Сказочные образы в творчестве современных композиторов. Образ женщины в русских сказках. Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве

А теперь обратимся к исходному, подлинному тексту древней сказки «Колобокъ», где «коло» — это круг и «бок» какого-то круга. То есть мы видим бок какого-то круга, который ещё сам ходит по кругу. Посмотрите, читая сказку, на щит Числобога и Вам Всё будет понятно.

Попросил Рас Деву:

— Испеки мне Колобок.
Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.
Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь:

И отщипнул клювом кусочек от Колобка.
Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон:
— Колобок-Колобок, я тебя съем!
Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.
Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь:
— Колобок-Колобок, я тебя съем!
Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.
Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк:
— Колобок-Колобок, я тебя съем!
Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.
Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит:
— Колобок-Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — «ам», и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой», как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить.

Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышлением. Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца (Луны) по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). «Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идёт на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) – «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остаётся — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Наши Предки, выводя детей на улицу, показывали им, что вот там такое-то созвездие (чертог), там такое-то… И дети видели, как колобок катится по небу и как исчезает. Образ этой сказки был понятен ребёнку. С помощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии: они днём видели Солнце, а теперь им показывали ночное небо, Месяц, небесные Чертоги (т.е. созвездия) и они образно изучали звёздную карту Мира. Другие сказки также раскрывали перед детьми образы различных природных явлений.

Славянские дети в отличие от христианских детей, запуганных с детских лет, не боялись Природы. Почему не боялись? Потому что знали, что нас породил РОД, а всё, что при нём – есть ПРИРОДА и всякое явление Природы подвластно воле Богов. А раз мы дети Божьи, значит, эти явления подвластны и нам. Но понятие властвовать означало – ЗНАТЬ.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. — Это про Небеса и Ярило-Солнце. Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто?

Можете сравнить нашу сказку с современными данными о последовательном изменении освещённости Луны. Нигде Вы не найдёте связи с чертогами (созвездиями), как бы только освещённость Луны и всё.

Система Земля-Луна-Солнце

Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится.

1. новолуние, 3. первая четверть, 5. полнолуние, 7. последняя четверть.

Последовательное изменение видимой луны на небе

Луна проходит следующие фазы освещения:

новолуние - состояние, когда Луна не видна (состояние 1 на рисунке)
· первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.

первая четверть - состояние, когда освещена половина луны (состояние 3 на рисунке)
полнолуние - состояние, когда освещена вся Луна целиком (состояние 5 на рисунке)
последняя четверть - состояние, когда снова освещена половина луны (состояние 7 на рисунке)
Чтобы отличить первую четверть от последней, находящийся в северном полушарии может использовать следующие правила: Если лунный серп в небе похож на букву «С», то это - луна «Стареющая», то есть это последняя четверть. Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р» - луна «Растущая», то есть это первая четверть.

Растущий Месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий - утром.

Следует заметить, что вблизи экватора Месяц всегда виден «лежа на боку», и данный способ не подходит для определения фазы, а в южном полушарии фазы луны проходят в обратном порядке.

Для детишек ещё пара-другая загадок:

Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц)

Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц)

Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто её не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце)

Кто на свете всех богаче? (Земля)

Мы с Вами уже говорили, что славянские созвездия (Чертоги) не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с зодиакальным знаком Льва.

Без знаний звездочтения наши Предки не обходились в повседневной жизни. Эти знания нужны были не только для использования их в сельскохозяйственной деятельности. Рождение ребёнка под определённым созвездием определяло его характер, наклонности и способности к определённому виду трудовой деятельности. Всё это учитывалось в воспитании детей. В Асгардском Духовном Училище Патер Дий Александр читает предмет «Звёзды и Земли», где подробно рассказывает об этом. Мы с Вами пока знакомимся только с Азами Сокровенных Знаний наших Предков, то есть пока мы как первоклассники. Даже в современной школе астрономию изучают в десятом и одиннадцатом классах. Не будем нарушать принцип последовательности и рассмотрим другие сказки, где рассказывалось о Природных явлениях.

Примером может служить «Сказка о Змее Горыныче».

Много сказок имеют сюжет со Змеем в своем повествовании. Разберём, что подразумевали наши предки под эти образом:

«Налетела туча чёрная, скрыла Ярило Красное, поднялся ветер великий. Налетел той тучей черною Трёхглавый Змей Горыныч. Избы разломал, стога разметал, людей и скот в полон унёс».

Это образное описание Смерча. Он круглый, как Змей, да размером с гору — Горыныч поэтому. Вот она — громовая туча с тремя хоботами смерча. Меч, конечно же, не сечёт головы Змея Горыныча. А наши Предки знали, что лишь кованая рукавица, или шапка, или щит могут снести голову Змею, т.е. перекрыть потоки энергии смерча. Только такие широкие и плоские предметы наших витязей, как щит способны нарушить систему восходящих и нисходящих потоков смерча, чем прекращают его действие. Как правило, это деяние сопровождалось своеобразным звуком «Ух», что и получило в сказках выражение: «И испустил Дух». И только позже появились бездумные сюжеты, где Иваны-царевичи одним мечом лихо срубают головы Горынычам, очередной раз «упростив» и лишив смысла эти сказки.

В древности наши Предки отмечали, что смерчи появляются чаще, когда земля Вия (Плутон) ближе всего находится к нашей Земле. Летом можно наблюдать, как маленькие змеевики, как смерчи, закручивают пыль, листву. Зная природу этих явлений, наши предки не удивлялись, когда вдруг с неба начинали падать лягушки, рыба. Значит, смерч прошёл по озеру, речке или болоту. Описаны даже случаи, когда с неба сыпались старинные золотые монеты. Смерч где-то из земли поднял сундук с денежками.

Не менее интересны и познавательны другие народные сказки, если их правильно понять. Так, в сказке «Крошечка-Хаврошечка», рассказывается о сиротке Хаврошечке, которую все обижали, а она получала помощь от коровы, влезая в одно её ушко и вылезая из другого. Как известно, часть наших предков прилетела с планет Малой Медведицы, которая в древности называлась Коровой Зимун.

Вот в народе и сохранилась память о том, что через Врата Междумирья, о которых мы ещё будем говорить, можно попасть в свисающее ушко Коровы Зимун, т.е. в свисающую, как ухо, петлю, образованную этим созвездием, и получить там необходимые знания, помощь и защиту Предков.

Современное восприятие этой сказки недалеко ушло от этой карикатуры.

Что можно ещё добавить?

Поэтому, чтобы понять древнейшие сказы и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена. Ключом к настройке на древнее восприятие являются неизменные образные корни, той или иной сказки.

Другим примером, показывающим космические путешествия наших Предков, является сказ «Финист – Ясный Сокол». Сказ повествует о путешествии девушки Настеньки на большом торговом космическом корабле – Вайтмаре за тридевять Земель в тринадесятое царство к своему жениху. За тридевять Земель – это за пределы Солнечной системы, в которой тогда было тридевять, т.е. 27 планет. И не в тридесятое, а в тринадесятое царство, т.е. в 13-е созвездие, которое называлось в древности Чертогом Финиста. Жених же её – Финист Ясный Сокол, а этим именем называли витязей, защитников родных земель. Вспомните, как называется книга А.В.Трехлебова – «Кощуны Финиста».

