Где находится музей горького. Подходящее место, чтобы побыть наедине с собой. Красота для всех желающих

И последняя важная ремарка: долгое время вход на второй этаж здания был закрыт. Сейчас доступ вновь открыт - в посте опишу, что происходит на втором этаже сейчас.

Адрес: Малая Никитская, дом 6/2
Время работы музея (понедельник и вторник - выходные).

Горький прожил тут последние 5 лет жизни. Он приехал в дом в возрасте 63 лет.

Дом за деревьями. Это самый центр города - дом стоит на Малой Никитской, минута до Никитского бульвара, пять минут до Тверской. В зимнее время здание хорошо видно с улицы, а в летнее оно почти скрыто от глаз зеленью.

Главный вход здания выходиит на Малую Никитскую и уже много лет наглухо закрыт.
Вход в музей происходит через черный ходл - надо обойти здание по часовой стрелке и войти во двор со стороны Спиридоновки. Из-за такой необычной точки входа в начале оказываешься в доме с непонятой стороны - под лестницей, возле маленького кабинета.
Если же смотреть на дом со стороны главного входа, то расположение комнат гораздо более понятно: слева библиотека и гостиная, справа кабинет и спальня. По центру огромная лестница-волна на второй этаж (по задумке авторов центральный объем дома с лестницей представляет собой волшебное подводное царство). И вдали, за лестницей небольшая комната-кабинет.

Уходящая натура - хорошо помню такие папки со шнурками и их запах, такие были у папы, когда я была маленькая.

Музей организован в классических советских традициях. У входа коробка с тапками, которые надо привязывать к ногам веревками. На нескольких дверях красные таблички "Служебное помещение. Вход закрыт". Сотрудницы чуть суровы. В комнатах лежат вот такие файлы с описанием экпозиции.

Но впечатление огромное.

Идем дальше и попадаем в большую чуть затемненную гостиную. В левом дальнем углу стола любимое место Горького. Это не председательское кресло, а уголок, откуда всё видно.
Здесь проходили приемы пищи и здесь же собирались писатели, гости хозяина дома. В 1935 году в гостях у Горького был Ромен Роллан, но это далеко не единственный посетитель. Горький организовывал вокруг себя творческую и дискуссионную среду, куда было вовлечено много современных ему писателей.

В дневное время главным источником света является огромное (!) окно, за которым бурлит зелень.

Комнаты первого этажа располагаются анфиладой по контуру дома. Из комнаты в комнату ведут распахнутые двери, каждая с интересным декором.

Удобные диваны и кресла. Доступные для гостей комнаты (гостиная и библиотека) спроектированы так, что там много самых разных посадочных мест.
По темноватой фотографии видно, что и здесь свет идет из огромного окна.

Вид на библиотеку от входа в дом.

Под ним огромное зеркало (в зеркале отражается главный вход и двое упорных посетителей, которые никак не могли покинуть дверь - всё трогали ручки и обсуждали, какая она тяжелая) Я понимаю их восторг - во времяпрогулки по дому неоднократно возникает это ощущение - ух ты, какие окна, шкафы, двери, ух ты, какое оно удобное для жизни).

По правую руку от главного входа личная территория Горького. Это кабинет и спальня.
Горький старался выстроить удобный для работы кабинет, где бы он ни находился. Маршак говорил, что он как будто возит кабинет с собой. Большой довольно высокий стол (специальный стол требовался из-за болезни легких), разложенные канцелярские приборы и листы бумаги.
Горький работал ежедневно с 9 до 13 без выходных. После обеда просматривал работы молодых писателей, занимался редактурой, отвечал на письма и проводил встречи.
Я только что прочитала книгу "Режим гения. Распорядок великих людей", в которой описывается режим жизни большого количества писателей и художников. Почти все сходятся в том, что работа должна быть регулярной, но лишь немногие с такой настойчивостью стремятся работать максимальное возможное время.

В дальней части комнаты коллекция миниатюр из кости, которая не смотрится бедной даже в сравнении с коллекцией Музея Востока (я была там днем раньше, воспоминания свежи:)).

В упомянутом в начале обзоре написано:
Эта коллекция считается одной из лучших, аналогичная коллекция Музея Востока в Москве уступает горьковской. Показывал её Алексей Максимович с любовью и знанием секретов мастерства. Всю жизнь писатель коллекционировал различные предметы искусств, многие из которых подарил музеям и просто людям. По его словам, он хотел бы, чтобы заключенная в них энергия рождала новую волну творчества.

