Современный азербайджанский писатель. Азербайджанские поэты: список, биографии и творчество. комментарии на “Азербайджанская литература ”

Азербайджанская литература берет начало от самого зарождения государства. Произведения ранних писателей используют языки огурских подгрупп: тюркские, кавказские и другие наречия. Сначала азербайджанская литература и поэтика не имели собственной письменности и существовали только в устной форме. Прародителем азербайджанской литературы считается героический эпос неизвестного автора о дедушке Коркуде.

"Книга моего деда Коркуда"

Сегодня сложно сказать, кому принадлежит авторство этой работы. Она была записана около IX в., а обрела печатную форму лишь к XIV в. "Китаби деде Коркуд" - это сложное поэтическое произведение, состоящее из вступления и 18 сказаний, разделенных на две части (дрезденскую и ватиканскую). У каждой части собственный сюжет и одинаковые действующие лица. Ее называют азербайджанской версией "Илиады" Гомера.

Главные герои - огузский хан Баяндур и его сыновья. Первое сказание полностью посвящено восхвалению великого полководца, его навыки и сила воспеваются как божественные. Большая часть произведения рассказывает об устройстве огузских племен, их традициях и народных сказаниях. Также упоминаются названия многих древних поселений крепости, укрепления и села.

Молла Вагиф Панах

Поэт, который вывел азербайджанскую литературу на новый уровень. Один из основоположников восточного стиля, Вагиф Молла Панах родился около 1717 года в маленьком поселении Гасанусу, недалеко от областного центра Актафы. Некоторые источники противоречат этой информации и называют исторической родиной Панаха город Салахлы.

С самых ранних лет азербайджанский поэт начал изучать языки. Он в совершенстве овладел арабским и персидским языками. Кроме основной деятельности занимался астрономией и изучением космоса. Из-за разгоревшихся междоусобиц был вынужден покинуть родной город и переехать в ханство Карабаха. Так как поэт был крайне образован, он начал заниматься преподаванием и открыл собственную школу в городе Шуша. К 1770 году его заметил карабахский хан Мирзы Джамала и взял на службу визирем.

На протяжении всей жизни азербайджанский поэт и писатель занимался строительством и поддержанием школ, больниц, большое внимание уделял творческой деятельности. В 1797 году произошла насильственная смена власти, и великий поэт был казнен. Он оставил после себя огромное культурное наследие, навсегда вписав свое имя в историю.

В поэт вошел как хан поэтов. В своих произведениях он поднимал темы о безвыходности человеческого положения, взаимоотношениях добра и зла.

Видади, ты на черствые эти сердца погляди,

И на время, что мчится вперед без конца, погляди!

На судьбу, что злодея внезапно сравняла с землей,

И на праведный гнев, на десницу творца погляди!

На бессилье того, чей светильник под утро угас,

А вчера вызывал поклоненье льстеца, - погляди!

И на эту надменную голову, павшую в прах,

Ей уже не носить золотого венца, - погляди!

На того, кто меня без пощады казнить повелел,

На того, кто его превратил в мертвеца, погляди!

Для доски гробовой нужно шаху четыре гвоздя,

На того, кто от гибели спас кузнеца, погляди!

Пусть примером паденья послужит Ага-Мухаммед,-

Опустели роскошные стены дворца, - погляди!

Не гляди на подругу и друга, на сына и дочь.

На творца всемогущего, как на отца, погляди!

О Вагиф, пред очами твоими пророк Мухаммед,

На избранника божьего и мудреца погляди!

Сеид Азим Ширвани

Один из периода рассвета азербайджанской культуры, Сеид Азим Ширвани родился 9 мая 1835 года в городе Шемаха. Его родители были духовными деятелями и занимались ребенком с раннего детства. Но позже он заинтересовался светскими вопросами, что сделало из него ярого противника всего азербайджанского духовенства. Высшее образование поэт получил в Багдаде, после чего отправился в Египет.

Известный азербайджанский поэт начал свою деятельность с основания литературного объединения "Дом чистых", собрав вокруг себя самых прогрессивных и образованных представителей культуры того времени. В числе работ отмечаются произведения в классических для Востока жанрах: рубаи, марсии, кысыды. Большое значение для современников имеют его притчи и поучения: многие писатели наших дней до сих пор считают его своим учителем. В произведениях часто использовал сатиру и остросоциальный юмор. Самыми известными и цитируемыми произведениями считаются: "Сатана", "Взятка Богу", "Похороны пса", "Скупец". Стихи азербайджанского поэта на русском имеют широкую популярность.

Один шутник скупцу

Сказал, в душе смеясь:

«Я видел странный сон.

Скажи мне: «В добрый час!»

«Ну, что же, в добрый час,

Милейший человек!»

«Так знай: в твоем дому

Я съел во сне чурек!»

От ужаса в поту

Скупец спешит домой,

Вошел и развелся

С испуганной женой.

Узнав о том, кази

Изрек: «Прогнав жену,

Ты, может быть, и прав,

Но докажи вину!»

«О праведный кази,

Такой-то, имярек,

Посмел в моем дому

Сожрать во сне чурек!

Я не могу простить;

Душа моя в огне!

Молюсь я о жене,

Во всем подобной мне.

Чтоб дом мой берегла

Надежней, чем замок,

Чтоб хлеб мой и во сне

Никто найти не мог!

Иначе - улетит,

Как пух, добро мое.

Мотовка! Вот за что

Я наказал ее!»

Гусейн Абдулла оглы Расизаде (Гусейн Джавид)

Ярчайший представитель азербайджанского романтизма. Был видной литературной фигурой ХХ в., популярен по всему миру. В его произведениях поднимаются серьезные проблемы тех времен. В поэзии Гусейна Джавида прослеживается линия гуманизма и философских размышлений о мире и войне. Он описывал разрушения, которым подверглась его родина, как "черный ад" и "чудовищный шум". Контраст двух эпох, в которых он жил, был описан в произведениях "Дьявол", "Хайям", "Сиявуш":

И для поэта кромешный день настал,

Забрал его жертвой к себе Молох

Закрыл несчастного смертный полог,

Душа взошла на вечный пьедестал.

Покинув злосчастный, холодный Магадан,

Твой прах объял родной Нахичеван.

Азербайджанский поэт родился 24 октября 1882 года в Нахичеване. Любовь к народному творчеству ему передалась от деда, который хоть и занимался землепашеством, но очень любил поэзию. В его семье было множество образованных людей - каждый из семерых братьев занимался просветительской деятельностью.

Поэт был ярым революционером. Это и стало причиной гибели - после ареста Гусейн Джавид был расстрелян. После себя он оставил множество произведений, современники называют его самым влиятельным писателем-революционером Востока. Стихи азербайджанского поэта на русском до сих пор пользуются немалой популярностью.

Самед Юсиф оглы Векилов (Самед Вургун)

Поэт, занимавшийся своей деятельностью во времена Советского Союза. Известен тем, что был соавтором гимна Азербайджанской ССР. Был членом ЦК КПСС, первым Народным поэтом Азербайджана и лауреатом двух Сталинских премий в области литературы за произведения "Комсомольская поэма", "Бунт", "Погибшая любовь" и "Виселица".

Кругом торопливые люди,

вовлеченные в водоворот,

позабывшие, что и в их душах

есть места не для личных забот.

Родился автор в Юхары Салахлы (Казахский район Азербайджанской республики). Поэт рано потерял мать, ему было всего шесть лет. Этот печальный момент найдет свое отражение в будущих произведениях После окончания школы поступил в семинарию, затем стал учителем. Долгое время занимался преподаванием в школе и университете. Путешествовал на Кубу, где продолжал заниматься творческой и образовательной деятельностью.

В творчестве Самеда Вурхуна ключевую роль занимала Великая Отечественная война. Благодаря произведениям на эту тему он был удостоен множества наград, получил признание у советского народа и власти.

Рамиз Мамедали оглы Ровшан

Самый известный азербайджанский кинодраматург, переводчик и писатель современности. Он создал множество научных и литературных трудов, эссе, стихотворений. В 1981 году вступил в Азербайджанский Союз писателей, где ведет свою деятельность и по сей день. За свою жизнь он издал всего два сборника стихов: "Дыхание" и "Небо камня не держит". В большей степени известен как драматург и режиссер.

Поэт родился после войны, в 1946 году. Сейчас ему 71 год, но он продолжает заниматься общественной деятельностью. На родине известен своими переводами. Благодаря ему в Азербайджане знают о Есенине, Маяковском и Цветаевой. По его собственным произведениям было снято множество кинокартин.

Я не надеюсь на людей,

Создатель - выше лицедей,

Стоящий выше всех смертей,

Вдруг вспомнит - снова в мир явлюсь.

Игрушкой сломанной в аду

К нему я в руки попаду,

Он мне излечит немоту-

И снова песней я зальюсь.

Азербайджанский поэт получил известность далеко за пределами родного края. Его стихи издаются на многих языках мира - произведения Рамиза Ровшана печатаются на территории бывшего СССР, США и в Германии. Стихи азербайджанского поэта на русском языке публикуются в нескольких изданиях.

