Добрые новогодние открытки Владимира Зарубина.
Открытки этого художника помнят все, в свое время они расходились многомиллионными тиражами по всему Советскому Союзу.
А рисовал их Владимир Иванович Зарубин (1925-1996), художник-мультипликатор киностудии «Союзмультфильм». На его счету 103 мультипликационных фильма, среди которых — первые выпуски «Ну, погоди!» и «Приключения Васи Куролесова», «Тайна третьей планеты» и «Жил-был пёс». Из десяти частей «Маугли» — две с половиной — Зарубина. Сыщик в «Бременских музыкантах» тоже его.
Каждая открытка Зарубина — это маленькая сказка, чаще — новогодняя или ко дню рождения, патриотические темы не были ему близки. Как-то он попробовал нарисовать первомайскую картинку — не получилось...
Всех своих героев Владимир Иванович искренне любил. Однажды на худсовете разбирали вот эту его открытку к 8 Марта. Только леденец на палочке советские чиновники не подвергли критике. Ежик был в сапогах (мартовский снег, холодно ведь!), но члены худсовета потребовали сапоги снять (где вы видели ежа в обуви?!). Зарубин перерисовал открытку, но ему стало жаль ежа и, чтобы лапы его не мерзли, одну ножку он ему поднял, а другую поставил на мысок...
Сегодня открытки Зарубина ценятся коллекционерами — коллекционирование его работ является самостоятельной темой в филокартии.
ЗАРУБИН Владимир Иванович (1925-1996). Русский советский художник. Родился на Орловщине. В семье было трое детей: старший сын тянулся к технике, средний писал стихи, а младший Володя с детства любил рисовать. Возможно, этому способствовала большая коллекция открыток и книг с репродукциями картин, которые приносил в дом отец, инженер-путеец. Володя подолгу рассматривал картины старых мастеров, слушая объяснения взрослых, и пытался что-то рисовать сам. Один из первых его рисунков так восхитил жителей деревни, что картинку стали передавать из рук в руки. Мальчику было всего 5 лет, но наверняка кто-то из односельчан напророчил ему тогда будущее художника.
В дни Великой Отечественной войны старшие братья ушли на фронт, а Володя, которому не исполнилось и 17 лет, был угнан в Германию. Там он работал в «трудовом лагере», на одном из заводов в Руре. Жестокость, издевательства, скудная еда, страх расстрела — так заканчивалось детство будущего художника.
В 1945 году Владимир был освобожден, но остался в советской оккупационной зоне, где несколько лет отслужил в армии. После демобилизации он устроился на один из московских заводов художником. Как-то ему на глаза попалось объявление о наборе на курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Владимир Иванович решил попробовать и поступил учиться. Впоследствии из-под его пера вышли образы героев около 100 мультфильмов, среди которых любимые: «Ну погоди», «Маугли», «По следам бременских музыкантов», «Тайна третьей планеты» и многие другие.
Параллельно художник стал пробовать себя в почтовой миниатюре. В 1962 года была выпущена его первая открытка с символом того времени — веселым космонавтом.
Вот из его воспоминаний: «С детства очень люблю зверушек, птиц. Вот и сейчас на балконе кормушка с салом. Утром дятел прилетал... Насколько помню, и первый мой в жизни рисунок связан с животными и с... улыбкой: бежит лошадь, а у неё из-под хвоста «яблоки» падают. Мне пять лет тогда было, так этот рисунок по всей деревне из рук в руки переходил. Там же, в сельском доме, впервые приобщился к искусству. Отец приносил много книг по живописи, имел неплохую (а по меркам сельской местности — просто замечательную) — в пять тысяч экземпляров — коллекцию открыток».
В 1949 году Владимир Иванович начал карьеру художника: работал в Министерстве угольной промышленности, затем на заводе. В 1956 году он поступил в Московскую вечернюю среднюю школу, параллельно с учёбой занимаясь на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». С 1957 Зарубин работал аниматором в «Союзмультфильме», приняв участие в создании около сотни рисованных мультипликационных фильмов.
|
|
|
|
Художник отдавал все силы любимому делу. В 1973 году он получил звание победителя соцсоревнования на студии и первый инфаркт. Дело в том, работа советского мультипликатора была только одной стороны искусством, а с другой приравнивалась к тому же производству с планом, накладными, нарядами и так далее. К тому же его увлеченность, честность и открытость часто наталкивалась на традиционные интриги и блат. Только в конце 1970-х годов Зарубина приняли в Союз кинематографистов СССР, зато нередко называли лучшим мультипликатором страны.
