Нестор кукольник биография. Все стихи нестора кукольника. Чего весь Рим на Ветряной Горе

КУКОЛЬНИК Нестор Васильевич родился в семье профессора Педагоги­ческого института - драматург и поэт.

Детство его прошло в име­нии отца в Виленской губернии, откуда он в 1820 переехал в Нежин учиться в гимназии высших наук. В лицее Нестор Васильевич был первым по своим успе­хам, много читал, писал стихи, песни, дра­мы, редактировал журнал «Звезда», играл в самодеятельном гимназическом театре, раз­деляя актерскую славу при отличном ис­полнении «Недоросля» (Кукольник- Митрофан) с Гоголем, блестяще сыгравшим Простакову.

В известном «деле о вольнодумстве» вместе с Гоголем пытался спасти читавшего «вольнолюбивые лекции» профессора Белоусова, взяв вину на себя и показав, что его тетрадь с записями «крамольных» лекций составлена им самим. В ходе рас­следования было также установлено, что Кукольник написал «возмутительную» трагедию «Ма­рия» , что он читал запрещенные книги. Нестор Васильевич был, даже после вынужденного призна­ния своей «вины», лишен гражданского чи­на XII класса и золотой медали.

Кукольник на­значен был учителем русского языка и словесности в Виленскую гимназию. Через три года он устраивается на службу в министерство финансов, где прослужил около 25 лет, часто разъезжал по служебным делам во все концы России.

С 1836 Кукольник при­ступает к издательской деятельности, вначале выпуская «Художественную га­зету», затем журнал «Дагерротип» и «Иллюстрация». Издавал Нестор Васильевич и солидные худо­жественные альбомы, чему немало содей­ствовал друживший с ним Карл Брюллов. Близок был Кукольник и с М. Глинкой.

В 1856 Кукольник вышел в отставку в чине действитель­ного статского советника и поселился окончательно в Таганроге. Нестор Васильевич был ред­костно плодовитым писателем, выпускав­шим в год десятки драм и романов. Но основная литературная деятельность его связана с поддерживавшей теорию «офи­циальной народности». Рез­ко отойдя от либеральных увлечений мо­лодости, Кукольник Н.В. стал в выспренних, ходуль­ных выражениях, в худших традициях реакционного романтизма превозносить самодержавную власть, стал выражать дешевый лжепатриотический восторг теми эпизодами истории России, где героями и главными действующими лицами ока­зывались, в его интерпретации, цари и их приближенные. Приобретя литера­турную известность своей начатой еще в лицее, но коренным образом перера­ботанной в угоду его поправевшим взгля­дам трагедией «Торкватто Тассо» (1833), Кукольник снискал одобрение царской фами­лии и бюрократической верхушки своей верноподданнической драмой «Рука все­вышнего отечество спасла» (1834). Хотя в пьесе говорилось о борьбе с польскими интервентами, основное внимание было уделено избранию Романовых на царство. Народ в трагедии Кукольника «безмолвствовал», ибо писатель лишил его каких-либо признаков силы, самостоятельности и значе­ния, изобразив пассивную, безликую тол­пу. Нестор Васильевич заполонил русскую сцену бездар­ными подделками на исторические темы, в обрисовке которых совершенно исчезало их подлинное национальное значение, а идеалистическая мысль о главенствующей роли героических одиночек, персонифици­руемых поэтом в царях и воеводах, выража­лась ложнопатетическими монологами.

Особую группу составляют пьесы Кукольника, где героями являются художники и поэ­ты. Но и здесь они безропотно подчиня­ются гонениям властителей, надеясь на признательность потомства. Пьесы Нестора Васильевича Кукольника бы­ли забыты еще при его жизни.

Белинский считал их образцом «отвлеченной идеаль­ности» и отмечал в них «неверность кон­цепции, монотонность вымысла и формы».

Писарев упоминал Кукольника как эталон бездар­ного драматурга. Литературное значение имеют лишь некоторые лирические песни Кукольника

«Жаворонок» ,

«Колы­бельная песня» ,

«Сомнение» и другие большей частью, положенные на музы­ку М. Глинкой.

Умер - , Таганрог.

В 2014 году исполняется 205 лет со дня рождения Нестора Кукольника.

Нестор Васильевич Кукольник – поэт, прозаик, драматург, издатель, журналист и общественный деятель – был очень известен в XIX веке и совершенно позабыт в XXI веке. Когда-то Нестор Васильевич сказал о себе: «Кукольника оценят потомки!». Настало время сбыться этому пророчеству.

Нестор Васильевич Кукольник родился 8 (20) сентября 1809 года в Санкт-Петербурге. Он был младшим сыном известного закарпатского ученого-просветителя Василия Григорьевича Кукольника, который в 1803 году переехал в Россию и стал профессором педагогического института, на базе которого был создан Петербургский университет. Некоторые исследователи считают, что он давал частные уроки великим князьям Николаю (будущему Николаю I) и Константину. За это Император Александр I пожаловал ему в аренду имение в Виленской губернии и согласился стать крестным отцом Нестора. Семья В.Г.Кукольника была многодетной, помимо Нестора в ней было еще четыре сына.

В 1820 году Нестор Кукольник поступил в Нежинскую гимназию и скоро стал одним из лучших учеников.

