Параллельный мир эльфов. Эльфы — древняя раса нашей планеты — Храм Истины

Эльфы появились после Хаоса, как воплощение Света. Они были высокими и величественным, подобно деревьям, от которых они были рождены.

Эльфы полагают, что они были перворожденными в мире, когда была пробуждена Мечта. Они рассеяны поперек земли как звезды поперек неба. Серая Драгоценность Гаргата изменила некоторых эльфов земли в морских эльфов - Димернести и Даргонести. Обе развитых культуры, независимы от главных эльфийских историй. Они живут в отдаленном мраке и мире, хотя и продолжают торговать друг с другом.

Эльфы земли искали мира с миром, и все же мир был не всегда возможен на Ансалоне. Когда пробудились добрые и злые драконы, началась Первая Драконья Война.

Войны Людоедов породили Вторую Драконью Войну (3500- 3350 ДК), которая началась, когда эльфы обосновались на территории драконов. В течение войны, Сильванос, из воина превратился в неутомимого путешественника, он посетил почти весь Ансалон с компаньоном кендером Балифом. Сильванос принял решение больше не допускать войн.

Он сплотил эльфов леса и убедил их объединиться. Он предлагал создать единую эльфийскую нацию. Таким образом, Сильванос собрал рассеянных по всему миру эльфов. Он сколачивал нацию, чьи идеалы и порядки продержались больше двух тысячелетий, и они все еще поддерживаются сегодня в судах Сильванести.

В течение второй Войны Дракона, Сильванос созвал Совет Великих на холме под названием Упавшее Солнце. Там многие кланы, в том числе и Сильванести, поклялись Сильваносу, еще неоперившемуся юнцу, в верности. Балиф стал генералом эльфийских армий. В 3350 ДК, после того, как эльфы победили, был созван второй Совет Великих. После этого Сильванос строит Сильваност в старом Драконьем лесу. Он создал эльфийское королевство Сильванести, которое граничило с территориями огров.

Сильванос женится на Квуинари. Их первый сын, Сител, принял лидерство над эльфами после смерти Сильваноса в 2515 ДК. Он похоронил своего отца в кристаллической могиле. Сител установил башню в честь Сильваноса в самом сердце Сильваноста. В 2308 ДК, у Ситела родились сыновья близнецы. Они были названы Ситас и Кит-Канан; Ситас был на несколько минут старше.

В это же самое время Эрготская Империя стала вторгаться на территорию Сильванести. Дикие эльфы во главе с Кит-Канан, сначала вошли в контакт с развивающейся человеческой цивилизацией. Кит-Канан установил торговые отношения между дикими эльфами и человеческими поселениями на их границах. В то время, и начались браки между людьми и дикими эльфами. Сител расценил эти браки как опасные. В 2192 ДК он путешествовал на запад, и достиг королевства, чтобы изучить дипломатию Кит-Канана.

При охоте в пограничных областях, Сител был убит. Некоторые говорят, что человеческая стрела, убившая его, была случайной. Другие говорят, что люди убили Ситела, дабы продолжить расширение. Независимо от этого, началась Братоубийственная Война.

Братоубийственная Война продолжалась до 2140 ДК. Сильванести пробовали убрать людей с их земли, в то время как эльфы женились на людях из Эргота. Таким образом, западные силы Кит-Канана ведомого Сильванести, должны были бороться против его собственной семьи. Война, закончилась перемирием между Эрготом и Кит-Кананом.

К этому времени западные эльфы устали от твердой системы каст Сильванести. Они объявили свою независимость и развязали гражданскую войну.

На секретных переговорах с Эрготской империей, Ситас решил несколько проблем одновременно. В 2073 ДК был подписан мирный договор и была сформирована раса Квалинести. Кит-Канан принял этот акт как изгнание, но не мог найти никакую другую надежду для своих людей. Квалинести достигли новой родины после Большого Переселения, которое продолжалось с 2050 по 2030 ДК. Таким образом, Квалинести были рождены в горе и надежде. Кит-Канан построил королевство эльфов и не вернулся на восток.

После сформирования Квалинести, Сильванести остались в самоизоляции до прихода Короля Лорака Каладона, при котором стала процветать торговля с северной империей Истар. Катаклизм на время запечатал границы Сильванести, и эльфы отошли от остальной части мира.

Из-за высокомерного истарского Короля-Жреца, эльфы Сильванести обвиняли людей в Катаклизме. Но их собственный изоляционизм сделал их также виноватыми. После Катаклизма недоверие Сильванести к людям только усилилось. Квалинести также пострадали от Катаклизма. Другие расы часто совершали набеги на их земли для захвата продовольствия. Их мечты о постройке других городов, кроме своей великолепной столицы остались забытыми, поскольку их жизнь превратилась в борьбу за сохранение того, что уже есть.

Пятая Эра

Леса Квалинести были захвачены зеленой драконицей Берилл, и заполнены рыцарями Такхизис, которые собирали налоги для Берилл. Берилл обнаружила способ иссушать жизненную силу эльфов, и после ее появления многие эльфы исчезли. Над лесом Сильванести был сооружен магический Щит, защитивший Сильванести от вторжения из вне, хотя ходят слухи, что Щит сам высасывает силу жизни у эльфов.

Война Душ

Во время Войны Душ, зеленая драконица Берилл напала на эльфийский город Квалиност. Оборону города возглавили маршал Медан, предводитель рыцарей Такхизис и Лорана Канан. Гномы Торбардина в это время выкапывают длинный туннель, чтобы в случае поражения эльфы могли беспрепятственно покинуть город. Однако, под тяжестью Берилл туннели обрушиваются, а Квалиност заливает река "Белого гнева", преобразовывая некогда прекрасный город в то, что эльфы назвали "Озером Смерти".

