Крупнейшие меценаты современной россии. Благотворительность в россии на примере купцов морозовых Люди особых нравственных качеств

Меценатство… Слово не совсем привычное для нас. Все его слышали хотя бы раз в жизни, но правильно объяснить суть этого термина под силу далеко не каждому. И это печально, поскольку Россия всегда славилась тем, что благотворительность и меценатство составляли неотъемлемую часть ее давних традиций.

Что такое меценатство?

Если спросить любого встречного, что такое меценатство, мало кто сможет вот так, сходу, дать вразумительный ответ. Да, все слышали о состоятельных людях, оказывающих финансовую помощь музеям, детским детским спортивным организациям, начинающим художникам, музыкантам и поэтам. Но вся ли оказанная помощь является меценатством? Есть ведь еще благотворительность и спонсорство. Как отличить эти понятия друг от друга? Разобраться в этих непростых вопросах и поможет данная статья.

Меценатство - это материальная или иная другая безвозмездная поддержка физических лиц, оказываемая организациям, а также представителям культуры и искусства.

История возникновения термина

Своим происхождением слово обязано реальному историческому лицу. Гай Цильний Меценат - вот чье имя стало нарицательным. Знатный римский вельможа, соратник императора Октавиана, прославился тем, что оказывал помощь талантливым поэтам и писателям, преследуемым властью. Он спас от смерти автора бессмертной «Энеиды» Вергилия и многих других деятелей культуры, чьи жизни находились под угрозой по политическим мотивам.

Были в Риме и другие покровители искусства, кроме Гая Мецената. Почему же именно его имя стало нарицательным и превратилось в современный термин? Дело в том, что все остальные богатые благотворители отказались бы заступаться за опального поэта или художника из-за страха перед императором. Но Гай Меценат имел на Октавиана Августа очень сильное влияние, и не боялся идти против его воли и желания. Он спас Вергилия. Поэт поддерживал политических противников императора и из-за этого впал в немилость. И единственный, кто пришел ему на помощь, - Меценат. Поэтому имя остальных благодетелей затерялось в веках, а он навсегда остался в памяти тех, кому бескорыстно помогал всю жизнь.

История возникновения меценатства

Точную дату появления меценатства назвать невозможно. Неоспоримым является лишь тот факт, что потребность в оказании помощи представителям искусства со стороны наделенных властью и богатством людей была всегда. Причины оказания такой помощи были различными. Кто-то действительно любил искусство и искренне пытался помочь поэтам, художникам и музыкантам. Для других богачей это было или данью моде, или желанием показать себя щедрым дарителем и покровителем в глазах остального общества. Власть же старалась оказывать покровительство представителям искусства с целью держать их в подчинении.

Таким образом, появилось меценатство в период после возникновения государства. И в эпоху античности, и в Средние века поэты и художники находились в зависимом положении от представителей власти. Это было практически домашнее рабство. Сохранялось такое положение вплоть до распада феодального строя.

В период абсолютной монархии меценатство приобретает форму пенсий, наград, почетных званий, придворных должностей.

Благотворительность и меценатство - есть ли разница?

Существует некоторая путаница с терминологией и понятиями меценатства, благотворительности и спонсорства. Все они предполагают оказание помощи, но разница между ними все-таки довольно существенная, и проводить знак равенства будет ошибкой. Стоит подробнее рассмотреть вопрос терминологии. Из всех трех понятий наиболее отличаются друг от друга спонсорство и меценатство. Первый термин означает оказание помощи на определенных условиях, или вложение средств в какое-либо дело. Например, оказание поддержки художнику может осуществляться при условии создания портрета спонсора или упоминания его имени в СМИ. Проще говоря, спонсорство предполагает получение какой-либо выгоды. Меценатство - это бескорыстная и безвозмездная помощь искусству и культуре. Меценат не ставит во главу угла получение для себя дополнительной выгоды.

На очереди следующая тема - благотворительность. Она очень близка понятию меценатства, а разница между ними едва заметна. Это оказание помощи нуждающимся, и главным мотивом здесь выступает сострадание. Понятие благотворительности очень широко, и меценатство выступает в качестве ее специфического вида.

Почему люди занимаются меценатством?

Русские благотворители и меценаты всегда отличались от западных своим подходом к вопросу оказания помощи представителям искусства. Если говорить о России, то здесь меценатство - это материальная поддержка, которая оказывается из чувства сострадания, желания помочь без извлечения какой-либо выгоды для себя. На Западе же присутствовал момент извлечения пользы от благотворительности в виде снижения налогов или освобождения от них. Поэтому говорить здесь о полном бескорыстии невозможно.

Почему же с XVIII века российские меценаты все активнее начинают покровительствовать искусству и науке, строить библиотеки, музеи и театры?

Главной движущей силой здесь выступали следующие причины - высокая нравственность, мораль и религиозность меценатов. Общественное мнение активно поддерживало идеи сострадания и милосердия. Правильные традиции и религиозное воспитание привели к такому яркому явлению в истории России, как расцвет меценатства в конце XIX - начале XX веков.

Меценатство в России. История возникновения и отношение государства к такого рода деятельности

Благотворительность и меценатство в России имеют давние и глубокие традиции. Связывают их в первую очередь со временем появления в Киевской Руси христианства. В то время благотворительность существовала в качестве личной помощи нуждающимся. В первую очередь такой деятельностью занималась церковь, открывая странноприимные дома для престарелых, инвалидов и немощных, и больницы. Начало благотворительности положил князь Владимир, официально обязав заниматься церковь и монастыри общественным призрением.

Следующие правители России, искореняя профессиональное нищенство, вместе с тем продолжали заботиться об истинно нуждающихся. Продолжали строиться госпитали, богадельни, детские дома для незаконнорожденных и душевнобольных.

Благотворительность в России успешно развивалась благодаря женщинам. Особенно отличились в деле оказания помощи нуждающимся императрицы Екатерина I, Мария Федоровна и Елизавета Алексеевна.

История меценатства в России начинается с конца XVIII века, когда оно становится одной из форм благотворительности.

Первые русские меценаты

Первым меценатом в был граф Александр Сергеевич Строганов. Один из крупнейших землевладельцев страны, граф больше всего прославился как щедрый благотворитель и коллекционер. Очень много путешествуя, Строганов увлекся составлением коллекции картин, камней и монет. Много времени, средств и сил граф уделял развитию культуры и искусства, оказывал помощь и поддержку таким знаменитым поэтам, как Гавриил Державин и Иван Крылов.

До конца своей жизни граф Строганов состоял бессменным президентом Императорской Академии художеств. Одновременно он курировал Императорскую Публичную библиотеку и был ее директором. Именно по его инициативе началось строительство Казанского собора с привлечением не иностранных, а русских архитекторов.

Такие люди, как Строганов, открыли путь последующим меценатам, бескорыстно и искренне помогающим развитию культуры и искусства в России.

Знаменитая династия Демидовых, основоположников металлургического производства России, известна не только огромным вкладом в развитие промышленности страны, но и своей благотворительностью. Представители династии опекали Московский университет и основали стипендию для студентов из Ими было открыто первое коммерческое училище для купеческих детей. Постоянно помогали Демидовы Воспитательному дому. Одновременно они занимались собранием художественной коллекции. Она стала самой крупной в мире из частных собраний.

Еще один знаменитый покровитель и меценат XVIII века - граф Он был настоящим ценителем искусства, особенно театрального.

В свое время он был скандально знаменит женитьбой на собственной крепостной, актрисе домашнего театра Прасковье Жемчуговой. Она рано скончалась и завещала своему мужу не бросать дело благотворительности. Граф Шереметев выполнил ее просьбу. Часть капитала он потратил на помощь ремесленникам и бесприданницам-невестам. По его инициативе началось строительство Странноприимного дома в Москве. Также он вкладывал деньги в строительство театров и храмов.

Особый вклад купечества в развитие меценатства

Многие сейчас имеют совершенно неправильное мнение о русском купечестве XIX-XX веков. Оно сформировалось под влиянием советских фильмов и литературных произведений, в которых упомянутый слой общества выставлен был самым неприглядным образом. Все купцы поголовно выглядят малообразованными, сосредоточенными исключительно на получении прибыли любым путем людьми, при этом начисто лишенными сострадания и милосердия к ближним. Это в корне неверное представление. Конечно, исключения всегда есть и будут, но в большинстве своем купцы составляли самую образованную и информативную часть населения, не считая, конечно же, дворянства.

Но среди представителей знатных родов благодетелей и меценатов можно было пересчитать по пальцам. Благотворительность в России - целиком и полностью заслуга именно купеческого сословия.

Выше уже кратко упоминалось, по какой причине люди начинали заниматься меценатством. Для большинства купцов и фабрикантов благотворительность превратилась практически в образ жизни, стала неотъемлемой чертой характера. Здесь играл роль тот факт, что многие зажиточные купцы и банкиры являлись потомками старообрядцев, для которых характерно было особое отношение к деньгам и богатству. И отношение русских предпринимателей к своей деятельности было несколько иным, чем, например, на Западе. Для них богатство - это не фетиш, торговля - не источник наживы, а скорее некая обязанность, возложенная Богом.

