Народные танцы в италии. Без заголовка. Влияние Ренессанса: новые па и балли

Как и во многих странах мира, на территории Италии имеются традиции в танцевальном искусстве, которые стараются поддерживать и не забывать.

Те, кто был подростком в 80-х и 90-х годах помнит, какой популярность пользовалось диско. По всем модным клубам Европы гремели популярные заводные мелодии, а молодежь лихо отплясывали зажигательные танцы, движения которых знали все. Однако те годы прошли, а вместе с ними ушла и мода на подобные танцы. Сегодня уже никто не помнит, как их нужно танцевать.

Это заставляет предположить, что современные популярные клубные танцы никто и не вспомнит через 10-20 лет. Тем не менее, существуют некоторые виды музыки и танцевальных стилей, которые остаются неизменными на протяжении столетий. Это происходит потому, что подобные традиционные танцы глубоко укоренились в культуре страны, став частью ее исторического наследия.

Традиции танцев в Италии

В течение всей истории в Италии существовали традиции передачи танцев и песен от одного поколения к другому. Эти фольклорные танцы стали живым свидетелем древней местной культуры и наследия. Они часто исполняются в небольших деревнях, где никакие современные веяния не могут повлиять на них. Танец любви, танец ухаживания, ряд танцев, исполняемых при уборке сельскохозяйственных культур и сборе винограда: существовал танец для каждого случая. Танец был не только истинным средством коммуникации между людьми, но и основной формой самовыражения.

Естественно, региональные фольклорные танцы отличаются друг от друга, но у них есть один общий знаменатель: они появились, чтобы выразить чувства. Танцы считались настоящим волшебным средством, которое могло повлиять на характер и настроение любого человека.


Фольклорные танцы в Италии сегодня

Тому, кто приходит в гости к итальянцам (особенно в деревнях), стоит знать о некоторых из традиционных танцев, потому что темпераментные итальянцы, наверняка, вовлекут гостя за собой в пляс.

Основными принципами итальянских народных танцев являются чувство ритма, чувство пространства и партнера и манера исполнения. Характерной чертой для всех итальянских танцев является быстрота движений и их простота. Также практически во всех традиционных танцах встречаются постоянные переходы со всей стопы на носок.


Основными особенностями итальянских танцев с их многовековой историей являются скорость движений, простота движений, а также чувство ритма. Причем, речь идет не столько о народных, как о традиционных танцах, ведь в каждом регионе Италии есть свой уникальный танец.

Танец Тарантелла

Тарантелла - тип танца, характерный для южных регионов страны. Первоначально он был связан с явлением «тарантизм» – массовыми истерическими эпидемиями в Германии, Голландии и Италии. Этот психоз выражался в виде продолжительных, буквально доводящих до изнурения судорог и непреодолимого желания танцевать. Именно этот танец назывался тарантеллой. Считалось, что к подобным судорогам приводит укус тарантула, а танец был создан, чтобы имитировать судорожные движения укушенного – якобы только такая стремительная необузданная пляска могла разогнать кровь и спасти от яда.

С некоторыми вариациями и небольшими различиями в костюмах, Тарантелла встречается в нескольких регионах Италии, причем в каждом городе или регионе под нее есть своя музыка.


На самом деле существуют различные виды тарантеллы, которые были названы в честь их места происхождения. Наиболее известными являются тарантелла неаполетана, тарантелла калабрезе, тарантелла сицилиана, тарантелла пульезе, тарантелла лукана.

Этот тип фольклорного танца широко распространен практически по всему югу Италии, Различия кроются не только в названиях, но и в музыке, а также движениях (но обязательно танец темпераментный и быстрый). Тарантеллу танцуют как соло, так и в паре. В 17 веке для тарантеллы был характерен музыкальный размер 2/4 или 4/4, но позже более традиционным стал размер 3/8 или 6/8. Некоторые местные разновидности тарантеллы получили большую популярность и распространение, чем другие: это касается, в первую очередь, тарантелле из Пиццики, Апулии или Неаполя. Большинство из подобных региональных версий танца, как правило, исполняется в паре (причем пара необязательно состоит из женщины и мужчины) или в группах по четыре человека.
В некоторых районах танцоры используют кастаньеты во время выступления, но более общепринятыми являются барабаны, волынки, аккордеоны, скрипки, мандолины, трубы и тамбурины.

Итальянская пиццика

Как считает большинство историков, танцевальные традиции в Италии зародились довольно поздно - в XV веке. Ранее танцы на Апеннинском полуострове представляли собой простые движения, в которых не было четкой закономерности. Народные танцы также начали приобретать те черты, которые сохранились до современных дней, как раз в это время.

Пиццика - это традиционный танец, который впервые появился в Апулии. Первые упоминания о пиццике относятся к концу 18 века, когда дворянка из Таранто пригласила на танец короля Фердинанда IV Бурбона.


