Чичагов здание городской думы. Д. Н. Чичагов. Строительство Московской городской думы

(1894-07-04 ) (58 лет) Место смерти

Москва, похоронен на Ваганьковском кладбище

Работы и достижения Учёба:

Московское дворцовое архитектурное училище

Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки Реставрация памятников

Иконостас Успенского собора Московского Кремля.

Научные труды

Обмеры кремлёвских соборов

Дми́трий Никола́евич Чичаго́в (3 сентября , Москва -4 июля , там же) - русский архитектор и преподаватель, работавший в Москве во второй половине XIX века . Мастер эклектики и ложнорусского стиля , создатель знаковых для Москвы XIX века памятников - Тургеневской читальни, Московской городской думы , храмов, школ и др. общественных зданий. В советские годы многие работы Чичагова были уничтожены.

Биография

Д. Н. Чичагов - сын строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова , родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В - обучался в Московском дворцовом архитектурном училище . В - - главный архитектор Политехнической выставки в Москве. Впервые прославился как строитель дома В. Е. Морозова (Подсосенский переулок , 21).

  • Чичагов, Алексей Дмитриевич (1875-1921), архитектор
  • Чичагов, Константин Дмитриевич (1867-1919), историк-искусствовед
  • Чичагова-Россинская, Елена Дмитриевна (1874-1971), художница
  • Чичагова, Галина Дмитриевна (1891-1966), художница
  • Чичагова, Ольга Дмитриевна (1886-1958), художница

Напишите отзыв о статье "Чичагов, Дмитрий Николаевич"

Литература

  • Россинская, Е., Чичагова, Ю., «Архитектурная семья Чичаговых», в сборнике «Московский Архив», выпуск 1, М, Мосгорархив, 1996, ISBN 5-7728-0027-9 , c.118-130
  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. - М .: O-Мастеръ , . - С. 252. - 701 с. - (Строители России, ХХ век). - ISBN 5-9207-0001-7 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Чичагов, Дмитрий Николаевич

И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.

Здание построено в 1890–92 гг. (архитектор Д. Н. Чичагов).
Объект культурного наследия федерального значения.

До постройки краснокирпичного здания в неорусском стиле здесь стоял дом Губернских присутственных мест, возведённый в 1820 г. архитектором Евгением Паскалем. Колонный портик и лаконичные стены без украшений можно увидеть ещё на московских фотографиях 1880-х гг. Во дворе присутственных мест находилась долговая тюрьма, получившая в народе название «Яма».

В конце XIX в. полномочия Городской думы, размещавшейся в доме Шереметева на Воздвиженке (дом 6), сильно расширились. Для думы было решено возводить собственное большое здание, для чего и приобрели участок старых присутственных мест. Был объявлен конкурс, главным условием которого было то, что «фасады должны быть обработаны в стиле памятников зодчества XVI–XVIII вв.», а само здание быть достойно старой столицы Российской империи и соответствовать построенному ранее Историческому музею. На конкурс было представлено 38 проектов с девизами. Победил проект под девизом «Cedo majori» («Уступаю старшему») архитектора Д. Н. Чичагова.

Освящение состоялось 1 мая 1892 года.
Первый этаж занимали отделы Городской думы, на втором располагался большой двусветный зал для торжественных собраний. Зал украшала статуя Екатерины Великой, выполненная М. Антокольским (сейчас она находится в Царицынском дворце).
На втором этаже располагался также кабинет городского головы. В 1890-е гг. эту должность занимал Н. А. Алексеев. 9 марта 1893 г. он был убит в своём кабинете душевнобольным, ворвавшимся в здание. Последними словами Алексеева были: «Я умираю, но счастлив, что со мною случилось это на службе и что я верен данной присяге служить до последней возможности». Москва потеряла прекрасного государственного деятеля. По иронии судьбы, именно он хлопотал о строительстве в Москве специальной клиники для душевнобольных.

