Народ, не знающий своё прошлое, не имеет будущего. Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего? Кто автор слов без прошлого нет будущего

У нас есть будущее, и есть те кто знает свою историю. Историю своей страны, семьи, но их меньше, чем хотелось бы.
В каком веке родился Пушкин? Что написал Достоевский? Кого свергли большевики? Большинство молодых москвичей не смогли ответить на эти вопросы. Впрочем, в этом вы можете убедиться сами, посмотрев набирающий популярность на Vimeo.com ролик.

Общество русской словесности, которое заказало ролик телевизионщикам, поставило перед журналистами условие: не делать выборки худших ответов. Об итогах шокирующего опроса рассказывает епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).

Дальше ооочень большой текст

Вроде бы, как говорится, "и смех, и слезы"… Но, отсмеявшись, те, кому мне довелось показать эти интервью, обычно заметно грустнели. И правда: если повсеместно дело обстоит именно так, смеяться нечему: "Порвалась связь времен", ни больше ни меньше как шекспировская тема.

Каждый год мы принимаем новых студентов в Сретенскую духовную семинарию. Больше половины это вчерашние школьники, остальные - молодые люди с высшим образованием. Уровень их гуманитарной подготовки просто ужасает. Хотя многие закончили школу с прекрасными оценками. То же я слышу от ректоров и преподавателей светских высших учебных заведений.

Чтобы выправить ситуацию, мы на бакалавриате три года читаем курс русской литературы, что называется с нуля, и четыре года - историю. Справедливости ради следует сказать, что на каждом курсе есть один-два неплохо подготовленных студента, но таких - единицы. Советский выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975-1980 годов - корифей по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016.

Интервью, которые вы видели, по нашей просьбе провели две известные телекомпании "Красный квадрат" и "Мастерская", чьи корреспонденты опрашивали студентов вузов и молодежь с высшим образованием. Многие молодые люди отказывались, говоря, что не готовы отвечать на вопросы гуманитарного характера. Представленное - отнюдь не выборка худших ответов: таково было наше условие, об исполнении которого нас заверили работники телекомпаний.

Готовя к публикации этот ролик, мы вначале хотели скрыть лица молодых людей. Но потом решили оставить все как есть. Во-первых, молодые люди, отвечающие на наши вопросы, - на удивление живые, симпатичные, находчивые и умные (это не ирония). А во-вторых, по моему убеждению, не они виноваты в том, что практически даже не знакомы с литературой, искусством и культурой России - великим наследием не только нашей страны, но и всего человечества. А ведь это достояние принадлежит в первую очередь именно этим молодым людям - по праву рождения, по праву родного языка. В создавшейся ситуации виноваты действительно не они, а те, кто не передал им их законное духовное наследство. Это не кто иные, как мы - люди среднего и старшего поколений. Мы и виноваты.

Наши родители и деды в непростых, мягко говоря, условиях XX века смогли передать нам бесценное сокровище - великую русскую культуру: литературу и искусство, привить вкус и любовь к ним. Мы, в свою очередь, должны были сделать то же для следующих поколений. Но исполнить свой долг не сумели.

Происшедшему можно найти множество причин - от влияния интернета, непрофессионализма и нерадения чиновников-реформаторов до козней либералов и происков Запада. Можно очень убедительно разъяснить, почему все именно так произошло. Но суть дела от этого не изменится: наше поколение, совершенно очевидно, не исполнило своего долга по отношению к тем, кому мы передадим Россию, вот к этим ребятам с экрана.

Разобравшись с нашим первым традиционным и сакраментальным вопросом "Кто виноват?", перейдем ко второму традиционному вопросу: "Что делать?"

В прошлом году было образовано Общество русской словесности, его возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Одним из проектов общества станет объединение "Пушкинский союз", задача которого, если можно так сказать, возвращение русской классики и - шире - отечественной культуры, литературы и искусства в поле духовной и интеллектуальной жизни молодого поколения. Члены Общества русской словесности, министры культуры и образования В. Р. Мединский и О. Ю. Васильева, ректор МГУ В. А. Садовничий, ректоры многих других вузов, руководители творческих союзов, деятели культуры уже дважды собирались для обсуждения и выработки программы действий.

Всем было очевидно: худшее, что можно предпринять в сложившейся ситуации - начать насильно и назойливо всей мощью государства, Церкви и общества заставлять любить классику. На самом деле реальное и главное - донести до молодежи, уже ушедшей из школы, хотя бы основы нашего культурного наследия, с которым их не сумели познакомить ни школа, ни семья. Привить вкус к русской литературе и искусству. Для нынешних и будущих школьников и студентов общими усилиями вместо нынешнего симулякра гуманитарного образования нужно создать эффективную и целостную образовательную систему с живыми методиками преподавания. Этим и занимаются сейчас многие ведомства и общественные объединения при общей координации Общества русской словесности. Кстати подобный и позитивный опыт уже имеется: деятельность Российского исторического общества.

Чем была велика советская система образования, если оставить в стороне ее идеологическую составляющую? Ведь уже к середине 1970-х годов коммунистическая идеология и без всяких перестроек осталась за скобками уроков большинства думающих учителей.

Феномен советского образования зиждился на двух незаурядных и блистательных достижениях. Первое - это Учитель. Второе - уникальная система школьного обучения и воспитания. .

Хороший и даже выдающийся учитель был не исключением, а прекрасной, но и привычной нормой. Я вспоминаю свою обычную московскую школу. Все наши учителя с человеческой точки зрения были необычайно интересными личностями. С точки зрения специальности - выдающимися профессионалами.

