Нежданов певец. Биография антонины васильевны неждановой. Божественное предвидение или случайность

Живое существо не может перестать желать или чувствовать, ему просто нужно изменить качество своих желаний.

Бхагавад-гита, 2.71, комм.

Добродетель состоит не в отсутствии страстей, а в управлении ими.

Джордж Бернард Шоу

ЦИТАТЫ ОБ УМЕ

У короткого ума - длинный язык.

Аристофан

Живость ума не слишком красит человека, если ей не сопутствует верность суждений. Не те часы хороши, что ходят быстро, а те, что показывают точное время.

Л. Вовенарг

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности.

Опустите ум в глубину познания - вы поднимете сердце до небес.

Быть в восторге от самого себя и сохранять незыблемую уверенность в собственном уме - это несчастье, которое может стрястись только с тем, кто или вовсе не наделен умом, или наделен им в очень малой степени.

Ж. Лабрюйер

Как часто люди пользуются своим умом для совершения глупостей.

Ф. Ларошфуко

Мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство берет начало из контроля ума. Когда ум станет послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног.

Инаях Хан Хидаят

Ум без рассудка - это корабль без балласта и руля.

У. Уичерли

Пока сердце еще питают желания, ум сохраняет иллюзии.

Ф. Шатобриан

Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив.

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

Л. Толстой

Люди, которые, не имея своего ума, умеют ценить чужой, часто поступают умнее умных, лишенных этого умения.

В. Ключевский

Без совести и при большом уме не проживешь.

Русская пословица

Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума - в знании.

Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.

Ф. Достоевский

Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала ее не познать.

Леонардо да Винчи

Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.

Конфуций

Обычно чем больше у человека ума, тем меньше значения он ему придает.

Л. Мерсье

Уста - ворота ума. Если держать их открытыми, ум ускользнет наружу. Воображение - ноги ума. Если его не обуздать, оно уведет ум с правильного пути.

Хун Цзычен

В часы безделья ум тупеет. Используй покой, дабы постичь светоч разума. В часы поглощенности делами ум теряется. Используй светоч разума, дабы достичь покоя.

Хун Цзычен

Величайшая революция нашего поколения - это открытие того, что человек, благодаря изменению внутреннего склада ума, может изменить внешние аспекты своей жизни.

Уильям Джеймс

ЦИТАТЫ О РАЗУМЕ

Разум просвещает чувства.

Если у слепого есть знания, это лучше невежественного зрячего.

Из книги «Авеста»

Разум дороже всех богатств мира.

Из книги «Авеста»

Невежественными бывают только те, кто решаются такими оставаться.

Рассудительность - это умение обуздывать свои вожделения и страсти.

Кого Бог хочет погубить, того Он сначала лишает разума.

А. Аврелий

Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное.

А. Аврелий

Разум есть яркий свет Божественного Начала, бросающего свои направляющие лучи на ум.

Инаях Хан Хидаят

Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет.

Ф. Вольтер

Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно:

Первый - самый благородный - размышление;

Второй - самый легкий - подражание;

Третий - самый горький - опыт.

Конфуций

Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние.

А. Эйнштейн

Здоровый рассудок усматривает один только путь и следует ему; ум видит десять дорог и не знает, какую выбрать.

Мы тем более свободны, чем больше мы поступаем сообразно рассудку, и тем более порабощены, чем больше поддаемся страстям.

Г. Лейбниц

Нелегко убедить людей пользоваться рассудком вместо глаз.

Б. Фонтенель

Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, - вот цель разумной жизни.

А. Платен

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Л. Толстой

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить тобой. И тогда, когда ты оставишь свое смертное тело, ты сделаешься бессмертным, и смерть не будет иметь власти над тобой.

Разум, становясь слугой порока, орудием страстей, защитником лжи, не только извращается, но делается больным, теряя способность различать правду и ложь, добро и зло, праведное и неправедное.

В. Чаннинг

Только то, что рождено разумом и обращается к разуму, может стать духовной силой для всего человечества.

А. Швейцер

Ждать исправления зла можно не от изменения формы нашей жизни, а только от распространения доброты и разумности.

Л. Толстой

Сердце может прибавить ума, но ум не прибавит сердца.

Разумный человек гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.

Аристотель

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет.

Демокрит

Все мы плывем по волнам океана; разум служит нам компасом, а страсти - ветром, гонящим нас.

Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

Аристотель

Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он просто понимал, что неразумно живет.

В. Белинский

Великодушие сердца - лучший вдохновитель разума.

А. Бестужев-Марлинский

У нас нет даже достаточно разума, чтобы оценить свое невежество.

Б. Вербер

Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, - она-то и достойна личности.

Бальтасар

Добродетели могут принести и вред, если они не освещены светом разума.

О. Бальзак

Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.

Н. Гоголь

Цель мира в том, чтобы царствовал разум.

Что постановит страсть, то непродолжительно, мимолетно; что определит разум, в том век не раскаешься.

Э. Роттердамский

Человеческий разум есть признак высшей жизни, какую мы знаем.

Можно уступить силе, но безропотно покоряются только разуму.

Все исследуй, давай разуму первое место.

Наш век таков, что он гордится машинами, умеющими думать, и побаивается людей, которые пытаются проявить ту же способность.

Мамфорд Джонс

Уразумей, чтобы уверовать.

Августин

Авессалом Подводный

Вера вопрошает, разум обнаруживает.

Авессалом Подводный

Глупый разум по миру пускает.

Русская пословица

Глупый осудит, а умный рассудит.

Русская пословица

Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.

Знающий людей разумен, а знающий себя прозорлив.

