Первобытное общество состояло из. Первобытный человек и начало его общественного существования. Что мы узнали

На сегодняшний день, благодаря трудам археологов, можно восстановить всю историю развития человека. Так как большинство скелетов, относящихся к интересующей нас эпохе было найдено на африканском континенте, ученые признают эту территорию исторической родиной первобытных людей – австралопитеков и, позднее, homo habilis. Каменные орудия труда появились около 2-2.5 млн лет назад, что позволяет историкам считать это время своеобразной точкой отсчета .

В отличие от своих предков, человек «умелый» - использующий примитивные орудия труда – уверенно передвигается на ногах, а кисти его рук могут не только держать камень или палку, но и использовать их, как первые примитивные орудия. Тем не менее, на этом отличия homo sapiens от австралопитека заканчиваются: они так же общаются посредством криков, возгласов и жестов.

Даже через миллион лет существо, которое историки называют «человек выпрямленный», все еще напоминало обезьяну не только внешне – было покрыто шерстью, имело соответствующею форму головы и рук – но и в повадках. Несмотря на это, мозг «человека выпрямленного» значительно увеличился в размерах, что отразилось на его способностях: он мог изготавливать орудия труда, предназначенные для разных целей: ловить и убивать животных, разделывать их тушу, копать землю, тесать деревянные палки.

Благодаря развившимся навыкам человек смог пережить ледниковый период и переместиться с африканского континента на Яву, в Северный и в Европу. «Выпрямленный» человек начал – слонов и оленей – и пользоваться огнем, который обогревал его и защищал от хищных зверей.

Вследствие усложнения деятельности человека, 250 тыс.лет назад появился homo sapiens – «человек разумный» или, как его еще называют, неандерталец. Разумные люди впервые начали использовать высокие пещеры, в которых зимовали медведи. Во-первых, они без особых усилий добывали, таким образом, мясо, а во-вторых, занимали пещеры, в которых впоследствии жили большими группами.

Именно в этом периоде начали складываться прочные родственные отношения. Умерших людей начали хоронить с особыми ритуалами, окружая могилы камнями и цветами. Найденные скелеты позволили ученым определить, что «разумные» люди пытались вылечить больных или травмированных сородичей, делясь с ними пищей и ухаживая за ними.

Обряды и ритуалы были характерны и для повседневной жизни: в пещерах найдены расставленные в особом порядке черепа животных.

Так как невозможно проследить как именно происходило их «превращение» в людей современного типа. По латыни его также называют homo sapiens sapiens или человек «дважды разумный» и связывают его появление с каменным веком. У человека этого вида уже практически не было ничего общего с обезьяной – его руки стали короче, лоб стал более высоким, появился подбородок.

На смену каменным орудиям пришли костяные. Вообще же, в его обиходе насчитывалось около 150 видов орудий для разных целей. Впрочем, кости животных использовались не только для изготовлений орудий труда. Из массивных костей люди строили жилища, носили зубы животных в качестве украшений.

Очевидно, что жизнь людей напрямую зависела от животных: первобытные общины следовали за стадами, мигрировавшими на юг. Для охоты использовали копье и лук, а для строительства первобытных жилищ – не только кости, но и шкуры животных.

Периодизация древнейшей истории

Первый этап в развитии человечества - первобытно-общинный строй - занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 3-5 млн лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в 4-м тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три исторических периода:

каменный век (от возникновения человека до 3-го тыс. до н.э.), бронзовый век (с конца 4-го до начала 1-го тыс. до н.э.), железный век (с 1-го тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древний (палеолит ), средний век (мезолит) и новый (неолит ) и переходный к бронзовому веку энеолит (медно-каменный век).

Ряд ученых подразделяют историю первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами, из которых они изготавливались, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства .

Помимо производства орудий материальная культура древнего человечества теснейшим образом связана и с созданием жилищ.

Наиболее интересные археологические находки древнейших жилищ относятся к раннему палеолиту. На территории Франции обнаружены остатки 21 сезонного стойбища. В одном из них была открыта овальная ограда из камней, которую можно трактовать как основание легкого жилища. Внутри жилища находились очаги и места изготовления орудий. В пещере Ле Лазаре (Франция) были обнаружены остатки убежища, реконструкция которого предполагает наличие опор, крыши из шкур, внутренних перегородок и двух очагов в большом помещении. Постели - из шкур животных (лисьи, волчьи, рысьи) и водорослей. Эти находки датируются временем около 150 тыс. лет.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего, эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально-экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая: человек австралопитековый]

человек прямоходящий - ранние гоминиды: питекантропы и синантропы;

человек современного физического вида - поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди.

