Древнеиндийская модель сознания - современная интерпретация. Социальная структура древнеиндийского общества

>>История: Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия

23. Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия

1. Варны и касты.

Возникновение варн индийцы связывали со своими представлениями о происхождении первого человека Пуруши. Боги создали его тысячеглазым и повелели ему быть "родителем всех родителей". От Пуруши произошли все люди. Из его рта вышли брахманы - жрецы. Они занимали самое высокое положение. Брахманы знали священное учение и служили богам. Существовала поговорка: "Все в мире повинуется богам, а боги повинуются брахманам". Убить брахмана означало совершить самое ужасное преступление.

Из рук Пуруши произошли кшатрии - воины, те, кто обладал властью. К кшатриям относились раджи (цари, князья), знатные воины и члены их семей.

Из бедер Пуруши родились вайшьи - земледельцы , а также те, кто делал другую уважаемую в обществе работу.

Из ступеней Пуруши произошли шудры - слуги. Они обслуживали представителей более высоких варн. Представители первых трех варн назывались "дважды рожденными", ибо, проходя посвящение, они как бы обретали второе рождение.

Когда мальчик из семьи одной из первых трех варн достигал определенного возраста, над ним совершался обряд посвящения. В ходе обряда на мальчика надевали священный шнур - "упавита" ребенок символически родился второй раз как член данной варны. Над шудрами такой обряд не совершался.

Представители каждой варны имели право носить одежду определенного цвета: брахманы - белого, воины - красного, земледельцы - желтого, а шудры - черного.

Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.

Варновое устройство общества казалось древним индийцам вечным и неизменным. Ни один человек не мог перейти из одной варны в другую. Браки между членами разных варн запрещались. Нарушившие эти установления карались смертью.

Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно варны стали подразделяться на более мелкие разряды - касты. Так, например, из варны вайшьев выделились касты ремесленников и торговцев. По отношению к членам каждой касты действовали такие же строгие ограничения, как и к представителям варн. Самой низкой кастой были парии.

2. Возникновение буддизма.

Из варны кшатриев происходил один из величайших религиозных учителей человечества Будда. Он родился в 6 веке до н. э. в одном из индийских государств к югу от Гималаев. Царем этого государства был его отец. Принц Гаутама - так Будду назвали при рождении - вел приятную жизнь. Он жил в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцовыми стенами. Но однажды Гаутама покинул дворец и был поражен тем, как тяжело, в печали и страданиях, живут многие люди. Он встретил дряхлого старика и узнал, что существует старость. Приблизившись к больному, принц постиг, что людей терзают болезни. Увидев похоронную процессию, Гаутама содрогнулся, поняв, что все люди смертны.

Принц покинул дворец и стал скитальцем-отшельником. И открылись ему четыре благородные истины:

все в мире страдают;

причина страдания - привязанности и желания человека, его стремление к приятному;

может быть достигнуто состояние, свободное от страданий - нирвана;

существуют пути достижения нирваны - мудрость, правильное поведение, отказ от насилия в любой форме, совершенствование души.

Когда Гаутаме открылись эти истины, он был назван Буддой, что означает "просветленный". Будда не одобрял разделение людей на варны.

У Будды появились последователи. Они создали общину буддистов. Будда проповедовал равенство всех людей, милосердие, сострадание. Он утверждал, что любой человек, следуя по правильному пути, может достичь просветленного состояния.

Учение Будды распространилось по всей Индии, но не вытеснило индуизма. Спустя века ему стали следовать во многих других странах. Сегодня буддизм является одной из трех мировых религий.

3. Государство Маурьев.

В последней трети 4 века до н. э. разрозненные индийские княжества объединились в единое государство Маурьев. Во главе его встал царь Чандрагупта из династии Маурьев.

Чудесная история произошла с внуком Чандрагупты царем Ашокой. Его государство занимало огромную территорию. В молодости царь вел постоянные войны, его считали жестоким воином и суровым правителем. Но вот Ашока узнал об учении Будды. Душа и сердце царя смягчились. Его стали мучить воспоминания о собственной жестокости. В раскаянии он приказал начертать надпись: "И сколько бы людей... ни было бы убито, или умерло, или уведено из дома, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь мысль Угодного богам". "Угодный богам" - так стали называть Ашоку.

На смену жестокости в его действиях пришли прощение и милосердие. Учение Будды смягчило сердце сурового правителя.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Среда, 19 Сен. 2012

В статье представлено современное прочтение древнеиндийской модели сознания. Это представление является частью лекционного курса по дисциплине «Организация мышления».

