Схема афинского театра в древней греции. Греческий театр: описание, история и интересные факты. Название на греческом

Истоки происхождения театра историки относят к древнейшим временам, когда человечество пребывало чуть ли не в первобытно-общинном строе. Это искусство зародилось в ходе игрищ охотников, земледельцев. Чаще они имели магический облик. Люди просто подражали животным и птицам, надевая на себя звериные шкуры и украшая свои головы перьями. Это, по их поверьям, несло удачную охоту. Когда земледелие начало развиваться интенсивно, первым из праздников стал День урожая. Устраивали его в честь Диониса – бога виноделия. Считалось, что пиршества могли повлиять на плодородность земли, предстоящий урожай винограда и других культур. Превалировали на торжествах «скачки» в козлиных шкурах, а также показывались сцены из мифологических сюжетов о Дионисе.
Из таких пиршеств почти одновременно возникла и трагедия, и комедия. Дословно «песнь козла» переводится как «трагедия ». Комедия же (от слова «комос») означало «необузданное веселье». Она должна была вызвать у присутствующих радость и смех. С течением времени жители Афин и других городов начали рассказывать и о иных богах, сцены из историй о которых содержались в богатой греческой мифологии.


Как правило, все располагались на открытом воздухе. Наиболее удобным считалось строительство их на горных склонах. Разместиться в театрах могли сразу несколько тысяч зрителей. Они рассаживались на каменных уступах, уходивших, как полукруглые лестницы, вверх. Перед гостями театральных представлений открывался вид на «орхестру» и «скену» (сцену). В древние времена сценой называли помещения для переодевания актеров. Они находились позади, за орхестрой и именовались «скещ». А орхестра представляла собой небольшую круглую или квадратную площадку, на которой и разворачивалось главное действо.
Актеры, которые занимались увеселением зрителей и участвовавшие в спектаклях, были довольно ярко одеты, а на лицах их красовались массивные маски. Изначально эти маски делали из дерева, позже - из тканого материала, пропитывали жидким гипсом. Краски выбирали самые броские. При этом выражения «лиц» на масках были довольно разнообразные:

  • Строгие.
    Веселые.
    С обидой.
    Со скорбью.
    Злобные.
    Саркастические.

За счет того, что маски были очень крупные, их было видно даже тем зрителям, которые располагались на самых дальних рядах театра. Маски изготавливали с открытыми ртами, что позволяло распространяться звуку, при говорении актера, естественным образом.
Маски выражали не только человеческие эмоции, но и представляли характер и даже здоровье персонажа, которого играет актер. Так, например, в темноватые, смуглые цвета окрашивали маски здоровых, успешных людей, а в желтоватый – больных. Лики хитрецов «облачали» в красный, а гневливых личностей – в сливово-бардовый. Маска с гладким лбом – человек веселый, с наморщенным – мрачный.
Женщин среди актёров не было. Их роли исполняли мужчины. Чтобы в процессе действа зрители могли видеть каждого персонажа, актеры вставали на специальные сандалии, подошва которых была плоской и довольно высокой. Благодаря такой манипуляции фигуры были хорошо видны всем.

Первый театр Греции увидели жители Афин

Служители Мельпомены греческой столицы стали образцом для остальных театров страны. Но это случилось намного позже того, как афиняне начали наслаждаться актерским мастерством своих собратьев.
Театр в Афинах был простроен в Юго-Восточной части Акрополя. Возведение его историки относят к 500 гг. до н.э. Считается, что представления на этой территории давали и в более раннее время. Но официально строительство приравнивают к периоду расцвета греческой культуры.
Афинский театр расположили на склоне холма. В нем высекли ступени, на которых могли одновременно разместиться до 30 тысяч зрителей, благодаря огромному количеству ярусов. Они состояли почти из 80 рядов, разделенных на 3 крупных сектора. Для сравнения, в маленьких театрах Греции вымащивали всего пару ярусов с 2 широкими проходами. В проходах устраивали лестницы. Они, как лучи солнца, расходились от основания вверх.
В театре Афин , как и в большинстве других храмов Мельпомены, места с краю имели загородки из перил. На первом ряду располагались знатные особы. Для них не просто прорубали ступени-сидения, а оснащали их каменными спинками.

