Кто приказал построить публичную библиотеку на невском. Российская Национальная (Публичная) Библиотека. Ленинский читальный зал

April 26th, 2016

Вопрос "А не подскажете ли, как пройти в библиотеку?" в 10 часов вечера был весьма актуален в прошлую пятницу, 22-го апреля. Именно во столько начиналась экскурсию по новому зданию Российской Национальной Библиотеки (РНБ) на Московском проспекте. А происходило всё это в рамках Библионочи - ежегодного масштабного события в поддержку чтения, когда библиотеки открывают свои двери в поздние часы и придумывают свою программу мероприятий.
Правда, как пройти в Российскую национальную библиотеку, я знаю отлично - провела там немало часов и дней над книгами и журналами, и даже свои первые статьи для газеты Gaudeamus я писала на библиотечном компьютере с доступом в интернет. Сейчас всё сильно поменялось - кругом витает вай-фай, а компьютеры используются для просмотра электронных каталогов, книжки сами летают по потолку из фондов в руки библиотекарю в специальных корзинках, а шикарные лестницы на всём этом фоне смотрятся как декорации к фильму "Начало".
Совсем недавно я , что в рамках прошлогодней Библионочи посетила Главное здание Российской Национальной библиотеки (РНБ) (), а попав в здание новое, спустя несколько лет после последнего посещения, испытала много эмоций - вспоминала, как бывала здесь раньше; восторгалась тем, чего не видела и тем, на что взглянула другими глазами; вздыхала, как всё изменилось. Но эта библиотека мне как родная и особенно приятно было посетить её в такое необычно позднее время, да ещё и с интересной экскурсией.

Российская национальная библиотека, она же публичная, принадлежит к такому типу библиотек, где книги не списываются по ветхости. Поэтому у них огромные фонды. Самый большой - у Библиотеки конгресса США - 160 миллионов единиц хранения. Российская государственная библиотека в Москве (она же Библиотека им. Ленина) содержит 55 миллионов единиц, а у нас в РНБ - 35 миллионов единиц хранения и это одна из крупнейших библиотек мира.
3

Новое здание на Московском проспекте, 165 было официально открыто 12 апреля 2003 года в присутствии Президента Российской Федерации.
Но оно вводилось в эксплуатацию поэтапно и я точно помню, что осенью 2002-го года уже ходила сюда, работала с книгами и пользовалась компьютерным залом (да, и писала тут статьи).

4

5
Первым делом попадаем в зал периодических изданий, он находится на первом этаже.
Здесь я бывала часто:

6
В открытом доступе выставлены самые популярные журналы:

7

8

9
На столах есть подшивки популярных газет, а так зал отдела газет находится в здании на наб. реки Фонтанки, 36. Там хранится около 4-х миллионов журналов и газет

10
В этом году тема Библионочи "Читай кино", поэтому в экспозиции выставлены книги, которые были неоднократно экранизированы, например, "Анна Каренина".


11
Тут и Татьяна Самойлова из экранизации 1967-го года и Кира Найтли из 2012-го:

12
И Булгаков:

13
И Человек-амфибия:

14
Оказалось, что когда снимали фильм "Человек-амфибия" (в Крыму), в море было недостаточно живности, поэтому к объективу камеры крепили специальную ёмкость с рыбками и снимали через неё. В библиотеке же таких проблем нет:

15
Рыбка подтверждает: "Да, у нас тут всё без проблем"

16

17

18
И про современность не забываем:

19

20

21
У кого-то точно есть:

Зал филологии, педагогики и искусства.
Именно в нём я работала с литературой чаще всего:

Алфавитный и систематический каталоги.
Никогда не думала, что доживу до того времени, когда взрослым людям на экскурсии будут рассказывать, что такое каталог, как выглядят библиотечные карточки и почему они нанизаны на специальный штырь (чтобы карточки нельзя было вынуть и перепутать местами). Но я ещё не так стара, а это происходит уже сейчас!
Знакомьтесь, это каталог:

24

25
И в этот момент я поняла, что эстетика библиотечных ящичков - это уже ретро:

26

27

28

29

30

31
Невозможно не фотографировать интерьер:

32

33

34

35
А вот и электронный каталог, где можно найти и заказать для выдачи всё, что нужно, даже из дома:

36
Перемещаемся в зал фонда микроформ.
Здесь всё, как в американском кино, когда можно просматривать различные материалы на специальных устройствах:

37
В фонде в едином собрании сосредоточены микрофотокопии печатных изданий и рукописных материалов, а так же издания, существующие только на микроносителях.
Тут есть издания на CD и DVD, но побеждает плёнка - она может хранится и по 100 лет, а вот диски, как оказалось, быстро приходят в негодность. Так же они могут плесневеть, не читаться и т. д.
А плёнки хранятся в двух копиях - негативах и позитивах, в разных местах.

38
Фонд микроформ составляет более 470 тысяч единиц хранения. Это микрофильмы и микрофиши книг, журналов, газет, нот, эстампов, рукописных материалов на русском и западноевропейских языках. В фонде собираются микрофотокопии документов по всем отраслям знаний и годам изданий, которые хранятся в РНБ или поступают из других источников, микрокопии документов, отсутствующих в библиотеке, оригинальные издания, существующие только на микроносителях.