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно орудия труда стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с наступлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родо-племенной организации общества - вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытно-общинного строя.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность - географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд быстрее продвигались к цивилизации.

Колоссальный ледник (около 100 тыс. лет тому назад), закрывший половину планеты и создавший суровый климат, повлиявший на растительный и животный мир, неизбежно делит историю первобытного человечества на три разных периода: доледниковый с теплым субтропическим климатом, ледниковый и послеледниковый. Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый - археоан- тропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый - пстеоан- тропы (неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите, - неоантропы, современные люди.

  • См.: Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытноми раннеклассовом обществе. М.: МГУ, 1979. С. 19-20.

Введение

В истории человечества есть два периода - первобытный и период существования сложно организованных классовых обществ. Первый из них длился много сотен тысяч лет, второй - совсем недолго. В первобытное время человек стал человеком в полном смысле слова, возникла его культура. Коллективы людей были относительно небольшими и просто организованными, с прими-тивным бытом, поэтому они и называются пер-вичными - первобытными. Сначала люди для того, чтобы добыть себе пищу, занимались собиратель-ством и охотой, пользуясь каменными орудиями. Потом они начали сами выращивать нужные для себя растения, разводить домашних животных, строить жилища, создавать поселения.

Люди в первобытных общинах были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обя-занностями, среди них не было богатых и бедных. Отношения между семьями и отдельными людьми определялись родственными связями, и нормой в этом обществе были помощь и взаимная поддержка.

По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три «века»: каменный, бронзовый и железный. Самым долгим был каменный век - около 2,5 млн. лет назад, а закончился за 3 тысячи лет до н.э. Брон-зовый век длился более 2,5 тысяч лет, а при-близительно в середине II тыс. до н.э. наступил железный век, в котором живём и мы. Эти века, особенно бронзовый и железный, наступили в раз-ных районах Земли не одновременно, где-то рань-ше, где-то позже.

Сейчас трудно поверить в это, но чуть более ста лет назад люди считали, что их облик оставался неизменным с момента появления человека. Их считали потомками первого мужчины и первой женщины, которых создали боги, независимо от того, были ли это боги христиан, мусульман или последователей учения Будды. Когда при раскопках находили человече-ские кости, отличающиеся от современных, их считали останками особенно сильных людей или, наоборот, больных. В 40-е гг. прошлого века в Германии были найдены кости одного из предков современного человека - неандертальца, которые приняли за останки русского казака, участника наполеоновских войн, а один почтенный учёный сказал, что это кости больного старика, которого к тому же несколько раз ударили по голове.

В 1859 г. была издана книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов», в которой не говорилось о происхождении человека, но высказывалось пред-положение, что человек, подобно другим живым существам, тоже мог изменяться, развиваться от более простых к более сложным формам. С этого момента началась борьба между теми, кто считал возможным происхождение человека от обезьяны, и их противниками. Конечно, речь шла не об из-вестных нам гориллах, шимпанзе или орангутангах, а о каких-то вымерших видах, предках, общих для человека и обезьян.

Первобытный человек

1.1. Первобытный человек.

В XIX в. остатков скелетов древнейших людей было известно очень мало. Сейчас их обнару-жено множество. Самые древние найдены в Африке,поэтому считают,чтоименно на этом континенте эволюция человекообразных обезьян, продолжавшаяся много миллионов лет, привела к появлению человека. 3,5-1,8 млн. лет назад по степям Африки уже бродили существа, которых назвали австралопитека-ми - южными обезьяна-ми. У них были небольшой мозг и массивные челюсти, но они уже могли передви-гаться в выпрямленном по-ложении и держать в ру-ках палку или камень.

Учёные считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн. лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими оруди-ями можно было срезать ветку, снять шкуру с уби-того животного, расколоть кость или выкопать из зем-ли корень. Тот, кто изгото-вил их, получил наимено-вание "человек умелый" ( homo habilis ). Сейчас его считают первым предста-вителем человеческого ро-да.

«Человек умелый»пе-редвигался на ногах, а кис-ти его рук были приспособ-лены для того,чтобы не только держать палку или камень,ноиизготавли-вать орудия. Говорить эти древнейшие люди ещё не умели; подобно обезьянам, они по-давали друг другу сигналы криками, жестами, гри-масами. Кроме растительной пищи они ели мясо животных, на которых, вероятно, охотились. Их группы были небольшими и состояли из несколь-ких самцов, самок с детёнышами и подростков.

Около 1 млн. лет назад появился новый вид - «человек выпрямленный» ( homo erectus ), питекан-троп, т.е. обезьяночеловек. Это существо всё ещё напоминало своих предков - животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно вы-дающиеся вперёд надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека.«Человек выпрямленный» научился делать раз-личные орудия из камня - крупные рубилаправильнойформы,скребки, резцы (См. приложение 1,2). Такими орудиями можно было рубить, ре-зать, строгать, копать, убивать животных, снимать с них шкуры, разделывать туши.