Представления


Еще самые древние греки думали, что мир и их жизнь – это и есть театральная сцена, либо подобие ее. Актеры играют, и исчезают, снова выходят на сцену, и прячутся за кулисами. Мысля по этому же принципу, греки верили, что люди спускаются с небес и уходят в них, снова возвращаясь. Еще именно и поэтому театр имел такой ошеломительный успех.
Представления, которые ставились на сценах повсеместно, были наделены геройством, торжеством, величественной страстью. Как правило, театральное действо, будь то крупный, или маленький храм Мельпомены, начиналось с раннего утра. К своему итогу оно подходило с уходом последних солнечных лучей.
Среди главенствующих тем – политика, нравственное воспитание молодежи, вопросы социально-бытовые, эстетическое восприятие мира и прекрасного в нем. По сути, такие представления оказывали сильнейшее влияние не только на индивидуальное восприятие, но и общественное сознание.
Это в современном театральном искусстве люди привыкли ходить на спектакли с участием известных актеров и сформировавшихся на долгий срок трупп. А в Древней Греции все было совсем иначе. На каждом представлении появлялись новые актеры, которые не всегда были профессионалами своего дела. Часто на сцену выходили и рядовые горожане. Роли раздавались буквально первым встречным, желающим показаться на публике.
Тем не менее, каждая из постановок готовилась тщательно в плане создания костюмов и масок. Атрибуты подбирались в строгом соответствии со сценарием, который, кстати, был довольно прост.
Историки - исследователи греческого театра отмечают, что трагедия, комедия и пафосная драма обладали высокохудожественной выразительностью. В них отражалось богатое воображение и глубокий замысел создателя пьесы. Пик своего развития искусство театра Древней Греции получило примерно в 600 гг. до н.э.
В орхестре обязательно имелось место поклонения Дионису. На ступеньках неподалеку сидели музыканты. Начиналось представление внизу, в орхестре. В разгар трагедии или комедии, актеры могли перемещаться по зрительным рядам, и снова возвращались на исходные позиции.
Позже, спустя несколько веков после основания греческого театра, в орхестру допускали только хор, а актеры рассредоточивались за ним, на специальном помосте. Помещение для переодевания перенесли еще дальше за сцену.
Пьесы в театрах ставили по сочинениям:

  • Аристофана.
    Софокла.
    Эсхила.
    Еврипида.

На первый план чаще выходили боги. С наиболее грозными из них вступали в схватки выдающиеся люди. Многие из них гибли, но некоторым удавалось одержать победу. Со временем сюжеты для своих постановок греческие авторы стали брать из жизни, бытовой и социальной сфер. Это касается драмы. Что же до комедий, то здесь за основу брались вовсе не легенды и мифы и даже не повседневные сцены быта, а жители. Среди них - рабы, над которыми издевались, ремесленники, купцы. В комедии почти никогда не упоминали богов. Но если такие факты и имели место, то чаще всего высмеивались негативные стороны характеров небожителей.
Поначалу в действе играл лишь 1 актер. Он исполнял все роли. Но, спустя небольшой промежуток времени, в постановках стали участвовать сразу по двое, а позже и довольно большое количество актеров. А в качестве декораций стали применять современные, на тот момент, идеи технического прогресса. На сцене в спектаклях появлялись летающие машины и прочие аппараты, завораживающие зрителя.
Если актер появлялся на сцене справа, относительно проскения (комнат для переодевания), это значило, что персонаж сельский житель, а если слева – горожанин.
Как правило, действие было очень динамичным. Перевоплощение действующих лиц происходило молниеносно. Для этого не нужно было проявлять особых способностей. Актеры просто заходили за сцену в раздевалки и меняли свои маски. Реквизит театралов находился повсюду вокруг храма Мельпомены и в помещениях. По краям имелась масса пристроек, где актеры не только держали костюмы и маски, но и хранили многочисленные декорации.

