Конспект доминантного музыкального занятия в подготовительной группе детского сада. Структура музыкальных занятий Тематические и доминантные музыкальные занятия доу

Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное разви­тие каждого дошкольника.

Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музы­кальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.

Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание мате­риала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разу­чиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.

Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляет­ся подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

В зависимости от содержания и структуры эти занятия подраз­деляются на типовые, тематические, по слушанию музыки, разви­тию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активи­зации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начи­нается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласо­вываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения использу­ются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершен­ствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить де­тей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упраж­нений: образного, подготовительного, композиционного.

Во второй части занятия педагог переходит к пению или слуша­нию (в зависимости от интенсивности движений первой части), учитывая при этом этапы разучивания произведения. В младших группах дети поют две-три песни, перед исполнением которых проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучи­ваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно про­изведение, но можно - для сравнения по сходству или контрас­ту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хо­рошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах воз­можно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-рит­мические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начина­ют выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.

После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач которой является приведение возбужден­ного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останав­ливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка заня­тия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они за­нимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу уча­стия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).

Методика проведения типовых занятий разработана с достаточ­ной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависи­мости от сложности репертуара, степени его усвоения, особеннос­тей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только од­ной песни и т. д.

Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмо­циональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказыва­ет музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педаго­гом программных требований, особенностей развития детей дан­ной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.

Занятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по вре­мени, так как не включает смен деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжает­ся 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слуша­ния каждого произведения в грамзаписи или исполненного педаго­гом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и сред­ства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении ор­кестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и не­программные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пе­ние самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного ис­кусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без маршировок), слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анали­зируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного.

Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объе­мом знаний, умений и навыков в области пения, музыкаль­но-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в до­статочной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оце­ночные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творчес­кие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; со­ставление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этю­дов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотип­ными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. По­этому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «ре­жиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятель­ность, поддерживать инициативность и самостоятельность, от­носиться ко всем творческим, даже самым элементарным прояв­лениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. раз­вивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дош­кольников.

Обучение игре на инструментах сначала проводится воспита­телем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и ор­кестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее рит­мичного сопровождения инструментами ударной группы; совер­шенствование исполнения знакомых произведений; подбор мело­дий по слуху или их сочинение.

Комплексные занятия. На них в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстети­ческого развития детей данной группы. Они требуют согласован­ной предварительной работы музыкального руководителя и воспи­тателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяю­щий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах вырази­тельности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желаю­щим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фраг­мент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении и просят изобразить в рисунках свои впечатления.

Занятия с доминированием одного вида деятельности. Про­водятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель счи­тает необходимым уделить выработке навыков той или иной музы­кальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формиру­ется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном за­нятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущен­ное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изучению материала по разделам музыкально-ритмических движении, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение-композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру. В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность.

Типовые (традиционные) - включают в себя все виды музыкальной деятельности. Дети должны накапливать опыт слушания небольших фрагментов классической музыки разных времен и современной музыки, накапливать певческий репертуар, знать простейшие ритмические движения.

Реже всего применяются на занятиях слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, творчество. Преобладают же обычно пение и музыкально-ритмические движения. По-видимому, это объясняется тем, что, используя эти виды деятельности, проще составить программу концерта для праздничного утренника. А ведь именно во время слушания классической музыки дети учатся высказываться о ее характере, выражать свои предпочтения, что воспитывает вкус и формирует общие основы музыкальной культуры.

Структура типовых (традиционных) занятий определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей:

1. Уже вход детей на занятие в зал может быть различным - под звучание марша (или танца) и без музыки. Дети прислушиваются к музыке и согласовывают ходьбу с ее звучанием. Марши, звучащие в начале и в конце занятия, через некоторое время нужно менять, так как постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоции детей.

2. Далее следуют музыкально-ритмические упражнения. Дети под руководством педагога стремятся выразительно выполнить знакомые движения в соответствии с настроением музыки, запомнить их, чтобы затем использовать в танцах, обучаются новым движениям.

3. После этого дети садятся, и педагог переходит к другим разделам: «Слушание музыки», «Пение», «Игра на музыкальных инструментах», включая творческие задания.

4. Завершается занятие танцем или игрой. Иногда в конце занятия педагог может обсудить с детьми: что больше всего им понравилось, что запомнилось, над чем им надо поработать самим, в чем помочь друг другу.

5. Выходят ребята из зала под звуки марша.

