Ф а абрамов произведения. Федор абрамов краткая биография и интересные факты

Советская литература

Фёдор Александрович Абрамов

Биография

АБРАМОВ, ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1920−1983), русский писатель. Родился 29 февраля 1920 в с. Веркола Архангельской области в семье крестьянина. Во время Великой Отечественной войны 1941−1945 студентом филологического факультета Ленинградского университета ушел на фронт. После войны завершил высшее образование, стал кандидатом наук, заведующим кафедрой советской литературы в ЛГУ. С 1949 публиковал литературно-критические статьи. Первый роман Братья и сестры (1958) положил начало эпическому циклу Пряслины (другие романы Две зимы и три лета, 1968, и Пути-перепутья, 1973), полностью изданному в 1974 и отмеченному Государственной премией СССР (1975). В 1978 Абрамов дополнил цикл романом Дом.

Действие тетралогии Пряслины происходит в деревне Пекашино на севере России и охватывает период от Отечественной войны до начала 1970-х годов. После гибели на фронте отца главой семьи становится четырнадцатилетний Михаил Пряслин. На подростка ложатся не только заботы о младших братьях и сестрах, но и обязанность наравне со взрослыми работать в колхозе. Повествование о Пряслиных - типичной русской крестьянской семье, испытавшей на себе все жестокие перипетии 20 в., - сделало Абрамова одним из наиболее заметных представителей «деревенской прозы» - плеяды писателей, занимавшихся художественным исследованием глубинных пластов народной жизни. Для тетралогии характерен эпический стиль, скрупулезное описание деревенского быта и судеб героев. Творчество Абрамова в целом благожелательно оценивалось критикой, но прозаика огорчало, что основное внимание отдавалось его романам, в то время как он считал важными также и свои произведения других жанров. Так, важной вехой в творчестве Абрамова стала повесть Деревянные кони (1978), действие которой происходит в его родных местах - на русском Севере, в Пинежье. Картины деревенского быта, любовно нарисованные в повести, напоминают о «деревянном и берестяном царстве», в котором прошло детство будущего писателя. Главной героине, старухе Василисе Милентьевне, Абрамов придал черты своей матери. В 1973 повесть была инсценирована, по ней был поставлен спектакль в Театре на Таганке (режиссер Ю. Любимов). Абрамов осмысливает жизнь своих героев как в военные и послевоенные годы, так и в конце 1970-х, когда в центре внимания писателей-«деревенщиков» оказалась не столько борьба крестьянина за выживание, сколько мироощущение человека, духовно связанного с природой. Природное трудолюбие, ум и нравственная сила крестьян, показанных в произведениях Абрамова, оказываются сильнее суровых внешних обстоятельств. Умер Абрамов в Ленинграде 14 мая 1983.

Русский писатель Фёдор Александрович Абрамов, родившийся 29 февраля 1920 года, был родом из села Веркола Архангельской области, из крестьянской семьи. Он запомнился не только, как литературовед, но и как публицист 1960-1980 годов.

Когда Федору было два года, у него умирает отец. В 1933 г. мальчик заканчивает Веркольскую начальную школу и, чтобы обучаться в «десятилетке», переезжает с матерью в село Карпогоры, что в 45 км от Верколы. В 1938 г. Федор оканчивает ее с отличием и без экзаменов зачисляется в Ленинградский университет. В 1941 году, будучи студентом филологического факультета, ушел на фронт.

Еще во время учебы Абрамов знакомится с Крутиковой Людмилой, с которой в 1951 году вступает в брак. В 1951-1960 гг. Федор становится сначала старшим преподавателем, а после доцентом, заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.

С 1949 г. публиковал литературно-критические статьи. Его роман «Братья и сёстры», опубликованный в 1958 г., послужил началу полному циклу повести «Пряслины», изданной в 1974 г., а в 1978 г. завершением цикла романа «Дом». В 1954 году публикует в журнале «Новый мир» статью под названием «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», где выступает против лакировки положений в селе.

Повесть о семье Пряслины - это типичная русская крестьянская семья, испытавшая на себе все тяготы двадцатого века. Для этой тетралогии характерно описание судеб деревенской жизни и всей судьбы героев. Пожилая женщина, Василиса Милентьевна, которой отводилась главная роль в повести, напоминала чертами родную маму Абрамова.

Абрамов Федор Александрович

В 1980 году Федор Абрамов отмечает свое шестидесятилетие: торжества в Ленинграде, награждение орденом Ленина, встречи с читателями, поздравления, отклики: в эти дни писатель получил 350 телеграмм, более 200 писем - от организаций, журналов, друзей, собратьев по перу, от читателей.
…В журналах по-прежнему появляются рассказы и повести Абрамова. Многие из них были написаны раньше, над другими писатель работал в течение нескольких лет (к примеру, под циклом "Трава-мурава" указаны даты: 1955-1982 гг), есть и новые (повесть "Мамониха", 1980 г). В 1982 году в журнале "Новый мир" (№5) печатается цикл "Куст рукотворный" и несколько рассказов, в том числе "Франтик", который ранее не пропускала цензура. Это были последние рассказы, опубликованные при жизни писателя.
…Рассказывая о творческом наследии Федора Александровича Абрамова, нельзя забывать о немалой и не менее значительной, чем художественная литература, его части: это дневниковые записи и публицистика.
Дневники, заметки, наброски к произведениям ценны не только тем, что дают возможность заглянуть в творческую мастерскую писателя и составить представление о его труде: увидеть и вспышки озарения, и долгие, кропотливые поиски и метания, - в этих записях отразились не только развитие и рост произведений, но и боль души, духовный рост самого человека. В них собраны философско-нравственные заповеди, заветы, мысли и предостережения, которые Федор Абрамов вложил в свои произведения, - те, что мы, читая его книги, понимаем - умом или сердцем… или пропускаем - увы! - не увидев какой-то важной детали или просто не желая постигать глубину вещи. В набросках, дневниках содержатся и те размышления, которые в то время высказать открыто было невозможно. Здесь мысли не скрыты, как в художественном произведении - они резко очерчены и зачастую соседствуют с трудными вопросами, которые каждый может задать себе. Эти записи - хороший повод для раздумий собственных, веская причина заглянуть вглубь себя, и, возможно, по-новому взглянуть на мир.
К таким записям относятся и путевые дневники Федора Александровича Абрамова.
Путешествовал Федор Абрамов немало: был на Соловецких островах, на Алтае, на Печоре - в местах, где проповедовал и был сожжен протопоп Аввакум; на Новгородчине - результатом этой поездки стали три очерка, написанные в соавторстве с Антонином Чистяковым, уроженцем тех мест; посетил Армению - интервью с писателем местное телевидение тогда так и не решилось выпустить в эфир; много ездил по родному Пинежью (Об этих и других поездках см. Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.6. СПб.: Худ. лит-ра, 1995. С. 119 - 159)...
По туристическим путевкам, по приглашениям различных организаций и издательств Федор Александрович был и в других странах. Дневниковые записи, впечатления от этих поездок и наброски рассказов можно прочесть в том же шестом томе собрания сочинений (см. выше) и в книге "Неужели по этому пути идти всему человечеству?" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Изд-во "Правда Севера". 2002). И это не заметки туриста, а замечания, мучительные раздумья человека, пытающегося понять, какие события, устремления в прошлом привели к настоящему - и увидеть, как может сложиться будущее. В судьбе любой страны, в ее культуре, устройстве быта, он видел тесную связь со всем, что происходило и происходит в России.
Во Франции Федор Абрамов был трижды: в 1968 году, в 1975 и весной 1976 года. Последняя поездка - по приглашению Министерства культуры Франции и издательства "Альбен Мишель" - оказалась из всех самой плодотворной: Абрамов на машине с личным гидом объехал почти весь юг Франции.
Записи о Франции переполнены полярными впечатлениями и эмоциями: тоска и боль в размышлениях о судьбе русских эмигрантов (гид удивлялась: "первый русский, который объехал чуть ли не все могилы Франции" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 22); восторг - в заметках о встречах с произведениями искусства и интересными людьми. Абрамов пишет, что во время этой поездки он "узнал Францию".
Поездка в Германию с 6 по 21 мая 1977 года состоялась после мучительных размышлений: Абрамов-фронтовик не мог относиться непредвзято к немцам, и особенно тяготило его то, что поездка должна состояться в то время, когда весь СССР будет праздновать День Победы - победы над фашистской Германией.
Однако о принятом решении жалеть не пришлось: читательские конференции с восторженными откликами (оказалось, немцам по душе пришлись абрамовские герои) и пытливыми вопросами, музеи, города - разные до контраста: поразившие писателя Веймар, где жили и творили Гете и Шиллер, и рядом, в пяти километрах, неутихающая боль Бухенвальда. И - размышления, размышления: о судьбе человека и человечества, об истоках добра и зла, о силе и призвании искусства…
Записи о Финляндии (здесь Федор Александрович был четырежды - в 1969, 1975, 1977 и 1982 годах) наполнены добрым отношением, восхищением страной и ее людьми.
А вот впечатления от поездки в США (1977 год) - тяжелые. Отмечая американскую деловитость, рационализм, умение организовывать быт и производство, писатель ужасался необразованностью, равнодушием и узостью интересов большинства американцев: "Деловитость перешла в делячество. Бездуховность. Любовь к земле. Человек и земля. Нет любви. В лучшем случае это любовь собственника. Америка задала тон предельной рационализации всему миру. Америка - это антипод поэзии. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Неужели у людей нет другого пути?" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 204 - 205). И - выводы, которые так актуальны в наши дни: "Деловой человек, которого мы жаждем сегодня, - это не радость. Он непременно вырождается в дельца" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 205).
Абрамов не выдержал, не дождался окончания официальной программы пребывания в этой стране - улетел на несколько дней раньше.
… Вспоминая о публицистике, наверное, прежде всего стоит сказать, что речь напечатанная и речь произнесенная - разные вещи: здесь многое зависит от оратора, от того, сможет ли он зажечь, повести за собой слушателя.
По воспоминаниям современников, Абрамов был блестящим оратором. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о нем: "Он был и поразительным оратором, оратором-публицистом, слушать которого было почти потрясением" (Лихачев Д.С. Мощный талант// Земля Федора Абрамова. М.: Современник. 1986. С. 375). Александр Михайлов, критик и друг писателя, вспоминает его выступления на съездах писателей: "Когда он говорил с трибуны в Большом Кремлевском дворце, меня не покидало ощущение огромной значимости происходящего. Это был страстный проповедник, народный трибун, рожденный для того, чтобы словом обжигать людей, вести за собой массы" (Михайлов Ал. Моя гиперборея: Статьи о литературе, воспоминания. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та. 199. С. 108).
И удивительно, что при этом "Абрамов не часто выступал, нередко отказывался даже от коротких выступлений, - вспоминает Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, - Мало кто знал, как нелегко давались ему беседы и выступления. Некоторые из них вынашивались годами, бессонными ночами. Произносимым словом он так же дорожил, как и литературным, печатным. Он десятки записей делал, прежде чем выступить" (Крутикова-Абрамова Л.В. Слово в ядерный век: О публицистике// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 37).
…В 1979 году 18 августа в "Пинежской правде" было опубликовано открытое письмо Федора Абрамова к землякам "Чем живем - кормимся?".
Письмо родилось после долгих мучительных раздумий: безразличие к общественному хозяйству, халатность - даже в родных краях, где добросовестный труд ранее считался нормой и основой жизни - не могли оставить Абрамова равнодушным.
"Толкнула" написать письмо землякам "жена, неисправимая идеалистка, которая верит, что словом можно многое изменить в этой жизни" (Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 60). Обсудил идею письма с Поздеевым Михаилом Григорьевичем, тогда секретарем райкома, человеком опытным и уважаемым. И - взялся за перо.
В письме не просто критика - доверительный, открытый разговор с земляками: вспоминая их заслуги и признавая достоинства, Абрамов указывает на бардак, вопиющую бесхозяйственность в селе, ставит острые вопросы. Соглашаясь с тем, что есть недостатки в руководстве, он, однако, не снимает ответственности с самих земляков, заставляет вспомнить, что в селе каждый должен быть хозяином.
Ответной реакции ждал с волнением (в это время он жил в Верколе). И вот она: "Спасибо, Федор Александрович, и ране знали, что ты писатель, а что такой настоящий, поняли только сегодня". Правда, радость была недолгой: письмо повлияло на жизнь Верколы ("с риском в клуб попадали - крыльцо отремонтировали. Телята дохли на телятнике - построили новый телятник, и еще много, много" (Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 61), но, к сожалению, "некоторым товарищам показалось, что у нас и так инициативы через край. Письмо должного обсуждения не получило" (Там же: Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино).
А письмо перепечатали в "Правде", с сокращениями и изменениями текста без ведома автора. Но и в таком виде оно вызвало широкий резонанс: затронутые в нем проблемы были не только веркольскими, пинежскими - острые вопросы оказались актуальными в масштабах всей страны. Читательские отклики на письмо шли отовсюду…
Среди публицистики стоит особо выделить статью "Самый надежный судья - совесть" (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 32 - 69). Дело в том, что это не статья в обычном понимании этого слова, это конспект выступления Федора Абрамова на авторском вечере в Останкино 30 октября 1981 году, который транслировался на всю страну.
Отказавшись от выступлений артистов, демонстрации кинофрагментов, Абрамов вышел на сцену и четыре часа вел разговор со зрителями: сначала - выступление, затем - ответы на вопросы, вопросы непраздные, часто больные и животрепещущие. И в этих ответах слышен голос Абрамова - человека: его живая речь, пересыпанная яркими словечками, сравнениями; речь, идущая из глубины сердца, отличающаяся от слова печатного - тщательно продуманного, много раз переработанного, отшлифованного.
После вечера писатель и студия Останкино получили множество писем с просьбой повторить передачу. К сожалению, при жизни Федора Александровича этого не произошло.
"О хлебе насущном и хлебе духовном" и "Слово в ядерный век" - выступления Федора Абрамова на VI и VII съездах писателей (1976 г и 1981 г). Это о них сказал критик Александр Михайлов, что те, кто эти выступления "слышали, то никогда их не забудут" (Михайлов Ал. Моя гиперборея: Статьи о литературе, воспоминания. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та. 199. С. 107).
Эти выступления - яркое и точное слово, доказывающее собратьям по перу важность литературы сегодня, указывающее ее место в жизни. Речь, подымающая целый пласт социальных и нравственных проблем, объясняющая необходимость слова точного, честного, бескомпромиссного, необходимость возвращения литературе ее прежнего и высшего назначения: открывать глаза на проблемы, а не укрывать их; вести человека и помогать ему, а не успокаивать и усыплять, - лечить болью, "возделывая души человеческие" (Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном: выступление на VI съезде писателей СССР. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 12).
Не будем подробно останавливаться на всех статьях и выступлениях Федора Абрамова, ограничимся лишь перечислением наиболее значимых вещей, относящихся к публицистике. Это очерки, написанные в соавторстве с поэтом Антонином Чистяковым: "Пашня живая и мертвая" (1978 г), "От этих весей Русь пошла" (1979 - 1980 г) и "На ниве духовной" (1981 г) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 74 - 196) - результат совместных поездок по новгородской земле; выступление Федора Абрамова в день своего шестидесятилетия "Работа - самое большое счастье" (1980) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 20 - 26); статья "В краю родникового слова" (1982) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 70 - 73), написанная к 400-летию Архангельска и опубликованная впервые в "Советской России" 1 февраля 1983 года.
Говоря о многом, рассматривая разные стороны жизни, Абрамов говорит, по сути, об одном и том же, о самом главном: о том, что "социальные, экономические, экологические проблемы неотрывны от духовных, что нельзя возродить Россию, не улучшая самого человека" (Крутикова-Абрамова Л.В. Послесловие //Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. лит-ра, 1993. С. 612), "нельзя заново возделать русское поле, не мобилизуя всех духовных ресурсов народа, нации" (Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном: выступление на VI съезде писателей СССР. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 12).
Последние годы Федора Александровича Абрамова были посвящены работе над "Чистой книгой" - произведением, которое должно было стать лучшим из всего, когда-либо написанного Абрамовым.
"Чистая книга" - первый роман из задуманного цикла, посвященного раздумьям о судьбе России, поискам, почему ее постигла такая судьба - и в то же время рассказывающего страну в разное время: людей, их быт, характеры, нравы, обычаи, - показать живую, самобытную Русь, Русский Север, со всеми его сложностями, радостями, проблемами.
Роман был задуман еще в 1958 году как книга о гражданской войне на Пинежье, а 14 ноября 1964 года в дневнике появилась запись о "целой серии книг" (Абрамов Ф.А. Так что же нам делать: Из дневников, записных книжек, писем. размышления, сомнения, предостережения, итоги. СПб.: Изд-во "Журнал "Нева", 1995. С. 11). В 1978 году писатель снова возвращается к мысли о трилогии: "Первая книга - Россия перед революцией, вторая книга - Россия в гражданской войне, третья - 37-й год. Резня. Контрреволюция. Самодержавие в пролетарских одеждах" (Крутикова-Абрамова Л.В. Чистая книга// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 280).
Материалы Абрамов собирает 25 лет: архивы, газетные статьи, письма, разговоры со старожилами. Летом 1960 года он повторил часть пути красноармейского отряда Щенникова и Кулакова: как те в 1918 году, проплыл на плотике с Усть-Выи до Верколы, впитывая опыт предшественников, пытаясь понять их впечатления и настроения, собирая ценнейшую информацию. Надо заметить, это путешествие вовсе не было легкой прогулкой: большая часть пути - места нежилые, да и погодой Север не баловал: "Русло не разработанное. Ветер навстречу свищет. Пронизывает до костей. Мерзнут руки. Вода леденеет на шесту. И дико кругом. Ни одного селения" (Крутикова-Абрамова Л.В. Чистая книга// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 279).
1981 год. Весной Федор Александрович работает в Архангельском архиве, пристально изучая материалы, связанные с жизнью района в дореволюционные годы. А летом по приглашению критика Александра Михайлова едет на Печору - в места, где писал, проповедовал, а затем был сожжен протопоп Аввакум; затем - вместе со своим другом, веркольским художником-самоучкой Дмитрием Михайловичем Клоповым, путешествовал по местам, связанным с именем великой сказительницы, пинежанки Марии Дмитриевны Кривополеновой. Махонька, как ее ласково называли за маленький росточек и легкий, незлобивый характер, должна была стать одним из главных героев "Чистой книги".
В это же лето 1981 года Федор Абрамов наметил свои творческие планы на ближайшие годы.
Увы! Замыслам писателя не суждено было сбыться: Федор Александрович успел написать лишь начало "Чистой книги", остальная часть - как и большинство задуманных вещей - осталась в набросках, наметках, отрывочных записях. Но даже в таком виде роман захватывает настолько, что на последних страницах книги, подготовленной к публикации вдовой писателя, Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой, забываешь о том, что книга не дописана: характеры настолько точны, записи так спрессованы, что создается впечатление целостности, законченности романа…
…О болезни Федора Абрамова знали только близкие: в сентябре 1982 года он перенес операцию; в апреле врачи объявили: требуется еще одна. 14 мая 1983 года эта операция, по словам врачей, прошла успешно. В этот же день в послеоперационной палате Федор Абрамов скончался от сердечной недостаточности.
19 мая Федора Абрамова похоронили в Верколе, на его любимом угоре, рядом с домом, построенном его собственными руками. На похоронах огромное количество народу замерло, услышав над Пинегой курлыканье пары журавлей.

Абрамов Федор Александрович - писатель, публицист и литературовед советского периода. Был одним из ярчайших представителей «деревенской прозы» - очень популярного направления 60-80 годов ХХ века. Многие рассказы автора вошли в круг детского чтения и стали частью школьной программы.

Семья и детские годы

Родился будущий писатель Федор Абрамов в деревеньке Веркола Архангельской области 29 февраля 1920 года.

Он появился на свет в бедной и большой крестьянской семье. Отца звали Александром Степановичем, мать - Степанидой Павловной. У четы было пятеро детей, Федя оказался последним. Время было неспокойное, шла Гражданская война. Семья сильно нуждалась, у них не было даже целой одежды и обуви. В 1921 году глава семейства скончался от простуды.

Теперь вести хозяйство пришлось Степаниде Павловне вместе со старшими детьми. Соседи считали, что семья погибнет. Но через 10 лет Абрамовы уже обзавелись своим хозяйством и давно забыли про голодное время. Благополучие далось нелегко. Михаилу, старшему сыну, пришлось устроиться на работу и стать для младших наставником. Федор позднее писал о нем как о «брате-отце». Но и младшим приходилось непросто - будущий писатель научился косить уже в 6 лет.

В этом же возрасте маленький Федя пошел в школу. Учился на отлично, в 3 классе даже получил премию - ткань для пошива рубашки и брюк.

Лучший ученик

В 1932 году Федор Абрамов, биография которого представлена здесь, окончил начальную школу. Он хотел пойти в семилетку, недавно открывшуюся, но его не взяли. В первую очередь принимали детей из бедных семей. Федя очень любил учиться и страшно был расстроен этим событием.

К зиме, к счастью, ситуация прояснилась, и ребенка приняли в школу. Из-за сложностей дома Федя вскоре переехал жить в семью брата Василия, который впоследствии помог ему получить высшее образование.

Будущий писатель и в старшей школе продолжал учиться на отлично. Не раз его награждали премией, которая была хорошей помощью семье.

В 1938 году Абрамов окончил школу и был без экзаменов принят в Ленинградский университет на филологическое отделение.

Военное время

Как и многие другие, Федор Абрамов, ученик третьего курса, в 1941 году отправляется на фронт, вступив в народное ополчение. Юношу направили в артиллерийско-пулеметный батальон, где он уже в сентябре получил ранение и был отправлен в тыл на лечение. Травма оказалась неопасной, и через несколько месяцев он вернулся в строй.

И сразу же попал в бой - пришел приказ о прорыве. Солдаты должны были проделать брешь в заграждении противника, укрываясь за телами товарищей, которые пойдут впереди. Абрамову выпало идти во втором десятке. В нескольких метрах от цели ему автоматной очередью перебило ноги. Уже вечером похоронная бригада нашла его совершенно случайно - один из солдат пролил ему на лицо воду, и раненый застонал.

Так Абрамов оказался в госпитале блокадного Ленинграда. В 1942 его эвакуировали с другими раненными по «Дороге жизни». После окончания лечения он получил трехмесячный отпуск. Это время писатель провел в родном краю, работая учителем в карпогорской школе. В тылу оказалось не легче, чем на войне. Здесь было много тяжелой мужской работы, которую приходилось выполнять женщинам и детям, но страшнее всего были голод и постоянные похоронки.

Летом 1942 он возвращается в армию и попадает в нестроевую часть - ранение не позволило вернуться на фронт. Через год оказывается в отделе контрразведки СМЕРШ, служба идет хорошо. В 1944-м Абрамов становится старшим следователем.

Высшее образование

В ноябре 1944 Федор Абрамов решает возобновить обучение и просит разрешения поступить на заочное отделение Архангельского педагогического института. Также он просит прислать документы из ЛГУ о том, что он окончил три курса филфака.

Однако ректор не согласился с таким решением и просил демобилизовать Абрамова для продолжения обучения. В 1948 писатель оканчивает филфак и поступает в аспирантуру.

Личная жизнь и ополчившиеся критики

Во время учебы Абрамов Федор Александрович встречает свою будущую жену. Она также училась на филфаке, звали девушку Людмилой Крутиковой. Поженились молодые люди в 1951 году. Их первым домом стала небольшая коммунальная комната со скудной обстановкой. В этом же году произошло еще одно знаменательное событие - Абрамову удалось защитить кандидатскую диссертацию.

В 1954 году писатель опубликовал статью, которая вызвала множество нападок со стороны критиков и общественности. Она была опубликована в «Новом мире» и носила название «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе». В ней автор нещадно критиковал собратьев по перу, лауреатов Сталинской премии, которые в своих произведениях не писали всей правды. Абрамов без прикрас, с подробностями описал тяжелый труд крестьянской жизни, изобразил картины голода и болезней, показал, насколько тяжки налоги. Для того времени это было невероятно откровенно и резко.

Вскоре после публикации статьи был снят главный редактор «Нового мира», которым тогда был А. Т. Твардовский. Официальная критика набросилась на Абрамова, он оказался в опале. Зато среди студентов и передовой молодежи писатель стал настоящим героем.

Вскоре Абрамова вынудили уступить и признать, что в статье он допустил ошибки. Ему угрожали исключением из партии и увольнением с работы. Сдаться вынудила еще и необходимость опубликовать новый роман «Братья и сестры», который мог попасть под запрет.

Успех в Европе

До 1960 г Федор Абрамов работал в университете, но затем решил посвятить все свое время писательской карьере.

В 1963 выходит новая повесть писателя - «Вокруг да около». Это произведение подверглось нападкам цензуры, хотя редакция пыталась схитрить, разместив его в разделе «Очерков и публикаций». Никакие меры не помогли, повесть официально была названа «идейно порочной», а произведения Абрамова запрещали печатать еще несколько лет.

Вскоре «Вокруг да около» публикуют на английском языке в Лондоне, затем она появляется в ФРГ, США, Франции и других странах. Абрамову даже предложили приехать в Великобританию с лекциями, но в то время выезд из СССР был невозможен.

Борьба с цензурой

Произведения Федора Абрамова, несмотря на продолжающиеся нападки, продолжают сохранять свою злободневность и резкость. Такими были романы «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» и повести «Пелагея», «Деревянные кони», «Алька». Все эти произведения ждала очень нелегкая судьба. Их не принимали в печать и запрещала цензура, из некоторых текстов вырезались целые главы. Только в урезанном виде произведения пускали в печать, остальное оказывалось в мусорной корзине редакций. Тем не менее популярность Абрамова у читателей только росла.

Последние годы

В 1980 году к Абрамову наконец-то приходит признание правительства и цензуры, он получает орден Ленина. Произведения писателя активно печатаются в газетах и журналах.

В последние годы своей жизни Федор Абрамов активно путешествовал. Так, в 1977 году он побывал в Германии, однако поездку омрачили воспоминания о Великой Отечественной. Затем были путешествия в Финляндию, которую он посещал несколько раз и был в восторге от местного гостеприимства, и США, где его многое поразило и огорчило.

Мало кто знал, но Абрамов был тяжело болен, здоровье писателя было значительно подорвано, кроме того, с годами сказались на нем и его фронтовые раны. В 1982 году писатель перенес тяжелую операцию, через год была назначена вторая. К сожалению, 14 мая 1983 Абрамов скончался от сердечной недостаточности.

19 мая писатель был похоронен в Верколе, на своей родине, недалеко от дома, который он сам когда-то построил.

«Братья и сестры»

Этот роман был напечатала в журнале «Нева» в 1958 году. В течение шести лет писались «Братья и сестры» Федора Абрамова. Он выкраивал для написания ежедневно по несколько часов в перерывах между лекциями и тратил на роман все свое свободное время.

Произведение было высоко оценено критикой и читателями. Оно было посвящено описанию жизни деревни в послевоенные годы. Писатель правдиво и достоверно изложил все, что видел сам. Роман несколько раз переиздавался, даже был опубликован в Чехословакии.

Однако сам писатель считал, что произведение еще не завершено и требует продолжения.

«Две зимы и три лета»

Этот роман и стал продолжением «Братьев и сестер». Он был опубликован в 1968 году в «Новом мире». Это стало началом цикла «Пряслины».

Однако эта книга уже не была так благодушно встречена цензурой. Редакция журнала «Звезда», куда Абрамов отнес произведение, отказалась его печатать в предложенном виде. Тогда «Две зимы и три лета» отправился в «Новый мир», где тут же был опубликован. Читатели приняли роман с восторгом, однако критика отреагировала не так однозначно - вышло несколько уничтожающих статей. Издать произведение одной книгой не получилось, зато редакция «Нового мира» выдвинула его на соискание Государственной премии.

«О чем плачут лошади»

Это самый большой сборник рассказов Абрамова, предназначенный для среднего школьного возраста и входящий в список рекомендованной литературы для детей. Включает произведения, описывающие сельскую местность, жизнь ее обитателей, тяготы и невзгоды. «О чем плачут лошади» - прекрасный образец не только произведений Абрамова, но и классической деревенской прозы. Немаловажен и тот факт, что писатель старался быть максимально правдивым. Это делает его рассказы историчными.

Венец творения

Самым лучшим романом автора считается «Дом», который завершает цикл «Пряслины». Произведение свидетельствует о том, что Федор Абрамов, книги которого представлены здесь, значительно вырос как писатель. Если обычно в своем творчестве он обращался главным образом к социальным вопросам, то в «Доме» значительно расширил проблематику. Теперь его интересуют и философско-нравственные темы, касающиеся человеческого бытия и мироздания.

Над романом Абрамов работал в течение пяти лет - с 1973 года по 1978-й. Произведение казалось писателю готовым уже в 1977 году, но в последний момент он передумал и решил его полностью переработать, на что ушел еще целый год.

Однако печатать «Дом» в полном варианте цензура запретила, поэтому роман имел много правок и даже дописок корректоров. Эти изменения никак не согласовывались с автором. Но и в таком виде произведение произвело ошеломляющий эффект и вызвало восторг у читателей.

Подводя итоги, можно сказать, что жизнь Абрамова не была легка. Писателю приходилось постоянно бороться с цензурой, терпеть нападки критиков и давление со стороны партии. Тем не менее он не желал отступать от правды и до последнего продолжал описывать настоящую жизнь, не приукрашивая ее в угоду правительству.

Абрамов Фёдор Александрович (1920- 1983), писатель.

Родился 29 февраля 1920 г. в деревне Веркола Архангельской области в многодетной крестьянской семье.

В 1938 г., окончив сельскую школу, поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета. Когда началась Великая Отечественная война, ушёл в народное ополчение, участвовал в обороне Ленинграда, был несколько раз ранен. Только в 1948 г. окончил ЛГУ, а в 1951 г. защитил кандидатскую диссертацию.

Статья Абрамова в «Новом мире» «Люди колхозной деревни» (1954 г.), в которой он протестовал против приукрашенного изображения жизни на селе, стала одним из поводов для снятия с поста главного редактора журнала А. Т. Твардовского. Она была осуждена специальным постановлением ЦК КПСС.

В 1958 г. в журнале «Нева» был опубликован роман Абрамова «Братья и сестры» - первая часть трилогии «Пряслины». Писатель подтвердил в нём свою верность принципу: говорить только «правду - прямую и нелицеприятную». В 1968 г. он написал второй роман - «Две зимы и три лета», а в 1973 г. закончил третий - «Пути-перепутья».

В 1975 г. за трилогию «Пряслины» автору была присуждена Государственная премия СССР. Абрамов показал тот путь, который прошла русская деревня начиная с тяжёлых военных лет. В 1975 г. вышел роман «Дом», где прослеживаются дальнейшие судьбы героев. После смерти писателя (14 мая 1983 г. в Москве) были изданы сборники публицистики «Чем живём-кормимся» (1986 г.), «Слово в ядерный век», «О хлебе насущном и хлебе духовном»
(оба 1987 г.), опубликованы «Три рассказа», «Житие Максима» (1993-1994 гг.).

Абрамова называли писателем-деревенщиком. Действительно, его романы, повести и рассказы посвящены в основном людям села. На хорошо знакомом материале автор ставит общечеловеческие проблемы. Проза Абрамова проникнута верой в силу крестьянства, способного преодолеть все трудности.

Федор Александрович Абрамов; с.Веркола, Архангельская губерния; 29.02.1920 – 15.05.1983

Книги Федора Абрамова получили огромную популярность еще при жизни автора. Во всех его произведениях – любовь к родной земле и своему народу, возвеличивание труда, красота природы. Наблюдая войну изнутри и трудясь в тяжелые послевоенные годы писателю точно удалось передать жизнь крестьян. Сегодня читать Федора Абрамова мы можем на многих языках мира, а два его произведения даже были экранизированы. Последняя из них телесериал «Две зимы и три лета», который вышел на экраны в 2014 году.

Биография Федора Абрамова

Биография Федора Абрамова насыщена разнообразными событиями. Писатель родился в самый разгар гражданской войны, которая забрала жизнь его отца. Мать писателя Степанида осталась одна с пятью детьми на руках. Потеряв кормильца, семья оказалась за чертой бедности, но к тому времени, как Федору, самому младшему ребенку в семье, исполнилось десять лет, у них уже было налажено хозяйство: кони, коровы, несколько овец.

Федя очень любил учиться и в школе считался одним из лучших учеников. В старшей школе он даже получал стипендию. На восемнадцатом году жизни Федор Абрамов поступает в университет на филологический факультет. Когда юноша учился на третьем курсе началась Вторая мировая война и он добровольцем пошел на фронт.

Уже в сентябре 1941 года он получил первое легкое ранение в руку. После непродолжительного лечения вернулся в строй и в ноябре 1941 года вновь был ранен. На этот раз в ногу. Через несколько часов среди множества мертвых тел его случайно находит похоронная команда. Раненого солдата доставляют в ленинградский госпиталь, который находился в здании альма-матер писателя. В апреле 1942 года ему повезло быть эвакуированным одной из последних машин из блокадного Ленинграда.

Из-за ранения Федора отзывают из полка и направляют работать в деревенскую школу. Там он видит, как тяжело приходится женщинам и детям, пока мужчины воюют, сколько тяжелой работы легло на их хрупкие плечи. Но уже через три месяца возвращен на службу в качестве заместителя командира роты. С апреля 1943 года работает в контрразведке «Смерш» сначала помощником оперуполномоченного, а с июня 1944 старшим следователем. Демобилизуется в 1945 году.

После демобилизации Федор Абрамов решает продолжить обучение. В 1948 году он оканчивает Ленинградский университет и поступает в аспирантуру. В 1951 году защищает докторскую диссертацию по . К тому времени он уже живет в коммунальной квартире со своей женой Людмилой, свадьбу с которой он сыграл в том же 1951 году.

Из-за статьи «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» (1954), критикующей работы некоторых писателей, Абрамову угрожают увольнением и штрафами. Его мнение о том, что вместо того, чтобы описывать жестокую послевоенную действительность, авторы приукрашивают её, вызвало бурю негодования. Но ради того, чтобы напечатали один из самых известных произведений писателя роман «Братья и сестры», Абрамов опровергает свою статью. Роман выходит в 1958 году и становится популярным как среди читателей, так и среди критиков. Писатель задумывает продолжение истории. Он хочет превратить роман в трилогию.

В 1963 году выходит еще одна провокационная статья Абрамова. Но, несмотря на непринятие работы в СССР, эту статью берутся печатать журналы США и некоторых европейских стран. Летом 1963 года писатель получает письмо от своих односельчан, в котором они осуждают его позицию. Федор осознает, что письмо на самом деле не отображает мнение людей, а является одним из способов партии повлиять на него. Позже жители села признавались, что подписывать письмо их принуждали.

Последующие романы и рассказы Абрамова выходили в печать с большими препятствиями в виде жестокой цензуры. Хотя в последствии произведения все же получали хороший отклик среди читателей и переводились на несколько языков. В 1968 году вышла вторая часть трилогии «Пряслины» под названием «Две зимы и три лета». А через пять лет опубликована последняя часть цикла («Пути-перепутья»).

Его ответное письмо к односельчанам, написанное в 1979 году, вызвало широкий резонанс в Советском Союзе. В том письме Абрамов обращал внимание на отсутствие порядка в селе, халатность жителей по отношению к своему хозяйству. Писатель призывал любить родной край, работать, быть хозяином на своей земле.

Кроме художественных произведений Федор Абрамов написал немало очерков о странах, в которых он побывал. Приятное впечатление на него произвели Германия, Финляндия, Франция. А вот о США писатель отзывался не в лучшем свете, подчеркивая равнодушие американцев, их незаинтересованность и нелюбовь к родной земле.

Писатель не очень любил публичные выступления, хотя каждая его речь поражала слушателей до глубины души. Одной из самых масштабных встреч Абрамова с его читателями можно назвать творческий вечер, который состоялся осенью 1981 года. Четырехчасовое выступление вся страна могла наблюдать с экранов телевизоров. Федор Абрамов живо общался с присутствующими, отвечал на все их вопросы.

Последней и одной из самых важных работ писателя стал роман «Чистая книга», материалы для которого Федор Абрамов собирал более двух десятков лет. К сожалению, писателю так и не удалось закончить роман. Весной 1983 года он умер от остановки сердца после проведенной операции. Неоконченный роман издали после смерти автора.

В 2010 году одна из петербургских библиотек стала носить имя Федора Абрамова. В том же году в честь писателя появилась в петербургском районе Парнас Федора Абрамова улица.

Книги Федора Абрамова на сайте Топ книг

Книги Федора Абрамова по праву причисляют к классике отечественной литературы. Но в наш он попал с небольшим рассказом «О чем плачут лошади», который включен в школьную программу. Благодаря этому, мы наверняка еще не раз увидим этого знаменитого русского писателя в нашем .

Федор Абрамов список книг

Братья и сестры:

  1. Братья и сестры
  2. Две зимы и три лета
  3. Пути-перепутья

Повести, рассказы и очерки:

  1. Алька
  2. Бабилей
  3. Безотцовщина
  4. Бревенчатые мавзолеи
  5. Валенки
  6. Вокруг да около
  7. Деревянные кони
  8. Жила-была семужка
  9. Золотые руки
  10. Из колена Аввакумова
  11. Когда делаешь по совести
  12. Люди колхозной деревни в послевоенной прозе
  13. Мамониха
  14. Медвежья охота
  15. Надежда
  16. Новогодняя ёлка
  17. От этих весей Русь пошла…
  18. Отомстил
  19. Пашня живая и мёртвая
  20. Пелагея
  21. Поездка в прошлое
  22. Поля Открой Глаза
  23. Последний старик деревни
  24. Самая счастливая
  25. Сказание о великом коммунаре
  26. Слон голубоглазый
  27. Сосновые дети
  28. Сюжет и жизнь
  29. Трава-мурава
  30. Чем живём-кормимся?
  31. Чистая книга