Мине и Сильваношу (Сильваносу) удалось разоблачить дракона Циана Кровавого Губителя, создавшего магический Щит в Сильванести. Щит был снят, а сам Циан убит. Войска Мины заняли эльфийскую столицу. Гилтанас Канан пересекает Равнину Праха и присоединяется к армии Эльханы Звездный Ветер, сражающейся против армии Мины. В это время в эльфийские земли вторгается армия минотавров и с легкостью занимает Сильваност, изгоняя Сильванести и Квалинести с их исторической родины.

К старейшим обитателям Земли относятся и эльфы. У многих народов мира встречаются упоминания о них, причём названия этого загадочного народа зачастую схожи между собой во многих языках. Древние Иудеи называли их Алеф, германцы - Альв.

Мифы древней Ирландии рассказывают о некогда изгнанных с неба ангелах, и те из них, которые упали на землю стали первыми разумными обитателями планеты, которых люди впоследствии приравнивали к богам. Кстати, может и неслучайно созвучие названия первой буквы греческого алфавита Альфа с названием древнейшего народа Алеф. Как бы то ни было, но эльфов называют древнейшими жителями нашей планеты.

Внешность их описывается в разных сказаниях практически одинаково: это люди хрупкого телосложения, светлокожие, отличающиеся необычайной красотой и почти вечной молодостью. Единственное их внешнее отличие от человека заключается в форме их ушной раковины - уши эльфов имеют заострённую кверху форму. Обладают эльфы и магическими способностями: считается, что они могут читать мысли, «отводить глаза» (способны к гипнозу) и помимо всего прочего они непревзойдённые стрелки - их оружие не знает промаха, этот дар является для них врождённым.

Согласно летописям, эльфы живут в зелёных холмах, где находится загадочный мир Туата, в котором время идёт не так, как на Земле, и предки этого народа правили некогда в Ирландии, где их называли «Туата де Данан» - «народ богини Дану». Помимо магических способностей и меткой стрельбы эльфы изображались искусными поэтами, бардами и музыкантами, и встречи с ними ранее были довольно частыми. Однако впоследствии люди стали считать древнейшие расы нечистыми, и старались избавиться от них.

В хрониках Норвегии имеются сведения о том, что в XIV веке одна девушка вышла замуж за прекрасного чужеземца, который называл себя «хельве». Он виртуозно владел оружием, и стрелял из лука без промаха. Эта способность его впоследствии погубила - спустя восемь лет «хельве» заподозрили в колдовстве и казнили. Две оставшиеся от этого брака дочери унаследовали от отца необычные заострённые уши.

Записи одного из монастырей Шотландии содержат описание странного человека, найденного в горах в XV веке. Умирающий от ран незнакомец разговаривал на непонятном языке и отличался хрупким телосложением. Принесшие его в монастырь иноки поразились форме его ушей, и даже заподозрили в связи с нечистым. Однако раненый не корчился в судорогах в стенах святыни, и решено было оставить его в живых. Выздоровев, остроухий чужестранец показывал чудеса фехтования и точной стрельбы, и называл себя выходцем из народа «елве», который живёт очень далеко. К сожалению, в хрониках о дальнейшей судьбе найденного человека ничего не сказано.

Существуют ли сейчас настоящие представители древней расы эльфов - этого никто не знает. В настоящее время достоверных случаев о встречах с эльфами не зафиксировано, однако до сих пор иногда рождаются младенцы с заострёнными ушами, а некоторые люди обладают врождённым даром меткой стрельбы.

Не так давно прославился житель Америки Кеннет О’Хара (фамилия, кстати, ирландского происхождения), который в 43 года начал заниматься стрельбой из лука и понял, что «не может» промахнуться. Его стрела всегда попадает в цель Исследовавшие способности Кеннета специалисты пришли к выводу, что мужчина при стрельбе использует ментальную энергию огромной силы (при помощи подобных практик стреляют и непревзойдённые лучники Китая, которые могут пробить стрелой скалу на 10 см вглубь). Занявшись изучением своей родословной, мужчина выяснил, что один из его предков взял в жёны пленницу из народа «хельве».

Так или иначе, но то, что эльфы могли брать в жёны или мужья представителей человеческой расы - это подтверждённый многими летописями факт. Но вот кто были эльфы на самом деле - не выяснено до конца. Вполне возможно, что упоминание о загадочном мире Туата имеет под собой реальную почву, и эльфы являются жителями параллельного мира, в котором действуют иные законы времени и пространства.

Кратко о статье: Высшая раса фэнтези Эльфы, они же остроухие, они же Перворожденные, они же Дивный народ, они же мудрейшие из живущих... Этот список можно продолжать очень долго, ведь каждый автор фэнтези, который упоминает в своих книгах об этой расе, дает им свое собственное название (или самоназвание) и добавляет к их уже известному облику что-то оригинальное...

Введение в эльфоведение

Эльфы в фэнтези

Эльфы, они же остроухие, они же Перворожденные, они же Дивный народ, они же мудрейшие из живущих... Этот список можно продолжать очень долго, ведь каждый автор фэнтези, который упоминает в своих книгах об этой расе, дает им свое собственное название (или самоназвание) и добавляет к их уже известному облику что-то оригинальное...

Откуда же они пришли? Кто первым впустил их в мир фэнтези? Кто и что добавил в традиционный образ представителей остроухой расы? Именно на эти вопросы я постараюсь ответить.