Необходимо тщательно продумывать очередность заданий. Например, петь после пляски из-за дыхания трудно, поэтому перед пением нужно снизить двигательную активность спокойными движениями или другими видами деятельности.

Задания, требующие сосредоточенности (слушание классической музыки), лучше давать в начале занятия. Ребятам трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Необходимо «собрать» их внимание, успокоить.

Во время занятия важно регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки. Педагог должен даже по ходу занятия изменять запланированную им структуру, если он чувствует, что интерес угасает или дети перевозбуждены.

Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.

К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада. и музыкальное воспитание в семье.

Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии,- вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности , обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владел профессиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и как исполняет детям.

Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Для того чтобы усилить впечатления от музыки, разъяснить ее эмоционально-образное содержание детям, педагогу нужно владеть интонационно богатой образной речью, хорошо знать своих воспитанников, методику работы во всех возрастных группах.

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях, следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) - наиболее легкий путь овладения каким-либо навыком, умением. Но для музыкального развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.

Степень контрастности предлагаемых для сравнения произведении может быть различной. Задания усложняются в зависимости от уровня развития детей, их возраста. Широко применяются игровые приемы (выбрать из карточек одну, соответствующую характеру произведения; прореагировать сменой движений на изменение характера музыки и т. д.).

На музыкальном занятии недопустимы формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.

Полезно ставить перед детьми задачи, требующие активности, самостоятельности: выбрать инструмент, по тембру соответствующий характеру музыки; сыграть на нем вместе с педагогом (исполнение пьесы на фортепиано); сравнить варианты движений под музыку и выбрать наиболее близкие ей; найти «свои», оригинальные движения.

Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались.

На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей. Это происходит в активной деятельности . Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. Все виды музыкальной деятельности служат этой цели при условии ведущей роли восприятия музыки. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах - чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из «Музыкального букваря» также помогают развитию музыкальных способностей.

Необходимо подчеркнуть, что формирование умений и навыков не является целью музыкального воспитания, а лишь средством развития музыкальных способностей.

Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие - менее. Есть дети способные, но стеснительные.

Вера ребенка в свои силы - необходимое условие успешного развития личности. Только если ребенок поверит, что у него получится то, что ждет от него педагог, можно достигнуть положительного результата. Поэтому так необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях.

Важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень каждого дошкольника. Задания должны быть разграничены по степени трудности: более развитый ребенок (группа детей) получает задание сложнее, менее развитый - доступное ему, но обязательно развивающее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.

Одобрение и поощрение успехов ребенка очень важно для осознания им собственного «я», необходимого для продвижения вперед в развитии, в частности музыкальном.

Полезно побуждать детей к взаимообучению на занятиях и в самостоятельной деятельности, взаимопомощи при овладении определенными навыками (движения, игра на музыкальных инструментах). Это воспитывает в них доброжелательные отношения в общении, внимание друг к другу.

Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т. д.

Они проводятся индивидуально, по подгруппам и фронтально. В зависимости от содержания занятия бывают различных видов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах организации деятельности.

Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

V Музыка в повседневной жизни детского сада еще одна форма организации музыкальной деятельности детей. Она включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники.

Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.

Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество) приобретают различное содержание в зависимости от организационных форм, в которых они протекают. Методы руководства деятельностью в каждой из форм тоже специфичны. Так, слушание музыки на занятии - активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания. Педагог руководит этой деятельностью, организует произвольное внимание детей. В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, звучащую по радио или в грамзаписи, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.

Используется в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган).

Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен.

В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох, например танцы (или взять другие жанры).

Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский и др.), рассказу о его жизни. Например, в беседе-концерте о музыке Л. Бетховена детям рассказывают, что она очень мужественна, в ней слышатся страдания, боль, потому что у самого композитора была очень нелегкая судьба: глухота, непризнание его музыки при жизни, личные переживания из-за невозможности жениться на любимой девушке (Джульетте Гвиччарди), унизительное положение музыканта при дворе в те времена и т. д. Рассказ, сопровождаемый фрагментами музыкальных произведений Л. Бетховена, надолго запоминается детям.

Прекрасные темы для таких бесед-концертов - «Сказка в музыке» (по произведениям А. К. Лядова «Баба-Яга», «Кикимора», фрагментам из опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», М. И. Глинки «Руслан и Людмила» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес П. И Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Ручеек», песен Ц. Кюи и П. И. Чайковского «Осень» и многих других произведений зарубежной, отечественной классики и народной музыки).

Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), ценностного отношения к музыке.

Форма занятия не всегда позволяет включать подобные развернутые беседы о музыке, ее продолжительное слушание из-за недостатка времени и необходимости решать разносторонние задачи музыкального воспитания детей в других видах деятельности (исполнительстве и творчестве).

Исполнительская и творческая деятельность на занятии тоже отличается от использования ее в повседневной жизни детского сада и в семье. Различны и методы руководства ею.

На занятиях под руководством педагога ребенок овладевает всеми видами исполнительства: приобретает певческие, музыкально-ритмические навыки и умения, учится играть на музыкальных инструментах. С помощью этих видов исполнительства педагог стремится заинтересовать детей музыкой, обучить их самостоятельным способам действий, умениям и навыкам, которые они будут применять в жизни.

В повседневной жизни детского сада (в семье) ребенок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе. Участие педагога (или родителей) здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.

В самостоятельной деятельности качество исполнения произведений, как правило, несколько хуже, чем на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она свидетельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состоявшемся развитии музыкальных способностей.

Самостоятельные музыкальные проявления у детей в некоторой степени могут быть показателем работы музыкального руководителя на занятиях.

В повседневной жизни возможны и другие виды музицирования, более активные. Силами ребят ставятся оперные спектакли, как специально созданные для детей детские оперы («Петушок», «Муха-Цокотуха» М. И. Красева и др.), так и сочиненные самими детьми, по мотивам русских народных сказок («Репка», «Колобок» и др.). Постановки таких спектаклей позволяют педагогу уделять внимание развитию каждого ребенка, предоставляя ему возможность наиболее полно проявить свои способности, склонности.

Помимо оперных спектаклей для инсценировки используется и музыка сказок-балетов («Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева и др.)-

При инсценировке сказки-балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» (музыкальный руководитель А. Н. Кукушкина, Москва) дети сами включаются в действие: маршируют вокруг новогодней елки во время звучания марша (в самом начале балета), затем Маша убаюкивает сломанного Щелкунчика и напевает ему колыбельную, внезапно появляются мыши во главе с мышиным Королем и т. д.

Действия детей могут быть частично подготовленными, но вводятся и творческие импровизации. Например, танец мышей (дети одеты в характерные костюмы и шапочки) строится на свободных импровизациях. Таким же свободным, содержащим импровизации движений может быть «Вальс снежных хлопьев», звучащий во время путешествия Маши и Принца в сказочное царство сластей. (Девочки танцуют, держа в руках блестящие нити «дождика».) А танец феи Драже дети сопровождают игрой на музыкальных инструментах - ксилофоне, румбе, палочках, «волшебном» треугольнике.

Инсценируя сказку-балет, ребята слушают музыку, двигаются, играют на музыкальных инструментах, подпевают, что делает их восприятие активным, усиливает интерес к музыке.

Для праздничных утренников и концертов отбираются хорошо выученные песни, танцы, музыкальные игры, пьесы (исполняемые на музыкальных инструментах соло, в ансамбле в оркестре).

На праздничных утренниках должны звучать яркие произведения, любимые детьми, способные оказать на них эмоциональное воздействие. Рекомендуется включать в утренники не только пение, танцы, но и слушание музыки, знакомой и незнакомой детям чтобы они получали удовольствие от ее восприятия в праздничной обстановке, понимали, что сама музыка может создать радостное настроение. Слушание музыки бывает связано с тематикой утренника (например, на утреннике, посвященном 8 Марта слушают пьесы «Мама» П. И. Чайковского и «Материнские ласки» А. Т. Гречанинова) или не связано.

Педагогическое руководство на празднике носит организующий характер: педагог следит за эмоциональным состоянием детей регулирует смену их впечатлений.

Марина Балясова
Классификация музыкальных занятий по их содержанию

Следующее основание для классификации музыкальных занятий - это его содержание . В связи с этим музыкальное занятие может быть типовым , или традиционным, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться .

Доминантное музыкальное занятие – это занятие , на котором преобладает один вид музыкальной деятельности . Или занятие , направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности-чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др. В последнем случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждый из них направлен на совершенствование доминирующей у ребёнка способности.

