Директор ГМП "Исаакиевский собор" Ю.Мудров: "Сотрудничество музея и церкви ведет к консолидации общества". Директором музея "исаакиевский собор" назначен юрий мудров Мудров исаакиевский собор

Директором музея "Исаакиевский собор" назначен Юрий Мудров. Искусствовед приступил к работе уже сегодня, 15 июня. Об этом сообщили в пресс-службе комитета по культуре.

Читайте также:

"По итогам проведенного отбора представленных кандидатов, комитетом по культуре Петербурга принято решение о назначении на должность директора ГМП "Исаакиевский собор" Мудрова Юрия Витальевича", - говорится в сообщении Смольного.

Юрий Мудров работает в сфере культуры Петербурга с 1982 года, он занимал руководящие должности в государственных музеях-заповедниках "Павловск", "Ораниенбаум", Петербургском фонде культуры, Государственном музее истории религии и других учреждениях.

Должность директора "Исаакиевского собора" освободилась 1 июня, когда Николай Буров написал заявление об увольнении по собственному желанию, он возглавлял музей девять лет.

За день до ухода Бурова, 31 мая, на совещании в дирекции музея исполняющим обязанности была назначена Ирада Вовненко, ранее занимавшая должность заместителя директора по связям с общественностью.

На второй день после назначения Вовненко в СМИ стали появляться различные слухи об ее уходе. Шумиху вокруг увольнения Вовненко подняла "Фонтанка.ру", опубликовал новость, что в Смольном ее решили поменять на кандидатуру мужского пола по указу губернатор Георгия Полтавченко.

После этого РИА "Новости" написали, что Ирада Вовненко сама уходит из музея. "Я сама ухожу, сейчас пишу заявление. И очень счастлива от этого", - заявила Вовненко, отказавшись от дальнейших комментариев. В итоге пресс-служба музея "Исаакиевский собор" опровергла информацию СМИ о том, что Вовненко покидает свой пост.

В начале января 2017 года губернатор Георгий Полтавченко объявил, что Исаакий будет передан в безвозмездное пользование РПЦ. К 15 июня заявление о передаче собора от РПЦ так и не поступило. При этом Исаакий могут передать церкви только в случае получения соответствующей заявки.

Сегодня президент России Владимир Путин на "прямой линии" пообещал решить вопрос с Исаакиевксим собором. Причем про Исаакий его спросили сотрудники Балтийского судостроительного завода, что стало неожиданностью для главы государства.

Юрий Мудров считается креатурой председателя Комитета по культуре Константина Сухенко и ректора Института живописи имени Репина Семена Михайловского

Последний директор Исаакия

Назначив руководителем музея 64-летнего Юрия Мудрова, Смольный совершил очередную кадровую ошибку

15.06.17 Исаакиевский собор

Исаакиевский собор сегодня - снова в центре внимания. Во-первых, произошло то, чего все ждали с января: Владимир Путин высказался о судьбе собора. Во-вторых, в Исаакий назначен новый директор. Им стал неожиданный персонаж - искусствовед Юрий Мудров. Но - обо всем по порядку.

Отвечая на «неожиданный» вопрос рабочего Балтийского завода о том, что будет с Исаакиевским собором, Путин, подчеркнув, что Россия - безусловно, светское государство, подробно рассказал о том, как пострадала Русская православная церковь от большевиков.

«После Октябрьской революции государство сделало всё, чтобы уничтожить наши духовные корни, - заявил президент. - Многие церкви были снесены, священники - уничтожены. По сути, советское государство пыталось создать квазирелигию. Слава Богу, не поднялась рука на Исаакиевский собор. Но что там устроили? Повесили маятник Фуко как символ антирелигиозности. Сделали по сути музеем атеизма».

При этом Путин указал, что хотя собор церкви формально не принадлежал, он был построен именно как объект культа. К тому же до революции царь являлся и главой государства, и главой церкви. Поэтому Исаакий - это, конечно же, храм.

«Он был построен как храм. Как церковь, а не как музей!» - поставив точку в споре о том, что такое Исаакий.

Далее Путин коснулся юридической стороны вопроса: «У нас есть закон 2010 года о передаче религиозных зданий. Но у нас есть и международные обязательства, запрещающие изменения статуса памятников всемирного наследия ЮНЕСКО».