О том, как обстоят дела сейчас, не мне судить. Но глядя на бытующую ныне в педагогических вузах систему так называемого практико-ориентированного образования, как минимум поражаешься смелости ее создателей. Вспоминается советское пятилетнее педагогическое образование тогдашних студентов. Подготовленные к вузу той школой на том уровне, студенты допускались к практике в классе, начиная лишь с предпоследнего курса. Сейчас же студентов бакалавриата (четыре года обучения) снимают с лекций и направляют для практической работы в школы уже с первого курса. Учителя, с которыми мне доводилось общаться на эту тему, в ужасе от этой системы.

А теперь о системе. Советское образование было выстроено и отлажено так, что даже учитель средних способностей заинтересовывал учеников гуманитарным предметом, доносил и делал понятными и близкими ценности, которые несла наша великая литература. К тому же бесконечные сочинения (напомню: школьные сочинения, отмененные нашими реформаторами, возвращены в школы лишь прямым указанием Президента всего три года назад), опросы, контроль РОНО, подчинявшегося Министерству образования, исключали для большинства культурную амнезию и масштабную безграмотность как явление.

Сегодня школы не подчиняются Министерству образования. Их начальство - региональные и муниципальные органы. Это все равно, как если бы в армии гарнизоны на местах подчинялись не Министерству обороны, а губернаторам.

Сравнение образовательной сферы с армией не случайно. На памяти знаменательные слова лейпцигского профессора географии Оскара Пешеля, сказанные им после победы прусской армии над австрийцами в 1866 году:

"Народное образование играет решающую роль в войне. Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем". .

Слова эти настолько попали в точку, что их авторство до сих пор приписывается непоколебимому авторитету в государственном и национальном строительстве Отто фон Бисмарку.

Нынешняя система образования, ее реформы и программы настолько часто подвергались критике, что нет смысла вновь приниматься за это дело. На первом съезде Общества русской словесности Президент В. В. Путин поставил совершенно определенные задачи, главные из которых - формирование государственной языковой политики и "золотого" списка произведений, обязательных для изучения в школах. Напомню, сегодня от учителя (одноклассника тех ребят, которых мы только что видели на экране) зависит, будет ли его класс изучать такие шедевры, как "Я вас любил: любовь еще, быть может…", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" А. С. Пушкина, "Родина", "Выхожу один я на дорогу…" М. Ю. Лермонтова. Или педагог заменит их на значительно более "совершенные" с его точки зрения произведения. Это - право сегодняшнего учителя.

"Альтернативным", то есть по сути не обязательным для изучения является, кроме приведенных уже произведений, также, например, "Война и мир". В школе мы полностью этот роман тоже не читали, пропуская историософские размышления автора, но доступная для подростка большая часть толстовского шедевра формировала мировоззрение поколений. "Преступление и наказание" тоже из списка вариативных, читай, необязательных для изучения произведений. Даже "Муму", на котором мы учились состраданию и милосердию, - из той же группы. "Молодежь не будет это читать!" С энергией, достойной лучшего применения, нас убеждают и принуждают принять эту "продвинутую" точку зрения.

Но, во-первых, молодые люди, если их по-настоящему ввести в мир отечественной и мировой литературы и искусства, обнаруживают к ним поразительный интерес. И только недоумевают, почему до сих они были отлучены от всего этого сокровища. А во-вторых, альтернатива обращения к лучшим образцам культуры, созданным предшествующими поколениями, совершенно очевидна. О том, к чему приводит нарочитое и снобистское пренебрежение классикой, ясно напоминает нам А. С. Пушкин: "Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости".

Конечно, пусть окончательно обо всем этом судят профессионалы. Но мы, скромные получатели их выучеников и воспитанников в обществе в целом и в высшей школе в частности, не можем не задавать вопросы.

Собственно, Общество русской словесности и создано как площадка для подобных дискуссий. Разумеется, никто не собирается заставлять молодежь углубляться лишь в классику и принуждать напрочь забыть о современной культуре. Так интерпретировать общественную обеспокоенность упадком гуманитарного образования можно только, если смотреть на проблему взглядом недоброжелательного пристрастия. Пишу это потому, что охотников дискредитировать дело возвращения русской классики немало.

Приведу последний, но показательный пример. Недавно министр культуры В. Р. Мединский собрал у себя наиболее популярных видеоблогеров для обсуждения как раз тех вопросов, о которых мы говорим сегодня. Аудитория этих блогеров - миллионы подписчиков, представители как раз того поколения, о котором мы говорим. Общеизвестный факт: многие из молодых почти не читают. Они не смотрят телевизор. Поэтому, даже если будут осуществлены планы новых постановок классики в сериалах, эти молодые люди такие фильмы попросту не увидят. Они, за редким исключением, не ходят на популярные, тем более научные, лекции. Любимые старшими поколениями деятели культуры для них не убедительны и абсолютно не интересны. Новое поколение значительную часть жизни проводит в сети. Представители их культуры, имеющие на них громадное влияние, совершенно неизвестны нам. Либо вызывают у нас примерно такое же отторжение, какое испытывает нынешний студент с серьгой в носу к людям искусства прошлого века, значимым для нас. Порой создается впечатление, что мы все больше становимся друг для друга инопланетянами.

Блогеры оказались весьма интересными собеседниками, думающими людьми. На совещании у министра они сделали несколько важных предложений, среди которых была идея о том, чтобы привлекать внимание молодежи к классике через тех, кого сама молодежь готова услышать. Мы предложили подумать, возможно ли современным исполнителям, собирающим громадные молодежные аудитории, объединиться для проведения особых концертов по лучшим произведениям отечественной поэзии и музыки. Такие исполнители как никто другой в нашей ситуации могли бы помочь общему делу. Эту идею, как мне показалось, дружно поддержали все наши молодые собеседники.