Древнеиндийская модель сознания представлена в старинной книге «Бхагавад-Гита». Если верить утверждениям, что она написана примерно в VIII в. до н.э., то представленная в ней модель сознания - самая старая из известных моделей. Тем не менее она, на мой взгляд, остается и одной из наиболее полных моделей сознания - по крайней мере, в предлагаемой здесь интерпретации.

В древнеиндийской модели сознание состоит из четырех компонентов: души, разума, ума и чувств. Отметим, что уже в древности было выдвинуто предположение о неоднородности сознания, сложности его структуры, в которой каждая составная часть осуществляет свои особые функции и все части дополняют друг друга.

Образ сознания дан в книге «Бхагавад-Гита как она есть»: «Душа подобна ездоку, несомому колесницей материального тела, где разум - возница, ум - вожжи, а чувства - лошади. Так душа наслаждается или страдает, будучи связана с умом и чувствами».

Схематически древнеиндийское представление о сознании показано на рис. 1:

Чувства (для данной модели включающие в себя и органы действия) получают информацию из внешнего мира (6) и воздействуют на этот мир (1).

Ум управляет действиями чувств (2), получая от них информацию о результатах и состоянии внешнего мира (7). При этом ум (вожжи) в правильно работающем сознании не играет самостоятельной роли - он лишь реализует задаваемые разумом (возницей) действия.

Разум управляет всей системой (3), получая информацию о состоянии внешнего мира и результатах действия, предварительно обработанную умом (8).

Наконец, душа - то есть собственно человек - ощущает результаты функционирования всей системы - «наслаждается или страдает» (9).

Видимо, подразумевается, что душа управляет всей «колесницей» (4), отдавая приказы «вознице»-разуму, стремясь к наслаждению.

Кроме описанных информационных и управляющих процессов, «Бхагавад-Гита» предполагает двустороннюю связь души с Высшим Существом (5, 10) как для получения «руководящих указаний», так и для трансляции ему ощущений души. Высшее Существо воздействует на мир для получения удовольствия, управляя человеком.

В приведенной на рис. 1 схеме при правильной работе процессы управления (прямая связь) направлены слева направо, а процессы восприятия информации (обратная связь) справа налево. Такое направление процессов обеспечивает достижение задаваемых человеком (душой) или Высшим Существом через человека целей: душа отдает приказы вознице-разуму, разум посредством ума управляет чувствами. При правильной работе душа попадает на своей колеснице в заданное место.

Но этот процесс достижения целей нарушается - цель не достигается - если управление направляется справа налево.

Здесь возможны три неправильных состояния системы.

1) Если в паре «Чувства-Ум» доминирующей становится связь 7, то получается, что Чувства управляют Умом. В образе колесницы это значит, что кони перестали подчиняться вожжам и несут всю колесницу вместе с седоком в случайном и небезопасном направлении . Фактически вся пара «Ум-Чувства» перестает подчиняться как Разуму, так и Душе. Это означает разрыв связей 3 и 4, причем Душа через оставшиеся связи 8 и 9 получает все заведомо неприятные ощущения из внешнего мира (они в принципе не могут быть приятными, поскольку противоречат желаниям самой Души).

Но и Ум в этом состоянии не управляет Чувствами, то есть вся «колесница» оказывается занятой исключительно реагированием на случайные обстоятельства никем осознанно не выбираемой дороги. Человек с находящимся в этом состоянии сознанием не способен на какие-либо осмысленные действия даже в повседневной жизни, полностью подчинен случайным обстоятельствам, никогда не достигает целей, да и не имеет их. Это состояние именуется в «Бхагават-Гите» «невежеством» и соответствует низшей из четырех каст.

2) В паре «Чувства-Ум» доминирует правильная связь 2, но в паре «Ум-Разум» управляет связь 8. Это означает, что «кони» слушаются «вожжей», но сами «вожжи» выпали из рук «возницы». Если предположить способность «вожжей» выполнять некоторые ранее заданные алгоритмы (подобного представления у древних индусов не было), то «колесница сознания» несется в случайном направлении, выполняя ранее заданную программу движения, но движется по не связанному с этой программой маршруту. Ситуация для души немногим лучше (или ничем не лучше) предыдущей.