Тематическое музыкальное занятие определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей . В зависимости от темы занятия подразделяются на собственно тематические (например «Природа в музыке » , «Времена года в музыке » , «Музыка моего народа » ) и музыкально-тематические . Главное в тематических занятиях показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. В музыкально – тематических занятиях формулировка темы связана с выразительными средствами музыки , с музыкальными инструментами , с именами и творчеством композиторов. Такие занятия ещё называют сюжетными музыкальными занятиями . Они объединены не только одной темой, но и одной сюжетной линией (например, «Сказка в музыке » , «Зимние истории и небылицы» ). Целостность музыкального занятия в данном случаи достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей .

Комплексные музыкальные занятия – основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки , живописи, литературы, театра, архитектуры и др. Их цель – объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную , изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную). Обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств. О взаимосвязи искусств.

Подготовка к комплексным занятиям трудоёмка , она требует согласованных действий от воспитателя, музыкального руководителя , старшего воспитателя, специалистов. Проводятся такие занятия примерно один раз в месяц фронтально и, как правило, начиная со средней группы.

Интегрированное занятие характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого либо явления, образа.

Публикации по теме:

Занятие 1 ПРИВЕТСТВИЕ: В гостях у детей зайчик. Поздороваться с зайчиком высоким и низким голосом. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: Упражнение.

Опыт развития чувств и эмоций посредством музыкальных занятий в ДОУ «…Прекрасное побуждает доброе» (Д. Б. Кабалевский). «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира» (В. А. Сухомлинский).

Классификация театрализованных игр Как правило, дошкольники бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли.

Цель: Пробудить эмоциональную отзывчивость в детях на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Конспект Доминантного музыкального.

Занятие по развитию музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах. МБДОУ д/с №118 2010 год.

Консультация «Классификация игр с правилами» Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического.

Одарённые дети: понятие, классификация, проблемы Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически.

Статья. Виды и типы музыкальных занятий .

Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т.д. В зависимости от состава детей занятия подразделяют на следующие виды: фронтальные (объединяющие всю возрастную группу), групповые (большие группы по 4 - 7 детей), индивидуальные, объединенные (занимаются 2 - З возрастные группы). В зависимости от содержания занятий они могут быть тематическими (в старших группах) и комплексными 14 . Каждый из видов занятий отвечает общим задачам музыкального воспитания и имеет свои специфические задачи, это все отражается в перспективном и календарном планах. Соотношение указанных видов занятий в возрастной группе детского сада определяется учебно-воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем их музыкального развития и интересов, степенью усвоения программного материала, конкретными условиями жизни данной возрастной группы и всего учреждения в целом. Структура музыкальных занятий, имеющая в практике некоторую стабильность, может и должна варьироваться в зависимости от учебных, воспитательно-образовательных задач, степени усвоения детьми музыкального материала, а также общего психофизического состояния детей. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические (а фронтальные бывают еще и комплексными) в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличие темы. Детей принимают в дошкольное учреждение с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятия 5 - 10 минут. Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желании подпевать, двигаться. Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой. Нужно всегда помнить, что уже в этом возрасте следует разнообразить музыкальные впечатления дошкольников. Они должны накапливать опыт слушания и классических произведений, как созданных произведений специально для детей, так и коротких произведений или небольших фрагментов классической музыки разных времен, близкой детям по эмоционально-образному содержанию. Важно вызвать у ребенка радость общения с музыкой, соответствующие ее характеру эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как знакомые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений. Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика. Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие, - восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание. Педагог должен поощрять малейшие музыкальные проявления малышей, одобрять их действия, согласующиеся с музыкой, тактично поправлять ошибки.

Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, педагог советует родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии или музыкальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах. С одаренными детьми он проводит особые индивидуальные занятия, консультирует родителей. Индивидуальные музыкальные занятия с детьми строятся на основе тщательного изучения педагогом возрастных и типологических особенностей детей, анализа их поведения и деятельности в коллективе, учете уровня их физического, умственного и эстетического развития, эмоционально жизненного тонуса. Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся не только с детьми раннего возраста и младшего дошкольного возраста , когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно, но также во всех возрастных группах. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один из видов деятельности. Занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности . В этом случае оно включает различные виды музыкальной деятельности. Индивидуальные доминантные занятия необходимы при обучении игре на музыкальных инструментах. Сведения об инструментах, некоторые способы игры на них, подготовительные упражнения на различения высоты звуков даются всей группе детей, начиная с младшего возраста. Музыкальные занятия с небольшими группами проводятся с детьми, у которых недостаточно развиты слуховые представления, музыкально - ритмическое чувство, с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся действовать в коллективе сверстников. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех отсталых детей. На таких занятиях решаются задачи музыкально-сенсорного развития детей, обучения различным способам выполнения музыкальных заданий по пению, музыкально-ритмическим движениям, игре в ансамбле на детских музыкальных инструментах, творческие музыкальные задачи. Музыкальные объединенные групповые занятия проводятся эпизодически. Они организуются педагогом в целях установления слаженности коллективного исполнения песен, танцев, шествия детей при входе на праздник. Проверяется общая слаженность движений для праздничного шествия, входа: начало движения после вступления к маршу, поочередный выход отдельных групп, размещение в зале и т.д. Все виды музыкальных занятий представляют собой учебный, развивающий воспитательно-образовательный комплекс целенаправленной, различно организуемой музыкальной деятельности детей. Все виды этой деятельности оказывают на ребенка эмоционально - эстетическое воздействие, создают особую заинтересованность в процессе обучения, воспитывают у детей любовь к музыке, стремление к музыкальному исполнительству и творчеству 15 .

Типовое занятие . Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения). Вместе с тем использовать все виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-30 минут (в зависимости от возраста) зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным. Обучение игре на музыкальных инструментах и творческие задания требует на занятиях и вне их много времени. Ссылаясь на его недостаток, музыкальные руководители редко обращаются к этим видам деятельности. Необходимо тщательно продумывать очередность заданий. Например, петь после пляски трудно из-за неустановившегося дыхания, поэтому перед пением нужно снизить двигательную активность спокойными движениями или другими видами деятельности. Задания, требующие эмоциональной и умственной активности. Сосредоточенности, лучше давать в начале занятия. Ребятам трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Необходимо «собрать» их внимание, успокоить. Важно регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки. Педагог должен даже по ходу занятия изменить запланированную им структуру, если он чувствует, что интерес угасает или дети перевозбуждены. Дошкольников, проявляющих склонности к отдельным видам музыкальной деятельности, объединяют в подгруппы. Это позволяет уделять большое внимание одаренным детям 16 .

Тематическое занятие . Если занятие объединено темой, взятой из жизни, или собственно музыкальной темой , оно носит тематический характер. Выделяют три разновидности этих занятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные - в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника. Вместо концерта, подготовленного силами детей, на таком занятии педагог рассказывает об из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. На занятии, связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное - с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Музыкально - тематическое занятие - еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т.д. Темы таких занятий могут быть различными. Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой , но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображения, дает простор творческой фантазии. В зависимости от сюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передавать в ней определенное настроение. Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях и в виде фрагментов. В младшей группе даже ритмическая разминка может быть дана образной форме. Поиски образных движений в воображаемой ситуации подготавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия. Все виды тематических занятий применяются в каждой возрастной группе. Различны лишь содержание репертуара, сведения о музыке 17 . Музыкальные занятия. Цель этого вида занятий - дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности. Все музыкальные или как их еще называют, комплексные занятия в дошкольном образовательном учреждении строятся на синтезе искусств. Раньше, занимаясь строго по Типовой программе Министерства образования, детский сад не мог объединить сразу несколько видов искусств в одном занятии, это не было предусмотрено программой. А сейчас на современном этапе детский сад выбирает себе ту модель воспитания дошкольника и ту программу, которая наиболее применима для материально-технического оснащения и уровня кадровой подготовки именно этого образовательного учреждения. Поэтому на музыкальных занятиях важно не формально, а продуманно объединять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Музыкальное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определенным сюжетом, и, наконец, темой может быть само искусство. Это многообразие тем обогащает содержание музыкальных занятий, предоставляет педагогу широкий выбор. Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, например «Времена года», «Сказочные персонажи», помогает проследить, как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить, как показан образ ранней весны , только просыпающейся природы и бурной, расцветающей, и отменить при этом наиболее яркие выразительные особенности художественного языка каждого вида искусства (звуки, краски, слова). Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют весну, водят весенние хороводы, читают стихи), а объединялась бы задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, например, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» (нежного, мечтательного), звучат строки из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» - «Не ветер бушует над бором...» (суровые, несколько торжественные), не соответствующие характеру музыки, но близкие ей по теме, необходимо обратить внимание детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута. На занятии, посвященном теме «Сказочные персонажи», интересно не только проследить, как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, го и сравнить несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему, например: пьесы «Баба-Яга» П. И.Чайковского из «детского альбома», «Баба-Яга» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и симфоническую миниатюру «Баба-Яга» А. К. Лядова или пьесы «Шествие гномов» Э. Грига и «Гном» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и др. На занятии по первой теме можно сравнить краски в живописи с тембрами музыкальных инструментов или некоторыми другими средствами выразительности (регистром, динамикой и их сочетания в высоком (светлом) регистре и низком (темпом), исполненные ярким, громким звуком и нежным, тихим, сопоставив эти средства музыкальной выразительности с интенсивностью цвета в живописи. Можно поговорить и о сочетании различных средств выразительности, например, сыграть детям произведения с одной динамикой (тихой), но в разных регистрах (высоком и низком), чтобы они услышали разницу в характере музыки. Тихое звучание в верхнем регистре создает нежный, светлый характер («Вальс» С. М. Майкапара), а в нижнем - таинственный, зловещий («Баба-Яга»