За время путешествия Настеньки совершалось 6 промежуточных посадок на различные Земли возле самых необычных Солнц. Настенька за это время износила 7 пар железной обуви и съела 7 железных хлебов. По-современному, аккумуляторы её обуви с металлическими подошвами для передвижения по металлическому кораблю в невесомости подзаряжались 6 раз при посадках Вайтмары. А железные хлеба – это тюбики с едой, какие и сегодня используют космонавты. Вот какие чудеса, даже по нынешним временам, рассказывались в древнем сказе.

Ещё в древности был Бог морей Ний – эгрегор одной из самых мощный стихий, т.е. воды. Ний поливал дождём и землю, порождая реки, т.е. он посеял дон, поскольку в древности река называлась доном. (Например, Тихий Дон – это просто тихая река). Таким образом, у древних греков Ний закрепился под именем Посейдона, т.е. рождающего реки. С другой стороны, Ний «ходил» в тучах, как в одежде, т.е. был Ний в туне, что превратилось у древних римлян в Нептуна. Отсюда следует, что древнеримская и древнегреческая мифология – это заимствование образов более древних славянских богов и сказочных персонажей. Нептуном названа и одна из наиболее крупных Земель системы Ярилы-Солнца, т.е. нашей Солнечной системы. Интересно, что в древних сказках у Ния было 8 дочерей. До средины ХХ века у планеты Нептун было известно только 2 луны, т.е. 2 спутника планеты, и только в 1989 г. американский исследовательский корабль «Вояджер-2» открыл ещё 6 лун. Таким образом, их стало 8. Но ведь даже в наших древних сказках детям рассказывалось, что у Нептуна есть 8 дочерей, т.е. лун!

Вот вам и сказки, в которых ложь! А ключом познания сказки является неизменный образ её корня. Поэтому, сказки старались передавать дословно.

Текст сказки «Репка», наверняка, все помнят c детства. Разберём те грубые искажения образности и логики, которые были нам навязаны.

Иллюстрации к сказке «Репка» в современном изложении.

Читая эту, как и большинство других якобы «народных» (т.е. языческих: «язык» — «народ») сказок, обращаем внимание на навязчивое отсутствие родителей. Т.е., перед детьми предстают сплошь неполные семьи, чем с детства внушается мысль, что неполная семья — это нормально, «все так живут». Растят детей одни только дедушки и бабушки. Даже в полной семье стало традицией «сдавать» ребёнка на воспитание старичкам. Возможно, эта традиция утвердилась во времена крепостного права, как необходимость.
Многие скажут мне, что и сейчас времена не лучше, т.к. демократия — тот же рабовладельческий строй. «Демос», по-гречески, — не просто «народ», а народ зажиточный, «верхушка» общества, «кратос» — «власть». Вот и выходит, что демократия — власть правящей верхушки, т.е. то же рабовладельчество, только имеющее в современной политической системе стёртое проявление. Кроме того, религия также является властью верхушки для народа, и также активно участвует в воспитании паствы (сиречь: стада), для своей и государственной верхушки. Что мы воспитываем в детях, рассказывая им сказки под чужую дудку? Продолжаем «готовить» новых и новых крепостных для демосов? Или готовить рабов Божиих? С эзотерической точки зрения, какая картина предстает в современной «Репке»? — Линия поколений прервана, нарушен совместный благой труд, идёт тотальное разрушение гармонии Рода, Семьи, благополучия и радости семейных взаимоотношений. Какие люди вырастают в неблагополучных семьях?.. И этому учат нас новоявленные сказки. Конкретно, по «РЕПКЕ».
Двое, самых главных для ребёнка героев, отец и мать, отсутствуют. Рассмотрим, какие Образы составляют суть сказки, и что же конкретно было убрано из сказки на символическом плане. Итак, действующие лица:

1) Репка — символизирует Корни Рода. Она посажена Предком, самым Древним и Мудрым. Без него и Репки бы не было, и совместного, радостного труда на Благо Рода.
2) Дед — символизирует Древнюю Мудрость.
3) Бабка — Традиция, Дом.
4) Отец — защита и опора Семьи — убран из сказки вместе с образным значением.
5) Мать — Любовь и Забота — убрана из сказки.
6) Внучка (дочка) — Потомство, продолжение Рода.
7) Жучка — охрана достатка в Роду.
8) Кошка — благостная обстановка Дома
9) Мышка — символизирует благосостояние Дома. Мыши заводятся только там, где есть избыток, где каждую крошку не считают.

В исходном виде этой сказки, где были все девять действующих лиц, сказка указывала на взаимоотношение поколений, взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования. А как Вы думаете, почему сделали в современной сказке обрезание родителей? Потому что в христианстве семь элементов, всё построено на семеричности. Поэтому и сократили как неделю с 9 дней до 7, так и число образов в этой сказке. А родителей убрали, потому что с детских лет внушали христианские попы, что защита и опора – это церковь, а любовь и забота – это Христос. Эти образные значения связаны между собой, как матрешка — одно без другого не имеет уже смысла и полноты. Вот и подумайте, ведомо или неведомо были изменены русские сказки, и на кого они «работают» теперь.

© flickr.com/photos/sofi01

Фольклорист Варвара Добровольская о двух типах сказочных героинь, идеале женщины и происхождении Бабы-яги.

Все женские персонажи русских волшебных сказок делятся на две большие группы: персонажи этого мира, то есть мира сказочного героя, и персонажи иного мира, того мира, куда идет сказочный герой, где находятся чудесные диковинки, где обитают враги, куда Змей уносит прекрасных царских дочерей.

Варвара Добровольская - кандидат филологических наук, заведующая фольклорно-этнографическим отделом Центра русского фольклора, докторант Институт мировой литературы им. А.М. Горького, ученый секретарь Государственного республиканского Центра русского фольклора.

Типология женских образов в русских сказках

В мире героя женщины бывают невинными, всеми притесняемыми героинями - это падчерицы, которых обижают мачехи; жены, на которых наговаривают родственники мужа; женщины, которых ведьмы превращают в животных, и так далее. Другую группу составляют любимые царские дочери, умницы и красавицы, которых любящие отцы оберегают от пагубного влияния мира. Эта чрезмерная опека приводит к тому, что рано или поздно царю приходится объявлять конкурс на руку своей дочери и придумывать для потенциальных женихов сложные задания, наиболее известным из которых является прыжок на коне до окошка царевны. В другом случае девушка оказывается абсолютно неподготовленной к превратностям судьбы, и ее похищает прямо из-под опеки мамок и нянек большой и страшный Змей.