Это активное желание двигать писательство, язык, организационные структуры, мир вокруг себя - причем не только двигать самому, но и создавать вокру себя созидательную волну - очень присущи Горькому. Сейчас на втором этаже работает выставка, на которой экспонируются его письма. В письмах видно горячее желание сподвигнуть и побудить.

Известно, что Горький был писателем и что он был обласкан властью. А дальше картинка теряется - положа руку на сердце, не все регулярно читают Горького. Экспозиция музея добавляет в эту картинку промежеточные звенья, показывает стремление Горького к работе и развитию мира.

Старинный паркет. Смотрительница сказала, что это единственный в Москве дореволюционный паркет, который дожил до нынешнего времени без реставрации.

Минуты досуга: на окне лежит инвентарь для работы в саду. Это составляло отдых во время перерывов.

Оформление двери, ведущей в спальню:

Спальня довольно лаконичная: кровать, тумбочки, полка для книг, шкаф, картина с вилами Италии, шкафчик с несколькими фигурками из коллекции.

Современники говорят, что Горький сдержанно относился к роскошному убранству дома, отзывался о нем, как о слишком величественном "улыбнуться не на что".

Несколько предыдущих лет Горький жил в Италии, недалеко от Сорренто. Он поехал туда лечить легкие по настоянию Ленина. Там также поддерживался высокий темп работы и огромная переписка.

Первый этаж обойден.
Перед нами лестница-волна, ведущая на второй этаж.

Над лестницей нависает небольшой декоративный балкон.

Вид на балкон со второго этажа:

Вид с лестницы на второй этаж.

В интернете немало фотографий лестницы, но не по всем можно понять, что изображено. Не потому, что фотографии плохие, а потому что формы, действительно, очень сложные, их не вместить в одну картинку.

Вот мой самый удачный кадр.
Слева снизу завиток волны и лампа-медуза. Потом сама волна и, наверху, колонна с необычной капителью.

Вид на первый этаж (шкафы на лестнице не замысел Шехтеля, это построено для не уместившихся в библиотеке книг Горького):

Сейчас на втором этаже проходит две выставки. Первая рассказывает о жизни и работе Горького во время жизни в Италии.
Вторая посвящена последним годам жизни - это период жизни в этом доме и в Горках.

Первый зал - фотографии, письма, изображения Горького - от серьезных до карикатурных.

Стенды с документами итальянского периода:

В дальней комнате документы последних лет.

Музей-квартира А.М. Горького

Музей-квартира А.М. Горького в Москве – это мемориальный музей, который посвящен жизни и творчеству знаменитого русского писателя и драматурга Алексея Максимовича Горького.
Музей писателя располагается в доме, который представляет собой великолепный памятник московского модерна. Он был построен в самом начале 20 века по заказу известного столичного миллионера Сергея Рябушинского. Проектировал и строил дом архитектор Ф. Шехтель.

Здание, в котором расположена мемориальная квартира А.М. Горького

Здание само по себе является интересным объектом для изучения – невероятная гармония прямых форм и кривых линий, кирпича и росписи. Стены дома выложены из светлого кирпича и декорированы мозаичным фризом с изображением ирисов.

Здесь восхищает все – ручки дверей, лестничные пролеты и забор. Шехтель задумал придать внутреннему пространству дома морские мотивы, поэтому парадная лестница здания, знаменитая, как «тающая» выполнена в виде волны из белого мрамора. Люстра в холле выполнена в виде медузы, а ручки дверей на пролете отлиты в форме морских коньков. Морские мотивы проступают и в оформлении внутренних комнат. В разработке их дизайна принимал участие знаменитый художник М.А. Врубель.

Алексей Максимович занимал лишь первый этаж дома, на втором жила его семья - сын писателя с женой и двумя дочерями. Писатель оставил неизменными все помещения в доме, кроме своего кабинета. В Крыму, на Капри и в Москве у него были абсолютно одинаковые кабинеты, без этого он не мог нормально писать. Благодаря этому сохранились уникальные витражи в верхней части дома, выполненные по рисункам Шехтеля и старообрядческая придомовая церковь-часовня. Рябушинский был старообрядцем и скрывал это, поэтому осматривая здание снаружи, невозможно догадаться о ее существовании. С наступлением темноты на куполе молельни начинают светиться цветочные узоры.