Эльфы и альвы, мифы и легенды

Чтобы понять, откуда взялись эльфы на страницах фэнтези-литературы, нужно, прежде всего, открыть древнескандинавские произведения. Если точнее - найти Старшую и Младшую Эдду, два сборника прозы и стихов, составленных исландскими сказителями-скальдами . В них излагаются легенды о богах и героях, об их происхождении, судьбе и деяниях. Именно там эльфы или альвы появляются впервые (по крайней мере, в литературе), и описываются как отдельный народ, точнее, как два народа, ведь там упоминаются два разных племени эльфов.

Первый тип - это “светлые” или “небесные” эльфы. Свое второе называние они получили из-за места жительства: живут они не в мире людей (Митгарде), но и не в мире богов (Асгарде), их мир находится где-то посередине и называется Альвхейм (то есть “родина эльфов”). Из-за этого встретить их в нашем мире достаточно сложно. По описанию они более всего походят на тех существ, которых сейчас в фэнтези принято отождествлять с эльфами: они красивы внешне и богаты внутренне, мудры и искусны во многих ремеслах. Больше всего на свете они любят красивые цветы, и иногда посыпают ими земли людей, тем самым даруя эту красоту смертным. Существа эти изначально добрые и справедливые, не способные склониться ко злу или к тьме. Среди них нет разделения на Темных и Светлых, Добрых и Злых - они все служат богам Асгарда и делают все для того, чтобы мир существовал и Рагнарек (легендарный конец света) наступил как можно позже.

Второй тип эльфов - это “темные” эльфы. Внешне и внутренне они совсем не похожи на светлых эльфов. Темная, бурая кожа, маленький рост, длинные бороды - их описание больше подходит не эльфам, а тем, кого в фэнтези принято называть гномами. Они очень жадны до своего и до чужого добра, сварливы и вспыльчивы, ценят дружбу, но редко ее заводят. Из искусств более всего любят и уважают обработку металлов, как обычных, так и драгоценных. В этом они добились совершенства: о красоте их металлических изделий ходят легенды. Второе название темных эльфов - “глубинные”. Его они получили из-за того, что живут в глубине земли и не могут выйти на поверхность днем, потому что свет солнца для них смертелен.

Еще один исторический источник, который стоит упомянуть - древнекельтские и германские сборники мифов и легенд. В этих книгах также присутствует термин “эльф”. В них он синонимичен таким понятиям, как fairy (фея, или житель волшебной страны фей) или spirit (дух). Из самих мифов мы узнаем, что эльфы живут в мире людей, чаще - в лесах, очень малы ростом (не больше пальца) и на спине у них есть пара небольших крылышек. В наше время их чаще называют “феями” или “хранителями (духами) леса”, встретить их можно в современных мультипликационных фильмах (мультфильм “Дюймовочка” по Андерсену) и книгах. Про них ходят множество легенд, одна из которых обещает, что если их поймать, то они исполнят любое желание. Изначально они, так же, как и “светлые” эльфы скандинавской мифологии, существа не злые, но в тоже время весело пошутить над заблудившимся в лесу человеком вполне могут.

Эльфы по-толкиновски

Из скандинавской и кельтской мифологии в мир Арды эльфов (а также гномов, драконов, троллей) привел Дж. Р. Р. Толкин. Его мир стал одной из первых фэнтези-вселенных, в котором присутствовали элементы из различных мифов и легенд многих народов (скандинавские, кельтские, англосакские). Если говорить конкретно о фэнтезийных эльфах, то он первым полностью описал их внешний облик и внутренний мир.

Его эльфы, они же Перворожденные, они же Старшая раса, являются в мир после того, как боги (айнуры) создали мир и наполнили жизнью. После непродолжительного пребывания в этом новом мире боги, опасаясь дурного влияния темного Мелькора, всеми способами стараются переселить эльфов из места их рождения, так называемых “Вод пробуждения”, в обитель богов - Валинор, чудесный остров, находящийся далеко на Западе (аналогия с библейским Эдемом). На этом острове эльфов ждала безмятежная жизнь, полная радости и счастья.

Большинство эльфов вняли советам богов и через несколько десятилетий, проведенных в пути, они оказались на далеком острове. Этих эльфов принято называть Светлыми эльфами, или Эльфами Света. Однако были и другие, которые не послушались совета богов и остались у “Вод пробуждения”, их называют авари, или Темными эльфами. Но в данном случае слова “темный” и “светлый” используются не как синонимы “злой/добрый”, а в своем прямом значении. В те времена во всем мире Арды царила тьма, и только в Валиноре - свет, именно поэтому тех эльфов, кто видел этот свет, называют Светлыми, а тех, кто остался во тьме, - Темными.

Внешность у толкиновских эльфов остается такая же, как и у их старших братьев из скандинавской мифологии. Они совершенны и ликом, и телом. Некрасивых эльфов не бывает, потому как они были созданы совершенными и без изъянов. Эльфийские глаза - большие, всегда чистых цветов, обычно серые и голубые (небесные), но не зеленые.

Еще одна особенность внешности - это их уши. В отличие от людских, они немного длиннее и заострены сверху, по форме напоминая лист. Черты лица, в отличие от человеческих черт, более утонченные. На лице эльфов не растут волосы - вы не встретите у Толкина фраз “у этого эльфа была шикарная борода” или “лицо эльфа покрывала трехнедельная щетина”.

Описать общий характер толкиновских эльфов сложно, ведь это уже не “светлые эльфы” из скандинавских мифов, про которых мы могли сказать: “Все они добрые и справедливые”. У каждого эльфа в мире Толкина свой неповторимый характер, и у этого характера есть не только светлые стороны. Из скверных качеств эльфов Толкин чаще отмечает зависть, ярость, озлобленность, чрезмерную гордыню. Причиной появления в эльфах, изначально - существах добрых и светлых, этих темных сторон, является уже упомянутое дурное влияние Темного Бога - Мелькора. Вообще Толкин называет единственного виновника насаждения зла - Мелькора, а позже - его последователя Саурона. Если бы не было этих высших созданий - про эльфов Толкина можно было бы сказать то же самое, что и про “светлых эльфов” Скандинавии.

