Методы работы над плавным голосоведением на уроке академического вокала. Отличия академического вокала от эстрадного

Академический или классический вокал заметно отличается от джазовой или эстрадной технике исполнения. В его основе заложены музыкальные традиции, сложившиеся еще в ХVI веке. Сегодня классический вокал исполняют в опере, капелле, академическом хоре. Однако в академической манере работают и некоторые эстрадные певцы.

Отличительные признаки академического вокала

  • Академический вокал не предполагает использования микрофона и иной усиливающей аппаратуры. Вокалист благодаря полному контролю над своим голосом способен озвучивать зал, не сливаясь и не вступая в противоборство с оркестром.
  • Грамотного академического вокалиста отличает умение петь в широком голосовом диапазоне и способность качественно воспроизводить сложнейший в музыкально-техническом смысле материал. При этом не допустимы малейшие лишние призвуки: тремоляции, сипы, хрипы и иные дефекты звучания. Академический вокал – стремление к идеальной певческой манере: певец достигает объемного чистого звучания голоса.
  • Музыкант, работающий в классической технике, овладевает широчайшей палитрой средств музыкальной, вокальной, артистической выразительности. Певец способен воспроизводить и наиболее тонкие и прозрачные тона, и выдавать предельно яркие экспрессивные композиции. При этом вне зависимости от гаммы чувств, вкладываемой в песню, она получается гармоничной, прекрасной и эстетически совершенной.

Почему стоит обучаться классическому вокалу?

Как для здания важен прочный фундамент, так и профессиональному музыканту не обойтись без качественной вокальной базы. Вне зависимости от жанра, в котором планирует работать певец, академический вокал способен стать прекрасной основой для его дальнейшего творческого развития. Он позволяет в максимальной степени развить природные способности, овладеть основными вокальными приемами, изучить и научиться эффективно применять механизмы управления голосом.

Как проходит обучение академическому вокалу?

На уроках академического вокала для начинающих под контролем профессиональных педагогов вы сможете выработать и развить следующие важные навыки:

  • Правильное певческое дыхание.
  • Четкую артикуляцию и дикцию;
  • Умение расставлять нужные акценты;
  • Умение грамотно использовать певческие приемы, в число которых входит применение резонаторов, пение на опоре и иные вокальные возможности.

Кроме того, занятия академическим вокалом помогут подготовиться к выступлению на профессиональной сцене. К примеру, преподаватели музыкальной школы сайт помогают своим ученикам подобрать репертуар, лучшим образом отвечающий вокальным данным, а также способствуют развитие артистичности и эмоциональной выразительности певца.

Иногда людям кажется, что они не смогут красиво петь, что у них нет голоса. Мы знаем наверняка, что если вы можете говорить, то и петь сможете научиться, от вас требуется желание, и терпение, обо всем остальном позаботимся мы. Благодаря нашим современным методикам обучения, мы обучили красиво петь более 100 учеников и это только начало. Присоединяйтесь и вы.

Принцип нашей работы:

индивидуальный подход к каждому ученику
использование самых эффективных методов обучения музыке, как классических, так и современных
организация персонального графика занятий для каждого ученика
обучения в студии.только самые лучшие преподаватели музыки
Наша частная музыкальная школа предлагает обучение музыке детей и взрослых, Ваш возраст и музыкальная подготовка не имеет значения. Курс занятий подбирается индивидуально, после бесплатной проверки Ваших музыкальных способностей.
Наша школа предлагает гибкую систему оплаты уроков музыки и самые оптимальные цены! Мы заботимся о своих учениках, поэтому регулярно организовываем концерты и показательные выступления
Приходите на обучение музыке детей и взрослых и выбирайте курсы для себя и своих детей по самым привлекательным ценам!

Курсы вокала для начинающих — это экспресс-курс обучения вокалу с нулевого уровня по специально разработанной программе. Вы освоите самые важные вокальные принципы и приемы пения уже за 2 месяца занятий!