Гасым бек Закир (1784–1857)

Представитель известного в Карабахе рода Джаванширов, Гасым бек Закир родился в городе Шуша. Получил известность в основном как мастер сатиры. Сатиры Закира больше частью были направлены против колониальных законов и правил царского правительства и царизма в целом. В сатире Закира безжалостно критиковались люди нарушающие права более слабых и беспомощных.

Большую роль в реалистическом творчестве играют басни. Такие басни Закира как «Лев, волк и шакал», «Верблюд и осел», «Лиса и волк», «О предателях товарищах» (Змея, верблюд и черепаха), «Лиса и лев», «О верных друзьях» (Черепаха, ворон, грызун и газель) по сей день вызывают интерес и симпатию читателей.

Мирза Бейбаба Фяна (1787– середина XIX века)

Мирза Бейбаба Фяна родился в городе Шуша. Образование получил в медресе (начальная школа с религиозным уклоном). Образование помогло ему стать секретарем при Карабахском хане. М.Фяна также был талантливым каллиграфом. Составил перечень поэтов Шуши. Переписал несколько книг. Написал ряд стихов под псевдонимом «Фяна». Дочь Мирза Фяна Фатма ханум Кямина тоже известная поэтесса. Мирза Фяна автор нескольких пасквилей на Гасым бека Закира.

Асад бек Везирь язар (1824–1873)

Асад бек Везиров родился в карабахском краю Мирзаджамаллы. Получил прекрасное образование в медресе. Член меджлиса «Поэты Дизага». Друг и напарник Мир Мехти Хазани по стихотворным состязаниям. Был помещиком землевладельцем и занимался врачебной практикой.

Хуршид Бану Натаван (1832–1897)

Известная поэтесса Азербайджана Хуршид Бану Натаван (дочь последнего хана Карабаха Мехтигулу хана Джаваншира, внучка Ибрагимхалил хана) родилась в городе Шуша. Являлась последней представительницей ханского рода. Потому при дворе её называли «Жемчужина», а в народе «Хан гызы» (ханская дочь). Натаван писала газели и рубаи. Произведения поэтессы отличались глубокой искренностью, нежной лирикой. В этих произведениях считающихся образцами мастерства, Хуршид Бану Натаван умело использовала такьрир, гошму, радиф, мэджаз и другие литературные средства.

Мешади Махмуд бек Везиров (1839–1902)

Мешади Махмуд бек Везиров родился в городе Шуша. Начальное образование получил от муллы. Затем учился в медресе. Позднее стал заниматься купеческим делом.

Мешади Махмуд бек Везиров также был поэтом. Творил в классическом стиле, на тюркском и арабском языках под псевдонимом «Махмуд».

Фатма ханум Кямина (1841–1898)

Поэтесса Фатма ханум Кямина родилась в городе Шуша. Еще с юного возраста проявляла большой интерес к поэзии. Она также является женщиной ашугом XIX века. Отец поэтессы Мирза Бейбаба тоже был поэтом и творил под псевдонимом «Фяна». Фатма ханум прекрасно владела фарси и писала стихи на этом языке. На тот период в Азербайджане прославились 3-5 поэтесс, одной из которых была Фатма ханум Кямина. До наших дней в основном дошли стихи поэтессы написанные в классическом стиле.

Абдулла бек Аси (Фуладов) (1841–1874)

Представитель интеллигенции своего времени, поэт и мыслитель Абдулла бек Аси родился в городе Шуша. Там же получил образование. Прекрасно владел арабским, персидским и русским языками, а из произведений Нэваи усвоил язык Чигатай. На этих языках даже написал несколько газелей. Был членом меджлиса «Меджлиси-Фярамушан». До наших дней дошла только небольшая часть произведений поэта.

Наджаф бек Везиров (1854–1926)

Наджаф бек Везиров родился в городе Шуша. В 1874-м году поступил в отделение Лесоводства московской Академии Леса и Природоведения имени Петровского-Разумовского. В июне 1878-го года Н.Везиров окончил академию и по направлению прибыл на Кавказ. Работал лесничим в некоторых областях Азербайджана.

Наджаф бек Везиров является личностью обладающей исключительными заслугами в деле создания и развития Национального Азербайджанского театра. Своим произведением «Мюсибати Фахреддин» заложил основу жанра трагедии в Азербайджане. Автор таких произведений как «Сбежали от дождя, да попали под ливень», «Эпоха богатырей» и др.

Абдуррахим бек Хаквердиев (1870–1933)

Абдуррахим бек Хаквердиев родился в городе Шуша в семье интеллигента. В 1891-м году для получения высшего образования уехал в Петербург и поступил в Институт Дорожных Инженеров. Одновременно посещал, как свободный слушатель, лекции языка и литературы Восточного факультета Петербургского Университета, интересовался мусульманской историей и культурой.

Абдуррахим бек занимался педагогической деятельностью, одновременно режиссировал некоторые театральные спектакли. А.Хаквердиев написал трагедии «Несчастный юноша» (1900) и «Пяри-джаду» (1901), которые с точки зрения идеи и поэтического творчества обогатили национальную драматургию Азербайджана. В то же время является автором таких произведений как «Мои оленята», «Адские письма зомби», «Шейх Шабан», «Призрак», «Голодные простаки» и др.

Сулейман Сани Ахундов (1875–1939)

Азербайджанский драматург, детский писатель и учитель Сулейман Сани Ахундов родился в городе Шуша в семье бека. Первое художественное произведение «Алчный» автор написал в 1899-м году. В 1912–1913-х годах Сулейман Сани Ахундов написал книгу-пятитомник «Страшные сказки». Эти сказки повествовали о нищете и несправедливостях, и потому получили большое признание в детской литературе советского периода. В своем творчестве после 1920-го года С.Ахундов продолжал критиковать жестокость, консервативные устои и отсталость.

Юсиф Везир Чаманзаминли (1887–1943)

Юсиф Везир Чаманзаминли родился в городе Шуша. В 1910-м году поступил на факультет права Императорского Университета имени Святого Владимира в Киеве. После создания Независимой Республики Украина Азербайджанская Демократическая Республики назначила его дипломатом на Украине.

В 1919-м году Ю.В.Чаманзаминли был первым послом Азербайджанской Демократической Республики в Турции.

Ю.В.Чаманзаминли напечатал свои романы «Девичий родник», «Студенты», «1917-й год». В 1937-м году написал свой знаменитый роман «В крови». Ю.В.Чаманзаминли стал жертвой репрессий 1937–1938-х годов. Скончался в лагере близ станции Сухобезводная Нижненовгородской Области.

Ильяс Мухаммед оглы Эфендиев (1914–1996)

Видный писатель и драматург Азербайджана Ильяс Эфендиев родился в Физулинском районе. Автор повестей и романов «Мостостроители» (1960), «Три друга меж гор» (1963), «Сказка Сарыкёйнек и Валеха» (1976-1978), «Не оборачивайся, старик» (1980), «Трехстволка» (1981), а также драматических произведений «Мой грех» (1967), «Не смогу забыть» (1968), «Уничтоженные дневники» (1969), «Странный парень» (1937), «Звук доносившийся из садов» (1978). Его пьесой «Ты всегда со мной» (1964) была заложена основа лирико-психологической драмы на азербайджанской сцене.

Байрам Байрамов (1918–1994)

Народный писатель Азербайджана, активный общественный деятель Байрам Салман оглы Байрамов родился в селе Ширвянд Агдамского района. Автор романов и повестей «Одинокий человек», «Листья», «Без тебя», «Её глаза».

Эльфи Гасымов (1927–1985)

Эльфи Гасымов родился в селе Поладлы Агдамского района. Первая книга очерков «В подоле наших мужей» была напечатана в 1954-м году. Позднее автор издал книги «Бригады учеников» (1960), «Пламенное сердце» (1962), «Герой Днепра» (1963), «Звездный караван» (1967), «Даже если волосы поседеют» (1970) которые завоевали большую симпатию читателей.

Сабир Ахмедлы (1930–2009)

Азербайджанская литература (азерб. Azərbaycan ədəbiyyatı) - совокупность письменных произведений на азербайджанском языке, который является государственным языком Азербайджана и широко распространён на северо-западе Ирана, а также в Грузии, Турции и России.

Появление литературы на азербайджанском языке

Азербайджанский язык относится к огузской подгруппе тюркских языков. Этот язык появился в XI-XII веках с приходом тюркоязычных племён из Средней Азии и постепенно развился до его нынешней формы. Согласно БСЭ, литературный азербайджанский язык начал складываться с XI века, но Н. Г. Волкова, в свою очередь, отмечает, что литературный язык начал формироваться примерно с XIII века, однако письменная азербайджанская литература возникла в XIV-XV веках.

Письменным эпическим памятником огузских племён, позднее вошедших в состав азербайджанского народа является героический эпос Деде Коркуд, который возник в Средней Азии, но окончательно сформировался на территории Азербайджана, где огузы жили более компактно. Общепринятый текст слагавшегося с IX века эпоса был составлен только в XV веке.