|
|
|
|
Сам Зарубин считал, что занялся созданием открыток и конвертов сравнительно поздно: «Знаете, хотелось найти отдушину, ведь работа мультипликатора — изнурительная, нервная. Вот и попробовал силы сначала в «Крокодиле», «Малыше», «Изогизе». Первая почтовая открытка вышла под редакцией Юрия Ряховского. Он помог мне найти себя в почтовой графике. А уж зверушки — медвежата, зайцы, ёжики, а также гномы и другие герои — мои, только мои.
Они в самом деле узнаваемы, имеют собственное неповторимое лицо. Как раз из-за этой их оригинальности у меня бывали сложности на худсоветах. Ну, это ещё в «те» времена. Посмотрят, бывало, эскиз и начинают разбирать его с соцреалистических позиций: «А где это вы видели собаку, ходящую на двух лапах?», или: «Какой же медведь будет кричать в лесу "Ау!"?» Как объяснишь? Или вот история с весенней открыткой, на которой Ёжик преподносит Ежихе леденцового петуха. Он у меня был в сапогах, так худсовет заставил обувь с Ёжика снять. Открытку я переделал, но Ёжика стало жалко — легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу поднял, чтоб не мёрзла...
В предыдущие годы немало моих открыток и конвертов, как говорится, распушили почём зря на худсовете».
Спустя много лет Зарубин ушел со студии и занялся работой на дому.
«Приятно, конечно, что люди не оставляют без внимания мои работы, — рассказывал Владимир Иванович. — Пишут, просят побольше рисовать, а наиболее активные подсказывают сюжеты. Помогает, но разве что морально. Мне вообще трудно работать по заказу. Всё своё изобретаю сам. А рисовать тянет всегда. Даже если занемог, просто ложусь и думаю. Открытку или конверт вначале «обкатаю» в голове так, что потом на бумагу всё переходит очень быстро. Но затем перерисовываю сюжеты порой по нескольку раз: закончу, как будто, присмотрюсь — нет, не совсем то. Берусь вновь добавлять, убирать детали рисунка. Маленькая сказка в рисунке...»
|
|
|
|
|
|
В начале 1990-х годов художник начал постоянно работать с одним маленьким издательством. Со временем оно выросло, преимущественно благодаря работам Зарубина, но вскоре издатель стал задерживать оплату, а затем вообще перестал платить, требуя новых открыток. Это продолжалось более года. 21 июня 1996 года Владимиру Ивановичу сообщили по телефону, что «фирма разорилась». Через несколько часов художника не стало.
|
|
|
|
|
|
Открытки Зарубина были очень популярны среди современников: их копировали для стенгазет, срисовывали для витрин, покупали не только для почтовой рассылки, но и в собственную коллекцию. Эти открытки продолжают коллекционировать и сейчас, а в 2007 году вышел целый каталог его почтовых миниатюр. Общий тираж почтовых миниатюр Зарубина вместе с конвертами и телеграммами составил 1 588 270 000 экземпляров. Владимир Иванович Зарубин рисовал их до последнего дня своей жизни
Самый добрый художник страны был, несомненно, очень добрым человеком. Когда у Владимира Ивановича спрашивали, что является главным в его творчестве, он неизменно отвечал: «Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть это поможет людям стать чуть добрее».
Художника не стало, а его работы продолжают жить в альбомах, в коробочках, как у меня, и в воспоминаниях. В них по-прежнему тепло и доброта, лукавый взгляд их создателя и добрая улыбка.
Надеюсь, что после просмотра этих открыток вы тоже улыбнулись, а значит, в этом мире стало чуточку светлее. С наступающим!
Елена Старкова , специально для iledebeaute.ru
ЗАРУБИН Владимир Иванович (1925-1996). Русский советский художник. Родился на Орловщине. В семье было трое детей: старший сын тянулся к технике, средний писал стихи, а младший Володя с детства любил рисовать. Возможно, этому способствовала большая коллекция открыток и книг с репродукциями картин, которые приносил в дом отец, инженер-путеец. Володя подолгу рассматривал картины старых мастеров, слушая объяснения взрослых, и пытался что-то рисовать сам. Один из первых его рисунков так восхитил жителей деревни, что картинку стали передавать из рук в руки. Мальчику было всего 5 лет, но наверняка кто-то из односельчан напророчил ему тогда будущее художника.
