Литературные премии мира список. Литературные премии России: кто, когда и сколько. Лауреаты Нобелевской премии по литературе из России

НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕМИЙ 2018 ГОДА

Объявлены лауреаты премии "Большая книга" 2018 года

4 декабря 2018 года в Москве, в Доме Пашкова, где традиционно вручают Национальную литературную премию «Большая книга», члены Литературной академии назвали победителей тринадцатого сезона.

Первое место в этом году досталось роману «Памяти памяти» Марии Степановой. На втором месте - «Бюро проверки» Александра Архангельского, третье досталось роману «Июнь» Дмитрия Быкова.

За вклад в литературу была отмечена писательница и драматург Людмила Петрушевская.

Накануне церемонии подведены итоги читательского голосования. Победителем стал лауреат премии - «Июнь» Дмитрия Быкова. Вторым местом наградили «Рецепты сотворения мира» Андрея Филимонова, третьим - роман «Радуга и Вереск» Олега Ермакова.

Впервые в рамках церемонии награждения вручили ещё одну премию - «_Литблог». Цель этой награды - поддержка публичного обсуждения современной словесности в Сети. Магистратура «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ, которая является организатором премии, надеется таким образом сблизить литературный процесс с форматами новых медиа. В конкурсе приняли участие более 60 авторов со всех концов России. Экспертный совет, в состав которого вошли писатели Майя Кучерская и Марина Степнова, а также студенты магистратуры, отобрал 15 финалистов.

Победителем стала Евгения Лисицына, создательница telegram-канала greenlampbooks .


Объявлен лауреат литературной премии "Национальный бестселлер" 2018 года .

Писатель Алексей Сальников из Екатеринбурга с романом «Петровы в гриппе и вокруг него» стал победителем литературной премии «Национальный бестселлер». Об этом стало известно на церемонии вручения, которая прошла в субботу, 26 мая, на Новой сцене Александринского театра.

Аксенов В. Была бы дочь Анастасия / Василий Аксенов. - Москва: Лимбус-Пресс, 2018. - 532 с.

Василий Иванович Аксенов родился в 1953 году в селе Ялань Енисейского района Красноярского края. С 1974 года живет и работает в Санкт-Петербурге. Лауреат литературной премии им. Андрея Белого.

«Была бы дочь Анастасия» - роман, посвященный Ялани - далекой сибирской деревушке, где родился автор. Это моление длиной в год, на протяжении которого герой вместе с автором напряженно вглядывается в природу Сибири, в смену времен года и в движения собственной души. Главный нерв романа - отношения стареющей матери и взрослого сына, который давно покинул свою малую родину, но сердцем никогда ее не оставлял.

Лабыч М. Сука / Мария Лабыч. - Москва: ЭКСМО, 2018.

Мария Лабыч - российская писательница, родилась в городе Ростове-на-Дону. С детства увлекалась живописью, графикой и фотографией.

Роман рассказывает о судьбе девушки, оказавшейся в центре противостояния на Донбассе. «Сука» в названии означает в первую очередь самку собаки, которая выросла в будке и умеет хранить верность и рвать врага зубами. Но сука - и девушка Дана, солдат армии Страны, которая участвует в отвратительной гражданской войне. Книга Марии Лабыч - не только о ненависти, но и о том, как важно оставаться человеком.

Петровский Д. Дорогая, я дома: роман / Дмитрий Петровский. - Москва: Флюид ФриФлай, 2018. - 384 с.

Дмитрий Петровский - современный писатель, сценарист, публицист. Родился в 1983 году в Ленинграде. В 19 лет уехал в Берлин, где живет и работает до сих пор.

Многоплановый, жутковатый и захватывающий с первых страниц роман Дмитрия Петровского рассказывает о прошлом, настоящем и будущем европейской цивилизации. «Дорогая, я дома!» - кому кричит каждый день по вечерам немецкий миллиардер, владелец крупнейшего авиаперевозчика?

Сальников А.Б. Петровы в гриппе и вокруг него: роман / Алексей Борисович Сальников. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. — 416 с. — (Классное чтение).*

Алексей Сальников родился в 1978 году в Тарту. Финалист «Большой книги» и «НОС». Живет в Екатеринбурге.

Роман «Петровы в гриппе и вокруг него» - история о семье Петровых из Екатеринбурга, члены которой последовательно заболевают гриппом и оказываются в странной полумагической реальности, где с ними происходят загадочные события и превращения.

Старобинец А. Посмотри на него / Анна Старобинец. - Москва: Corpus, 2017. - 288 с.

Анна Старобинец - российская писательница и журналистка, сценарист. Родилась в Москве.

Документальная автобиографическая книга «Посмотри на него» - о трагической беременности, в ходе которой у ребенка внутриутробно были обнаружены несовместимые с жизнью пороки развития. В своей книге Анна Старобинец с поразительным мужеством рассказывает собственную историю. Как вести себя женщине, чтобы горе не сломило ее? Как быть ее семье? И что могут сделать для них врачи и общество?

30 мая на традиционном Литературном обеде оглашен список финалистов Национальной премии «Большая книга» -2018.

Председатель Литературной академии «Большой книги» Дмитрий Бак: «В «Большой книге» всегда представлены новые поколения авторов и новые направления произведений, и это очень отрадно». Совет экспертов включил в список финалистов восемь произведений. Среди них работы, как именитых авторов, так и новых, пока неизвестных широкому кругу читателей.

Быков Д. Июнь: роман /Д. Быков. - Москва: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2017. - 512 с.

Дмитрий Быков - русский писатель, поэт и публицист, литературный критик, радио- и телеведущий, журналист.

Новый роман - яркий эксперимент, литературное событие. Роман Быкова «Июнь» описывает события в Советском Союзе 1939-1941 годов. Главная тема романа - жизнь и судьба довоенного поколения, которое предчувствует близкую катастрофу. Книга построена на трех самостоятельных сюжетах. Первая часть - история студента, которого выгоняют из Института философии, литературы и истории. Герой второй части - Борис Гордон, журналист советской пропагандистской газеты, возлюбленную которого отправляют в лагерь. Третья часть рассказывает о пожилом филологе, который одержим идеей, будто с помощью слова может влиять на Сталина. Уверовав в свою теорию, он устраивается работать в народный комиссариат на незначительную должность, чтобы раз в год готовить для Сталина маловажный отчет.

Винокуров А. Люди черного дракона /Алексей Винокуров // Знамя. - 2016. - № 7. - С.8-43.*

Алексей Винокуров - драматург, телесценарист. На протяжении многих лет занимается изучением современного Китая, мистической стороной боевых искусств.

Черный дракон, Хэйлунцзян - так называют китайцы реку Амур. На ее русском берегу, в селе Бывалом, в то время как в России разыгрываются революционные события 1917 года селятся представители сразу трех народов - русского, китайского и еврейского. Появляется первый голем Черной реки, которого слепил знаток Каббалы старый Соломон, девочка Сяо Юй становится русалкой, китайские демоны возмездия карают жестоких убийц, таинственный волшебник Лю Бань обучает китайцев боевым искусствам, в селе рождается лекарь, побеждающий саму смерть. Много чего случается в этом малоизвестном месте на берегу Черного дракона.

Ермаков О. Радуга и Вереск: роман /Олег Ермаков. - Москва: Время, 2018.

Олег Ермаков родился в Смоленске.

Роман описывает события, происходящие в XVII веке. Это произведение окунает читателя в путешествия во времени и мистические тайны. Две частные судьбы - польского шляхтича и нашего современника. Весной 1632 года в город на востоке Речи Посполитой приезжает молодой шляхтич Николаус Вржосек. А в феврале 2015 года - московский свадебный фотограф Павел Косточкин. Герои находят уникальную Радзивилловскую летопись. Оба они с любопытством всматриваются в очертания замка-крепости. Что их ждет здесь? Обоих ждет любовь: одного - к внучке иконописца и травника, другого - к чужой невесте.