Но, в отличие от находящегося в первом состоянии человека, во втором состоянии возможны некоторые осмысленные действия в повседневных и знакомых ситуациях, для которых имеется готовый алгоритм поведения. Если жизнь человека не предполагает нестандартных ситуаций (это возможно при создании искусственного окружения), то человек может быть вполне успешным. Можно представить, что «колесница» сознания двигается в некоторой замкнутой области по заранее заданным благоустроенным маршрутам, а при отклонении от этих маршрутов полностью теряет управление до случайного возвращения на один из стандартных путей.

Второе состояние характеризуется как совокупность «невежества» и «страсти» и соответствует второй снизу касте - торговцев.

3) Управление в системе «Чувства-Ум-Разум» работает правильно, но нарушена связь «Душа-Разум». Это означает, что «возница» (Разум) осмысленно управляет «колесницей», но в случае желания души изменить направление движения не сделает этого. Зато при известном направлении движения он может двигаться по любому маршруту, что качественно повышает возможности всей системы - например, появляется возможность сделать движение более комфортабельным и/или быстрым. При заданной конечной точке движения (стратегии) возможен выбор способа ее достижения (тактика). Проблемы появляются только при достаточно редкой ситуации смены стратегии.

Возможным вариантом является эпизодическая и достаточно редкая связь «Душа-Разум», в этом случае появляется также возможность (отличная от нуля вероятность) того, что Душа все же попадет в нужное ей место.

Третье состояние характеризуется в индуизме как совокупность «страсти» и «добродетели», оно соответствует второй из высших каст - воинов или, правильнее, администраторов (кшатриев).

Полностью правильная работа сознания гарантирует достижение любого конечного пункта, т.е. выбора как стратегии, так и тактики достижения цели. Это состояние характеризуется как «добродетель» и соответствует высшей касте.

Недостатком описанной модели сознания является предположение о невозможности деградации системы , т.е. перехода из высшей касты в низшую.

Вторым недостатком является наследственная передача состояния сознания в индуистской традиции - в какой касте родился, к той и будешь пожизненно принадлежать.

Если представители высших каст занимают высокое положение в обществе, то они тратят меньше (в сравнении с низшими кастами) времени и усилий на действия по физическому выживанию и имеют возможность дать своим детям лучшее образование. Это весьма существенно повышает вероятность правильной настройки сознания ребенка, родившегося в семье, принадлежащей высшей касте.

Но гарантировать правильную настройку сознания человека (саморазвивающейся системы) даже в идеальных условиях невозможно. Кроме того, возможность дать ребенку образование не означает обязательной реализации этой возможности; да и содержание того, что считается хорошим образованием, может не соответствовать задаче правильной настройки сознания.

Это означает, что родившийся в высшей касте человек в случае неудачного результата обучения/воспитания будет занимать в обществе несообразно высокое положение - уровень ответственности принимаемых решений окажется выше способностей сознания к осмыслению и принятию решений.

С другой стороны, вероятность правильной настройки сознания для представителя низшей касты также отлична от нуля - чего кастовая система не учитывает.

Древнеиндийская модель сознания может быть описана более современной лексикой.

Представим, что нам нужно создать человеко-машинный комплекс для выполнения некоторого набора функций (рис. 2). Рассмотрим варианты таких систем в порядке возрастания сложности и возможностей. В любом случае такой комплекс будет иметь некоторую систему датчиков для восприятия окружающего мира и систему органов воздействия на внешний мир.

1) Простейшим вариантом будет автомат, воздействующий на окружающий мир для поддержания постоянной величины некоторого параметра. В нем воздействие на внешний мир полностью определяется заранее заданным системе состоянием этого параметра.

2) Введение в состав системы управляющего устройства существенно расширяет ее возможности, позволяя не только удерживать значение некоторого параметра в заданных пределах, но и изменять его во времени по заданному алгоритму. Возможно изменение и нескольких параметров по заданной программе. Подобные системы существуют в двух вариантах.

Управляющее устройство с жесткой логикой не предполагает изменения функций системы без существенного изменения ее конструкции.

Управляющее устройство с гибкой логикой позволяет изменять функции системы путем изменения ее программного обеспечения без изменения конструкции. Наиболее сложным и универсальным вариантом такого управляющего устройства является неспециализированный компьютер. Все дальнейшие рассуждения будут относиться к системе с управляющим универсальным компьютером.

Совокупность системы датчиков, системы манипуляторов и управляющей системы (далее «Робот») по своим проявлениям полностью идентична паре «Чувства-Ум» в древнеиндийской модели сознания.