Кто, зная много, держит себя как не знающий ничего, тот - нравственный муж.

Неистинное представляется истинным, а истинное неистинным - таково многообразие бытия. Будьте же разумны!

Конфуций

Разумный оценивает по собственному суждению, глупец доверяет молве.

Конфуций

Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

Притчи Соломона (гл. 17, ст. 27)

Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе.

Притчи Соломона (гл. 21, ст. 18)

Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.

Нельзя решить проблему с тем же сознанием, которое породило эту проблему.

А. Эйнштейн

ЦИТАТЫ О ЧУВСТВАХ

Быть чувственным - значит быть страдающим.

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.

Лукреций

Никогда не действуй в пылу страсти - все сделаешь не так. Кто не в себе, тот не отвечает за себя, страсть изгоняет разум.

Бальтасар

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Апостол Павел

Страсти в человеке постоянно бодрствуют, высматривая себе добычу; рассудок же спит, пока его не разбудят.

И. Гердер

Чувство и мысль, если хорошо взвесить, походят на слепца, несущего хромого.

Фр. Грильпарцер

Кто властвовать желает над собой,

Тот должен чувства сдерживать порой.

Человек становится беднее мыслями по мере того, как он обогащается чувствами.

Ф. Шатобриан

Доверять неразумным ощущениям - свойство грубых душ.

Гераклит

Люди, живущие только своими чувствами, - это звери.

Л. Толстой

Бессмысленные чувства - удел животных, они унижают человека.

В. Белинский

Импульсы и эмоции ничего не объясняют, они всегда проистекают или из мощи тела, или из немощности духа.

К. Стросс

Всякое чувство имеет тенденцию перейти в вожделение или отвращение.

В. Дильтей

Человек, который может делать все, что захочет, будет скоро делать то, чего не следует.

Велес де Гевера

Чувства ненадежны.

И. Сайкаку

Страсти не только не позволяют видеть данный предмет со всех сторон, они еще и обманывают нас, показывая нам предмет там, где его нет.

Гельвеций

Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность.

У. Шекспир

Если человек никогда не владеет своими чувствами, он должен владеть своими выражениями.

Аристотель

Много эмоций - мало разума.

Только обуздавший свои чувства аскет может поститься на пиру, быть здравым и хладнокровным наедине с женой и жертвовать, будучи богатым.

Чанакья Пандит

Владей своими страстями, или они овладеют тобою.

Стена эмоций загораживает человеку внешний и внутренний мир одновременно.

Авессалом Подводный

Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди

Печален конец всех страстей.

В момент, когда мы начинаем чувствовать, мы перестаем предаваться мудрым размышлениям.

Э. Д. Булвер-Литтон

Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все - дурны, когда мы им подчиняемся.

Ж.-Ж. Руссо

Люди следуют удовольствиям, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

Б. Паскаль

О счастье познания! Насколько оно выше радости воображения и чувства.

Х. Борхес

Любит, потому что любит, не любит, потому что не любит, - логика чувств и страстей коротка.

Х. Борхес

Иллюзия - это, в сущности, не чувственный мир, а его зло, которое, однако, для наших глаз и составляет чувственный мир.

Освободись, о сердце, от плена чувств земных, от радостей любовных, от горестей пустых.

Иди к дервишам, сердце, присядь на их порог, и ты, быть может, станешь святым среди святых.

Омар Хайам

Терпение и время дают больше, чем сила или страсть.

Ж. Лафонтен

Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.

Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.

Ж.-Б. Мольер

Наши эмоции обратно пропорциональны нашим знаниям: чем меньше мы знаем, тем больше распаляемся.

Б. Рассел

Страсти - это пресмыкающиеся, когда они входят в сердце, и буйные драконы, когда они уже вошли в него.

Гельвеций

Вспыльчивый никогда не познает истину.

Восточная мудрость

Нет греха тяжелее страстей.

Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждений, ибо лишь серьезный и вдумчивый достигает великого счастья.

Восточная мудрость

У сдержанного человека меньше промахов.

Конфуций

Движущая сила развития современной цивилизации - наслаждение, но принцип наслаждения в конечном счете разрушает сам себя.

Чем больше человек стремится к наслаждениям, тем больше он отдаляется от цели быть счастливым.

В. Франкл

Нет наслаждения, которое бы в конце концов не приводило к пресыщению.

Плиний Старший

ЦИТАТЫ ОБ ЭГО

Влюбленный в себя не может быть способен на подлинную любовь. Эгоизм - это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи.

В. Сухомлинский

Эгоизм - это первопричина рака души.

В. Сухомлинский

Эгоизм - такой отвратительный порок, который никто не простит в другом человеке и никто не признает в самом себе.

Эго не враг тебе, это иллюзия того, как ты думаешь кем являешься.

Упанишады

Невозможно обрести умиротворение, пока не встанешь на путь служения другим и самопожертвования.

Г. Ван-Дайк

Человеку не дано понимать, если в нем нет любви, и не дано узнавать, если он не жертвует собой.

A. Ленорман

Главное и величайшее невежество состоит в незнании самих себя.

Эгоизм записывает чернилами сделанное ему зло и карандашом - сделанное ему добро.

Все, что окружает эгоиста, представляется ему лишь рамкой для его портрета.

Ж. Пети-Сан

Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками.

В. Ключевский

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Из всех страстей человеческих сильнейшая - самолюбие, которое, будучи оскорблено, никогда не прощает.

B. Белинский

Эгоизм заставляет нас стремиться к тому, чтобы нравиться другим.

К. Брентано

Жить только для себя есть злоупотребление.

У. Шекспир

Ни на что не годится тот, кто годится только для самого себя.

