Проект на тему мир школьных прозвищ. Проектно-исследовательская работа "мир школьных прозвищ". Из истории собственного имени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. На уроках русского языка мы знакомились с группой собственных имен существительных. Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.

Изучая дополнительную литературу, мы узнали, что в языкознании выделяется особая отрасль - ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел - антропонимика. Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского языка 6 класса в разделе лексика мы находим лишь одно, что прозвища пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.

Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

Это обусловило выбор темы нашей научно-исследовательской работы: «Мир школьных прозвищ».

Мы обозначили

Область исследования - имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.

Объект исследования - система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.

База исследования - учащиеся 6-8 классов МБОУ СШ №2 г. Димитровграда Ульяновской области. Нас заинтересовала проблема использования школьниками прозвищ

Данную проблему считаем актуальной:

Прозвища являются самым распространенным явлением среди школьников;

Природа возникновение прозвищ интересна, и знакомство с этим явлением может расширить знания о лексическом составе языка, т. е. углубить знания по русскому языку в целом;

Исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, применить имеющиеся знания на практике, повысить наблюдательность (находить интересное и неисследованное рядом с собой);

Работа по теме исследования поможет выяснить отношение школьников к прозвищам и выявить проблемы общения учащихся.

Гипотезу о том что

Задачи:

1. Изучить научно-популярную литературу по данной теме;

2. Провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ; 3. Составить картотеку школьных прозвищ;

4. Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;

5.Установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;

6. Проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Этапы исследования. Методы исследования

Изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического материала.

Проведение анкетирования, обработка результатов.

Написание научно-исследовательской работы.

Методы исследования:

Метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

Анкетирование;

Сравнение;

Статистические исследования (подсчет, вычисления).

Теоретические сведенияИз истории собственного имени

Имена людей - часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека - своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют. Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым. Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?

Отличие имен от прозвищ

Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим не известно, почему данный человек назван именно так, а не иначе. Как подтверждение этого отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: «- Меня зовут Алиса, и я… - Довольно дурацкое имя! - нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает? - Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса. - Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай-Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой». Прозвище - неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище - название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой и т. п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь - крупному сильному человеку, Волк - одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц - человеку небольшого роста, трусливому, Короб - плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.

Особенности прозвищ как языкового явления

Прозвище - явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами. Н.В. Гоголь писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, - ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души», т.1, гл.5) Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик). Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов - коллективное прозвище). Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности. Но есть и другие номинации: пофизическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни. Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Функции, которые они выполняют при этом: - выдвижение лидеров микросообщества, - выделение из группы отвергнутых людей,- различение детей с одинаковыми именами, - подчеркивание преемственности по родовой линии, - поддразнивание и унижение, - проявление симпатии.

Практические исследования

1.Фамилия. Имя. Отчество. 2. Класс. 3. Есть ли у вас прозвище? 4. Назовите своё прозвище? 5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы) 6. Кто дал вам прозвище? 7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое) 8. Менялось ли у вас прозвище? 9. Считаете ли вы его обидным? 10. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу? 11. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?12. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь) 13. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны? 14. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?

Собрав и проанализировав информацию (было опрошено 254 учащихся 6-8 классов) по заявленной теме, мы выявили следующее: прозвища имеют 32 % опрошенных, из них обидными их считают 28%. 24% участников анкетирования заявили о необходимости этого явления, остальные разделились следующим образом: 45% определяют прозвища имеющейся ненужностью, а 31 % - равнодушны. Среди критериев, по которым даются прозвища, преобладают особенности фамилии (50%) и имени (22%), а вот внешность и поступки разделили оставшиеся проценты пополам (по 14%).

Предыдущие исследования отмечали повышенный уровень интереса учащихся к даче и ношению прозвищ, то сейчас результаты опроса дают право заявить о снижении популярности этого явления. Наличием прозвища гордятся или считают популярностью 23% опрошенных, а вот неуважением или оскорблением к своей персоне отмечают 54 % учащихся, соглашаются с существованием подобного явления в детском коллективе 31%. Следует отметить, что относительно возрастных - классовых параллелей отличаются показатели отношения к прозвищам как социальному явлению. Так, например, учащиеся 6 классов (102 опрошенных) активно участвуют в определении прозвищ и особенно эмоционально реагируют на их наличие. А вот к 8 классу (в анкетировании приняли участие 65 человек) снижаются показатели активного реагирования на прозвища и отсутствует в них необходимость. Но в каждой параллели основная масса учащихся считает, что «прозвище- это всегда плохо, ведь у человека есть свое имя».

