О каком клубе ведет речь репетилов. Зачем нужен образ Репетилова в комедии горе от ума? Пожалуйста

Историческая основа комедии «Горе от ума»

А.С. Грибоедов изобразил в комедии «Горе от ума» нравы московского дворянства начала 19 века. В то время в аристократическом обществе наметился раскол между дворянами, придерживающимися консервативных взглядов, и теми, кто принял идеи декабризма и проповедует идеалы истинной гражданственности и патриотизма. В комедии этот раскол назван борьбой «века нынешнего» с «веком минувшим». Многие особенности исторической реальности того времени нашли отражение в пьесе «Горе от ума». Известно, что главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий, как и сам автор, выражает идеи декабристов, а именно стремление к справедливости, уважение к народу, к свободе человеческой личности. Однако были в изображенном Грибоедовым обществе и те, для кого эти идеи – дань моде, а не осознанное стремление сердца. В этом отношении необходимо рассмотреть характеристику Репетилова в комедии «Горе от ума».

Как образ Репетилова помогает в раскрытии образа Чацкого?

По-настоящему понять значение образа Репетилова в комедии «Горе от ума» невозможно без обращения к образу Чацкого.
Чацкий выступает в пьесе против «века минувшего» и его идей: против вседозволенности помещиков-крепостников, которые могут разлучить по своей прихоти детей крестьян с родителями, обменять крепостных на борзых собак; против безнравственности московского дворянства, которое привыкло оценивать людей по чинам и деньгам. Причем выступает Чацкий против этого многочисленного лагеря в одиночку. Он убежден, что деньги и положение в обществе не могут быть мерилами человеческой личности. Чацкий считает, что честь и достоинство должны являться главными ценностями в дворянском обществе. Он выражает свои взгляды бесстрашно, но вытеснен из этой среды, оклеветанный, названный сумасшедшим. Время Чацких еще не пришло. Но одиноким он оказался лишь в доме Фамусова. За его пределами у Чацкого есть единомышленники, и победа «века нынешнего» придет позже, но обязательно.

Чтобы более полно и со всех сторон отразить особенности исторического периода, представленного в комедии, Грибоедов вводит в пьесу «Горе от ума» Репетилова. Этот герой появляется на сцене в последнем действии, но он значительно расширяет уже сложившееся у читателя представление о политической обстановке в России того времени. Репетилов – это карикатурный двойник Чацкого, который способен только повторять его слова, но не может осознать их. Задача Репетилова – завоевать вес в аристократическом обществе. Задача Чацкого – это общество обличить и исправить.
Значение образа Репетилова в комедии «Горе от ума»

Как принято в традиции классицизма, героям комедии «Горе от ума» Грибоедов дал говорящие фамилии. Репетилов не исключение. Его фамилия образована от французского слова repeto, что означает «повторяю». Репетилов способен только повторять идеи декабристов, не вникая в них.

Появляясь на балу у Фамусова в тот момент, когда гости уже разъезжаются, Репетилов не знает о том, что в обществе уже распущен слух о сумасшествии Чацкого. Сначала может даже показаться, что Репетилов станет единственным союзником Чацкого в доме Фамусова, ведь он никому не верит, что Чацкий безумен. Репетилов зазывает Чацкого на собрание тайного общества. По его словам, там обсуждаются многие политические вопросы, связанные с идеями декабризма. Становится понятно, что Репетилов состоит в революционном кружке. Но является ли в комедии «Горе от ума» образ Репетилова образом истинного декабриста?

Репетилов изображается Грибоедовым как пустой человек, произносящий пустые, ничего не значащие для него слова. Не случайно поехать с ним Репетилов предлагает сначала Чацкому, а после его отказа Скалозубу. Этому герою все равно, на чьей стороне быть: «века нынешнего» или «века минувшего». Ему все равно, где проводить свое время: на балу или на тайном собрании. Главное для него – быть своим в светском обществе. К тому же сам Репетилов говорит, что он понимает далеко не все из того, что обсуждается на встречах этого кружка.
Репетилов не декабрист. Это карикатура на декабриста, карикатура на Чацкого. В пьесе «Горе от ума» характеристика Репетилова имеет значение только в сопоставлении с Чацким. Репетилов – отражение Чацкого и его идей в кривом зеркале.

Между Репетиловым и такими людьми, как Чацкий, огромная пропасть. Репетиловы выражают либеральные идеи только потому, что это модно в дворянском обществе. Это могло помочь ему в карьере, а удачная карьера – высшая ценность в фамусовском обществе.

