Михаил евграфович салтыков щедрин полная биография. Салтыков-Щедрин М.Е Биография. Любовь всей жизни

Михаил Салтыков-Щедрин родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол, Тверская губерния. Мальчик появился на свет в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца. Получив хорошее домашнее образование, в десять лет Михаил принят пансионером в Московский дворянский институт, а в 1838 году переведен в Царскосельский лицей. Здесь под влиянием творчества Белинского, Герцена, Гоголя начинает писать стихи.

В 1844 году после окончания лицея Салтыков служил чиновником в канцелярии Военного министерства. «...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...», такую характеристику дал бюрократическому Петербургу.

Первые повести Михаила Евграфовича «Противоречия», «Запутанное дело» своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848 года. После этого писателя высылают в Вятку, в которой прожил восемь лет.

В 1850 году его назначают на должность советника в губернском правлении города. Это дало возможность писателю наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь.

Через пять лет, уже после смерти Николая I, Салтыков-Щедрин возвращается в Санкт-Петербург и возобновляет литературную работу. В последующие два года писателем созданы «Губернские очерки», за которые читающая Россия назвала его наследником Гоголя.

Далее, вплоть до 1868 года с небольшим перерывом Салтыков находился на государственной службе в Рязани, Твери, Пензе, Туле. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся» в памфлетах-гротесках.

После жалобы рязанского губернатора Салтыков-Щедрин в 1868 году отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Далее переезжает в Санкт-Петербург и принимает приглашение Николая Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки». Теперь писатель целиком отдается литературной деятельности.

В 1870 году Салтыков-Щедрин пишет «Историю одного города», вершину своего сатирического искусства. Следующие пять лет Михаил Евграфович лечился за границей. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя. В 1880-е годы сатира Салтыкова достигает кульминации: «Современные идиллии»; «Господа Головлевы»; «Пошехонские рассказы». В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: «Сказки»; «Мелочи жизни»; «Пошехонская старина».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин скончался 10 мая 1889 года. Согласно завещанию писателя похоронили рядом с могилой Ивана Тургенева на Волковском кладбище Петербурга.

Библиография Михаила Салтыкова-Щедрина

Хроники и романы

«Помпадуры и помпадурши» (1863-1873)
«Господа Головлевы» (1875-1880)
«История одного города» (1869-1870)
«Пошехонская старина» (1887-1889)
«Убежище Монрепо» (1878-1879)

Сказки

«Дикий помещик» (1869)
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
«Пропала совесть» (1869)
«Игрушечного дела людишки» (1880)
«Бедный волк» (1883)
«Премудрый пискарь» (1883)
«Самоотверженный заяц» (1883)
«Сказка о ретивом начальнике» (1883)
«Вяленая вобла» (1884)
«Добродетели и Пороки» (1884)
«Карась-идеалист» (1884)
«Медведь на воеводстве» (1884)
«Обманщик-газетчик и легковерный читатель» (1884)
«Орел-меценат» (1884)
«Баран-непомнящий» (1885)
«Верный Трезор» (1885)
«Дурак» (1885)
«Здравомысленный заяц» (1885)
«Кисель» (1885)
«Коняга» (1885)
«Либерал» (1885)
«Недреманное око» (1885)
«Богатырь» (1886; запрещена, опубликована только в 1922 году)
«Ворон-челобитчик» (1886)
«Праздный разговор» (1886)
«Приключение с Крамольниковым» (1886)
«Христова ночь»
«Рождественская сказка»
«Соседи»
«Деревенский пожар»
«Путем-дорогою»

Рассказы

«Годовщина»
«Добрая душа»
«Испорченные дети»
«Соседи»
«Чижиково горе» (1884)

Книги очерков

«В больнице для умалишенных»
«Господа ташкентцы» (1873)
«Господа Молчалины»
«Губернские очерки» (1856-1857)
«Дневник провинциала в Петербурге» (1872)
«За рубежом» (1880-1881)
«Письма к тетеньке»
«Невинные рассказы»
«Помпадуры и помпадурши» (1863-1874)
«Сатиры в прозе»
«Современная идиллия» (1877-1883)
«Благонамеренные речи» (1872-1876)

Комедии

«Смерть Пазухина» (1857, запрещена; поставлена 1893)
«Тени» (1862-65, не закончена, поставлена 1914)

Память о Михаиле Салтыкове-Щедрине

В честь Михаила Салтыкова названы:

улицы в:

Волгограде
Краматорске
Кривом Роге
Липецке
Новосибирске
Орле
Пензе
Рязани
Талдоме
Твери
Томске
Тюмени
Хабаровске
Ярославле
улица и переулок в Калуге
переулок в г. Шахты

Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург)
До переименования улица Салтыкова-Щедрина была в Санкт-Петербурге

Мемориальные музеи Салтыкова-Щедрина существует в:

Кирове
Твери

Памятники писателю установлены в:

Лебяжье, памятник Салтыкову Щедрину
поселке Лебяжье Ленинградской области
городе Твери на Тверской площади (открыт 26 января 1976 года в связи с празднованием 150-летия со дня его рождения). Изображен восседающим в резном кресле, опираясь руками на трость. Скульптор О. К. Комов, архитектор Н. А. Ковальчук. Михаил Салтыков был вице-губернатором Твери с 1860 по 1862 год. Тверские впечатления писателя отразились в «Сатирах в прозе» (1860-1862), «Истории одного города» (1870), «Господах Головлевых» (1880) и других произведениях.
городе Талдоме Московской области ((открыт 6 августа 2016 года в связи с празднованием 190-летия со дня его рождения). Изображен сидящим в кресле, в правой руке - лист бумаги с цитатой «Не погрязайте в подробностях настоящего, но воспитывайте в себе идеалы будущего» (из «Пошехонской старины»). Кресло - точная копия настоящего салтыковского кресла, хранящегося в музее писателя в школе деревни Ермолино Талдомского района. Родина писателя - село Спас-Угол - находится на территории Талдомского муниципального района, центром которого является город Талдом. Скульптор Д. А. Стретович, архитектор А. А. Айрапетов.

Бюсты писателя установлены в:

Рязани. Церемония открытия состоялась 11 апреля 2008 года, в связи со 150-летием с момента назначения Михаила Салтыкова на должность вице-губернатора в Рязань. Бюст установлен в скверике рядом с домом, который в настоящее время является филиалом Рязанской областной библиотеки, а раньше служил резиденцией рязанского вице-губернатора. Автор памятника - заслуженный художник России, профессор Московского государственного академического художественного института имени Сурикова Иван Черапкин.
Кирове. Каменное изваяние, автором которого выступил кировский художник Максим Наумов, расположено на стене здания бывшего Вятского губернского правления (Динамовский проезд, 4), где во время своего пребывания в Вятке Михаил Евграфович служил чиновником
селе Спас-Угол Талдомского района Московской области
Проект «Салтыкиада», задуманный и рожденный на Вятке, приуроченный к 190-летию со дня рождения М. Е. Салтыкова Щедрина, объединяющий литературу и изобразительное искусство. В него вошли: процедура открытых защит дипломных проектов студентов кафедры Технологии и дизайна ВятГУ, на которых была осуществлена торжественная передача статуэтки символа Общероссийской премии М. Е. Салтыкова-Щедрина правительству Кировской области, а также церемония дарения скульптурного образа писателя и набор коллекционных монет Кировскому областному музею. Премия имени М. Е. Салтыкова-Щедрина вручена Евгению Гришковцу (14 сентября 2015 года). Выставка «М. Е. Салтыков-Щедрин. Образ времени» на которой был представлен проект скульптурного памятника писателю. Выставка произведений Максима Наумова «Салтыкиада» в Кировском областном художественном музее имени братьев Васнецовых (март - апрель 2016 год). В октябре 2016 года в рамках Салтыковских чтений прошла презентация мульти-информационного альбома «Салтыкиада».
На выставке «Салтыкиада. История одной книги», прошедшей 16 марта 2017 года, были представлены 22 новые графические работы цикла, а также произведения из фондов Вятского художественного музея.
В СССР выпущены почтовые марки, посвященные Михаилу Салтыкову.
В СССР и России выпущены почтовые конверты, в том числе и со спецгашением.

Михаил Евграфович Салтыков (присоединивший впоследствии псевдоним «Щедрин») родился 15(27) января 1826 года в Калязинском уезде Тверской губернии, в селе Спас-Угол. Село это существует и поныне, но относится уже к Талдомскому району Московской области.

Время учёбы

Отцом Михаила был коллежский советник и потомственный дворянин Евграф Васильевич Салтыков, матерью - урождённая Забелина Ольга Михайловна из семьи московских купцов, получивших дворянство за большие пожертвования на армию во время войны 1812 года.

Евграф Васильевич после выхода в отставку старался из села никуда не выезжать. Главным его занятием было чтение религиозной и полумистической литературы. Он считал возможным вмешиваться в церковные службы и позволял себе называть священника Ванькой.

Супруга была младше отца на 25 лет и держала всё хозяйство в своих руках. Она была строгой, рачительной и даже в каких-то случаях жестокой.

Михаил, шестой ребёнок в семье, родился, когда ей не было и двадцати пяти лет. Почему-то именно его она любила больше всех остальных детей.

Мальчик хорошо схватывал знания и то, что другим детям давалось со слезами и битьём линейкой, он иногда запоминал просто на слух. С четырёх лет его учили дома. В 10 лет будущего писателя отправили в Москву для поступления в дворянский институт. В 1836 году Салтыков был зачислен в учебное заведение, в котором за 10 лет до него учился Лермонтов. По своим знаниям был он зачислен сразу в третий класс дворянского института, но по невозможности досрочного выпуска из учебного заведения - вынужден был учиться в нём два года. В 1838 году Михаил, как один из лучших учеников, был переведён в Царскосельский лицей.

Именно к этому времени относятся его первые литературные опыты. Салтыков стал первым поэтом на курсе, хотя и тогда, и впоследствии понимал, что поэзия - это не его удел. Во время учёбы он сблизился с М.Буташевичем-Петрашевским, который оказал серьёзное влияние на взгляды Михаила. После переезда лицея в Петербург (после которого он стал называться уже Александровским), Салтыков стал посещать собрание писателей у Михаила Языкова, где познакомился с В.Г.Белинским, взгляды которого были ему близки больше других.

