Про попугая кешу и другие истории - александр курляндски. «Возвращение блудного попугая». Трилогия Возвращение III, или «Бегство в народ»

В 1984 году.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Мультипликационный сериал о приключениях попугая Кеши, «героя нашего времени». Всё действие сосредоточено в некоем абстрактном российском городе и его окрестностях. Кеша живёт в квартире школьника Вовки, однако из-за своего вспыльчивого, заносчивого характера периодически сбегает на вольные хлеба и непременно попадает в неприятности, в конце концов возвращаясь к Вовке с повинной. Юмор сериала основан на эксцентричном поведении Кеши, на узнаваемых реалиях (вначале - 1980-х, позднее - 2000-х годов), а также на множественных цитатах, употребляемых попугаем.

    Список выпусков

    Наш режиссёр Валентин Караваев как-то шёл по улице и увидел стайку воробьёв, сидящую на перилах. А в самом центре попугайчик, который что-то оживлённо им «рассказывал». Это произвело на Караваева впечатление, он стал фантазировать: откуда взялся этот попугай, заблудился или удрал из дома. Своими идеями режиссёр поделился с драматургом Курляндским, и вместе они написали сценарий. А уж я потом придумал образ самого Кеши.

    Согласно ему, весь тон сериалу задал Валентин Караваев, который, однако, охладел к героям после первого выпуска и увлёкся другими проектами. Поэтому вторую серию снимал Александр Давыдов . За неё он был удостоен премии «Ника », что, видимо, задело Караваева и вынудило вернуться для работы над третьим выпуском.

    Экономический кризис начала 1990-х годов надолго отложил выход четвёртого выпуска мультфильма, хотя сценарий был написан. Александр Курляндский вёл переговоры с немецкими коллегами о создании анимационного сериала из 13 выпусков за границей, но проект не был завершён .

    В 2000-х годах, уже после смерти Караваева, Курляндский предпринимает попытку реанимировать главного героя сериала. Работа вновь ведётся с Александром Давыдовым. Остальной творческий состав меняется практически полностью. Все новые мультфильмы имеют оригинальные названия. Ключевым остаётся только словосочетание «попугай Кеша».

    В марте 2017 года председатель худсовета киностудии «Союзмультфильм» Татьяна Ильина озвучила планы по созданию полнометражного мультфильма «Кеша на Таити» в 3D-формате . Сценарий для него был написан Александром Курляндским четырьмя годами ранее . В июне того же года председатель правления студии Юлиана Слащёва подтвердила эту информацию. Съёмки должны начаться в 2018 году, а премьера картины намечена на 2020 год .

    Персонажи

    Попугай Кеша

    Главный герой мультфильма. Озвучивает: Геннадий Хазанов (первые три выпуска), Игорь Христенко (последующие выпуски).

    Эгоцентричный, требующий повышенного внимания, капризный и своенравный. Любимое занятие - просмотр телевизионных фильмов и передач абсолютно разной (судя по словарному запасу) тематики, от криминальных сериалов до концертных программ:

    • Фразы «Сберкассу ограбила», «Шурик, будьте осторожны, преступник вооружён», «А майор Томин мне и говорит» - возможно, отсылка к сериалу «Следствие ведут ЗнаТоКи »;
    • Упоминание о «пани Монике» - явная отсылка к телепередаче «Кабачок «13 стульев» »;
    • Фраза «Я жалкая, ничтожная личность» - отсылка к реплике персонажа повести И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок » - Паниковского ;
    • Кроме того, в монологах попугай упоминает «кулинарный техникум» (цикл миниатюр в исполнении Геннадия Хазанова, рассказанных от лица «студента кулинарного техникума»), цитирует фельетон Михаила Жванецкого «Фигура в музее» («В греческом зале, в греческом зале… мышь белая»), спортивные репортажи Николая Озерова , прогноз погоды («по области туман»), упоминает названия некоторых теле- и радиопередач («Сельский час », «До 16 и старше », «До и после полуночи », «С добрым утром » и т. д.). Также цитирует популярные песни в исполнении Демиса Руссоса , Владимира Высоцкого , Аллы Пугачёвой , Юрия Антонова и других.

