Художник орешников и его картины. Тайна исчезновения крупнейшей выставки соцреализма. Виктор михайлович васнецов

Виктор Орешников (1904-1987) – народный художник СССР, мастер ленинградской школы живописи, классик периода поставангарда.

Виктор Михайлович Орешников родился в Перми, здесь он окончил городское реальное училище, а затем частную художественную школу им. И. И. Туранского. В 1924 году В. Орешников поступил в Ленинградский Высший художественно-технический институт, (в будущем ЛИЖСА им. И. Е. Репина).

Годы учёбы Виктора Орешникова пришлись на времена непрерывных экспериментов во всех областях художественного творчества. Но молодой художник, питающий интерес к реалистическому искусству, не проникся идеями авангардных течений, находя в них лишь своеобразную рутину, «с которой молодёжи приходилось бороться и противопоставлять этим тенденциям здоровое ощущение жизни». При том, что руководителем В. Орешникова в обновлённой Академии художеств был Кузьма Петров-Водкин, свою истинную школу будущий Народный художник нашёл в Эрмитаже. Наиболее сильное влияние на его творчество оказал Эль Греко – в экспрессивном искусстве этого мятежника времён испанского барокко восприимчивый героико-романтическому настроению Виктор Орешников нашёл ближайшую собственным чувствам и настроению манеру. Рассматривая его работы разных лет, можно увидеть мотивы, отсылающие к творчеству и других гениальных романтиков: Веласкеса, Риберы, Жерико, Ж. Л. Давида, Гойи. В 1930 году Орешников начинает преподавательскую деятельность (1930-1987, с 1953-1977 – ректор ЛИЖСА им. Репина), в 1933-м поступает в аспирантуру ЛИЖСА, где его руководителем становится И. И. Бродский. Начиная с 30-х, живопись В. Орешникова заметно меняется, в его работах становится заметным влияние французских импрессионистов и постимпрессионистов. Во время Великой Отечественной войны в эвакуации Орешников продолжает много трудиться, создаёт агитационные и сатирические плакаты, панно, рисунки для газет, портреты, картины, этюды. Первым большим полотном по возвращению в Ленинград становится «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете» (1947, Санкт-Петербургский государственный университет). Впоследствии эта, и следующая масштабная работа художника – картина «В штабе обороны Петрограда (1917 год)» (1949, Третьяковская галерея), были отмечены высшей государственной наградой – Сталинской премией. Помимо историко-революционных картин, Виктор Орешников написал большое количество бытовых этюдов и эскизов, пейзажей и натюрмортов. За всю жизнь художником создано более ста портретов. Галерея лиц, запечатлённых мастером, включает родных и близких ему людей, и что особенно ценно, цвет художественной, творческой и научной интеллигенции 40-80-х годов. В. М. Орешников скончался 15 марта 1987 года. Выставка в «Петербургском художнике», посвящённая 111-й годовщине со дня его рождения, представляет картины, этюды, эскизы, акварели и рисунки, сохранённые семьёй его сына, известного петербургского художника Александра Орешникова.

Cоветский живописец , народный художник СССР (1969 г.), действительный член АХ СССР (1954 г.). Родился 7 января 1904 году в г. . С 1924 г. учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН ) в г. Ленинграде, который с успехом закончил в 1927 г.

Его учителями были К.С. Петров-Водкин и В.В. Беляев. Орешников не следовал стилю своих учителей напрямую, но, вероятно, именно от них он получил любовь к классическому искусству, его простоте и чистоте линий. Именно поэтому Виктора Михайловича Орешникова называют гением чистой красоты .

С 1933 по 1936 г. В.М. Орешников учится в аспирантуре при Академии Художеств под руководством И.И. Бродского.

Орешников всю свою творческую жизнь связал с институтом им. И.Е. Репина . После окончания института, он стал в нём преподавать и отдал этому делу пятьдесят лет своей жизни, а в 1953 году и возглавил его.

Великолепный портретист, Орешников много работал в этом жанре. Несколько сдержанные, несущие на себе печать официальной репрезентации, мужские портреты - рассказ о судьбе, духовном поиске человека. Модель написана так, чтобы у зрителей не осталось сомнений - перед ними выдающаяся личность.

Совсем другое дело его работы над женскими образами. Перед нами всегда олицетворения женственности. В них есть изящество и грация, которые не часто можно встретить в портретах, особенно советских, 20 века. Жемчужными переливами сверкает портрет примы Кировского театра Анны Шелест. Прекрасно одухотворенное лицо художницы Савельевой. И конечно муза , и любимая модель художника - его жена.

В каждой модели Орешников находил черты идеала гармоничной и потому вечной, неподвластной изменениям моды , красоты .

Желанной гармонией мироустройства дышат пейзажи мастера . Их главные герои свет, воздух и небо. Здесь царствуют тишина и покой. Виктор Орешников был художником, не искавшим драматических эффектов.

Его Ленинград похож на светлую, утреннюю грезу. Здесь нет места мрачным легендам, тоске и безысходности Петербурга Достоевского .

Зеленые луга, зимний лес, пышные стога, разнообразие деревьев, синее южное море: он писал разную природу, в разное время года. И каждый раз он влюблялся в изображаемый им объект.