Воспитанные на глубоких религиозных традициях, русские предприниматели-меценаты считали, что богатство дается Богом, а значит, за него нужно нести ответственность. Фактически они полагали, что обязаны заниматься оказанием помощи. Но это не было принуждением. Все делалось по зову души.

Знаменитые русские меценаты 19 века

Этот период считается расцветом благотворительности в России. Начавшийся бурный экономический рост способствовал поражавшему воображение размаху и щедрости богатых людей.

Известные меценаты XIX-XX веков - сплошь представители купеческого сословия. Самые яркие представители - Павел Михайлович Третьяков и его менее известный брат Сергей Михайлович.

Надо сказать, что купцы Третьяковы не обладали значительным богатством. Но это не мешало им бережно собирать картины знаменитых мастеров, тратя на них серьезные суммы. Сергей Михайлович больше интересовался западноевропейской живописью. После его смерти завещанная брату коллекция вошла в собрание картин Павла Михайловича. Появившаяся в 1893 году художественная галерея носила имя обоих замечательных русских меценатов. Если говорить только о коллекции картин Павла Михайловича, то за всю жизнь меценат Третьяков потратил на нее около миллиона рублей. Невероятная по тем временам сумма.

Начал собирать свою коллекцию русской живописи Третьяков еще в молодости. Уже тогда у него была точно поставленная цель - открыть национальную общественную галерею, чтобы любой желающий мог бесплатно посетить ее и приобщиться к шедеврам русского изобразительного искусства.

Братьям Третьяковым мы обязаны великолепным памятником русскому меценатству - Третьяковской галереей.

Меценат Третьяков был не единственным покровителем искусства в России. Савва Иванович Мамонтов, представитель известной династии, является основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России. Он не стремился к известности и совершенно равнодушно относился к наградам. Единственной его страстью была любовь к искусству. Савва Иванович сам был глубоко творческой натурой, и занятие предпринимательством его очень тяготило. По мнению современников, он сам мог стать и великолепным оперным певцом (ему даже предлагали выступать на сцене итальянского оперного театра), и скульптором.

Свое имение Абрамцево он превратил в гостеприимный дом для русских художников. Здесь постоянно бывали Врубель, Репин, Васнецов, Серов, а также Шаляпин. Всем им Мамонтов оказывал финансовую помощь и покровительство. Но самую большую поддержку меценат оказывал театральному искусству.

Мамонтова его родственники и партнеры по бизнесу считали глупой блажью, но это не останавливало его. Под конец жизни Савва Иванович оказался разорен и едва избежал тюрьмы. Он был полностью оправдан, но заниматься предпринимательством уже не мог. До конца жизни его поддерживали все те, кому он в свое время бескорыстно помогал.

Савва Тимофеевич Морозов - удивительный по скромности меценат, который помогал Художественному театру с условием, что его имя не будет упоминаться по этому поводу в газетах. И остальные представители этой династии оказывали неоценимую помощь в развитии культуры и искусства. Сергей Тимофеевич Морозов увлекался русским декоративно-прикладным искусством, собранная им коллекция составила центр Кустарного музея в Москве. Иван Абрамович был покровителем никому не известного тогда Марка Шагала.

Современность

Революция и последующие за ней события прервали замечательные традиции русского меценатства. И после распада Советского Союза прошло немало времени, прежде чем появились новые меценаты современной России. Для них меценатство - это профессионально организованная часть деятельности. К сожалению, тема благотворительности, которая из года в год становится все популярнее в России, крайне скупо освещается в СМИ. Широкой публике становятся известны лишь единичные случаи, а большая часть работы спонсоров, меценатов и благотворительных фондов проходит мимо населения. Если сейчас спросить любого встречного: "Какие современные меценаты вам известны?", вряд ли кто-нибудь ответит на этот вопрос. А между тем таких людей нужно знать.

Среди предпринимателей России, активно занимающихся благотворительностью, в первую очередь стоит отметить президента холдинга «Интеррос» Владимира Потанина, который в 2013 году объявил о том, что все свое состояние завещает на благотворительные цели. Это было по-настоящему ошеломляющим заявлением. Он основал фонд, носящий его имя, который занимается большими проектами в области образования и культуры. Являясь Председателем попечительского совета Эрмитажа, он уже пожертвовал ему 5 миллионов рублей.

Олег Владимирович Дерипаска, один из влиятельных и богатейших предпринимателей России, является основателем благотворительного фонда «Вольное дело», который финансируется из личных средств бизнесмена. Фонд провел более 400 программ, бюджет которых составил в целом почти 7 миллиардов рублей. Занимается благотворительная организация Дерипаски деятельностью в сфере образования, науки и культуры, спорта. Также фонд оказывает помощь Эрмитажу, многим театрам, монастырям и образовательным центрам по всей территории нашей страны.

В роли меценатов в современной России могут выступать не только крупные бизнесмены, но также чиновники и коммерческие структуры. Благотворительностью занимаются ОАО "Газпром", АО "Лукойл", КБ "Альфа Банк" и многие другие компании и банки.

Особо хочется отметить Дмитрия Борисовича Зимина, основателя ОАО «Вымпел-Коммуникации». С 2001 года, добившись устойчивой прибыльности компании, он отошел от дел и полностью посвятил себя благотворительности. Им были основаны премия «Просветитель» и фонд «Династия». По словам самого Зимина, весь свой капитал он передал на дело благотворительности совершенно безвозмездно. Созданный им фонд занимается поддержкой фундаментальной науки России.

Конечно, современное меценатство не достигло того уровня, который наблюдался в «золотые» годы XIX века. Сейчас оно носит обрывочный характер, тогда как благотворители прошлых столетий оказывали культуре и науке планомерную поддержку.

Есть ли будущее у меценатства в России?

13 апреля отмечается замечательный праздник - День благотворителя и мецената в России. Дата приурочена ко дню рождения Гая Мецената, римского покровителя поэтов и художников, чье имя и стало нарицательным словом «меценат». Инициатором праздника стал Эрмитаж в лице его директора М. Пиотровского. Этот день получил и второе название - День спасибо. Впервые его отметили в 2005 году, и хочется надеяться, что и в дальнейшем он не потеряет своей актуальности.

Сейчас наблюдается двусмысленное отношение к меценатству. Одной из главных причин этого является неоднозначное отношение к состоятельным людям в существующих сегодня условиях все более сильного расслоения общества. Никто не оспаривает того, что зачастую богатство наживается не совсем приемлемыми для большинства населения способами. Но есть среди числа богатых людей и те, кто отдает миллионы на развитие и поддержание науки и культуры и другие благотворительные цели. И было бы замечательно, если бы государство озаботилось тем, чтобы имена современных российским меценатов стали известны широкому кругу населения.

Дата публикации или обновления 01.05.2017


Общественное призрение как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему стало развиваться в европейских странах в XVI веке. До этого времени помощь бедным считалась обязанностью церкви. Следуя заповедям христианской религии, она щедро раздавала милостыню, побуждая к тому же и свою паству. В России помощь бедным оказывалась путём также церковной благотворительности. Однако церковь не преследовала цель искоренить нищенство и главной задачей считала спасение душ и подготовку верующих к загробной жизни, видя в милостыне средство, обеспечивающее добрым людям вечное блаженство; точно так же на милостыню смотрела и паства.

Русский историк В.О. Ключевский писал: «Древнерусский благотворитель, «христолюбец» менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель». Под влиянием подобных воззрений помощь бедным оказывалась в широких размерах, но, вместе с тем, без всякого разбора.

Массовое нищенство и бродяжничество, возникшее в Московии в XVI - XVII вв. как результат войн, голодных лет и внутренних усобиц, побудило правительство подумать об организации государственного призрения бедных.

Впервые об этом заговорил Иван Грозный : на Стоглавом соборе 1551 года он призывал в каждом городе строить богадельни и больницы. Спустя столетие, в царствование Алексея Михайловича , было принято «Соборное уложение» (1649 г.), куда вошли статьи об общественном призрении. Его сын, Фёдор Алексеевич, своим указом предписал «разобрать» в Москве увечных людей от притворных нищих, причём, первых - поместить в «двух шпитальных», а здоровым лентяям - дать работу. На церковном соборе 1681 года царь предложил патриарху и архиереям по примеру Москвы устроить убежище для нищих и в провинциальных городах. К этой же цели стремился и Пётр I , который в 1705 году указал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами, чтобы ловить бродячих нищих («ленивых прошаков») и наказывать: деньги у них отбирать, милостыни им не подавать, а подающих хватать и подвергать очень высокому штрафу - пять и десять рублей. Благотворители же должны были доставлять свои подаяния в богадельни, приюты для принятия «зазорных детей», существовавшие при церквах.

Более систематической (и успешной) оказалась филантропическая деятельность Екатерины II . Уже в 1763 году она учредила воспитательный дом.