Этот танец напрямую связан с коллективным участием в явлении «тарантизм». После того, как человека кусал тарантул (или ему казалось, что его укусили – такое было нередким, учитывая массовый психоз), музыка и неистовый танец был единственным вариантом спастись. Люди верили, что бешеные движения танца разгоняют кровь и разжижают яд в ней. Поэтому все и танцевали тарантеллу или пиццику. Музыканты играли для укушенного человека, который танцевал до тех пор, пока эффект яда не разрушался. Очень часто этот танец исполняли всей деревней. Другими словами, танцевать пиццику – начало означать некое освобождение.
Обычно пиццику исполняют в паре. Однако, учитывая, что его принято исполнять во время семейных праздников, то пару могли образовывать родственники одного пола. Технически же у пиццики есть много общих моментов с тарантеллой: это круговой танец, сопровождающийся жестами руками и кистями, а также выразительными поворотами. Существует также постановочная пиццика с мечами.

Сегодня пиццику в основном танцуют во время сагры (праздник-ярмарка) в области Саленто. Причем, люди танцуют его в кругу. Несмотря на то, что пиццика является традиционным, фольклорным танцем, она привлекает многих молодых людей в последние несколько лет. Танец существенно «обновился» путем смешивания современных ритмов с традиционными движениями, а также с некоторыми более чувственными шагами.

Когда-то практически все итальянские танцы, обилующие прыжками, назывались сальтарелло (название произошло от итальянского слова saltare – прыгать). Поэтому сегодня историки затрудняются с точным определением темпа и размера этого танца, поскольку в документах сохранилось огромное разнообразие их описаний. Первое документальное упоминание о танце сальтарелло восходит к 12 веку, но в бальных залах танец начал встречаться только в 16 веке. Во время придворных танцев быстрый сальтарелло обычно ставили сразу после медленной паваны.

Популярность сальтарелло пришлась на 60-е годы 19 века, когда в сельской местности Италии было принято устраивать пышные роскошные свадьбы и праздники по случаю окончания сельскохозяйственных работ.

Сальтарелло является самым популярным из всех танцев, подобных тарантелле, в центральных регионах Италии. В Абруццо, Лацио, Марке, Умбрии и Молизе, Этот танец, как правило, исполняли в паре, и по этой причине он отличается от фольклорных танцев Эмилия-Романья, Тоскана и области Адриатики, где люди в основном танцевали втроем. У сальтареллo может иметь очень древнее происхождение: некоторые считают, что об этом танец знали даже в Древнем Риме. Технически сальтарелло представляет собой поочередное исполнение двойных шагов и поклонов, что очень напоминает гальярдо.


Зачастую для подобных танцев и сейчас надевают специальные костюмы, которые или бережно хранятся в течение десятилетий, или производятся специалистами-умельцами, которые до сих пор придерживаются старых методов производства. Это помогает воссоздать специфическую атмосферу, при которой как будто переносишься на столетия назад. У таких танцев нет магической силы, как раньше считали люди, но в них определенно есть что-то особенное. В этом танце буквально передается жизнерадостность наших предков.

«Италия по-русски » - крупнейший информационный портал об Италии

Быстрота движения, простота, чувство ритма и партнера, - вот основные особенности итальянского танца, чья история насчитывает несколько веков. Однако было бы неправильно утверждать, что речь идет о народных танцах, поскольку, как правило, для каждого региона есть свой уникальный танец, которым он славится до сих пор.

История танца в Италии

Принято считать, что танцевальные традиции в Италии зародились в XV веке, так как ранее это были все же более простые движения, в которых не было четкой закономерности и кодифицированности. В становлении танцевального искусства не обошлось и без «заморских» учителей: известно, что в свое время знатные особы приглашали марокканца Доменико делла Пьяченца и еврейского хореографа Гуглиелмо Эбрео, который был танцмейстером при дворах Л. Медичи и Изабеллы д’Эсте. Именно знаменитые на весь мир Gelosia, Belfiore, La vita cholina появились благодаря Доменико. Общие характеристики итальянского танца сложились уже в Средневековье:
1. быстрота движения;
2. переходы с полной стопы на носок;
3. переход от беспрыжковых па к легким балли.
Эпоха Возрождения также отложила отпечаток на концепции танца того времени: он предназначался для Бога, а значит, все движения должны быть грациозны, легки и по внешнему облику походить на волны Мирового океана. Однако эта необычайная изящность сохранилась в итальянских танцевальных традициях до сих пор.
Упоминания о танцах встречаются и в народных сказках. Так, например, в «Дары феи Кренского озера» содержится следующая фраза.«Между тем дубинка кончила тарантеллу и принялась отплясывать весёлый крестьянский танец трескон»

Танцы эпохи Возрождения. Фото salvatoreloleggio.blogspot.com

Классификация танцев сложилась еще в Средневековье:

1. Мориски. Вообще, морисками называют крещеных арабов. Отношение к ним в целом было не очень хорошим, однако все без исключения со времена Средневековья любили смотреть на их танцы. В экранизации «Ромео и Джульетты» знатные особы исполняли как раз мориску.
2. Постановочные. Они создавались хореографами и предназанчались для определенных празднеств.
3. Танцы на мотив кватенария, пиве и сальтарелло. Как правило, под одну и ту же музыкальную композицию можно было исполнять разные композиции.
Далее представляем вашему вниманию ряд танцев.