Таким образом, Репетилов – это герой, который бездумно повторяет чужие слова, слова Чацкого и слова, которые он слышит на собраниях тайного общества, в котором состоит, не понимая их смысла и значения. Пустой Репетилов противопоставлен в комедии идеологу Чацкому.

Тест по произведению

/ / / Образ Репетилова в комедии Грибоедова «Горе от ума»

В своей знаменитой комедии Александр Сергеевич Грибоедов изобразил типичное дворянское общество начала 19 столетия с его укладом и нравами. Этот временной промежуток характеризуется наметившимся противостоянием между теми, кто придерживался консервативных взглядов и выступал за прежнюю спокойную жизнь, и теми, кто принял идеи декабристов и был приверженцем новых прогрессивных идей.

Историческая реальность со всеми ее перипетиями нашла отражение на страницах пьесы. Александр Андреевич Чацкий, главный герой комедии, очень похож на самого автора и разделяет его взгляды, а именно: уважает личность, стремится к достижению свободы и справедливости для всего народа. Есть, правда, в произведении и такие персонажи, для которых все вышеназванные идеи – не стремление, а просто дань моде, так принято сейчас, значит, так нужно. Нет осознания и принятия. В этой связи хочется назвать одного персонажа, о котором и пойдет речь, - Репетилова.

Но раскрыть этот образ представляется возможным, только если сделать это через обращение к другому герою – Чацкому, который настроен решительно против московских обычаев: вседозволенности богатых помещиков, не считающих крестьян за людей и позволяющих себе менять их на борзых собак, отсутствия нравственности, оценивания людей по чинам и размеру кошелька. Александр Андреевич выступает против всего этого один, не имея никакой поддержки. Но его идеи понятны и просты: честь и достоинство должны быть главным мерилом человеческой личности и никак иначе.

А что же образ Репетилова? Как его интерпретировать? Автор вводит этого героя для того, чтобы наиболее полно представить положение дел и ту обстановку, которая царила в стране в обозначенный исторический период.

С этим персонажем Грибоедов знакомит читателей лишь только в последнем действии. Репетиров выступает своеобразным двойником Чацкого. Правда, в отличие от оригинала, он смешон: повторяя слова, содержащие глубокий смысл, он совершенно не осознает их. Репетилов пытается войти в высшее общество, получить там определенный вес, же хочет исправить сложившийся уклад, изменить веками укоренявшиеся устои и обычаи.

У героя интересная фамилия, такие принято называть говорящими. Что же она означает? В ее основе французское слово со значением «повторять». Репетилов только бездумно следует идеям декабристов, не вникая в их суть.

Автор изображает героя как пустого человека, он говорит слова, но они не наполнены смыслом. Сам Репетилов не осознает их до конца, да и хочет ли это делать? Он состоит в тайном обществе, на собрание зовет с собой сначала Чацкого, а когда тот отказывается, предлагает поехать Скалозубу. Получается, ему все равно, с кем ехать, на деле он не становится союзником Александра Андреевича. Этому герою в принципе все равно, за кого выступать: за «старых» или за «новых». Главное – быть признанным в светском обществе.

В заключении можно сказать, что Репетилов – это карикатура, отражение Чацкого в кривом зеркале.

Образ Репетилова помогает более полно раскрыть образ главного героя Чацкого. По-настоящему понять значение образа Репетилова в комедии «Горе от ума» невозможно без обращения к образу Чацкого.

Чацкий выступает в пьесе против «века минувшего» и его идей: против вседозволенности помещиков-крепостников, которые могут разлучить по своей прихоти детей крестьян с родителями, обменять крепостных на борзых собак; против безнравственности московского дворянства, которое привыкло оценивать людей по чинам и деньгам. Причем выступает Чацкий против этого многочисленного лагеря в одиночку. Он убежден, что деньги и положение в обществе не могут быть мерилами человеческой личности. Чацкий считает, что честь и достоинство должны являться главными ценностями в дворянском обществе. Он выражает свои взгляды бесстрашно, но вытеснен из этой среды, оклеветанный, названный сумасшедшим. Время Чацких еще не пришло. Но одиноким он оказался лишь в доме Фамусова. За его пределами у Чацкого есть единомышленники, и победа «века нынешнего» придет позже, но обязательно.

