Презентация история происхождения матрешки детский сад. Презентация по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Презентация. Матрешка - душа России. Компьютерная презентация к уроку "русская матрешка"

Презентация к ООД "История Семёновской матрёшки"

Я из тихого, зелёного
Городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых
Розовых, бардовых,
В подарок принесла.

В рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Я из тихого, зелёного Городка Семёнова. Я в гости к вам пришла, Букет цветов садовых Розовых, бардовых, В подарок принесла.

Город Семёнов с давних времен был традиционным центром ремесел по производству кустарных деревянных товаров посуды, игрушек, других бытовых изделий. Говорят, что ремесленники Семенова сделали свою особенную матрешку со своими особенностями и элементами дизайна в 1924 году. С этого времени производство матрешек в Семеновском стиле постоянно развивается.

Первая Семеновская матрешка была сделана умелым токарем Аверьяном Вагиным из деревни Мериново, которая была расположена в 8 км от Семенова. Его сын принес деревянную куклу, сделанную в Сергиев-Посаде, окрашенную в светло-зеленый цвет, и изображающие человека с усами и бородой. По аналогии с пасхальными яйцами. Вагин решил сделать деревянную куклу из двух частей. Первая матрешка была окрашена в пурпурный цвет. Происхождение живописи Семеновской матрешки было также связано с потомственным мастером Арсением Майоровым. Однажды глава семьи Арсентий Федорович привез из Нижнего Новгорода пустую неокрашенные матрешку. Деревянная кукла была расписана его дочерью Любой. Люба использовала гусиное перо для нанесения контуров, а для заполнения рисунка использовала маленькую кисточку и анилиновые красители. Люба разместила в центре куклы большой ярко-красный цветок.

«Семеновский» стиль росписи матрешек Для семеновской матрешки первоочередным является не набор определенных элементов, а выбор красок. Обязательно должны использоваться насыщенные теплые тона: красный, желтый, зеленый, иногда к ним добавляется синяя краска. При этом ключевые детали обводятся черным контуром, что придает игрушке невероятную четкость и выразительность. Среди «семеновских» матрешек вы не встретите мужских персонажей или барышень в дорогих платьях. Все фигурки представляют собой скромных крестьянских девушек в простых сарафанчиках с узорами в цветочек. На голове у куколок обязательно должен быть платочек, который часто имеет узор «в горошек». Конечно же, существуют и другие виды росписи: тверская, северная вятская, знаменитая хохломская. Все они имеют уникальные черты.

МАСТЕР-КЛАСС «РОСПИСЬ МАТРЕШКИ» 1)Деревянную заготовку необходимо хорошенько отшкурить и покрыть грунтовкой, при этом раствор нужно наносить широкой синтетической кистью. Если используется акриловый грунт, то его необходимо разбавить водой. 2)Намечаем простым карандашом основные элементы наряда и начинаем раскрашивать, в первую очередь покрываем краской крупные детали – передник, платок. Можно для надежности нарисовать эскиз одежды матрешки на бумаге. 3)Теперь можно переходить к мелким элементам и узорам. Для смешивания оттенков удобно использовать зубочистки и ватные палочки. 4)В последнюю очередь «делаем» лицо: нужно нарисовать глаза с ресничками, бровки домиком, губы и нежный румянец кружочками. Для детей этот этап обычно кажется самым сложным, т.к. требует предельной аккуратности. 5)Тонкие черные контуры прорисовываем кистью №0, предварительно потренировавшись на бумаге. 6)Матрешка готова!