Как прозвища влияют на детей? (мнение школьного психолога)

Прозвище, может быть, как приятным для человека, так может и нанести ему ужасную психологическую травму. Но главное- эта реакция самого человека на прозвище.Зависит она от темперамента человека- меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку, а также от отношения с человеком, давшим прозвище. В основном, прозвища появляются в переходном возрасте, когда человеку очень важно общение с другими, и прозвищный обмен становится своеобразной игрой. Но иногда прозвище так прикрепляются к человеку, что мало кто зовет его по имени, и имя, самого себе содержащее эмоциональную окраску, отходит на второй план.Прозвище- это не всегда плохо, ведь у человека есть свое имя.

    Советы: 1. Не поддавайся эмоциям, не обращай внимания на обидные слова;2. Научись отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать;3. Подойди к обидчику и спроси, почему он так говорит о тебе;4. Никогда не обижай другого, не наделяй его прозвищем, ведь и ты можешь оказаться на его месте.

Вывод

Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, в таком случае те, кому отказано в прозвище, не признаны вовсе или постеснялись признаться в его наличии.

Прозвища даются в разные периоды жизни, и чаще всего известны довольно ограниченному кругу людей. Например, как показали исследования, только коллективу класса или только друзьям. Некоторые имеют несколько прозвищ, каждое из которых связано с принадлежностью к той или иной группе.

Кто придумывает прозвища? Существует некто, кому детским коллективом дано своего рода право на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей.

Прозвище, может быть, как приятным человеку, так и нанести ему ужасную психологическую травму. Но главное - эта реакция самого человека на прозвище. Как мы видим, это явление неискоренимое, следовательно, необходимо научиться контролировать свои эмоции.

Список используемой литературы

    Гоголь «Мёртвые души».- М., 2004.

    Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.,1983.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.,1984.

    Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. - М.,1984.

    Кэррол «Алиса в Зазеркалье»

    Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М.,1976.

    Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. - М.,1984.

    Тайная власть имени. В.А.Миронов.- М.,2000.

    Учебник Русского языка 6 класс: Разумовская М.М Львова С.И. Капинос В.И. Львов В.В.

Издание: М.: Дрофа, 2014

    Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. - М., 1980.

    Школьный фольклор А. Ф. Белоусов

    Языкознание. Сусанина, Акуленко.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №67

имени Героя России В.Н.Шатова

Тема: Мир школьных прозвищ

Секция русского языка

Исследовательская работа

Выполнила: Буркова Дарья Алексеевна,

ученица 7 «А» класса

Руководитель: Николаева Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Хабаровск

Введение

1.Выбор темы-проблемы

1.1 Область исследование

1.2 Актуальность темы

1.3 Формулировка цели и задач исследования

1.4 Методы исследования

2. Теоретические исследования

2.1 Из истории собственного имени

2.2 Отличие имени от прозвища

2.3 Особенности прозвищ как языкового явления

3. Практические исследования

3.1 Цель анкетирования. Анкетирование

4. Выводы

5.Список используемой литературы

6.Электронное приложение. Презентация

Вв е дение

Выра жае тся с ил ь н о ро с си й с к и й н а р о д !

и е с л и награ д ит ко г о с ло в ц о м,

т о п о й д ё т о н о е м у в ро д и п о т о м с т в о.

А уж к уды бы в а е т мет к о - одно й че р т о й

об р и со в ан ты с н о г д о г о л о в ы !

Н.В.Гоголь

Ещё в 5 классе, на уроках русского языка мы знакомились с группой собственных имен существительных. Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.

Изучая дополнительную литературу, я узнала, что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика.

Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского языка 5 класса в разделе лексика мы находим лишь одно, что имена, отчества, фамилии пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.

Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде, особенно в подростковом периоде. Иногда прозвища являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

Это обусловило выбор темы моей исследовательской работы: « Мир шк о ль н ы х пр о зв и щ » .

1 . Вы б о р тем ы- п р об л е мы

1 .1 . О б л а с т ь ис с ле д ован и я – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.

О бъ е к т исс л е д о в ания – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.

Ба з а ис с ле д о в а н ия – учащиеся 7-х классов.