Чтобы более полно и со всех сторон отразить особенности исторического периода, представленного в комедии, Грибоедов вводит в пьесу «Горе от ума» Репетилова. Этот герой появляется на сцене в последнем действии, но он значительно расширяет уже сложившееся у читателя представление о политической обстановке в России того времени. Репетилов – это карикатурный двойник Чацкого, который способен только повторять его слова, но не может осознать их. Задача Репетилова – завоевать вес в аристократическом обществе. Задача Чацкого – это общество обличить и исправить.
Значение образа Репетилова в комедии «Горе от ума»

Как принято в традиции классицизма, героям комедии «Горе от ума» Грибоедов дал говорящие фамилии. Репетилов не исключение. Его фамилия образована от французского слова repeto, что означает «повторяю». Репетилов способен только повторять идеи декабристов, не вникая в них.

Появляясь на балу у Фамусова в тот момент, когда гости уже разъезжаются, Репетилов не знает о том, что в обществе уже распущен слух о сумасшествии Чацкого. Сначала может даже показаться, что Репетилов станет единственным союзником Чацкого в доме Фамусова, ведь он никому не верит, что Чацкий безумен. Репетилов зазывает Чацкого на собрание тайного общества. По его словам, там обсуждаются многие политические вопросы, связанные с идеями декабризма. Становится понятно, что Репетилов состоит в революционном кружке. Но является ли в комедии «Горе от ума» образ Репетилова образом истинного декабриста?

Репетилов изображается Грибоедовым как пустой человек, произносящий пустые, ничего не значащие для него слова. Не случайно поехать с ним Репетилов предлагает сначала Чацкому, а после его отказа Скалозубу. Этому герою все равно, на чьей стороне быть: «века нынешнего» или «века минувшего». Ему все равно, где проводить свое время: на балу или на тайном собрании. Главное для него – быть своим в светском обществе. К тому же сам Репетилов говорит, что он понимает далеко не все из того, что обсуждается на встречах этого кружка.
Репетилов не декабрист. Это карикатура на декабриста, карикатура на Чацкого. В пьесе «Горе от ума» характеристика Репетилова имеет значение только в сопоставлении с Чацким. Репетилов – отражение Чацкого и его идей в кривом зеркале.

Между Репетиловым и такими людьми, как Чацкий, огромная пропасть. Репетиловы выражают либеральные идеи только потому, что это модно в дворянском обществе. Это могло помочь ему в карьере, а удачная карьера – высшая ценность в фамусовском обществе.

Таким образом, Репетилов – это герой, который бездумно повторяет чужие слова, слова Чацкого и слова, которые он слышит на собраниях тайного общества, в котором состоит, не понимая их смысла и значения. Пустой Репетилов противопоставлен в комедии идеологу Чацкому.

В комедии Грибоедова «Горе от ума» господин Репетилов появляется в четвертом действии произведения. Это второстепенный, но яркий персонаж произведения, приглашенный на бал к Фамусову по случаю именин его дочери Софьи. Его образ - характеризует человека, который выбирает легкий путь в жизни.

Основные черты героя

Что говорит сам о себе Репетилов? То, что он дурак и смешон. Наш герой не умеет вести правильную беседу, перескакивает с темы на тему. Это либерал, которого не устраивает положение в обществе, да и в стране в целом.

Как и многие его современники, Репетилов мечтал об успешной карьере. Для достижения цели выбрал легкий путь: породнился со знатным и богатым родом. Став зятем известного чиновника, он забыл о всех тяготах жизни. Время и статус позволяют ему тратить свою жизнь в развлечениях на званых ужинах и за игрой в карты.

Во времена, описанные Грибоедовым, в моде были различные тайные общества. Автор посчитал нужным «наградить» героя членством в престижном английском клубе для элиты и некого «тайного» общества (под ним понимается зарождающееся декабристское движение). И даже там Репетилов прослыл как «шут», способный только на то, чтобы развлекать всех болтовней. Его фамилия с латинского языка переводится характерно: «повторять». Таким авторским приемом показано: Репетилов в разговоре постоянно возвращается к одним и тем же темам.

Отрицательные черты характера: ложь, глупость, лень. Репетилов показан как плохой отец и муж, постоянно обманывающий жену. Есть в герое и положительные черты: доброта и жизнерадостность. Но они "теряются" на фоне негативного образа жизни.

Роль героя в произведении

Появление на балу старого приятеля Чацкого, которым и является Репетилов, сопровождается шумной болтовней «ни о чем». Будучи любезным со всеми гостями, он за короткое время умудряется показать всю никчемность своей жизни. Автор «рисует» героя, как типичного представителя общества, в котором хотят глобальных изменений, но чужими руками. Главное - ничего не делать для этого самому. Но порассуждать о проблемах любят.

