Таблица виды искусства народные массовые элитарные. Массовая и элитарная культура. Возникновение элитарной культуры

по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал - формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.

Необходимо подчеркнуть, что исторически элитарная культура возникает именно как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована Х. Ортегой-и-Гассетом ("Дегуманизация искусства", "Восстание масс") и К. Манхеймом ("Идеология и утопия", "Человек и общество в век преобразований", "Эссе социологии культуры"), которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения - языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы - священнослужителей, политиков, деятелей искусств - используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.

Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму - сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания.

Если иметь в виду искусство массовой культуры, то можно констатировать различную чувствительность его видов к данному соотношению. В области музыки форма в полной мере является содержательной, даже незначительные ее трансформации (к примеру, широко распространенная практика перевода классической музыки в электронный вариант ее инструментовки) приводят к разрушению целостности произведения. В области изобразительного искусства к аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в иной формат - репродукции или цифрового варианта (даже при стремлении сохранения контекста - в виртуальном музее). Что же касается литературного произведения, то изменение режима презентации - в том числе с традиционного книжного на цифровой - не влияет на его характер, так как формой произведения, структурой являются закономерности его драматургического построения, а не носитель - полиграфический или электронный - этой информации. Определять подобные произведения высокой культуры, изменившие характер функционирования как массовые позволяет нарушение их целостности, когда вторичные или, по крайней мере, не основные их составляющие акцентируются и выступают в качестве ведущих. Изменение аутентичного формата феноменов массовой культуры приводит к тому, что изменяется сущность произведения, где идеи предстают в упрощенном, адаптированном варианте, а креативные функции сменяются социализирующими. Это связано с тем, что, в отличие от высокой культуры, сущность массовой культуры состоит не в творческой деятельности, не в производстве культурных ценностей, а в формировании "ценностных ориентаций", соответствующих характеру господствующих общественных отношений, и выработке стереотипов массового сознания членов "потребительского общества". Тем не менее элитарная культура является для массовой своеобразным образцом, выступая как источник сюжетов, образов, идей, гипотез, адаптируемых последней к уровню массового сознания.

Таким образом, элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И.В. Кондакова, элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях - фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:

  • сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
  • способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
  • способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
  • наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и "высокими";
  • жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе "посвященных";
  • индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
  • созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
  • использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, "остраняющей" интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности;
  • смысловой и функциональной "закрытостью", "узостью", обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода "жрецов" этого знания, избранников богов, "служителей муз", "хранителей тайны и веры", что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Глава III . Культура народная, элитарная и массовая

Субстанциональный – существен-ный, основной (от лат. substantia сущность), функциональный (от лат. function деятельность, отправление), деятельностный.

Как уже подчеркивалось в предыдущих разделах учебника, культура - это созданная человеком вторая, т. е. искусственная природа (Гегель). Первая, естественная , природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. Сложный, многогранный, многоликий мир культуры – это «возделанная» , «взращенная» среда обитания людей, созданная посредством различных форм и способов их деятельности и насыщенная разнообразными продуктами (результатами) этой деятельности. Каждая культура на планете воплощает в себе специфический набор способов социальной практики, которая всегда соответствует конкретно-историческому типу общества. Культура существует в жизни, в истории, во времени и, следовательно, в развитии только благодаря людям . А это значит, что культура есть характеристика человеческого общества, его людей, прошлого (истории) и настоящего. Изучать любую культуру, рассчитывая на успех, можно лишь в органическом единстве с соответствующим типом общества, жизнью и деятельностью людей.

Субъект

(создатель, носитель, хранитель) культуры и ее структурная дифференциация

Но здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, культура, с одной стороны, выступает как сложная и взаимосвязанная целостность , а с другой, как совокупность многих культурных элементов, составляющих ее строение (структуру ), функционирующий организм. Всю совокупность элементов культуры принято разделять на два «блока»: субстанциональный и функциональный . Морфологическое изучение этих «блоков» составляющих структуру культуры, по мнению ученых, предполагает несколько взаимосвязанных направлений исследовательской деятельности :

Морфология - (от греч. morphe – форма, logos – понятие, учение) – наука (учение) о закономерностях строения, процессах формообразования явлений, организмов в их развитии.

1) генетическое рождение и становление культурных форм;

2) историческое динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени ;

3) микродинамическое динамика современных культурных форм (в пределах жизни трех поколений);

4) структурно-функциональное принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества;

5) технологическое распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве .

Субъект (лат. subjectus ­– лежащий визу, находящийся в основе) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект. Объект (лат. objectum предмет) – то, что противостоит субъекту и на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность .

Во-вторых, при изучении феномена культуры, неизбежно встает вопрос о ее субъекте , т. е. о том, кто ее создает, хранит, воспроизводит и передает во времени и пространстве. В-третьих, возникает и проблема объекта – того, что и как, каким образом создается в мире культуры. В культурологии предметы, механизмы, способы их создания, использования, сохранения культурных достижений и опыта принято называть «культурным текстом ».

Культурный текст – это не текст в обычном понимании (т. е. письменный, графический текст). Под культурным текстом понимается: образ жизни, соционормативные, хозяйственно-бытовые, эстетико-художе-ственные и прочие представления, практические навыки, верования, знания и т. д., а также предметная среда (жилище, орудия тру-да, домашняя утварь).

Итак, культура существует и развивается как живой организм, пока активно действует человек. Он – цель и средство, начало и результат ее функционирования. Человек создает, трансформирует, сохраняет, распространяет, потребляет материальные и духовные продукты культуры. Но он создает культуру не в одиночку: человеческая жизнь и деятельность по своей природе коллективны и потому предполагают взаимодействие между участниками (творцами) социального процесса. Начиная с воспроизводства рода и воспитания потомства, включая все формы совместных действий и кончая игрой, человек действует во взаимосвязях с другими людьми. Поэтому главным («генеральным») субъектом (творцом) культуры, как и самой истории и всей общественной жизни, выступает народ, творящий, хранящий, приумножающий все многообразие культурных ценностей. Но народ – это не безликая, застывшая однородная масса, а сложное социальное образование со своей организацией и иерархической структурой (половозрастной, поселенческой, имущественной, социально-профессионально-культурной и т. д.). В нем в ходе исторического процесса формируются различные социальные группы, слои, классы, которые в свою очередь выступают тоже субъектами в создании многообразных культурных феноменов, образующих в конечном итоге сложную целостную систему – культуру.

Структура культуры: субстанциональный и функциональный «блоки»

«Блок» субстанциональный

«Блок» функциональный

Слобода – пригородное селение.

Рассмотрение такого сложного и многообразного явления как культура, требует систематизации, обобщения материала, ее типологизации . Понятие «тип» (от греч. typos – отпечаток, образец для группы явлений) используется для обозначения совокупности явлений, процессов, объединенных на основе общности черт, свойств, признаков (критериев) культурных явлений. Это идеальная, абстрактная категория, но она в обобщенном, схематизированном виде указывает на существенные, повторяющиеся (типические) черты реальных культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Главное условие типологизации – единство критерия. Например, с точки зрения территориальной принадлежности можно выделить городскую, сельскую, слободскую культурную разновидности ; исходя из способа трансляции культурного опыта, навыков, знаний можно говорить о специализированной (профессиональной ) и неспециализированной (непрофессиональной ) культуре и т. д.

С точки зрения носителя – субъекта культуры можно получить разные структурные варианты.

По национально-этнической принадлежности – это:

– этническая,

– национальная,

мировая культура;

по социально-культурному критерию:

– народная,

– элитарная,

– массовая и многие другие варианты культуры.

В современном мире функционируют, параллельно сосуществуют различные типы культуры, имеющие своих носителей-субъектов, свои культурные тексты, отличительные черты. Это делает культуру неоднородной, разнообразной. В ее сложной структуре ученые выделяют и анализируют прежде всего главные типологические разновидности:

– народную культуру,

– элитарную,

– массовую.

Каждая из них характеризуется своими особенностями (культурными текстами, носителями и т. д.) и отличиями. Так, в следующей таблице обозначены различия носителей, в конечном итоге определяющие тот или иной тип культуры, его специфические черты.

Народная культура, ее субъект и

отличительные особенности

Народная культура на протяжении длительной истории человечества была и остается основой, фундаментом всей многообразной социокультурной системы, каждого сообщества на Земле, мировой цивилизации в целом. Народная культура (или традиционная , непрофессиональная , фольклорная ) является исторически первой «базовой » типологической разновидностью культурной деятельности людей. Она создается самим народом и передается из поколения в поколение в процессе совместной жизни и деятельности через традиции, устное предание и воспитание. Народ – ее великий творец, носитель и хранитель: он не только сила, создающая все материальные ценности, он единственный, неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них – историю культуры ().

