Cроки выплаты премий по новому закону о зарплате: что изменилось. Премии по результатам работы: основания, порядок выплаты и размеры

Проблемы, связанные со сроками перечисления премий, возникают по той же причине, из-за которой существуют сложности с установлением самой системы премирования. А именно, из-за двойственного характера подобных выплат. Напомним, что в ТК РФ термин «премия» используется в двух случаях: при описании той части заработной платы, которая относится к стимулирующим выплатам (ст. ТК РФ), и при описании способов, которыми работодатель вправе поощрять работников за добросовестный труд (ст. ТК РФ; подробнее см. « »). Одновременно трудовое законодательство устанавливает достаточно жесткие правила для определения сроков выплаты заработной платы (ст. ТК РФ).

В совокупности эти нормы Трудового кодекса позволяют проверяющим из трудовой инспекции привлекать работодателей к ответственности за несвоевременное перечисление работникам премиальных сумм. Особенно остро эта проблема стоит при выплате премий, являющихся частью зарплаты. Но избежать штрафов можно, если правильно составить соответствующие локальные акты (Положение об оплате труда, Положение о премировании, либо Правила внутреннего трудового распорядка). Прежде чем перейти к конкретным советам по содержанию таких документов, поясним суть проблемы.

Разобравшись с сутью проблемы, перейдем к практическим советам по составлению . Прежде всего, отметим, что в нем нужно не только четко определить условия премиальных выплат (об этом мы говорили в предыдущей статье про премирование), но и установить период, за который начисляются премии, а также срок, в течение которого работники должны фактически получить причитающиеся им денежные средства.

При этом работодатель вправе закрепить в локальном акте любые удобные для него сроки перечисления как премий, являющихся частью зарплаты (это следует из приведенных выше разъяснений Минтруда), так и премий-поощрений, которые вообще не подпадают под «правило 15 дней». Таким образом, премию по итогам работы за месяц, даже если речь идет о премии, составляющей часть зарплаты, вовсе не обязательно выплачивать до 15 числа следующего месяца. В локальном акте можно установить любой другой срок перечисления денег. Например, до конца следующего месяца, или до 15 числа первого месяца следующего квартала.

Заметим, что сроки выплат премий-поощрений вообще не регулируются нормами Трудового кодекса. Это означает, что в локальном акте организации можно не устанавливать единые сроки перечисления премий. Достаточно каждый раз прописывать срок и порядок такой выплаты в соответствующем приказе руководителя организации или уполномоченного им лица. Тем не менее, советуем все же закрепить сроки перечисления разовых премий в локальном акте. Это не только дисциплинирует работодателя, но и создает у работников чувство стабильности и уверенности в том, что назначенная премия будет выплачена.

Когда и как можно лишить работника премии

Перейдем к вопросу о том, в каких случаях работники могут быть лишены премии. При этом под термином «лишение премии» будем понимать как простое неначисление работодателем премий, так и намеренное депремирование, то есть лишение премии.

Начнем с первого варианта — простого неначисления премий. В каком случае работодатель вправе так поступить? Ответ на этот вопрос зависит от типа премии. Если речь идет о премии, которая является частью зарплаты, то не начислить такую стимулирующую выплату можно лишь в том случае, если работник нарушил условия, которые необходимы для ее получения. Например, не выполнил план продаж. Если же сотрудник соблюдает прописанные в локальном акте условия для получения стимулирующей выплаты, то работодатель не вправе отказаться начислить премию. Таким образом, возможна ситуация, когда одним работникам (тем, кто выполнил план продаж), премия начислена, а другим (тем, кто не выполнил план продаж) - не начислена.