    Оливковое масло для женской красоты.

    Метеоры. Метеорские скалы

    В центральной Греции, в северо-западной части Фессалии, между вершинами Хася и Пиндос, там где заканчивается фессалийская равнина, гигантские скалы создают фантастическое зрелище, которое можно считать уникальным во всем мире. Никаких описаний относительно этих скал не существует, ни в мифологии, ни у греческих или зарубежных историков Метеоры.

    Остров Саламин: история великой битвы

    Персы, разбитые в ожесточенном сражении под Марафоном противником, у которого сил было намного меньше, были вынуждены вернуться Азию, и в течение десяти лет не могли смириться со своим поражением. Спустя десятилетие, они начали новую военную кампанию, растянувшуюся на долгие годы. Афины на тот момент и сами были ристалищем политических битв между демократической группировкой и аристократами, поддержку которым оказывали крупные и средние землевладельцы.

    Геометрия в Древней Греции.

    Пракситель-художник образа

    Пракситель жил в V веке до н.э. в Афинах, где, по всей вероятности и родился. Он был сыном скульптора Кефисопота и отцом двух сыновей Кефисадота и Тимарха, которые тоже были скульпторами. Павсаний сообщает, что время расцвета творчества Праксителя приходится на время около 340 года до н.э. К середине четвёртого века до н.э. относится и его связь с гетерой Фриной, которая много раз позировала для его работ.

Театр Диониса является одним из древнейших театров в мире, его руины расположены в историческом центре города Афины, на юго-восточном склоне Акрополя, к северу от храма Диониса. Театр был построен в V веке до нашей эры, и изначально его сцена и сиденья были деревянными. В те времена театр Диониса служил ареной для проведения театральных состязаний, проходивших во время празднования Великих и Малых Дионисий - одних из основных празднеств в Древней Греции, посвящённых богу Дионису. На сцене театра проходили выступления певцов и танцоров, ставились драматические пьесы (трагедии и комедии), авторы которых состязались за право получить главный приз - треножник Диониса. Обычно в состязаниях принимали участие три автора, каждый из которых должен был представить на суд зрителей три трагедии, одну сатирическую драму и одну комедию. Именно на сцене театра Диониса впервые были поставлены пьесы великих древнегреческих драматургов Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана и Менандра. Во второй половине IV века до нашей эры, при правителе Афин Ликурге, театр Диониса был реконструирован - деревянные сцена и сиденья для зрителей были заменены на каменные, построены лестничные проходы, делящие зрительный зал на трибуны, а для сенаторов, жрецов храма Диониса и других представителей знати в первом ряду были установлены 67 мраморных кресел с высеченными на них именами и должностями владельцев. В театре не было кровли - актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а спектакли проходили в светлое время суток. В 86 году до нашей эры Афины были захвачены войсками римского императора Луция Корнелия Суллы, во время правления которого Акрополь и театр Диониса были сильно разрушены. Во второй половине I века, при императоре Нероне, в театре были построены новая сцена, вымощенная мраморными плитами, оркестр в форме полукруга и скульптурный фриз со статуями сатиров. Сам император Нерон нередко выступал со сцены театра со своими пьесами и стихами, а также принимал участие в соревнованиях поэтов. Часто посещал театр Диониса и римский император Адриан, страстный любитель греческого театра и поэзии - в центре второго зрительного ряда для него был установлен мраморный трон. При римлянах в театре Диониса проходили цирковые представления и бои гладиаторов, для того чтобы оградить зрителей от сражающихся на смерть воинов, перед первым рядом был возведен высокий бортик, сохранившийся до наших дней. После того, как в 267 году Афины были захвачены герулами (варварами), на сцене театра Диониса более не выступали поэты и не ставились пьесы. В середине V века в восточной части театра была возведена христианская базилика, а сам театр стал своеобразным внутренним двором храма. В Средние века театр Диониса и другие античные памятники Акрополя были заброшены, постепенно разрушались и покрывались слоем земли. Руины театра Диониса были раскопаны археологами в 1838 году, в 2010-2015 годах была проведена реставрация театра, на которую было выделено 6 миллионов евро. В ходе работ были восстановлены каменные сиденья, укреплены несущие конструкции и другие части сооружения. В 1987 году в составе Афинского Акрополя театр Диониса внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Театр Диониса
Θέατρο του Διονύσου
Адрес: Southern slope the Acropolis, Dionysiou Areopagitou Street, 10555 Athens, Greece
Тел: +30 210 3224625; +30 210 3214172
Факс: +30 210 9239023
E-mail: [email protected]
Web: odysseus.culture.gr/h/2/gh251.jsp?obj_id=10341
Как добраться : Международный аэропорт Афины имени Элефтериоса Венизелоса (Athens International Airport) - 52 км
Железнодорожный вокзал Athens Railway Station - 5 км
Станция метро Acropoli - 750 м
Автобусная остановка Αφετηρία (автобус 230) - 200 м
Период действия : постоянно
Режим работы : Понедельник - воскресенье с 08:00 до 17:00
Последние посетители в 16:30
Выходные дни - 1 января, 25 марта, 1 мая, Пасхальное воскресенье, 25 и 26 декабря
Стоимость : 20 EUR / 1 чел.
Посетить Театр Диониса можно по единому входному билету в Акрополь:
Взрослые - 20 EURO
Студенты, пенсионеры старше 65 лет - 10 EURO
Молодёжь до 18 лет - вход бесплатный
Единый билет на 5 дней:
Взрослые - 30 EURO
Студенты, пенсионеры старше 65 лет - 15 EURO
Свободное посещение - 6 марта, 18 апреля, 18 мая, последние выходные сентября, 28 октября, каждое первое воскресенье месяца с 1 ноября по 31 марта