Он отлично владел иностранными языками, участвовал в постановках любительских спектаклей и издании рукописного журнала, играл на гитаре, сочинял стихи и всегда был окружен друзьями, среди которых были будущие известные деятели русской и украинской культуры: писатель Николай Гоголь, поэты Евгений Гребенка и Николай Прокопович, историк Александр Данилевский, этнограф А.С. Афанасьев-Чужбинский и др.

В течение нескольких лет пребывания в Вильно в 20-е годы, поэт успешно преподавал русскую словесность в Виленской гимназии и даже удостоился похвалы великого князя Константина Павловича за то, что составил и издал учебник русской грамматики для литовцев. Не оставил он и свои литературные опыты, ведь настоящее признание было еще только впереди.

Из Вильно Нестор Кукольник перебрался в Петербург вместе со своим братом Платоном.

В столице талантливому юноше, мечтавшему о карьере писателя, удалось опубликовать свою первую пьесу под названием «Тортини», посвященную итальянской тематике, затем в свет вышла драматическая фантазия «Торквато Тассо» о жизни знаменитого итальянского поэта XVI века.

В начале тридцатых годов Кукольник сблизился сначала с композитором Михаилом Глинкой, а затем с художником Карлом Брюлловым, только что вернувшимся из Италии. Н.Кукольник называл себя родоначальником школы русских романтиков, признавая гениальную триаду в литературе, живописи и музыке – себя самого, Брюллова и Глинку, с которым был очень близок. По средам на квартире у братьев Кукольников собиралась вся столичная богема: актеры, художники, писатели, музыканты, композиторы.

Как раз в эти годы у Нестора Васильевича случился роман с Катериной Фан-дер-Флит, дочкой Тимофея Ефремовича Фан-дер-Флита, капитана 2 ранга в отставке. Окрыленный первым успехом и увлеченный новыми знакомствами, он никак не решался сделать ей официальное предложение, предпочитая изливать свою страсть в пылких стихотворениях. Именно Катерине посвящена драматическая фантазия «Джулио Мости», вышедшая в свет в 1836 году. Между тем, дом Фан-дер-Флитов посетил известный флотоводец, контр-адмирал Михаил Петрович Лазарев, который был настолько поражен красотой девушки, что на следующий же день попросил у Тимофея Ефремовича руки его дочери, и тот незамедлительно дал согласие. Нестору и Катерине не суждено было быть вместе, но эту любовь они пронесли через всю жизнь.


Вместе с тем, количество гостей в доме братьев Кукольников увеличивалось, и литературно-музыкальные вечера все больше напоминали шумные попойки. По всей вероятности, после одного из таких вечеров пьяная компания высыпала на улицу и отправилась в известный дом с красными фонарями на окнах. Именно там Нестор Васильевич и познакомился с молодой немкой Амалией фон Фризен, ставшей его гражданской женой. Сожительство с бывшей проституткой породило множество слухов и отвратило от Кукольника большинство друзей. Обвенчались они в 1843 году без гостей и особой церемонии в небольшой деревянной церквушке на окраине Петербурга.

В этом же году Нестор Васильевич вернулся на службу и был назначен чиновником по особым поручениям при Военном Министре графе Чернышеве. Продолжал активно сочинять. В период с 1840-1845 год он напечатал 5 романов, 26 повестей, 5 драм и множество стихов. Издавал журнал «Дагерротип», а позже «Иллюстрацию».

Пушкин познакомился с Кукольником весной 1834 года и встречался с ним в литературных кругах столицы. К творчеству писателя и поэта Н.Кукольника он относился скорее отрицательно и писал: «Не знаю, имеет ли он талант. Я не дочел его Тасса и не видал его Руки». Несмотря на это Н. Кукольник не обиделся на Пушкина, а считал его поэтическим гением.

Интересны повести и рассказы Н.Кукольника, посвященные эпохе Петра: «Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова». Их отличает юмор, живописная обрисовка русского быта, выразительность диалога. В некоторых своих произведениях Н.Кукольник критиковал крепостное право и произвол помещиков. Н.Кукольник считал, что художник стоит неизмеримо выше толпы и чтобы от нее отличаться, он говорит напыщенным, трескучим языком. Герои Кукольника на каждом шагу восклицают: «Га!». Это междометие было придумано Кукольником для изображения высшей степени отчаяния и гнева. Герои его произведений часто прибегают к кинжалу и яду там, где это вовсе не требуется.

В 1857 году из Берлина пришло известие о смерти Михаила Глинки. Чтобы почтить память дорого друга, Нестор Васильевич приложил все усилия и добился проведения панихиды. Со смертью Михаила Ивановича порвалась последняя ниточка, связывавшая Кукольника с прошлым, полным блистательной славы, верных друзей и пылких надежд. Начался новый этап в жизни писателя. Около полугода он пробыл на лечении за границей (предположительно, у него был туберкулез), а по возвращении уволился со службы и перебрался с женой в Таганрог, как он говорил сам«чистить ягоды и варить варенье, а зимой пить с этим вареньем чай».

