Сценарий литературная гостиная в гостях у казаков. игра: «Пройди под рушником». Дети входят в зал под музыку, садятся на стулья

Сценарий Казачьих посиделок.

Цели:

Познакомить с историческим прошлым родного края, с историей возникновения казачества на Дону, культурой и миропониманием казаков

Прививать любовь к родному краю

1 ЧТЕЦ: Мой край, где невесты-березы

Зеленые косы плетут,

Где первые вешние грозы

Саблями небо секут,

Над речкою мостик горбатый

И месяц, упавший в траву,-

Все это – что с детства так свято

Я Родиной милой зову.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас на казачьи посиделки! Каждый из нас, кто живет в славном Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий тихий Дон.

2 ЧТЕЦ: Мы – гордое племя! Мы вольные птицы!

В нас кровь – горячее огня –

За наши курганы и наши станицы

И горе соседям, коль в бешеном споре

Весной заколышется степь.

И вспенит волну до широкого моря

Ковыль – наша белая лепь!

2 ВЕДУЩИЙ: Диким полем назвали пять веков тому назад донские степи. Здесь бродили вооруженные татарские отряды, часто нападавшие на русскую землю, иностранные купеческие и посольские караваны. С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все более привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества. Бежавшие из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь опасную и полную тревог. За ними закрепилась тюркское название – казаки – вольные, свободные люди, легковооруженные воины.

3 ЧТЕЦ: Сабли, пики, чубы вихрастые –

Храбрецам дозор по силе.

С казаков начиналась Астрахань –

Крепостица южная России.

Укрепив себя станицами,

Рос над Волгой красавец – город,

И его низовой столицею

Казаки называли гордо.

1 ВЕДУЩИЙ: Казаки прибыли сюда семьями. Здесь жили калмыки-скотоводы. Казаки стали обживать Донские земли: строили дома и содержали скот, пахали землю и разбивали сады.

2 ВЕДУЩИЙ: Потомки тех казаков – Ширяевы, Смирновы, Деревягины, Багаевы, Абакумовы – и сейчас живут в этих местах.

(Ведущие уходят. На сцену выходят КАЗАК и КАЗАЧКА)

КАЗАК: Урожай в закромах, кони в вольных табунах, теперь можно и повеселиться, попеть песни.

КАЗАЧКА: Песня рождается от избытка чувств там, где много солнца, где вольный ветер, где нарядны и красивы девушки!

(Звучит песня в исполнении учащихся).

КАЗАЧКА: А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!

1) Крепка, звонка да отточена. (Стрела)

2) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)

3) Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подкова)

4) Желтая свинка без щетинки

На пригорке разлеглась, вся травою оплелась. (Дыня).

5) Сом с одним усом. (Кнут)

6) У кого в темнице семья родится? (У картошки)

7) Десять братьев в двух домах, в разных квартирах. (Пальцы в перчатках).

8) Зубы, как у щуки, рога, как у быка.

Испокон веку служит человеку. (Пила)

КАЗАК: Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. По обычаю, когда в семье рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему «на зубок», стрелу, патрон, пулю, лук, ружье. Все это развешивали на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.

С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3 лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело переплывал через Дон, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.

КАЗАЧКА: Проводы на службу совершались так: в определенное время, в курене новобранца собирались родственники и друзья на прощальный обед. У ворот собирался народ. Отец брал в руки икону и благословлял воина.

(Сценка в исполнении учащихся «Проводы». Действующие лица: отец, мать, сын, невестка).

ОТЕЦ: Вот икона святая, дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников, помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословенье от меня и матери твоей и знай, что с верой в Бога и его Пречистую Матерь, тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи неприятеля. Послужи батюшке царю, как и деды и отцы твои служили.

СЫН: Прости меня родной батюшка! Прости меня, родная матушка! Прости меня милый друг (жене). Бог даст – свидимся!

КАЗАЧКА: По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле. А переходя Дон, казаки черпали священную воду родной реки, прощались с ней, быть может навсегда.

(Продолжение сценки)

СЫН: С нетерпением ожидали моего возвращения из похода домой, устраивали мне торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали меня. Трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их.

НЕВЕСТКА: Кланялась я в ноги мужу в благодарность за благополучное возвращение мужа.

(На сцене - КАЗАК и КАЗАЧКА).

КАЗАК: Казак – это особая философия и образ мыслей. Казачьи пословицы и поговорки не знают границ, они живут веками. Ребята, а кто знает казачьи пословицы? Ну-ка, помогайте, пословицы выдавайте!

(Помощь учащихся из зала).

КАЗАЧКА: Молодцы, вспомнили!

А знаете ли вы, откуда взялась пословица «Напекли и наварили как на Маланьину свадьбу!»? Ведь она связана с действительным историческим фактом. Войсковой атаман, Степан Ефремов, проходя однажды по базару, увидел за прилавком молодую красивую казачку – Маланью, обратившую на себя его внимание бойкой речью и редкой находчивостью. Атаман приказал ей выйти за него замуж, и яств и питья на той свадьбе было множество.

КАЗАК: А пословицы: « Терпи казак – атаманом будешь», « где наше казачье не пропадало», « жизнь собачья, да слава казачья!» - говорили о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, и о том, как нелегко доставалась ему казачья слава.

