Правила написания исследовательской работы. Общие правила написания и структура исследовательской работы

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

СТРУКТУРА. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ.

Методист по организационно-массовой работе

естественнонаучного направления

первой квалификационной категории

Ю.Г. Сапожникова

Тогучин, 2017

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Это руководство предназначено для студентов в области математических наук. Это некоторые намеки на то, чтобы начинать аспирантуру по написанию документов. Конечно, предполагается, что у вас есть определенные результаты. Кроме того, имейте в виду, какие люди с образцом для подражания вам известны или известные документы. Общая цель заключается в том, чтобы быть привлекательной для неспециалистов, насколько это можно ожидать, но интересно и не оскорбительно для экспертов.

Это должно немедленно сообщить, почему ваша работа выделяется из всех предыдущих. Должно быть понятным для неспециалистов и до земли, хотя, возможно, немного загадочным или «запоминающимся». Значение бумаги имеет тенденцию быть обратно пропорционально длине абстрактного. Чем короче реферат, тем сильнее результаты. Поэтому задача состоит в том, чтобы держать его кратким, в то же время передавая основные результаты и идеи, стоящие за бумагой.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА»


В данном сборнике представлены структура и правила оформления исследовательских работ, с помощью которых юный исследователь сможет грамотно оформить и представить на публику, результат своего исследования.

Это для поиска в компьютерной базе данных, а также слов в заголовке и реферате. Поэтому подумайте о том, какие поисковые объекты вы хотели бы привести к своей работе. Многие читатели и, вполне возможно, рефери не пройдут мимо введения. Поэтому он должен быть прекрасно написан с большой работой. До четверти рукописи можно было бы разумно принять во внимание введение и предварительные замечания. Большинство людей находят это легче, когда они попадают на математику. Вы должны попробовать во введении, чтобы охватить следующий контрольный список.

СОДЕРЖАНИЕ

    1. Логика исследовательской работы …………………………………………………4

      Структура исследовательской работы……………………………………………..5

      1. Правила оформления титульного листа ………………………...…………7

        Правила оформления таблиц и иллюстраций …………………..…………7

        Правила представления формул, написания символов …………………...8

        Это должно напомнить читателю, почему такой результат, упомянутый уже в реферате, был бы интересным и важным. Это также говорит читателю, что вы считаете мотивацией, так что, если он или она согласятся с тем, как вы смотрите на поле, есть вероятность, что бумага будет полезна для них. возможное.

        Не повторяйте реферат. Не стесняйтесь или слишком гордитесь тем, что допускаете и ссылаетесь на предыдущую работу, которая вдохновляла и приводила к вашему результату. Хороший способ - рассказать историю, интересную, которая вносит все в перспективу в существующую литературу и передает, как это вам удалось, когда другие потерпели неудачу. Какова была ключевая идея, которую никто больше не заметил? Он не должен отражать фактический исторический прогресс в ваших исследованиях, а скорее основан на том, как ваше мышление должно было идти в пользу задним числом.

        Правила оформления цитат и ссылок ……………………………………...9

        Правила оформления приложений и примечаний ……………………….10

        Правила оформления библиографического списка ……………………...10

    2. Процедура защиты исследовательской работы …………………………………11

Приложение………………………………………………………………..…………………..…..12

Это не совсем то же самое, что кратчайший логический путь, а скорее включает в себя исторический элемент со ссылкой на работы и идеи, которые читатель может уже знать. Обратите внимание, что для молодого человека редко бывает что-то совершенно неожиданно, и беспокоит рефери.

Вступайте в контакт с другими аспектами литературы. Попробуйте подключиться или указать всех соответствующих игроков в поле. Это требует знания литературы и, прежде всего, чувства исторической перспективы. Это также может быть вплетено в вышеупомянутое, чтобы сделать его интересным. Это должно быть кратким, но не просто списком. Укажите цель и главное достижение каждого раздела. Сделайте это в рассказе, в котором каждый раздел логически является предшественником следующего раздела.

ПО НАПИСАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

1.1. ЛОГИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная деятельность.

Это должно включать технические замечания по обозначениям, которые будут использоваться, и основные ссылки, такие как книги для конвенций. Вы можете вспомнить в этом разделе для ясности, что вам должно быть стыдно публиковать в последующих разделах. Если использовать много машин, которые вы не изобрели, это место для его разработки или ссылки. Цель состоит скорее в том, чтобы сделать достаточно краткие ссылки или объяснения, чтобы точно определить, как вы собираетесь определять вещи, которые соглашения, которые вы используете и т.д. полностью понятны.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

    Найти проблему – что надо изучить.

