Цитаты о живописи и искусстве известной личности. Афоризмы о художниках и о живописи

Василий Иванович Суриков.
“А то раз ворону на снегу увидел. Сидит ворона на снегу и крыло одно выставила, чёрным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал”
“Суть исторической картины - угадывание”

Иван Николаевич Крамской.
О ходе работы Репина над картиной: “Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнёт писать по холсту словно в ярости какой-то”

“Что такое искусство? или поближе: что такое художники? Часть нации, свободно и по влечению поставившая себе задачею удовлетворение эстетических потребностей своего народа.”

“..высшею судебною инстанциею для художника всегда было и будет то впечатление, которое выносят тысячи зрителей от картины”.

И. Шишкин
“Каждый ученик летом должен писать этюды и в них со всех сторон изучать то, что он избрал своей специальностью; кроме того, как зимой, так и летом он должен иметь при себе записную книжку и альбом, чтобы приучиться зачерчивать в них все, что остановит на себе его внимание, а не полагаться на свою память и воображение… ”
“Пейзаж должен быть не только национальным, но далее местным. Порукой всему сказанному будет мой долголетний опыт и все мое желание послужить родному пейзажу, и надеюсь, что придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников”.

Валентин Александрович Серов.
“Я хочу таким быть - беззаботным, в нынешнем веке пишут все тяжёлое, ничего отрадного. Я хочу хочу отрадного и буду писать только отрадное”

Николай Петрович Крымов
“Говорят: искусство не наука, не математика, что это искусство, настроения и что в искусстве ничего нельзя объяснить - глядите и любуйтесь. По-моему, это не так. Искусство объяснимо и очнь логично, о нём нужно и можно знать, оно математично. В таком случае его можно и объяснить. Можно точно доказать, почему картина хороша и почему плоха ”

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
“Живописец, изучающий разноцветность вещей природы, тем самым постигает их взаимоотношения, определяет нахождение вещи в мире, - т.е. бытие вещи”

“Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения”.

Энгр
“Время берет на себя труд заканчивать мои произведения”.

“Цвет дополняет живопись украшениями, но она не больше чем придворная дама из свиты”

“Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок - это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка”.

“В каждой голове первое, что надо сделать, - это заставить говорить глаза”.

“Только в природе можно найти красоту, которая является великим объектом живописи; там-то и надо ее искать и нигде более”.

“Никаких угрызений совести, если вы копируете древних. Их произведения - это общее достояние, откуда каждый может брать то, что ему понравится. Они становятся нашей собственностью, когда мы умеем ими пользоваться, Рафаэль, неустанно подражая им, оставался самим собой”.

“Больше решительности в применении красок, больше гибкости в тонах. Больше беспорядка в позах пажей; они слишком рассчитаны. Позолота более светлая в тенях и более нежная. В общем меньше симметрии”.

“Никогда внешние контуры не должны углубляться… они выпуклые… Чтобы достичь совершенной формы, не следует прибегать к квадратным и угловатым объемам: надо создавать форму округлой и без выступающих внутренних деталей. Когда всего одна фигура в картине, ее надо моделировать рельефно и таким образом искать живописный эффект”.

“Меня упрекали, и, быть может, справедливо, что я слишком часто повторяю свои композиции, вместо того чтобы создавать новые произведения. Вот каковы мои соображения на этот счет: большинство любимых мною по сюжету работ казались мне заслуживающими того, чтобы затратить труд и сделать их еще лучше, повторяя или лучше отделывая их, как это часто случалось с моими первыми картинами и, между прочим, с “Сикстинской капеллой”. Когда художник в силу своей любви к искусству и затраченных им усилий имеет право надеяться оставить свое имя будущим поколениям, он неустанно будет стараться сделать свои произведения более прекрасными или хотя бы менее несовершенными. Примером для меня служит великий Пуссен, часто повторявший одни и те же сюжеты”.

“Рисунок содержит в себе более трех четвертей того, что представляет собою живопись. Если бы мне надо было поместить вывеску над моей дверью, я написал бы: “Школа рисования”, и я уверен, что создал бы живописцев”.

Константин Алексеевич Коровин
” Два-три тона взять точно вместе трудно, пять ещё труднее, а все точно взять, как ощущаешь своим глазом, - невероятно трудно. Воспитывай глаз сначала понемногу; потом пошире распускай глаз, а в конце все, что входит в холст, надо видеть вместе, и тогда, что не точно взято, будет фальшивить, как неверная нота в оркестре. Опытный художник всё видит одновременно, так же как хороший дирижёр слышит одновременно и скрипку, и флейту, и фагот, и прочие инструменты”
“Я люблю начинать с самых густых темных мест. Это не позволяет влезать в белёсость. Колорит будет насыщенный, густой.”