39
Напомню, что РНБ отличается от районных или других библиотек тем, что ничего не списывает по ветхости. Но некоторые издания могут выжить только вот в таких вот формах.
Есть заблуждение, что всё уже давно оцифровано, но это не так, например, архивы журнала "Огонёк" не оцифрованы полностью, но на мирофильме они есть.
Читателю можно сделать копию с микрофильма.

40
С четвертого этажа вид особенно захватывающий:

41

42

43
Для читателей в РНБ существует 4 этажа, а вот для фондов - 9 этажей. На улице уже темно, но в светлое время суток можно увидеть этажи в окно в потолке:

44
И вот мы переходим в ту часть, где хранятся фонды.
Это, правда, не они, а книги, заказные читателями и готовые к выдаче.
Здесь на дом ничего не выдают, работать можно внутри библиотеки.

45
А чтобы доставить нужную книжку из фонда к библиотекарю, а затем к читателю, есть вот такие вагонетки, чтобы не человек бегал с книжками с этажа на этаж:

46
Книги загружаются в серую коробочку и отправляются в путь:

47
Ёмкость для книг устроена таким образом, что книги там не переворачиваются и не выпадают:

48

49

50
Фонды:

51
Книги. Несмотря на то, что здание библиотеки такое новое и модернизированное, тут сразу в нос поникает характерный запах старых книжек.
Я уж было зажмурилась от удовольствия, как наш экскурсовод сказал, что тот запах книг, который мы чувствуем - это запах формальдегида!
Им раньше обрабатывались книги от грибков и прочих вредителей.
Сейчас же книги обрабатываются дистиллированной водой - в специальную ёмкость помещают книгу на 5 минут, она становится влажной, но не размокает. А после может долго храниться.


52
Если вдруг в библиотеке возникнет пожар, то читальные залы будут тушиться водой, а фонды - углекислым газом.

53
А это стеллажи компактного хранения. Стеллажи находятся плотно друг к другу, но если нужно достать книгу, то крутишь этот чёрный руль и стеллаж двигается, открывая пространство:

54

55
Вот так выглядят раздвинутые стеллажи. Благодаря этой системе, в фонд, предназначенный для 10-ти миллионов единиц хранения, сейчас помещается 20 миллионов единиц хранения.

56

57
Спасибо нашему экскурсоводу за отличную экскурсию. Она была не очень длинной, потому что в 23.00 уже нужно было покинуть библиотеку.

58

59
Вот такая красавица напротив станции метро "Парк Победы":

В РНБ можно записаться.
Для получения читательского билета необходимо заполнить регистрационную карточку и предъявить следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность: паспорт РФ – для граждан России
(документы, временно заменяющие паспорт, в том числе ксерокопия гражданского паспорта, водительские права, пенсионное удостоверение и др., не являются основанием для получения читательского билета);
- документ (с переводом на русский язык), удостоверяющий личность, с визой или регистрацией по месту пребывания в РФ, - для граждан зарубежных стран;
- лицам, имеющим ученую степень, - диплом кандидата/доктора наук;
- лицам с высшим образованием – документ о высшем образовании;
- студентам – студенческий билет/зачетная книжка.
В случае отсутствия документа, подтверждающего образование, читатель оформляет письменное согласие с присваиваемым статусом получаемого читательского билета.

Так что в РНБ может попасть любой, было бы желание.

Комплекс разновременно построенных зданий Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина входит в ансамбль площади Островского.

Старейшее из трех соединенных в одно целое библиотечных зданий - корпус, выходящий своими фасадами на Садовую улицу, Невский проспект и площадь Островского, - построен Е. Т. Соколовым в 1796–1801 годах.

Первый этаж обработан рустами и прорезан полуциркульными и прямоугольными оконными проемами, создающими впечатление аркады. Нижний этаж служит цоколем для колоннады ионического ордера, которой обработан закругленный фасад. В 1828–1834 годах к старому корпусу Публичной библиотеки было пристроено по проекту К. И. Росси новое здание, обращенное своим главным фасадом на площадь. Работами по возведению нового корпуса руководил архитектор А. Ф. Щедрин.

В решении фасада нового корпуса Росси использовал архитектурные мотивы старого здания библиотеки - неглубокие ниши с полуциркульными завершениями в первом этаже и ионический ордер в обработке верхних этажей.

Он декорировал фасад великолепной колоннадой из 18 колонн, разместив между ними скульптурные фигуры ученых, философов и поэтов древности, выполненные скульпторами С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским, С. И. Гальбергом, Н. А. Токаревым и М. Г. Крыловым. Барельефы между колоннами и венчающую аттик главного фасада статую Минервы исполнил В. И. Демут-Малиновский. Ввиду того что статуя обветшала, она возобновлена в 1965–1966 годах по старому образцу.



Во вновь построенном корпусе располагались два больших зала в два света, разделенные вестибюлем и большой парадной лестницей. Ныне они используются как читальные залы. Постройка нового корпуса библиотеки повлекла за собой небольшие переделки фасада старого здания по Садовой улице и Невскому проспекту. Были сняты шесть статуй, стоявших над колоннадой, обращенной на и Садовую улицу, возведен аттик, изменены размеры окон и декорировка стен.

В 1859–1862 годах во дворе библиотеки по проекту архитектора, библиотекаря

Публичной библиотеки В. И. Собольщикова был построен новый читальный зал, ныне известный как Ленинский: в 1893–1895 годах в нем занимался В. И. Ленин.