Мир, созданный кистью Орешникова , разнообразен и отличается ясностью и кристальной чистотой горного источника. Художник умел видеть красоту сущего мира, талант редкий, особенно в наше время.

За время его работы в институте им. Репина он воспитал целую плеяду мастеров русского искусства - петербуржцев.

Среди них:

  • Б.С. Угаров - Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР и ее президент, профессор;
  • П.Т. Фомин - Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, профессор;
  • В.И. Рейхет - Народный художник России, профессор;
  • В.В. Пименов - Народный художник России, профессор;
  • А.К. Соколов - Заслуженный художник России, профессор;
  • А.Л. Королев - Заслуженный художник России, профессор.

    Орешников Виктор Михайлович - (р. 1904), советский живописец. Народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Учился в ленинградском Вхутеине (1924 27). Преподаёт в ленинградской АХ ИЖСА (с 1930, ректор в 1957 77). Автор картин на историко… … Художественная энциклопедия

    Орешников Виктор Михайлович - (1904—1987), советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Учился в Ленинградском ВХУТЕИНе (1924—27), аспирантуре АХ (1933—36) у И. И. Бродского. Преподавал в ИЖСА (с 1930, в 1953—77… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Орешников Виктор Михайлович - [р. 7(20).1.1904, Пермь], советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Учился в Ленинграде во Вхутеине (1924 1927; в аспирантуре АХ 1933 36, у И. И. Бродского) Преподаёт в ленинградской АХ институте… … Большая советская энциклопедия

    ОРЕШНИКОВ Виктор Михайлович - (1904 87) российский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Исторические картины (В штабе обороны Петрограда, 1949), портреты (Б. Б. Пиотровский, 1970 71). Государственная премия СССР (1948, 1950) … Большой Энциклопедический словарь

    Орешников Виктор Михайлович - (1904 1987), советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Учился в Ленинградском ВХУТЕИНе (1924 27), аспирантуре АХ (1933 36) у И. И. Бродского. Преподавал в ИЖСА (с 1930, в 1953 77 ректор). Автор… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Орешников Виктор Михайлович - (1904 1987), живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Исторические картины («В штабе обороны Петрограда», 1949), портреты («Б. Б. Пиотровский», 1970 71). Государственная премия СССР (1948, 1950). * * *… … Энциклопедический словарь

    Орешников, Виктор Михайлович - Род. 1904, ум. 1987. Живописец, автор портретов, исторических полотен и др. Дважды лауреат Государственной премии СССР (1948, 1950). С 1954 г. действительный член АХ СССР. Народный художник СССР (1969) … Большая биографическая энциклопедия

    Орешников, Виктор Михаилович

    Орешников Виктор Михаилович - Виктор Михайлович Орешников (род. 7(20)января 1904 г, в городе Пермь 1987 г.) советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член Академии Художеств СССР (1954). Жизнь и творчество Преподавал в ленинградском академическом… … Википедия

    Орешников - Орешников фамилия: Орешников, Алексей Васильевич (1855 1933) русский и советский нумизмат, член корреспондент Академии наук СССР Орешников, Виктор Михайлович (1904 1987) советский живописец Орешников, Роман Александрович (род.… … Википедия

Об этих пропавших произведениях изобразительного искусства сегодня знает лишь очень узкий круг искусствоведов, музейных и архивных работников да и то лишь в Москве и Санкт-Петербурге. А ведь именно в городе Сталино (прежнее название Донецка) накануне начала Великой Отечественной войны оказались более полторы сотни произведений передвижной выставки самых известных мастеров советской живописи.

Довоенные столичные передвижные выставки в городе Сталино

Когда в 1932 году город Сталино стал областным центром он стал развиваться не только как административный, промышленный, но и как культурный центр. Примерно в 1936-37-е годы в местной прессе и в руководстве области и города заговорили о том, чтобы как-то познакомить жителей столицы Донбасса с произведениями живописи из коллекций самых авторитетных и известных музеев Москвы и Ленинграда — Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и т. д. Известны случаи, когда особо отличившихся на производстве рабочих, студентов, школьников, общественных активистов в качестве поощрения отправляли в культурные столицы СССР на экскурсии, где они и могли увидеть мировые шедевры живописи.

Однако властям хотелось, чтобы как можно жителей промышленного Донбасса вживую посмотрели на эти картины. Ничего нового при реализации этой идеи не стали изобретать — ведь еще далеко до революции в России применялся такой способ показа шедеврам народу как передвижная выставка.

Сначала в Сталино и затем в крупнейшие города Донбасса повезли произведения классиков. Так известно, что в середине 1939 года Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина отправил из Москвы к нам выставку-передвижку. Там были представлены образцы западно-европейской живописи — итальянской, голландской, французской, немецкой и других школ. Среди отправленных произведений имелись работы Спинелло, Беллини, Круга, Каравадусо, Ливене, Греза и др. «59 картин и 35 гравюр, упакованные в специальную тару, отправляются в отдельном вагоне. Выставку сопровождает представитель музея и эскурсовод. Картины будут показаны в городах Сталинской и Ворошиловградской областей», — отмечали тогда областные газеты.

Через год в наш регион привезли также классическую живопись из Третьяковской картинной галереи, но уже картины русских художников. Есть информация, что эту передвижную выставку посетили несколько тысяч жителей Макеевки. Они там увидели работы лучших русских мастеров: Иванова, Брюллова, Васнецова, Репина, Шишкина, Верещагина и др.

Планировалась передвижная выставка живописи по крупнейшим городам Донбасса и в 1941 году. Ее основной темой стало уже советское изобразительное искусство.

Крупнейшая довоенная выставка соцреализма

А началось все с того, что в здании на Фрунзенской набережной в Москве 18 марта 1939 года была с помпой открыта всесоюзная художественная выставка «Индустрия социализма». На ней были представлены свыше 1 тыс. произведений живописи, скульптуры, графики, произведений, над которыми работали свыше 700 мастеров советского изобразительного искусства. Как отмечалось в номере за 1 апреля 1939 года нашей областной газеты «Социалистический Донбасс», много работ было посвящено донецкой тематике.

«Десятки художников и графиков специально приезжали в Донбасс», — написано в заметке. Там же обращалось внимание на то, что «открытие выставки — большое культурное событие, радостный праздник советского искусства». «Необходимо, чтобы ЦК союзов угольщиков, коксохимиков, ЦК металлургов Юга организовали специальные экскурсии знатных людей Донбасса для осмотра замечательной выставки «Индустрия социализма». Необходимо также, чтобы копии работ, посвященных Донбассу, были показаны на специальной передвижной выставке в клубах и дворцах нашей области», — вносилось такое предложение на страницах главной газеты области. И поехали в Донбасс не копии, а оригиналы произведений.

Готовились к такой выставке со всей тщательностью. В московском издательстве «Искусство» был издан специальный каталог работ, которые были отобраны для показа в Донбассе. С ним корреспонденту «ДН» удалось ознакомиться с помощью работников Российской государственной библиотеки (бывшей «Ленинки») в Москве, где хранится один из экземпляров каталога.

В нем, в частности говорится, что «задача выставки — ознакомить трудящихся Донбасса с советским изобразительным искусством, с творчеством основных его мастеров в области живописи и графики». «Скомплектована выставка из картин и графических работ, находящихся в экспозиции выставки «Индустрия социализма», в фондах Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного Русского музея в Ленинграде. По масштабу и художественному уровню выставка является, несомненно, одной из значительных передвижных выставок советского изобразительного искусства за последние годы… Не претендуя на исчерпывающую полноту, выставка тем не менее дает зрителю полное представление о советской живописи и графике…» — подчеркивалось в аннотации к работам выставки. И это было действительно так, а непосредственно со списком картин и именами их авторов вы можете впервые за 72 года ознакомиться ниже.

В номере за 29 мая 1941 года в газете «Социалистический Донбасс» экскурсовод выставки Елена Меркулова сделала ее предварительный анонс для жителей Донбасса. «На днях в Сталино открывается передвижная выставка советского изобразительного искусства, организованная Всесоюзным комитетом по делам искусств для трудящихся Донбасса… Портреты передовых людей, пейзажи и натюрморты, работы с индустриальной тематикой — все это увидят зрители в картинах советских художников старшего и младшего поколений…Выставка открывается в помещении художественного музея и будет находиться в Сталино около месяца, а затем направится в другие города Сталинской области…» — с газетной страницы сообщила она.

К сожалению, газетного репортажа об открытии выставки не сохранилось, т. к. и в областной библиотеке и в областном архиве отсутствуют номера за эти дни газет «Соц. Донбасс» и «Сталинский рабочий». Московские же искусствоведы называют дату 7 июня 1941 года. Правда они указывают место экспозиции школу №1 им. Димитрова (бывшая гимназия Ромм или здание ныне музыкальной школы №1 по улице Артема, 66), но, скорее всего, живописные работы были размещены в здании Музея изобразительных искусств в Сталино, который размещался по адресу — ул. Артема,25 (это здание после войны не сохранилось). Так картины оказались в нашем городе и дальше начинается их самая главная тайна и загадка.

Нераскрытая тайна исчезновения картин передвижной выставки

Напомним, что Великая Отечественная война началась ранним воскресным утром 22 июня 1941 года. Тогда в большинстве своем советским людям и в голову не могло прийти, что немецкие войска буквально через пару месяцев сумеют продвинуться на многие сотни километров вглубь СССР, оккупировав практически всю европейскую часть Советского Союза.

Эвакуацией ценностей начали заниматься когда поняли, что дело идет не так, как это раньше рассказывали, что «если завтра война — будем бить врага на его территории». Культурные ценности тогда отнесли ко второй очереди эвакуированных вещей, т.к. в первую отправляли на восток эшелоны с промышленным оборудованием. Поэтому экспонаты передвижной выставки сложили в ящики и 5 июля 1941 года передали их на временное хранение Сталинскому художественному музею.

Видимо, это произошло также еще и из-за того, что работникам, которые сопровождали выставку в Донбасс, было поручено возвращаться в Москву. Всего же в сохранившемся в Российском государственном архиве литературы и искусства акте, подписанным директором Сталинского худмузея Григорием Старенко и директором передвижной выставки Щупловым, речь идет о 81 предмете живописи (в 13 ящиках) и 82 предмете графики (в 4 ящиках) на общую сумму по тогдашним ценам в 340 тыс. 067,8 рублей.