К. Юон
“Использование всего диапазона силы света, предельно допускаемое всей палитрой, и использование всего регистра красок и цветовых оттенков возможно лишь на почве знания различных приемов техники.
Эти оттенки и насыщение цветосилой и светосилой в живописи находятся в большой зависимости от фактурной подготовки на каждом этапе работы.
Живопись, не дышащая в каждом своем цвете тысячью обогащающих его оттенков, есть мертвая живопись.
Энергия красок, так же как и энергия формы и экспрессии, несет в себе и энергию воздействия.
Ученическая, робкая, хотя и искренняя, но протокольная работа есть только азбука искусства. Лишь тогда, когда живописец в результате долгих исканий доходит до двух-трех решительных ударов кисти, просто и четко разрешающих проблему формы и цвета, появляется необходимая степень убедительности. Лаконизм в живописи, как и в речи, часто желателен как кратчайший путь к исчерпывающей ясности: он изгоняет на прямолинейном пути своем все сомнительное, запутывающее и перегружающее”.

Эжен Делакруа
“Живопись - это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема. Музыка неосязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умалить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздается каждому по справедливости!”

“Если мы бросим взгляд на окружающую нас обстановку, будь это пейзаж или интерьер, мы заметим, что между вещами, представляющимися нашему взору, существует своеобразная связь, созданная окутывающей их атмосферой и разнообразными отражениями света, которые, так сказать, вовлекают каждый предмет в некую общую гармонию”

“Какое чудо – восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься.”

“Живопись - неболтливое искусство, и в этом, по-моему, ее немалое достоинство.”

“Самый упрямый реалист все же вынужден, передавая природу, прибегать к известным условностям композиции или манеры. Если говорить о композиции, то он не может просто взять отдельный кусок или даже несколько кусков и сделать из этого картину. Надо вложить в нее идею, дабы представить зрителю что-то большее, чем случайное соединение не связанных между собой частей, без этого не было бы искусства. Когда фотограф снимает пейзаж, вы всегда видите лишь одну часть, вырезанную из целого; край картины тут столь же интересен, как центральная часть; вы можете лишь вообразить себе весь пейзаж - видите же вы только кусок, который как будто выбран случайно. Второстепенное здесь притязает на такое же внимание, как и главное; чаще всего это второстепенное прежде всего бросается в глаза и оскорбляет их. Требуется больше снисхождения к несовершенству воспроизведения в фотографическом снимке, нежели к созданию творческого воображения. Фотографии, которые производят наибольшее впечатление, - это те, в которых в силу несовершенства самого способа точной передачи оставлены известные пробелы, места отдыха для глаза, которые позволяют ему сосредоточить внимание лишь на небольшом числе предметов. Если бы глаз обладал силой увеличительного стекла, фотография была бы невыносима: мы замечали бы все листья на дереве, все черепицы на крыше, а на черепицах весь мох, всех насекомых и т. д. А что сказать о неприятных видах, какие порождает реальная перспектива, - менее неприятны они, пожалуй, в пейзаже, где части, выступающие вперед, могут быть увеличены, даже сверх меры, не оскорбляя зрения так, как это получается с человеческими фигурами! Самый упрямый реалист должен исправлять в картине эту негибкость перспективы, искажающую вид предметов именно в силу своей точности.”

“Художники, не являющиеся колористами, занимаются раскрашиванием, а не живописью. Живопись, в собственном смысле слова, если речь идет не об одноцветных картинах, содержит в себе идею цвета как одну из необходимых ее основ наряду со светотенью, пропорцией и перспективой”.

Павел Петрович Чистяков
“Техника - это язык художника; развивайте её неустанно, до виртуозности. Без неё вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту.”

Гюстав Моро
“Бог - Неизмеримое, и я чувствую Его в себе. Только в него я верю. Я не верю ни в то, что я осязаю, ни в то, что вижу. Мой мозг, мой разум кажутся мне лишь краткой сомнительной реальностью. Только моё внутреннее чувство я считаю вечным и определённым”.

“Обратитесь к великим мастерам. Они учат нас не создавать бедного искусства….”

“Цвет должен быть продуман, вдохновлён, вымечтан”.

“Вся ценность моих работ состоит в том, что я приоткрыл для них дверь, ведущую к таинству. Я сочинил образы, и теперь они должны развиваться сами”

“Небо сквозь ветки, это - жемчуг и драгоценные камни

“Живопись - это страстное молчание.”

Николай Михайлович Ромадин
“Весь секрет - в общей светосиле. Свет исходит как бы изнутри самого холста. Посмотри на венецианцев, у них всё залито единым светом, причём как будто художник пишет одной краской. Почему же, всё-таки, внутри единого золотого колорита возникает ощущение красной драпировки или зелёной листвы? Тициан только тень насыщает цветом, а свет на всей картине пишет практически одной краской, одним тоном. Сохраняется одновременно плоскость картины, глубина и игра света!”

Ван Гог
“Когда пытаешься добросовестно следовать за великими мастерами, видишь, что в определённые моменты все они глубоко погружаются в действительность. Я хочу сказать, что так называемые творения великих мастеров можно увидеть в самой действительности, если смотреть на неё теми же глазами и с теми же чувствами, что они… Действительность - вот извечная основа подлинной поэзии, которую можно найти, если искать упорно и вскапывать почву достаточно глубоко…”

Леонардо да Винчи
“Жалок тот мастер, произведение которого опережает его суждение; тот мастер продвигается к совершенству искусства, произведения которого превзойдены суждением”

“Живопись должна быть поставлена выше всякой деятельности, ибо она содержит все формы, как существующие, так и не существующие в природе… Ею сохраняют красоты, которые время и природа делают быстротечными, ею мы сохраняем образы знаменитых людей”

“Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат”

“Живопись - это немая поэзия, а поэзия - это слепая живопись.”