Ф. Вольтер

Самая почетная победа - та, которую одерживают над эгоизмом.

Жить только для себя - позор.

А. Островский

Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других.

Если человек любит только себя, то с приходом тяжелых жизненных испытаний он проклинает свою судьбу и переживает страшные муки.

Ф. Дзержинский

Эгоизм умерщвляет великодушие.

Ф. Достоевский

Братолюбие живет тысячью душ, себялюбие - только одной, и притом очень жалкой.

М. Эбнерэшенбах

Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить?

Лука (гл.9; ст. 25)

Эгоисты капризны и трусливы перед долгом: в них вечное трусливое отвращение связать себя каким-нибудь долгом.

Ф. Достоевский

Пока наше временное «я» стремится к вечной жизни, мы будем терпеть поражение, так же как раковая клетка. Раковая клетка отличается от обычной завышенной оценкой своего Эго.

Отчего светильник погас? - Я закрыл его плащом от ветра. Отчего цветок увял? - Я жадно прижал его к груди. Отчего ручей обмелел? - Я запрудил его, чтобы он служил мне. Отчего струна на арфе порвалась? - Я попытался извлечь из нее звук, превышающий ее силу.

Д. Фроули

Есть много вер, и все не схожи.

Что значит ересь, грех, ислам?

Любовь к тебе я выбрал, Боже.

Все прочее - ничтожный хлам.

Отказываясь жить для себя, не поддавайся сомнениям. Если позволишь сомнениям завладеть тобой, будешь стыдиться своих возвышенных намерений. Делая добро людям, не требуй от них благодарности. Если будешь требовать от них благодарности, твое желание сделать добро причинит вред.

Хун Цзычен

Для того чтобы успешно осуществлять свою миссию, мы должны всячески помогать другим людям на их пути. Помогая другим, мы помогаем себе. Установление и поддержание отношений с другими людьми блокируется, когда мы лелеем собственную уникальность до такой степени, что оказываемся полностью поглощенными своим эгоцентрическим миром.

М. Ньютон

Любить - значит осознанно учиться любить себя, то есть свою истинную духовную суть. Те, кто не могут позаботиться о себе, не могут ничего дать другим.

Д. Фэйворс

Иллюстрации

Если рассмотреть схему развития сознания современного общества, то мы увидим, что вся деятельность человека основана на потребностях чувств, и лишь незначительное место отводится разуму, где он пытается предупредить о том, что чрезмерное употребление алкоголя навредит вашему здоровью.

Ум придумывает новые и новые варианты чувственных наслаждений, развивая маниакальные тенденции. Постепенно он сходит с ума под влиянием усиленных им же желаний. Так, человек, вырастивший в своем доме льва, бывает убит своим же питомцем. «Окультуривая» свое сумасшествие, ум создает отвратительные зрелища при помощи высококачественной техники в престижных «высококультурных» помещениях.

Мартти Ларни

Войдя в новое грубое тело, живое существо получает новые уши, глаза, язык, нос и кожу (орган осязания). Все эти чувства расположены вокруг ума, и с их помощью живое существо наслаждается доступными им объектами чувств.

Бхагавад-гита, 15.9

Жажда наслаждений делает жестоким.

«Свободные» чувства заставляют человека быть все более и более откровенным в своих порочных желаниях. Это культура голых тел, драк, секса, разврата и насилия, культура, порождающая деградацию личности.

Луна, отражаясь в воде, приобретает качество воды. Отражаясь в топленом масле, приобретает качество масла, похожее на золотой туман. А отражаясь в мраморе, приобретает рисунок мраморного узора.

Так же и душа, входя в органы чувств, оказывается окутанной этими чувствами. Войдя в атмосферу ума, она чувствует на себе его мысли и настроения. А войдя в разум, душа, наконец, может увидеть разницу между собой и своим отражением и познать себя.

  • Наша судьба создается нашими чувствами; ход жизни определяется тем, во что верит сердце, а не тем, что думает разум. Карл А. Хэммершлаг
  • Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы.
  • Любовь есть торжество сердца над разумом. Анатолий Рахматов
  • Не нужен мне путь к Вашему сердцу - лучше покажите мне дорогу к Вашему разуму. Яна Джангирова
  • Сердце, воображение и разум - вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой. Константин Паустовский
  • Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое; нравственное, имеющее предметом образование сердца, и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума. Николай Иванович Новиков
  • Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие - сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств. Петр Яковлевич Чаадаев
  • Разум разбирается только в том, в чем уже удостоверилось сердце. Борис Кригер
  • Приучи свой разум к сомнению, а сердце к терпимости. Георг Кристоф Лихтенберг
  • Я удивлялся тому, какими беспомощными оказываются наш разум, наш рассудок, наше сердце, когда нам нужно произвести малейшую перемену, развязать один какой-нибудь узел, который потом сама жизнь распутывает с непостижимой легкостью. Марсель Пруст
  • L’esprit cherche et c’est le coeur qui trouve.- Разум ищет, и только сердце находит.
  • Где взять капитал? В разуме у человека активы создаются, а в его сердце – сберегаются. Константин Мадей
  • Истинная нравственность растет из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Виссарион Григорьевич Белинский
  • Это был постоянный конфликт ее сердца и его разума. Яна Джангирова
  • Рассудительная женщина недолжна выходить замуж без согласия своего разума и заводить любовника без согласия своего сердца. Нинон де Ланкло
  • Книги согревают разум, любовь - душу, мечты - сердце, деньги - карман. Юрий Татаркин
  • Самый первый путь всегда самый верный, ибо он по зову сердца, остальные пути лишь ошибки разума. Вавилин Андрей Валерьевич
  • Одни люди привносят в мир голос разума, другие голос сердца, а третьи только звуки пищеварительного тракта. Стас Янковский
  • Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, - она-то достойна личности. Балътасар Грасиан-и-Моралес
  • К сердцу всегда следует прислушиваться, действовать же - согласно с разумом. Анатолий Рахматов

Нежданова А. В.