И объяснил, что планируется сделать:

«Мы легко выйдем из этих противоречий, обеспечив и музейную, и религиозную деятельность, - резюмировал президент. - Выстроить эти взаимоотношения не так сложно».

Также президент указал, что проблему нужно деполитизировать: «Не надо использовать ее как инструмент мелкой внутриполитической возни». Эти слова явно были обращены к деятелям «исаакиевской» оппозиции и «демократическим» СМИ, развязавшим настоящую информационную войну против Русской православной церкви.

Напомним, спекуляции на тему того, что президент якобы против передачи Исаакия церкви, что решение не было с ним согласовано, продолжались с января и до сегодняшнего дня. Теперь у противников передачи Исаакия этого аргумента нет. Никаких возражений относительно передачи собора в речи Путина не прозвучало. Фразы «Давайте отложим передачу до 2019 года» - тоже (а именно об этом мечтали Буров, Вишневский и им подобные). Ну а что касается совмещения музейной и религиозной деятельности, РПЦ против этого никогда и не выступала.

«В митрополии, безусловно, рады тому, что было озвучено президентом по теме статуса Исаакиевского собора, - заявила в интервью РИА «Новости» руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова. - Президент утвердил тот факт, что творение Монферрана, возведенное как православный храм, прежде всего, должно оставаться храмом… Мы надеемся, что после того как прозвучала позиция президента, передача собора Русской православной церкви будет реализована. Это не только вопрос исполнения федеральных законов, но и исторической справедливости, важный духовный символ».

По словам Родомановой, РПЦ неоднократно заявляла, что не претендует на то, чтобы Исаакий стал ее собственностью.

«Собор был и остается в собственности государства, как это было изначально. В современных условиях международного права это подкрепляется также тем фактом, что Исаакиевский собор является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а потому, согласно охранным обязательствам государства, не может передаваться никому в собственность. Музейные просветительские функции Исаакиевского собора сохранятся и получат свое развитие», - добавила она.

Удивительно, но в поддержку президента выступил и Борис Вишневский. Но, видимо, он невнимательно слушал выступление, потому что трактовал его по-своему:

«Редкий случай, когда я согласен с Путиным, - написал Борис Лазаревич на своей странице в «Фейсбуке». -  Надо сохранить и музейную, и культовую функцию Исаакиевского собора. Для этого надо оставить всё, как есть».

Вишневский не понимает, что всё, как есть, не останется ни при каких обстоятельствах. Потому что сейчас Исаакий исключительно музей, куда священников и прихожан захотят пускают, а захотят - выставят за дверь. Но ведь Путин сказал главное: Исаакий - это храм. «Исаакиевским» оппозиционерам придется с этим смириться и прекратить свою «мелкую внутриполитическую возню».

Печально, конечно, что проблема Исаакия разрослась до федеральных масштабов и в ней вынужден был разбираться президент. Это еще одно свидетельство беспомощности всего Смольного и лично губернатора Георгия Полтавченко. За пять с половиной месяцев петербургские чиновники не сделали для передачи собора ничего. Они заняли выжидательную позицию, перепугались, фактически сдались под натиском Вишневского и Бурова. Ничегонеделание, ожидание у моря погоды - позиция слабой власти, слабого руководителя.

Как уже писал «Интересант», одно лишь только своевременное увольнение Бурова, обнаглевшего в последнее время до краёв, угрожавшего своему работодателю судом, - могло кардинально изменить ситуацию. Но нет - дождались, когда у него истечет контракт.

Это еще одна кадровая ошибка: масштаб Мудрова явно не соответствует масштабу Исаакия. 64-летний искусствовед, ранее работавший в ГМЗ «Ораниенбаум» и ГМЗ «Павловск», в последнее время пытался трудоустроиться в различные учреждения культуры. В марте этого года, например, его безуспешно проталкивали на должность директора Научно-исследовательского музея Академии художеств (читайте об этом подробнее в статье «Интересанта» «Имперские амбиции и сказка о Золотой рыбке»). Ну вот, наконец обрел хорошее место.