“Живописец не должен пытаться быть универсальным,так как он много теряет в достоинстве от того,что одну вещь делает хорошо,а другую плохо…”

“Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу,которое отражает все противопоставленные ему предметы,не обладая знанием их.”

“Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства.”

“Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод…”

“Живопись спорит и соревнуется с природой.”

“Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.”

“Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника.”

“Волнующееся море не имеет всеобщего цвета, но кто смотрит на него с земли, тот видит его темного цвета, и тем более темным, чем оно ближе к горизонту. Отсюда же он видит некоторую светлоту, или блики, которые медленно движутся, подобно белым овцам в стаде. Тот же, кто смотрит на море, находясь в открытом море, тот видит его синим. Это происходит оттого, что с земли море кажется темным, так как видишь на нем волны, которые отражают темноту земли; в открытом же море они кажутся синими, так как ты видишь в волнах синий воздухе, отраженный этими волнами”.

“Тот белый предмет будет казаться белее, который будет на более темном фоне, а более темным будет казаться тот, который будет на более белом фоне. Этому нас научили снежные хлопья: если мы их видим на фоне воздуха, то они кажутся нам темными, а если мы их видим на фоне какого-нибудь открытого окна, через которое видна темнота тени этого дома, тогда этот снег кажется чрезвычайно белым”.

“Прекрасное зрелище создает солнце, когда оно на закате. Оно освещает все высокие здания городов и замков, а также высокие деревья в открытом поле и окрашивает их в свой цвет; все же остальное, вниз от них, остается малорельефным, так как, освещенное лишь воздухом, оно мало отличается в своих тенях от своих светов и поэтому не слишком отделяется; те же предметы, которые среди этого наиболее возвышаются, задеваются солнечными лучами и, как сказано, окрашиваются в их цвет. Поэтому ты должен взять ту краску, которой ты делаешь солнце, и примешивать ее к каждой светлой краске, которой ты освещаешь эти тела”.

“У зданий, видимых на большом расстоянии вечером или утром в тумане или плотном воздухе, обнаруживается только светлота их освещенных солнцем частей, обращенных к горизонту; те же части названных зданий, которые невидимы для солнца, остаются почти цвета средней темноты тумана”.

Пабло Пикассо
“Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?”

“Живопись - занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.”

“Зачем пытаться понять искусство? Вы же не пытаетесь понять, о чем поет птица…”

В студию Пикассо пришла миллионерша. 3аинтересовалась картиной, написанной в кубической манере:
- А что здесь нарисовано?
- Двести тысяч долларов - ответил художник.

Когда у Пикассо спросили, почему он не украшает свой дом
своими же картинами, он ответил: “они мне не по карману!”

Я заканчиваю ваш портрет, - сказал Пикассо человеку, которого рисовал. - А теперь постарайтесь быть похожим на него.

Пикассо водит гостей по своей выставке.
- Это мой автопортрет. А это портрет моей жены.
- Надеюсь, у Вас нет детей?

“Художник - это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник - это человек, который продает то, что пишет”

“Есть художники, превращающие солнце в жёлтое пятно. Но есть и те, кто, используя своё искусство и ум, превращают жёлтое пятно в солнце”

“И среди людей больше копий, чем оригиналов.”

“Если бы мой муж когда-нибудь встретил на улице женщину, похожую на женщин с его картин, он бы тут же упал в обморок и потерял сознание.”
Госпожа Пикассо

С. Дали
“Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист - это я”

“Написать картину - это либо легко, либо вообще невозможно”

“Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший.”

Фаворский
Художник-иллюстратор Фаворский, когда делал иллюстрации к книгам, пририсовывал в уголке собачку. Когда редактор начинал возмущаться, к чему здесь собачка, тот каждый раз доказывал, что собачка просто необходима для данной иллюстрации. Но в итоге, покончив со спорами соглашался убрать собачку с картинки. Когда его спросили, зачем ты каждый раз рисуешь эту собачку, он ответил: “А если бы не было собачки, так он бы к чему-нибудь еще придрался”

О. Роден
“В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота – это правда, которая становится зримой.”

Р. Г.де ла Серна
“Пейзажист может работать спокойно - природа никогда не настаивает на сходстве.”

А. Матисс
“Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык.”

С.Н. Рерих
“Свет искусства окажет влияние на многочисленные сердца, озарит их новою любовью. Сначала это чувство будет неосознанным, но затем оно очистит человеческое сознание”.

Дега
“Рисунок - не форма, но способ в и дения ее”.

Жан Шарден
“Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими”

“Пользуются красками, но пишут чувствами.”

К Корро
“Помните всегда о массах, об обшем, о том, что вас поразило. Не забывайте о первом впечатлении, взволновавшем вас. Рисунок это первое, чего надо добиваться. Потом валеры отношения форм и валлеров. Вот это точки опоры. Потом цвет. Наконец выполнение. Если вы хотите написать этюд или картину, постарайтесь добросовестно найти форму.После того как вы напрягли для этого все свои силы, переходите к валерам. Ищите их вместе с массой. Будьте добросовестны. Хорошо употреблять такой прием: если у вас белый холст, начинайте с самого темного тона. Следуйте по порядку до самого светлого. Начинать с неба нелогично.”