Эльфы Толкина очень тесно связаны с окружающим миром: пока он существует, будут существовать и они. Высказывание “умер своей смертью” не может быть применено к эльфу, потому что умереть без посторонней помощи он не может. Но даже если его жизнь прервется (например, эльф погибнет в битве), то по прошествии некоторого времени их феа (душа) возвращается в мир в другом теле.

В истории Арды известно и несколько случаев добровольного ухода эльфов из жизни путем так называемого “вечного сна”. Причина сна кроется в том, что душа эльфа устает жить в этом мире и жаждет покоя. Во время сна тело остается нетронутым, а организм продолжает функционировать (присутствуют пульс и дыхание), но в нем нет души, которая уходит в Чертоги Мандоса, где души находят покой и исцеление. По прошествии некоторого времени души по собственному желанию покидают чертоги и возрождаются в новых телах.

Более всего эльфы ценят красоту внешнюю и внутреннюю, в любой форме ее проявления, будь то красота соплеменника или изделия. Красота воспевается ими в песнях. Среди эльфов много бардов и поэтов, а профессия менестреля - одна из самых уважаемых в их обществе (одной из причин всеобщего уважения является то, что пение айнуров послужило толчком к возникновению вселенной).

Из-за того, что срок жизни эльфов не ограничен, они достигли совершенства во всех искусствах, уступая только гномам - в обработке металлов. В остальном они преуспели больше других народов. Среди наиболее часто упоминающихся достижений эльфийской культуры - скульптура, архитектура, кораблестроение, обработка драгоценных камней, разведка, военное дело. Говоря о последнем, отметим, что, вопреки бытующему мнению, эльфы не отдавали предпочтения какому-либо виду оружия, владея всеми видами одинаково хорошо.

Описание архитектуры и скульптур, созданных эльфами, мы часто встречаем на страницах книг Толкина: Гондолин, Нарготронд, Ривендейл, Лориэн. Общее в этих творениях только одно - совершенная красота. Также мы встречаем величественные корабли-лебеди, создаваемые одной из ветвей эльфов - телери. Весь сюжет книги “Сильмариллион” строится вокруг трех камней непередаваемой красоты, сделанных одним из эльфов.

Среди прочих умений эльфов есть и такое, которое некоторые несведущие люди называют магией. На самом деле суть этого умения заключается в том, что эльфы могут общаться без слов, образами. Называется это искусство осанве , большинству не-эльфов оно не доступно, хотя случались и исключения.

Подводя черту под рассказом об эльфах мира Арды, приведем сжатое описание толкиновского эльфа. Он высок ростом, изящен, с утонченными чертами лица, большими глазами и остроконечными ушами. Он совершенен внешне и мудр внутренне, он живет вечно и вечно же стремится украсить мир своими творениями, из-за красоты которых нередко проявляет чрезмерную гордость или зависть. В то же время эльф не нарушает законов чести или приличия, если только ему не препятствует что-либо (например, клятва), что для него важнее всех законов, вместе взятых.

В дальнейшем эльфы Толкина стали своеобразным эталоном для многих авторов фэнтези, которые широко использовали древнюю расу в своих мирах. Часто эти эльфы почти ничем не отличаются от толкиновских прототипов, поэтому мы не станем подробно останавливаться на них. Но были и такие авторы, которые, описывая своих эльфов, напрямую обращались к реально существующим мифологическим источникам - к германским и кельтским легендам, попутно изменяя эльфийскую внешность и внутренний мир.

Современный жанр фэнтези - это не только литература, игровая индустрия и кинематография, но и формы творчества, существующие на стыке этих областей. Аниме - одна из таких форм. На сегодняшний день выпущено огромное количество аниме-продукции жанра фэнтези. Конечно же, встречаются здесь и традиционные фэнтези-расы, среди которых обязательно присутствуют эльфы.

Эльфы аниме бывают высокими и низкими, добрыми и злыми, мудрыми и недалекими, красивыми и страшными... Одна из особенностей изображения эльфов в аниме - вид их ушей. Они достаточно длинные и не прилегают к голове, как, например, у эльфов Толкина, а, скажем так, растут от головы. Это (но не только это!) делает образ эльфов аниме неповторимым и узнаваемым.

Эльфы по-перумовски

Ник Перумов является одновременно как продолжателем традиций мира Толкина (дилогия “Кольцо Тьмы”), так и создателем собственного мира, в котором многое взято из исторических первоисточников.

В его свободном продолжении “Властелина Колец” эльфы те же, что и у Профессора. Но к толкиновскому описанию он добавляет детали, которые профессор не затрагивал и не упоминал. В большинстве своем эти нововведения связаны с искусством ведения боя. На страницах перумовских книг мы встретим упоминание о том, что любимое оружие эльфов - лук, а любимая тактика боя - засады.

В своем же собственном мире, точнее - в системе миров, так называемом “Упорядоченном”, Перумов обращается с эльфами гораздо более вольно. Несмотря на то, что часто они соответствуют описанию Толкина, в отдельных мирах перумовской вселенной появляются достаточно оригинальные подробности. Например, в книге “Земля без радости” он говорит о том, что после рождения ребенка эльфийка превращается в ужасное создание и спускается в некое сакральное место, дабы не пугать своим видом окружающих. В книге “Алмазный меч, деревянный меч” Перумов представляет нам младшую ветвь эльфов - дану, или лесных эльфов, а в мире романа “Гибель богов” среди множества различных рас можно встретить и старших братьев эльфов - альвов (взятых напрямую и буквально из скандинавской мифологии).