    Тема – как это назвать.

    Актуальность – почему эту проблему нужно изучить.

    Цель исследования – какой результат предполагается получить.

    Гипотеза – что не очевидно в объекте.

    Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

    Найдите способы определения вырезанных и точных определений, которые читатель сможет вернуть назад при чтении бумаги без отступления или рассказывания историй. Все, что в этом разделе является «безопасным» в том смысле, что читатель не предполагает, что это ваша работа. Поэтому постарайтесь поставить большую часть того, что вам нужно здесь, в предварительных условиях.

    Наконец, вы можете объяснить свои новые результаты. Каждый раздел должен начинаться с отзыва цели и стратегии раздела на случай, если читатель забудет. У каждого раздела должно быть главное достижение. Затем действуйте как можно яснее в правильном логическом порядке. Не пытайтесь сэкономить место, построив в свои предложения повторения результатов других людей. то есть они должны содержать только новые результаты, независимо от того, насколько логично было бы упомянуть другие результаты, не доказанные вами.

    Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

    Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

    Методика исследования – как и что исследовали.

    Результаты исследования – собственные данные.

    Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

    Значимость – как влияют результаты на практику.

    Другими словами, некоторые вещи, которые вы хотите подавить, являются частью красивой логической картины, но это слишком плохо. Если у вас лично нет чего-то нового и не стоит говорить об этом, вам нечего забывать об этом здесь, а также не следует строить его в сочетании с вашими собственными результатами. Помимо логично-продиктованной тенденции повторяться, у всех нас есть человеческая слабость, чтобы думать, что то, что мы потратили на то, что мы потратили на себя, частично принадлежит нам. демона, которому нужно сопротивляться.

    Предыдущая работа - это предыдущая работа, и не слишком гордитесь тем, что вы ее используете, и которой вы используете. Вы должны спросить себя, как бы вы себя чувствовали, если бы кто-то разработал вашу работу и интегрировал ее в свои, не зная о своем вкладе.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандарта, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную.

Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Результаты могут быть организованы как технические результаты лемм, которые вам понадобятся позже, но не из автономного интереса, предложения умеренно интересных новых результатов и основные новые результаты теоремы. Каждый из них должен быть неприводимым «драгоценным камнем»: т.е. разбить теоремы и т.д. с непересекающимися частями на предложения, ведущие к развязке вашей основной теоремы. Вы можете следовать им с некоторыми следствиями, которые больше похожи на вкусные десерты.

Доказательство теорем или предложений должно быть существенным, а не дешевым логическим трюком, в котором он немедленно вытекает из какой-либо другой работы, которая является следствием или замечанием. В идеальном случае доказательство основной теоремы должно использовать как можно больше лемм и утверждений, которые уже доказаны, чтобы показать, что они все необходимы и стоят.

Тема должна быть актуальной, конкретной, реализуемой в имеющихся условиях. Формулировка темы может содержать спорный момент или уточнения экологического, краеведческого характера.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность . Обосновать актуальность можно с точки зрения научной, социальной или личностной значимости.

Высказывания теорем и т.д. должны быть как можно более самодостаточными. Под этим ограничением более короткие - самые мощные, т.е. самые удачные. «Пробивная» теорема может быть достигнута путем правильной настройки соответствующего фона в преамбуле и сохранения исходного материала из самого утверждения. Само заявление должно быть сведено к части, которая действительно является новой и важной.

Конец раздела - это хорошее место для размещения каких-либо неофициальных замечаний. Все, что вы хотите требовать, утверждать или догадываться, но которое вы не могли формально продумать, чтобы сделать теорему, может появиться здесь. Все вещи легко прощаются в концах разделов, если в этом разделе уже были хорошие результаты.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель - это сформулированный в общем виде предполагаемый результат, который будет получен в ходе исследования.

После определения цели формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать, то есть это шаги, которые необходимо осуществить для достижения цели. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования.

Эти замечания также могут привести к следующему разделу. Но не переусердствуйте, что с начала следующего раздела все равно будет вновь вводиться. То есть, если вы настраиваете следующий раздел, это должно быть тонким способом, который не перекрывается с официальной настройкой, которая появится там.

Плохое письмо часто идет рука об руку с мутным мышлением, поэтому, написав ясно, вы также вынуждены разъяснять свое понимание. Размышление о макете, упорядочении предложений и даже простых вещах, таких как пунктуация, очень важно и может иметь удивительно хорошее влияние на ваше собственное понимание материала.

В исследовании важно выделить гипотезу. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями, должна быть реальной, непротиворечивой.