Ниже представлена подробная информация по курсам вокала для начинающих:

Кому подходят наши курсы вокала для начинающих

— начинающим учащимся, которые никогда раньше не посещали уроки пения, то есть полностью с нуля,
— поющим вокалистам, которые так и не смогли раскрепостить свой голос и зазвучать свободно и красиво.
У нас нет возрастных ограничений, потому что мы вам гарантируем результат в любом возрасте!
Важно: если вы пока плохо попадаете в ноты (не можете достаточно точно повторить знакомую мелодию), то вам подойдет Курс вокального сольфеджио, окончив который вы сможете перейти на Курс вокала для начинающих.
Чему вы научитесь, посещая наши курсы обучения вокалу с нуля
правильной постановке дыхания и голоса,
— снятию зажимов в пении, которые не дают голосу звучать свободно и красиво,
— управлению возможностями вашего голоса и их развитию,
— базовым приемам пения: звукоизвлечение, резонирование, ведение голосом единой линии (легато, стаккато,глисандо,кантилена), выравнивание регистров, подача голоса для сцены,
— работе с репертуаром: правильное разучивание новых песен самостоятельно, воплощение содержания в звуке
— законам публичного исполнения и основам сценического движения.
По окончании курса вокала для начинающих вы ощутите свободное и красивое звучание вашего голоса! Для дальнейшего развития голоса и вокальной техники предусмотрены курсы вокала среднего и продвинутого уровня.
В период обучения у вас есть возможность участвовать в наших концертах в концертных залах и клубах Хабаровска.
Подробная программа «Курса вокала для начинающих»
Чем наш курс обучения вокалу с нуля отличается от других курсов вокала в Хабаровске
Аналогов нашему курсу нет: курс вокала для начинающих построен таким образом, что вы шаг за шагом осваиваете базовые основы пения по нашей уникальной методике, разработанной специально для учащихся нулевого уровня.
Наши курсы вокала это:
опытнейшие педагоги
— гарантированный результат
высокое качество
низкая цена!

Эстрадный вокал

Эстрадный вокал по своему звучанию находится между академическим (классическим) и народным. Основное отличие от академического и народного вокала заключается в целях и задачах вокалиста. Академические и народные певцы работают в рамках канона, регламентированного звучания, для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного исполнителя - поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа.

В эстрадном вокале, в отличие от академического и народного, важна внятная дикция, поскольку слова являются одной из значимых составляющих хорошей песни. По той же причине, в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академических и народных песнях, зачастую, текст в большей степени адаптируется под музыку.

В эстрадном вокале сочетается техника академического вокала, народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных для эстрады.

Основная особенность эстрадного вокала заключается в поиске и формировании уникального, узнаваемого голоса вокалиста, аналогично тому, как эстрадные инструменталисты ищут "свой" оригинальный звук. В наше время, чтобы добиться конкурентоспособности, требуется владение достаточно широким диапазоном технических приемов. Так же, как современному электpогитаристу необходимо уметь значительно больше, чем своему коллеге 50х-60х годов. Каждая "краска" голоса требует методичной тренировки.

Приемы, применяемые в эстрадном вокале

Расщепление

Прием пения, при котором к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два. К расщеплению можно отнести некоторые приемы народного пения (например, «горловое пение» народов Азии), а также широко известные субтон и драйв.

Драйв

Один из важнейших в арсенале рок-вокалистов - прием расщепления "драйв" (его подвиды: гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д.). Еще каких-нибудь десять лет назад считалось, что после использования этого приема «связки можно просто выплюнуть - они уже больше не понадобятся». Классические вокалисты считают его чуть ли не восьмым смертным грехом, а педагоги старой школы уверены, что научить так петь нельзя - это или есть от природы или нет.

Субтон

Пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Tony Braxton, Cher или Tanita Tikaram.

Обертоновое пение

Также известно как "горловое пение". Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.).

Глиссандо

Также известен как "слайд". Плавный переход с ноты на ноту.

Фальцет

Пение "без опоры". Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке.

Йодль

Также известен как "тирольское пение". Заключается в резком переходе с пения "на опоре" на фальцет. В современной музыке широко используется такими исполнителями, как Dolores O"Riordan (Cranberries), Alanis Morissette, Billie Myers и многими другими.