C монгольскими нашествиями XIII века усиливается процесс тюркизации Азербайджана, начавшийся ещё в предыдущий период; к концу XV века он привёл к появлению азербайджанской народности со своим собственным языком тюркской группы. Письменная, классическая азербайджанская литература началась после монгольского нашествия и стала развиваться в XVI веке после того, как Сефевидская династия установила своё доминирование в Иране. Азербайджанская литература развивалась под сильным влиянием персидской литературы, и авторы, писавшие на азербайджанско-тюркском языке, были как правило двуязычны.

Литература XIV-XVIII веков

Литература на тюрко-азербайджанском языке (название азербайджанский язык тогда ещё не использовалось), носивший в значительной мере ещё общетюркский характер, формировалась в XIV-XV веках. Первым поэтом, от которого дошли стихи на тюркском языке, был Гасаноглы Иззеддин, живший в Хорасане на рубеже XIII-XIV вв.; от него дошли две газели, одна на тюркском и одна на персидском языках. Гасаноглы считается основоположником литературы азербайджанских тюрков. Самые ранние тексты на тюрко-азербайджанском языке считаются также частью старо-османской литературы.

Выдающуюся роль в развитии азербайджанской поэзии сыграли живший в XIV-XV веках, основоположник традиции письменной поэзии на азербайджанском, Имадеддин Насими (называется также тюркским поэтом), который принял мученическую смерть в сирийском городе Алеппо, и Бурханеддин Гази Ахмед из восточной Анатолии. Юсиф Маддах написал по-тюркски эпическую поэму «Варга и Гюльша». Лирические поэмы на азербайджанском под псевдонимом Хагиги писал султан государства Кара-Коюнлу Джаханшах, а также правитель государства Ак-Коюнлу Султан Ягуб. Следует также отметить, что Султану Ягубу посвящена поэма Хатаи Тебризи «Юсуф ва Зулейха», считающаяся одной из первых поэм на азербайджанском языке.

Среди авторов, живших на территории Азербайджана, следует также отметить основателя династии Сефевидов шаха Исмаила I, писавшего под поэтическим псевдонимом Хатаи, автора поэмы «Дахнаме» («Десять писем»). При его дворе жил называемый «царем поэтов» Хабиби.

В тот же период в Ираке жил и творил выдающийся азербайджанский и турецкий (османский) поэт Физули, одинаково изящно писавший на азербайджанском, персидском и арабском языках.

В XVII-XVIII веках в Иранском Азербайджане пишут Саиб Тебризи, Говси Тебризи, Мухаммед Амани, Тарзи Афшар и Тасир Тебризи. От поэта Месихи дошла поэма «Варга и Гюльша», которая является одной из лучших романических поэм в средневековой поэзии, созданных на азербайджанском языке.

В XVIII веке пишут поэты Ширванской школы - Шакир, Нишат, Махджур и Ага Масих. В этот период усиливается воздействие на литературу устной народной словесности, . Письменная поэзия обогащается мотивами и темами народного творчества, а поэтический язык заметно очищается от канонических норм и стереотипов. Основоположником реализма в азербайджанской литературе стал поэт и везирь при дворе карабахского хана Молла Панах Вагиф. Главной темой его поэзии являлась любовь и душевная красота человека. Творчество Вагифа оказало заметное влияние на народную стихтворную форму - гошма, которая широко стала применяться в письменной поэзии. Другой поэт Молла Вели Видади, являвшийся близким другом Вагифа, наоборот, воспевал честность, смелость, силу мудрости и разума, а также критиковал междоусобные войны и феодальные жестокости. Его пессимистические настроения нашли отражение в таких стихотворениях как «Журавли», «Послания поэту Вагифу», «Поплачешь». Творчества Вагифа и Видади стали вершиной поэзии XVIII века в азербайджанской литературе. Армянский поэт и Саят-Нова помимо армянского и грузинского, также писал на азербайджанском языке. В азербайджанских стихах Саят-Нова умело применяет художественные приёмы и находки ашугской поэзии. Большая часть его песен написаны по-азербайджански. По одним данным Саят-Нова написал 128 стихов на азербайджанском, по данным Гайсаряна - 114, а Хасратяна - 81. Наиболее значительный прозаический памятник XVIII в. - «Сказание о Шахрияре», написанное анонимным автором на основе народного дастана «Шахрияр и Санубар».

В XVIII веке, как отмечает азербайджанский исследователь A. С. Сумбатзаде, завершается процесс формирования самостоятельного азербайджанского языка.

В XIX веке также творят Молла Панах Вагиф, Мир Мохсун Навваб, Мешади Эюб Баки, Хуршидбану Натаван, Сары Ашыг, Гурбани, Леле, Ашыг Сафи Валех, Ашуг Самед - учитель Валеха, Ашыг Мухаммед (отец Валеха), Аббас Туфарганлы, Мискин Абдал, Ашыг Пери, Гасымбек Закир и др.

Литература XIX века

В XIX веке территория Азербайджана вошла в состав Российской империи, что оторвало местное население от персидской традиции и приобщило его к русско-европейской. В этот период творят Гасым-бек Закир, Сеид Абульгасым Небати, Сеид Азим Ширвани, Хуршидбану Натаван, Аббасгулу Ага Бакиханов, Мирза Шафи Вазех, Исмаил-бек Гуткашынлы, Джалил Мамедкулизаде. Автором ряда прозаических произведений являлся Султан Меджид Ганизаде. Ему принадлежат публицистический рассказ «Гордость учителей», повесть «Ожерелье невест», рассказы «Диван Аллаха», «Гурбан байрамы» и другие. Некоторые прозаические произведения принадлежали перу писателя Магомет Таги Сидги.

В середине века возникает новый жанр в азербайджанской литературе - драматургия, основоположником которой стал Мирза Фатали Ахундов. В период с 1850 по 1857 годы им создаются 6 комедий и одна повесть, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана первый половины XIX века. Ахундов становится также зачинателем литературной критики. Другой драматург - Наджаф-бек Везиров в 1896 году создал первую азербайджанскую трагедию «Горе Фахреддина». В Иранском Азербайджане творят поэт Сеид Абдульгасем Набати и поэтесса Хейран-Ханум, писавшие как на азербайджанском так и на персидском языках.

Историко-культурные взаимоотношения Азербайджана с Южным Дагестаном способствовали обогащению азербайджанской литературы творчеством дагестанских авторов. Так, основоположник лезгинской письменной литературы Етим Эмин, помимо своего родного языка, писал также на азербайджанском языке. Виднейший представитель лезгинской светской письменной литературы поэт и учёный Гасан Алкадари также писал свои произведения на лезгинском и азербайджанском языках. На азербайджанском языке в 1892 году им была написана книга «Асари-Дагестан», представляющая собой свод восточных письменных сведений по истории Дагестана с многочисленными комментариями, замечаниями и стихотворными вставками самого Алкадари. Дербентский горский еврей Шаул Сименду, твориший в начале XX века, также писал на азербайджанском языке ивритскими буквами. В азербайджанской литературе того периода большое место занимала также . Наиболее известными были Алескер, Наджафкули, Гусейн Бозалганлы и другие.

В конце XIX века начинают свою литературную деятельность Джалил Мамедкулизаде и Нариман Нариманов. Нариманов организовал первую в Азербайджане народную библиотеку-читальню, создал ряд художественных произведений, в том числе первую в истории азербайджанской литературы историческую трагедию «Надир-шах».

Литература начала XX века

На рубеже XX века в Азербайджане продолжали творить Джалил Мамедкулизаде и Нариман Нариманов. Джалилом Мамедкулизаде в этот период были созданы пьесы «Мертвецы» (1909), «Книга моей матери» (1918), рассказы «Почтовый ящик» (1903), «Уста Зейнал» (1906), «Конституция в Иране» (1906), «Курбанали-бек» (1907), ставшие классикой азербайджанского критического реализма. В начале века начинают своё творчество Мухаммед Хади, ставший основателем прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе, а также Гусейн Джавид и Аббас Сиххат. Большим культурным событием стало издание книги Аббас Сиххата «Западное солнце» (1912), состоявшая из двух частей, в которую он включил переведённые им произведения более двадцати русских поэтов. В своих произведениях Сиххат и Абдулла Шаиг выдвигали на передний план проблемы просвещения, образования, воспитания и нравственности. Поэт Мирза Алекпер Сабир заложил на Востоке основы поэтической школы - Сабировской литературной школы. Яркими представителями этой школы являлись такие поэты, как Мирза Али Моджуз, Назми, Алигулу Гамкюсар, Б. Аббасзаде. На азербайджанском языке создавал некоторые свои стихи крупнейших лезгинский поэт Сулейман Стальский («Мулле», «Кавказ», «Колхоз», «Не торопясь сквозь зной» и др.). На азербайджанском писали рутульские поэты Хазарчи Гаджиев и Джамисаб Саларов, а также грузинский поэт Иетим Гурджи.