    Вовка

    Курляндского называют «человеком потрясающей фантазии», а мультфильм «Возвращение блудного попугая» - творением «с нестареющим советским юмором и иронией», фильмом, который «достоин быть пересмотренным не один десяток раз» .

    По мнению Дарьи Печориной , тяга к приключениям у попугая является ни чем иным, как «предлогом для освобождения от контролирующего и всевидящего социума». Таким образом, Кеша просто пытается освободиться от заботы верного, но скучного Вовки.

    Примечания

    1. Сергей Капков , интервью с Анатолием Савченко. Мой учитель – любопытство (неопр.) . Сайт отечественной анимации «Аниматор.ру» (18 июля 2004).
    2. По материалам статьи С. Капкова «Новые приключения попугая Кеши» на сайте www.animator.ru
    3. Попугая Кешу снимут в 3D (неопр.) . Российская газета (19 марта 2017).
    4. "Союзмультфильм" снимет фильм о Кеше и собирается решить проблему прав на "Карлсона" (неопр.) . ТАСС (3 июня 2017).
    5. Полнометражный мультфильм про попугая Кешу выпустят в 2020 году (неопр.) . РИА Новости (3 июня 2017).

    Кеша, сделай потише!
    - А мне не слышно!
    - А Вовка меня так любил… Прямо на руках носил…
    - В чём я хожу? В обносках, в рванине! Как Золушка!
    - Таити, Таити… Не были мы ни на каком Таити. Нас и здесь… неплохо кормят.
    - Одежду дарит всем котам седой паромщик…
    - Ну, после такого дождя жди хороший отёл…
    - Отдохнул - во! Сметаны - во! Рыбы - во!
    - Роди-и-ительский дом…
    - Свободу попугаям! Сво! Бо! Ду! По! Пу! Га! Ям! Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть [дотянулся до чайника, попил] всегда будет Вовка, пусть всегда буду я!
    - Сколько тонн клевера от каждой курицы-несушки будет засыпано в инкубаторы после обмолота зяби?
    - У всех лето, море, солнце, воздух и вода - один я в царстве раскалённого бетона и душного асфальта! Что это за жизнь?!
    - Что Кеша?! Я сто лет Кеша!
    - Эх вы! Жизни не нюхали! А я цельное лето, цельное лето… Утром - покос, вечером - надой. То корова поросится, то куры понеслись… а тут вишня взошла, свёкла заколосилась… Пашешь, пашешь… А ежели дождь во время усушки, а?
    - Эх вы, серость! Это же Бубль-гум!
    - А я что, я ничего. Это ему не слышно.
    - Товарищ лейтенант, докладывает… Полищук. Преследую преступников на мотоцикле.
    - Ну как всегда! На самом интересном месте!..
    - Всё, конец! Прощай навек! Только смерть избавит меня от сердечных мук… Гуд бай, май лав, гуд бай…
    - Пр-р-рэлестно!
    - Прилетаю я как-то на Таити… А вы не были на Таити? Прилетаю, а майор Томин мне и говорит: «Сберкассу ограбила пани Моника из кулинарного техникума». Пропало «Миллион-миллион-миллион алых роз…» А я ему и говорю: «Шурик, будьте осторожны, преступник вооружён». А он мне: «В греческом зале, в греческом зале - мышь белая».
    - Гуд бай, май лаф! (Good bye, my love!)

    Популярный советский мультипликационный фильм, звёздный проект А. Курляндского и В. Караваева

    Попугая Кешу критики часто сравнивают с Хлестаковым. Версию подтверждает и сам создатель персонажа:

    - Валентин Караваев однажды зимой увидел попугайчика, который, очевидно, вылетел через форточку и теперь не знал, как вернуться. Стали думать: почему вылетел? Обиделся, поссорился с мальчиком. Почему? Наверное, вёл себя нахально, всех передразнивал... И постепенно возник образ этакого птичьего Хлестакова - болтун, фантазёр, хвастунишка.

