Гости бала в горе от ума. Вопрос: Как ведёт себя Чацкий с гостями Фамусова в Горе от ума? "Одиночество" Чацкого на балу, или почему герой не "вписался" в общую атмосферу

Слайд 1 Тема: Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Цель: проанализировать эпизод «Бал в доме Фамусова» и выяснить, какое место он занимает в комедии. Слайд 2 Задачи: 1.повторить структуру плана анализа эпизода; 2.развивать монологическую речь учащихся, умение высказывать собственную точку зрения; работать с текстом. 3.воспитывать эстетические чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения.

Доска эпиграф Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! А.С. Грибоедов

Эпизод – часть литературного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Кульминация - наивысшая точка

Ход урока

I .Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим работать над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», остановимся на III действии, а именно проанализируем эпизод «Бал в доме Фамусова» и выясним, какое место он занимает в произведении. Портрет. Слайд3Откройте тетради, запишите число, тему урока и лексическое значение слов эпизод, кульминация. Ребята, посмотрите свои записи в тетради и напомните схему анализа эпизода. (Уже есть в тетради) Слайд 4 1.Что предшествует эпизоду? 2.Связь основной мысли произведения с идеей эпизода 3.Герои 4.Композиция 5.Художественные приемы 6.Роль эпизода в произведении

На предыдущем занятии мы выяснили, что именно во II Д начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия комедии.Ребята, как начинался конфликт Чацкого с Фамусовым? Вспомните их словесную дуэль и те моменты этой дуэли, которые дают нам представление об отношениях между Фамусовым и Чацким. Слайд 5 (подготовленные - Купрюхина и Нигматова) По каким позициям они разошлись? (Отношение к службе Отношение к иностранщине Отношение к крепостным Отношение к учению чинопочитание к богатству). Итак, конфликт завязался, Чацкий и Фамусов разошлись во мнениях. Какое же он будет иметь продолжение? Бал в доме Фамусова Слайд 6 1.Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние? - (Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, он раздражен, пытается выяснить, кто его соперник) - (А точнее: поговорить с Софьей, почему она предпочла Молчалина, ведь тот глуп, а она – умная девушка). Она смеется над Чацким!) - (Начитавшись сентиментальных романов, она полюбила не настоящего Молчалина, а вымышленного). Раздражение Чацкого усиливается при встрече с гостями. Отсюда мы понимаем, что происходит непосредственная связь основной мысли произведения с идеей эпизода. С какой целью приезжают гости на бал к Фамусову? (- одни едут на бал от скуки.) (- Другие, чтобы завести знакомства с нужными людьми) (- Третьи, чтобы устроить судьбу своих детей.) Кто они, эти гости? Типичное московское дворянское общество начала 19 в. - Горичи муж с женой Слайд 7 - Семейство Тугоуховских Слайд 8 - Графини Хрюмины Слайд 9 - А.А Загорецкий Слайд 10 - Старуха Хлестова Слайд 11 - Полковник Скалозуб Слайд 12 - Молчалин Слайд 13 На балу собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. За глаза гости Фамусова осуждают друг друга. А Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь Чацкий успевает со всеми гостями перессориться.

А теперь посмотрим на композицию эпизода . Она тоже неслучайна. Условно картину бала можно разделить на три части. Какие? Назовите.

1.Конфликт Чацкого с гостями бала. 2.Слух о сумасшествии. Слайд 14 3.Приговор Чацкому. Ребята, как вы считаете, эта сцена бала написана в комическом или в трагическом плане? Зачем этот эпизод сделал Грибоедов смешным? А где был злой смех? Как вы это объясните? (в тетради)

В комедии Грибоедов собрал всех в одном месте, чтобы показать их пороки, их глупости, слабоумие, слабодушие, страх перед новым, но герои боятся, отгораживаются. Эта сцена- битва толпы пустой и никчемной и человека, который не в состоянии доказать, что он прав. Какие из приемов использовал Грибоедов? - (Ирония, сатира, сарказм) Слайд 15 Откуда появился слух о сумасшествии Чацкого? Д III явл 14 Софья и Г.Н.Кто пускает слух? (Софья) Цель? (Она мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине) Слух распространяется быстро, так как для светского общества привычна ситуация распространения слухов. Была подготовлена почва. Общество просто жаждало, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если Чацкий нормальный, и все что он говорит, правда, то это значит, что у них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить. А что он говорил? Цитировать. (Но если сказать графине внучке, что она зла оттого, что «в девках целый век», или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть сумасшедшим). И московское общество выносит Чацкому приговор. Какой? – (безумен). А причина какая? «Ученость – вот причина» Д III явление 21 (ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ) (Фамусов, Хлестова, Княгиня, Скалозуб, Загорецкий) Итак, сплетня связывает любовный и социальный конфликты, с одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие. Сам того не подозревая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем: вопросов культуры, морали, воспитания, говорит о судьбе России. Развитие конфликта достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого. Делаем выводы: Поэтому мы и называем эпизод «Бал в доме Фамусова»- кульминационным в комедии Грибоедова? (На доске лексическое значение) Гости разъезжаются и все бранят Фамусова за скучный бал. Теперь вам понятны возмущения гостей?

Эпиграф читаем.