  • Работу выполнил ученик 4 «А» класса МОУ СОШ №2 Зотов Александр.
  • Руководитель: Пушкарёва Т. В.
  • Методы.
  • анализ публикаций,
  • анализ собранных иллюстраций матрёшек;
  • анализ видов и стилей росписи матрёшек.
Кто такая «матрёшка»? Понятие.
  • В словаре Даля о матрёшке нет никаких сведений.
  • В словаре Ожегова
  • «Матрёшка - полуовальная полная разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляют другие такие же куклы меньшего размера.»
В новом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой:
  • В новом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой:
  • МАТРЁШКА ж.
  • 1. Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера.// Одна из таких кукол.
  • 2. перен. Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу
Вывод.
  • Вывод.
  • Матрёшка – токарное разъёмное красочное деревянное изделье. В быту чаще всего игрушка изображающая девочку, в сарафане и платочке. Её условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. В игрушке замечена лёгкость круглящихся поверхностей, весёлая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок - вкладышей.
Имя «матрёшка» произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, другие.
  • Имя «матрёшка» произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, другие.
  • 1 версия.
  • 2 версия.
  • Имя «матрёшка» произошло от женского
  • имени Матрёна, Матрёша, в основе которого
  • лежит латинское слово mater, означающая мать.
  • 3 версия.
  • Имя «матрёшка» связано с именем индуистской
  • богини-матери Матри.
  • Название матрешки
Происхождение русской матрёшки.
  • 1 матрёшка появилась в Японии в самом конце 19 века. Одним из первых «слоёных» божков стал Фукурокуджу из Японии. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, долгие годы жизни и мудрости. Ему-то и предстояло совершить далёкое путешествие в Россию.
  • Создатель художник
  • С.М. Малютин
Работа над созданием матрёшки.
  • этап – выбор дерева. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться рукам мастера.
  • 2 этап - ошкуривание
  • 3 этап - вытачивания деревянной формы.
  • 4 этап - приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрёшки, делает её поверхность гладкой.
  • 5 этап - работа художника.
Нетрадиционные.
  • 1 группа.
  • Матрёшки – пеналы
  • Матрёшки – сундучки
  • Матрёшки – магниты
  • Матрёшки «Ванька – встанька».
  • Матрёшка магнит
Матрёшка - брелок Матрёшка пенал для спиц Матрёшка «Ванька – встанька» Нетрадиционные.
  • 2 группа
  • Матрёшка «Кошка»
  • Матрёшка «Пингвин»
  • Матрёшка «Чебурашка и его друзья» и т. д.
Матрёшка «Пингвин» «Чебурашка и его друзья» «Винни Пух и его друзья» Матрёшка «Панда» Традиционные.
  • Сергиево – Посадская (ныне Загорск)
  • Семёновская
  • Полхов – Майданская
  • Вятская
  • Тверская
Матрёшка похожа на первую русскую матрёшку. Наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым; добротной, устойчивой стала и форма.
  • Матрёшка похожа на первую русскую матрёшку. Наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым; добротной, устойчивой стала и форма.
  • Загорская матрёшка.
  • Семёновская матрёшка.
  • Матрёшку семёновские мастера
  • точили более стройной и вытянутой,
  • несколько зауженной книзу.
  • Изображали бойких девушек-красавиц в
  • ярких полушалках.
Полхов-Майданская матрёшка.
  • Мастера из Поховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи. , вместо сарафана и передника – широкий овал, весь заполненный крупными «розанами», «колокольчиками», «яблочками», и кудрявыми листочками. У матрёшек нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном фоне – верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый.
Вятские матрёшки
  • В вятской матрёшке помимо традиционной росписи, в её оформлении используется оригинальный художественно – технологический приём, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.
Тверская матрёшка
  • Матрёшки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Художники передают в рисунке исторические образы; из-под их кисти появляются знакомые персонажи: пастушок Лель, Снегурочка, царевна Несмеяна и др., но каждый раз они красуются в новом наряде!
Сказка.
  • Съехались на ярмарку матрёшки из разных городов. Хвастаются друг перед другом, у кого наряд краше, кто лучше.
  • Я,- кричит Семёновская матрёшка, - я самая стройная.
  • А у меня цветов больше, - кричит в ответ Полхов-Майдановская. Спорят матрёшки, шумят, так и разошлись. Зря спорили, хороша каждая матрёшка в своём наряде!
Заключение. Чем для меня полезна эта работа?
  • Узнал много нового и интересного.
  • Научился сравнивать, анализировать, классифицировать предметы рассматривая их со всех сторон.
  • Понял почему русская Матрёшка является символом России и так долго нравится людям.
Литература.
  • 1. Иллюстрации матрешек. Сайт Эстония. Полигон. http://www.polygon.ee/portal
  • .Trud.ru № 186 за 16.10.2002
  • 2. . С. Газарян "Прекрасное - своими руками".
  • 3. Н.Н. Алексахин "Матрешка", - М.: ООО "Издательство "Народное образование", 1998г.
  • 4. Русская Цивилизация - www.rustrana.ru
  • Матрёшка. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка"
  • 5. Хохрякова Т.М. «Матрешка в жизни ребенка» Томск, 1998 г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РУССКАЯ МАТРЕШКА

Однажды из Японии, с острова Хонсю была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был узкоглазый деревянный старичок Фукурума. Фукурума раскрывался, и в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад С.А. Малютин, а выточил токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой

Имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу.

Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было.

Надо убрать все все шероховатости.

После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски

Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.

И вот уже улыбается нам русская красавица.

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ МАТРЕШКА Эта матрёшка – старейшая русская игрушка. Она плотная, приземистая, с плавным переходом головы в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков. Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности.

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ МАТРЕШКА

СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА Эта матрешка стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.

СЕМЕНОВСКИЕ МАТРЕШКИ

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЁШКА Из всех матрёшек она самая тонкая и выше других. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

ПОЛХОВ - МАЙДАНСКАЯ МАТРЁШКА

ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок. А поверх сарафана фартук.

Загорские матрешки


Слайд 2

Матрешка - это русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. Русская матрёшка - наверное, самый популярный русский национальный сувенир. Широкую славу завоевала она далеко за рубежом. Перевод слова "Матрешка" нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. В Германии их называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля". На всех крупных выставках, ярмарках, фестивалях, проводимых в разных уголках мира, побывали забавные веселые матрешки, очаровывая зрителей своим неповторимым русским обликом. И кажется, что матрешка пришла к нам из седой древности, из мира легенд и сказок. На самом деле этой деревянной куколке "всего" около ста лет. Матрешка - дама Серебряного века, современница героинь Бальмонта, Блока и Бакста. Шли матрёшки по дорожкеБыло их немножечко,Две Матрёны, три МатрёшкиИ ещё Матрёшечка.

Слайд 3

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Слайд 4

Многообразна современная игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, художственно-стилевых поисков, авторских почерков. И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь. Вспомним знакомую всем матрешку. О ней, как и о народных героях слагают легенды. Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с "сюрпризом" - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена). Появление матрёшки на Руси

Слайд 5

В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки, но документального подтверждения она не имеет. История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями. Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская - магазин "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.

Слайд 6

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы. Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала - эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом. Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина " Детское воспитание " из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.

Слайд 7

Село Абрамцевых – имение Мамонтовых

Слайд 8

Город Сергиев посад, расположенный в 73 км от Москвы, обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель Виды русской матрёшки Сергиево - Посадская матрёшка

Слайд 9

которая с течением времени превратилась в крупнейший монастырь Российского государства. В слободах и сёлах, окружавших лавру, процветало множество ремёсел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари. С конца XVIII и начала XIX века дошли до нас деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике. Пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Это были настоящие деревянные скульптуры, умело раскрашенные. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения.

Слайд 10

Сергиево - Посадская матрёшка

Слайд 11

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Густые, местами непроходимые леса этого заволжского края давали приют старообрядцам, гонимым патриархом Никоном, стрельцам во времена Петра I, крепостным, бежавшим от помещичьего произвола. Семеновская матрёшка

Слайд 12

В этих краях традиции древнерусского орнамента хорошо знали и использовали в декорировании прикладных изделий. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Делали ведёрки, яблоки, груши и другие игрушки. Их ярко расписывали кистью из травы «белоус», частыми красными и зелёными полосами и покрывали сверху светлым лаком. Делать расписных матрёшек начали с того времени, когда сын известного токаря-игрушечника Аверьяна Дорофеевича Вагина из деревни Мериново, расположенной в 8 км от Семёнова, привёз из Нижнего Новгорода Сергиево - Посадскую деревянную куклу-болвашку, окрашенную светло-зелёной растительной краской, изображавшую мужика с нарисованной бородой и усами.

Слайд 13

По аналогии с пасхальными яйцами куклу решили сделать разъёмной. Так появилась деревянная игрушка прообраз будущей семёновской матрёшки. Первые матрёшки расписывали фуксином, сверху покрывали клеем вместо лака, отчего роспись в целом получалась тёмной. Особенно интересны были токарные матрешки мастеров Вагиных: плешивый мужик с бородой и усами и дородный мужик в шляпе и тулупе. Истоки росписи семеновской матрешки связывают также с потомственными мастерами-игрушечниками Майоровыми (из деревни Мериново). Однажды глава семейства Арсентий Федорович привез с Нижегородской ярмарки нераскрашенную куклу-болвашку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Гусиным пером она сделала на кукле рисунок и расписала ее кисточкой анилиновыми красками, расположив в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором-кокошником. Постепенно сложился тип росписи, который в отличие от Сергиево-Посадской росписи матрёшки более декоративен. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси.