Горький приехал в Москву из Италии в 1932 году и прожил в доме Рябушкина до самой своей смерти в 1936 году. С 1965 года в квартире писателя по решению московских властей работает мемориальный музей.

Экспозиция музея-квартиры Горького в Москве

В музее работает постоянная экспозиция, размещенная в мемориальном кабинете и в комнатах, где жил и творил Горький – в спальне, столовой, библиотеке и секретарской. Московский период жизни писателя связан с написанием известного романа писателя «Жизнь Клима Самгина». В квартире Алексея Максимовича сохранилась уникальная библиотека и множество личных вещей и предметов быта, принадлежащих писателю. Библиотека писателя используется для научных исследований.

Сотрудники музея полностью воссоздали обстановку интерьеров комнат в том виде, какими они были при жизни писателя. На стенах комнат развешены фотографии писателя с семьей, друзьями и политическими соратниками, репродукции полотен знаменитых художников. Конечно, не все элементы интерьера удалось сохранить. После смерти Горького дом поступил в коммунальную собственность города, из комнат пропали предметы мебели, старинные осветительные приборы, а также был разобран великолепный камин из каррерского мрамора.

Многие экспонаты были переданы музею родными и друзьями писателя. Экскурсии в музее-квартире проводятся бесплатно, имя каждого посетителя записывается в гостевую книгу и бережно хранится.

Часы работы музея-квартиры Горького

Среда-воскресенье с 11 до 17 часов;
- выходные дни – понедельник и вторник;
- санитарный день – последний четверг месяца.

Музей-квартира А.М. Горького – возможность узнать о последнем творческом периоде жизни писателя и осмотреть великолепную архитектуру дома Рябушкина.

Прогуливаясь по центру города, я не раз обращала внимание на необычный особняк, украшенный цветным панно с орхидеями. Не смотря на то, что дом окружен деревьями, что-то в нем есть такое, что приковывает взгляд. Уже позже я узнала, что это здание было построено знаменитым архитектором Ф.О. Шехтелем для богатого промышленника С.П. Рябушинского в начале XX века. Главной изюминкой этого особняка является знаменитая лестница-волна, которую архитектор установил в холле и которая безумно похожа на творения испанского архитектора Гауди в Барселоне.

Известен этот дом также как последнее пристанище великого писателя М. Горького, в котором он прожил несколько лет после возвращения на родину. Сейчас внутри размещается дом-музей М. Горького, который относится к Литературному институту. В связи с этим плату за вход не берут. Говорят, что сам писатель завещал, чтобы трудовой народ пускали внутрь бесплатно. Пока этот завет выполняется. Особняк Рябушинского находится на Малой Никитской улице д.6, рядом с храмом «Большое Вознесение», в котором венчались А.С. Пушкин и Н. Гончарова.

Особняк Рябушинского


Особняк Рябушинского

Вход на территорию музея открыт со стороны улицы Спиридоновка. Как я уже говорила, самостоятельно можно осмотреть интерьеры особняка Рябушинского совершенно бесплатно, оплатить надо будет только фотосъемку или групповую экскурсию. В основном в музее работают уже пожилые люди, которые очень интересно рассказывают об этом удивительном доме. При входе надо будет либо надеть казенные тапочки, либо приобрести бахилы, чтобы не испортить паркет из ценных пород дерева.

Далее мы сразу попадаем в холл и видим то, ради чего сюда непременно стоит прийти – сказочную мраморную лестницу, спроектированную Ф.О. Шехтелем. Она символизирует вечное движение, без которого немыслима жизнь.


Особняк Рябушинского


В особняке Рябушинского

Незадолго до начала работы над особняком Степана Павловича Рябушинского известный зодчий побывал в Париже и познакомился с работами французского архитектора Франсуа-Ксавье Шелкопфа. Именно он был основателем пластического направления модерна. Шелкопф заметил, что в природе практически не существует прямых линий: и черты человеческого лица, и ветви дерева изогнуты и закруглены. Шехтель воплотил эти идеи в оформлении дома Рябушинского. За основу он взял морскую тему.


