Густав климт самые известные картины. Густав Климт: картины, творчество, биография. Что выделяет картины Густава Климта? Признание при жизни

(клик для увеличения)

Золотая Адель

Фриз Бетховена (деталь: враждебные силы)

Портрет Сони Книпс

Три возраста женщины

Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн

Портрет Иоганны Штауде

Женский портрет

Деревенский дом

Цветочное поле

Фриз Бетховена, Wandgem

Афина Паллада

Афина Паллада

Водяные змеи I

Движение воды

Водяные змеи II

Театр Таормина

Сад с подсолнухами в деревне

Золотые рыбки

Юдифь с головой Олоферна

Жизнь и смерть

Портрет Адели Блох-Бауэр

Портрет баронессы Элизабет Бахоффен-Экт

Портрет Эмилии Флоге

Портрет Евгении Примаверси

Портрет Фредерики Марии

Портрет Марии Мунк

Золотые рыбки

Адам и Ева

Ожидание

Древо жизни

Подсолнухи в деревенском саду

Поле маков

Березовая роща

Буковая роща

Крестьянский дом с березами

Цветущая нива

Замок Мальчезине на озере Гарда

Замок Каммер на Аттерзе

Тополь-исполин, или Надвигающаяся гроза

Пруд в парке замка Каммер

Церковь в Кассоне

Дорога в парке замка Каммер

Дом Гвардабоски

Крестьянский дом в Верхней Австрии

Хронология жизни Густава Климта

  • 1862, 14 июля в Баумгартене, близ Вены, родился Густав Климт. Он был вторым из семи детей гравера Эрнста Климта и его жены Анны, урожденной Финстер.
  • 1876, Густав Климт поступает в Художественно-промышленную школу в Вене, где обучался до 1883 года под руководством Фердинанда Лауфбергера и Юлиуса Виктора Бергера.
  • 1877, Младший брат Климта, Эрнст, также становится студентом Художественно-промышленной школы. Они сотрудничают, рисуя портреты по фотографиям и продавая их по 6 гульденов.
  • 1879, Вместе со своим другом, Францом Матчем, Густав и Эрнст Климт, выполнили декоративные работы по украшению внутреннего дворика Художественно-исторического музея в Вене.
  • 1880, Трое молодых людей получают крупные заказы: четыре аллегорические картины для потолка дворца Штурани в Вене; потолок павильона минеральных вод в Карлсбаде (Чехия).
  • 1885, Внутреннее убранство, выполненное по рисункам Ганса Макарта, дворца Хермес, любимой загородной резиденции императрицы Елизаветы.
  • 1886, Во время работы над Бургтеатром стиль Климта развивается в новом направлении, явно отличном от стиля его товарищей. Климт отходит от академизма; каждый из трех художников работает независимо друг от друга.
  • 1888, Климт получает из рук императора Франца-Иосифа I Золотой орден «За заслуги», за свой вклад в искусство.
  • 1890, Роспись лестницы в Художественно-историческом музее в Вене. Климт получает императорскую премию (400 гульденов) за картину Зал старого Бургтеатра в Вене.
  • 1892, Отец Климта, так же как впоследствии и сам художник, умирает от удара. Смерть брата Климта, Эрнста.
  • 1893, Министерство культуры отказывается утвердить назначение Климта профессором Академии художеств.
  • 1894, Климт и Матч получают заказ на создание картин для стен и потолка Большого зала Венского Университета.
  • 1895, Климт получает первый приз в Антверпене за свою декорацию театра в Тотисе (Венгрия).
  • 1897, Официальный мятеж: Климт - основатель «Сецессиона» и избранный президент. Он проводит лето вместе со своей спутницей, Эмилией Флёге, в районе Каммер на озере Аттерзее: первые пейзажи.
  • 1898, Композиция для первой выставки «Сецессиона»; «Сецессион» основывает журнал «Ver Sacrum».
  • 1900, Картина «Философия», отвергнутая на выставке «Сецессиона» 87 профессорами, получает золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
  • 1901, Продолжение скандала на выставке «Сецессиона»: картина Климта «Медицина» становится предметом для обсуждения в Министерстве образования.
  • 1902, Встреча с Огюстом Роденом, который восхитился «Бетховенским фризом».
  • 1903, Поездка в Венецию, Равенну и Флоренцию. Начало «золотого периода». Картины, написанные для Большого зала Венского Университета, переносятся вопреки протесту Климта в Австрийскую галерею. Ретроспектива творчества Климта в Выставочном здании «Сецессиона».
  • 1904, Климт рисует эскизы для настенных мозаик дворца Стокле в Брюсселе, выполненных в Художественно-промышленной школе в Вене.
  • 1905, Климт выкупает у Министерства картины, написанные для Венского Университета. Он и его друзья покидают «Сецессион».
  • 1907, Климт знакомится с молодым Эгоном Шиле. Пикассо пишет «Авиньонских девиц».
  • 1908, 16 картин экспонируются на выставке. Национальная галерея современного искусства в Риме приобретает Три возраста женщины, Австрийская галерея в Вене - «Поцелуй».
  • 1909, Начало работы над «Фризом Стокле». Поездка в Париж, где Климт с большим интересом открывает для себя творчество Тулуз-Лотрека и фовизм. Ван Гог, Мунк, Тоороп, Гоген, Боннар, т Матисс представлены на выставке.
  • 1911, «Смерть и Жизнь» получает первый приз на Всемирной выставке в Риме. Климт посещает Рим, Флоренцию, Брюссель, Лондон и Мадрид.
  • 1912, Климт заменяет фон «Смерти и Жизни» на голубой (в манере Матисса).
  • 1914, Критика творчества Климта со стороны экспрессионистов.
  • 1915, Смерть матери Климта. Палитра художника становится темнее, а его пейзажи - монохромнее.
  • 1916, Климт, вместе с Эгоном Шиле, Кокошкой и Файстауэром, принимает участие в выставке Союза австрийских художников, организованной «Берлинским Сецессионом». Смерть императора Франца-Иосифа I, за два года до распада империи и смерти самого Климта.
  • 1917, Начало работы над «Невестой» и «Адамом и Евой». Климт избран почетным членом Венской и Мюнхенской Академий искусства.
  • 1918, Шестого февраля, после удара, Климт умирает, оставив неоконченными многие картины. Конец империи; основание на территории бывшей империи Австрийской Республики и шести других республик. Смерть Эгона Шиле, Отто Вагнера, Фердинанда Ходлера, Коломана Мозера…

При создании хронологии использованы материалы книги "Климт" Жиля Нере (изд-во Tachen / Арт-родник, 2000)

Биография Климта

Густав Климт (14 июля 1862 г. – 6 февраля 1918 года) - австрийский художник-символист, один из наиболее видных членов Венского сецессиона. Климт известен картинами, фресками, эскизами и другими произведениями искусства. Женское тело было основным сюжетом Климта, а его работам свойственен откровенный эротизм. В дополнение к фигуративным работам, в которые входят аллегории и портреты, он писал пейзажи. Среди художников Венского сецессиона, именно на Климта наиболее повлияли японское искусство и его методы.

В начале своей художественной карьеры он был успешным художником архитектурных украшений в обычной манере. В связи с развитием более личного стиля, творчество Климта стало предметом споров, которые завершились, когда картину, которую он закончил около 1900 года для потолка большого зала Венского университета, подвергли критике как порнографическую. Впоследствии он больше не принимал общественные заказы, но добился успеха с картинами «золотого периода», многие, из которых включают сусальное золото. Творчество Климта произвело значительное влияние на его молодого современника Эгона Шиле.

Жизнь и творчество

Ранний период жизни и образование

Густав Климт родился в Баумгартене, недалеко от Вены в Австро-Венгрии, вторым из семи детей, трёх мальчиков и четырех девочек. Его мать, Анна Климт (урождённая Финстер), имела нереализованные амбиции стать музыкантом. Его отец, Эрнст Климт старший, некогда из Богемии, был гравёром по золоту. С раннего детства все трое сыновей, Густав, Эрнст и Георг, проявили художественный талант.

Во время посещения Венской школы искусств и ремёсел (Kunstgewerbeschule), где изучал архитектурную живопись до 1883 года, Климт жил в нищете. Он глубоко уважал Ханса Макарта, передового живописца истории Вены того времени. Климт с готовностью принимал принципы консервативного обучения; его ранние работы можно классифицировать как академические. В 1877 году его брат Эрнст, который, как и его отец, стал гравёром, также поступил в эту школу. Двое братьев и их друг, Франц Мач, начали совместную работу и к 1880 году получили многочисленные заказы как группа, которую назвали «Компания художников». Они также помогли своему учителю с росписью стенных фресок в Венском музее истории искусств. Свою профессиональную карьеру Климт начал с росписи фресок на стенах и потолках крупных общественных зданий на Рингштрассе, которые включали успешную серию «Эмблемы и аллегории».

В 1888 году Климт получил Золотой Орден от императора Австрии Франца Иосифа I за его вклад в роспись фресок в Бургтеатра в Вене. Он также стал почётным членом Мюнхенского и Венского университетов. В 1892 году отец и брат Климта, Эрнст, умерли, и ему пришлось взять на себя финансовую ответственность за семью.

Трагедия также затронула его художественное видение, и вскоре он стал двигаться в направлении нового личного стиля. Особенность его стиля в конце XIX века включала Nuda Veritas (Голую правду) как символическую фигуру некоторых из его работ, как например: Древняя Греция и Египет (1891), Афина Паллада (1898) и Nuda Veritas (1899). Историки полагают, что Климт через nuda veritas осудил политику Габсбургов и австрийского общества, которые игнорировали все политические и социальные проблемы того времени. В начале 1890-х годов Климт встретил Эмилию Луизу Флёге, которая, несмотря на отношения художника с другими женщинами, стала его спутницей до конца жизни. Считается, что на его картине «Поцелуй» (1907-1908), они изображены как возлюбленные. Он нарисовал много одежды, которую она создала и смоделировала.

В течение этого периода Климта стал отцом для, по крайней мере, четырнадцати детей.

Годы Венского сецессиона

В 1897 году Климт стал одним из основателей и главой Wiener Sezession (Венского сецессиона) и группы периодического издания Ver Sacrum («Священная весна»). Он оставался с сецессионом до 1908 года. Целями группы были: проводить выставки нетрадиционных молодых художников, привезти работы лучших иностранных художников в Вену и издавать свой собственный журнал для представления работ членов. Группа не объявляла манифест и не отдавала предпочтение никакому конкретному стилю - натуралисты, реалисты и символисты все существовали совместно. Правительство поддержало их деятельность, и для возведения выставочного зала отдало им аренду государственную землю. Символом группы была Афина Паллада - греческая богиня справедливости, мудрости и искусства, которую Климт нарисовал, в его радикальной версии, в 1898 года.

В 1894 году Климт получил заказ на создание трех картин для украшения потолка в Большом зале Венского университета. Не завершенные до начала века, три его картины «Философия», «Медицина», и «Юриспруденция» подвергли критике за их радикальные сюжеты и тематику, и называли «порнографическими». Климт преобразил традиционную аллегорию и символику в новый язык, который был более откровенно сексуальным и, следовательно, более ошеломляющим для некоторых. Общественный протест пришёл со всех сторон - политической, эстетической и религиозной. В результате картины не были показаны на потолке Большого зала. Как предполагалось, это был последний общественной заказ принятый художником.

Все три картины уничтожили отступающие войска СС в мае 1945 года.

Его картина Nuda Veritas (1899) определила его попытку в дальнейшем «встряхнуть» существующий порядок. Совершенно голая женщина с рыжими волосами держит Зеркало правды, а над ней цитата Фридриха Шиллера в стилизованной надписи: «Твои дела и твоё искусство не могут нравиться всем: делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим - плохо».

В 1902 году Климт завершил Бетховенский фриз для четырнадцатой выставки Венского сецессиона, которую собрали для торжества композитора и показа монументальной полихромной скульптуры Макса Клингера. Предназначенный только для выставки фриз был написан непосредственно на стенах легкими материалами. После выставки картину сохранили, однако снова не показывали до 1986 года. Лицо на портрете Бетховена напоминало композитора и дирижёра Венской государственной оперы Густава Малера, с которым Климт имел почтительные отношения.

В течение этого периода Климт не ограничивал себя в общественных заказах. Начиная с конца 1890-х годов, он проводил ежегодные летние каникулы с семьей Флёге на берегу Аттерзе и написал многие из его пейзажей. Эти пейзажи представляют собой единственный жанр помимо фигуративной живописи, которые серьёзно заинтересовали Климта. В знак признания его глубины местные жители называли его Waldschrat («Лесной демон»).

Аттерзейские картины Климта имеют достаточное количество и качество, что заслуживает отдельную высокую оценку. Формально, пейзажи характеризуются одной и той же изысканностью композиции и эмфатичностью нанесения рисунка, как и фигурными частями. Глубина пространства в Аттерзейских работах настолько разумно выравнивается в одну плоскость, что предполагается, что Климт нарисовал их с помощью телескопа.

Золотой период и успех у критиков

«Золотой период» Климта отмечен положительной реакцией критиков и финансовым успехом. Многие его картины этого периода содержат сусальное золото. Климт и ранее использовал золото в «Афине Палладе» (1898) и «Юдифь I» (1901), однако работы, которые наиболее часто ассоциируются с этим периодом это: «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907) и «Поцелуй» (1907-1908).

Климт мало путешествовал, но поездки в Венецию и Равенну, обе из которых славятся своей красивой мозаикой, наиболее вероятно вдохновили его на золотую технику и византийские изображения. В 1904 году он сотрудничал с другими художниками над пышным дворцом Стокле, домом богатого бельгийского промышленника, который является одним из величайших памятников эпохи модерн. Вклад Климта в столовую, включает «Упоение» и «Ожидание», были одними из лучших его декоративных работ и как он публично заявил: «…вероятно, конечной стадией моего развития орнамента».

В 1905 году Климт написал портрет Маргарет Витгенштейн, сестры Людвига Витгенштейна, по случаю ее брака. Затем, между 1907 и 1909 годами Климт написал пять полотен светских женщин, завернутых в меха.

Поскольку Климт работал и отдыхал в своем доме, он обычно носил сандалии и длинный халат без нижнего белья. Его простая жизнь была несколько уединённой, посвященной его искусству, семье и мало чему ещё за исключением Сецессиона. Он избегал богемы и редко общался с другими художниками. Слава Климта обычно приводила заказчиков к его двери, и он мог позволить себе быть весьма избирательным. Его метод написания картин временами был очень обдуманным и скрупулёзным, а от своих моделей требовал длительного сидения.

Климт не много написал о своем видении или методах. Он в основном писал открытки для Флёге и не вёл дневника. В редких текстах под названием «Комментарий к несуществующему автопортрету», он написал: «Я никогда не писал автопортрет. Я в меньшей мере заинтересован в себе, как в объекте для живописи, чем в других людях, прежде всего женщинах... Во мне нет ничего особенного. Я художник, который каждый день с утра до ночи рисует... Если кто-нибудь хочет узнать что-то обо мне... ему стоит внимательно посмотреть на мои картины».

В 1901 году Герман Бар в своей «Речи о Климте» написал: «Подобно тому, как только возлюбленный может поведать человеку смысл жизни и открыть свое внутреннее значение, то же самое и я чувствую по отношению к этим картинам».

Последние годы жизни и посмертный успех

В 1911 году его картина «Смерть и жизнь» получила первый приз на Всемирной выставке в Риме. В 1915 году его мать, Анна, умерла. Климт умер три года спустя в Вене, 6 февраля 1918 года, от перенесенного инсульта и пневмонии в связи с эпидемией гриппа в том году. Его похоронили на кладбище Хитцингер в Вене. Многочисленные его картины остались незавершенными.

Картины Климта принесли с собой одни из наиболее высоких цен, зарегистрированных для отдельных произведений искусства. В ноябре 2003 года картину Климта Landhaus am Attersee продали за 29,128,000 долл., но эту цену вскоре затмила иная, заплаченная за другую его картину.

В 2006 году портрет Адели Блох-Бауэр I (1907) приобрел Рональд Лаудер для нью-йоркской Новой галереи за 135 миллионов долларов, превысив тем самым цену за картину Пикассо «Мальчик с трубой» 1905 года (проданную 5 мая 2004 года за 104 млн долл.), которая считалась самой высокой ценой когда-либо заплаченной за картину.

7 августа 2006 года аукционный дом Christie"s объявил о том, что занимаются продажей оставшихся четырех работ Климта, которые Мария Альтман и ее сонаследники вернули после долгой судебной тяжбы против Австрии. «Портрет Адели Блох-Бауэр II» был продан на аукционе в ноябре 2006 года за 88 млн долл., третья наивысшая цена за произведение искусства на аукционе на тот момент. Картина «Яблоня I» (прибл. 1912) продана за 33 млн долл., «Буковую рощу» (1903) продали за 40,3 млн долл., а картину «Дома в Унтерахе на озере Аттер» (1916) - за 31 млн долл.. За все вместе пять возвращённых картин выручили более 327 млн. $. В ноябре 2011 года ничем не примечательная аттерзейская картина принесла 40,4 млн долл. на аукционе Sotheby"s.

В 2012 году в Вена (Австрия) проводилось много специальных выставок, посвященных 150-летию со дня рождения Климта . Google также отметил эту годовщину с помощью Google doodle.

Биография Густава Климта

Родился в венском предместье Баумгартен 14 июля 1862 в семье художника-гравера и ювелира Э. Климта. Учился у отца, а в 1875–1883 – в школе ремесел при венском Австрийском художественно-промышленном музее. Первоначально испытывал большое влияние искусства Г. Макарта с его помпезным необарочным историзмом. По окончании учебы работал с братом Эрнстом и художником Ф. Матчем, украшая декоративной живописью театры австро-венгерской провинции (в Райхенберге, Фиуме и Карлсбаде – Карловых Варах). С 1885 они оформляли и венские здания (среди этих работ выделяется живописный декор «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея – яркие образцы пышного «стиля Рингштрассе», как принято именовать венский историзм рубежа веков). Со смертью брата Эрнста (1892) коллектив распался. Все более вовлекаясь в стихию модерна и, соответственно, в оппозицию к академической традиции, Климт стал в 1897 одним из основателей независимого от Академии художеств Венского сецессиона (нем. Sezession – «отпадение», «отделение») и первым его президентом. Созданные по его инициативе «Венские мастерские» (1903) сыграли важную роль в стилистическом обновлении австрийского дизайна. Для выставочного здания Сецессиона (архитекторы Й. Хоффман и Й. Ольбрих, 1897) Климт создал Бетховенский фриз (1901–1902), воплощающий темы Девятой симфонии. Другая этапная декоративная работа, цикл аллегорических панно, т. н. «факультетских картин» для Венского университета (1900–1903; сохранились, в разных собраниях, лишь фрагменты цикла), вызвал скандал и был отвергнут заказчиками: климтовские дамы, символизирующие Философию и другие дисциплины, показались слишком жеманными и несовместимыми с духом строгой науки. Как художник-станковист Климт вошел в историю, в первую очередь своими остроэкспрессивными женскими портретами (Э. Флёге , 1902, Исторический музей, Вена; А. Блох-Бауэр , 1907, Галерея 19 и 20 вв., Вена) и символическими картинами, насыщенными драматическим, «роковым» эротизмом (Юдифь I , 1901, Австрийская галерея в Бельведере, Вена; Поцелуй , 1907–1908, там же; Саломея , 1909, Международный музей современного искусства, Венеция; Даная , 1910, Галерея Вельц, Зальцбург). Вначале усиливал эту «дионисийскую» драматику золотыми фонами, затем крупными цветовыми узорами, из мерцающей стихии которых – словно из стихии пола – как бы нарождались млеющие фигуры. Был также мастером орнаментально-красочных пейзажей (Парк , 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Последней его крупной монументальной работой явилось оформление дворца Стокле в Брюсселе (1911). Выйдя в 1906 из Сецессиона, основал новый Союз австрийских художников, поддерживая на его выставках художников-новаторов, в частности О. Кокошку и Э. Шиле. Лишь к 1917 году завоевал и полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий. Умер Климт в Вене 6 февраля 1918.


Самые популярные картины живописца.

Густав Климт (1862–1918) был ведущей фигурой так называемого Венского Сецессиона, художественного направления, сторонники которого восстали против установленных концепций искусства и создали свой стиль, похожий на модерн. Хотя австрийский художник часто шокировал искусствоведов своими нетрадиционными и провокационными методами в конце концов стал рассматриваться как один из лучших художников Европы. Сегодня его работы включены практически во все подборки лучших картин всех времен. В этом списке приведены 10 самых известных полотен Климта.

Климт. Знаковые работы.

Поцелуй

Самая известная из всех картин Густава, основа движения Сецессиона и одна из самых прекрасных работ раннего периода творчества художника. Поцелуй изображает двух обнявшихся влюбленных в цветочном поле. Представленная в 1908 году картина взволновала искусствоведов, а галерея Бельведер (Вена) сразу же приобрела шедевр в свою коллекцию.

Портрет Адели Блох-Бауэр

«Портрет Адели Блох-Бауэр I», завершенный в 1907 году, является первым из двух портретов Адель, жены влиятельного промышленника. Последняя картина из так называемой серии «Золотого периода» должна была быть передана в дар галерее Бельведер после смерти Адели, но её муж не отдал шедевр. Во время нацистской оккупации Австрии, картина была конфискована. В конечном итоге в 2006 году портрет был куплен Рональдо Лаудером для Новой галлереи в Нью-Йорке за 135 миллионов долларов.

Девы

Написанная маслом на холсте, картина «Девы» изображает девушку, окруженную шестью обнаженными женщинами. Завершенная в 1913 году, работа имеет несколько различных интерпретаций, касающихся основной фигуры. В основном эксперты сходятся на том, что Климт изобразил процесс превращения в женщину юной девы, о чем свидетельствуют спирали на драпировке, символизирующие плодородие, и прикрытые ноги, указывающие на половую зрелость. Аллегорическую картину можно увидеть в Национальной галерее в Праге.

Даная

Даная - дочь мифического короля Акрисия Аргоса, пришедшего к дельфийскому оракулу. Оракул сказал правителю, что тот однажды будет убит своим ребенком. Чтобы обезопасить себя Акрисий заточает дочь в бронзовой камере, чтобы не дать ей возможности забеременеть. Однако девушку в виде золотого дождя посещает Зевс. Климт «захватил» именно этот момент, на что четко указывает золото между ног Данаи. Картина, завершенная в 1907 году, сегодня располагается в Вене.

Три возраста женщины

Завершенная в 1905 года картина «Три возраста женщины » (иногда называемая «Матерь и ребенок») изображает трех женщин на различных этапах жизни. Картина была представлена публике в 1910 году в Венеции. Два года спустя приобретена Национальной галереей современного искусства в Риме, где находится до сих пор.

Юдифь и голова Олоферна (Юдифь I)

Картина изображает библейскую вдову Юдифь , держащую отрубленную голову. Красивая женщина пришла в лагерь своих врагов, чтобы обольстить генерала и убить его, когда представится возможность. Картина, завершенная в 1901 сегодня находится в галерее Бельведер.

Портрет Фрицы Ридлер

Один из самых знаменитых портретов Климта ценен своим балансом между натурализмом и ощущением объемности. Геометрия кресла и стены дополняет композицию и акцентирует внимание на лице героини. Как и многие другие работы Густава (завершена в 1906 году) хранится в галерее Бельведер.

Надежда II

Окрашенная в 1910 году, работа является аллегорией жизни и смерти . Смерть представлена в виде человеческого скелета в темной мантии, представляющая угрозу как для старых, так и для молодых. Общее впечатление от картины, однако, положительное. Смерть может прятаться за углом и без разбора забирать души, но она бессильно против бесконечного жизненного цикла. Шедевром можно полюбоваться в музее Леопольда (Вена).

10 известнейших картин Климта обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб

Данная статья приурочена к сегодняшнему событию. 14 июля 2012 года Густаву Климту исполнилось бы 150 лет . Густав Климт австрийский художник, родился 14 июля 1862. Многие называют его основоположником австрийского модернизма. Рисовал художник в основном женщин, обнаженных женщин. В его картинах зачастую присутствовал откровенный эротизм.

Отец Климта тоже был художником, а также гравером по золоту. Мать всю жизнь мечтала стать музыканткой, но у нее это так и не вышло. В семье Климтов было 8 детей, Густав родился вторым.

Детство ребенка прошло в бедности, не смотря на хорошую профессию отца. В стране не было постоянной работы, поэтому приходилось переживать финансовые трудности. Рисовать Густав учился у своего отца, но уже в 1876 году поступил в художественно-ремесленное училище, куда также в 1877 поступил и его брат. Все три сына Эрнеста Климта стали в будущем художниками.

Братья продолжительное время работали вместе, украшали фресками театры, различные здания, музеи. В 1888 году Густав получил заслуженную награду - «Золотой Крест » от самого императора Франца Иосифа. Все складывалось хорошо, и дела пошли в гору, но в 1892 году умерли отец и брат Густава Климта, и поэтому вся ответственность за обеспечение семьи легла на плечи художника.

Густав Климт много писал особенно когда они с семьей выбирались на озеро Аттерзе, а это было довольно часто. Именно здесь он и выполнил свои прекрасные пейзажи. Это единственный жанр, который интересовал художника, где не фигурировали люди. Но не смотря на это многие ученые находят и в пейзажах Климта человеческие фигуры, и в этом есть доля правды.

В 1894 году Климт получил один из крупных заказов. Нужно было написать 3 картины которые бы украсили потолок Венского университета. Так, в 1900 году, родились «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция». Но общество не приняло эти картины, посчитав их слишком откровенными, и поэтому их не выставили в университете. Это был последний публичный заказ Климта.

С начала 1900-х годов начинается так называемый «Золотой период » творчества художника. Именно в этов ремя создаются такие картины как «Дворец Афины», «Юдифь» и другие. В это время общество адекватно воспринимало работы Климта, но не только поэтому этот период назван золотым. В картинах художника очень часто преобладал цвет золота, позолоты, что очень нравилось поклонникам его творчества.

Густав Климт вел обычный образ жизни, много работал, причем у себя дома. Он был известным художником, поэтому заказы поступали к нему регулярно, а брался он только за интересные. Женщины позировали ему с огромным удовольствием, некоторые из них были проститутками. Климт говорил, что автопортреты ему рисовать неинтересно, гораздо захватывающе рисовать других личностей, а тем более женщин. Густав утверждал, что его картины многое могут сказать о нем, достаточно лишь их хорошенько рассмотреть.

6 февраля 1918 года биография Густава Климта заканчивается. Он умер от воспаления легких, перенеся перед этим инсульт. Похоронен он в Вене. Сегодня 150 лет со дня рождения этого замечательного художника и эта дата не должна остаться незамеченной. Ну и как мы обещали в конце данной статьи вы сможете посмотреть видеоролик, посвященный картинам Густава Климта.

Имя известного австрийского художника, графика и книжного иллюстратора Густава Климта (1862-1918) неразрывно связано со стилем модерн, и его картины – самое яркое его проявление. Климт был одним из самых интересных и востребованных представителей мирового изобразительного искусства. Он никогда не стремился демонстрировать публике свою исключительность. Работал он тихо, спокойно, делал только то, что считал необходимым, а, между тем, на свете было не так много мастеров, которые были бы так обласканы публикой, осыпаны заказами и не испытывали материальных затруднений. В этом одна из загадок Климта. Климт родился в семье гравёра и ювелира недалеко от Вены. Отец не мог добиться достатка с помощью своего ремесла. Из бедности семья выйдет только после того, как Густав, окончив Школу декоративного искусства, вместе с братом Эрнстом и другом Францем Матчем создаст фирму по выполнению художественных и декоративных работ. В течение нескольких лет, пока существовала фирма, Климт завоевал славу лучшего в Австрии живописца-декоратора. Однако художник не был доволен собой, своим стилем. Все ещё было впереди. Первые черты его неповторимого стиля проявились впервые в росписях большой лестницы венского Музея истории искусств, созданных в 1890-1891 годах. В 1897 году Климт возглавил Сецессион – объединение художников, созданное в противовес официальному искусству. В 1900 году он приступил к работе, предложенной Венским университетом, и представил роспись одного из плафонов – «Философия». Тогда-то и разразился скандал. На этом плафоне, а потом и на следующих – «Медицина» и «Юриспруденция» – художник нарушил все законы колорита и композиции, сочетая несочетаемое. На его панно человек предстает рабом своего естества, одержим болью, сексом и смертью. Такой Климт и шокировал, и очаровывал. Но скандал закончился тем, что художник, взяв денег взаймы, вернул университету аванс, а работы оставил себе. Заказов было так много, что это позволило ему быстро вернуть долг и в дальнейшем вообще не думать о деньгах.Начался «золотой» период в творчестве Климта. Он пишет огромное количество картин, на которые, взглянув однажды, не забудешь никогда. Пишет ли он обнажённые, откровенно чувственные тела («Подруги», «Адам и Ева») или напряжение чувств между двумя возлюбленными («Любовь», «Поцелуй», «Упоение»), или портреты женщин по заказу (портреты Сони Книпс, Фрицы Ридлер, Адели Блох-Бауэр, Евгении и Меды Примавези, Фредерики Марии Биер) – в любом случае проявляется личное видение окружающего мира и человека в нём. И оно завораживает. Вот, к примеру, . На возвышении (помост? холм?), усыпанном цветами, на фоне потемневшего золота изображены два юных возлюбленных, слившихся в поцелуе. На картине прорисованы лишь лицо девушки и голова юноши, руки обнимающихся молодых людей и нога девушки, висящая как будто над пропастью. Но самое главное – обе фигуры скрыты декоративными одеждами, украшенными спиралями, овалами, кругами и другими геометрическими фигурами, так что не сразу различишь скрытые под ними фигуры. Эта же манера свойственна и для портретов реальных женщин. Их много, женщин Климта. Очаровательные лица, прически, руки, украшения, но платья и фон, как в волшебном калейдоскопе, превращаются в неповторимую сказочную декорацию. Именно так он видел человека, его красоту, слабости, страхи и страсти. А где этого не было, оставалась природа. Художник писал пейзажи для себя. Так он отдыхал. Может, поэтому критики долгое время обходили их своим вниманием. Сегодня его пейзажная живопись признана лучшей частью его творчества. «Цветущий сад», «Деревенский сад с подсолнухами», «После дождя», «Поляна с маками», «Берёзовая роща» почти реалистичны. Почти, потому что налет декоративности присутствует и в них, делает пейзажи легкими, призрачными, воздушными. Возможно, это другая сторона личности художника: простота, спокойствие и легкость, которых так не хватает человеку с его страстями.

В 2015 году состоялась премьера фильма «Женщина в золотом» режиссера Саймона Кертиса с Хелен Миррен и Райаном Рейнольдсом в главной роли, рассказывающего историю Марии Альтманн, которая пытается вернуть в семью портрет Адели Блох-Бауэр — один из шедевров, написанных Густавом Климтом.

«365»изучил картины австрийского мастера с целью разгадать, кто же эти женщины, которых загадочно смотрят на нас с его полотен.

Густав Климт родился 14 июля 1862 года в австро-венгерском городе Баумгартен в семье художника-гравера и ювелира Эрнеста Климта. В семье было семь детей: три мальчика и четыре девочки. Кстати, все трое сыновей Эрнеста стали художниками.

Сначала Густав учится рисовать у своего отца, но затем поступает в венское художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства, где специализируется на архитектурной живописи. Тогда образцом для Густава был художник Ганс Макарт, представитель академизма. И, кстати, в отличие от большинства юных художников того времени, Климт соглашается с канонами академической живописи и не выступает против принципов консервативного академического рисунка.

Густав, его брат Эрнст и их друг Франц Матч с 1880 года работали вместе – они украшали фресками театры, музеи. В 1888 году Густав Климт удостаивается награды «Золотой крест» — ее ему вручает император Франц Иосиф за заслуги в искусстве. Но через некоторое время в жизни Климта наступает переломный момент: его отец и брат умирают, и вся ответственность за семью ложится на Густава.

Эти события не могли пройти бесследно – художественный взгляд Климта меняется, начинает развиваться его собственный стиль. В 1897 году Климт возглавляет Сецессион – художественное объединение новаторов, созданное в противовес консервативным представителям искусства. Густав Климт – основоположник модерна в австрийской живописи. В его работах чаще всего можно встретить четкий силуэт и орнаментализм. Вообще, главный предмет его работ – женское тело. Большинство его картин пронизаны эротизмом.

Портрет Адели Блох-Бауэр I (1907)

Картина известна также как “Золотая Адель” или “Австрийская Мона Лиза”.

Адель – дочь генерального директора венского банковского союза. В 1903 году Густав Климт получил заказ на портрет Адели от ее мужа, Фердинанда Блох-Бауэра, но картина “Золотая Адель” увидела свет только в 1907 году – за четыре года Климт сделал более ста набросков для нее. Эта картина считается одной из самых значительных работ художника.

Портрет Адели Блох-Бауэр II (1912)

Этот портрет, среди других работ Климта, висел в доме Адель до ареста ее семьи нацистами во время Второй мировой войны. Австрийский музей, в котором картина оказалась после войны, отказался возвращать ее владельцам. Но после судебного разбирательства эта и ещё несколько картин художника были возвращены Марии Альтманн, племяннице Фердинанда Блох-Бауэра, в 2006 году.

Юдифь с головой Олоферна

Юдифь – героической образ молодой женщины, спасшей свой еврейский народ от ассирийского пленения, отрубив голову вражескому полководцу Олоферну.

История Юдифи вдохновляла многих художников в истории мирового искусства. Климт же представил Юдифь в образе соблазнительницы, смелой и отчаянной. Здесь она – роковая победительница. Девушка выходит из шатра Олоферна, еще полуобнаженная, в руках несет голову врага. Несмотря на ее надменный взгляд, героиня у Климта остаётся хрупкой и женственной.

Портрет создан в 1901 году. Моделью послужила его излюбленная Адель Блох-Бауэр, дочь генерального директора венского банковского союза. Хотя факт ее позирования Климт не афишировал.

Работа вызвала противоречивые толки. Юдифь не была счастлива в браке, и победа над Олоферном стала своего рода вызовом всему мужскому обществу. Не зря Климт изобразил ее нарочито чувственной, в золотых тонах, что означают символ торжества.

Три возраста женщины (1905)

На картине Климт изобразил круговорот жизни: с одной стороны — умиротворенная молодая женщина с ребенком на руках, с другой – старая, подавленная женщина. Они контрастируют даже красками, которая задают настроение: молодость изображается светлой, лучезарной, в то время как старость тут серая, обреченная. Искусствоведы называют круговорот жизни — одним из центральных мотивов работ художника.

Даная (1907-1908)

Картина «Даная» — иллюстрация мифа о Зевсе. Согласно этому мифу он влюбился в девушку Данаю и, чтобы овладеть ею, пролился золотым дождем, после чего Даная родила Персея. Климт отбрасывает все детали и запечатлевает именно момент любви Зевса и Данаи. Несмотря на то, что для многих картин художника характерен мотив эротизма, «Даная» — самая откровенная из его работ.

Дама с веером (1917-1918)

Создавая образ восточной женщины на этой картине, Густав Климт не изображал какую-то конкретную женщину, здесь образ – собирательный. Моделями для картины послужили грация и изящество.

Дама в шляпе и боа (1909)

Несмотря на то, что мы видим только часть лица дамы, практически один только взгляд, художник смог передать в нем всю силу ее характера. Несмотря на то, что ее тело полностью закрыто, картина не лишена эротизма: его, опять же, передает этот полный уверенности и загадки взгляд.

Портрет Фрицы Ридлер (1906)

На первый взгляд кажется, что этот портрет жены государственного чиновника донельзя скромен. Но это только на первый взгляд: повнимательнее посмотрев на ее лицо, мы видим сдержанную чувственность: полуоткрытый рот, румянец. Да и кресло, на котором она сидит, украшено «павлиньими глазами» — символикой с сексуальным подтекстом.

Надежда I (1903)

Герма работала моделью, чтобы прокормить семью. После того, как Герма забеременела, работу она хотела оставить, но Климт не мог допустить ухода одной из любимых моделей. Получился очень трогательный портрет: несмотря на глубокий взгляд будущей матери, выражающий спокойствие, на фоне мы можем разглядеть пугающие гримасы, которые можно расшифровать как угрозы и страхи за ребенка.

Дева (1913)

«Дева» Климта – история превращения девушки в женщину. Главная героиня картины спокойно спит, выражение ее лица также безмятежно, непорочно, можно разглядеть ночную рубашку. А в это время в ее сон проникают более искушенные и чувственные женщины, какой героине только еще предстоит стать. Но этот мир уже очень близко подобрался к девушке, окутал ее.

Девушка с голубой вуалью (1903)

В этой работе очень много внимания художник уделил волосам модели: он тщательно проработал их, а цвет фона и вуали прекрасно контрастирует с цветом волос. Они – главное украшение девушки. Несмотря на открытое тело, картина получилась в меру выдержанной, не откровенно эротичной. Есть предположение, что натурщицей выступила модель Герма, знакомая нам по картине «Надежда I».

Текст: Анна Симонаева, Софья Зубарева