Народная культура – феномен многогранный, многоаспектный. Она включает в свой состав (содержание) самые различные достижения и свершения:

§ народное миросозерцание и миропонимание (идеи, смыслы, представления, знания о природе, о мире в целом, о человеке и т. д.), ценностные ориентации и устремления;

§ уклад и образ жизни, прикладные эмпирические знания и умения в сфере материального производства;



Результат творчества обретает самостоятельное бытие и ориентацию на аудиторию (потребителей), которая разделяет творческие установки авторов и предъявляет особые требования к профессионализации, уровню мастерства, уникального авторского почерка, образного видения в искусстве, оригинальных подходов и решений в науке и технике. Это вызывает необходимость специального обучения в рамках художественно-эстетического, научного, технического, этико-правового, политического и пр. творчества. Авторская самобытность, искусность, талант всегда есть «штучный товар». Авторским становится творчество во всех видах деятельности, включая материальное производство, но в художественном творчестве: литературе, живописи, скульптуре, музыке и пр., оно особенно значимо.

Эзотерический (esoterikos - внут-ренний) тайный, скрытый.

Элитарная культура в узком смысле иногда понимается как субкультура: принципиально замкнутые области, направления, течения, ориентированные на узкий круг знатоков и сторонников с ярко выраженной ориентацией на эксперимент, новации. Это - результат специализации труда, расслоения общества. В этом случае элитарная культура – «суверенная», подчас противостоящая общенациональной культуре, в определенной мере изолированная от нее. Она проявляет себя в интеллектуальной (научной, философской, религиозной и пр.) и особенно художественной деятельности. Спектр такого рода направлений в искусстве достаточно широк: импрессионизм, абстракционизм , футуризм, кубизм и другие модернистские течения и пр. Она характеризуется относительной закрытостью, эзотеричностью, вырабатывает свои нормы, идеалы, язык, знаковые системы. Несмотря на их сущностные различия, есть основание говорить об общности идейно-эстетических позиций:

§ сложность языка, образность структур, инновационность;

§ индивидуализация и жесткость системы норм, ценностей, принимаемых данным направлением в качестве обязательных для «посвященных»;

§ усложнение социально-культурной, знаково-семантической системы, нарочито субъективный ее характер;

§ смысловая закрытость, обособленность элитарной культуры, ее «сакрализация» (освящение), «эзотеризация».

Внутри такого рода элитарной культуры, особенно ее художественных направлений, обозначилось противопоставление академического традиционализма и авангардизма (авангардизм - собирательное название для тенденций, отрицавших реализм, провозгласивших независимость искусства от действительности, бунт против традиций, разрушение их, неустанный поиск новых идей, технологий, смыслов – в науке, технике, искусстве и пр.).

Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет обосновывает целесообразность такого рода течений тем, что искусство должно отчуждать людей от реальной жизни. Художник «ставит целью дерзко деформировать реальность, разбить ее, разбить человеческий аспект, дегуманизировать ее» . Эти цели в той или иной мере реализуются в рамках модернистских направлений.

Перспективы элитарных направлений могут быть различны.

Ø Во-первых, возможна их демократизация через включение в более широкий социально-культурный контекст. Пример – сближение русской дворянской культуры с народной, давшей миру самобытное национальное искусство XIX века.

Ø Во-вторых, возможно замыкание в узком кругу единомышленников на почве творческих экспериментов, углубления в мир субъективных представлений, интуитивных прозрений и, в итоге, отрешение от жизненных реалий, от человека, например, сюрреализм (сверхреализм), супрематизм и пр.

Элитарная культура противоречива. В ней уживаются поиск нового и установка на сохранение уже известного. Протест против абсурда жизни выливается в противостояние достижениям прошлого, но при этом обогащает образно-содержательную канву, расширяет спектр выразительных средств, идеалов, представлений, идей, теорий.

Элитарная культура входит в разные сферы культурной практики, выполняя в ней разные функции (роли): информационно-познавательную, пополняя сокровищницу знаний, технических достижений, художественных новаций; социализационную, включая человека в мир культуры; нормативно-регулятивную и др. Но особая роль принадлежит культуротворчеству, функции самореализации, самоактуализации личности; в сфере эстетико-демонстрационной – представление образцов авторского творчества широкой публике. Авторство становится ценностью, и мастер стремится запечатлеть и сохранить собственное имя в своем творении.

Массовая культура, ее субъект и отличительные особенности

Массовая культура – порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи , связанная с формированием массового общества и массового производства и потребления. Не только техника, но экономические (частная собственность ), политические и социокультурные условия буржуазного общества стали почвой для ее формирования в конце XIX-XX вв. Это профессиональная культура, создаваемая профессионалами для масс. Ее понимают как «массовидный» способ бытия культуры в условиях современного индустриального общества, вид «культурной индустрии», производящий культурную продукцию, часто коммерческую, каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, подчиненную ему как своей цели, которая распространяется по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации. Ее появление относят к концу XIX в. в США. Известный американский политолог и общественный деятель З. Бжезинский говорил: если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру.