Почему с такой иронией произносятся эти слова? Что имеется ввиду? (Чацкий испортил им бал. Никто не выполнил свою миссию на балу: ни женихов не удалось найти, ни с нужными людьми завести знакомство…,- и обозвал всех дураками.) Вывод: это поведение людей, которые не умеют, не знают, как себя вести с неугодным человеком. А вальс – это маска, прикрытие. Действие оканчивается открытым финалом. Все должны задуматься… Д/З Сочинение – миниатюру «Почему гости остались недовольные балом?» Итог урока.

Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.

Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».

Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!

Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:

И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…

На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.

В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:

Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжён вселять участье…

Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.

Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.


Павлушина Полина

Павлушина Полина, ученица 11 класса В МБОУ МПЛ г. Димитровграда Руководитель: Чистова Т.В. Сцена бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 1.Замысел комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Замысел комедии, возникший в 1820 г., связан как с граждан-ственностью позиции самого автора, так и с теми вольнолюбивыми, оппозиционными настроениями, которые были характерны для нового поколения дворянской интеллигенции. Входившее в жизнь на рубеже 1810-1820-х годов, оно формировалось на основе про¬светительских идей2, на русской почве приобретавших бунтарский пафос в связи с открытой антимонархической и антикрепостниче¬ской направленностью. Фигура главного героя основана на авторских впечатлениях от петербургских кругов, близких по умонастроению будущим декаб¬ристам. Образ впитал в себя прототипические черты реальных исторических лиц, прежде всего В.К. Кюхельбекера (автор был знаком и с другими декабристами: И.Д. Якушкиным, Н.И. Турге¬невым, В.Ф. Раевским, СП. Трубецким). Близко знал Грибоедов и петербургского «Брута» (А.С. Пушкин. «К портрету Чаадаева», 1820) П.Я. Чаадаева. Воплотив наиболее характерные черты свободолю¬бивой молодежи.начал а 1820-х годов, автор создал тип, отразивший его понимание выдающейся личности, чей просвещенный и кри¬тический ум оказывается лишним в консервативном и благонаме¬ренном обществе, приносит «горе» (первым названием комедии было «Горе уму»).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Павлушина Полина,

ученица 11 класса В

МБОУ МПЛ г. Димитровграда

Руководитель: Чистова Т.В.

Сцена бала в комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума»

1.Замысел комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Замысел комедии, возникший в 1820 г., связан как с гражданственностью позиции самого автора, так и с теми вольнолюбивыми, оппозиционными настроениями, которые были характерны для нового поколения дворянской интеллигенции. Входившее в жизнь на рубеже 1810-1820-х годов, оно формировалось на основе просветительских идей 2 , на русской почве приобретавших бунтарский пафос в связи с открытой антимонархической и антикрепостнической направленностью.

Фигура главного героя основана на авторских впечатлениях от петербургских кругов, близких по умонастроению будущим декабристам. Образ впитал в себя прототипические черты реальных исторических лиц, прежде всего В.К. Кюхельбекера (автор был знаком и с другими декабристами: И.Д. Якушкиным, Н.И. Тургеневым, В.Ф. Раевским, СП. Трубецким). Близко знал Грибоедов и петербургского «Брута» (А.С. Пушкин. «К портрету Чаадаева», 1820) П.Я. Чаадаева. Воплотив наиболее характерные черты свободолюбивой молодежи.начал а 1820-х годов, автор создал тип, отразивший его понимание выдающейся личности, чей просвещенный и критический ум оказывается лишним в консервативном и благонамеренном обществе, приносит «горе» (первым названием комедии было «Горе уму»).

В 1822 г. написаны первые два акта пьесы, в 1823 г. создана их окончательная редакция, закончены третий и четвертый акты. В 1824 г. комедия завершена. Она стала известна в списках (с одним из них И.И. Пущин познакомил Пушкина в 1825 г. в Михайловском). Отрывки были опубликованы в периодике (театральный альманах «Русская Талия» в 1825 г.). Любительские постановки пьесы осуществлены впервые в 1827 г., театральный Петербург, а затем и Москва узнали ее после смерти автора в 1831 г. Полный текст комедии был издан за границей в 1858 г., в России после крестьянской реформы в 1862 г. (первые издания были сокращенными, с купюрами -СПб., 1833).

Грибоедов при написании произведения основывался на классицистических принципах драматургии. Однако каждый из них наполнялся новым содержанием, приобретая новаторский характер. Прежде всего исчезло деление персонажей на тех, кто отвечает авторскому представлению о добре и правде, и противников, вступающих с ними в столкновение. Авторская позиция выявляется не в высказываниях героя-резонера, а в осмыслении идейно-художественной структуры пьесы в целом. Автор и Чацкий - единомышленники только в одном: «По духу времени и вкусу» они ненавидят рабство, олицетворяющее «Прошедшего житья подлейшие черты»» («Горе от ума», д. 2, явл. 5). Лирический герой стихотворения Грибоедова «По духу времени и вкусу...» (1826) формулирует основы умонастроения, приводившего последователей, как и автора, «в Главный штаб», что заставляло современников задумываться о том, «Уж не повесят ли» их за эти мысли:

По духу времени и вкусу Он ненавидел слово «раб»...

За то попался в Главный штаб И был притянут к Иисусу!..

Ему не свято ничего...

  • Он враг царю!..
  • Он друг сестрицын!..

Скажите правду, князь Голицын, уж не повесят ли его?..

