Игра- по рассказам Н. Носова для начальных классов. конкурс « Самые внимательные читатели.»

В развитие детской литературы Николай Носов внёс своеобразный и существенный вклад.

Игра- по рассказам Н. Носова для начальных классов

Добрые, точные и справедливые слова сказал о творчестве Н. Носова писатель В. Катаев: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик»…Мальчики Носова несут в себе все черты настоящего человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».

1.Викторина «Огородники»

1. Где происходит действие рассказ? (В пионерском лагере)

2. Что решили написать на красном флажке? («Лучшему огороднику»)

3. Что мешало Мишке вскопать огород? (Длинный корень)

4. Что придумал Мишка, чтобы получить флажок? (Вскопать огород ночью)

5. Что сначала вместо флажка получили на своем участке Мишка с другом? (Пугало)

6. За что они получили флажок? (За самый большой урожай огурцов и помидоров)

«Огурцы»

1. Загадка об овоще. Так называется рассказ.

Промеж грядок лежит гусь гладок (Огурец)

Полон дом голубей, нет ни окон, ни дверей (Огурец)

2. Как зовут героев рассказа «Огурцы»? (Котька и Павлик)

3. Почему было радостно на душе у Котьки из рассказа «Огурцы»?

«Мишкина каша»

1 Что готовили себе на ужин Мишка и его друг? (Кашу, жарили пескарей)

2. Какие предметы утопили ребята в колодце? (Ведро, чайник)

7. Чем доставали воду ребята из колодца? (Кружкой)

8. Об этой хозяйственной постройке упоминается в рассказе. Загадка:

Стоит волчище, разинул ртище. (Колодец)

«Федина задача»

1. Какое зерно привезли на мельницу в задачке? (Рожь)

2. Что мешало Феде решать задачку? (Радио)

«Замазка»

1. Что хотели слепить Костя и Шурик? (Зверей)

2. На что была похожа Костина змея? (На ливерную колбасу)

3. Что случилось в кино? (Костя положил замазку по ошибке на другое место)

4. Почему не понравилось кино ребятам? (Они его и не видели)

«Автомобиль»

1. Какие марки автомашин рассматривали Мишка с другом? («Волга», «Москвич»)

2. Какие детали они обсуждали? («капот» – капор, «кузов» – пузо, «бампер» – буфер)

3. Что сделали Мишка с другом, когда машина тронулась? (сели сзади на бампер)

4. Как решили искупить свою вину друзья? (написали письмо милиционеру)

«Метро» (не называть название рассказа)

Загадка:

Многолюден, шумен, молод

Под землей грохочет город,

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут. (Метро)

«Саша»

1. Что мечтал купить Саша? (Пистолет с пистонами)

2. как звали сестер Саши? (Марина и Ирочка)

3. Как пометил свой пистолет Саша? (Выстругал на ручке имя)

4. Под диваном чихнул Саша, но сестра сказала, что это……? (Собака Бобик)

5. какой вывод в конце рассказа сделал Саша? (Сам теперь знаю, что не нужно пугать людей)

Прятки»

1. Куда прятался Витя?

2. Что сделал Славик? (Запер шкаф на крючок)

«Шурик у дедушки»

1. Из-за чего чуть не подрались ребята? (Из-за удочки)

2. Что нашли ребята на чердаке? (Банку из-под варенья, коробку от гуталина, деревянную ручку, калошу на правую ногу)

3. Какое колдовское заклинание кричал Шурик? (Колдуй, баба, колдуй, дед! Колдуй, серенький медведь!)

4. Какое применение нашел Шурик старым вещам? (Прибил вторую ручку, калошу прибил вместо почтового ящика)

5. Почему в пруде не было рыбы? (Его недавно вырыли)

«Прятки»

1. Куда прятался Витя? (Под кровать, в собачью конуру, под пальто, в посудный шкаф)

2. Что сделал Славик? (Запер шкаф на крючок)

«Бабушка Дина»

2. Почему девочка Света знала наизусть все праздники? (Ей дарили на каждый праздник подарок)

3. Что предложила сделать воспитательница к празднику? (Выставку фотографий)

4. Из-за чего поссорились дети? (Чья мама красивее)

5. Какой праздник решили устроить в детском саду в следующий раз? (Папин день)

«Живая шляпа»

1. Еще один овощ встречается в рассказе Носова. Загадка:

Курочка-пустодом свила гнездо за двором,

Яйца несет, в землю кладет. (картофель) Подсказка: этим овощем ребята бросали в шляпу.

2. Назовите спортивный инвентарь, который упоминается в рассказе? (клюшка, лыжная палка)

3. Какая мебель упоминается в рассказе? (диван, комод)

«Леденец»

1. Что пообещала мама Мише за хорошее поведение? (леденец)

2. Как себя вел Миша? (съел леденец, разбил сахарницу)

«Карасик» _

1. Кроме карасика кто был еще у Виталика? (кот Мурзик)

2. Что сказал Виталик маме, куда делся карасик? (съел Мурзик)

3. Как вы думаете, хорошо ли поступил Виталик?

2. Собери героев.

Слева написаны названия рассказов, справа герои. Стрелочками соедините названия с героями.

