Карл краус последние дни человечества читать. Афоризмы и цитаты карла крауса

Публикации раздела Музеи

Младший Васнецов

А поллинарий Васнецов - младший брат знаменитого живописца Виктора Васнецова. В тени своего успешного родственника и первого учителя он не затерялся. Художник и ученый, историк и поэт русской природы. Изучая историю и археологию, в своем творчестве выбрал главной темой родные просторы и старую Москву .

«Сибирь», «Кама», «Северный край». Любовь к Русскому Северу Аполлинарий Васнецов сохранил с малых лет. Вырос художник в небольшом домике села Рябово Вятской губернии. Отец - священник, был человеком просвещенным, интересовался естественными науками и астрономией, рисовал, знал и любил природу. Привил любовь к родному краю и своим детям.

«Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу», - писал в автобиографии художник.

Вид из окна столовой. Рябово. 1919

Но в 13 лет Аполлинарий остался круглым сиротой, и в этот момент главным его наставником стал старший брат. Виктор уже учился в петербургской Академии художеств и, увидев рисунки брата, разглядел будущего живописца. После окончания духовного училища в 1872 году Аполлинарий по настоянию Виктора переезжает в Петербург. Там он знакомится с Репиным , увлекается геологией и едва не поступает в Геологический институт. Но спустя шесть лет, пройдя через увлечение народническими идеями, едет в Москву, где уже все свои силы отдает искусству.

Общение с товарищами брата, членами абрамцевского кружка, Ильей Репиным, Валентином Серовым , Константином Коровиным, Василием Поленовым и творческая атмосфера Абрамцева оказали неоценимое влияние на Аполлинария Васнецова. Он создает декорацию «Слобода Берендеевка» к спектаклю «Снегурочка», выполняет эскизы мебели для абрамцевской мастерской и пишет…

Аллея в Абрамцеве. 1917

Васнецов взахлеб пишет серию этюдов неба и «настроенческие» облака, сохранившиеся в Музее-квартире Васнецова в Москве. Увлечение астрономией тоже нашло воплощение на холсте, как в «Солнечном затмении на Вятке», и в научном журнале Русского астрономического общества.

«Художником, который пишет по впечатлению» называл Васнецова Константин Коровин . Он отправлялся за этими впечатлениями по всему свету: Крым, Кавказ, Сибирь, Украина, Урал.

«Знакомые картины моего детства ожили передо мной, переродившись в меланхолический суровый пейзаж. Характер Урала и его природа очень мне напомнили вятский край, те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса - щетина тайги по хребтам гор »…

Серый день (Серенький денек). 1883

Первым признанием для молодого художника стала покупка его пейзажа «Серый день» Павлом Третьяковым . Дорожка, которая делит пейзаж на две части, два дерева, одинокая фигура, бредущая к роще, и птица, в парящая в небе. Природа без прикрас. Именно таким старался изображать окружающий мир художник, отмечая красным карандашом город за городом - около ста пунктов на карте России. Картина «Днепр перед бурей» стала пропуском в Товарищество передвижников.

Днепр перед бурей. 1888

«Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей », - писал Васнецов.

Впечатления от бескрайних просторов нашли воплощение в полотне «Родина». Поля, перелески, пашня. Художник создает целую серию монументальных пейзажей: «Тайга на Урале. Синяя гора», «Горное озеро. Урал»… Эпический размах - и тут же нежная «Элегия», получившая большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже. Художник получает признание и публики, и маститых коллег. «Картины Аполлинария мне очень нравятся. Какой он молодец, какое воображение!» - писал в одном из писем Виктору Васнецову Илья Репин.

Родина. 1886

От родных просторов - к историческому пейзажу. Увлечение художника историей, архитектурой, археологией позволяло Аполлинарию Васнецову заглядывать на холсте в далекое прошлое. Живописец не занимался реконструкцией облика Москвы, а воскрешал образы древнего города. Художник выполнял иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений Лермонтова - планы города изучал по библиотекам и музеям.

«Я был поражен видом Москвы , - вспоминал художник, - конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами, соборами. Но едва ли не главной причиной было то, что я люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их ».

Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900

Художник проследил уникальную трансформацию Кремля: от строительства деревянных стен до расцвета московской крепости ХVII века. И показал разную Москву. Мрачную, как на полотне «Московский застенок. Конец ХVI века», удостоенном золотой медали на Международной выставке в Мюнхене. Радостную и сверкающую в снегах - как на акварели «Площадь Ивана Великого в Кремле».

Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903

Работая над образами столицы, Аполлинарий сблизился с историками и археологами, стал членом Московского археологического общества, а затем и почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Изучал древние иконы и руководил реставрацией. Воссоздавал облик города не только на своих полотнах, но и в реальной жизни.

К каждой работе подходил с научной точки зрения - будь то художественная реконструкция Москвы или работа в театре. При создании декораций к «Садко » Васнецов дважды побывал в Новгороде, но и не забывал давать волю фантазии - как в декорациях к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», где историк уступил место самобытному русскому художнику.

Аполлинарий Васнецов. Портрет работы Виктора Васнецова

Ни на одном из полушарий,
Ни днём, ни ночью с фонарём,
Как Васнецов Аполлинарий -
Таких людей мы не найдём.
И.К. Линдеман

Даже если ты младший брат и протеже старшего, это не значит, что ты должен идти по его стопам. Это значит, что благодаря поддержке близкого человека у тебя появляется возможность раскрыть собственный потенциал. Так случилось и с Аполлинарием Васнецовым, младшим братом известного художника-сказочника Виктора Васнецова. Благодаря Виктору юный Аполлинарий получил пропуск в мир искусства и большие возможности, но вскоре нашёл свой путь, совершенно уникальный и весьма плодотворный. Его гений проявился на стыке различных дисциплин - точнее, на стыке науки и искусства, - что всегда ведёт к отменным результатам и свежим открытиям, становящимися поворотными в развитии человеческой мысли.

Он известен как авторитетный историк и талантливый живописец, серьёзный археолог и неподражаемый график, создатель собственной техники рисунка и основоположник нового жанра в станковой живописи, а ещё - теоретик искусства, философ и первооткрыватель неизвестных до этого фактов по истории Москвы.

Картины Аполлинария Васнецова хранятся в музеях разной специфики - художественных и исторических, - потому что принадлежат одновременно и искусству, и науке. Их выдаёт Google на первой странице, если забить в строку поиска «история Москвы» или «древнерусский город» - в качестве иллюстраций реального облика улиц, зданий, городского ландшафта и бытовой жизни Москвы XII-XVII веков. Однако критики не считают работы Аполлинария только лишь документальной фиксацией фактов, а говорят о его картинах и акварелях как о «редчайшем явлении в жизни русского искусства» (К.Ф. Юон), талантливом «синтезе научных исследований и художественной фантазии» (П.В. Сытин) и, наконец, как об уникальном воплощении «археологического материала в яркие художественные образы» (М.Г. Рабинович).


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
«Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века»

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в 1856, умер в 1933 году, застал императорскую Россию, революцию, Гражданскую войну, становление новой власти и вплетённую во всё это интереснейшую историю искусства, с резкими скачками от реализма к модерну и от модерна к авангарду; с триумфом национального в живописи, архитектуре и интерьере в период последних Романовых; с активной интернационализацией культуры в раннее советское время, а затем возвращением вновь к народным истокам.


Красная Площадь во второй половине XVII века. 1925 Старорусский город. 1899

Большую часть жизни художник прожил в Москве, где его природный интерес к древности оформился в научную деятельность с участием в Московском археологическом обществе, а именно в Комиссии по сохранению древних памятников и в Комиссии по изучению старой Москвы. «Старая Москва» представляла собой серьёзную научную организацию, образованную при Николае II, успешно просуществовавшую под разными наименованиями вплоть до 1930-х годов и в дальнейшем вошедшую в состав общей системы областного краеведения. В Комиссию входили историки, археологи, этнографы, географы и другие специалисты, которые занимались археологическими раскопками, сбором различных документальных данных и их интерпретацией, изучением памятников архитектуры и прикладного искусства, реставрацией и сохранением особо ценных сооружений во время нового строительства в столице.

В итоге все накопленные материалы оказались весьма востребованы широкой аудиторией и разошлись в экспонатах по музеям Москвы, в подтверждённых научных фактах - по учебникам истории и москвоведения, в сборниках и докладах - влились в общий поток исторической науки и отечественной культурологии. Огромная роль в этом принадлежит Аполлинарию Михайловичу Васнецову.


Строительство деревянных стен Кремля. XII век. 1903
Старая Москва, 1896
Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век, 1918

Васнецов занимал в «Старой Москве» видное место - не только по степени вклада в науку и уровню подачи своих исследований (об этом позже), но и вполне буквально - занимая должность председателя, а затем почётного председателя - в общей сложности в течение 12-ти лет (с 1918 по 1930).

Фактически он руководил всей работой по сохранению культурного наследия столицы, включая экспертизы архитектурных памятников, составление экскурсионных маршрутов, создание карты мемориальных мест, посвящённых выдающимся личностям и т.д.

Научная работа и организаторская деятельность сочетались у него с постоянным художественным творчеством, которое было высоко оценено современниками и признано критиками в России и за рубежом.


Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке. 1902
Московский застенок. Конец XVI века. Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков, 1912

Это был самый настоящий «универсальный человек» , всюду успевающий достигнуть высот, даже в качестве писателя и астронома. Не имея в силу обстоятельств художественного академического образования, он прекрасно «самообразовался», выучившись у лучших русских художников кон. XIX - нач. XX века, имел звание академика Императорской Академии художеств и долгие годы успешно преподавал в художественных учебных заведениях пейзажную живопись и академическое рисование.

Будучи создателем нового жанра в живописи - «исторического пейзажа» и оставив после себя более 350 картин и 1000 этюдов, он в числе других членов Комиссии по сохранению древних памятников активно участвовал в общественной жизни и, в частности, добился запрета на строительство электростанции рядом с Кремлём в 1900 году. Неугомонный Аполлинарий, уже в 1920-х годах, будучи 60-ти с лишним лет, самолично лазил по траншеям, тоннелям и подземельям во время строительных работ в разных частях Москвы, отыскивая в земле новые древности, зарисовывая, зачерчивая и открывая их миру. Как он везде успевал? Непонятно. Наверное, так же, как Михаил Ломоносов или Леонардо да Винчи. Универсальный человек потому и универсален, что его интересы не только крайне разносторонни, но и имеют конечный результат - реальные открытия, достижения и ценности.


Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке, 1922 Москва. Конец XVII века, 1902
Л.О. Пастернак. Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902. Первый справа - Ап.М. Васнецов

Вот как проходила работа Аполлинария Васнецова над очередной картиной в жанре «исторического пейзажа» - изображения древнего города с его архитектурной средой и народным бытом, где центральным художественным образом была сама старинная архитектура. После того как художник-историк определялся с темой, он погружался в глубокое исследование, посещая библиотеки, архивы, музеи, археологические раскопки, консультируясь со специалистами.

Чтобы максимально реалистично воссоздать конкретное место в конкретный период русской истории, Васнецов досконально изучал древние карты, планы, летописи, иконы, гравюры, жития святых, труды историков, рассказы иностранных путешественников, предметы быта и декоративно-прикладного искусства, остатки древних зданий, мостовых, храмов… Иногда эти поиски заводили так далеко, что в итоге «выливались» в оформленные научные работы наподобие статей «Способы передвижения на улицах Москвы в XVII-XVIII веках» и «Лесной торг в Старой Москве», или, например, наподобие статьи «Облик старой Москвы» в «Истории русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря (1910).


Мясницкие ворота. Уличное движение в XVII веке. 1926

Старинные карты с большой лупой, принадлежащей Аполлинарию, и сейчас можно увидеть на письменном столе в его Музее-квартире в Москве (Фурманный переулок, д. 6). Однажды он даже поднялся на воздушном шаре и облетел вокруг Первопрестольной, чтобы лучше уяснить ландшафт местности. После сбора и систематизации найденного материала художнику-учёному оставалось сделать главное: художественно выразить исторические данные на холсте или бумаге - так, чтобы зритель не только смог представить, как выглядел деревянный Кремль при Иване Калите, но и прочувствовать дух той эпохи, словно побывать в прошлом. Поэтому, помимо собственно исторических исследований, Аполлинарий Васнецов много трудился и как истинный художник, бесконечно создавая варианты этюдов и эскизов, экспериментируя с освещением и временем года, в результате долгих поисков находя нужную композицию и верный колорит.


Московский Кремль при Иване Калите. 1921
Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900 На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века, 1900

Когда картина была готова, он брал её с собой на очередное заседание Комиссии по изучению старой Москвы. Картину открывали, и Аполлинарий Михайлович начинал рассказывать о том, что ему удалось найти по теме, показывая каждое здание, мост или площадь и доказывая выдержками из достоверных источников их расположение, внешний вид и функциональную принадлежность. Здания не просто информировали о былой архитектуре и быте - они представали в конкретно-историческом облике: со следами пожаров, войны или обветшалые от времени - в зависимости от того, какой период демонстрировался и что ему предшествовало согласно историческим документам.

По сути, это была иллюстрированная презентация новых фактов по истории Москвы или других древних русских городов. Слушатели - а это были серьёзные люди и опытные специалисты - во время доклада Аполлинария Васнецова затихали и теряли ощущение времени. Один из очевидцев вспоминал:

«Все мы сами вошли в его картину, слушали, как читает дьяк, глазели на проезжающего боярина… Показывали же старину многие художники, но в их картинах жили только люди, а здесь живёт, дышит и рассказывает каждый камень стены, каждая маковка церкви, каждое бревно сруба» (С.Д. Васильев).

Базар. XVII век. 1903
Площадь в городе Московских времен. 1908-1909
Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году, 1917

К картинам Васнецов прилагал «объяснительные чертежи», на которых схематично дублировал рисунок, дополняя его видом сверху, делал условные обозначения и подписи, указывая где какие здания находились. При этом чёрными линиями он обозначал сооружения, которые не сохранились до наших дней, красными - реально существующие - так, что можно было визуально отследить произошедшие за века изменения панорамы Москвы. Эти чертежи вместе с картинами и акварелями, к которым они относятся, хранятся сейчас в Музее Москвы (Зубовский бульвар, 2).


Фото:

Аполлинария Васнецова сегодня можно было бы назвать научным визуализатором Древней Руси. Он не придумывал волшебные архитектурные сказки, а создавал реалистичный мир прошлого, крепкий сплав исторической достоверности и художественной выразительности. За всем этим, безусловно, стоит редкий талант, недюжинный ум и кропотливый труд.


Серпуховская крепость. 1920
Крытый Воскресенский мост в конце XVI века. 1921

Личную историю Аполлинария Васнецова можно рассматривать как настоящий пример успеха: помимо продуктивной самореализации художник-учёный при жизни получил широкое признание в обществе. Он работал не только в жанре исторического пейзажа, но и как пейзажист эпических полотен, изображающих монументальную природу России, - именно они прославили его ещё до того, как Аполлинарий увлёкся Москвой. Картины Васнецова приобретал для своей галереи, они выставлялись на российских и европейских выставках, получая награды и восхищённые отзывы.

В 1907 году Васнецов принял участие в конкурсе архитектурных проектов и получил первую премию за проект жилого дома в русском стиле. Того самого дома П.Н. Перцова, который в итоге был реализован по другому проекту - художника Сергея Малютина, потому что заказчик предпочёл его, хотя мнение авторитетного жюри относительно победителя и не оспаривалось.


Доходный дом Перцовой на Пречистенской набережной в Москве. Фото: sentstory.ru

Аполлинарий был знатным перфекционистом, однако это нисколько не мешало делу - наоборот, можно сказать, что именно природный перфекционизм помог ему найти себя и раскрыть свою индивидуальность. Первые работы Васнецова на тему средневековой Москвы, с которых всё началось, - это иллюстрации к поэме «Песня про купца Калашникова», сделанные в 1891 году. 35-летний художник получил заказ изобразить Москву XVI века и сразу решил, что рисунки не могут быть фантазийно-мифическими, а должны быть максимально реалистичными. Для этого он начал «копать» материал по библиотекам и музеям и в конце концов настолько увлёкся историей, что стал делать научные исследования профессионально, как историк и археолог.

Затем был ещё ряд театральных декораций к операм на тему русской истории - и тот же подход дотошного перфекциониста, серьёзно относящего к поставленной задаче, напряжённая и качественная работа ради безупречного результата.


Стрелецкая слобода. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Хованщина». 1897
Площадь перед церковью (Улица в городе). Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Опричник». 1911

Чтобы максимально точно передать мысль и образ, Аполлинарий разработал собственную технику, которая сочетала акварельную воздушность и чёткость линий карандаша: поверх угольного или карандашного рисунка он наносил акварельные краски, передавая таким образом архитектурный пейзаж в мельчайших деталях, будь то резьба на деревянных постройках или кладка каменного моста.


Сад при хоромах князя Жемчужного. Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского Опричник. 1911

Научный подход лёг в основу проектирования мебели , которым также занимался Аполлинарий. Прежде чем нарисовать эскиз, по которому затем изготавливали предмет, он изучал историю не только подобного вида мебели, но и всей окружающей обстановки - то есть, фактически, был специалистом по интерьеру Древней Руси. Вот почему его стулья и буфеты особо выделяются среди других предметов в русском стиле.

Здесь, так же как и в живописи, мы сталкиваемся с уникальным явлением в искусстве: синтезом глубокого знания учёного и личного таланта художника.

«Междисциплинарный» Аполлинарий создавал предметы, которые одновременно исторически достоверны и творчески оригинальны, принадлежат русскому стилю и индивидуальному стилю автора. На сегодняшний день они являются большой редкостью и счастливой находкой для ценителей эпохи модерна.

Увидеть вживую мебель Аполлинария Васнецова можно в Москве: в Мемориальном музее-квартире, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и Государственном историческом музее.


В горнице древнерусского дома московских времен XVI-XVII веков. 1908-1909

В качестве искусствоведа Аполлинарий известен своим трактатом «Художество», вышедшим в разгар борьбы старого и нового в мировом искусстве - в 1908 году. К слову, в нём автор громил модное увлечение формализмом и утверждал, что живопись не может быть чисто декоративна - она всегда неразрывный сплав внешней формы и внутреннего содержания. С текстом трактата и сейчас каждый желающий может ознакомиться в Национальной электронной библиотеке РФ . Кроме того, Васнецов участвовал в работе над различными сборниками по искусству - например, написал статью «Происхождение красоты» для книги «Вопросы теории и психологии творчества», изданной в 1923 году.


Аполлинарий Михайлович Васнецов. Московский Кремль. 1897 г.

Аполлинарий Михайлович проявил себя ещё и как философ . Он писал о состоянии духовности в современном обществе, о пагубности атеизма и истоках оптимистического отношения к жизни - и оставил после себя философский труд, имеющий три рабочих названия: «Странствования для обретения правды и истины, или Философия самосознания, или Идеалистический материализм». До сих пор рукопись хранится в музейном архиве и ждёт своего издателя, а нам пока остаётся только удивляться многогранности автора и гадать, что же она в себе таит.


Старший брат Виктор Васнецов всегда так наставлял младшего: «Не размазывайся, работай обдуманно и не мечись». Аполлинарий следовал совету брата, работал много и основательно, однако не довольствовался чем-то одним, а постоянно имел целый спектр увлечений, в каждом из которых преуспевал. Брался за различные, как бы сейчас сказали, «проекты» и все их доводил до конца - даже, например, иллюстрировал детскую Азбуку и участвовал в создании первого художественно-исторического музея на севере России (сегодня Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров).


Родина 1886
Озеро. 1902

На надгробном памятнике Аполлинария Михайловича высечена краткая, но очень ёмкая эпитафия: «Художнику, учёному, мыслителю».

Редко какому человеку искусства или человеку науки удаётся совмещать в себе эти противоположные способы восприятия действительности, ведь мир делится на мыслящих образами и оперирующих фактами. Иногда природа решает нас удивить, и тогда рождаются такие люди, как Аполлинарий Васнецов - не только талантливые интеллектуалы, но и цельные характеры, обладающие завидной силой воли и отменным трудолюбием.

Аполлинарий Васнецов

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933), младший брат художника В. Васнецова, не получив систематического художественного образования, тем не менее был прекрасным пейзажистом. Особенно его интересовали городские пейзажи-реконструкции. Художник не сразу нашел свою дорогу. Мы расскажем о его жизненном и творческом пути.

Детство Аполлинария

В семье приходского священника Вятской губернии Михаила Васильевича и его жены Аполлинарии Ивановны родилось 6 детей. Младшим был Аполлинарий, который появился на свет в 1856 году, 25 июля. Село Рябово, где он родился и рос, было окружено хвойными девственными могучими лесами и стояло на речке Рябовке. Характеры двух братьев, будущих художников, были сформированы не только суровой вятской природой, но укладом жизни земляков, которые хранили древние сказания и поверья, старинные былины и песни.

В семье соседствовали деревенский и городской уклад. Отец старался дать детям образование. Дома много читали вслух, рисовали карандашом и акварелью. Для учебы он направил сыновей в Вятское духовное училище, а затем - в семинарию, которая обладала обширной библиотекой и незаурядными преподавателями. Однако Аполлинарий Васнецов рано стал сиротой. Когда ему было 10 лет, умерла матушка, а в 14 лет он потерял и отца.

Поддержкой стал брат Виктор, который был на 8 лет старше и в это время находился в Москве. Брат, зная о художественных способностях подростка, посоветовал ему заниматься рисованием. Его учителем стал польский ссыльный художник Эдвиро Андриоли. В 16 лет Аполлинарий закончил духовное училище и переехал в Петербург.

Северная столица и возвращение в Вятку

Брат Виктор подготовил его к поступлению в Академию художеств, познакомил с И. Репиным. Но Аполлинарий Васнецов увлекся геологией, а затем в 1875 году вернулся в Вятку, сдал экзамены в реальное училище и стал «ходить в народ», просвещая его вместе с народниками. Но быстро разочаровался и вернулся к брату в Москву в 1878 году.

Работа в Москве

Сначала Аполлинарий Васнецов учился у брата и рисовал для газет и журналов. Затем познакомился с работами И. Репина, И. Шишкина, А. Куинджи, поразился их мастерству и много работал над собой.

Кружок Саввы Мамонтова

С 1882 года Аполлинарий Васнецов вместе с братом вошел в круг художников, которые определяли развитие русского искусства (В. Суриков, В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров). Он написал свой первый значительный пейзаж «Серенький день» в 1883 году. Его приобрел В. Третьяков. Но художник не был доволен собой. Эпические черты, которыми будут сильны картины А. Васнецова, проявляются еще мимолетно в полотнах «Родина» и «Сумерки» (1889 год).

Сам художник считал, что более всего ему удались «Сумерки», где он изобразил большую одинокую сосну на фоне стремительно покрывающегося ночной мглой неба и одинокого путника. Он виден зрителю только со спины, а в дальней деревушке, куда он направляется, уже появился первый огонек. Дерево нам показывает краткость нашей жизни, над ним пролетели века. Вот тот первый эпический, а не сиюминутный момент, который появился в работе начинающего художника.

Урал и Сибирь

Тема девственного, не тронутого рукой человека русского Севера привлекала всех наших художников того времени: К. Коровина, И. Остроухова, И. Левитана, В. Серова, А. Рылова, М. Нестерова. Аполлинарий Васнецов в 1890-1891 годах совершил большую поездку по Уралу и Сибири. Он привез не только эскизы и наброски, но и большие эпические картины «Тайга на Урале. Синяя гора».

Это произведение просто пугает мощью природы. Древний лес застыл в неопределенном ожидании. Далеко за ним кружат птицы, а еще дальше горизонт замыкает силуэт синей горы. Небо мглистое, бессолнечное. Диагональная композиция привлекает внимание к почти упавшему в озеро замшелому дереву. А рядом стоит засохший ствол, возле которого по контрасту поднялось справа высокое стройное хвойное дерево. Картина выполнена в зловещих, приглушенных, свинцово-серых, темно-зеленых тонах, которые передают сказочное колдовство тайги. Позже, после 1885 года, он напишет после поездки на южный Урал «Каму» - большое полотно, столь же мрачное, могучее и суровое. В нем найдет отображение извечная тема русского пейзажа - река как дорога жизни, которая движется по бесконечным просторам нашей земли.

Сближение с археологами

В 1891 году, создавая иллюстрации к юбилейному изданию М. Лермонтова, художник близко знакомится с историками и археологами. После поездки за границу, во Францию, Италию, Германию в 1898 годы, углубляется его интерес к истории Москвы. В 1900 году художника принимают в Комиссию по сохранению московских древних памятников. С 1901 он 17 лет возглавляет пейзажный класс, который вел умерший И. Левитан. В 1906 году такие историки, как В. Ключевский, И. Забелин, единогласно избирают художника действительным членом МАО.

К этому времени он в 1903 году создал семью с Татьяной Ивановной Одоевцевой.

Рубеж веков

В это время художник погружается в театральную атмосферу, создавая декорации для исторических опер, которые активно ставились в Большом театре в Москве, в Мариинском в Петербурге, у С. Мамонтова в Частной опере, у С. Зимина в оперном театре. С его декорациями шли оперы М. Мусоргского («Хованщина»), Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского («Опричник»).

Новый путь

Постоянно развиваясь как художник и ученый, историк и археолог, он находит для себя тему, которая определит его место в искусстве. Теперь глубоко, с научным подходом и вместе с тем интересно и живо воссоздает жизнь древней столицы Аполлинарий Васнецов. Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым Особенно привлекало его XVII столетие. Он жил в Замоскворечье. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. Но представлял его совсем другим - каким он был прежде, когда вокруг него кипела и бурлила жизнь простого торгового и крестьянского люда, когда на кремлевской площади, еще белокаменной, производились жестокие казни. По картинам Аполлинария Михайловича можно последовательно проследить все изменения, которые претерпевала наша столица. Это работы ученого, который без ошибок, в соответствии со всеми найденными в его время археологическими находками, представил романтику веков, которые пронеслись над Москвой. Достоверность и романтизм теперь мы видим в его работах, которые можно разделить на две части: графические и живописные полотна.

Живопись

На картине «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» изображается волнение и суета посадских людей, которыми характеризовался период Смуты. На полотне «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» Москва сурова и лирична одновременно.

Грандиозная картина, которая показывает ясный зимний день с карнавалом, с группой скоморохов, воссоздана в картине «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века». Яркий, радостный колорит демонстрирует зимний город с замерзшей рекой.

Совсем другой, страшный Кремль, около которого боятся ходить люди, переносит зрителя в мрачное средневековье. К Константино-Елененской башне Кремля во времена Ивана IV пристроили пыточный застенок, а замученных людей потом просто выбрасывали. На картине «Московский застенок. Конец XVI века» только родственники бродят по заснеженной площади, ища своих близких.

Эрудиция живописца

Художник Аполлинарий Васнецов для написания картин глубоко изучал исторические источники: летописи, миниатюры, гравюры. Он много читал описаний Московии, оставленных путешественниками с Запада, внимательно рассматривал старинные планы Москвы, принимал участие в раскопках, делал доклады. Ему требовалось как можно достовернее изобразить быт и проникнуть в ту непростую и зачастую непонятную жизнь, которая от нас отделена многими столетиями. Творческое воображение и фантазия художника помогали делать непростые иллюстрации к научным фактам, сохранять точность и подлинность, объемно изображать давно ушедшее время, начиная с основания Москвы Юрием Долгоруким, искусно рисовать как деревянные, так и каменные стены Кремля.

Московский Кремль

Не единожды писал Аполлинарий Васнецов московский Кремль. Первая каменная крепость была сложена при князе Дмитрии Ивановиче, когда полностью заменили деревянные стены, которые были поставлены из вековых дубов при князе Иване Калите. Строение обветшало, Русь укреплялась, не боясь монголов. Из каменоломен под Москвой, как предполагал историк И. Забелин, камень привозили по реке на судах, а зимой - на санях. Башни и стены строились много лет. После этого Москву стали называть белокаменной.

Необычайно красивым предстает пред нами белокаменный Кремль с соборами в Чудовом и Воскресенским монастырях.

Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). Но красные стены Кремля, его башен и соборов, залил дивный ирреальный бело-сиреневый свет, возможно, утренний или вечерний, так как под стенами суетятся люди. Нежнейшие оттенки сиренево-белого света, который падает с неба, покрыли дымкой дали и четко обрисовывают стройную белоснежную красавицу Беклемишевскую и низкую, более темную трехэтажную Петровскую башни. Зелень башенных шатров повторяется в зеленых лужайках внутри Кремля, и ею отсвечивает каменная кладка, которая спускается вниз. Восхищает и поражает колористическое мастерство живописца до такой степени, что уже мало обращаешь внимание на совершенную композицию, настолько она органична.

Музей Аполлинария Васнецова

Мемориальный музей-квартира был создан усилиями сына и невестки художника. Он находится в центре Москвы, в Фурмановском переулке, д. 6, где Аполлинарий Михайлович прожил последние 30 лет своей жизни. Три комнаты - кабинет, мастерская и гостиная - знакомят с личными вещами художника. В мастерской на мольберте стоит последняя завершенная работа мастера.

Отдельное место занимает экспозиция, посвященная работам живописца и ученого. Третьяковская галерея, в состав которой входит этот музей, нашла возможность разместить экспозицию в двух квартирах на третьем этаже. Более тысячи графических работ и двухсот полотен экспонируются в этом уютном компактном музее, где можно познакомиться как с ранними произведениями художника, так и с более поздними картинами. Всего в музее имеется девять тысяч единиц хранения.

Ниже приведены интересные факты о художнике:

  • Сохранилась карта за 1885-1886 годы, на которой Васнецовым отмечено около ста пунктов, где он писал этюды в разных местах России.
  • На исторические сюжеты он создал свыше 125 полотен.
  • Чтобы изучить Москву, в 1900 году А. Васнецов поднялся над ней на воздушном шаре и сделал зарисовки столицы с птичьего полета.
  • В 1931 году был единственным художником, который публично выступил против сноса храма Христа Спасителя.