Позднее императрица предписала принять меры к «пристройству безумных» и открытию в каждой из 26 епархий по одной богадельне. Всё предпринятое Екатериной II в начале правления явилось подготовительными шагами для организации в России общественного призрения, основание которому положил высочайший указ 7 ноября 1775 года. Согласно ему, во всех губерниях были учреждены приказы общественного призрения, которым поручалось устройство всевозможного рода благотворительных заведений, а именно: народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимых, домов для умалишённых, богаделен, работных и смирительных домов.

Эти приказы функционировали до введения в 1864 году земских учреждений, а во внеземских губерниях - до советского времени. Организованы они были на основе самостоятельности местных благотворительных учреждений, управления представителями местного населения (избранных обществом), обеспечения достаточными денежными средствами. Но именно последнее оказалось проблематичным, поскольку Приказам были отпущены ничтожные средства. Поэтому, кроме государственного финансирования, подведомственные Приказам учреждения разрешалось содержать на штрафные деньги с купцов, мещан, а также на частные пожертвования. Последнее прописывалось особо в 392 статье: «Частным людям, обществам и селениям не возбраняется учреждать от себя благотворительные заведения или к учреждённым уже что-либо прибавлять».

В развитие действовавшего указа Екатерины при её внуке Александре 4 января 1816 года был издан закон «О не принятии от порочных людей пожертвований и не награждении их за оные». Он ограничивал приём пожертвований только от «лиц благонадёжных» и предусматривал проверку личности жертвователя Министерством внутренних дел: какого он поведения, не был ли под судом или следствием.

Однако не только слабая финансовая база, но и плохая организация деятельности этих учреждений привели к тому, что в России призрение бедных продолжало, в большей степени, оставаться сферой частной благотворительности. Её корни уходили в давнее прошлое нашей страны. Перелистывая страницы истории, можно обнаружить яркие образы людей, для которых «делать добро» являлось девизом всей жизни. Например, в XVI веке известно имя Ульяны Осорьиной - вдовы зажиточного нижегородского дворянина. Она прославилась в веках своим «нищелюбием», опекая сирых и убогих, которые обращались к ней за помощью: кормила, обшивала, подавала милостыню.

В голодные годы она раздавала свои запасы, а в случае их нехватки продавала имущество и на вырученные деньги покупала хлеб голодающим. Бездонной кружкой, куда Осорьина прятала свои сбережения, стали для неё бедные, в числе которых оказалась и она в конце жизни. Но она не роптала на судьбу и, как отмечали современники, всегда была весела, оставаясь верной своему личному христианскому призванию служения миру и деятельной христианской любви. Достойным последователем Ульяны Осорьиной в XVII веке стал дворецкий царя Алексея Михайловича Ф.М. Ртищев, который в своей частной жизни главной задачей поставил служение страждущему. На личные средства он выкупал из крымского плена христиан, основал амбулаторный приют, богадельню , первую больницу в Москве для престарелых, слепых и калек.

Перед смертью Ртищев завещал дочери и зятю: «В память по мне будьте добры к моим мужикам, владейте ими льготно, не требуйте от них работ свыше силы и возможности потому, что они нам братья».

Как один из виднейших благотворителей известен Прокопий Акинфиевич Демидов (1710 - 1786 гг.) - представитель династии уральских горнозаводчиков. Получив громадные богатства по семейному разделу (четыре завода, десять тысяч душ крестьян, более десяти сёл и деревень, несколько домов), он в 1771 году передал 200 тыс. рублей на устройство «Родильного института» при Воспитательном доме.

Спустя год П.А. Демидов подарил этому учреждению собственный большой каменный дом на Донской улице, в приходе церкви Ризоположения. На его деньги в Москве были также возведены Коммерческое училище - первое в Европе, первый публичный ботанический сад (Нескучный сад с дворцом), в котором находилось около 2 тыс. сортов редких ботанических растений, собранных дарителем. По данным исследователей, П.А. Демидов за свою жизнь пожертвовал около полутора миллиона рублей на разные благотворительные цели.

Но, пожалуй, самым продуктивным, в плане благотворительности, был XIX век. И в этом немалая заслуга русского купечества, его лучших представителей: Морозовых, Третьяковых, Солдатенковых, Щукиных, Найдёновых, Хлудовых, чьи благие дела общеизвестны. Историк М.П. Погодин в 1856 году в Москве, на торжественном обеде, посвященном героическим защитникам Севастополя, сказал в адрес московских купцов слова, которые можно отнести ко всему российскому купечеству: «Московское купечество служит верно Отечеству своими трудами и приносит на алтарь его беспрерывные жертвы. Но наши купцы не охотники ещё до истории: они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа».

Столь же щедры на добрые дела были провинциальные купцы. Свою лепту в развитие благосостояния земляков внесло и коломенское купечество, представители его знаменитых фамилий: Кисловых, Шераповых, Шевлягиных, Щукиных, Ротиных, Тулиновых, Тупицыных, Рыжиковых и многих других. Именно о них и пойдёт наше повествование. О тех, кто, не помышляя о наградах, прославлял делами себя и свой край, заслужив тем почётное имя «благотворитель» (от исконно русского - «творящий благо»), слова полузабытого, к сожалению, в современном обществе. Наш сегодняшний интерес к ним - запоздалое признание потомками материальной и нравственной значимости их благих деяний.


С использованием материалов из книги «Коломенские благотворители», Л.Н. Рябкова, Издательский дом «Лига» , Коломна, 2009.

Меценат - лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. Название происходит от имени египтянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Августе.

«Его имя стало неспроста нарицательным - впервые в истории была реализована мощнейшая государственная политика, проводником которой и стал Меценат. Пользуясь поддержкой императора, Меценат направил значительную долю финансов, накопленных Римской империей, на поощрение и поддержку творческой индустрии. Так была создана система государственной финансовой поддержки культуры или мира искусств.

С помощью инвестиций в искусство решались политические задачи великого Рима, укрепление позиции и мощи Римской империи и её власти. Поэтому нельзя считать, что меценат - это бессребреник, который безвозмездно делает добро людям. Меценат - это тот, кто, поддерживая искусство, развивает духовность общества как необходимое условие реализации стоящих перед ним задач.» (Журнал «Мир искусств»)

Под словом «благотворительность» в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Для нуждающихся строились различные богоугодные заведения — больницы, приюты, школы, училища, богадельни. Благотворительность была одной из главнейших добродетелей христианства.

В дореволюционной России благотворительность обычно не включалась в государственные программы помощи бедным, ею занимались частные лица и общества помощи нуждающимся. Государственная же помощь обозначалась термином «призрение» (общественное призрение). Благотворительность была широко распространена в государственной и общественной жизни России.

XIX век – период расцвета благотворительности в России. Бурный рост экономики привел к появлению большого количества богатых людей. Среди них были такие, кто обладал не только большими деньгами, но и удивительными душевными качествами – щедростью, чувством сострадания и, одновременно, пониманием прекрасного.

Кто же они — самые известные меценаты в истории России?

В современной России на слуху всегда одни и те же фамилии: Третьяков, Мамонтов, Морозов. Но были и другие меценаты-благотворители, фамилии которых незаслуженно забыты. Им и посвящается эта статья.

Сергей Григорьевич Строганов

Сергей Строганов (1794–1882) – граф, государственный деятель, археолог, генерал, московский губернатор.

Всю жизнь числился на военной службе, проявил немалое мужество в Бородинском сражении, принимал участие в Крымской войне. Однако наиболее яркой и плодотворной была его деятельность на сугубо гражданском поприще. Российское просвещение многим обязано ему. Ко всему Сергей Григорьевич был еще и большим благотворителем.

Несмотря на то, что он находился в чине генерал-адъютанта и занимал высокие посты, Строганов был равнодушен к своей карьере. Он отличался сильным и независимым характером, умел твердо отстаивать свои убеждения, даже если они противоречили мнению высших лиц в государстве.

Благодаря своим душевным качествам и глубокой образованности Сергей Григорьевич был избран воспитателем сыновей императора, великих князей Николая, Александра, Владимира и Алексея Александровичей.

Многое удалось ему сделать для отчизны. Он основал первую в России бесплатную рисовальную школу. Она была доступна всем талантливым детям, независимо от их сословного происхождения. «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам» (ныне МГХПА им. С.Г. Строганова) была открыта в Москве 31 октября 1825 года. Семья Строгановых продолжала финансирование училища до 1917 г.

С 1835 до 1847 года он являлся попечителем Московского учебного округа и Московского университета. Этот период современники назвали «строгановским временем». В 1840 году Строганов проявил всю свойственную ему твердость характера и прогрессивность мышления, резко протестуя против секретного правительственного циркуляра, рекомендовавшего ограничить представителям низших сословий доступ к университетскому образованию.

В течении более чем 37 лет граф С. Г. Строганов был председателем «Московского общества истории и древностей Российских», основанного при Московском университете. Ежегодно он снаряжал на свои деньги научные археологические экспедиции на юг России. Результатом этих раскопок в Крыму стали богатые керченские клады и «скифское золото», ныне хранящиеся в Эрмитаже.