Репетилов - это собирательный образ нескольких характеров, представители которых подстраиваются под моду определенного времени. Это острая пародия на общества, интересы и «пустых» людей, которые ведут беспорядочную жизнь и не меняются годами. В образе персонажа Репетилова и его способа жизни Грибоедов показал, как можно высокие идеалы «опошлить и приземлить».

Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут успевает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние занятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: «Сердечный друг! Любезный друг!» (IV, 4). Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, которые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома. Очень скоро становится ясно, что Репетилов — пустой болтун и не может быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам — один из представителей фамусовского общества.

Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приёмы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, мечтал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёгкий путь — задумал породниться с большим человеком, почти министром. Здесь он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, боясь упрёков и семейственности, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом:

И я в чины бы лез, да неудачи встретил,
Как, может быть, никто и никогда. (IV, 5)

И отставке Репетилов живёт так же привольно, как и Фамусов, правда, отдаётся развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуёмной энергии этого героя:

Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом.
Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! (IV, 4)

Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он — неотъемлемая часть фамусовского общества.

Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только типичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразёрство. Так возникает вторая функция образа Репетилова — доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современных порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: «Шумим, братец, шумим» (IV, 4), — вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не менялось:

А наши старички?? — Как их возьмёт задор,
Засудят о делах, что слово — приговор, —
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их...беда!
Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,
Спаси нас Боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ник чему,
Поспорят, пошумят и... разойдутся. (II,5)

Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном -либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. «Секретнейший союз» устраивает «тайные сходки» по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены «союза» под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поёт, братья Лев и Борис ничего не делают, Удушьев пишет статьи «Отрывок», «Нечто» для журналов, а предводитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шулер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достойные господа любят обсуждать и другие «важные материи», например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невозможны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж.Г.Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохновение, сочиняют водевили: Репетилов «невзначай родит каламбур», другие подхватят

И вместе, глядь, водевильчик слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3)

Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нарисовать!

Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным «кривым зеркалом» главного героя комедии — Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зеркало, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отражении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект используется и в художественной литературе: рядом с главным героем помещается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. Чацкий в сравнении с Репетиловым выглядит серьёзным человеком, его убеждения — глубокими и продуманными. А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли.

Как и другие персонажи пьесы, он получает «говорящую» фамилию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повторять». Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на другую. Например, он беспощадно ругает себя:

Ругай меня, я сам кляну своё рожденье,
Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4)

«Убивать время» — это устойчивый оборот, который значит «заниматься каким-нибудь бесполезным, случайным делом». Мысль Репетилова цепляется за слово «время», и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: «Скажи, который час?». Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание «секретнейшего союза». Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгульный образ жизни и под конец расписал своё нынешнее житьё-бытьё — деятельность в «секретнейшем союзе».

Однако образ Репетилова подчёркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивает как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сближая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами:

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног. (I, 7),

а Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает «со всех ног» в сенях фамусовского дома (IV, 4). Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого:

Славно пишет, переводит. (II,5)

Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьёзными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу... водевили (IV, 4).

Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фамусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глупыми княжнами, лицемерным Молчалиным ит.д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно сближает высказывания Чацкого и Репетилова. Например, они оба ругают балы как пустое времяпрепровождение. «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два» (1,7), — пренебрежительно говорит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль:

Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,
В приличьях скованы, не вырвемся из ига... (IV, 4)

При этом оба ездят на балы. Ещё пример сближения — оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. «Чины людьми даются, А люди могут обмануться» (III, 3), — заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: «Тьфу! служба и чины, кресты — души мытарства» (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень похожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею:

Куда теперь направить путь?
А дело уж идёт к рассвету.
Поди, сажай меня в карету,
Вези куда-нибудь. (IV, 9)

Чацкий, оскорблённый клеветой фамусовского общества и поведением Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы.

Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касающиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими действующими лицами комедии создаёт яркий портрет фамусовского общества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетилова и вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разных черт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, доверчив, ленив, добродушен, болтлив и т.д.. То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своём отзыве о «Горе от ума».

Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактеризован Чацкий. Репетилов становится как бы «кривым зеркалом», которое под конец пьесы драматург приберёг для главного героя и через такой приём раскрыл своё отношение к нему, иными словами, драматург использует пародийное снижение образа Чацкого. Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фамусовым, Скалозубом и т.д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохновенные монологи?