Всем нам сегодня известно, что довоенная коллекция Сталинского художественного музея не была эвакуирована в советский тыл. От нее осталось лишь 11 произведений, которые спасли донецкие художники Грейлих и Отрешко. Остальные картины оказались захваченными немцами после оккупации ими города Сталино. Такая же участь постигла и произведения передвижной выставки советского искусства. Ее экспонаты фигурируют в составленном в конце июля 1942 года руководителем специальной зондеркоманды списке из 256 произведений искусства, конфискованных из Сталинского художественного музея и якобы отправленного в распоряжение тогдашнего командующего немецкой группы армий А генерал-фельдмаршала Листа. Дальше следы этих культурных ценностей теряются.
На сегодняшний день они не «всплывали» на различных официальных аукционах живописи. Из всех тех картин только сохранились эскизы и фотографии к портрету академика Канторовича работы Кузьмы Петрова-Водкина. Да художник Михаил Штейнер заново написал в 1956 году портрет Чкалова, который ныне хранится в Нижегородском художественном музее. Остальные картины просто пропали и тайна их исчезновения не раскрыта до сих пор! А может быть все-таки нет?

Список экспонатов передвижной выставки произведений советского искусства: живопись, графика, оказавшихся в июне 1941 года в городе Сталино (публикуется в открытой печати впервые) :
Живопись
Ящик №1 :
1.Евгений Александрович Кацман — «Татарник», бумага/пастель, размер 64Х64, инв. №1349.
2.Михаил Георгиевич Платунов — «Портрет Мазурука», холст/масло, 60Х49, №587.
3.Эммануил Иосифович Шехтман — «Завод им. Андреева», х/м, 47Х68.
4.Владимир Васильевич Лебедев — «Девушка», х/м, 70Х53.
Ящик №2:
5.Михаил Георгиевич Платунов — «Портрет академика Аккуратова», х/м, 64Х43, №588.
6.Арам Врамману Ванециан — «Гильзовый цех фабрики «Дукат», х/м, 43Х33.
7.Леонид Викторович Туржанский — «Улица Ленина в Свердловске», х/м, 30Х53, №116.
8.Абрам Израилевич Пейсахович — «Портрет девушки», х/м, 36Х26.
9.Демьян Васильевич Нащекин — «Комбайн и трактор в поле», х/м, 24Х33, №133.
Ящик №5:
10.Николай Федорович Денисовский — «Портрет Сталина», х/м, 100Х80, №1284.
11.Александр Михайлович Герасимов — «Портрет Сталина» (копия), х/м.
12.Ирина Ефимовна Вилковир — «Девушка в метро (Гарбузовой)», х/м.
13.Георгий Григорьевич Нисский — «Яхта», х/м, 100Х76.
14.Александр Иванович Кудрявцев — «Ранняя весна», х/м, 77Х100.
15.Юрий Иванович Пименов — «Жаркий день», х/м, 90Х71.
16.Константин Гаврилович Дорохов — «Парашютистка», х/м, 96Х70, №199.
17.Николай Георгиевич Котов — «Кузнецстрой», картон/масло, 66Х94, №179.
18.Николай Борисович Терпсихоров — «Сбор хлопка», х/м, 63Х96, №1332.
Ящик №6 :
19.Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — «Портрет доктора математических наук Л.В. Канторовича», х/м, 87Х71.
20.Владимир Александрович Эйферт — «Букет», х/м, 81Х65.
21.Георгий Георгиевич Ряжский — «Портрет т. Руковицы», х/м, 70Х54, №1366.
22.Ирина Владимировна Брежская — «Портрет Камелии Гарсия», х/м, 76Х65.
23.Мартирос Сергеевич Сарьян — «Кировокан», х/м, 65Х81, №1196.
24.Григорий Меерович Гордон — «Портрет т. Коробова», х/м, 82Х65.
25.Сергей Павлович Викторов — «За уроками», х/м, 80Х70.
26.Григорий Михайлович Шегаль — «Полдень. (Азербайджан)», х/м, 62Х79.
27.Ирина Ефимовна Вилковир — «Мальчик», х/м, 80Х60.
28.Федор Саввич Шурпин — «Портрет Марины Козолуповой», х/м, 70Х60.
29.Александр Михайлович Герасимов — «Портрет т. Гудова», х/м, 58Х79, №1085.
Ящик №7:
30.Александр Александрович Меркулов — «Коттеджи на Туломстрое», х/м, 110Х80, №1033.
31.Павел Васильевич Мальков — «Выступление Л.М. Кагановича на празднике железнодорожников (эскиз)», х/м, 61Х125.
32.Иван Алексеевич Вепхвадзе — «Экскурсия рабочих на ЗАГЭС», х/м, 104Х147, №1077.
33.Николай Яковлевич Белянин — «Весна», х/м, 86Х135, №1342.
34.Анфиса Николаевна Кузнецова — «Качели», х/м, 123Х165, №831.
35.Магда Ивановна Дромметер — «Портрет геолога профессора А.П. Герасимова», х/м, №336.
36.Магда Ивановна Дромметер — «Портрет геолога Полканова», х/м, №911.
37.Алексей Александрович Рыбников — «Люди с Большой земли», х/м, 220Х161, №1138.
38.Яков Иванович Бровар — «Начало нового города», х/м, 107Х165, №327.
Ящик №8:
39.Евгений Александрович Кацман — «Повара (Старики фабрики «Большевик»)», б/пастель, 83Х130.
40.Борис Федорович Рыбченков — «Утро в Березняках», х/м, 95Х136, №139.
41.Ольга Сергеевна Малютина — «Хлеб», х/м, 100Х124.
42.Владимир Исаакиевич Прагер — «Портрет мастера спорта, легкоатлета Н. Петуховой», х/м, 130Х100.
43.Дмитрий Антонович Колупаев — «Красные выиграли», х/м, 100Х140, №686.
44.Иосиф Лейбович Пастернак — «Портрет лауреата всесоюзных и международных конкурсов пианистов, орденоносца Эмиля Гилельса», х/м, 97Х127.
45.Анна Петровна Остроумова-Лебедева — «Портрет изобретателя синтетического каучука академика С.В. Лебедева», х/м, 127Х100, №1052.
46.Михаил Осипович Штейнер — «Портрет В.П. Чкалова», х/м, 140Х97.
47.Самуил Яковлевич Адливанкин- «В рыбном магазине», х/м, 100Х120, №479.
Ящик №9:
48.Самуил Яковлевич Адливанкин- «В рыбном магазине», х/м, 100Х120.
49.Георгий Георгиевич Ряжский — «Портрет т. Дюканова», х/м, 137Х96, №176.
50.Моисей Тевелевич Хазанов — «Втузовки», х/м, 103Х115, №1316.
Ящик №10 :
51.Евгений Александрович Львов — «Зуевская ГЭС», х/м, 140Х220, №493.
52.Серафима Васильевна Рянгина — «Лесорубы», х/м, 152Х166, №582.
53.Баки Андрисович Урманче — «Ишимбаевские нефтепромыслы», х/м, 123Х191, №553.
54.Василий Васильевич Карев — «Дети съехались», х/м, 137Х182, №1021.
55.Борис Иванович Цветков — «Самолет сбрасывает почту», х/м, 200Х133, №903.
56.Алексей Алексеевич Сапожников — «Оленеводы в Гыдо-Ямо встречают Героя Советского Союза т. Молокова», х/м, 140Х200, №536.
57.Иван Васильевич Евстигнеев — «Хрущев на свекловичных полях Украины», х/м, 126Х186.
Ящик №11 :
58.Тихон Павлович Чернышов — «Фрукты», х/м, 100Х176.
59.Аполлон Карамонович Кутателадзе — «Тов. Берия на чайных плантациях Грузии», х/м, 115Х160.
60.Николай Александрович Пашкевич — «На прогулке», х/м, 176Х145, №1184.
61.Николай Эрнестович Радлов — «Портрет стратонавта-орденоносца профессора Вериго», х/м, 100Х80, №590.
62.Вячеслав Леонидович Сидоренко — «Откатка угля (На Шурабадских угольных копях)», х/м, 116Х143, №197.
63.Александр Михайлович Герасимов- «Портрет Ворошилова» (копия), х/м.
64.Александр Александрович Дейнека — «Самолет над океаном», х/м, 86Х147.
65.Леонид Захарович Танклевский — «Экскваторный забой», х/м, 100Х120, №662.
Ящик №12:
66.Христенко — «Цветы», х/м, 100Х77, №1363.
67.Михаил Осипович Штейнер — «Портрет Дворниковой», х/м, 108Х78.
68.Сергей Михайлович Луппов — «Автоматно-револьверный цех «АТЭ», ф/м, 85Х108, №195.
69.Николай Михайлович Ромадин — «У хлебозавода (Утро Москвы)», х/м, 80Х100.
70.Виктор Михайлович Орешников — «Портрет чемпиона по плаванию К.И. Алешиной», х/м, 103Х80.
71.Вениамин Вениаминович Кремер — «Металл (Макеевский завод «Сталь»)», х/м, 100Х162, №905.