Слайд 14

Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево- Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15- 18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

Слайд 15

Семеновская матрёшка

Слайд 16

Полховская игрушка Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Слайд 17

Полховская матрёшка

Слайд 18

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Вятская матрёшка


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

  • Углубить знания о русской народной деревянной игрушке.
  • Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
  • Учить сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
  • Обучать умению выделять характерные средства художественной выразительности в работе народных мастеров.
  • Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях Семеновских мастеров.
  • Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Оборудованиe:

  • Для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт матрешки, кисть, гуашь.
  • Для педагога: матрешки (Сергиев Посад, Полховский Майдан, Семенов), электронная презентация к уроку, образцы детских работ, технологические карты.
  • Музыкальный ряд: CD “Живая вода”, “Мельница”.

План занятия:

  1. Вводная беседа.
  2. Игра “ Ярмарка”.
  3. Выполнение элементов росписи.
  4. Самостоятельная работа
  5. Подведение итогов. Закрепление нового материала – работа с кроссвордом “Матрешка”.

Ход занятия

Вступительная беседа начинается с рассказа о русской деревянной игрушке. Детям предлагается посетить ярмарку (игра). Беседа сопровождается стилизованными народными мелодиями, демонстрацией народных деревянных игрушек и слайдов.

Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А веселые матрешки.

Самая веселая на Руси ярмарка в прошлом веке была в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: деревянные резные гусары, барыни, кормилицы, щелкуны, каталки, богородские медведи, кони и матрешки. Вырезанная из деревянной чурки игрушка имела простую обобщенную форму. Раскраска тоже была условной. Краски брались самые яркие. Сочетанием красного, синего, желтого и зеленого сергиевопосадский мастер добивался красочности, нарядности и декоративности. Несложными инструментами создавали разнообразные игрушки. Формы были проверены веками. Народная игрушка как сказка – все так, да не так. Для лучших сергиевопасадских игрушек характерны юмор, умение выделять самое яркое, характерное. (Слайды 1, 2, 3).

Пыль клубится по дорожке,
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.

Казалось ничем уже не удивить покупателя! Вдруг мастер разломил одну матрешку пополам, а в ней другая поменьше. Раскрыл ее, а из нее еще одна смотрит! Что за невидаль! Это вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Ожидание чуда повторяется вновь и вновь (слайд 4).

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!

Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек (Слайд 5).

Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен. Плодородие и изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки.

Условна форма игрушки, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.

– К нам в гости на ярмарку приехали матрешки из Полховского Майдана и Семенова. Давайте получше рассмотрим их.

Взял я в руки кисть и краски,
Стал волшебником из сказки.
На матрешке яркий сарафан
Расписал под Полховский Майдан.

Полхово-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий – с желтым. Все элементы объединяет черный контур. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками. (Слайд 7).

А теперь познакомимся с Семеновскими матрешками. У них на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана – красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием “пеструшка”, который делается “тычком”. (Слайд 6).

Много интересных игрушек на ярмарке. Все матрешки хороши. Сегодня мы будем учиться расписывать силуэты матрешек, как мастера из Семенова.

Вопросы для беседы:

  1. Какие игрушки продавали на ярмарке?
  2. Из каких материалов делали эти игрушки?
  3. Как раскрашивали сергиевопосадские игрушки?
  4. Что означает матрешка?
  5. Какие черты русской красавицы отражены в матрешке?
  6. Где расположен букет у семеновской матрешки?
  7. Какие цвета использовали для росписи семеновской матрешки?

Затем приступают к самостоятельной работе. (Слайд 15).

В конце урока расписанные силуэты матрешек выставляют на нарисованных ярмарочных прилавках. (Слайд 18).

Для закрепления полученных знаний ребятам предлагается решить кроссворд “Матрешка”. (Слайд 16).

Чтобы вспомнить различные виды матрешек поиграем в игру “Угадайку” – разместим игрушки в соответствующих прилавках или лотках коробейников и попытаемся найти игрушку из Семенова, красавицу из Полхов-Майдана, матрешку из Сергиева Посада.

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идет.
Наша русская матрешка,
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет.

Вы все хорошо потрудились на уроке. Многое вспомнили, многое узнали. А теперь, выбрав изображение, соответствующее вашему настроению, мы узнаем, понравился ли вам этот урок.

Литература

  1. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М.: Искусство,1977.
  2. Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. Для учащихся старших классов. – М.:Просвещение, 1994.
  3. Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. – М.: Столетие, 1994.
  4. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1981.
  5. www.amaltea-suvenir.ru
  6. www.matrena.ucoz.ru/news
  7. ru.wikipedia.org