Соответствие цифр на заданиях для ребят 1-7 2-4 3-5 4-6 5-9 6-3 7-2 8-1 9-8



1. «ЖИВАЯ ШЛЯПА» ВОВКА, ВАДИК

2. «АВТОМОБИЛЬ» МИШКА, МИЛИЦИОНЕР

3. «МЕТРО» ВОВКА, МАМА, Т. ОЛЯ

4. «ЗАМАЗКА» КОСТЯ, ШУРИК

5. «САША» МАРИНА, ИРОЧКА

6. «КАРАСИК» ВИТАЛЯ, СЕРЕЖА, МУРЗИК

7. «ПРЯТКИ» ВИТЯ, СЛАВИК

8. «БАБУШКА ДИНА» НИНА ИВАНОВНА,ТОЛЯ ЩЕГЛОВ, НАТОЧКА, ПАВЛИК, СВЕТА КРУГЛОВА

9. «ОГОРОДНИКИ» МИШКА, СЕНЬКА, ВАНЯ ЛОЖКИН, МИША КУРОЧКИН, ВАДИК ЗАЙЦЕВ

3. Игра «Меткий стрелок». Попасть мячом в кегли.

4. Кроссворды (увеличиваются по клику мыши)

Кроссворд 1 (задания)

1.Кто сидел под шляпой?

2. Вещество, которым конопатят окна

3. Рыба, которую жарили ребята в рассказе «мишкина каша»

4. Так звали мальчика из рассказа «Заплатка»

5. Овощ из рассказа «Живая шляпа»

6. Предмет кухонной утвари, который утопили ребята в колодце

7. Кусочек ткани, которым прикрывают дырку.

8. Загадка: стоит волчище, разинул ртище. (хозяйственная постройка)

Кроссворд 2 (задания)

2. Человек, который что-то придумывает.

3. Кусочек ткани, которым прикрывают дырку.

4. Средство передвижения.

5. Вещество, которым конопатят окна.

7. Конфета

5. Игра «испорченный телефон».

Разделить детей на команды по 10-12 человек, построить в шеренги. Первым сказать какое-нибудь название рассказа и по команде дети должны передать эти слова друг другу. Чья команда быстрее и правильнее выполнит.

Тема: творчество Н. Носова.

Рассказы: «Фантазеры», «Огородники», «Замазка», «Мишкина каша», «Огурцы».

Цели урока:

1. Познакомить с творчеством Н. Носова.

2. Развитие умений и навыков самостоятельного чтения художественных книг .

3. Расширить литературный кругозор учащихся.

4. Воспитывать в детях нравственные качества, как честность любознательность, воспитанность культура поведения.

Литература:

1. «Книга - выручалочка», Москва, Новая школа, 1995 год.

2. Внеклассное чтение в 3 классе . Издательство «Просвещение» 1983 год, «Произведения Н. Носова».

Ход урока.

Фаза 1 «Вызов интереса».

1.Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Н. Носова. Он написал много рассказов для детей, которые вы уже прочитали.

Какие рассказы его вы знаете?

С творчеством Н. Носова ознакомит нас Перепелкин К. «Об авторе»

Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Николай Николаевич Носов (1908-1976) был волшеб­ником потому, что владел таинственным «золотым ключи­ком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей стра­ны и всей планеты: книги его переведены на десятки язы­ков мира, они совершили путешествие по всем континентам. И он был не просто добрым волшебником, а, я бы сказал, добрейшим. Да ещё и весёлым!

Как все настоящие волшебники, Н. Носов был редкостным фантазёром: как раз его фантазия и подарила всем нам знаменитого Незнайку со всеми увлекательнейшими его пу­тешествиями и в кругу друзей, и в Солнечном городе, и на Луне.

Произведения про Незнайку столь значительны и поучи­тельны (хотя в них нет и намёка на унылые назидания!), что они были удостоены Государственной премии РСФСР имени.

Но творческая дорога Николая Николаевича началась не с Незнайки...

Сперва появились рассказы для детей. Один из них на­зывался «Ступеньки». Потом были написаны повести «Ве­сёлая семейка», «Дневник Коли Синицына». Государствен­ной премией СССР была отмечена повесть «Витя Малеев в школе и дома».

Говорят, что грядущее юного человека, его будущие «взрослые» годы во многом зависят от того, какие книги он прочитал, в детстве, с какими литературными героями сдружился. Тот, кто сдружился с книгами Николая Нико­лаевича Носова, станет Человеком с заглавной буквы - отважным, жизнерадостным, беззаветно любящим нашу Ро­дину. Спасибо за это замечательному художнику слова, добрейшему волшебнику и другу детей!

Анатолий Алексин

Фаза 2. «Восприятие».

· С одним из произведений знакомит Астраханцев Ал. Он называется «Огурцы».

· Вопросы к рассказу:

Что украли Котька и Павлик?

О чем сказала мама?

Отнес ли Котька огурцы, и было ли ему страшно?

Фаза 3. «Осмысление».

· Подбери пословицы к рассказу.

Пословицы:

1. Кто идет, того страх не берет.

2. Жизнь дана на добрые дела.

3. Береги платье снову, а честь смолоду.

4. Чужой беде не смейся.

5. Красивый тот, кто красиво поступает.

6. Лучше горькая правда чем сладкая ложь.

7. Делу время, а потехе – час.

3.С произведением «Фантазеры» ознакомит нас Перепелкин К.

· Рассказывает содержание произведения «Фантазеры».