Славникова О. Прыжок в длину: роман /Ольга Славникова // Знамя. - 2017. - № 7. - С. 9-114 ; № 8. - С. 7-75.*

Ольга Славникова - прозаик, критик. Возглавляет литературную премию «Дебют».
Олег Ведерников оканчивает школу и готовится к чемпионату Европы - на него возлагают большие надежды: спортсмен-юниор одарён способностью к краткой левитации. Однажды он совершает чемпионский прыжок - выталкивает из-под колёс летящего джипа соседского мальчика и… лишается обеих ног. Спасенный им ребенок оказался вовсе не херувимом, а наоборот, порядочной скотиной, самому герою его поступок не принес ничего, кроме мучительных переживаний бессмысленности этого деяния, перечеркнувшего все его надежды. Через эту мучительность он пытается выстроить свои отношения со спасенным.

Степанова М. Памяти памяти /Мария Степанова. - Москва: Новое издательство, 2018. - 420 с.

Мария Степанова - русский поэт, прозаик и эссеист.
Новая книга «Памяти памяти» - попытка написать историю собственной семьи, разбор семейного архива, оборачивающийся смотром способов жизни прошлого в настоящем, и история главных событий XX века, как она может существовать в личной памяти современного человека.

Филимонов А. Рецепты сотворения мира /Андрей Филимонов. - Москва: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2017. - 320 с.

Андрей Филимонов - писатель, поэт, журналист. В 2012 году придумал и запустил по России и Европе Передвижной поэтический фестиваль «ПлясНигде».
«Рецепты сотворения мира» - это «сказка, основанная на реальном опыте», квест в лабиринте семейной истории, петляющей от Парижа до Сибири через весь XX век. Члены семьи - самые обычные люди: предатели и герои, эмигранты и коммунисты, жертвы репрессий и кавалеры орденов, но никто из них не рассказал о своей жизни. В лучшем случае, оставил в семейном архиве несколько писем. Главный герой романа отправляется на тот берег Леты, чтобы лично пообщаться с тенями забытых предков.

Архангельский А. Бюро проверки: роман / Александр Архангельский.- Москва:АСТ:Редакция Елены Шубиной, 2018.-416 с.

Александр Архангельский - прозаик, телеведущий, публицист. В его прозе история отдельных героев всегда разворачивается на фоне знакомых примет времени.

Новый роман «Бюро проверки» - это и детектив, и история взросления, и портрет эпохи, и завязка сегодняшних противоречий. 1980 год. Загадочная телеграмма заставляет аспиранта Алексея Ноговицына вернуться из стройотряда. Действие романа занимает всего девять дней, и в этот короткий промежуток умещается всё: история любви, религиозные метания, просмотры запрещенных фильмов и допросы в КГБ. Всё, что происходит с героем, - не случайно. Кто-то проверяет его на прочность…


«Театр отчаяния. Отчаянный театр»

Евгений Гришковец - российский драматург, писатель, телеведущий, театральный режиссер и киноактер, музыкант.

«Эта объемная книга написана как биографическая история, но главным героем романа является не человек, или не столько человек, как призвание, движущее и ведущее человека к непонятому человеку цели» (Евгений Гришковец).

Издания, отмеченные знаком "*", имеются в фондах библиотеки.

– форма поощрения литераторов за значимые литературные произведения или общий вклад в литературу, выражающая признание заслуг данного лица и влияния его творчества на литературный процесс в целом или на его отдельное направление.

Обязательными составляющими процесса присуждения литературной премии являются: а) круг экспертов, формулирующих число претендентов и выносящих окончательное решение; б) критерий выбора, т.е. формулировка того, на каких основаниях этот выбор делается; в) собственно премия, выражаемая в денежном эквиваленте или имеющая символическое значение (в последнем случае упор делается на значимость выбора тем или иным кругом экспертов) и г) собственно писатели или поэты – лауреаты премий, представляющие этот выбор.

В отличие от способов вознаграждения, принятых в средние века, когда литераторам давался статус приближенных ко двору – придворных поэтов или писателей, сопровождавшийся соответствующим денежным содержанием, литературные премии, практика которых широко распространилась в основном в 20 в., являются более демократичным способом признания заслуг литераторов. Современные премии имеют разовый характер и формально не требуют от литераторов никаких дальнейших обязательств. Впрочем, как показывает опыт, порой получение значимой статусной премии – международной или государственной – сказывалось на дальнейшем творчестве писателя и влияло на его судьбу.

Премии условно можно разделить на а) международные (Нобелевская, Букеровская и др.) и национальные (Гонкуровская французская, Пулицеровская американская, национальный Букер – английский, российский и т.д., Государственная российская и т.д.), б) отраслевые (в областифантастики, исторического романа и т.д.), в) именные – премия Астрид Линдгрен – международная премия в области детской литературы и т.д. г) неформальные – Антибукер, премия им. Андрея Белого и т.д.

Международные литературные премии. Нобелевская премия по литературе (см . НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ) – наиболее известная и престижная ежегодная международная премия в области литературы.

Букеровская Международная премия (Man Booker International Prize) – учреждена в 2005. Будет вручаться раз в два года за «творческую активность, развитие и общий вклад в мировую художественную литературу» и будет составлять 60 000 фунтов стерлингов. В отличие от существующей Букеровской премии, претендовать на которую могут только граждане Британского Содружества и Ирландии, новая премия открыта для всех, пишущих на английском языке.

Лауреатом 2005 стал албанский поэт Исмаил Кадаре.

Премия IMPAC (Improved Management Productivity and Control – компания-лидер в области повышения производительности труда) – международная премия, учрежденная в 1996 городским советом Дублина. Правом выдвижения соискателей обладают 185 библиотечных систем в 51 стране. Премия присуждается за произведение, написанное или переведенное на английский язык. Она составляет 100 000 евро – это самая большая премия, которую можно получить за отдельное произведение, вручается она в Дублине.

Среди награжденных – марокканец Тахар Бен Желлун за роман Слепящее отсутствие света , Эдвард Джонс за роман Известный мир .

Литературные кинжалы (Золотой кинжал, Серебряный кинжал, Дебютный кинжал, Библиотечный кинжал и др.). Премия присуждается с 1955 за лучший детективный роман года Ассоциацией детективных писателей Великобритании – открытым обществом по поддержке детективных писателей. Номинации «Беллетристика», «Non-fiction», «Рассказ». (см. ДЕТЕКТИВ)

ААИ (ААР ) Association of American Publishers. Учреждена Ассоциацией американских писателей и присуждается за заслуги входящих в нее издательств. В 2002 премию за перевод художественной литературы, способствующей взаимопониманию между Америкой и Россией, получила Т.А.Кудрявцева, переводчица Джона Апдайка, Уильяма Стайрона, Норманна Мейлера, Маргарет Митчелл и др.

Премия Либерти (Liberty ) – учреждена в 1999 эмигрантами из России. Присуждается за вклад в русско-американскую культуру и развитие культурных связей между США и Россией. Победитель получает диплом и денежную премию. Независимое жюри состоит из трех человек: Гриши Брускина, Соломона Волкова и Александра Гениса. Спонсорами являются Media Group Continent USA и Американский университет в Москве.

Лауреатами премии становились деятели культуры, живущие в Америке. Среди них В.Аксёнов, Л.Лосев, М.Эпштейн, О.Васильев, В.Бачанян, Дж.Билингтон

Национальные литературные премии. Букеровская премия (Man-Booker Prize for Fiction, Booker Prize ) (Великобритания ) – ежегодная британская литературная премия за лучший роман, написанный гражданином Великобритании или Британского содружества наций на английском языке. Ее цель – поддержка и развитие традиций такой литературной формы, как роман. Премия основана в 1969. Спонсором сначала выступала компания «Booker-McConnell plc.», и премия носила название «Booker-McConnell Prize». С 2002 премия стала называться «Man Booker», ее финансирует компания «Man Group». Размер премии поднялся с 21 000 до 50 000 фунтов стерлингов.