А если, добавляли они, эти певцы еще и прочтут отрывки из своих любимых стихотворных и прозаических произведений классики и призовут слушателей искать и находить красоту лучших творений русских поэтов, то, без сомнения, они будут услышаны. Тем более что некоторые из самых популярных сегодня исполнителей читают видеолекции, например, по вопросам культуры и искусства начала ХХ века. Все это были рабочие моменты дискуссии. Все понимали, что до окончательных решений еще далеко.

Блогеры, несмотря на свою юность, оказались профессиональными и - главное - благородными собеседниками: ничего из предварительной дискуссии ими не было "вброшено" в сеть. Но присутствующая на встрече корреспондент одного из ведущих информационных агентств преподала им урок "профессионализма": вырвав из контекста дискуссии несколько фраз и не поясняя никаких подробностей, она опубликовала в своем агентстве сенсационную новость о том, что Патриарший совет по культуре выступил с предложением популяризировать классику с помощью матершинника Шнура и рэпера Тимати. Это было, конечно, довольно странно, но для меня в этой истории наиболее важными оказались порядочность и профессионализм наших молодых собеседников. А желающих дискредитировать намеченную работу еще будет предостаточно. Порой из самых неожидаемых сфер. И к этому надо быть готовым.

"А причем здесь Церковь?" - обратят к нам вопрос из церковной среды. (От среды светской нас ждут более жесткие вопрошания, но пока оставим их в стороне.) Итак, какой смысл для Церкви участвовать в решении, конечно же, важной, но чисто светской проблемы? Наилучшим образом интерес Церкви к гуманитарному образованию выразил один из самых известных старцев ХХ века - преподобный Силуан Афонский: "В последние времена путь ко спасению будут находить люди образованные" . .

Блогеры оказались весьма интересными собеседниками, думающими людьми. Они предложили привлекать внимание молодежи к классике через тех, кого сама молодежь готова услышать
У меня нет сомнений, что, несмотря на всю сложность, поднятая нами сегодня проблема будет решена. Залог тому - общая озабоченность родителей и педагогов, светских и церковных людей, государственных лиц и деятелей культуры. Потерь не избежать, но в целом намечены многие реальные шаги и нашими министерствами, и творческими и общественными сообществами.

Но есть и еще один фактор, вселяющий надежду.

"Дядюшка, ни на кого не глядя, сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и, подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню "По у-ли-и-ице мостовой”. Враз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало все существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и, закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты…

Прелесть, прелесть, дядюшка! еще, еще! - закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. - Николенька, Николенька! - говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?

…Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке". - Л. Н. Толстой "Война и мир".
Источник РГ.

Опрос
Мертвые души Достоевского

Кого и когда свергли большевики?

Аспирант университета:

О-хо-хо, я не отвечу на этот вопрос.

Журналист:

Я не знаю, я плохо учила историю.

Учитель английского языка:

Какие произведения написал Антоша Чехонте?

Кто? Я вообще такого не слышал.

Студентка факультета иностранных языков:

- "Мцыри", кажется?

- "Собачье сердце"?

Какие произведения написал Достоевский?

Художник:

- "Мертвые души"?

Кто написал роман "Бесы"?

Лингвист:

По-моему, это Лермонтов.

Студент консерватории:

Гоголь? Нет, не Гоголь.

Слесарь:

Некрасов.

Студентка философского факультета:

Пушкин? Минутку, мы погуглим.

Кто подковал блоху?

Студент:

Умелец какой-то.

Студент:

Ну, наверное, какой-то известный человек.

Студент института физкультуры:

Кто такие маринисты?

Студентка пединститута:

Наверное, море исследуют.

Студент:

Это актеры Мариинского театра.

Продолжите цитату "Все семьи счастливы одинаково..."

Студентка факультета искусств:

А грустят по-разному?

Студентка МИФИ:

Когда в стране нет кризиса!

Мудрый афоризм гласит: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». Многое ли нам известно о нашем прошлом. Сохранилась ли память о том, чем жили 30-50 лет назад, это было не так давно, время молодости наших родителей. Ответом на этот вопрос будет количество книг, выставок, музеев, посвящённых тому времени, которые известны нам. Особенно ярким выразителем культуры являются мемориальные музеи. Это будто островки прошлого, попадая в которые, переносишься во времени. Одно их таких мест, дающих глубокое представление о том периоде, государственный мемориальный музей памяти Булата Окуджавы. Ведь история и культура, это не только даты и события, это, прежде всего люди, являющиеся воплощением самобытных традиций своего времени, и несущих их нам через песни, книги, фильмы. Музей Окуджавы, это не большой деревянный домик в Переделкино. Но попадая в него, ты начинаешь дышать той эпохой. Тебя окружают предметы того времени, одежда поэта, предметы мебели, пишущая машинка, коллекция колокольчиков собранная Булатом Шалвовичем. Другая часть посвящена окружению и друзьям барда. С фотографий смотрят: Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина, Иосиф Бродский, жившие и творившие 50 лет назад. Однако музей не памятник в камне. В нём ведётся активная научная деятельность, проходят конференции, а летом здесь бывают, так называемые «Булатовы субботы», на которые собираются литераторы и поэты песенники.