Антонина Васильевна (4 (16) VI 1873, дер. Кривая Балка, ныне в черте г. Одессы - 26 VI 1950, Москва) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1936). Доктор искусствоведения (1944). Герой Труда (1925). Родители Н., сельские учителя, любили лит-ру, музыку, нар. песни. Отец Н. играл на скрипке, руководил любительскими хорами. Одарённость Н. проявилась в раннем детстве- с 7 лет она пела (часто солировала) в церковном и сельском хорах. После окончания гимназии Н. работала в Одесском гор. женском уч-ще. Посещала спектакли с участием гастролировавших в Одессе знаменитых рус. и итал. певцов (М. И. Фигнер, М. Батти-стини, Дж. Гальвани), пела (гл. обр. нар. песни) на любительских вечерах, в благотворительных концертах. В 1899 Н. была принята в Моск. консерваторию в класс У. Мазетти (занималась с ним даже во время летних каникул). Позднее, будучи известной певицей, разучивала с Мазетти новые партии. Ещё студенткой консерватории Н. обратила на себя внимание знатоков и любителей вок. иск-ва. Так, её консерваторские выступления посещал А. Н. Скрябин, в то время профессор консерватории, высоко ценила талант Н. семья И. М. Сеченова, в доме к-рого она встречалась с выдающимися деятелями рус. науки, культуры. В 1902, блестяще окончив консерваторию, Н. дебютировала на сцене Большого т-ра в партии Антониды (в том же году впервые выступила и как конц. певица). В течение первых сезонов исполнила свои лучшие партии - Джильда, Людмила (1902), Розина, Лакме (1903), Церлина (1905), Царица ночи, Волхова, Татьяна (1906), Снегурочка (1907), Эльза (1908), Шемаханская царица (1909), Мими (1911). В 1912 с успехом гастролировала в Париже (т-р "Гранд-Опера"; её партнёрами были Э. Карузо, Титта Руффо), познакомилась здесь с композиторами П. Масканьи, Дж. Пуччини, дир. А. То-сканини. Вернувшись на родину, выступила в новых партиях - Филина ("Миньон", 1912), Манон (1915), Марфа (1916), Иоланта (1917). С этого времени певица прочно входит в ряды мировых корифеев вок. иск-ва. Большое влияние на творчество Н. оказало общение с С. В. Рахманиновым (посв. ей "Вокализ"), дирижировавшим операми в Большом т-ре и аккомпанировавшим Н. в концертах, Ф. И. Шаляпиным и особенно с Л. В. Собиновым. Дуэты Н. и Собинова вошли в историю муз. т-ра как образец совершеннейшего по своей гармоничности воспроизведения на сцене созданий оперной классики. С Собиновым Н. связывала общность художеств. интересов и взглядов, любовь к иск-ву, тесная личная дружба. Обладая блестящими природными вок. данными - свежим, кристальной чистоты сопрано нежного тембра, Н. в результате серьезных и упорных занятии достигла полнейшей свободы пения, полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозной колоратуры, художеств. завершенности муз.-сценич. образов. Ее иск-во было овеяно "искренней простотой и настоящим душевным благородством" (В. И. Немирович-Данченко). Много работая над сценич. воплощением партии, Н. гл. внимание уделяла вок. образу. Выдающийся музыкант, она умела глубоко вскрыть замысел композитора. Певица тщательно работала над звуковой окраской, интонацией каждой муз. фразы, добивалась соответствия звучания драм. ситуации и характеру героини в целом. В ее художеств. палитре - рус. распевность, широкая задушевная лирика, тепло простых и ясных интонаций (Татьяна, Антонида, Марфа), светлое звучание колоратур (Джильда) и их загадочно-таинственная, порой зловещая и вместе с тем ироничная окраска (Шемаханская царица). Огромным вкладом в историю рус. оперной сцены были партии Н. в операх Н. А. Римского-Корсакова. Высокой сценич. культурой отмечены партии Н. в произв. зап.-европ. оперной классики. Работая над ними, певица пользовалась советами M. H. Ермоловой, К. С. Станиславского, Ф. И. Шаляпина. В ее обширный конц. репертуар входили произведения Римского-Корсакова, Рахманинова, М. А. Балакирева, П. И. Чайковского, M. M. Ипполитова-Иванова (посвященные ей "Четыре провансальские песни"), H К. Метнера, И Ф. Стравинского, А. Скарлатти, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, P Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, М. Равеля, К. Дебюсси, русские и украинские народные песни. Н. была одной из первых и постоянных участниц так называемых исторических концертов, организованных в Москве С. H Василенко; выступала в ансамбле с аккомпанировавшими ей А. С. Аренским, А К. Глазуновым, А. Н. Скрябиным, пропагандируя русскую и западноевропейскую камерную вокальную музыку.
В сов. время особенно широко развернулась муз.-обществ. деятельность Н. Она участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. С 1924 систематически выступала на радио. Концертировала за рубежом (1922) и в городах СССР (с 1919 постоянным аккомпаниатором Н. был ее муж - Н. С. Голованов). Исполнила на сцене Большого т-ра ряд новых партий: Царевна-лебедь (1920), Парася ("Сорочинская ярмарка", 1925), Нинетта ("Любовь к трем апельсинам" Прокофьева, 1927). С 1936 вела педагогич. работу, сначала в студии Большого т-ра, затем в Оперной студии К. С. Станиславского. С 1943 профессор Московской консерватории. Гос. премия СССР (1943).
Сочинения : Страницы жизни Отрывки из воспоминаний, "МЖ", 1960, No 12. Литература : Поляновский Г., А. В. Нежданова, M. -Л., 1944; его же, А. В. Нежданова, M, 1970; Львов M., А. В. Нежданова, M., 1952; его же, А. В. Нежданова, в сб.: Русские певцы, M., 1965; Подольская В., А. В. Нежданова и ее ученики (Заметки концертмейстера), M., 1960; Антонина Васильевна Нежданова, Материалы и исследования, M., 1967. Г. А. Поляновский.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Нежданова А. В." в других словарях:

    Нежданова, Антонина Васильевна Антонина Васильевна Нежданова фото Карла Фишера, 1911 Основная информация Дата рождения … Википедия

    Антонина Васильевна (1873 1950), певица (лирико колоратурное сопрано). С 1902 в Большом театре (выступала свыше 30 лет). Обладала кристально чистым, нежным тембром голоса. Создала вокально сценические образы, исполненные благородной простоты и… … Современная энциклопедия

    Антонина Васильевна (1873 1950), певица (лирико коло ратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейшая представительница русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала св … Русская история

    Антонина Васильевна , русская советская певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой… …

    Псевд. драмат. писательницы Мар. Ник. Ананьевой. {Венгеров} …

    Нежданова А. В. - НЕЖДÁНОВА Антонина Васильевна (1873–1950), певица (лирико колоратурное сопрано), нар. арт. СССР (1936), д р иск ведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейшая предст. рус. вок. школы. С 1902 в Большом т ре (выступала св. 30 лет). Партии:… … Биографический словарь

    Русская советская певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Родители Н.… … Большая советская энциклопедия

    - (1873 1950), сов. певица (лирико колоратурное сопрано), крупнейшая представительница русской вокальной школы. Н. исполняла мн. романсы на слова Л.: «Песнь рыбки» и «Я видал иногда» А. С. Аренского, «Морская царевна» А. П. Бородина, романс Нины из … Лермонтовская энциклопедия

    - (1873 1950) российская певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейший представитель русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала св. 30 лет).… … Большой Энциклопедический словарь

    Арт. оперы (лирико колор. сопрано), камерная певица, педагог. Нар. арт. СССР (1936). Герой Труда (1925). Доктор искусствоведения (1944). Род. в семье учителей, где любили… … Большая биографическая энциклопедия

Антонина Васильевна родилась шестнадцатого июня тысяча восемьсот семьдесят третьего года, в деревне "Кривая Балка", что под Одессой, в семье сельских преподавателей. Советская оперная певица, ставшая великой, обладала многочисленными государственными наградами, имела почетное звание "Царица Русской Сцены". Так ее называли до момента присвоения ей в тысяча девятьсот тридцать шестом году звания "Народной артистки СССР".

Творческий путь этой женщины – блистательный пример необычного таланта от природы, смешанного с потрясающей самоотдачей, и образец настоящего патриотизма. Для Неждановой не было важнее и желаннее сцены, чем подмостки Большого театра. Зритель был для нее всегда в неоспоримом авторитете. Советское искусство она защищала настойчиво, не давая затронуть его новым течениям и желающим внести новшества. Наслаждаться гениальным творчеством Антонины посчастливилось не одному поколению. Иными словами, ее время было принято считать легендарным. Волшебный голос Антонины Неждановой надежно закрепил за собой заслуженную нишу в золотом фонде исполнителей мировой оперы.

Биография и семья

Все семейство девочки занималось музыкой и пением, собираясь вечерами вместе. Свой врожденный дар Антонина начала развивать еще в детстве, в возрасте семи лет, когда пела в хоре местной церкви, посещала театры и исполняла различные песни с друзьями. Послушать божественный голосок юного дарования хотелось большинству зрителям, которые вскоре прозвали маленькую певицу "канареечкой".

Поступив в Одесскую гимназию, Тоня Нежданова начала выходить на сцену сольно, будучи ученицей пятого класса. Отца детей не стало довольно рано, и девочке пришлось самостоятельно подрабатывать, чтобы найти деньги на учебу, одновременно помогая матери содержать остальных детей. Преподаватели училища помогли устроиться Тоне на должность в качестве младшей учительницы. Она бы могла проработать в этом училище всю жизнь, если бы не внезапная поездка в Санкт-Петербург.
Антонина мечтала овладеть певческим искусством, получив высшее образование, и выступать на большой сцене.

Когда ей исполнилось двадцать шесть лет, девушка поступила в Московскую консерваторию, где через три года окончила учебу с золотой медалью. Девушке повезло, что ее прекрасный голос решился пустить под свою огранку великолепный мастер и профессор Мазетти. Он весьма бережно относился к таланту Неждановой, и она, в свою очередь, отвечала ему верностью как к своему педагогу. Несмотря на свои грандиозные успехи, Антонина брала уроки вокала с Мазетти почти двадцать лет, пока его не стало в тысяча девятьсот девятнадцатом году.

Любимая работа

После выпуска из консерватории, Нежданова отклонила приглашение в знаменитый Мариинский театр, оставшись в Большом, ведь петь на той сцене было ее заветной мечтой. Однажды удача улыбнулась и помогла ей получить дебют. Певица выступила со сложной партией Антониды. Этот момент в жизни стал для Антонины Неждановой отправной точкой. И всего лишь за один спектакль, поклонники оперного искусства с гордостью констатировали, что в творческих небесах взошла новая самобытная звезда. Зрители восприняли молодую исполнительницу очень хорошо, и она была приглашена в состав театральной труппы, после чего ей досталась партия Джильда.