Остроухие от Сапковского

Еще один интересный взгляд на народ эльфов мы найдем в книгах Анджея Сапковского. У него эльфы, как и у Толкина - первая раса, поселившаяся на земле. Дни их расцвета и величия сравниваются с “золотым веком”. Но в какой-то момент в этот мир пришли люди. Эльфы с высоты своего развития смотрели на людей, как на дикарей, не признавали в них младших братьев и, понятное дело, ни в чем им не помогали. Люди плодились намного быстрее эльфов, а потому очень быстро обрели власть и прогнали заносчивую и гордую расу с плодородных земель.

В своем мире Сапковский показывает эльфов как тупиковую ветвь развития, влачащую жалкое существование и постепенно вымирающую. Большинство из них живет в бедности и нищете, но даже в таких условиях они гордятся своим происхождением и презирают смертных людей.

Среди эльфов Сапковского можно выделить две группы. Первая группа - это эльфы, которые смирились с людским превосходством и живут в человеческом обществе, стараясь влиться в него. Вторая - эльфы, которые так и не признали господства людей и своего поражения. Они продолжают с презрением относится ко всему человеческому, отвергают компромиссы, а конфликт для них - единственный способ решения проблем. Обе эти группы независимо от своих действий постепенно вымирают или смешиваются с человечеством.

Эльфов Сапковского я бы назвал “жалкими эльфами”, потому что они растеряли красоту и былое величие, сохранив лишь гордость, присущую им изначально. Сапковский увидел в социальной модели эльфийского народа, впервые предложенной Толкином, медленную деградацию, неспособность к переменам и порочную верность традициям. Именно эти черты он и подчеркнул в общественной структуре эльфов собственного фэнтези-мира.

Биологическое описание эльфийского народа, сделанное Сапковским, существенно отличается от толкиновских аналогов. Одно из главных различий - это срок жизни. Эльфы этого мира живут не вечно, а всего 600-700 лет, в связи с этим эльфы Сапковского знакомы с такой стадией жизни, как старость. Их кожа бледная, эльф не может загореть на солнце; хотя, возможно, загоревших эльфов не было и в мире Толкина, просто он об этом забыл упомянуть. У Сапковского нередки эльфы с глазами ярко-зеленого цвета, каких у Толкина не было. Сапковский сознательно не проводит яркой границы между добром и злом, а потому и по своему характеру его эльфы не так односторонни, как толкиновские.

Поскольку основа D&D - это не отдельный фэнтези-мир, а целый комплекс миров, мирков и даже вселенных, в D&D существует множество разновидностей внутри эльфийского народа. Во внешности эльфов разных подрас различия наблюдаются и в росте, и в физиологических особенностях (жабры у морских эльфов, крылья - у воздушных), и в цвете кожи, волос и глаз. Обратимся к наиболее распространенной подрасе, описанной в главной книге правил (Player"s Handbook edition 3.5), представителей которой часто именуют “высшими эльфами”.

Итак, в отличие от толкиновских канонов, эльфы D&D не выше, а ниже человеческого роста: их рост он колеблется от 125 до 160 сантиметров. Как и в классическом фэнтези, они обладают красивыми, утонченными чертами лица и правильным телосложением, но они более хрупки, чем прототипы из романов Толкина. Вес взрослого эльфа, в зависимости от пола, составляет от 40 до 70 килограммов. Цвет глаз зависит от эльфийской подрасы (или наличия в генетическом древе эльфа предков иных эльфийских народов), он может быть зеленым, янтарным, голубым и карим. Кожный покров у эльфов, как правило, очень бледный, но примеси крови у каждого индивидуума могут быть причиной темного и даже зеленоватого цвета кожи. Половозрелость эльфа наступает с возрастом примерно в 100 лет, а продолжительность жизни составляет от 220 до 700 и более лет, он тоже зависит от подрасы, к которой относится эльф. Слухи о физиологическом бессмертии эльфов, таким образом, сильно преувеличены.

Эльфы D&D защищены от прямого воздействия чарующей магии и волшебного сна, а их чувства (зрение и слух) обострены. В темноте, при свете луны или свечей эльф способен видеть в два раза дальше, чем человек.

Большинство эльфов D&D имеют склонность к магическим наукам, а из всех видов оружия предпочитают прямые клинки (мечи и шпаги) и, конечно же, луки. В целом, эльфы разных подрас достаточно сильно различаются культурой, местом обитания, уровнем развития, характером и отношением к другим расам. Безусловно, наиболее яркой и необычной из подрас D&D-эльфов являются “дроу”, или темные эльфы, живущие под землей и злобные по своей природе - но это уже совсем другая история, достойная отдельной статьи.

Из-за того, что в D&D у представителей эльфийского племени - огромное число разновидностей, общий образ D&D-шного эльфа получается размытым. В целом “местный” эльф - существо удивительно ловкое, смышленое (еще бы, мудрость накапливается веками!), полагающееся на волшебную силу, чтящее собственных древних богов и открытой схватке предпочитающее стрельбу из лесной чащи или иного укрытия.

Описание эльфов в D&D (а также в сопутствующей D&D литературе), по всей видимости, самое полное и детальное. Оригинальных эльфов из D&D можно поставить в один ряд с эльфами Толкина, они оказали огромное влияние на традиционное представление о фэнтези-эльфах. Большинство писателей фэнтези в своих мирах и вселенных пользуются образами, предложенными Толкином и авторами D&D, дополняют и развивают их (как Перумов), смешивают и в итоге создают нечто самобытное (как Сапковский).