Гальярда (gagliarda)

Гальярда (итал. gagliarda, «веселая», «бодрая») считается одним из древнейших итальянских танцев. Первые упоминания о нем приходятся на XV век. В дальнейшем он получил широкое распространение в Англии, Франции и Германии.
Гальярда считается веселым танцем, в котором большое количество прыжков и скачков. Он парный, однако, его можно исполнять и соло. В нем есть одно основное движение - «пять шагов». Следует также отметить, что в дальнейшем гальярда приобрела более медленный темп. Гальярда по праву считалась придворным танцем.

Гальярда - утонченный придворный танец. Фото it.wikipedia.org

Тарантелла (Tarantella) и ее разновидности

Этот танец распространен на Юге Италии, в Калабрии и на Сицилии. Согласно одной из легенд, если человека укусил паук тарантул, то избежать заражения можно, лишь танцуя тарантеллу в течение нескольких часов. Жители в Средневековье верили, что именно это насекомое способно заразить безумием. Пытаясь избавиться от него, народ на улицах исполнял это зажигательный танец. Сама болезнь называлась тарантизмом. Однако позже ученым удалось выяснить, что укус паука вовсе не вызывает помутнение рассудка. Музыку для этого танца играют на гитаре или тамбурине, его можно танцевать в паре или соло. Люди образуют круг, сначала двигаются ритмично в одну сторону, а затем должны резко поменять направление. Сейчас его также можно увидеть на свадьбах, однако ранее этот танец чуть ли не запрещали: дело в том, что его танцевали люди из низших слоев, и его называли даже похотливым. При кардинале Барберини ситуация изменилась: тарантелла иполнялась при дворе. Несмотря на то, что тарантелла получила широкое распространение на всем юге Италии, классикой все же считается неаполитанская тарантелла. Посмотреть на исполнение этого экспрессивного танца можно во время фестиваля Notte della Taranta в городе Мелпигнано в провинции Лечче. Одно остается неизменным: тарантелла буквально завораживает, а танцевать ее можно часами.

Тарантелла - визитная карточка Юга Италии. Фото viverecalabria. blogspot.com

Пиццика (pizzica)
Пиццика считается разновидностью тарантеллы. Пик этого танца приходится на 70-е гг. ХХ века. Он характерен также для южных регионов: Апулии и Базиликаты. Первые упоминания о пиццике относятся к концу XVIII века, когда знатная особа из Таранто пригласила на танец короля Фердинанда IV Бурбона. Пиццика считается парным танцем, однако его принято исполнять на семейных праздниках, соответственно пару могут образовать родственники одного пола. В технической составляющей также есть много общих моментов с тарантеллой: это танец в кругу, который сопровождают жесты руками и кистями, а также выразительные повороты. Раньше было принято при исполнении танца иметь платок на плечах, сейчас подобный «дресс-код» встречается гораздо реже. Широко известна также пиццика с мечами (pizzica-scherma, danza delle spade). Здесь уже есть место и некой инсценировке, а именно развертыванию сцены баталий или дуэли. Вообще, следует отметить, что в Италии есть несколько региональных танцев, где незаменимым атрибутом является меч или палка.

Пиццика - танец эмоций. Фото informatissimo.net

Бергамаска
Бергамаска считается танцем крестьян из Бергамо. По своей манере исполнения, размерами и своей живостью он очень похож на тарантеллу. Несмотря на то, что его танцевали отнюдь не богатые люди, он получил известность и за пределами Италии.

Традиции танца Бергамаска сильны до сих пор. Фото baghetband.it

Итак, подведем итоги. Тарантеллу сегодня в различных вариациях представляют: -сардинский «балло тондо»;
-салтарелла (классическую версию исполняют во Фрозиноне);
-тресконе (в области Романья);
-«цветочный танец» (Карния);
-«танец с саблями» (Пьемонт и юг Италии);
-’ндреццата (на острове Искья этот танец исполняли мужчины с деревянными саблями и пиками).

Сальтарелла (saltarella)

Еще в литературе встречается название сальтарелло (saltarellо). Этот танец (итал. saltare - прыгать) характерен для Абруццо, Молизе, а также для некоторых областей Лацио. Его популярность пришлась на 60-е гг. прошлого века, когда устраивались пышные свадьбы, праздники по случаю завершения полевых работ. Сальтарелла считается парным танцем, исполняется в размере 6/8. Мелодии этого народного танца нередко используются в сюитах и увертюрах. Так, например, Г. Берлиоз использовал сальтареллу в увертюре «Римский карнавал». В свою очередь Мельденсон использовал мелодии сальтарелл в финале «Итальянской симфонии». Ранние образцы музыки к сальтатрелло (приблизительно XIV век) хранятся в Лондоне. Сальтарелло представляет собой чередование двойных шагов с поклонами, переходящими на кадансы. С точки зрения исполнения у этого танца есть много общего с гальярдой.