Существует интересный факт того, Нежданова не изменяла своим предпочтениям и не исполняла то, что не подходило под ее голос, только чтобы получить какую-то роль. Она не бралась за такие как партия Венеры в опере «Тангейзер» и Даши во «Вражьей силе». Вклад певицы в оперное наследие был окрашен утонченным вкусом и сдержанностью.

За два года до своей смерти Антонина Васильевна впервые испытала неописуемые ощущения от полета на самолете. Когда воздушное судно поднялось на высоту четырех тысяч метров, у нее оставался только восторг. Все переживаемые эмоции певицы помогали в насыщении ее искусства идейным содержанием. Об этом она говорила в своих записях.
Музыкально-общественная деятельность Антонины Неждановой набрала свою широкую известность после Октябрьской революции. Нежданова была одной из первых, кто начинал выступать в различных концертах-митингах, в шефских концертах для рабочих и крестьян, а также воинов Красной Армии. Начиная с тысячи девятьсот двадцать четвертого года, она регулярно принимала участие в концертах советского музыкального радиовещания.

На протяжении всей своей творческой жизни Нежданова исполнила, в общей сложности, примерно семьсот композиций русских и зарубежных авторов. Ее партнерами по сцене были популярные и известные всему миру певцы. Выступления певицы проходили в сотрудничестве с выдающимися композиторами. Природная уникальность вокальных данных Неждановой была украшена не только тщательно отточенной техникой, но и тембральным очарованием, простой одухотворенностью и легкостью исполнения. Композиторы тех лет высоко ценили ее за полнейшее и четкое понимание смысла в произведениях, умение прочувствовать его не только морально, но и духовно.

Незабываемые встречи

В личных архивах жизни певицы был освещен момент, когда Сергей Рахманинов, что очень сдержанный в своих чувствах, во время выступления Антонины Неждановой импровизационно стал аккомпанировать ей на сцене. Бернард Шоу был в таком большом потрясении, что даже после выступления русской дивы, написал ей в своем обращении о том, что ее талант - это лучшее, что ему доводилось слышать когда-либо.

Зарубежные поклонники прозвали Антонину "русским соловьем". Ей стали приходить приглашения на зарубежные гастрольные выступления. Но увы, Нежданова всегда была верна своей родной стране и лишь советской публике. Сердце и непревзойденный талант женщины навсегда принадлежал лишь родине. Эпоха великой оперной певицы закончилась вместе с ее кончиной двадцать шестого июня тысяча девятьсот пятидесятого года.

На сегодняшний день имя великой певицы увековечено в Одесской государственной музыкальной академии и на одной из улиц родного города Антонины. Мемориальная доска в честь Неждановой установлена на улице Льва Толстого, на самом здании школы, где училась сама Антонина Васильевна.

Арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица, педагог.

Нар. арт. СССР (1936). Герой Труда (1925). Доктор искусствоведения (1944). Род. в семье учителей, где любили музыку, литературу, нар. песни (отец певицы играл на скрипке, рук. любительскими хорами).

С семи лет солировала в церковном и сельском хорах. В 1883-91 училась в одесской Мариинской гимназии (в 1885 одновременно обучалась игре на ф-п. в Муз. уч-ще), по окончании к-рой преподавала рус. и нем. языки в Одесском гор. женском уч-ще. В этот период посещала оперные спектакли с участием М. и Н. Фигнеров, Л. Яковлева, Л. Тетраццини, М. Баттистини, Дж. Гальвани.

Нек-рое время брала уроки пения у С. Рубинштейн, выступала в благотворительных концертах, на любительских вечерах, где гл. обр. пела нар. песни. Пению обучалась в 1899-1902 в Моск. конс. (кл. У. Мазетти, позднее под его рук. разучивала новые партии), к-рую окончила с малой золотой медалью.

В студенческие годы неоднократно участвовала в концертах, где обратила на себя внимание знатоков и любителей вокального искусства, в т. ч. А. Скрябина и В. Сафонова.

Познакомившись в 1900 с семьей И. Сеченова, пела в его доме перед выдающимися деятелями рус. науки и культуры.

Впервые на оперной сцене выступила 16 апр. 1900 в партии Миссис Форд ("Виндзорские кумушки", консерваторский спектакль, Большой т-р). Летом 1901 вместе с У. Мазетти посетила Италию.

В 1902-34 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Антониды).

Гастролировала в Петербурге (Мариинский т-р, 1908, 1911, 1915, 1916; Нар. дом, 1915, 1916), Киеве (1909), Париже ("Гранд-Опера", 1912, пела в "Риголетто" в ансамбле с Э. Карузо и Т. Руффо; здесь встречалась с П. Масканьи, Дж. Пуччини, А. Тосканини), Ташкенте и Самарканде (1924), Свердловске (1929). Обладала красивым, лиричным, ровным во всех регистрах голосом нежного тембра и широкого диапазона (до Фа, соль 3-й октавы), блестящей виртуозной колор. техникой, безупречной интонацией.

Исп. отличалось драм. выразительностью, естественностью, "искренней простотой и настоящим душевным благородством" (В. Немирович-Данченко).

Создавая муз.-сцен. образы, уделяла большое внимание звуковой окраске, интонации каждой муз. фразы. В процессе работы над ролями пользовалась советами Л. Собинова - своего постоянного партнера, Ф. Шаляпина (в партиях Розины - "Севильский цирюльник" Дж. Россини и Маргариты - "Фауст"), К. Станиславского.