Предпосылки и условия формирования массовой культуры

Ø Усиление урбанизации, научно-технического прогресса.

Ø Рост населения, концентрация его в относительно ограниченном пространстве - путь к массовизации общества.

Ø Развитие крупного механизированного и автоматизированного, постоянно совершенствующегося производства.

Ø Превращение коллективов работников в безличную, пассивную, управляемую массу.

Ø Появление коммерческого типа «культурной индустрии», ориентированной на получение прибыли, на коммерческий успех.



Миграция населения, стремительное изменение технологий СМИ, их широкое распространение привели к смешиванию культур, ценностей, эталонов и образов жизни. Для приспособления к новой, информационной разновидности культуры вырабатывается особый механизм, формируется способность массового, недифференцированного множества адаптироваться к изменившимся условиям. Этим механизмом стала массовая культура, которая возникает на определенной, достаточно высокой стадии развития общества, в особенности ступени информационной культуры .

Маркузе Г. (1 – нем.-америк. философ, социолог. Сотрудничал с русским центром при Гарвардском университете, занимался антифашистской пропагандой.

В настоящее время субъект массовой культуры утрачивает свою целостность и распадается на несколько составляющих – создателей, хранителей, трансляторов, потребителей.

Среди них:

а) властные структуры общества;

б) коммерческие звенья;

г) шоу-бизнесэлита;

д) сами потребители, которые не только потребляют, но и распространяют масскультуру.

Белл Д. (Bell ) (1919-) – американский социолог, специалист по теории и истории общественной мысли, политических течений.

В условиях усложнения социально-культурной жизни усложняются, дифференцируются все составляющие феномена массовой культуры. Раздробленным становится субъект-носитель масскульта, компоненты его составляющие, артефакты (артефакт - искусственно сделанный ). Создатели-профессионалы противостоят массе потребителей предлагаемой продукции, целенаправленно формируют эту массу, массового человека, массовое сознание . Они знают свое ремесло, цели и требования заказчиков, принимают их условия, ориентируются на них, при этом сами могут исповедовать другие ценности, например, элитарные .

В итоге они создают некие стандарты, образцы персонажей, удачливых в бизнесе, не стесненных моральными нормами при достижении коммерческих, карьерных и пр. целей, беспринципных головорезов, суперменов.

Массы (потребители) как недифференцированное множество не имеют организации, не принимают решений (Д. Белл). Это толпа, которая не рассуждает, а повинуется. Массовый человек, усредненный, обезличенный, не отличается от тысяч и миллионов других, становится потребителем массовой культуры и объектом манипуляции со стороны создателей-профессионалов и заказчиков . Приобретая черты стадности, унифицированности, шаблонности, он утрачивает свою индивидуальность и личную ответственность и погружается в предлагаемую, столь же аморфную, недифференцированную продукцию, усваивая предлагаемые ему эталоны и ценности. Человек становится не целью, а средством (песчинкой) в общей массе потребителей. «Одномерным человеком» называет его Г. Маркузе, считая порождением одномерного общества, следствием чего стало возрастание агрессии, которая отразилась в массовой культуре, где на первый план вышли эстетизация ужасного, страшного, сверхнасилия, порока.

Тексты массовой продукции ориентированы на «человека массы », среднего человека как своего адресата , что ведет к их упрощению, усреднению. Таковы, например, «попсовые» обработки классических музыкальных произведений (например, и др.), или превращение «Макбета» Шекспира в занимательный детектив, а романа Л. Толстого «Анна Каренина» в комикс. При этом происходит размывание личного авторства (деиндивидуализация), примитивизация языка, образного строя.

При усилении специализации знаний, усложнении творческой деятельности, знаковых систем не все достижения, ценности, смыслы, идеи элитарной, да и народной культуры доступны широкой аудитории. Их в упрощенном виде распространяет массовая культура. Тем самым она осуществляет связь между обыденным, повседневным и специализированным сознанием, став одним из средств, которые способствуют передаче идей, значений, необходимых правящей элите.

При этом появляется еще один весьма специфический для массовой культуры элемент – посредник-коммуникатор , использующий мощный арсенал технических средств. Это менеджеры, продюсеры и пр. Без них невозможно создание произведений, организация выставок, шоу, фестивалей, хотя, по словам французского эстетика Ш. Лало, «они лишь продают одних и покупают других, заботясь о непосредственной выгоде » , а также о постоянном стимулировании потребителя. Для этого происходит целенаправленное формирование его вкусов, запросов и создается культ разного рода идолов («звезд» кино, эстрады, спорта и пр.), культ вещей, образцов для подражания, которым поклоняются как богам или полубогам.