    Иногда в мультфильме видят переложение всей русской классики «на животный лад»: кот - кошачий Обломов, ворона - птичья Анна Павловна Шерер и пр.

    Экономический кризис начала 90-х надолго отложил выход четвёртого выпуска мультфильма, хотя сценарий был написан. Курляндский вёл переговоры с германскими коллегами о создании анимационного сериала из 13 выпусков за границей, но проект не был завершён.
    Сюжет мультфильма детские психологи используют для разрешения конфликтных ситуаций с подростками.
    Попугай Кеша давно стал коммерческим брендом, который активно раскручивается правообладателями и пиратами. Так, созданы видеоигры (например, «Свободу попугаям!» и «Кеша в мире сказок»), раскраски, и пр.
    Популярность мультфильма подвигла А. Курляндского на написание книги, в которую вошли повести «Вы не были на Таити?», «А нас и здесь неплохо кормят!» и «Прелестно!»
    В 2004 году вышел в свет учебник с героями популярного мультфильма. А. Курляндский планировал вместе с "Ломоносовской школой" выпустить серию из 22 книг по всем базовым предметам с 1-го по 7-й класс.

    В альбоме "Возвращение блудного попугая" группы "Разукрашки"

    «Возвращение блудного попугая» – известный мультфильм о харизматичном попугае Кеше, ставший признанной классикой советской анимации и кладезем незабываемых цитат.

    Кешу создали писатель Александр Курляндский, режиссёр-мультипликатор Валентин Караваев и художник-аниматор Анатолий Савченко, а конечное и неповторимое обаяние персонажу придал озвучивающий его актёр Геннадий Хазанов. В 1984 – 1988 годах было выпущено три серии мультфильма о попугае, выстроенные на одной сюжетной основе: Кеша сбегает из дома, попадает в неприятности и в итоге, разочарованный и пристыженный, возвращается в родной дом. После большого перерыва, в 2000-х годах «Союзмультфильм» выпустил ещё несколько серий про блудного попугая, однако создавались они уже другой творческой командой и воспроизвести успех первых трёх историй, к сожалению, не смогли.

    Судя по интересным метафорам «Возвращения блудного попугая», мультфильм хоть и представлен как детский, но намного больше ценен для взрослой аудитории.

    Это, в хорошем смысле – взрослый мультфильм.

    Калейдоскопическое мышление (бессвязные выступления Кеши, составленные из клочков ТВ- и радио-фраз), тема Родины и западной экспансии («Эх вы, серость! Это же бубль-гум! Хозяин привёз. С этой самой, ну как её… - Таити? - Вот-вот»), стереотипы успешной жизни («Хорошо живу, купаюсь в бассейне, пью джюс, оранжад… Да, да - прямо не выходя из бассейна»), культурное перебежничество («По вашим многочисленным заявкам братья Вайнеры исполнят песню Модерн Токинг!») – тонко и сатирически в детском мультфильме представлены темы, очевидно, апеллирующие к взрослому пониманию.

    Как ни удивительно, весёлый мультик содержит также и серьёзный центральный мотив – предательство родного с его нерадостными последствиями. Во всех трёх сериях блудный Кеша не хочет поддержать своего хозяина и друга Вовку: сделать громкость телевизора потише, когда тот готовится к контрольной, поухаживать за заболевшим мальчиком в сезон каникул, спокойно отнестись к невозможности хозяина нарядить его, бедного, в модные джинсы, какие есть у толстого соседского кота.

    Увлекаемый прочь от родного дома ошибочными грёзами успешной жизни, Кеша надеется на торжество своих не очень-то далёких, практически потребительских интересов, но этого и близко не происходит. Предав родной дом, попугай обретает незавидную участь: оказывается на помойке, где для пропитания даёт концерты для глуповатой местной публики, забесплатно продаёт себя прозападному домашнему тирану и до желания самоубийства позорит свою честь в совхозе «Светлый путь».

    Вывод

    Попугай Кеша – хоть и обаятельный и артистичный, но по сути анти-герой, себялюбивое, взбалмошное поведение которого противоречит серьёзным делам (учёба примерного Вовки, деятельность совхоза), из-за чего раз за разом блудному попугаю приходится пересматривать свои взгляды.