В ее обширный и разнообразный (лирич., романтич., комич., сказочный) репертуар входили 16 партий рус. композиторов и 21 - зарубеж. 1-я исп. партий - Забавы Путятичны ("Добрыня Никитич"), Франчески ("Франческа да Римини" С. Рахманинова), Герды ("Оле из Нордланда"), Параси ("Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского; ред. и инструментовка Ю. Сахновского); в Большом т-ре - Шемаханской царицы ("Золотой петушок"), Волховы ("Садко"), Марфы ("Царская невеста"), Царевны ("Кащей бессмертный"), Нинетты ("Любовь к трем апельсинам"), Лейлы ("Искатели жемчуга"), Манон ("Манон"); на рус. сцене - Утраты ("Зимняя сказка"). Создала целую галерею разнохарактерных худож. образов, среди к-рых Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Волхова, Снегурочка (1907, в работе над партией помогали режиссеры В. Лосский, Л. Сулержицкий и худож. К. Коровин), Шемаханская царица (1909, партию готовила с балетмейстером М. Мордкиным), Марфа ("Царская невеста", 1916; считала своей лучшей ролью), Иоланта (1917; Н. специально посетила лазарет для слепых, где изучала их движения; эта роль по силе худож. впечатления стала одной из вершин ее творчества), Царевна Лебедь (1913), Джильда, Лакме (партию готовила с М. Ван Зандт), Виолетта (сцен. подготовку партии проходила с Э. Павловской, позднее с М. Ермоловой), Мими ("Богема", работала над сцен. воплощением образа также вместе с М. Ермоловой), Эльза ("Лоэнгрин", в исп. партии внесла лирическую интонацию; вместе с Л. Собиновым открыла "новую эпоху в сценической истории вагнеровских образов"). Др. партии: Ольга ("Русалка"), Татьяна, Царица ночи, Констанца, Микаэла, Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Офелия, Филина, Маргарита Валуа, Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"). Партнеры: Г. Бакланов, С. Власов, И. Ершов, М. Каракаш, А. М. Лабинский, М. Максаков, С. Мигай, Н. Озеров, В. Петров.

Пела п/у И. Альтани, Н. Голованова, М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, А. Никита, Д. Похитонова, С. Рахманинова, В. Сука. Н. была также замечательной камерной певицей.

Постоянно выступала в симф. концертах в Москве (с 1902) и Петербурге (с 1907), где пела п/у Сафонова (1905, 1917), С. Кусевицкого (1910, 1919), Э. Купера (1911); была одной из первых участниц "Исторических концертов" в Москве п/у С. Василенко.

В 1912 и 1913 вместе с клавесинисткой В. Ландовской пела в концертах старинной музыки.

Часто в концертах певице аккомпанировали А. Аренский, А. Глазунов, А. Скрябин, С. Танеев, С. Рахманинов; постоянным аккомпаниатором в ее камерных выступлениях был Н. Голованов.

С 1911 гастролировала во многих городах России (Одесса, Харьков.

Киев. Саратов, Казань, Смоленск, Минск, Тбилиси, Баку и др.) и за рубежом (в 1922 совершила турне по городам Прибалтики, Германии, Польши и Чехословакии; в течение девяти мес. дала 41 концерт).

После 1917 принимала активное участие в шефских концертах для рабочих, крестьян, красноармейцев, с 1924 выступала на радио. Последний концерт певицы состоялся в 1937. В годы Великой Отечественной войны много пела в госпиталях.

Обширный и разнообразный камерный репертуар певицы включал св. 700 произв.

В него вошли соч. А. Скарлатти, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, М. Равеля, К. Дебюсси, А. Даргомыжского, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова (посвятил Н. "Вокализ"), М. Ипполитова-Иванова (посвятил Н. "Четыре провансальские песни"), Н. Метнера, И. Стравинского, С Василенко (1-я исп. цикла "М аорийские песн и", 11 февр. 1917), Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, З. Левиной, нар. песни (рус., укр., белорус., тат., чеш., нем., испан., норвеж., франц.). В 1936 (янв. - май) преподавала в Оперной студии Большого т-ра, с дек. того же года по май 1941 и в 1943 - в Оперно-драм. студии им. К. С. Станиславского.

В 1943-45 и 1947-50 проф. Моск. конс. Ученики: Р. Атакишев.

А. Выспрева, Л. Гриценко, Г. Долидзе, В. Нечаев, А. Огнивцев.

Н. вела активную муз.-общ. деят-сть. Пред. жюри Всесоюзных конкурсов и смотров вокалистов (1938, 1945, 1949), принимала участие в работе различных муз. и театр. комиссий и советов.

Записывалась на грампластинки в Петербурге ("Пате", "1904; "Граммофон", 1913) и Москве ("Граммофон", 1906, 1907, 1910-15); на первых дисках - в ансамбле с У. Мазетти.

Награждена орденами Ленина (1937), Трудового Красного Знамени (1933), медалями.

Гос. премия СССР (1943). Имеется портрет певицы худож. Ф. Захарова (1951). В 1951 оперному кл. Моск. конс. было присвоено имя певицы.

Ее именем названы организованный при Доме актера ВТО муз. кружок (1951), вокально-творческий кабинет (1952). В 1973, к 100-летию со дня рождения Н., был выпущен почтовый конверт с ее портретом.