В 1859 основал Московское археологическое общество. Являлся председателем Императорской Археологической комиссии, располагавшейся в его петербургском дворце в течение 23 лет. По высочайшему поручению граф руководил многотомным изданием «Древностей Российского государства», выходившим в свет в 1837-1874 гг. На средства графа был отреставрирован Дмитриевский собор во Владимире. Строганов являлся автором ряда опубликованных работ по истории древнерусской архитектуры и археологии.

Состоял членом комиссии по строительству Храма Спасителя в Москве.

Занимался нумизматикой, оставил богатые коллекции русских монет и старинных икон.

Сын Сергея Григорьевича, Александр Сергеевич Строганов, также увлекался историей и археологией, являлся членом Петербургского археологического общества и был известным нумизматом. Его коллекция, состоящая из 35 000 средневековых европейских монет, сегодня находится в Эрмитаже. А основанный им племенной конный завод и ныне действует и известен как «Псковский конный завод».

К сожалению, судьба уготовила этому знатнейшему и прославленному роду горькую участь. Сегодня не осталось никого из рода Строгановых, кроме Элен Строгановой. Баронесса Элен де Людингаузен – единственная представительница этого славного и старинного рода. Она приходится правнучатой племянницей графа Сергея Григорьевича Строганова.

Родилась Элен 20 августа 1942 года в Париже. Ее бабушка княгиня Софья Васильчикова (дочь Ольги Строгановой – внучки Сергея Григорьевича) покинула Россию в конце 1917 года вместе с четырьмя дочерьми. В 1942 году у одной из дочерей Ксении и барона Андрея де Людингаузена, потомка обрусевших немцев (живших в России еще в XVI веке), родилась дочь Элен.

Долгие годы она работала у Ив Сен-Лорана директором его Дома моды. Сейчас на пенсии. Живет во Франции, в Париже. Занимается большой общественной и благотворительной деятельностью.

Александр Людвигович Штиглиц

Александр Людвигович Штиглиц в разное время состоял на высших должностях в министерстве финансов Российской империи.

Талантливый финансист, банкир, предприниматель, барон А.Л. Щтиглиц был самым богатым человеком в России в конце XIX века, одним из основателей Главного общества российских железных дорог, а так же директором Государственного банка. Барон строил Николаевскую, Петергофскую и Балтийскую железные дороги.

Капитал и звание придворного банкира унаследовал от отца, при посредничестве которого Николай I заключил договора о внешних займах более чем на 300 миллионов рублей, за что обрусевший немец получил титул барона. Имея 3 миллиона годового дохода, оставался столь же необщительным (стригший его четверть века парикмахер ни разу так и не услышал голоса своего клиента) и до болезненности скромным.

Отец его, миллионер и ревнитель просвещения, предназначал сына к ученому поприщу, к которому тот и чувствовал склонность. Получив еще дома прекрасное классическое образование, Штиглиц закончил его в Дерптском университете, где проявил большие способности к науке. Он увлекался древними языками, живописью, литературой. По окончании университета молодой человек много путешествовал по Европе, а вернувшись в Россию, поступил на государственную службу в Министерство финансов.

Александр Людвигович всю жизнь занимался финансовыми вопросами, но понимание проблем простых людей не было ему чуждым. Во время Крымской войны им были пожертвованы крупные суммы на нужды российского воинства: в 1853 году – в пользу Чесменской военной богадельни и в 1855 году – в пользу морских чинов, лишившихся имущества в Севастополе. Немалые средства были потрачены и на просвещение, на содержание воспитанников учебных заведений, на поддержания приюта в Коломне, основанного еще его отцом.

1 (13) января 1853 года, в день празднования 50-летнего юбилея торгового дома «Штиглиц и К°», молодой владелец фирмы щедро наградил и обеспечил на будущее время всех своих служащих, причём никто не был забыт, до артельщиков и сторожей включительно.

В 1858 году, одновременно с пожертвованием на сооружение памятника императору Николаю I в биржевом зале, Штиглиц внёс значительную сумму на содержание воспитанников в учебных заведениях столицы в память покойного императора.

После вступления в должность управляющего Государственным банком Штиглиц озаботился нуждами своих сослуживцев. При его ближайшем содействии, в 1862 году, была учреждена ссудо-сберегательная касса служащих в Государственном банке, затем в течение 3 лет подкреплял средства кассы пожертвованиями (оставляя в её пользу часть своего жалованья). В 1880-х годах депутатское собрание кассы придало этой сумме наименование «капитала имени барона А. Л. Штиглица». Из его процентов ежегодно выдавались пособия вдовам и сиротам членов кассы.

Кроме перечисленных учреждений, Штиглицем в разное время были облагодетельствованы и многие другие, в том числе на его пожертвования продолжал существование детский приют в Коломне, основанный его отцом.

Несомненно, Александр Людвигович любил прекрасное, хотя всю жизнь занимался лишь деланием денег. И не убеди его зять Александр Половцов, муж приемной дочери, что промышленности России без «ученых рисовальщиков» никак не выжить, не имели бы мы ни училища Штиглица, ни первого в России Музея декоративно-прикладного искусства (лучшая часть коллекций которого досталась потом Эрмитажу).

«Россия будет счастливой, когда купцы будут жертвовать деньги на учение и учебные цели без надежды получить медаль на шею», - считал статс-секретарь императора Александра III А. А. Половцов.

В 1876 году барон преподнес свой самый ценный подарок Санкт-Петербургу и России, отдав 1 млн. руб. на создание в родном городе училища промышленного дизайна – Центрального училища технического рисования (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, с 1953 по 1994 год институт назывался Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной, «Мухинское училище»). Так в Соляном переулке появилось здание в стиле неоренессанс, возведенное по проекту архитекторов Р.А. Гедике и А.И. Кракау, которое само по себе уже представляло собой произведение искусства.

Неотъемлемой частью Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии является Музей прикладного искусства. Залы музея стали культурно-просветительским, учебным и выставочным центром академии.

Дело в том, что промышленник Штиглиц собрал в этих залах лучшие образцы прикладного искусства со всего мира, на которые потратил целое состояние. На аукционах по всей Европе скупалась старинная мебель, предметы быта, гобелены. Все шедевры барон выставил в залах музея для того, чтобы будущие художники могли изучать только лучшие образцы искусства всех времен и народов, перенимая таким образом опыт признанных мастеров. В художественном убранстве тридцати двух залов музея нашли отражение почти все исторические эпохи и стили.

Сейчас Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица – один из самых именитых художественных вузов страны. Академию закончили многие художники, внёсшие значительный вклад в искусство и культуру России и других государств. Среди знаменитых выпускников – Адриан Владимирович Каплун, Анна Петровна Остроумова-Лебедева, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

Барон Штиглиц до конца своих дней регулярно выделял средства на содержание училища и после смерти завещал на его нужды крупную сумму денег, что способствовало его дальнейшему развитию.

24 октября (5 ноября) 1884 года Штиглиц скончался от воспаления лёгких и похоронен, по собственному желанию, в Ивангороде в церкви Святой Троицы, лично им сооружённой над могилой жены, для духовных нужд местного фабричного населения.

Завещание, оставленное Штиглицем, вообще представляет образец заботливости о созданных им учреждениях и лицах, находившихся к нему в каких бы то ни было более-менее близких отношениях.

Так, между прочим, в пользу служащих Государственного банка им было завещано 30 000 рублей; не были забыты и его личные служащие: любимый камердинер, например, получил 5000 рублей. Общая сумма, распределённая по завещанию Штиглица между разными лицами и учреждениями, достигала, по слухам, 100 млн. рублей (не считая недвижимости), однако в действительности была скромнее - около 38 млн. рублей.

Любопытно отметить, что, будучи человеком вполне независимым, капиталы которого охотно принимались во всех странах, Штиглиц помещал своё огромное состояние почти исключительно в русских фондах и на скептическое замечание одного финансиста о неосторожности подобного доверия к русским финансам однажды заметил:

«Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё своё состояние».

Солодовников Гаврила Гаврилович

Гаврила Гаврилович Солодовников (1826, Серпухов - 21 мая 1901, Москва) - один из наиболее богатых московских купцов и домовладельцев, мультимиллионер, хозяин магазина и театра в Москве, филантроп; отдавший на благотворительность более 20 миллионов рублей. На его средства построены театр на Большой Дмитровке (впоследствии Московский театр оперетты), клиника при медицинском факультете МГУ, ряд домов для бедных в Москве, сиротский приют, несколько училищ в четырёх губерниях России.

Сын торговца бумажным товаром, за отсутствием времени он плохо выучился писать и складно излагать мысли. В 20 стал купцом первой гильдии, в 40 - миллионером. Славился бережливостью и расчетливостью (доедал вчерашнюю гречку и ездил в экипаже, на котором в резину были обуты лишь задние колеса). Не всегда честно вел дела, но загладил это своим завещанием, отписав почти все миллионы на благотворительность.