На рубеже 1910-х-1920-х гг. в Азербайджане творили авторы Джафар Джаббарлы, Ахмед Джавад, Уммигюльсум, которые воспевали государственную независимость Азербайджана, обретённую в 1918 году. К этому времени относится и творчество Сакины Ахундзаде, ставшей первой женщиной-драматургом в азербайджанской литературе. Огромное значение для азербайджанской литературы имели драматургические произведения Наримана Нариманова. Главные произведения Нариманова: «Бахадур и Сона», «Пир», «Надир-шах» и «Шамдан-бек». Автором ряда драматургических произведений был и крупный педагог Рашид-бек Эфендиев.

Литература Советского Азербайджана

Установление Советской власти в Азербайджане ознаменовалось расстрелом в Гянджинской тюрьме одного из азербайджанских просветителей - директора Казахской учительской семинарии, автора брошюры «Литература азербайджанских татар» (Тифлис, 1903) Фиридун-бека Кочарлинского. Впоследствии жертвами репрессий пали основоположник прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе и драматург Гусейн Джавид, поэт Микаил Мушфиг, прозаик и литературный критик Сеид Гусейн, поэт и автор гимна Азербайджана Ахмед Джавад, писатель и учёный Юсиф Везир Чеменземинли и другие.

Гусейн Джавид - один из значительных представителей азербайджанского романтизма. Ярчайшими произведениями Гусейна Джавида являются стихотворные трагедии «Мать», «Шейх Санан» и «Демон», пьесы «Пророк» (1922), «Хромой Тимур» (1925), «Князь» (1929), «Сеявуш» (1933), «Хаййам» (1935) и поэмой «Азер» (1923-1932) и др. Лаконичный и сдержанный стиль другого поэта - Самеда Вургуна оказал влияние на формирование современного стиля и языка азербайджанской поэзии, способствовал очищению её от архаизмов. Им были созданы героико-романтическая драма в стихах «Вагиф» (1937), историческая драма в стихах «Ханлар» (1939), любовно-героическая драма в стихах «Фархад и Ширин» (1941), а также множество других произведений. Писатель Мехти Гусейн в 1942 году создаёт первую азербайджанскую историческую повесть - «Комиссар». В этот же период работали поэты Осман Сарывелли, Расул Рза, исторический романист Мамед Саид Ордубади, драматурги Сулейман Сани Ахундов, Мирза Ибрагимова, Самед Вургун, Сабит Рахман, Энвер Мамедханлы, Ильяс Эфендиев, Шихали Гурбанов. Поэты Балаш Азероглу, Медина Гюльгюн, Сохраб Тахир и Окума Биллури, эмигрировавшие из Иранского Азербайджана в Северный Азербайджан, своим творчеством также обогатили азербайджанскую литературу.

В июне 1927 года была создана Азербайджанская ассоциация пролетарских писателей, ликвидированная в 1932 году. В том же году был основан Союз писателей Азербайджана. В послесталинскую эпоху в Азербайджане творили поэты Али Керим, Халил Рза, Джабир Новруз, Мамед Араз, Фикрет Годжа, Фикрет Садыг, Алекпер Салахзаде, Иса Исмаилзаде, Сабир Рустамханлы, Фамил Мехти, Тофиг Байрам, Ариф Абдуллазаде, Гусейн Кюрдоглу, Ильяс Тапдыг, Муса Ягуб, Чингиз Алиоглу, Нусрат Кесеменли, Залимхан Ягуб, Рамиз Ровшан и др. Творчество Мирзы Ибрагимова оставило яркий след в азербайджанской советской литературе. В своих драматических произведениях Ибрагимов показал себя мастером острых жизненных конфликтов, ярких, реалистических характеров, живого диалога. Написанные на основе лучших традиций национальной драматургии, его пьесы имели большое значение для развития азербайджанской советской литературы. Ярчайшими его произведениями являются драмы «Хаят», повествующая о социалистическом преобразовании деревни, и «Мадрид», рассказывающая о героической борьбе испанского народа против фашизма, а также пьеса «Махаббет» (пост. 1942) - о труде народа в тылу в годы Великой Отечественной войны, роман-эпопея «Пэр-ванэ», посвящённая жизни и революционной деятельности Наримана Нариманова и другие. В цикле «Южных рассказов», в романе «Наступит день» отразил эпизоды национально-освободительного движения в Иране.

Активно стали развиваться и другие литературные жанры. Основоположником детективного жанра в азербайджанской литературе стал Джамшид Амиров. На рубеже конца XX века известноть получает поэт Бахтияр Вагабзаде, написавший более 70 стихотворных сборников и 20 поэм. Одна из его поэм - «Гюлистан» была посвящена азербайджанскому народу, разделённому между Россией и Ираном и его стремлению к объединению.

Литература Иранского Азербайджана

Пришедшая на смену Каджарам династия Пехлеви, запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве. Однако, помимо персидского, многие азербайджанцы продолжали писать произведения на своём родном языке. Среди таковых были поэт Мухаммад Хусейн Шахрияр, писатели Самед Бехранги, Бехзад Бехзади и другие. Под сильным влиянием поэта Сабира в начале XX века творил Мирза Али Моджуз, писавший сатирические стихи, в каждом из которых рассматривались социальные проблемы. Основными темами его творчества были бесправие народа («Родина», «Что ни день» и др.), его борьба против притеснителей, положение закрепощённой женщины («Несчастные девушки» и др.); он также воспевал В.И. Ленина («Ленин») и Октябрьскую революцию («Революция грянет», «Наконец» и др.).

Оккупация Ирана в 1941 году советско-британскими войсками и создание государственного образования в Южном Азербайджана привело к росту стремления к объединению разделённых советско-иранской границей азербайджанцев, а также возрождению литературного азербайджанского языка, но в 1946 году автономное правительство Азербайджана пало и Иран восстановил контроль над регионом. За этот короткий период под влиянием Советского Азербайджана творили такие авторы как Али Туде, Балаш Азероглу, Медина Гюльгюн, Хёкюма Биллури и политический публицист Ферейдун Ибрагими. Многие старые писатели тоже стали активны, среди которых поэт-сатирик Ибрагим Дакер, Али Фитрат, поэт и педагог Мир Махди Этимад и ашуг Хусейн Джаван.Особо следует отметить талантливого поэта,творчество которого одинаково знакомо ценителям литературы и на Юге, и на Севере, — человека трагической судьбы, несгибаемого борца Мохаммада Бирия.

После 1946 года чувство близости двух частей Азербайджана дало жизнь новому литературному течению, получившему известность как “литература тоски”, дух которого в большей степени выразился в поэзии, равно как и стандартную символику этого течения, хорошо передают следующие строки:

Аракс, наполняющий нас печалью,

Течёт и разрезает пространство подобно молнии.

Да, Аракс разделяет народ,

Но земля под ним — одна.

Творчество Шахрияра, который писал на двух языках, широко ценится в обоих странах. Он посвятил свои произведения таким темам как проблема азербайджанского языка и обучение на нём в школах, разделению азербайджанского народа на два государства, а также национал-освободительному движению в Южном Азербайджане в 1945-1947 гг. Огромную славу ему принёс написанный им роман «Хейдар-Баба». Детский писатель Самед Бехранги обогатил азербайджанскую литературу, переведя на азербайджанский язык поэмы таких персидских поэтов как Ахмада Шамлу, Форуг Фаррохзад и Мехди Ахаван-Салес.

Независимый Азербайджан

Из писателей современного Азербайджана, наибольшую известность получили кинодраматург Рустам Ибрагимбеков и автор детективных романов Чингиз Абдуллаев, писавших исключительно на русском.

Поэзия представлена известными поэтами Нариман Гасанзаде, Халил Рза, Сабир Новруз, Вагиф Самедоглы, Нусрат Кесеменли, Рамиз Ровшан, Гамлет Исаханлы, Залимхан Ягуб и др. Среди современных азербайджанских драматургов можно назвать Ф. Годжа, Эльчина, К.  Абдуллу, А. Масуда, Г. Мираламова, Э. Гусейнбейли, А. Рагимова, Р. Акбера, А. Амирли и др.

Рамки новой азербайджанской прозы расширяют и элементы детектива, фантастики, антиутопии, тюркской мифологии, восточного сюрреализма. Из писателей, работающих в этом жанре можно назвать таких писателей, как Анар, М. Сулейманлы, Н. Расулзаде, Р. Рахманоглу. Новый азербайджанский реализм начал набирать силу, когда молодые прозаики начали всё чаще обращаться к национальной истории и этнической памяти. В этом плане стоит отметить историко-синтетический роман «Тринадцатый апостол, или Сто сорок первый Дон Жуан» Эльчина Гусейнбейли и исторические романы «Шах-Аббас» и «Надир шах» Юнуса Огуза.

Карабахская война оставила свой опечаток в современной азербайджанской литературе: такие писатели как Г. Анаргызы, М. Сулейманлы, А. Рагимов, С. Ахмедлы, В. Бабанлы, К. Незирли, А. Кулиев, А. Аббас, М. Бекирли обратились к темам судьбы беженцев, тоске о потерянной Шуше, Ходжалинской резне, жестокости войны и.т.п.