72.Аркадий Васильевич Лобанов — «Пейзаж», х/м, собств. ГТГ (Гос. Третьяковской галереи).
73.Василий Прокофьевич Ефанов — «Незабываемая встреча (Руководители партии и правительства в президиуме совещания общественниц тяжелой промышленности в Кремле. Копия с оригинала», х/м, 300Х400.
74.Николай Адрианович Протопопов — «Нефтяной караван на Волге», х/м, 183Х103, №358.
Ящик №13 :
75.Борис Васильевич Смирнов — «На Днепре жизнь бьет ключом», х/м, 135Х270, №213.
76.Константин Амплиевич Лихачев — «В нарядной», х/м, 180Х210, №544.
77.Борис Дмитриевич Комаров — «Никита Изотов среди строителей метро», х/м, 175Х235, №193.
78.Константин Александрович Вялов — «Шахтеры», х/м, 200Х250, №648.
79.Петр Яковлевич Алехин — «Проверена», х/м, 200Х263, №479.
80.Дмитрий Аркадьевич Налбандян — «Выступление А.И. Микояна на 2-й сессии ВЦИК в 1936 году», х/м, 202Х264.
Графика
Ящик №1:
1.Давид Ефимович Кутателадзе — «Угольные копив Ткварчелах», литография, №63.
2.Михаил Владимирович Маторин — «У щита нефтеперегонного завода», б/цветная лино-гравюра, 44Х31, №132.
3.Александр Александрович Меркулов — «Встреча ледокола «Иосиф Сталин»», б/ цв.лин., 42,5Х63.
4.Петр Николаевич Староносов — «Женщины Горно-Бадахшанской области (Памир)», акварель, 88,5Х56.
5.Александр Иванович Лактионов — «Портрет орденоносца В. Баландина, инструктора стахановских методов труда», уголь, 87Х64, №902.
6.Александр Иванович Лактионов — «Портрет оредноносца А. Бурина», уголь, 87Х64, №897.
7.Николай Николаевич Волков — «Эстакада ТЭЦ», акв., 54Х63, №314.
8.Иван Николаевич Павлов — «Балахна», б/цв.лин., 33Х50.
9.Николай Алексеевич Шевердяев — «Строительство Дворца Советов», офорт, 56,5Х43,5, №1382.
10.Орест Георгиевич Верейский — «Петроградский гарнизон на стороне народа. 1917 год», лит., 45,5Х55,5.
11.Николай Алексеевич Шевердяев — «Двор завода. Сталино», офорт, 63Х49, №1207.
12.Давид Ефимович Кутателадзе — «Бакинская забастовка.1904 год», офорт, 63Х49,5.
13.Аркадий Александрович Лурье — «Подготовка рабочей демонстрации», лит., 50,5Х66, №1594.
14.Илья Алексеевич Соколов- «Макеевский завод им. Кирова. Домна №6», гуашь, 42Х34.
15.Илья Алексеевич Соколов- «Разливка чугуна», гуашь, 42Х33.
16.Михаил Ефимович Горшман — «Арминекенд (Новый Баку)», акв., 32Х48,5, №7.
17.Михаил Владимирович Маторин — «Вечер на Волге», лин., 44Х30.
18.Михаил Владимирович Маторин — «Металлургический завод им. Сталина», лин., 32Х43.
19.Иван Николаевич Павлов- «Старый и новый Баку», лин. 51Х37, №61.
20.Георгий Александрович Ечеистов — «Промысла (На Майкопнефти)», акв., 43Х54, №79.
21.Соломон Самсонович Боим — «У бункеров (Медеплавильный завод в Карабаше)», гуашь, 43,5Х62,5, №42.
22.Ольга Федоровна Амосова-Бунак — «Домик в Сольвычегодске», гравера на дереве, 20Х32.
23.Николай Иванович Дормидонтов — «Цистерна», тушь, 33,5Х48.
24.Иван Осипович Ахремчик — «Зольное помещение Белгрэса», гуашь, 37,5Х49,5,№430.
25.Дмитрий Михайлович Тархов — «Буронский рудник. Вид с Кассарского ущелья», масло, 30Х42,5, №288.
26.Сергей Сергеевич Попов — «Паровоз», акв., 59Х42.
27.Борис Федорович Суханов — «Кыштымский механический завод», акв., 32Х44, №17.
Ящик №2 :
28.Сергей Иванович Лобанов- «Судак», цв. карандаш, 30Х46.
29.Петр Николаевич Староносов — «Командиры-альпинисты», лин., 53Х39,5, №1372.
30.Василий Ильич Касиян — «Вальцовщики», офорт, меццо-тинто, 29,5Х39, №325.
31.Ксения Александровна Клементьева — «Женщина, разрывающая чечван», дит., 33Х45.
32.Илья Алексеевич Соколов — «Цветы», лин., 51,5Х40, №1375.