В 1844 году Александровский лицей был окончен. Будущему писателю присвоили чин X класса - коллежский секретарь.

Канцелярия военного министерства. Первые повести

В начале сентября этого же года Салтыков подписал обязательство о том, что он не является членом какого-либо тайного общества и ни при каких обстоятельствах не будет вступать в какое-либо из них.

После этого он был принят на службу в канцелярию военного министерства, где обязан был прослужить после лицея 6 лет.

Салтыкова тяготила бюрократическая служба, он мечтал заниматься только литературой. «Отдушиной» в его жизни становится театр и в особенности итальянская опера. Литературные и политические порывы он «выплёскивает» на вечерах, которые организует в своём доме Михаил Петрашевский. Душою он примыкает к западникам, но тем, которые проповедуют идеи французских социалистов-утопистов.

Недовольство своей жизнью, идеи петрашевцев и мечты о всеобщем равенстве приводят к тому, что Михаил Евграфович пишет две повести, которые круто изменят его жизнь и возможно - именно они повернут творчество писателя в том направлении, в котором он остался известен и поныне. В 1847 году он напишет «Противоречия», в следующем году - «Запутанное дело». И хотя приятели не советовали писателю их публиковать, они, одна за другой, появились в журнале «Отечественные записки».

Салтыков не мог знать, что в дни подготовки к печати второй повести, шеф жандармов граф А.Ф.Орлов представил царю доклад именно о журналах «Современник» и «Отечественные записки», где говорил о том, что они имеют вредное направление, на что монарх повелел создать особый комитет для строгого надзора именно за этими журналами.

Обычно медленная бюрократическая машина самодержавной власти сработала на этот раз очень быстро. Не прошло и трёх недель (28 апреля 1848 года), как молодой чиновник канцелярии Военного министерства, мыслитель, полный радостных надежд Салтыков был отправлен сначала на петербургскую гауптвахту, а затем - в ссылку в далёкий город Вятку.

Вятская ссылка

За 9 дней на лошадях Салтыков проделал более полутора тысяч километров. Почти весь путь писатель был в каком-то оцепенении, совершенно не понимая - куда и зачем он едет. 7 мая 1848 года тройка почтовых лошадей въехала в Вятку, и Салтыков понял, что нет никакой случайности или ошибки и в этом городе он будет находиться до тех пор, пока пожелает того государь.

Службу он начинает простым писцом. Писатель категорически не может смириться со своим положением. Он просит мать и брата похлопотать за него, пишет письма влиятельным друзьям в столицу. Все прошения родственников Николай I отклоняет. Но благодаря письмам влиятельных людей из Петербурга губернатор Вятки более пристально и доброжелательно приглядывается к ссыльному писателю. В ноябре того же года ему дают должность старшего чиновника особых поручений при губернаторе.

Салтыков проводит огромную работу, помогая губернатору. Приводит в порядок многие запутанные дела, требовательно относится к чиновникам.

В 1849 году составляет отчёт по губернии, который предоставляется не только министру, но и царю. Пишет прошение на отпуск в родные места. Снова отправляют прошение царю его родители. Но всё оказывается безуспешным. Может быть, даже и к лучшему. Потому что именно в это время проходят суды над петрашевцами, некоторые из которых закончились казнью. А Салтыков в конце мая по представлению губернатора становится правителем его канцелярии.

К началу 1850 года писатель получает поручение от самого министра внутренних дел - провести инвентаризацию недвижимого имущества городов Вятской губернии и подготовить свои соображения к улучшению общественных и хозяйственных дел. Салтыков сделал всё, что возможно. С августа 1850 года его назначают советником губернского правления.

В последующие годы сам Салтыков, его родные и друзья, вятские губернаторы (А.И.Середа и следующий за ним Н.Н.Семёнов), оренбургский генерал-губернатор В.А.Перовский и даже генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьёв обращались к царю с ходатайствами о смягчении участи Салтыкова, но Николай I был непреклонен.

За время вятской ссылки Михаил Евграфович подготовил и провёл сельскохозяйственную выставку, написал несколько годовых отчётов для губернаторов, провёл ряд серьёзных расследований по нарушениям законов. Он старался работать как можно больше, чтобы забывать окружающую его действительность и сплетни провинциальных чиновников. С 1852 года жить стало несколько легче, он влюбился в 15-летнию дочь вице-губернатора, которая позже станет его женой. Жизнь перестала представляться в сплошном чёрном цвете. Салтыков даже занялся переводами из Вивьена, Токвиля и Шерюеля. В апреле этого же года он получил звание коллежского асессора.

В 1853 году писателю удалось добиться небольшого отпуска в родные места. Приехав домой, он понимает, что родственные и дружеские связи во многом нарушены, и возвращения его из ссылки почти никто не ждёт.

18 февраля 1855 года умер Николай I. Но о Михаиле Евграфовиче никто не вспоминает. И только случай помогает ему получить разрешение на выезд из Вятки. В город по государственным делам прибывает семейство Ланских, глава которого был братом нового министра внутренних дел. Познакомившись с Салтыковым и, проникнувшись горячим сочувствием к его судьбе, Пётр Петрович пишет брату письмо с просьбой о заступничестве за писателя.

12 ноября Салтыков едет в очередную командировку по губернии. В этот же день министр внутренних дел выходит с докладом к императору о судьбе Салтыкова.