Первым сделал взнос на строительство Московской консерватории: на его 200 тысяч рублей соорудили роскошную мраморную лестницу. Построил на Большой Дмитровке «концертный зал с театральной сценой для произведения феерий и балета» (нынешний Театр оперетты), в котором обосновалась Частная опера Саввы Мамонтова. Именно здесь впервые в Москве выступил молодой Федор Шаляпин, уже зарекомендовавший себя в провинциальных операх. С 1961 года и в настоящее время этот дом известен как Московский театр оперетты.

В эти же годы Гаврила Гаврилович решил заделаться дворянином. Для человека с таким состоянием, какое имелось у Солодовникова, это было несложно. Все прекрасно знали, как это делается. Желающий приходил в городскую управу и впрямую спрашивал, чем он мог бы помочь городу. Ему давали задание, он его выполнял, а город писал прошение на высочайшее имя, и прошение это обычно удовлетворялось. Так поступил и Солодовников.

Явившись в 1894 году в управу, он заявил, что хотел бы построить для города какое-нибудь полезное заведение. В управе сидели люди с чувством юмора. Они объяснили купцу, что городу сейчас ничто не нужно так сильно, как венерическая больница. Тонкость ситуации заключалась в том, что по традиции того времени объекту, подаренному городу, присваивалось имя дарителя. Следовательно, построенная Гаврилой Гавриловичем больница должна была называться «Клиника кожных и венерических болезней купца Солодовникова». Миллионер сразу понял, в чём здесь потеха, и от предложения отказался. Ещё три раза обращался он в управу, и всякий раз ему предлагали одно и то же.

Кончилось тем, что желание податься в аристократы победило. Клиника была построена и оборудована по самому последнему слову тогдашней науки и техники. Взамен Гаврила Гаврилович милостиво просил начальство не присваивать больнице его имя. Начальство согласилось.

Спустя некоторое время Солодовников за подарок городу получил орден на шею и прописался в дворянской книге. Ныне это Клиника кожных и венерических болезней при 1-м Московском медицинском институте; с 1990 года институт имеет иной статус и иное название - Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова. Поскольку за все последующие годы ничего иного сооружено не было, дело Гаврилы Гавриловича Солодовникова существует и по сей день.

Скончался 21 мая 1901 года, после длительной болезни. После смерти в начале прошлого века самого богатого из российских миллионеров и после оглашения его завещания артист Михаил Лентовский вспоминал: «Я же ведь его спрашивал: „Ну куда ты свои миллионы, старик, денешь? Что будешь с ними делать?“ А он мне: „Вот умру - Москва узнает, кто такой был Гаврила Гаврилович Солодовников! Вся империя обо мне заговорит“»

На момент смерти его состояние оценивалось в 20 977 700 рублей. Из них родственникам он завещал 830 000 рублей.

Больше всех, 300 000, получил старший сын и душеприказчик, член совета директоров Нижегородско-Самарского земельного банка Петр Гаврилович, а меньше всех - платье и нижнее белье покойного - младший сын, прапорщик царской армии Андрей. Так отец наказал сына за то, что тот отказался идти «по коммерческой линии».

Стоит сказать, что в своем завещании купец не забыл ни про кого. Сестре Людмиле было выделено 50 000 рублей, двоюродной сестре Любови Шапировой - 20 000, её дочерям - по 50 000, артельщику Пассажа Степану Родионову - 10 000, столько же писарю Михаилу Владченко. Кроме того, в завещании было упомянуто ещё огромное количество родственников, друзей, знакомых и даже просто земляков купца, и каждый был отмечен немаленькой суммой.

Однако подлинной сенсацией стала вторая часть завещания. По ней оставшиеся 20 147 700 рублей (около 200 миллионов долларов по сегодняшнему счету) Гаврила Гаврилович велел разбить на три равные части. Первую часть он приказал потратить на «устройство земских женских училищ в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях».

Вторую - «отдать на устройство профессиональных школ в Серпуховском уезде для выучки детей всех сословий и… на устройство там и содержание приюта безродных детей». Третью часть следовало отпустить «на строительство домов дешевых квартир для бедных людей, одиноких и семейных». Солодовников написал в завещании: «Большинство этой бедноты составляет рабочий класс, живущий честным трудом и имеющий неотъемлемое право на ограждение от несправедливости судьбы».

Распорядителем был назначен старший сын, Петр Гаврилович Солодовников.

Московская городская управа взялась за выполнение воли усопшего. Дома для одиноких и бедных постепенно все-таки стали возводиться - в районе 2-й Мещанской. Первый дом для одиноких, получивший название «Свободный гражданин», открылся 5 мая 1909 года, а два дня спустя - дом для семейных - «Красный ромб».


Дом дешевых квартир им. Солодовникова «Свободный гражданин»

Первый имел 1152 квартиры, второй - 183. Дома являли собой полный образец коммуны: в каждом из них имелась развитая инфраструктура с магазином, столовой, баней, прачечной, библиотекой, летним душем. В доме для семейных на первом этаже были расположены ясли и детский сад. Все комнаты были уже меблированы. Оба дома освещались электричеством, которым жильцы имели право пользоваться аж до 11 часов вечера.

Мало того, в домах были лифты, что по тем временам считалось почти фантастикой. И жилье было действительно немыслимо дешевым: однокомнатная квартира в «Гражданине» стоила 1 рубль 25 копеек в неделю, а в «Ромбе» - 2 рубля 50 копеек. Это при том, что средний московский рабочий зарабатывал тогда 1 рубль 48 копеек в день.

В Солодовниковском доме для семейных были 183 заранее меблированные однокомнатные квартиры, каждая площадью от 16 до 21 квадратного метра; на этаже находились 4 кухни с холодной и горячей водой, с отдельными столами для каждой семьи, с холодными кладовыми, русской печью, помещениями для сушки верхнего платья, а также комнатой для прислуги, убиравшей в доме; жильцы пользовались общей библиотекой, яслями, потребительской лавкой.

Известно, что в соответствии в русской традицией, первыми в «дома для бедных» въехали чиновники. Правда, довольно скоро дошла очередь и до обычных обывателей - трудового люда: рабочих, учителей и др.

Надо сказать, что и сам Петр Гаврилович не торопился и не проявлял рвения прощаться с миллионами отца. Вежливая переписка его с Московскими властями по поводу оставленного наследства была длительной, многолетней и не прекращалась вплоть до 1917 года.

В 1918 году дома и банковские счета были национализированы и солодовниковские благотворительные миллионы растворились в общей денежной массе молодого революционного государства. В дома дешевых квартир купца Солодовникова въехали советские и общественные организации. В 30-х годах «Красный ромб» занимал «Роспотребсоюз». Там была очень дешевая и качественная столовая, только вот обычных людей в неё не пускали.

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов

Портрет Юрия Степановича Нечаева-Мальцева. 1885 г. Художник Крамской ИИ

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (11 (23) октября 1834 - 1913) - русский меценат, фабрикант, дипломат, владелец стекольных заводов, почётный гражданин города Владимира (1901), почётный член Московского археологического общества, почётный член Императорской Академии художеств (1902). Гражданский чин -тайный советник.

В 1880 году, в возрасте 49 лет Ю. С. Нечаев получает наследство от дяди Ивана Сергеевича Мальцова (1807-1880), включающее несколько фабрик и заводов в различных губерниях России, крупнейшим из которых был Гусевской хрустальный завод во Владимирской области. Вступая в права наследования, Ю. С. Нечаев принял также и фамилию дяди (родного брата матери) и стал Нечаевым-Мальцовым.

Дядя-дипломат Иван Мальцов оказался единственным, кто уцелел во время резни, учиненной в русском посольстве в Тегеране, во время которой погиб дипломат-поэт Александр Грибоедов. Возненавидев дипломатию, дипломат Мальцов продолжил семейный бизнес, занявшись устройством в местечке Гусь стекольных заводов: привез из Европы секрет цветного стекла и начал выпускать прибыльное оконное стекло. Всю эту хрустально-стекольную империю, вместе с двумя особняками в столице, расписанными Васнецовым и Айвазовским, и получил немолодой чиновник-холостяк Нечаев.

Прожитые в бедности годы наложили отпечаток: Нечаев-Мальцов был необычайно скуп, но при этом страшный гурман и гастроном. Профессор Иван Цветаев (отец Марины Цветаевой) завязал с ним дружбу (поедая на приемах деликатесы, сокрушенно подсчитывал, сколько стройматериалов мог бы купить на потраченные на обед деньги), а потом убедил-таки дать около 3 миллионов, недостающих для достройки московского Музея изящных искусств (ГМИИ имени А. С. Пушкина) К слову — миллион царских рублей - немногим менее полутора миллиардов современных долларов!


Ю.С.Нечаев-Мальцов, И.И.Рерберг, Р.И.Клейн и И.В.Цветаев на строительстве музея. 2 августа 1901

Четырнадцать лет строительства и заказов на слепки в разных странах явились подлинной эпопеей в жизни И.В.Цветаева и его единомышленника - крупного предпринимателя и мецената Ю.С.Нечаева-Мальцова, который оплачивал все расходы: на камень, на итальянских и русских рабочих, на транспортировку дорогостоящих слепков из Европы в Россию. Достаточно сказать, что для облицовки стен здания музея были использованы уральский белый мрамор, итальянский мрамор из Каррары, темно-розовый мрамор из Венгрии, светло-зеленый мрамор из Бельгии, черный норвежский мрамор, финский гранит и другие ценные цветные породы камня, добыча и доставка которых безропотно оплачивались Ю.С.Нечаевым-Мальцовым.