Как и в классицистической пьесе, у Грибоедова соблюдаются три единства: места, времени и действия (сюжет разворачивается в одном доме, в один день, в нем задействованы все персонажи). Однако для каждого момента существует реалистическая мотивировка. Дом Фамусова является объектом стремления главного героя, так как он возвращается из-за границы после долгой разлуки с возлюбленной, дочерью Фамусова Софией. Пытаясь выяснить, «Кто наконец ей мил?» (д. 3, явл. 1), он внимательно вглядывается во всех домочадцев и посетителей. Положение одного из московских «тузов» дает Фамусову возможность принимать у себя «весь свет», появляющийся в сцене «вечера» («София... Мы в трауре, так балу дать нельзя» - д. 2, явл. 10). Вмешательство Чацкого в размеренную жизнь семейства Фамусовых, его расспросы и споры позволяют за один день узнать героев. Наконец, все действующие лица вовлечены в основной конфликт.

2.Конфликт пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Конфликт для драмы как рода литературы является важнейшей характеристикой.

«Горе от ума» воспринимается как произведение, написанное на одном дыхании. Такая эстетическая реакция читателя на комедию объясняется тем, что она, как произведение сценическое, сделана (т. е. построена, скомпонована) на самом высоком уровне драматургического мастерства. Цельность комедии определяется наличием в ней сквозного действия: стремления Чацкого узнать, почему Софья холодно встретила его, кого она ему предпочла.

Сквозное действие изображается в комедии как конфликт, т.е. как такое действие, которое в своем развитии наталкивается на противоборство, на чьи-то ответные действия. Развитие конфликта предполагает участие двух главных героев: героя, ведущего конфликт, т. е. атакующего, нападающего, и героя, противоборствующего ему.

Чацкий - герой, ведущий конфликт. Кто же другой главный герой? Кто отражает действия Чацкого? Таким героем выступает Софья: она все время противоборствует Чацкому, пуская в ход все доступные ей средства. Она дважды подставляет Чацкого вместо Молчалина, чтобы отвести удар отца от себя и от своего возлюбленного; она сталкивает Чацкого и Молчалина; она, объявив Чацкого сумасшедшим, восстанавливает против него гостей.

Софья выступает в этой борьбе как представительница фамусовского общества. (Используя слово «представительница» для характеристики Софьи, мы опираемся на мнение Ю. Н. Тынянова, который считал, что Софья изображена в комедии не как женщина, а именно как представительница фамусовского общества: «Софья характеризуется именно как представительница общества... И удивительнее всего, что Грибоедов пишет о важной, решающей сюжетной черте, в которой выступает Софья: „Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший". И если о нелюбви Софьи говорится как о нелюбви к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, то здесь она - безличный представитель общества, „кто-то". Любимая девушка - представительница общества, с которым Чацкий „в противуречии"». Или «...здесь о ней не говорится как о женщине, здесь она - представительница общества» (Тынянов Ю. Н. Сюжет «Горя от ума», с. 349))..Она отвергает Чацкого не только из женского самолюбия («Три года не писал...»), но и по тем же мотивам, по каким отвергают его Фамусов, княгиня: он не свой, он из другого лагеря. «...Эдакий ли ум семейство осчастливит?» - говорит Софья прямо Чацкому. И средства борьбы, используемые ею,- те же, что приняты в фамусовском обществе. Главные из них - клевета, сплетня, выдумка о сумасшествии - очень часто применялись тогда против людей, находившихся в противоречии с обществом. Таким образом, мотив интимной борьбы с самого начала усложняется общественными, социальными мотивами.

3. Композиция комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Все композиционные средства в комедии подчинены изображению этой единой сквозной линии борьбы. Каждое действие комедии раскрывает отдельный законченный этап борьбы: первое действие - завязывается драматический узел; второе - Чацкий пытается узнать, «нет ли впрямь тут жениха какого»; третье - Чацкий хочет добиться признания от самой Софьи («Дождусь ее и вынужу признанье...»); четвертое-Чацкий своими глазами увидел, кого она предпочла ему. Каждое действие складывается из отдельных сцен. Каждая сцена представляет собой схватку, «поединок», где каждая реплика - или удар со стороны нападающего героя, или контрудар со стороны героя, отражающего нападение.

Экспозиция обрисована в начальных шести явлениях первого действия. Здесь сами герои рассказывают о причинах «суматохи», происходящей в доме Фамусова. Обрисованы его обитатели - отец («Свободен, вдов, себе я господин...» -д. 1, явл. 4), дочь София, влюбленная в секретаря отца Алексея Степановича Молчалина, сам А. С. Молчалин. От Лизы, служанки Фамусрова, мы узнаем и о Чацком.

Завязка действия – появление Чацкого, примчавшегося к любимой, как «ветер, буря». Во втором действии завязка любовной интриги дополнена завязкой общественного конфликта, обусловленного разногласиями Фамусова и Чацкого.

Большую роль в развитии конфликта, приближении его к кульминации играет сцена бала (условно – 11 16 сцены- сцены, (действия 3 и 4, явл. 4-)).