Осмыслению армяно-азербайджанского конфликта посвящён и роман-реквием Акрама Айлисли «Каменные сны», впервые опубликованный в русском переводе в конце 2012 года. Роман, описывающий трагедию армянского населения Азербайджана глазами бакинского интеллигента, вызвал в стране бурю негодования, а его автор был лишён звания «Народный писатель Азербайджана».

Для поддержки молодых писателей в 2009 году издательством «Али и Нино» была учреждена Национальная книжная премия Азербайджана, которая ежегодно отслеживает новинки литературы, и вручает премии наиболее удачным образцам литературы, произведениям, выпущенным за прошедший год. В жюри премии входят известные азербайджанские писатели, деятели культуры.

Государственная поддержка

После обретения Азербайджаном государственной независимости, культура, в том числе и азербайджанская литература нуждались в государственной поддержке. Осуществляемые в этой связи широкомасштабные мероприятия одновременно являются серьёзной гарантией развития и достижения новых успехов азербайджанской литературы и науки литературоведения.

По личной инициативе и под непосредственным руководством Гейдара Алиева были широко отмечены предполагаемое 1300-летие тюркского эпоса «Китаби Деде Горгуд», 500-летие поэта Мухаммеда Физули.

Огромное значение в оживлении литературного процесса, приходе новых талантливых авторов в мир творчества имело специальное постановление азербайджанского правительства о регулярном финансировании из государственного бюджета страны таких литературных органов, как журналы «Азербайджан», «Литературный Азербайджан», «Улдуз», «Гобустан» и газета «Эдебийят газети» (Литературная газета).

В соответствии с распоряжениями Президента Азербайджанской Республики от 12 января 2004 года «Об осуществлении массовых изданий на азербайджанском языке латинской графикой» и от 27 декабря 2004 года «Об утверждении перечня произведений, подлежащих изданию на азербайджанском языке латинской графикой в 2005-2006 годах» были изданы массовым тиражом и переданы в дар всей библиотечной сети страны произведения выдающихся представителей азербайджанской и мировой литературы. По обоим распоряжениям книги из цикла азербайджанской и мировой литературы, а также словарей и энциклопедий общим тиражом более 9 миллионов экземпляров уже отправлены в библиотеки и переданы в распоряжение читателей.

Запись навигация

5 комментарии на “Азербайджанская литература

Обсуждение закрыто.

В течение столетий литература всегда занимала особое место в системе интеллектуальных и культурных ценностей Азербайджана. Самым мощным пластом весьма богатой литературной традиции является фольклор. Азербайджанский фольклор, можно смело сказать, обессмертил систему этнокультурных ценностей народа. Народные колыбельные -первое соприкосновение с литературой для каждого азербайджанца, прививающее любовь к литературе и красоте родного языка. Когда азербайджанец покидает этот бренный мир, его провожает погребальная песнь. Фольклор азербайджанского народа так богат потому, что каждый человек — потенциальный создатель фольклорного произведения. Всемирно известная Авеста, которая была закончена в VI веке до н.э., и мидийские легенды, увековеченные в трудах древнегреческого историка Геродота, берут свое начало из этой богатой фольклорной традиции. Другим источником азербайджанского фольклора являются древние тюркские мифы и легенды. Книга Деде Горгуда, воспевающая героизм, тоже возникла из того же источника. Мы -свидетели быстрого развития и качественных изменений в азербайджанской литературе. В начале V века на территории Азербайджана был создан албанский алфавит, состоявший из 52 букв. Албанский Католикос Виро был одним из самых образованных людей своего времени. Он перевел персидские мифы на свой родной албанский язык. В VII веке албанская литература достигла пика своего развития. Самым известным поэтом того периода был Давдак, автор посвященной смерти великого азербайджанского полководца Джаван-шира поминальной песни, — уникального произведения, сохранившегося до наших дней.Среди образцов богатого литературного наследия, созданных в VII веке, — несколько рассказов и сюжетов из «Истории Албании», написанной известным албанским историком Моисеем Каланкатуклу. Этот его труд — один из немногих сохранившихся до наших дней. Он рассказывает о развитой азербайджанской культуре IV-VII вв, кроме того, истории и культуре этого периода посвящена «Хронология Албании» Мхитара Гоша, известного летописца тех времен.
Большинство литературных трудов, созданных в середине VII века, после принятия ислама азербайджанским населением, написано на арабском языке. Азербайджанские поэты VII-VIII вв. Муса Шеавет, Исмаил бин Ясер и Абдул Аббас писали на арабском языке. Начиная с X века, фарси стал доминирующим поэтическим языком на Ближнем Востоке. После отделения территории Азербайджана от Арабского Халифата, количество литературных образцов, написанных на арабском, начинает уменьшаться, и фарси становится доминирующим языком литературных трудов. С одной стороны, это было связано с литературной средой во дворцах элиты и приказами правителей Азербайджана, предпочитавших арабский и персидский языки, а с другой — причиной этому была заинтересованность известных азербайджанских авторов в сохранении связей с восточными странами, где арабский и фарси были государственными языками.
С XI века письменная литература в основном создавалась во дворцах, в связи с чем позже и стали ее именовать «дворцовой литературой» или «литературой дивана (сборник стихов)». Особенностью этого периода было использование фарси большинством известных авторов того периода. Самым выдающимся представителем азербайджанской литературы XI века был Гатран Тебризи (1012-1088). Его перу принадлежат сборник стихов «Диван» и толковый словарь «Ат-Тафасир», оба написаны на фарси. Поэты и ученые XII века — Абу Наср Мансур Тебризи, Хатиб Тебризи, Искафи Занджани, Хеттат Низами Тебризи — творили на арабском языке.
XII век был важным периодом для азербайджанской литературы. Из поэтов, живших в то время, следует назвать имя Абуль-уллы Гянджеви, которому было присуждено звание Меликуш-Шуара (главы поэтов). Кроме того, заслуживают упоминания Фелеки Ширвани, Изеддин Ширвани, Муджуред-дин Бейлагани и Гивами Гянджави. Хотя их образ мыслей и был пронизан азербайджанским духом, они создавали свои творения на фарси. Однако с XIII века все больше стихов стало появляться на азербайджанском языке. Самым ранним памятником на азербайджанском языке, сохранившимся до наших дней, является поэма, написанная Гасаноглу, и даже сейчас она является уникальным образцом азербайджанской поэзии.

Гениальный Физули был взращен наследием Низами. До него азербайджанская литература уже могла гордиться творческим наследием Гасаноглу (XIII век), Гази Бурханеддина (1344-1398), Насими (1369-1417) и Хатаи (1487-1524) и получила известность на Ближнем и Среднем Востоке. Физули, так же, как Низами, принадлежит не только своему народу и региону. Физули — мед и слезы азербайджанской литературы -принадлежит всему миру с его печалью и дальнейшим развитием гуманистических традиций Низами. «Я не слаб, смотри, я не кланяюсь никому» — этими словами он провозгласил свободу и достоинство личности. Первое яркое проявление мировой скорби связано с именем Физули и позже встречается в произведениях Байрона и Гейне, гениев романтизма.
Поэтический жанр фольклора также развивался в период Физули, а позже появились стихи Гурбани (XVI век), Ашуга Аббаса (XVII век), Хаста Гасыма (1684-1760) и четырехстрочные баяты (особый жанр поэзии), стихи Сары Ашуга (XVII век). В XIX веке Деде Али, Ашуг Пери и Ашуг Алескер, развивая жанр, заняли литературную нишу и создали образцы искусства, которые популярны и считаются важными до сегодняшнего дня. Что же касается средневековых героических эпо-сов «Кероглу» и «Шах Исмаил» и любовных эпосов «Ашуг Га-ряб», «Асли и Керем» и «Аббас и Гюльгаз», они были написаны под влиянием Книги Деде Горгуда и стали шедеврами азербайджанского фольклора. Молла Панах Вагиф, известный поэт и государственный деятель, считается выдающейся личностью позднего средневековья и начала современности. В области литературы он также стал знаменит благодаря своим реалистическим, мирским и лирическим произведениям, столь отличным от мистического очарования Физули. В этот период литературная деятельность поэтов Моллы Вели Видади (1707-1808), Мирзы Шафи Вазеха (1794-1852) и Гасым Бея Закира (1784-1857) играла важную роль в литературной жизни Азербайджана.