Заметим, что такой подход к вопросу неначисления премий не лишает работодателя права не применять стимулирующие выплаты в отношении провинившихся сотрудников. Но чтобы воспользоваться этим правом (например, не начислять премии тем, кто нарушает трудовую дисциплину), необходимо прописать в локальном акте соответствующие критерии для начисления премий. Например, чтобы иметь основание не начислять текущую премию сотрудникам, которые опаздывают на работу, нужно закрепить в локальном акте в качестве одного из условий для выплаты премии отсутствие фактов опоздания на рабочее место. Если же этого не предусмотреть, то неначисление премии работнику, который соблюдает все остальные условия премирования, может быть расценено как невыплата зарплаты со всеми вытекающими последствиями (пени по ст. ТК РФ и штраф по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ).

Иначе обстоят дела с премиями-поощрениями. С одной стороны, выплата таких премий — это право, а не обязанность работодателя. Поэтому каких-либо дополнительных оснований для того, чтобы не начислить разовую премию не требуется. Но с другой стороны, подобное решение (не начислять премию) не должно носить дискриминационного характера. То есть работодатель не может просто по своему усмотрению выплатить такую премию одному сотруднику, и не выплатить другому (см. определение ВС РФ от 27.11.17 № 69-КГ17-22). Иными словами, работодатель вправе без объяснения причин не перечислять премии-поощрения сразу всем сотрудникам. Но если какая-то разновидность поощрения, предусмотренная, например, Положением о премировании, начисляется одному работнику, то и другие сотрудники, соблюдающие условия премирования, должны получить соответствующее поощрение. Поясним на примере. В локальном акте организации предусмотрена выплата квартальной премии для менеджеров по продажам. Для ее начисления надо выполнить условия А, Б и В. Начисление премии происходит на основании решения руководителя компании. Если такое решение имеется, то премия должна быть выплачена всем менеджерам по продажам, которые выполнили эти три условия. Если же руководитель не принял решение о премировании, то ни один из менеджеров по продажам не может получить указанную премию, независимо от того, выполнил он условия А, Б и В или нет.

Издавать отдельный приказ о неначислении премии (как премии, составляющей часть зарплаты, так и премии-поощрения) не требуется. Также отметим, что в приказе о начислении премии одним работникам не нужно указывать, что другие сотрудники лишены премии в связи с совершением каких-то проступков (опоздание, несвоевременная сдача работы, ошибки и т.п.). Подобные приказы могут быть квалифицированы как документы, устанавливающие для работников наказание, не предусмотренное нормами ТК РФ. А это чревато не только доначислением премий с процентами (ст. ТК РФ), но и назначением штрафа для работодателя по статье 5.27 КоАП РФ, а также начислением компенсации за причиненный работнику моральный вред.

Сложности депремирования работников

Более сложным вариантом лишения работников премии является депремирование. Под ним понимается лишение работника (полностью или частично) начисленной премии, то есть той премии, которую он вправе получить, так как выполнил условия премирования, прописанные в локальном акте. И здесь работодателю необходимо четко понимать, что депремирование (лишение премии) не может быть самостоятельным наказанием работников, совершивших дисциплинарные проступки.

Дело в том, что все возможные меры дисциплинарного наказания для подавляющего большинства работников коммерческого сектора (кроме работников, занятых в атомной энергетике, на флоте и на железных дорогах) определены в статье ТК РФ. Депремирование в этот перечень не входит. А значит, в локальном акте организации нельзя установить, что работодатель вправе лишить работника премии за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Такое условие локального акта будет прямо противоречить статье ТК РФ, которая запрещает применять дисциплинарные взыскания, не предусмотренные законами, уставами и положениями о дисциплине.

В то же время в локальном акте организации можно установить, что работники, имеющие неснятое дисциплинарное взыскание, не вправе получать премии. (Напомним, что «снятие» взыскания происходит через год после привлечения работника с дисциплинарной ответственности, если за этот период не было вынесено новое взыскание; ст. ТК РФ). Либо можно прописать, что права на премию лишаются те сотрудники, которые получили дисциплинарное взыскание именно в том периоде, за который начисляется премия. В любом случае речь идет уже не о дисциплинарном наказании в виде депремирования, а о негативных последствиях совершения дисциплинарного проступка. Именно поэтому о депремировании (полном или частичном) издается отдельный приказ с указанием соответствующих причин.