Павана (Pavana)

Павана считается медленным танцем, который исполняли в Европе в XVI — нач. XVII вв. Ряд исследователей утверждает, что павана - испанский танец, однако в большинстве источников указано, что он именно итальянский. По одной из версий, танец берет начало в городе Падуя (в некоторых диалектах название этого города произносилось как «пава»). Кроме того, нельзя не заменить лексического родства слова «павана» и латин. pavo (павлин). Павана считалась также торжественным танцем, который исполнялся высшими знатными особами на торжественных церемониях. Обязательным условием была одежда из бархата и парчи. У женщин были шлейфы, которые они держали во время танца. В свою очередь у кавалеров была шпага и богатый плащ.

Танцы на Сардинии (ballo sardo, ballu sardu)

Под этим термином понимается совокупность танцев, характерных для острова Сардиния. О происхождении танцев данного региона известно не все, есть невыясненные моменты: как правило, крестьяне их исполняли в честь хорошего урожая, удачной охоты или в честь религиозных торжеств. Ряд исследователей отмечает, что обязательным атрибутом ранее был костер, около которого и происходило исполнение танца. Также участвовавшие брали друг друга за руки («a manu tenta»), ведь таким образом происходило единение человека не только с музыкой, но и с коллективом. Также остается не очень понятным, было ли изачально музыкальное сопровождение, поскольку сегодня многие танцы исполняются под аккомпанемент голосов. Существуют несколько разновидностей танца на Сардинии:
-серпентина (serpentina): танцующие образуют своеобразную очередь;
- ballu tzivile: некая разновидность танца, которая по своей внешней форме похожа на мазурку и польку;
- ballu antigu: танец исполнялся на площади в честь региональных праздников. Музыкальные иснструменты при этом не использовались, только голос одного тенора;
-ballu tundu. Собственно, от него и берет начало предыдущий танец. Для него характерны простые, но веселые движения. Исполнялся также по случаю большого праздника.

Островные танцы полны неизведанного. it.wikipedia.org

Танцы на острове Искья

’Ндреццата ("ndrezzata)
’Ндреццата как нельзя лучше выражает характер искитанцев. 16-18 мужчин с палками и в народных костюмах исполняют его на главной площади города. Если у вас есть желание увидеть этот старинный танец, то приезжайте на сельскую площадь в Буонопане 24 июня (там проходят торжества в честь святого покровителя) или в пасхальный понедельник. Стоит отметить, что ’ндреццата исполняется под определенный текст. Далее приводим отрывок на стандартном итальянском:
Sul monte San Nicola con piacere
si reca gente da tutto il mondo:
chi con la chitarra, chi con il mandolino
vanno a vedere l"alba.
Che bellezza sul monte San Nicola
e quando spunta il sole c"è da restare senza fiato!
Перевод:
На гору Святого Николая с радостью
Оправляются люди со всего мира:
Кто с гитарой, кто с мандолиной -
Все идут встречать рассвет.
Какая красота на горе Святого Николая,
И когда восходит солнце, захватывает дыхание!

"Ндреццата - танец характера. Фото it.wikipedia.org.

Маскарата (Mascarata)
Известно, что этот танец в начале ХХ в. эмигрировал вместе с частью итальянцев в США. За океаном этот танец считается одним из самых узнаваемых. Для его исполнения требовался национальный костюм, который по внешнему виду был похож на форму рыбаков 17 века, позже он был вытеснен нарядом испанского придворного. Маскарата является ярким представителем танца с саблями. В одной руке у танцующих как раз шпага (она должна быть синего цвета), а в другой - палка. Среди участвующих есть также главный исполнитель традиционной для маскарата песни.

Балет

Именно Италия подарила всему миру искусство балета. Однако следует признать тот факт, что не эту страну ассоциируют с его зарождением, а Францией. Дело в том, что именно там балет окреп и стал популярным. Но, несмотря на это, бель паэзе до сих пор славится соими танцорами как прошлого, так и современности. Балет возник при итальянских придворных дворах в Эпоху Возрождения. Изначально этот термин обозначал танцевальный эпизод в опере, который передавал настроение произведения. Как самостоятельный вид искусства балет оформился как раз во Франции, чему способствовали реформы балетмейстера Жан Жоржа Новера.

Родина балета - Италия. Фото layousparks.com

Италия - одна из немногих стран, удавшейся сохранить региональные танцы в старом, нетронутом виде, которые до сих пор с удовольствием исполняются итальянцами по случаю празднеств. Островные считаются настоящим предметом для изучения. Кроме того, популярность многих не могла не отразиться на танцевальных привычках и вкусах остальных стран Старого Света. Что же, Италия была и будет законодательницей в этой сфере, а ее секрет - в простоте, легкости и искренности движений.