Таким образом, массовая культура находит свою нишу, становится одним из механизмов реализации нормативно-регулятивной, ценностно-ориентационной, социализационной функций. Это позволяет массовой культуре занять свою нишу и стать одним из механизмов управления массами, массовым сознанием. Она дает возможность массовому человеку, переводя сложные образцы, нормы на доступный ему язык, адаптироваться и ориентироваться в сложной социокультурной среде, усвоить предлагаемые ему эталоны, идеалы, способы поведения. Здесь на первый план выходит достижение коммерческого успеха, получение прибыли. На это «работает» установка поиска развлечений, создающая иллюзию преодоления чувства одиночества в условиях социально-культурного отчуждения, нацеленность на уход от действительности (эскейпизм ) посредством погружения в призрачный мир безоблачного счастья, материального достатка, разнообразия впечатлений и доступности любых предметов потребления.

Цель в этом случае – потреблять (консьюмеризм), не затрачивая особых интеллектуальных усилии, поэтому предлагаемые человеку образцы просты, даже примитивны, легко воспринимаемы. Так, «массовая культура воспитывает потребителя, убивая гражданина» .

В этом, по всей вероятности, причины хорошей приспособляемости масскульта к быстро меняющимся социокультурным условиям и причины его живучести.

Литература

Ашин теории элиты: критический очерк. М., 1985.

Бердяев России. М.- Харьков. 2000..

Громыко русской деревни. М., 1991

Громыко нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х в. М., 1986.

Гуревич культуры. М., 1994. Гл. 13.

Давыдов и элита. М., 1966.

Зоркая и тиражированное. М., 1981.

Козлова масс и вкус интеллектуалов // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

, Лазутин устное народное творчество. М., 1977

Костина культура как феномен постиндустриального общества. М., 2003.

Костина. М., 2008.

Кукаркин массовая культура (теории, идеи, разновидности, образы). М., 1985.

Культурология как общая теория культуры. М., 2002.

Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1998.

Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.

Народная культура в современных условиях. М., 2000.

Некрасова искусство как часть культуры. М., 1983

Ортега-и-Гассет. Избранные труды. М.,1997.

Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1981.

Путилов и народная культура. СПб., 1994.

Русские: Народная культура (история и современность). Т. 4. Общественный быт и праздничная культура. М. 2000.

Сапрыкин культура: понятие, генезис, самобытность, амбивалентность. М., 2005.

Шестаков ХХ века. М., 1988.

Элитарное и массовое в русской художественной культуре. М., 1996.

Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуры античного Рима. М., 1993. С. 17, 28.

См.: Морфология культуры // Культурология. Энциклопедия. ХХ век. Т. II. М., 1998. С. 64.

Судьба России. М., 2000. С. 582-583.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1981. С. 222, 233.

Цит. по.: Кукаркин А. В. «Буржуазная массовая культура. М., 1978. С. 70.

Мифология XX века. М., 1988. С. 33.

Народная культура.

Народная культура - бесписьменная, поэтому в ней большое значение принадлежит традициям, как к способу трансляции жизненно важной информации. Народная культура консервативна, она практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего стремления к доминированию традиционных смыслов. Индивидуальное начало в ней не выраженно. Отсюда анонимность, безличность и отсутствие именного авторства. Традиционная культура регулирует все аспекты жизнедеятельности общины, определяя уклад жизни и специфику взаимоотношений: форму хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, знания, фольклор (как знаково-символическое выражение традиции).

Массовая культура.

На протяжении 20-ого века на смену традиционным архаическим формам культуро-творчества пришла «индустрия культуры»(производство культурных ценностей для массового потребления, основанное на современных, практические безграничный возможностей их тиражирования). Так со второй половины 19-ого века формируется массовая культура. Отчасти преемница народной культуры, т.е. возникает постиндустриальный фольклор, но большинство исследователей склоняются к мысли о том, что эти два феномена, по сути, очень далеки друг от друга, противопоставляя традицию изменчивой моде. А национальный характер - космополитизм.

Характерными чертами массовой культуры являются общедоступность, легкость в восприятии, развлекательность и упрощенность. Массовая культура-рождение технического прогресса. Он не только создал технику ее индустриального производства, но и сформировал «массу», нужды которой она удовлетворяет. Важное место здесь принадлежит массовому искусству. Предназначенная для удовлетворения простейших эстетических запросов продукция этого искусства стандартизированная. Создавать ее в творческом отношении не сложно. Массовый человек может являться представителем всех социальных слоев в не зависимости от положения в экономической, политической и даже интеллектуальной иерархией.