Понятно, что «воспитательное воздействие» подобной меры гораздо выше, чем в случае с неначислением премии. Но выше и риски для работодателя, поскольку грань между последствием совершения проступка и наказанием за проступок очень тонкая. А значит, депремирование может привести к спорам с работниками. Не исключено, что они расценят эту меру как повторное наказание, которое, к тому же, не предусмотрено законодательно. В этом случае проблемы работодателю обеспечены. Даже если удастся доказать свою правоту, на это уйдет и время, и силы, и средства.

Кроме того, подобным образом очень сложно наказывать сотрудников за те провинности, которые не оформлены как дисциплинарные проступки, то есть в отношении которых не проведена достаточно сложная процедура привлечения работника к ответственности (ст. ТК РФ). Поэтому депремировать, к примеру, за незначительные опоздания на работу практически невозможно, так как это потребует от работодателя несоразмерных усилий по оформлению опоздания как дисциплинарного проступка.

В связи со всем вышеизложенным, мы рекомендуем полностью отказаться от депремирования. А все вопросы, связанные с тем, что премии должны получать только особо отличившиеся работники решать на этапе начисления премии. А для этого необходимо, чтобы в локальных актах организации были прописаны соответствующие условия для начисления премий. Другими словами, для работодателя гораздо безопаснее установить в локальном акте условие о том, что право на премию имеют только те сотрудники, которые не опаздывали на работу и (или) не имеют дисциплинарного взыскания, нежели издавать приказы о депремировании таких лиц. А результат при этом, если подходить глобально, получается одинаковый: работник остается без премии, и точно знает, по какой причине это произошло. При желании, чтобы усилить воспитательный эффект, эту причину можно сообщить работнику в личной беседе.

Квартальная премия - когда выплачивается , существуют ли законодательно установленные временные рамки для перечисления материального поощрения работникам предприятия и каков порядок расчета размера премиальной выплаты? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Что считается квартальной премией, как она рассчитывается

В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ, по результатам деятельности работника работодатель выплачивает ему материальное вознаграждение в виде заработной платы, в состав которой, помимо оклада, могут входить разнообразные компенсационные и стимулирующие выплаты, в том числе и премии.

Действующее законодательство не содержит точного определения понятия «квартальная премия» и не вменяет работодателю обязанность по ее выплате, а также не устанавливает ее минимально возможного размера. Порядок расчета и начисления такого вида материального поощрения может регламентироваться локальными нормативными актами , действующими на предприятии.

На практике квартальная премия представляет собой вид материального поощрения, выплачиваемого работникам один раз в квартал (т. е. в 3 месяца). Решение о премировании принимается руководством предприятия по итогам оценки эффективности его финансово-производственной деятельности в отчетном периоде. В некоторых случаях (например, при наложении дисциплинарного взыскания) отдельные работники могут быть лишены премии полностью или частично.

ВАЖНО! Размер премиальных выплат может быть фиксированным, а может исчисляться в процентном отношении к размеру основного заработка. Ответ на вопрос о том, как начисляется квартальная премия , в этих случаях будет различным.

Как рассчитать квартальную премию пропорционально отработанному времени

В зависимости от порядка начисления премии может изменяться способ расчета ее окончательного размера. Приведенные ниже формулы могут быть использованы на предприятии для удобства расчета размера квартальной премии. Для закрепления указанного ниже порядка расчета необходимо изложить эти формулы в локальном акте организации.

1. При фиксированном размере премии расчет может вестись по формуле

Пф = Пн × Дф / Дн,

Пф — фактический размер премии, подлежащей выплате;

Пн — нормативный размер премии, установленный положениями внутренних нормативных актов предприятия;

Дф — количество фактически отработанных дней в отчетном квартале;

Дн — нормативное количество рабочих дней в отчетном квартале.