4. Сцена бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

В одиннадцатой сцене (действие 3, явл. 4-14) мы видим гостей, съезжающихся на вечер к Фамусову, возникновение сплетни о сумасшествии Чацкого. Сцена эта дается как поле битвы, на котором четко обозначены места противников: в доме Фамусова все двери настежь, кроме той, которая ведет в спальню Софьи. В перспективе открывается ряд освещенных комнат. Суетятся слуги. Хозяев нет. В гостиной, куда будут съезжаться гости,- Чацкий. Он противопоставлен гостям самим фактом раннего приезда. Съезжающиеся гости даются в его восприятии.

Не случайна и последовательность приезда гостей: Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Горичи, князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми, графини Хрюмины, бабушка и внучка, множество других гостей. Между прочими - Загорецкий. Выходит из своей комнаты Софья. Появляются Хлёстова, Фамусов, Скалозуб, Молчалин. Хозяева и близкие им люди даны в одном потоке с гостями. Это - один мир.

Чацкий почти в хорошем настроении: он только что еще раз убедил себя в том, что Софья не может любить Молчалина. Он старается быть общительным и демонстрирует перед нами свое искусство наживать врагов, оправдывая ту характеристику, которую дал ему Фамусов: «Объявлен мотом, сорванцом». Он по-светски вежлив с Натальей Дмитриевной, которую знал раньше, шутит, говорит ей комплименты. Он обрадован встречей с Платоном Михайловичем, с ним они вместе служили в полку; огорченный переменами в нем, дает ему советы вернуться в полк, поехать в деревню,- и этими советами восстанавливает против себя Наталью Дмитриевну. А вот еще одно старое знакомство: Графиня-внучка удивлена, что он вернулся холостым.

Чацкий На ком жениться мне?

Графин я-в н у ч к а

В чужих краях на ком?

О! наших тьма без дальних справок

Там женятся и нас дарят родством С искусницами модных лавок.

Чацкий

Несчастные! должны ль упреки несть

От подражательниц модисткам?

За то, что смели предпочесть

Оригиналы спискам?

Еще один враг!

Он мимоходом задел Загорецкого, который оскорбился, потому что Горич представил его как доносчика и человека нечестного:

И оскорбляться вам смешно бы,

Окроме честности есть множество отрад:

Ругают здесь, а там благодарят.

Чацкий громко хохочет, когда Хлёстова рассказывает о том, как Загорецкий достал ей на ярмарке «двоих арапченков», и тем восстанавливает против себя Хлёстову:

Ну? а что нашел смешного?

Чему он рад? Какой тут смех?

Над старостью смеяться грех.

Я помню, ты дитёй с ним часто танцевала,

Я за уши его. дирала, только мало.

А другие гости его и вовсе не признают, потому что он не камергер и не богат.

Вот мир, в котором оказался Чацкий после того, как он выдержал несколько сражений с Софьей, Фамусовым, Молчалиным. Гости только еще собрались, они еще не успели, причинить ему никакой неприятности, а он уже задыхается среди них. «Ну! тучу разогнал...» - говорит он Софье, оказавшись рядом с нею, когда гости разбрелись по разным углам.

Открыв в Молчалине новые низкие качества, он говорит об этом Софье и уходит в «ту комнату», уходит, потому что нет больше сил сдерживать себя: кажется, еще минута - и он сорвется, и перейдет границы приличия. В последних его словах, обращенных к Софье,- все: и ревность, и месть, и душевная боль из-за того, что она - с ними, значит, и с Молчалиным.

А Софья, еще раз обиженная за Молчалина, наносит Чацкому самый сильный удар:

София (про себя)

Ах! этот человек всегда Причиной мне ужасного расстройства! Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!

Г. N. (подходит) Вы в размышленьи.

София Об Чацком.

Г. N. Как его нашли по возвращеньи?

София Он не в своем уме.

Г. N.

Ужли с ума сошел?

София (помолчавши) Не то, чтобы совсем...

Г. N.

Однако есть приметы? София (смотрит на него пристально) Мне кажется.

Г. N.

Как можно в эти леты! София Как быть!

(В сторону)

Готов он верить!

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себе примерить?

Так родилась сплетня о сумасшествии Чацкого.

В двенадцатой сцене (действие 3, явл. 15-21) выдумка о сумасшествии Чацкого растет «как ком снега» (Т ы н я-нов); никто не верит, и все повторяют. Сцена эта представляет собой многоголосый диалог: говорят все, сплетня переходит из уст в уста. Она перебрасывается, как мяч, из рук в руки: от господ N. и О.- Загорецкому, от Загорецкого - графиням бабушке и внучке, от них - князю Тугоуховскому, от него - Хлёстовой - Софье - Молчалину - Платону Михайловичу - Наталье Дмитриевне - Графине-внучке - княгине с дочерьми - Загорецкому - Скалозубу - и, наконец, Фамусову.

Фраза «сошел с ума» варьируется в разных значениях. Софья сказала: «Он не в своем уме» в том смысле, в каком сам Чацкий еще раньше сказал: «От сумасшествия могу я остеречься; пущусь подалее - простыть, охолодеть», т. е. в том смысле, что Чацкий сходит с ума от любви. Господин N. придал ей прямой смысл: «С ума сошел!» Софья подхватывает эту мысль и утверждает ее, чтобы отомстить Чацкому. А Загорецкий усиливает: «Он сумасшедший». Но когда называют приметы сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой фразы: сумасшедший, т. е. вольнодумец.

Фамусов

Чего сомнительно? Я первый, я открыл!

Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

Попробуй о властях - и нивесть что наскажет!

Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршиим лицом,

Так назовет он подлецом!.. (...)

Молчалин

Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.

Графин я-в н у ч к а

Меня модисткою изволил величать!

Наталья Дмитриевна

А мужу моему совет дал жить в деревне.

И тут же устанавливается причина сумасшествия: «Чай, пил не по летам». Но эта причина отвергается, потому что быстро доводится до абсурда, до «сороковых бочек», зато выдвигается другая:

Фамусов

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Хлёстова

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, Да от Ланкартачных взаимных обучений.

Княгиня

Нет, в Петербурге

Институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и в безверьи

Профессоры!! - у них учился наш родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать!

Он химик, он ботаник,

Князь Федор, мой племянник.

И тут же предлагаются меры борьбы с безумием:

Скалозуб

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий:

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранять так: для больших оказий.

Фамусов

Сергей Сергеич, нет!

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы, да сжечь.

Таким образом, главная примета Чацкого как «сумасшедшего», в понимании Фамусова и его гостей,- его свободомыслие.

Пока растет сплетня о его сумасшествии, Чацкий в соседней комнате столкнулся с французиком из Бордо и княжнами.

В тринадцатой сцене (действие 3, явл. 22) Чацкий, разгоряченный этой «схваткой», появляется в гостиной в тот момент, когда развитие сплетни достигло кульминации. Его противники напуганы его появлением и пятятся от него в «противную сторону». На опасливую реплику Фамусова: «Любезнейший! Ты не в своей тарелке. С дороги нужен сон. Дай пульс... Ты нездоров»,- он отвечает:

Да, мочи нет: мильон терзаний

Груди от дружеских тисков,

Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,

А пуще голове от всяких пустяков.

(Подходит к Софье)

Душа здесь у меня каким-то горем сжата,

И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

И на вопрос Софьи: «Скажите, что вас так гневит?»,- он отвечает монологом «В той комнате незначащая встреча...». Пока он говорит, все постепенно расходятся. Последняя фраза монолога остается недоговоренной: Чацкий оглядывается и видит, что с величайшим усердием все кружатся в вальсе.

О чем говорит Чацкий в этом монологе? О французике из Бордо, о русских, восклицающих: «Ах! Франция! Нет в мире лучше края!», о том, «чтоб истребил господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья», о том, что стал хуже «наш Север во сто крат с тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад - и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую по шутовскому образцу», и уж совсем как на заседании тайного общества спрашивает-восклицает:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Это как раз те самые мысли, за которые его только что объявили сумасшедшим...

Опять комическая ситуация: опять у Чацкого нет слушателей, способных понять его. Но поведение Чацкого в этой ситуации не смешно, оно оправдано психологически: Чацкий произносит этот монолог, во-первых, потому, что отвечает на вопрос Софьи: «Скажите, что вас так гневит?», во-вторых, в «той комнате» французику из Бордо и княжнам он не все сказал, что хотел, и в гостиной пытается договорить то, что в «той комнате» не стали слушать:

Москва и Петербург - во всей России то,

Что человек из города Бордо,

Лишь рот открыл, имеет счастье

Во всех ккяжен вселять участье;

И в Петербурге и в Москве,

Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,

В чьей, по несчастью, голове

Пять, шесть найдется мыслей здравых,

И он осмелится их гласно объявлять,- Глядь...

Это самая комическая ситуация из всех, в какие поставлен Чацкий. Но нам не смешно. И если раньше в подобных ситуациях мы сочувствовали Чацкому, то теперь переживаем чувство более сильное, чем сочувствие: мы сострадаем, его положение воспринимается нами как трагическое.

Монолог о французике из Бордо - один из самых сильных контрударов героя против своих гонителей (он идет сразу после клеветы о сумасшествии). Чацкий пока еще не знает о сплетне, но это не меняет роли монолога: в нем автор устами Чацкого клеймит «подлейшие черты» не только конкретных гостей Фамусова, но и всего фамусовского мира. И этот монолог, так же как «А судьи кто?», обращен не к «московским бабушкам», а к читателю, зрителю.

Комедийная линия в развитии действия, кажется, оборвалась. Несовместимость Чацкого с фамусовским обществом доведена до трагедийного конца. Чацкий предстал перед нами как декабрист. Фамусовский мир выставил против него все, что имел в своем распоряжении: клевету и полное игнорирование его как личности - умному человеку отказал в уме.

Меняется и положение Софьи как комедийной героини. Софья, поддержавшая сплетню о сумасшествии Чацкого, вызывает наше негодование, но она не смешна: Чацкий, действительно, причина ее «ужасного расстройства». Она сделала все честно: Чацкий прямо спросил, кого она любит, она прямо назвала Молчалина. Не ее вина, что он не поверил. Но борьба между героями продолжается, борьба, превратившаяся в борьбу из-за Молчалина. И держится она, во-первых, на том, что Чацкий все еще не видит в Софье единомышленницу мира Фамусова, и, во-вторых, на том, что Софья все еще не видит в Молчалине подлеца.

5. Последствия бала (развязка комедии).

В четырнадцатой сцене (действие 4, явл. 1-3) мы видим разъезд гостей с бала. Чацкий, в ожидании кареты, подводит грустный итог своей борьбы:

Ну вот и день прошел, и с ним

Все призраки, весь чад и дым

Надежд, которые мне душу наполняли.

