Рисование в средней группе март комарова. Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в средней группе. Вебинар «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Образовательная область: «Творчество»

Раздел: Рисование 1 – 36 часов

Лексическая тема

Тема, задачи занятия

Кол-во часов

Осеняя ярмарка. Сад и огород

Тема: Вкусные яблоки.

Задачи: Учить изображать предметы круглой формы, располагая их на всем листе и передавая основной цвет предмета. Развивать умение закрашивать яблоки, не заходя за контуры. Воспитывать аккуратность.

Лес наше богатство

Тема: Осень.

Задачи: Учить предавать в рисунке особенности осеннего леса. Закрепить умение правильно держать кисточку, рисовать гуашью. Развивать моторику рук.

Золотая осень

Тема: Золотая осень.

Задачи: Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Воспитывать самостоятельность, творчество.

Труд людей осенью

Тема: Большая и маленькая морковки.

Задачи: Учить рисовать предметы овальной формы, разной величины, подбирая цвет для изображения предмета. Закрепить умение закрашивать морковки, выполняя штриховку в одном направлении. Развивать внимание.

Тема: Колобок.

Задачи: Продолжать учить детей рисовать предметы круглой формы. Закрепить умение рисовать гуашью, правильно держать кисточку. Воспитывать аккуратность.

Домашние птицы и птенцы

Тема: Украшаем тарелку.

Задачи: Познакомить детей с элементами казахского орнамента «крылья птицы». Учить украшать тарелку элементами орнамента по образцу. Развивать глазомер.

Перелетные птицы и птенцы

Тема: Красивая птичка.

Задачи: Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальное), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании карандашами. Развивать образное восприятие, воображение.

Домашние животные и их детеныши

Тема: Мой кот.

Задачи: Учить рисовать животное на четырех ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища и строение. Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Развивать мелкую моторику рук.

Дикие животные и их детеныши

Тема: Украшаем фартук.

Задачи: Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение.

Моя семья

Тема: Рисуем дом.

Задачи: Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Развивать аккуратность.

Когда живётся дружно, что может быть лучше

Тема: Разноцветные шары.

Задачи: Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Бытовая техника

Тема: Какие предметы имеют форму квадрата.

Задачи: Продолжать учить рисовать животное на четырех ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища и характерные особенности строение.

Тема: Украшение скатерти.

Задачи: Учить украшать квадратный силуэт скатерти элементами казахского орнамента «крылья птицы», «волна». Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Развивать аккуратность в работе.

Зимушка хрустальная

Тема: Зимний пейзаж.

Задачи: Учить передавать в рисунке впечатления от зимней природы. Закрепить умение рисовать гуашью. Развивать творчество.

Как зимуют животные и птицы

Тема: Лисичка.

Задачи: Учить рисовать животное на четырех ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища и строение. Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Развивать мелкую моторику рук.

День Независимости

Тема: Украшаем торсык.

Задачи: Учить детей украшать силуэт посуды элементами казахского орнамента. Закрепить умение рисовать акварелью. Развивать цветовое восприятие.

Зимние забавы

Тема: Веселые снеговики.

Задачи: Учить детей передавать в рисунке образ снеговика. Закрепить умение рисовать круги различной величины. Развивать аккуратность.

Добро пожаловать, Новый год!

Тема: Наша нарядная елка (елка и ее украшение)

Задачи: Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Развивать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Человек. Части тела

Тема: Украшаем национальный головной убор.

Задачи: Учить детей украшать силуэт головного убора элементами казахского орнамента «волна», «след».

Закрепить умение рисовать концом кисточки волнистые линии. Развивать мелкую моторику рук.

Я и моё здоровье

Тема: Снежинки.

Задачи: Учить детей рисовать снежинки с помощью коротких прямых линий. Закрепить умение рисовать карандашами. Развивать глазомер.

Тема: Сани.

Задачи: Учить передавать образ санок с помощью длинных и коротких линий. Закрепить умение рисовать акварелью. Развивать мелкую моторику рук.

Витамины

Тема: Нарисую то, что захочу.

Задачи: Учить детей выбирать объект рисования. Закрепить умение рисовать круглые и овальные формы. Развивать воображение.

Мой любимый детский сад

Тема: Украсим сырмак.

Задачи: Продолжать учить детей украшать предметы быта элементами казахского орнамента геометрическими фигурами прямоугольниками. Закрепить умение правильно держать кисточку. Развивать аккуратность.

Мои игрушки

Тема: Мишка.

Задачи: Учить передавать в рисунке образ любимой игрушки, передавая характерные особенности: овальное туловище, круглая голова. Закрепить умение рисовать карандашами. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Все профессии важны – все профессии нужны

Тема: Камзол бабушки.

Задачи: Учить украшать силуэт одежды элементами казахского орнамента. Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Воспитывать аккуратность.

Рукотворный мир

Тема: Рыбки плавают в аквариуме.

Цель: Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество.