В связи с ростом количества читателей в 1896–1901 годах на углу нынешнего

переулка Крылова и площади Островского архитектор Е. С. Воротилов построил обширное здание для читального зала, связав его в одно целое с корпусом, построенным Росси. Читальный зал в нем (17×40 метров) впервые в России перекрыт сводом из пустотелых бетонных блоков инженером Б. К. Правдзиком.

В старом корпусе сохранились интерьеры, представляющие художественный интерес, в их числе Готический зал, сооруженный в 1857 году по проекту И. И. Горностаева при участии В. И. Собольщикова. Отделка этого зала, предназначенного для хранения книг, напечатанных до 1500 года, воспроизводит обстановку библиотечного покоя XV века. Зал Горностаева известен под названием «Кабинет Фауста».



Официальное открытие библиотеки состоялось 14 января 1814 года. В её стенах работали многие выдающиеся деятели русской культуры. На фасаде здания, выходящем на Невский проспект, установлена мемориальная доска, надпись на которой гласит, что в 1893–1895 годах постоянным читателем Публичной библиотеки был В. И. Ленин. Другая мемориальная доска указывает, что в 1874–1880 годах постоянным читателем библиотеки был Г. В. Плеханов. Две мемориальные доски отмечают долголетнюю деятельность в библиотеке И. А. Крылова и В. В. Стасова.

Угол Садовой улицы и Невского проспекта (площадь Островского, 1-3)

Тип здания Библиотека Строитель Е. Т. Соколов Строительство - годы Основные даты Открытие библиотеки - 2 () января 1814 года
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781420070020006 (ЕГРОКН). Объект № 7810625000 (БД Викигида) Состояние Действующая библиотека Медиафайлы на Викискладе

Первым был возведен Соколовский корпус на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы. Позже со стороны площади Островского был построен корпус Росси , к которому затем были пристроены корпуса Собольщикова и Воротилова . Помимо четырёх основных корпусов по Садовой улице к комплексу зданий библиотеки примыкают Дом Балабина и Дом Крылова , которые в настоящее время также относятся к библиотеке.

Корпус Соколова

Первоначально строительство велось под непосредственным наблюдением императрицы. Известно, что Екатерина предложила дополнить здание библиотеки обсерваторией. Для её оборудования Екатерина приобрела телескоп английского астронома У. Гершеля .

Однако, после смерти Екатерины строительство велось с перебоями. В 1799-1801 годах производилась наружная и внутренняя отделка, на здании и в нишах по фасаду были установлены статуи и бюсты из пудожского камня работы А. Трискони по моделям И. П. Прокофьева . На колоннаде главного фасада были поставлены шесть статуй античных писателей и ученых.

С 1801 года отделку библиотеки, по проекту Соколова, продолжил архитектор Л. И. Руска . Отделкой отдельных помещений библиотеки занимался архитектор А. Н. Воронихин . Работы были закончены в 1812 году. К этому времени в арочных нишах нижнего этажа под полукруглыми окнами были пробиты прямоугольные окна. Здание было оштукатурено и окрашено в два цвета: стены - в серый, а колонны, тяги и карнизы - в белый.

Перед библиотекой ставилась задача собрать все книги, напечатанные в России , изданные за границей на русском языке , а также книги о России на иностранных языках (так называемая «Россика »).

Открытие Императорской публичной библиотеки состоялось 2 (14) января 1814 года . Библиотека была открыта для всех, независимо от социального положения.

Изображение корпуса Соколова использовано для оформления серебряной памятной монеты , выпущенной Банком России в 1995 году.

Корпус Росси

Корпус Росси в 1920 году

Корпус Росси в начале XXI века

Карлу Росси удалось не только сохранить корпус Соколова, но и вписать его в общую композицию библиотечного комплекса. Сохранилось членение по горизонтали, полуциркульные и прямоугольные окна, были использованы тот же ордер и основные декоративные элементы. В фасад корпуса Соколова Росси внёс отдельные изменения, но основной объем был сохранён. Таким образом удалось добиться архитектурного единства обоих строений.

Характерной особенностью здания стало органическое сочетание архитектурного и скульптурного убранства, что придавало всему комплексу библиотеки особую выразительность. Основой композиции фасада здания, обращенного к площади, стала колоннада ионического ордера, приподнятая, как и в старом корпусе, на массивный рустованный нижний этаж. На месте заделанных окон и ниш верхнего этажа был помещен скульптурный фриз. В центральной части дворового фасада место колонн были использованы пилястры. Дворовый фасад корпуса Соколова остался без изменений.

В оформлении здания активное участие принимал выдающийся российский скульптор В. И. Демут-Малиновский . Он создал статую Минервы над фронтоном , фигуры Демосфена , Гиппократа , Эвклида и скульптурный фриз .

При разработке архитектурного проекта Росси учёл функциональные требования, предъявляемые к библиотеке - внутри здания были спланированы обширные, не загроможденные колоннами или пилонами залы и удобные проходы к шкафам. На втором этаже были помещены два двусветных зала , деревянные винтовые лестницы вели на галерею верхнего этажа.

По предложению А. Ф. Щедрина в новом корпусе библиотеки были смонтированы духовые печи, водопровод и канализация.