· Вопросы к рассказу:

1. Кто из ребят фантазировал, а кто врал?

2. Как успокоили девочку Иру и чем успокоили её Стасик и Мишутка?

3. Что они нарисовали?

4. подбери пословицу?

4. С произведением «Клякса» знакомит Астраханцев Ал.

· Вопросы к рассказу:

1. Что любил делать Федя?

2. О чем сказала учительница?

3. Почему испугался Федя и что он перестал делать?

· Вы нарисовали к этому рассказу рисунок. Что вы нарисовали, что хотели показать?

5. Мы прослушали выступления детей о героях Н. Носова. Какие они? (правдивые, смешные, забавные, хорошие, смелые)

6. В разных рассказах вам могут встретиться одни и те же герои. Кто они, назовите эти произведения?

7. Слово учителя: В веселых рассказах Н. Носова изображены обычные ребята, которым чаще всего недостает жизненного опыта, а иногда и умения видеть себя со стороны очень важного для каждого человека, который не только хочет быть хорошим, но и старается стать таким (Мишка), силы воли, сообразительности, понимания, как надо поступать и находить правильный выход из создавшегося положения (Костя из рассказов «Мишкина каша», «Дружок», «телефон».

Фаза IV . «Реализация».

8. Инсценировка по рассказу «Замазка». Подберите пословицу.

9. Проверим ваши знания по тесту.

Тесты по рассказам Н. Носова.

Телефон.

1. Что хотели купить в магазине Мишка и его друг Коля?

А) лампу; б) конструктор; в) машинку; г) телефон.

2. Какое решение приняли мальчики, чтобы купить нужную им вещь?

А) попросить деньги у родителей; б) копить деньги;

в) украсть деньги у родителей; г) не есть и не пить – экономить

3. Кого к телефонной трубке приставил жужжать Миша?

А) муху; б) шмеля; в) стрекозу; г) жука

4. Как придумали переговариваться мальчики после того, как Мишка сломал свой телефон?

А) выучили латинский алфавит ; б) придумали свой язык;

в) кукарекали г) выучили азбуку Морзе

5. Что сделал из телефона Мишка?

А) настольную лампу; б) электрический звонок;

в) бенгальские огоньки; г) лопатку

Замазка.

1. Что отковыряли от окна Костя и Шурик?

А) пластилин; б) краску; в) замазку; г) клей.

2. Куда пошли мальчики после того, как напроказничали?

А) в зоопарк; б) в цирк; в) в кино; г) в парк.

3. С чем перепутал замазку Костя?

А) с мороженым; б) с конфетой; в) с пирожным; г) с пряником.

4. За чем полезли под стулья Костя и Шурик в кинотеатре?

А) за ключом; б) за замазкой; в) за пряником; г) за шляпой.

5. Кто сел на замазку, лежавшую на стуле?

А) мужчина; б) младенец; в) бабушка; г) Шурик.

Огурцы.

1. Что украли на колхозном огороде Павлик и Котька?

А) капусту; б) помидоры; в) огурцы; г) свеклу.

2. Что мама сказала Котьке сделать с крадеными овощами?

А) приготовить салат; б) угостить Павлика;

в) отнести обратно; г) выкинуть.

3. Куда хотел поначалу выкинуть овощи Котька?

А) в мусорный бак; б) в речку; в) в колодец; г) в канаву.

4. Как отреагировал сторож, узнав, что именно Котька украл огурцы?

А) заявил в милицию; б) не пустил домой;

в) пояснил, что это неправильно; г) накричал.

5. Сколько огурцов съел по дороге к колхозному огороду Котька?

А) десять; б) все; в) два; г) один.

Фантазёры.

1. О чём разговаривали, сидя на скамейке, Мишутка и Стасик?

А) кто сильнее; б) кто умнее; в) кто переврёт; г) кто красивее

2. Кто «откусил» голову Мишутке?

А) собака; б) акула; в) волк; г) кит.

3. Кто съел Стасика в Африке?

А) антилопа; б) тигр; в) лев; г) крокодил.

4. Куда летал Стасик?

А) на Марс; б) на Меркурий; в)на Луну; г) на Солнце.

5. Что без разрешения съел Игорь?

А) торт; б) варенье; в) мёд; г) мороженое.

10. Кроссворд.

1. Главный герой сказки, который жил в цветочном городе?

2. Как называется рассказ, где главные герои Котька и Павлик?

3. Увидел он старушку, подпустил ближе – как бабахнет из пистолета. Как звали этого мальчика?

4. Ребята всю ночь копали участок. Как называется этот рассказ?

5. Под шляпой был кот. Как его звали?

Из первых букв по вертикали прочитайте слово. Что получилось? Кто он такой?

11.Какие положительные качества можно перенять у героев, а какие нельзя?

V . «Творческая лаборатория»

Напишите собственный рассказ, подобный прочитанным.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 4 города Данкова Липецкой области

Составила - Балашова Маргарита Валентиновна

Данков

Тема занятия: КВН по рассказам Н.Н.Носова

Цель занятия: создание устойчивой положительной мотивации к чтению

книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова.