Безусловно, существуют и другие, более мелкие разновидности женщин этого мира, но все они отличаются красотой и абсолютной неприспособленностью к жизни. Исключение составляют преданные жены, которые отправляются на поиск своих мужей, как, например, героиня сказки «Финист - Ясный сокол», или своей всепоглощающей любовью оживляют умершего возлюбленного, как в сказке «Аленький цветочек». Наконец, есть героини, которые выходят замуж за иномирное существо и потом, после его убийства родственниками, превращаются в птиц, которые оплакивают любимого всю жизнь, как в сказке «Муж-рак».

Персонажи иного мира существенно богаче. Они действуют в мире героя, но на самом деле являются существами иного мира. Это ведьмы и колдуньи, которые так или иначе вступают в контакт с героем или героиней. Это мачеха, которая на самом деле наделена магическими способностями и даже является в ряде сказок родственницей иномирных существ. Это всякие чудесные девы, которые каким-либо образом появляются в жизни героя. Царь-девица, которая приплывает на берег моря, где герой спит; это прекрасная царевна, о существовании которой герой узнает по портрету, привезенному из заморских стран, или со слов приятеля, который по совместительству оказывается братом такой девушки.

Герой может найти себе жену на границе миров, где она пребывает в зверином облике. Так, герой находит лягушку на болоте, которая по ночам превращается в Василису Премудрую, выполняющую все поручения отца героя с помощью своих чудесных помощников. Другой счастливчик находит жену в лесу, где она в виде голубицы сидит на березе. Забрав птичку домой, герой получает не только трехразовое горячее питание, но и доброго советчика и помощника в борьбе с царским режимом. Наконец, Иван купеческий сын, проявив определенную смекалку, похищает платье девушки-уточки и соглашается обменять его только на обручальное кольцо, а с ее помощью не только обманывает морского царя, но и благополучно возвращается в свое царство-государство.



Но чаще о девушках из иного мира герою просто рассказывают. Обычно такие героини являются предметом поиска героя. Он идет за ними в тридесятое царство, спускается в подземный мир, опускается на дно моря-океана. Это могут быть вполне самостоятельные и обеспеченные героини, у которых есть не только собственное царство-государство, но и сад с чудесными молодильными яблоками и колодец с живой и мертвой водой.

Надо отметить, что в сказках есть небольшая группа персонажей, которые обитают в пограничье между мирами. Прежде всего это Баба-яга, чудесная старуха, и все те различные помощницы героя, всякие старушки, которые появляются на дороге и помогают ему советами.

Образ девочки в русских сказках

В русской сказке возраст героя часто неопределим. Говоря о том, что герой - мальчик, а героиня - девочка, сказочник совсем необязательно будет рассказывать о детях. Так, все привыкли, что в сказке «Крошечка-хаврошечка» действует девочка, но в конце сказки она выходит замуж за царского сына, то есть мы имеем дело не с ребенком, а с девушкой на выданье. Подобная история и с сестрицей Аленушкой, которая также, несмотря на братца-козленочка, благополучно выходит замуж.

Скорее всего, героиня-девочка появляется в небольшом числе сказок. Герой-ребенок - это довольно редкий тип для русских сказок, чаще всего это мальчик. Девочку можно встретить в нескольких сказках: это Снегурочка - девочка, вылепленная из снега и растаявшая под лучами солнца или от тепла костра. Вероятно, как девочку можно рассматривать героиню из сказок о тростнике на могиле, в которых подруги или сестры убивают младшую девочку из-за кувшинчика ягод. Наконец, скорее всего, как ребенок может рассматриваться героиня сказки «Гуси-лебеди».

Девочка очень мало встречается в русских сказках, что понятно, потому что ребенок не может быть героем как таковым. Он может либо отличаться чудесным рождением, и тогда сказку волнует проблема, что там будет дальше, когда он вырастет и станет совершать подвиги, либо это чудесное рождение становится главным - Снегурочка тает.

Идеал женщины в русских сказках

Русская сказка не дает подробных описаний, это нетипично для жанра, соответственно, и идеала женщины в сказке нет. В сказках дается некий условный портрет, то есть мы можем предполагать, какая женщина могла бы быть. Какая тебе нравится на данный момент, такая она и появляется в сказке. Мы даже цвета волос ее обычно не знаем. Она просто красавица и, безусловно, умница - и Елена Прекрасная, и Елена Премудрая. Это не значит, что одна красивая, а другая умная. Она красивая и умная одновременно, просто в зависимости от того, что в данный конкретный момент герою больше нужно: чтобы жена была умная или чтобы жена была красивая, - в зависимости от потребности сказочного сюжета именно такой образ женщины и будет реализован в сказке.

Иногда бывают какие-то чудесные элементы портрета героини, как, например, «она так красива, что у нее мозжечок из косточки в косточку переливается». Мы можем предполагать, что у нее такая тонкая кожа, что мы видим все ее внутренности. Сложно сказать, красиво это или нет. Но сказочнику на момент рассказывания сказки это кажется показателем необыкновенной красоты. Если западные принцессы обычно золотоволосые, то наши сказочные героини могут быть и темноволосыми. Но и такая деталь, как цвет волос, упоминается в сказке крайне редко.

Происхождение и черты образа Бабы-яги

Это мифологический персонаж, который попал в сказку уже при разрушении мифологической системы. Он связан с образом жрицы при инициальных и похоронных обрядах. Ее происхождение принято связывать с хтоническими персонажами подземного мира, мира мертвых, чаще всего со змеями.

Мы можем говорить об этом на основании ее имени. Корень «-яг-» в ряде диалектов использовался для обозначения змей. О змеином происхождении яги можно говорить по некоторым чертам ее облика, сохранившимся в сказках. Например, Баба-яга никогда не ходит - она прыгает. У нее костяная нога. Скорее всего, это единственная нога персонажа, а второй ноги у нее нет. Если разбираться более подробно, обращаясь к мифологическим истокам этого образа, то становится понятно, что единственная нога яги не нога, а змеиный хвост. Баба-яга относится к так называемым змеиным божествам, которые являются хозяевами леса и мира мертвых. В некоторых сказках Бабе-яге подчиняются звери и птицы.


Иллюстрация Ивана Билибина (1876–1942)


Она может изображаться как труп, она находится в избушке, которая сама по себе напоминает гроб, она «лежит из угла в угол», «нос в потолок врос». В некоторых сказках у нее из тела могут торчать куски гнилой плоти. То есть она полуразложившийся труп. Будучи наиболее близка к миру смерти, она выступает как первопокойник, персонаж, первым прошедший через смерть, который знает, как пройти через мир мертвых. Именно поэтому она помогает герою-искателю преодолеть трудности иного мира, получить тайные знания и сокровища, находящиеся там.

Но, как известно, из мира мертвых не возвращаются, а герой благополучно прибывает домой. Причина этого в том, что сказка связана не только с представлениями о похоронных практиках, но и с обрядами инициального характера, в которых участник проходит через смерть, чтобы получить новую жизнь и новые социальные качества. Наиболее наглядно это видно в сказках о мальчике и Бабе-яге, когда герой с помощью хитрости избегает попадания в печь. Сказка в этом случае задействовала мотив перерождения героя через повторное рождение, поскольку печь в мифологии синонимична женскому лону. Баба-яга помогает герою переродиться в новом качестве, приобрести новые знания, то есть она как бы осуществляет обряд инициации.