2. При премии в процентах от заработка работника для расчета необходимо:

А) Определить размер заработка, на основании которого будет исчисляться размер премии:

З = О × Дф / Дн,

З — заработная плата за отчетный квартал;

О — оклад, установленного положениями трудового договора;

Дф — количество фактически отработанных дней;

Дн — нормативное количество рабочих дней в отчетном периоде.

Для сотрудников, работающих с применением повременной системы оплаты труда, заработок рассчитывается следующим образом:

З = ФРВ × ЧТС,

ФРВ — фонд рабочего времени (в часах);

ЧТС — часовая тарифная ставка, установленная положениями трудового договора.

Б) Определить сумму премиальной выплаты:

П — размер премии;

З — размер заработной платы за отчетный квартал;

С — процентная ставка премиальной выплаты, установленная руководством предприятия.

Квартальная премия: расчет за фактически отработанное время в том случае, если работник трудился по сдельной системе сверхурочно

В том случае, если работник получает сдельную заработную плату, произвести расчет исходя из фактически отработанного времени не получится. Для определения размера премии необходимо использовать сведения о размере заработка, исчисленного исходя из объема произведенной работником продукции в отчетном квартале. После того как размер сдельного заработка будет подсчитан, можно произвести расчет квартальной премии с использованием формулы П = З × С, приведенной выше.

Довольно часто на практике затруднения вызывает вопрос о том, как начисляется квартальная премия, если в отчетном квартале работник трудился сверхурочно. В соответствии со ст. 191 ТК РФ, премия является мерой поощрения работников, добросовестно выполняющих свои трудовые обязанности. При этом ее размер и порядок начисления должны быть установлены работодателем самостоятельно и закреплены в локальных нормативных актах предприятия.

Порядок определения размера стимулирующих выплат за сверхурочную работу также не регулируется законодателем и определяется исключительно руководством предприятия или организации. Отказ работодателя от начисления таких премий не является нарушением действующего трудового законодательства и не влечет за собой никаких санкций со стороны контролирующих органов.

В том случае, если работодатель все же предусматривает возможность начисления премий по результатам сверхурочной работы, порядок расчета их размера будет абсолютно идентичен процедуре определения суммы поощрения за деятельность, которая велась в основное рабочее время.

Когда выплачивается квартальная премия

Очевидно, что квартальная премия выплачивается по истечении одного квартала, т. е. раз в 3 месяца. Нередко у бухгалтеров возникает вопрос о сроках перечисления выплаты работникам. Разъяснения на этот счет содержатся в письме Министерства труда и социальной защиты «О документах...» от 23.09.2016 № 14-1/ООГ-8532, согласно положениям которого премия может быть выплачена только после того, как будет проведена полная и объективная оценка результатов деятельности предприятия в отчетном периоде (в данном случае — в квартале). Это значит, что при выдаче стимулирующих выплат работодатель может не руководствоваться положениями ч. 6 ст. 136 ТК РФ, которая определяет его обязанность по выплате заработной платы не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Итак, начисление стимулирующих выплат работникам не является обязанностью работодателя и производится им исключительно по собственной инициативе. Порядок начисления и расчета премии определяется положениями коллективного договора или других локальных нормативных актов, действующих на предприятии. В зависимости от того, какой вид премирования (в виде фиксированной суммы или процента от заработка) установлен на предприятии, разнится способ определения итоговой суммы, подлежащей выплате. Сроки перечисления денежных средств также определяются работодателем самостоятельно — законодатель не дает никаких указаний на этот счет.

Работодатели часто стараются стимулировать деятельность своих сотрудников с помощью разных видов вознаграждений и премий.

Статья рассказывает о различных типах подобного стимулирования, условиях их применения, нормативном регулировании, отражении в документах организации и в налогообложении.