Весна. Изменения в природе

Тема: Нарисуй картинку про весну.

Задачи: Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны. Упражнять в рисовании красками (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности). Развивать умение удачно располагать изображение на листе.

Моя ласковая мамочка

Тема: Веточка мимозы.

Задачи: Учить использовать в передаче характерных особенностей предмета нетрадиционный способ рисования (ватными палочками). Закрепить умение работать аккуратно. Развивать творчество.

Весенние заботы животных и птиц

Тема: Животное, которое мне нравится.

Задачи: Учить рисовать домашнее животное, передавая характерные особенности. Закрепить умение рисовать гуашью. Развивать мелкую моторику рук.

Наурыз – пора обновления

Тема: Тюбетейка дедушки.

Задачи: Учить украшать силуэт тюбетейки элементами казахского орнамента «крылья птицы», «волна». Закреплять умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Воспитывать любовь к традициям казахского народа.

Тема: Цветы.

Задачи: Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Ходи по улице с умом

Тема: Грузовик.

Задачи: Учить передавать в рисунке образ грузовой машины с помощью геометрических фигур. Закрепить умение рисовать цветными карандашами. Развивать умение штриховать в одном направлении.

Этот загадочный космос

Тема: Разноцветные треугольники (по замыслу)

Задачи: Учить детей передавать в рисунке космические объекты с помощью треугольников. Закрепить умение умеренно, нажимать на карандаш, неотрывно закрашивать рисунок, не выходя за контур. Развивать творческие способности.

Транспорт

Тема: Самолеты летят.

Задачи: Учить изображать самолеты, передавая характерные признаки. Закрепить приемы закрашивания карандашами. Развивать образное восприятие.

Сельскохозяйственные работы

Тема: Яблони расцвели.

Задачи: Продолжать учить рисовать дерево, передавая ствол, тонкие ветви. Закрепить умение рисовать цветы точками. Развивать аккуратность.

Мой город Павлодар

Тема: Дома на нашей улице.

Задачи: Учить передавать в рисунке впечатления от увиденного на улице. Закрепить умение рисовать дома разной величины. Развивать у детей эстетическое восприятие.

Итого

36 занятий

Анастасия Мирсаидова
Перспективный план по рисованию в средней группе

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РИСОВАНИЮ СРЕДНЯЯ ГРУППА

Т. С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе”

И. А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа”

Г. С. Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа”

Д. Н. Колдина “Рисование с детьми 4-5 лет”

СЕНТЯБРЬ

1 Рисование по замыслу “Нарисуй картинку про лето” Учить доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования цветными карандашами Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе” ,с. 27

2 Рисование “Помидор и огурец” Учит изображать предметы овальной и круглой формы, умение изменять направление движения по одной дуге к другой Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа” ,с. 11

3 Декоративное рисование “Украшение фартука” Учить составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента Комарова,с. 38

4 Рисование “Красивые цветы” Учить предавать части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками , правильно держать кисть, хорошо её промывать и осушать Комарова, с. 31

1 Рисование восковыми мелками “На яблоне поспели яблоки” Продолжать учить рисовать дерево . Учить передавать образ фруктового дерева Комарова, с. 29

2 Рисование , ватные палочки “Золотая осень” Учить изображать осень. Упражнять в рисование дерева , передавая осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками Комарова , с. 35

3 Отпечатки листьев. Гуашь “Осенние листья” Учить делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета. Колдина “Рисование с детьми 4-5 лет” , с. 17

4 Рисование “Сказочное дерево” Учить создавать сказочный образ. Учить закрашивать Комарова, с. 37

1 Рисование карандашами “Филимон-ая лошадь” Воспитывать интерес к народному творчеству. Учить расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы двух цветов Колдина, с. 26

2 Рисование с элементами аппликации “Зайка серенький стал беленьким” Учить видоизменять выразительный образ зайчика. Создать условия для экспериментирования при сочетании техник. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа” , с. 58

3 Тычок жесткой полусухой кистью. Гуашь “Котёнок” Продолжать учить передавать особенности предмета, используя тычок жесткой полусухой кистью Колдина, с. 27

4 Рисование по представлению “Храбрый петушок” Учить рисовать гуашевыми красками , сочетая формы цвета. Совершенствовать технику владения кистью Лыкова. С.