1 .2 . А кт у аль н о с т ь :

Прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.

Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе русского языка и угубить знания по русскому языку в целом.

Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей пр употреблении прозвищ.

1.3 Цель исследования

Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников, проанализировать отношение к прозвищам.

Гипотеза: существует мнение, что прозвище- категория вечная, оно существует повсюду, особенно широко прозвища широко рспространены среди школьников. Так ли это?

Задачи:

Изучить научно-популярную литературу по данной теме;

Провести анкетирование среди школьников с целью изучения особеннстей прозвищ;

Составить картотеку школьных прозвищ;

Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;

Установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;

Проанализировать отношение школьников к прозвищам.

1.4 Методы исследование:

Метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

Анкетирование;

Сравнение;

Статистические исследования (подсчет, вычисления).

2.Теоретические сведения.

2.1 Из истории собственного имени

Имена людей- часть истори народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум два имени. Имя человека-своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безымянный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долг не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют.

Когда родители выбирают имя ребенку,они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.

Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку, кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?

2.2 Отличие имени от прозвища.

Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе. Как подтверждение этого отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»:

Меня зовут Алиса, и я….

Довольно дурацкое имя!- нетерпеливо перебил ее Шалтай.- Что оно означает?

Разве имя должно что-нибудь означать?- спросила озадаченная Алиса.

Вне всякого сомнения,- фыркнул Шалтай-Болтай.- Лично мое имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.

Прозвище - неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства, качества человека, фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.

В словаре С.И.Ожегова «Прозвище- название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».

До принятия Христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк,Заяц,Ждан,Короб и т.п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь-крупному сильному человеку, Волк-одинокому и в какой-то мере хищному,Заяц-человеку небольшого роста, трусливому, Короб-плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.

Возникновение прозвищ- это явление, которое присутствует повсюду.

Прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству. Теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен.

В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.

2.3 Особенности прозвищ как языкового явления

Прозвище-явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей масся своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т.д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, гделюди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.

Говоря о меткости народного языка, нельзя не вспомнить замечательные слова Н.В. Гоголя: «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагоражи свое поприще,-ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все вороье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души»,т.1, л.5). И к этому трудно что довать.

Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик)

Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища-чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах, селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется человеком, что его перестают называть по имени.

Функции, которые при этом выполняют прозвища:

Выдвижение лидеров микросообщества;

Выделение из группы отвергнутых людей;

Различение детей с одинаковыми именами;

Подчеркивание преемственности по родовой линии;

Поддразнивание и унижение;

Проявление симпатии.

По мнению ребят, прозвище- это:

Второе имя человека;

Псевдоним;

Секретное имя;

Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов-коллективное прозвище). Но как возникли прозвища? Исследования ученых показали, что существует четыре основных принципа происхождения прозвищ: 1)по внешнему виду, 2)по месту рождения, 3)по характеру, 4)по виду деятельности. Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.

3.Практические исследования.

Я провела анкетирование с целью выяснения наличия прозвищ у школьников 7-х классов, причин их появления, отношения ребят к прозвищу и составила картотеку школьных прозвищ.

На вопрос: нужны ли прозвища, 21 человек ответил «да», прозвища не нужны- 9 опрашиваемых, все равно- 6 человек, ответ «не знаю»- 4 человека.

В анкетировании принимало участие 40 человек. Из них 16 имеют прозвища. По фамилии образованы прозвища у 7 человек, что сотавляет 44% от общего чиал, по внешности -2 человека (13%), по характеру-2 человека (13%), по поведению-2 человека (13%), по имени – 3 человека (19%).