Присуждается независимой благотворительной организацией Книжный Фонд. Лауреатами английского Букера стали: в 1969 – П.Х.Ньюби (P.H.Newby, Something to Answer For ); в 1970 – Бернис Рубенс (Bernice Rubens, The Elected Member ); в 1971 – В.С.Найпол (V.S.Naipaul, In a Free State ); в 1972 – Джон Бергер (John Berger, G ); в 1973 – Дж.Г.Фарелл (J.G.Farrell, Siege of Krishnapur ); в 1974 – Стенли Мидлтон (Stanley Middleton, Holiday ); в 1975 – Надин Гордимер и Рут Джабвала (Nadine Gordimer, The Conservationist, Ruth Prower Jhabvala, Heat and Dust ); в 1976 – Дэвид Сторей (David Storey, Saville ); в 1977 – Пол Скотт (Paul Scott, Staying On ); в 1978 – Айрис Мердок (Iris Murdoch, The Sea ); в 1979 – Пенелопа Фитцджеральд (Penelope Fitzgerald, Offshore ); в 1980 – Уильям Голдинг (William Golding, Rites of Passage ); в 1981 – Салман Рушди (Salman Rushdie, Midnight"s Children ); в 1982 – Томас Кенелли (Thomas Keneally, Schindler"s Ark ); в 1983 – Дж.М.Кутзее (J.M.Coetzee, Life and Times of Michael K. ); в 1984 – Анита Брукнер (Anita Brookner, Hotel Du Lac ); в 1985 – Кери Хольм (Keri Hulme, Bone People ); в 1986 – Кингсли Эмис (Kingsley Amis, The Old Devils ); в 1987 – Пенелопа Лайвли (Penelope Lively, Moon Tiger ); в 1988 – Питер Кери (Peter Carey, Oscar and Lucinda ); в 1989 – Казуо Ишигуро (Kazuo Ishiguro, The Remains of the Day ); в 1990 – Байат А.С. (A.S.Byatt, Possession ); в 1991 – Бен Окри (Ben Okri, The Famished Road) ; в 1992 – Майкл Ондатье и Барри Ансворт (Michael Ondaatje, The English Patient ; Barry Unsworth, Sacred Hunger ); в 1993 – Родди Дойл (Roddy Doyle, Paddy Clarke Ha Ha Ha); в 1994 – Джеймс Келман (James Kelman, How Late It Was, How Late ); в 1995 – Пэт Баркер (Pat Barker, The Ghost Road ); в 1996 – Грэхем Свифт (Graham Swift, Last Orders ); в 1997 – Арундати Рой (Arundhati Roy, The God of Small Things ); в 1998 – Йен Макъюэн (Ian McEwan, Amsterdam ); в 1999 – Дж.М.Кутзее (J.M.Coetzee, Disgrace ); в 2000 – Маргарет Этвуд (Margaret Atwood, The Blind Assassin ); в 2001 – Питер Кери (Peter Carey, True History of the Kelly Gang ); в 2002 – Ян Мартел (Yann Martel, Life of Pi ); в 2003 – Д.Б.С.Пьер (DBC Pierre (Peter Warren Finlay), Vernon God Little ); в 2004 – Алан Холингхерст (Alan Hollinghurst, The Line of Beauty).

Среди лауреатов английского Букера встречаются всемирно известные романисты Мердок, Эмис, Голдинг и др., почти половина лауреатов – женщины. В последнее время среди лауреатов все больше выходцев из стран Британского содружества – Канады, ЮАР, Индии, Австралии и т.д.

Уитбредская премия. Присуждается Ассоциацией книготорговцев Великобритании. Лауреаты получают по 5000 фунтов стерлингов; из числа лауреатов в пяти номинациях («Роман», «Лучший первый роман», «Библиография», «Детская литература», «Поэзия») выбирается абсолютный победитель, который получает 25 тыс. фунтов стерлингов. Его произведение носит титул «Книга года»

Гонкуровская премия (Prix Goncourt ) (Франция ) – ежегодная французская литературная премия за достижения в жанре романа. Гонкуровская премия считается одной из наиболее почётных и авторитетных во Франции. И хотя номинально размер премии символичен – всего 10 евро, писателю гарантированы крупные доходы, так как после ее присуждения, как показывает практика, продажи книг лауреатов стремительно взлетают.

Гонкуровская премия была официально учреждена в 1896, но присуждать её начали только с 1902. Братья Гонкурыоставили огромное состояние, которое по завещанию Эдмона Гонкура переходило в Академию Гонкуров, официально учрежденную в 1896. В нее входят десять самых известных литераторов Франции, которые получают символическую плату – 60 франков в год. Каждый член академии имеет только один голос и может отдать его только за одну книгу. Президент Академии имеет два голоса.

Членами Гонкуровской Академии в разное время были писателиА.Доде, Ж.Ренар, Рони-старший, Ф.Эриа, Э.Базен, Луи Арагон и другие. Первым лауреатом Гонкуровской премии в 1903 стал Джон-Антуан Но за роман Враждебная сила .

Лауреатами Гонкуровской премии были Ахмад Курума, Франсуа Сальвен, Амели Нотомб, Жан-Жак Шуль.

Помимо Гонкуровской премии, во Франции существуют такие литературные премии, как «Ренодо», «Медичи», «Фемина», «Гонкур для лицеистов».

Фемина – одна из старейших литературных премий Франции, учреждена в 1904. Присуждает премию жюри, состоящего только из женщин, за лучший французский роман, иностранный роман, эссеистику.

Пулитцеровская премия (США )–одна из самыхпрестижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра, с 1942 – и в области фотожурналистики.

Премия была учреждена американским газетным магнатом венгерского происхождения Джозефом Пулитцером. В конце 19 в. он умело привлекал внимание читателей к издаваемым им газетам. Прожив 65 лет, в октябре 1911 Джозеф Пулитцер скончался, оставив неожиданное завещание – его последней волей стало учреждение Школы журналистики при Колумбийском университете и основание фонда его имени. На это им было оставлено 2 млн. долл.

С 1917 премия, названная Пулитцеровской, вручается ежегодно в первый понедельник мая попечителями Колумбийского университета. Формальное объявление о присуждении премии по традиции делает президент Колумбийского университета в апреле каждого года.

В области журналистики премия не обеспечена денежным призом, а представляет собой золотую медаль за «Служение отечеству», вручаемую самому изданию, а не его журналистам. В других областях решение принимается независимым жюри из 90 специалистов. Размер премии составляет 10 тысяч долларов.

Национальная книжная премия (США ). Основана в 1950 группой издателей. Премию вручают по четырем номинациям: художественная литература, документальная литература, поэзия, детская литература. Приз – около 10 000 долларов лауреатам, 1000 долларов номинантам, статуэтка и медаль за вклад в американскую литературу. Спонсор – американский Национальный книжный фонд.

Премию им. Сервантеса (Испания ) часто называют Нобелевской премией по литературе в испаноязычном мире. Была учреждена в 1979 министерством культуры Испании. Премиальный фонд – 90 тыс. евро. Премию вручает король Испании 23 апреля каждого года – в день смерти Сервантеса.

Среди лауреатов премии испанец Франсиско Умбрал, чилиец Хорхе Эдвардс, испанец Санчес Ферлосио.

Премия им. Ромуло Галлегоса (Испания ) учреждена в 1967 в память о венесуэльском романисте и бывшем президенте страны Ромуло Галлегосе. Премию вручают ежегодно за лучший роман, написанный на испанском языке, она считается одной из самых щедрых в испано-язычном мире: награда – 100 000 долларов и медаль.

Среди лауреатов – Габриэль Гарсиа Маркес за роман Сто лет одиночества .

Премия мира им. Ремарка (Германия ) учреждена в 1991 и вручается раз в 2 года в Оснабрюке. Присваивается за журналистские, беллетристические и научные сочинения, посвященные проблемам мира. Премиальный фонд – 30 тыс. евро.