Особняк Рябушинского


Особняк Рябушинского

И темно-зеленые стены холла, и обтекаемая форма лестницы, которая заканчивается светильником-медузой с одной стороны и изящной скамейкой с другой, и приглушенный свет, проникающий через витражи окна на втором этаже, все навевает мысли о водной стихии.



Витраж на лестнице

На втором этаже интересны фигуры на капители мраморной колонны. Лилии, символизирующие чистоту и саламандры, изображающие зло, говорят о бесконечной борьбе двух начал.


Даже эстонский сероватый мрамор с прожилками, из которого выполнена лестница, напоминает песок, от которого только что отхлынула волна. При Рябушинских холл и столовая представляли собой единое целое. Позднее арку заложили и заменили дверьми, сделав помещение изолированным и, тем самым, потеряв главный замысел архитектора.


Дверь в столовую

Многие предметы интерьера, созданные Шехтелем, были утрачены. Так в столовой разобрали уникальный белоснежный мраморный камин, украшенный женщиной-бабочкой, закрасили фриз из тюльпанов, которые были символом счастья, безвозвратно исчезла люстра в форме цветков подснежника. Связаны эти изменения и с опалой большевиков на Рябушинских, и с проживанием в особняке М.Горького. Когда в 1900 г. был одобрен проект строительства этого смелого по тем временам здания, владельцу имения Степану Павловичу Рябушинскому было всего 26 лет. Однако он был одним из восьми братьев Рябушинских, владельцев огромного состояния и нескольких предприятий, и был весьма уважаемым и известным человеком. В начале XX века именно промышленники формировали облик новой Москвы, делая выгодные заказы модным московским архитекторам. Модерн Шехтеля пришелся по вкусу Рябушинскому.

Кроме необычного интерьера в доме была создана одна из первых в Москве система кондиционирования воздуха, лифт в подвальном помещении, поднимающий блюда в столовую, было проведено электричество и телефон. Кроме того был построен гараж для одного из первых автомобилей в городе. Этот дом не мог не привлекать внимания, однако прожить Степану Павловичу в нем пришлось не долго. В 1917 г. вместе с семьей он спешно покинул Россию и переехал в Италию, где открыл магазин тканей. Его братья также разъехались по разным городам Европы. Имущество их было национализировано, а в особняке на Малой Никитской какое то время размещались иностранное представительство, институт психоанализа и детский сад.

Однако когда в 1931 г. из Италии на родину вернулся М. Горький, ему предоставили для проживания этот дом. Писателю он не особо нравился, ему было чуждо искусство, которое стремилось изобразить несуществующее, и многое внутри особняка Горький переделал под себя. Так по всему дому, в том числе на центральной лестнице появились книжные шкафы, в которых писатель разместил свою внушительную библиотеку. Горький занимал первый этаж, так как был уже серьезно болен, и ему тяжело было подниматься по лестнице. На втором этаже жил его сын с супругой и детьми.

Поговаривают, что у Горького с невесткой были особенные отношения, возможно даже любовная связь. Надежда Алексеевна Пешкова осталась жить в особняке Рябушинского после смерти мужа и свекра вплоть до 1965 г. По слухам, в нее был влюблен сам И.В. Сталин и именно по этой причине все ее возлюбленные через какое-то время попадали под арест и умирали в тюремных застенках. После 1965 г. в доме на Малой Никитской открыли музей М. Горького. Итак, первый этаж остался таким, каким он был при жизни писателя.

В столовой собирались драматурги и писатели, проводились заседания писательского совета, велись дискуссии о судьбе литературы в новом государстве рабочих.


Столовая

Примыкает к столовой библиотека, на потолке которой сохранилась удивительная лепнина, изображающая бутоны цветов и изящные завитки.


Потолок в библиотеке



Парадные двери

Сюда перенесли одежду М. Горького и обозначили место, где он раздевался. Гости, попадая в дом, по замыслу архитектора, сразу же видели удивительный витраж, который зрительно расширял пространство. Также ранее витражи украшали и небольшую ширму в прихожей.


Витраж в прихожей

Справа находится кабинет писателя, в котором сохранился камин, созданный при Рябушинских. В этой комнате М.Горький проводил первую половину дня, долго и плодотворно работая. По его заказу был сделан письменный стол, в шкафах и на полках писатель разместил свою коллекцию восточных фигурок, которой очень гордился.