По данным «Интересанта», кандидатуру Мудрова продвигали председатель Комитета по культуре администрации Петербурга Константин Сухенко и ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Семен Михайловский. Вице-губернатор Владимир Кириллов в интервью интернет-газете «Фонтанка» подтвердил, что документы на Мудрова к нему уже поступили. «Это уважаемый и опытный искусствовед», - с видом эксперта отметил Кириллов.

Как сообщают источники «Интересанта», кандидатуры Мудрова еще неделю назад и в помине не было. Обсуждалась другая схема - передача ГМЗ «Исаакиевский собор» в ведение Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Директор этого учреждения Александр Колякин публично подтверждал готовность к осуществлению подобной схемы. Но Смольный опять, даже после сегодняшнего выступления Путина, не решился на этот шаг. Зато назначили Мудрова.

Снова трусость?

Снова попытка отложить неизбежную передачу собора в долгий ящик?

В любом случае Мудров станет последним директором Исаакия. И логика событий подсказывает, что времени на директорство у него очень мало. От силы месяц - два. Понятно, что замотать вопрос о передаче собора Смольному теперь не дадут.

Виктор ИВАНЦОВ,

интернет-журнал «Интересант»

Споры вокруг судьбы собора и планов по его передаче Русской православной церкви продолжаются уже почти два года. За это время сторонники храма и музея неоднократно встречались в суде и на парламентской трибуне, обсуждалась возможность проведения референдума. 15 июня вопрос о том, что будет с Исаакием, прозвучал в ходе "Прямой линии" с президентом РФ Владимиром Путиным. В тот же день к работе приступил новый директор Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.

О том, как в ближайшее время будет действовать храм-музей, который считается одним из символов Санкт-Петербурга, есть ли возможность прекратить общественные споры и как выглядит решение, устраивающее все стороны, Юрий Мудров рассказал в интервью ТАСС.

Юрий Витальевич, недавно Смольный объявил, что спешка в вопросе Исаакия пропала и сейчас идет поиск некоего вдумчивого решения, которое будет устраивать все стороны. Как сейчас выглядит ситуация, на взгляд директора?

Я думаю, что сейчас не только Смольный так думает и действует, но мне представляется, к этому пришли все. Не могу дать ответ за епархию, а тем более за патриархию, но считаю, что вдумчивый, взвешенный подход отличает текущий момент от того сумбурного процесса, который был прежде. Когда меня нанимали на работу, администрация Петербурга, комитет по культуре, предложил мне должность директора музея-памятника "Исаакиевский собор", и я, конечно, сказал, что я иду работать директором музея и все буду делать таким образом, что сегодня Исаакиевский собор - музей, и только исходя из этих позиций. И в принципе, мне не сказали: готовьтесь, продумывайте какие-то варианты. Сегодня это музей, и я думаю, что музей будет в Исаакиевском соборе. Тем более когда я пришел 15 июня, мне повезло, и Владимир Владимирович Путин сразу объяснил, что надо делать. Он сказал, что Исаакиевский собор, безусловно, храм, но Исаакиевский собор, безусловно, музей.

Как вы прокомментируете публикации некоторых СМИ о том, что сроки передачи Исаакиевского собора РПЦ могут быть ускорены и она пройдет уже в этом году?

У нас есть планы, которые мы должны выполнять, мы несем всю ответственность за это: и моральную, и материальную, мы же государственное учреждение. На сегодня я об этом процессе ничего не знаю. Ту задачу, что передо мной поставлена, мы выполняем и строим определенную музейную перспективу.

- Каким, по-вашему, может быть решение по Исаакию, которое устроило бы всех?

В деталях еще не проработано заявление президента, прозвучавшее в ходе "Прямой линии" 15 июня, а вообще там четко сказано для нас: музею быть. Пока мы работаем в прежнем режиме и ближайшую перспективу тоже рассматриваем в том же порядке и в том же состоянии, в каком мы сегодня находимся. Тем более у нас есть все, чтобы хорошо работать. Наша главная задача - чтобы соборы блистали так же, как и ранее, потому что это величайшие памятники человеческой мысли, человеческих рук, мастерства, и конечно, духовные центры.