Александр II даёт высочайшее разрешение - Салтыкову жить и служить, где пожелает.

Работа в МВД. «Губернские очерки»

В феврале следующего года писателя принимают на службу в Министерство внутренних дел, в июне - назначают при министре чиновником по особым поручениям и через месяц посылают в Тверскую и Владимирскую губернии для проверки работы комитетов ополчения. В министерстве в это время (1856-1858 года) также проводится большая работа по подготовке крестьянской реформы.

Впечатления о работе чиновников в провинции, часто не просто неэффективной, но и откровенно преступной, о неэффективности законов, регулирующих экономику деревни и откровенной невежественности местных «вершителей судеб» нашли своё блестящее отражения в «Губернских очерках» Салтыкова, опубликованных им в журнале «Русский вестник» в 1856-1857 годах под псевдонимом Щедрин. Имя его стало широко известным.

«Губернские очерки» выдержали несколько изданий и положили начало особому виду литературы, получившей название «обличительной». Но главным в них было не столько показ злоупотреблений на службе, сколько «обрисовка» особой психологии чиновников, как на службе, так и в быту.

Салтыков-Щедрин писал очерки в эпоху реформ Александра II, когда возродилась надежда интеллигенции на возможность глубинных преобразований в обществе и духовном мире человека. Писатель надеялся, что его обличительное произведение послужит борьбе с отсталостью и пороками общества, а значит поможет изменить жизнь к лучшему.

Губернаторские назначения. Сотрудничество с журналами

Весной 1858 года Салтыкова-Щедрина назначают вице-губернатором в Рязань, в апреле 1860 переводят на ту же должность в Тверь. Столь частая смена места службы была обусловлена тем, что писатель начинал свою работу всегда с увольнения воров и взяточников. Местное чиновничье жульё, лишённое привычной «кормушки», использовало все связи, чтобы отправлять на Салтыкова кляузы царю. В результате неугодный вице-губернатор назначался на новое место службы.

Работа на благо государства не мешала писателю заниматься творческой деятельностью. В этот период он много пишет и печатается. Сначала во многих журналах («Русский вестник», «Современник», «Московский вестник», «Библиотека для чтения» и др.), затем только в «Современнике» (за небольшими исключениями).

Из написанного Салтыковым-Щедриным в этот период было составлено два сборника - «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», которые были изданы отдельными изданиями три раза. В этих произведениях писателя впервые появляется новый «город» Глупов, как собирательный образ типичного русского провинциального городка. Историю его Михаил Евграфович напишет несколько позже.

В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин выходит в отставку. Главная мечта его - основать двухнедельный журнал в Москве. Когда это сделать не удаётся, писатель переезжает в Петербург и по приглашению Некрасова становится одним из редакторов «Современника», который испытывает в это время большие кадровые и финансовые трудности. Салтыков-Щедрин берёт на себя огромную работу и выполняет её с блеском. Тиражи журнала резко поднимаются. В это же время писатель организует издание ежемесячного обозрения «Наша общественная жизнь», которое становится в ряд лучших публицистических изданий того времени.

В 1864 году по причине внутрижурнальных разногласий на политические темы Салтыков-Щедрин вынужденно уходит из редакции «Современника».

Он снова поступает на службу, но уже в менее «зависимое» от политики ведомство.

Во главе Казённых палат

С ноября 1864 года писатель назначен управляющим в Пензенскую Казённую палату, через два года - на ту же должность в Тулу, а осенью 1867 года - в Рязань. Частая смена мест службы обусловлена, как и ранее, пристрастием Михаила Евграфович к честности. После того, как он начинал конфликтовать с начальниками губерний, писателя переводили в другой город.

В эти годы он работает над «глуповскими» образами, но практически нечего не публикует. За три года выходит только одна его статья «Завещание моим детям», изданная в 1866 году в «Современнике». После жалобы Рязанского губернатора Салтыкову предлагают уйти в отставку, и в 1868 году он заканчивает службу в чине действительного статского советника.

В следующем году писатель напишет «Письма о провинции», в основу которых положит свои наблюдения за жизнью в тех городах, где он служил в Казённых палатах.

«Отечественные записки». Лучшие творческие шедевры

После выхода в отставку Салтыков-Щедрин принимает приглашение Некрасова и приходит работать в журнал «Отечественные записки». До 1884 года он пишет исключительно для них.

В 1869-70 годах написано лучшее сатирическое произведение Михаила Евграфовича - «История одного города». В «Отечественных записках» были опубликованы также: «Помпадуры и Помпадурши»(1873), «Господа Ташкентцы»(1873),«Культурные люди»(1876),«Господа Головлёвы»(1880), «За рубежом»(1880-81) и множество других известных произведений.

В 1875-76 годах писатель проводит в Европе на лечении.

После смерти Некрасова в 1878 году Салтыков-Щедрин становится главным редактором журнала и остаётся им до закрытия издания в 1884 году.

После закрытия «Отечественных записок» писатель начинает печататься в «Вестнике Европы». Здесь выходят последние шедевры его творчества: «Сказки» (последние из написанных,1886), «Пёстрые письма»(1886), «Мелочи жизни»(1887) и «Пошехонская старина» - законченная им в 1889 году, но изданная уже после смерти писателя.