В Таганроге Кукольник не прекращал писать, но уже не о героях отечественной и зарубежной истории, а о социальных проблемах, развращенности и коррупции. Его роман «Гоф Юнкер» был запрещен по указу царя и никогда не был опубликован, как и последующие произведения писателя, которые из-за своей злободневности, он не просто был вынужден скрывать от посторонних глаз, но и записывать специально разработанным им шифром. В этот период им созданы повести и драмы, рассказы и стихотворения. Это такие повести, как «Морис Саксонский», «Ольгин яр», «Крепостной художник»; романы «Три периода», «Две сестры», « Иоанн 111, собиратель земли русской»; драмы «Азовское сидение», «Гофр-юнкер».

Скончался Нестор Кукольник 8 (20) декабря 1868 года, собираясь на оперу в театр. Он протянул жене коробку конфет и вдруг упал замертво. Не исключено, что его могли отравить. Был похоронен в своем имении близ рощи Дубки.

Возможность отравления Н.Кукольника связывали с любовным треугольником. Жена Нестора Васильевича Амалия Ивановна имела любовную связь с местным врачом Пантелеймоном Работиным, жившим по соседству. Возможно, Нестор Васильевич пытался разоблачить злоупотребления, совершавшиеся во время строительства железной дороги. За злоупотреблениями стояли большие люди. В общем, сюжет под названием - «убрать свидетеля».

В 1931 году прах Нестора Кукольника и его жены был осквернен. Грабители в поисках драгоценностей разбили надгробную плиту, вскрыли могилы и выбросили останки. Никаких сокровищ, конечно, ими найдено не было, кроме золотых обручальных колец и нательных крестиков.

Увы, на этом надругательство не закончилось. В 1966 году Таганрогским горисполкомом был подписан указ об отводе земельного участка заводу Красный Котельщик за счет территории рощи Дубки для размещения производственных площадей. Указ привели в исполнение в 1968 году. Бульдозерами был уничтожен дом Кукольника (к слову, уцелевший в Великую Отечественную войну), а все, что осталось от могилы, перемешано с грязью и вывезено на свалку вместе со строительным мусором. На сегодняшний день прах поэта безвозвратно утрачен.

В 1995 году митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир занес раба божьего Нестора Кукольника в поминальный Синодик на вечное поминовение. Ритуал этот совершается в Никольской церкви Таганрога.

В марте 1996 года городская Дума Таганрога приняла решение об установлении на сохранившемся до наших дней доме Кукольника, где располагался окружной суд, мемориальной доски.


К 300-летию Таганрога местное отделение общества филателистов выпустило памятный почтовый конверт с портретом Н.Кукольника.

Сбылись слова поэта: «Кто-то вспомнит про меня и вздохнет украдкой… »

Мы помним Вас, Нестор Васильевич!


(Портрет Н.Кукольника кисти К.Брюллова)

(изображение кликабельно)
Карл Брюллов
"Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника"
1836
Холст, масло.
Государственная Третьяковская Галерея.

Будучи чиновником императорской канцелярии, Кукольник слыл настурой творческой, писал стихи и пьесы. Его редкий дар слышать музыку, преображаясь за роялем до неузнаваемости, до красивости (это при несоразмерности сложения - высокий рост, узкие плечи, маленькая голова, огромные уши, дававшей повод для обсуждения и карикатур, в том числе и самого Брюллова), высоко чтил Михаил Иванович Глинка.
Полифоничность этой незаурядной натуры Брюллов передает, опираясь на определенную картинную схему. Таинственнм кажется не только внутренний мир изображенного, скрытый под уподобленной восковой маске настораживающей бледностью лица, но и окружающая его сумрачная среда. Она безадресна и создана воображением художника, поскольку известно, что Кукольник позировал Брюллову в мастерской. И в то же время не покидает ощущение, что в портрете передана атмосфера Петербурга: и не угол ли Петропавловской крепости и не Неву ли имел ввиду Брюллов? и не печалился ли он над разрушающимися во влажном климате фасадами, над часто сгущающимися над горизонтом серыми тучами, над почти рефлекторным желанием человека, вернувшегося из теплых стран, втянуть голову в плечи, как в панцире укрыться в сюртуке. Вспоминаются слова Пушкина: "Брюллов едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи". Ощущение неприкаянности, неприписанности к определенному месту, ненайденности "души парной" составляет глубину портрета Кукольника, в напряженно-ироничном взгляде которого отражаются переживания самого художника. "Во всех портретах кисти Брюллова, - утверждал Стасов, - лучше всего глаза". Глаза Кукольника, насмешливые и печальные, пронзительные и отчужденные, магнетически притягательные и необъяснимо пугающие - лучше, чем то другое в портрете выражают романтику непознанного. И, может быть, не будет большим преувеличениеммнение вдовы Кукольника Амалии Ивановны, полагавшей, что это "лучшее портретное творение Брюллова".
Переговоры о его приобретении Третьяков начал в 1869 году и даже ездил смотреть в Таганрог, где после смерти Кукольника проживала Амалия Ивановна. Дело с продажей портрета она затянула на восемь лет; за это время Павлом Михайловичем был приобретен портрет Струговщикова (1840), бывшего некогда посаженным отцом на свадьбе Нестора и Амалии.

Не́стор Васи́льевич Ку́кольник

Русский писатель, поэт, драматург первой половины XIX века.