Работы очень много. Все музейные структуры функционируют стабильно: и реставрация идет, и экскурсионное обслуживание, туристов принимаем, занимаемся концертной деятельностью, ведь у нас есть хор, с детьми работаем. Наверное, в дальнейшем какие-то подвижки будут, но это не коснется основной музейной деятельности.

Состояния тревоги я не испытываю, но скажу, что пришел работать серьезно, с полной ответственностью, с полной отдачей, смотрю на основу коллектива - все достойно работают. Я не хочу кого-то специально успокаивать или убаюкивать, просто состояние дел сегодня таково, что мы работаем, нам никто не мешает, даже, скорее, помогают кто может. Когда мы разговаривали с губернатором Георгием Полтавченко, он сказал: "Надо помочь - поможем". Хотя я так понимаю, что помогать? Собор крепко стоит на земле.

Среди ваших прошлых мест работы - Музей истории религии в Санкт-Петербурге. Он одним из первых в стране сменил адрес в связи с передачей РПЦ Казанского собора, где располагался. Как вы считаете, оказал ли этот факт влияние на ваше нынешнее назначение?

Мне сначала предлагали другую музейную работу, потом возник Исаакиевский собор, вероятно, выбирали исходя из того опыта, который я имею в крупных музеях в качестве и руководителя, и заместителя директора. В Музее истории религии я работал в тот период, когда Казанский собор, где он раньше располагался, передавали Русской православной церкви (в 2000 году. - Прим. ред.) , тогда вообще ни у кого такого опыта не было. Я был заместителем директора по экспозиционной, выставочной работе и международным связям.

- Как вы планируете строить взаимоотношения с Санкт-Петербургской епархией РПЦ?

Мы планируем строить хорошие отношения, развивать то, что есть. С Санкт-Петербургской епархией Русской православной церкви работаем по прежней схеме, в том виде, как она была моими предшественниками создана. Это соглашение о социальном партнерстве 2005 года, там все прописано - по две службы в день, как положено. На сегодняшний день во взаимоотношениях ничего не поменялось: относиться с уважением друг к другу, выполнять соглашение.

Я сказал, что иду работать директором музея и все буду делать таким образом, что сегодня Исаакиевский собор - музей, и только исходя из этих позиций

С митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием я встречался, но встречался протокольно. Познакомились, он представил меня ключарю (настоятелем Исаакиевского собора является митрополит, а административные функции выполняет ключарь. - Прим. ред.) , и мне было подтверждено, что мы работаем так, как было.

Я подтвердил, что мы обязательно будем предоставлять на большие праздники возможность служить в центральном нефе. Это новое в наших договоренностях - то, что не всегда раньше получалось. В двунадесятые и престольные праздники собора все богослужения будут проходить в центральном нефе. В этом нет никакого неудобства для нас, а для церкви торжественность богослужений важна. И туристам нет никакого урона, они вообще радуются, когда идет служба, и наши туристы, и китайские себя хорошо ведут в это время. Служба им интересна. Экскурсоводы видят ситуацию, позволяют какое-то время смотреть на богослужение, фотографировать, и у нас нет ни одного обращения посетителей о том, что кто-то кому-то мешает.

- Будут ли проводиться крестные ходы?

Я светский человек и руководитель музея. Будут инициативы - будем рассматривать. Конечно, на день Исаакия Далматского - безусловно, на день Александра Невского, на престольные праздники. Специальных обращений о том, чтобы их было больше, не было. А потом, это не совсем наш вопрос, это уже епархия, вопрос города, безопасности движения и так далее. Нам надо открыть двери, быть доброжелательными, и все.

Незадолго до вашего назначения отдел по взаимодействию с РПЦ в составе дирекции музея был расформирован. Есть ли необходимость в таком подразделении и будет ли в музее человек, специально отвечающий за эти вопросы?

Специалист по этим вопросам будет назначен в самое ближайшее время. Я не думаю, что мы будем создавать большой отдел или, как было раньше, специальную должность заместителя директора, но специалист обязательно будет, который это позволит четче координировать. Пока никаких сбоев я не вижу.

- Как складывается туристический сезон для Исаакия?