Русская волшебная сказка

Как сформировался жанр сказки? Какова аудитория волшебной сказки? Каковы истоки образа Бабы-яги? И какой миф лежит в основе образа сказочного Змея? Об этом рассказывает кандидат филологических наук Варвара Добровольская.

Развитие творческой активности личности является одной из актуальных задач эстетического воспитания. Решению этой задачи способствует организация разнообразных форм деятельности детей (музыкальной, изобразительной, литературной). Одной из наиболее эффективных форм проведения занятий является концерт-беседа. Такая форма закрепляет полученные на уроках знания и навыки, позволяет организовать творческую деятельность детей, создать проблемные ситуации.

Для такого концерта-беседы я рекомендую тему « ». Она обширна, богата музыкальным материалом, классическим и современным, имеет большое воспитательное значение. Известно, что сказка – великий учитель: она дает самые первые знания о жизни, добре и зле, родной природе, обо всем, что окружает маленького человека. Сказка - своеобразная модель человеческого мировоззрения, кладезь народной мудрости, культурный опыт человечества, передаваемый ребенку в выразительной доступной форме. Все это позволяет сделать вывод, что обращение советских композиторов к миру детства – явление закономерное, идущее от лучших традиций классики.

Гармоническая основа современной музыки отличается красочностью, разнообразием находок с элементами современных ритмов. Все эти средства используются не как самоцель, а как точно найденная характеристика, как ключ к пониманию образа. Весь сложный комплекс выразительных средств подчинен общему замыслу произведения, «бьет в одну цель», создавая зримый образ, характер, картинку или сценку. Так достигается образность, предельная конкретность, зримость, характерные для детского мышления, доступность.

Используя богатую палитру средств музыкальной выразительности, советские авторы создают выразительные, живые, узнаваемые детьми образы и, прежде всего, обращаются к сказке, к героям знакомых литературных произведений Андерсена, Чуковского, Маршака, к образам животных, героям мультфильмов.

Лаконизм, афористичность высказывания заставляют композиторов искать объемную мелодику, которая опирается на узнаваемую или повторяющуюся зерно-интонацию, несущую определенную художественную нагрузку: основную мысль произведения, характеристику главного действующего лица, иногда речь героя.

Педагогическая практика дает основание считать, что больший эффект в развитии творческой личности учащегося дает использование на занятиях проблемного, «исследовательского» метода обучения. Сущность такого метода заключатся в том, что педагог не просто рассказывает о музыке, а создает так называемые проблемные ситуации, что призывает детей мыслить, высказывать собственные суждения по данному вопросу, а не только ждать разъяснений учителя. В ходе беседы педагог ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов. Отвечая на них, ребята доказывают справедливость своих предположений и, таким образом, самостоятельно усваивают новые знания.

Система вопросов заранее продумывается учителем; каждый последующий вопрос может либо логически вытекать из предыдущего, либо освещать проблему с новой, неожиданной стороны. Вопросы должны быть доступными и гибкими, чтобы их можно было перестроить в зависимости от ситуации.

Педагог, исходя из условий своей работы, учитывая подготовку учащихся, может творчески использовать разнообразный репертуар по теме « Сказочные образы в творчестве современных композиторов » на примере фортепианных пьес С. Слонимского («Сюита путешествий», «Дюймовочка», «Бармалей», «Чарли Чаплин насвистывает»), В. Гаврилина («Генерал идет», «Поехал Тит по дороге», «Представление»), В. Косенко («Петрушка», «Сказка»), С. Губайдуллиной («Волшебная карусель», «Кузнец-колдун»), Ю.Фалика («Принцесса на горошине»), С. Прокофьева (симфоническая сказка «Петя и волк»).

Предложенные фортепианные пьесы по своей трудности доступны для педагогом, а, как известно, живое исполнение музыкальных произведений всегда создает в классе творческую эмоциональную атмосферу. Если требуется, педагог может повторять тот или иной эпизод, отдельную тему, фразу, желая подчеркнуть значение того или иного средства выразительности для развития музыкального образа.

При проведении занятий предлагаю использовать следующие компоненты: прослушивание музыки, беседу с вопросами и творческие задания. Это может быть выставка лучших творческих работ ребят по мотивам сказочных образов (рисунки, поделки из пластилина), показ теневого театра, сочинения стихов к понравившейся пьесе.

План – конспект к занятию

«Сказочные образы в детской фортепианной музыке С.М. Слонимского».

Ребята, вы любите музыку? (да)

А какую? (песни, танцевальную, инструментальную и т. д.)

Скажите, какие композиторы вам уже известны? (Чайковский, Моцарт, Шопен, Бетховен и т.д.)

А каких современных российских композиторов вы знаете? (В. Шаинский, Ю. Чичков, Г. Гладков)

Вам известны композиторы, написавшие для детей песни. Их творчество вам близко, понятно и интересно.

Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством композитора С. М. Слонимского. Это современный российский композитор, музыковед и пианист, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России (портрет, фотографии).

Родился он в Ленинграде в семье известного писателя, и с детства ему были близки и интересны не только музыка, но и литература, поэзия, кино.

Когда будущему композитору было 7-8 лет, он учился в музыкальной школе в Ленинграде у известнейшего педагога Анны Даниловны Артоболевской. Сергей Михайлович был в числе ее первых учеников. Именно она привила ему интерес к фортепианной музыке. И вот уже появляются его первые собственные сочинения - небольшие фортепианные пьески и песенки про зверят на слова Евгения Шварца.

Музыка сочинялась о том, что в жизни было интересно и понятно. Так, например, после прогулки по зимнему Ленинграду возник «Вальс снежинок», стихи С. Маршака вызвали к жизни песни, в частности «Обезьянку». Записывать музыку дети не любят, да и многие взрослые тоже. Поэтому сочиненные тогда пьесы записывала мама.

Шли годы, мальчик учился музыке и композиции в Центральной музыкальной школе в Москве, затем в Ленинградской школе-десятилетке по классу фортепиано у Самария Ильича Савминского, выдающегося пианиста, профессора Ленинградской консерватории. В 23 года Сергей Михайлович окончил Ленинградскую консерваторию, где позднее начал преподавать. В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге.

Его творчество всегда вызывает интерес слушателей, о музыке Слонимского думают и спорят. И не случайно. Путь Слонимского-композитора – это постоянный творческий поиск, в своем творчестве он идет непроторенными путями, ищет новые краски, новые музыкальные формы, новые средства выразительности.

Творчество Сергея Михайловича очень обширно и разнообразно. Это и опера, и балет, и сонаты, и симфонии, и вокальная музыка. Также композитор писал музыку к кинофильмам и спектаклям. Но, кроме того, Сергей Михайлович очень любит детей и хочет, чтобы вы, ребята, любили и понимали музыку.

Мир детства, с его горестями, радостями и забавами, мечтами, выдумками и фантазиями, всегда привлекал композитора, и очень много музыки он посвятил именно вам, юные слушатели.