В знаменитом театре Диониса были показаны в первый раз не менее знаменитые трагедии Эврипида, Софокла, Эсхила, а также комедии Менандра и Аристофана. Античный театр был построен в 5 столетии до нашей эры, поэтому считается одним из древнейших театров в мире. Встречаются . Древнегреческий театр Диониса был построен на месте храмов, которые были посвящены Дионису - богу виноделия. Поэтому театр получил такое название. В античном театре помещалось свыше семнадцати тысяч зрителей. На сегодняшний день сохранились всего двадцать рядов, хотя их было 64. Местом строительства было выбрано подножие холма Акрополь. Интересно, что всего два раза в год в этом театре проходили выступления.

Театр Диониса заслуживает особого внимания всех путешественников не только своей античностью, но и превосходной архитектурой и богатой историей. Если отправиться в групповую экскурсию, то можно услышать интереснейшие истории, связанные с театром Диониса. Хотя даже самостоятельная экскурсия доставит немало удовольствия посетителям. Стоит захватить с собой аудиогид, который будет знакомить с историей и архитектурой прославленного театра.

Особенности театра Диониса

Размеры театра не позволили построить кровельные перекрытия, по этой причине зрители, хор и актеры находились под открытым небом. Поэтому в основном мероприятия проводились при дневном освещении. В театре Диониса помещалась половина жителей Афин, а это немалое количество зрителей. Первоначально, строительство было осуществлено из древесины, и предназначалось для проведения различных торжеств. Интересно, что результаты соревнований бережно сохранялись в городском государственном архиве, написанном в особых надписях.

Гиды предлагают всем туристам на себе почувствовать грандиозную театральную акустику. И это действительно так. К примеру, один человек стоит на месте оркестра и что-то говорит, при этом другой человек должен взобраться на самый верхний ряд, и оттуда действительно удивительно хорошо слышно человека снизу.