Задачи: способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей;

обобщить знания учащихся о рассказах Н.Н.Носова; развивать интерес к чтению книг, расширять литературный кругозор учащихся;

развивать мышление детей, их речь;

воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний; помочь понять смысл дружбы и коллектива; содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

Метапредметные:

Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение формулировать ответы, умение сотрудничать с одноклассниками. Личностные: формирование положительного отношения к процессу чтения, книгам: обогащение духовного мира детей через интерес к внутреннему миру людей на примерах литературных героев.

Предметные: умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, догадываться о чем идет речь, правильно строить ответы на вопросы.

Оборудование: презентация, портрет писателя, выставка книг Н.Носова, выставка рисунков учащихся, плакат: « Все герои Носова как живые, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству» С.В.Михалков,

В.П.Катаев: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик»…«Тот, кто сдружился с книгами Николая Носова, станет человеком с заглавной буквы – отважным, жизнерадостным, беззаветно любящим нашу Родину» А.Алексин

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем

II . Постановка темы и цели занятия.

Сегодня мы ребята с вами проводим внеклассное мероприятие по произведениям необыкновенного человека, талантливого великого детского писателя.

Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он автор многих рассказов и повестей «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Но самый знаменитый роман – сказка « Приключения Незнайки и его друзей».

Пред Носовым снимите шляпу,
Ведь это сам Незнайкин папа!
И кстати, весёлых рассказов немало,
К тому же, ещё для ребят написал он!

III. Содержание занятия.

1.О жизни и творчестве Н.Н.Носова

Вспомним жизнь и творчество Н.Н. Носова.

Отгадаем кроссворд.

    Город, в котором прошло детство Николая Носова?(Ирпень)

    Название первого рассказа, написанного Носовым? (Затейники)

    В каком журнале был напечатан первый рассказ? (Мурзилка)

    Что писал Носов кроме рассказов? (Повести)

    Что выпускал он вместе с двоюродными братьями? (Журнал)

    Для кого Носов писал свои первые рассказы? (Для сына)

    Для кого написаны произведения Николая Носова? (Для детей)

    Кто главный герой его романа- сказки? (Незнайка)

    В каком институте учился Носов? (Кинематографии)

    Как назывался журнал, выпускаемый Носовым и братьями? (Икс)

    Кем работал Николай Николаевич после окончания института? (Режиссером)

    Город, в котором родился Николай Носов? (Киев)

IV .

2. Представление команд.

У нас созданы три команды. Командам необходимо составить название команды из предложенных букв.1: з е и к и т й н а; 2: а т е р ы ф н а з ; 3: е н з н й и а к.

Команда «Затейники» Наш девиз: Затейники не знают скуки – Мы умельцы на все руки! Наш девиз: не унывать, Все пройти и все узнать. Команда «Фантазеры» Наш девиз: Фантазерам нет и дела, До житейских серых дней. Фантазировать умеем, чтоб всем было веселей.

Команда «Незнайки» Наш девиз:
Нас Незнайками называют,
Но таланты наши знают!
Пляшем, пишем и читаем
Обо всём на свете знаем!

Знает каждый человек,
Что умней НЕЗНАЕК, нет!

3.Конкурс «Разминка»

В каком рассказе ребята кидались в шляпу? (" Живая шляпа"Н.Носова)
Кто забрался под шляпу в рассказе «Шляпа»? (Кот Васька) Как звали мальчиков в рассказе «Живая шляпа»? (Вовка, Вадик)

В каком рассказе Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? (“Фантазеры”.) Какие овощи рвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы) Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)

Как звали мальчиков в рассказе «Замазка»? (Костя и Шурик)

Что сделали мальчики, когда ушёл стекольщик? (Отлепили замазку)

Как звали мальчика из рассказа «Бабушка Дина»? (Славик)

4.Конкурс “Бюро находок”.

Определить, из каких произведений Н. Носова убежали эти предметы? (показываю вещи, каждая команда за правильный ответ получает фишку).
Нитки, иголки, ткань – “Заплатка”
Книга " Три поросенка" - " Затейники" Картофель - «Живая шляпа» Мимоза, рамка с фотографией – «Бабушка Дина» Огурец – «Огурцы» Мороженое – «Фантазеры»

5. Конкурс « Сложи картинку."

Кто быстрее сложит иллюстрацию и назовёт, из какого произведения получилась картинка.

6. Конкурс «Определи отправителя»

Помогите, пожалуйста, узнать, от кого телеграммы. «Спасибо, милая мама! На душе у меня теперь радостно! Я не вор!» («Огурцы» Котька) «Наш кот пропал. Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?» (« Живая шляпа». Вадик) «Помогите найти замазку, потерял в кинотеатре» (« Замазка» Шурик) «Нам не стыдно. Мы же никого не обманываем. Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.»(«Фантазеры» Стасик) « Мне бы еще пуговицы научиться пришивать!»(«Заплатка» Бобка) «Её дядя Василий на заводе в спецодежде снял. А когда она в праздник наденет красивое платье, её и не узнать!» («Бабушка Дина, Славик)

7.Конкурс «Угадай пропущенное слово». Каждая команда получает карточку с фразами, где пропущены слова. Задание: вставить пропущенные слова; определить, из какого рассказа фразы. «- Знаешь, Светочка, твоя мама очень красивая, и моя мама очень красивая, но моя мама всё-таки… (красивее твоей мамы. «Бабушка Дина») «- Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и… (убьет меня. « Огурцы») «- А я, думаешь, разобрал? - ответил Шурик. - Какая-то чепуха на…(постном масле. «Замазка»)

«- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - …(и откусила. «Фантазеры»)

«- Что ты! Разве шляпы бывают…(живые? « Живая шляпа»)

8. Конкурс « Черный ящик»

Определить,о каком предмете идет речь.