Кабинет писателя

Продумано все до мелочей. Вот так, например, выглядят дверные ручки.


Дверные ручки

К кабинету примыкает спальня М. Горького. Обстановка в комнате очень простая: небольшая кровать, тумбочки и шкаф. Любимым уголком писателя было кресло под книжной полкой, на которой писатель размещал книги для чтения перед сном. Затем мы поднимаемся на второй этаж, любуясь оригинальными витражами. В эркере оборудовано место для отдыха возле окна.


Спальня

Экспозиция второго этажа

За ними дверь к потайной узкой лестнице, ведущей в тайную молельню. Рябушинские были старообрядцами, а до указа Николая II 1905 г. о веротерпимости, в открытую молиться им было небезопасно. Поэтому на верхнем этаже была построена моленьня, украшенная древнерусской росписью. Иконостас и алтарь были утрачены после революции, растащили и многочисленные старинные иконы, собранные Степаном Павловичем. Владелец особняка собирался открыть в своем доме музей икон, однако этим планам не суждено было воплотиться. Сейчас кроме восстановленной росписи на стенах молельни здесь ничего не сохранилось. В небольшой комнате третьего этажа выставлены фотографии, рассказывающие о семье Рябушинских.


Молельня в доме Рябушинских


Молельня в доме Рябушинских

Дом, построенный знаменитым архитектором Шехтелем на Малой Никитской, производит неизгладимое впечатление. Сказочная лестница, простоявшая без ремонта более чем сто лет, своими обтекаемыми формами переносит в красочный подводный мир. Сверху светильник-медуза превращается в разноцветную черепаху, а свет, проникающий сквозь витражи, только добавляет месту таинственности. Особняк Рябушинского служит вечным памятником таланту выдающегося зодчего, к сожалению окончившего свою жизнь в нищете.

Строя дома для богатейших семей Морозовых и Рябушинских, Шехтель на склоне лет вынужден был скитаться по съемным квартирам. Новой власти пришлись не по вкусу его смелые проекты, продуманные до мелочей. Однако, к счастью, сохранились его многочисленные работы, среди которых особняк Рябушинского дошел до наших дней в достаточно хорошем состоянии и, в отличие от дома Морозовых на Спиридоновке, доступен для посещений.

Как найти Особняк Рябушинского (музей М.Горького)

адрес: м. Пушкинская (Тверская, Чеховская), минут 20 пешком.

Москва, ул. Малая Никитская, 6/2.

Часы работы - с 11 до 17-30 (среда-воскресенье). Последний четверг месяца - выходной

Городской особняк по улице Малая Никитская, 6 был построен в стиле раннего модерна по проекту архитектора Федора Осиповича в период с 1900 по 1903 годы. В качестве помощника был привлечен архитектор Иван . Заказчиком стал известный предприниматель Степан Павлович Рябушинский.

Зодчий сумел соединить в формах и декоре здания элементы мавританского стиля и английской готики. Фасад декорирован глазурованными кирпичами светлых оттенков. Верхняя центральная часть оформлена мозаичным фризом, на котором изображены ирисы.

Фото 1. Так сегодня выглядит главный фасад особняка Рябушинского в Москве

Высотность здания всего два этажа, но разноуровневые оконные проемы, причем, различные по форме, создают визуальный эффект многоэтажности постройки.

Решетки на окнах выполнены в стиле ар-нуво, представляя собой замысловатые по форме волнообразные узоры. Таким же образом оформлена и низкая ограда со стороны Малой Никитской.

Внутренние помещения также были оформлены в стиле модерн. К работам привлекался известный художник Михаил Александрович Врубель.



Федор Осипович Шехтель создал в интерьере холла на Малой Никитской улице, 6 иллюзию на тему подводного мира. Это подчеркивает «тающая» парадная лестница, выполненная в форме морской волны из белого мрамора. Люстра под потолком напоминает формы медузы, а внутренние стены выкрашены в бирюзово-зеленоватый цвет. Не остались без внимания и дверные ручки, отлитые по подобию морских коньков.

Еще несколько слов о мраморной лестнице. Она была изготовлена в московской мастерской Михаила Дмитриевича Кутырина. Материалом послужил вазелемский мрамор, привезенный из Эстонии.