Фамилия Имя

Класс

Прозвище

Когда появилось прозвище

Кто дал прозвище

Тип номинации

Личное отношение к прозвищу

Аверьянова Маргарита

Щенок фиолетовый

Одноклассница

По внешнему виду

Тимохина Алёна

3-4 года назад

Родители, друзья

По фамилии

Не обижаюсь, не заостряю внимание

Пироган Наталья

Мальчики из класса

По фамилии

С юмором, не обижаюсь

Сидоренко Виктория

По внешности

Не обижаюсь

Кузьмина Анастасия

Кузя, Кузнечик

По фамилии

Очень обидно

Сударикова Людмила

В 6 классе

По черте характера

С оптимизмом

Токарева Виктория

Гуля, Гуль

По черте характера

Не обижаюсь, нравится

Левочкин Кирилл

С детства

По фамилии

Нейтрально

Катарага Семен

В связи с именем

Не обращаю внимания

Коромщикова Ксения

Корм для птиц

По фамилии

Не обращаю внимания

Скидан Мария

Махыч, Скидка

В связи с именем

Не обижаюсь, нормально

Косолапова Евгения

В 6 классе

Одноклассники

По поведению

Цыглинцева Альбина

Альбинос

Одноклассники

В связи с именем

Не обращаю внимания

Сурнина Алина

Одноклассники

По фамилии

Матренинская Снежана

В начальной школе

Одноклассники

В связи с именем

Нормально

Радчиков Владимир

В 3 классе

Одноклассники

По фамилии

Привык, не обижаюсь

Фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый по повести ЖелЕзникова,-один из ярких примеров негативного воздействия прозвища. Оно стало одним из немаловажных факторов отношения к главной героине, 12-летней девочке, которое чуть ли не привело к трагедии. Лена, подобно своему дедушке, придает гораздо болшее значение внутреннему, чем своему внешнему виду. Испытывая недоверие, зависть, недоброжелательность, непонимание или даже жесткость со стороны окружающих подростков, предательство мальчика, который вызвал в ней чувство первой любви, Лена показывает всем впечатляющий пример бескорыстия, прямоты, человеческого достоинства. А ведь все ее дразнили Чучело.

4.Выводы

Итак, можно сделать вывод, что прозвище человека нечто большее, чем просто средство общения. Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными.

Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.

Прозвища – одна из форм общения в школьной среде.

Проанализировав школьные прозвища, выяснив причину их появления, хочу предложить ребятам не реагировать на них болезненно, а отнестись к ним с долей юмора.

Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, тогда как те, кому отказано в прозвище, не признаны вовсе.

Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно огрниченному кругу людей. Например, только коллективу класса или только друзьям. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежность к определенной группе.

Кто придумывает прозвища? Ограниченные данные, которыми располагают лингвисты, позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом выдана лицензия на придумывание прозвищ. Попытки всех остальных придумать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей.

Список используемой литературы

1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.

2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.

3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.

4. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1998 г.

5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.

6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. М,1984г.

7. Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. – М., 1980.

Приложение №1 Анкета

1. Фамилия. Имя.

3. Есть ли у вас прозвище?

4. Назовите своѐ прозвище?

5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)

6. Кто дал вам прозвище?

7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)

8. Менялось ли у вас прозвище?

9. Считаете ли вы его обидным?

10. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?

11. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?

12. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)

13. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?

14. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?

Руководитель:

учитель русского языка и литературы.

С. Гонохово-2013г.

Введение 3

1. Выбор темы-проблемы 4

1.1. Область исследования, объект исследования 4

1.2. Актуальность темы 4

1.3. Формулировка цели и задач исследования 5

1.4.. Этапы исследования. Методы исследования 5

2. Теоретические исследования 6

2.1. Из истории собственного имени 6

2.2. Отличие имени от прозвища 6-7

2.3. Особенности прозвищ как языкового явления 7

3. Практические исследования 9

3.1. Проведение анкетирования с целью

Выяснения наличия прозвищ у школьников 9

Выяснения времени и причин появления прозвищ 9

Выяснения отношения школьников к прозвищам

4. Выводы

5. Приложение

6. Список используемой литературы

Введение

В языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика.

Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского языка в разделе Лексика мы находим лишь одно, что прозвища пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.

Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.


Это обусловило выбор темы моей исследовательской работы: «История появления школьных прозвищ».

1. Выбор темы-проблемы

Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.

Предмет исследования – учащиеся 1-10 классов Гоноховской средней общеобразовательной школы.

1.2. Актуальность :

Прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.

Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.

Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.

1.3. Цель исследования

Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 1-10 классов, проанализировать отношение к прозвищам.

Гипотеза

Задачи:

    изучить научно-популярную литературу по данной теме; провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ; составить картотеку школьных прозвищ; выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища; установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились; проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Методы исследования:

Метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

Анкетирование;

Сравнение;

Статистические исследования (подсчет, вычисления).

2. Теоретические сведения

2.1. Из истории собственного имени

Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют.

Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.

Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище.

2.2. Отличие имени от прозвищ

Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».