9.Конкурс «Соотнеси пословицу и рассказ»

Беритесь дружно, не будет грузно. (На горке). У страха глаза велики. (Живая шляпа).

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. (Огурцы).

Терпенье даёт уменье. (Заплатка). Враньё не ведет в добро.(Карасик) Правду говорить смело – доброе дело.(Фантазеры)

10. Конкурс «Определи рассказ»

По опорным словам назвать произведение Н.Носова. Если команда не знает, отвечает другая команда.

Скамейка, варенье, Африка, море. («Фантазёры»)

Волк, одеяло, стол. («Затейники»)

Комод, кочерга, картошка, диван. («Живая шляпа»)

Нитки, забор, солдат («Заплатка»)

Кинотеатр, стулья, пряники («Замазка»)

11. Конкурс капитанов.

Тест с вопросами по рассказам Н. Носова. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Нужно выбрать из них единственный правильный и выделить букву ответа.

1. Кто испугался волка под кроватью? а) Валя «Затейники» б) Ира «Фантазёры» в)Мишка «Тук – тук – тук» 2. Что бросал Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? а) клюшку б) игрушку в) картошку 3.Как звали героев в рассказе « Затейники»? а) Костя и Мишка б)Валя и Петя в) Котька и Павлик 4. Что подарила мама Виталику? а) аквариум с рыбкой б) котенка в) телефон 5. Как называлась рыбка? а) золотая рыбка б) серебристый карасик в)окунь 6. Как звали котенка в рассказе «Карасик»? а ) Мурзик б)Васька в)Пушок 7. В какую игру играли Валя и Петя в рассказе «Затейники»? а) «Волк и семеро козлят» б) «Три поросенка» в) «Три охотника » 8. Кто намазал сестренке губы вареньем? а)Игорь б)Мишутка в)Стасик 9.Куда забрались Котька и Павлик, возвращаясь с рыбалки? а) сад б) огород в)дачу 10. У кого были замечательные штаны? а) Бобки б) Кости в)Павлика 13 конкурс «Расшифруй слова»

Расшифровать фразу и назвать произведение.

Ключ к шифру - алфавит.

1 команда: «17 16 19 13 21 11 , / 21 / 20 6 2 33 / 17 18 33 15 10 12 / 3 12 21 19 15 29 11? ».

«Послушай, / у /тебя/пряник / вкусный? »- рассказ «Замазка».

2 команда: «20 1 12 10 6 / 19 3 10 19 20 12 10 / 15 6 / 17 18 16 5 1 32 20 19 33 ».

«Такие / свистки /не / продаются» - рассказ «Карасик».

3 команда: «19 21 14 6 13 / 17 16 18 31 20 30 / 19 21 14 6 11 / 10/ 9 1 26 10 20 30 /

«Сумел / порвать, / сумей / и / зашить/ Мухой.» - рассказ «Огурцы»

14. Конкурс «Найди лишнюю картинку»

Необходимо определить: какая из предложенных картинок «лишняя» и назвать произведение.

    Рыба, удочка, огурцы, арбуз («Огурцы»)

    Шляпа, картофель, кочерга, огурец («Живая шляпа»)

    Брюки, забор, нитка, портной («Заплатка»)

    Милицейский свисток, рыба, собака , котлета(«Карасик»)

15. Конкурс «Кто произносит фразу? »

1. "Я вот обедаю, - думал он, - а Мурзик, бедный, в подвале сидит".(«Карасик» Виталик) 2. - Мама, я тебе огурцов принес!(«Огурцы» Котька)

3. - Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел. («Фантазеры»Стасик) 4- Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!. («Заплатка» Бобка) 5. - Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.(«Живая шляпа» Вовка) 6. Мама и папа уехали на два года работать на Север, а я живу с бабушкой Динь. Бабушка Динь хорошая. («Бабушка Дина» Славик)

16.Конкурс «Блиц-турнир».

Что было орудием стрельбы по шляпе? (Картошка)

Где лежала шляпа? (На комоде)

Во что играли Вовка и Вадик из рассказа «Живая шляпа»? (Раскрашивали картинки)

Из чего сделан был свисток? (Из железа)

Кого мама назвала разбойником, а Виталик – глупой головой? (Мурзика)

Что на экране прочитали Костя и Шурик из рассказа «Замазка»? (Конец)

Кто замазывал на зиму рамы? (Стекольщик)

Что слепил из замазки Костя. (Змею)

Какого цвета были у Бобки штаны? (Зелёные, защитного цвета)

На что похожа заплатка на Бобкиных штанах? (Огурец)

Сколько раз Бобка пришивал заплатку? (Два) О чем спорили дети в детском саду? (Чья мама красивее)

17 конкурс « Самые внимательные читатели.»

Я буду поочерёдно задавать вопросы командам, а вы будете на них отвечать. Если команда не может ответить на вопрос, то на него отвечают болельщики противоположной команды и тем самым приносят очки своей команде.