Литературные премии России. Первой авторитетной общероссийской премией стала Демидовская премия в 1831–1865, присуждавшаяся Петербургской Академией наук по многим отраслям знаний, в том числе в области словесности. Ее сменила Ломоносовская премия. С 1856 в память о графе С.С.Уварове, бывшем президенте Академии наук, учредили Уваровскую премию. Ее давали в основном за труды по русской истории, но среди лауреатов были и писатели. Всего Петербургская Академия наук в разное время имела более 20 именных премий. Самой авторитетной была Пушкинская премия, учреждённая на деньги, оставшиеся от средств, собранных на памятник поэту в Москве. Премия в память А.С.Грибоедова была учреждена в 1883 за новые и лучшие пьесы театрального сезона Обществом русских драматических писателей и оперных композиторов.

Государственные литературные премии. С 1941 по 1952 присуждались Государственные Сталинские премии в основном за литературные произведения, которые отвечали идеологическим требованиям исторического момента, (И.Г.Эренбург за Падение Парижа , Джамбул за стихи о Великой отечественной войне, А.Н.Толстой за пьесу Иван Грозный и др.). С 1966 раз в 2 года присуждалась Ленинская премия. Среди лауреатов – М.А.Шолохов, А.Т.Твардовский и др.

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства , начиная с 1992, присуждается ежегодно в размере 300 тыс. рублей, с 2005 ее размер 100 тыс. долларов. Должность председателя комиссии традиционно занимают руководители администрации президента. Кандидатуры на соискание премии выдвигаются редакциями газет и журналов, издательствами и общественными организациями. Среди лауреатов – В.С.Маканин, В.Н.Войнович, А.Г.Волос, К.Я.Ваншенкин, Д.Гранин, В.И.Белов, К.Х.Ибрагимов, Г.М.Кружков.

Государственная премия за наиболее талантливые произведения для детей и юношества учреждена указом президента в 1998. Лауреатом 1999 стал Борис Заходер.

Государственная пушкинская премия России учреждена в июне 1994 указом президента РФ в ознаменование 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина – «за создание наиболее талантливых произведений в области поэзии». Присуждается на конкурсной основе ежегодно с 1995 Президентом РФ по представлению комиссии по государственным премиям в области литературы и искусства при президенте РФ. Выдвижение кандидатов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, учебными заведениями, редакциями газет и журналов. Произведения, представленные на премию, рассматриваются специальной комиссией (секцией) под председательством И.Шкляревского в составе комиссии по Государственным премиям РФ. Денежное обеспечение премии в 1999 увеличено до 1600 минимальных размеров оплаты труда.

Премия Б.Окуджавы учреждена в 1998. Лауреатами премии становятся поэты и создатели авторской песни за выдающиеся произведения. Присуждается в сумме двухсоткратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ. В разное время премию получили Юлий Ким, Дмитрий Сухарев, Александр Дольский, Юрий Ряшенцев.

Букер – Открытая Россия (Russian Booker Prize – Русский Букер, Малая Букеровская премия ) – присуждается с 1992 из средств благотворителя, в течение многих лет желавшего оставаться неизвестным. В 2000 его имя было раскрыто – это английский общественный деятель Фрэнсис Грин. С 2002 генеральным спонсором премии стала Региональная общественная организация «Открытая Россия». Премия стала называться «Букер – Открытая Россия».

C 2003 вознаграждение составляет 15 тыс. долларов, финалисты, вошедшие в шорт-лист, получают 1 000 долларов.

Первоначально Малая Букеровская премия была своего рода филиалом «большого» «Букера». В настоящее время «Малый Букер» вручается не за роман, а каждый год за произведения разных жанров. Цель – поощрять наиболее новаторские и требующие поддержки направления в литературном процессе. В разные годы Малого Букера вручали: за лучшую книгу рассказов (Виктор Пелевин, Синий фонарь ), за лучший дебют в прозе (Сергей Гандлевский (см. МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ, Трепанация черепа ), за лучшие журналы русского зарубежья («Родник», «Рига», «Идиот», «Витебск»), за лучшее произведение, осмысливающее историю литературы (Михаил Гаспаров, Избранные статьи , Александр Гольдштейн (Тель-Авив), Расставание с Нарциссом ) и др. В 1999 премию вручали за произведение, развивающее жанр эссе в русской литературе, – лауреатом стал Владимир Бибихин за книгу Новый Ренессанс . В 2000 за литературный проект, то есть организаторскую деятельность по собиранию, упорядочению и представлению литературных текстов, реализующую определенные идеи и концепции, получил фонд «Юрятин» (Пермь, группа кураторов из 4 человек). Премия была вручена за книгоиздательскую работу (издание книг авторов современного русского зарубежья, значительных авторов провинции, молодых авторов Перми, краеведческой литературы), организацию и поддержку в Перми салона «Литературные среды в доме Смышляева», где выступали многие известные современные писатели, специально для этого приезжавшие в Пермь, и лектория, где читали краткие курсы лекций ученые-гуманитарии Георгий Гачев, Михаил Рыклин, Игорь Смирнов, Борис Дубин, Сергей Хоружий.

Лонг-лист и шорт-лист Большого и Малого русского Букера публикуются осенью. Шорт-лист объявляется и комментируется на специальной пресс-конференции. Лауреат объявляется в декабре.

В 2000 Малая Букеровская премия организационно отделилась от Большого Букера.

Премию вручает жюри, частично меняющееся каждый год. Кроме того, каждый год для работы в жюри приглашаются специальные эксперты по тому направлению, которое в этом году поощряется Малым Букером.

Пушкинская премия немецкого фонда Альфреда Тепфера. Фонд Альфреда Тепфлера стал источником целой системы поощрения деятелей культуры и науки стран Европы. Пушкинская премия была основана в 1989 для награждения пишущих по-русски писателей за выдающийся вклад в русскую литературу. Премия составляет 40000 евро и вручается при участии Русского Пен-центра. Вместе с премией ежегодно присуждается две стипендии по 6 тыс. евро для молодых писателей. Среди награждённых Андрей Битов, Евгений Рейн.

Литературная премия Андрея Белого. Учреждена в условиях культурного андерграунда (см. САМИЗДАТ) в 1978 самиздатовским журналом «Часы» (редакторы Б.Иванов и Б.Останин) как первая в истории России регулярная негосударственная литературная награда. Имена лауреатов определялись анонимным жюри. Премиальное вознаграждение составляли бутылка белого вина, яблоко, один рубль (аналог гонкуровскому франку) и диплом. Среди лауреатов, представлявших, как правило, авангардный и постмодернистский секторы литературного андерграунда, — поэты Виктор Кривулин (1978), Елена Шварц (1979), Владимир Алейников (1980), Александр Миронов (1981), Ольга Седакова (1983), Алексей Парщиков (1986), Геннадий Айги (1987), Иван Жданов (1988), Александр Горной (1991), Шамшад Абдуллаев (1994); прозаики Аркадий Драгомощенко (1978), Борис Кудряков (1979), Борис Дышленко (1980), Саша Соколов (1981), Евгений Харитонов (1981; посмертно), Тамара Корвин (1983), Василий Аксенов (1985), Леон Богданов (1986), Андрей Битов (1988), Юрий Мамлеев (1991); критики и культурологи Борис Гройс (1978), Евгений Шифферс (1979), Юрий Новиков (1980), Ефим Барбан (1981), Борис Иванов (1983), Владимир Эрль (1986), Владимир Малявин (1988), Михаил Эпштейн (1991).

После перерыва премия воссоздана М.Бергом, Б.Ивановым, Б.Останиным и В.Кривулиным в 1997. По заявлению учредителей, ей придан «характер общенационального культурного института, ставящего своей задачей поддержку экспериментально-интеллектуального направления в русской литературе, поисков в сфере языка, отражающих изменения в менталитете и речевой практике нового поколения, но учитывающих опыт русского модернизма, ярче всего выразившийся в творчестве Андрея Белого, чье значение мы полагаем неизменным на фоне самых невероятных изменений нашего культурного климата».