С некоторых пор получил распространение так называемый "обратный йодль", заключающийся, как нетрудно догадаться, в резком переходе с фальцета на "опору". Примеры исполнения этого приема можно найти, к например, в песнях Linda Perry (4 Non Blondes).

Штробас

Это очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке используется редко. Например, у Britney Spears - в "Oops, I did it again".

С точки зрения развития и реализации природных голосовых данных человека, оптимальным порядком является сначала постановка голоса (актуальная для любых видов вокала), затем - освоение подходящих для Вас приемов эстрадного вокала, и самое важное - формирование Вашего уникального, узнаваемого голоса, характерной манеры пения и сценического образа.

При правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно...
Фелия Литвин.

Разговорной манерой пения пользуются все. Народную манеру пения обычно называют "белым звуком", "открытым пением", в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической манере. Прикрывание звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность певцу получить выровненный (по тембру и силе звучания) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным переходом от грудной части диапазона к головной. Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет.

На современной эстраде в основном поют певцы и певицы полуприкрытой манеры вокала. При полуприкрытом пении положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким небом. При таком пении увеличивается объем ротоглоточной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном звучании. При этом заметно увеличивается амплитуда вибрато голоса певца, голос перестает быть прямым; тембр становится "насыщеннее", красочнее и эмоциональнее. Но в верхнем регистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий тембр, "барашек" - сигнал о напряженности голосовых связок. Прикрытие переходных звуков и головного регистра при академической постановке голоса приводит к созданию защитных механизмов голосового аппарата. Игнорирование закрытого звука лишает верхние ноты их красивой тембровой округленности, а также может привести к преждевременной порче голоса.

Часто невольно, а порой и сознательно многие подражают любимым эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Далеко не всем это идет на пользу. Рождение красивого певческого голоса для одних - счастливая неожиданность, а для других - долгий и кропотливый труд.

Слово вокал происходит от итальянского "воче" - голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом.

Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что такой ученик может не стать профессионалом, пригодным для сцены, но он будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане.

Академический вокал

Академический вокал - старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ №1 г. ЛУГАНСКА»

План-конспект открытого урока по классу академического вокала на тему:

«Методы работы над плавным голосоведением на уроке академического вокала»

Луганск 2016

Форма организации - индивидуальное занятие.

Цель урока : индивидуальный подбор методов развития плавного голосоведения у учащегося 1 класса академического вокала.

Задачи урока : вокал академический развитие слух

1. Развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»; работа над дыханием как важнейшим фактором правильного голосообразования).

2. Развитие артикуляционного аппарата (активизация артикуляционного аппарата; дикционная четкость произношения согласных; формирование единой манеры пения гласных).

3. Развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма.

4. Развитие мышц губ, языка, щек.

5. Развитие навыка анализа словесного текста и его содержания.

6. Формирование навыков концентрации внимания, слуха, мышления, памяти, контроля эмоций.

План урока :

1. Вводная часть.

2. Основная часть:

Распевание;

Работа над произведениями.

3. Заключительная часть.

4. Подведение итогов.

Оборудование : фортепиано, ноты.

Объём за нятия 45 минут.

Ход заняти я

1. Вводная часть.

Педагог: Добрый день, уважаемые присутствующие. Я, Соколова Анастасия Валериевна, педагог по классу академического вокала, рада приветствовать вас на открытом уроке с Сергеем Меженским - учеником 1 года обучения. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Методы работы над плавным голосоведением на уроке академического вокала».

Причина выбора данной темы в том, что первые этапы работы над голосообразованием у учащегося связаны с вырабатыванием навыка кантилены , т. е. плавного, связного пения, плавного перехода от звука к звуку. Л. Б. Дмитриев указывает, что кантилена - «Это основа вокальной музыки» [Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики» - С. 342]. Однако также подчёркивает, что кантиленное пение не возможно без свободно льющегося звука. Он же (звук), в свою очередь, включает такие факторы, как правильное звукообразование, опёртое на дыхание близкое формирование слова и отсутствие мышечных зажимов.

В ходе урока я буду пользоваться такими основными приёмами работы с учащимся, как показ голосом, слуховой анализ голосообразования, мышечно-мускульная ассоциация, подключение воображения ученика. В своей работе буду делать акцент на фонетический метод воспитания голоса певца.