А теперь мы побываем на казачьей ярмарке.

(Сценка «Ярмарка»)

На сцену выходят казаки и казачки.

1 КАЗАК:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!

2 КАЗАК:

Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!

1 КАЗАК: А посмотрите-ка, к нам коробейники пожаловали!

КОРОБЕЙНИКИ:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво – приятно, а для всех занятно!

Игра “Карусель”: Дети, взявшись за ленточки, идут под музыку по кругу, убыстряя темп движения. А потом карусель останавливается.

Звучит песня “Где был, Иванушка?”

(Инсценировка русской народной песни.)

Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.


- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровушку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Коровка детям молоко даёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.

(Все уходят. На сцену снова выходят казак и казачка).

КАЗАЧКА: Ну, казаки, осталось рассказать предание, как во времена Ермака на Дон было прислано царское жалование: деньги, хлеб, вино, порох, селитра и сукно красного и синего цвета. Собравшись на круг для раздела казаки обнаружили недостаток красного сукна. Зашумел круг. Нахмурился атаман. И порешили казаки делить все поровну. Пришлось синюю одежду отделать узкими полосками красного сукна, так и повелось на Дону – иметь одежду из синего сукна с ярко красной отделкой.

КАЗАК: Посиделки - посиделками, а про веселье забыли. Ну-ка, гармонист! Частушки!

(Исполнение частушек на казачью тему.)

Мы с веселой песней дружим,

По-казачьи говорим,

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Эх! Донское государство!

Возле Дона куреня.

До чего же ты красива,

Дорогая сторона!

(Выходит 1 ВЕДУЩИЙ)

1 ВЕДУЩИЙ: Говорить о казаках можно бесконечно, как бесконечны наши степи. Не забудем и мы теперь о наших легендах и песнях, о донских традициях, об удали и походах, о нелегкой жизни казаков и любви к Дону.

КАЗАК и КАЗАЧКА:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь

Говорим мы «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

Сценарий мероприятия «Казачьи посиделки»

Задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.
Материал: зал оформлен в виде казачьих посиделок.

Атрибуты: атрибуты к играм.

Ход праздника

Слайд 1-2 (Звучит музыка)

Ведущий:
Дорогие гости сегодня мы приглашаем вас на НАШИ РОДНЫЕ ДОНСКИЕ казачьи посиделки! На завалинках в светелках
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых
Любили казаки, да что там говорить, любят и сейчас
Собраться в светёлке, поговорить, повеселиться.

Казачка : Здорово дневали! (кланяется)

Казак: Здорово ночевали! (кланяется)

К-ка: Есть у нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды –
От души они, от доброты.

К-к: Гость, войди,
Традиций не нарушив!
Мы всегда чайку попьем.
Всем известно- казаков радушие:
Хлебосольство и открытый дом.
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые) Откуда они появились?

Ведущий:
Давным-давно вдоль берега реки Дон стали селится беглые крепостные люди, которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить свои семьи. Вот и бежали люди в степи, где было много дичи. Селились сначала на островах, вблизи рек.

Слайд(3 -6) песня
Исполнение песни «Как за Доном, за рекой казаки гуляют»
Как за Доном, за рекой казаки гуляют

Е-ей живо не робей казаки гуляют

Казаки не простаки вольные ребята

Е-ей живо не робей вольные ребята

У них шапки тумаком, но живут богато
Е-ей живо не робей но живут богато

Они выпьют, посидят про горя забудут

Е-ей живо не робей про горя забудут

И калёную стрелу всё за Дон пущают

Е-ей живо не робей всё за Дон пущают

9-й. слайд
В природе ярких красок мало.
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.

10-й.слайд
Пусть облетели тополя.
Я у степной твержу криницы:
"Благословенной будь земля.
Где довелося нам родиться""

11-й. слайд
И вот сегодня вечерком
Мы дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником
Каравай мы вам подносим.
Поклоняясь, отведать просим.

12-й. слайд
Вы бывали на Юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.

13-й. слайд
А зори алые встают играючи.
Станицы вольные и вольный Дон.
Мужчины храбрые¸ казачки жгучие.
Хранят и славят Русь с былых времен.

14-й. слайд
Родная степь!
Бескрайние покосы!
Кузнечики звенят, как камыши.
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чем-то ковыли.

15-й. слайд
Откуда Дон берет свое начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?

16. слайд
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет,
Из под травы земли Московской
С Ивана-озера течет.

17-й слайд
Мой край донской с садами белыми,
Не любо все и глаз не оторвать,
Я помню все, и где бы ни был я
Слова любви мне хочется сказать.

Слайд 17
Вед : Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.

К-к: Как это?

Вед: А вот как

Ребенок: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?

Вед: Начни

Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ребенок 2: А я знаю другую сказку.
Ребенок 3: Какую?
Ребенок 2: Мы с тобой шли?
Ребенок 3:Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Где же он?
Ребенок 3:Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой
Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается)
Ребенок 3: Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Так, где кожух? (на повышенном тоне)
Ребенок 3: Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой?

Вед: И так до бесконечности.

Исполняется пеня «Юта-Любимый мой»

Солнце да яркое белое гори,
Ой ночи тёмные, да горячи объятья.

Ой мама маменька да не умею врать я.