К сожалению, последние два года, несмотря на популярность и культурную ценность, музей борется за выживание. Средств, перечисляемых из бюджета, хватает только на зарплату, на бытовые нужды и поддержание экспозиции денег нет. Между тем, арендная плата повышена в десять раз. Такая ситуация не только с этим историческим домом. Уменьшено финансирование многих культурных памятников, не приносящих доходов, ещё более усложняет ситуацию нахождение их на очень дорогих земельных участках, которые люди далёкие от культуры, хотели бы использовать с финансовой выгодой. Неужели деньги делают для нас больше, чем память о прошлом. Что дают деньги - удовлетворение сиюминутных потребностей, история же даёт нам самосознание. Очень жаль, что этому уделяется такое малое значение. Для того чтобы сменилось поколение, необходимо 25 лет. Со времени развала Советского союза прошёл 21 год. При таком отношение, очень скоро молодое поколение забудет, кто мы есть. Разве станет оно после этого уважать и заботиться о стариках. Кем мы будем в обществе, в котором каждого интересуют только свои сиюминутные мелко материальные ценности.

В первую очередь это должно осознать руководство государства, правительство, министерство культуры. Наше историко-культурное наследие, даёт нам представление о том, кто мы, к чему стремимся, чего достигли, чем отличаемся от других. Без знания и уважения к истории страны и культурных традиций, нельзя сплотить общество вокруг единой цели, а без этого мы никто и идём в никуда.

Моя статья на тему истории. Статья является моим заданием от газеты,в которой опубликуют мою статью. Редактор похвалил мое творение. Безумно приятно.

Как сказал великий русский историк Василий Осипович Ключевский - Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Я считаю это высказывание абсолютно верным, ведь история не только рассказывает нам о давних событиях, но и воспитывает в нас патриотизм, любовь к своей Родине. Узнавая о страшных войнах и сражениях, понимая, какой ценой дались нашей Родине давние победы, какие люди жили на одной с нами земле, мы по воле разума или невольно проникаемся уважением и любовью к родной стране.


Моя родная страна - Россия. Великая страна, прошедшая через невероятные мучения войнами и сражениями! Понятно, что в истории любой страны есть как светлые моменты, так и темные, и как раз вторые более эмоциональны и ощущаемы. Я думаю, все помнят о Великой Отечественной Войне. Как много отдал Советский Союз за эту победу! Четыре года изнуряющих, кровопролитных боев с фашистской Германией, огромное число жертв, разрушенные города и села. К этому нельзя остаться равнодушным. Когда я думаю, сколько Россия отдала за победу, за народ, и сколько народ отдал за Россию, становится немного страшно и тяжело, и в то же время чувствуешь невероятную гордость за свой народ. Ведь огромное количество людей отправлялись на защиту родной земли, покидая свои дома и семьи.

Но помимо ВОВ в истории России есть и Отечественная война 1812 года. Эта война была не менее тяжелой и разрушающей для нашей страны. На защиту Родины встали все: от мала до велика. Крупнейшее сражение войны 1812 года - Бородинская битва, состоявшаяся 7 сентября 1812. Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений 19-ого века и наиболее кровопролитным изо всех, бывших до него. Кутузов назвал Бородино «вечным памятником мужества и отличной храбрости российский воинов», а Наполеон - «битвой гигантов». С этой поры Бородино стало святыней и гордостью России, а с 1995 года оно входит в список Дней воинской славы России. В честь двухсотлетия Бородинской битвы 2 сентября в Подмосковье прошла грандиозная реконструкция Бородинского сражения. Тысячи энтузиастов, облачившись в костюмы того времени и заручившись оружием, приняли участие в «искусственном» бою, тем самым показав, что никогда не забудут о доблести и героизме своих предков.

История - великая наука, которая не только повествует нам о давних событиях, но и которая учит нас любить и уважать свою Родину. Когда ты узнаешь о жертвах, которые понесли наши предки, когда ты узнаешь о их героизме, о их самоотверженности и смелости, невольно и сам проникаешься этими же чувствами к Родине и ее героям. Я считаю, что историю изучать просто необходимо не только ради знаний, но и ради духовного и патриотического воспитания народа, а особенно молодежи. Ведь что за народ, который не уважает своей истории и героев своей Родины? Как можно остаться равнодушным ко всему тому, что прошла твоя страна? Да, в истории России были не только темные моменты. Были и труднейшие заключения миров, различные торговые договоры, впервые введены законы, благодаря которым Россия росла и развивалась все быстрее и быстрее, и это тоже подвиги нашей страны и ее правителей и простых людей.

Что касается меня, я очень люблю историю моей Родины, люблю уроки истории в школе. Мне очень интересно изучать, что было до меня, до того современного общества, которое мы наблюдаем сейчас. Ведь из истории мы узнаем, как строилась Россия, как создавались основы управления ею, какую деятельность вели русские князья внутри страны и за рубежом. Кстати, приемы внешней политики можно применить и в жизни, в общении с окружающими людьми, ведь общение - это тоже политика.

Если сложить все вышесказанное в единую картинку, получается, что история - очень нужная наука! История многое рассказывает, помогает нам развиваться в достойного, умного человека. Изучая историю, мы воспитываем в себе уважение к Родине, к ее героям, развиваем свой ум и просто получаем удовольствие от учебы.