В мире сосуществует много народов, общающихся на разных языках. Но не только словами говорили люди на протяжении всей истории. С целью одухотворения своих эмоций и мыслей в древности использовались песни и танцы.

Танцевальное искусство на фоне развития культуры

Итальянская культура имеет огромную значимость на фоне мировых достижений. Начало ее бурного роста совпадает с рождением новой эпохи - Ренессанса. Собственно, Возрождение возникает именно в Италии и некоторое время развивается внутренне, не касаясь других стран. Его первые успехи припадают на XIV-XV век. Позже с Италии распространяются по всей Европе. Развитие фольклора начинается также в XIV веке. Свежий дух искусства, иное отношение к миру и обществу, смена ценностей непосредственно отразились в народных танцах.

Влияние Ренессанса: новые па и балли

В Средневековье итальянские движения под музыку выполнялись шагообразно, плавно, с раскачиваниями. Ренессанс поменял отношение к Богу, что отразилось и на фольклоре. Итальянские танцы приобрели энергичность и живые движения. Так па «на полную стопу» символизировали земное происхождение человека, его связь с дарами природы. А движение «на носках» или «с прыжком» отождествляли стремление человека к Богу и его прославление. На них основывается итальянское танцевальное наследие. Их совмещение получило название «балли» или «балло».

Итальянские народные музыкальные инструменты эпохи Возрождения

Произведения фольклора исполнялись под аккомпанемент. Для этого использовались следующие инструменты:

  • Клавесин (итальянский «чембало»). Первые упоминания: Италия, XIV век.
  • Тамбурин (разновидность бубна, предок современного барабана). Танцоры использовали его также во время движений.
  • Скрипка (смычковый инструмент, зародившийся в XV веке). Ее итальянская разновидность - виола.
  • Лютня (щипковый струнный инструмент.)
  • Дудки, флейты и гобои.

Танцевальное разнообразие

Музыкальный мир Италии приобрел разнообразность. Появление новых инструментов и мелодий побуждало к энергичным движениям в такт. Зарождались и развивались национальные итальянские танцы. Названия их образовывались, часто основываясь на территориальный принцип. Существовало множество их разновидностей. Основные известные сегодня итальянские танцы: бергамаска, гальярда, сальтарелла, павана, тарантелла и пиццика.

Бергамаска: классика баллов

Бергамаска - популярный итальянский народный танец XVI-XVII веков, вышедший из моды после, но оставивший соответствующее музыкальное наследие. Родной регион: север Италии, провинция Бергамо. Музыка в этом танце веселая, ритмичная. Размер тактового метра - сложный четырехдольный. Движения - простые, плавные, парные, возможны смены между парами в процессе. Изначально народный танец полюбился при дворе в эпоху Возрождения.

Первое литературное упоминание его замечено в пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В конце XVIII века из танцевального фольклора бергамаска плавно переходит в культурное наследие. Многие композиторы использовали этот стиль в процессе написания своих произведений: Марко Уччелини, Соломоне Росси, Джироламо Фрескобальди, Иоганн Себастьян Бах.

К концу XIX столетия появилась иная трактовка бергамаски. Она характеризовалась сложным смешанным размером музыкального метра, более быстрым темпом (А. Пьятти, К. Дебюсси). На сегодняшний день сохранились отголоски фольклорной бергамаски, которые успешно пытаются воплощать в балете и театральных постановках, используя соответствующее стилистическое музыкальное сопровождение.

Гальярда: жизнерадостные пляски

Гальярда - старинный итальянский танец, один из первых народных. Появился в XV веке. В переводе означает «веселый». Собственно он и есть очень бодрый, энергичный и ритмичный. Представляет собой сложную комбинацию пяти па и прыжков. Это парный народный танец, получивший популярность на аристократических балах в Италии, Франции, Англии, Испании, Германии.

В XV-XVI веках гальярда стала модной благодаря своей шуточной форме, веселому, непосредственному ритму. Потеряла популярность вследствие эволюции и превращения в стандартный чопорный придворный танцевальный стиль. В конце XVII столетия полностью перешла в музыку.

Для первичной гальярды характерны умеренный темп, длинна метра - простая трехдольная. В поздних периодах исполняются с соответствующим ритмом. При этом гальярде была характерна сложная длина музыкального метра. Известные современные произведения в этом стиле отличаются более медленным и спокойным темпом. Композиторы, использовавшие гальярдную музыку в своих произведениях: В. Галилей, В. Брейк, Б. Донато, У. Берд и другие.

Сальтарелла: свадебное веселье

Сальтарелла (сальтарелло) - наиболее старинный итальянский танец. Он достаточно веселый и ритмичный. Сопровождается комбинацией шагов, прыжков, оборотов и поклонов. Происхождение: от итальянского saltare - "прыгать". Первые упоминания об этом виде народного искусства датируются XII веком. Изначально был общественным танцем в музыкальном сопровождении простого двух- или трехдольного размера. С XVIII столетия плавно переродился в парную сальтареллу под музыку сложных размеров. Стилистика сохранилась поныне.