До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Меньшой и т. п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц – человеку небольшого роста, трусливому, Короб – плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.

2.3. Особенности прозвищ как языкового явления

Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе . Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.

писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, – ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души», т.1, гл.5)

Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик).

Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов – коллективное прозвище). Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности . Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.

Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Функции, которые они выполняют при этом:

Выдвижение лидеров группы,

Выделение из группы отвергнутых людей,

Различение детей с одинаковыми именами,

Подчеркивание преемственности по родовой линии,

Поддразнивание и унижение,

Проявление симпатии.

Выводы.

Моя гипотеза оказалась верна: людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например, только коллективу класса или только друзьям. Чаще всего прозвища бывают безобидными, даются в школе, именно поэтому только единицы обижаются на данные им прозвища.

Список используемой литературы

1. Голанова возникают слова. – М., 1989.

2. В мире имен и названий. – М.,1983.

3. Кодухов о синонимах. – М.,1984.

4. . Словарь русского языка. – М.,1984.

5. Розенталь -справочник лингвистических терминов. – М.,1976.

6. , Суперанская русские фамилии. – М.,1984.

7. Шанский, рожденные Октябрем. – М., 1980.

Приложение

1. Фамилия. Имя. Отчество.

3. Есть ли у вас прозвище?

4. Назовите своё прозвище?

5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)

6. Кто дал вам прозвище?

7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)

8. Менялось ли у вас прозвище?

9. Считаете ли вы его обидным?

11. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?

12. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?

13. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)

14. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?

15. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?

Приложение

Картотека школьных прозвищ

прозвище

Глушков Евгений

Мухин Александр

Нуриев Рамиль

Мельников Никита

Андриенко Дмитрий

Воробьева Ольга

Воробьиха

Глушкова Юлия

Пилюлька

Шмидт Александр

Павлов Александр

Бурнистов Евгений

Дронин Кирилл

Кузина Лариса

Троян Глеб

Горяинов Дмитрий

Васильев Никита

Денгес Денис

Кочегарова Татьяна

Кощеева Марина

Кобозев Александр

Кузин Вячеслав

Михонин Александр

Серебренников Кирилл

Кириешка

Снытка Алексей

Шрайнер Александр

Зимин Алексей

Садовник, Скакун

Котыхина Лилия

Харитонова Анастасия

Кузин Денис

Мельников Александр

Симоненко Евгений

Шаравин Виталий

Зелебоба

Шаравин Евгений


Приложение

Фамилия, Имя

Прозвище

Когда появилось

Кто дал прозвище

Тип номинации

Отношение

Глушков Евгений

По фамилии

Обижаюсь

Мухин Александр

По фамилии

Баюнов Кирилл

По фамилии

Мельников Никита

Одноклассник

По качеству личности

Нуриев Рамиль

Андриенко Дмитрий

Одноклассник

Быстро бегает

Обижаюсь

Серебренников Анатолий

Пельмень

Полный сильно

Михонина Алена

Одноклассник

По фамилии

Обижаюсь

Воробьева Ольга

Одноклассники

По фамилии

Обижаюсь

Шмидт Александр

Одноклассники

По фамилии

Павлов Александр

Одноклассники

По внешнему виду

Зимин Алексей

Садовник

Одноклассник

Бегал с тяпкой

Обижаюсь

Котыхина Лилия

Одноклассник

Привыкла

Харитонова Анастасия

Одноклассники

По фамилии

Привыкла

Шрайнер Александр

Одноклассник

По поведению

Михонин Александр

Васильев Никита

Одноклассники

По фамилии

Серебренников Кирилл

Одноклассники

Кочегарова Татьяна

Из-за стрижки

Привыкла

Кощеева Марина

Одноклассники

По фамилии

Привыкла

Денгес Денис

Одноклассники

По поведению

Кузин Вячеслав

Одноклассники

По цвету кожи

Кобозев Александр

Одноклассники

По фамилии

Дронин Кирилл

Одноклассники

Бурнистов Евгений

Одноклассники

По фамилии

Кузина Лариса

Одноклассники

По фамилии

Привыкла

Троян Глеб

Мельников Александр

Одноклассники

По поведению

Симоненко Евгений

Одноклассники

По фамилии

Шаравин Виталий

Зилибоба

Ходил во всем зеленом

Шаравин Евгений

По фамилии

При изучении имен собственных в учебнике русского языка 5 класса в разделе лексика мы находим лишь одно, что имена, отчества, фамилии пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.

Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда прозвища являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир школьных прозвищ Выполнила: Морозова Карина, уч-ся 6 класса МБОУ «Украинская СОШ» Косихинского района Алтайского края Руководитель: Старикова Т.В.

Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство. А уж куды бывает метко … - одной чертой обрисован ты с ног до головы! Н.В. Гоголь

Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека. Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени. База исследования – учащиеся 5-11 классов.

Актуальность исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой. Прозвища – широко распространённое явление среди школьников, оно присутствует повсюду, знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе русского языка. работа по теме позволит выяснить отношение школьников к прозвищам и, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения ребят при употреблении прозвищ.

Цель исследования Изучение наличия прозвищ у школьников 5-10 классов, выявление особенностей употребления прозвищ и отношения к ним.

Задачи исследования: Провести анкетирование среди учащихся с целью изучения особенностей прозвищ. Составить картотеку школьных прозвищ. Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища. Проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Этапы исследования Январь-февраль – изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического материала. Март – проведение анкетирования, обработка результатов. Апрель-май – написание исследовательской работы.

М етод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение) анализ; сравнение; Методы исследования: анкетирование статистические исследования (подсчет, вычисления).

Сведения из словарей Прозвище – это название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Прозвище – это название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Прозвище - это название, данное человеку помимо его имени, обычно указывающее на какую-либо заметную черту его характера, наружности, деятельности. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.

История возникновения прозвищ Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду. Прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству. Теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен. В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.

Библиография. Н.В. Гоголь писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, – ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души», т.1, гл.5)

Школьные прозвища Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть. Плакса

По мнению ребят, прозвище – это кличка второе имя человека псевдоним секретное имя ник

В работе лингвиста К. Н. Давыдовой прозвища делятся на три группы: 1)прозвища, которые относятся к жителям некоторых населенных пунктов в целом 2) прозвища, относящиеся к отдельным семьям, - «семейные прозвища» 3) прозвища, относящиеся к отдельным лицам, - «личные прозвища» Прозвища, которые дают конкретную оценочную характеристику отдельных лиц: 1. По внешнему признаку 2. По различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения 3. По линии внутренних качеств 4. По особенностям речи 5. По месту прежнего местожительства 6. По прозвищу кого-либо из родственников 7. О бразованные от фамилии, имени

Образование школьных прозвищ Другие причины 2 чел. – 10 % По имени 3 чел. – 15 % По внешности 7 чел. 35 % От фамилии 8 чел. – 40 % По характеру 1 чел. – 5 %

Результаты анкетирования Я провела анкетирование среди школьников 5 - 11 классов нашей школы. 1. Нужны ли прозвища? На этот вопрос ответили «ДА» (35 %) учащихся. 2. Прозвища не нужны - ответили 55 % опрашиваемых.

Наличие прозвищ Анкеты показали, что 20 человек из 36 опрошенных имеют прозвища (на самом деле гораздо больше, так как некоторые ребята не знают, что у них есть прозвища или просто стесняются своих прозвищ). Из них считает это обидным 1 человек, остальные не обижаются. Иногда обижаются – ответили 2 человека. Привыкли – 9 человек.

Анкетирование учащихся Употребляют ли сами ребята прозвища? На этот вопрос получила такие ответы: 1. Никогда не употребляю, так как для этого есть имя -14 человек. 2. Употребляю, если только человек не против - 21 человека. 3. Употребляю, даже если это не нравится человеку - 1 человек.

Фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый по повести Железнякова, - один из ярких примеров негативного воздействия прозвища. Оно стало одним из немаловажных факторов отношения к главной героине, 12-летней девочке, которое чуть ли не привело к трагедии. Лена, подобно своему дедушке, придает гораздо большее значение внутреннему содержанию и нравственному здоровью своей личности, чем своему внешнему виду. Испытывая на себе недоверие, зависть, недоброжелательность, непонимание или даже жестокость со стороны окружающих подростков, предательство мальчика, который вызвал в ней чувство первой любви, Лена показывает всем впечатляющий пример бескорыстия, прямоты, человеческого достоинства. А ведь все ее дразнили Чучело.

Выводы Итак, можно сделать вывод, что прозвище человека нечто большее, чем просто средство общения. Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.