Мирза Фатали Ахундов (1812-1878) переместил азербайджанскую литературу в контекст западной литературы, таким образом, сблизив азербайджанскую культуру с европейской. В течение новейшей истории азербайджанская литература развивалась в этом направлении. Тем не менее, в основе ее развития лежали давние традиции. Патриотически настроенные поэты и писатели, такие, как Джалиль Мамедгули-заде, Мирза Алекбер Сабир и Над-жаф Бей Везиров, всемерно способствовали распространению идей национальной независимости и культурно-просветительской деятельности. Дело Мирзы Фатали продолжил великий драматург Гусейн Джавид (1882-1941). Пьесы Джафара Джабарлы (1899-1934), а затем Ильяса Эфендиева (1914-1997) стали украшением многих сцен. Поэзия Абдуллы Шаига (1881-1951), Ахмеда Джавада (1892-1937), Алиага Вахида (1895-1965), Самеда Вургуна (1906-56), Мухамедгусейна Шахрияра (1906-89), Сулеймана Рустама (1906-89), Микаила Муш-вига (1908-38), Расула Рзы (1910-81), рассказы Наримана Нариманова (1870-1925), Мамед Сайда Орду-бади (1872-1950), Юсиф Везира Чеменземинли (1887-1943), Сулеймана Рагимова (1900-83), Мир Джалала Пашаева (1908-78), Мирзы Ибрагимова (1911-93), Гылмана Илкина (р.1914), Имрана Гасымова (1917-81), Исмаила Шыхлы (1919-95), Азизы Джафарзаде (1921-2003), Гусейна Аббасзаде (1921-2008) и других играли важную роль в расширении горизонтов мировоззрения для нескольких поколений читателей.
В течение более десяти лет литература независимого Азербайджана продолжает активно интегрироваться в мировую литературу. Интеллектуалы из поколения шестидесятников играют важную роль в этом процессе. Наряду с ними и другие писатели и поэты обогащают наш литертурный и культурный кругозор. Но нашу литературную традицию пронес через века богатый азербайджанский язык. Среди известных современных деятелей азербайджанской литературы — поэты Мирварид Дильбази (1912-2001), Балаш Азероглу (р.1921), Наби Хазри (1924-2007), Гусейн Ариф (1924-92), Сохраб Та-хир (р.1926), Габиль (1926-2007), Нариман Гасанзаде (р.1931), Халил Рза Улутюрк (1933-94), Мамед Араз (1933-2004), Ильяс Тапдыг (р. 1934), Вахид Азиз (р. 1945); писатели Иса Гусейнов (р. 1928), Чингиз Гусейнов (р. 1929), Максуд Ибрагимбеков (р. 1938), Анар (р. 1938), Вагиф Самедоглу (р. 1939), Эльчин (р. 1943), Чингиз Абдуллаев (р. 1959) и другие.

(1126-1199)Хагани, один из выдающихся литературных деятелей периода возрождения азербайджанской литературы в XII в., родился в Шама-хы. Он был первым автором поэмы в истории азербайджанской литературы и сделал жанр гесиде популярным на Востоке. Как и в произведениях других представителей азербайджанского возрождения, основными темами его произведений были человек, окружающий его мир, борьба добра и зла, глубокий гуманизм. Его литературное наследие включает в себя «Диван», 17000 куплетов лирических стихов и поэму «Тохфат-уль-Иракейн» (Подарок двух Ираков), а также письма современникам, написанные прозой./ (1369-1417)

Насими, один из ярких представителей классической азербайджанской поэзии, родился в Шама-хы. Он написал первую социально-философскую поэму на азербайджанском языке. В своих философских стихах поэт воспевал величие человеческого разума, его красоту и радость. Согласно Насими, самая ценная жемчужина этого мира, его суть — это человечество. Он первым сравнил человека с Богом. Он говорил, что природа, земля и небо черпают свою красоту у человека. В 1417 году Яшбей, правитель Алеппо, приказал снять с поэта кожу живьем. Говорят, что во время казни Насими цитировал свой стих «Агримаз» («Без боли»). Другие известные стихи Насими — «Сыгмазам» и «Где ты, желанная моя? Ты душу мне зажгла».

(1717-1797)

Талантливый дипломат и государственный деятель, автор классических произведений азербайджанской литературы. Он родился в деревне Салахлы на территории нынешнего Газахского района Азербайджана. В 1757 году переехал в Карабах и открыл там школу. Позже, в 1769 году, Ибрагим-Халил хан (1759-1806), правитель Карабаха, пригласил его в свой дворец, сначала на придворную должность, а затем на должность главного визиря. Самые известные его стихи — «Праздник пришел», «Журавли», «Смотри» и «Двух красавиц я славлю».

(1832-1897)

Натаван, известная личность на азербайджанском литературном небосклоне XIX века, родилась в Шуше, в семье Мехтикули хана, наследника правителей Карабаха. Она получила домашнее образование, проявляла интерес к поэзии и музыке с раннего детства, говорила на нескольких восточных языках. В 1872 году основала Собрание друзей, литературный кружок известных поэтов, писавших в классическом стиле. В 1858 году она встретилась с Алексадром Дюма — отцом в Баку и подарила ему несколько сувениров. Дюма, в свою очередь, оставил ей на память изящный шахматный набор. В 1850 году она начала писать в традиционном восточном жанре. Основные мотивы ее поэзии — серия стихов о красоте природы и стих, посвященный ее рано умершему сыну. Самые известные ее произведения — «Фиалка», «Гвоздика», «Я плачу», «Ушел».

(1882-1941)

Гусейн Джавид, выдающийся азербайджанский поэт и драматург, родился в Нахчыване. Один из основателей прогрессивного азербайджанского романтизма XX века. Автор лирических стихов, лирико-эпических и эпических поэм, драматургических произведений в стихах, первых в азербайджанской литературе. Наиболее известен Джавид — драматург. Его философские и исторические трагедии оказали огромное влияние на национальный театр, сформировав его новое лицо. Совокупность новых подходов обрела известность как «Театр Джавида». Исторические драмы, такие как «Пророк» (1921), «Хромой Тей-мур» (1925), «Сиявуш» (1933) и «Хайям» (1935), так же как и трагедия «Иблис» (1918), принесли ему широкую известность. Будучи демократом по духу, он не смог приспособиться к «советским требованиям», был арестован в 1937 году и сослан в Сибирь, где и погиб в 1941-м. По инициативе главы государства Гейдара Алиева останки Джавида были перезахоронены в его родном городе в 1982 году, а в 1996 году на месте захоронения был воздвигнут монумент.

(1906-1956)

Самед Вургун, известный азербайджанский поэт, родился в Газа-хе. За выдающийся вклад в поэзию ему было присвоено звание народного поэта Азербайджана. Его ранние произведения — чарующе лиричны. Пессимизм, несчастная любовь и родная природа были основными мотивами раннего этапа его творчества. Он — автор известных стихов «Вперед», «На чужбине» и «Азербайджан». Вургун также автор стихотворных пьес, самой значительной из которых является «Вагиф», посвященная выдающемуся азербайджанскому поэту Молла Панах Ва-гифу. Позже Вургун написал свои знаменитые стихи и поэмы «Мугань», «Айгюн», «Старые друзья». Патриотизм, интернационализм и общечеловеческие ценности всегда были ведущими темами в его произведениях.

Один из известных деятелей современной азербайджанской литературы. Согласно рейтингам популярности, он входит в тройку самых читаемых авторов в странах СНГ.Написал 600 книг, изданных в 23 странах на 16 языках. Общий тираж книг Чингиза Абдуллаева -более 20 миллионов экземпляров. Его книги называют «национальным экспортом Азербайджана». Романы «Голубые ангелы», «Закон негодяев», «Лучше быть святым», «Тень ирода», «Три цвета крови» включены в золотой фонд мировой детективной литературы.

Низами Гянджеви (1141-1209) Низами Гянджеви, бессмертный гений азербайджанской поэзии, известный всему миру как великий мастер пера. Жемчужины искусства, созданные им, выдержали испытание временем. Его литературные шедевры, читаемые во всем мире, обогащают нашу духовную жизнь и побуждают к добру. Всемирно известная «Пятерица» (Хамсе) состоит из пяти поэм различной тематики. «Сокровищница тайн» (1174-1175), «Хосров и Ширин» (1181), «Лейли и Меджнун» (1188), «Семь красавиц» (1197) и «Искендер-наме» (1200) принесли славу Низами, но нам известно, что основой всей его творческой деятельности был сборник его стихов. Диван состоял из 20000 куплетов, к сожалению, до наших дней дошла только небольшая его часть. Низами Гянджеви был великим поэтом и гениальным мыслителем. Из его трудов видно, что он обладал обширными познаниями в астрономии, медицине, философии и педагогике. Именно Низами впервые выдвинул и защищал идею «утопического общества», задолго до итальянского философа Томмазо Кампанеллы, писал о солнце, луне и звездах, заявляя, что у луны нет собственного света, называл ее «бессветной точкой». Он также высоко оценивал вклад работ Эвклида (III век до н.э.) и Птолемея (II век до н.э.) в развитие геометрии./Мухаммед Физули (1496-1556)
Выдающийся азербайджанский поэт-классик, родился в города Кербела в Ираке. Он происходил из племени Баят, которое пришло в Ирак из Азербайджана. Физули писал на трех языках: арабском, персидском и азербайджанском. Он — самый выдающийся прозаик
азербайджанской литературы. Основные темы его произведений — любовь и гуманизм. «Лейли и Меджнун» — вершина его литературного творчества — жемчужина азербайджанской поэзии. Физули также писал аллегорические произведения. Его поэма «Бенг ве Баде» («Опиум и Вино») посвящена важнейшим политическим процессам того времени и дает классификацию правителей, шахов и султанов. Кроме того, среди его творений — «Шикаятнаме» («Книга Жалоб»), «Риндузахид» (на персидском) и «Енус-уль-Кальб». Физули — один из создателей литературного азербайджанского языка. Он обогатил литературный язык стихами на родном языке в стиле Насими. Он создал литературную школу, которая оказала большое влияние на азербайджанскую и восточною поэзию.