Театр также перестраивали и римляне, которые использовали его для гладиаторских и цирковых представлений. В то время примерно был построен высокий бортик, который закрывает первый ряд. Особенным художественным элементом можно назвать скульптурный фриз, где изображены сатиры. Он был создан в эпоху правления императора Нерона. Кстати, этот император считал себя настолько одаренным актером, что часто выступал на сцене.

Реконструкция знаменитого театра Диониса была начата в 2009 году. Планируется, что работы будут продолжаться до 2015 года. При этом на реставрации этот грандиозного сооружения будет потрачено примерно шесть миллионов евро. И это не просто так. Ведь театр Диониса входит в список ЮНЕСКО. Греческое правительство прилагает все усилия, что этот исторический и культурный памятник сохранился еще на долгие годы. Это не может не радовать, ведь театр считается одним из лучших достопримечательностей страны, и великим достоянием всего мира.

Как известно, Греция является родиной театра. Ну а местом, где театр зародился, по праву считается театр Диониса на южном склоне афинского Акрополя.

Театр посвящен древнегреческому богу Дионису , покровителю виноделия и веселья, в честь которого и устраивались дионисии. Дело в том, что культ того или иного бога в Древней Греции предполагал проведение торжественных шествий и жертвоприношений перед главным храмом божества и праздничных мероприятийспортивных состязаний и зарисовок на темы из жизни богов и героев. Эти представления и положили начало театральным постановкам, которые постепенно приобретали популярность и становились самостоятельным видом искусства.

Здесь оживали герои таких знаменитых древнегреческих драматургов, как Феспий, Фриних, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан и др. , кроме того, в театре Диониса были впервые показаны первые трагедии и комедии, а также положено начало традиции театрального грима, костюмов и масок. К слову, и мужские и женские роли в театре исполнялись всегда мужчинами, а для того, чтобы их было хорошо видно с последних рядов амфитеатра, они надевали котурны – специальные сандалии на высокой платформе.

В период Дионисий (театральных представлений) жители Афин не работали, они собирались в театре посмотреть на зрелище. Кстати, если публике не нравилась пьеса или представление, она могла засвистать актёров и потребовать другую постановку. Демократия, одним словом!

Театр Диониса не всегда был каменным, изначально он был построен из дерева , а сидения и лавочки отсутствовали. Долгое время на каждый дионисийский праздник строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена, и только в 330 году до н.э. их заменили на каменные. Обновленный театр насчитывал 67 рядов и мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей.

В период эллинизма и правления римлян театр претерпел наибольшие изменения — по наставлению Ликурга была увеличена сцена и оркестра. Позже театр неоднократно перестраивался римлянами, и служил он не только своей изначальной цели, но был еще и цирковой и гладиаторской ареной. В I-II веках н.э. орхестру украсили рельефами и выложили мрамором. На рельефах изображены сатирические сцены из повседневной жизни греков.

Традиционно первый ряд в театре занимали почетные горожане. Их имена и должности высекались прямо на мраморных сидениях. Так, например, во втором ряду находилась ложа римского императора Адриана, которую можно увидеть и сегодня.

Посещая театр Диониса, обратите внимание на руины двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э. и на камни Периклова Одеона — концертного зала , знаменитого своей удивительной акустикой.

Почитателям театральных представлений непременно стоит приехать сюда летом, когда проводится ежегодный Афинский фестиваль — один из самых популярных в Греции. Фестиваль проходит с середины июня по середину сентября в Афинах и Эпидавре, куда можно добраться на специальных автобусах. Под эгидой Афинского фестиваля проходят театральные, музыкальные, культурные мероприятия, открываются выставки и музеи.