Вручается по четырем номинациям: поэзия, проза, критика и теория культуры. Предусмотрена также премия «за особые заслуги», остающаяся, как и прежде, прерогативой анонимного жюри. К традиционному материальному вознаграждению прибавляется нотариально заверенный договор на издание книги сочинений лауреата в течение следующего года в специальной серии «Лауреаты премии Андрея Белого». Имена лауреатов сначала оглашались в Санкт-Петербурге, позднее в рамках Московской выставки-ярмарки интеллектуальной книги, в день рождения Андрея Белого – 26 октября.

Антибукер – ежегодная премия; создана в 1995 при «Независимой газете». С 1996 присуждается отдельно за прозу («Братья Карамазовы»), поэзию («Незнакомка») и драматургию («Три сестры»). С 1997 присуждается премия за литературную критику и литературоведение («Луч света») и non-fiction(«Четвертая проза») с 2000.

Аэлита – Старейшая в России премия за научно-фантастическую прозу, была учреждена в 1982 Союзом писателей РСФСР и редакцией журнала «Уральский следопыт». Вручается ежегодно за лучшую научно-фантастическую книгу предшествующих двух лет на празднике любителей фантастики в Екатеринбурге. Объем денежного вознаграждения не разглашается. Первыми почетными лауреатами премии «Аэлита» были А. и Б.Стругацкие.

Премия «Дебют »учреждена в 2000 Международным фондом «Поколение» для авторов моложе 25 лет, пишущих на русском языке. Имеет семь номинаций: «Крупная проза», «Малая проза», «Поэзия», «Драматургия», «Киноповесть», «Публицистика», «Литература духовного поиска». Победители по всем пяти номинациям получают почетный приз «Птица».

Всероссийская литературная премия имени Св. блг. Князя Александра Невского «России верные сыны » учреждена Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира при поддержке Союза писателей России. Присуждается по номинациям «Поэзия», «Художественная проза», «Документально-публицистическая проза», «Книга для детей», «Критика и литературоведение», «Журнал и Газета». Комиссия состоит из священников, членов Союза писателей России. Главные принципы определения победителей – высокий художественный стиль, опирающийся на православную духовность, профессионализм, историческая достоверность, патриотическая направленность.

Присуждение премии проводится ежегодно в январе. За первые места присваивается медаль «литературная премия имени Св. блг. Кн. Александра Невского», грамота и денежная премия 2000 долларов. За вторые и третьи места – грамоты и денежные премии. Лауреаты, занявшие первое место, получают право стать членами комиссии на следующий год. Среди награжденных – Ю.Козлов, Е.Юшин.

Общенациональная премия им. А. и Б.Стругацких (АВС-премия ) учреждена в 1999 «Центром современной литературы и книги» при содействии литературной общественности Санкт-Петербурга и поддержке администрации и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Премия поощряет «реалистические направления в фантастике, связь с прошлым, настоящим и будущим реального земного человека».

Лауреаты премии Е.Лукин, В.Михайлов, М.Успенский, Н.Галкина, С.Лукьяненко, В.Пелевин.

Премия Аполлона Григорьева учреждена в 1997 Академией русской современной словесности как «профессиональная экспертная премия за лучшее произведение года во всех жанрах, кроме критики, литературоведения и культурологии». Спонсоры премии — ОНЭКСИМбанк (1997), Госбанк (с 1998). Номинаторами выступают все члены Академии. По жеребьевке выбирается жюри (председатели: 1997 – Петр Вайль; 1998 – Александр Агеев; 1999 – Сергей Чупринин; 2000 – Алла Латынина; 2001 – Евгений Сидоров; 2002 – Андрей Немзер), определяющее трех лауреатов, а затем объявляющее и лауреата главной премии. Денежное обеспечение главной премии – 25 тыс. долл., другим лауреатам вручаются ноутбуки и принтеры (рабочее место писателя) на сумму 2 тыс. 500 долл. каждому.

Премия Ивана Петровича Белкина , учрежденная издательством «ЭКСМО» и журналом «Знамя», – единственная премия в России, названная именем литературного героя, учреждена в 2001. Присуждается за лучшую русскую повесть года. Правом выдвижения пользуются редакции газет и журналов, творческие организации, а также профессиональные литературные критики. Денежное вознаграждение: лауреату – 5 тыс. долл., суммами в 500 долл. вознаграждаются авторы остальных четырех повестей, вошедших в шорт-лист. Координатор премии – Наталья Иванова. Председатели жюри: в 2001 — Фазиль Искандер, в 2002 – Леонид Зорин.

«Бронзовая улитка » Учреждена в 1992 Андреем Николаевым и Александром Сидоровичем как личная премия Б.Н.Стругацкого (он является председателем и единственным членом жюри премии). Вручается по номинациям «Крупная форма», «Средняя форма», «Малая форма», «Критика/публицистика» на традиционных ежегодных конференциях писателей-фантастов, критиков, переводчиков, издателей в Репино под Санкт-Петербургом.

Премия «Северная пальмира » учреждена в 1994. Присуждается жюри (О.Басилашвили, А.Герман, Я.Гордин, А.Додин, А.Панченко, А. Петров, Б.Стругаций, А.Арьев и др.) за литературное произведение, созданное на русском языке и опубликованное в Санкт-Петербурге, по номинациям: поэзия; проза; публицистика и критика; книгоиздание. Спонсорами премии были банк «Кредит – Петербург» (1995), Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития (1996). Согласно регламенту, номинационная комиссия в течение года анализирует петербургскую литературу и выдвигает наиболее талантливые, по ее мнению, произведения. По завершении этой работы в каждом разделе премии остается по 7 претендентов. Голосование происходит анонимно, произведения не обсуждаются, чтобы члены жюри не оказали друг на друга давления.

Литературную премию им. Александра Солженицына присуждает фонд, основанный А.И.Солженицыным в 1997, как награду русским писателям, «чье творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы». Премия может быть присуждена за роман, повесть или совокупность рассказов, книгу или цикл стихов, пьесу, совокупность статей или исследование. В постоянное жюри входят А.Солженицын, Н.Струве, В.Непомнящий, Л.Сараскина, П.Басинский, Н.Солженицына. Денежная сумма премии – 25 тыс. долл..

Триумф. Присуждается Российским независимым фондом поощрения высших достижений литературы и искусства, учрежденным АО «ЛогоВАЗ» летом 1992. Фамилии претендентов предлагаются членами жюри, а также экспертами, и предварительно не оглашаются. Имена лауреатов определяет несменяемое жюри, в состав которого входят В.Аксенов, А.Вознесенский, Э.Неизвестный, В.Спиваков, И.Антонова, Ю.Башмет, А.Битов, З.Богуславская (координатор жюри), О.Табаков, Э.Климов, В.Абдрашитов, Е.Максимова, В.Васильев. В 1998 в состав жюри также вошли Д.Боровский, А.Демидова, М.Жванецкий, А.Козлов, О.Меньшиков, В.Познер, А.Сокуров, И.Чурикова. Размер премий устанавливается, исходя из призового фонда в 100 тыс. долл., после 1996 – 250 тыс. долл., и по традиции делится между пятью лауреатами. Помимо денежного вознаграждения, лауреаты получают диплом и медаль с изображением Триумфальной арки.

Международная премия Шолохова у чреждена в 1993 журналом «Молодая гвардия», издательством «Современный писатель» (ныне «Советский писатель»), МСПС и писательским АО. Нынешние учредители – МСПС, Союз художников России, издательство «Советский писатель», Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А.Шолохова. Бессменным председателем жюри является Ю.Бондарев. Денежное обеспечение премии не разглашается, лауреатам вручаются дипломы и медали.