2. Основная часть.

Распевание: 1) перед началом работы следует напомнить про певческую установку исполнителя-вокалиста, а также проверить постановку корпуса ученика; 2) напомнить про правильный, спокойный вдох перед пением;

1 упражнение - «морморандо» (мычание). Пение закрытым ртом, его задача - разогревание связок, а также фокусирование внимание учащегося на резонаторных ощущениях. Требования к исполнению: губы сомкнуты, зубы разомкнуты, спокойный плавный вдох и ненапряжённый звук исполнения. Диапазон исполнения c№ - a№.

2 упражнение - терцовая попевка вверх и вниз на слоги «ми-я». Его задача - продолжение укрепления резонаторных ощущений при исполнении, а также активное смыкание губ при произношении согласного «м». Диапазон исполнения c№ - a№.

3 упражнение - квинтовая попевка вверх и вниз «до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до». Задачи при исполнении - чёткая работа артикуляционного аппарата, экономный расход дыхания в расчёте на всё упражнение, слежение за единой певческой позицией при исполнении упражнения. Диапазон исполнения h - h№.

4 упражнение - попевка вверх по мажорному пентахорду и вниз по мажорному трезвучию на слог «ля-а». Задачи упражнения: активизация дыхания, близкое формирование согласного, расширение диапазона учащегося. Диапазон упражнения - h - dІ.

5 упражнение - попевка «до-ми-соль-ми-до» вверх и вниз по мажорному трезвучию. Основные задачи упражнения: пение на legato, слежение за близким формированием согласных в единой певческой позиции, следить за нефорсированным исполнением упражнения в верхнем участке диапазона. Диапазон упражнения - h - cІ.

6 упражнение - октавная попевка по основным ступеням мажорного лада, слог «ля-а» или «до». Задачи упражнения: пение на staccato, лёгким звуком, однако опёртым на дыхание; расширение диапазона учащегося. Диапазон упражнения - l - fІ.

Работа над произведениями:

- О.Воронин и Р. Воронина Вокализ 6. Из сборника «30 вокализов на основе украинских народных песен». Тональность c-moll.

В основе мелодического построения лежат терцовые ходы по основным ступеням минорного лада, а также поступенное распевание мелодии по пентахорду. Такие же мелодические построения были положены в основу распевания в начале урока. Вследствие чего, происходит перенесение выработанных навыков пения на художественное произведение, которым уже является вокализ. Мелодия вокализа, построенная на народных интонациях, позволяет учащемуся быстро воспринимать, а также воспроизводить доступный к пониманию музыкальный материал.

Также необходимым условием на начальных этапах уроков вокала, является дублирование вокальной партии концертмейстером, что и представлено в нотном тексте этого произведения.

Задачи для исполнения:

3) экономно расходовать дыхание в связи медленным темпом произведения;

4) логически строить музыкальные фразы.

При пении вокализа учащемуся было предложено вести мелодию, при помощи руки, как будто рисуя одну плавную линию кисточкой. Внимание было перенесено на физическое действие, что привело к снятию излишнего напряжения с голосового аппарата.

-Л. В. Бетховен, сл. Г. Бюргера «Малиновка». Тональность - E-dur. Построение мелодии в этом произведении основано на повторении, а также опевании основных тонов мажорного трезвучия. Закрепление навыков пения мажорного трезвучия вверх и вниз также были отработаны на упражнениях вначале занятия.

Причины выбора этого произведения для уроков вокала в первом классе: доступность поэтического текста; удобный диапазон произведения (h - h№); дублирование мелодии в фортепианной партии.

Задачи для исполнения:

2) не искажать произношение согласных и гласных;

4) передача смысловой нагрузки произведения;

Учащемуся было предложено пересказать поэтический текст произведения своими словами, и проанализировать образ заложенный автором. Ответить на вопрос, почему не смотря на грустный поступок главного героя, автор использует мажорную тональность произведения.

При первом пропевании произведения, ученику также было задано использовать штрих legato для соединения мелодии фразы в единое целое.