Понятие

Между премией и вознаграждением нет существенного отличия.

И премия, и вознаграждение считаются способами материального стимулирования работников.

Они отличаются по источнику и периодичности:

  • Источником премиальной выплаты служит система заработной платы. Премии обычно выплачиваются регулярно в рамках ежемесячных выплат заработной платы. В трудовых отношениях они считаются поощрительной платой за хорошие результаты, включая перевыполнение рабочих норм или высокое качество.
  • Вознаграждения производятся разово или периодически в зависимости от результата труда работника. Решение о нем принимают индивидуально и оно не привязано к периодам выплаты зарплаты. Чаще всего его выплачивают ежегодно.

Назначение и сущность

Из понятия вытекают назначение и сущность премии.

Под премией следует понимать денежную выплату за дополнительные или улучшенные результаты труда, которая выплачивается регулярно из тех же источников, что и заработная плата.

Премии применяются как фактор морального и материального стимулирования работников в их достижении более высоких показателей по количеству или качеству деятельности.

Часто их применяют для привлечения или удержания квалифицированных или добросовестных сотрудников, поднятия их морального духа.

Назначение премий работникам считается добровольным решением руководства организации.

И если начальство решило премировать людей, то делать это нужно продуманно и с управленческой, и с юридической точки зрения в виде соответствующих приказов, положений и инструкций.

О некоторых аспектах назначения, включая положение о премировании, пойдет речь ниже.

Нормативная база

Вопросы назначений и выплаты премий не конкретизированы в законодательстве. Оно основано на положениях и .

Ст.129 гласит, что премии считаются поощрительными выплатами, которые входят в структуру зарплаты, а согласно ст.191 работодатель вправе поощрять работников за выполнение их обязанностей. Но он не обязан назначать их. В тоже время отказ от выплаты заслуженного выглядит нелогичным.

Также премию могут выплачивать за какие-то достижения.

Поскольку законы регулируют лишь общие основы выплаты, конкретные ситуации обычно оговариваются в коллективных договорах и в местных нормативных актах, например, в приказах руководства.

Очень часто источником конкретизации служит специальное положение, изданное организацией или частным лицом.

Виды премий и вознаграждений работникам

Какие бывают? Классификация

Есть три классификации видов премий:

  • по типу заслуг;
  • по периодичности;
  • по источникам выплаты.

Классификация по заслугам представлена в таблице.

По периодичности выделяют такие премии:

  • Разовые. Их выплачивают один раз;
  • Ежемесячные и ежеквартальные. Их получают в указанные интервалы времени;
  • Ежегодные. Назначаются по итогам года.

По источникам выделяют такие типы:

  • Финансируемые из обычных затрат. Их включают в стандартные затраты на традиционную деятельность организации.
  • Записываемые в счет других расходов.
  • Начисляемые из прибыли.

Отметим, что есть несколько видов разовых премий.

Их начисляют либо за высокие результаты трудовой деятельности, либо при наступлении определенных событий, праздников и др.

Разовые премии часто рассматриваются как синоним единовременных. Поэтому разные виды единовременных премий считаются выплатами, привязанными к определенным событиям, высоким результатам или обстоятельствам.

Сходства и различия (сравнительная таблица)

Общие и уникальные черты премий выдаваемых на основе разных критериев, указаны в Таблице.

Общий порядок начисления и оформления

Общий принцип начисления обозначен в . В ней предусмотрено право работодателя на создание системы премирования, которая фиксируется в коллективных договорах, соглашениях, нормативных актах местного уровня в соответствии с законодательством.

Премиальные выплаты работникам федеральных бюджетных учреждений определяются специальными методическими указаниями. В других организациях разрабатываются коллективные договоры, закрепляющие общие положения. А сам порядок, индикаторы, обстоятельства, а также размеры и иные аспекты премирования описываются в положении о нем или части общего положения об оплате труда.

Упомянутые документы считаются местными актами. Также они могут быть указаны в трудовых договорах.