«…По мрамору работали в основном выписанные из Италии мастера. По граниту — наши тверские. Представляю себе этот Вавилон. Светлые, с небесного цвета глазами, так что утонуть можно, тверчане, владимирцы, и смуглые, с черными глазищами итальянцы…» Валерия Цветаева.

В одном только 1901 году с Урала в Москву было доставлено 90 вагонов мрамора и еще 100 вагонов предполагалось отправить оттуда же в следующем году. Стекольный фабрикант, богатый жертвователь на музей Ю.С.Нечаев-Мальцов незаметно для самого себя сделался главным строителем музея и поставщиком дорогостоящих слепков в музей. Сегодня его настоящая роль в создании музея выясняется по изданной обширной переписке с И.В.Цветаевым. Не было бы Ю.С.Нечаева-Мальцова, музей остался бы пустым мечтанием университетского профессора И.В.Цветаева.

Удивительно, но завершение строительства музея явилось и началом конца его создателей: в сентябре 1913 года скончался И.В.Цветаев, а спустя сорок дней после него и Ю.С.Нечаев-Мальцов. Исполнив свой жизненный долг, они подвели итог целой эпохи, когда идея, едва зародившись, нашла реальное воплощение в грандиозном здании музея, украсившем Москву.


Торжественное открытие музея. Николай II c семьёй. 1912 г.

«…И было тихое торжество радости: не папе дарят что-то сейчас сильные мира сего, а он дарит всем, кто сейчас здесь, всей России - созданный им музей!..» (А. Цветаева).

Не считая музея (за который спонсор получил звание обер-гофмейстера и орден Александра Невского с бриллиантами), на деньги «стекольного короля» было основано Техническое училище имени И. С. Мальцова — одно из лучших в Европе по техническому оснащению (ныне Владимирский авиамеханический колледж).

При возведении здания Исторического музея во Владимире пожертвовал стекло для изготовления музейных витрин.

Воздвиг в центре города Гуся, ставшего именоваться при нем Гусь-Хрустальным, величественный храм Св. Георгия, а в селе Березовка - храм Дмитрия Солунского в память воинов, павших в Куликовской битве. Храмы расписывал В. М. Васнецов. Вслед за храмами-памятниками в Гусь-Хрустальном была построена богадельня имени И. С. Мальцова, а в Москве, на Шаболовке 33, в 1906 году был построен комплекс дворянской богадельни имени Ю. С. Нечаева-Мальцова.

В Петербурге Юрий Степанович попечительствовал Морскому благотворительному обществу, Николаевской женской больнице, Сергиевскому православному братству, помогал Дому призрения и ремесленного образования бедных детей, с 1910 был попечителем Школы Императорского Женского патриотического общества имени Великой Княгини Екатерины Михайловны.

Долгое время был членом Попечительного комитета о сестрах Красного Креста, на основе которого в 1893 году под покровительством принцессы Е. М. Ольденбургской возникла Община сестер милосердия Святой Евгении. Став вице-президентом Общины, пожертвовал деньги на строительство под её эгидой двух больничных павильонов и здания Убежища для престарелых сестер милосердия имени Императора Александра III. Финансировал деятельность медицинских учреждений.

Нечаев-Мальцов был вице-председателем Общества поощрения художеств и субсидировал журнал «Художественные сокровища России», редакторами которого состояли Александр Бенуа и Адриан Прахов. В настоящее время в петербургском доме Ю. С. Нечаева-Мальцова расположено ГУ МВД России по Северо-Западному федеральному округу.

По завещанию бездетного Ю. С. Нечаева его состояние в 1914 году перешло к его дальнему родственнику - графу П. Н. Игнатьеву. В 1918 году предприятия были национализированы.

Солдатёнков Козьма Терентьевич

Солдатёнков Козьма — предприниматель, один из крупнейших российских благотворителей. По официальным данным, пожертвовал более 5 млн руб.

Солдатёнков принадлежал к династии текстильных фабрикантов, выходцев из деревни Прокунино Коломенского (затем Богородского) уезда Московской губернии.

Благотворительную деятельность Козьма Солдатёнков начал 1850-е годы. По его распоряжению в деревне Прокунино в память о деде и бабушке стали выдавать пособия: вплоть до 1917 года каждая девица, выходившая замуж, и каждый новобранец получали по 50 руб. На эти деньги сельская девушка могла устроить свадьбу на 20 человек и заготовить приданое: кровать, постельное белье, три-четыре платья. А семья солдата в отсутствие сына-кормильца имела возможность потратить пособие на материальные нужды – починить избу, купить лошадь или корову.

В 1866 году в Москве открылась Богадельня коммерции советника К.Т. Солдатёнкова в память 19 февраля 1861 года. Будучи потомком крепостных крестьян, выкупившихся на волю, Солдатёнков в названии богадельни увековечил важнейшее историческое событие – день отмены крепостного права. Купец построил заведение на личные средства и содержал в течение 30 лет. В двухэтажном каменном здании (строительство обошлось в 60 тыс. руб.) нашли приют 100 человек. Предпочтение, согласно Уставу, отдавалось «постоянным жителям города и заезжим всех сословий и исповеданий, но преимущественно из бывших дворовых людей». Солдатёнков завещал на содержание заведения 285 тыс. руб.


Богадельня коммерции советника К.Т. Солдатёнкова в память 19 февраля 1861 года

В 1870–1882 годах Солдатёнков ежегодно жертвовал по 1000 руб. на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия. На эти деньги жильцы обеспечивались улучшенным питанием: домашней птицей, дичью, телятиной, красной рыбой. В 1889–1900 годы он пожертвовал 10 тыс. руб. на строительство Алексеевской психиатрической больницы и 5 тыс. руб. на строительство богадельни городского попечительства о бедных Яузской части.

Солдатёнков известен не только как коммерсант, но и как книгоиздатель. За 45 лет на его средства выпущено более 200 исторических и художественных произведений. Газета «Русское слово» (от 20 мая 1901 года) отмечала, что купец «тратил бешеные деньги на издание капитальнейших сочинений».

Большой страстью Солдатёнкова было коллекционирование картин. Его собрание состояло из 269 живописных полотен русских и европейских художников, среди них картины Василия Тропинина, Александра Иванова, Николая Ге, Сильвестра Щедрина, Ивана Айвазовского, Павла Федотова. Купец завещал коллекцию Румянцевскому музею с условием ее размещения «в отдельной зале с наименованием… “Солдатёнковская”». На протяжении десятилетий щедрый меценат вкладывал средства в развитие Румянцевского музея и Московского университета.

Козьма Солдатёнков умер в 1901 году. Газета «Русское слово» писала: «Добродушную фигуру белого как лунь старца с мягко светившимися умными глазами знала вся Москва».

Из имения Кунцево (в 1860-е годы Солдатёнков купил его у Нарышкиных) до Рогожского кладбища гроб несли на руках крестьяне, проделав путь в десять километров. На отпевании присутствовали профессора Московского университета Иван Цветаев и Сергей Муромцев, редактор «Русских ведомостей» Василий Соболевский, депутаты Московской городской думы из именитого купечества Савва Морозов, Петр Боткин, Владимир Сапожников. Еженедельник «Искры» отмечал:

«Покойный был известен как идейный издатель, выдающийся финансист и более всего как замечательный по своим нравственным качествам человек».

Значительную часть своего состояния филантроп завещал на благотворительные цели. Так, 1,3 млн руб. Солдатёнков оставил Московскому купеческому обществу на создание ремесленного училища «для бесплатного обучения в оном детей мужского пола без различия их состояния и вероисповедания разным ремеслам, относящимся к техническому производству». 300 тыс. пошли на постройку здания, а 1 млн руб. составил неприкосновенный капитал, на проценты с которого содержалось учебное заведение.

Училище с электротехническим и литейным отделениями на 320 учеников открылось 1 ноября 1909 года в трехэтажном особняке на Донской улице (сейчас в здании факультет химической технологии и экологии Московского государственного текстильного института имени А.Н. Косыгина). Срок обучения был пятилетним: два первых года преподавали общеобразовательные предметы, три последующих – специальные.

Более 2 млн руб. Солдатёнков пожертвовал на устройство бесплатной больницы для бедных «без различия званий, сословий и религий». Солдатёнковская больница, как ее называли москвичи, была открыта 23 декабря 1910 года.

Также благотворитель оставил 100 тыс. руб. Богаделенному дому при Рогожском кладбище, 20 тыс. руб. Арнольдовскому училищу глухонемых, 85 тыс. руб. на стипендии и плату за обучение бедных студентов Московского университета, 40 тыс. руб. на стипендии ученикам московских гимназий, 20 тыс. руб. на научные премии Российской академии наук. Всего в завещании упомянуто около 20 благотворительных, учебных и лечебных заведений – адресатов помощи. Сумма пожертвований составила 600 тыс. руб.