Чего я ждал? что думал здесь найти?

Где прелесть эта встреч? участье в ком живое? (...)

Все та же гладь и степь, и пусто и мертво...

Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь.

Эту сцену можно бы принять за развязку (или мнимую развязку, как иногда говорят), если бы драматический узел был завязан из отношений Чацкий - Софья - Фамусов. И тогда можно было бы утверждать, что развязка конфликта представляет собой полный крах Чацкого: затравленный, одинокий, ни в чем не разобравшийся, он не знает, что делать ему завтра. Тогда можно было бы согласиться, что «герой, в сознании которого переплетались черты просветителя-рационалиста и романтика, переживает крах, и на наших глазах совершается переход к стадии подлинно романтического сознания, для которой характерны противопоставленность миру и трагическое ощущение одиночества»

Но дело в том, что эта сцена - не развязка. Это остановка перед последней битвой, катастрофой, битвой, из которой Чацкий выйдет победителем. Но прежде чем Грибоедов даст сцену катастрофы и развязки, он подскажет своему герою, что ему делать после того, последнего, удара, который он нанесет фамусовскому миру.

В пятнадцатой сцене (действие 4, явл. 4 - 7) автор столкнет Чацкого с Репетиловым. Сцена с Репетиловым _ - один из этапов в развитии сквозного действия. Она возврашает нас к.комедийно-трагедийным ситуациям, к монологам Чацкого «А судьи кто?» и «В той комнате незначащая встреча…»., реакции слушателей на эти монологи

Теперь Грибоедов прямо столкнул Чацкого с одним из тех пустозвонов, которые шумят в гостиных. Посмотрите, вот каковы они г болтуны, а Чацкий- не таков , он не приемлет Репетилова . Вслушайтесь в реплики Чацкого, которыми он отвечает на болтовню Репетилова: «Да полно вздор молоть», «Послушай! ври, да знай же меру», «Вот меры чрезвычайны, чтоб взашей прогнать и вас, и ваши тайны», «Да из чего беснуетесь вы столько?», «Шумите вы? и только?». И когда Репетилов набрасывается на Скалозуба, Чацкий прячется от них в швейцарскую.

Кто же такой Репетилов? Известный историк М. В. Неч-кина сопоставила реплики Репетилова и высказывания членов «Союза благоденствия», и пришла к выводу, что в лице Репетилова высмеяны те члены Союза, которые срамили его «опошлением» высоких тем, волновавших как Чацкого, так и руководящее ядро Союза. «...Изображение Репетилова острейшим образом ставит прежде всего проблему действия тайной организации. С исключительной сатирической силой и гневом разоблачена пустая и пошлая возня вокруг больших вопросов, шумиха и крик, не только ни на йоту не двигающие дела вперед, а дискредитирующие и тормозящие его. Действовать надо не так - вот основная авторская установка образа, и установка эта записана в образе не спокойно, а со всей силой грибоедовского гнева».. Таким образом, сцена с Репетиловым проясняет авторскую позицию: сочувственное, доброжелательное отношение Грибоедова и к декабристскому движению вообще, и к одному из активных его деятелей - Чацкому. Чацкому же встреча с Репетиловым открывает глаза на изменения, совершившиеся в декабристском движении в его отсутствие.

В шестнадцатой сцене (действие 4, явл. 10-14) наступает развязка. Эта сцена смыкается с первой и второй сценами, изображающими обстоятельства, в которых завязался драматический узел. Те же лица: Лиза, Молчалин, Софья, Чацкий, Фамусов. Те же стремления у каждого из героев: Лиза, как может, уклоняется от ухаживаний Молчалина; Молчалин «по должности» «любит» Софью; Софья снова втайне от отца устраивает ночное свидание с Молчаливым. Но все эти стремления покрываются главным - стремлением Чацкого узнать истину.

После прояснения вопроса об одиночестве Чацкого наступает кульминационный момент в развитии конфликта. Чувства героя, услышавшего из швейцарской, как все в голос повторяют, что он сошел с ума, возмущены, но больше всего он взволнован тем, знает ли София и как отнеслась она к «нелепости» (д. 4, явл. 10):

А Софья знает ли? -

Конечно рассказали,

Она не то, чтобы мне именно во вред

Потешилась, и правда или нет -

Ей все равно, другой ли, я ли...

Кульминация социального столкновения, когда герой узнает, что общество резкой чертой отделило его жизнь от своей, дополняется крайним напряжением в развитии любовной коллизии. Услышав как Лиза зовет Молчалина, Чацкий не может скрыть возбуждения. Предчувствуя «беду», он решает дождаться развязки («Уж коли горе пить/Гак лучше сразу...» -д. 4, явл. 10):

Ах! голова горит, вся кровь моя в волненьи.

Явилась! нет ее! неужели в виденьи?

Не впрямь ли я сошел с ума?

Скрывшись за колонной, герой, как и София, становится свидетелем разговора Молчалина с Лизой, в котором выясняется, что «любовником» он был только «в угодность дочери такого человека», не питая к ней никаких чувств, в противоположность со служанкой («Зачем она не ты!»). Любовный треугольник оказывается расширенным (Чацкий -София -Молчалин -Лиза -Петрушка; впервые речь о привязанностях персонажей идет в их монологах и репликах -д. 2, явл. 12, 14). Однако главной характеристикой Молчалина становится его низость, так как он, скрывая свои истинные чувства, может «принимать вид», притворяться «нежным» (д. 4, явл. 12):

Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь - и простыну.