Последнее напоминание

За несколько дней до смерти Михаил Евграфович начал писать новое произведение «Забытые слова». Одному из своих друзей он сказал о том, что хочет напомнить людям о забытых ими словах «совесть», «отечество» и подобных им.

К сожалению, замысел его не удался. В мае 1889 года писатель в очередной раз заболел простудой. Ослабленный организм сопротивлялся недолго. 28 апреля(10мая) 1889 года Михаил Евграфович умер.

Останки великого писателя и ныне покоятся на Волковском кладбище в Петербурге.

Интересные факты из жизни писателя:

Писатель был ярым борцом с взяточниками. Где бы он ни служил - они изгонялись беспощадно.

(псевдоним - Н. Щедрин)

(1826-1889) русский писатель

Салтыков-Щедрин (так обычно пишут его фамилию в наше время) стал первым русским литератором, чьи произведения читали так же, как и самые актуальные сообщения газет.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин принадлежал к старинному дворянскому роду, а по матери - к не менее древней купеческой фамилии. Он приходился дальним родственником известному историку И. Забелину. Детские годы Михаила прошли в укромном уголке российской провинции, известном под названием Пошехонье. Там находилось родовое имение его отца.

В семье главным человеком была мать: она не только вела хозяйство, но и занималась всей коммерческой деятельностью.

Первые десять лет жизни Михаила прошли дома. С ним занимались приглашенные учителя, и уже к шести годам будущий писатель бегло разговаривал на немецком и французском языках, умел читать и писать. Только в 1836 году Михаил приехал в Москву и поступил в Дворянский институт. Проучившись там полтора года, он перевелся в одно из самых престижных учебных заведений того времени - Царскосельский лицей.

Уже на первом году учебы проявились литературные способности Салтыкова. В течение всех шести лет пребывания в Лицее его объявляли «продолжателем Пушкина», то есть первым учеником по русской литературе. Но дальше ученических рецензий он не пошел и за все годы учебы так и не начал писать.

В 1844 году Михаил Евграфович Салтыков кончает курс обучения и поступает на службу в Военное министерство. Служба сразу же стала для него неприятной обязанностью. Главным же его увлечением становится литература. Он посещает известные в Петербурге собрания литераторов в доме Н. М. Языкова. Видимо, там Салтыков познакомился с Виссарионом Белинским , под влиянием которого начинает сотрудничать в журналах «Отечественные записки» и «Современник». Вскоре он становится постоянным рецензентом этих журналов и регулярно публикует в них статьи о различных книжных новинках.

В конце сороковых годов публицист примыкает к известному в Петербурге кружку М. Петрашевского. Однако философские споры его практически не интересуют. Главным интересом Михаила Салтыкова становится жизнь России и Запада. Молодой человек искал сферу для активного применения своих способностей.

В конце сороковых годов в журнале «Отечественные записки» публикуются две первые повести Салтыкова --«Запутанное дело» и «Противоречие». Содержавшиеся в них острые наблюдения над современной действительностью привлекли внимание властей. Писатель был уволен со службы и весной 1848 года откомандирован в город Вятку. Там он провел целых восемь лет.

Отъезд из Петербурга сыграл и положительную роль в его жизни. Когда в 1849 году было разгромлено общество Петрашевского, Салтыкову удалось избежать наказания, поскольку больше года он отсутствовал в городе.

Находясь в Вятке, Михаил Салтыков прошел все ступени тогдашней чиновничьей лестницы: был переписчиком бумаг, полицейским чиновником при губернаторе, а летом 1850 года стал советником губернского правления. По роду работы он объездил целый ряд российских губерний, проверяя различные учреждения. Практически постоянно он вел памятные записки, которые позже использовал как основу для своих произведений.

Только в 1856 году закончился срок его ссылки. Тогда на российский престол взошел царь Александр II. Этот год принес перемены и в личную жизнь Салтыкова. Он женился на семнадцатилетней дочери губернатора Елизавете Болтиной и вместе с ней вернулся в Петербург. Однако в то время Салтыков еще не решился оставить службу и полностью посвятить себя литературному труду. Поэтому он вновь поступает на службу в Министерство внутренних дел. Одновременно писатель начал публикацию «Губернских очерков».

Вначале он принес их в редакцию «Современника», где рукопись была прочитана Н. Некрасовым и Иваном Тургеневым . Несмотря на восторженную оценку, Некрасов отказался публиковать очерки Салтыкова в своем журнале, опасаясь цензуры. Поэтому они вышли в журнале «Русский вестник», подписанные псевдонимом Н. Щедрин.

С этого времени о Михаиле Салтыкове заговорила вся Россия. Очерки вызвали целый поток отзывов в различных изданиях. Но дороже всего для Салтыкова были статьи Чернышевского и Добролюбова.

Успех «Губернских очерков» окрылил литератора, но он все еще не мог уйти со службы. Причина была сугубо материальной: прочитав публикацию, мать лишила Михаила какой-либо финансовой помощи.