Если вы входите на территорию Акрополя со стороны южного склона (с пешеходной улицы Дионаса Ариеопага, совсем рядом с метро Акрополи), то первое серьезное сооружение, которое вы увидите, будет знаменитый древнегреческий Театр Диониса. Дионис всегда входил в число самых почитаемых греческих богов, в его честь устраивались ежегодные масштабные гуляния, так называемые Ленейские празднества (или Дионисии). Еще бы греки не любили молодого и красивого бога, ведь именно этот святой является покровителем веселья, театров, вина и оргий. В VI веке до нашей эры с помощью захвата власти правителем Афин стал Писистрат, не только известный тиран, но и большой почитатель бога виноделия. По его приказу в юго-восточной части Акрополя был построен храм в честь любимого божества, а затем и концертная площадка, на которой проходили главные мероприятия фестиваля Диониса. Именно эта небольшая сцена стала «бабушкой» театра, который мы можем видеть в наши дни.

Театр Диониса - одна из популярнейших достопримечательностей греческой столицы, сейчас ее посещение включено в стоимость входного билета в Акрополь, а еще пару лет назад, необходимо было заплатить пару евро, чтобы полюбоваться одной из древнейших сцен мира. Нередко театр Диониса путают с другой известной акропольской сценой - , и чтобы не запутаться, стоит запомнить, что от первой остались лишь руины, а одеон после реставрации является одной из самых красивых театральных площадок Афин.

Изначально считалось, что театр Диониса был построен в VI веке до н.э., но исследования доказали, что предметы, найденные при раскопках, относятся к святилищу Диониса Элевферия. Знаменитые же Дионисии времен Писистрата скорее всего проводились на в деревянном театре.

Но в V веке до нашей эры этот деревянный концертный зал был разрушен, а все представления переехали на небольшую сцену рядом с храмом Диониса на юго-восточном склоне Акрополя.

Но и новый театр простоял всего около века, поэтому в IV веке до нашей эры началось строительство той самой сцены, что сохранилась до наших дней. Монументальное сооружение на южном склоне Акрополя появилась в период правления Ликурга Афинского. Как и большинство других театров того времени, он был открытым и состоял из трех основных частей: скена (сцена), орхестра, в которой размещался хор и музыканты, а также расположенный полукругом зрительный зал.

В римскую эпоху театр подвергся серьезной реставрации, и особенно сильно была переделана сцена. Тем не менее, археологи склонны предполагать, что уже в IV веке до нашей эры театр получил постоянную орхестру, в центре которой располагался алтарь Диониса и трехъярусный зрительный зал более чем на 15000 зрителей. По периметру орхестры располагался специальный желоб, в который стекала дождевая вода. Его, кстати, очень хорошо видно и в наши дни.

Зрительный зал представлял собой ступени, разделенные небольшими дорожками (диадзомами) на три уровня, а также радиальными проходами. Всего в театре было 78 рядов и верхние ряды находились практически на вершине склона. Сидения нижнего яруса были сделаны из привозного камня, а вот верхние ярусы просто выдолблены в породе склона. До наших дней сохранилось лишь 13 рядов, вероятнее всего, именно те места, что были сделаны из камня.

Во втором веке до нашей эры для почетных зрителей в зале были установлены мраморные кресла, всего таких тронов насчитывалось 67. На каждом из них подписывалась должность чиновника. Часть из них можно и сейчас увидеть в Акрополе, а часть представляют собой копии, сделанные в эпоху римского правления.

В наши дни вокруг сцены можно увидеть небольшое заграждение, оно также было сделано в эпоху римлян, которые смотрели в театре не только пьесы, но устраивали и гладиаторские бои.

В первом веке до нашей эры, во время осады города Луцием Корнелием Суллой, театр был серьезно поврежден, но его довольно быстро восстановили практически в первозданном виде. В I веке н.э. в театре Диониса была произведена реконструкция сцены, а точнее, построена новая. Она была посвящена не только богу виноделия, но римскому императору Нерону, именно тогда пол в орхестре заменили на мраморный.

Театр периодически украшали и достраивали. Так в III веке нашей эры в передней части сцены появился скульптурный барельеф с изображением Диониса. Барельеф этот скорее всего сохранился от какого-то здания эпохи Адриана, которое было разрушено, а, чтобы оставшееся добро не пропадало, его пустили в дело и украсили им сцену театра.