Центральный кокошник над главным входом в Городскую думу украшал образ Георгия Победоносца, убивающего змея. Сегодня на его месте медальон с рабочим и крестьянином в порыве революционной борьбы (скульптор Г. Д. Алексеев). Медальон появился в 1918 г., когда в Москве проходила программа монументальной пропаганды и улицы украшались барельефами и цитатами, призывающими к борьбе, а в скверах ставили памятники революционерам и борцам за свободу. На фасаде Городской думы тогда появилась надпись: «Революция – вихрь, отбрасывающий назад всех ему сопротивляющихся», а со стороны Исторического музея: «Религия – опиум для народа», обращённая, скорее всего, к людям, пришедшим в Иверскую часовню.

После революции в здании размещались отделы Московского совета: финансовый, статистический, налоговое управление и др.
В 1936 г. в здании думы открылся Центральный музей В. И. Ленина. 13 000 экспонатов, связанных с жизнью и работой Ленина, заполняли залы бывшей Городской думы.
С 1993 г. - филиал Государственного Исторического музея.

В настоящее время здание используется как фондохранилище (более 75 тыс. единиц хранения), включающее:
- предметы, связанные с жизнью и деятельностью В. И. Ленина;
- личные вещи и подарки В. И. Ленину и И. В. Сталину;
- коллекция знамён;
- коллекция политического плаката советского периода;
- коллекция декоративно-прикладного искусства;
- коллекции филателии, филокартии, фалеристики советской и ленинской тематики;
- фонд фотографий советского периода.

Здание Московской городской думы соседствует с Историческим музеем и является частью прекрасного псевдорусского ансамбля. Это было первое здание, специально построенное в Москве для органов местного самоуправления. Назначение и предопределило его внешний вид и архитектуру. Согласитесь, здание городской думы очень представительно, однако декор фасадов несколько лаконичен и строг, что выдает стилистику эклектики. Но здесь есть несколько особенно ярких деталей: огромные арочные окна третьего этажа, широкий венчающий фриз и преувеличенно массивный центральный подъезд. Возможно, история этого дома поможет нам разобраться с особенностями его убранства.

Городская дума появилась в Москве в 1785 году указом императрицы Екатерины II. Тогда она называлась «шестигласной», потому что состояла из городского головы и шести гласных. В течение ста лет количество депутатов и функции думы менялись не один раз. В 1863 году Московскую городскую думу сформировали пять сословий. До революции 1917 года на законопроекты Москвы могли повлиять представители почти всех крупных сословий. Московская городская дума не раз меняла свой адрес. В екатерининские времена она занимала здание Губернских присутственных мест на Красной площади. После увеличения количества гласных она перебралась в дом Шереметевых на Воздвиженке.

В 1888 году по инициативе московского городского головы Николая Алексеева архитектор Дмитрий Чичагов разработал проект нового здания Московской городской думы. Строительство завершилось в 1892 году. Чичагов использовал фундамент и даже южную часть Монетного двора, который с XVIII века находился здесь. Использование фундамента предопределило симметрию парадного фасада, развернутого вдоль площади. Чичагов планировал окрасить здание в светло-серый цвет. Так что вполне возможно мы бы сейчас не видели столь привычные красные стены. Говорят, что на выбор цвета стен повлиял Николай Алексеев. Депутаты заседали в новом здании до 1917 года.

После революции Московская городская дума была упразднена. На здании Думы над главным входом вместо герба Москвы установили круглый рельеф с изображением рабочего и крестьянина. В 1930-е годы здание переоборудовали под музей Владимира Ленина. К сожалению, первоначальное убранство интерьеров было утрачено. Именно об этом музее писал знаменитый детский поэт Сергей Михалков в одном из своих стихотворений как о «большом, красивом красном доме, похожем на дворец». С 1990-х годов и бывшее здание Московской городской думы принадлежит Историческому музею. Во внутреннем дворе в 2012 году был открыт Музей Отечественной войны 1812 года.