Эльфы, состоящие из пикселей

В игровую индустрию эльфы успели проникнуть в 1973 году, когда был разработан самый первый вариант правил Dungeons & Dragons. Естественно, и в компьютерных играх они фигурируют едва ли не с первых игр, в которых была графика. Последние несколько лет количество фэнтези-игр, выпущенных на различных игровых платформах, растет, как снежный ком, следовательно, растет и количество разновидностей эльфов! Среди них за особенно тщательный подход к проработке оригинального народа эльфов отметим сериалы Warcraft (стратегия в реальном времени) и The Elder Scrolls (ролевая игра, последняя инкарнация которой - Morrowind). Если Warcraft III предлагает нам в качестве полководца возглавить несметные эльфийские полчища, обладающие уникальной боевой тактикой и стратегией (на выбор даются светлые - в составе армии людей - или темные эльфы; последние составляют отдельную армию), то в Morrowind описываются несколько видов эльфов, у которых есть свой неповторимый облик, характер и история развития - все это мы можем досконально узнать, если пройдем игру до конца, желательно - персонажем-эльфом.

* * *

Эта статья не претендует на то, чтобы считаться пособием по истории эльфов в фантастической литературе. Конечно, я не упомянул и десятой части разновидностей эльфов, которые встречаются в фэнтези-мирах. Я почти ничего не сказал о среде обитания, о мифологии эльфов, умолчал об отношении между полами, об общественной структуре и повседневном быте эльфов.

Моей целью было показать источники современных представлений об эльфах фэнтези. Надеюсь, вы почерпнули из статьи что-то новое. И, конечно же, “Мир фантастики” будет возвращаться к эльфам в будущем: как можно пройти мимо одного из народов, без которого не существовало бы многих фэнтези-произведений?

В многочисленных сказках говорится об удивительных эльфах, которые отличаются хрупким телосложением, невысоким ростом, длинными ушами заостренной формы. Главным отличием эльфов являются магические способности. Существовали ли эльфы на самом деле? Кто они?

В летописях старинного монастыря рассказывается, что в XV столетии в горном районе Шотландии люди нашли человека, который умирал от ран. Человек говорил на неизвестном языке. Он был слабым и худым. После того, как медики смогли его вылечить, человек удивил ловкостью в стрельбе из лука, а также фехтовании. Незнакомец не допускал ошибок! Вскоре он смог выучить язык. Именно тогда он сказал, что принадлежит к народу Эльфов, который живет очень далеко. Важно отметить то, что у парня были заостренные уши, как у настоящих Эльфов. Тем не менее, люди, которые жили в средневековье, были уверенны в том, что это признак принадлежности к тем, кто служат дьяволу.

Также можно изучить семейную хронику Норвегии, в которой рассказывается история, как в XVI столетии, молодая девушка стала женой высокого и красивого парня, который был представителем эльфов. Юноша показывал удивительные способности в стрельбе из лука. Парня подвергли к преследованию из зависти. Мужчина смог стать отцом двух красивых дочерей, у которых также были заостренные уши.

Важно отметить то, что представители различных народов на протяжении столетий описывают эльфов почти одинаково. Если все записи составлялись правильно, то благодаря ним можно узнать, какими на самом деле были эльфы.

Чаще всего люди встречались с эльфами с двенадцатого по шестнадцатый век. На основе изученной информации, были выдвинуты две версии. Согласно первой гипотезе, эльфы – это человеческие существа с дополнительными генами. Благодаря особенным генам у них получается развивать паранормальные способности. Согласно второй гипотезе, эльфы – это существа, которые могут приходить из параллельного мира в наш.

Приблизительно с VII-VI тыс до н.э. человеческая память сохранила, одновременно с великанами, эльфов - белых и черных.

В скандинавской «Старшей Эдде» отмечается, что боги сначала создали цвергов -- гномов, а потом уже и эльфов: Сошлись на судьбище, по лавкам сели, совет держали все вышние боги: кому-то должно карликов сделать из крови Бримира из кости Блаина; был Мотсогнир сделан и назван первым в народе цвергов.

А вот родословная Ловара предков - потомков Двалина, чей род явился из камня земного, пришел из трясины на песчаную землю…

Позже «Младшая Эдда» добавила подробности о стране эльфов - Альвхейме: «Там обитают существа, называемые светлыми альвами. А темные живут в земле, у них иной облик и совсем иная природа. Светлые альвы обликом своим прекраснее солнца, а темные - чернее смолы. «Первые принадлежат дню, вторые - ночи; первые - по воздуху, вторые - подземному миру.

В отличие от черных эльфов, белые могли менять свой рост и облик по собственному желанию, становиться видимыми или невидимыми - стоило лишь снять или надеть колпак с серебряным бубенчиком.

В сказках эльфов чаще всего изображают легкомысленными существами, которые обожают музыку, пение, танцы, шумные пирушки и празднества, охотно присоединяются к любому шествию или хороводу. Они будто бы никогда не причиняют людям зла, а на обиды отвечают лишь беззлобными проделками. Не любят они лишь громкого шума: колокольного звона, грома, пронзительного свиста.

Против такой упрощенной трактовки эльфийского народа решительно возражал профессор Оксфордского университета Джон Толкиен, автор известной трилогии «Властелин колец». В своей работе «О волшебных историях» ученый писал: «…Порхающие по цветам малыши - следствие нашей «рационализации»: мы объяснили чары Эльфийской Земли несложными хитростями, а невидимость - крошечными размерами хрупких существ, которые могут скрываться в цветке первоцвета или за стебельком травы. …Эльфы, фэерис - относительно новое слово. Оно впервые появилось в 1450 году в стихотворении поэта Гауэра:

Расчесаны были его кудри. На них лежал Обруч с драгоценными камнями Или зеленый лист,

Который только что упал с ветки:

И все в нем казалось свежим.