    Мультфильм «Возвращение блудного попугая», в целом, представляет собой пример позитивного и светлого патриотического искусства, где предающий родное изображается нелепым, глупым и униженным, но миролюбиво призванным к возвращению в исходную точку на перевоспитание.

    Популярная анимационная трилогия восьмидесятых годов «Возвращение блудного попугая» – забавные истории о своенравном попугае по имени Кеша.

    Первая часть, созданная на заре перестройки в 1984 году, произвела настоящий фурор. Таких мультфильмов советская мультипликация еще не знала – комедийных, многоплановых, с актуальной пародийной социально-политической нотой: капризный попугай, беглец и возвращенец.

    Формально ориентированное на детскую аудиторию, «Возвращение» пользовалось бешеной популярностью и у старшего поколения. Мультфильм растащили на цитаты. Пресловутая анимация «для взрослых» – рисованные «Фитили», обличающие то пьянство, то тунеядство, – меркла рядом с «Возвращением блудного попугая». Набившая оскомину трудовая мораль проигрывала подтексту, о существовании которого вряд ли догадывались создатели – режиссер Валентин Александрович Караваев и сценарист Александр Ефимович Курляндский.

    Хотя, почему не догадывались? Если бы Караваев и Курляндский ограничились одним выпуском «Возвращения», тогда можно было бы говорить о непреднамеренной удаче и приблудившемся подтексте. Но в течение нескольких лет этими же людьми были созданы еще две части, настолько последовательные и глубокие, что говорить о «случайностях» не приходится.

    Курляндский и Караваев наверняка понимали, насколько близок советскому зрителю маленький капризный попугай, насколько он узнаваем. Ведь именно образ, гармонично озвученный Геннадием Хазановым, и драматургия обеспечили успех мультфильма, а не избитая изобразительная техника (мальчик Вовка, хозяин попугая Кеши, как две капли похож на Малыша из «Карлсона»).

    Новаторством занимался Юрий Норштейн, еще в 1975 году выпустивший философского «Ежика в тумане». Караваев и Курляндский смогли подняться до идеологии.

    К 1984 году цензурный аппарат Советского Союза уже был ослаблен, но не настолько, чтобы не заметить, как двусмысленно «Возвращение». Но в том-то и дело, что этот второй смысл устраивал официальную идеологию. Мультфильм остроумно клеймил извечную пятую колонну – диссидентское сообщество и его национальный колорит.

    Поэтому и было оставлено явно провокационное название «Возвращение блудного…» Пародийный контекст сразу же начинал работать на «образ».

    С первого взгляда на Кешу становилось понятно, что национальность у попугая «библейская»: восточный тип – на то и «попугай», круглые навыкате глаза, семитский нос-клюв. Попугаи, как известно, долгожители. Кеша должен был восприниматься как Агасфер, эдакий вечный Попугай.

    Кешина речь – медийный «органчик», безмозглый склад теле– и радиоцитат на все случаи жизни. У Кеши доминирует не ум, а нрав. Причем довольно скверный. Мультфильм всячески показывает, что хозяин Кеши – мальчик Вовка (читай, власть) – души в попугае (еврее) не чает, а Кеша всегда и всем недоволен.

    Первое «бегство» попугая пародирует так называемую «внутреннюю эмиграцию». Сюжет развивается следующим образом: Вовка отказывает Кеше в принятии «духовной пищи» – попугай смотрит по телевизору криминальную драму – что-то наподобие «Петровки, 38», с погонями и стрельбой.

    Мальчик Вовка не смотрит пустой фильм, а прилежно делает уроки. И он просит попугая сделать звук потише. Эти просьбы попугай воспринимает как ущемление своих прав и свобод. Выключенный телевизор ставит точку в отношениях между Вовкой и Кешей. Попугай бросается с балкона. Эта откровенная симуляция самоубийства должна подчеркнуть разрыв. Вовка олицетворяет государство и власть, с которыми Кеша больше не может иметь никаких взаимоотношений. Он как бы умер для них.