Обратите внимание на это внушительное здание. При всей строгости и лаконичности оформления фасадов здесь есть к чему приглядеться. Чичагов применил многочисленные мотивы русского узорочья. Симметричность композиции выделена центральным крыльцом с красивыми висячими гирьками, которое размещено строго на главной оси здания. Высокие сложные формы крыши – это прямая связь со зданиями, построенными рядом в разные эпохи, но в схожей стилистике. Хорошо, что сейчас вокруг бывшей городской думы пешеходная зона, и здание можно обойти с разных сторон. Остается надеяться, что в скором времени и герб Москвы будет возвращен на прежнее место – над главным входом.

Денис Дроздов

Дмитрий Николаевич Чичагов (1835-1894) – архитектор.

Дмитрий Чичагов родился в Москве 3 сентября 1835 г. в семье архитектора Николая Чичагова .

В 1859 г. окончил Московское дворцовое архитектурное училище.

Во второй половине XIX в. Чичагов построил несколько общественно-административных зданий, определивших архитектуру центральной части города. Среди них богоугодные заведения, больницы, Библиотека-читальня Тургенева , здание городской Думы, конкурс на строительство которой Чичагов выигрывал дважды.

На его счету несколько перестроенных городских усадеб, многоквартирные доходные дома . Судя по фамилиям заказчиков, архитектор пользовался авторитетом и был востребован. Правда, богатым он едва ли был: у него было одиннадцать детей.

Д.Н. Чичагов – один из учредителей Московского Архитектурного общества. В последний год жизни Дмитрий Чичагов был его председателем.

Династия Чичаговых

Чичаговы – династия московских архитекторов и художников. Отец Д.Н. Чичагова – Николай Иванович Чичагов – тоже был архитектором. Пятеро из одиннадцати детей Дмитрия Чичагова продолжили семейную традицию:

  • Константин (1867-1919) стал историком-искусствоведом;
  • Алексей (1875-1921) – архитектором;
  • трое дочерей Елена (1874-1971), Ольга (1886-1958) и Галина (1891-1966) – художницами.

Дома Чичагова в Москве

  • Бобров, 4 . Усадьба Скворцова – Владение Ускова. Д.Н. Чичагов, перестройка в 1900-е.
  • Власьевский Б., 14 С1. Жилой дом. Д.Н. Чичагов, 1873-1874. Надстройка, 1930-е; реконструкция, 1970-е.
  • Воронцово поле, 12 . Усадьба Капцовой. Д.Н. Чичагов, 1888-1889.
  • Гоголевский бульвар, 16 С2 . Городская усадьба Е.М. Алексеевой. Д.Н. Чичагов, 1884; Эрихсон , 1898-1908.
  • Леонтьевский, 9. Усадьба городского головы Алексеева. Главный дом, флигель. Д.Н. Чичагов, 1882.
  • Леонтьевский, 19. Училища К.В. Капцовой. Д.Н. Чичагов, 1893; Геппенер , 1897; Полковников, Поляков, 1952.
  • Леонтьевский, 21. Многоквартирный дом с магазинами. Д.Н. Чичагов, 1875.
  • Манежная площадь . Часовня Александра Невского. Д.Н. Чичагов, 1883. Снесена в 1922.
  • Мясницкая, 22 . Многоквартирный дом Ускова. В.Ф. Жигардлович, 1873; Кнабе и Д.Н. Чичагов, 1890-е.
  • Неглинная, 29 / Петровский бульвар, 14 . Ресторан и гостиница "Эрмитаж". Д.Н. Чичагов, 1864; И.И. Бони, нач. XX в.
  • Николоямская, 42. Рогожское городское училище. Д.Н. Чичагов, 1883-1884.
  • Никольская, 4 / Ветошный, 5. Большая городская гостиница. Н.И. Финисов, 1873; Д.Н. Чичагов, 1880.
  • Ордынка Б., 60 . Перестройка церкви Екатерины. Д.Н. Чичагов (по другим сведениям, Петров), 1870-1872.
  • Павловская, 25 С14. Постойки на территории Павловской больницы. Д.Н. Чичагов, 1889.
  • Подсосенский, 21 . Усадьба В.Е. Морозова. Д.Н. Чичагов, 1878-1879; Шехтель , интерьеры, молельная, 1896-1900.
  • Революции площадь, 2 . Здание Городской думы. Д.Н. Чичагов, 1890-1892. Построено по инициативе предпринимателя, общественного деятеля Алексеева.
  • Сивцев Вражек, 24. Дом Вердеревского. Перестройка фасада. Д.Н. Чичагов, 1875.
  • Софийская, 14. Особняк Харитоненко. В.Г. ЗалесскийШехтель , 1891-1893; Гейслер, 1911.
  • Старосадский, 7 . Женское училище при Кирхе Петра и Павла. В.А. Коссов и Д.Н. Чичагов, 1892.