Любимый мой один такой на свете,
Да не судьба нам вместе быть с тобой
Любимый мой, любимый мой.

Степь да ковыль до самой до зари,
Долго ли, коротко, а на двоих дорога.
Сердце да девичье ты заговорил,
Ой люди добрые да не судите строго.

Любимый мой, лети как вольный ветер,
Казачья кровь да конь твой вороной.
Любимый мой, любимый мой.

Вед. : Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

Слайд 19-й (нажимать)

Гриб хорош белый, а казак умелый.
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем;

Ведущий : Теперь мы с вами узнали некоторые казачьи поговорки.
Ну да на этом посиделки - продолжаются

Слайд 20-й
Казак: Одно нам солнце светит,
Одно и небо и земля.
Мы все твои России дети.
Одна великая земля.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо, это солнце.
Этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию-
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой.
Хранить огонь родного очага
И не позарься на костры чужие-
Таким законам наши предки жили
И завещали нам через века.
Славься, славься ты, Русь моя!
Славься, великая наша земля!
Славься, славься из рода в род.
Славься великий наш народ.

Ведущий:
Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит! Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Игра в шапку (песня)
На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков. стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры:
Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед; если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Игра «Веревочка» (песня)
Один ученик крутит веревку, а другие прыгают через нее, кто не успел, выходит из игры. Кто дольше продержится

Ведущий:
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем!

Слайд (21-26)
1. Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
2. На чужой спине едет, на своей груз везет?(Седло)
3. На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)
4. Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)
5. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)
6. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется? (Ведра и коромысло)

Ведущий:
Молодцы, поиграли, загадки отгадали.
А теперь пришел черед
поиграть частушки.

Музыка (Частушки)

1. Щука плавает в Дону.
Спит на яблоне в саду...
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.
2.Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес,
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.

3. Из-за Дона, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках
Внуки на козлятках.

4. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.

5.Сидит ежик на березе -
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.

6. Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора.
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.

7. Ходит милый по деревне,
Ходит, улыбается,
Оказалось, зубы вставил,
Рот не закрывается.

8. Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.

9. Ой, бяда, бяда-
В огороде лебяда,
Черемушка белая,
Что любовь наделала?

10. Раньше были русы косы
У моей у милочки,
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.

11.Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр.
Вот устроили базар.

12. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Слайд 27-й
Ведущий:
Прекрасна наша родина-
наш донской любимый край.

Казачка:
Ты – Дон, ты – наша Родина
Нет тебя прекрасней.
Нет земли богаче и щедрей,
Ты – жемчужина страны моей!
Бескрайни донские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,
Край Ростовский – Родина моя!

Исполняется песня «Выйду ночью в поле с конем» (презентация).
Выйду ночью в поле с конём,
Ночкой тёмной тихо пойдём.
Мы пойдём с конём,
По полю вдвоём,
Мы пойдём с конём по полю вдвоём (х3)
Ночью в поле звёзд благодать,
В поле никого не видать,
Только мы с конём,
По полю идём (х4)
Сяду я верхом на коня,
Ты неси по полю меня.
По бескрайнему, полю моему (х2)
Дай-ка я разок посмотрю,
Где рождает поле зарю.
Ай брусничный свет, алый да рассвет,
Али есть то место, али его нет. (х2)
Полюшко моё, родники.
Дальних деревень огоньки.
Золотая рожь, да кудрявый лён,
Я влюблён в тебя Россия, влюблён. (х2)
Слайд 28-й

Казачка:
Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!
Все:
Любим мы Дон всегда!
Казаки мы – хоть куда!

Казак и казачок (хором)
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

казакИ, казакОв, о казакАх .

(показывает иллюстрации воинов разных стран в полном обмундировании)

Добрый день, уважаемые ребята и педагоги! Мы рады приветствовать вас на мероприятии, посвященном самому молодому празднику, который сегодня отмечает наша страна. Сегодня День героев Отечества. Как вы уже догадались, наверное, по оформлению речь пойдёт сегодня о Георгии Победоносце, о символе нашей страны - гербе России. И не только об этом. Образ Георгия Победоносца уже не одно столетие является на Руси символом высочайшей воинской доблести , его считают покровителем нашей непобедимой Армии, икону святого Георгия можно найти в любом православном храме, а изображение битвы героя с драконом по праву украшает герб столицы. Кто же этот мужественный воин, где жил? И какова связь Георгия Победоносца с сегодняшним праздником. На эти и другие вопросы ответят вам сегодня учащиеся 5 класса. В октябре – начале ноября этого годы они участвовали в IV Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси. Георгий Победоносец». Делали сообщения о Георгии Победоносце, изображали его образ в рисунках. С этими работами вы можете познакомиться. В ходе знакомства с этим святым не все факты, связанные с Георгием Победоносцем они смогли отразить в своих работах. И учащиеся 5 класса обобщили всю собранную информацию и дополнили ее, объяснив следующие моменты из истории нашей страны:

1) почему на гербе России изображение Георгия Победоносца;

2) почему на монетах достоинством 5, 10 и 50 копеек изображение Святого Георгия и почему мелкая денежная мера называется «копейка»

3) почему ленточка, которую волонтеры раздают в преддверии праздника Победы, называется «георгиевская».

С их работой вы тоже можете познакомиться.