“Цвет для меня имеет второстепенное значение, так как больше всего я люблю целое,гармонию тонов, а цвет иногда вносит резкость, чего я не люблю.”

“Я никогда не тороплюсь переходить к деталям. Меня интересуют прежде всего массы и характер картины. Когда это уже установленно, я начинаю искать тонкости формы и цвета. Я все время работаю над этим, не отвлекаясь ничем и не придерживаясь системы.”

“В картине всегда бывает одна самая освещенная точка, и она должна быть единственной. Вы можете поместить ее где угодно: на облаке, в отражении в воде или на чепчике, но должен быть только один тон этой силы.”

М. Боскини о Тициане
“..Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Я сам видел такие энергично сделанные подмалевки, исполненные густо насыщенной кистью, в чистом красном тоне, который призван был наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырех мазков, вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры. Подобного рода наброски настолько пленяли наиболее строгих ценителей, что многие стремились их приобрести, желая проникнуть в тайны живописи. Заложив эти драгоценные основы, он поворачивал свои картины лицом к стене и порой оставлял их в таком положении месяцами, не удостоив их даже взглядом; когда он брал их снова в работу, он разглядывал их с суровым вниманием, точно это были его злейшие враги, дабы увидеть в них какие-либо недостатки. И по мере того как он открывал черты, не соответствовавшие его тонкому замыслу, он принимался действовать, подобно доброму хирургу, без всякой жалости удаляющему опухoли, вырезающему мясо, вправляющему руки и ноги. Работая таким образом, он корректировал фигуры, доводя их до той высшей гармонии, которая способна была выразить красоту природы и искусства. Чтобы дать возможность высохнуть картине, он быстро переходил к следующей, производя над ней аналогичную операцию. Выбрав надлежащий момент, он покрывал затем эти остовы, представлявшие своеобразный эстракт из всего наиболее существенного, живым телом, дорабатывая его посредством ряда повторных мазков до такого состояния, что ему, казалось, недоставало только дыхания. Никогда он не писал фигур alla prima, имея обыкновение утверждать, что импровизатор не может сочинить ни умного, ни правильно сложенного стиха. Последние ретуши он наводил ударчикади пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам и втирая один тон в другой. Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место, либо же лессировал красным тоном, точно каплями крови, в целях оживления живописной поверхности. Именно так доводил он до полного совершенства свои фигуры.”

И. Левитан
“Природу копировать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей”.

“Окончить картину иногда очень трудно - боишься испортить одним мазком. Вот и стоят они, “дозревают”, повернутые к стене. Нужно работать быстро, но не спешить заканчивать. Чтобы закончить, иногда нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь”.

“Тон может звучать, но не краска, в природе нет краски, а есть тон”.

“Мы еще не вполне владеем умением связывать, обобщать в пейзаже землю, воду и небо; все отдельно, а вместе, в целом, это не звучит. Ведь самое трудное это постичь в пейзаже верное отношение земли, неба и вода”.

“Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало, и если вы по-настоящему, серьезно почуствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине отобразится правильное и полное впечатление виденного”.

“Видите ли, нужно иногда забывать о написанном, чтобы после еще раз посмотреть по- новому. И сразу станет видно, как много еще не сделано, как упорно и много еще надо работать над картиной. Я сейчас снимаю лишнее, именно то, что заставляет кричать картину”.

“Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей.
Ищите общее, живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами. Не увлекайтесь мелочами и деталями, ищите общий тон.
Из чего сделаны ваши цветы, что это: бумага, тряпка? Нет, вы почувствуйте, что они живые, что налиты соком и тянутся к свету; надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами.
Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов. Работа по памяти приучает выделять те подробности, без которых теряется выразительность, а она является главным в искусстве. Если не удалось, наблюдайте еще раз, пока не добьетесь”.

Микеланджело
“Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело”.