* Как звали девочку в рассказе «Фантазёры», на которую Игорь свалил вину? (ИРА)

* Как звали котёнка в рассказе «Карасик» ? (МУРЗИК)

* Как звали котёнка в рассказе « Живая шляпа»? (ВАСЬКА)

* Какой фильм видели мальчики в рассказе «Замазка» ? (НИКАКОГО, ПОТОМУ ЧТО ОНИ ИСКАЛИ ЗАМАЗКУ)

*Что сделала мама, когда Котька принёс огурцы из колхозного сада? (ЗАСТАВИЛА ОТНЕСТИ ИХ ОБРАТНО)

* Какую сказку читали дети в рассказе «Затейники» ? (ТРИ ПОРОСЁНКА)

* Какой проступок совершили герои рассказа Н.Н. «Огурцы» Павлик и Котька?

* Как вы относитесь к Павлику? (Он нечестный, трус, не хочет отвечать за свои поступки.)

* Легко ли было Котьке возвращаться на поле? (Нет, ему было стыдно.)

* Почему у Котьки было радостно на душе, когда он бежал домой? (Он признался в своём поступке, попросил прощенья, хотя это было трудно .)

*Куда, купив пряники, отправились Шурик и Костя, мальчики из рассказа «Замазка»? (В кинотеатр.)

* Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы? («Фантазёры»)

* На чём Стасик летал нам Луну в рассказе «Фантазёры»? (На ракете)

V . Подведение итогов занятия. Награждение победителей

Его герои озорные,

Весёлые и очень уж смешные.

Носов-детских книг творец.

Ну, какой он молодец

Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел.

Любимых книг прекрасные страницы

Пусть оживут!

Вот фантазеры: Стасик, Мишка,

И Костя с Витей.

Вы помните рассказ «Тук, тук, тук»?

Дружка везли однажды в чемодане-

А как замазку потеряли?

Я думаю, что стоит посмотреть!

Вот Мишка кашу варит,

Старается, пыхтит.

А каша из кастрюли

Всё лезет и бежит.

Чтоб добрыми, весёлыми

И умными вам стать!

Я советую, друзья:

«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня -
Озорной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь.

Заканчивается наша конкурсная программа. Думаю, что вам понравился тот удивительный мир сказок и рассказов, созданных Н. Носовым.

«Все герои Николая Носова « как живые », а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру», так сказал С. В. Михалков. Надеюсь, что любовь и интерес к произведениям Н.Носова у вас только начались.

Использованная литература:

1. Н.Носов «Фантазеры» Москва. 1987г.

Хромова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №6"
Населённый пункт: г. Королев, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект «По страницам произведений Николая Носова»
Дата публикации: 17.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Проект «По страницам произведений Николая

Носова»

Подготовила воспитатель 1 категории Хромова Галина Николаевна

МБДОУ г. Королёв Московской области

«Детский сад компенсирующего вида № 6 «Дюймовочка»

«В рассказах я хотел поставить проблемы: воспитание честности, смелости, чувства

товарищества, воли, настойчивости в достижении цели, осмеяние зависти, трусости,

лживости, хвастовства, грубости» – писал писатель Н. Носов

Актуальность

Перед педагогами всегда стояла задача эмоционального развития, или формирования

нравственных качеств личности дошкольников. Важность «социально-

эмоционального» или «нравственного» воспитания очевидна. Именно в дошкольном

возрасте складываются эмоционально-нравственные основы личности и отношение к

другим людям. Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь

общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает

мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы

русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и

эстетическое значение.

Цель проекта:

- знакомство детей с творчеством Н.Носова

- развитие речевой и эмоциональной отзывчивости через произведения Н.Носова и

проживание, и понимание морально-нравственных основ человека в социальной

Задачи:

1. Познакомить детей с творчеством детского писателя Николая Носова.

2. Учить понимать веселые, смешные, забавные сюжеты произведений Носова.

3. Содействовать развитию диалогической речи детей, обогащать и активизировать

словарь, повышать выразительность речи.

4. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности,

творческие способности дошкольников.

5. Воспитывать нравственные качества личности ребёнка.

6. Взаимодействовать со специалистами в проектной деятельности.

7. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Тип проекта – исследовательско - творческий

Предмет исследования – произведения Н. Носова

Период проекта – краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы компенсирующей

направленности для детей с нарушениями речи 5-6 лет, родители, педагоги –

специалисты

Ожидаемые результаты:

Заинтересовать детей творчеством Николая Носова.

Привлечь интерес к слушанию рассказов.

Учить детей видеть проблему и наметить пути решения (с помощью взрослого) .

Научить работать в команде.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Составление паспорта проекта.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям (произведений Н.

Н. Носова)

Подготовка презентации.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Создание развивающей среды: подобрать материалы, атрибуты театрализованной

деятельности; иллюстрированный материал, произведения Н.Н. Носова, мультфильмы

по рассказам писателя.

Оформление консультационного материала для родителей «Биография Н.Носова»,

«Как развивать речь у детей?», «Какую пользу приносит книга детям?».

2 этап. Выполнение

Познавательная

деятельность

Беседа «Откуда книга к нам пришла» (история создания книги)

Беседа на нравственные темы «Что такое дружба?», «Хорошие и

плохие поступки»

Беседа «Художники-иллюстраторы»

Беседа с практическими действиями «Как оказать первую

Беседа «Правила поведения на дороге»

Проведение познавательного занятия «Мой любимый

детский писатель – Н.Носов».