-Украинская народная песня «Як д i ждемо л i та». Тональность F-dur.

Мелодика произведения танцевального характера, построена на поступенном восхождении и нисхождение к основным тонам мажорного лада. Форма произведения - куплетная. При повторах в фортепианной партии не дублируется мелодия, что в интонационном плане усложняет исполнение учащимся. Однако доступность мелодии к воспроизведению, даже без дублирования концертмейстером, позволяет учащемуся справиться с этой задачей. Быстрый темп произведения, а также относительно высокая тесситура исполнения, провоцирует на форсирование звука при пении. Поэтому следует уделять большее внимание спокойному воспроизведению мелодии песни, без лишних голосообразовательных усилий.

Задачи для исполнения:

1) следить за свободным не форсированным воспроизведением мелодии произведения;

2) не искажать произношение согласных и гласных;

3) экономно расходовать дыхание на всю длину фразы;

4) передача танцевального характера произведения;

При первом воспроизведении мелодии произведения, учащемуся было предложено воспользоваться приёмом «кисточка» опробованном на ранее пройденных произведениях. Вследствие чего, были проработаны плавность голосоведения, обращено внимание на наличие пауз в мелодическом построении, отработано не форсированное воспроизведение музыкального материала.

3. Заключительная часть .

Задача домашнего задания.

На этом наш открытый урок окончен. Все спасибо за внимание.

4. П одведение итогов.

На занятии был отработан индивидуальный подбор методов развития плавного голосоведения у учащегося 1 класса академического вокала. Были отработаны такие основные задачи на уроке как: развитие навыков певческого дыхания; развитие артикуляционного аппарата; развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма; развитие мышц губ, языка, щек; развитие навыка анализа словесного текста и его содержания; формирование навыков концентрации внимания, слуха, мышления, памяти, контроля эмоций.

Методическое обеспечение: Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2007. - 386 с., нот, ил.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Знакомство детей с органами артикуляционного аппарата. Необходимость вслушивания детей в речь взрослого. Расширение представления дошкольников об окружающем мире. Обогащение активного словаря, развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.

    конспект урока , добавлен 17.11.2010

    Проблемы развития чувства ритма у детей 6-7 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Выявление уровня развития чувства ритма. Процесс формирования музыкальных способностей. Система уроков музыки, направленная на развитие чувства ритма.

    дипломная работа , добавлен 05.03.2014

    Сущность понятия "эстетическое воспитание". Развитие творческих музыкально-ритмических способностей учащихся начальных классов. Формирование представлений о темпе. Приемы активизации чувства ритма у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Основные положения теории игровой деятельности в музыкальной педагогической литературе. Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста. Применение игры для развития чувства ритма в содержание уроков музыки в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Общая характеристика видов музыкальной деятельности. Детское музыкальное исполнительство, осуществляемое в пении, ритмических движениях и танцах, игре на инструментах. Развитие чувства ритма у дошкольников, формирование музыкально-слуховых представлений.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2015

    Сущность понятия "музыкально-ритмического чувства". Ретроспективный анализ и характеристика процесса развития музыкально-ритмического чувства у младших школьников на уроке музыки. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2017

    Анализ задач музыкальной педагогики. Исследование проблем развития способностей и одаренности. Изучение способов формирования музыкально-ритмических способностей в процессе обучения. Развитие чувства музыкального ритма. Системы ритмического воспитания.

    реферат , добавлен 01.12.2016

    Выявление уровня сформированности навыков разговорной речи у детей с недостатками слуха. Разработка средств наглядности, приемов и способов работы для ее совершенствования. Программные требования к системе обучения языку глухих учащихся 1-ого класса.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2011

    Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста: динамика вербального аппарата, его гибкости, четкости. Усовершенствование речевого слуха. Накопление содержания слов и работа над их структурой. Основные методы словарной работы.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2011

    Физиологическая основа и виды памяти, методы ее развития. Возрастные особенности памяти младших школьников. Диагностика памяти, организация и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию памяти у детей младшего школьного возраста.

Вокалист (от латинских слов vox - "голос" и vocalis - "звучащий") - музыкальная профессия, роль в музыкальном коллективе, предполагает исполнение различных вокальных партий.