Ранние годы

Родился в Петербурге в семье учёного и педагога В. Г. Кукольника, русина из Подкарпатской Руси по происхождению, приглашённого в Россию. В 1821 поступил в Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко, которую окончил в 1829. Выпущен из гимназии без аттестата как один из основных обвиняемых по «делу о вольнодумстве», начатом по доносу вскоре после декабрьских событий 1825 года (Восстание декабристов). В гимназии начал впервые заниматься литературной деятельностью. Первые литературные опыты не сохранились, так как были изъяты при расследовании «дела о вольнодумстве». Литературные опыты были продолжены в Вильне, где с 1825 профессором университета служил его старший брат Павел Кукольник. В Вильне Нестор Кукольник в 1829-1831 преподавал в Виленской гимназии русскую словесность и издал на польском языке практический курс русской грамматики.
Но расцвет литературной деятельности падает на Петербург, куда он переезжает в 1831. Известность получил в 1834 году, когда на сцене Александринского театра в бенефис В. Каратыгина была поставлена «Рука Всевышнего отечества спасла» . Драма была одобрена императором Николаем I.

Творчество

«Рука Всевышнего отечество спасла». Титульная страница первого издания (1834)


Творчество Н. Кукольника обширно и многогранно. Наряду с драматургией, он успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, поэзии и даже в музыке. С 1838 издаёт ряд периодических изданий искусствоведческого характера. Драматургия Н. Кукольника должна рассматриваться как своеобразный буфер между российской исторической драмой первой трети XIX века и второй половины XIX века. Писатель стоит у истоков жанра драматической поэмы. Он первый использовал и ввёл в обиход приёмы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве А. К. Толстого, Л. А. Мея, М. И. Цветаевой и других. Современные исследователи обоснованно указывают на параллели между отдельными произведениями Н. Кукольника и драматическим циклом «Романтики» М. И. Цветаевой. Н. Кукольник также первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в романах А. Дюма, его современника. Одним из первых в русской литературе Н. Кукольник начал развивать любовно-авантюрный жанр в духе Эжена Сю, Поля де Кока . Его литературные поиски на сюжеты из зарубежной истории справедливо можно рассматривать как предшественника историко-биографического жанра, позднее получивших развитие в романах-исследованиях Д. С. Мережковского, Ю. Н. Тынянова, Ольги Форш .
В период наибольшего творческого взлета Н. Кукольник сближается с композитором М. Глинкой, К. Брюлловым. Его участие в судьбе таких писателей и поэтов как Т. Г. Шевченко, М. Е. Салтыков-Щедрин и И. С. Никитин общепризнанны. Один из соавторов стихов либретто опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила». На его стихи написали музыку 27 композиторов, в том числе М. Глинка, А. Варламов, С. Монюшко. и художником

Служба

С 1843 поступил на службу в канцелярию Военного Министерства, что является причиной его многочисленных и порой длительных командировок практически по всей Европейской части России, начиная от Кишинева до Астрахани. И хотя литературную деятельность он не оставляет, но много времени и сил отдает служебным делам. Среди этих дел особо надо отметить такое, как изучение состояния горнодобывающей промышленности в районе Донбасса. Результаты этой работы потом весьма существенно повлияли на экономическое развитие западного Донбасса, особенно после строительства железной дороги Курск-Харьков-Таганрог, обоснованием которого успешно занимался Н. Кукольник вместе с промышленниками братьями Поляковыми.

Семья

В 1843 Н. Кукольник женится. Жена София Амалия фон Фризен, по национальности немка, лютеранского вероисповедания, до конца жизни разделяла все тяготы службы, в том числе и длительные командировки. До женитьбы Н. Кукольник переживает две любовные трагедии. Первая любовь к Е. Т. фон дер-Флит закончилась неожиданно для влюбленных тем, что по решению родителей выходит замуж за другого. Это вызвало ряд лирических стихотворений, где Н. Кукольник скрывает свою возлюбленную под именем Ленора (Элеонора), что послужило причиной насмешек в среде литераторов и критиков, обвинявших Н. Кукольника в искусственности и надуманности. Особенно язвителен был И. И. Панаев, оценки которого до сих пор положены отечественными литературоведением в основу оценки всей поэзии Н. Кукольника. Вторая любовь к М. Ф. Толстой также прекратилась при непонятных обстоятельствах, но судя по жизненным опытам (большею частью незаконченным) тоже нанесла серьезную душевную травму.

Поздние годы

События Крымской войны 1853-1856 застают Н. Кукольника в Новочеркасске, куда он был прикомандирован к штабу Войска Донского (атаман М. Хомутов), Н. Кукольник занимается снабжением действующей армии и его действия на этом посту заслуживают высокой оценки. В 1857 он выходит в отставку в чине действительного статского советника и поселяется в Таганроге. Последние десять лет прожил в Таганроге. Здесь он продолжает литературную деятельность. Однако основу в этот период составляет общественная деятельность. Вопреки установившемуся мнению, Н. Кукольник не был гласным городской Думы, но выполнял отдельные поручения Таганрогского городского общества. Часть работ выполнена им по собственной инициативе на общественных началах. Результаты этих работ, в том числе и отрицательные, серьезно сказались на судьбе Таганрога как городского центра образования на юге России. Мемориальная доска на доме-резиденции Кукольника в Таганроге.