Доминантное занятие по элементарному музицированию

Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Прислушайтесь…
Что вы услышали?
Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным? Ответы участников

Жизнь была бы страшно скучной, если б жизнь была беззвучной…
Как прекрасно слышать Звук: шум дождя и сердца стук!
Да, мир без звуков был бы грустный, серый, скучный и невкусный.
Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им, музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры
персонажей. Помните, пьесу П.И.Чайковского «Баба яга»? Какая в ней музыка? Очень похоже на сказочную Бабу Ягу?
А как ярко музыкальные инструменты могут изобразить явления природы! С помощью литавр музыкант изображает раскаты грома; звуки флейты очень точно передают пение птиц; переливы арфы напоминают волнение воды. Звенит колокольчик.
Слышите, это волшебный колокольчик приглашает вас послушать произведение Антонио Вивальди «Зима» в исполнении оркестра. Вы послушайте и определите настроение, характер этого произведения, о чем рассказывает нам эта музыка, чьи голоса вы услышите в этой музыке? Слушание произведения, рассматривая зимние пейзажи (слайды), небольшая беседа.
Наверное, каждый из нас когда-нибудь мечтал научиться играть на музыкальном инструменте. Вы мечтали об этом, ребята? А как вы думаете, что для этого необходимо?
А есть ли у вас чувство ритма, музыкальный слух, умеете ли вы слушать музыку, мы сейчас проверим! А с помощью чего мы проверим, предлагаю отгадать:

Что за кирпичи квадратные,
Цветные и аккуратные? -
Словно краски в тюбиках,
Разноцветье... (кубиков )
Музыкально – ритмическая деятельность : «Ритмические кубики» под музыку «Полька Трик-Трак»
Молодцы! Вы замечательно справились с этим упражнением, а значит, каждый из вас может стать отличным музыкантом!
- Но, какой же музыкальный инструмент выбрать?
- На чём бы вы хотели научиться играть?
Чтобы нам лучше разобраться и больше узнать про это, я приглашаю вас в «Музей музыкальных инструментов». Посмотрите, перед вами целая выставка! Какие же инструменты вы видите? Перечисляют инструменты
Игра «Угадай, что звучит!»
Ах, как здесь интересно! Наверное, инструменты очень обрадовались тому, что на них обратили внимание. Давайте обрадуем их ещё больше и споём о них песенку.
Вокальная деятельность : «Этот ритм повторяй!»
Эй, друг
Не зевай

Этот ритм
Повторяй

1. Палочками - клавесами
Будем мы стучать.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!

2. Бубны будем мы трясти,
В бубны ударять.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!

3. Наш приятель ксилофон
Не привык молчать.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!

4. Этот звонкий треугольник
Не даёт скучать.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!
Ой, посмотрите, а что же среди всех инструментов делают эти 2 камня? Как вы думаете?
Давным-давно у людей не было ничего! Их окружала только прекрасная, нетронутая рукой человека, чистая природа.
Музыкально-ритмическое упражнение «Цветы и бабочки»
Древний человек, увидав всю эту красоту, находясь в хорошем настроении, поднял с земли камни и начал отстукивать ритм. А второй человек, услыхав, стал повторять этот ритм.
Игровая деятельность : «Эхо»
Прошло время…. Люди изобретали всё новые и новые инструменты, которые разделили на группы. Кто мне скажет, на какие?
Дидактическая игра «Четвертый лишний»