Туристический сезон в этом году складывается примерно так же, как в прошлом, за полгода ГМП "Исаакиевский собор" принял 1,74 млн туристов (в эту цифру входят посетители Исаакиевского собора и Спаса на Крови, а также слушатели выступлений Концертного хора Санкт-Петербурга и участники автобусных и водных экскурсий "Соборное кольцо". - Прим. ред.) . Вопрос о том, что слухи о возможном закрытии музея якобы вызвали рост турпотоков, не стоит. В центре города высится величественный, могучий памятник, естественно, туда хочет зайти каждый турист. Но было бы смешно, если бы такие музеи, как Исаакий, Эрмитаж, Петергоф работали плохо, не уделяли внимания туристам.

Я считаю, блестяще у нас работает Музей Ахматовой, Музей хлеба, им надо прилагать огромные усилия, чтобы туда люди шли, а Исаакий стоит здесь, каждый турист в него войдет, потому что не было бы Исаакия - не было бы Петербурга. В этом году есть вечерние экскурсии, продолжаются концерты, другие программы, в том числе связанные с белыми ночами, колоннада открыта до утра.

- Какие новые проекты появятся в музее в ближайшем будущем?

У нас много лет ведется работа с детьми, среди новых планов - создание студии "Юный иконописец", вести ее будет молодой человек лет 26–27, который с шести лет пишет иконы. У него огромный опыт, он замечательный лектор, уже имеет опыт преподавательской работы, и самое главное - он обыкновенный живой современный человек, кроме того времени, когда работает над иконой. Тогда, конечно, он целиком там. Будет найдена такая форма, чтобы молодой, юный человек познавал мир иконописи, потому что это отдельный большой художественный мир, и, безусловно, тема церковная - это и духовный момент, но вместе с тем это и то, что позволит подрастающему поколению расширить свой кругозор и понимать, что язык иконы требует какого-то объяснения, разъяснения. Сейчас программа разрабатывается.

Я думаю, что мы немного расширим выставочную работу. У нас есть замечательные фотовыставки, сделанные мастерами своего дела, и их очень любят, эти выставки. Сейчас они идут в трех музеях, коллектив активно сотрудничает с Ленинградской областью, я попросил, чтобы наши фотохудожники Евгений Горох и Евгений Мохорев подготовили новые материалы, посвященные реставрации, - очень интересные и с точки зрения эстетики, и искусства фотографии, какие-то необыкновенные ракурсы, лица людей, которые работают, собственно процесс работы. Это то, что мы запустим в ближайшее время, для названия найдем какую-нибудь поэтическую строку или еще что-то.

- Что будет происходить с новыми зданиями, которые музей получил в прошлом году?

Новые здания - это Большая Морская, 40, там нужно провести общие строительные работы, прежде всего - разобраться с коммуникациями, чтобы они были современными и нормально функционировали. Затем - ремонт с элементами реставрации. Там нет внутри какого-то особого художественного убранства, но есть элементы.

Там мы хотим создать музей петербургской-ленинградской реставрации, чтобы показать, насколько этот труд сложен и красив, каковы его результаты. Это будет современный интерактивный музей. Хотелось бы, чтобы туда могли прийти молодые люди, использовать новые технологии и так далее, плюс еще материалы какие-то потрогать. Будем делать время от времени так, чтобы туда приходили, когда там трудится реставратор, скажем, по субботам, и посетители могли бы увидеть его за работой.

Но это лишь верхняя часть айсберга, а нижняя часть, поскольку мы музей, должна быть не только интерактивной, так сказать, "аттракционной". Мы будем создавать архив, базу данных. Конечно, начнем с себя, с наших памятников - с Исаакия и Спаса на Крови, но также вступим в контакт и с Союзом реставраторов, и, я думаю, другим музеям это тоже будет интересно. Музея реставрации нет ни в Петербурге, ни в других городах, а петербургская-ленинградская реставрация - эталонная как явление, как школа. Она имеет грандиозный опыт, который связан с послевоенным восстановлением, опыт бесценный, мастера там фантастические сформировались в этот период работы. Современные мастера обучались у них.