Конкретная выплата премий регламентируется приказом по организации, издаваемым на основе принятой системы премирования, которая состоит из следующего:

  • количественных или качественных индикаторов премирования;
  • необходимых требований;
  • сумм;
  • обозначения отдельных людей или групп получателей;
  • временных интервалов назначения;
  • оснований.

Показатели премирования определяются особенностями работы организации и сотрудника.

Под особенностями понимается проведение действий или поведение, без которого премию не назначат.

Например, соблюдение техники безопасности.

Суммы могут быть любыми. Их определяют в виде фиксированной суммы или в процентах от основного денежного вознаграждения.

Время зависит от организации труда. Основанием считается приказ или иное распоряжение о выплате премий.

В каких документах организации должны быть отражены?

Все эти документы уже упоминались выше.

Напомним о них в перечне:

  • методические инструкции для бюджетных организаций;
  • коллективные договоры;
  • трудовые договоры;
  • приказы;
  • положения о премировании;
  • соглашения;
  • другие бумаги.

Как отразить в положении о премировании?

Положение о премировании может быть общим для всех организации или отдельным для подразделения, цеха, департамента.

Оно должно содержать такие пункты:

  • показатели назначения;
  • условия;
  • суммы;
  • периодичность;
  • методика расчета;
  • нарушения, снижающие их размер;
  • различные выплаты, на которые не распространяется начисление премий.
  • общие принципы;
  • виды и индикаторы премирования;
  • процедура расчета;
  • заключение.

К статье прилагается образец положения о премировании, принятого одной из российский организаций. В нем очень детально расписаны соответствующие нормы.

В этом контексте премию можно рассматривать как один из видов долгосрочного вознаграждения персонала.

И работник будет знать, что и сегодня и в обозримом будущем предприятие поощряет такие-то результаты труда или иной деятельности.

Налогообложение

Согласно налоговому законодательству выплата премиальных рассматривается как часть затрат на прибыль.

В ст. 25 НК РФ дается перечень целей применения премиальных средств. А 225-я статья данного кодекса регламентирует уменьшение налогооблагаемой базы на величину премиальных.

Затраты на премирование включаются в расходы на оплату труда в таких случаях:

  • исключительное начисление премий за результаты профессиональной деятельности;
  • четкое обозначение условий получения данного вознаграждения в коллективном или трудовом договоре.

В противном случае документ относится к статье 270 и рассматривается как вознаграждение за деятельность, не предусмотренную трудовыми обязанностями.

Средства на такие премии берут из спецфондов или из чистой прибыли.

Заключение

Виды премий зависят от критериев, по которым они классифицируются.

Критерии классификации достаточно разнообразны. Они обусловлены источниками, периодичностью и целями.

Последний критерий имеет решающее значение для определения показателей премирования, методов расчета и налогообложения.

Процедура назначения, определения суммы, а также возможных вычетов может быть оговорена в ряде документов. Например, в трудовых договорах, положениях.

Каждому приятно получать за свою работу не только фиксированную оплату, но и компенсирующие выплаты (например, «северный» коэффициент), и стимулирующие, наиболее распространённой из которых является премия. Любому сотруднику важно знать, за что ему начислено денежное поощрение, как оно рассчитывается, в каких документах прописаны правила его формирования. У работодателя возникает другая проблема: какой должна быть формулировка, ведь зачастую разные работники награждаются за различные свершения. О всех нюансах премирования расскажет наша статья.

Что такое премия?

Самое главное в определении данной выплаты то, что она начисляется сверх того, что заработал человек за определённый срок – чаще всего за месяц или за год. Проще говоря, премия – это поощрение, которое зависит от результатов работы, методов, скорости их достижения, их качественных или количественных показателей.

Вторая функция данной выплаты – стимулирование сотрудника, подталкивание к тому, чтобы он работал более интенсивно или так же хорошо, как и до этого.