«Каждый должен знать историю своей страны». Эту фразу мы слышим ежедневно. Но не все понимают и осознают для чего это нужно, аргументируя тем, что это никак не пригодится им в жизни, ведь они не собираются становиться «великими историками». Правильное ли суждение? Конечно же, нет. Опираясь на прошлое, зная его, мы предотвращаем появление подобных ошибок в будущем. Яркий пример – история ГУЛАГа. Это история огромного количества человеческих жертв, большая часть которых была осуждена за то, чего не совершала. Это история разрушившихся людских судеб, история потери близких людей, история детей, лишившихся родителей, история подорванного здоровья, жестокости, мучений, страха, отчаяния, боли, история разбитых надежд и несбывшихся мечтаний. Это история несделанных открытий, недописанных или ненаписанных книг, несозданных изобретений. Да, как бы ужасно это не звучало, но это наша история, - история нашей страны. Каждый из нас должен знать ее историю. Как светлые, так и темные её страницы. Поэтому ужасы той эпохи должны быть осмыслены и поняты и взрослыми, и детьми в первую очередь для того, чтобы это не повторилось снова.

8 апреля 2017 года студенты Правового колледжа групп ЮСО-114, ЮСЗ-131, 132, ЮСБ-121, ЮСС-141 в сопровождении преподавателя русского языка и литературы Мамсуровой Е.А. и преподавателя математики Ширнина А.Г. посетили с экскурсией Государственный музей истории ГУЛАГа, который входит в категорию «музеев памяти» (или «музеев совести»), в основе каждого из них лежит трагическое событие, оставившее огромный след в истории нашей страны.

Этот потрясающий музей был основан Антоном Владимировичем Антоновым-Овсеенко – известным публицистом, историком и общественным деятелем, который сам прошёл через сталинские лагеря как сын «врага народа». Открытие состоялось в 2001 году, а уже в 2015 году Музей переехал в новое здание, которое по площади в 4 раза больше прежнего. Когда мы зашли внутрь этого большого дома, нас встретил молодой экскурсовод Александр и провёл всех в главное помещение здания. Удивительно, насколько сотрудникам музея удалось передать атмосферу той эпохи! Стены, пол, потолок, двери, трубы и даже звуки – все в точности воссоздает картину тех ужасающих помещений, в которых вершилась судьба обвиненных и осужденных людей. Александр показал нам архив воспоминаний бывших заключенных, их письма, фотографии, коллекции личных вещей, которые принадлежали им, когда они находились в заключении; коллекции изделий искусства, созданные художниками, которые прошли лагеря, а также вышивки заключенных женщин, одежду узников, орудия труда и лагерную посуду – это все экспонаты этого музея. После экскурсовод проводил нас в следующее помещение, где важнейшим экспонатом является карта, на которой отмечены все существовавшие лагеря с количеством заключенных всех лет. Она помогает понять и осознать весь масштаб сталинских репрессий.

Затем все студенты поднялись на второй этаж. Как раз здесь мы увидели большое количество стендов, на которых представлены документы о начале репрессий в СССР - «Красном терроре» и создании первых концентрационных лагерей 1918 г., формировании системы ГУЛАГа при ОГПУ (Объединённое главное политическое управление) в 1930-е годы и многие другие.

Очень тяжелой и волнительной частью нашей экскурсии был просмотр видео- интервью с узниками лагерей и их членами семей. Глядя на них понимаешь, насколько это сильные с несломленным характером люди, они заслуживают огромнейшего уважения и восхищения. В заключение нашей экскурсии Александр рассказал нам о судьбах известных людей, которых тоже задели репрессии, среди них С.П. Королев и А. Солженицын.

Также в Музее находятся помещения для сменных выставок, современный кинозал, вместительные фондохранилища, полноценно оборудованный исследовательский центр, студия визуальной антропологии, ценная, большая библиотека, издательский и социально-волонтерский центры. Кроме того, нам рассказали, что на большущей прилегающей к музею территории планируют сделать Сад Памяти. Это очень хорошая новость!

Музей истории ГУЛАГа – единственный в России музей, полностью посвященный истории системы исправительно-трудовых лагерей, которая в период 1930-1950-х годов стала распространеннейшим инструментом страшных государственных репрессий в СССР. Поэтому главной миссией музея является «восстановление исторической справедливости, осмысление трагической эпохи массовых репрессий и сохранение памяти о миллионах людей, ставших ее невинными жертвами» - так обозначают свою важнейшую деятельность все его сотрудники. И действительно, знать историю нашей страны необходимо и важно.

Все наши присутствовавшие в музее студенты безгранично благодарны преподавателям, руководителям и, разумеется, экскурсоводам за возможность узнать и прикоснуться к истории нашей великой страны, прочувствовать весь ужас и часто несправедливость, которые пришлось проходить нашим предкам. Огромное спасибо за полученные необходимые знания.

22 апреля стартует ежегодный международный мотомарш «Дороги Победы - на Берлин» , который по традиции завершится 9 Мая посещением Мемориального комплекса в Трептов парке, на территории которого погребено более 7000 советских солдат, и возложением цветов к подножию памятника Воину-Освободителю. Мотомарш «Дороги Победы» посвящен 73-й годовщине Победы над фашизмом и направлен на сохранение исторической правды о подвиге советских солдат. На протяжении всего маршрута участники марша посетят места сражений ВОВ, воинские мемориалы и захоронения, примут участие в патриотических мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы, и почтут память Героев ВОВ.

В пятницу, 6 апреля, в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, на которой главный советник Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Сергей Морозов, Президент Всероссийского мотоклуба «Ночные Волки» Александр Хирург Залдастанов, Президент отделения «Дороги Победы» Андрей Бобровский и представители других отделений мотоклуба рассказали об особенностях предстоящего пробега.

Главный советник Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Сергей Морозов заявил, что в виду постоянно предпринимаемых в мировом сообществе попыток искажения исторических фактов, переписывания истории, умаления значения Великой Победы и дискредитации подвига советского народа в годы ВОВ, ежегодное мероприятие мотоклуба имеет особую значимость. Сергей Морозов рассказал о многолетнем положительном опыте сотрудничества с мотоклубом «Ночные Волки», а также отметил, что все препятствия проведению мотомарша «Дороги Победы» из года в год возникают исключительно со стороны Польши.