Сегодня на мероприятии мы хотим показать связь исторических событий, преемственность. Мы должны знать историю своей великой страны. Итак, слово учащимся 5 класса.

(слайд 1)

1 ведущий: Сегодня наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году. Россияне, отмеченные почетным званием героев достойны, чтобы у них был собственный праздник.

2 ведущий: День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации. Статус высшей военной награды Российской Федерации был возвращен ордену Святого Георгия в 2000 году.

1 ведущий: Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

2 ведущий: Во все времена все народы защищали свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. В каждой стране есть свои герои. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных.

1. ученик.

Многие слышали имя Георгия Победоносца ли, по крайней мере, видели его образ на гербе Москвы, а также России, на монетах. Но мало кто знает историю этого великомученика. Его не случайно нарекли своим покровителем такие страны как Россия, Англия, Грузия.

Ребята, мы сегодня поговорим о казаках.

– Как вы думаете, есть ли на этих иллюстрациях казак? Почему вы так думаете?

Да, действительно, это казак! Казаки живут рядом с нами, среди нас; живут семьями.

Так кто же такие казаки?

Об этом вам сегодня расскажет наш гость – настоящий казак -

Гость: Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.

Гость: Ребята, а что вы знаете о казаках? Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!

Казак – вольный человек, храбрый воин.

Гость: А какая главная казачья заповедь?

Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать»

За родную Русь воевали и охраняли границы Астраханские, Уральские, Волжские, Запорожские и Донские казаки. Вот сколько казаков. Рядом с нашей Волгой-матушкой течёт река Дон. Значит, у нас донские казаки. Помните – вольные казаки селились по берегам рек.

Вера в Богадавала казаку и бесстрашие перед смертельной угрозой, и уверенность в Божьей помощи, и силу в борьбе.

Гость: Так какое же главное призвание казаков?

Дети: Быть военным.

Гость: Да, быть военным. Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке.Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь.

Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость - все эти качества воспитывались в казаках с детства. Ведь служба казаков по охране границ своего Отечества была не легка. Казаки – надёжная сила Родины во все времена

Мой дедушка рассказывал, что мальчики росли смелыми, ловкими, выносливыми, играли в военные игры. Они уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, быстро бегать, размахивая деревянной шашкой.

Казак: А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?

Дети: Атаман.

Гость: Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Гость (показывает иллюстрацию с портретом Матвея Ивановича Платова) : Назовите имя легендарного атамана.

Дети: Матвей Иванович Платов.

А когда военные походы заканчивались, то казаки вместе с атаманом возвращались в свои семьи, в свой родной хутор или станицу. Казаки возвращались к обычной мирной жизни.

Казаки были остры на язык, многое замечали. Плохое высмеивали, хорошее запоминали. Поэтому до нас дошло много казачьих пословиц и поговорок. Некоторые из них мы учили, давайте их вспомним. Я начну, а вы заканчивайте, дружно хором отвечайте.

Казак в труде , как в бою ... славит родину свою.

Казак сам не поест, … а коня накормит.

Без атамана казак … кругом сирота .

Кто пули боится … тот в казаки не годится .

Сейчас вам будут называть казачьи слова, а вы попробуйте объяснить, что

это значит:

Казак - вольный человек.

Майдан - площадь.

Курень - дом.

Атаман - предводитель.

Есаул - помощник атамана.

Цибарка - ведро.

Вязы - шея.

Батя - отец.

Хворать - болеть.

Чувяки - тапочки.

Гутарить - говорить.

Подходит к концу наше маленькое путешествие, в котором мыприкоснулись к истории казачества.

(Демонстрация слайдов)

-Наверное, самое время спеть песню.

Песня! Как бы горько не жилось народу, в прошлом без песен не обходились ни шагу. Песня - целительница, песня - плач, песня - радость. От всех бед и печалей - песня.

Сценарий фольклорного казачьего праздника в старшей группе

Ход праздника

1 Казачка : Здравствуйте люди добрые. Гости, дорогие!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окно глядеть,

Грустить да печалиться!

Рады вас видеть у себя в гостях.

В нашей горнице дома русского!

2 Казачка : Здесь для вас гостей дорогих

Будет праздник большой,

Праздник радостный.

Праздник осени

Будем веселиться, да радоваться.

1. Ходит осень по садам,

Ходит – улыбается.

Точно в сказке – тут и там

Все цвета меняются!

2.Дарит осень чудеса,

Да ещё какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

3. Листочки падают, играя,

И устилают всё кругом.

А мы, по садику гуляя,

В букет листочки соберём.

4. Вдаль убежало горячее лето,

Теплые дни растворяются где – то,

Где – то остались леса и дубравы,

Ягоды, фрукты, деревья и травы.

Ну, а теперь только листья желтеют

И опадают, как только умеют.

5. Дождь идет по всей земле,

мокрая дорога.

Много капель на стекле,

а тепла – немного.

Спят березы в серебре,

ярче зелень сосен,

Потому что на дворе наступила осень

6.Вновь осенняя пора ветром закружила.

Чудо-красками она всех заворожила!

Посмотри, какой ковер листьев у порога!

Только жаль, что светлых дней в осени немного…

7. Осенняя пора, настал и твой черёд!

Повсюду осени мы чувствуем дыханье.