Выводы: Прозвища – одна из форм общения в школьной среде. К 5о% ребят обращаются не по имени, 35% школьников считает прозвища нормальным явлением, 38% учеников негативно относится к прозвищам.

Проанализировав школьные прозвища, выяснив причину их появления, хочу предложить ребятам не реагировать на них болезненно, а отнестись к ним с определенной долей юмора.


Руководитель: Васильева А.К, учитель русского языка МОУ СОШ №42

Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя!- нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения,- фыркнул Шалтай- Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.

Л.Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»

Слайд 2

Слайд 3

Цель исследования:

  • Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 6, 7, 9 классов, проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Гипотеза:

  • Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?
  • изучить научно-популярную литературу по данной теме;
  • провести анкетирование с целью изучения особенностей и происхождения прозвищ;
  • выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;
  • составить картотеку школьных прозвищ;
  • проанализировать отношение школьников к прозвищам;
  • подобрать психологические рекомендации ребятам, не принимающим свое прозвище.
  • Слайд 4

    Этапы проекта

  • Слайд 5

    Cобственное имя

    • своеобразный социальный знак
    • словесный талисман
    • дается без участия носителя

    ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЗВИЩ

    • Личными именами наших предков до Х века служили различные признаки людей, их действия, а также предметы внешнего мира: Завьял - вялый, Балуш – баловник, Яруха – злой, Батура – упрямец.
    • После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян церковью вводятся личные имена в честь православных святых: Александр, Петр (греч.), Виктор, Марина, Татьяна (лат.); Святослав, Любовь (слав.)
    • После принятия христианства имена «дохристианские» стали даваться как прозвища за внешний вид, физические недостатки, определенные качества, по месту жительства, из-за суеверий: прозвища поселка Решетиха: Карсаки, Пирожок, Бублик.
  • Слайд 6

    Что такое прозвище?

    Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству.

    (Словарь под редакцией С.И.Ожегова)

    Слайд 7

    Чем же отличается прозвище от имени?

  • Слайд 8

    Группы прозвищных наименований

  • Слайд 9

    Школьные прозвища

    Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Они изобретаются детьми для детей и существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Иногда прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще перестают называть по имени. Есть довольно популярные прозвища – Плакса, Ябеда, Мелкий, Серый.

    Слайд 10

    Учащиеся считают…

  • Слайд 11

    Слайд 12

    КЛАССИФИКАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРОЗВИЩ УЧАЩИХСЯ

    • Если раньше прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству, то теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен, например, Кулаша (Сергей Кулагин), Дрон (Александр Дороничев),Хоттабыч(Антон Хабаров), Суслик(Аня Сулейманова), Карась(Михаил Каримов), Симон(Евгений Симонов), Матвей(Сергей Матвеев).
    • На втором месте находятся прозвища, данные школьникам по их внешнему виду:220 вольт, Песик, Длинноногая, Пудель.
    • Следующее место занимают прозвища, данные попоступкам, чертам характера и в зависимости от случая: Пушкобрюк, Гарик, Валя, Get-fan.

    Часть ребят выбрала себе прозвища - ники, используемые в интернет – общении: cafe, Niki, Kenny, dj Mix.

    Прозвища создаются школьниками очень активно, что объясняется психологическими свойствами детей переходного возраста – стремлением к необычному, новому.

    Слайд 13

    Слайд 14

  • Слайд 15

    Подведем итог

    • Прозвище человека - нечто большее, чем просто средство общения. Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными.
    • Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, является не только формой солидарности, но и, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.
    • Придумывает прозвища некто, кому детским сообществом разрешено присваивать прозвища. Попытки всех остальных оканчиваются неудачей.
    • Проанализировав наши школьные прозвища, выяснив причину их появления, мы бы хотели помочь ребятам не реагировать на них болезненно и обратиться при необходимости к советам психолога.
  • Слайд 16

    Говоря о меткости народного языка, нельзя не вспомнить замечательные слова Николая Васильевича Гоголя:

    «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя во все воронье горло, и скажет ясно, откуда вылетела птица. И нечего прибавить уже потом, какой у тебя нос или губы, - одной чертой обрисован ты уже весь с ног до головы».

    Слайд 17

    Использованная литература

    1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.
    2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.
    3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.
    4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1984.
    5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.
    6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984.
    7. Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. – М., 1980.

    Посмотреть все слайды