В 1980 по заказу СССР в Югославии был построен теплоход "Антонина Нежданова". Соч.: А. В. Луначарский // Совр. театр. 1927. № 11; Память о художнике (совм. с Н. С. Головановым) [о Л. В. Собинове] // Сов. искусство. 1934. № 148; Певец-художник [о Л. В. Собинове] // Музыка. 1937. № 12, Заметки певицы // Сов. искусство. 1938. № 171; Из воспоминаний // Сов. музыка. 1952. № 6; Русские певцы // Василий Родионович Петров: Сб. статей и материалов. - М., 1953; Первый настоящий оперный режиссер // Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары.

Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. - М., 1959. С. 300-302; Страницы жизни: Отрывки из воспоминаний // Муз. жизнь. 1960. № 12. С. 17; Блестящий талант [о Л. В. Собинове] // Муз. жизнь. 1962. № 13; Воспоминания // Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. - М., 1967; К 30-летию сценической деятельности Н. Обуховой // Надежда Андреевна Обухова: Воспоминания.

Статьи и материалы. - М., 1970. С. 121 - 122. Лит.: Королевич В. Нежданова. (Очерк-характеристика). - М., 1928; Поляновский Г. А. В. Нежданова. - М.; Л., 1944; Его ж е. А. В. Нежданова. - М., 1970; Его же. В доме "русского соловья" // Сов. музыка. 1973. № 1. С. 141 -142; Его же. Великая русская певица // Муз. жизнь. 1973. № 11. С. 15-17; Львов М. А. В. Нежданова. - М., 1952; Его ж е. А. В. Нежданова //Львов М. Русские певцы. - М., 1965; Власов В. Три автографа // Муз. жизнь. 1959. № 7; Его же. Ариозо Иоланты // Там же. 1965. № 8; Подольская В. А. В. Нежданова и ее ученики. (Заметки концертмейстера). - М., 1960; Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. - М., 1967. С. 519-525; Серебрякова Г. Душа музыки: Страницы воспоминаний // Лит. Россия. 1967. 16 июня; Ее же. А. В. Нежданова и Н. С. Голованов // Серебрякова Г. И. О других и о себе: Новеллы. - М., 1968. С. 309-326; Генина М. Не смолкли "звуки чудных песен" // Веч. Москва. 1970. 10 янв.; Варваци Е. Великая русская певица// Муз. жизнь. 1971. № 4. Иноземцева Г. Свидание с Орфеем // Культура и жизнь. 1971. № 6. С. 37-39; Гужова В. А. В. Нежданова // Гужова В. Спогади. - Київ, 1971; Pайдма Э. Миссия Антонины Неждановой // Сов. Эстония. 1972. 3 дек.; Примеров Б. Русский соловей // Лит, Россия. 1973. 15 июня; Брайнина Р. Русский соловей // Веч. Москва. 1973. 15 июня; Соколов Н. "Русский соловей" // Сов. культура. 1973. 15 июня; Бэлза И. Она была великой певицей // Моск. комсомолец. 1973. 16 июня; Козловский И. Нежданова // Сов. Россия. 1973. 16 июня; Рунов Б. Пленительный талант // Моск. правда. 1973. 16 июня; Фокина М. Гордость русской оперной сцены // Туркменская искра (Ашхабад). 1973. 16 июня; Евтушенко Д. Великая певица // Правда Украины (Киев). 1973. 16 июня; Прянишникова Д. Прославленная русская певица // Сов. Молдавия (Кишинев). 1973. 16 июня; Свешников А. Великая артистка // Труд. 1973. 17 июня; Apxипова И. Великая русская певица // Сов. артист. 1973. 29 июня; Шпиллер Н. Учиться у нее мастерству // Сов. музыка. 1973. № 9; Лемешев С. Чудо искусства // Там же. С. 75-76; Из писем А. В. Неждановой к Н. С. Голованову // Там же. С. 76-84; Петрова Ф. А. В. Нежданова - педагог // Муз. жизнь. 1973. № 11; Костецкий Е. В квартире-музее // Театр. жизнь. 1973. № 12; Глиэp P. M. Мои встречи с А. В. Неждановой // Р. М. Глиэр. Статьи и воспоминания. - М., 1975. С. 141 -143; Мигай С. Рождена для пения // Сов. культура. 1976. 21 мая; Киселев В. Антонина Васильевна Нежданова // Мастера Большого театра.

Народные артисты СССР. - М., 1976; Александров М. В доме Неждановой // Огонек. 1977. № 10; Его же. Люди как люди. - М., 1980. С. 20-27; Hopцов П. Дивное звучание // Театр. жизнь. 1983. № 14. Нежданова, Антонина Васильевна Род. 1873, ум. 1950. Певица (лирико-колоратурное сопрано).

Выпускница Московской консерватории (класс У. М. Мазетти, 1902). На сцене с 1900. Всю жизнь проработала в Большом театре (с 1900 г., 1902-48 гг. солистка).

Вела активную гастрольную деятельность, пела на сценах крупнейших театров мира (Мариинский, "Гранд-Опера", "Ковент-Гарден", опера Монте-Карло, театр в Кремоне и др.). Партии: Парася ("Сорочинская ярмарка"), Нинетта ("Любовь к трем апельсинам"), Антонида ("Иван Сусанин"), Марфа ("Царская невеста"), Людмила ("Руслан и Людмила"), Волхова ("Садко"), Шемаханская царица ("Золотой петушок"), Виолетта ("Травиата"), Эльза ("Лоэнгрин"), Герхильда ("Валькирия"), Джильда ("Риголетто") и др. Участница "Исторических концертов" С. Н. Василенко.

Преподавала в Оперной студии Большого театра (с 1936), Московской консерватории (с 1943, профессор).

Герой Труда (1925). Народная артистка СССР (1936). Лауреат Государственной премии СССР (1943).