В настоящее время в корпусе Росси находятся: кабинет Фауста , библиотека Вольтера , библиотека Санкт-Петербургского шляхетного корпуса, отдел эстампов, Ларинский зал , зал Корфа , зал справочного обслуживания и электронных ресурсов.

Кабинет Фауста

Кабинет Фауста или Готическая зала был построен и оборудован в средневековом стиле в 1857 году по проекту архитекторов И. И. Горностаева и В. И. Собольщикова .

В 1872 году кабинет Фауста описывался следующим образом:

… Пестро расписанные крестообразные своды плафона опираются на массивный серединный столп, составленный из четырех соединенных в одно колонн. Две стрельчатыя оконицы с своими розетками и трилистниками из цветного стекла; громадные шкафы, которых далеко выдающиеся карнизы поддерживаются витыми колонками, возвышаются до самаго свода; тяжелый стол и кресла, пюпитр для письма, какой можно видеть еще на старинных ксилографах, на нем часы с кукушкою для боя и арабский зеленый глобус с астролябиею, а сверху на невидимой нити спокойно парящий вампир, скамья для чтения книг, обложенных цепями: все, до неуклюжих растопыренных петель и запоров на боковых дверцах и до чернильницы, напоминает монастырскую библиотеку пятнадцатаго «типографскаго» столетия… Над капителями колонн средняго столба нарисованы красные гербы первых типографщиков - Фауста и Шеффера из Майнца, Зензеншмидта и Фриснера из Нюренберга, Тер-Гернена из Кельна, Венцлера из Базеля …

Зал и в настоящее время напоминает европейскую монастырскую келью XV века. В центре зала находится статуя Гутенберга работы датского скульптора Б. Торвальдсена . Над капителями колонн надписи «здесь стоят первенцы типографского искусства », и «имя Иогана Гутенберга - изобретателя книгопечатания останется жить вечно ».

Библиотека Вольтера

Ларинский зал

Зал Корфа

Корпус Собольщикова

В середине XIX века в связи с большим наплывом читателей возникает необходимость в строительстве третьего корпуса библиотеки. В 1857 году проект нового читального зала на 200-250 мест был заказан В. И. Собольщикову . Перед началом разработки проекта архитектор с целью ознакомления посетил европейские библиотеки.

Строительство здания началось в июне 1860 года, а завершилось в сентябре 1862 года.

Новый читальный зал был удобнее предыдущих: более светлый, снабженный подъемными машинами для книг, шкафами и столами для справочной библиотеки и дополнительными помещениями для занятий художников и женщин-читательниц.

Помимо строительства нового корпуса Собольщиков выполнил частичную переделку уже существующих корпусов библиотеки. Корпус Собольщикова находится внутри комплекса зданий Российской национальной библиотеки и не виден с улиц.

В настоящее время в корпусе Собольщикова находится Ленинский читальный зал .

Ленинский читальный зал

Корпус Воротилова

Корпус Воротилова в начале XX века

Корпус Воротилова в 2010 году

В конце XIX века вновь возникла необходимость в расширении площади библиотеки. 30 ноября 1890 года император одобрил план и фасад постройки, которую решили разместить на Александрийской площади как пристройку к старому зданию. 1 сентября 1896 года состоялась закладка нового здания по проекту Е. С. Воротилова .

Новый корпус был возведен на площади в одну линию с корпусом Росси, однако его фасад, обработанный «под гранит», заметно отличается от стиля более раннего корпуса. Для единства восприятия построек Воротилов использовал единство масштабных соотношений и сходные элементы декора. В старом здании пробили вертикальные борозды для зрительного соединения обоих зданий. Корпуса соединили внутренней галереей.

Несмотря на усилия по созданию архитектурного единства комплекса зданий, новый корпус был сделан в другой стилистической манере - оно не столь гармонично, благодаря иным масштабным соотношениям кажется более тяжелым, лишенным изящества, характерного для построек эпохи классицизма. В определенной степени оно нарушает стилистическую целостность ансамбля площади, которую Росси планировал целиком, не предполагая возведения на ней ещё одной и к тому же достаточно протяженной постройки.

7 сентября 1901 года новый читальный зал на 400 человек был открыт для посетителей. Он соответствовал требованиям своего времени - 36 огромных двухъярусных окон обеспечивали хорошую освещенность, вентиляция - чистоту воздуха, окраска - не утомляющую глаз цветовую гамму. В аванзале, перед читальным залом, находилось справочное отделение с библиотекарем при нем.

В настоящее время в корпусе Воротилова находится универсальный читальный зал.

Дом Балабина

До середины XIX века от корпуса Соколова по Садовой улице шла глухая каменная стена, которая ограждала обширный библиотечный двор. В середине XIX века генерал-лейтенантом П. И. Балабиным здесь был построен дом, в котором он открыл гостиницу и трактир. В Балабинской гостинице в 1859 году проживал историк Н. И. Костомаров . У него бывали Т. Г. Шевченко , Н. Г. Чернышевский . В Балабинском трактире, получившего неофициальное название литературной корчмы бывали А. Ф. Писемский , Н. А. Лейкин , И. Ф. Горбунов , П. И. Мельников-Печерский .

В конце XIX века в этом доме были размещены магазин обоев Царскосельской обойной фабрики и Санкт-Петербургская городская станция казенных железных дорог. В начале XX века тут помещались «Петроградское общество взаимного кредита» и банкирский дом «А. Ф. Филиппов и К». В 1918 году декретом советского правительства этот дом был передан Публичной библиотеке.