Национальный бестселлер. Учреждена в 2000 фондом «Национальный бестселлер». На премию выдвигаются прозаические произведения на русском языке. Победитель получает премию в 10 тыс. долл. Среди награжденных М.Шишкин, В.Пелевин, А.Гарроса и А.Евдокимов, А.Проханов и Л.Юзефович.

Премия им. П.П.Бажова учреждена в ноябре 1999 к 120-летию писателя Свердловским отделением Литературного фонда России и финансово-промышленной группой «Драгоценности Урала». Конкурс фактически перешагнул рамки регионального и обрел статус общероссийского. Премия ежегодно вручается за достижения в литературной деятельности не только представителям Уральского региона, но и писателям других российских территорий за произведения на уральскую тематику. Пять номинаций: «Проза», «Поэзия», «Драматургия», «Литературоведение», «Публицистика». Каждый лауреат получает денежную сумму в размере 10 тыс. рублей, а также специально отлитые золотые и серебряные медали.

Премия им. Бояна учреждена Советом губернаторов приграничных городов и областей России, Украины, Белоруссии. В Положении о премии сказано, что она «присуждается за произведения, несущие свет славянской духовности, уходящие корнями в славянскую мифологию и фольклор и утверждающие идеи дружбы и братства славянских народов».

Премия им. Ф.М.Достоевского учреждена Союзом писателей России совместно с объединением русских литераторов Эстонии и некоммерческим объединением «Премия им. Ф.М.Достоевского». Впервые была присуждена в год 180-летия со дня рождения писателя. Премией награждаются писатели, внесшие значительный вклад в развитие и популяризацию русской литературы и культуры, как в Эстонии и России, так и в других странах.

Среди награжденных Валентин Распутин, Гейр Хьотсо, Анна Ведерникова, Анатолий Буйлов, Ростислав Титов, Б.Н.Тарасов.

Премия им. Игоря Северянина учреждена русской фракцией Рийгикогу и присуждается ежегодно деятелям культуры, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию русской культурной жизни в Эстонии и эстонской среди русскоязычного населения страны.

Всероссийская литературная премия имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами… »– ежегодный открытый конкурс произведений поэтов России, учреждённый Национальным фондом развития культуры и туризма и Союзом писателей России в 2005. Присуждается по четырем номинациям: «Большая премия» – на конкурс принимаются поэтические произведения (стихи и поэмы), «Взыскующим взглядом» – критические работы по русской поэзии, «Песенное слово» – тексты стихотворений, на которые положена музыка (не менее 3), «Русская надежда» – поэзия молодых (18–30 лет). Не позднее 3 октября текущего года комитет по вручению премии объявляет имена лауреатов.

Конкурс «Алые паруса » за лучшие издания для детей и юношества учрежден в 2003 Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Как показывает развитие современной литературы, литературные премии стали неотъемлемой частью литературной жизни, представляя своеобразные рейтинги произведений и писателей. Конечно, такой способ маркировки вызывает определенные нарекания субъективностью выбора, ангажированностью (когда выбирают «своих»), соображениями политической конъюнктуры и др. Однако при всех минуса, практика присуждения литературных премий будет, очевидно, продолжаться, поскольку представляет наглядный и доступный способ структурирования и оценки литературных произведений.

Ирина Ермакова

Найти "ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ " на

Нужны ли литературные премии

Председатель правления некоммерческого объединения
Kunst im Dialog e.V. (Германия),
консультант ряда немецких издательств по вопросам
русской литературы и книгоиздательского рынка России,
литературный агент

В мире существует несметное количество литературных премий. Многие из них появились довольно давно. Премии в области литературы — это поощрение авторов, как моральное, так и материальное. Акция эта имеет очень большое значение для развития и дальнейшего творчества как самого автора, получившего премию, так и литературного процесса, который, в свою очередь, влияет на идеологию государства. Если продолжить эту цепочку дальше, мы увидим влияние и на положение нации в мировом сообществе и на само мировое сообщество. Как известно, самая крупная и престижная мировая премия в области литературы — Нобелевская, учрежденная Альфредом Бернхардом Нобелем и вручаемая Шведской Королевской Академией.

В данной публикации речь пойдет о литературных премиях Российской Федерации и их влиянии на литературные и социально-общественные процессы в России и мире.

Институт литературных премий в РФ достаточно развит. Премии за лучшие литературные произведения вручали еще в царской России, в середине XIX века, но они были общими и для писателей, и для ученых. Позже, в конце XIX века, Петербургская Академия наук учредила специальную литературную премию, а уже в СССР перед Великой Отечественной войной была учреждена Сталинская премия по литературе. Если брать общее число литературных премий в России, то их можно насчитать несколько сотен. Многие не только крупные, но и небольшие провинциальные города имеют свои литературные премии, что говорит о высоком уровне их культуры. Цель российских литературных премий — это повышение социальной значимости русской литературы, привлечение к ней внимания. У отдельных премий есть и свои специфические цели. Например, «Ясная поляна» поддерживает авторов — последователей морали и идеалов Льва Толстого, идеалов гуманистической прозы и поэзии, в произведениях которых выражаются многовековые традиции русской культуры.

Судя по размещенному в Интернете списку существующих сегодня премий, их может быть по нескольку десятков в том или ином крупном городе, и названы они, как правило, в честь советских и российских писателей — Анны Ахматовой, Федора Абрамова, Юрия Мамлеева и др. Есть также премии, присуждаемые толстыми журналами, такими как «Знамя», «Новый мир», «Юность» и др.

Главные литературные премии России — это «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер». Есть столь же известные, но помельче, например НОС (Новая словесность), которую учредил фонд Михаила Прохорова. Почти в каждой премии есть несколько номинаций, за счет чего можно отметить и поощрить большее количество авторов. Главное отличие премии НОС от других в том, что работа по оценке и аргументации членов жюри по каждому кандидату на премию проходит публично. Кстати, еще одно отличие от большинства премий — здесь проводится и читательское голосование.

Премия «Русский Букер» — это дочка литературной премии Великобритании «Букер» (Booker Prize). Впервые эта премия была вручена в 1969 году, а «Русский Букер» — в 1992-м.

«Большая книга» имеет невероятно большой экспертный совет — больше ста человек. Очень эффектно происходит выбор главных лауреатов этой премии. Прямо во время торжественного вручения, в другом помещении, собирается уже окончательное маленькое жюри, такая последняя инстанция, которая распределяет три премии, входящие в «Большую книгу».

«Ясная поляна», «Премия Белкина» — это уже менее значительные премии, но они имеют свое место в литературном процессе.

«Русская премия» учреждена для поддержки авторов, пишущих на русском языке, но живущих за границей, а также вручается за лучший перевод произведений русской литературы.

Премия «Дебют» — для лучших молодых авторов. Причем в этой премии много номинаций: проза, поэзия, драматургия, рассказ, критика. Можно назвать еще много разных литературных премий, но целью этой статьи является анализ внутренних процессов в литературе, на которые оказывают влияние такие внешние факторы, как присуждение литературных премий.

Литературные премии — это предприятия, где есть дирекция, бухгалтерия, сотрудники, которые занимаются организацией и проведением процесса приема и рассмотрения произведений, формирования жюри, организацией пиар-кампании и завершающей церемонии вручения премий. Очень важный момент — финансирование. Оно может быть как государственным — например Агентство по печати и массовым коммуникациям поддерживает премию «Большая книга», так и частным — фонд Михаила Прохорова финансирует премию НОС, которой руководит его сестра Ирина Прохорова, фонд «Поколение» — премию «Дебют» и т.д.

Особо следует отметить премию «Просветитель» за лучшие книги в области научно-популярной литературы. Учреждена она в 2008 году основателем фонда «Династия» Дмитрием Зиминым. Цель премии — популяризация науки и расширение рынка научно-популярной литературы. В этой премии две номинации — естественные науки и гуманитарные науки. Кроме того, премия имеет и денежный эквивалент.