33.Александр Иванович Иглин — «Кремль», лин., 30Х46.
34.Зоя Васильевна Куликова — «Дорога на Афросиаб», офорт, 30Х38.
35.Владимир Иванович Соколов- «2-я линия в городе Сталино», акв., 26Х38,5, №282.
36.Михаил Георгиевич Дерегус — «Плотина», офорт, 30Х37.
37.Федор Васильевич Смирнов — «Карачай», лин., 33,5Х46, №1372.
38.Николай Александрович Соколов (Кукрыниксы) — «Митинг на транспорте», акв., 32Х41,5.
39.Петр Николаевич Львов- «Памятник первопечатнику Ивану Федорову», лит., 48Х36, №1581.
40.Николай Иванович Дормидонтов — «Погрузка соли (Солеварни в Новом Усолье)», тушь, 28,5Х36.
Ящик №3 :
41.Петр Васильевич Новиков — «Ущелье Рамзая», лит., 29Х34,5, №230.
42.Петр Васильевич Новиков — «Кинотеатр в Кировске», лит., 29Х35, №228.
43.Алексей Петрович Троицкий — «Портрет И.В. Сталина», гравюра на дереве, 20Х15, №1334.
44.Алексей Петрович Троицкий — «Портрет В.И. Ленина», гравюра на дереве, 20Х18, №1313.
45.Елизавета Сергеевна Кругликова — «Ленинград. Улица Стачек в 26 году», офорт, 29Х37, №153.
46.Елизавета Сергеевна Кругликова — «Ленинград. Улица Стачек в 36 году», офорт, 29,5Х39, №149.
47.Алексей Ильич Кравченко — «Шлюз», б., перо, кар., 33,5Х22,5, №184.
48.Михаил Михайлович Коленцев — «Шлюз №9 в Карамышеве (Канал Москва-Волга)», акв., 34Х26, №1069.
49.Владимир Иванович Соколов — «Пейзаж Донбасса (Сталино)», акв., 30Х44, №283.
50.Владимир Иванович Соколов — «Сталино. Стройка», акв., 27,5Х44,5, №285.
51.Александра Антоновна Гладун — «Из цикла «Метро», автолит., 30Х43, №89.
52.Александр Аркадьевич Лабас — «Одесса», акв., 30Х39, №1312.
53.Дмитрий Алексеевич Шмаринов — «Иллюстрация к роману Достоевского «Преступление и наказание», рис., 9Х17.
54.Дмитрий Алексеевич Шмаринов — «Иллюстрация к роману Достоевского «Преступление и наказание», рис., 14,5Х12.
55.Петр Иванович Львов- «Пруд в ЦДКА», лит., 35Х50, №1580.
56.Петр Иванович Львов — «Театр Красной Армии», лит., 32Х44, №1582.
57.Петр Иванович Львов — «Музей Кирова», лит., 33Х43, №1501.
58.Петр Николаевич Староносов — «Мартеновский цех», гравюра на дереве, 27Х19.
59.Зоя Васильевна Куликова — «Улица в Самарканде», офорт, 21Х28.
60.Василий Ильич Касиян — «Автогенщики», офорт, 23Х29, №323.
61.Константин Степанович Козловский — «Парк над Днепром», гравюра на дереве, 12Х48, №1398.
62.Константин Степанович Козловский — «Днепр», гравюра на дереве,11,5Х17, №1402.
Ящик №4:
63.Николай Иванович Пискарев — «Десант парашютистов», офорт, 58Х48,5, №259.
64.Соломон Самсонович Боим — «Паровозоремонтный цех (На Кыштымском заводе)», гуашь, 44Х60, №43.
65.Алексей Алексеевич Шовкуненко — «Идут работы», акв., 43Х62, №452.
66.Георгий Семенович Верейский — «Выступление Ленина на I Конгрессе Коминтерна», лит., 79Х59.
67.Алексей Ильич Кравченко — «Разливка чугуна», офорт, 64Х49, №1267.
68.Сарра Марковна Шор — «Грузчица кокса», акв., 41,5Х53, №55.
69.Сарра Марковна Шор — «Металлург», акв., 56Х44, №56.
70.Жданко — «Сталино», акв., 42Х54, №560.
71.Товий Маркович Гусятинский — «Стройка моста метро», акв., 39Х54, №123.
72.Евгений Адольфович Кибрик — «Парашютистка», акв., 56Х34,5, №150.
73.Фридрих Карлович Лехт — «6-й шлюз канала Москва-Волга», акв., 49Х60, №1198.
74.Василий Елисеевич Литко — «Перфоратчик Бункин», рис., 49Х48, №1135.
75.Елена Борисовна Сахновская — «Шлифовщики стали», лит., 51Х40, №129.
76.Иван Николаевич Павлов- «Погрузка овса в Ярославле», лин., 36Х50, №1143.
Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Ф-2458, оп. 2, д. 350 на 13 листах.