    Поначалу шутовское бегство пугает Кешу. Он понимает, что был Вовкиным любимцем. По сути, его поступок – не более чем истеричное актерство. Но домой вернуться уже не получается. Кеша потерялся и не может найти свое окно.

    Попугая-диссидента спасает публика, обитатели двора: жирный кот, ворона, воробьи. Кеша «выступает» – воспроизводит весь словесный мусор, засевший в его голове после прослушивания «голосов». Это нелепая, вывернутая наизнанку информация, забавляющая и кота, и ворону.

    «Прилетаю я как-то на Таити… Вы не были на Таити?» – так начинает свои речи Кеша. «Таити» должно звучать как «земля обетованная» – историческая родина Кеши, экзотическое местечко.

    Жирный кот – сибарит, мажор, питомец власти, родовой враг всех «птиц», и при этом – совершенно безопасный ввиду своей сытости и лени. Диссидентские посиделки всегда знали такие типажи – детей партийной или научной элиты, холеных и щедрых до времени псевдобунтарей.

    Ворона – богема, типичная интеллигентка, бойкая помоечница с неистощимым, как у бывших блокадников, запасом оптимизма. У нее одинаковый ответ на все Кешины пассажи: «Просто прелестно!»

    Когда наступают «холода» (политическая оттепель закончилась), кот выносит Кеше свой беспощадный, но справедливый приговор: «Не были мы на Таити, нас и здесь неплохо кормят». Для внутреннего эмигранта наступают трудные времена.

    С Кешей остается только воробышек – беспородный интеллигент, последний верный слушатель. Возможно, попугая и воробья сближает «библейство», ведь воробей на Руси – устоявшийся образ еврея.

    Продрогшая пара рыщет по балконам в поисках пищи. Кеша в одном из окон замечает Вовку. Блудный попугай с радостью возвращается домой, сразу же забывая о голодном приятеле-воробье.

    Пока Кеша диссидентствовал, Вовка завел щенка (будущего пса режима), присутствие которого раньше попугай не потерпел бы. Теперь же Кеша временно перевоспитан улицей, усмирен. Он даже готов делить место фаворита с лопоухим щенком. Прежнее чванство отошло на второй план, преобладает подобострастие.

    Когда Вовка снова просит сделать телевизор потише, Кеша немедленно выполняет просьбу, указывая на щенка: «А я что? Я ничего… Это ему не слышно!»

    Кажется, диссидент приручен и сломлен.

    Но еще есть порох в пороховницах. Зреет новый бунт и побег. Эмиграция внешняя.

    Во второй части «Возвращения блудного попугая» Кеша бежит на «Запад».

    Возвращение II, или «Это я, Кешечка»

    Второй выпуск «Возвращения блудного попугая» (1987) повествует о последующем витке диссидентского побега. Внутренняя эмиграция эволюционирует в эмиграцию внешнюю.

    Этот сценарный ход вполне соответствовал реалиям советской жизни первой половины семидесятых, когда Советский Союз нехотя, точно сквозь зубы, выпускал на волю пятую колонну и пятую графу. Брюзга, нытик, доморощенный Абрам Терц-Синявский ибн Кеша бежит на «Запад». И пусть в мультфильме «Запад» оказывается условным и символичным, но от этого он не перестает быть местом загнивания и средоточием порока. Там, «за океаном», на родине бубль-гума и джинсов, жизнь преподаст Кеше жестокий эмигрантский урок в духе «Это я – Эдичка».

    Еще в первом выпуске попугай показан морально разложившимся типом – ленив, капризен, чудовищно амбициозен. Этап внутренней эмиграции на «арбатской» помоечке дополнительно развратил Кешу. Он под давлением обстоятельств, конечно, вернулся к Вовке, то бишь в лоно советской системы, но это временное перемирие. Кешу не исправить. Выражаясь словами управдома Мордюковой, попугай-диссидент по-прежнему «тайно посещает синагогу».