И листопад, и птичий перелёт,

И лес, и сад полны очарованья.

8. В лесу осеннем каждый кустик мил.

Всё замерло, как будто в чудной сказке.

И мелкий дождик сверху окропил

Листву, свою меняющую краску

9. Краснеют гроздья спелые рябин,

Грибочек нам свою покажет шляпку.

И золото берёзок и осин

Так хочется с собой забрать в охапку!

10 . Прекрасна осень! Чередою дни

Летят твои седой зиме навстречу.

Но каждый миг волшебный сохраним,

Он будет в нашей памяти отмечен.

11. Как много листьев:

Желтых, красных.

Подует ветерок – летят.

И в вальсе кружится прекрасном

Над головою листопад.

12.Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьёт одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

13.Мы простились с тёплым летом

Снова осень к нам пришла

Золотисто-красным цветом всё раскрасила она.

14.Всё вокруг, как на картинке:и берёзки и осинки,

В золотых стоя нарядах, значит осень где-то рядом.

15.Жёлтые листочки в воздухе кружат

По стеклу дождинки весело стучат.

16.Быстро лето улетело, перелётной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль!

17.Закружился надо мной, дождь из листьев озорной

До чего же он хорош

Где такой ещё найдёшь.

18. Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах

Это платье золотое у берёзы на плечах.

19.Жёлтой краской кто-то выкрасил леса,

Стали отчего-то ниже небеса,

Ярче запылали кисточки рябин,

Все цветы увяли, лишь свежа полынь.

20 . Осень, ты можешь грустить и смеяться,

Дождиком плакать, потом улыбаться.

Красками яркими радовать нас!

Хмуростью неба грозить каждый раз,

Осень, ты хочешь нас всех удивить?

Дети хором : Будем мы Осень любую любить!

Песня « Золотая осень»

1 Казачка:

А давайте-ка сядем, казачата, в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним.

Садятся.

2 Казачка :

Посидим рядком, да погутарим ладком о празднике казачьем

Пришёл к нам Октябрь – батюшка, а перед этим мы хорошо трудились. растили в огороде овощи,в садах фрукты, в поле хлеб Хорошо потрудились,собрали весь урожай,теперь можно и отдохнуть, повеселиться, поиграть, потешиться,частушками да танцами позабавится.

Дети поют частушки.

1. Мы девчата-казачата

Не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток

Ой, на свете не прожить.

2. Не смотрите на меня,

Глазки поломаете.

Не из вашей я станицы

Разве вы не знаете?

3. Ребят много, ребят много,

Ребят некуда девать.

Когда лошади устанут -

Их и будем запрягать.

4. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

5. Обожаю петь частушки,
Обожаю танцевать.
И молоденьких девчонок
В танце нежно обнимать.

6. Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире -
Я спляшу с тобой ишшо!

7.Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

8.Гармонисту – за игру,
Ну, а мне – за пляску,
Гармонисту – калачей,
Мне – баранок связку!

9.Говорят, что я румянюсь,
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь –
А лицом не изменюсь

10.Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала
Надломила спинушку.

2 Казачка:

Засиделись что-то мы.не пора ли нам поиграть?

Игра « Плетень»

: Казаки – народ удалый и весёлый, озорной

Выходите, казачата поиграйте-ка со мной!

А ещё для вас игра вам понравится она.

Проводится игра «Папаха»

1 Казачка:

А вы, казачата, пословицы казачьи знаете?

Дети: Да!

1 Казачка : Тогда я начинаю, а вы продолжайте. Любо?

Дети : Любо! Любо!

1 Казачка : Атаман без усов и бороды…

Дети : что рыба без воды.

1 Казачка : Талант от Бога. Дети: А успех от труда.

1 Казачка : Добрая хозяйка … Дети: Дороже золота.

1 Казачка : В поле казак воин…

Дети: А дома хозяин хлебосольный.

1 Казачка : И в поле, и на войне… .

Дети : Казак всюду на коне.

2 Казачка :

Песня: « Эх, донские казаки»

1 Казачка : Славно казаки поют, но ещё и удаль в плясках

показать умеют.

Девочка

Мой милёнок казачок, он повсюду славится

Он и первый на работе и на гулянье славится..

танец «Казачья кадриль».

2 Казачка:

Очень хочется узнать, казачата, понимаете ли вы о чём гутарят у нас на празднике я буду говорить по-русски, а вы гутарить по казачьи.

Говорить –гутарить; Жаловаться –жалиться; Петь –играть; Хоровод –курагод; Дом –курень

Люди –мир; Сегодня –ноне; Петух –кочет; Ужинать –вечерить;

Немного – трошки; Кукла –кундюбочка; Здравствуйте –здорово дневали.

2 Казачка : Любо гутарите, казачата!

1 Казачка : Полюбились нам ваши звонкие песни, да веселые пляски, но наш праздник подходит к концу

Песня «Как за Доном казаки гуляют»

2Казачка: -Вот и закончился праздник осенний…

Думаю, вам он поднял настроение!

Хочется петь, улыбаться всегда…

Дети, со мною согласны вы?

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам кубанской культуры»

Разработка сценария

Воспитатель: СИЛЬЧЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Данная разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, музыкальным руководителям.