Г. Савицкий
“Если вы начнете этюд во всю силу цвета, вам все время работу придется вести на неточностях в цветовых отношениях, что всегда стесняет художника. Лучше сначала взять сдержаннее, с тем чтобы под конец положить блестящий мазок. Преждевременное использование диапазона палитры, загромож-денность палитры множеством тонов пользы не приносят. Нужно возможно скупее расходовать те средства, которыми вы обладаете, а то можно такие “фейерверки” дать сразу на холсте, что потом сами не разберетесь и не объедините гамму в одно целое. Поэтому ведите этюд осмотрительно, на сдержанной палитре, используя в отдельных случаях наиболее звучные тона. Эти звучные тона на серой сдержанной гамме будут играть, как драгоценные камни. Если вся палитра выложена на холст, то все в этюде горит одинаково, все ярко, все тона кричащие, а выразительности и правды - никакой.
Отношение к палитре должно быть очень обдуманное. У большого мастера мы часто видим очень скромную палитру, но зато произведение поражает своей красочностью.
Как целесообразнее начинать писать пейзаж: с первого или второго плана? Это зависит от того, что в живописном отношении является ведущим, то есть на чем строится вся тональность этюда. Может получиться такое положение, что как раз на горизонте при стыке неба с землей и находится живописный лейтмотив всей вещи. В таком случае, в первую очередь, эти отношения и нужно решить, их, прежде всего, и берите, и уже к этому добавляйте все остальное. А может этюд построиться и так, что основным будет первопданное пятно, а затем дальнейшее пространство пейзажа. В этом случае начинайте отталкиваться от первого плана, подчинив ему все остальное.
Художник может преследовать разные задачи, используя различные приемы. Мы знаем образцы прекрасных произведений, где видим очень тщательную проработку натуры, очень подробную моделировку, и от этого вовсе не разрушается целое. Вспомните пейзажи Шишкина. И в то же время мы зачастую видим очень свободное, широко написанные пейзажные мотивы без проработки деталей, но вместе с тем они очень звучны и свежи по живописи, очень выразительны по своему содержанию. Вспомните пейзаж Рылова “Зеленый шум” и другие. Все зависит от того, какую цель преследует художник”.

Г. Нисский
“…В моей работе над пейзажем организация пространства имеет колоссальное значение. Понятие пространства не совпадает с понятием линейной перспективы, пересчитыванием планов от носков башмаков до горизонта. Я говорю об организации пространства ритмом силуэтов, цветом; продумываю и компоную вещь в целом, отбрасывая второстепенное, подчеркивая то, что считаю главным, делая планы светлее или темнее в зависимости от того, как этого требует общее решение. Стремлюсь к цветовой насыщенности, цветовой напряженности, психологическому действию цвета”.

Альфред Сислей
“После сюжета как такового к интереснейшим свойствам пейзажа относятся движение, жизнь.
Оживление полотна - одна из величайших трудностей живописи. Наделить произведение искусства жизнью - в этом, безусловно, одна из необходимейших задач истинного художника. Все должно быть направлено к этой цели: форма, цвет, фактура. Впечатления творящего художника должны быть животворными, и лишь такие впечатления возбуждают зрителя. И хотя пейзажист должен оставаться господином своего ремесла, фактура, доведенная до максимума живости, должна и зрителю передавать то впечатление, которым охвачен художник”.

Обязательно почитайте цитаты художников. Эти люди имеют нестандартный взгляд на вещи, который может обогатить наше восприятие действительности. В этом смысле цитаты великих художников ценнейшая вещь и читать их надо внимательно.

Небо сквозь ветки, это — жемчуг и драгоценные камни.
Гюстав Моро

Свободный художник творит без договора.
Ханс Георг Гадамер

Живопись — это страстное молчание.

Гюстав Моро

Конечно, не все высказывания художников собраны на этой странице, но это одни из самых интересных.

Художник - это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник - это человек, который продает то, что пишет.
Пабло Пикассо

Художник на то и художник, чтобы не полемизировать, не критиковать, а творить.
Бенедетто Кроче

Я еще ничего не могу, зато я умею учиться.

Микеланджело Буонарроти

Задача художника - отделить правду от притворства.
Огюст Роден

Техника — это язык художника; развивайте её неустанно, до виртуозности. Без неё вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту.
Павел Чистяков

Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков.
Огюст Роден

Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого - еще меньше.

Пабло Пикассо

Художник, создающий образ, не является его признанным интерпретатором.
Ханс Георг Гадамер

Обратитесь к великим мастерам. Они учат нас не создавать бедного искусства….
Гюстав Моро

Живопись ревнива и не терпит соперниц; она заменяет мне жену и доставляет совершенно достаточно домашних хлопот. Моими детьми будут мои произведения.
Микеланджело Буонарроти

Художник, ты не оратор! Так что помолчи и займись-ка лучше делом.
Сальвадор Дали

Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению — и вас всегда будут уважать.
Сальвадор Дали

Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника.

Леонардо да Винчи

Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат
Леонардо да Винчи

Пользуются красками, но пишут чувствами.
Жан Шарден

Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.
Микеланджело

В каждой голове первое, что надо сделать, — это заставить говорить глаза
Энгр

Так же есть у художников цитаты про искусство, про их непосредственное занятие и о нем у каждого из них есть свое мнение. Поэтому, читайте цитаты художников и знакомьтесь с их взглядом на мир.

Живопись - занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.

Позвольте вас спросить как художник художника: Вы рисовать умеете?

Всякий портрет, написанный с любовью, – это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник.