Кто разрабатывает систему премирования?

Это делают:

  • представители отдела кадров;
  • специальная служба кадрового развития компании.

В определении того, за что можно премировать, обязательно участвуют представители бухгалтерии (только они знают точный объём и правила распределения средств из стимулирующего фонда). Утверждает каждую назначенную выплату руководство компании.

Какие документы определяют принципы премирования?

В каждой организации они свои, их содержание и принципы зависят от специфики работы, проводимой теми или иными сотрудниками, важности достигаемых результатов, возможностей стимулирующего фонда. Особенности документа определяются ещё и тем, каким является собственно предприятие. Если это бюджетная организация, в большинстве случаев у неё нет возможности давать премии по своему усмотрению, а руководители ограничены в правах. В частных фирмах всё зависит от финансовой ситуации и желания директора поощрить своих сотрудников.

Вот ряд документов, регламентирующих данный вопрос:

  • коллективный договор и прилагающееся к нему положение о премировании;
  • трудовой распорядок внутреннего характера;
  • иные руководящие документы, составленные внутри организации.

Как должна начисляться премия?

  • Прозрачно. То есть, каждый работник в идеале должен быть в состоянии произвести расчётные действия и понять, почему получает данную сумму. Очень часто случается так, что документы сотруднику недоступны, он не понимает принципа начисления и каждый раз удивляется, что дали ему много или мало. Законом предусмотрена максимальная прозрачность и ясность стимулирующих выплат.
  • Объективно. Премируемый – это не друг или родственник начальника, это каждый из сотрудников. Такую выплату невозможно снять «потому что ты мне не нравишься», и даже дисциплинарное взыскание, согласно закону, не может лишить работника этих денег. Важно знать, что субъективное распределение денег из стимулирующего фонда начальством является нарушением закона. Однако основания, по которым могут снизить выплату или вовсе её снять, всё же, есть. Зависят они обычно от конкретного результата работы, который по субъективным причинам сотрудником не достигнут. То есть, идеальный вариант – когда человек, на какой бы должности он ни был, имея доступ к положению о премировании, знал, что за такие-то и такие-то действия может быть лишён стимулирующей выплаты.
  • Формулировки в документах должны быть чёткими. Не нужно обнадёживать человека, чтобы потом не пришлось объяснять ему, почему премию не дали. Примером может послужить следующий случай: в положении о премировании говорится, что выплату дают всем в конце месяца или года. Все работники ждут этого радостного события. Но вдруг оказывается, что те, кто находится в отпуске (ежегодном, декретном, по уходу за ребёнком, на больничном) приятную прибавку к зарплате не получат. У людей такое положение дел вызовет разочарование и раздражение, поэтому они должны быть информированы заранее.

Какими бывают премии?

Первый вид – производственные. Начисляются они за то, что работник выполнил свои задачи или обязанности по службе за определённый период. Такие стимулирующие выплаты выплачиваются за то или иное время, например, месяц, квартал или год.

Второй вид – поощрительные. К выполнению обязанностей или задач они отношения не имеют, но являются как бы подарком и знаком расположения от начальства. Начисляются поощрительные премии по итогам года, за выслугу, за сознательный и ответственный труд, к юбилеям, дням рождения детей и т. д.

Стимулирующие выплаты могут быть даны работникам в денежном эквиваленте или в виде ценного подарка (например, бытовая техника).

Также премии подразделяются на индивидуальные, которые единовременно выплачиваются одному сотруднику за конкретное достижение, и коллективные. Последние распределяются на каждого работника подразделения в зависимости от времени, которое отработано, объёма заработной платы и различных коэффициентов.

Стимулирующие выплаты могут быть систематическими или единовременными.

За что начисляется премия?

Ни один работодатель не ограничен законом в том, по какой причине можно простимулировать работника в денежном эквиваленте.