Власти также относились к нему настороженно. Они нашли благовидный предлог, чтобы удалить его из Петербурга. Его назначили вице-губернатором сперва в Рязани, а затем в Твери. Там Салтыков впервые получил возможность осуществить свои принципы на практике. Он беспощадно увольнял со службы взяточников и воров, отменял телесные наказания и приговоры, которые считал несправедливыми, а также возбуждал судебные дела против нарушавших законы помещиков. Результатом деятельности Салтыкова явились многочисленные жалобы. Он был уволен в отставку по состоянию здоровья.

Уйдя со службы, Михаил Евграфович Салтыков переезжает в Петербург, где пытается издавать собственный журнал «Русская правда». Но вскоре терпит финансовый крах, через два года вновь возвращается на службу и покидает столицу.

Новое назначение Салтыкова, по-видимому, также было продиктовано желанием устранить его от активной публицистической деятельности. После «Губернских очерков» он выпускает новый цикл - «Невинные рассказы», а также пьесу «Смерть Пазухина». Последней каплей, переполнившей чашу терпения властей, стал цикл сатирических зарисовок «Помпадуры и помпадурши», в котором Салтыков едко высмеивает тех, кто стремился скрыть свою пустоту за красивыми словами.

Его переводят начальником казенной палаты в Рязань, через полгода перемещают в Тулу, а менее чем через год - в Пензу. Частые переезды мешали сосредоточиться на литературном творчестве. Но тем не менее Михаил Салтыков не переставал посылать в Петербург сатирические очерки, которые регулярно появлялись в журнале «Отечественные записки». Наконец в 1868 году решением шефа жандармов графа Шувалова он был окончательно уволен в отставку в чине действительного статского советника.

В декабре 1874 года умирает мать Салтыкова, и он получает долгожданное наследство, что позволяет ему устроиться жить в Петербурге. Там он становится одним из главных сотрудников журнала «Отечественные записки». После смерти Некрасова в 1877 году, Михаил Евграфович Салтыков становится ответственным редактором этого издания. На его страницах он и печатает все свои новые произведения.

В течение последующих двадцати лет Салтыков-Щедрин создает своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Наряду с циклами очерков «Письма о провинции», «Признаки времени», «Письма к тетеньке» и «Дневник провинциала в Петербурге», в нее входят и произведения крупной формы, прежде всего «История одного города». Салтыков создал первый в русской литературе роман в жанре фантастического гротеска. Образ города Глупова стал нарицательным и определил целое направление последующего развития русской литературы.

В недрах очерков постепенно сложился и замысел романа «Господа Головлевы». Щедрин рассказывает страшную историю гибели целого рода. Образ Арины Петровны навеян общением с его собственной матерью. Ведь и свой псевдоним он взял, чтобы его отличали от жестокой помещицы, прозванной Салтычихой. Весьма колоритен главный герой романа - Порфирий Головлев, прозванный Иудушкой. Щедрин показывает, как жадность постепенно губит его, вытесняя все человеческое.

Последние десятилетия жизни Михаила Салтыкова проходят в постоянной борьбе с тяжелой болезнью - туберкулезом. По настоянию врачей писатель неоднократно выезжал на лечение во Францию, Швейцарию и Италию. Но и там он не выпускал из рук пера. Салтыков работал над романом «Современная идиллия» и новыми очерками, посвященными жизни в европейских странах.

После неоднократных предупреждений весной 1884 года власти закрыли журнал «Отечественные записки». Но писатель не примирился с тем, что его лишили основной трибуны для выступлений. Он продолжает печататься в «Русских ведомостях», «Вестнике Европы» и других изданиях. Чтобы усыпить бдительность цензоров, писатель возобновляет работу над циклом сказок. Они явились своеобразным итогом его жизни. Писатель облек их в басенно-притчевую форму, но внимательный читатель сразу же понял, кого автор имеет в виду под пескарями, волками, орлами-меценатами.

Михаил Евграфович Салтыков был чрезвычайно ранимым человеком. Когда в 1882 году на него обрушился град отрицательных рецензий, он хотел было прекратить писать. Но популярность писателя и дружеская поддержка друзей, в числе которых был, например, Иван Тургенев , помогли преодолеть депрессию.

Незадолго до смерти Салтыков-Щедрин написал в письме к сыну: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».

Блестящий и пытливый ум, живой, наполненный острой сатирой, язык. Его произведения переносят в российскую действительность середины 19 века. С помощью пера и бумаги он сумел создать точные и емкие образы чиновника того времени, обличить главные пороки – взяточничество, бюрократию, боязнь малейших перемен.

Михаил Салтыков-Щедрин – один из ярких писателей своего времени. Его «История одного города» и «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» являются классикой и актуальны до сих пор.

Детство

Михаил Евграфович Салтыков (Щедрин является псевдонимом) родился 15 января 1826 года в Селе Спас-Угол Тверской губернии. Сейчас это Талдомский район Московской области. Он был шестым ребенком в большой дворянской семье. Отец Евграф Васильевич Салтыков имел чин коллежского советника, а мать Ольга Михайловна была из богатой купеческой семьи Забелиных. Разница в возрасте между родителями составляла 25 лет.

Отец, выйдя в отставку, ничем особо не занимался. За границы поместья выезжал редко, в основном сидел дома и читал книжки мистического содержания. Всеми делами заправляла мать – женщина строгая, властная и расчетливая. За несколько лет он смогла значительно увеличить состояние супруга.