    Толчком к переменам оказываются пресловутые «элементы сладкой жизни», к которым внутренне тянется Кеша. Утром, выгуливая собаку, он приходит на родимую помойку, свою интеллигентскую «кухоньку», чтобы, как в старые добрые времена дать концерт постоянным зрителям: воробьям и вороне. Все портит жирный кот, проклятый мажор – появляется в новых джинсах, с плеером и жвачкой: «Серость, это же бубль-гум!»

    Общество потрясено этой демонстрацией роскоши. О Кеше сразу забывают. Помоечная интеллигенция показывает свое поверхностное нутро и бездуховность. Западные штучки оказываются привлекательней творений Кешиного духа.

    Донельзя самовлюбленного Кешу начинает съедать зависть. Он возвращается домой к Вовке и, хоть и будучи существом мужского пола, закатывает сцену по женскому типу: «В чем я хожу, в рванье, как Золушка!» Вовка, то есть Родина, со словами «Выбирай!» щедро распахивает шкаф-закрома, но блага отечественной легкой промышленности Кешу не интересуют. Отрыдав, Кеша цинично «подает на развод»: «Прощай, наша встреча была ошибкой» – и удаляется в те места, где «роскошь» доступна.

    Если первый Кешин побег был истеричной реакцией на запрет и попугая, хоть и с натяжкой, можно было назвать бунтарем, то вторая «эмиграция» – расчетливый поступок потребителя. Кеша готов продаваться за джинсы, плеер и бубль-гум.

    Первым делом, попав на «Запад», Кеша выставляет себя на торги. Избалованный попугай неадекватен в самооценке и назначает себе цену в тысячу рублей – заоблачная советская сумма. Кеша забывает, что он уже не в квартире Вовки, что он попал на территорию рыночных отношений. Попугай и за тысячу, и за сто, и даже за десять рублей никому не нужен. Реальность быстро сбивает спесь. Лишь когда Кеша уценил себя до нуля, на него находится покупатель.

    Кто новый Кешин хозяин? Внешне это типичный отпрыск фарцы конца восьмидесятых. Он модно одет, его квартира забита знаковыми для советского обывателя предметами роскоши – видеомагнитофон, столик на колесиках и прочее.

    В отличие от белобрысого славянского Вовки, новый Хозяин выглядит как типичный свиноподобный англосакс, сродни рядовому Райану – крупный жестокий юнец. Он – Хозяин «Запада» и своенравному пернатому еврею Кеше придется у него ох как не сладко.

    Первые кадры нового Кешиного житья на «Западе» должны ввести зрителя в заблуждение. Кеша в новой футболке с Микки-Маусом валяется с плеером на диване, слушает «Модерн токинг», пьет загадочный напиток «coka», смотрит видеомагнитофон. Кажется, новая капиталистическая жизнь удалась…

    Все становится на свои места во время Кешиного телефонного звонка Вовке. Попугай традиционно врет, как и многие его собратья-эмигранты, тратившие последние доллары на разговор с Родиной, лениво и благодушно сообщали о своих финансовых достижениях, собственной машине, цветном телевизоре, кока-коле в холодильнике, чтобы потом с новыми после вранья силами вернуться к грязной посуде в ресторане или сесть за руль заблеванного такси…

    Кеша не исключение: «Купаюсь в бассейне, пью джус, оранжад, у меня много друзей, машина». Немаловажно, что в беседе он примешивает к голосу характерный акцент эмигранта второго поколения – изощренное кокетство со стороны хитрого Кеши. Эта ложь во спасение самолюбия примиряет его с действительностью. Кстати, Кеша смотрит по видеомагнитофону фильм «Укол зонтиком». Этот фильм был в советском прокате, так что Кеша в смысле «духовной пищи» не особо выиграл.

    Но вот возвращается англосакс, попугай спешно комкает разговор, бросает трубку. Видно, что Кеша жутко боится Хозяина. Вскоре становится понятно, почему. Тот помыкает никчемным попугаем, издевается, унижает. Из любимца и фаворита Кеша превратился в прислугу, в раба. Кеша хнычет: «Вовка так любил меня, буквально носил на руках».