Вот только краткий перечень всех этих общегородских начинаний. Н. Кукольник первый поставил и обосновал необходимость университетского образования на Дону и в Приазовье. Его предложение открыть университет в Таганроге хотя и не привело к успеху, но послужило одним из оснований открытия в 1865 Новороссийского университета. Н. Кукольник обосновал необходимость городской газеты в Таганроге, что послужило в конце концов одной из причин открытия газет не только в Таганроге, но и в Одессе и Ростове-на-Дону. Начиная с 1865 Н. Кукольник возглавлял рабочую группу по обоснованию и выбору трассы железной дороги от Харькова к Таганрогу. Работа эта увенчалась успехом, и в 1868 Александр II утвердил соответствующие договоры на строительство. Неоднократно Н. Кукольником ставится перед правительством вопрос о необходимости надлежащих мер по экологической защите Таганрогского залива Азовского моря. Н. Кукольник поднимает вопрос об изменении административно территориального устройства Приазовского края путем создания Петровской (Таганрогской) губернии. Здесь он встречает сильное противодействие со стороны руководства Области Войска Донского, что в конечном итоге и привело к негативному результату. Н. Кукольник способствовал открытию в ходе судебной реформы в Таганроге Окружного суда, что произошло уже после его смерти в 1869. Эти и подобные общественные начинания Н. Кукольника вызывали массу недовольства у провинциальной знати, что он высмеял в свое последней драме «Гоф-юниер», запрещенной фактически по указанию Александра II.
Умер Н. Кукольник внезапно, в декабре 1868 года, собираясь в театр. Есть предположение, которые пока не подтверждены, что он был отравлен. Похоронен он в Таганроге.
Сейчас идет активное и всестороннее переосмысление культурного и общественно-политического наследия Н. Кукольника.

Нестор Васильевич Кукольник. Биография

(8 (20) сентября 1809, Санкт-Петербург - 8 (20) декабря 1868, Таганрог) - русский писатель, поэт, драматург.

Родился в Петербурге в семье учёного и педагога В. Г. Кукольника. Учился в Нежинской гимназии высших наук князя Безбородко, вместе с одноклассниками, в т.ч. Е.П. Гребенкой и Н.В. Гоголем, издавал рукописный журнал «Звезда». Выпущен из гимназии в 1829 году без аттестата как один из основных обвиняемых по «делу о вольнодумстве», начатом по доносу вскоре после декабрьских событий 1825 года (Восстание декабристов).

После окончания гимназии Нестор Кукольник перебрался в Вильно, где с 1825 года профессором университета служил его старший брат Павел Кукольник. В 1829-1831 годах преподавал в Виленской гимназии русскую словесность и издал в 1830 на польском языке практический курс русской грамматики. Там же продолжал свои литературные опыты.

В 1831 году Кукольник возвращается в Петербург, служит на различных должностях (в 1837–1839 переводчик с польского в Капитуле российских орденов). На этот период приходится расцвет литературной деятельности Нестора Кукольника. Он публикует «интермедию-фантазию» Тартини и «драматическую фантазию» в стихах Торквато Тассо (обе 1833), привлекшую внимание литературной общественности и публики (В.К. Кюхельбекер признал ее «лучшей трагедией на русском языке»). Широкую же известность творчество Кукольника получило в 1834 году, когда на сцене Александринского театра в бенефис В. Каратыгина была поставлена «Рука Всевышнего отечество спасла», имевшая шумный успех. Драма была одобрена императором Николаем I. Отрицательная рецензия на пьесу в «Московском телеграфе» Н.А. Полевого привела к закрытию журнала (из тогдашних эпиграмм: «Рука Всевышнего три чуда совершила: / Отечество спасла, поэту ход дала и Полевого задушила»).

Последовавшая за успехом серия исторических драм Кукольника проводила патерналистскую идею «демократической монархии», в духе казенного патриотизма изображая органичное единение, вопреки «боярской» смуте, народных масс и царя – высшего выразителя национальной воли: «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», «Роксолана» (обе 1835), «Князь Даниил Дмитриевич Холмский» (1840), «Генерал-поручик Паткуль» (1846), «Статуя Христофа в Риге, или Будет война!» (1860) и др.

Творчество Нестора Кукольника в этот период обширно и многогранно. Наряду с драматургией, он успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, поэзии и даже в музыке. С 1838 года издаёт ряд периодических изданий искусствоведческого характера. Наиболее значительными в литературном наследии Кукольника романы, повести и рассказы из эпохи Петра I, основанные, как правило, на историческом анекдоте, насыщенные яркими бытовыми реалиями, проникнутые юмором, с живыми диалогами и даже не лишенные редких у Кукольника социально-критических интонаций: повести «Сержант Иван Иванович Иванов, или Все заодно» (1841), «Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова», «Максим Созонтович Березовский» (обе 1844). Не утратили психологического и нравописательного интереса произведения Кукольника из современной русской жизни (повесть «Надинька», 1843; пьесы и рассказы), многие из которых наряду с повестями вошли в сборник «Сказка за сказкой» (1841–1844).

Нестор Кукольник стоит у истоков жанра драматической поэмы. Он первый использовал и ввёл в обиход приёмы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве А. К. Толстого, Л. А. Мея, М. И. Цветаевой и других. Кукольник также первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в романах А. Дюма, его современника. Одним из первых в русской литературе Нестор Кукольник начал развивать любовно-авантюрный жанр в духе Эжена Сю, Поля де Кока. Его литературные поиски на сюжеты из зарубежной истории справедливо можно рассматривать как предшественника историко-биографического жанра, позднее получивших развитие в романах-исследованиях Д. С. Мережковского, Ю. Н. Тынянова, Ольги Форш.