Воспитание детей легло на плечи гувернанток, многочисленных нянек, приглашенных учителей. Подрастающее поколение Салтыковых держали в строгости, за проступки мать часто лично наказывала розгами. «Помню, что меня секут, за что, кто именно, не помню, но секут очень больно розгою. Гувернантка старших моих братьев и сестер, пытается заступиться, ведь я еще слишком мал. Года два мне было».

Члены большой семьи впоследствии станут прототипами героев различных произведений. Роман «Пошехонская старина» вовсе описывает уклад жизни дворянской семьи и во многом считается автобиографичным.

Лучший на курсе

В 10 лет домашнее образование наконец-то завершается. Михаил отправляется в Москву, чтобы поступить в Дворянский институт. После вступительных экзаменов мальчика сразу зачисляют в третий класс. А через два года талантливого ученика, лучшего в классе, переводят в престижный Царскосельский лицей.

Здесь Салтыков также демонстрирует незаурядные способности. За что получает прозвище «умник». Еще его называют «Пушкиным своего курса». Юноша пробует себя в поэзии, первые стихотворения «Лирика», «Наш век» печатают в крупных московских журналах. Но Михаил к себе очень строг и через несколько лет, перечитывая произведения, понимает, что поэзия это не его и больше стихотворений не пишет.

В лицее Салтыков знакомится с Михаилом Петрашевским, он учится на несколько курсов старше. Их объединяют идеи демократических преобразований в России, отмены крепостного права и всеобщего равенства. Сильное влияние на молодого человека оказывает творчество Герцена и Белинского, также проникнутое духом перемен.

Царскосельский лицей Михаил оканчивает в 1844 году, ему присвоен чин 10 класса – коллежский секретарь.

В том же 1844 году, 18-летний Михаил Салтыков поступает на государственную службу. Его принимают в канцелярию Военного министерства. При этом берут расписку, что он не состоит, и не будет состоять в каких-либо тайных обществах. Работа юному чиновнику не нравится.

Спасение – встреча с единомышленниками по пятницам у Петрашевского, театр и литература. Молодой автор много пишет, его повести – «Запутанное дело» и «Противоречия» - отражение идеалистических взглядов на жизнь. Произведения печатают в журнале «Отечественные записки».

Так совпадает, что в это же время за изданием пристально наблюдает специальная комиссия, созданная по приказу императора. Журнал сочтут вредным, а молодого чиновника и писателя сначала отправят в Петербург на гауптвахту, а затем в ссылку в Вятку (ныне Киров). Там Михаил Салтыков проведет 7 лет, с 1848 по 1855 годы. Не помогут ни многочисленные прошения родителей, влиятельных родственников и друзей. Николай I останется категоричным.

В Вятке Салтыков сначала работает обычным писцом. Потом его назначают старшим чиновником особых поручений при губернаторе, позднее советником губернского правления. Михаил Евграфович много ездит по губернии, устраивает крупную сельскохозяйственную выставку, проводит инвентаризацию недвижимости, пишет свои соображения на тему «Улучшение общественных и хозяйственных дел».

Писатель и вице-губернатор

Михаил Евграфович отправляется в Петербург, где работает в Министерстве внутренних дел чиновником особых поручений при министре. Его посылают в Тверскую и Владимирскую губернии проверить работу нескольких комитетов. Увиденное ляжет в основу знаменитых «Губернских очерков», их напечатают в 1857 году в «Русском вестнике» под псевдонимом Николай Щедрин.

Произведение принесет автору известность, очерки выйдут колоссальным тиражом. Созданные образы настолько тонки и правдивы, настолько точно показывают психологию российского чиновника, что об авторе станут говорить как об основоположнике обличительной литературы.

Долгое время Михаилу Евграфовичу удается совмещать два вида занятий: государственную службу и писательскую деятельность. Михаил Салтыков строит карьеру, занимает должность вице-губернатора в Рязанской и Тверской губернии, борется с взяточничеством и бюрократией. Михаил Салтыков-Щедрин – успешный автор, который много пишет и печатается во всех известных журналах Москвы и Петербурга. Он верен выбранной стезе – обличать недостатки российской действительности. Самое известное произведениесатирический роман «История одного города», где рассказывается об устройстве вымышленного Глупова и его жителях глуповцах.

Также среди популярных книг автора – цикл сказок, роман «Пошехонская старина», «Господа Головлевы». Помимо этого Салтыков-Щедрин был удачным издателем, при его руководстве «Отечественные записки» и «Современник» значительно увеличивали тираж.

Личная жизнь

Во время ссылки Салтыков-Щедрин влюбляется в 12-летнюю девочку – Елизавету Болтину- дочку вятского вице-губернатора. Писатель ждет 4 года прежде, чем сделать предложение. Венчаются молодые летом 1856 года. В браке рождается двое детей: дочь Лиза и сын Константин.

Михаил Евграфович считал свою жену очень ветреной и взбалмошной, но признавался, что не может без нее и дня. «Жена моя не слишком умна и требовательна. Полдня в магазине просидит, потом домой гостей приведет и потчует их изюмом, винными ягодами, конфетами с чаем и кофе. И без конца переодевается».

Годы жизни: с 15.01.1826 по 28.04.1889

Русский писатель, публицист. Известны как сатирические произведения Салтыкова-Щедрина, так и его психологическая проза. Классик русской литературы.