Элитарная культура.

Формирование элитарной культуры связано с образованием круга «избранных»- тех, кому она доступна и кто выступает ее носителем (культурная элита). В основе этих процессов лежит невероятное увеличение объема информации. К 20 веку время энциклопедически образованных универсалов ориентирующихся во всех областях культуры прошло.

Современная наука, включая философию, стала мало понятной для «непосвященной». Глубокие художественные произведения современности нелегки для восприятия и требуют для понимания умственных усилий и достаточной образованности. Высокая культура стала специализированной. В каждой культурной сфере теперь есть сравнительно немногочисленная элита, принадлежащие к ней- создатели, ценители и потребители высших достижений в своей области культуры (в лучшем случае еще и смежной с ней). Тем же, кто не попадает в их круг, просто невозможно понять соответствующие предмет рассуждений. Так элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующая принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству, как правило, являющаяся одновременно и творцами ее, и адресатами. Она сознательна и последовательно противостоит культуре большинства. Философы рассматривают как единственно-способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры.

В современной массовой культуре сталкиваются две тенденции, одна связана с самыми примитивными чувствами и побуждениями и порождает воинственно-невежественную, враждебную обществу: контркультуру (наркотики и т.д.) и анти-культуру.

Другая тенденция связана с носителями массовой культуры-повысить свой социальный статус и образовательный уровень. К концу 20 века культурологи начали говорить о росте мид-культруы (культуры среднего уровня). Однако разрыв массовой и элитарной культурой остается острой проблемой.

Мировая, национальная и этническая культуры

Исторические типы культур

1. Культура первобытной эпохи.

2. Культура Древнего Мира (древнеегипетская, шумерская, древнеиндийская, древнекитайская и др.).

3. Культура средних веков.

4. Культура эпохи Возрождения.

5. Культура Нового времени.

6. Культура новейшего времени.

Задание: подготовить доклады и рефераты по этой тематике.

В зависимости от субъекта (носителя) культуры она подразделяется на мировую, национальную и этническую.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур и культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура – это культура тех или иных наций, выступающая, в свою очередь, синтезом культур различных классов, социальных групп соответствующего общества (страны). Другими словами, это характеристика культуры через призму ее национальной принадлежности. Она характеризуется своеобразием ценностей, норм, верований, знаний, образцов поведения, менталитета, присущих той или иной нации.

Поскольку к этническим общностям людей помимо наций (как основной современной этнической общности) относятся также народности, народ, родоплеменные общности, то выделяют также этнические культуры.

Этнические культуры – это культуры различных этнических общностей, населяющих нашу планету в прошлом и настоящем (родоплеменных групп, народностей).

Ø элитарная,

Ø народная,

Ø массовая.

Элитарная (или высокая) культура – культура, создаваемая привилегированной частью общества (элитой) либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает в себя изящное искусство (классическую музыку, классическую литературу, шедевры в области живописи, скульптуры, архитектуры и т.п.), модельную одежду, инновационную технику и пр. Как правило, элитарное искусство опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Оно обладает высокой художественной ценностью, выражая утонченные, изысканные вкусы элиты.

Народная культура (фольклор), в отличие от элитарной, создается анонимными творцами (народом), не имеющими профессиональной подготовки. В настоящее время ее также называют любительской. Народная культура включает в себя мифы, легенды, сказки, эпос, пословицы, поговорки, песни, танцы, карнавалы и др.

Массовая , или общедоступная культура – культура, предназначенная для употребления массами людей. Это культура для каждого, для массового потребителя, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Наибольший размах массовая культура получила, начиная с сер. ХХ в., в связи с развитием СМИ, что сделало ее общедоступной.



Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной она обладает большей аудиторией. Массовая культура призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любые новые события и стремится их отобразить. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды.

Несмотря на кажущуюся демократичность массовая культура таит в себе реальную угрозу низведения человека до уровня запрограммированного манекена, марионетки, стандартного, серого человека. Характерные черты массовой культуры:

· шаблонность,

· примитивизм,

· развлекательный характер,

· культ посредственности и вещизма

· культ сильной личности, успеха.

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура

Сегодня существует ряд классификаций видов и форм культуры, на которых стоит кратко остановиться.