Д митрий Чичагов - русский архитектор, мастер эклектики и псевдорусского стиля. Он был председателем строительной комиссии Политехнической выставки и состоял в Комиссии по сохранению памятников Императорского Московского археологического общества. По проектам Чичагова были построены Московская городская дума, Тургеневская читальня, Алексеевская школа, часовня Святого Александра Невского и многие другие здания Москвы.

Мастер исторической эклектики

Дмитрий Чичагов родился в 1835 году в Москве. Его отец, Николай Чичагов, был известным московским архитектором - построил храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец . Он мечтал, чтобы сын продолжил профессиональную династию, и в 1850 году Дмитрий Чичагов поступил в Московское дворцовое архитектурное училище.

В 1859 году юноша закончил училище и остался здесь преподавать. Чичагов работал в альма-матер шесть лет и совмещал педагогическую деятельность с проектированием. В 1866 году он перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь у него стажировались Федор Шехтель и Иван Машков, которые позже стали знаменитыми московскими архитекторами.

Вместе с другими архитекторами Дмитрий Чичагов учредил Московское архитектурное общество - творческое объединение московских архитекторов и инженеров-строителей. Они изучали древнерусское зодчество, организовывали съезды архитекторов, устраивали конкурсы и выставки профессиональных достижений. Несколько лет спустя после создания общества Чичагов стал его председателем. Его современник Василий Маклаков вспоминал: «В совете архитектора Д. Н. Чичагова исправлять недостатки, не разрушая самого здания, было то правило государственной мудрости, которого не хватало не только моему поколению ».

Первый успех к Дмитрию Чичагову пришел в 1879 году, когда он построил двухэтажный особняк для промышленника Викулы Морозова. Фасад здания в стиле необарокко напоминал расписной пряник. Интерьеры были исполнены в разных исторических стилях: одни комнаты были пестро отделаны мрамором и редкими сортами дерева, другие инкрустированы драгоценными камнями и украшены зеркальными плафонами. Эта работа принесла архитектору славу как мастеру исторической эклектики.

В 1871 году Дмитрий Чичагов стал председателем строительной комиссии Политехнической выставки в Москве, на которой участники представили достижения Российской империи в области сельского хозяйства, промышленности, военного дела, науки и культуры. Чичагов был главным архитектором выставки и создал для нее большую часть построек. Во многом благодаря этим сооружениям русский стиль, применявшийся в то время преимущественно в церковном и загородном зодчестве, вошел в гражданскую архитектуру. Позже многие экспонаты стали основой коллекций Политехнического и Исторического музеев .

Строительство Московской городской думы

Городская Дума, Москва. Старая дореволюционная почтовая открытка. Фотография: Юрий Кобзев / фотобанк «Лори»

Дмитрий Чичагов. Фотография: um.mos.ru

Городская Дума, Москва. Современное здание. Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

В 1876 году Дмитрий Чичагов устроился в Комиссию по сохранению памятников Императорского Московского археологического общества. Работая здесь, зодчий провел подробную съемку настенных росписей и древней алтарной преграды, которые сохранились в московском Успенском соборе. Также Чичагов создал резной мраморный иконостас в русско-византийском стиле для церкви Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря.