Существуют литературные премии, которые присуждаются издательствами. Естественно, вручение такой премии автору того самого издательства абсолютно бессмысленно. Кроме того, это не совсем понятно. Ведь цель премии — отметить произведение, которое стало событием литературного процесса. А выбрав произведение именно этого автора для публикации в своем журнале, издательство уже выделило его из общего ряда. Тем не менее при оценке оснований для получения премии в этом случае предпочтения все-таки отдаются авторам этого издательства, а новые, возможно более талантливые, проходят мимо. Здесь вред наносится как автору, которого не отметили, так и литературе в целом.

Часто выбор жюри основан не на действительной уникальности текста, а на предпочтениях членов жюри, состав которого не всегда постоянен. Например, в жюри премии «Русский Букер» его члены и председатель меняются каждый год. Это не способствует объективной оценке произведений, представленных на соискание премии. В результате, победителей определяет жюри, состоящее из случайных людей, имеющих разные вкусовые предпочтения. Не обходится и без чисто человеческих симпатий и антипатий членов жюри к авторам, участвующим в конкурсе. Это не всегда способствует стимулированию литературного процесса, да и с точки зрения морали тоже не совсем корректно. Некоторые специалисты предлагают реформировать или переориентировать цели и задачи литературных премий и, в связи с этим, сущность таких премий. В первую очередь это относится к литературным направлениям. Сейчас в основном побеждают произведения не традиционных направлений, таких как реализм или его разновидности, допускающие некоторую девиацию, а произведения, которые считаются инновационными, то есть нереалистичными. Термин «постмодернизм» является пропуском в сообщество членов шорт-листов и обладателей премий. Предлагаются принципы специализации различных премий по жанру и форме. Раздаются призывы к жюри рассматривать произведения, номинированные на премии, не как развлекательное чтение, а как объект изучения. Специализация литературных премий, по мнению специалистов, усилила бы их способность ориентировать читателя, который будет проинформирован о сути произведения, получившего премию, присужденную за выполнение конкретных задач в литературе.

Валерий Печейкин (фотограф — Ира Полярная)

Как любое дело, некоторые премии умирают, если ими занимаются непрофессионалы или в случае прекращения финансирования, особенно во время экономического кризиса.

Литературные премии интегрированы в книгоиздательскую индустрию. Премии в области литературы — это инструмент продвижения русской литературы к читателю не только российскому, но и зарубежному. Литературные агенты знают, что сразу после объявления шорт-листов, а особенно после присуждения автору премии, на него выходят зарубежные издатели, потому что премия является для издателя навигатором в поиске авторов, которые, в случае издания их книг, могут принести прибыль. Присуждение премии делает имена новых авторов известными, но даже это не гарантирует, что произведения, получившие премию, будут напечатаны. Заинтересованный издатель, если он не видит перспективы продажи книги, например по причине не очень высокого качества текста или даже вследствие политической ориентации не только конкретного текста, но и самого автора, вряд ли примет ее в печать. Премии, конечно, оживляют культурную жизнь, люди обсуждают, спорят, высказывают свое мнение. Можно сказать, что литературные премии — это социокультурный феномен, который привлекает к современной литературе внимание не только специалистов, но и читающего сообщества в целом и отдельного читателя. При этом формируется репутация того или иного литератора. И не обязательно положительная. У автора, удостоенного престижной премии, сразу повышается статус — он становится лауреатом. Но в дальнейшем, если он не получает других премий или его книги не издаются за границей, — его рейтинг может постепенно упасть. И наоборот, талантливый автор, не отмеченный премией, тоже приобретает особый статус — он становится героем, которого незаслуженно, по каким-то, возможно, тайным причинам зажимают литературные эксперты. Но его известность не приносит ему больших тиражей книг и премий. Это такое своеобразное диссидентство. Надо сказать, что путь к премии и даже к длинному, а тем более к короткому списку очень непрост. Попадание в короткий список литературной премии — это уже прямой путь к премии.

Авторы, удостоенные литературной премии, вызывают интерес не только читателей и издателей. Премии делят авторов на группы: первая — те, кто удостоен премии; вторая — те, кто попал в шорт-листы; третьи — все остальные, хотя в этой группе часто находятся более талантливые писатели, чем в первых двух. К таким авторам можно отнести, например, Юрия Нечипоренко и Даниэля Орлова, удостоенных нескольких незначительных литературных премий, в том числе сетевых, но не получивших пока значимой премии в области литературы.

Авторы могут оказаться не в первых рядах по разным нелитературным причинам. Часто — из-за политической позиции автора или самого текста. Эта причина является и помехой для издания произведения автора за границей, где существует жесткая привязка авторов к идеологии, которая отвечает декларируемым «западным ценностям».

Литературные премии, несомненно, полезны, но одновременно и вредны. Можно сказать, что премии — убийцы литературы. Происходит вытеснение критерия художественности. Некоторые авторы пишут под премию, например под «Большую книгу». Уже известные авторы, отмеченные литературными премиями, позволяют себе элементарно «разгонять текст» до формата толстой книги. Хотя бывали случаи присуждения премии «Большая книга» произведению обычного формата. Как уже было сказано, судьба книги и автора зависит от вкусов членов жюри и других субъективных причин.

Отдельно можно отметить положительную роль премии «Дебют», которая дала зеленый свет многим молодым авторам, ставшим уже известными. Это, например, Валерий Печейкин — драматург, успешно сотрудничающий с Гоголь-центром, где ставят его пьесы, которые можно назвать в хорошем смысле инновационными.

Если подводить черту под всем написанным, можно сказать, что несмотря на все их недостатки, премии нужны. Без них уже трудно представить литературный процесс и читательское сообщество, а также книгоиздание и распространение книг. 


10 декабря 1933 года король Швеции Густав V вручил Нобелевскую премию в области литературы писателю Ивану Бунину, который стал первым из русских литераторов, удостоенных этой высокой награды. Всего же премию, учреждённую изобретателем динамита Альфредом Бернхардом Нобелем в 1833 году, получил 21 выходец из России и СССР, из них пятеро – в области литературы. Правда, исторически сложилось так, что для российских поэтов и писателей Нобелевская премия была чревата большими проблемами.

Иван Алексеевич Бунин раздал Нобелевскую премию друзьям

В декабре 1933 года парижская пресса писала: «Вне сомнения, И.А. Бунин - за последние годы, - самая мощная фигура в русской художественной литературе и поэзии », «король от литературы уверенно и равноправно жал руку венчанному монарху ». Русская эмиграция рукоплескала. В России же к известию о том, что русский эмигрант получил Нобелевскую премию, отнеслись весьма едко. Ведь Бунин негативно воспринял события 1917 года и эмигрировал во Францию. Сам Иван Алексеевич очень тяжело переживал эмиграцию, активно интересовался судьбой своей покинутой Родины и в годы Второй мировой категорически отказался от всяческих контактов с нацистами, перебравшись в 1939 году в Приморские Альпы, возвратился откуда в Париж только в 1945.


Известно, что Нобелевские лауреаты вправе сами решать, как им потратить полученные деньги. Кто-то вкладывается в развитие науки, кто-то в благотворительность, кто-то в собственный бизнес. Бунин же, человек творческий и лишенный «практической смекалки», распорядился своей премией, которая составила 170331 крону, совсем нерационально. Поэт и литературный критик Зинаида Шаховская вспоминала: «Возвратившись во Францию, Иван Алексеевич… не считая денег, начал устраивать пирушки, раздавать «пособия» эмигрантам, жертвовать средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей, он вложил оставшуюся сумму в какое-то «беспроигрышное дело» и остался ни с чем ».

Иван Бунин – первый из писателей-эмигрантов, кого начали публиковать в России. Правда, первые публикации его рассказов появились уже в 1950-х годах, уже после смерти писателя. Некоторые же его произведения повести и стихи были опубликованы на Родине только в 1990-х.