Такая система имеет ряд функциональных ограничений.

  • возможности управляющей системы ограничены не только сложностью алгоритмов, но и ее физическим устройством;
  • возможности систем датчиков и манипуляторов также ограничены их физической конструкцией;
  • никакой компьютер не способен сам изменять и создавать свои алгоритмы;
  • существует особый режим работы любой подобной системы - режим потери управления, - в котором система не выполняет своих функций, затрачивая доступный максимум ресурсов. Этот режим существует и для систем первого типа. В одном из вариантов режима потери управления сложная система по своим проявления идентична простому автомату - ее поведение определяется не программой управляющей подсистемы, а изменением внешних условий.

В различных режимах работы такая система по своим проявлениям аналогична людям первой и второй низших каст в древнеиндийских представлениях.

3) Универсальность системы второго типа может быть расширена добавлением пары «Программист-Конструктор». По теореме Тьюринга ни программист, ни конструктор не являются компьютерами (алгоритмическими устройствами). Единственным известным нам объектом, способным выполнять функции программиста и/или конструктора, является человек.

Универсальность системы из трех компонентов (аналог системы «Чувства-Ум-Разум» в древнеиндийской модели) ограничена лишь технологическими решениями, которыми может оперировать конструктор, и математическим аппаратом, которым может оперировать программист. Все задачи в рамках этих ограничений система (предполагается, что программист и конструктор весьма профессиональны) может решить.

Важным параметром, определяющим работоспособность системы, является наличие и качество связи 3 между «Программистом-Конструктором» и «Управляющим компьютером». Если «робот» переходит в состояние потери управления, он перестает реагировать на внешние сигналы, в том числе и на действия «Программиста-Конструктора». В этом случае связь «Робота» с «Программистом-Конструктором» разрывается, т.е. для внешнего мира «Программист-Конструктор» исчезает.

Некачественная связь 3 - воздействие на процесс передачи информации «Роботу» помех, в том числе порождаемых сами «Роботом» - также снижает функциональность и универсальность всей системы, вплоть до полной неработоспособности. Решение проблемы возможно только путем совершенствования «Робота».

4) И «Программист», и «Конструктор» лишь решают задачи, но не ставят их. Система может стать полностью универсальной, если дополнить ее некоторыми персонажами - Постановщиком задач, Математиком (разработчиком новых методов решения задач), Ученым (разработчиком новых принципов работы всей системы), Философом (создателем новых представлений об окружающем мире и оснований для работы Ученого).

Следует отметить, что мы и сейчас не знаем, каким образом мы определяем смыслы и цели своих действий, каким образом создаем новые представления о мире.

Если отнести к понятию «Душа» в древнеиндийской модели сознания все функции сознания, которые не описаны формальным языком (часть из них не описана в текущий момент времени, часть не может быть описана в принципе), то все перечисленные новые персонажи системы и составляют ее «Душу».

Система может самопроизвольно упроститься, если «Программист-Конструктор» разорвет связь 4 (решив, что он «и так все знает» или что «ему не нужны руководящие указания», или просто не понимая смысла новых задач и методов их решения). В этом случае она сведется к предыдущему варианту системы - новые задачи не только не будут решены системой, но и вообще не начнут решаться, новые принципы работы системы не будут использованы в конструкции системы, новые методы решения задач будут проигнорированы. Возможна также и потеря управления «Роботом» и в самом «Роботе», что делает систему еще проще - сводит ее к вариантам 2 или 1.

Описанная универсальная система для взаимодействия с внешним миром по своим качествам полностью идентична древнеиндийской «колеснице».

В ней можно выделить уровни управления:

  • Робот (пара «Чувства-Ум») осуществляет оперативное управление - реализует заданную последовательность действий и нейтрализует внешние воздействия на систему (осуществляет передвижение «колесницы»);
  • Программист-Конструктор (Разум ) осуществляет тактическое управления, задавая Роботу последовательность действий для достижения цели (направляет «колесницу»);
  • Постановщик задач, Ученый, Математик, Философ (все вместе - Душа) задают цель работы системы (определяют, куда едет «колесница») и создают основания для работы Программиста-Конструктора.

При анализе системы следует учитывать, что все персонажи системы существуют одновременно в составе сознания одного человека. Это ставит проблемы распределения управления между отдельными компонентами сознания в зависимости от решаемых задач и внешних условий и поддержания взаимосвязи между компонентами системы, чтобы не допустить потери сложных уровней управления при решении простых задач.

