплата картами для организованного входа с группой невозможна).

Внимание руководителей! Как заказать трансферы и экскурсии:

Согласно постановлению правительства РФ № 1177 от 17 декабря 2013 г. "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" (в ред. постановлений правительства РФ № 579 от 23.06.2014 г., № 652 от 30.06.2015 г., № 569 от 22.06.2016 г.), ограничиваются сроки подачи информации для организации трансферов и обзорной экскурсии.
Заявки на трансфер и обзорную экскурсию принимаются не позднее, чем за 3 недели до приезда группы.
Для организации трансфера и обзорной экскурсии необходимо выслать на электронный адрес оргкомитета точные данные приезда и отъезда на фестиваль(дата, номер поезда, время,) и заполненную таблицу с данными приезжающих и указанием, кто с кем будет сидеть в автобусе.
Так же необходимо указать контактный телефон, для детей до 18 лет указывается телефон одного из родителя.

Образец таблицы:


Позднее, чем за 3 недели до приезда группы, внесение изменений в данные приезда-отъезда, списки на трансферы и экскурсии, транспортную рассадку участников невозможно.
Ответственность за достоверность и своевременность предоставления указанных данных лежит на лицах, предоставивших эти данные от лица участников. Указанные данные принимаются только в электронном виде.
Рекомендуем приобретать авиа и ж/д билеты только после согласования принятия заявки с менеджером конкурса.

Расписание олимпиадного дня

Расписание будет опубликовано за неделю до олимпиады