«Польская сторона ни разу не выдала официального разрешения на проезд российских участников. В 2015 году на соответствующую ноту протеста Посольства России из МИД Польши пришел отказ под формальным предлогом. В 2016 году проезд российским мотоциклистам через Польшу был запрещен без объяснения причины. В 2017 году российские участники даже не стали пытаться въезжать в эту страну. А один из российских участников мотомарша, обнаруженный польской полицией на территории государства, был задержан и депортирован с аннулированием ранее выданной ему шенгенской визы, - сказал Сергей Морозов.

Главный советник Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Сергей Морозов

Морозов заявил, что считает действия польских властей в отношении участников пробега «Дороги Победы» совершенно несправедливыми, и подчеркнул, что в отличие от Польши Россия всегда оказывала содействие и помощь польским мотоциклистам во время проводимого ими пробега «Катынский рейд».

(Примечание: Мотопробег «Катынский рейд» проводится одноименным польским мотоклубом на протяжении 17-ти лет в память о жертвах катынской трагедии. В рамках данного пробега мотоциклисты посещают значимые для поляков и россиян места памяти, возлагают цветы к мемориалам, зажигают свечи. В 2015 и 2016 годах президент мотоклуба «Катынский рейд» Виктор Венгжин (скончался 17.01.2017) и его мотоциклисты стали одной из немногих общественных организаций в Польше, выступивших в защиту участников пробегов «Дороги Победы - на Берлин», организованных Всероссийским мотоклубом «Ночные волки», после того как польские власти приняли решение не пускать россиян в страну под предлогом «обеспечения безопасности». В беседе с корреспондентом ТАСС Виктор Венгжин назвал решение властей Польши это решение «постыдным». Тогда польские мотоциклисты в знак солидарности совершили мотопробег за своих российских товарищей, пройдя по Европе маршрутом Ночных волков, зажигая памятные свечи и возлагая венки у памятников павших при освобождении Польши советских солдат.)

Президент Всероссийского мотоклуба «Ночные Волки» Александр Хирург отметил, что традиция проведения мотомарша «Дороги Побыла» началась намного раньше 2015 года, когда мероприятие впервые привлекло внимание СМИ в виду провокационных и противоправных действий со стороны польских властей в отношении участников пробега:

«Первый такой мотомарш «Дороги Победы» состоялся в 2005 году, когда мы проводили байк-шоу в Калининграде. Именно тогда было положено начало этому маршброску, который с тех пор совершается ежегодно, - пояснил лидер Ночных Волков. - Наш мотопробег в 2015 году, приуроченный к 70-летию Великой Победы, также был посвящен памяти Надежды Алексеевны, с которой мои братья по клубу познакомились еще в 2006 году. Тогда она оставила стихотворное послание Ночным Волкам и всем потомкам. В 2007 году Надежда Кириллова скончалась, и мы посвятили байк-шоу 2007 года в Калининграде ее памяти. Мне хотелось, чтобы историю этой героической женщины, дошедшей на мотоцикле до Берлина, узнало как можно больше людей. Организуя мотопробег на Берлин, мы по сути повторили боевой путь, который Надежда Алексеевна прошла на своем М-72 будучи радистом 1-ой мотоциклетной роты разведывательного батальона 10-го Гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса».

Президент Всероссийского мотоклуба «Ночные Волки» Александр Хирург Залдастанов

«Разумеется, в этом году мы ожидаем новых провокаций со стороны Польши и поддерживающих антироссийскую пропаганду СМИ. Но хотят того польские власти или нет, наш мотомарш будет проходить каждый год. И количество людей, желающих присоединиться к пробегу, увеличивается с каждым годом. А множество видеохроник движения колонны свидетельствует о том, какое огромное количество людей поддерживает мероприятие, несмотря на все провокации и клевету. Правда всегда побеждает самую гигантскую ложь, - заявил Александр Хирург. - Я хочу поблагодарить польских мотоциклистов и вообще всех граждан Польши, которые оказывают поддержку. Со стороны польского населения никогда не возникало никаких проблем или сопротивления. Все препятствия и провокации исходили исключительно от польских властей, которые мешали проезду колонны. Со стороны же местных жителей мы всегда встречали теплый прием, за который безгранично им признательны».

По словам лидера Ночных Волков одной из особенностей мотомарша этого года будет показ фильма «Русский Реактор» в посещаемых на маршруте городах:

«Я долго сомневался, удастся ли нам экранизировать этот проект по мотивам байк-шоу 2017, но реакция зрителей, которая была в Севастополе во время премьеры, превзошла все наши ожидания. Мы сделали там 5 показов в день, и люди чуть не разнесли кинотеатр. После каждого сеанса зрители не хотели покидать кинозал и долго аплодировали стоя. Более того, несколько дней назад мы показали «Русский Реактор» нашим европейским друзьям, приехавшим в гости в Московский Байк-Центр. На мой вопрос, будет ли понятен смысл фильма европейцам, они ответили утвердительно. Да и сама реакция переводчика, который переводил фильм, меня сильно впечатлила. Он настолько эмоционально переживал увиденное на экране, будто бы сам стал участником представленных в фильме событий. Я думаю, что эта работа будет интересна не только нашим соотечественникам, живущим за рубежом, но и европейцам. Фильм уже переведен на немецкий, английский, сербский и французский языки. А в конце апреля по настоятельным просьбам людей показ фильма пройдет в Ставрополе».