Представленное представление сознания по древнеиндийской модели позволяет определить, при какой же сложности сознания «начинается» человек.

Это - уровень, который не может существовать без участия человека. В представленной модели человеком не является система, состоящая из Чувств и Ума (Робот); человеческие качества требуются лишь на уровне Разума.

Из этого следует, что представители низших каст в индийской модели общества не являются людьми - точнее, являются людьми лишь потенциально.

Второй вывод - человеческие качества не существуют сами по себе, они нуждаются в постоянном поддержании усилиями высших слоев сознания - иначе вышедшие из-под контроля Ум-Чувства (Робот) могут их элиминировать, и, возможно, безвозвратно.

Носов А.В.

Информация для учителя

Вопрос о правах и обязанностях, собственности людей, при­надлежавших к каждой касте, можно изучить, организовав рабо­ту класса по группам. Класс можно разделить на четыре группы, каждая группа получает свое задание (подробнее об организации работы класса по группам см. урок № 14-15). Группы могут рабо­тать с текстом учебника и дополнительно к этому с историческими документами.

В ходе выступления представителей каждой группы класс за­полняет в тетради таблицу.

Название касты

Что имели

Чем занимались

1. Жрецы (брахманы)

2. Знатные воины (кшатрии)

3. Земледельцы (вайшьи)

4. Слуги (шудры) - «неприка­саемые»

4. Работа по группам.



КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3 Вайшьи

Прочитайте Вигасина п. 4 § 21 с. 100-101, Михайловского п. 3 § 19с. 111.

«Законы Ману»:

    Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприноше­ние, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

    Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

    Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (ка­чества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4 Шудры

Прочитайте Вигасина пп. 4 и 5 § 21 с. 100-101.

«Законы Ману»:

    Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.

    Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобожда­ется от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

    Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

    Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убий­ство шудры.

    Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасы­ваться (другими), имуществом их (должны быть) собаки и ослы.

    Одеждами - одеяние мертвых, пища (должна им даваться) в раз­битой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

    Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут вхо­дить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.

Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Д ля проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их под­готовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «индийцы» и «египтяне». Они должны определить сходства и различия в социальном строе Египта и Индии.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.


Ученики, отыскивая сходства и различия между рыцарями и самураями, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетра­дями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументиро­ванными. Для того чтобы таблица представляла собой системати­зированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

    социальные группы;

    причины превосходства одних над другими;

    возможность перехода из одной группы в другую;

    роль государства в социальном строе страны.

По мере предложений учеников учитель должен заполнять таб­лицу, а ученики - переносить ее в тетради. За каждое аргументи­рованное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший наибольшее количество очков, получает пять.

Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую? (Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно.)

      Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 21 Вигасина или § 19 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?» ; прочи­тать легенду о Будде (Вигасин, с. 99), подумайте, какие выводы можно сделать из этого документа; для любознательных: подго­товить сообщение о появлении шахмат; подготовить сообщение о письменности и книгах древних китайцев (1 ученик).

Дополнительный материал

Древнеиндийское рабовладельческое общество состояло из трех классов (рабовладельцы, рабы, свободные мелкие производители). Сво­бодное население делилось на четыре общеиндийских сословия - варны (брахманы - члены жреческих родов, кшатрии - воины, вайшьи - рядо­вые общинники, шудры - неравноправные члены общества), а внутри варн - на множество местных замкнутых каст.

К настоящему времени можно считать установленным, что варны как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем касты. Возникновение варн связано с формированием раннекланового общества на территории Северной Индии. Источники позволяют соотне­сти появление варн с расселением в Северной Индии ариев и разложени­ем у них родо-племенного строя, с выделением аристократии, жречества. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась.

Сословное деление было присуще и другим древним обществам,но в Древней Индии ему характерна прочность, четкость. Объясняют это острой заинтересованностью господствующего класса во внеэкономи­ческом принуждении трудящихся в условиях этой страны (богатство ес­тественных и относительно легкодоступных средств к существованию: дикорастущие злаки, ягоды, плоды, дичь, рыба и т. д.; минимальные потребности в одежде, жилье). Варневое деление освящалось религией. Оно не совпадало с классовым. Варны различались в правах й обязан­ностях. Варны не следует отождествлять с кастами. Касты появились позднее. Каст, в отличие от варн, было множество - свыше 400.