Развитие трудовых навыков, способность мыс-лить, планировать свою деятельность позволили этим людям приспособиться к жизни в разных кли-матических условиях. Они жили в холодных об-ластях Северного Китая и Европы, в тропиках ост-рова Ява, степях Африки. Во время существования «человекавыпрямленного»началсяледниковый период. Из-за образования ледников понизился уро-вень Мирового океана, между разделёнными пре-жде водой участками суши возникли сухопутные «мос-ты», по которым люди смо-гли проникнуть, например, на остров Ява, где были найдены первые кости пи-текантропа.

Стоянки располагались по берегам рек и озёр, в мес-тах, где обитали большие стада животных. Питекан-тропы иногда жили и в пе-щерах, но не в глубине, где было опасно, а у выхода. Смелые охотники, добычей которых были крупные и сильные животные, загоня-ли стада оленей, быков, слонов на обрывы, в овраги или ущелья, где и убивали их копьями и камнями. До-бычу делили между всеми. Первобытные люди начали пользоваться огнём, кото-рый согревал их, защи-щал от зверей и помогал охотиться. На огне начали готовить пищу, которую прежде ели сырой.

О хота на крупных животных, защита от опасностей, переселение на новые террито-рии - всё это требовало объединённых усилий мно-гих людей. Их коллективы должны были быть до-статочно многочисленными и сплочёнными. Ус-ложнение образа жизни привело к тому, что стар-шие стали обучать младших, и подростки дольше, чем прежде, оставались с родителями и сородича-ми. Эти люди уже умели говорить. И всё же и их физическое развитие, и развитие культуры шло очень медленно: питекантропы, как и создававшие-ся ими орудия, почти не изменяясь, просущество-вали около 1 млн. лет.

1.2. Неандертальцы.

Воздействие при-родного окружения и усложнение деятельности лю-дей привели к появлению около 250 тысяч лет назад древней разновидности «человека разумного» - неандертальца (по названию германской долины Неандерталь, где впервые были обнаружены его ос-танки). Он уже мало от-личался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подборо-док. По словам одного учёного, с таким сущест-вом ему не захотелось бы встретиться ночью в го-родском парке. Но эти люди обладали более жи-вым умом и лучше при-спосабливались к тяжё-лым условиям леднико-вой эпохи, чем их пред-шественники - питекан-тропы, которые, в конце концов, вымерли.

Неандертальцы стали заселять прежде безлюд-ные области юга Европы, Азии, Африки. Они забирались в пещеры, куда уходили на зимнюю спячку огром-ные пещерные медведи. Высота этих зверей дости-гала 2,5 м, длина -

3 м, и таких крупных живот-ных убивали люди, во-оружённые копьями, камнями, дубинами. Огром-ные скопления костей медведей найдены в пещерах Германии, Швейцарии, Австрии и других стран.

Неандертальцы усовершенствовали орудия, изо-бретённые питекантропами. Их форма стала более правильной и разнообразной. Неандертальцы носи-ли одежду из шкур и умели строить простые жили-ща, а около 60 тысяч лет назад научились добывать огонь. Ускоряются темпы развития: техника обра-ботки камня совершенствуется теперь гораздо быст-рее, чем прежде. Вспомним, сколько времени су-ществовали орудия питекантропов, а орудия, изго-товленные неандертальцами, были в обиходе 70 ты-сяч лет, после чего их сменили более совершенные.

О довольно высоком уровне развития неандер-тальцев и их культуры можно судить по тому, что орудия в разных областях Земли, населённых ими, уже не были такими одинаковыми, как прежде. В это время начинает складываться одна из особен-ностей культуры человечества - её разнообразие. В это же время появляются некоторые признаки физических отличий обитателей разных областей, формируются расы.

Отношения между людьми в группах, которыми жили неандертальцы, становятся всё прочнее. По-нимая, что принадлежат к цепочке сменяющихся поколений, люди стали хоронить своих умерших. Некоторые животные тоже не бросают своих умер-ших сородичей: например, слоны забрасывают их ветками. Может быть, прятали своих покойни-ков и предки неандер-тальцев. Люди специаль-но рыли ямы, куда клали умерших. Часто погребе-ния, причём многочис-ленные, делали в пеще-рах. Хоронили всех - женщин, детей, старых охотников. Нередко та-кие погребения окружа-ли камнями, в них остав-ляли оружие, череп ка-кого-нибудь небольшого животного, даже цветы. Останки посыпали крас-ной охрой или клали ку-сочки этого минерала ря-дом с умершим. Вероят-но, красный цвет уже тогда воспринимали как цвет жизни.