(Примечание: Фильм «Русский Реактор» снят по мотивам одноименного , которое посетило около 200 000 зрителей со всего земного шара. Что примечательно, спустя две недели после байк-шоу Ночных Волков Президент РФ В.В. Путин на открытом уроке поговорил со ярославскими школьниками о «внутреннем «ядерном реакторе» русского народа, который позволяет двигаться вперед».)

Президент отделения «Ночные Волки Дороги Победы» Андрей Бобровский сказал, что в этом году мотомарш впервые будет состоять из трех этапов - Южного, Западного и Европейского.

«Причина такого расширения, - объяснил Андрей, - стремительно растущий интерес людей к мотомаршу как в России, так и на Западе, несмотря на постоянный прессинг и антироссийскую риторику. И мы заметили, что чем больше давят, тем больше растет поддержка. Мы предполагаем, что количество участников мотомарша в этом году составит порядка 12-15 тысяч человек, среди которых будут не только россияне, но граждане Польши, Германии, Белоруссии, Чехии, Словакии, Словении, Италии, Англии, Сербии, Македонии, Болгарии, Германии, Дании и других стран».

Президент отделения «Ночные Волки Дороги Победы» Андрей Бобровский

Костяк колонны составят мотоциклисты из разных отделений мотоклуба «Ночные Волки», при этом по пути следования к колонне будут присоединяться другие участники: представители дружественных мотоклубов, свободные мотоциклисты, представители различных общественных организаций и движений, а также единомышленники-автомобилисты, желающие выразить свою поддержку инициативе Ночных Волков и отдать дань памяти героическим предкам.

22 апреля из Сочи стартует первый этап, в рамках которого колонна проследует через Краснодар, Ростов-на-Дону, Воронеж, Елец и 28 апреля в Москве соединится с участниками второго этапа. Из Москвы консолидированная колонна мотоциклистов пройдет через Ярцево, Соловьево, Смоленск, Линию Сталина, Пинск до Бреста. Линия Сталина и город Пинск в этом году будут впервые включены в маршрут пробега. Третий этап мотомарша стартует 1 мая в Варшаве, откуда мотоциклисты отправятся в Вроцлав, чтобы почтить память жертв Волынской трагедии.

«Как сказал Михаил Ломоносов, народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего, - заявил Андрей Бобровский. - Сейчас активно стараются «забыть» свою историю, «забыть» Волынскую трагедию… Мы делаем все, чтобы привлечь внимание людей к этим важнейшим вехам в истории мира не только России, но и всего человечества, чтобы подобные трагедии не повторялись вновь».

Далее мотоциклисты посетят Освенцим, Фридек-Мистек, Банска Быстрицу, Трнаву, Братиславу, Старовички, Брно, Раквице, Прагу, Баутцен, Дрезден, Торгау, Карлсхорст и 9 Мая финишируют в Берлине, где участники пробега почтут память советских солдат, спасших мир от фашистской чумы. По традиции конечной точной маршрута станет Мемориальный комплекс «Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом» в Трептов парке, воздвигнутый в ознаменование разгрома гитлеровского нацизма в 1949 году. На территории мемориала погребено более 7000 советских солдат. В конце Великой Отечественной войны в апреле и мае 1945 года в боях за Берлин погибли десятки тысяч людей. Среди них - более 22 000 советских солдат. Также в рамках мотомарша мотоциклистов передадут капсулы с Кубанской, Чеченской и Донецкой землёй в российско-германский Музей в Карлсхорсте, где по приказу И.В. Сталина состоялось повторное подписание Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Президент отделения «Ночные Волки Кубань» Олег Шевлеков сообщил, что перед стартом колонны из Сочи состоится ряд мероприятий, приуроченных памяти 75-летия освобождения Краснодарского края от фашистских захватчиков. Мотоциклисты планируют провести патриотическую акцию в Майкопе, посетят Шаумянский перевал, где на протяжении почти четырех месяцев велась оборона Туапсе, и непосредственно город Воинской Славы Туапсе, после чего прибудут в Сочи для старта на Берлин 22 апреля. (Ознакомиться с подробным маршрутом движения колонны можно на сайте пробега)

Президент отделения «Ночные Волки Кубань» Олег Шевлеков

Президент отделения «Ночные Волки Польша» Дариуш Качмарчик через журналистов обратился ко всем людям с призывом поддержать акцию, присоединившись к пробегу, информационно или иным способом, дабы оказать сопротивление проводимой рядом стран политики «стирания памяти»:

«Меня неоднократно спрашивали, почему мы, поляки, едем Дорогами Победы. Это очень важная причина. Причиной, по которой мы ежегодно проводим наш мотопробег, является нежелание забывать нашу общую историю. И я прошу вас тоже не забывать, что Победа над фашизмом - это наша общая Победа. Польские солдаты вместе с Красной Армией в 45-м штурмовали Берлин. Для меня, моих друзей и многих людей в Польше не понятна позиция наших властей в отношении России в целом и мотопробега в частности. Между нашими странами были тяжелые моменты, но намного больше было тех, где мы были вместе. Мы можем сказать, что мы - одна большая семья. И я бы хотел поблагодарить Россию, которая в отличие действий властей Польши в отношении мотомарша Дороги Победы, всегда помогает моим согражданам в проведении пробега «Катынский рейд». Несмотря на запреты и сопротивление польских властей мы будем продолжать поддерживать пробег, чтобы не позволить вычеркнуть из сознания людей память о нашей общей истории и общей Победе над фашизмом. Также я хочу напомнить, что наш друг и брат Матеуш Пискорский второй год находится в тюрьме по подложному обвинению (прим. - ). И здесь тоже нужна ваша поддержка, чтобы при возможности говорить об этом.»