Впечатляют своей красотой и девять витражей, которые помимо декоративных функций, решают и некие архитектурные задачи. Так, самый большой по размерам пейзажный витраж с прописанными на нем соснами и уходящими в глубину полями, был призван создать в небольшом внутреннем пространстве иллюзию окна, что позволило визуально расширить ограниченный объем.

Рисунки для всех витражей выполнил лично архитектор Шехтель, а исполнил художник Виноградов.

Стоит отметить, что морские, а также растительные мотивы присутствуют и в оформлении других комнат особняка Рябушинского.



Так как семья Рябушинских относилась к старообрядцам, архитектор Шехтель специально вписал в объем мансарды тайную молельню, которая расположена с северо-западной стороны дома. Купольная часть и стены комнаты стилизованы в духе древней церквушки. Догадаться о ее наличии, вглядываясь в особняк снаружи, невозможно.

Формы дома выполнены с явным использованием кубического объема, который подчеркивается горизонтальными линиями вынесенных за плоскость фасада плит карниза. Этот замысел исполняют и ассиметричные выступы наружных стен, и индивидуально исполненные балконы, а также массивные крыльца.



Хозяин дома на Малой Никитской, 6, Степан Павлович Рябушинский, оставил значительный след в русской культуре. Он был одним из первых людей в России, кто начал заниматься реставрацией древнерусских икон и их научной расчисткой. В этом доме им была оборудована реставрационная мастерская, а со временем строились планы, согласно публикациями в журнале «Русская икона» за 1914 год, о создании здесь же музея иконы.

Особняк Рябушинского - это, можно сказать, современный памятник архитектуры в привлекающий в эту часть Москвы туристов со всей страны. Он был построен не так давно, в начале 20-го века, и с тех пор радует глаз прохожих и приезжих своей изысканной красотой. Однако, вопреки этому факту, данный дом прославился вовсе не благодаря своему благолепию.

Особняк Рябушинского как частичное отражение внутреннего мира Максима Горького

Дело в том, что раньше эта усадьба была жилищем Максима Горького, классика русской литературы, чьи произведения воспитывают подрастающее поколение и потрясают взрослых своей глубиной и нравственностью. Отличается особняк Рябушинского еще и тем, что он полностью открыт для посещения, поэтому любой желающий может приобрести билет и осмотреть музей-квартиру не только на фотографиях в буклете, но и вживую. Несмотря на огромные размеры Москвы, в столице России можно найти совсем немного подобных домов, доступных для глаз любопытного туриста изнутри, а это еще больше подогревает интерес к этому особняку.

Красота для всех желающих

Особняк Рябушинского интересен еще и потому, что представляет собой самый настоящий музей. Многие дома в стиле модерн приютили в своих стенах посольства иностранных государств, и поэтому вход в них не такой уж и свободный, хотя осматривать их с улицы, конечно же, никто не запрещает.
Однако некоторым особым любителям архитектуры не хватает такого поверхностного осмотра, поэтому им приходится ждать подходящего момента, чтобы осмотреть здание изнутри.

В этом же частном строении расположился первоклассный музей Горького. Особняк Рябушинского интересен не только тем, что в его стенах когда-то проживал писатель-классик, но еще и своим необычным и очень красивым архитектурным оформлением. Расположен он на Малой Никитской, недалеко можно найти станцию метро. Местные жители хорошо знают расположение этого памятника архитектуры и культуры, поэтому в любой момент можно спросить у прохожего дорогу и быть уверенным, что он подскажет ее правильно.

Уютное пристанище для верующего

Многие интересуются, чем же все-таки так интересен особняк Рябушинского? Официальный сайт, предлагающий профессиональные экскурсии внутри этого частного дома, рассказывает, что сконструирован и построен он был под началом архитектора Ф. О. Шехтеля. Изначально последний просто исполнял личный заказ Степана Павловича Рябушинского, который мог себе это позволить, будучи миллионером, успешным банкиром и фабрикантом с видным положением в обществе.

Рябушинский известен тем, что всю свою жизнь коллекционировал иконы - он был свято верующим человеком. Его личность также интересна тем, что он начал одним из первых пробовать реставрировать старые поврежденные образы. Он сражался за их культурно-историческую значимость и не мог позволить, чтобы испорченные шедевры подвергались утилизации, поэтому и стал заниматься этой благородной деятельностью. Однако особняк Рябушинского в Москве привлекает туристов именно из-за факта проживания там Максима Горького.