В настоящее время в доме располагается администрация библиотеки.

Дом Крылова

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781510330220006 (ЕГРОКН)
объект № 7810625000 (БД Викигида)

Дом Крылова (№ 20)

«Дом Крылова» на Садовой улице, предположительно был построен в 1790-х годах и принадлежал казне. В 1796 году Павел I распорядился разместить здесь библиотеку братьев Залуских , привезённую из Варшавы после польской компании А. В. Суворовым .

Первый этаж этого здания сдавали в аренду книготорговцам, а на втором и третьем этаже располагались квартиры для сотрудников. В 1811 году в бесплатной казённой квартире из трёх комнат на 3-м этаже проживал принятый на должность помощника библиотекаря (без жалования) Николай Иванович Гнедич . Гнедича в его квартире посещали А. С. Пушкин , А. Н. Оленин , А. А. Дельвиг , К. Н. Батюшков .

В настоящее время в здании размещаются структурные подразделения Российской национальной библиотеки: книжный салон, информационно-сервисный центр, конференц-зал, музыкальная гостиная и зал заседаний.

Ремонт 2008 года

В 2008 году был произведён ремонт трёх залов библиотеки с уничтожением исторического декора. Изменения коснулись трёх залов:

  • Центральный зал (он же - зал Корфа),
  • Зал литературы (Ларинский зал),
  • Зал социально-экономической литературы.

В связи с этим было подписано открытое обращение петербуржцев, встревоженных исчезновением элементов декора и исторического библиотечного оборудования залов РНБ. В обращении подчёркивается, что было утеряно убранство первой половины XIX века, которое было ярким примером архитектурной и культурной традиции. Авторство интерьеров, по словам работников РНБ, принадлежало таким общепризнанным архитекторам, как

Проект постройки здания Императорской Публичной библиотеки. По распоряжению Кабинета Ея Величества уже через два дня путем троекратного извещения всех заинтересованных лиц в "Санкт-Петербургских ведомостях" были объявлены торги, приобретены строительные материалы, наняты работные люди, отпущены "изустным" указом Екатерины II средства из казны для оплаты расходов. В июне 1795 года стройка "возымела свое начало". Это было первое в России специальное здание, предназначенное для размещения Библиотеки. Место для него было выбрано в самом центре столицы, при пересечении Сенной (Большой Садовой) улицы с Невским проспектом, неподалеку от императорских дворцов и вблизи оживленного Гостиного двора.

Идея создания Публичной библиотеки уже давно витала в воздухе. XVIII век развил традицию собирания книг, идущую еще из Древней Руси. Распространился обычай заводить библиотеки в аристократических и богатых домах. Но частные коллекции и книжные собрания не могли в полной мере ускорить формирование русской интеллигенции из "просвещенных дворян", способствовать наращиванию слоя образованных "государственных людей", потребность в которых ощущалась все более. Не решало проблему и появление в первой половине XVIII века государственных ведомственных библиотек (Академии наук, Академии художеств и др.). И не удивительно, что чуткая к веяниям своего времени, видевшая себя преемницей и наследницей Петровских реформ, Екатерина II "не оставила, - как писал один из первых библиотекарей Императорской Публичной библиотеки М.И.Антоновский , - обратить прозорливого внимания своего и на такой не достававший еще в России важный источник народного просвещения, который составляют публичные государственные библиотеки или открытые для всех книгохранилища".

По замыслу Екатерины II, национальная Библиотека должна была олицетворять мощь Российского государства, созидательный характер устремлений императрицы, ее приверженность идеалам века Просвещения. Подобно "образцу знатнейших публичных библиотек" Европы, хранивших архивы национальной печати и памятников письменности, новой библиотеке предстояло стать собирательницей всех российских книг и рукописей.

Но было в этой идее и принципиально новое начало, подхваченное и укрепленное последующими поколениями русских библиотекарей. Национальная библиотека России - и в этом, по словам стоящего у ее истоков А.Н.Оленина , заключалась ее "первоначальность", - была задумана и организована не только как книгохранилище, но одновременно как библиотека публичная, общедоступная. Она учреждалась "в пользу любителей учености и просвещения", предназначалась для "публичного употребления" и ставила целью "общественное просвещение россиян". С ее появлением безусловно открылась новая глава в истории науки, культуры и образования России. Публичная библиотека в Санкт-Петербурге стала по сути дела вторым российским университетом, который кончали почти все, составившие в эти годы славу русской науки и обессмертившие свои имена в литературе, искусстве, различных областях гуманитарного знания.

Обустройство Публичной библиотеки заняло почти двадцать лет (1795-1814). Постройка здания проходила под непосредственным наблюдением Екатерины II, которая регулярно заслушивала сообщения о ходе стройки и принимала решения о дальнейшей судьбе библиотеки, по праву называемой в одном из ранних документов Екатерининской. Деньги на строительство отпускались Кабинетом по "изустным именным указам" императрицы, скрепляемым позднее ее подписью. В июле 1796 года Екатерина II вернулась к рассмотрению архитектурных проектов Егора Соколова. Решено было, в соответствии с одним из них, дополнить здание библиотеки обсерваторией. Для наблюдения за звездным небом Екатерина II передала в пользование будущим посетителям телескоп знаменитого английского астронома В.Гершеля. Последнее распоряжение относительно отпуска средств из казны на нужды строящейся Библиотеки императрица сделала в октябре 1796 года, за месяц до своей кончины.