(1947)

В конце 1944 года В. М. Орешников получил от Ленинградского государственного университета заказ на картину «В. И. Ленин на экзамене в университете». Картина была закончена осенью 1947 года и вызвала живой интерес зрителей.
Как известно, после ареста и ссылки за участие в студенческой сходке в Казанском университете Ленин напрасно стремился к возвращению в университет или к завершению своего образования за границей. И в том и другом ему было отказано.
Только благодаря упорству и настойчивости с огромным трудом Владимиру Ильичу удалось добиться разрешения закончить свое образование и держать экзамены экстерном. В 1891 году он блестяще выдержал экзамены в Петербургском университете, получил диплом 1-й степени. Разносторонние знания молодого Ленина, его глубокое понимание существа предмета произвели большое впечатление на профессуру университета.
Задача, стоявшая перед художником, была ответственна и трудна. В ее решении Орешников не имел возможности опираться на разработку аналогичного сюжета в советском искусстве. Он пошел своим путем, который и привел к созданию оригинальной композиции.
Трудность заключалась, кроме всего, в том, что художник должен был показать в молодом В. И. Ульянове, сдающем государственный экзамен, будущего Ленина, страстного революционера, создателя большевистской партии и вождя Великой Октябрьской социалистической революции. Эта задача могла легко толкнуть его на ложный путь передачи экспрессии, свойственной Ленину в более зрелом возрасте. В одном из эскизов художник попробовал придать молодому Ленину жест оратора, но сразу же почувствовал его искусственность в данной ситуации и отказался от такого решения.
На холсте изображена часть большого зала Петербургского университета. В центре перед столом экзаменационной комиссии стоит молодой Ленин. Группа взволнованных студентов сидит слева и сзади от центральной фигуры. Справа за столом - профессора Янсон, Сергеевич, Георгиевский, экзаменовавшие Ленина. Вся композиция строится на выражении центрального образа, на раскрытии его внутренней сущности. Поэтому все в картине подчинено ему.
Внутреннее пространство зала, в котором развертывается действие, ограничивается портретом в тяжелой золоченой раме, огромным, барочного рисунка камином в углу и частью боковой стены зала, поделенной пилястрами и украшенной лепкой. Орешников умело вводит архитектурный фон в свою композицию. Динамичные элементы этого фона способны отвлекать зрителя от основного действия в картине, если художник не поймет степень их необходимости для выражения общего замысла. Орешников правильно и тонко использовал архитектурный фон и попытался тесно связать его с самым существом композиции.
Вытянутость картины вверх и в связи с этим значительное место, уделенное стене, подчеркивают ощущение масштабов внутреннего пространства зала, несмотря на кажущуюся тесноту размещения большинства фигур. Пространственная свобода подчеркнута и цветом стен - белых с голубовато-сиреневым отливом, по силе тона контрастирующих с нижней частью холста.
Камин в углу, с аллегорическими женскими фигурами, обилием волют и кронштейнов, а также тяжелый багет официального портрета как бы объединяют группу профессоров за столом. Эта напряженность декоративных элементов подчеркивает содержание и смысл фигур, сидящих за столом, покрытым тяжелой зеленой скатертью с золотой бахромой.
Фигуры профессоров очень характерны, в их свободных позах и экспрессии сказалась профессиональная зрелость художника. Орешников использовал сохранившийся фотоматериал, ставший основой для передачи портретного сходства экзаменаторов, материал, который, однако, никак не связал художника, не привел к принужденности в фигурах. Очень выразительна поза и голова профессора Янсона, сидящего за дальним углом стола, на фоне камина. В этом образе художник старался синтезировать свои представления о профессуре старого, дореволюционного университета, начиная с внешнего вида и кончая внутренним психологическим содержанием. Профессор Сергеевич напряженно слушает Ленина и весь подался вперед, а сидящий на первом плане Георгиевский отпрянул от неожиданности.
Фигура последнего играет большую роль в композиции. Находясь ближе всего к зрителю, она как бы вводит его в круг событий картины. Эта фигура сильно освещена, и голова ее вылеплена интенсивней других. Контраст первоплановой фигуры с остальными создает известную пространственную убедительность, но вместе с тем не задерживает надолго глаз зрителя и не мешает восприятию главного в композиции. Кроме того, значение фигуры Георгиевского в картине заключается еще и в том, что она является прямой противоположностью Ленину. Ее движение связано с движением Ленина, и в этой связи - основной композиционный узел картины.
Противостояние этих двух образов основано на их внутреннем антагонизме, получившем свое внешнее выражение в движении и экспрессии фигур.
Ленин, вставший со стула, выпрямился во весь рост, следуя ходу своей мысли, повинуясь возбуждению и чувству своей правоты. Сила внутреннего убеждения его выражена в поднятой голове, в стремительном взгляде, как бы обращенном в будущее. Не случайно, что эта центральная фигура говорит прежде всего со зрителем, как бы беря его в свидетели своей правоты. Из всех персонажей картины только один Ленин обращается к зрителю. И в этой связи с ним зрителя - одно из существенных и положительных качеств композиции, выразивших стремление художника к созданию выпуклого, цельного образа, подчиняющего себе все остальное.
Правда, решение образа в картине отмечено и рядом недостатков. В движении фигуры не все обусловлено внутренним содержанием. Ее изогнутость и непонятное положение правой руки, опирающейся на спинку стула, лишает фигуру той конструктивности и собранности, которые должны были явиться решающими в образе.
Наиболее сильным в этом образе является голова. Помимо простого сходства, она наделена подлинной одухотворенностью. «Кажется, что неукротимая энергия его духа брызжет из глаз искрами и слова, насыщенные ею, блестят в воздухе», - писал Горький о Ленине. И эта степень ленинского вдохновения, так образно выраженная Горьким, угадывается в картине. Голова Ленина написана смело, с присущим Орешникову-портретисту характером живописного выражения.
В легком движении изображена группа студентов слева и сзади Ленина. Их взволнованность выражена в колеблющемся контуре фигур и в первой фигуре подавшегося вперед студента. Его судорожно сжатые руки и положение головы говорят о большом напряжении и внимании.
Живописная ткань картины строится на разработке синих, серебристых тонов, пронизывающих композицию. Причем существенную роль в этом играет локальный цвет формы, который у художника всегда имеет решающее значение. Безусловным достоинством Орешникова является глубокое понимание тона. На разработке тоновых качеств цвета и основана живописная выразительность картины.
Орешникову свойствен мягкий мазок, легко и свободно выражающий форму. Эта точность и завершенность мазка в сочетании с той ролью, какую играет использование тона, создает ту особенную мягкую живописную манеру, которая так характерна для этого художника.
Картина «В. И. Ленин на экзамене в университете» занимает одно из центральных мест в ряду произведений Орешникова.