Сейчас, термин вокалист почти совпадает с термином певец, но в современной эстрадной музыке трактуется несколько шире, в частности подразумевая возможность декламирования, речитатива и т. д.

Певец - тот, кто поёт, занимается пением. Исполнитель вокальной музыки: песен, романсов, арий, хоров, синглов и т. п. Музыкант, исполняющий музыку на музыкальном инструменте, которым является его собственный голос. Певец - наиболее распространённая разновидность вокалиста.

Лидер-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно основные вокальные партии.

Бэк-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии (своеобразные подпевки).

Певческие голоса

Существует различные системы классификации голосов (и певцов, соответственно). Какие-то из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь. Другие - насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца. Третьи включают немузыкальные характеристики, такие как внешние данные, актёрские способности и др.

Наиболее часто, используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей:

Женские голоса:
  • сопрано - высокий женский голос
  • меццо-сопрано - средний женский голос
  • контральто - низкий женский голос (в хоровой музыке принято называть просто альт)
Мужские голоса:
  • тенор - высокий мужской голос
  • баритон - средний мужской голос
  • бас - низкий мужской голос

Другие вокальные разновидности - колоратурное сопрано, драматический тенор, бас-баритон, бас-профундо. Существует даже категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов - певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для предотвращения мутации и для сохранения высокого как у женщины голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом. Певцов такого типа именуют контратенорами (он же мужской альт).

Где научиться петь?

Вопрос, несомненно, довольно общий: дело в том, что одних интересует, например, джазовая импровизация, другим достаточно уверенно чувствовать себя в караоке и т. д.

Классификация вокала по манере исполнения

Академический вокал(классический, оперный)

Академический вокал - старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Джазовый вокал

Джазовый вокал - прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.

Рок вокал

Рок вокал - обычно пение вокалиста в рок группе. Рок вокал отличается от джазового пения более эмоциональной подачей. Рок вокал предполагает более смысловую нагрузку, нежели вокальную. Однако, рок вокалисту необходимо иметь серьёзную вокальную подготовку. Рок вокалист должен так же иметь кураж и полную свободу в эмоциональном и музыкальном смысле.

Народное пение или этническое пение

Народное пение, этническое пение, как следует из самого термина, - пение, существующее со времени появления человека, и отличающееся характерными особенностями, свойственными той или иной народности, этнической группе. Отзвуки народной традиции можно найти и в академической (классической) музыкальной культуре, и в эстрадной (городской) музыкальной культуре. В целом для народного пения характерно плоское небо, пение на связках.

Так называемое горловое пение - разновидность народного пения, при которой певец во время пения использует не только связки, но само горло, резонирующие полости рта, гортани, благодаря чему становятся слышимыми обертоны основного тона.

При этом, в основе всего лежит именно академическая постановка вокала: она даёт свободу владения голосом.

При этом переход типа «джазовый в академический» может стать настоящей ломкой для певца, именно поэтому желательно сразу определиться, чему именно хочется учиться.

Важно понимать, что за 2-3 месяца научить петь профессионально невозможно даже людей с природной постановкой голоса и абсолютным слухом.

В случае с академическим вокалом первый год придётся петь только упражнения, вокализы (пение без слов - на «о-о-о» или «а-а-а») и простые песни.

Потом можно понемногу переходить к романсам и несложным ариям. Дело не в том, что в основе науки пения лежит какая-то техника, доступная избранным. На самом деле, как правильно петь, можно рассказать за полчаса, все остальное - дело тренировок.

В этом смысле, пение похоже на спорт. В зависимости от природных способностей будет получаться чуть быстрее или чуть медленнее, но в любом случае нужны упорные тренировки. Уроки вокала - это история на несколько лет.

Самая распространённая и самая правильная форма обучения вокалу - индивидуальные занятия с педагогом (здесь мы не касаемся ансамблево-хоровой школы - это целый отдельный мир).

Найти своего педагога довольно сложно, и даже рекомендации ничего не гарантируют: тут ещё важно сойтись чисто по-человечески, ведь вам придётся провести вместе очень много времени. Манер преподавания - ещё больше, чем разновидностей вокала, можно сказать, у каждого педагога своя манера.