Касты формировались на стадии классового общества в условиях неравномерного социально-экономического развития страны. В касты обособлялись группы людей, объединенные социальным положением, выполнением наследственных занятий, профессий, принадлежностью к определенным этническим, а также религиозным общностям.

«Законы Ману» - сборник предписаний о долге, правилах поведе­ния индийца в частной и общественной жизни. Его составление предпи­сывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности этот сборник создавался одной из брахманских научных школ в течение нескольких веков. В дошедшей до нас редакции он датируется пример­но рубежом новой эры.

Схематически социальную структуру древнеиндийского общества можно изобразить следующим образом:

Крушкол Ю. С . Хрестоматия по истории Древнего мира.

Урок 26. Китайский мудрец Конфуций

Цели: ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция; продолжить формирование умений правильно показы­вать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.»

Ход урока

        Организационный момент

        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты»

        1. Подготовка устного ответа по карточке № 22.

Примерный ответ учащегося

В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты - группы людей, у ко­торых были строго определенные права и обязанности. Самыми поч­тенными в Индии считались брахманы - жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того чтобы стать настоящим брах­маном, нужно было долго и основательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы должны были работать **а земле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, об­служивали своих хозяев, подчинялись представителям вышеуказанных каст, их цвет одежды - черный. Но тяжелее всех было неприкасаемым. Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам естественным и вечным. Его закрепляла религия.

2. Работа с классом (учитель выбирает любой из предложенных вариантов).

Вариант 1. Беседа по прочитанной легенде о Будде (с. 98-99 § 21 Вигасина).

    Когда произошло объединение Индии? (В III е. до н. э.)

    Какой царь объединил Индию? (Царь Ашока.)

    Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призывать к этому жителей своего государства? (Когда существует единая вера, легче объединить народ, легче им управлять.)

    У какого народа Древнего мира подобные заповеди мы уже встречали? (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.)

Вариант 2. Тест 5 .

3. Устный ответ ученика по карточке № 22 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

    Переход к изучению новой темы

Мы познакомились с религиозными верованиями древних ин­дийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхож­дению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

    Ознакомимся с учениями китайского мудреца Конфуция.

    Изучение новой темы

План

      Географическое положение и природные условия Китая.

      Конфуций - древнекитайский философ.

      Учение Конфуция.

На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций,

        Работа по карте (с. 103 Вигасина).

    Где находится Китай? (В Восточной Азии.)

    Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере - Желтая река (Хуанхэ), на юге - Голубая река (Янцзы).)

    Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе - степи, а на юге - горы Южной Азии, покрытые тропическими ле­сами.)

    Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)

        Рассказ учителя.

Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, раз­рушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь возникли первые государства, правите­ли которых часто враждовали между собой. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы (подробнее о Конфуции см. ниже в дополнительном ма­териале для учителя).

        Работа с историческим документом на с. 104-105 Вигасина.

        Беседа по прочитанному.

    Всякого ли образованного человека Конфуций считал на­стоящим ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился к приобретению богатства, посвящал себя науке.)

    Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с ка­кими? Если нет, то с какими? (Ответы детей.)

        Сообщение учащегося о письменности и книгах древних ки­тайцев.

        1. Закрепление изученного материала

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 89 (с. 74).

б) Решите задачу.

Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в го­сударстве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не может управляться. Поэтому и различа­ют знатных и низких, чтобы создавать справедливость знатности и подлости... Поэтому дети земледельцев всегда становятся зем­ледельцами».

    Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появления? Мог ли это говорить Конфуций? (Этот философ пытается закрепить неравен­ство, существовавшее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.)

          Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 22 Вигасина или § 20л. 1, 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83, заполните контурную карту «Китай в древности»; для любознательных: а) подумайте, в чем сход­ство и в чем различия учений Будды и Конфуция; б) подго­товить сообщение о строительстве Великой Китайской стены (1 ученик).

Дополнительный материал

Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н. э.)

Древний китайский проповедник и писатель.

В историю мировой культуры Конфуций вошел как основополож­ник особой религии - конфуцианство. Это имя было дано ему иезуит­скими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

"История государства и права зарубежных стран"

Тема: "Особенности общественного строя Древней Индии".