1 Рисование декоративное “Укрась юбку дымковской барышни” Продолжать знакомить с народным декоративным искусством. Упражнять в приеме росписи. Закреплять в работе с красками Комарова, с. 44

2 Рисование кистью . Гуашь “Зимний пейзаж” Начинать знакомить с пейзажем. Учить рисовать деревья всей кистью и кончиком кисти. Учить рисовать контрастный зимний пейзаж. Используя белую и черную гуашь Колдина, с. 23

3 Оттиск скомканной бумагой. Гуашь “Снежная баба” Продолжать рисовать предметы ,используя оттиск скомканной бумагой. Учить доводить образ кистью Колдина, с. 23

4 Рисование “Снегурочка” Учить изображать Снегурочку в шубке. Закреплять в рисовании кистью и красками , накладывать одну краску на другую по высыхании Комарова, с. 51

1 Каникулы

2 Рисование ватными палочками . Гуашь “Чашка” Учить крупно рисовать предметы посуды с натуры простым карандашом. Учить самостоятельно подбирать цвета, обводить точками карандаш ватными палочками Колдина, с. 18

3 Рисование цветными карандашами “Мишутка” Продолжать рисовать простым карандашом , а потом оформлять работу в цвете. Учить рисовать стоящего медведя ,стоящего на задних лапах, правильно располагать части и соотнося их по размеру Колдина, с. 40

4 Рисование “Кто в каком домике живет” Учить создавать предмет состоящий из прямоугольных, квадратных, треугольных частей Комарова, с. 49

1 Рисование восковыми мелками и кистью. Акварель “Кораблик” Учить рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей, и закрашивать их восковыми мелками Колдина, с. 22

2 Рисование “Самолеты летят сквозь облака” Учить изображать самолеты летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш Комарова, с. 84

3 Рисование “Грузовая машина” Учить создавать образ любимой игрушки. закреплять умение передавать форму детали Комарова, с. 79

4 Рисование кистью . Гуашь “Петух и краски ” Расширить представления об изобразительных возможностях красок. Закреплять умение называть основные цвета, учить подбирать нужный цвет Колдина. 32

1 Рисование кистью и пальцем . Гуашь “Веточка мимозы ” Учить рисовать кисточкой веточку мимозы с натуры. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком Колдина, с. 34

2 Рисование декоративное с элементами аппликации “Красивые салфетки” Учить рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы. Показать сочетание элементов декора по цвету и форме Лыкова, с. 110

3 Рисование кистью . Гуашь “Семья неваляшек” Учить рисовать с натуры простым карандашом определенного размера, предавать характерные особенности неваляшек Колдина, с. 33

4 Рисование “Девочка пляшет” Учить рисовать фигуру человека . Учить передавать простые движения, закреплять приемы закрашивания Комарова, с. 64

1 Рисование кистью . Гуашь “Дерево” Учить рисовать по представлению большое дерево во весь лист, передавая упрошенное строение ствола и кроны. Закреплять умение рисовать крону :закрашиванием, тычок и т. д. Колдина, с. 38

2 Рисование кистью . Акварель. Гуашь “Звездное небо” Учить тонировать мокрый лист бумаги акварелью. Учить рисовать кончиком кисти с гуашью точки. Познакомить с новым способ – набрызгивание Колдина, с. 37

3 Рисование дидактическое “Радуга – дуга, не давай дождя” Продолжать самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно – выразительными средствами . Развивать чувство цвета Лыкова, с. 136

4 Рисование декоративное (с натуры) “Весёлые матрешки (хоровод) ” Познакомить с матрешкой как видом народной игрушки. Учить рисовать с натуры , по возможности передавая форму, пропорции и элементы одежды. Лыкова, с. 106

1 Рисование Сказочный домик - теремок” Учить передавать образ сказки Комарова, с. 76

2 Рисование ладошкой . Гуашь “Рыбка” Познакомить с печатью ладошкой. Закреплять умение дорисовывать образ кистью Колдина, с. 35

3 Рисование кистью . Гуашь “Бабочка” Учить самостоятельно, рисовать предмет , состоящий из симметричных частей. Учить закрашивать предмет яркими цветами и красивыми узорами Колдина, с. 42

4 Рисование “Нарисуй какую хочешь картинку” Учить задумывать содержание рисунка, доводить свой замысел до конца Комарова, с. 86

Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики; создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т. С. Комаровой защищено более 80 кандидатских и докторских диссертаций.

В пособии представлены программа, краткие методические рекомендации, планирование работы и конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми 4–5 лет на год.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Комарова Т. С.
Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада
Конспекты занятий

Предисловие

Изобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад, продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными.

В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.

В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.

Однако для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий рисованием, лепкой, аппликацией; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.

В данной книге предлагается система занятий по рисованию, лепке и аппликации, разработанная на основе положений и задач "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями. Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость.

Особенно важное значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими, подвижными и др.).

При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры ("овощи для игры в магазин", "угощение для любимых игрушечных животных" и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, организация игровых ситуаций (в начале занятия в гости к ребятам приходит Мишутка, рассказывает, что игрушки хотели бы устроить праздничный обед, но у них не хватает посуды, и просит: "Ребята, помогите нам, слепите посуду, ведь вы все умеете!" и т. п.); рисование, лепка, аппликация на темы игр ("Как мы играли в подвижную игру "Охотники и зайцы" ("Воробушки и кот")" и др.).