Кукольник был известен также как издатель «Художественной газеты» (1836–1841), одного из первых искусствоведческих периодических изданий в России, журналов «Дагерротип» (1842), «Иллюстрация» (1845–1847), а в 1835–начале 1840-х годов и как хозяин полубогемного литературно-художественного салона, который посещали И.К. Айвазовский, Н.И. Греч, В.А. Соллогуб и особенно близкие писателю К.П. Брюллов и М.И. Глинка. Последний создал на тексты романтических стихов Кукольника популярные романсы «Сомнение» («Уймитесь, волнения страсти!»), «Жаворонок», «Ходит ветер у ворот», «Прощальная песнь» (все 1838–1840), а также сочинил музыку к его драме «Князь Холмский». В свою очередь, Кукольник стал одиним из соавторов стихов либретто опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила». На стихи Кукольника писали музыку и многие другие композиторы.

С 1843 года Кукольник поступил на службу в канцелярию Военного Министерства, что является причиной его многочисленных и порой длительных командировок практически по всей Европейской части России, от Кишинева до Астрахани. И хотя литературную деятельность он не оставляет, но много времени и сил отдает служебным делам. В том же 1843 году Нестор Кукольник женится. Жена София Амалия фон Фризен, по национальности немка, лютеранского вероисповедания, до конца жизни разделяла все тяготы службы, в том числе и длительные командировки.

События Крымской войны 1853-1856 застают Нестора Кукольника в Новочеркасске, куда он был прикомандирован к штабу Войска Донского, Кукольник занимается снабжением действующей армии и его действия на этом посту заслуживают высокой оценки. В 1857 он выходит в отставку в чине действительного статского советника, по состоянию здоровья и после поездки за границу на лечение (1857-1858), поселяется в Таганроге. Здесь он продолжает литературную деятельность. Однако основу его жизни в этот период составляет общественная деятельность.

Умер Нестор Кукольник внезапно, в декабре 1868 года, собираясь в театр. Есть предположения, что он был отравлен. Похоронен в Таганроге.

Личное дело

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868) родился в Петербурге в семье профессора Главного педагогического института Василия Григорьевича Кукольника. С 1813 по 1817 год его отец давал частные уроки римского и российского гражданского права великим князьям Николаю (будущему Николаю I) и Константину, за что Александр I пожаловал ему в аренду имение в Виленской губернии, где семья проводила лето. В 1820 году его отец принял предложение стать директором только что открывшийся в Нежине Гимназии Высших наук имени князя Безбородко. В эту гимназию поступил и Нестор Кукольник. Аттестаты, выдававшиеся гимназией, обладали «равной силой» с аттестатами университета и освобождали «получивших оные от испытания для производства в высшие чины».

По неясным причинам отношения Василия Кукольника с профессорами его гимназии складывались плохо. 6 февраля 1821 года в помрачении рассудка он выбросился из окна своего кабинета и разбился насмерть. Вдова с младшими детьми поселилась в виленском имении, где вскоре умерла. Нестор Кукольник остался на попечении старших братьев. В нежинскую гимназию он вернулся в 1823 году, когда ее возглавил старый друг его отца Иван Орлай.

В гимназии Нестор Кукольник познакомился с Гоголем, который окончил ее двумя годами раньше. Вместе с одноклассниками издавал журнал «Звезда». Начал писать стихи и драмы, в том числе написал драму «Торквато Тассо», которая позже была опубликована.

В год выпуска Нестора нежинскую гимназию затронула кампания по искоренению свободомыслия в учебных заведениях. Она вылилась в так называемое «дело о вольнодумстве»: учеников обвинили в чтении запрещенных произведений. У гимназистов изъяли оду «Вольность» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова и другие произведения, распространявшиеся в списках. Одним из обвиненных стал Нестор Кукольник. У него были обнаружены собственные сочинения, в том числе не сохранившаяся трагедия «Мария», которую начальство сочло «возмутительной». В результате Кукольник, будучи первым учеником, при выпуске не получил чина и золотой медали.

С 1829 по 1831 год Нестор Кукольник преподавал русский язык в гимназии в Вильно. Затем переехал в Петербург, стремясь заняться литературной деятельностью. Литературные занятия ему приходилось сочетать со службой в различных учреждениях. Первую известность он получил, опубликовав в 1833 году драматическую фантазию «Торквато Тассо».

В Петербурге Нестор Кукольник со временем стал известен как хозяин литературно-художественного салона, где бывали многие деятели культуры. Особенно близкие дружеские отношения связывали его с художником Карлом Брюлловым, композитором Михаилом Глинкой, актерами братьями Каратыгиными и Михаилом Щепкиным.

В 1834 году на сцене Александринского театра была поставлена драма Нестора Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла», посвященная освобождению Москвы Мининым и Пожарским и избранию на царство Михаила Романова. Драма пользовалась огромным успехом у публики, но вызвала критические отзывы из-за отступлений от исторической правды. Однако после того, как пьесу одобрил лично Николай I, публичная критика пьесы стала невозможной. Когда Николай Полевой опубликовал в «Московском телеграфе» (номер 3 за 1834 год) рецензию, в которой раскритиковал данную пьесу, указывая на её льстивый характер, его журнал был закрыт.