Люди не только осо-знали необходимость за-ботиться о слабых и боль-ных, они получили воз-можность это делать. Для того чтобы тяжело раненный человек вы-здоровел, о нём необхо-димо было заботиться, делиться с ним пищей. В погребениях находят скелеты явно тяжело больных людей, а в одном из них обнаружили останки мужчины без руки. Значит, люди уже могли до-бывать столько пищи, чтобы прокормить не только подрастающих детей, но и слабых, больных, стари-ков. Наверное, в таких условиях начали склады-ваться представления о хорошем и плохом в отно-шениях людей, т.е. моральные нормы.

Неандертальцы были первыми людьми, о кото-рых можно сказать, что они совершали какие-то обряды. В пещерах находят специально собранные и даже расставленные в определённом порядке че-репа медведей. Около них, видимо, происходили какие-то обряды. Примечательно, что особым об-разом относились и к черепам людей: обнаружены отдельные захоронения черепов в специальных ямах.

1.3. «Человек разумный».

Проблемными являются вопросы, кого из древнейших гоминид следует относить к наиболее ранним формам человека разумного и когда они появились. Есть мнение, что время их возникновения не 40 тыс. лет назад, как это принято считать, а 100 тыс. лет или даже более. Как полагают многие исследователи, между homo sapiens и неандертальцами отсутствуют биологические и культурные барьеры.

Также ещё не совсем ясно, как происходила смена неандертальца человеком современного типа. Известно, что он появился как бы вне-запно в Европе, Юго-Восточной Азии и Африке. В Палестине найдены скелеты неандертальцев, более развитых по сравнению с другими своими сороди-чами, уже обладавших признаками человека, кото-рого прежде называли кро-маньонцем, а сейчас пред-почитают более общее наз-вание - "человек совре-менного типа ". (Его назы-вают по-латыни homo sapiens sapiens - как бы «че-ловек дважды разумный» по сравнению с неандер-тальцем, который лишь ho - mo sapiens neandertalensis - «человек разумный не-андертальский».) Люди, вытеснившие неандерталь-цев 40-30 тыс. лет на-зад (100 тыс. лет назад), уже не имели черт, придававших их предшест-венникам несколько звероподобный облик: их руки стали менее мощными, лоб - более высоким, у них появился подбородочный выступ.

Появление человека современного типа совпада-ет с началом последнего периода древнего камен-ного века - около 35 тысяч лет назад. В эту эпоху, продолжавшуюся недолго по сравнению с предыдущими - всего 23-25 тысяч лет, люди заселили все континенты, кроме, разу-меется, Антарктиды. По возникшим благодаря оледенению «мостам» они проникли в Австралию. Это случилось, как полагают, около 20 тысяч лет назад. Вероятно, 40-10 тысяч лет на-зад была заселена Америка: один из путей проник-новения туда людей - дно Берингова пролива, ко-торое было сушей.

В ту пору очень высоко-го уровня развития достиг-ла техника изготовления каменных орудий. Многие из них теперь делались из пластин правильной формы, которые отделяли, «отжи-мали» от ядрищ призматической формы. Пластины разных размеров подвергали дополнительной обра-ботке, притупляя края или снимая с помощью кос-тяного либо деревянного инструмента тонкие че-шуйки с поверхности. Самым пригодным камнем для изготовления орудий был кремень, который часто встречается в природе. Использовали и дру-гие минералы, которые легко раскалывались, были достаточно твёрдыми и мелкозернистыми. Некото-рые ножевидные пластины были такими острыми, что ими можно было бриться. Техника изготовле-ния орудий и оружия стала виртуозной. Именно в это время сложились формы многих вещей, кото-рые потом стали делать из металла: наконечников копий, кинжалов, ножей.

Стали широко применять костяные орудия - шилья, иглы. Из кости и рога делали приспособле-ние, позволявшее увеличивать дальность полёта ко-пья - копьеметалку. Костяные изделия украшали резьбой - орнаментом или изображениями живот-ных, что, как полагали, придавало им особую силу.

В эту эпоху в некоторых местах появился лук. Всего сейчас известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий позднего древнекаменного века.

Это была пора последне-го оледенения. Стада ма-монтов, шерстистых но-сорогов, бизонов паслись там, где сейчас находятся города Франции, Испании, юга России. Вслед за ста-дами животных перемеща-лись общины, состоявшие из малых семей - отца, матери, детей. Охота на животных давала не только мясо, но и материал для изготовления орудий и украшений. Особенно любили наши предки ожерелья из зубов животных. Занимались они и ловлей рыбы, которой много во-дилось в реках и озёрах.