Итак, давайте мы с вами окунемся в этот увлекательный мир звуков и образов, мир детства С. М. Слонимского.

Я хочу вас познакомить с его произведением для фортепиано «Сюита путешествий». Какое интересное название

Кто из вас, ребята, знает, что такое сюита?

Это слово французское, означает «ряд», «последовательность». Сюита в музыке – это ряд пьес разного характера, объединенных одним художественным замыслом, одной идеей.

В данной сюите 4 пьесы, где каждая предлагает совершить вам и герою увлекательное путешествие.

А как вы думаете, кто будет героем?

Конечно, ребенок!

Послушайте первую пьесу сюиты.

(звучит пьеса «Я гуляю без папы и мамы»)

Давайте поговорим об этой музыке. Какой характер пьесы? (жизнерадостный, светлый, веселый, озорной, шутливый, непринужденный)

Композитор назвал эту пьесу « Я гуляю без папы и мамы»

Весело было герою?

Почему вам так показалось?

Как ребенок идет? Так? (изобразить медленную, ленивую походку, понурив голову)

Нет? А как? Покажите кто-нибудь. (Вызвать любого ребенка. Он изобразит легкую походку «с подскоками»).

Вы правильно подметили его походку – легкую, подпрыгивающую. А как композитор показывает ее в музыке?

(быстрый темп, стаккато-отрывисто)

Музыка звучала так?

(сыграть для сравнения сначала неправильно:

медленный темп – быстрый темп

минор – мажор

легато – стаккато

низкий регистр – средний регистр

тихо – громко

Все эти средства выразительности играют большую роль в создании образа героя.

*** Следует обратить внимание на изобразительный прием: замедление темпа, сопоставление новой гармонии, пиано, - все это передает удивление ребенка. Он, может быть, засмотрелся на какую-нибудь яркую вывеску, а потом побежал дальше (возвращение прежнего темпа, тональности, динамики)***

Посмотрите, как художник передает радость и восторг маленького человечка (показ картинки)

Я гуляю без папы и мамы.

Полюбуйтесь-ка вы на меня.

Очень многое делаю сам я.

А вы можете так же, как я?!

Ребята, а путешествия могут быть только лишь наяву?

Нет, их можно придумать, они могут быть в нашем воображении. Наконец, они могут нам присниться! Давайте с вами немного пофантазируем. Представьте: поздний час, уютный свет ночника, мамин поцелуй на ночь… Сон…

А что может сниться юному мальчишке?

Ну, конечно же, приключения, морские путешествия, встреча с морскими пиратами, великие победы, погружение в пучину океана и…

морские сокровища!

Знаете слова песни:

Цепи якорей гремят в порту,

Верят корабли в мою мечту.

Всем ветрам назло

Я спешу на зов

Дальних неизвестных островов.

Снятся часто

Мне по ночам дельфины.

Снятся чайки

И мачты бригантины.

След мой волною смоет,

А я на берег с утра приду опять.

Море, ты слышишь, море,

Твоим матросом хочу я стать.

Ребята, кто-нибудь знает стихи, близкие этой теме?

Шурка

Ходит по лужам Шурка,

Он боевой, говорят.

На рыжей его тужурке

Матросские якоря.

Любит Шурка рассказы,

Герои их – моряки,

Бесстрашные водолазы,

Веселые рыбаки.

Бродит он, бродит по лужам

От маминых глаз тайком,

И голуби чайками кружат

Над будущим моряком.

Закройте глаза. Путешествие продолжается. Послушайте пьесу. Как бы вы ее назвали?

(звучит пьеса «Сокровища черного моря»)

Какой характер музыки? Что она изображает? (фантастический, загадочный, таинственный, сумрачный)

Как вы ее назвали?

Композитор назвал эту пьесу «Сокровища черного моря».

В каком темпе написано произведение? (в сдержанном, спокойном)

Сколько частей в пьесе? Есть ли повторения?

О чем может поведать каждая часть? (крайние – образ моря, волны; средняя часть – сами сокровища)

Посмотрите, как художник «увидел» эту музыку. Созвучен ли взгляд художника образам музыки Слонимского? (показ картинки)

Думаю, художнику показалось, что сокровища – это и есть сам подводный мир.

Но вот начался новый день и, следовательно, новые приключения, новые путешествия.

Куда же попадает наш герой? (показ картинки – парк)

Конечно, в парк!

Ребята, а вы любите бывать в парке?

Какие аттракционы вам больше по душе?

Как приятно в парке, братцы!

Буду тоже я кататься!

Здесь и горки, и качели,

Колесо и карусели!

А на поезде чудесном

Ехать тоже интересно!

В парке весело гулять!

В парке некогда скучать!

Что это за аттракцион? (на рисунке – Чертово колесо)

Вспомните свои ощущения, когда поднимаетесь все выше и выше, к облакам!

Захватывает дух, кружится голова от восторга.

Сергею Михайловичу, вероятно, тоже знакомо такое ощущение, и он передал это в своей пьесе, которая так и называется – «Чертово колесо». Послушайте эту пьесу.

(звучит пьеса «Чертово колесо»)

В каком темпе она начинается?

А потом?

(Сначала медленно, потом все быстрее и быстрее; колесо как бы набирает ход)

А как развивается динамика?

( pp < ff )

Как, на ваш взгляд, удалось композитору передать движение колеса, чувство восторга, наполнявшего душу от движения вверх, к поднебесью?

Завершает путешествие пьеса под названием «Маленькое рондо».

Ребята, кто знает, что такое рондо?

Само слово «рондо» означает «круг», «хоровод». В рондо есть основная тема – рефрен, которая на протяжении пьесы звучит несколько раз, не менее трех, создавая ощущение движения по кругу.

Эпиграфом к этой пьесе композитор взял начальные строки известного стихотворения Корнея Чуковского:

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед

(показ картинки)

Ребята, давайте попробуем с вами предугадать музыку. Посмотрите внимательно на картинку. Наши герои « едут и смеются, пряники жуют…»

Как вы думаете, какой будет характер музыки?

(веселый, озорной, радостный)

В каком ладу, темпе, на ваш взгляд, будет музыка?

(мажорный лад, оживленный темп)

У вас в пьесе была бы одна музыкальная тема, или бы вы постарались изобразить характер каждой зверушки?

А рефрен? Какова его роль?

(рефрен дает ощущение того, что наши герои катаются по кругу, привносит общую атмосферу радости, веселья, озорства)

Итак, давайте послушаем.

(звучит пьеса «Маленькое рондо»)

Вспомните свои ответы. Они были верны?

Удалось вам предсказать музыку?

Конечно, по-другому и не могло быть!

Композитор умело передал настроение резвящихся зверушек, - веселье, озорство, шум, радость!

-Вы запомнили названия пьес? Перечислите их.

-И все они входят в сюиту, которая называется…Как?

«Сюита путешествий»

Ребята, а вы любите сказки?

Каких сказочников вы знаете?

Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди», «Новое платье короля»

Дж. Родари «Чипполино»

Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах»

Сергей Михайлович Слонимский не оставил без внимания вашу любовь и интерес к сказке. Композитором создан целый ряд портретов различных сказочных героев, Здесь и Бармалей, и Принцесса на горошине, и кузнечики, и лягушки…

Сейчас вы послушаете пьесу, написанную на сюжет сказки Андерсена.

(звучит пьеса «Дюймовочка»; в это время девочка танцует танец Дюймовочки – рождение из цветка)

Понравилась вам пьеса?

Какого сказочного героя изображает композитор?

Помните: в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. В чашечке его сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали – Дюймовочка.

Вы, наверное, помните, какие приключения ожидали эту девочку? (ответы детей)

Пьеса композитора точно такая же, как и сказка Андерсена? (нет)

В музыке, конечно, нет конкретных приключений Дюймовочки, как в литературном тексте. Да их и не нужно пересказывать. Композитор изображает только саму героиню. Пьеса так и называется – Дюймовочка.

Какая же Дюймовочка у композитора? Чем вам нравится она? (нежная, добрая, хрупкая, мечтательная)

Почему вам так кажется?

Мелодия пьесы (нежная, певучая, в среднем и высоком регистре, на pp ) рисует образ беззащитной, маленькой девочки. Мелодия окрашена светлой печалью, ведь ей много пришлось пережить: и тяжкую жизнь у полевой мыши, и подземелье крота. Но всегда у нее оставалась надежда, стремление к солнцу, к свету, ведь, в конце концов, она находит свое счастье в стране эльфов.

Отличается ли музыка средней части от начала пьесы? Чем?

Более спокойный темп, покачивающийся фон, на котором звучит гибкая, поэтичная тема колыбельной, создающая образ мечтающей Дюймовочки, плывущей на листе кувшинки.

Показ картинки.

Ребята, посмотрите на эти портреты. (Показ портретов Чарли Чаплина)

Знаете ли вы, кто это?

Это Чарли Чаплин, выдающийся артист, актер немого кино. Этого человека с полным правом можно назвать историей киноискусства. Кто хоть раз видел на экране чаплиновского героя – «маленького человечка» Чарли, тот навсегда запомнил неповторимую фигурку в старомодном котелке, кургузом пиджаке, мешковатых штанах и огромных ботинках носками врозь.

Чарли, Чарли, мы тебя все любим,

Чарли, Чарли, ты так нужен людям.

(Слова из песни)

Сейчас вы послушаете пьесу, которую Слонимский посвятил этому замечательному человеку. Это как бы его музыкальный портрет. Композитор стремился создать этот музыкальный образ с помощью звуков.

Так какой же он?

(Звучит пьеса «Чарли Чаплин насвистывает»)

Музыка веселая, жизнерадостная, озорная, непринужденная, трогательная. Таков он и есть в жизни – необычайно талантливый, по-детски озорной, восторженный, добрый, сердечный.

Ребята, в каком жанре написана пьеса? (марш)

Почему марш?

Перед глазами буквально возникает образ шагающего легкой походкой человека.

Какая динамика преобладает? (ff )

В каком регистре написана мелодия? Ничего не напоминает? (изобразить свист)

Пьеса так и называется «Чарли Чаплин насвистывает».

Для сравнения можно наиграть:

в миноре

медленно

без стаккато

в низком регистре

Итак, ребята, вы познакомились с пьесами Сергея Михайловича Слонимского. Понравились вам они? Какими были по настроению, характеру?

(Веселые, жизнерадостные, озорные, как само детство)

Понятна ли, интересна вам его музыка?

Да, его музыка привлекает своей лаконичностью, точностью, зримостью образов, ярких и запоминающихся. Композитор с легкостью, буквально из ничего, из нескольких нот делает своих «Лягушек», «Кузнечиков», «Дюймовочку» или точный портрет Чарли Чаплина, веселые истории героя из «Сюиты путешествий».

Его музыка для детей близка и понятна каждому ребенку.

Ребята, вы можете по своему желанию выполнить творческие задания:

1. Нарисовать понравившийся образ.

2. Подобрать и вырезать из журналов картинки к прослушанным пьесам.

3. Вылепить из пластилина наиболее яркий понравившийся образ.

4.Подобрать стихи, близкие по содержанию к данным образам, или сочинить самим.

5.Рассказать, какие эпизоды вашего детства возникают в воображении при слушании пьес:

«Я гуляю без папы и мамы»

«Сокровища южного моря»

«Чертово колесо»

«Маленькое рондо»

«Дюймовочка»

«Чарли Чаплин насвистывает»

«О, слово Русское, святое! Для лучших Будущих Времён Глагол ты, Жизнь и Просвещение!»

Ф.И.Тютчев


Что такое сказки? Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: с помощью их можно пробудить родовую память, поведать о предании наших Предков, ими можно просто заинтересовать ребёнка, усыпить его на ночь, сподвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему. Сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. В любом обществе сказки собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.

Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Интернет, книги, в конце концов, можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями. Дети же, особенно маленькие, не могут получить знания этими же путями, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний?

Для ребёнка мир предстает новым и непознанным. Его нужно исследовать, открыть, изучить, овладеть им. К счастью, дети появляются на свет с непреодолимым стремлением к познанию. Исследования показали, что когда детям предлагаются два примера для подражания — один «успешный», с положительным результатом, другой неудачный — они предпочитают первый. Именно этот момент учитывается во многих сказках - ненавязчиво в сказочно-волшебной канве они предлагают положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребёнок будет вести себя так же, как его любимый сказочный герой. Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребёнка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на образном языке, на языке детской фантазии и воображения.

Сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребёнку, что мир - очень сложная штука, что в нём есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребёнку, что если человек не сдаётся, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду, что чрезвычайно важно.

Ребёнок, лишенный надежды или утративший её, отказывается от борьбы и никогда не добьётся успеха. Способ общения через сказку ценен ещё тем, что в этом случае в познании нового ребёнок чувствует себя в определенной степени независимым. Он может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание сказки и схватить её идею. Он может слушать сказку снова и снова и сосредоточить внимание на том, что в данный момент для него особенно актуально — ничего не навязывается ему насильно. И, самое главное, всё новое, что он узнаёт, воспринимается им как своё собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если он хочет побороть страх, как это делает герой сказки, он делает так потому, что решил это сделать сам, а не потому, что так велела мама. Таким образом, ребёнок получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.

ПРИСКАЗКА

«Где загадка - там и присказка…»

«Было это на море, на окияне. На острове Буяне стоит дерево - золотые маковки, по этому дереву ходит Кот Баюн: вверх идёт - песню поёт, а вниз идёт - сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. Будет эта присказка сказываться с утра до обеда, поевши мягкого хлеба. А придёт вечер - тут и сказку поведём…».