Боже милосердый, для чего ты
Дал нам страсти, думы и заботы,
Жажду дела, славы и утех?
Радостны калеки, идиоты,
Прокаженный радостнее всех.
(И.Бунин. сентябрь, 1917)

Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии

Борис Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» ежегодно с 1946 по 1950 годы. В 1958 его кандидатуру вновь предложил прошлогодний нобелевский лауреат Альбер Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым русским писателем, удостоенным этой премии.

Писательская среда на родине поэта эту новость восприняла крайне негативно и уже 27 октября Пастернака единогласно исключили из Союза писателей СССР, одновременно с этим подав ходатайство лишить Пастернака советского гражданства. В СССР получение премии Пастернаком связывали только с его романом «Доктор Живаго». Литературная газета написала: «Пастернак получил «тридцать серебренников», для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение» .


Развёрнутая против Пастернака массовая кампания вынудила его отказаться от Нобелевской премии. Поэт отправил в адрес Шведской академии телеграмму, в которой писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ ».

Стоит отметить, что в СССР до 1989 года даже в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака не было никаких упоминаний. Первым решился массово познакомить советский народ с творческом Пастернака режиссёр Эльдар Рязанов. В свою комедию «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1976) он включил стихотворение «Никого не будет в доме», преобразовав его в городской романс, исполнил который бард Сергей Никитин. Позднее Рязанов включил в свой фильм «Служебный роман» отрывок из ещё одного стихотворения Пастернака - «Любить иных - тяжёлый крест…» (1931). Правда, прозвучал он в фарсовом контексте. Но стоит отметить, что в то время само упоминание стихов Пастернака было весьма смелым шагом.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - не большая хитрость.
(Б. Пастернак, 1931)

Михаил Шолохов, получая Нобелевскую премию, не поклонился монарху

Михаил Александрович Шолохов Нобелевскую премию по литературе получил в 1965 году за свой роман «Тихий Дон» и вошёл в историю как единственный советский писатель, получивший эту премию с согласия советского руководства. В дипломе лауреата значится «в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа».


Вручавший премию советскому писателю Густав Адольф VI назвал его «одним из самых выдающихся писателей нашего времени». Шолохов же королю, как это предписывали правила этикета, не поклонился. Некоторые источники утверждают, что сделал он это намерено со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом - пожалуйста, а перед королём не буду…»


Александра Солженицына из-за Нобелевской премии лишили советского гражданства

Александр Исаевич Солженицын, командир батареи звуковой разведки, дослужившийся за годы войны до звания капитана и награжденный двумя боевыми орденами, в 1945 году был арестован фронтовой контрразведкой за антисоветчину. Приговор – 8 лет лагерей и пожизненная ссылка. Он прошёл лагерь в подмосковном Новом Иерусалиме, Марфинскую «шарашку» и Особый Экибастузский лагерь в Казахстане. В 1956 году Солженицына реабилитировали, а с 1964 года Александр Солженицын посвятил себя литературе. Одновременно он работал сразу над 4 крупными произведениями: «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Красное колесо» и «В круге первом». В СССР в 1964 году опубликовали повесть «Один день Ивана Денисовича», а в 1966 году рассказ «Захар-Калита».


8 октября 1970 года «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы» Солженицыну была присуждена Нобелевская премия. Это стало поводом для травли Солженицина в СССР. В 1971 конфисковали все рукописи писателя, а в последующие 2 года уничтожили все его издания. В 1974 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб СССР», Александра Солженицина лишили советского гражданства и депортировали из СССР.


Вернули гражданство писателю только в 1990, а в 1994 он с семьёй вернулся в Россию и активно включился в общественную жизнь.

Лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский в России был осуждён за тунеядство

Писать стихи Иосиф Александрович Бродский начал в 16 лет. Анна Ахматова предрекала ему тяжёлую жизнь и славную творческую судьбу. В 1964 году в Ленинграде против поэта возбудили уголовное дело по обвинению в тунеядстве. Он был арестован и отправлен в ссылку в Архангельскую область, где он провёл год.


В 1972 году Бродский обратился к генсеку Брежневу с просьбой работать на Родине в качестве переводчика, но просьба его осталась без ответа, и он вынужден был эмигрировать. Бродский сначала живёт в Вене, в Лондоне, а потом переезжает в Соединённые Штаты, где становится профессором Нью-йоркского, Мичиганского и прочих университетов страны.


10 декабря 1987 Иосифу Броскому вручили Нобелевскую премию по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Стоит сказать, что Бродский, после Владимира Набокова, - второй русский литератор, который пишет на английском языке как на родном.

Моря не было видно. В белесой мгле,
спеленавшей со всех нас сторон, абсурдным
было думать, что судно идет к земле -
если вообще это было судном,
а не сгустком тумана, как будто влил
кто в молоко белил.
(Б.Бродский, 1972)

Интересный факт
На Нобелевскую премию в разное время выдвигались, но так её и не получили, такие известные личности как Махатма Ганди, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Бенито Муссолини, Франклин Рузвельт, Николай Рерих и Лев Толстой.

Любителей литературы обязательно заинтересует – книга, которая написана исчезающими чернилами.

В литературном мире вручаются самые разнообразные премии: в области поэзии и прозы, драмы и фантастики, лирики и детектива. Однако далеко не каждая премия свидетельствует о качестве литературы, которой была присуждена.

Общепризнанные награды собраны в нашем Топ-10 самых престижных литературных премий . Из числа лауреатов этих премий можно смело выбирать книги достойные прочтения.

Премия была учреждена в США эмигрантами из России в 1999 году. Присуждается она за вклад в развитие российско-американской культуры и укрепление международных связей между странами. Лауреатами становились В. Аксенов, М.Эпштейн, В.Бачанян, О.Васильев.

9. Премия Х.К. Андерсена

Эта премия вручается в области детской литературы, как за сами произведения, так и за иллюстрации к ним. Лауреатами премии становились Астрид Линдгрен, Туве Янссон, Джанни Родари.

8.

Ежегодная награда в сфере литературы вручается лауреатам, отобранным как путем всенародного голосования, так и экспертной комиссией. Обладатели книжной премии Рунета 2013 года уже были названы на страницах .

7. Русский Букер

Эта премия вручается за лучший роман на русском языке. Лауреатами русского Букера становились Булат Окуджава, Людмила Улицкая и Василий Аксенов. Наряду с основной премией вручается также «Студенческий Букер», в жюри которого присутствуют студенты и аспиранты.

6. Литературная премия Юго-Восточной Азии

Эта международная литературная премия присуждается за лучшие поэтические и прозаические произведения авторов стран АСЕАН. Председателем оргкомитета премии является принц Таиланда Прем Пурачатра.

5. АБС-премия

Премия имени Аркадия и Бориса Стругацких вручается за лучшие произведения в области фантастики, написанные на русском языке. Лауреатами премии являются Евгений Лукин, Кир Булычев, Дмитрий Быков.

4. Букеровская премия

Эта премия для многих – самая престижная в мире англоязычной литературы. Победителю вручается чек на сумму 50 000 британских фунтов стерлингов. Четырежды за всю историю лауреаты «Букера» получали также и Нобелевскую премию по литературе.

3. Гонкуровская премия

Французская литературная премия вручается ежегодно с 1903 года. Согласно уставу, премия может быть присуждена любому автору лишь один раз в течение жизни. В разные годы Гонкуровскую премию присуждали Марселю Прусту, Симоне де Бовуар, Альфонсу де Шатобриану.

2. Пулитцеровская премия

Эта американская премия присуждается с 1911 года. Размер главного приза – 10 тысяч долларов США. Несмотря на то, что лауреаты практически никогда не попадают в списки книжных бестселлеров, премия считается одной из самых престижных в литературном мире.

1. Нобелевская премия по литературе

Эта престижная награда ежегодно вручается за достижения в области литературы. В основном лауреатами становятся писатели из Европы и США, поэтому премия часто подвергается критике за предвзятость. Среди русских авторов нобелевскую премию по литературе получали Борис Пастернак, Михаил Шолохов, а также Александр Солженицын.