Люди жили теперь не только в пещерах или гро-тах, но и на стоянках, в прочных жилищах. Материалом для построек, вероятно, часто служили дерево и шкуры, но до нас до-шли развалины полуземлянок из кос-тей мамонтов. Из громадных костей и бивней стро-или каркас жилища, который покрывали затем шкурами, ветвями, частично засыпали землёй. Раз-валины таких больших жилищ, принадлежавших нескольким семьям, найдены при раскопках под Воронежем и на Украине.

Глава 2.Возникновение человеческого общества.

2.1.Праобщина (первобытное человеческое стадо).

Историческая реконструкция первоначального человеческого об-щества представляет собой, пожалуй, самую сложную проблему пер-вобытной истории. За отсутствием каких-либо прямых параллелей судить о нем можно только на основе косвенных данных. Это, с од-ной стороны, наши сведения о стадных взаимоотношениях у обезь-ян, с другой стороны, некоторые факты археологии и антропологии, а также те факты этнологии, которые с большей или меньшей долей вероятности могут рассматриваться как пережитки древнейшего, до сапиентного состояния человечества. Сопоставление и анализ всех этих данных позволяют составить общее, хотя во многом и гипотети-ческое, представление об общественной жизни того времени, но, ко-нечно, и оставляют место многочисленным неясностям, чисто логи-ческим догадкам, спорным предположениям.

Как уже говорилось, начальную форму организации общества в отечественной науке часто называют «первобытным человеческим стадом», В то же время некоторые ученые считают, что употребление этого термина неправомерно, так как в нем объединены несовмести-мые понятия - стадный характер взаимоотношений приписывается первобытным человеческим коллективам, следовательно, допуска-ется вульгаризация, биологизация процессов общественного разви-тия. Но это возражение вряд ли основательно. Термин «первобытное человеческое стадо» как раз хорошо передает диалектическое свое-образие организации древнейших и древних людей, ее переходное состояние от предчеловеческого стада животных к «готовому», сфор-мировавшемуся обществ. Поэтому, пользуясь здесь, подобно мно-гим другим специалистам, термином «праобщина», мы руководству-емся только тем, что он короче и удобнее.

Какими хронологическими границами датируется эпоха праобщины? Ее начало, очевидно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества. Не вызывает никаких сомнений, что с возникновением целеполагающей трудовой де-ятельности было связано не только изменение отношения человека к природе, но и изменение отношений между членами первоначаль-ного человеческого коллектива. Таким образом, начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда. Конечным рубежом эпохи праобщины было появление на смену ему «готового» человеческого общества - общинного строя. Еще в начале 1930-х годов археологи П.П. Ефименко и П.И. Борисковский предположили, что переход к общинному строю произошел на рубеже позднего палеолита. Новые археологические находки не опровергают этого предположе-ния, но позволяют допустить, что переход от праобщины к общине мог произойти и раньше. Следовательно, конец эпохи праобщины совпадает с переходом от раннего к среднему или позднему палеоли-ту. Новые данные еще требуют осмысления, и здесь мы будем при-держиваться прежней синхронизации эпохи праобщины.

Прогрессивное развитие каменных орудий, изменение физи-ческого типа самого человека, наконец, то обстоятельство, что общинный строй не мог возникнуть сразу, в готовом виде, - все это показывает, что праобщина не была застывшей во времени единооб-разной формой. Поэтому часто различают раннюю праобщину древ-нейших людей и более развитую праобщину неандертальцев. Неко-торые ученые даже называют эту более позднюю праобщину неан-дертальцев особыми терминами («первобытная община» и др.).

Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую груп-пу людей. Маловероятно, чтобы большая группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывания пищи. Собирательство требует большой затраты времени, а дает относительно мало пищи, притом чаще всего низкокалорийной; что же касается охоты на крупных жи-вотных, уже известной первобытному человеку, то она была сопря-жена с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв и не всегда была удачной. Таким образом, трудно представить себе, что праобщина состояла больше чем из нескольких десятков, скорее всего из 20-30 взрослых членов. Возможно, такие праобщины иног-да объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.

Жизнь праобщины, скорее всего не была жизнью беспорядочно передвигавшихся с места на место собирателей и охотников. Раскоп-ки в Чжоукоудяне рисуют картину оседлой жизни на протяжении многих поколений. Об относительной оседлости говорят и многие пещерные стойбища раннепалеолитического времени, раскопанные в разных частях Евразии на протяжении последних 60 лет. Это тем более вероятно, что богатство четвертичной фауны давало возмож-ность длительного пользования кормовой территорией и, следова-тельно, позволяло занимать удачно расположенные и удобные наве-сы и пещеры под постоянное жилище. Вероятно, эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других - на протяжении жизни нескольких или даже многих поколений. В установлении такого образа жизни важную роль, не-сомненно, сыграло развитие охоты.