Мирза Алекпер Сабир (1862-1911)
Мирза Сабир, известный поэт-сатирик, родился в Шамахы. Его имя — одно из самых значимых в азербайджанской литературе, формировавшей общественное мнение. Основные идеи стихов поэта-реалиста — гуманизм и свобода. Защищая принципы реализма, Сабир счел своим долгом писать о том, что «плохое — это плохое, неправильное — это неправильное, а что правильно -то правильно». Литературные и эстетические идеи поэта отражены в его стихах. Поэзия Сабира, мастерство ее исполнения и ее литературная форма занимают важное место в поэзии Азербайджана, а также Ближнего и Среднего Востока. Он писал еще и пародии, например «Притворяясь угнетенным, не очень-то ной», «Ах, как чудно с друзьями я жил тогда».

Мухаммед Асад бек (1905-1942)
Мухаммед Асад бек (Лео Нуссембаум, Курбан Сайд) — один из видных представителей азербайджанской эмигрантской литературы XX века. Родился в Баку, в 1920-м году, после падения Азербайджанской Демократической Республики эмигрировал в Турцию, оттуда — в Германию, скончался в Италии, вблизи города Неаполь. Является автором известного в мире произведения — «Али и Нино». Мухаммед Асад бек, обретший всемирную славу, все свои сочинения писал на немецком языке. Самые известные из них — «Нефть и кровь на Востоке» (1929), «12 тайн Кавказа» (1930), «Сталин» (1930), «Кавказ. Горы, народы и история» (1931), «Мухаммед» (1932), «ДСИ. Заговор против мира» (1932), «Белая Россия» (1932), «Россия на перепутье» (1933),
«Жидкое золото» (1933), «Мануэла» (1934), «Милош и нефть» (1934), «Ленин» (1935), «Рза шах-предводитель, падишах и реформатор» (1935), «Николай П. Величие и закат последнего царя» (1935), «Аллах Велик. Упадок и подъем исламского мира от Абдул Гамида до Ибн Сауда» (1935), «Али и Нино» (1937), «Муссолини» (1937), «Алтунсач» (1938).

Мухаммед-Гусейн Шахрияр (1906-1988)
Имя Шахрияра широко известно в азербайджанской и иранской поэзии XX века. Он начал писать лирические стихи в 1920-х годах. Первая книга этих стихов была издана в 1931 году. Поэма «Приветствие Гейдарбабе» («Гейдарбабая салам») — его крупнейшее произведение на азербайджанском языке. В своих произведениях, которые он создавал и на азербайджанском и на фарси, Шахрияр мастерски соединял обе поэтические традиции. Основными мотивами его поэзии были справедливость, свобода, моральная чистота и оптимизм. В своем литературном творчестве Шахрияр воспевает красоту азербайджанской природы, народных обычаев и традиций, а также безграничную любовь к Родине.

Бахтияр Вагабзаде (р. 1925)
Бахтияр Вагабзаде, народный поэт и выдающийся представитель азербайджанской литературы XX I века, родился в Нухе (Шеки). Он сыграл важную роль в формировании современного азербайджанского стихотворчества. Любовь, патриотизм и человеческие ценности -центральные мотивы его лирики. Поэмы «Мугам» и «Полистан» выражают мечты азербайджанского народа о национальной независимости, «Шаби-Хиджран» повествует о жизни Фи-зули, а «Мученики» посвящена погибшим в январе 1990 года. Кроме того, Вагабзаде — автор множества стихов и пьес.

Азербайджанский язык относится к огузской подгруппе тюркских языков. Этот язык появился в регионе в XI-XII веках с приходом тюркоязычных племён из Средней Азии и постепенно развился до его нынешней формы. Согласно БСЭ («Большой советской энциклопедии»), литературный азербайджанский язык начал складываться с XI века. Однако некоторые исследователи отмечают, что литературный язык начал формироваться примерно с XIII века, а письменная литература Азербайджана возникла в XIV-XV веках.

Письменным эпическим памятником огузских племён, позднее вошедших в состав азербайджанского народа является героический эпос Деде Коркуд, который возник в Средней Азии, но окончательно сформировался на территории Азербайджана. Общепринятый текст слагавшегося с IX века эпоса был составлен только в XV веке.

В ХII веке в азербайджанской литературе, которая развивалась под сильным влиянием литератур Ближнего и Среднего Востока, а также мировой литературы, формирование поэтической школы в целом завершилось, и на поэтическом поприще засверкали имена таких корифеев, как Хагани, Ширвани, Низами Гянджеви.

В XII веке, в атмосфере придворного творчества, в пору меценатства правителей государств Ширваншахов и Атабеков заявили о себе поэты Абул-ула Гянджеви (1096-1159), Мехсети Гянджеви (1089-1183), Хагани Ширвани (1126-1199), Фелеки Ширвани (1126-1160), Муджараддин Бейлагани (?-1190 г.г.), Иззаддин Ширвани (?-?), произведения которых не утратили художественно-эстетическую значимость в наши дни.

Известная поэтесса XII века Мехсети Гянджеви, жизнь которой была полна легенд и слухов, прославилась как одна из искусных мастериц в сочинении рубаи, и в этом жанре на равных с Омаром Хайямом.

Низами Гянджеви своей бессмертной «Пятерицей » — пятью поэмами: «Сокровищница тайн «, «Хосров и Ширин «, «Лейли и Меджнун «, «Семь красавиц «, «Искендернаме » — внес в мировую литературу новый поэтический голос, новый дух. Одна из причин, обеспечивших бессмертие творчества Низами заключается в том, что он умел ставить общественные проблемы и указывать пути их решения.

Величие творчества Низами, одухотворенность идеалов и в последующие века дали сильный импульс азербайджанской литературе, и определенные гениальным поэтом гуманистические и демократические принципы способствовали распространению гуманистических мотивов в литературе не только Азербайджана, но и Ближнего и Среднего Востока, а также ряда стран Запада.

Литература XIV - XVIII веков

Литература на тюрко-азербайджанском языке (название азербайджанский язык тогда ещё не использовалось) формировалась в XIV-XV веках. Первым поэтом, от которого дошли стихи на тюркском языке, был Гасаноглы Иззеддин , живший в Хорасане на рубеже XIII-XIV вв.. От него дошли две газели, одна на тюркском и одна на персидском языках. Гасаноглы Иззеддин считается основоположником литературы азербайджанских тюрков.

Выдающуюся роль в развитии азербайджанской поэзии сыграл живший в XIV-XV веках Имадеддин Насими , который принял мученическую смерть в сирийском городе Алеппо.

Среди авторов, живших в тот же период на территории Азербайджана, следует также отметить основателя династии Сефевидов шаха Исмаила I, писавшего под поэтическим псевдонимом Хатаи, автора поэмы «Дахнаме» («Десять писем»). При его дворе жил называемый «царем поэтов» Хабиби.

В то же время в Ираке жил и творил выдающийся азербайджанский поэт Физули, одинаково изящно писавший на азербайджанском, персидском и арабском языках.

В XVII-XVIII веках в Иранском Азербайджане пишут Саиб Тебризи, Говси Тебризи, Мухаммед Амани, Тарзи Афшар и Тасир Тебризи . От поэта Месихи дошла поэма «Варга и Гюльша», которая является одной из лучших романических поэм в средневековой поэзии, созданных на азербайджанском языке.

В XVIII веке пишут поэты Ширванской школы - Шакир, Нишат, Махджур и Ага Масих . В этот период усиливается воздействие на литературу устной народной словесности, ашугской поэзии. Письменная поэзия обогащается мотивами народного творчества, а поэтический язык заметно очищается от канонических норм и клише.

Основоположником реализма в литературе Азербайджана стал поэт и везирь при дворе карабахского хана Молла Панах Вагиф . Главной темой его поэзии являлась любовь и душевная красота человека. Творчество Вагифа оказало заметное влияние на народную стихтворную форму - гошма, которая широко стала применяться в письменной поэзии. Другой поэт, Молла Вели Видади , являвшийся близким другом Вагифа, воспевал в своих работах честность, смелость, силу мудрости и разума, критиковал междоусобные войны и феодальные жестокости. Его пессимистические настроения нашли отражение в таких стихотворениях как «Журавли», «Послания поэту Вагифу», «Поплачешь».

Творчество Вагифа и Видади стали вершиной поэзии XVIII века в азербайджанской литературе. В азербайджанских стихах Саят-Нова применяет художественные приёмы и находки ашугской поэзии. Большая часть его песен написаны по-азербайджански. По общим данным Саят-Нова написал около 120-ти стихов на азербайджанском.