Кто из нас в детстве не заслушивался бабушкиными сказками? Кто не зачитывался ими допоздна? Завораживал старинный язык, волновали чудесные образы - древние, странные, таинственные и такие, одновременно, понятные детскому воображению и уму. Мы начинали верить в Тридевятое царство - Тридесятое государство, в Ивана-царевича и Василису-премудрую, в могучих богатырей и говорящих животных. В знакомых простых вещах начинали искать чудесные свойства ковра-самолёта, скатерти-самобранки, сапогов-скороходов, дудки-самогудки…. Куда он подевался, куда исчез - этот волшебный мир детских сказок, мечтаний и снов, - стоило нам повзрослеть? Может мы просто перестали его видеть, перестали его слышать, может мы просто перестали верить в него и замечать рядом с собой?

Но вот чудо: есть взрослые, повзрослевшие дети, которые по-прежнему разговаривают с Домовым, здороваются в лесу с Лешим, видят на угольках костра пляшущую Огневушку… И рассказывают другим людям, которые разучились это видеть и слышать, что рядом с нами есть ещё один мир, и живут рядом с нами его обитатели - служебные Духи Природы. Эти служебные духи всегда жили рядом с человеком, помогая ему, а иногда - и воспитывая, и наказывая. Называется этот мир духов Природы - Светлая Навь. Его обитатели - Берегини, Домовые, Банники, Сенники, Лешие, Водяные, Русалки, Лесные и Полевые духи, Летние и Зимние стихиали и ещё всякие-всякие существа - наши соседи и помощники. Мы с вами обитаем в мире Яви - явном, явленном (то есть видимом и ощущаемом человеком) мире. Есть ещё мир Тёмной Нави, где обитают существа враждебные человеку, пытающиеся сбить его с доброго пути: упыри, болотники, бесы, лярвы, лихорадки, блуды, злыдни, игоши, анчутки и другие - их тоже большое множество. Ясновидящие, при необходимости, могут видеть этих сущностей. А современные цифровые фотоаппараты могут даже зафиксировать некоторых сущностей во время фотосъёмки.

Например, лярвы, питающиеся гаввахом - энергией отрицательных эмоций человека, выглядят на фото как медузы.

Изображение подселенца (пространственной лярвы) зафиксированной диагностическим прибором кроуноскоп в момент отбора энергии у пациентки.


Лярвы, как и другие сущности Тёмной Нави, могут присасываться к энергетическим каналам через биологически активные точки и забирать у человека энергию.

Наши древние Предки - народы Славян и Ариев - умели жить в ладу со стихиями и духами Природы, дружили с Домовыми, разговаривали с птицами, рыбами, зверями и деревьями. Даже бывало такое, что они ходили друг к другу в гости. Люди обязательно отмечали особые праздники, связанные с чествова-нием стихий Природы - дни величания Земли, Воды, Воздуха, Огня и их берегинь, сущностей-хранителей. А перед двумя особыми праздниками - Купалой и Колядой - русичи в старину готовили угощение для всех служебных духов, так как в эти дни наши миры сближаются. И до сих пор считается, что в эти праздничные дни Духи миров Нави и Души наших Предков присутствуют среди живых людей, участвуя в общем празднестве.

Служебные Духи Природы и домашние Духи живут по своим законам и правилам, которые отличаются от человеческих. Но если человек понимает их, умеет общаться, уважая их особенность, правильно ведёт себя в их пределах (местах обитания), - эти сущности всегда помогут ему и в труде, и в беде. Поэтому их и называют - «служебные духи». Достаётся от них только ленивым да злобным. Жить рядом с человеком для обитателей Светлой Нави большое благо, так как самая большая-пребольшая награда и ценность для них - доброе людское слово, душевная молитва и тёплая память. Когда рассказывают люди друг другу об удивительных и загадочных существах в народных сказках, преданиях, былях и быличках, радуются и сами герои этих сказок. Домашним духам большую радость приносят тепло и уют семейного очага, весёлый детский смех, лад в семье и хозяйстве. Без человека домашним Духам жить одиноко.

Тяжко жить Домовому в пустом и холодном доме, Овиннику - в пустом овине, Баннику - в бане, за которой никто не ухаживает. Домашние служебные духи нуждаются в человеческом присутствии и участии. А в лесу Леший с Берегинями всегда рад человеку с добрым словом и понимающей душой. Людям, в свою очередь, без служебных духов Природы трудно сохранять чистоту и красоту лесов и рек, урожаи на полях, в садах и огородах, находить богатства недр земных и дороги в неизведанных местах.

Давайте же заново познакомимся, заново обратимся с нашими детьми и внуками к обитателям вовсе уж не такого забытого и не такого далёкого сказочного мира, к нашим соседям из мира Светлой Нави! Перечитайте наши народные сказки, чтобы заново вспомнить знакомые с детства образы…

Сказка сказке рознь. Давайте будем учиться относиться к нашим сказкам, как к большой и очень важной части культурного наследия Русского народа. В любой древней сказке в образах была зашифрована информация. И эту информацию, чтобы передать из поколения в поколение мудрецы отдавали в народ, потому что знали - старики передадут молодым без искажения. Это сейчас бабушки и дедушки детям рассказывая сказки, могут их приукрасить, что-то добавить от себя. А раньше как было? Вот как дед рассказал, так его внук, когда вырастал, слово в слово передавал своим детям и внукам. Внуки передадут своим правнукам и т.д. То есть информация передавалась без искажения. Мудрость передавалась не только в устной форме в сказах, сказках, поговорках, пословицах, но их и напевали, то есть баяли. А когда баят? Перед сном: «Баю, баюшки, баю…». И, чтобы ребёнок уснул ему ещё пробаят и сказочку. Помните у А.С.Пушкина: «Бают люди или врут, в свете вот какое диво…». То есть БАЮТ - правильно говорят или ВРУТ - искажают какую-то информацию, то есть поверхностно воспринимают.

Вспомните, как многие древние Русские сказки заканчиваются: «Сказка ложь, да в ней намёк, кто познает - тем урок». А кто познавал? Мальчики и девочки. А христиане сказали, что девочек учить вообще не надо, это сосуд Дьявола, исчадие Сатаны и прочее. Поэтому они не только переделывали все сказки под свою религию, но и концовку сказок сделали: «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок». Девицам вроде вообще урок не нужен. А урок - это познание судьбы, нужный и молодцам и девицам. Чем отличается наш древнерусский, древнесловенский, старословенский язык от других иностранных языков? Он отличается тем, что смысловой образ у нас идёт вглубь, а у них вширь. Для того чтобы понять, нужно разбираться, когда и в чём произошла подмена понятий.

Сказка Ложь, да в ней - Намек,
Кто познает - тем Урок.

«Сказка ложь, да в ней намёк» - о чём намёк?

«Сказка - ложь, да в ней намёк, кто познает - тем урок» - такой поговоркой обычно заканчиваются старые сказки. Что вкладывали в это высказывание наши предки? Почему сказку они называли ложью? На какой урок они делали намёк? Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы, которые тесным образом примыкают к теме языка и письменности наших предков. Мы же сегодня затронем лишь те языковые основы, которые касаются только темы заданного вопроса.