2.2. Роль охоты в развитии праобщины.

Трудно сказать, какая из двух отраслей хозяйства древних и древ-нейших людей - собирательство или охота - была основой их жиз-ни. Вероятно, соотношение их было неодинаково в разные истори-ческие эпохи, в разные сезоны, в разных географических условиях. Однако несомненно, что именно охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие первобытных человеческих коллективов.

Объектами охоты в зависимости от фауны той или другой области были различные животные. В тропической зоне это были гиппопотамы, тапиры, антилопы, дикие быки и т. д. Иногда среди костей животных, обнаруженных на ашельских стоянках, попадаются кости даже таких крупных животных, как слоны. В более северных районах охотились на лошадей, оленей, кабанов, зубров, иногда убивали и хищников - пещерных медведей и львов, мясо которых также шло в пищу. В высокогорной зоне преимущественную роль в охоте, на пример у неандертальцев, играла добыча горных козлов, что видно из находок в пещере Тешик-Таш. О размерах охоты в какой-то степени можно судить на основе подсчета костей, найденных на стоянках. Культурный слой многих из них содержит остатки сотен, a иногда даже тысяч животных. Помимо местонахождения в Чжоукоудяне такие большие стойбища ашельского времени были открыты на стоянке Торральба в Испании и в гроте Обсерватории в Италии. В первом из них, например, обнаружены костные остатки более 30 слонов, не считая других животных. Правда, эти стоянки были обитаемына протяжениидлительноговремени, но,темнеменее, очевидно, что охота имела немалое значение в жизни их обитателей.

Охоту на крупных животных, особенно на тех из них, которые держатся стадами, трудно представить себе, как уже говорилось, без загонного способа. Вооружение ашельского охотника было слишком слабым, чтобы он мог убить крупное животное непосредственно. Такие случаи бывали, но их нельзя не рассматривать как исключение, да и то преимущественно при охоте на отставших от стада больных и слабых животных. Как правило, древнейшие лю-ди могли отважиться на убийство крупных млекопитающих только при загонной охоте. Вероятно, животных пугали шумом, огнем, кам-нями и, как показывает местоположение многих стоянок, гнали к глубокому ущелью или большому обрыву. Животные падали и раз-бивались, и человеку оставалось только добить их. Вот почему имен-но охота, и прежде всего охота на крупных животных, была той фор-мой трудовой деятельности, которая больше всего стимулирова-ла организованность праобщины, заставляла ее членов все теснее сплачиваться в трудовом процессе и демонстрировала им силу коллективизма.

Вместе с тем охота была наиболее эффективным источником получения мясной пищи. Разумеется, животную пищу первобыт-ные люди получали не только от охоты на млекопитающих: так же, как это практиковалось позднее в значительно более развитых человеческих обществах, они ловили насекомых, убивали земноводных, пресмыкающихся, мелких грызунов. Но добыча крупных жи-вотных давала в этом отношении значительно большие возможности. Между тем, мясо, содержащее важнейшие для человеческого организма вещества - белки, жиры и углеводы, не только было сытной пищей, особенно после обработки его на огне, но и ускоряло рост и п овышало жизнедеятельность первобытного человека.

2.3. Развитие первобытного коллективизма.

Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простей-шим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в ус-ловиях общественных форм поведения. Это обстоятельство позво-ляет утверждать, что уже на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества имело место регулирование в до-бывании и распределении пищи, в половой жизни. Этот про-цесс усиливался действием естественного отбора,который спо-собствовал сохранению именно тех коллективов, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь и которые про-тивостояли врагам и стихийным бедствиям как монолитные объ-единения.

Уже отмеченное развитие загонной охоты, совместная защита от хищных животных, поддержание огня - все это способствовало консолидации праобщины, развитию сначала инстинктивных, а за-тем и осознанных форм взаимопомощи. В этом же направлении сплочения коллектива действовало и усовершенствование языка, речь о котором будет ниже. Но особенно большой прогресс прихо-дится на заключительный этап существования праобщины - мустьерское время. Именно к этому времени относятся первые яркие свидетельства заботы о членах коллектива - неандертальские по-гребения.

Заключение.