В XIX-XX веке - он превратился в массовый итальянский свадебный танец, который выплясывали на торжествах по случаю бракосочетаний. кстати, в то время их часто приурочивали ко сбору урожая. В XXI - исполняется на некоторых карнавалах. Музыка в этом стиле получила развитие в композициях многих авторов: Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, А. Кастельоно, Р. Барто, Б. Базурова.

Павана: изящная торжественность

Павана - старинный итальянский бальный танец, который исполняли исключительно при дворе. Известно другое название - падована (от названия Padova; от латинського pava - павлин). Этот танец является медленным, изящным, торжественным, вычурным. Комбинация движений состоит из простых и двойных шагов, реверансов и периодической смены расположения партнеров относительно друг друга. Танцевалась не только на баллах, но и в начале шествий или церемоний.

Итальянская павана, войдя в придворный балы других стран, видоизменилась. Она становилась своеобразным танцевальным «диалектом». Так, испанское влияние привело к возникновению «паванильи», а французское - к «пассамеццо». Музыка, под которую исполнялись па, была медленной, двухдольной. акцентируют ритм и важные моменты композиции. Танец постепенно вышел из моды, сохранившись в произведениях музыкального наследия (П. Аттеньян, И. Шейн, К. Сен-Санс, М. Равель).

Тарантелла: олицетворение итальянского темперамента

Тарантелла - народный танец Италии, сохранившийся до наших дней. Он страстный, энергичный, ритмичный, веселый, неустанный. Итальянский танец тарантелла является визитной карточкой местных жителей. Состоит из комбинации прыжков (в том числе в сторону) с поочередным выбросом ноги то вперед, то назад. Его назвали в честь города Таранто. Также существует иная версия. Говорили, что люди, укушенные подвергались заболеванию - тарантизму. Недуг был очень похож на бешенство, от которого пытались излечиваться в процессе безостановочных быстрых движений.

Музыка исполняется в простом трехдольном или сложном размере. Она быстрая и веселая. Характерные особенности:

  1. Совмещение основных инструментов (в том числе клавишных) с дополнительными, которые находятся в руках танцующих (тамбурины и кастаньеты).
  2. Отсутствие стандартной музыки.
  3. Импровизация музыкальных инструментов в рамках известного ритма.

Ритмичность, присущую движениям, в своих композициях использовали Ф. Шуберт, Ф Шопен, Ф Мендельсон, П. Чайковский. Тарантелла и сегодня является колоритным народным танцем, основами которого владеет каждый патриот. И в XXI веке его продолжают массово выплясывать на веселых семейных праздниках и пышных свадьбах.

Пиццика: заводная танцевальная схватка

Пиццика - быстрый итальянский танец, производный от тарантеллы. Стал танцевальным направлением итальянского фольклора вследствие появления собственных отличительных особенностей. Если тарантелла - преимущественно массовый танец, то пиццика стал исключительно парным. Еще более заводной и энергичный, он получил некие воинственные нотки. Движения двух танцующих напоминают дуэль, в которой сражаются веселые соперники.

Часто его исполняют дамы с несколькими кавалерами поочередно. При этом, выполняя энергичные движения, барышня выражала свою оригинальность, независимость, бурное женское начало, в результате отвергая каждого из них. Кавалеры поддавались напору, демонстрируя свое восхищение женщиной. Такой индивидуальный особенный характер свойственен лишь пиццике. В некотором роде она характеризует страстную итальянскую натуру. Получив популярность в XVIII веке, пиццика не потеряла ее и до наших дней. Продолжает выполняться на ярмарках и карнавалах, семейных торжествах и театрально-балетных постановках.

Появление нового привело к созданию соответствующего музыкального сопровождения. Появляется «пиццикато» - способ исполнения произведений на смычковых но не собственно смычком, а щипками пальцев. В результате появляются абсолютно другие звуки и мелодии.

Итальянские танцы в истории мировой хореографии

Зародившись в качестве народного искусства, проникнув в аристократические бальные залы, танцы полюбились в обществе. Возникла необходимость систематизации и конкретизации па с целью любительского и профессионального обучения. Первые хореографы-теоретики были именно итальянцы: Доменико да Пьяченца (XIV-XV), Гульельмо Эмбрео, Фабрицио Карозо (XVI). Эти труды, наряду с оттачиванием движений и их стилизацией, послужили основой к мировому развитию балета.

А между тем у истоков стояли танцующие сальтареллу или тарантеллу веселые простые сельские и городские жители. Темперамент итальянцев - страстный и живой. Эпоха Ренессанса - таинственная и величественная. Эти черты и характеризуют итальянские танцы. Их наследие - основа для развития танцевального искусства в мире в целом. Их особенности - отражение истории, характера, эмоций и психологии целого народа сквозь многие столетия.

Добавлена: 06.06.2013

В Италии танец всегда считали обязательным компонентом при сборе народа по какому-либо поводу: ярмарки, праздника, карнавала, свадьбы и т.д.