Увидел - и запало в душу, и через кисть проявилось на холст. Это живопись. И то же самое - любовь. (Сальвадор Дали)

Художник - это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник - это человек, который продает то, что пишет. (Пабло Пикассо)

Цитаты про живопись и художников и картины (Пабло Пикассо)

Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого - еще меньше. (Пабло Пикассо)

Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц? (Пабло Пикассо)

Мир сегодня не имеет смысла. Так почему я должен рисовать картины, в которых смысл есть? (Пабло Пикассо)

Картина, которую хвалят больше, чем десять процентов публики, подлежит сожжению. (Джордж Бернард Шоу)

Картина - стих, только без слов. (Квинт Гораций Флакк)

Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат. (Леонардо да Винчи)

Художник - лжец, но искусство - правда. (Андре Моруа)

Хорошие художники копируют, великие – воруют идеи у Бога. (Пабло Пикассо)

Люди, как правило, не любят сумасшедших, если только те не умеют красиво рисовать. (Мэтт Хейг)

Писать картины - профессия, продавать их - искусство. (Анри Жоансон)

Жажда наживы не создала еще ни одного художника, но погубила многих (Вашингтон Олстон)

Эмоции или чувства - это единственная вещь в картинах, которую я нахожу интересной. Все, что сверх этого, это всего лишь трюк (Кристофер Андерсон)

Призвание художника - озарять светом глубины человеческой души (Роберт Шуман)

Научить живописи невозможно. Её можно только открыть (Пабло Пикассо)

Картины других художников можно назвать картинами, картины же Рафаэля - сама жизнь (Джорджо Вазари)

Картины покупают не потому, что они нравяться; напротив, картины нравятся, потому что их покупают (Жорж Фейдо)

Картина в музее слышит больше глупостей, чем кто бы то ни было в мире. (Эдмон Гонкур)

Картина - это поэма без слов. (Гораций)

Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший. (Сальвадор Дали)

Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру - разбить, но как поступить с фасадом дворца? (Дени Дидро)

Во фразе: «Картины Пикассо - это мазня» - о Пикассо не сказано ничего, зато о говорящем - все. (Жан Кокто)

Картина - посредник между предметом или явлением и мыслью. (Сэмюэл Колридж)

Красота не в том, что и как изображено на картине, - а в прочувствованной художником необходимости изобразить виденное. Сама эта необходимость порождает силу, потребную для выполнения задачи. (Милле)

По-моему, лучше ничего не сказать, чем выразиться неудачно. (Милле)

Картину надо кончать в раме. Она должна гармонировать со своей рамой и сохранять гармонию в самой себе. (Милле)

Современная живопись - это когда покупаешь картину, чтобы закрыть дыру в стене, и приходишь к выводу, что дыра выглядит лучше. (Роберт Орбен)

Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший
Сальвадор Дали
Картина в музее слышит больше глупостей, чем кто бы то ни было в мире.
Эдмон Гонкур
Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру - разбить, но как поступить с фасадом дворца?
Дени Дидро
Писать картины - профессия, продавать их - искусство.
Анри Жоансон
Картины покупают не потому, что они нравяться; напротив, картины нравятся, потому что их покупают.
Жорж Фейдо
Любитель - это человек, это человек вынужденный где-то работать, чтобы иметь возможнсть писать картины, а профессионал - это человек, который имеет возможность писать картины, потому что у него есть работающая жена.
Бен Шан
Какую картину я стану спасать, если в Национальной галерее начнется пожар? Ту, что поближе к выходу.
Бернард Шоу
Картина, которую хвалят больше, чем десять процентов публики, подлежит сожжению.
Бернард Шоу
Заниматься живописью, не имея таланта, - то же, что оплодотворять волны.
Паоло Веронезе
Живопись - неболтливое искусство, и в этом, по-моему, ее немалое достоинство.
Эжен Делакруа
Какое чудо - восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься!
Эжен Делакруа
Живопись - это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверхэстетических образцов конкретной иррациональности.
Сальвадор Дали
Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда.
Сальвадор Дали
Во фразе: «Картины Пикассо - это мазня» - о Пикассо не сказано
ничего, зато о говорящем - все.
Жан Кокто
Картина - посредник между предметом или явлением и мыслью.
Сэмюэл Колридж
Спросили одного живописца, почему, в то время, как он делает такие прекрасные фигуры, являющиеся предметами мертвыми, - по какой причине сделал он детей своих столь безобразными. На что живописец ответствовал, что картины он делает днем, тогда как детей ночью.
Леонардо да Винчи
Живописец не должен пытаться быть универсальным, так как он много теряет в достоинстве от того, что одну вещь делает хорошо, а другую плохо...
Леонардо да Винчи
Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их.
Леонардо да Винчи
Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства.
Леонардо да Винчи
Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи
Современная живопись - это когда покупаешь картину, чтобы закрыть дыру в стене, и приходишь к выводу, что дыра выглядит лучше.
Роберт Орбен
Портрет должен быть картиной и характеристикой лица.
Илья Репин
Горе тому художнику, который стремится показать свой талант, а не свою картину!
Ромен Роллан
Вздыбленные лошади на картинах старых мастеров походят на кенгуру.
Марк Твен
Живопись ревнива и требует, чтобы человек принадлежал ей весь целиком.
Микеланлдело
Живопись - это страстное молчание.
Густав Моро
Неважно, насколько плохо вы рисуете, до тех пор, пока вы рисуете плохо не так, как другие.
Джордж Мур
Женская одежда - живопись, мужская одежда - скульптура.
Барнетт Ньюмен
В живописи кто, нарисовавши лицо, прибавляет еще кое-что, тот делает картину, а не портрет.
Блез Паскаль
Как тщеславна живопись, вызывающая удивление сходством с оригиналом, который никого не удивляет.
Блез Паскаль
Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого - еще меньше.
Пабло Пикассо
Живопись - искусство, на которое можно смотреть; скульптура - искусство, вокруг которого можно обойти; архитектура - искусство, сквозь которое можно пройти.
Дэн Райе
Живопись - это искусство, при помощи которого художник изображает страсть через черты лица и положение тела и волнует зрителя своим отношением к сюжету, сочувственным и ироническим.
Фредерик Стендаль