Проведение занятия по ознакомлению с художественной

литературой «Расскажи о любимом герое!».

деятельность

Подвижные игры «Фантазеры», «Узнай товарища», «Цветные

автомобили»

Сюжетно-ролевые игры: игра «Автомобиль», «Библиотека»,

«Строительство Цветочного города», «Варим кашу»

Упражнение «Поставь себя на место героя рассказа»

Дидактические игры: «Заплатка», «Позови ласково», «Передача

чувств», «Узнай рассказ по иллюстрации»

Пантомимическая игра «Узнай героя»

Художественно-

деятельность

Самостоятельное составление смешных стихотворений из

произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.

Чтение произведения «Незнайка и его друзья»

Чтение и беседа по рассказам «Заплатка», «Телефон», «Живая

шляпа», «Карасик», «Ступенька», «Тук-тук-тук», «Затейники»,

«Замазка», «Фантазёры», «Метро», «Огурцы», «Автомобиль»

Просмотр мультфильмов о Незнайке.

Инсценировка рассказа «Заплатка», «Фантазёры»

Продуктивная

деятельность

Изготовление поделки из бумаги «Шляпа»

Рисование на тему «Обложка для книг Н.Носова»

Рисование в раскрасках «Незнайка и его друзья»

Оформление книжки-самоделки «Калейдоскоп рассказов»

3 этап. Заключительный

Презентация «Детям о Николае Николаевиче Носове ».

Ооформление художественно-продуктивной выставки семейных работ по знакомым

произведениям Н.Носова «Детский писатель Николай Носов и его книжные герои».

Литературно-музыкальный досуг «По страницам произведений Н.Носова»

Выводы .

За время проекта дети познакомились с краткой биографией детского писателя Н.Н.

Носова, также познакомились с новыми произведениями писателя. Дети

пересказывали рассказ Н.Н. Носова, близко к тексту или по вопросам, задаваемым

педагогом, участвовали в инсценировках. Обыгрывали поступки героев произведений

в играх. Интересно прошел литературно-музыкальный досуг по рассказам

произведения Носова. Выставка поделок, рисунков, сделанных детьми группы

совместно с родителями по произведениям Носова. У дошкольников стал проявляться

устойчивый интерес к художественной литературе. В группе созданы необходимые

условия для ознакомления детей с творчеством Носова. Родителей приобщили к

семейному чтению литературных произведений, вовлекли в жизнь детского сада.

Литература.

1.Н.Носов «Большая книга рассказов».2014

2.А. Левертинов «Биография Николая Носова».1998

3.Н.Носов «Приключения незнайки и его друзей».1991

4.Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада – Москва, 2010.

5.Н.Семенова «Н.Носов в детской литературе».1991

6. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго...: Пособие для чтения и рассказывания

7. Коротнова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми

старшего дошкольного возраста/Дошкольное воспитание, 2001.

7. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. –

9. Петровский В. А. "Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста". М -

10. Колпакова Н. «Развитие эмоционально- нравственной сферы и навыков общения у

детей старшего дошкольного.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №2051 ДО №2

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: «НИКОЛАЙ НОСОВ. ВЕЛИКИЙ ВЫДУМЩИК И ФАНТАЗЕР»

ДЛЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовили и провели участники проектной группы:

Старший воспитатель: О. Я. Севрюкова

Воспитатели старших и подготовительных групп:

Н. А. Зеленева, Д. П. Князева, Л. Н. Савальвер,

А. В. Велавас, С. А. Аксенова

Логопед: И. В. Тюрина

Москва, 2018

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема проекта: «Николай Носов. Великий выдумщик и фантазер!»

Тип проекта: среднесрочный, информационно-творческий, групповой дети 5-7 лет, коллективный.

Вид проекта: информационно – творческий, познавательный, игровой.

Сроки реализации: с 12.03.2018 по 13.04.2018

Участники: Дети старших и подготовительных групп, старший воспитатель, воспитатели, логопед, родители.

Актуальность:

Значительное место в детском чтении занимает весёлая юмористическая книга. Она учит замечать смешное в жизни, понимать шутку, шутить самому, переживать положительные эмоции. Рассказы Н. Носова для детей совмещают в себе 2 ценных качества – юмор и поучительность. В рассказах автор говорит с ребёнком – читателем о сложных вещах забавно, занимательно и понятно. У детей развивается привычка слушать книгу, формируется устойчивый интерес к художественной литературе. Читая не спеша, изо дня в день, мы доставляем детям наслаждение от предвкушения новых встреч с полюбившимися героями и их приключениями.

Проблема

Проведя беседу с детьми старших и подготовительных групп. Мы пришли к выводу, что более 80% детей не знакомы с рассказами Н. Носова. Поэтому наша творческая группа решила подготовить и реализовать проект по творчеству Н. Носова. Дети познакомятся с краткой биографией писателя и его рассказами. Узнают имеют ли написанные им рассказы отношение к его личной жизни. Узнают кто всегда являются главными героями его рассказов.

Причины:

Недостаточно уделяется времени в семье в силу занятости родителей.

Формы реализации:

Непосредственная образовательная деятельность;

Совместная деятельность взрослого и ребенка;

Художественно-творческая деятельность.

Цель:

Познакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова.