Образ жизни людей каменного века, уровень их развития отчасти напоминают некоторые стороны жизни народов, которые в недавнем прошлом, до прихода европейцев, обитали в Австралии, отдель-ных областях Южной Азии, Южной Америки и Аф-рики. Прямо сравнивать их, конечно, нельзя: за прошедшие тысячи лет даже столь отрезанные от цивилизации люди, как аборигены Австралии, на-копили большой опыт наблюдений, развились их мыслительные способности, расширилось воспри-ятие мира. И всё же быт этих племён и народов позволяет в какой-то степени понять, как жили лю-ди 30-20 тысяч лет назад.

Древнейшие орудия труда являются одновременно памятниками и материальной, и духовной культуры, так как свидетельствуют о сознательной деятельности создавших их существ, об их пусть примитивных и минимальных знаниях и умениях, передавшихся от одного индивида к другому. С появлением сознания и сознательной деятельности человека с ее результатами начинается первая культурно-историческая эпоха – первобытная, в рамках которой существовал только один, одноименный, тип культуры. Названная эпоха – самая длительная из всех, пережитых человечеством, она составляет более 90 % всемирной истории. В свою очередь, большая часть первобытной эпохи совпадает с процессом формирования человека, общества и культуры. Люди тогда медленно, но верно создавали основу, фундамент культуры, готовили условия для ее позднейших успехов.

Литература

1. Алексеев В.Т. История первобытного общества/ В.П.Алексеев, Ф.И.Першиц -6-е изд. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 350 с.: ил. – (Высшая школа).

2. Вишняцкий Л.Б. Происхождение Homo sapiens . Новые факты и некоторые традиционные представления – М: Советская археология, 1990, №2.

3. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы теории антропогенеза – Этнографическое обозрение, 1994, №6. Алексеев В.Т. История первобытного общества/ В.П.Алексеев, Ф.И.Першиц -6-е изд. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 350 с.: ил. – (Высшая школа), с. 129.

История человеческой расы насчитывает не одну тысячу лет, и самым первым этапом развития человечества является первобытное общество. Это огромный исторический пласт, который берет свое начало с появления древнейших людей и заканчивается возникновением государств и цивилизаций.

Общая характеристика первобытного общества

Время первобытного общества - это не только начальный, но и самый длительный отрезок в истории эволюции человечества, который охватывает более двух миллионов лет. За это время первобытное общество прошло огромный путь развития, на протяжении которого менялось хозяйственное устройство, социальные связи, нормы поведения, организация власти, представление древнего человека о мире.

В этот период происходило формирование физического типа современного человека, создавались различные орудия труда, изобретались и улучшались технологии их изготовления. Путем тяжелого физического труда и постепенных открытий первобытным людям удалось по крупицам создать уникальную культуру, значительно обогатить духовную жизнь.

Рис. 1. Первобытный человек.

К основным чертам первобытного общества относят:

  • коллективный труд;
  • родоплеменная организация;
  • отсутствие личной собственности;
  • уравнительное распределение пищи и благ;
  • примитивные орудия труда.

Через первобытный строй прошли все народы мира. На планете нет такой цивилизации, которая бы «перескочила» через данный отрезок развития. Несмотря на то, что первобытное общество давно кануло в лето, на Земле еще остались малочисленные племена, которые ведут характерный образ жизни и сохраняют пережитки далекого прошлого.

Этапы первобытного общества

Существует несколько видов хроник первобытного общества, среди которых выделяют периодизацию по типу производства, археологическую периодизацию и некоторые другие.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Весьма показательным является разделение эпохи первобытного общества по типу организации общественного строя. Выделяют три этапа, каждый из которых имеет свои отличительные черты:

  • Первобытное человеческое стадо. Начальный этап первобытного общества, во время которого закладывались основы поведения, социальных взаимоотношений. Основное занятие членов первобытного стада - охота и собирательство, а возглавлял их самый сильный и удачливый охотник.
  • Являла собой группу людей, объединенных кровным родством и ведением совместного хозяйства. Несколько общин, живущих по соседству, составляли племя. На этом этапе древние люди начали расширять сферы свои деятельности, осваивая, помимо привычной охоты и собирательства, рыболовство, скотоводство, земледелие. Возникли новые способы обработки природных материалов и, соответственно, новые виды орудия труда и оружия. Управление родовой общиной было в руках старейшего представителя рода.

Рис. 2. Родовая община.

  • Первобытная соседская община. Характеризовалась более сложной социальной структурой, с присваивающим и производящим хозяйством, трудовым распределением, растущими потребностями, зачатками индивидуальной собственности и социального неравенства. Во главе такой общины стоял избираемый вождь.

Культура первобытного общества

Для первобытной культуры характерна стабильность и крайне медленные темпы развития. В этот период человечеству удалось накопить огромный багаж знаний об окружающем мире: животных, растениях, явлениях природы, свойствах различных материалов.