В данной работе мною поставлена цель– приобщение дошкольников к своей национальной культуре и создание положительной, устойчивой мотивации. Воспитание у дошкольников любви к родной земле, уважение к традициям своего края и людям труда, воспитание у дошкольников уважительное отношение в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, а также развитие познавательного интереса к народному творчеству родного края, к окружающему миру через восприятие музыкального кубанского фольклора.

Хочется надеяться, что данный сценарий поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений довести до сознания детей главную мысль – приобщение дошкольников к своей национальной культуре.

Актуальность разработки:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Именно в детстве закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.

Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории, введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

Задачи разработки:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

5. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

6. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

7. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

8. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Цель разработки: дать детям основные знания об истории своего родного края; формирование у младших школьников черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, родной деревни, своего народа;

Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что она способствует развитию и укреплению у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края формируется нравственная личность гражданина и патриота своей родины, которая включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно

Перспектива: история развития Кубани, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у младших школьников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителей воспитывающих их. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растет, закладывают предпосылки высоких человеческих начал. Еще К.Д.Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души». К сожалению, в последние годы приоритетом становятся материальные ценности, а духовность и нравственность уходят на второй план. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры. Но в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре русского народа. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирования у дошкольников любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры. А что может духовно обогатить среду ребенка? Это фольклор, особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие.

Большая Родина всегда начинается с малой – место, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, леса и речки, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край или город имеет свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – северный фольклор.

Кубанский фольклор – это особая область народного творчества. Он несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по былинам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Кубанский фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии с крестьянским обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и обычаями родного края.

Сценарий

«К А З А Ч Ь И П О С И Д Е Л К И»

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к обычаям и творчеству народной культуры, создать условия для этически ценных форм общения с близкими людьми, осознания уникальности черт и качеств ребенка.

На сцену выходит чтец и читает стихотворение:

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

Второй чтец читает другое стихотворение:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним казачьи обычаи,

Вспомним нашу старину!

Выходит ведущая в казачьем костюме.

Ведущая. День добрый, честной народ! Позади трудовой день: и сено скосили, и стога сметали. И по ягоды да по грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить. Кончил дело – гуляй смело! И когда солнышко клонится к закату, приходят за околицу красны девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать да на других посмотреть, семечки пощелкать да добрым словом перемолвится.

ХОЗЯЙКА. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

ХОЗЯИН. Веселья вам да радости!

ХОЗЯЙКА. Давно мы вас ждем - пожидаем, праздник без вас не начинаем!

ХОЗЯИН. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

ХОЗЯЙКА. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому-сказку, кому-правду, кому-песенку.

Сцену постепенно заполняют все участники посиделок- парами или по трое подходят к хозяевам, кланяются и занимают места на скамейках.

Звучит казачья песня

«Как за Доном казаки гуляют».

Как за Доном казаки гуляли,

Как за Доном казаки гуляли.

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Один казак не пьет, не гуляет.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Он невесту себе выбирает.

Он невесту себе выбирает.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Ты, казачка, стань моей женою.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Эх, сад-виноград, зеленая роща,

Так кто ж виноват: жена или теща?

Теща виноватая.

(Повторяется первый куплет.)

Три деревни, два села.

Девчоночка весела.

Девчоночка весела.

2-я ВЕДУЩАЯ.

Пошла Дуня из вор

Во зеленый огород.

Сорвала Дуня лопушок,

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И наряден, и неткан.

Положила в уголок

В берестяный коробок.

Откуда взялся таракан?

Поел Дунин сарафан.

По ходу стихотворения Дуня импровизирует-заглядывает в короб,

достает большого бутафорского таракана, пугается, бросает его,

плачет…

1-я ВЕДУЩАЯ. (Успокаивает Дуню.)

Разойдись, честной народ,

Не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

Исполняется песня «Как донские казаки Дону верно служат…»

Как донские казаки они верно служат,

По границам разъезжают,

Ни о чем не тужат.

Есть вино, пьем яё,

Нет вина – пьем воду,

Ни за что не променяем

Казачию моду.

Сидит девка в терему,

Рученьки поджавши,

Перед ней стоит казак,

Фуражечку снявши.

Казак усы покрутил,

Коня назад осадил.

Яму девка говорит,

Не велит в корчму ходить:

«Ты в корчомочку пойдешь,

Там все денюжки пропьешь.

Отец-мать будут встречать,

Чё ж ты будешь отвечать?»

Мы напьемся попьяней

И ответим посмелей:

«Есть вино, пьем яё,

Нет вина, пьем воду.

Ни за что не променяем

Казачию моду».

2-я ВЕДУЩАЯ. Пропели добры молодцы лихую казачью песню. По традиции того давнего времени выходят красны девицы с ответной песней.

Исполняется песня девушками «В саду при долине…».

В саду при долине я розу рвала,

Рвала и бросала под те ворота.

Рвала и бросала под те ворота,

Не смейся, казаче, что я сирота.

Пришел бы ты сватать, а я б не пошла.

Придешь ко мне сватать, а я не пойду.

Объеду Россию, я краше найду.

Объехал Россию и все города,

Но не нашел краше, чем ты, сирота.

Вернулся казаче под те ворота,

Выходит дивчина заплаканная.

И вышла дивчина заплаканная,

По личику видно – засватанная.