А он высматривал плоть.

Как ястреб смотрит на птицу. Которую желал бы схватить.

Он так держал себя,

Словно он был из Фэери.

…Описание прекрасного юноши дает лучшее представление об обитателях Эльфийской Земли,… и ибо народы Фэери не всегда принимают (к нашей досаде) свое истинное обличье; они являются нам такими гордыми и прекрасными, какими мы сами очень хотели бы быть… Эльфы не менее реальны, чем мы, а мы, в свою очередь, не более реальны, чем эльфы. Но наши пути редко пересекаются, наши судьбы давно разделились».

В соответствии с собственным пониманием природы эльфов Толкиен описал их появление на свет в эпопее «Сильмариллион»:

«…В тот самый час пробудились Дети Земли, Перворожденные, …очнулись они ото сна: и пока они - еще в молчании - жили у Куйвиэнэн, глаза их видели звезды, и звездный свет стал им милее всего… Долго жили они в первом своем доме под звездами и в удивлении бродили по Земле: и начали они говорить и давать имена всему, что видели. Себя они называли Квэнди - «те, что говорят», ибо не встречали еще других существ, обладающих даром речи или пения. И случилось, что Оромэ, охотясь, заехал на восток и, взглянув на эльфов, исполнился изумления, словно они были созданиями странными, дивными и непредвиденными… Изначально Старшие Дети были сильнее и выше, чем стали теперь: но не более прекрасны…»

Эльфы не только известны по скандинавским эпосам и произведениям Толкиена. Кельты называли их сидами, поляки и венды - лудками и лудшами (людишками). Русские различали «чудь белоглазую» - искусных подземных ковалей и добровольных помощников: Мальчика-с-пальчик, Мужичка-с-ноготок. Римляне во времена Нерона верили, что эльфы (их называли инкубонами) в обмен на свой потерянный колпак с готовностью открывают местонахождение кладов. Шотландцы и ирландцы догадывались о присутствии этих существ по столбу пыли на дороге и почтительно кланялись ему, приветствуя невидимую толпу эльфов, шествующих в свое новое жилище. В более поздние времена баварский дух Экеркен скакал по проселочным дорогам в виде дубового корня, переворачивал телеги и останавливал на скаку экипажи. В проделках этого духа несложно узнать шалости эльфов.

Так что же, эльфы - всего лишь плод народной фантазии?

Пожалуй, лучше всего на это сомнение ответил Толкиен: «Все сказанное истинно даже тогда, когда мы называем фэерис порождением нашей фантазии; в этом случае перед нами еще один способ постижения человеком Истины Мира». Действительно, Истина Мира, о которой пишет английский ученый, мифолог и создатель нового направления в литературе «сказочный фантастики», в многообразии форм разума на Земле. Мы должны научиться понимать инакомыслящих, инакочувствующих и инаковыглядящих братьев по этой жизни. В этом, пожалуй, главной урок нашего бытия.

Несмотря на то, что многие произведения Толкиена воспринимаются исключительно как сказки, именно он в своих книгах цикла «Властелин колец» смог донести до нашей цивилизации величие этих созданий. Сегодня никто не может с уверенностью утверждать жили ли эльфы среди людей или являлись гостями с других миров. Однако, следует помнить о том, что все мифические существа, описанные в легендах той или иной народности нередко встречались и в прочих странах, даже если мы говорим о противоположной части планеты Земля.

Многие сетуют, что экранизация книг оставляет желать лучшего, так как в этот момент сценаристы опускают много подробностей и фактов, представленных автором. Однако, история эльфийского народа, как смелых, интеллигентных и утонченных существ лучшим образом продемонстрирована в трилогии фильмов «Властелин колец».

Леголас, который отважно дрался за своих людей. Король эльфов, который в нужный час принял решение не оставаться в стороне и бороться со злом. Хрупкая темноволосая принцесса, которая ради любви к Арагорну была готова пожертвовать собой. Все эти персонажи пропитаны доблестью, честью, верностью, ведь именно такими Толкиен и видел данный удивительный народ.

Народные поверья издавна упоминают об эльфах. Это волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Известны также под названиями алъ-вы (швед.), сидхи (ирл.). Описания эльфов в различных мифологиях отличаются, но, как правило, это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Многие мифы и писатели не делают различий между эльфами и феями.

Эльфы - существа очень пугливые, избегают общения с людьми. Их привлекает больше мир растений. Среди цветов и ярких пятен солнечного света они чувствуют себя в безопасности. Но их добрые поступки помогают людям устоять в трудные минуты жизни. Часто именно эльфы оказывают невидимую помощь.

Изображали эльфов как маленьких человечков с крылышками за спиной. Порхая с цветка на цветок, они напоминали разноцветных бабочек.

Вот как рассказывают скандинавские мифы о появлении на Земле фей и гномов.

«С того дня, когда на небе впервые зажглось Солнце, жизнь на Земле стала веселее и радостнее. Все люди мирно трудились на своих полях, все были довольны, никто не хотел стать знатнее и богаче другого.

В те времена боги часто покидали Асгард и странствовали по свету. Они научили людей копать землю и добывать из нее руду, а также сделали для них первую наковальню, первый молот и первые клещи, с помощью которых были потом изготовлены все остальные орудия и инструменты. Тогда не было ни войн, ни грабежей, ни воровства, ни клятвопреступлений. В горах добывалось много золота, но его не копили, а делали из него посуду и домашнюю утварь - вот почему этот век и называется золотым.