М.Е. Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) родился в Тверской губернии, в имении своих родителей. Отец его был потомственным дворянином, мать происходила из купеческой семьи. Салтыков-Щедрин был шестым ребенком в семье, первоначальное образование получил дома. В 10 лет будущий писатель поступил в Московский дворянский институт, откуда через два года был переведен в Царскосельский лицей, как один из лучших учеников. В лицее начали проявляться литературные пристрастия Салтыкова-Щедрина, он пишет стихи, которые публикуются в студенческих изданиях, однако сам писатель не ощущал в себе поэтического дара, и последующие исследователи его творчества невысоко ставят эти поэтические опыты. Во время обучения Салтыков-Щедрин сблизился с выпускником лицея М. В. Буташевичем-Петрашевским, оказавшим серьезное влияние на мировоззрение будущего писателя.

Окончив лицей в 1844 году, Салтыков-Щедрин был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место - помощника секретаря. В то время литература интересовала молодого человека гораздо больше, чем служба. В 1847-48 годах в журнале «Отечественные записки» выходят первые повести Салтыкова-Щедрина: «Противоречия» и «Запутанное дело». Критические высказывания Щедрина по отношению к властям пришлись как раз на тот период, когда Февральская революция во Франции отразилась в России ужесточением цензуры и наказаний за «вольнодумство». За повесть «Запутанное дело» Салтыкова-Щедрина фактически сослали в Вятку, где он получил место канцелярского чиновника при Вятском губернском правлении. За время ссылки Салтыков-Щедрин служил старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, занимал должность правителя губернаторской канцелярии, был советником губернского правления.

В 1855 году Салтыкову-Щедрину наконец разрешили покинуть Вятку, в феврале 1856 он был причислен к Министерству внутренних дел, а затем назначен чиновником особых поручений при министре. Возвратившись из ссылки, Салтыков-Щедрин возобновляет литературную деятельность. Написанные по материалам, собранным за время пребывания в Вятке, «Губернские очерки» быстро завоевывают популярность у читателей, имя Щедрина становится известным. В марте 1858 Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 переведён на ту же должность в Тверь. В это время писатель много работает, сотрудничая с различными журналами, но в основном – с «Современником». В 1958-62 свет увидели два сборника: «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», в которых впервые появился город Глупов. В том же 1862 году Салтыков-Щедрин решил всецело посвятить себя литературе и ушел в отставку. В течение нескольких лет писатель принимал самое деятельное участие в издании «Современника». В 1864 году Салтыков-Щедрин вновь возвратился на службу и вплоть до окончательной отставки в 1868 году в печати практически не появляется его сочинений.

Тем не менее тяга Щедрина к литературе осталась прежней и как только в 1868 году главным редактором «Отечественных записок» назначается Некрасов, Щедрин стал одним из главных сотрудников журнала. Именно в «Отечественных записках» (главным редактором которых после смерти Некрасова стал Салтыков-Щедрин) вышли наиболее значительные произведения писателя. Помимо общеизвестной «Истории одного города», увидевшей свет в 1870 году, за период 1868-1884 был издан ряд сборников рассказов Щедрина, а в 1880 – роман «Господа Головлевы». В апреле 1884 года «Отечественные записки» были закрыты по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова. Закрытие журнала стало большим ударом для Салтыкова-Щедрина, ощущавшего, что его лишили возможности обратиться к читателю. Здоровье писателя, и без того не блестящее, было окончательно подорвано. В годы, последовавшие за запрещением «Отечественных записок», Салтыков-Щедрин публиковал свои сочинения преимущественно в «Вестнике Европы», в 1886-1887 годах были изданы последние прижизненные сборники рассказов писателя, а уже после его смерти – роман «Пошехонская старина». Салтыков-Щедрин скончался 28 апреля (10 мая) 1889 и погребён, согласно его желанию, на Волковском кладбище, рядом с И. С. Тургеневым.

Библиография

Повести и романы
Противоречия (1847)
Запутанное дело (1848)
(1870)
(1880)
Убежище Монрепо (1882)
(1890)

Сборники рассказов и очерков

(1856)
Невинные рассказы (1863)
Сатиры в прозе (1863)
Письма из провинции (1870)
Признаки времени (1870)
(1873)
Господа Ташкентцы (1873)
(1873)
Благонамеренные речи (1876)
В среде умеренности и аккуратности (1878)
Круглый год (1880)
(1881)
Письма к тетеньке (1882)
(1885)
Недоконченные беседы (1885)
Пошехонские рассказы (1886)
Пёстрые письма (1886)
(1887)
(1887)

Экранизации произведений, театральные постановки

Художественные фильмы
Иудушка Головлев (1933, СССР) реж. Александр Ивановский
Тени (1953, СССР) реж. Надежда Кошеверова, Николай Акимов
Оно (1989, СССР) реж. Сергей Овчаров
Господа Головлевы [ТВ] (2010, Россия) реж. Александра Ерофеева

Мультипликационные фильмы
Как один мужик двух генералов прокормил (1965, СССР) реж. Владимир Данилевич, Иван Иванов-Вано
Премудрый пескарь (1979, СССР) реж. Валентин Караваев
История одного города. Органчик (1991, Россия) реж. Валентин Караваев