Во второй половине 1830-х и в 1840-х годах Нестор Кукольник пробовал себя в самых разных жанрах. Писал стихи, пьесы в стихах и в прозе, повести, рассказы, исторические романы. Выступал в качестве издателя, выпуская «Художественную газету» (1836 - 1841), ставшую одним из первых в стране регулярных искусствоведческих изданий, а также журналы «Дагерротип» (1842) и «Иллюстрация» (1845 - 1847). В течение краткого периода времени популярность Нестора Кукольника среди массового читателя была сравнима с популярностью Пушкина.

Все это время он не оставлял службы. С 1843 года служил чиновником по особым поручениям при военном министре графе Чернышеве, совершая по долгу службы длительные поездки по всей европейской России, особенно по южной ее части. В 1847 году он представил Николаю I доклад о состоянии каменноугольной промышленности.

С начала 1850-х Кукольник постепенно отходит от литературной деятельности. Принимает активное участие в подготовке проекта Курско-Харьково-Азовской железной дороги, соединивший Курск и Таганрог (открыта в 1869 году уже после смерти Кукольника).

Во время Крымской войны Нестор Кукольник служил интендантом, занимаясь поставками на кавказский фронт. Свои впечатления от этой службы он описал в дневнике: «Вместо того чтобы писать исторические романы и драмы, учиться и приготовляться к истории, наконец, пожалуй, и служить по часть науки, художеств, просвещения, высших служебных соображений, я отправился считать кули с мукой и смотреть, только смотреть, искусно ли плутуют и мошенничают люди? Насмотрелся! Сначала в Воронеже я видел, как плутуют патриоты, и даже сам сплутовал, написал об этом плутовстве журнальную статейку, но ей-богу, нечаянно!».

После войны, в 1857 - 1858 годах, Нестор Кукольник совершил поездку на лечение за границу. После нее он вышел в отставку и поселился в Таганроге. Там он активно участвовал в общественной жизни: добился открытия в Таганроге первой газеты, стал одним из учредителей акционерного общества по постройке городского оперного театра.

8 (20) декабря 1868 года, собираясь в оперу, Нестор Кукольник неожиданно скоропостижно скончался.

Аполлон Мокритский. Портрет Нестора Кукольника. 1830-егг.

Wikimedia Commons

Чем знаменит

В истории литературы пьеса Нестора Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла» обычно оценивается как произведение невысоких художественных достоинств, выражавшее уваровскую концепцию официальной народности, напыщенное и высокопарное по стилю и демонстративно верноподданническое. Частично эти упреки справедливы, и их можно отнести также к созданным в последующие годы историческим драмам Кукольника («Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», «Роксолана» и другие). Однако наряду с этим нельзя не признать несомненного таланта автора. Это видели и современники Кукольника. Белинский писал о его пьесе «Иван Рябов»: «Особенное достоинство этого нового произведения составляет народный язык, доведенный до крайнего совершенства, и что особенно-то и важно - под русскою простонародною речью таится русский простонародный ум, русская душа».

Талант Нестора Кукольника, возможно, даже в большей мере проявился в его прозаических произведениях. Особенно - в исторических повестях о временах Петра I.

Интересны произведения Кукольника о людях искусства: художниках, музыкантах, поэтах («Торквато Тассо», «Джулио Мости», «Ермил Иванович Костров», «Максим Созонтович Березовский», «Антонио», «Иоанн Антон Лейзевиц», «Три оперы» и другие). Широкую известность получили романсы, написанные на стихи Нестора Кукольника его близким другом Михаилом Глинкой. Цикл «Прощание с Петербургом» стал первым в истории русской вокальной лирики циклом романсов, объединенных общей темой и изданных под общим названием.

О чем надо знать

Отец Нестора Кукольника, Василий Григорьевич, был видны деятелем просвещения. Карпатский русин по национальности, он в 1787 году окончил Львовский университет, затем в течение трех лет продолжал образование в Виленском университете. С начала 1790-х годов преподавал в академии польского города Замостье физику, естественную историю, сельское хозяйство и ряд других дисциплин, был удостоен степени доктора свободных искусств, философии и права. В 1795 - 1796 годах Василий Кукольник совершил поездку по Германии, Чехии и Австрии, чтобы посетить образцовые хозяйства и ознакомиться с состоянием агрономической науки в этих странах. Результаты поездки изложил в учебнике по экономике сельского хозяйства. Переехав в Петербург, преподавал в Главном педагогическом института физику, химию, агрономию и технологию, а в Высшем училище правоведения читал курс римского права. Также работал в Комиссии по составлению законов и во Временном департаменте коммерц-коллегии. Написал несколько учебников по римскому и российскому гражданскому праву, а также книгу «Начальные основания сельского домоводства: для употребления в учебных заведениях Российской империи».