А теперь отгадайте загадку:
Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.
Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.
Не приучен он к порядку, или делает зарядку?
С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это…… дирижер
Игра «Дирижер и оркестр»
С помощью музыкальных инструментов, можно и рассказывать сказки. Я вам сейчас расскажу сказку про зайчишку-трусишку, а вы не зевайте, инструменты разбирайте и мне помогайте!
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!
Испугался заяц и бежать.
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!
Бросился заяц бежать.
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!
Побежал заяц из леса к речке.
А на берегу речки лягушки сидели.
Увидели они зайца и прыг в воду.
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

А теперь на минуточку представьте, что все-все музыкальные инструменты исчезли из нашей жизни! На чем же мы будем играть? Я кажется, придумала. Помните, в начале нашей встречи я вам говорила, что может звучать все, что нас окружает. Есть немало предметов, которые издают интересные звуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты. Сейчас я вам расскажу об этом сказку.

Сказка «Чей голос лучше»
- Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?
«У нас просто волшебный голос» - сказали большие хрустальные бокалы.
- И они зазвенели… (Звон бокалов)
- У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились.
- Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели. (Бренчание маленькой ложечки в стакане)
- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла. (Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т.д.)
- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест? - И он зашелестел. (Шуршание пакета)
- Разве это музыка? – Закричали баночки из-под кетчупа. Тебя же почти не слышно!
Вот как надо играть! – И они громко-громко зашумели… (Бутылочки с крупой)
- А мы тоже можем громко играть! И наш голос самый красивый! - сказали ложки и громко застучали. (Стук ложек)
- Голос громкий, но не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас! - И они зазвонили, как колокол. (Удары крышек)
А в это время оказывается за дверью стояла девочка Катенька и всё слышала. Она закричала: «Мама, бабушка, я нашла музыкальные инструменты! Скорее идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали играть под музыку. И это получился самый интересный оркестр!
А вдруг даже нет посуды? Как же можно сыграть музыку? С помощью нашего тела
Игра «Звучащее тело»
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. И я за старание награжу вас медальками «Лучший музыкант»

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Рубрика (тематическая категория) Музыка

В младшем возрасте занятия по подгруппам постепенно приобретают более четкую структуру. Отдельные виды музыкальной деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным. Во второй младшей группе они уже проводятся со всœей группой детей и имеют всœе разновидности фронтальных занятий. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам продолжают проводиться по мере крайне важно сти. В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия. Οʜᴎ делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Типовые занятия. Вариативность их структуры. Типовые фронтальные занятия включают всœе виды музыкальной деятельности: восприятие (раздел занятия ʼʼСлушание музыкиʼʼ и восприятие произведений по ходу занятия), исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах), музыкально-образовательный вид (сведения о музыке и способах ее исполнения).

Вместе с тем использовать всœе виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-30 минут (в зависимости от возраста) зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но крайне важно постоянно варьировать ее. Любое однообразие притупляет интерес, в т.ч. одно и то же построение занятия.

Рассмотрим вариативность структуры фронтальных занятий.

Уже вход детей на занятие в зал должна быть различным - под звучание марша (или танца) и без музыки. Предпочтительнее, чтобы ребята входили под музыку, но возможен и другой вариант.

В случае если дети входят в зал под звуки марша, важно проследить, чтобы уже с этого момента они прислушивались к музыке и согласовывали ходьбу с ее звучанием. Характер движений во вводной ходьбе может меняться (ходьба спортивным шагом, спокойная, умеренно бодрая, высоко поднимая колени, со сменой направления движений и т. д.). В разделœе ʼʼМетоды развития музыкального восприятияʼʼ были рассмотрены приемы, активизирующие слуховое внимание детей (контрастное сопоставление фрагментов маршей, беседа и т. д.). Чтобы поддерживать интерес к обучению, марши, звучащие в начале и в конце занятия, через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время нужно менять, так как постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоциональные реакции детей, музыка начинает восприниматься ими как привычный звуковой фон.

Далее следуют музыкально-ритмические упражнения. В случае если до занятия ребята мало двигались, эти упражнения позволяют им сменить вид деятельности. Движения под музыку, согласующиеся с ее характером, активизируют музыкальное восприятие, слуховое внимание. В этом разделœе занятия дети под руководством педагога стремятся выразительно выполнить знакомые движения в соответствии с настроением музыки, запомнить их, чтобы затем использовать в танцах, обучаются новым движениям.

После этого дети садятся, и педагог переходит к другим разделам: ʼʼСлушание музыкиʼʼ, ʼʼПениеʼʼ, ʼʼИгра на музыкальных инструментахʼʼ, включая творческие задания.