Президент отделения «Ночные Волки Польша» Дариуш Качмарчик

Александр Хирург в свою очередь также выразил благодарность Дариушу:

«От лица мотоклуба и от себя лично я хотел бы тебя поблагодарить за твое мужественное и достойное поведение во время прохождения белорусско-польской границы в прошлом году. В тот момент я испытывал к тебе особую благодарность и уважение и как к Ночному Волку, и как к гражданину и человеку с духовным стержнем. За сутки до прохождения границы к нам поступила информация о том, что на погранпереходе Бранево всем участникам пробега аннулируют визы и целенаправленно ищут свидетельства о принадлежности к клубу у всех проходящих границу мотоциклистов. Чувствуя ответственность за безопасность участников пробега и не желая делать из них камикадзе, я предложил Дариушу пройти границу как обычный турист без клубного жилета. На что услышал следующий ответ: «Я знаю, зачем я пришел в клуб, и на что я шел, поэтому буду пересекать границу только как Ночной Волк». Не знаю, как это удалось, но Дариуш не только прошел границу как Ночной Волк, но и провез с собой флаг 8-го мотоциклетного полка, который впоследствии сопровождал колонну до Берлина и был поднят в Трептов парке.»

Журналисту, озвучившему жалобы некоторых нейтральных мотоциклистов по поводу повышенного внимания к ним на границах и предложившему идею прохождения погранпостов «по-партизански», без демонстрации клубной символики и огласки намерений посетить мемориалы советским воинам, Александр Хирург категорично ответил:

«Ни о каких «партизанских» переходах границы и речи быть не может! Своим примером Дариуш уже сказал об этом, отказавшись отрекаться от своих взглядов и убеждений и скрывать свою принадлежность к Ночным Волкам в угоду антироссийски настроенным пограничникам. Я хочу идти открыто и делать то, что считаю своим долгом. Когда я был у Захарченко в момент самой горячей фазы на Донбассе, я видел, что они все воют без масок. Я тогда тоже спросил, что, может, лучше по-партизански, на что услышал: «Мы хотим, чтобы наши лица видели». И в этом есть особый вызов. Мы все по Богом ходим. Мне лучше потерять жизнь, чем потерять честь. Это первое, а второе - нет смысла жить, есть нет смысла умирать.

А вот этим «нейтральным» мотоциклистам, которым мы «доставляем неудобства» своим проездом на могилы наших героических предков, я хочу сказать следующее. Пусть они воткнут сзади флаг Евросоюза и привяжут на свои мотоциклы радужные ленточки, тогда их с удовольствием пустят в Европу, и никто не будет чинить им препятствий на границах».

«Второй этап - это обратный визит всех европейцев, которые участвовали в майском пробеге. Ежегодно в начале августа стартует мотопробег «Дороги Победы - на Севастополь», в рамках которого европейские друзья и единомышленники, следуя маршрутом через памятные места ВОВ, прибывают на Байк-шоу в город-Герой Севастополь. Люди хотят не через стекло телевизора, а своими собственным глазами увидеть Россию, посетить Крым, и, разумеется, поучаствовать в главном событии клуба - Международного байк-шоу, - объяснил Андрей. - В прошлом году сложилась уникальная ситуация, когда участники пробега из Европы изъявили желание посетить Донецк и Луганск. Люди хотели понять, как на самом деле обстоят дела в Новороссии. И по их желанию это было реализовано. Посещение ЛНР и ДНР в августе 2017 года произвело на них огромное впечатление».

(Примечание: 11 августа 2017 года из Смоленска стартовал международный автомотопробег «Дороги Победы - на Севастополь 2017», организованный отделением «Дороги Победы» Всероссийского мотоклуба «Ночные Волки» совместно с НКО «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах». Автомотомарш проходил при поддержке Администрации Смоленской области и был посвящен вечной памяти героев Великой Отечественной Войны и укреплению дружбы между народами России и Европы. К пробегу русских мотоциклистов присоединилось более сотни участников из европейских стран. В рамках пробега из Смоленска в ДНР и ЛНР был доставлен гуманитарный груз общим весом 40 тонн.)

Кроме ежегодных мотопробегов на Берлин и Севастополь отделение «Дороги Победы» совместно с другими отделениями мотоклуба ведут активную работу по патриотическому воспитанию молодежи, проводят уроки мужества для школьников, тематические спортивные, военно-исторические и образовательно-развлекательные мероприятия, шефствуют над различными социальными учреждениями, детскими домами, интернатами, спортивными секциями и объединениями в разных городах России. Полностью на добровольных началах в свободное время мотоциклисты занимаются поддержанием в надлежащем виде памятников героям ВОВ: организуют субботники по уборки территории, восстанавливают надписи. Эту инициативу русских мотоциклистов разделяют и друзья-европейцы, которые также на протяжении многих лет тратят свое личное время и ресурсы, ухаживая за памятниками советским солдатам.

«Говоря о сегодняшней стратегии так называемой декоммуниказации, уничтожения памятников, мемориалов, что сейчас особенно ярко видно на примере Польши, хочется отметить следующее, - сказал Андрей Бобровский. - Мы очень сильно недооцениваем значимость всех этих символов, памятников истории. Уничтожь историю, подотри, подправь, и можно все тоже самое проводить по новой».

«И это хорошо видно на примере Украины, - добавил Александр Хирург. - Стоит стереть историю, и страна сразу превращается в территорию. В первую очередь начинают бомбить сознание и памятники».