Так тривиально объясняется «застенчивость», восхищавшая Софию: она является выражением основного «свойства» Молчалина, обыгранного в его фамилии («Чацкий... Ведь нынче любят бессловесных» - д. 1, явл. 7).

Бурные проявления эмоций героев (Молчалин «бросается на колена, София отталкивает его», он «ползает у ног ее», Чацкий «бросается между ними», «Лиза свечку роняет с испугу»), зафиксированные в ремарках, подтверждаются не только внешним впечатлением буйства «домовых» («Лиза. Стук! шум! ах! боже мой! сюда бежит весь дом», Фамусов. Сюда! за мной! скорей! скорей!., где домовые?» -д. 4, явл. 13-14), но и выражены в монологе Чацкого. Он не может «образумиться», «Растерян мыслями». В произнесенных «с жаром» упреках содержатся поначалу одни беспомощные вопросы, свидетельствующие о том, что герой действительно «не понимает» причин происшедшего:

Кого себе избрали?

Когда подумаю, кого вы предпочли!

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Его настроение меняется, когда он вспоминает об общественной характеристике человека, любезного сердцу Софии. Все объясняется тем, что героиня остается на стороне противников Чацкого. Неслучайно он ей «обязан» вымыслом о сумасшествии («Фамусов... Сама его безумным называла!.. Чацкий... Так этим вымыслом я вам еще обязан?») Развязкой конфликта, имеющего в комедии социальный и личный смысл, становится «разрыв» последней ниточки, связывавшей героя с его средой, удерживавшей в рамках враждебного общества:

Довольно!., с вами я горжусь моим разрывом.

Вон из Москвы!..

Почему же Чацкий уезжает? Он так настойчиво добивался любви Софьи, и в тот момент, когда Софья в первый раз заговорила с ним по-человечески: «Не продолжайте, я виню себя кругом»,- в тот момент, когда возможно стало примирение, он обрушил и на нее, и на всех всю силу своего негодования и уехал. Он уехал, потому что все вспомнил, все понял, присоединил Софью Павловну к миру своих гонителей. Такую. Софью, какой_он теперь_видит.ее, он любить не_может. Это и есть развязка комедии.

Для Чацкого финальное отрезвление («Так! отрезвился я сполна...») включает не только утрату мечтаний, разлуку с любимой, что вносит в развязку трагический элемент, но и становится началом нового пути (об этом свидетельствует последнее восклицание, приобретающее в контексте монолога метафорический смысл: «Карету мне, карету!» -д. 4, явл. 14). Участие в конфликте выявило его внутреннюю стойкость, верность убеждениям. В нем «рассудок уцелел» после того, как он «подышал воздухом одним» с фамусов-ской Москвой («Вы правы: из огня тот выйдет невредим...»). С другой стороны, для Фамусова вся та «чепуха», которую он услышал от героя, подтверждает мнение о том, что он безумен (д. 4, явл. 15):

Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?

Скажи сурьезно:

Безумный! что он тут за чепуху молол!

Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!

Каждый из лагерей укрепился в своих позициях. Для Чацкого подтвердилась очевидная несовместимость «Людей с душой» и «света». Фамусовская Москва предстала косным, заглушающим живую мысль обществом, объединенным близостью социально-нравственных установок, традиций. Конфликт выявил его силу, с которой, по словам героя, не справятся «Ни годы... ни моды, ни пожары» (д. 2, явл. 5). Развязка конфликта в комедии не завершает его развития, но становится предзнаменованием грядущего столкновения последователей «минувшего» и провозвестников «нового» в жизни.

6. Выводы

Заявленное в первом действии противостояние двух претендентов на сердце «взрослой дочери» Фамусова (« Фамусов ... Который же из двух?.. Что за комиссия, создатель,/Быть взрослой дочери отцом!» -д. 1, явл. 10) превращается в идеологическое столкновение. Его социально-политический смысл обусловливает сатирическую направленность высмеивания типичных представителей фамусовской Москвы всех поколений. По жанру «Горе от ума» становится комедией с элементами драмы и даже трагедии. Одиночество и непризнанность Чацкого, отвергнутого, вынужденного бежать «Вон из Москвы!», от мучителей, предателей, вносят в развязку элемент трагедии. Однако и безысходность конфликта со «всеми» имеет в произведении Грибоедова реалистическую мотивировку. Острота столкновения объясняется максимализмом требований Чацкого, в чьем восприятии света сочетается рациональное отрицание и «оскорбленное... чувство» к той, которая обратила «все прошедшее... в смех» (д. 4, явл. 11). По сути конфликт комедии является отражением реального социально-политического противостояния консервативных и прогрессивных сил в рамках дворянского общества, приведшего к открытому столкновению уже через год после написания пьесы.

Достоверность и психологическую ощутимость переживаниям героев, вовлеченных в этот конфликт, придает переплетение в сюжете двух линий. Первой из них обрисована любовная. Идеологическое противостояние намечается во втором действии в связи с непонятной Фамусову свободой поведения знакомого ему с детства Чацкого. Кульминации обе эти линии достигают в сцене бала в доме Фамусова.