Наиболее широкое понимание культуры подразумевает, что все, созданное руками и интеллектом человечества (в противоположность творениям природы) можно отнести к культуре. Отсюда идет деление на материальную и духовную культуру , хотя оно и носит довольно условный характер. К первой относится техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда, любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию. Вместе с тем сегодня одежда человека не только призвана защищать от холода, но имеет множество дополнительных смысловых нагрузок – стиль, соответствие веяниям моды, цветовая гамма позволяют получить много дополнительной информации о пристрастиях и образе жизни.

Таким образом, материальная культура – это то, что сохраняется в вещах, а духовная культура – то, что накапливает, аккумулирует, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт. Духовное производство - производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Основное отличие от материального производства состоит во всеобщем характере потребления - духовные ценности не уменьшаются пропорционально количеству людей, а являются достоянием всего человечества.

Иногда ученые выделяют следующие элементы духовной культуры: произведения монументального искусства (скульптуры, архитектуры) театральное искусство, изобразительное искусство (живопись, графика), музыку, различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы), общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, обычаи). Более подробно о духовности и духовном мире человека будет сказано чуть ниже.

По другой классификации выделяются направления, в которых реализуется нематериальная деятельность человека: искусство, наука, религия, мораль. Здесь также трудно говорить о строгом отделении одного от другого. Так, икона одновременно является святыней для верующих и произведением искусства для многих других, в том числе и нерелигиозных людей. Существует этика научной работы, в основу которой поставлена деятельность во благо человека и основанная на гуманных началах. Поэтому запрещены медицинские эксперименты на людях, а фашистские опыты на узниках концлагерей до сих пор остаются одной из позорных страниц истории человечества и науки.

В человеческом обществе исследователи выделяют несколько форм культуры. Во все времена в обществе четко выделялись элитарная , высокая культура, доступная немногим избранным - изящное искусство, классическая музыка и литература, и народная культура, включающая сказки, фольклор, песни и мифы. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция нарушалась редко.

Сегодня и элитарная и народная культуры сохранили своих почитателей. Мы ходим на камерные концерты классической музыки, посещаем просмотры малобюджетных фильмов, иногда вместе с друзьями попадаем в небольшие театры на авторские спектакли. Это произведения элитарной культуры, особое качество которых – сложность изобразительных средств, языка, необходимость специальной подготовки слушателя, зрителя к их восприятию. Народная культура сохраняется и развивается в современном мире. Многие деятели искусства используют народные мотивы в своем творчестве. Например, музыканты популярной рок-группы «Ю-Ту» опираются в своем творчестве на старинный ирландский фольклор. Российски музыканты и художники также бережно относятся к народным традициям, фольклору. С появлением средств массовой информации (радио, прессы, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой.

Рассмотрим основные формы культуры более подробно.

Элитарная (в пер. с фр. «лучший, избранный») или высокая культура направлена на узкую группу людей, разбирающихся в искусстве, включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные узкому кругу сведущих людей. В определенном смысле это культура так называемых избранных, людей с высокой образованностью, духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики этого направления говорят, что здесь искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека, она замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству. В начале ХХ века в кругах столичной российской интеллигенции большую популярность приобрел декаданс, как направление, провозгласившее полный разрыв с окружающей действительностью, противопоставление искусства реальной жизни. Вместе с тем, здесь происходит постоянный поиск нового, творческое осмысление идеалов, ценностей и смыслов, предполагается эстетическая свобода и коммерческая независимость творчества, отражается сложность и разнообразие форм художественного освоения мира.

Народная или национальная культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. Сюда включаются мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны. Элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия). В этих произведениях отражается уникальный опыт и специфический характер того или иного народа (этноса), обыденные представления, стереотипы социального поведения, культурные эталоны, нравственные нормы, религиозные и эстетические каноны. Народная культура существует преимущественно в устной форме, характеризуется однородностью и традиционностью, опирается на представления народа о самом себе и окружающем мире. Она может существовать в 2-х основных видах - популярная (описывает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).

Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос, удовлетворяющая любые требования масс населения, а ее продуктами являются шлягеры, которые зачастую живут очень короткой творческой жизнью и быстро забываются, вытесняемые новым потоком попкультуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Естественно, что при этом произведения ориентированы на усредненные стандарты и типового потребителя.