Мы хотим создать музей петербургской-ленинградской реставрации, чтобы показать, насколько этот труд сложен и красив, каковы его результаты. Это будет современный интерактивный музей

Мы попытаемся создать архив всей ленинградской реставрации, начнем с того, что соберем все наше. Базу данных потом можно перевести в новые технологии, чтобы каждый человек мог посмотреть, как и что было. Мы начнем, конечно, с реставрации послевоенного времени, точнее, с момента основания в Ленинграде Ремесленного реставрационного училища. Это феноменальное явление - город в блокаде, ничего еще не ясно, но уже думают о том, как восстанавливать. Соборы, живопись, мозаики - всего этого без рук реставраторов не было бы.

Я говорил о наших планах губернатору, он их одобрил. Уже создана рабочая группа, которая будет заниматься концепцией нового музея и теми технологиями, которые мы будем использовать в этом музее.

Мы считаем, что это очень важная вещь, это собственно музейная деятельность. Мы будем параллельно работать над ремонтом и реставрацией и разработкой концепции. Трудно сказать, когда это откроется, но мы уже работаем.

При этом я считаю, что выставка "Чтобы помнили", посвященная блокаде и сохранению музейных ценностей в Исаакии во время войны, которая работает в нашем подвале, должна сохраняться.

В 2018 году исполнится 200 лет с начала строительства современного нам Исаакиевского собора по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. Как будет отмечаться этот юбилей?

Георгий Сергеевич (Полтавченко. - Прим. ред.) сразу откликнулся, когда я сказал, что надо отмечать 200-летие начала строительства собора. Мы будем делать большую межмузейную выставку, она будет в Российском этнографическом музее, в Мраморном зале, который перекликается с эстетикой Исаакиевского собора. Эта выставка важна, потому что исторические документы дадут возможность показать всем, что такое собор, чтобы никто не говорил глупостей типа "да это вообще не церковь", "он церкви никогда не принадлежал". Мы покажем все документы, и там будет видно, что, когда, кому принадлежало, кто что делал в соборе. Мы целенаправленно ориентируемся на то, что нашей аудиторией будут петербуржцы. Они любят Исаакиевский собор, даже те, кто поругивают его, есть такие эстеты, но все равно Исаакий все любят.

Мы пригласили все большие музеи: Музей истории религии (они уже откликнулись), Русский музей, Эрмитаж, Музей истории города, музеи-заповедники и архивы. У нас и свои материалы хорошие, но для того, чтобы ничего не прерывалось и все выстраивалось в одну цепочку, нам необходима помощь коллег. Получен самый благожелательный отклик, поэтому надеемся, что проект будет удачным. Также планируем провести к юбилею большую научную конференцию.

Беседовала Юлия Андреева

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 июня. /ТАСС/. Комитет по культуре Санкт-Петербурга принял решение назначить на должность директора государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" искусствоведа Юрия Мудрова. Об этом сообщили в четверг ТАСС в комитете.

"По итогам проведенного отбора представленных кандидатов комитетом по культуре Санкт-Петербурга принято решение о назначении на должность директора ГМП "Исаакиевский собор" Мудрова Юрия Витальевича, который приступит к работе с 15 июня 2017 года", - сказали в комитете.

Как сообщили в комитете, Юрий Мудров работает в сфере культуры Санкт-Петербурга с 1982 года. В разное время он занимал руководящие должности в ГМЗ "Павловск", ГМЗ "Ораниенбаум", Санкт-Петербургском фонде культуры, Государственном музее истории религии и других учреждениях культуры города.

Должность директора Исаакия, ставшую вакантной после того, как руководивший музеем с 2008 года Николай Буров уволился по собственному желанию с 1 июня.

С 31 мая исполняющим обязанности директора Исаакиевского собора является писательница Ирада Вовненко, ранее работавшая заместителем директора.

Вопрос о передаче собора Русской Православной церкви был задан в четверг президенту РФ Владимиру Путину в ходе "Прямой линии". Глава государства напомнил, что собор Церкви никогда не принадлежал и всегда числился за государством, но тогда царь был и главой Церкви.

Музей-памятник

Здание Исаакиевского собора возведено по проекту архитектора Огюста Монферрана и открыто в 1858 году. Исаакий стал музеем в 1928 году, с 1990 года в нем восстановлены православные богослужения. Комплекс музея-памятника "Исаакиевский собор" в настоящее время включает два знаменитых петербургских собора - Исаакий и храм Воскресения Христова (Спас на крови).