Прямая речь

Дым столбом - кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О Боже, как долго!»
Нестор Кукольник «Попутная песня» (фрагмент)

Между небом и землей
Песня раздается
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей,
Где поет так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий
Ветер песенку несет,
А кому — не знает.
Та, к кому она, поймет,
От кого — узнает.
Лейся ж, песенка моя,
Песнь надежды сладкой…
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.
Нестор Кукольник «Жаворонок»

ГРАЖДАНИН: «Нам нужен Царь!» кричат они: «Собор
Напрасно мудрствует, когда законный
Наследникъ есть от крови Иоанна,
От крови Анастасии прекрасной!»
У них свой толк. Единогласным сонмом
Москва, вся Русь Собору бьет челом,
Да изберет на Царство Михаила
Романова! (Низко кланяясь). Не гневайтесь, Бояре!
Мы общее блаженство предлагаем!
ПОЖАРСКИЙ (обняв гражданина).
Друг, если можешь, обними Москву
Так пламенно, как я тебя лобзаю!
Поздравь Москву! Собор единогласно,
Единодушно избрал Михаила!
Нет, не Собор, Господь избрал, и Слава
Ему от ныне и до века!
ВСЕ. Слава!
Да здравствует Царь Михаил! - Ура!
ПОЖАРСКИЙ. Свершилось! Бог благословил отчизну!
Царь Михаил, помазанный от века,
Приемлет Русь в родительские руки -
И благо ей!..
Нестор Кукольник «Рука Всевышнего отечество спасла» (фрагмент финала пьесы)

«Работай, трудись, но не забывай сколотить копейку на черный день, а он придет, потому что наши деятели на том стоят, чтобы разрушить все начала взаимного самоуважения, построить себе дома, разъезжать в каретах на счет тружеников, которых можно держать в черной коже. Это не Англия, не Германия, ни даже Франция. Это Русь неумытая, или наоборот, стриженая татарва. И басня «Осел и Лев» Крылова могла родиться только на русской почве».
Нестор Кукольник

«В день моих именин, то есть 21 мая, когда я шел из Ревельского подворья к Степанову, где провел большую часть того дня, мне пришла мелодия болеро «О дева чудная моя». Я попросил Кукольника написать мне стихи для этой новой мелодии, он согласился, а вместе с тем предложил мне несколько написанных им романсов. По этому, кажется, поводу пришла Платону мысль о двенадцати романсах, изданных потом П. И. Гурскалиным под именем «Прощания с Петербургом». У меня было несколько запасных мелодий, и работа шла весьма успешно».
Из воспоминаний Михаила Глинки

«Н. В. Кукольник в молодости был влюблен в Екатерину Тимофеевну Фан дер-Флит, но, по своей застенчивости и нерешительности, очень долго собирался сделать ей предложение, несмотря на видимую взаимность со стороны Екатерины Тимофеевны. Пока он собирался и изливал свои чувства во множестве страстных стихотворений, в дом Фан дер-Флит явился знаменитый контр-адмирал, герой Наваринский Михаил Петрович Лазарев, влюбился и объяснился с родителями. Отец Екатерины Тимофеевны пришел в такой восторг от такой блестящей партии для своей дочери, что тут же дал слово, даже не спросив ее согласия. Нестор Васильевич и Екатерина Тимофеевна были в страшном отчаянии. Любовь между ними возгорела еще сильнее, но в смысле чисто платоническом. В это время Нестор Васильевич написал собственно для нее драму-фантазию «Джулио Мости», и посвящение это обращено к ней под именем «Ленора», как он ее и обзывает во всех своих стихотворениях к ней».
Из дневника А. Жиркевича

Восемь фактов о Несторе Кукольнике

  • В годы работы преподавателем русского языка в Вильно Нестор Кукольник издал учебник русской грамматики на польском языке.
  • После закрытия «Московского телеграфа» Николая Полевого за отрицательную рецензию о пьесе Нестора Кукольника появилась анонимная эпиграмма: «Рука Всевышнего три чуда совершила: / Отечество спасла, поэту ход дала и Полевого задушила».
  • В 1860-х годах Кукольник анонимно публиковал либеральные статьи и разоблачительные заметки в газете А. Краевского «Голос».
  • Кукольник принимал участие в работе над либретто оперы «Жизнь за царя». На его собственные либретто написано две оперы. Композитор О. Дютш написал музыку к опере «Красотка», а музыку оперы «Азовское сидение» Кукольник сочинил сам.
  • В 1848 году Кукольник был назначен докладчиком по делу Салтыкова-Щедрина, опубликовавшего в «Отечественных записках» повесть «Запутанное дело» и обвиненного в распространении революционных идей. Кукольник пытался избавить Салтыкова-Щедрина от наказания, объясняя его поступок молодостью, но император настоял на ссылке писателя в Вятку.
  • В 1857 году Нестор Кукольник отправил в правительство записку «О народном просвещении в землях, лежащих между Азовским и Каспийским морями с проектом устройства университета в Таганроге». Но был принят проект знаменитого хирурга Пирогова, предлагавшего университет для юга России разместить в Одессе.
  • Свою библиотеку Нестор Кукольник завещал мужской гимназии в Таганроге.
  • Могила Нестора Кукольника была утрачена в 1968 году, когда часть рощи Дубки, где она находилась, была передана властями Таганрога заводу «Красный котельщик».

Материалы о Несторе Кукольнике

Статья о Несторе Кукольнике в русской Википедии

Статья о Несторе Кукольнике в энциклопедии «Кругосвет»

Нестор Кукольник в проекте «Хронос»

Произведения в электронной библиотеке Максима Мошкова

Сайт, посвященный Нестору Кукольнику