3. Особенности рабства в Древней Индии

1. Введение

Государство Древней Индии образовалось в устьях рек Инд, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганг, где были наиболее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием. Предполагается, что первые неолитические поселения земледельцев в предгорьях долины Инда относятся к 6 - 4 тысячелетиями до н.э. Урбанистическая культура индов оформилась уже к середине 3 тысячелетия до н.э., свидетельством чему являются древнейшие города - Хараппа и Мохенджо-Даро - крупнейшие центры древней цивилизации и столицы политических объединений индов, относящиеся примерно к 24 в. до н.э. Вместе с тем, об этом периоде развития древнейших обществ Индии на сегодняшний день известно довольно мало ввиду скудности доступных источников. Причина этого кроется в том, что индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована. Более поздние хорошо изхученные санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены преимущественно религиозно-философским проблемам и почти не касаются политики, истории, социальной структуры и экономических отношений, в том числе, и в доарийские времена.

Примерно с начала II тысячелетия до н.э. со стороны Причерноморья и Прикаспия (некоторые ученые полагают, что по маршрутам через Малую Азию и Закавказье) начинается миграция индоевропейских (арийских) племен, которые к XIV - XIII вв. до н.э. проникают через Афганистан сначала в Пенджаб, а затем в долину Ганга, покоряя, оттесняя к югу либо ассимилируя населяющих Северную Индию местных неолитических земледельцев (преимущественно относящихся к этническим общностям мундов и дравидов).

2. Особенности общественного строя Древней Индии в период формирования, укоренения и развития варновой системы

Несмотря на малый объем доступного фактологического материала о характере развития общества того времени, на основе имеющихся источников историческая наука делает вывод о высоком уровне индоарийской ("арий" означает "благородный") материальной культуры. Знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремесло и т.п. позволили им довольно быстро и успешно утвердиться в долине Ганга.

Эти же факторы наряду с религиозно-мировоззренческой первоосновой индоарийской культуры на фоне разложения первобытнообщинного строя способствовали дальнейшему развитию процесса расслоения населения на основе имущественного и социального неравенства и оформлению социальной структуры индийского общества в виде сословий - варн.

Слово "варна" в переводе с санскритского языка буквально означает "качество", "цвет", "категория", "вид", "разряд".

Уже с глубокой древности в Индии использовали его для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

В законах Ману (сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, исполнение которых считалось в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью; временем составления "Законов Ману" считают примерно I в. до н.э.) об этом сказано так: "А ради процветания миров он (Брахма или Брама - один из трёх высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа. Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде) создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

Обучение, изучение Веды (древнейший памятник религиозной литературы), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов (то есть жрецов). Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия (военная аристократия).

Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшия (все свободные рядовые общинники, торговцы, ремесленники, крестьяне).

Но только одно занятие Владыка указал для шудры (батраки, не члены общин неравноправные члены общества) - служение этим варнам со смирением".

Управление государством осуществлялось членами варны кшатриев. Варна кшатриев возникла в результате войн, со временем превратившись в правящую, но в отличие от варны брахманов, являлась менее замкнутой.

Однако, брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение, согласно законов Ману, занимали наиболее почетное место в обществе: "Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными люди, между людьми - брахманы. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. Брахман ест только свое, носит - свое и дает - свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана". Их называли "авадхья" - неприкосновенные. Брахманы также оказывали помощь в управлении государственными делами. Особенность положения членов варны брахманов выражалась также в том, что они не подлежали казни, в худшем случае их могли только изгнать из государства.

Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами. Первоначально эту варну, возникшую позже первых трех, составляли представители покоренных племен, не являвшихся потомками индоариев. Формально они не были рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны.

Со временем варны претерпели качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы. С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни - дхарма, в основу которого легли положения законов Ману. Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, о чем в законах Ману сказано так: "При первом браке дваждырожденному рекомендуется (жена) его варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку (варн). Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - (шудрянка) и своей варны, для кшатрия - те (обе) и своей (варны), для брахмана - те (три), а также своей (варны). Дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры. Ни в одном сказании не упоминается жена-шудрянка у брахмана или кшатрия, даже находящегося в крайних обстоятельствах. Брахман, возведя шудрянку на ложе, низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства".

Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.

Свободные члены общины, к которым относились члены генетически связанных с индоариями варн - брахманов, кшатриев и вайшия, проходили обряд "второго рождения" и назывались "дважды рожденными" (двиджати). Обряд "второго рождения", т.е. обряд инициации, посвящения, который производился в детстве и сопровождался надеванием на шею шнура, материал и цвет которого соответствовал варне, давал право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог стать домохозяином, т.е. отцом своего семейства.