В наш век глобализации с тенденцией к стандартизации (практически традиционным набором каждого крупного города мира является ресторан Макдональдс, одинаковые упаковки порошков, зубных паст и продуктов в магазинах, похожие друг на друга уличные и телевизионные рекламы, зачастую отличающиеся только языком сопровождения картинки) культура стремительно утрачивает свою индивидуальность и эксклюзивность. Она все больше нацелена на яркость внешних проявлений и развлекательность, приучает к облегченным трактовкам культурных идеалов, простым решениям, активно использует средства массовой информации, моду и рекламу. Для усвоения продуктов массовой культуры не требуется специальной подготовки и образования, образно говоря, она насыщает желудок, легко и быстро переваривается, но не способствует духовному росту.

Функционирование массовой культуры определяется феноменом потребления, а не потребностью в духовном развитии, самосовершенствовании. Масса вытесняет личность, а стадность и унифицированность становятся ориентирами развития. Современная литература, кино, публицистика зачастую ориентированы на криминальные, экономические, политические, любовные сюжеты, но не поднимают так называемых «вечных вопросов». Засилье продуктов так называемой массовой культуры сегодня представляет одну из наибольших опасностей для формирования духовности.

Среди специфических признаков массовой культуры можно выделить следующие: примитивизация отношений между людьми; развлекательность, забавность, сентиментальность; натуралистическое смакование сцен насилия и секса; культ успеха (главным образом финансового, материального), сильной личности и жажда обладания вещами; культ посредственности, условность примитивной символики.

Массовая культура практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой. Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, ток-шоу, концерты сатириков, эстрадные выступления. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации.

Часто приходится слышать новость: одновременно во многих странах мира на экраны кинотеатров выходит новый блокбастер, фильм, на производство которого были затрачены огромные суммы, измеряемые миллионами и десятками миллионов долларов, фильм, насыщенный компьютерными спецэффектами, все роли в котором играют суперзвезды. Это – типичный продукт современной массовой культуры. В нашу страну сейчас часто приезжают популярные во всем мире артисты, например Мадонна. Ее выступление – шоу – также продукт массовой культуры. Эпитет «массовая» отнюдь не является синонимом «плохая». Может быть весьма качественный продукт массовой культуры, добротный, а может быть и бездарный. Как, впрочем, и продукт любой другой культуры.

Важно понимать, что в современном мире все реже можно встретить в чистом виде продукт какой-либо одной формы культуры. Чаще всего, это смешение культурных стилей и жанров. Народные произведения могут исполняться на современных музыкальных инструментах, приобретать современные аранжировки. Также трансформируются произведения высокого классического искусства. Важно только, чтобы каждое произведение культуры служило целям духовного обогащения людей, развитию человеческой личности.

В современном мире ученые выделяют и еще одну форму культуры – экранную (культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера). Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры, виртуальная реальность.

Кроме того, во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой . Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и образом поведения. Представитель такой субкультуры, завидев кого-то в модной одежде, непременно скажет: «Какой прикид!» Родителей он именует «предками», а если что-либо происходит не так, он выразится: «Это все не в кассу». Представители разных субкультур хорошо понимают друг друга, а их понимают далеко не все. При виде панка с розовыми или зелеными волосами или бритого скина добропорядочный обыватель средних лет может только возмутиться и заметить, что мир летит в тартарары и вскорости следует ожидать конца света.

Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру отдельным человеком невозможно. Культура обращена к нему, как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, связывает людей с их ушедшими предками, налагает на них определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, люди иногда бунтуют против сложившихся установлений, против культуры. Проникнувшись революционным пафосом, некоторые сбрасывают с себя налет культурности. Что тогда остается от «человека разумного»? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, человек тем самым выступает против всего, что накоплено веками, против самого себя, против своей человечности и духовности, утрачивает человеческий облик.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.
Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего культурного уровня населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров; слабость правовой базы, которая была бы призвана регламентировать культурные процессы).

Национальная культура. Общность нации, народа выражается в особой национальной культуре. Национальная культура - это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы; к верованиям: Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви; к нормам: законы и традиции; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры.

В большинстве стран мира взаимодействуют разные национальные культуры. При этом существуют различные модели совместного проживания. В одних государствах приезжие люди отказываются от прежних представлений и взглядов, принимая установки, господствующие в данной стране (ассимиляция); в других - этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры; в третьих - каждая группа сохраняет собственную культуру, и они соседствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей, и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой - хуже.

Важной частью национальной культуры является национальное самосознание - совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития. Кроме того, у каждой нации или народа есть свой фольклор, песни и танцы, художественные промыслы. Сознательно или бессознательно они опираются на народное творчество, выражают национальные ценности и идеалы. Можно говорить и об особом национальном менталитете - складе ума, стереотипах и установках мышления. Национальная культура является важнейшим наследием наших предков, поэтому ее сохранение и развитие - не только долг государства, но и дело каждого члена общества.