    Увы, капитализм вблизи оказался не таким уж и привлекательным. Наступает прозрение. После очередного унижения Кеша позволяет себе повысить голос на Хозяина. «Запад» показывает свое звериное лицо, бунтарь немедленно оказывается в клетке. Кеше только и остается, что скандировать: «Свободу попугаям!» да горланить протестные песни брошенного отечества: «Пусть всегда будет Вовка, пусть всегда буду я!»

    Вернуться домой из тюрьмы уже не просто. Новообретенный киношный опыт приходит на помощь. Кеша ломает клетку, сооружает из «западных» отходов взрывчатое устройство. При подрыве двери Кешу контузит. Его окружают видения-кошмары, демонические личины капитализма, а приходит в себя он уже в квартире Вовки. Эмиграция не прошла бесследно – Кеша в бинтах, поврежден и физически, и морально. Кеша признается, как лимоновский герой: мне было плохо, я был один.

    Никаких предпосылок для возвращения попугая домой не было. И тем не менее – Кеша на Родине. Этот момент можно воспринимать как вторжение чуда. Создатели мультфильма, разумеется, могли бы посвятить десяток секунд дополнительному эпизоду, в котором англосакс выбрасывает полумертвого Кешу на помойку, а там его подбирает Вовка, вышедший на прогулку со щенком.

    Авторы понимали, что эти объяснения лишние. Все-таки Кеша – собирательный образ беспокойной еврейской интеллигенции. Да, какая-то сбежавшая на Запад часть «Кеши» показательно поплатилась за предательство, но оставшаяся получила хороший урок и угомонилась… до нового побега. Теперь уже – в народ.

    Возвращение III, или «Бегство в народ»

    Третий, и последний, выпуск приключений блудного попугая (1988) повествует о хождении «в народ». Кеша решает «обрусеть».

    По сути, все прежние бегства Кеши – своеобразный поиск правды, мифического Беловодья, обетованной Таити. Свой поиск Кеша ведет прежде всего в культурном поле, а именно, последовательно примыкает к тем или иным социальным трендам.

    В первых двух выпусках Кеша побывал и диссидентом, и космополитом. Внутренняя эмиграция не удалась, эмиграция на «Запад» разочаровала в капитализме. Рожденный в Союзе, Кеша не сумел стать ни исполином духа, ни гражданином мира. Но есть еще один выход. Где-то рядом, буквально под боком, существует еще одна влиятельная культурная тенденция – русская, народническая, говорящая, что не нужно далеко ходить за правдой, – она рядом, за городом, в простоте, в чистоте аграрной жизни, в единении с природой.

    События развиваются следующим образом. Толстый рыжий кот сообщает помоечным завсегдатаям, что на лето он уезжает в деревню. Примечательно, что кот-мажор во второй раз выступает законодателем модного течения. В предыдущей серии он совратил Кешу джинсами и плеером.

    Ужаленный завистью, Кеша спешит домой, чтобы потребовать от Вовки своей доли «русскости», совсем как персонаж из анекдота того времени – дотошный телефонный еврей, который звонит в общество Память: «Правда ли, что евреи продали Россию, и если да, то где я могу получить мою долю?..»

    Поехать в деревню не получается – Вовка заболел. Мы видим Кешу уже в новом «русском» амплуа. Вместо футболки на нем подобие бабьего крестьянского исподнего. Он по-старушечьи брюзжит на Вовку: «Зимы ему мало болеть».

    Как ни грустно, но в 1988 году Вовка, то есть Советский Союз был уже основательно болен. Знал бы Кеша, что «Вовке» не суждено поправиться, что он протянет еще три года, до августа 1991-го…

    Печальные события еще впереди, а Кеша тем временем собирает чемодан и отбывает на жительство в деревню, «к корням».

    На трассе Кешу долго никто не подбирает. Но вдруг на тракторе появляется Василий – воплощенное клише из художественных фильмов о деревне. Во всяком случае, именно таким представляет городской обыватель Кеша сельского жителя. Василий простоват, добродушен, гостеприимен.