Такая разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности, и к игре. Занятия по рисованию, лепке и аппликации связаны с работой по ознакомлению с окружающим миром: создавая изображения, дети отражают в них свои впечатления о предметах и явлениях социального и природного окружения. Сюжетами рисунков и лепки становятся образы произведений художественной литературы, фольклора (сказок, потешек, загадок), а также образы музыкальных произведений.

Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.

Особое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятий, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их работ в оформлении групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у детей положительного доброжелательного отношения друг к другу и т. п.

В основе развития любых способностей детей дошкольного возраста лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей, поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на его основе ребенок впоследствии создавал изображения; формировались обобщенные способы действия и черты творчества. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру, силе нажима, размаху, длительности.

Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые также развиваются в этих видах деятельности.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

Как и во второй младшей группе, конспекты занятий составлены по следующей структуре: программное содержание, методика проведения занятия, материалы к занятию, связь с другими занятиями и видами деятельности.

В ряде случаев предлагаются варианты занятий, и воспитатель может выбрать вариант, который представляется более соответствующим его группе, условиям работы. В то же время, если у педагога есть возможность провести в том или ином месяце больше 10 занятий (а именно так спланированы занятия по каждому месяцу на год), то он может воспользоваться предложенными вариантами или провести занятия по собственному усмотрению.

В книге помещены детские рисунки и аппликации; их назначение – показать варианты изобразительного решения той или иной темы (или варианта темы занятия, например, "Рисование предметов овальной формы"). В этом случае одно занятие могут иллюстрировать 2–3 детские работы.

Надеемся, что книга окажет помощь в работе с детьми педагогам дошкольных учреждений, групп дополнительного образования, руководителям кружков и студий.

Перспективное планирование по художественно эстетическому развитию (рисование)

Сентябрь

деятельности

Тема и задачи

1-я рисование

2-я рисование

3-я рисование

4-я рисование

Тема: «Нарисуй картинку про лето»

Тема: «Нарисуй, какую хочешь игрушку»

Тема: «Гриб»

Тема: «Сказочное дерево»

Задачи: Учить доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умения правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.

Задачи:

Задачи: Учить детей рисовать предметы с натуры, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композицию. Закреплять умения убирать излишки воды на кисточке тряпочкой

Задачи: Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Развивать воображение, творческие способности.

Словарная работа

Лето, жара, солнце, ливень, лес, радуга, луг, поле, цветы, птицы, насекомые, животные, гроза, река, летний, жаркий, душный, яркий, светить, купаться, плескаться, жарко, солнечно, весело, душно, радостно

Игрушка, кукла, матрешка, кораблик, мяч, любимая, дорогая, играть, беречь, любить, дарить

Грибы, ножка, шляпка, мухомор, поганка, боровик, грибной, ядовитый, съедобный, сырой, вредный, полезные, искать, находить, срезать, собирать, чистить, мыть, жарить, мариновать, солить

Дерево, ствол, ветки, кора, корни, сказочное, большое, волшебное, осеннее, растет

Материал и оборудование

Сюжетные картинки «Лето»

Серия картин «Грибы»,

макет «Грибы»

Плакат деревья

Методическая литература

ХЭР № 7 с. 23 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

ХЭР № 7 с. 56 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

ХЭР № 3 с. 15 (Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4 – 5 лет»)

ХЭР № 7 с. 33 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

Октябрь

Планируемые результаты образовательной деятельности: владеет навыком рисования кистью и навыком закрашивания карандашом; умеет рисовать круглой и овальной формы, разные по размеру; умеет эмоционально и тактично оценивать работы свои и своих товарищей, выбирать лучшие с эстетической точки зрения.

деятельности

Тема и задачи

1-я рисование

2-я рисование

3-я рисование

4-я рисование

Тема: «На яблоне поспели яблоки»

Тема: «Огурец и помидор»

Тема: «Золотая осень»

Тема: «Яички простые и золотые»

Задачи: Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него короткие и длинные ветки. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева, Закрепить приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Задачи: Учить детей рисовать круглые и овальные предметы с натуры и закрашивать цветными карандашами, не выходя за контур и закрашивая в одном направлении. Учить рисовать предметы крупно, располагая их на всем листе. Развивать сенсорные ощущения. Учить различать и называть овощи.

Задачи: Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения рисовать красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку). Подводить детей к образной передаче явлении.

Задачи: Закреплять знания овальной формы, понятия «тупой», «острый». Продолжать учить приему рисования овальной формы. Упражнять аккуратно закрашивать рисунки. Подводить к образному пониманию содержания. Развивать воображение.

Словарная работа

Дерево, яблоня, яблоки, фрукты, урожай, фруктовое, спелое, кислое, поспело, выросло

Овощи, огурец, помидор, овал, круг, красный, зеленый, овощной, солить, поспели

Осень, ветки, ствол, листва, ветер, желтые, красные, облетают, желтеют, опадают.

Яйцо, продукты, питание, простые, золотые, еда, готовить

Материал и оборудование

Сюжетные картинки «фрукты»

Помидор, огурец

Картина «Осень»

Яйца игрушечные, плакат «продукты питания»

Методическая литература

ХЭР № 7 с. 25 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

ХЭР № 3 с. 12 (Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4 – 5 лет»)

ХЭР № 7 с. 31 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

ХЭР № 7 с. 36 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

Ноябрь

Планируемые результаты образовательной деятельности: владеет навыком рисования красками и кистью; составляет узор из линий, умеет рисовать приемом «примакивание», рисует предметы, состоящие из двух частей, украшает предмет эмоционально и тактично оценивать свои работы и работы своих сверстников; испытывает радость от созерцания результатов своей творческой деятельности.

деятельности

Тема и задачи

1-я рисование

2-я рисование

3-я рисование

4-я рисование

5-я рисование

Тема: «Красивая птичка»

Тема: «Украшение фартука»

Тема: «Сказочный домик - теремок»

Тема: «Кораблик»

Тема: «Одеяло для Ванюшки»

Задачи: Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперенье. Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение. Расширять представление о красоте, образные впечатления.

Задачи: Учить детей составлять узор из линий и мазков на силуэтной форме фартучка; закреплять умение быстро проводить линии всей шириной ворса кисти, хорошо промывать кисть; продолжать учить рисовать приемом «примакивание» («вертикальный мазок», слева направо на одинаковом расстоянии друг от друга, верхний и нижний, между линиями); развивать воображение, эстетический вкус, чувство ритма, мелкую моторику; воспитывать интерес к декоративному творчеству.

Задачи:

Учить рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. Вызывать у детей желание рассматривать свои рисунки, выражать свое отношение к ним.

Задачи: Учить детей рисовать предметы, состоящие из двух частей, и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист акварельными красками.

Задачи: Учить детей украшать предметы прямоугольной формы цветными полосками, чередуя их по цвету. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Словарная работа

Птица, оперенье, крылья, клюв, красивая, сказочная, яркая, летает, клюет

Фартук, узор, линия,

Дом, домик, теремок, избушка, сказочный, расписной, деревянный, строить, стоит

Мебель, комната, кровать, одеяло

Материал и оборудование

Сюжетные картинки «Птицы»

Серия картин «Дома»,

Предметные картинки «Водный транспорт»

Серия картин «Комната, мебель»,

Методическая литература

ХЭР № 7 с. 61 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя

ХЭР № 7 с. 34 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

ХЭР № 7 с. 72,77 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

ХЭР № 3 с. 20 (Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4 – 5 лет»)

Декабрь

Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет планировать последовательность действий при выполнении творческих работ; умеет пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую;всей кистью и концом кисти; эмоционально откликается на творческие работы свои и своих товарищей, проявляет инициативу в оказании помощи детям и взрослым; накладывает одну краску на другую.

деятельности

Тема и задачи

1-я рисование

2-я рисование

3-я рисование

4-я рисование

Тема: «Зимний пейзаж»

Тема: «Снежная баба»

Тема: «Снегурочка»

Тема: «Наша нарядная елка»

Задачи: Знакомить детей с пейзажем. Учить рисовать зимние деревья всей кистью и концом кисти. Учить рисовать контрастный зимний пейзаж, используя белу. И черную гуашь. Развивать воображение, эмоционально – эстетические чувства, любовь к природе.

Задачи: Продолжать учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумагой. Учить доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки.

Задачи:

Учить изображать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывать одну краску на другую по высыхании, при украшении шубки чисто промывать кисть и осушать ее, промокая о тряпочку или салфетку.

Задачи: Учить передавать в рисунке образ но­вогодней елки; пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании.

Формировать умение рисо­вать елку с удлиняющимися кни­зу ветвями. Способствовать эмоциональ­ной оценке своих работ и рисунков товарищей, созданию радостной ат­мосферы при восприятии рисунков

Словарная работа

Зима, снег, пейзаж, снежный, холодный, блестящий, падает, замерзает, блестит

Зима, снег, баба, ком, снеговик, снежный, холодный, блестящий, падает, лепить, замерзает, блестит, катать

Снег, снегурочка, девочка, снежная, зимняя, холодная, сказочная, добрая, веселая, веселиться

Корабль, кораблик, морской, плавать, причаливать

Материал и оборудование

Сюжетные картинки «Зима»

Картинка снеговика

Каринка Снегурочки

Предметные картинки «Новый год»

Методическая литература

ХЭР № 3 с. 22 (Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4 – 5 лет»)

ХЭР № 3 с. 23 (Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4 – 5 лет»)

ХЭР № 7 с. 48 Т.С. Комарова

ХЭР № 7 с. 47 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

ХЭР № 7 с. 50 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

Январь

Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта;рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Развито чувство цвета и формы; умеет планировать последовательность действий при выполнении творческих работ; эмоционально откликается на творческие работы свои и своих товарищей, проявляет инициативу в оказании помощи детям и взрослым; передают особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску.

деятельности

Тема и задачи

1-я рисование

2-я рисование

3-я рисование

4-я рисование

Тема: Каникулы

Тема: «Как розовые яблоки на ветках снегири»

Тема: «Нарисуй какую хочешь картинку»

Тема: «Цыпленок»

Задачи:

Задачи: Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

Задачи: Учить детей задумывать содержание рисунков, доводить свой замысел до конца. Воспитывать самостоятельность, творчество.

Задачи: Продолжать детей учить рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кистью; доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.

Словарная работа

Зима, снег, птицы, грудка, снегири, зимующие, розовые, красивые, летают, сидят, клюют

Птица, цыпленок, курица, петух, маленький, желтый, пушистый, пищит, клюет

Материал и оборудование

Каринка снегири

Сюжетныекартинки «Курица с цыплятами»

Методическая литература

Лыкова И.А. (Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду») с. 92

ХЭР № 7 с. 82 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

ХЭР № 3 с. 25 (Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4 – 5 лет»)

Февраль

Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет рисовать четвероногих животных; простым карандашом рисовать веселое и грустное лицо; рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое; девочка одета в платье; эмоционально откликается на творческие работы свои и своих товарищей, проявляет инициативу в оказании помощи детям и взрослым.

деятельности

Тема и задачи

1-я рисование

2-я рисование

3-я рисование

4-я рисование

Тема: «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок»

Тема: «Есть такие мальчики»

Тема: «Девочка пляшет»

Тема: «Самолеты летят сквозь облака»

Задачи: Продолжать учить детей рисовать четвероногих животных. Закреплять знания о том, что у всех четвероногих животных тело овальное. Учить сравнивать животных, видеть общее и различное. Развивать образные представления, воображение, творчество. Учить передавать сказочные образы. Закреплять приемы работы кистью и красками.

Задачи: Учить детей простым карандашом рисовать веселое и грустное лицо. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения, Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Учить выражать и описывать свои чувства.

Задачи: Учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое; девочка одета в платье. Учить изображать простые движения (поднятая рука, руки на поясе), закреплять приемы закрашивания красками, фломастерами, цветными мелками. Побуждать к образной оценке изображений.

Задачи: Учить детей изображать самолеты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления, Вызвать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

Словарная работа

Коза, козлятки, копытца, рожки, рогатые, бодаются, бегают, резвятся

Дети, мальчик, голова, лицо

Девочка, дети, пляшет, веселится

Самолет, праздник, защитник, Родина, Россия, торжественный, ответственный, летать, приземляться

Материал и оборудование

Картинка «Козы с козлятами»

Картинки «Человек»

Картинки «Дети танцуют»

Предметные картинки «Самолет»

Методическая литература

ХЭР № 7 с. 69 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

ХЭР № 3 с. 11 (Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4 – 5 лет»)

ХЭР № 7 с. 60 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

ХЭР № 7 с. 80 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

Март

Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет составлять узор из знакомых элементов дымковской росписи, умеет рисовать простым карандашом с натуры определенного размера; располагать изображение на листе; умеет рисовать красками (хорошо промывать, осушать ее, набирать краску на кисть по мере необходимости) , использует усвоенные ранее приёмы рисования и закрашивания изображений.

деятельности

Тема и задачи

1-я рисование

2-я рисование

3-я рисование

4-я рисование

5-я рисование

Тема: «Украсим кукле платьице»

Тема: «Семья неваляшек»

Тема: «Чашка в точках»

Тема: «Нарисуй картинку про весну»

Тема: «мое любимое солнышко»

Задачи: Учить детей составлять узор из знакомых элементов дымковской росписи (точки, круги, прямые и волнистые линии). Развивать творческое начало, эстетическое восприятие, воображение.

Задачи: Побуждать детей к рассматриванию неваляшек разного размера. Учить рисовать простым карандашом неваляшку с натуры определенного размера; передавать характерные особенности неваляшек.

Задачи: Учить детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагать его на всем листе. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью; украшать изделие точками, нарисованными ватной палочкой.

Задачи: Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны. Развивать умения удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании красками (хорошо промывать, осушать ее, набирать краску на кисть по мере необходимости)

Задачи: Развивать образные представления, воображения детей. Закреплять усвоенные ранее приёмы рисования и закрашивания изображений.

Словарная работа

Кукла, платьице, дымка, барышня, яркое, нарядное, украшать, расписывать

Неваляшки, семья, голова, лицо, туловище, дружные, заботливые

Посула, чашка, еда, столовая, кухонная, чайная, мыть, хранить

Весна, солнышко, облака, тепло, весенний, светлый, теплый

Солнышко, весна, облака, тепло, весенний, светлый, теплый

Материал и оборудование

Картинка «Дымка»,

Дымковская барышня

Игрушки неваляшки

Картинки «Посуда»

Сюжетные картинки «Весна»

Сюжетные картинки «Весна»

Методическая литература

ХЭР № 7 с. 68 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

ХЭР № 3 с. 33 (Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4 – 5 лет»)

ХЭР № 3 с. 18 (Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4 – 5 лет»)

ХЭР № 7 с. 74 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

Апрель

Планируемые результаты образовательной деятельности: владеет умением передавать в рисунке части растения, рыб, умеет рисовать кистью и красками; рисовать с натуры, передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображения из простых частей: крупная головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачке, прямые руки, соблюдая при этом в упрощённом виде соотношения по величине эмоционально откликается на творческие работы свои и своих товарищей, проявляет инициативу в оказании помощи детям и взрослым.

деятельности

Тема и задачи

1-я рисование

2-я рисование

3-я рисование

4-я рисование

Тема: «Красивые цветы»

Тема: «Рыбки плавают в аквариуме»

Тема: «Маленький гномик»

Тема: «Веселые матрешки»

Задачи: Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, промывать ее, осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшее. Развивать эстетическое восприятие, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.

Задачи: Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их голову, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. Учить отмечать выразительные изображения

Задачи: Учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображения из простых частей: крупная головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачке, прямые руки, соблюдая при этом в упрощённом виде соотношения по величине. Закреплять умения рисовать красками и кистью.

Задачи: Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, наиболее известные промыслы – семеновская, полхов-майдановская). Учить рисовать матрешку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке) развивать глазомер, чувство формы, цвета, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре.

Словарная работа

Цветы, стебель, листья, цветок, зеленые, широкие, узкие, комнатные, растить, ухаживать, рыхлить

Рыбка, плавники, хвост, чешуя, золотая, серебристая, шустрая, блестящая, плавает, хватает, ныряет

Гномик, человечек, сказка, игрушка, маленький, сказочный,

Матрешка, игрушка, хоровод, деревянная, семеновская, полхов-майдановская, играть собирать

Материал и оборудование

Картинка «Дымка»,

Дымковская барышня

Картинки «Рыбы»,

Картинки «Герои сказок»

Игрушка матрешки

Методическая литература

ХЭР № 7 с. 27 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

ХЭР № 7 с. 43 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

ХЭР № 7 с. 42 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

Планируемые результаты образовательной деятельности: владеет умением,подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа; рисовать по представлению сначала простым карандашом, а затем оформлять работу в цвете; владеет навыками рисования красками; развито чувства цвета;откликается на творческие работы свои и своих товарищей, проявляет инициативу в оказании помощи детям и взрослым.

деятельности

Тема и задачи

1-я рисование

2-я рисование

3-я рисование

4-я рисование

Тема: «Салют»

Тема: «Нарисуй какую хочешь картинку»

Тема: «Дерево»

Тема: «Радуга - дуга»

Задачи: Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа.

Задачи: Закреплять умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навыки рисования красками.

Воспитывать самостоятель­ность. Развивать творческие способ­ности, воображение, умение рас­сказывать о созданном изображе­нии.

Формировать положительное эмоциональное отношение к соз­данным рисункам

Задачи: Учить детей рисовать по представлению большое дерево на всем листе, передавая упрощенное строение ствола и кроны. Продолжать учить сначала простым карандашом, а затем оформлять работу в цвете. Учить рисовать всем ворсом. Развивать эмоционально – эстетические чувства, любовь к природе.

Задачи: Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно – выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Дать элементарные сведения по цветоведенью. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Словарная работа

Салют, праздник, день Победы, ветераны, мир, яркий, разноцветный, громкий, стрелять, радоваться, поздравлять

Сад, цветы, растения, весна, весенние, первоцветы, деревья, ствол, крона

Лето, радуга, солнце, дождик, веселый, солнечный, дождливый, светит

Материал и оборудование

Картинки «День Победы»,

Картинки «деревья»

Сюжетные картинки «Лето»

Методическая литература

ХЭР № 3 с. 31 (Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4 – 5 лет»)

ХЭР № 7 с. 81 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

ХЭР № 7 с. 81 Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа»

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Оксана Макарычева
Перспективное планирование по ИЗО (средняя группа)

СЕНТЯБРЬ

Вид деятельности

Название НОД

Задачи НОД

1 Рисование предметное по замыслу с элементами аппликации Картинки для наших шкафчиков Определение замысла в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика) . Самостоятельное творчество – рисование предметных картинок и оформление рамочками.