Как-то раз, роясь в земле в поисках железной руды, Один, Вили и Be нашли в ней червей, которые завелись в мясе Имира. Глядя на этих неуклюжих существ, боги невольно задумались. «Что нам с ними делать, братья? - произнес наконец Be. - Мы уже населили весь мир, и эти черви никому не нужны. Может быть, их надо просто уничтожить?».

«Ты ошибаешься, - возразил Один. - Мы населили только поверхность Земли, но забыли про ее недра. Давайте лучше сделаем из них маленьких человечков - гномов, или черных эльфов, и дадим им во владение подземное царство, которое будет называться Свартальфахейм, то есть Страна черных эльфов». «А если им надоест там жить и они захотят подняться наверх, к солнцу?» - спросил Вили. «Не бойся, брат, - ответил Один. - Я сделаю так, чтобы солнечные лучи превращали их в камень. Тогда им придется всегда жить только под землей».

«Я согласен с тобой, - сказал Be. - Но мы забыли не только про недра - мы забыли про воздух. Давайте превратим одних из этих червей в черных эльфов, или гномов, как сказал Один, а других - в светлых эльфов и поселим их в воздухе между Землей и Асгардом, в Льесальфахейме, или в Стране светлых эльфов». Остальные боги согласились с ним.

Так появились в мире эльфы и гномы и две новые страны: Свартальфахейм и Льесальфахейм. Черные эльфы, которых обычно называют гномами, вскоре стали искуснейшими мастерами. Никто лучше них не умел обрабатывать драгоценные камни и металлы, и, как вы еще узнаете впоследствии, сами боги нередко обращались к ним за помощью. В то время как их собратья работали в недрах Земли, светлые эльфы трудились на ее поверхности. Они научились выращивать самые красивые и ароматные цветы и с тех пор каждый год покрывают ими землю, чтобы она была еще лучше и еще прекраснее.».

ИХ АРХИВА СОБЫТИЙ.

В 1989 году исследователи Миннесотского университета в Миннеаполисе при помощи сверхчувствительной видеокамеры открыли малопонятное атмосферное явление. Оно получило название эльфы.

Прибор, направленный на грозовое облако в районе озера Верхнее, зафиксировал кратковременные вспышки (до 30 миллисекунд). Вспышки устремлялись от верхушки облака на высоту до 65 км. С тех пор эльфы регистрировались неоднократно. Исследователи пока не нашли объяснения этому феномену.

Особенно любопытный аспект заключается в том, что энергия эльфов намного превышает энергию грозового облака, и потому совершенно неясно: гроза провоцирует странные вспышки, зарождающиеся эльфы инициируют грозу или некий третий неизвестный фактор является причиной возникновения и грозового фронта и огненных факелов над ним.

К существам, лишь иногда появляющимся в мире человека, мифы относят и фей. Когда-то вера в фей была повсеместной, эти сверхъестественные существа считались, за редкими исключениями, добрыми помощниками человека.

В мифологии западноевропейских народов феи - сверхъестественные существа в обличьи прекрасных молодых женщин или омерзительных старух (иногда - с крыльями). Наделены способностью творить чудеса и менять по желанию свой внешний вид. Бывают как добрыми, так и злыми.

Их название связано с латинским словом fatum (судьба, жребий). Феи считаются самыми многочисленными, самыми красивыми и примечательными из всех второстепенных сверхъестественных существ. Вера в них не ограничена какой-либо одной страной или эпохой. Древние греки, эскимосы и индейцы рассказывают истории о героях, завоевавших любовь этих созданий фантазии. В такой удаче таится, однако, опасность: когда прихоть феи удовлетворена, она с легкостью может своего любовника погубить.

Феи проводят все время, свободное от пляски и пения, сидя за пряжей или тканьем. Быстрота, тонкость и красота их работы вошли в поговорку. Их искусные руки, гласит предание, производят те плащи и ковры, одаренные всякими чудесными свойствами, те шапочки, колпачки-невидимки и тонкие сорочки, защищающие тело лучше всякой кольчуги, которыми феи часто одаривают своих любимцев. Поселяне в Норвегии рассказывают, что «…как идешь поутру мимо холмов, так очень часто слышишь, как феи там прядут: колесо так и поскрипывает - видно, что не застаивается, и работа идет не по-нашему».

Все феи и эльфы без исключения одарены способностью мгновенно являться, мгновенно исчезать и становиться невидимыми либо принимать вид разного рода животных или неодушевленных предметов. Первые два свойства - мгновенное появление и исчезновение - заключаются в их волшебной одежде.

Мир фей является, по словам Эванса Венца, «…невидимым миром, в который видимый мир погружен наподобие островов в неисследованном океане, и населяющие его существа гораздо разнообразнее по своей природе, чем обитатели этого мира, поскольку их возможности несравненно разнообразнее и шире».

Существует немало старинных легенд о людях, попадавших на поляны, где феи устраивали свои праздники. Как правило, при этом происходили какие-то чудеса со временем. Например, протанцевав ночь на-пропет, люди возвращались домой и узнавали, что за это время прошли годы! В некоторых легендах также упоминается странный туман. Погружаясь в него, человек словно попадал в другой мир.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

Итальянский исследователь Л. Бокконе в течение трех лет фотографировал небо над своей лабораторией. На некоторых снимках проявились скопления полупрозрачных монстров с клыкастыми пастями и когтистыми лапами. Бокконе назвал их криттерами, что в переводе означает твари.

По мнению ученого, это эфирные формы жизни, обитающие в нашем пространстве.