Танцующие получали огромное удовольствие от самого процесса, а остальные просто стояли в сторонке и наслаждались танцующими парами. В итальянских городах до сих пор организовывают праздники, в особенности летом, где каждый может потанцевать.

В зимние месяцы танцы организовывали в помещениях, зато наступало раздолье летом, танцевали везде - на природе, на городских площадях, на угольных складах. В Италии каждый регион имеет свою типичную манеру танцевать - свой типичный танец.

Больше всех остальных итальянских танцев известны сальтарелла и тарантелла.

Сальтарелла - типичный римский танец, который возник в 16 веке, очень распространен в центральной части Италии до сих пор. Существуют и региональные варианты данного танца, например, сальтарелла из области Эмилья-Романья или из Болоньи.

Сальтарелла - один из самых старых народных танцев, который исполняют парами или группами, так сказать, шаркающими движениями. Ритм в этом танце задает тамбурин.

Тарантелла распространена на юге страны, раньше была танцем-ухаживанием. С ее историей связано немало легенд: именем, которое носит этот танец, он обязан городу Таранто, что находится на юге Италии, или же пауку-тарантулу, от укуса которого спасал этот танец.

По городам Италии 16-го века странствовали оркестры, под их игру и плясали укушенные этим пауком. Музыка тарантеллы характеризовалась необычайно живым ритмом с бесконечными повторами и резкими переходами, которые были способны оказывать «гипнотическое» действие по выведению яда из человеческого организма. В то время народ верил во все эти легенды.

Итальянский народный танец pizzica-pizzica. Этот танец возник в более ранний период, он очень напоминает тарантеллу. Обязательным его элементом служит платок, подаренный мужчине женщиной.

Танец spallata известен в регионах Кампанье, Молизе, Базиликате и Пулье. Примечателен этот танец тем, что в его основе лежит удар плечом, который танцор должен нанести своему соседу.

В этом танце нет ограничений по количеству танцующих, его могут исполнять как пары одного пола, так и множество собравшихся в круг людей.

Каждый из этих танцев способен выразить стиль жизни итальянцев, а также их особую темпераментность и пылкость.

- 76.61 Кб

Итальянские народные танцы

Как и многие другие народы, народ, проживающий на территории Италии, создавал свою культуру с самого начала своего существования. Но более-менее оформляться такие ветви культурного наследия, как музыка и танцы, начали в пятнадцатом веке.

В это время свободные учителя танцев, философы своего дела начли разрабатывать некую систему движений, некоторые из которых были буквально придуманы заново.

Характерная особенность итальянских танцев – быстрота движения. Но, несмотря на скорость, танцевальные па довольно просты. Называются танцевальные па в танцевальном наследии Италии - балли.

Вторая характерная особенность итальянских танцев – частые переходы с полной стопы на носок. Переходы эти символичны, и обозначают они связь земного (когда танцор опускается на полную стопу) и божественного (когда поднимается на носок).

Итальянский народный танец стоит на шести «китах» - чувствах ритма и размера, осознания пространства и партнера, памяти танцора и на манере исполнения.

Главная роль в итальянских танцах отводится женщине. А женщины-итальянки исполняют его превосходно!

Тарантелла - итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина (старинного музыкального барабана цилиндрической формы) и кастаньет (ударного музыкального инструмента, представляющего собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком), музыкальный размер танца - 6 / 8 , ³/ 8 .

С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий тарантелла считалась единственным средством излечения « тарантизма» - безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура в ранних образцах - и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.

Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью - самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.

Гальярда - старинный танец итальянского происхождения, распространённый в Европе в конце 15-17 вв., а также музыка к этому танцу.

По своему происхождению гальярда - народный танец, однако в конце 15 века её стали танцевать и при дворе. В 16-17 веках гальярда была одним из самых распространённых танцев в Англии, Франции, Испании, Германии, Италии.

Гальярда - весёлый танец с прыжками и скачками, его танцевали соло или парами. Основное па гальярды - «пять шагов». Состоит из четырёх шагов и прыжка («каденции»), за которым следует позировка. Шаги, прыжок и позировка занимают как раз два полных такта по 3/4. Основное па выполняется попеременно то с левой, то с правой ноги. Если после прыжка свободная нога остаётся приподнятой назад, положение называется «руада» («правая руада», если это правая нога, и «левая руада», если левая). Шаг гальярды, когда ставят вперёд правую ногу и одновременно выносят вперёд и сгибают левую ногу, называется журавлиный шаг. Если нога поднята не вперёд, не назад, а вбок, движение называется ляганье коровы. Ещё одно движение гальярды - «переступ» (правый или левый). При правом переступе делается небольшой шаг правой ногой вперёд, левая нога быстро подводится к правой, а правая тут же поднимается в воздух.

Павана - торжественный медленный танец, распространённый в Европе в 16 в., музыка к этому танцу.