Есть старая академическая школа, есть бывшие рокеры и т.д. Объединяет их конечно одно: не поющих преподавателей пения не бывает

Прошлый и/или настоящий успех вокалиста на сцене - ещё не гарантия того, что он научит вас хорошо петь.

Качество пения самого педагога напрямую не влияет на качество преподавания - более того, принцип «делай как я» тут не работает, поскольку голосовой аппарат у всех разный (у кого-то шея длиннее, у кого-то короче).

Давайте выясним, что же такое классическое пение или академический вокал. Это понятие в первую очередь ассоциируется с двумя моментами:

  • Особая манера исполнения и звучания (классическое оперное пение);
  • Репертуар (оперные арии, романсы, номера из мюзиклов и оперетт, камерные вокальные произведения).

Если вы хотите взять уроки и научиться петь в академической манере, подробнее читайте .

Как получается такое звучание, как в академическом вокале?

Постановка голоса в рамках любого направления, прежде всего, основывается на дыхании. В академическом вокале дыхание имеет особое значение, т.к. сила звука в классическом пении у некоторых исполнителей может быть в разы выше, чем в других видах вокального искусства. Без правильно поставленного дыхания, такого достичь невозможно.

Что такое правильное певческое дыхание?

Это полноценный вдох и ровный длинный выдох. Часто можно услышать такое выражение: «правильно дышать животом». То есть на вдохе живот надувается, а ребра раздвигаются в стороны, как крылья; на выдохе "всё" сдувается. При этом создается давление на диафрагму "из-под ложечки", а нижний пресс подпирает ее снизу - создается импеданс. Удержание диафрагмы внизу способствует удлинению воздушного столба, что способствует большему объему голоса.

Давайте попробуем сделать это прямо сейчас. Выдохните из себя весь воздух и при этом одновременно сдуйте (втяните) живот, затем сделайте глубокий вдох, одновременно надувая живот. Получилось? Если нет, попробуйте лечь на пол на спину и положить руки себе на живот. Попробуйте теперь сделать несколько вдохов и выдохов, контролируя, чтобы двигался только живот, а не грудная клетка.

Итак, правильный вдох необходимый для классического вокала должен быть:

  • Довольно глубоким (дыхания должно хватить до конца фразы)
  • Вдох делается животом и рёбрами
  • Вдох, как правило, делается носом.
  • Вдох должен быть легким и бесшумным.

Теперь поговорим о выдохе:

Выдох должен быть длинным и ровным, а не вырываться неровными порциями. За плавность выдоха отвечают мышцы нижней части живота, которые должны быть в тонусе. Таким образом нижний пресс при классическом пении работает очень активно, если это так звук получается более устойчивым, такое пение называют «пение на опоре»

Как устроен классический звук?

Любой певец поёт не только ртом. Для пения нужно задействовать всё тело. Классический вокал - это, прежде всего, объёмный, богатый, сильный звук. Для этого в первую очередь необходим певческий купол, или ЗЕВОК - такое положение гортани, когда она находится в состоянии зевка (технически - поднимаем мягкое нёбо, но при этом не зеваем). Звук становится более классическим, приобретает благородное звучание.

Вы, наверное, обращали внимание на то, что оперные певцы ОЧЕНЬ широко открывают рот. Это нужно для того, чтобы звук имел выход. Но не всегда широко открытый рот обеспечивает полноценное звучание. Рот должен открываться естественно, на столько - на сколько нужно для того или иного певца.

Резонаторы - еще один очень важный момент. В первую очередь речь идет о головном резонаторе (для верхних нот) и грудном резонаторе (для исполнения низких нот). Если резонаторы хорошо разработаны, то совсем необязательно широко раскрывать рот - тело само отзвучивает.

Таким обрам, можно говорить о том, что, с одной стороны, существуют различные виды техники пения, а, с другой, важно понимать, что устройство голосового аппарата может отличаться, поэтому кому-то удобно открывать рот, а кому то нет, но главное при этом, чтобы у певца не зажималась челюсть.