Развивать речь, воображение и фантазию ребенка, сделать проект значимым для детей и родителей; формировать у детей и родителей интерес к творчеству писателя и его рассказам. Учить детей совершать добрые поступки на примерах рассказов писателя

Задачи:

Познакомить детей с биографией и рассказами Н. Носова.

Способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путём расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса их речи.

Воспитывать у детей умение сопереживать героям произведений.

Приобщить родителей к семейному чтению.

Оборудование для педагога:

Подбор литературы, фотоаппарат, музыкальный центр, видео- и аудиоматериалы, интернет, презентация, цветные карандаши, альбомы, пластилин.

Оборудование для детей:

материалы для продуктивной деятельности (ИЗО-деятельность, лепка).

Распределение между участниками проекта

Педагоги:

Сбор информационного материала.

Оформление книжного уголка, выставка рисунков, поделок.

Чтение и обсуждение произведений.

Презентация проекта.

Родители:

Знакомство с проектом. Пополнение книжного уголка, иллюстрации к книжкам – совместное творчество.

Чтение рассказов Н. Носова детям.

Дети:

Совместно со взрослыми собирают информацию.

Сочиняют рассказы.

Совместно с воспитателями рисуют иллюстрации к рассказам Н. Носова.

Совместно с педагогами участвуют в защите проекта.

Ожидаемый результат:

Знание детей о Н. Н. Носове, как о детском писателе.

Умение ставить проблему и находить пути её решения, оценивать поступки героев из произведений Н. Носова.

I этап – подготовительный – 1 неделя

Опрос детей и родителей.

Подбор и изучение методической и художественной литературы для воспитателей.

Подбор художественной литературы детям для ознакомления.

Создать выставку книг Н. Н. Носова с иллюстрационным материалом.

Пополнить аудиотеку записями с рассказами Носова.

Оформить консультационный материал по темам: «Все о Н. Н. Носове», «Какие книги полезны детям?», «Читаем детям рассказы Н. Н. Носова».

Подобрать игровой и дидактический материал к играм – драматизациям по произведениям Н. Н. Носова «Фантазеры» и «Живая шляпа».

Составление плана работы над проектом.

II этап – основной – 2 недели

Проведение занятий, бесед, игр, викторин по рассказам Н. Носова.

Игры по рассказам Н. Носова. Словесная игра «Хорошо – плохо», «Помоги герою», подвижная игра «Собери огурцы».

1. Познавательные беседы и занятия:

Знакомство с биографией Н. Н. Носова.

Знакомство с творчеством Н. Н. Носова.

Вечер загадок.

Викторина по произведениям Н. Н. Носова.

Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.

Пересказ произведения Носова «На горке».

Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника-иллюстратора И. Семенова.

2. Чтение художественной литературы:

Произведения Н. Носова: «Заплатка», «Мишкина каша», «На горке», «Фантазеры», «Огурцы», «Карасик», «Живая шляпа», «Затейники», «Леденец», «В метро», «Бенгальские огни», «Телефон», «Замазка», «Огородники».

Слушание аудио-книги «Приключения Незнайки».

Просмотр мультфильма: «Живая шляпа».

3. Занятия художественно-эстетического цикла:

НОД. Рисование сюжетных картинок по рассказам Н. Носова.

НОД. Лепка «Незнайка и его друзья».

4. Театрализованная деятельность по произведениям Н. Н. Носова «Фантазеры» .

5. Сюжетно-ролевая игра

«Живая шляпа».

Работа с родителями:

1. Знакомство с проектом

2. Домашнее чтение с детьми рассказов Н. Н. Носова.

3. Совместное творчество «Рисуем всей семьей рассказы Н. Носова»

4. Помощь родителей в пополнении книжного уголка рассказами Н. Носова.

III этап – заключительный – 1 неделя

Презентация по творчеству Н. Носова

Презентация. Викторина по рассказам Н. Носова.

Выводы

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского писателя Н.Н. Носова, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями писателя. Дети пересказывали рассказ Н.Н. Носова «На горке, Огурцы, Живая шляпа», близко к тексту или по вопросам, задаваемым педагогом. Интересно прошла презентация детской викторины по рассказам Носова между старшими и подготовительными группами.

Литература:

1. Николай Носов «Фантазёры», «Весёлая семейка», «Приключение Незнайки и его друзей». Москва «Детская литература» 1988 г.

2. Николай Носов «Фантазёры». Издательство «Детская литература» Москва 1969 г.

3. Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома». Издательство «Детская литература» Москва 1969 г.

4. Николай Носов «Затейники». Издательство «Оникс» Москва 1999 г.

5. Николай Носов «Мишкина каша». Издательство «Самовар» Москва 2010 г.

6. Николай Носов «Заплатка». Издательство «Детская литература» Москва 1981 г.

7. Хрестоматия для дошкольников.

8. Мой любимый писатель- Николай Носов. Газета «Педсовет» №3 1998 г.

9. О творчестве замечательного писателя Николая Николаевича Носова, статья 2007 год, Наталья Буртовая.

10. Детская литература//под ред. Е. Е. Зубаревой М., 1985 г.

11. Детская литература // под ред. А. В. Терновского М., 1977 г.

12. Русская литература для детей. // под ред. Г. Д. Полозовой М., 1998 г

13. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

14. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет. - М.: Просвещение, 2009.

15. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.

16. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.