Здание Исаакиевского собора находится в собственности Санкт-Петербурга, но под охраной на федеральном уровне и входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 2016 году музейный комплекс Исаакия посетили около 3,9 млн российских и зарубежных туристов.

Судьба Исаакиевского собора, который собираются передать РПЦ, продолжает тревожить петербуржцев. «АиФ» встретился с новым директором музея-памятника Юрием Мудровым и спросил, что ожидает в будущем уникальный комплекс.

Юрий Витальевич, у Исаакия особый статус - это одновременно и музей, и храм. А какая функция для вас первоочередная?

Когда меня нанимали, администрация города предложила мне должность руководителя музея-памятника. Я дал согласие и сказал: «Буду работать директором музея, стоять на страже его интересов». Сегодня найдена очень хорошая модель, когда храм и музей действуют вместе. Какая функция главная, судить не берусь. Как директор считаю, что музей важнее. Своеобразную подсказку, как поступить, дал и президент страны. Так совпало, что в первый день моей службы состоялась «прямая линия», где Владимиру Путину задали вопрос о судьбе Исаакия. Глава государства чётко сказал: музею быть. Этой позиции и придерживаемся.

«Зачистка»? Смешно!

Исаакий - один из самых притягательных туристических объектов. В то же время там регулярно ведутся богослужения. Говорят, разрешат и венчание. Не создаст ли это сложностей?

Туристам богослужения абсолютно не мешают. С епархией мы работаем по соглашению о социальном партнёрстве, где предусмотрено две службы в день. Всё бесплатно. В большие праздники предоставляем возможность провести обряд и в центральном нефе. Раньше это не всегда получалось, а для церкви важна торжественность. Для посетителей здесь никакого неудобства нет, наоборот - интересно. Когда идут службы, даже шумные китайские туристы ведут себя тихо, смотрят с неподдельным вниманием.

Также собор посещают множество паломников. Ни одной жалобы, что кто-то кого-то раздражает, я не получал. Что касается венчания, пока представители духовенства не обращались. Если честно, я бы не возражал. Ведь это так красиво!

Юрий Мудров: «Ни одной жалобы, что кто-то кого-то раздражает, я не получал». Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Острых вопросов тоже немало. Так, недавно вы уволили больше десяти человек. Некоторые из оппонентов открыто заявили о «зачистке» кадров. С чем это связано?

По решению администрации освобождён всего один сотрудник, работа которого нас не устраивала. Дама пару раз в неделю приходила во время концертов и отрывала билеты… При этом зарплата ей полагалась, как директору небольшого учреждения культуры. Также в штатном расписании было много странных, дублирующих должностей. В музее, например, нет театра, сцены и концертных площадок, однако числились два машиниста сцены, несколько концертных администраторов, режиссёр театра. Более того, создали целое концертное бюро, где через посредников организовывались выступления.

Со всеми этими, мягко говоря, не очень занятыми товарищами мы провели переговоры, предложили иные условия. В итоге более десяти человек ушли «по соглашению сторон», получив достойную, предусмотренную законом компенсацию. Поэтому о «зачистке» говорить смешно. Ни один из экскурсоводов, хранителей, реставраторов не потерял место. Трудовая инспекция подтвердила правоту наших действий.

Всё попробовать и потрогать

- Ещё прошла информация, что собираются уничтожить знаменитый камерный хор Исаакиевского…

Опять чьи-то фантазии. Хор под руководством Владимира Беглецова и сегодня входит в состав ГМП, все его участники активно работают. Конечно, раньше коллектив имел постоянную базовую площадку в Смольном соборе, где постоянно проходили концерты. Сегодня, после передачи собора РПЦ, такого центра нет, но артисты по-прежнему имеют прекрасную возможность выступать в Исаакии, Спасе на Крови, Академической капелле. 8 сентября в Исаакиевском соборе состоится концерт, посвящённый 76-й годовщине начала блокады, будут исполнены произведения Свиридова, Шостаковича. Вход свободный, и мы приглашаем всех.

- Недавно вам передали здание на Большой Морской, 40. Что там будет?