Не обошлось без Высочайшего участия и формирование собственно библиотечных фондов. По приказанию Екатерины II летом и осенью 1795 года сначала на подводах из Варшавы до Риги, а затем морем в Петербург была доставлена книжная и рукописная коллекция братьев Залуских, ставшая основой иностранного фонда Публичной библиотеки. Полученное собрание Екатерина II предполагала объединить с уже находящимися в распоряжении Императорского двора Эрмитажной библиотекой и личными собраниями Вольтера, Дидро, а также президента Петербургской Академии наук И.А.Корфа. Этому плану, правда, суждено было осуществиться в полной мере только в 1860-е годы, когда Эрмитажная библиотека и книги, принадлежавшие Вольтеру и Дидро, попали в фонды Публичной библиотеки.

Императорская Публичная библиотека в Петербурге была первой государственной библиотекой России, перед которой была поставлена главная и обязательная цель - создать "полное собрание российских книг". Под "российскими книгами" подразумевались как все книги, изданные с самого начала книгопечатания в России, так и выпущенные на русском языке в чужих краях. "Полная российская библиотека" должна была включать в свой состав и книги о России, изданные на иностранных языках.

Смерть Екатерины II и приход к власти Павла I повлекли за собой отстранение от занимаемой должности статс-секретаря и управляющего делами Кабинета В.С.Попова. Разбор книг и постройка здания на некоторое время затормозились. Положение спас граф А.С.Строганов , известный русский меценат и государственный деятель, один из авторов врученного Екатерине II еще в 1766 году "Плана Публичной Российской библиотеки в Санкт-Петербурге".

В январе 1800 года А.С.Строганов был назначен главным директором императорских библиотек. Благодаря его хлопотам и настойчивости, по замечанию А.Н.Оленина, Императорская Публичная библиотека "сохранила свое бытие". А.С.Строганов способствовал ускорению разбора книг, уточнил контуры книгохранилища ("речь идет о библиотеке государственной,- указывал он. - И только в этом смысле, а не в ином она является Императорской").

Убедив Павла I оставить Библиотеке строящееся на углу Невского и Садовой здание (с огрехами и недостатками, но строительство в 1800 году шло к завершению), Строганов поставил задачу открыть Библиотеку "для публичного употребления" уже в самое ближайшее время.

Перемены на российском престоле (убийство Павла I, вступление на трон Александра I) благоприятствовали достижению цели. "Дней александровых прекрасное начало" должно было украситься и открытием Публичной библиотеки. К планам графа сочувственно отнеслись некоторые члены влиятельного в начале царствования Александра I Негласного комитета, неофициального совещания молодых друзей нового императора. А сам Александр I по настойчивой просьбе Строганова приобрел и передал в собственность Публичной библиотеки собрание рукописей П.П.Дубровского , бывшего чиновника русского посольства в Париже, страстного библиофила и коллекционера. Во время революционных событий 1789 года во Франции Дубровскому удалось спасти часть бумаг, хранившихся в архиве Бастилии. В его руки попали также рукописи из библиотек древнейших монастырей - Сен-Жерменского и Корбийского (V-XIII вв.). Он собрал до 8000 автографов знаменитых людей Франции (в том числе - письма и государственные бумаги почти всех французских королей, начиная с Людовика XI). В различных городах Европы Дубровский приобрел также рукописи и письма Эразма Роттердамского, Лейбница, Дидро, Руссо, Вольтера и других великих ученых и писателей XVI-XVIII веков. Кроме того, в его собрании имелись древнеславянские и восточные рукописи. Свои рукописи дарили Дубровскому как "охотнику до подобных редкостей" и многие русские писатели и ученые (знаменитый поэт Г.Р.Державин, писатель и переводчик А.А.Писарев, историк В.Г.Рубан, передавший собирателю материалы русских просветителей, драматургов Д.И.Фонвизина и Я.Б.Княжнина). С этой замечательной коллекции и возникло в Библиотеке в 1805 году особое хранилище, получившее название "Депо манускриптов" .

Еще при А.С.Строганове оно пополнилось ценнейшими памятниками древнерусской письменности. Среди них - старейшая из всех известных в настоящее время датированных русских книг - Остромирово Евангелие (1056-1057) , найденное после смерти Екатерины II в ее гардеробе (известно, что в последние годы жизни императрица усиленно собирала и изучала материалы по истории России), и знаменитая - древнейший список начальной русской летописи, открывающийся всемирно известной Повестью временных лет - "Откуда есть пошла русская земля, кто Киеве нача первее княжити и откуда русская земля стала есть".

Новое российское древлехранилище пополнялось с момента своего основания также за счет дарений частных лиц. Назначенный в 1810 году помощником библиотекаря первый русский палеограф, знаток "Слова о полку Игореве" А.И.Ермолаев подарил Библиотеке список Ипатьевской летописи. Коллекция русских и славянских рукописей поступила "для пользы или любопытства посещающих библиотеку любителей российских древностей" от обер-бергмейстера П.К.Фролова . В числе дарителей, способствовавших обогащению Библиотеки, были также академики В.М.Севергин, А.Я.Купфер, П.И.Кеппен, Я.Д.Захаров, Б.А.Дорн , мореплаватели И.Ф.Крузенштерн, Ф.П. Врангель, большинство российских писателей, книготорговцы Глазуновы, купцы М.Шумилов, И.П.Лаптев и другие. Поступали дары и из-за границы: из Боснии - от священника П.Твердковича, из Сербии - от писателей Вуича и Зубана, из Праги - от поэтов и деятелей чешского возрождения Я.Коллара и В.Ганки, из Варшавы - от лингвиста С.Линде. Стали налаживаться связи со старейшими библиотеками и университетами Европы.

В 1808 году А.С.Строганов выбрал себе в помощники по управлению библиотекой А.Н.Оленина (176З-1843). Он был назначен товарищем главного директора, а после смерти Строганова - директором Публичной библиотеки (1811-1843). Президент Академии художеств, талантливый рисовальщик, историк, знаток новых и древних языков, любитель литературы и искусства, покровитель поэтов и художников - далеко не полный перечень заслуг и достоинств этого яркого человека. Они обеспечили ему видное место в истории русской культуры и науки на протяжении почти полувека. В.О.Ключевский, знаменитый русский историк, чье слово особенно весомо, писал: "В продолжении 50 лет - до 1843 года - трудно вспомнить в ходе русского просвещения крупное дело или крупного дельца, не припоминая и Оленина. Не быв крупным светилом, он как-то умел бросить свой луч на каждое современное ему светлое явление в этих областях нашей жизни".

И если Строганов "сохранил бытие" Публичной библиотеки, то Оленин вдохнул в нее настоящую жизнь, открыл ее для читателей, дал им возможность пользоваться фондами библиотеки, работать в читальном зале, знакомиться с ее сокровищами. Время директорства Оленина однажды назвали детством Публичной библиотеки. Сравнение не лишено оснований. Надо лишь к этому добавить, что именно в "детском возрасте" Публичная библиотека обрела многое из того, что обеспечило ей дальнейшее развитие и благополучие. Он не только не отошел от первоначальных намерений Екатерины II, но, напротив, развил и углубил их, предпринял реальные шаги по созданию в России общедоступной библиотеки, совмещающей хранительские и просветительские цели.

В 1809 году Оленин издал первое в России руководство по организации фондов и каталогов "Опыт нового библиографического порядка для Санкт-Петербургской Публичной библиотеки". Оленин разработал структуру Библиотеки, собрав книги на русском языке в особом отделении (1811). Организация самостоятельного русского фонда подчеркивала национальный характер Публичной Библиотеки.

В 1810 году Александр I особым рескриптом предписал открыть новое учреждение "на пользу общую" и утвердил составленное Олениным и отредактированное М.М. Сперанским "Положение о управлении Императорскою Публичною библиотекою" - первый в России библиотечный закон, посвященный "образу управления и содержанию" Библиотеки. Публичную библиотеку предписано было содержать на "деньги из государственного казначейства", выделяя впредь для этого особые суммы. хранятся в Отделе рукописей в специально изготовленном ларце («ковчеге»).

"Положение" закрепило также установленные при ее основании главные принципы организации работы, а именно - хранение архива отечественной печати и рукописного наследия при соблюдении непременного условия "приема посетителей и доставления им всех нужных сведений по части каждого". Был очерчен круг обязанностей библиотекаря и хранителя манускриптов, установлен штат Библиотеки, ее структура. Из ведения Императорского Кабинета Публичная библиотека передавалась в Министерство народного просвещения, что подкрепляло ее просветительские намерения.

Общественную атмосферу, в которой начала жить и действовать Публичная библиотека, в полной мере определяли слова, украсившие ее первый законодательный регламент: "На пользу общую", "без разбора лиц". Оленин писал в августе 1814 года: "Истинная цель открытого книгохранилища состоит в том, чтоб всякий, кто бы он ни был, мог требовать для своего употребления всякого рода печатные книги, даже самые редкие... и пользоваться ими безмездно, не унося их токмо домой".

По настоянию Оленина, в "Положение" 1810 года было вставлено правило об обязательной бесплатной доставке в Библиотеку в двух экземплярах всего, что выходит в свет из-под печатного станка в России. Так радикально была решена проблема полного и регулярного получения российских книг и других изданий. "Как дерево посредством корня получает первоначальную свою растительную силу, так точно возрастание сего книгохранилища основано и утверждается на законе, которого действием приносится в оное из всей отечественной земли по два образца новых произведений книгопечатного искусства" - эти слова из отчета Оленина обращены не только в прошлое, но и в будущее.

2 (14) января 1812 г. император Александр I посетил Библиотеку и нашел ее готовой к открытию. Однако, «гроза двенадцатого года» помешала этому событию. Опасность, нависшая над столицей, заставила увезти из Петербурга "все рукописи и лучшие книги". В сопровождении помощника библиотекаря В.С.Сопикова библиотечное имущество, погруженное на бриг, отправилось водой на Север. Здесь бриг и члены его команды, преодолев в бурю Ладожское озеро, зазимовали на реке Свирь, неподалеку от Лодейного Поля.

Убежденный в том, что Императорская Публичная библиотека - хранилище всех материалов, "до истории отечества нашего касающихся", Оленин был озабочен также и тем, чтобы приказы и известия по русской армии, "летучие листки" военного времени, газеты, выходившие на оккупированной французами территории, рукописные свидетельства участников и очевидцев сражений, партизанских стычек и налетов поступали на хранение в Публичную библиотеку. Создание коллекций книг, плакатов, альбомов, листовок, рукописных материалов о войне 1812 года отвечало патриотическим чувствам и других библиотекарей, не сомневавшихся в том, что эта война будет "самой знаменитейшей в летописях мира". Их труд, как показало время, не пропал даром. Интерес к книгам по истории России и прежде всего к публицистике периода Отечественной войны проявляли первые же посетители, перешагнувшие порог Публичной библиотеки. "И всего чаще читали описания подвигов наших героев, наипаче тех, которые прославились в последнюю войну. Требования сих книг были так велики, что библиотекари не успевали удовлетворить всех посетителей за раздачей таких книг другим читателям", - говорилось в отчете Библиотеки.

Здесь располагался "Аничков дом", который в XVIII веке был центром книжной торговли. В Аничковом доме работали книжные лавки М. К. Овчинникова, Т. А. Полежаева, Г. К. Зотова и других.

Здание первой в России Публичной библиотеки построено в 1796-1801 годах архитектором Е. Т. Соколовым. Эта библиотека одна из крупнейших в мире, вторая в стране после Российской Государственной Библиотеки им. В. И. Ленина в Москве. Она основана в 1795 году, открыта 10 января 1814 года после размещения здесь книжного собрания.

Первым директором Публичной библиотеки стал А. Н. Оленин. И. А Крылов разработал систему каталогизации фондов. В библиотеке трудились Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, К. Н. Батюшков, В. Ф. Одоевский, В. В. Стасов. В основу фондов легло собрание книг польских меценатов братьев Залусских, доставленное из Варшавы в Петербург в 1795 году. С 1810 года фонд пополнялся обязательным экземпляром всех отечественных изданий, а с 1815 года - отдельных листов, нот. К середине XIX века собрание имело уже более 90% изданий России, вышедших с начала книгопечатания. Библиотечную коллекцию пополняли собрания Н. И. Пирогова, В. Я. Струве, М. В. Остроградского, В. И. Даля, Н. И. Костомарова.

Строительство корпуса на углу Невского проспекта и площади Островского было задумано Карлом Росси ещё в 1810-х годах, когда он перестраивал интерьеры Аничкова дворца. Вместе с этим по своей инициативе он создавал и проект новой площади. Этот проект и предусматривал расширение библиотеки. Воплотить задуманное в жизнь Росси удалось после решения Николая I привести в порядок пространство рядом с великокняжеским дворцом.

Проект зданий вокруг площади, в том числе и здания библиотеки, был утверждён 5 апреля 1828 года. Здание Александринского театра начало возводиться сразу же, а работы над новым корпусом библиотеки оказались приостановлены. Архитектор задумал здесь некоторые конструкции из металла, что запретил император. Николай I повелел делать всё из камня, пришлось переделывать проект. Сам Росси отказался от переделки, поручил эти работы своему помощнику Аполлону Щедрину. Директор библиотеки А. Оленин не возразил, дав задание в первую очередь думать не о красоте возводимого здания, а об удобстве для книгохранения. Новые планы и сметы Щедриным были составлены к 21 июля. Одновременно с их утверждением начались работы по забивке в грунт 2427 свай. 2 августа, когда был утверждён проект, уже возводились стены. На стройке работало около 1 500 человек.

Несмотря на изначальное участие в проектировании, Карл Росси отказался от дополнительного жалования в 3 000 рублей в год. Он посчитал более верным платить эти деньги Аполлону Щедрину.

Лоджию центрального корпуса украсили скульптуры, изображающие Гомера, Платона, Евклида, Еврипида, Гиппократа, Демосфена, Вергилия, Корнелия Тацита, Марка Туллия Цицерона и Геродота (перечислены в порядке их расстановки от Невского проспекта). Над аттиком корпуса Росси установлена скульптура богини мудрости Минервы (воссоздана в 1966 году). Фигура Минервы установлена точно на оси, проходящей через центр Аничкова дворца. Над этими скульптурами работали В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, С. И. Гальберг, Н. А. Токарев и М. Г. Крылов.

В 1852-1862 годах архитектором В. И. Собольщиковым (работавшим библиотекарем-хранителем) был построен дворовой корпус. Он же, совместно с И. И. Горностаевым, оформил отделку зала инкунабул ("Кабинет Фауста").

Корпус обращенный на площадь Островского и переулок Крылова построил в 1896-1901 годах Е. С. Воротилов. Большой читальный зал здесь перекрыт железобетонным сводом, что было новым в строительном деле (проект инженера Б. К. Правдзика). Все корпуса Публичной библиотеки построены в едином стиле, выглядят единым целым, несмотря на то, что здания строились на протяжении более чем 100 лет.

В 1932 году библиотеке было присвоено имя М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1990-х годах библиотека стала называться "Российской Национальной", построено новое здание на Московском проспекте (дом №165).

В Публичной библиотеке хранятся египетские и индийские папирусы, Остромирово Евангелие (IX век) "Россика" (зарубежные издания о России до 1917 года), "Славика" (книги на славянских языках), личная библиотека Вольтера, собрание инкунабул (первые печатные издания Европы XV века). В настоящее время фонды Публичной библиотеки насчитывают 30 миллионов единиц хранения на 380 языках мира.

В залах библиотеки занимались В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, А. М. Горький, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, В. И. Ленин.