2 Рисование сюжетное по замыслу

Посмотрим в окошко Рисование простых сюжетов по замыслу. Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей. Рассматривание вида из окна через видоискатель. Стр. 18

3 Аппликация предметная

Поезд мчится «тук-тук-тук» (железная дорога) Знакомство с ножницами и освоение техники резания по прямой – разрезание бумажного прямоугольника на узкие полоски (шпалы для железной дороги) . Стр. 22

4 Аппликация коллективная

Цветочная клумба Составление полихромного цветка из 2-3 бумажных форм, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка : надрезание «берега» (края) бахромой. Стр. 24

1 Рисование по представлению

Храбрый петушок Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью : свободно и уверенно вести кистью по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. Стр. 34

2 Аппликация из цветной бумаги, осенних листьев и семечек арбуза

Золотые подсолнухи Создание композиций из разных материалов. Формирование аппликативных умений в приложении к творческой задаче. Развитие чувство ритма и композиции. Стр. 38

3 Рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры) Яблоко – спелое, красное, сладкое Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами или фломастерами. Стр. 42

4 Рисование модульное (ватными палочками или пальчиками) «Кисть рябинки, гроздь калинки…» Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник. Стр. 46

1 Аппликация-мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали» Знакомство с техникой аппликативной мозаики : разрезание узких полосок бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивание в пределах нарисованного контура – дождевой тучи. Стр. 50

2 Аппликация сюжетная (на основе незавершённой композиции) Заюшкин огород (капуста и морковка) Аппликативное изображение овощей : разрезание прямоугольника по диагонали и закругление углов (две морковки) ; обрывная и накладная аппликация (капуста) . Стр. 56

3 Рисование декоративное с элементами аппликации

Перчатки и котятки

Изображение и оформление «перчаток» (или «рукавичек» ) по своим ладошкам – правой и левой. Формирование графических умений – обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. Создание орнамента (узора на перчатках) . Стр. 64

4 Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения Морозные узоры Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Свободное творческое применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия). Стр. 66

1 Аппликация декоративная с элементами рисования Полосатый коврик для кота Составление красивых ковриков из полосок и квадратиков, чередующихся по цвету. Освоение нового способа – резание бумаги по линиям сгиба. Стр. 62

2 Аппликация с элементами рисования

Праздничная ёлочка (поздравительная открытка) Аппликативное изображение ёлочки из треугольников, полученных из квадратов путём разрезания их пополам по диагонали. Украшение ёлочек декоративными элементами (сочетание аппликативной техники с рисованием ватными палочками) . Создание красивых новогодних открыток в подарок родителям. Стр. 72

3-4 Рисование с элементами аппликации

Наша ёлочка

Рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её настроения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приёмов работы в зависимости от общей формы художественного объекта (рисование ёлки на основе аппликативного треугольника для контроля длины веток). Стр. 74

1 Ёлочка пушистая, нарядная Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности , как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

2 Рисование красками (по представлению)

Снеговики в шапочках и шарфиках Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развитие глазомера, чувство цвета, формы и пропорции. Стр. 78

3 Снеговичок

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.) . Развивать чувство композиции.

Рисование цветными карандашами по замыслу Кто-кто в рукавичке живёт (по мотивам сказки «Рукавичка» ) Рисование по содержанию литературного произведения. Освоение приёмов передачи сюжета : выделение главного – крупного изображение по центру на переднем плане . стр. 82

1 Аппликация предметная

Быстрокрылые самолёты Изображение самолётов из бумажных деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок) . Видоизменение деталей : срезание, загибание и отгибание углов, срезание прямоугольника пополам поперёк и по диагонали. Стр. 98

2 Цветочек для папы Оттиск печатками из картофеля Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.

3 Рисование сюжетное (гуашевыми красками) «Как розовые яблоки, на ветках снегири» Рисование снегирей на заснеженных ветках. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы – строение тела и окраски. Стр. 90

4 Рисование декоративное с элементами аппликации Красивые салфетки Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Стр. 110

1 Мимоза для мамы Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

2 Солнышко

Рисование ладошками Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие

3 Аппликация с элементами рисования Сосульки на крыше Резание ножницами с регулированием длины разрезов. Освоение способа вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. Стр. 116

4 Аппликация с элементами рисования Воробьи в лужах Вырезание кругаспособом последовательного закругления четырёх углов квадрата. Стр. 118

1 Аппликация из цветной и фактурной бумаги Ракеты и кометы Создание аппликационных картин на космическую тему. Стр. 126

2 Волшебные картинки (волшебный дождик) Рисование свечой Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик) . Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка.

3 Подарок для кошки Мурки Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур : голова - круг, уши - маленькие треугольники, туловище - большой треугольник, лапы, хвост - овалы, краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

4 Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница) Рисование пальчиками, карандашом Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

1 Черемуха

Рисование ватными палочками, пальчиками Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма.

2 Рисование «Радуга-дуга, не дай дождя» Самостоятельное и творческое отображение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами . Стр. 136

3 Котенок

Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка Закреплять навык печати кистью по трафарету

Акварель или гуашь, восковые мелки Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.

Список используемой литературы :

1. «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова,

М. А. Васильева.

2. Изобразительная деятельность в детском саду. И. А. Лыкова. Издательский дом «Цветной мир» . Москва 2007.

3. Веселя школа живописи для детей от 4-х лет. Алекс Бернфельс Издательство «Ниола-пресс» .2010.

4. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Л. А. Парамоновой. Москва. ОЛМА Медиа Групп . 2011г.