Благодаря полученным знаниям древние люди успешно занимались врачеванием, земледелием, они хорошо ориентировались в пространстве на незнакомой местности, могли предугадывать изменения в погоде.

Важнейшим достижением первобытной культуры стало возникновение примитивной письменности. Поначалу это были лишь примитивные знаки-символы, которые были необходимы для установления собственности и ведения торговых дел. Позднее, с появлением древнейших цивилизаций, они развились в полноценную письменность.

Искусство первобытного общества играло большую роль в воспитании подрастающего поколения и передачи важной информации потомкам. Особое значение играли петроглифы - наскальные рисунки, которые выбивались на поверхности скал или выполнялись при помощи красок. Самыми популярными были изображения магических обрядов, сцен охоты, людей и мифологических существ.

Рис. 3. Петроглифы.

Важнейшим видом первобытного искусства был орнамент - различные линии, геометрические фигуры, примитивные изображения животных и растений, которые повторялись в определенной последовательности. Орнамент служил не только украшением: он являлся знаком принадлежности к тому или иному племени, оберегал владельца от злых сил.

Что мы узнали?

При изучении темы «Первобытное общество» по программе 6 класса истории мы узнали кратко об особенностях эпохи первобытного общества: какими характерными особенностями она обладала, какой временной промежуток охватывала и на какие периоды была разделена. Также мы выяснили, какие достижения в области культуры и искусства соответствовали данному периоду развития человеческого общества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 429.

История делится на два пласта: первобытное общество и цивилизации. Исходным является первобытный строй, который охватывает отрезок времени свыше двух миллионов лет, когда не существовало государственных образований, еще не сложились правовые нормы.

За время своего существования первобытное общество прошло значительный эволюционный путь, на протяжении которого происходило изменение его социокультурного облика и хозяйственного устройства. Выделяют две основные стадии первобытного общества: первая - присваивающее хозяйство, вторая - производящее хозяйство. Смена стадий происходит в эпоху неолита в 8-3 тысячелетии до н.э.

Первая стадия характеризуется становлением пользовались простейшими каменными орудиями, жили за счет присвоения продуктов природы (собирательство, рыболовство, охота), вели бродячий образ жизни, объединялись в локальные группы под руководством вожака. Такая простейшая форма жизни и социальной организации, отражавшая низкий уровень развития производственных, общественных и культурных отношений, называется первобытным стадом или праобщиной. Однако, несмотря на хаотичность внутренней жизни стада, в нем прослеживаются первые первобытного общества, правила, стандарты и прочие поведенческие стереотипы.

Природные инстинкты начинают отступать перед социокультурными стереотипами. Отношения внутри группы носят эгалитарный характер. Распределение продовольственных и других ресурсов происходит равномерно. В основе подобного равенства лежит эквивалентный обмен (как пищей, орудиями труда, так и женами и т.д.). Власть вожака над группой проявляется весьма выразительно. Его воля воспринимается стадом как норма.

Усложнение социальных связей, изменения брачных отношений (появление экзогамии, запрещавшей браки между кровными родственниками) и неолитическая революция привели к возникновению семейно-клановых групп. Произошла смена стада на в основе которой лежали родственные отношения. Строиться родообщинные отношения могли по принципам матрилинейности или патрилинейности.

История первобытного общества после неолитической революции выходит на новый виток. Люди переходят к производящей экономике, что позволяет им не только обеспечить себя выживание, но и начать целенаправленно обеспечивать себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Это стало предпосылкой перехода к оседлому образу жизни. Постепенно отдельные семейно-клановые группы устанавливают контроль над определенной территорией. Первобытное стадо превращается в прочную, разросшуюся численно и связанную с определенной территорией группу производителей. Новая социальная организация основывается на самоуправлении и соморегуляции.

На этой стадии развития первобытное общество переходит к фиксированному разделению труда, распределению пищи и Принципы равенства и эгалитарности по-прежнему сохраняются. Но, вместе с тем, распределение добычи могло производиться и с учетом ролевых функций ее участников (по принципу пола, возраста и т.д.). Преимуществами в коллективе обладал и его лидер. Вокруг него концентрировались члены группы, которые взамен за предоставляемые им блага признавали авторитет лидера. Так сложилась догосударственная форма власти.

В родовых общинах уже существуют правила поведения, обязательные для всех членов ее коллектива. Родовые нормы были связаны с тотемами, имели мифологическую окраску. Порядок распределения добычи становится регламентированным, контроль над этим процессом берет на себя вождь. носят характер самонастраивающихся: они поддерживаются интересами, религиозными верованиями и другими ценностными установками. Но это не исключало принудительности следования нормам, которые выработало первобытное общество. При нарушениях табу преступник мог даже быть изгнан или подвергнут смертной казни.