Погребён на Рогожском кладбище. В советские годы могила Козьмы Терентьевича Солдатенкова, а также большая усыпальница купцов-старообрядцев Солдатёнковых были уничтожены.

В 1901 году по завещанию Солдатенкова его библиотека (8 тысяч томов книг и 15 тысяч экземпляров журналов), а также коллекция русской живописи (258 полотен и 17 скульптур) перешла к Румянцевскому музею и как национальное достояние хранилась в отдельной зале с наименованием «Солдатёнковской». После закрытия Румянцевского музея в 1924 году они пополнили фонды Третьяковской галереи и Русского музея. Часть икон из его собрания была завещана Покровскому собору Рогожского кладбища.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Благотворительность и меценатство

Российских предпринимателей ......................................................................3

Глава 2: XIX - начала XX в.в .................6 Глава 3:

Первопричины развития благотворительности………………………..12

3.1.Высокая нравственность, осознание общественного

долга предпринимателей благотворителей……………………………….13

3.2. Религиозные побуждения ……………………………………………...14

3.3. Патриотизм русских деловых людей………………………………….15

3.4. Стремление к социальным льготам, привилегиям…………………17

3.5. Интересы предпринимательского дела……………………………….18

Глава 4:

Меценатами не рождаются………………………………………………..…19

Заключение.........................................................................................................21 Список литературы...........................................................................................23

Введение.

Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. «Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Как объективную реальность надо признать последовательное сокращение числа читающих и объема читаемой литературы.

В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.

Анализ сферы благотворительности в дореволюционной России позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия… Представители разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие».

1. Благотворительность и меценатство Российских предпринимателей

Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Дословный смысл слова – благотворительность - творить благо,добро. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные.

Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности российских деловых людей уходят в глубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне. Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати «отличиться» в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров. Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметевский Странноприимный дом, построенный в Москве известными архитекторами Дж.Кваренги и Е.Назаровым, Вдовий дом (архитектор И.Жилярди), Голицынская больница (архитектор М.Казаков) и многие другие.

Со второй половины XIX века с развитием капитализма ведущее место в российской благотворительности перешло к буржуазии (промышленникам, фабрикантам, банкирам), как правило, выходцам из состоятельного купечества, обуржуазившихся дворян и предприимчивых крестьян – к третьему или четвёртому поколению предпринимателей, начавших свою деятельность в конце XVIII– в начале XIX века. К концу XIX столетия это уже были в массе своей люди интеллигентные и высоконравственные. Многие из них обладали тонким художественным вкусом и высокими художественными запросами. Они прекрасно осознавали, что для процветания страны и собственного бизнеса в условиях рыночной конкуренции необходимо активное участие в социальной жизни общества, в развитии науки и культуры, поэтому использовали накопленные средства не только на развитие бизнеса и личного потребления, но и на благотворительность, помогая решать многие общественные проблемы. В частности, в условиях крайней поляризации богатства и бедности в дореволюционной России филантропическое предпринимательство становилось своего рода «регулятором» социального равновесия, определённым средством устранения общественной несправедливости. Конечно, нищету и отсталость благотворительностью ликвидировать было невозможно, и это прекрасно сознавали предприниматели, но они стремились хоть как-то помочь «ближнему своему» и таким образом «облегчить душу себе».

В результате широкой и разносторонней деятельности отечественных предпринимателей в стране родились целые династии, на протяжении нескольких поколений сохранявшие репутацию видных благотворителей: Крестовниковы, Боевы, Тарасовы, Колесовы, Поповы и другие. Исследователь С.Мартынов называет имя самого щедрого русского благотворителя, крупного предпринимателя конца XIX века Гаврилы Гавриловича Солодовникова, который из общей суммы наследства в 21 млн.руб. свыше 20 млн. руб. завещал на общественные нужды (для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, за 20 лет не достигли 100 тыс.руб.).

При этом благотворительность предпринимателей в дореволюционной России имела свои особенности. На протяжении многих веков деловые люди традиционно вкладывали средства преимущественно в строительство церквей. Церкви продолжали строить и в XIX , и в начале XX века, но с конца прошлого столетия главное соперничество между богатыми предпринимателями проходило в социальной сфере под девизом: «Кто больше для народа сделает».

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.

2. Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в.

Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Богатство обязывает
(поговорка, переделанная П.П. Рябушинским с французского – "знатность обязывает" – на русский лад)

Истоки русской благотворительности

История русской благотворительности уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государственности. Монастыри давали приют осиротевшим и больным, делились зерном для посева с бедными крестьянами, обучали грамоте. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания ХVII века, в которых когда-то находились лечебницы.

Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времена. Самым распространенным деянием благотворительности в то время была милостыня, сопутствующая молитве и покаянию. Независимо от размеров помощи, будь то вклад царственной особы в монастырь или копейка юродивому, главной заботой было не поддержание неимущего, а нравственное совершенствование дарующего.

К концу XVII века государственная политика постепенно стала заменять главенствующую роль церкви в вопросах заботы о нуждающихся.

Важной вехой этого периода явилось открытие при Петре I (в 1715 г.) первых воспитательных домов для детей-подкидышей.

При Екатерине II для открытого ею в 1764 году Воспитательного дома в Москве была уже разработана специальная воспитательная программа, впитавшая лучшие идеи Просвещения. Императрица выделила на новое заведение 100 000 руб. личного капитала, остальные деньги поступали от добровольных пожертвователей. Воспитательный дом стал первым коллективным делом состоятельных москвичей.

Супруга императора Павла I Мария Федоровна ведала уже всеми воспитательными домами России, управляя ими более 30 лет. Она была признана современниками самой щедрой и радеющей благодетельницей. Пяти столичным институтам императрица пожертвовала при жизни и оставила по завещанию до 4 млн. руб. При ней детей в Воспитательном доме обучали ремеслам, готовили из них учителей и даже актеров. А в 1806 году появилось первое в России учебное заведение для детей-инвалидов – училище глухонемых.

В начале XIX века Мария Федоровна открыла в Петербурге Вдовий дом для вдов офицеров, чиновников и дам, служащих в придворном ведомстве и казенных учебных заведениях. Вдовьих детей отдавали учиться в различные учебные заведения в зависимости от их происхождения. Дом этот приобрел особую популярность после отмены крепостного права, когда поступило много заявлений от разорившихся помещиц. Просуществовал он вплоть до 1917 года. Особенно много сделала императрица для женского воспитания и образования.

До конца XIX века в России дело попечения о нуждающихся было сосредоточено в руках самого государства или императорской фамилии, которая в глазах народа была главной заступницей.

Среди членов царских семей встречалось немало людей, творящих добро от чистого сердца, отдающих делу попечения огромную часть души. Так супруга Александра I Елизавета Алексеевна из 200 тыс. руб. личного содержания использовала лишь 15 тыс. руб., отдавая все остальное на пособия для нуждающихся. Причем о многих ее благих деяниях стало известно лишь после ее смерти.

В России в период между 1860 и 1914 годом движение благотворительности приобрело поистине грандиозный размах, какого не знало ни одно европейское государство. Великие реформы Александра II дали толчок внутренней активности всего общества.

Стремительный рост населения городов за счет пришлых крестьян, увеличение количества бедных и безработных становились серьезными социально-экономическими и психологическими проблемами, с которыми государство уже не справлялось.

К этому времени наиболее платежеспособным слоем населения оказалось купечество, постепенно выходившее на историческую арену.

Все шло от бизнеса

Известный русский историк М.Н. Погодин в своем выступлении в Москве в 1856 г. говорил о московском купечестве: "…оно служит верно Отечеству своими трудами… Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа".

Обращаясь к истории благотворительности в России, мы находим множество подтверждений тому, что путь к благотворительности лежит через предпринимательство. Эти два вида деятельности неразрывно связаны.

Можно сказать, что крупное предпринимательство является основой благотворительности. Сначала наживается немалый капитал, а затем уже появляется возможность жертвовать.

Не противопоставляя добро и выгоду, следует все же подчеркнуть, что благотворительность часто помогала развитию и укреплению дела. Построив фабрики и заводы, их владельцы вынуждены были строить жилье для рабочих. От работника, прошедшего до фабрики с утра 5 – 6 км, толку было меньше; заболел – нужна больница; женщина, имеющая детей, могла работать только при наличии яслей.

Крупные предприниматели вели большую социальную работу. Это была и выгода и нравственный долг. На вопрос о том, почему жилые казармы для рабочих бесплатны, владельцы отвечали, что в состоянии покрыть расходы из прибыли от продажи товара, не трогая и без того маленькую зарплату своего персонала. Строили дома для рабочих, артельные столовые, родильные дома, ясли для детей, богадельни для престарелых и увечных рабочих и т.д. Так появлялись целые промышленные городки, где были даже театры и библиотеки, не говоря о начальных школах и ремесленных учебных заведений для рабочих и их детей. Городки были у Коноваловых, Красильщиковых, Морозовых, Рябушинских и других промышленников. Капиталистам нужно было создать условия для своего дела, у которого в то время не было никакой базы. Для получения прибыли им нужны были здоровые, грамотные, непьющие работники. Расчет был точным – улучшая условия их труда и жизни, капиталисты способствовали возникновению рабочих династий, дети работающих шли на ту же самую фабрику.