7 . Список использованной литературы

  1. Богомолова Е. И. Пособие по литературе. – Москва, 1986.
  2. Буслакова Т. П. Русская литература 19 века. – М., 2001 г.
  3. Тынянов Ю. Н. Сюжет «Горе от ума» - В кн. Ю. Тынянов Пушкин и его современники. – М., 1968.
  4. Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1982.

В комедии «Горе от ума» отразилось противостояние новых идей ста-рым. Грибоедов показал столкновение двух идеологий: «века нынешнего» и «века минувшего».

На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех есть общая черта: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие.

До приезда гостей в доме Фамусова появляется самый желанный гость для хозяина — Скалозуб. Этот типичный солдафон, которого можно назвать слепым исполнителем, думает только о военной карьере. Он, как и Фамусов, является убежденным сторонником старых порядков.

Повод для приезда на бал — найти богатую невесту. Фамусов видит Скалозуба достойным его дочери Софьи, потому что он — «и золотой мешок, и метит в генералы».

Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная москов-ская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его женить-бы — они были товарищами по службе. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под «каб-лук», стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть», Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот».

На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспо-коена поиском женихов для своих дочек, помыкает старым князем, едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, посылает своего мужа пригласить потенциального жениха к себе. Но, как только она понимает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, то что есть мочи кричит: «Князь, князь! Назад!». В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу:

Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — Тот и жених.

На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окру-жающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Она говорит: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!». Ее злит, что здесь она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка высказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «мод-ным лавкам». Высокомерие Хрюминой-внучки возмущает Чацкого:

Не-счастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам? За то, что смели предпочесть оригиналы спискам!

Загорецкий — это едва ли не самый порочный человек из присутствую-щих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят

Отъявленный мошенник, плут, Лгунишка он, картежник, вор.

Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты.

Загорецкий откупается своей услужливостью, в этом и есть его низость. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Чац-кий не смог не высказать свое мнение:

И оскорбляться вам смешно б; Окроме честности, есть множество отрад: Ругают здесь, а там благодарят.

На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Она всегда имеет свое мнение, знает себе цену, и при этом груба, деспотична с крепостными. Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек — все равно, что собака. Даже такой властной и своевольной барыне Чацкий смог досадить своей репликой:

Не поздо-ровится от эдаких похвал, И Загорецкий сам не выдержал, пропал.

Самым последним, к «шапочному разбору», на бал является Репетилов. Этот человек, опошляющий, дискредитирующий идеи времени, он с его «сек-ретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам», где только «шу-мят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный бол-тун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Репе-тилов использует благосклонность авторитетных людей в «секретнейшем союзе», но все эти люди не могут принести обществу реальное обновление. Материал с сайта

На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N и D. Они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Они сами не верят этому. Но их интересует, что об этом говорят другие. В образах мелких сплетников показаны цели и интересы фамусовского об-щества: карьера, почести, богатство, слухи, сплетни.

Чацкий выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабристов. Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Он восстает против крепостнического права, засилья ино-странцев, магической власти женщин в обществе, низкопоклонства, слу-жения лицам, а не делу. Он осознал истинные ценности той толпы, в кругу которой провел всего один день — и потерял надежду найти единомыш-ленников.

Перед тем, как покинуть Москву, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день про-быть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характеристика гостей бала?
  • дать характеристику гостям на балу фамусова
  • характеристика гостей горе от ума
  • характеристика фамусовской москвы
  • гости на балу у фамусова

Как ведёт себя Чацкий с гостями Фамусова в Горе от ума?

Ответы:

Часткий, пытается выразить своё недолюбливание к Молчалину, когда тот в свою очередь провоцирует его на спантанные, необдуманные действие.Молчалин поддаётся провокации, и поняв,как он был не прав, начинает льстить и умилятся ребёнку Фазиньева,но гости все его действия предугадывают и перестают обращать на него внимания Чацкий ведет себя очень нагло,плохоВсех учит как жить,дает советы Насмехается и издевается над старыми традициями.Эта сцена является кульмиацией в комедии Грибоедова.На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала

Похожие вопросы

  • Лексическое значение слов-обозы,помещик,бричка,посл,вельможи
  • Число 12 разделить в отношении 7:14
  • 9 целых 5/6-2 целых 4/9
  • Задание7.запишите выражения с переменной.
  • Составьте по 5 предложений (положит, отрицат, вопросит) с to be. Пример: + She is beautiful. - She is not beautiful. ? Is she beautiful?
  • Антоніми до слова Смуток
  • Запиши величины по убыванию 2 см; 1 дм; 1 дм 5 см;20 см;1 дм 8 см;1 дм 1 см;13 см
  • Помогите найти ошибки в тексте, пожалуйста: Am Samstag bin ich viel mit computer gespielt. Ich habe einen sehr interessantenspiel gemacht. Man net diesen spil " Tetris". Um 2 Uhr bin ich zu Mittag gegessen.Ich habe gvatkartoffeln mit schpek und salad gegessen. Dann habe ich spaziere gehen mit meine Freund. Am Abend haben wir verngesehen. Am Somstag haben meine grosseltern gekommen. Meine Schresten und ich sind und gefrent. Wir haben auch ein Tort gebackt. Der Tort hat sehr gut schrnecken. Die Wochenende war schon.