В дни Великой Отечественной войны старшие братья ушли на фронт, а Володя, которому не исполнилось и 17 лет, был угнан в Германию. Там он работал в «трудовом лагере», на одном из заводов в Руре. Жестокость, издевательства, скудная еда, страх расстрела — так заканчивалось детство будущего художника.
В 1945 году Владимир был освобожден, но остался в советской оккупационной зоне, где несколько лет отслужил в армии. После демобилизации он устроился на один из московских заводов художником. Как-то ему на глаза попалось объявление о наборе на курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Владимир Иванович решил попробовать и поступил учиться. Впоследствии из-под его пера вышли образы героев около 100 мультфильмов, среди которых любимые: «Ну погоди», «Маугли», «По следам бременских музыкантов», «Тайна третьей планеты» и многие другие.
Параллельно художник стал пробовать себя в почтовой миниатюре. В 1962 года была выпущена его первая открытка с символом того времени - веселым космонавтом. Впоследствии Владимир Иванович иллюстрировал немало книг, но главной его любовью оставались открытки. В советское время их десятками приносили в каждый дом - традиция поздравлять по почте родственников, друзей, учителей, одноклассников, бывших соседей была сложившейся и любимой. Довольно быстро открытки Зарубина стали самыми популярными в стране. Их спрашивали на почте, за ними выстраивались очереди в магазинах, а детвора, конечно же, собирала эти открытки и писала письма художнику. Удивительно, но он находил время отвечать. Самый добрый художник страны был еще очень добрым человеком. Когда у Владимира Ивановича спрашивали, что является главным в его творчестве, он неизменно отвечал: «Может быть, мои открытки помогут людям стать чуть добрее ».
Их общий тираж вместе с конвертами и телеграммами составил 1 588 270 000 экземпляров. Владимир Иванович Зарубин рисовал их до последнего дня своей жизни, 21 июня 1996 года.
Художника не стало, а его работы продолжают жить, в них мы по-прежнему чувствуем его тепло, лукавый взгляд и добрую улыбку. Взяв в руки эти открытки, вы тоже обязательно улыбнетесь, а, значит, света и радости в этом мире чуточку прибавится. С улыбкой!
Владимир Иванович Зарубин - замечательный советский художник-мультипликатор, талантливо и плодотворно работавший также в жанре почтовой миниатюры.Яркий авторский стиль Владимира Ивановича безошибочно узнаваем каждым, кто хотя бы несколько раз видел его открытки. Все мы, «рождённые в СССР», все наши семьи почти на каждый праздник получали из разных уголков страны открытки с бесподобными и обаятельными зайками, белками, медвежатами и ежатами. На каждой карточке - маленькая добрая сценка с заботливо прорисованными деталями. У каждой мордочки - своё выражение, отвечающее сюжету. Они как живые. Наверное, поэтому мы так любим работы В.И. Зарубина.
О художнике:
Владимир Иванович Зарубин (07.08.1925 г. – 21.06.1996 г.)
Родился в деревне Андрияновка, Орловской области. Участвовал в Великой Отечественной войне. По рассказу его сына к началу войны жил с родителями в Лисичанске, откуда, когда город был захвачен немецкими войсками, был угнан в Германию и работал в трудовом лагере в Руре, откуда был освобождён американскими войсками.
После войны, с 1945 по 1949 год служил стрелком в комендатуре Советской армии. С 1949 года начал карьеру художника. Сначала работал художником в Министерстве угольной промышленности (до 1950 года), с 1950 по 1958 год был художником на заводе (сейчас НПО «Гиперон»).
В 1956 году поступил в Московскую вечернюю среднюю школу, которую окончил в 1958 году. Параллельно с учёбой занимался на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» и в Университете марксизма-ленинизма МГК КПСС.
С 1957 по 1982 год работал аниматором в «Союзмультфильме», приняв участие в создании около сотни рисованных мультипликационных фильмов. В конце 1970-х годов был принят в Союз кинематографистов СССР.
Владимир Зарубин известен также как художник поздравительных открыток (в основном, на мультипликационную тематику), рисунков на конвертах, календарей и др. Его работы ценятся коллекционерами. Коллекционирование открыток Зарубина является самостоятельной темой в филокартии. В 2007 году был издан каталог открыток Владимира Зарубина.