В современном искусстве разобраться легко: что висит на стене - живопись; что можно увидеть сзади - скульптура.
Неизвестный мыслитель

АФОРИЗМЫ О ХУДОЖНИКАХ И О ЖИВОПИСИ


Евгений Малахов

* Какую картину я стал бы спасать, если в Национальной галерее начнется пожар? Ту, что поближе к выходу. (Бернард Шоу)

* Творчество - разность между чьим-нибудь счастьем и общим несчастьем. (В.Хлебников)

* Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. (А. Чехов)

* Источник нашей созидательности в слабости; человек творит, чтобы компенсировать то, чего ему не хватает. (Э.Хоффер)

* Творчество - победа над похотью жизни. (Н. Бердяев)

* Нынешнее творчество на всех поприщах, за исключением наук, напоминает мне электричество - яркий свет без огня. (А. Рубинштейн)

* Творческий подход - это когда совершаешь ошибки. Искусство - это когда знаешь, какую из них нужно сохранить. (С.Адамс)

* Ущемление творчества является признаком падения человечества. (Н. Рерих)

* Подлинно хорошая живопись чарует нас до тех пор, пока ее не начнут хвалить другие. (Люк де Клапье Вовенарг)

* Творчество - переход небытия в бытие через акт свободы. (Н. Бердяев)

* Произведение искусства - это уголок мироздания, увиденный сквозь призму определенного темперамента. (Эмиль Золя)

* У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество. (Д. Голсуорси)

* Прямая обязанность художника - показывать, а не доказывать. (Александр Блок)

* Творчество обычно превращает первую половину жизни во вторую. (В.Лукьянов)

* Если дать творческую свободу петуху, он все равно будет кукарекать. (С. Довлатов)

* Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение. (С. Моэм)

* Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех. (Пастернак)

* Творчество - это страсть, умирающая в форме. (М. Пришвин)

* Живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это разряды силы, родившиеся в пламени единого костра. (Р. Роллан)

* Живопись - неболтливое искусство, и в этом, по-моему, ее немалое достоинство. (Эжен Делакруа)

* Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства. (Леонардо да Винчи)

* Творчество - всегда риск. (А. Рюноскэ)

* Творить - значит убивать смерть. (Ромен Роллан)

* Рисовать - значит видеть пропорции. (Неизвестный мыслитель)

* Карьера художника подобна карьере куртизанки: сначала для собственного удовольствия, потом для чужого, и наконец ради денег. (Марсель Ашар)

* Истинным художникам равно удаются типы и негодяев и порядочных людей... (Виссарион Белинский)

* Недостатки всегда там, где оканчивается творчество и начинается работа. (Виссарион Белинский)

* Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство безгранично. (Л. Бетховен)

* Дело художника - восстанавливать связь, расчищать горизонты от той беспорядочной груды ничтожных фактов, которые, как бурелом, загораживают все исторические перспективы. (Александр Блок)

* Господь Бог живет в деталях. (Аби Варбург)

* Кисть, которую водит художник, должна быть обмочена в разуме, подобно тому как грифель Аристотеля, о котором кто-то сказал: он дает больше думать, чем показывать глазу. (Иоганн Иоахим Винкельман)

* Если ты истинный художник - ты не позволишь себе уйти из жизни в дни расцвета таланта своего соперника. (Михаил Генин)

* В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант. (Иоганн Вольфганг Гёте)

* Выдающийся художник часто не может судить ни о своих, ни о чужих произведениях. (Иоганн Вольфганг Гёте)

* Каждый художник, который изображает небо зеленым, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации. (Адольф Гитлер)

* Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда. (Сальвадор Дали)

* Разница между мной и сумасшедшим состоит в том, что я не сумасшедший. (Сальвадор Дали)

* Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист - это я. (Сальвадор Дали)

* Совершенно очевидно одно - то, что я ненавижу простоту во всех ее формах. (Сальвадор Дали)

* Художник думает рисунком. (Сальвадор Дали)

* Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы. (Дени Дидро)

* В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного. (Дени Дидро)

* Почему произведения античных художников так величавы? Потому что они посещали философические школы. (Дени Дидро)

* Когда художник принимает решение разделить участь всех, он утверждает себя как личность. (Альбер Камю)

* На беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Александра Македонского. (Козьма Прутков)

* Поощрение так же Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника. (Леонардо да Винчи)

* Высшая похвала художнику - это когда перед его произведением забываешь о похвалах. (Готхолъд Эфраим Лессинг)

* В некоторых источниках вдохновения музы моют ноги. (Станислав Ежи Лец)

* Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык. (А. Матисс)

* Артист, художник, поэт или музыкант своим возвышенным или прекрасным удовлетворяет эстетическое чувство; но это варварское удовлетворение, оно сродни половому инстинкту, ибо он отдает вам еще и самого себя. (Сомерсет Моэм)