В саду при долине я розу рвала…

1-я ВЕДУЩАЯ. На казачьих посиделках не только песни пели, но и водили хороводы. Добры молодцы приглядывались к девушкам, невест себе выбирали.

ДЕВОЧКИ. Ау! Ау! Аукаем!

По лесу проаукаем,

К березке подойдем,

Хоровод свой заведем!

Исполняется хоровод под песню «В хороводе были мы».

2-я ВЕДУЩАЯ. Есть таланты на Дону,

Говорю уверенно!

Раз народ еще поет-

Знать- не все потеряно.

Исполняется казачья песня «При лужке…»

Ох, при лужку, при лужке,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял на воле.

Ты гуляй, гуляй, мой конь,

Пока не споймаю,

Как споймаю, да зануздаю

Шелковой уздою.

Как поймал казак коня,

Зануздал уздою,

Вдарил шпорами под бока,

Конь летит стрелою.

Ты лети, лети, мой конь,

Лети, не споткнися,

Возле милкиного двора

Встань, остановися.

Конь остановился,

Вдарил копытами,

Чтобы вышла моя милка

С черными бровями.

Но не вышла моя милка,

Вышла ее матерь.

«Здравствуй, здравствуй, милый зять,

Пожалуйте в хату».

А я в хату не пойду,

Пойду во светлицу,

Разбужу я крепким сном

Спящую девицу.

А девица не спала,

Парня поджидала.

Правой ручкой обняла,

Крепко целовала.

А на утро все село,

Все село узнало,

Как казачка да казака

Крепко целовала.

1-я ВЕДУЩАЯ. Эх, широка казачья душа!

И где бы ни были в глуши,

В руки брали просто ложки

И играйте от души!

Выступает ансамбль ложкарей под мелодию песни «Варенька»

или «Плетень».

ДЕВОЧКА Тара-ра, тара-ра,

Идут парни со двора,

Песни петь да плясать,

Всех вокруг забавлять!

Исполняется песня «Всем, всем казак был доволен…»

Всем, всем казак был доволен,

Никакой нужды не знал.

А теперь я испытал,

В Севастополе бывал.

В чистом поле страх и горе

Каждый день и каждый час.

День мы мокнем и дрожим,

Целу ноченьку не спим.

Сам холодный, конь голодный,

Негде голову склонить.

Море Черное шумит,

В кораблях огонь горит,

А мы тушим, турок душим,

Слава донским казакам.

Слава русская большая,

Мы гордимся ей всегда.

Конь мой верный подо мною,

Пика-слава казака.

Шашка- верная подруга

И винтовка на врага.

2-я ВЕДУЩАЯ. На Дону всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа казачества.

Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Исполняется пляска под песню «Распрягайте, хлопцы, коней…».

2-я ВЕДУЩАЯ. Ну-ка, сядем-ка рядком,

Да поговорим ладком!

Звучат потешки.

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Фома, что из леса нейдешь?

Медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он нейдет.

Так сам иди.

Да он не пускает!

Иван, у тебя в избе тепло?

Тепло! В шубе на печи согреться можно.

Патрикей. Эй, Макей, ты что сегодня делал?

Макей. Рукавицы искал.

Патрикей. Нашел?

Макей. Нашел!

Патрикей. Где же они были?

Макей. Да за поясом. А ты куда шагаешь?

Патрикей. За семь верст!

Макей. Киселя хлебать?

Патрикей. Нет, комара искать!

Макей. Это которого же комара-то?

Патрикей. Да того, который за нос меня укусит хочет!

Макей. Да он же при тебе!

Патрикей. Где это при мне?

Макей. Да на носу у тебя! (Хлопает его по носу.)

Матюха. Тюха, есть хочешь?

Тюха. Нет. Я перекусил.

Матюха. А что перекусил?

Тюха. Да съел краюшку хлеба.

Матюха. А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.

Тюха. Да она в горшок не влезла.

Выходит бабка.

Сынок, сходи на речку за водицей.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну. Раз мать велит, надо идти.

1-я ВЕДУЩАЯ. Эх, хороши потешки складом,

Ну, а песни наши – ладом!

Исполняется песня «Верила, верю…».

Домик стоит над рекою,

Пристань у самой реки.

Парень девчонку целует,

Просит он правой руки.

Припев: Верила, верила, верю,

Верила, верила я,

Но никогда не поверю,

Что ты разлюбишь меня.

Белая роза – свиданья,

Алая роза любви,

Желтая роза разлуки,

Я умираю с тоски.

Белую розу срываю,

Алую розу дарю,

Желтую розу разлуки

Я под ногами топчу.

Любишь – не любишь, не надо,

Ты ведь еще молода.

Время настанет – полюбишь,

Но будет уж поздно тогда.

Годы прошли молодые,

Морщины покрыли лицо,

Волосы стали седые –

Теперь уж не нужен никто.

Входит поводырь с медведем.

Поводырь. Расступись, народ честной!

Идет медведюшка со мной!

Медведь кланяется.

Поводырь. Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех!

2-я ведущая. Медведюшка, ты петь умеешь?

Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подаетмедведюгармошку, просит спеть да погромче. Медведь

берет гармонь, начинает играть. Поет беззвучно, широко

раскрывая рот.