К концу XIX века в России возникли сотни городков при фабриках, ставших промышленными центрами с развитой инфраструктурой: это Орехово-Зуево, Иваново-Вознесенск, Егорьевск, Кострома и многие другие. Кстати, современная Пресня – бывшее фабричное поселение известной Прохоровской мануфактуры, называемой и сейчас Трехгорной. С таких рабочих городков, ставших образцом благотворительной деятельности, начиналась индустриализация России.

Многие промышленники посредством благотворительности приобретали как в своих кругах, так и в обществе широкую известность и хорошую репутацию. Десятки, сотни тысяч и даже миллионы рублей, истраченные на благие цели были крепким свидетельством процветания дела. При этом происхождением капитала интересовались – в Москве, например, не любили ни ростовщиков, ни откупщиков. Почетным считалось состояние, нажитое собственным трудом.

Благотворительные дела велись бережливо и экономно. Все вклады шли через бухгалтерию фирмы и тщательно контролировались.

Замечательной чертой предпринимателей прошлого было отношение к объекту своей благотворительности. Строя новое заведение, они считали его как бы еще одним цехом собственной фабрики, учитывая при этом отсутствие будущей прибыли. А в самом строительстве принимали непосредственное участие – находили проектировщиков, покупали оборудование, обустраивали внутренние помещения. После открытия учреждения промышленники пожизненно входили в его попечительский совет, чувствуя свою ответственность за жизнь нового детища.

Люди особых нравственных качеств

Крупные российские предприниматели из купечества, активно занимающиеся благотворительностью на рубеже XIX – XX веков, были людьми особой породы, особых нравственных качеств. Прежде всего, многие из них были выходцами из крестьян и проповедовали старообрядчество.

Строгое воспитание в семье требовало неукоснительного соблюдения воли родителя, который приобщал детей мужского пола к делу с самого раннего детства, не делая им никаких поблажек. Лет с 7 – 8 мальчики уже помогали в лавке, не только делая черную работу по уборке, мелкому ремонту, разносу товара, но и вели учетные записи в амбарных книгах. Быстро вникая в тонкости технологии и бухгалтерии, уже в 16 – 17 лет молодые люди могли занимать в семейном предприятии достаточно серьезные посты. Так, сын фабриканта В.И. Прохорова Тимофей принял на себя руководство отцовской фабрикой в 16 лет. За 2 года он сумел увеличить капитал в 10 раз. Крепко встав на ноги, Тимофей начал заниматься благотворительностью.

Каждое поколение также старалось воспитать в детях умеренность в потребностях, скромность и рачительное отношение к капиталу, нажитому в семье. Дети знали, что сверх отпущенного они должны будут заработать сами.

Следующие поколения предпринимателей были уже людьми высокообразованными. Внук крепостного крестьянина Савва Тимофеевич Морозов, один из самых известных представителей династии благотворителей Морозовых, в 13 лет владел тремя иностранными языками, впоследствии помогая отцу вести заграничные переговоры и составлять контракты. Высшее образование получил в Московском университете, а в 25 лет защитил диссертацию в Кембридже, получив патенты на изобретения в области лаков и красителей. Сын известного московского купца А.В. Бурышкина – П.А. Бурышкин получил блестящее образование, окончив Катковский лицей, юридический факультет Московского университета и Московский коммерческий институт, в 25 лет занял пост директора в Правлении семейной фирмы.

Смекалистые, хваткие, восприимчивые ко всему новому, русские купцы вели свои дела с размахом, но рачительно. Ставя своей целью увеличение потомственного состояния, предприниматели чувствовали огромную ответственность за нажитый капитал. Страстно желали они, чтобы капитал работал и после их смерти. Честность и порядочность, уважение к делу конкурента, крепкое купеческое слово, имеющее силу документа, помогали предпринимателям находить общий язык и в социальной работе. Работая в попечительских советах благотворительных организаций, они всячески стимулировали друг друга к осуществлению пожертвований на добрые дела.

Воспитанные в христианстве, предприниматели считали для себя благотворительность естественной и необходимой. Стремительно увеличиваясь, благотворительный капитал часто играл решающую роль в решении проблем государства.

Широкая благотворительная деятельность принесла государству галереи и театры, школы и библиотеки, университеты и научные учреждения, больницы и приюты. Вспоминается знаменитое высказывание главного идеолога этого движения Павла Михайловича Третьякова. Он писал, что с юных лет мечтал, чтобы "нажитое от общества (народа) вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях".

Сложность натуры и особое мышление демонстрирует нам ярчайший представитель российских благотворителей Гаврила Гаврилович Солодовников (1826 – 1901). Купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, крупный домовладелец, землевладелец, банкир заработал свои миллионы благодаря необыкновенному таланту и деловой хватке.

О его скупости в повседневной жизни ходили легенды и анекдоты. Поговаривали, что он экономит на питании и дает копеечные чаевые. Зато на благотворительность Солодовников денег не жалел. Немеркнущая слава пришла к нему уже после смерти. По духовному завещанию он оставил Москве на благотворительные нужды свыше 20 млн. руб. Родственники получили из его наследства чуть больше 800 тыс. руб.

Благотворительность в своих проявлениях и по своей природе чрезвычайно многолика.

Мотивами благотворительности могли быть самые различные обстоятельства, например, семейные. Тяжелая болезнь или смерть близких вызывали желание жертвовать на добрые дела. Так появлялись санатории, больницы, приюты, учреждались учебные заведения.

Толчком к проявлению благодеяния для русского человека могло стать сильное эмоциональное впечатление.

В 1862 году дом городского головы, купца-обувщика Михаила Леонтьевича Королева посетил государь Александр II с супругой Марией Александровной. Впечатление от события было столь сильным, что братья Михаил и Иван Королевы пожелали ознаменовать его пожертвованием в 8000 руб. на стипендии в Мещанские училища. Московское же купеческое общество увековечило память о посещении венценосных особ открытием Александро-Мариинского Замоскворецкого училища за Москвой-рекой для обучения бедных детей обоего пола. В попечительский совет заведения вошли влиятельнейшие лица Москвы. Впоследствии М.Л. Королев завещал на усиление средств училища капитал в 50 000 руб.

Вклады делались и по случаю знаменательных дат или событий в царской семье. Так, например, по случаю рождения дочерей Николая II Татьяны и Ольги было учреждено по 25 дополнительных стипендий в женских учебных заведениях. А в 1907 году – 50 стипендий имени наследника государя Алексея в мужском учебных заведениях. 300-летие дома Романовых было отмечено ассигнованием на благотворительные цели 300 000руб.

Сильнейшим мотивом пожертвований была забота о счастье детей. Ярчайший пример родительской благотворительности оставил в истории Василий Федорович Аршанов. Поняв, что ни один из его сыновей не сможет продолжить торговое дело по велению души, он решил дать им возможность заниматься любимым делом. Для сына, увлекавшегося музыкой, в Саратове была построена консерватория. Здание ее до сих пор поражает своей красотой, а сама она считается одной из лучших в мире. Другому сыну, занимавшемуся геологией, был подарен Научно-исследовательский институт для изучения горных пород и минералов. Сегодня это Научно-исследовательский институт минерального сырья в Старомонетном переулке в Москве.

Стимулом к благотворительности были даже наука и технический прогресс. Д.П. Рябушинский в 1904 году в возрасте 20 – лет в родительском подмосковном имении Кучино (ныне пос. Железнодорожный) построил первую в мире аэродинамическую лабораторию для разработки вопросов воздухоплавания и гидродинамическую лабораторию, преобразованную затем в Аэродинамический институт, и приобрел широкую известность работами по теории воздухоплавания.

Ф.П. Рябушинский, имея склонность к естественно-историческим и географическим знаниям, стал инициатором и организатором научной экспедиции по изучению Камчатки в 1908 году.

На камчатскую экспедицию он выделил 200 тыс. руб. – значительную часть своего состояния. Он был воодушевлен самым искренним желанием – принести пользу Отечеству. Экспедиция увенчалась успехом, наука и Русское географическое общество получили богатейшие данные большой Камчатской экспедиции.

Благотворительное движение в России на рубеже XIX-XX веков развивалось по двум направлениям – поддержка социальной сферы, культуры для широких народных масс и покровительство наукам и высокому искусству.

Представители разных сословий – имущие и бедные – отдавали нуждающимся то, что имели: одни – состояние, другие – силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему Отечеству через человеколюбие. Наша задача – помнить о них и следовать их примеру.

К началу ХХ века в Москве существовало 628 благотворительных заведений, из них 427 для взрослых, 201 для детей, в том числе богаделен, приютов 239.