В XVIII веке завершается процесс формирования самостоятельного азербайджанского языка.

В XIX веке также творят Молла Панах Вагиф, Мир Мохсун Навваб, Мешади Эюб Баки, Хуршуд Бану Натаван, Сары Ашыг, Гурбани, Леле, Ашыг Сафи Валех, Ашуг Самед - учитель Валеха, Ашыг Мухаммед (отец Валеха), Аббас Туфарганлы, Мискин Абдал, Ашыг Пери, Гасымбек Закир и др.

Литература XIX века

В XIX веке территория Азербайджана вошла в состав Российской империи, что оторвало местное население от персидской традиции и приобщило его к русско-европейской.

В этот период творят Гасым-бек Закир, Сеид Абульгасым Небати, Сеид Азим Ширвани, Хуршидбану Натаван, Аббасгулу Ага Бакиханов, Мирза Шафи Вазех, Исмаил-бек Гуткашынлы, Джалил Мамедкулизаде . Автором ряда прозаических произведений являлся Султан Меджид Ганизаде. Ему принадлежат публицистический рассказ «Гордость учителей», повесь «Ожерелье невест», рассказы «Диван Аллаха», «Гурбан байрамы» и другие.

В середине века возникает новый жанр в азербайджанской литературе - драматургия, основоположником которой стал Мирза Фатали Ахундов . В период с 1850 по 1857 годы им создаются шесть комедий и одна повесть, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана первый половины XIXвека. Ахундов становится также зачинателем литературной критики.

Другой драматург - Наджаф-бек Везиров в 1896 году создал первую азербайджанскую трагедию «Горе Фахреддина». В Иранском Азербайджане творят поэт Сеид Абдульгасем Набати и поэтесса Хейран-ханум, писавшие как на азербайджанском, так и на персидском языках.

В конце XIX века начинают свою литературную деятельность Джалил Мамедкулизаде и Нариман Нариманов. Нариманов организовал первую в Азербайджане народную библиотеку-читальню, создал ряд художественных произведений, в том числе первую в истории азербайджанской литературы историческую трагедию «Надир-шах».

Джалилом Мамедкулизаде в этот период были созданы пьесы «Мертвецы» (1909), «Книга моей матери» (1918), рассказы «Почтовый ящик» (1903), «Уста Зейнал» (1906), «Конституция в Иране» (1906), «Курбанали-бек» (1907), ставшие классикой азербайджанского критического реализма.

В начале века начинают своё творчество Мухаммед Хади , ставший основателем прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе, а также Гусейн Джавид и Аббас Сиххат . Большим культурным событием стало издание книги Аббас Сиххата «Западное солнце» (1912), состоявшая из двух частей, в которую он включил переведённые им произведения более двадцати русских поэтов. В своих произведениях Сиххат и Абдулла Шаиг выдвигали на передний план проблемы просвещения, образования, воспитания и нравственности.

Поэт Мирза Алекпер Сабир заложил на Востоке основы поэтической школы - Сабировской литературной школы. Яркими представителями этой школы являлись такие поэты, как Мирза Али Моджуз, Назми, Алигулу Гамкюсар, Б. Аббасзаде.

На рубеже 1910-х-1920-х гг. в Азербайджане творили авторы Джафар Джаббарлы, Ахмед Джавад, Уммигюльсум, которые воспевали государственную независимость Азербайджана, обретённую в 1918 году. К этому времени относится и творчество Сакины Ахундзаде, ставшей первой женщиной-драматургом в азербайджанской литературе. Огромное значение для азербайджанской литературы имели драматургические произведения Наримана Нариманова. Главные произведения Нариманова: «Бахадур и Сона», «Пир», «Надир-шах» и «Шамдан-бек». Автором ряда драматургических произведений был и крупный педагог Рашид-бек Эфендиев.

Литература Советского Азербайджана

Установление Советской власти в Азербайджане ознаменовалось расстрелом в Гянджинской тюрьме одного из крупнейших азербайджанских просветителей - директора Казахской учительской семинарии, автора брошюры «Литература азербайджанских татар» (Тифлис, 1903) Фиридун-бека Кочарлинского . Впоследствии жертвами репрессий пали основоположник прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе и драматург Гусейн Джавид, поэт Микаил Мушфиг, прозаик и литературный критик Сеид Гусейн, поэт и автор гимна Азербайджана Ахмед Джавад, писатель и учёный Юсиф Везир Чеменземинли и многие другие представители азербайджанской интеллигенции.

Гусейн Джавид - один из значительных представителей азербайджанского романтизма. Ярчайшими произведениями Гусейна Джавида являются стихотворные трагедии «Мать», «Шейх Санан» и «Демон», пьесы «Пророк» (1922), «Хромой Тимур» (1925), «Князь» (1929), «Сеявуш» (1933), «Хаййам» (1935) и др.

Лаконичный и сдержанный стиль другого поэта - Самеда Вургуна оказал влияние на формирование современного стиля и языка азербайджанской поэзии, способствовал очищению её от архаизмов. Им были созданы героико-романтическая драма в стихах «Вагиф» (1937), историческая драма в стихах «Ханлар» (1939), любовно-героическая драма в стихах «Фархад и Ширин» (1941), а также множество других произведений. В этот же период работали поэты Осман Сарывелли, Расул Рза, исторический романист Мамед Саид Ордубади, драматурги Сулейман Сани Ахундов, Мирза Ибрагимова, Самед Вургун, Сабит Рахман, Энвер Мамедханлы, Ильяс Эфендиев, Шихали Гурбанов. Поэты Балаш Азероглу, Медина Гюльгюн, Сохраб Тахир и Окума Биллури, эмигрировавшие из Иранского Азербайджана в Северный Азербайджан, своим творчеством также обогатили азербайджанскую литературу.

В июне 1927 года была создана Азербайджанская ассоциация пролетарских писателей, ликвидированная в 1932 году. В том же году был основан Союз писателей Азербайджана. В послесталинскую эпоху в Азербайджане творили поэты Али Керим, Халил Рза, Джабир Новруз, Мамед Араз, Фикрет Годжа, Фикрет Садыг, Алекпер Салахзаде, Иса Исмаилзаде, Сабир Рустамханлы, Фамил Мехти, Тофиг Байрам, Ариф Абдуллазаде, Гусейн Кюрдоглу, Ильяс Тапдыг, Муса Ягуб, Чингиз Алиоглу, Нусрат Кесеменли, Залимхан Ягуб, Рамиз Ровшан и др.

Творчество Мирзы Ибрагимова оставило яркий след в азербайджанской советской литературе. В своих драматических произведениях Ибрагимов показал себя мастером острых жизненных конфликтов, ярких, реалистических характеров, живого диалога. Написанные на основе лучших традиций национальной драматургии, его пьесы имели большое значение для развития азербайджанской советской литературы. Ярчайшими его произведениями являются драмы «Хаят», повествующая о социалистическом преобразовании деревни, и «Мадрид», рассказывающая о героической борьбе испанского народа против фашизма, а также пьеса «Махаббет» (пост. 1942) - о труде народа в тылу в годы Великой Отечественной войны, роман-эпопея «Пэр-ванэ», посвящённая жизни и революционной деятельности Наримана Нариманова и другие. В цикле «Южных рассказов», в романе «Наступит день» отразил национально-освободительного движения в Иране.

Активно стали развиваться и другие литературные жанры. Основоположником детективного жанра в азербайджанской литературе стал Джамшид Амиров . На рубеже конца XX века известноть получает поэт Бахтияр Вагабзаде, написавший более 70 стихотворных сборников и 20 поэм. Одна из его поэм - «Гюлистан» была посвящена азербайджанскому народу, разделённому между Россией и Ираном и его стремлению к объединению.

Независимый Азербайджан

Из писателей современного Азербайджана, наибольшую известность получили кинодраматург Рустам Ибрагимбеков и автор детективных романов Чингиз Абдуллаев. Поэзия представлена известными поэтами Нариман Гасанзаде, Халил Рза, Сабир Новруз, Вагиф Самедоглы, Нусрат Кесеменли, Рамиз Ровшан, Гамлет Исаханлы, Залимхан Ягуб и др. Карабахская война оставила свой опечаток в современной азербайджанской литературе: такие писатели как Гюнель Анаргызы обратились к темам судьбы беженцев, тоске о потерянной Шуше и жестокости войны.

Среди современных писателей Азербайджана особую популярность снискал бывший журналист Эльчин Сафарли. Автор пишет на русском языке, рассказывая о восточной культуре, быте и традициях понятным для россиян языком. Славу «второго Орхана Памука» Сафарли снискал сразу после выхода своей первой книги - «Сладкая соль Босфора».

В 2004-ом году Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев издал распоряжение о переиздании лучших образцов азербайджанской литературы массовым тиражом на латинской графике и создании Азербайджанской Национальной Энциклопедии. Осуществляемые в этой связи широкомасштабные мероприятия одновременно являются серьезной гарантией развития и достижения новых успехов азербайджанской литературы и науки литературоведения.