* Всякий художник - несчастный влюбленный. А несчастные влюбленные любят рассказывать свою историю. (Айрис Мердок)

* Для художника, если только он не отличается исключительной добросовестностью, склонность к мотовству опасна, ибо тогда он не в силах противиться соблазну и борется за любые поделки, лишь бы за них хорошо платили. (Андре Моруа)

* Художник - лжец, но искусство - правда. (Андре Моруа)

* Неважно, насколько плохо вы рисуете, до тех пор, пока вы рисуете плохо не так, как другие. (Джордж Мур)

* Дело художника - рождать радость. (Константин Паустовский)

* Все имеют право меняться, даже художники. (Пабло Пикассо)

* Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого - еще меньше. (Пабло Пикассо)

* Художественное течение побеждает только тогда, когда его берут на вооружение декораторы витрин. (Пабло Пикассо)

* Художник - это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник - это человек, который продает то, что пишет. (Пабло Пикассо)

* Когда художники становятся слепыми по отношению к общественным течениям своего времени, тогда очень сильно понижается в своей внутренней стоимости природа идей, выражаемых ими в своих произведениях. (Георгии Плеханов)

* Без чувства современности художник останется непризнанным. (Михаил Пришвин)

* Есть момент обязательный в творчестве, когда художник судит весь мир по себе. (Михаил Пришвин)

* В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота - это правда, которая становится зримой. (Огюст Роден)

* Истинный художник выражает то, что думает, не страшась столкнуться с вековыми предрассудками. (Огюст Роден)

* Горе тому художнику, который стремится показать свой талант, а не свою картину! (Ромен Роллан)

* Каждому художнику желанны рукоплескания. Похвалы современников - это самая драгоценная часть его награды. (Жан Жак Руссо)

* Художник должен ходить в музей, но жить в музее может только педант. (Джордж Сантаяна)

* Великий художник - это мертвый художник. («Закон Тиссена»)

* Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. (Лев Толстой)

* Большинству наших современных портретистов суждено полное забвение. Они никогда не передают того, что видят. Передают они то, что видит публика, а публика не видит ровным счетом ничего. (Оскар Уайльд)

* Знай же, художник, что нужны во всем простота и единство. (Квинт Гораций Флакк)

* Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым. (Гюстав Флобер)

* Искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником. (Анатоль Франс)

* Не надо особенно бояться приписывать художникам прошлого тот идеал, которого они никогда не имели. Восхищение невозможно без примеси иллюзии, и понимать совершенное произведение искусства - значит в общем заново создавать его в своем внутреннем мире. (Анатоль Франс)

* «Сначала думать, потом говорить» - девиз критики; «сначала говорить, а потом думать» - девиз творчества. (Эдуард Морган Форстер)

* Искусство живописи - это искусство выражать невидимое через видимое. (Фромантен)

* Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца. (Микеланджело)

* Живопись ревнива и не терпит соперниц; она заменяет мне жену и доставляет совершенно достаточно домашних хлопот. Моими детьми будут мои произведения. (Микеланджело)

* Кисть, которой водит художник, должна обмакиваться в разум: о грифеле Аристотеля говорили, что он больше оставлял для мысли, чем для глаз. (И. Винкельман)

* Как тщеславна живопись, вызывающая удивление сходством с оригиналом, который никого не удивляет. (Б. Паскаль)

* Все цвета хороши, надо только уметь писать ими. (Г. Флобер)

* Произведение искусства говорит само за себя - если есть,кому говорить. (С. Лец)

* Художник пишет не то, что видит, а то, что будут видеть другие. (Поль Валери)

* Картина, которую хвалят больше, чем десять про­центов публики, подлежит сожжению. (Джордж Бернард Шоу)

* Во фразе: «Картины Пикассо - это мазня» - о Пи­кассо не сказано ничего, зато о говорящем - все. (Жан Кокто)

*Разве Рафаэль не был бы гением живописи, если бы он, на беду, родился без рук? (Готхольд Лессинг)

*Лессинг говорит: «Если Рафаэлю отрезать руки, он все же останется живописцем». Точно так же мы могли бы сказать: «Если господину** отрезать голову, он все же остался бы живописцем», - он продолжал бы пи­сать и без головы, и никто бы не заметил, что головы у него и вовсе нет. (Генрих Гейне)

* То, что я слышу, не имеет значения; важно то, что я вижу, особенно когда закрываю глаза. (Джоржо ди Чирико, художник сюрреалист)

*Хороший художник способен нарисовать бегуна без ног. (Карл Краус)

* Картины покупают не потому, что они нравятся; напротив, картины нравятся, потому что их покупают. (Жорж Фейд)

* Хороший портрет не тот, что похож на модель, а тот, что не похож ни на кого другого. (Жан Прево)

* Каждый раз, когда я пишу портрет, я теряю друга. (Джон Сарджент)

* Пейзажист может работать спокойно - природа никогда не настаивает на сходстве. (Рамон Гомес де ла Серна)

* Легче попасть на небеса, чем написать их. (Ян Цыбис)

* Художник примитивист - это любитель, чьи кар­тины хорошо продаются. (Энн Мозес)