Асимметрия и оригинальность

Даже современные архитекторы подчеркивают очень колоритный дизайн здания. Считается, что каждая черточка узора, украшающего особняк, неповторима и индивидуальна. Жилые здания, которые строятся сегодня, ориентированы больше на удобство, чем на эстетику, поэтому современному человеку такой подход к жилищному вопросу может показаться несколько диким. Однако раньше архитекторы относились к своей работе исключительно как к творчеству, поэтому каждое созданное ими строение должно было представлять собой самое настоящее произведение искусства.

Можно сказать, что особняк Рябушинского отличается несколько резкими, асимметричными выступами стен, которые, как ни странно, совсем не портят его внешний вид. Стилизованные растительные мотивы выполнены очень тонко и изящно, и каждый из них также исключительно оригинален. Преклоняться перед талантом Ф. О. Шехтеля начал бы любой скептик, бросивший только один внимательный взгляд на экстерьер этого особняка.

Незабываемые впечатления за небольшие деньги

Мало что привлекает туристов Москвы неразгаданными тайнами и общей атмосферой некоторого мистицизма так же сильно, как это делает особняк Рябушинского. Часы работы его стандартны: с 11 до 17 вечера. В это же время открыто большинство исторических музеев Европы.

Билет для осмотра особняка изнутри стоит совсем немного - всего лишь 200 рублей со взрослого человека. Туристы начинают свою экскурсию с черного хода, что еще добавляет ей большей колоритности. Конечно, не все предметы интерьера со времени проживания здесь Горького сохранились, многие были заменены. Общий интерьер повторяет стандартное 30-х годов.

Очень интересно то, что в музее аккуратно ведется так называемый «дневник посетителей», куда заносятся имена абсолютно всех желающих пройти экскурсию. Стоит ли говорить, что дневник этот - далеко не школьная тетрадь в клетку на 24 листа, а самая настоящая книга довольно серьезного вида.

Подходящее место, чтобы побыть наедине с собой

Особняк С. П. Рябушинского интересен не только тем, что очень точно воссоздает атмосферу, в которой проживал русский классик, но и тем, что сохранил целую личную библиотеку знаменитого писателя. Она представляет собой особую ценность, поэтому посетители могут только бегло осмотреть ее, а вот посидеть и почитать старые книги здесь уже не получится.

Если вам посчастливилось посетить музей-квартиру вечером или в пасмурную погоду, вы можете увидеть неповторимые цветочные узоры в молельне, которые тускло, но очень красиво светятся в темноте. Посетители могут наслаждаться почти этим магическим видом сколько угодно (конечно, до закрытия музея-квартиры).

Так как в музеях не принято громко разговаривать, здесь получится побыть наедине с собой и, возможно, испытать именно те эмоции, которые когда-то испытывал живущий здесь русский классик Максим Горький.

Спаситель особняка Рябушинского, Максим Горький

Посетители обязательно должны иметь в виду, что сам Максим Горький проживал только на первом этаже особняка, а на втором же этаже музея-квартиры когда-то ютилась его семья. Конечно, из-за того что особняк несколько раз менял хозяев, обстановка в нем постоянно менялась. Но посетители при желании могут увидеть изначальный интерьер здания на многочисленных фотографиях. Здесь же желающие увидят множество снимков, на которых запечатлены бывшие владельцы особняка и некоторые сцены из их жизни. Можно сказать, что Горький в свое время спас здание от полного уничтожения, а ведь эта печальная судьба постигла многие частные московские дома того времени.

Место, которое должен посетить каждый турист в Москве

Изначально особняк Рябушинского не был приспособлен к приему большого количества посетителей, и это очень сильно отражается на интерьере. Заказывать здесь экскурсии целыми группами бывает не всегда удобно, поэтому лучше посетить музей-квартиру самостоятельно. Талантливый архитектор Шехтель позаботился о том, чтобы человеку в полном одиночестве было максимально комфортно находиться в этом доме, несмотря на множество асимметричных дизайнерских решений и острых углов. В целом, впечатления после посещения особняка Рябушинского очень положительные, и этому во многом способствует цветовая гамма стиля модерн - светлые, жизнеутверждающие цвета и красивые растительные узоры.