Мы с Вами уже разбирали на прошлом уроке, что в дохристианскую эпоху на Руси было около десятка разновидностей письма, основным и наиболее популярным из которых была Древлесловенская Буквица из 49 символов-образов, а язык и письменность (и, соответственно, мышление людей) были образными. (А образность, в свою очередь, перешла к ним от ещё более древних Рун). В IX веке для нужд христианизации славянских народов Кирилл и Мефодий упростили Буквицу, превратив её в кириллицу, которую ещё называют церковно-славянской азбукой. Потом Петр I убрал 5 символов, Николай II - ещё 4, а после 1917 г. по настоянию Луначарского из русского языка изъяли знак «ять». Получился алфавит из 33 знаков с беканием и меканием, поскольку была также отменена и образность нашего письма, т.е. были отменены образные названия буквиц.

Следует отметить, что русские цари (а русские ли они?) с церковно-славянской азбукой сделали то, чего не сделали с Буквицей даже Кирилл и Мефодий, - они удалили из азбуки образы духа и души, т.е. символы (буквицы) «Kси» и «Пси», чтобы лишить славянские народы родного русского духа и духовности и привить им чуждую культуру Запада. Но это, как показывают последующие события, им сделать до конца не удалось. В нашем же языке использования этих символов остались в терминах: КСЕнофобия - боязнь духов и ПСИхология - наука о душе. Образность же русского языка сохранилась ещё на 30-40%.

Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), «вытаскивает» Образы из коллективного поля - одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живём. Если нет составляющей Образа, ничего вообразить не удастся. Например, вот это сказочный Образ: «Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что». Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? - До поры, нет. Хотя, у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.

«Урок» у славян означает нечто, стоящее У Рока, т.е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощенного на Земле. Урок - то, что необходимо усвоить, прежде чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше.

Т.о., Сказка - Ложь, но в ней всегда присутствует Намёк на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.

Так в чём же ложь сказок?

«Ложью» у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда. Например, можно сказать: «Вот целая лужа бензина», а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху плёнкой бензина. Во втором утверждении - Правда, в первом же сказана не совсем Правда, т.е. Ложь. «Ложь» и «ложе», «ложа» - имеют однокоренное происхождение. Т.е. то, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или - поверхностное суждение о предмете.

И все же, почему к Сказам применено слово «ложь», в смысле, поверхностная правда, неполная правда? Дело в том, что Сказка - это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави, те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой. Т.о., можно сказать, что Сказка - это все-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их Вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь.

Присутствующее в наше время фонетическое прочтение текста - это только поверхностное восприятие информации. Хотя раньше и устная речь была богаче, чем теперь, но первый уровень восприятия записанной информации всегда происходил на уровне устной речи, а не на уровне сокрытых в письме образов. А маленькие дети, которые не умеют читать, сказки воспринимают только на слух. Получается, что они воспринимают только первый уровень информации, содержащейся в сказочных текстах. «Ложь» и «ложе», как мы уже говорили - это слова однокоренного происхождения. Они оба подразумевают то, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или поверхностное суждение о предмете. А то, на поверхности чего можно лежать, называется ещё основанием. В «Праведах», древнем учебнике по основам Мироздания для детей 7-12 лет, так прямо и сказано, что ложь является основанием для знаний. Сегодня же основанием любой науки является набор фактов.

С другой стороны, сегодня ложь противопоставляют правде, что тоже в корне неверно. Ложь - это часть правды. Кривда - это тоже не противоположность правды. Это - искаженная, извращённая (т.е. искривленная) информация и обоснованные ею действия, поступки людей. А вот противоположностью правды является неправда.

Сейчас как бы в одну линию свели такие понятия как ЛОЖЬ - НЕПРАВДА - КРИВДА. Но это абсолютно три различных образа, которые между собой даже не связаны. Это греки, принесшие из Византии христианство, всё начали валить в одну кучу. Им непонятно было, что поверхностная информация - это ложь, что НЕПРАВДА не принадлежит миру Прави. То же самое как КРИВДА - это изменённая информация, то есть искажённая, искривлённая, не принадлежащая тоже миру Прави. Поэтому эти три слова - это всё различные информации. А наши Предки различали: ложь и неложь, кривду и некривду, правду и неправду.

Так вот, возвращаясь к теме нашего вопроса, следует сказать самое главное: древние тексты, записанные с помощью Буквицы, имели не менее 4-х уровней прочтения или, точнее, извлечения информации:

1) фонетическое прочтение по звучаниям Буквиц как фонем (сейчас - по звукам букв), дающее бытийное, т.е. поверхностное прочтение информации:
а, б, в, г, д, е, ё, ж, s, з ;

2) прочтение образов Буквиц по их наименованиям и восприятие их смысла:
аз, Боги (буки), веди, глаголь, добро, есть, есмь, живот, зело, земля…

3) соединение образов Буквиц попарно и воссоздание смысла их соединений, т.е. тварение новых образов:
аз Бога ведаю, глаголя добро, глаголить добро - есть бытие, жизнь вельми на земле… ;

4) извлечение глубинной сути образного письма, как из голограммы, во всём многообразии множества синонимов образов:
я многое ведаю, множа информацию о бытие, кое есть форма существования разнообразной жизни на землях (т.е. на планетах)...

Я привёл только кусочек азбуки (всего 10 символов) с расшифровкой образов по Буквице, и как преобразилось восприятие той информации, которая оказалась в нём сокрыта.

Детей в семье у наших Предков воспитывал папа, и ему помогали деды и прадеды. Заметьте, они не обучали детей, а именно воспитывали. А сейчас что? Главное обучить или как сейчас говорят - дать образование. Вдумайтесь ОБРАЗОВАНИЕ, то есть научить говорить образно. А наша, так называемая, система образования не учит образам, там ОБУЧАЮТ: 1-ый год обучения, 2-ой год обучения … Родители сейчас говорят, что воспитанием должна заниматься школа, а в школе говорят, что воспитанием должны заниматься родители. То есть фактически воспитанием детей не занимается нужным образом никто. В результате вырастает сущность, для которой понятия СОВЕСТЬ и УВАЖЕНИЕ вообще не существуют.

« Ай, потешить вас сказочкой? А сказочка та чудесная: есть в ней и дива-дивные, и чуда-чудные!. .».

Итак, С-КАЗ-КА по образам Буквиц - это выраженная через слово, неполная, поверхностная информация о далёком прошлом, содержащая в себе рациональное зерно. Так что урок сказок состоит в том, чтобы понять их суть и увидеть существование более глубоких знаний.

В свою очередь, слово «быль» произошло от древлесловенского глагола - «быти», то есть то, что было и происходило в Мире Яви. Небылица (небыль) - то, что не было в Яви, но происходило в Мирах: Нави, Слави или Прави, то есть в другой форме бытия.

Исходя из всего приведенного, можно сделать вывод, что сейчас все люди пользуются только первым, т.е. детским уровнем восприятия написанной информации и не понимают ни глубинного значения слов, ни законов и методологии словообразования, т.е. создания новых образов для компактной и правильной записи знаний.