Хотим создать музей ленинградской-петербургской реставрации - показать, насколько этот труд сложен и красив. Ведь реставрационная школа нашего города - это образец, эталон. Накоплен огромный опыт, который связан с восстановлением дворцов, ансамблей после войны. Представьте: 1942-й, голод, холод, самая страшная блокадная зима, а сотрудники уже думали о возрождении, составляли методички, как и что спасать…

Музей планируем интерактивный, современный, чтобы туда могли прийти молодые люди, с помощью новых технологий всё потрогать и попробовать. Постараемся, чтобы они своими глазами увидели, как работают настоящие мастера, познакомились с умельцами, спасающими утраченные ценности.

Также попытаемся создать архив, затем данные переведём в новые технологии, чтобы каждый человек мог посмотреть, как возрождались памятники. Из новых проектов - создание студии юного иконописца. Вести её будет молодой человек. Ему нет и 30, однако он замечательный лектор, преподаватель и уже с шести лет пишет иконы.

Юрий Мудров: «Реставрационная школа нашего города - это образец, эталон». Исаакиевский собор. Фото: Commons.wikimedia.org / Jrissman

В соборе много делается, чтобы с детищем Монферрана познакомились люди с ограниченными возможностями. Планируется ли расширить спектр услуг для таких граждан?

У нас создана целая служба, которая занимается организацией доступной среды. Есть место даже для собак-поводырей, которые сопровождают незрячих. Подписи ко многим экспонатам, указатели выполнены рельефно, на языке Брайля. Колясочники могут воспользоваться специальным лифтом, который поднимет их на смотровую площадку, где город виден с высоты птичьего полёта. В Спасе на Крови разрабатывается новый маршрут для инвалидов по зрению. Стараемся, чтобы приходили все, кто может. У нас много интереснейших мастерских, студий для детей, где они даже эмаль делают своими руками. Есть и семейные программы, большинство - льготные. В целом же у нас свыше 25 льготных категорий граждан.

Забыли о Чайковском

- Петербург часто называют городом-музеем. А каких памятных мест у нас не хватает?

Безобразие, что до сих пор нет музея спорта. Ведь город был родоначальником многих видов, в том числе фигурного катания. Сколько олимпийских чемпионов воспитали, великолепных атлетов, а музей не создан. Позор, что нет и мемориального музея Чайковского. Это при том, что на Малой Морской сохранилась подлинная квартира, где великий композитор провёл свои последние часы, даже планировка не нарушена. Я там был. Сейчас, скорее всего, она в частной собственности и выкупить сложно, но надо пробовать. В своё время этим вопросом занимались Аникушин, Пиотровский, Гранин, но чиновники их не услышали. А ведь достаточно в одной из комнат поставить рояль, на котором играл Пётр Ильич, и паломничество обеспечено. Я как-то подсчитал: только за один день в городе в среднем идёт свыше десяти спектаклей на его потрясающую музыку. Это национальный гений, наше всё. А мы не можем сохранить даже память.

Аналогичная история с музеем Лермонтова. До революции в Петербурге он существовал. И сегодня есть все материалы, документы - главный лермонтовский фонд находится в Институте русской литературы. На Садовой, 61, сохранился дом, где жил поэт. Но он разрушается и разворовывается, а мемориальная зона так и не создана.

Юрий Витальевич, вы работаете в культуре Петербурга свыше 40 лет. Хорошо знаете эту сферу. Отвечают ли музеи запросам сегодняшнего дня?

Они в хорошем состоянии. Другое дело, нужно, чтобы посетители приходили не только в Эрмитаж и Исаакиевский, Казанский собор, но и музей Анны Ахматовой, хлеба, артиллерийский и т. д. Для этого надо использовать максимум возможностей, неожиданные ходы. Ведь у нас на глазах меняются эпохи, поколения, привычными становятся космические технологии. В стремительном беге времени многое забывается, искажается. И именно музеи сохраняют подлинные вещи, доказательства и артефакты, которые дают понять, что происходило на самом деле. Эту подлинность не перебьют никакие гаджеты и Интернет. Практика показывает: история жёстко учит тех, кто не анализирует события прошлого. Мы многое потеряли, но шанс исправиться есть. Важно не упустить время.