В начале 1880-х годов архитектор построил особняк для московского городского головы Николая Алексеева, а несколько лет спустя - небольшой двухэтажный дом для его матери. По проекту Чичагова здание, флигели и хозяйственные постройки образовали каре - замкнутый прямоугольник. Торец украшал овал из затейливого орнамента с большим фамильным вензелем Алексеевых.

В 1888 году в Москве был объявлен конкурс на лучший план здания Московской городской думы. По условиям конкурса архитекторы должны были выполнить фасады в стиле памятников зодчества XVI–XVIII веков, чтобы они соответствовали построенному ранее Историческому музею, а само здание было достойным старой столицы Российской империи. Всего было представлено 38 работ, среди которых был и проект Дмитрия Чичагова. Именно его план здания в псевдорусском стиле признали лучшим. Когда началось строительство, обнаружились проблемы с фундаментом бывших Присутственных мест, где предполагалось возвести здание. В результате был объявлен второй конкурс, и Дмитрий Чичагов снова выиграл. Здание Московской городской думы стало первым зданием в Москве, специально построенным для органов местного самоуправления.

В новом проекте Чичагов расширил проезд к Красной площади и укрепил перекрытие: заменил деревянные своды на бетонные по металлическим балкам. В отделке архитектор использовал многочисленные мотивы русского узорочья, однако декор фасадов оставил лаконичным и строгим. Особенно ярко он выделил лишь несколько деталей: огромные арочные окна третьего этажа, широкий верхний фриз и преувеличенно массивный центральный подъезд. Изначально зодчий планировал покрасить здание в светло-серый цвет, но затем сделал красным. Таким образом эклектичное здание он удачно вписал в ансамбль окружающих зданий, построенных в разные эпохи.

Храмы, усадьбы и доходные дома Дмитрия Чичагова

Детская музыкальная школа имени Н.А. Алексеева. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

Здание библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева. Фотография: mmsk.ru

Фасад гимназии №1520 им.Капцовых. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

В 1893 году зодчий построил здание гимназии имени Капцова. Здание напоминало скандинавский замок с островерхой крышей и башенками. Крышу венчали несколько высоких фигурных фронтонов. Вся постройка была выполнена в двух традиционно скандинавских цветах - красном и белом.

Всего по проекту Дмитрия Чичагова возведено 33 здания. Архитектор спроектировал интерьеры и иконостас церкви Троицы Живоначальной и руководил капитальным ремонтом московского Успенского собора . Также по его плану была построена часовня Святого Александра Невского в память об освобождении славян от турецкого ига. На его счету несколько перестроенных городских усадеб, многоквартирные доходные дома - среди московской знати он был известен и востребован. Многие из его построек были уничтожены в советское время: так, в 1972 году было снесено здание старейшей в Москве бесплатной Библиотеки-читальни имени Ивана Тургенева . Среди сохранившихся построек Чичагова - Алексеевская школа, Капцовское училище, здание Городской думы.

Дмитрий Чичагов умер в 1894 году на даче в Новом Кунцеве под Москвой. В газете «Московские ведомости» напечатали некролог: «Из целого ряда построек, произведенных Д.Н. Чичаговым, мы укажем на новое здание Московской городской думы, построенное по его проекту и под его наблюдением. Покойный состоял членом Строительного совета при Городской управе и архитектором при Главном архиве Министерства иностранных дел. Кончина Д.Н. Чичагова является большой потерей для Московского архитектурного общества, которое занято в настоящее время организацией второго съезда русских зодчих в Москве» .

Похоронили зодчего на Ваганьковском кладбище, на могиле установили памятник по его собственному проекту.