Павана пришла на смену популярному в 15 веке бас-дансу («низкому» танцу, то есть танцу без прыжков). Считается, что она появилась в начале 16 века и быстро стала одним из самых популярных придворных танцев.

Были известны испанская, итальянская, французская и немецкая паваны, различающиеся характером танца.

Торжественный характер паваны позволял придворному обществу блистать изяществом и грацией своих манер и движений, демонстрируя обществу свою величавость и богатство костюмов. Народ и буржуазия этот танец не танцевали. Исполнялась павана строго по рангам. Начинали танец король и королева, затем в него вступал дофин со знатной дамой, потом принцы и т.д. Кавалеры исполняли павану в плаще и при шпаге. Дамы были в парадных платьях с тяжелыми длинными тренами, которыми нужно было искусно владеть во время движений, не поднимая их с пола. За королевой приближенные дамы несли шлейф. Перед началом танца полагалось обходить зал. Во время танца у дамы были опущены глаза; только время от времени она смотрела на своего кавалера. В конце пары с поклонами и реверансами снова обходили зал.

В каждой стране характер движений и манера исполнения паваны имели свои особенности: во Франции - шаги плавные, медленные, грациозные, скользящие, в Италии - более оживленные, беспокойные, чередующиеся с маленькими прыжками. Вероятнее всего, свое название павана получила от слова «павлин». И действительно, танцующие павану как бы подражают паве, важно шествующей с красиво распущенным хвостом. Также существует паванилья – танец популярный в Италии в 1-й половине 17 века и родственный паване. Отличался более оживленным характером и темпом.

Сальтаре́лло , реже сальтаре́лла - жанр итальянской танцевальной и инструментальной музыки, распространённый в 14 и 16 веках; начиная с конца 18 века возродился как народный танец (существует и поныне).

Сальтарелла с 18 века и поныне (на римском карнавале; также популярен в провинциях центральной Италии) - парный народный танец, который пишется в размере 6/8 или 2/4 с триолями из восьмых на каждую четверть, в двухколенном складе, с повторениями.

Сальтарелла исполняется под звуки цимбал и особенного устройства мандолины (calascione). Музыка этого танца жива, грациозна и вполне согласуется со всеми его движениями.

Сальтарелло представляет собой чередование двойных шагов с поклонами, переходящими на кадансы. С точки зрения исполнения у этого танца есть много общего с гальярдой.

Пиццика считается разновидностью тарантеллы. Пик этого танца приходится на 70-е гг. 20 века..

Пиццика считается парным танцем, однако его принято исполнять на семейных праздниках, соответственно пару могут образовать родственники одного пола.

В технической составляющей также есть много общих моментов с тарантеллой: это танец в кругу, который сопровождают жесты руками и кистями, а также выразительные повороты. Раньше было принято при исполнении танца иметь платок на плечах.

Широко известна также пиццика с мечами. Здесь уже есть место и некой инсценировке, а именно развертыванию сцены баталий или дуэли. Вообще, следует отметить, что в Италии есть несколько региональных танцев, где незаменимым атрибутом является меч или палка.

Бергамаска считается танцем крестьян из Бергамо. По своей манере исполнения, размерами и своей живостью он очень похож на тарантеллу. Несмотря на то, что его танцевали отнюдь не богатые люди, он получил известность и за пределами Италии.

Маскарата - известно, что этот танец в начале 20 в. эмигрировал вместе с частью итальянцев в США. За океаном этот танец считается одним из самых узнаваемых.

Для его исполнения требовался национальный костюм, который по внешнему виду был похож на форму рыбаков 17 века, позже он был вытеснен нарядом испанского придворного.

Маскарата является ярким представителем танца с саблями. В одной руке у танцующих как раз шпага (она должна быть синего цвета), а в другой – палка. Среди участвующих есть также главный исполнитель традиционной для маскарата песни.

Балет - именно Италия подарила всему миру искусство балета. Однако следует признать тот факт, что не эту страну ассоциируют с его зарождением, а Францией. Дело в том, что именно там балет окреп и стал популярным. Балет возник при итальянских придворных дворах в Эпоху Возрождения. Изначально этот термин обозначал танцевальный эпизод в опере, который передавал настроение произведения. Как самостоятельный вид искусства балет оформился как раз во Франции.

Италия – одна из немногих стран, удавшейся сохранить региональные танцы в старом, нетронутом виде, которые до сих пор с удовольствием исполняются итальянцами по случаю празднеств. Островные считаются настоящим предметом для изучения. Кроме того, популярность многих не могла не отразиться на танцевальных привычках и вкусах остальных стран Старого Света. Что же, Италия была и будет законодательницей в этой сфере, а ее секрет – в простоте, легкости и искренности движений.

РЕФЕРАТ

на тему: «Итальянские танцы»


Краткое описание

Итальянский народный танец стоит на шести «китах» - чувствах ритма и размера, осознания пространства и партнера, памяти танцора и на манере исполнения.

Главная роль в итальянских танцах отводится женщине. А женщины-итальянки исполняют его превосходно!