Однако в некоторых случаях затруднение у начальства вызывает вопрос о том, насколько важно премирование сотрудников, за что можно, а формулировка повода для поощрения и вовсе не ясна

В любом случае, каждая организация имеет право выстраивать систему вознаграждения так, как считает это целесообразным.

Причины, по которым могут начисляться стимулирующие выплаты, могут быть следующими.

  • Хорошие показатели работы. В первую очередь, это выполнение обязанностей, прописанных в должностных инструкциях, и хорошие показатели. Например, менеджер по продажам может получить премию, так как обеспечивает своему работодателю достаточную прибыль.
  • Причиной могут служить праздники – государственные или корпоративные. Допустим, в строительной компании выплачивают стимулирующие выплаты к Новому годы и ко Дню строителя.
  • Рождение ребёнка у сотрудника иногда становится причиной начисления единовременной премии.
  • В некоторых организациях премии начисляются за время, которое было отработано полностью, без отгулов, отпусков за свой счёт и больничных.

Депремирование

Отказ в выплате стимулирующих компания обязана отразить в своих нормативных документах, в частности, в положении о премировании. Сформулировать причину законно работодатель может следующим образом.

  • Сотрудник отсутствовал на рабочем месте по причинам, которые не зависели от начальства. В этот перечень входит больничный, сессия, отпуск, семейные обстоятельства.
  • Сотрудник получил взыскание дисциплинарного характера, это может быть выговор или просто замечание.
  • Выполнение своей функции работником ненадлежащим образом. В пример можно привести жалобы клиентов на парикмахера за его грубость, невыполнение плана на производстве, его срыв.
  • Если сотрудник желает уволиться по собственному желанию и делает это до факта начисления премии, то она ему не выплачивается.

Однако любое решение работодателя о стимулирующих выплатах можно оспорить в судебных органах на законных основаниях.

Как сформулировать причину начисления?

Некоторые примеры удачных формулировок помогут директорам обоснованно выплатить стимулирующие сотрудникам в различных ситуациях. Итак, дать прибавку к зарплате можно в следующих случаях.

  • За качество работы. Проще говоря, можно сделать что-то кое-как, а можно постараться и выполнить на высоком уровне. Пример из сферы культуры: один экскурсовод в музее рассказывает скучно и формально, а другой так увлекательно ведёт своё повествование, что посетители пишут ему благодарности. Для начальства это может послужить причиной начисления стимулирующей выплаты.
  • За высокие результаты, трудовую интенсивность. Работник за то же время и с теми же возможностями делает больше, чем его коллеги. Например, он использует другие методы работы, повышающие продуктивность.
  • За долгий стаж непрерывного труда. Больше всего такая формулировка подходит опытному сотруднику, который длительное время радеет об интересах компании, не уходит в отпуска за свой счёт.
  • За напряжённый труд. Такая премия может быть разовой, связанной с юбилеем работника, который всегда добросовестно относится к своим обязанностям, а может быть начислена, например, по итогам года.
  • За своевременность выполнения своих трудовых обязанностей. Особенно удачна такая формулировка, если организацией выполняется важный и трудоёмкий проект, и сотрудник сыграл значительную роль в том, чтобы сдать его вовремя и в надлежащем виде.
  • За качественное выполнение важного поручения разового характера. Например, работник успешно принял участие в решающих переговорах, сыграл в них роль, съездил в командировку и заключил там договор от имени компании, нашёл выход из той или иной проблемы.
  • За рационализаторское предложение, за перспективный план. Аналитические способности и дальновидность сотрудника также могут поощряться.
  • За экономию средств. Особым талантом, который можно наградить, является реализация проекта за меньшие деньги, чем были изначально заложены руководством.
  • Премия по итогам проекта, который успешно осуществлён и воплощён в жизнь.

Хороший работодатель всегда помнит о том, что премия – это своеобразная инвестиция в будущее компании, потому что такая даёт понять всем членам коллектива, что каждый из них важен и ценен для начальства.