Также очень важна четкая дикция и правильная артикуляция - это необходимо во-первых, для того чтобы был понятен текст произведения, а во вторых активная артикуляция способствует правильному звукоизвлечению. А еще хорошая артикуляция помогает правильно интонировать. Попробуйте спеть какую-либо песню абсолютно расслабленными губами! Верно передать мелодию с вялой артикуляцией затруднительно.

Одним из очень важных моментов в классическом пении является - определение того, каким голосом вы обладаете. В классическом вокале голоса определенным образом классифицируются.

Классификация вокальных диапазонов академических певцов

Классификация женских голосов по высоте от самого высокого до самого низкого:
  • Колоратурное сопрано
  • Лирико-колоратурное сопрано
  • Лирическое сопрано
  • Лирико-драматическое сопрано
  • Драматическое сопрано
  • Колоратурное меццо-сопрано
  • Меццо-сопрано
  • Контральто
Классификация мужских голосов по высоте от самого высокого до самого низкого:
  • Контратенор
  • Тенор-альтино
  • Лирический тенор
  • Лирико-драматический тенор
  • Меццо-характерный тенор
  • Драматический тенор
  • Лирический баритон
  • Лирико-драматический баритон
  • Драматический баритон
  • Бас-кантанто
  • Центральный бас
  • Бас профундо

В классическом вокале очень важна ваша природная склонность, каким голосом вы звучите. Отнесение к тому или иному голосу обуславливается двумя факторами:

Во-первых, это потенциальный диапазон голоса. Что значит потенциальный? Когда ученик начинает заниматься у него имеется начальный (исходный) диапазон, то есть те ноты которые он в данный момент в состоянии «достать» - здесь речь идет, как мы понимаем о крайних нотах диапазона. Это те ноты которые более или менее свободно ученик берет прямо сейчас. Но когда он начинает петь специальные упражнения, направленные на расширение диапазона, то он начинает чувствовать себя более уверенно и на более высоких (низких) нотах. То есть в начале обучения у студента всегда есть потенциал развития певческого диапазона.

Во-вторых, это окраска голоса. Существует некоторый общий диапазон, в котором могут звучать разные голоса: это первая октава для женских голосов и малая октава для мужских. Но мужской голос теноровой окраски в рамках малой октавы будет звучать совершенно иначе, чем, например баритон. То же справедливо и для женских голосов. По сути окраска голоса - это и есть тембр, указывающий на тип голоса (сопрано, тенор, бас и проч.) Но он (тембр) раскрывается после долгих занятий, не сразу, то есть, растет постепенно - вместе с голосом.

В классическом академическом вокале для каждого типа голоса существуют специальные приёмы, которые соответствуют вашему голосу и тот тип звукоизвлечения, который позволит сделать ваше, ну, скажем, например, лирическое сопрано, действительно настоящим классически звучащим, звенящим, журчащим и бесконечным прекрасным голосом.
Перечислим основные задачи, которые ставит перед учеником преподаватель академического вокала:

  • Расширение диапазона в рамках вашего голоса. Считается, что оперный певец должен иметь рабочий диапазон 2 октавы + небольшой запас, чтобы крайние ноты вокального диапазона, в котором он работает, не были пределом его возможностей, т.е. в сумме 2,5 октавы. Для сравнения, обычный человек, который не занимается профессионально вокалом, обладает вокальным диапазоном в 1-1,5 октавы.
  • Выравнивание регистров (то есть переключение между ними - у каждого человека больше одного регистра, у женщин три, у мужчин два). Очень важно уметь звучать в двух-трех регистрах и важно уметь брать переходные ноты между регистрами. В той ноте, где регистр переключается, нужно чтобы эта нота тоже звучала точно и красиво и гладко (бывает, что она звучит фальшиво);
  • Улучшение музыкальной памяти и слуха;
  • Овладение классическим звукоизвлечением с помощью резонаторов;

Вообще, о классическом вокале написано огромное количество статей и пособий. Поскольку нельзя объять необъятное, мы остановилась на нескольких, самых главных, по нашему мнению, моментах.

Кстати, если Вы хотите петь, как классические певцы,