    Василий увозит Кешу в совхоз «Светлый путь». Он вежлив и неизменно обращается к собеседнику на «Вы», в то время как высокомерный Кеша бестактно тыкает: «Хочется запросто, с народом – как ты! Простыми парнями, какие у нас на каждом шагу!»

    Василий возвращается из музея – он таким образом приобщался к «высокому». Кеша поет «Русское поле» – это его форма слияния с русской идентичностью.

    Вообще, все культурные коды, которыми оперирует Кеша, чтобы найти подход к Василию, по сути стереотипы и создают лишь комический эффект. Сложно представить себе что-то более нелепое, чем попугай (то бишь, еврей) в деревне. Как выяснится позднее, он еще и социально опасен. От Кеши одни проблемы и убытки.

    Утром Кеша просыпается в деревенском доме, ищет завтрак, роняя горшки, пачкаясь в печке, с воплями призывая на помощь Василия. Попугай не способен найти пропитание в доме, даже если оно просто стоит на столе.

    После завтрака Кеша выходит на прогулку и знакомится с «хозяйством»: свинья с поросятами, лошадь, петух и куры. Для попугая обитатели двора – публика. И в деревне он занимается привычным делом, а именно хаотично воспроизводит городскую «культуру» – в данном случае микс из Антонова, Пугачевой и бессмысленный набор фраз из «Сельского часа»: «Скажите, сколько тонн клевера от каждой курицы-несушки будет засыпано в инкубаторы после обмолота зяби?»

    У живности «искусство» не встречает поддержки, скорее недоумение и раздражение, разве что лошадь «ржет» над самим исполнителем.

    Доведя себя до творческой экзальтации – Кеша изображает исполнителя рок-н-ролла – попугай падает в колодец. Его спасает вернувшийся Василий, а потом одалживает вымокшему попугаю картуз и ватник.

    Кеша внутренне понимает свою никчемность. Во многих советских фильмах разыгрывается история неуклюжего неофита, который, попав в новую для него среду, упорным трудом ломает ситуацию и вырывается в ударники. Кеша тоже одержим идеей доказать свою значимость и полезность: «Я смогу, я докажу, я покажу! Обо мне узнают. Обо мне заговорят!»

    Но преображения не происходит. Кеша оказывается неспособным к крестьянскому труду. (По-хорошему, к труду вообще.) Он разрушителен как Чубайс или Гайдар, которые несколько лет спустя продемонстрируют стране свои ужасные таланты…

    Сев в трактор Василия, Кеша вначале разносит во дворе постройки, а потом сваливает трактор в реку. Василий при этом проявляет чудеса толерантности – только вздыхает да обреченно машет рукой.

    В попугае просыпается совесть, точнее, даже не совесть, а ее актерский суррогат, Кеша клеймит себя, называет ничтожеством, жалкой личностью и решает «умереть как мужчина». (Кстати, это первый и последний раз, когда попугай декларирует свою мальчуковость, ведь все его поведение это – перепев анекдотичной еврейской жены, у которой, как известно, «все болит».)

    Повешение на проводе от лампочки превращается в спектакль. Свиньи, лошадь, да и сам Василий с любопытством следят за процессом. При этом никто не пытается остановить попугая – уж слишком много от него вреда.

    Образ Кеши начисто лишен драматизма: Есенина из попугая не получается. Василий отправляет его домой в посылке.

    Обитатели помойки встречают вернувшегося кота. Тот наверняка не ходил в народ, а был просто дачником. Но тут появляется Кеша. На нем ватник и картуз – он, как всегда, «в образе». Щелкнув кнутом, Кеша разражается тирадой обезумевшей деревенской прозы: «Эх вы! Жизни не нюхали?! А я цельное лето, цельное лето: утром покос, вечером надои, то корова опоросится, то куры понеслись. А тут вишня взошла! Свекла заколосилась! Пашешь, как трактор! А ежели дождь во время усушки, а?», закуривает «козью ножку», давится «дымом отечества», заходится кашлем…

    Первый роман Эдуарда Лимонова.

    Фильм «Бриллиантовая рука», где Нонна Викторовна Мордюкова блестяще сыграла роль управдома.

    Главный герой фильма американского режиссера Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана».