Директор Пушкинского музея: мы не прекращаем сотрудничество с музеями Голландии. Культура Голландии. Традиции Голландии. Кухня Голландии. Школа из Гааги

Культура Нидерландов

Большинство населения Нидерландов живет в городах. Старые голландские города весьма своеобразны, но похожи друг на друга, и это сходство бросается в глаза прежде всего в жилых кварталах: дома здесь из темно-красного камня, а для оживления их архитектурного облика голландцы окрашивают рамы окон на фасаде и все деревянные детали белой масляной краской.

Движение на старых улочках в больших городах головокружительное, и, если бы жители не соблюдали пунктуально правила движения, было бы очень трудно перебраться с одной стороны улицы на другую. Поражает обилие велосипедистов, которые умудряются вклиниться в этот поток машин.

Одна из достопримечательностей современных нидерландских городов, вызывающая особый интерес туристов, - это башенные часы с боем и музыкой (как правило, народной). В Амстердаме, например, пять таких курантов, а по всей стране их насчитывается более семидесяти.

Как и в других странах, в большинстве промышленных городов выделяются кварталы зажиточных буржуа, застроенные красивыми особняками или комфортабельными многоэтажными домами, и рабочие районы, как, например, Йордан в Амстердаме с его узкими и кривыми улицами и старыми перенаселенными домами. Большая часть населения не имеет собственного жилья и вынуждена снимать его.

В Нидерландах остро ощущается нехватка квартир и велика их стоимость. В старых городских кварталах часть жилого фонда не отвечает современным требованиям.

Высокая квартирная плата, составляющая 2/4 бюджета средней семьи, и недостаток жилищ вынуждают трудящихся занимать небольшие жилые баржи - вон-боты - на каналах. Они характерны главным образом для Амстердама. Однако и для того, чтобы поселиться на такой барже, приходится ждать годами.

В то же время из-за высокой платы часть квартир в новых домах пустует.

Сельские поселения традиционного типа встречаются в Нидерландах в виде кучевых деревень, хуторов и рядовых деревень. Кучевые деревни относятся к числу наиболее древних поселений в стране. Они распространены главным образом в Северном Брабанте, Лимбурге и прилегающих к этим районам частях провинции Гелдерланд. Хуторской тип был издавна самым характерным для Фрисландии, Северной и Южной Голландии, Утрехта. В XVIII-XIX вв. он стал распространяться и в центральных районах Нидерландов в связи с обезземеливанием крестьянства и концентрацией земельных участков в руках крупных предпринимателей, сдающих их затем в аренду. Часто группа ферм тяготеет к поселку или небольшому городку, в котором находятся церкви, школы, административные и торговые учреждения.

Рядовые (или уличные) деревни встречаются почти во всех провинциях. Часто дома в поселениях такого типа располагаются по берегам судоходных каналов, на больших плотинах и т. п. Происхождение этих деревень различно: так, на вновь осваиваемых землях (польдерах) правительство раздавало участки по строго определенному плану.

Своеобразие сельским поселениям придают многочисленные ветряные мельницы, известные в Нидерландах со времен средневековья. Долгое время их использовали для обмолота зерна, откачивания воды из каналов в море. В последние годы ветряные мельницы заботливо сохраняют как неотъемлемую часть голландского пейзажа. Иногда в них устраивают рестораны и небольшие музеи.

Старые типы сельских построек почти совсем исчезли в Нидерландах, их можно увидеть в основном лишь в знаменитом этнографическом музее возле города Арнема. Здесь под открытым небом собраны со всех частей страны крестьянские дома и предметы народного быта. В так называемых фризских и нижненемецких типах домов жилые и хозяйственные помещения объединены под одной высокой двускатной или пирамидальной черепичной крышей. В экспозиции музея «разыгрываются» бытовые сценки, причем в роли актеров выступают великолепно выполненные большие заводные куклы; таким образом создается полная и как бы ожившая картина традиционного быта голландцев разных областей и провинций.

Своего рода музеем стал и остров Маркен. Дома местных рыбаков, выстроенные из бревен и обшитые досками (так, как их строили несколько веков назад), выглядят в наши дни живой иллюстрацией старинного деревянного зодчества.

В настоящее время и в городах, и в сельской местности преобладают кирпичные дома, окрашенные в красные и коричневые тона с белыми рамами и наличниками. А вот крыши и сейчас делают высокими, двускатными и в основном из черепицы (в условиях влажного климата железо быстро покрылось бы ржавчиной).

Первые этажи сельских домов выдвинуты в сторону улицы, а вторые отступают назад и выходят на крыши первых, при этом создается нечто вроде балконов. Внизу обычно располагается кухня, а в более зажиточных домах и гостиная, вверху - спальни.

В послевоенные годы в Нидерландах было построено немало панельных и блочных домов, которые резко контрастируют с традиционными типами городских жилищ.

Если внешний вид нидерландских домов модернизирован, то интерьер сохраняет еще много традиционных черт: часто встречаются кровати в стенных нишах, столь характерные для всех стран северо-западной Европы; выделяется нередко особая парадная комната, которая предназначена для праздничных и торжественных моментов в жизни семьи; сохраняется традиционный камин, характерно обилие различных украшений, особенно красочных керамических тарелок на стенах, полках, оборке камина, причем все вычищено до блеска.

Своеобразие сохраняется и в народной одежде голландцев. Народный костюм вышел из употребления сравнительно недавно; еще в начале XX в. его носили в сельской местности. И до сих пор пожилые женщины считают неприличным появляться в городе в современной одежде.

Народный костюм носят еще жители острова Маркен и нескольких рыбацких деревушек. Но в основном это делается в угоду туристам, которые устраивают буквально паломничество в такие «этнографические заповедники».

В последнее время специфика различных областей в народной одежде стирается, костюм унифицируется и модернизируется. Теперь костюм пожилой голландки состоит из длинной не очень широкой темной юбки и темной облегающей фигуру кофты с узкими рукавами. На плечи иногда набрасывают небольшой платок с кистями, концы которого перекрещивают на груди, на голову надевают белые полотняные и кружевные чепцы.

На селе до сих пор ходят в старинной национальной обуви - деревянных башмаках кломпах. В городах еще можно встретить мастерские, занимающиеся их изготовлением. Пара деревянных башмачков - один из самых распространенных в Нидерландах сувениров.

Специфика развития хозяйства голландцев отражается со времен средневековья и в их питании. Хлеба в Нидерландах едят мало, его подчас заменяют отварным картофелем, который употребляют и как самостоятельное блюдо. В меню как сельских, так и городских жителей входит много овощей, молочных продуктов. В семьях трудящихся мясо на столе появляется не каждый день и вместо масла широко употребляется маргарин. Традиционная еда - смесь картофеля и овощей, обильно сдобренных жирной подливкой. Одно из самых популярных блюд - густой гороховый суп. Меню голландцев трудно себе представить без сыра: им заправляют супы, салаты, его запекают с рыбой, фруктами и пр. Весьма разнообразны рыбные блюда. Считают, что способ засолки сельдей был впервые применен голландцами в XV в. До сих пор сельдь (почти совсем несоленая) - это особое лакомство. Ее покупают в палатках или с лотков в пакетиках с ломтиком соленого огурца и луком и съедают тут же на улице. Из напитков голландцы всегда отдавали предпочтение кофе, но в последние годы более популярным стал чай.

Как и в других странах, в семьях католиков Нидерландов много детей. Не редкость, например, семьи с 5-6 детьми.

Удел замужних женщин - ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Примечательно, что в деревне уход за скотом, дойка коров, работа в теплицах выполняется в основном мужчинами-фермерами.

В Нидерландах, в основном в сельской местности, сохраняются еще некоторые семейные обычаи. До сих пор часто первого ребенка называют именем родителей отца, а второго - именем родителей матери, так что в семье могут быть дети с одинаковыми именами.

Подготовкой к свадьбе нередко занимаются все женщины деревни или городского квартала, где находится дом новобрачных. В деревне сооружается арка для молодых, дом их украшен зеленью. В городах свадебный обряд проводится не менее торжественно. Молодые в нарядно убранной карете подъезжают к ратуше, где проводится гражданская регистрация брака. Последующее венчание в церкви проводится не всегда. Обязательно устраивается празднование в доме невесты, еще недавно продолжавшееся двое суток.

В Нидерландах много молодежных союзов и обществ, в том числе и домовые клубы, объединяющие юношей и девушек по месту жительства.

Из национальных праздников наиболее популярны 30 апреля - день рождения королевы и 5 мая - день освобождения Нидерландов от фашистской оккупации.

Для Нидерландов, где издавна занимаются цветоводством, очень характерен летний праздник цветов. В этот день все дома, заборы, машины украшаются букетами и гирляндами из живых цветов. По улицам двигаются процессии со сделанными из цветов фигурами животных и людей - героев народных сказок.

У голландцев давно стало обычаем ежегодно отмечать третий вторник сентября. В этот день тронной речью короля (или королевы) открывается в Гааге очередная сессия Генеральных штатов. По установившейся традиции королева подъезжает к дворцу в «золотой» карете, ее встречают королевские гвардейцы в средневековых костюмах; гремит военный оркестр, близлежащие улицы заполнены народом.

Голландцы отмечают также много календарных праздников. Среди них наибольшей популярностью пользуются дни св. Николая и св. Мартина. Эти зимние праздники даже более популярны, чем рождество и Новый год; с ними связано много обычаев и обрядов - и ритуальные огни, и шумные праздничные шествия, и традиционные кушанья.

Большой весенний праздник - масленица, или карнавал, как часто называют этот праздник встречи весны в южных провинциях. В Северном Брабанте карнавал - это праздник веселья, забав, шуток; в этот день выбирается «принц карнавала». Кульминация праздника - парад масок, причем многие из них - выражение острой политической сатиры.

Ярмарки, народные гулянья, процессии ряженых, танцы устраиваются в дни кермесов - когда-то религиозных, а теперь уже почти повсюду светских праздников, очень распространенных в Нидерландах.

Непременная часть народных праздников - спортивные соревнования. Часто устраиваются состязания в беге, в метании копья, в стрельбе в цель из лука или ружья. В Нидерландах около 450 стрелковых клубов, многие из которых - «наследники» стрелковых гильдий.

Спорт в Нидерландах очень популярен. Более 2 млн. голландцев входят в различные спортивные клубы. Истинно национальный вид спорта и в то же время любимое развлечение людей всех возрастов - коньки. Этому же благоприятствуют природные условия Нидерландов. В морозные зимы, когда многочисленные каналы и озера замерзают, вся страна как бы превращается в один огромный каток. Прежде коньки были и важным средством передвижения: не редко можно было видеть на льду пожилую голландку, спешащую на рынок, или почтальона, врача. Среди неоднократны чемпионов мира по конькобежном; спорту много голландских спортсменов. Самую большую популярность в стран завоевал футбол. Сборная команда Нидерландов относится к числу сильнейших в мире, а клубные команды не раз были обладателями различных кубков, разыгрываемых в Европе. Широко развит в стране велосипедный спорт. В последние годы большой популярностью пользуется борьба дзюдо. Нидерландские спортсмены одерживали победы в этом виде спорта даже над лучшими японским борцами.

Хорошо поставлено физическое воспитание детей в школах. Большое значение придается художественному, эстетическому воспитанию детей.

В Нидерландах введено всеобщее обязательное восьмилетнее бесплатное обучение - с 7 до 15 лет. Подготовку к школе дети от 4-х до 6 лет получают часто в детских садах. Первая ступень школьного обучения - шестилетняя начальная школа. Полное среднее общее образование дают гимназии и реальные средние школы (атениумы) с шестилетним сроком обучения. После окончания этих школ учащиеся получают право поступать в высшие, учебные заведения. Существуют средние школы с продолжительностью обучения от 3 до 4 лет, которые не дают права поступления в высшие учебные заведения.

Среднее образование можно получить или в государственных, или в частных школах; последние нередко делятся на протестантские и католические. Высшее образование дают 15 высших учебных заведений страны, среди которых 6 университетов.

Особенно хорошо в Нидерландах развиты естественные науки. В этой области ученые страны внесли большой вклад в мировую науку. Механик, физик и математик Гюйгенс (XVII в.) создал волновую теорию, был одним из первых исследователей в области теории вероятностей. Огромны его заслуги в астрономии: он работал над созданием «планетной» машины - прообраза современного планетария. Выдающимся физиком, создателем электронной теории был Лоренц (XIX-XX вв.). В области биологии широко известно имя Левенгука - основоположника научной микроскопии (XVIII в.).

Голландцы могут гордиться и тем, что в их стране в 1618 г. начала выходить первая в Европе газета. Нидерланды были также первым европейским государством, в котором уже с 1919 г. начали регулярно передаваться радиопрограммы.

Пожалуй, ни в одной области мировой культуры Нидерланды не сделали столь значительного вклада, как в изобразительном искусстве.

Произведения нидерландских мастеров XVI-XVII вв. до сих пор восхищают зрителей. В сформировавшейся в этот период голландской художественной школе, оказавшей огромное влияние на все дальнейшее развитие европейского искусства, преобладало реалистическое направление.

На картинах Яна Стена, Иоханнесса Вермеера, Питера де Хоха и других прославленных мастеров той эпохи отображается повседневная жизнь народа со множеством точно схваченных деталей, которые придают картинам оттенок особой доверительности. В полотнах братьев Ван Эйков, основоположников нидерландского искусства XV в., и Питера Брейгеля проявляется глубокая любовь к родной стране, интерес к изображению жизни простого люда.

Реалистическая тенденция еще более отчетливо прослеживается в первой половине XVII в., в период наибольшего расцвета нидерландской живописи. В этот «золотой век» в Нидерландах развиваются по существу все жанры изобразительного искусства. Больших успехов достиг портретный жанр, в том числе групповой портрет. Одним из лучших портретистов того времени был Франс Хальс. Бытовой жанр связан с именем Адриана ван Остаде, изображавшего на своих полотнах сюжеты из крестьянской жизни. В жанре пейзажа работали Ян ван Дейк, Херкюлес Сегерс и др. Широко известны такие мастера голландского натюрморта, как Питер Клас, Биллем Хеда и др. Крупнейшим же представителем голландского реализма середины XVII в. считается великий Рембрандт. Его многожанровая живопись (картины на мифологические и исторические сюжеты, портреты, пейзажи) проникнута глубоким реализмом и тонким пониманием человеческой психологии.

Традиции «золотого века» в живописи продолжались в Нидерландах и в последующие столетия. Достаточно вспомнить о таких видных живописцах, как Ван Гог и Ян Бартолд Йонгкинд (XIX в.). В XX в. большой популярностью в Нидерландах пользовались Мондриан - представитель «неопластицизма» (вида абстрактной живописи) и абстракционист К. Аппел. Международное признание получили мастера нидерландской живописи и скульптуры Кузейн и Виссер.

Среди графиков наиболее популярен Мауриц Эсхер, гравюры которого демонстрировались во многих странах мира.

Нидерландская литература мало известна за рубежом, возможно из-за трудности перевода. Исключение составляет, пожалуй, творчество известного гуманиста и просветителя Эразма Роттердамского (1466-1536), автора «Похвального слога глупости», где была дана острая критика церкви и феодальных порядков. Основоположником и классиком нидерландской литературы считается поэт и драматург Йост ван ден Вондел (1587-1679). В XIX в. выделяется талантливый писатель Мультатули (псевдоним Эдуарда Деккера), в романе «Макс Хавелаар» разоблачивший колониальную политику Нидерландов в Индонезии.

Современные писатели Нидерландов уделяют внимание большим изменениям, происходящим в жизни страны, судьбам простых людей. Наиболее известны произведения Симона Вестдейка (переводившиеся на русский язык), Герарда Корнелиса ван хет Реве, Яна Волькерса, Виллема Херманса и Харри Мулисха.

История нидерландской музыки имеет богатые традиции, связанные с деятельностью талантливых средневековых композиторов Иоханнеса ван Окегхема и Якоба Обрехта. Во всем мире известен Амстердамский филармонический оркестр, которым руководит выдающийся дирижер Бернард Хайтинк. Немалой популярностью пользуются филармонические оркестры Гааги и Роттердама.

За последние годы в Нидерландах были достигнуты значительные успехи в области хореографического искусства. Две основные балетные труппы добились международного признания. Особенно популярен Нидерландский национальный балет, руководимый Руди фон Данцигом.





Краткая информация

Нидерланды, которые многие называют Голландией, известны во всем мире благодаря своим ветряным мельницам, каналам Амстердама, свободными нравами, а также тюльпанами. Но в этой стране, оказывается, есть еще и много пляжных курортов. Так, голландский город-курорт Зандвоорт, расположенный на побережье Северного моря, принимает туристов еще с 1828 года.

География Нидерландов

Королевство Нидерланды расположено в Северо-Западной Европе. На севере и западе Нидерланды омываются Северным морем. На юге эта страна граничит с Бельгией, а на востоке – с Германией. В состав Королевства Нидерланды также входят острова Бонайре, Саба, Синт-Эстатиус, Кюрасао, Аруба и Синт-Мартен в Карибском море. Общая площадь Нидерландов – 41 526 кв. км., а длина европейской границы составляет 1 027 км.

Большую часть территории Нидерландов занимает низменность. Около 20% территории этой страны находится ниже уровня моря. Самая высокая точка Нидерландов – возвышенность Валсерберг (322 метра).

В Нидерландах очень много рек. Именно в этой стране находятся устья Рейна, Шельды и Мааса.

Столица

Столица Нидерландов - Амстердам, в котором сейчас проживают более 800 тыс. человек. Историки полагают, что город Амстердам был основан в XIII веке. Столицей Королевства Нидерланды Амстердам стал в 1814 году.

Официальный язык

В Нидерландах два официальных языка – голландский и фризский. Лингвисты относят голландский язык к семье германских языков, а фризский - к англо-фризской подгруппе германских языков. На фризском языке говорят в основном в провинции Фрисландия.

Религия

Только 39% жителей Нидерландов относят себя к какой-либо религии. 24% голландцев являются католиками (Римско-католическая церковь), 16% - протестантами, а 5% - мусульманами.

Государственное устройство Нидерландов

Согласно Конституции 1848 года, Нидерланды являются конституционной монархией, где глава государства – Король.

В этой стране законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту – Генеральным штатам, состоящему из Палаты представителей (150 человек) и Сената (75 человек).

Главные политические партии в Нидерландах – «Христианско-Демократический призыв», «Партия труда», праволиберальная «Народная партия за свободу и демократию», леволиберальная партия «Демократы-66», и «Социалистическая партия».

Климат и погода

Климат в Нидерландах умеренный морской с прохладным летом и мягкой зимой. В январе средняя температура воздуха составляет +2С, а в июле - +19С. В целом годовая средняя температура воздуха в этой стране – +9,6С. Среднегодовое количество осадков – 76,5 см.

Средняя температура воздуха в Нидерландах:

Январь - +2С
- февраль - +3С
- март - +6С
- апрель - +9С
- май - +13С
- июнь - +15,6С
- июль - +18С
- август - +18
- сентябрь - +14,5С
- октябрь - +11С
- ноябрь - +7С
- декабрь - +4С

Море в Нидерландах

Берега Нидерландов на севере и западе омывает Северное море. Длина морского побережья этой страны - 451 километров. Все голландское морское побережье состоит из широких песчаных дюн.

Реки и озера в Нидерландах

По территории Нидерландов протекает большое количество рек, но все они не очень длинные. В Нидерландах находятся устья рек Рейн, Шельда и Мааса. В этой стране достаточно много озер, самые большие из которых – Гревелинген, Флюссен, Снекер-Мер, Тьёке-Мер и др.

Многие голландские реки и озера соединены каналами (Корбулон, Гент-Тернюзен, Амстердам-Рейн, и Нордзе-канал).

История

На территории современных Нидерландов в древности жили кельтские и германские племена. В I до н.э. южные голландские территории были завоеваны Древним Римом. Север Нидерландов вторжению римлян даже не подвергался.

Власть римлян над Южными Нидерландами продолжалась около 300 лет. Затем на территорию Нидерландов вторгаются германские племена и франки. В 800 году н.э. Нидерланды уже были частью империи короля франков Карла Великого.

После смерти Карла Великого на нидерландских землях образовалось несколько небольших государств, которыми правили князья и графы. В Средние века Нидерланды благодаря своему сельскому хозяйству переживают сильный экономический подъем. В это время голландцы ведут активную торговлю со странами Африки и Азии.

В 1581 году Нидерланды провозгласили свою независимость от Испании. После этого последовала т.н. «Восьмидесятилетняя война» между Нидерландами и Испанией. По ее окончании Нидерланды стали официально независимым государством. Тем не менее, до 1794 года Нидерланды номинально оставались страной, принадлежащей австрийской империи Габсбургов.

В конце XVIII века было создано Королевство Нидерланды. В 1830 году восстала провинция Бельгия, в результате чего она отделилась от Нидерландов (было образовано Королевство Бельгия). В 1890 году независимость получила еще одна голландская провинция – Люксембург.

Во время Первой мировой войны Нидерланды было нейтральным государством, а вот во время Второй мировой войны Нидерланды оккупировали немецкие войска.

Сейчас Королевство Нидерланды входит в ООН, ЕС и военный блок НАТО.

Культура Нидерландов

Почему-то так получилось, что в Нидерландах родилось огромное количество гениальных и талантливых живописцев. Но в Нидерландах, оказывается, было много философов, архитекторов.

Самые известные голландские философы - Эразм Роттердамский, живший в XV веке и Спиноза (XVII век).

Самые известные голландские живописцы - Иероним Босх, Рембрандт, Йоханнес Вермеер, Якоб ван Рейсдал, Ян Стейн, Винсент Ван Гог, и Морис Корнелис.

Каждый год в Нидерландах проходит карнавал, начинающийся, как правило, за 40 дней до Великого Поста.

Кухня

Конечно, голландская кухня не может сравниться с итальянской или французской кухней, однако, в ней есть несколько очень вкусных традиционных блюд. Основные продукты в Нидерландах – рыба, морепродукты, мясо и картофель. Вообще, в Средние века голландцы готовили очень изысканные блюда, и любили тратить деньги на еду, однако в XVIII-XIX веках в моду вошла бережливость…

Самое традиционное голландское блюдо – Hutspot, картофельное пюре с луком и морковью, история появления которого относится к XVIII веку. В Нидерландах туристам мы также советуем попробовать следующие традиционные голландские блюда:

Erwtensoep – гороховый суп с мясом
- Waterzooi – рыбный суп
- Rijsttafel – рис с гарниром (мясом, орехами, рыбой, или птицей)
- Poffertjes – оладушки
- Oliebollen – пончики, которые делают на Рождество
- Speculaas - традиционное голландское печенье
- Stroopwafels – вафли с начинкой из сиропа.

В Нидерландах уже много веков делают отличное пиво. Традиционный крепкий алкогольный голландский напиток – можжевеловая водка «женевер».

Достопримечательности Нидерландов

Нидерланды знамениты своими достопримечательностями, самые лучшие из них:

Каналы Амстердама

В Амстердаме каналы начали строить в XVI веке в период «Золотого голландского века». На данный момент общая протяженность каналов Амстердама составляет более 100 км. Через амстердамские каналы построено 1500 мостов.

Каналы Лейдена

Лейден является одним из самых старых городов Нидерландов. В этом городе родился Рембрандт. Лейден также знаменит своими каналами.

Мэрия в Делфте

Здание мэрии в городе Делфт представляет собой прекрасное архитектурное произведение эпохи Ренессанса. Первоначально здание мэрии Делфта было спроектировано и построено голландским архитектором Хендриком де Кайзером, а в XX веке его восстановили по первоначальному проекту.

Парк-сад Кёкенхоф в Лиссе

Этот парк представляет собой самый большой в мире сад цветов (всего около 1 млн. различных цветов). Впервые выставка цветов в Лиссе прошла в 1949 году. Билет для взрослых посетителей стоит 14,5 евро.

Национальный парк Де Хоге Велюве

Этот национальный парк является самым большим заповедником в Нидерландах. На территории Де Хоге Велюве есть музей с картинами знаменитого Винсента Ван Гога. Велосипедисты могут ездить по парку Де Хоге Велюве бесплатно.

Деревня Киндердейк

В районе деревни Киндердейк возле Роттердама находится большое количество старинных ветряных мельниц. 19 из них были построены еще в 1740 году, и сейчас они является популярным туристическим местом. Всего же в Нидерландах сейчас существует более 1 тысячи старых ветряных мельниц.

Rijksmuseum в Амстердаме

Музей Rijksmuseum считается самым большим и престижным музеем в Нидерландах. Он имеет очень большую коллекцию картин старых голландских мастеров, включая Вермеера и Рембрандта.

Площадь Врейтхоф в Мастрихте

Площадь Врейтхоф – это самая известная площадь в Нидерландах. На этой площади находятся два красивейших собора – Святого Серваса и Святого Иоанна.

Домский собор в Утрехте

Домский собор был разработан архитектором Джоном Эно, и построен в 1321-1382 годах. Сейчас Домский собор в Утрехте является самым высоким религиозным готическим сооружением в Нидерландах.

Проект «Дельта»

В 1950-1997 годах в провинциях Зеландия и Южная Зеландия была построена сеть из дамб, которые защищают Нидерланды от моря. Проект «Дельта» представляет собой грандиозное архитектурное решение.

Города и курорты

Самые большие голландские города – это, конечно же, Амстердам, а также Утрехт, Роттердам, и Гаага.

В Нидерландах существует, оказывается, несколько популярных пляжных курортов. Голландцы любят приезжать на пляжи курортов Scheveningen, Katwijk, Bloemendaal, Petten, Noordwijk, Bergen, Cadzand, Vlissingen, и Zandvoort.

Сувениры/покупки

Туристы из Нидерландов обычно привозят в качестве сувениров декоративную фаянсовую посуду, сыр, ветряные мельницы, деревянную голландскую обувь, луковицы тюльпанов, крепкий голландский алкогольный напиток «женевер», и, конечно же, голландское пиво.

Часы работы учреждений

Специфические черты культуры Нидерландов

Замечание 1

Культура Нидерландов, как и всех стран мира, обладала своеобразными особенностями. Важное влияние на неё казали традиции позднего средневековья. Центром утончённой культуры в $XVI$ века являлся двор герцогов Бургундских. Аристократические черты основывались на рыцарских идеалах. В ней закреплялись образцы достойного поведения, которые многие десятилетия оказывали влияние на жизненный уклад придворных.

Одновременно в городах Нидерландов складывалось религиозно-мистическое представление о «современном благочестии». Его сторонники стремились возродить идеал раннего христианства, порицая формальное выполнение церковных обрядов. Участники движения «братья общей жизни» боролись за нравственное совершенствование человека, способствовали развитию школьного образования и религиозного просвещения. Их деятельность подготовила основу для распространения гуманизма и идей Реформации.

Музыка и живопись

Наибольшие достижения в культуре Нидерландов связаны с развитием живописи и музыки. Нидерландская школа полифонии стала ведущей в музыкальном искусстве Европы. В 70 крупных городах работали мастера из Нидерландов, пропагандируя опыт отечественных музыкантов. Нидерландские живописцы отказались от готических традиций, переходя на ренессансные тенденции.

Художник Ян ванн Эйк (1390-1441 годы) считается основателем нидерландского Возрождения. Он прославился грандиозного шедевра «Гентский алтарь» и заложил основы портретного жанра. Его начинания продолжили живописцы Рогир ванн дер Вейден и Ганс Мемлинг .

Своеобразное творчество характерно для художника эпохи перехода от готики к Ренессансу Иеронима Босха (1450-1516 годы). Его мироощущение позволяло замечать повсюду переплетение красоты и дьявольщины. Он рисовал с натуры, соединяя её изображение с безудержным полётом своей фантазии.

Нидерландская литература

Самым известным гуманистом Голландии считается Эразм Роттердамский (1469-1536 годы). Получив первичное образование в школе сторонников «современного благочестия», Эразм затем отправился на несколько лет в монастырь. Там он посвящал много времени изучению научных знаний и идей итальянского гуманизма. Позднее гуманист поступил в Парижский университет, путешествовал по Англии, Швейцарии, Италии и Германии. В 1517 году Роттердамский способствовал открытию в Лувене центра по изучению языков – древнегреческого, древнееврейского и классической латыни. После гонений инквизиции Эразм вынужден покинуть Нидерланды. Самыми признанными произведениями писателя стали «Воспитание христианского государя» и «Разговоры запросто». В первой книге он преподносит основы политической этики для просвещённого правителя. Вторая книга посвящена основам педагогики.

Замечание 2

Особенностью нидерландской литературы является отсутствие в стране языкового единства. Распространены были диалекты нидерландского языка и французский говор. На нидерландском языке писали редерейкеры (мастера красноречия). Они устраивали поэтические состязания между городами и между поэтами внутри городов. Основная тематика – любовная лирика и драматические произведения.

Значительное место в литературе занимала публицистика. Она отражала борьбу против испанского владычества и спорам между религиозными оппонентами. Участником такой полемики стал Филипп Марник (1538-1598 годы). Он являлся сподвижником Вильгельма Оранского и ярым кальвинистом. Его памфлет «Улей святой римской церкви» (написан в 1569 году) прославился антикатолической направленностью. Его перу приписываю текс песни, современного гимна Нидерландов.

Дирк Коорнхерт (1522-1590 годы) боролся за внедрение веротерпимости. Его книга «Этика» утверждает необходимость соблюдения принципа религиозной свободы.

В XV в. большинство голландских земель входило в состав герцогства Бургундского. Его властитель Карл Смелый пытался создать крупную европейскую державу, соперничая с Францией, но в 1477 г. погиб, и в результате брака его единственной наследницы Марии Бургундской с Максимилианом Габсбургом Голландия вскоре вошли в состав Священной Римской империи.

При внуке Максимилиана, Карле V, Голландия как одна из отдельных составных частей его гигантских владений были расширены за счет присоединения к ним с севера еще шести областей. После отречения Карла V от престола страна в составе 17 провинций была унаследована в 1556 г. сыном Карла, королем Испании Филиппом II. Население Голландии составляло тогда почти 3 млн. человек. Плотность его была очень велика, в стране насчитывалось около 300 городов и 6500 деревень.

Число жителей главного порта страны Антверпена превысило в 1550 г. 100 тысяч. По уровненю развития городов и их культура Голландия уступала в Европе только Италии.

Распространение Реформации, в том числе кальвинистской, вызвало в Голландии при Филиппе II, воинствующем католике, особенно жестокие преследования, обострившие обстановку в стране. В 1566 г. выступлениями дворянской оппозиции и иконоборческими движениями в разных городах началось восстание в Голландии, которое переросло в затянувшуюся на десятилетия освободительную войну против гнета испанцев.

В 1579 г. южные провинции, отказавшись от дальнейшей борьбы, пошли на соглашение с Филиппом II и остались под его властью, в то время как группа северных провинций создала собственную республику и низложила Филиппа II. После вооруженной борьбы Испания в 1609 г. была вынуждена заключить перемирие с непокорными, а в 1648 г., после Тридцатилетней войны в Европе, Республика Соединенных провинций получила международную юридическую санкцию своей независимости.

Возрастающее экономическое могущество способствовало большому расцвету культуры. Всему миру известны, например, знаменитые голландские живописцы семнадцатого века: Рембрант, Вермеер, Халс.

По развитию культуры Голландия - весьма богатая страна. Лидирующее положение среди прочих искусств здесь занимала живопись. Именно она открыла мир голландцам и миру голландцев. Уже в первые десятилетия XV в. являются гении братьев ван Эйков, ван дер Вейдена, ван дер Гуса, Мамлинка, Иеронимуса Босха. Думаю, перечисленных имен достаточно, чтобы понять, какой масштаб был у голландской школы живописи.

Музыка. Голландская полифоническая школа XV - XVI вв. оказала огромное воздействие на всю европейскую музыку эпохи Возрождения. Именно голландцы Дюпре, Окегем, Обрехт, Вилларт, Лассо стали родоначальниками школ полифонии во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Чехии; именно голландцы создали классические образцы важнейших музыкальных жанров: мессы, мотета, мадригала, шансона и заложили тем самым основы инструментальной музыки Нового времени. Понятно, что школа полифонии для музыки - то же самое, что перспектива для живописи.

Период от конца первой трети XV в. и до последней трети XVI в. (творчество П. Брейгеля) - это и есть временные границы Ренессанса в Голландии.

Отличительным явлением в истории литературы этой страны была активная деятельность риторических кружков, так называемых рейдекеров (камер риторов). Именно риторы усовершенствовали до виртуозности технику стихосложения, рифмовку, ввели новые формы: оду, сонет, эпиграмму. Они же заложили фундамент национального театра. Из их среды вышли многие гуманисты, ибо там ценилась ученость.

В начале следующего столетия в творчестве Анны Бейнс (1493 - 1575) проявляется уже настоящая поэзия. Темы поэтессы: несчастная любовь женщины, страстная ненависть католички к инакомыслящим, протестантам.

Фламандский клирик Маттейс де Кастелейн прославился своими песенками (он сочинял и стихи, и музыку), он же был автором большой поэмы «Искусство риторики». Кастелейн же первым в Голландии обратился к метрическим стихам.

Антверпенец ван Тистеле перевел Теренция, Софокла, Овидия, Вергилия и Горация.

Риторами же были и многие из народных поэтов эпохи Голландской буржуазной революции и Антииспанской войны, тех, кто называл себя гёзами. Роман Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель» талантливо, красочно и занимательно рассказывает о жизне в стране.

Не все гёзы сегодня безымянны. Сохранились имена Адриана Валериуса, Филиппа Марникса, Яна Утенкиве, Петруса Датена.

Что же касается главных творцов Ренессанса - гуманистов, то в Голландии они собирались в особые союзы, или коммуны -«братства совместной жизни». Первое такое братство было основано в 1374 г. (как раз в год смерти Петрарки) сыном девентерского патриция Гертом Гроте (1340 - 1384).

В общем-то, это, конечно, монастыри, в которых утверждалась идея личного обращения к Богу и веры по внутреннему убеждению, подобные братства скоро распространились по всей стране, при них организовались латинские школы, а с конца XV в. печатники Девентера стали издавать Гесиода, Плутарха, Эзопа, Вергилия, Петрарку, Лоренцо Валлу и др.

Таким образом, гуманизм и Реформация (с испанцами-то воевали не в последнюю очередь за свободу веры, и монастырские коммуны, воплощавшие свободу индивидуальной веры - тоже ересь с точки зрения Ватикана) в Голландии имели общие истоки. В течение XV и начала XVI в. они дифференцируются, а знаменитая полемика 20-х гг. XVI в. между Эразмом и Лютером о свободе воли проводит между гуманистами и реформантами окончательную границу.

Преемники Гроте, воспитанники латинской школы в Гронингене Вессел Гансфорт и Рудольф Хюсман по прозванию Агрикола едут в Италию, где приобщаются к ренессансной культуре.

Агрикола (1443 - 1495) - поэт, живописец и музыкант - провел в Италии десять лет (1469 - 1479), штудируя и переводя античных авторов. Написанная им в Ферраре для студентов университета «Речь во славу философии и остальных искусств» стала манифестом гуманистической философии. Он был первым нидерландским homo universalis. Он же был первым критиком схоластов. Его труд «Об искусстве спора» оказал колоссальное влияние на многих гуманистов. Эразм считал Агриколу «отцом немецкого гуманизма».

К концу XV в. Лёвен, а с начала XVI в. и Антверпен приобретают европейскую репутацию культурных центров.

Мировую славу голландскому гуманизму принес Эразм Роттердамский. Это псевдоним Герта Гертсена (1466 - 1536), писавшего на латыни и бывшего одним из лучших мастеров латинской прозы эпохи Возрождения.

Эразм был гражданином мира (космополитом), он жил и учился в разных странах Европы: во Франции и Англии, Швейцарии и Германии; он был одним из лидеров общеевропейского гуманизма, а уж для немецкого - имел значение исключительное.

Крупнейшим же представителем голландского реализма середины XVII в. является великий Рембрандт (1606 — 1669). Его многожанровая живопись (картины на мифологические сюжеты, портреты, пейзажи) проникнута тонким пониманием человеческой психологии («Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына» и др.).

Традиции «золотого века» голландской живописи продолжались и в последующие эпохи. Достаточно вспомнить имя Ван Гога (1853 - 1890), представителя постимпрессионизма («Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя» и др.). Далеко за пределами страны известно имя просветителя Эразма Роттердамского (1466 — 1536).

Его произведение «Похвальное слово глупости» содержит острую критику церкви и феодальных порядков.

Музей как пространство игры: интервью
с куратором Жан-Юбером Мартеном

Все статьи автора

— директор отдела культуры Posta-Magazine


О музее XXI века, транcкультурных выставках и трудностях сохранения современного искусства в интервью Posta-Magazine рассказал Жан-Юбер Мартен, один из самых известных и авторитетных международных кураторов.


В 2021 году, за несколько месяцев до закрытия главного здания ГМИИ им. А. С. Пушкина на реконструкцию, в пустующих залах музея развернется курируемая Жан-Юбером Мартеном выставка «Древние украли все наши идеи».

Основу выставки, состоящей из тридцати тематических глав, составит коллекция Пушкинского музея, которую дополнят многочисленные произведения из других российских и зарубежных собраний. Жан-Юбер Мартен известен громкими проектами, расширяющими границы искусства, в которых он объединяет разные культуры, смешивает эпохи, признанные шедевры и работы, на которые традиционная история искусств смотрит свысока. Такова будет и готовящаяся выставка в Москве: сложносочиненное, многослойное повествование, каждую главу которого откроет знаковое для Пушкинского музея произведение, представленное в неожиданном контексте из ряда работ отечественных и зарубежных художников, а также анонимных мастеров древних цивилизаций. Одним словом, это будет время открытий, столь любимых самим Мартеном.

Бывший директор парижского Центра Помпиду, Кунстхалле в Берне и других крупных музеев, Жан-Юбер Мартен впервые показал европейской публике искусство Ильи Кабакова, курировал первую парижскую выставку Казимира Малевича, открыл имена уже ставших прижизненными классиками Кристиана Болтански, Аннет Мессаже, Даниеля Бюрена и других. С Россией его связывает давняя дружба: он выступал сокуратором легендарных перекрестных выставок «Париж — Москва» (1979) и «Москва — Париж» (1981), а также III Московской биеннале современного искусства в 2009 году.

Мы встретились с Жан-Юбером Мартеном в Пушкинском музее на ежегодной международной конференции «Випперовские чтения», посвященной развитию музеев в современном мире и программе «Пушкинский XXI», которая призвана знакомить зрителя с актуальным искусством наших дней и одновременно интегрировать его в классическое наследие.

: В вашей лекции на «Випперовских чтениях» вы говорили о необходимости адаптации музеев к современным реалиям, в частности к цифровой культуре. Какая модель общения со зрителем, на ваш взгляд, наиболее перспективна?

: Я не говорю о том, что все музеи должны измениться, но в некоторых случаях необходимо уходить от хронологического принципа подачи информации. Если зритель не профессиональный искусствовед и не обладает узкоспециальными знаниями по теме, он не может соотнести то, что видит на выставке, с историческим контекстом.

Для меня важно, что говорят и как выглядят сами произведения искусства, и это считывается без дополнительных подсказок в виде экспликаций даже неподготовленным зрителем. Мне интересно находить параллели в искусстве разных эпох и культур. Я считаю, что произведение искусства только выигрывает, если мы представляем его не сухим академическим языком, а в игровой форме, лишая его в некотором смысле нимба сакральности, который нередко мешает непредвзятому, непосредственному восприятию.

Вы также говорили о том, что хотите, чтобы зрители воспринимали выставки как развлечение, приятное времяпрепровождение, как, например, музыкальный концерт, но при этом, разумеется, интеллектуальное. Сохраняется ли сегодня восприятие музеев широкой публикой как заведений «высокой», а потому сложной для восприятия культуры, по вашему мнению?

Думаю, да. Что, в общем, не так уж неправильно. Но нам необходим баланс: с одной стороны, мы должны объяснить ценность великого произведения искусства, но, с другой, ничто не мешает нам предстать с менее «ценными» работами или объектами массовой культуры. Это разрушает сложившуюся иерархию «высокого» и «низкого», позволяет посмотреть на искусство свежим взглядом, открыть неожиданные аналогии.

В Великобритании и ряде других стран музеи сегодня рассматриваются не только как хранители культурного наследия, но и агенты позитивных социальных изменений. Каким потенциалом обладают музеи в этом качестве, по-вашему?

Социальный аспект крайне важен. В музее встречаются люди из разных социальных слоев. Даже если они не общаются друг с другом на выставке, их объединяет сам факт того, что они находятся в одном пространстве, куда их привела общая потребность: понять мир через искусство. Возвращаясь к тому, что я говорил ранее о развлечении: думаю, что, обращаясь к эмоциям зрителей, позволяя им получать удовольствие от искусства, куратор пробуждает их любопытство, мотивирует узнать больше о художнике, эпохе и т. д.

Каким образом музеи интегрированы в арт-рынок?

Музеи связаны с арт-рынком в том смысле, что время от времени они покупают произведения искусства для своих фондов, а также могут сотрудничать с коммерческими галереями, которые предоставляют работы для того или иного выставочного проекта. В остальном музейная и коммерческая сферы у нас во Франции строго разделены. Так, согласно профессиональной этике, куратор не может работать в музее и при этом быть вовлеченным в арт-рынок.

В чем особенности руководства музея классического и современного искусства?

Это совершенно разные вещи. Музей современного искусства имеет дело не только с работами, но часто и с самими художниками, с которыми необходимо выстраивать диалог. А, скажем, в музее древностей вы работаете исключительно с произведениями прошлого, которые интерпретируете. У меня часто возникает чувство, что, если бы в офис куратора явился Рембрандт или Хогарт, то он бы их выгнал, потому что его взгляды на искусство Рембрандта и Хогарта не совпали бы с тем, что он мог бы услышать от самих авторов. (Смеется.)

И собственно музеефикация современного искусства сопряжена с определенными сложностями...

Одна из проблем музеев современного искусства в том, что многие работы — инсталляции — занимают много места и, более того, нередко хрупки и быстро разрушаются. Если живопись и скульптуру не так сложно перемещать из хранилища в музейный зал и обратно, то с современным искусством дело обстоит иначе: зачастую оно требует специфических технических навыков для монтажа и демонтажа — умения обращаться с камерами, видеопроекторами, световым оборудованием и т. п.

Технологии развиваются так быстро — как, например, быть с устареванием видеоформатов?

На этот счет существуют две противоположных точки зрения. Одни считают, что, скажем, в инсталляции Нам Джун Пайка (американо-корейский художник, пионер видеоарта. — Прим. ред. ) 1950-х годов сегодня нужно использовать ту же модель телевизора, что была в оригинале. Другие, зачастую сами художники, гораздо легче к этому относятся, разрешают такие технические замены, если это не нарушает художественного замысла. Так, музеям очень дорого обходится хранение кассет VHS, которые требуют не только определенных условий, но и реставрации пленки. Появились даже специальные компании, которые восстанавливают VHS и переводят их в цифровой формат.

Общий принцип вашей кураторской практики можно определить как преодоление временных и пространственных границ и общепринятых концептов. Насколько этот подход сегодня получил распространение?

Одна из самых выраженных тенденций сегодня — концепция трансисторических и транскультурных выставок. Во французском языке мы обозначаем ее термином décloisonnement, что означает «устранение границ, преград». Она имеет своих сторонников и противников и сейчас является предметом обсуждений и споров. В конце 1960-х, когда я был студентом, нас учили, что на одной выставке нельзя представлять предметы из разных исторических и географических контекстов, если у них нет никаких точек пересечения. Но этот академический подход постепенно теряет позиции с развитием глобализации. Сегодня мы значительно свободнее. И художники, и зрители иначе воспринимают мир, способны сравнивать и проводить аналогии. Поэтому в одном выставочном пространстве могут появляться предметы из совершенно не связанных контекстов, но при этом объединенные по какому-то другому признаку: формы, цвета, материала. Это стимулирует воображение и новые идеи. Я убежден, что в интерпретации искусства мы не должны ограничиваться историческим аспектом. Что, собственно, только подчеркивает его поэтическую, вневременную сущность.

Мне кажется, это похоже на то, что происходит в современном театре, где зритель часто становится соавтором или непосредственным участником спектакля.

Да, эта тенденция наблюдается и в других видах искусства. В музыкальном концерте, например, Моцарт может соседствовать одновременно с The Beatles и Кейджем, и это интересно, потому что позволяет избавляться от ярлыков и сформированных представлений. Более того — такой подход привлекает в музеи молодую аудиторию, которая формируется современной эклектичной культурой.

Когда вы только начали практиковать ваш подход, приходилось сталкиваться с сопротивлением? Как вы его преодолевали?

Было непросто. (Смеется.) В 1978-м, когда я курировал первую в Париже выставку Малевича, я заметил любопытную вещь: критики и журналисты подходили ко мне, задавали вопросы так, как будто я был живым голосом Малевича. Мне это казалось таким странным. И я подумал: не хочу на всю оставшуюся жизнь остаться специалистом по Малевичу. Я очень любопытен. Для меня искусство — фантастическая область, неисчерпаемый источник открытий. Притом что я высоко ценю профессионалов в той или иной узкой области, самому мне гораздо интереснее история искусств во всем многообразии и сложности. Но в то же время мне доставляет удовольствие анализировать конкретные работы, открывая в них все новые значения и спрятанные смыслы. Отсюда и мой синтетический подход.

В какой стадии сейчас подготовка выставки в Пушкинском музее?

В довольно продвинутой, мы многое сделали, потому что изначально она планировалась на 2019 год, но в связи с проектом по реконструкции главного здания ее сдвинули на 2021 год. Я работаю над этой выставкой почти два года, у меня уже есть общая структура и список экспонатов. Конечно, некоторые детали в процессе изменятся, но принципиальная концепция готова.

Расскажите о своих недавних искусствоведческих открытиях — возможно, в процессе работы над выставкой в Пушкинском музее.

Пару недель назад я получил каталог выставки «Искусство смеха» в Музее Франса Халса, который с большим удовольствием прочел от корки до корки. Выставка посвящена комической живописи XVII столетия, золотого века голландского искусства, и является результатом многолетнего исследования. Картины с юмористическими сюжетами — довольно интересный культурный факт для тогдашнего протестантского общества. Долгое время считалось, что эта живопись, часто фривольного содержания, служила антипримером, показывая, как нельзя себя вести. Но, согласитесь, сложно представить себе отца семейства, повесившего у себя дома в столовой сцену с женщинами легкого поведения, который говорит своим детям, что они ни в коем случае не должны повторять ее в жизни. Конечно, были люди, которые строго придерживались религиозных норм, но были и другие, которые к морали относились менее серьезно и к тому же имели достаточно денег, чтобы заказывать художникам подобного рода картины.

Как сегодня меняется образование в области искусства?

Все зависит от страны. Я могу говорить, как обстоят дела во Франции. Начиная с 1960-1970-х годов, с появлением концептуального искусства, художественные школы развивались очень быстро. В некоторых случаях даже слишком быстро. В конце 1970-х был момент, когда в вузах совсем перестали преподавать рисунок и живопись, но сейчас мы к этому вновь возвращаемся. Надеюсь, что сегодня установился определенный баланс. У нас много художественных школ, и каждая специализируется на том или ином направлении, так что студенты могут выбирать, исходя из своих интересов и навыков, которые они хотят освоить.