Завершается занятие танцем или игрой. Иногда в конце за таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.

При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).

Занятие не будет статичным, в случае если вы включите в него народные игры с пением, хороводы.

Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. По этой причине рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

В случае если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

На доминантных занятиях необязательно привлекать всœе виды музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

В случае если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и всœе задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения. Доминантные занятия могут иметь определœенную тему или сюжет. Οʜᴎ проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их начиная со второй младшей группы.

\^ Тематические занятия. Выделяют три разновидности этих занятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные - исходя из характера избранной темы, наличия сюжета.

Тема должна быть взята из жизни и связана с музыкой (собственно тематическое занятие), к примеру: ʼʼОсеньʼʼ, ʼʼПрирода и музыкаʼʼ и т. д. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника.

Вместо концерта͵ подготовленного силами детей, на таком занятии педагог рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. Произведения звучат и на фортепиано, и в грамзаписи. Ребята могут исполнить свои любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

На занятии, не связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное - с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. К примеру, на занятии ʼʼПрирода и музыкаʼʼ важно подобрать выразительный музыкальный репертуар (уже знакомые произведения и новые). Детям раскрывают изобразительные и выразительные возможности музыки, объясняют, как музыкальными средствами можно отразить различные жизненные явления, передать настроение, созвучное картинœе природы: любование ее красотой, завороженность (ʼʼРосинкиʼʼ С. М. Майкапара), тревогу, смятение (ʼʼЗимнее утроʼʼ П. И. Чайковского), могущество, силу (ʼʼМореʼʼ Н. А. Римского-Корсакова), чистоту, нежность, беззащитность (ʼʼПодснежникʼʼ П. И. Чайковского из цикла ʼʼВремена годаʼʼ) и т. д.

Музыкально-тематическое занятие еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т. д. Темы таких занятий бывают различными: ʼʼТемп в музыке и его выразительное значениеʼʼ, ʼʼТембр в музыкеʼʼ, ʼʼРегистрʼʼ, ʼʼДинамикаʼʼ, ʼʼИнтонация в музыке и речиʼʼ, ʼʼНародные музыкальные инструментыʼʼ, ʼʼИнструменты симфонического оркестраʼʼ, ʼʼРусская народная песняʼʼ и т. д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединœено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии.

Дети всœегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы. Фрагменты классической музыки изобразительного характера усиливают впечатление необычности обстановки, дают толчок творчеству (ʼʼУтроʼʼ, ʼʼВ пещере горного короляʼʼ Э. Грига, ʼʼМореʼʼ Н. А. Римского-Корсакова, ʼʼМарш Черномораʼʼ М. И. Глинки и др.).

Учитывая зависимость отсюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых крайне важно не только сочинить мелодию, но и передать в ней определœенное (заданное) настроение: ʼʼСпой свой марш так, чтобы нас не услышали злые волшебники, но так, чтобы нам было не страшно выбираться из темной пещерыʼʼ, ʼʼСколько налетело комаров! Давайте сочиним веселую полочку и спляшем, чтобы отогнать ихʼʼ (музыкальный руководитель Н. Н. Хаочева. Москва).

Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое. Тема должна быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определœенным сюжетом, и, наконец, темой должна быть само искусство.

Это многообразие тем обогащает содержание комплексных занятий, предоставляет педагогу широкий выбор.

Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, к примеру ʼʼВремена годаʼʼ, ʼʼСказочные персонажиʼʼ, помогает проследить, как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить, как показан образ ранней весны, только просыпающейся природы и бурной, расцветающей, и отметить при этом наиболее яркие выразительные особенности художественного языка каждого вида искусства (звуки, краски, слова).

Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют весну, водят весенние хороводы, читают стихи), а объединялась бы задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. В случае если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединœены общей темой, к примеру, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского ʼʼНа тройкеʼʼ из цикла ʼʼВремена годаʼʼ (нежного, мечтательного), звучат строки из поэмы Н. А. Некрасова ʼʼМороз, Красный носʼʼ - ʼʼНе ветер бушует над бором...ʼʼ (суровые, несколько торжественные), не соответствующие характеру музыки, но близкие ей по теме, крайне важно обратить внимание детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута.

Поиски образных движений в воображаемой ситуации подготавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия.

Все виды тематических занятий применяются в каждой возрастной группе. Различны лишь содержание репертуара, сведения о музыке.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ" 2017, 2018.