Поводырь. Больно тихо ты поешь. (К зрителям.) А вам слышно? (Нет!) Попросите медведюшку, пусть громче споет!

Все участники посиделок просят медведя петь погромче. Медведь

начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв руками уши. Медведь продолжает играть, приближаясь к испуганному поводырю, который отмахивается от него руками. Поводырь забирает гармонь. Медведь кланяется.

Поводырь. А теперь покажи-ка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются!

Медведь садится на пол, смотрится, прихорашивается.

Поводырь. А как, Миша, малые дети любят горох воровать?

Медведь ползет в сторону, плюхается.

Поводырь. А как бабушка блины печь собралась, только руки обожгла?

Медведь делает, ревет.

Поводырь. А как бабы на барскую работу не спеша бредут?

Медведь еле передвигается.

Поводырь. А как с работы домой бегут?

Медведь бежит быстро.

Поводырь. Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет!

Медведь надевает косынку на голову и берется за ее концы.

Пляшет под музыку. С окончанием музыки садится на пол.

Поводырь. Уж Мишутка утомился! (Медведь встает.) И народу поклонился!

(Медведь кланяется. Поводырь уводит медведя.)

1-я Ведущая. Сколько раз я зарекалась

Под гармошку песни петь.

Как гармошка заиграет,

Не могу я усидеть!

Девочка. Станем, девицы, рядком,

Да частушки пропоем.

Мальчик. Да и мы, пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем.

2-я Ведущая. Какие же посиделки без частушек и без семечек?!

Семечки на подносе разносят по залу, угощают зрителей.

Звучат частушки.

Все. Мы частушек много знаем,

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Ох, ты матушка Россия,

До чего же хороша!

Хоть и плохо мы живем,

Зато пляшем и поем.

Пропоем мы вам частушки,

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики!

Группа мальчиков в платках поют частушки:

Ой, бяда, бяда-

В огороде лебяда,

Черемушка белая,

Что любовь наделала?

Ходит милый по деревне,

Ходит, улыбается,

Оказалось, зубы вставил,

Рот не закрывается.

Моя милая красива,

За рекой она жила,

Захотела повидаться,

В решете переплыла.

Раньше были русы косы

У моей у милочки,

А теперь по новой моде

Стриженый затылочек.

Ой, бяда, бяда,

В огороде лебяда,

Черемушка белая,

Что любовь наделала?

Мальчик . Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

Девочка. Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Мальчик. Вы послушайте, девчата,

Нескладушку будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Мальчик. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги!

Девочка. Ты куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колес!

А Ванюша отвечает…

Мальчик. Заготавливать овес.

Все. Ох, довольно, мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую!

Девочка. Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка ты со мной!

Мальчик. Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

Исполняется танец под мелодию песни «Пчелочка златая».

1-я Ведущая. Люди добрые! Не вспомнить ли нам песни старожилов?!

Звучит песня «Как за Доном, за рекой…».

Как за Доном, за рекой,

Под зеленым дубом

Расставалася казачка

С парнем черночубым.

Расставалася казачка

В поле у Ростова,

Обнимала на ветру

Казака лихого.

Говорил казак казачке,

На коня взлетая:

«Ты не плачь, не плачь по мне,

Моя дорогая!»

Он сказал и поскакал

По степной дороге.

До свиданья, милый Дон,

Тихий Дон широкий.

2-я Ведущая. Ночь пришла, темноту привела.

Замолчал петушок, затрещал сверчок.

Вышла маменька, закрыла ставеньки.

Все ребята спят-поспят,

Всему миру спать велят.

1-я Ведущая. Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работы.

2-я Ведущая. Завязка, Завязка-края дорогие,

Здесь казаки испокон века живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Исполняется песня о Завязке.

Меж зеленых холмов тихо речка бежит.

У ее берегов деревенька стоит,

И с рекою она носит имя одно,

Это имя навеки мне в душу вошло.

Утопая в садах, что цветут по весне,

Деревенька моя, ты красивее всех.

А весной соловьи ночью спать не дают,

О любви соловьи нам с тобою поют.

Может, есть на земле золотые края,

Только сердцу милей ты, Завязка моя.

Здесь поют соловьи над весенней рекой,

Здесь отчизна моя - сердцу край дорогой.

По окончании песни участники посиделок, махая руками, покидают сцену.

1. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. Слепцов М.Ф. И снова вечер, и снова вместе… Смоленский областной институт усовершенствования учителей. Смоленск.,1997. – 184с.

2. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы. Игры, обряды. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 144с.(“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.1)

3. Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. – 98с.

4. Горбунова Г.Н. “В начале жизни школу помню я” Сценарии. “Издат – школа” “РАЙЛ” М.,1997. – 96с.

5. Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель Астапенко. Р-н-Д: издательство Ростовского университета, 1994

6. И.Г. Богаченко. А.М. Рябченко. Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок в помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Выпуск II.- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО. 2006

7. Г. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков… Батайск: Батайское книжное издательство, 2002

8. Лингвистическое краеведение. Методическое пособие под ред. Т.И. Павловой. Р-н-Д: Издательство РО ИПК и ПРО

9.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. – 72 с.

10.Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: «Детство – Пресс», 2001.

11.Князева О.А., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – СПб: Акцидент, 1997. – 158 с.

12.Программы дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000.– 48с.