Шудры, как представители низшей варны, обряда "второго рождения" не проходили и назывались "единожды рожденными". Они не пользовались политическими правами, не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании. Шудрам изначально запрещалось накапливать богатства. Участки земли в кормление им и членам их семьи выделялись лицом, у которого они находятся в услужении. Шудра не имел права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн. Поэтому, в период окончательного формирования и закрепления 4-варновой системы шудра не мог, претендовать на высокое социальное положение.

Древнеиндийская община состояла из семейных групп, главы которых ("домохозяева") имели немалую власть над женами, детьми и домочадцами. В число последних входили порой и рабы из числа пленных иноплеменников (даса). По большей части это были рабыни, наложницы домохозяина или кого-либо из взрослых мужчин его семейной группы, чаще всего его братьев. Дети от этих рабынь не обязательно были рабами: статус их в зависимости от обстоятельств колебался от зависимого до полноправного. Да и домочадцы из числа родни тоже не были абсолютно независимы: отец-патриарх имел право заложить кого-либо из них в случае нужды, отдать жрецам для жертвоприношения.

В сельской общине Древней Индии долго сохранялось коллективное землепользование. Хотя пахотная земля делилась на наследственные участки индивидуального семейного владения, все остальные угодья продолжали считаться коллективным общинным достоянием. Многие важные и нужные для общины работы - очистка новых территорий от джунглей, ирригационные сооружения местного масштаба, строительство дорог или храмов, защита и охрана деревни и ее имущества и т.п. - выполнялись совместно, считались делом коллектива в целом. Как правило, голос при решении общинных дел имели лишь полноправные общинники-домохозяева.

Индийское общество делилось на особые разряды, которые назывались варнами. Возникновение именно такого распределения людей напрямую связано с религиозными взглядами индийцев.

Они верили, что первого человека боги создали как «родителя всех родителей». Именно от него произошли все люди, а по поверьям, из его рта вышли брахманы, которые занимали в Древней Индии самое высокое положение.

Из рук первого человека Пируши образовались кшатрии, которые были воинами и обладали властью. К ним в Древней Индии относили князей и царей, а также членов их семьи.

Из бедер Пируши произошли вайшьи, они были земледельцами и выполняли различную важную работу для общества индийцев.

А из ступеней первого человека родились шудры, которые представляли собой слуг.

«Дважды рожденные»

В Древней Индии существовало такое понятие как «дважды рожденные», это относилось к представителям первых трех варн. Когда они проходили специальное посвящение, они считались рожденными повторно.

При достижении определенного возраста мальчик принимал участи в обряде, в ходе которого на него надевали «упавиту», священный шнур, которые обозначал, что индиец родился второй раз, только теперь уже, как член определенной варны.

В зависимости от принадлежности к варне древние индийцы носили одежду определенного цвета. Для брахман это был белый цвет, для воинов - красный, для земледельцев - желтый, а для шудр - черный.

Такое устройство общества в Древней Индии считалось вечным, поэтому ни один из представителей одной варны не мог перейти в другую и браки между представителями разных варн строго запрещались. Но постепенно варны тоже стали иметь подразделения на касты.

Новая религия Древней Индии: как появился Буддизм?

В 6 веке до н.э. в Древней Индии родился Принц Гаутама, которого вспоследствии стали называть Буддой. Он относился к кшатриям, жил роскошно и беззаботно и никогда не видел настоящей жизни.

Но однажды принц покинул свой великолепный дворец, и узнал, что существует старость и смерть, несчастья и болезни, печали и страдания. Увидев это, он был вынужден покинуть дворец и стать скитальцем-отшельником.

Тогда ему открылись истины мира, и он стал зваться «Будда», что значит «просветленный». Он был против разделения людей на варны, против насилия и невежества. Со временем у него появились последователи, которые создали общину буддистов.

Его учение распространилось по всей Индии, а спустя века у буддизма появились последователи в других странах. На сегодняшний момент, буддизм - одна из трех мировых религий, а Будда признан одним из величайших мудрецов и учителей человечества.

Возникновение единого государства Маурьев, которое было создано из разрозненных индийских княжество, относится к последней трети 4 века до н.э. Его царем стал Чандрагупта.

История Древней Индии повествует о том, что со внуком этого царя - Ашокой - случилась удивительная история. Когда он узнал об учении Будды, он пожалел об всей той жестокости, которая владела им до этого и позволяла вести суровые войны.