В какой-то степени лучшим правилом хорошего письма является писать и писать. В то же время некоторые вещи, на которые следует обратить внимание, заключаются в следующем. Приговоры должны логически вести от одного к следующему так же гладко, как ходить. Английский предпочитает короткие предложения с большой структурой, соединяющей предложения. Слова или идеи, используемые несколькими предложениями, все еще будут в уме читателя, поэтому не должно быть каких-либо резких изменений в теме.

Сдвиг общей темы сигнализируется новым абзацем. Сигналы могут ссылаться на введение и наброски, или могут указывать на удивление для читателя. Концептуальный сэндвич - это то, где вы начинаете с одной идеи, переходите к другой, а затем возвращаетесь к первому. Это может произойти во всех масштабах: внутри абзаца, внутри раздела или в общей компоновке бумаги. Это указывает на плохую организацию, и ее следует избегать. Можете ли вы переместить середину сэндвича на верхнюю или нижнюю часть, тем самым объединив две связанные темы?

В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Более общая тема, как правило, должна быть первой, с более конкретной подтемой, если вы не намерены быть педагогическими. Идея избежать бутерброда заключается в том, что, когда вы поднимаете тему, скажите все, что вы захотите сказать об этом в ближайшем будущем, прежде чем переходить к дальнейшим вопросам, возникающим из-за этого. Измельчение и изменение используют энергию читателя.

Подобное явление может возникать и при приговоре. Общей проблемой является то, что вторая половина предложения была запоздалой, но более правильно относится к первой половине предложения. Поэтому всегда спрашивайте себя, следует ли изменить порядок предложения.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Прописываются методы исследования.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные , полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Статус проверки утверждений

Каждое утверждение должно иметь четкий статус проверки. Является ли это самоочевидным из того, что, как только было сказано, должно следовать из сказанного некоторое время назад, известный факт, что читатель должен знать, что это факт, доказанный кем-то другим, который вы процитировали некоторое время назад. факт, что вы будете оправдывать позже и т.д. Некоторые языки имеют длинные предложения с большим количеством запятых, но на английском языке нет грамматики для поддержки этого. Скорее, предложения должны быть короткими и резкими.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Русские говорят, что английские люди звучат как лающие собаки. Общий страх состоит в том, чтобы избежать потери контекста, закончив предложение, заставив автора поставить запятую и продолжить работу с другой. Не нужно бояться этого, потому что слова будут оставаться активными в течение короткого времени после периода. Хорошим правилом является поиск предложений длиной более одной или двух строк и просмотр, если «, который» или «, где» и т.д. можно заменить новыми предложениями.

Остерегайтесь местоимений, таких как «это» и «это». Является ли это абсолютно ясным и недвусмысленным, к чему они относятся? Вы можете знать, что вы имели в виду, но читатель? И не используйте «это» для «настоящего». Это сильные утверждения, и, если вы действительно не доказали их, лучше всего окунуть их «кажется» или «кажется». Тем не менее, не используйте «возможно».

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста.

И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

1.2.СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Структура исследовательской работы – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относится основной текст (т.е. главы и параграфы), а также все части справочно-сопроводительного аппарата (таблицы, графики, программы).

Традиционно сложилась определенная композиционная структура, основными компонентами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение

3.1. Обзор литературы

4. Технология возделывания

4.1.

4.2.

4.3. ………

5. Условия, методика и схема проведения опыта

5.1. Характеристика места проведения исследования

6. Методика исследования

6.1. Объекты исследования

6.1.1. Характеристика сортов

6.2.. Методы исследования

7. Результаты исследования

8. Заключение (выводы)

9. Список использованной литературы

10. Приложения

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам.

После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки исследовательской работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности.

Введение . В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной темы, цели и задачи. Формулируют объект и предмет исследования, указывают методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования (где, когда, кем).

Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные квалификационные характеристики.

В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, обобщаются результаты. Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, выносятся в приложения и примечания . Содержание глав основной части должно полностью соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Заключение – это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи, которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.

После заключения принято размещать библиографический список использованной литературы. Каждый литературный источник, включенный в такой список, должен иметь отражение в работе. Если автор делает ссылку на какие – либо факты или цитирует работы других авторов, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Ссылка на источник с указанием страниц может быть вставлена в основном тексте в квадратных скобках. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы. Не рекомендуется размещать в списке справочники, энциклопедии, научно-популярные издания. Если есть необходимость использования таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте исследовательской работы.

1.2.1.ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Титульный лист печатают на формате А4 по следующим правилам:

В верхнем поле титульного листа указывается название руководящей организации (полное наименование учебного заведения, научная организация, где выполнялась работа или название конкурса, куда работа представляется). Верхнее поле с указанным текстом отделяется от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В середине титульного листа пишется фраза «Исследовательская работа», под ней крупным шрифтом без кавычек название работы. Под названием работы полностью указывается фамилия, имя автора в именительном падеже. Ниже указывают школу и класс исполнителя работы. Фамилия, инициалы, звание научного руководителя указываются ближе к правому краю листа. В нижнем поле листа указывают город и год написания работы.

Внимание! Некоторые моменты в оформлении титульного листа могут меняться в зависимости от требований конкурса, на который представляется работа.

1.2.2.ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ И ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Когда много цифрового, справочного материала или имеется необходимость в его сопоставлении, оформляют таблицы. Если таблица одна, то ни заголовок, ни слово таблица не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например:

Как видно из таблицы…

По результатам анализа (см. таблицу) видно, что…

Если в работе две и более таблицы, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Например:

Данные анализа (табл.5) показывают, что…

При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных глав следует повторить и над ней поместить слова «продолжение таблицы 5». Если заголовки столбцов громоздкие, допускается их не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и на следующей странице повторяют их нумерацию. Заголовок таблицы не повторяют.

Основными видами иллюстративного материала в исследовательских работах являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график.

Чертеж – основной вид иллюстраций в технических работах. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма, оборудования или их части.

Фотография – особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Фотография – это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного, расположение объекта наблюдения и т.д.).

Схема – это изображение, передающее с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.

Диаграмма – способ изображения зависимости между величинами. К диаграммам прибегают для наглядности изображения и анализа массовых данных.

Результаты числовых данных можно представить и в виде графиков . Графики используют как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. И на графике, и на диаграмме должны быть четко отмечены единицы измерения, числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателей, словесные пояснения условных знаков. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку проводят в подрисуночной подписи. Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать значениями, в пределах которых рассматривается зависимость.

Иллюстративные материалы должны быть выполнены на стандартных листах бумаги тех же размеров или наклеены на стандартные листы бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям и рисункам должны быть с лицевой стороны.

1.2.3. ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМУЛ, НАПИСАНИЯ СИМВОЛОВ

Формула – это комбинация математических или химических знаков, выражающих какое-либо предложение.

Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа и внутри текстовых строк. Внутри строк рекомендуется помещать формулы короткие, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные.

Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования располагают на отдельных строках. Также поступают и с химическими уравнениями.

Нумеровать следует только наиболее значимые формулы, на которые есть ссылки в тексте. Порядковые номера формул обычно обозначают арабскими цифрами в круглых скобках и располагают у правого края страницы. Если номер не умещается после формулы, его располагают также справа, но строкой ниже. Место номера формулы в рамке находится вне рамки против основной строки формулы по правому краю. Место номера формулы- дроби располагают на середине основной горизонтальной черты формулы.

Формула включается в предложение как полноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.

Символ – это условное обозначение математических и физических величин, единиц измерения, математических знаков. В качестве символов используют буквы русского, латинского, греческого и готического алфавитов. Чтобы избежать совпадения символов различных величин, применяются индексы .

Индексом могут служить строчные буквы русского, латинского и греческого алфавита, арабские и римские цифры, штрихи. Располагаются индексы справа от символа внизу или вверху. Не допускается одновременное применение верхнего и нижнего индексов.

Экспликация – это объяснение символов, входящих в формулу. Экспликация должна отвечать следующим требованиям:

1. Размещаться только после формулы, от которой отделяется запятой.

2. Начинаться со слова «где».

3. Символы надо располагать в порядке упоминания в формуле. В формулах с дробями сначала поясняют числитель, а потом – знаменатель.

4. Должна включать все символы из формулы, после которой расположена.

Знаки препинания в экспликации располагаются следующим образом:

    Между символом в расшифровке ставят тире.

    Внутри расшифровки единицы измерений отделяют от текста запятой.

    После расшифровки перед следующим символом ставят точку с запятой.

    В конце последней расшифровки ставят точку, например:

V = S / t

где S – путь, м;

t - время, сек.

1.2.4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТАТ И ССЫЛОК

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения следует приводить цитаты. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый материал.

Допустимы лишь следующие отклонения:

1. модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора;

2. развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например: [сказать];

3. пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что мысль автора не будет искажена пропуском, а пропуск будет обозначен многоточием;

4. изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому строю фразы, куда они включены.

Цитирование автора делается только по его произведениям. Если источник труднодоступен, разрешается воспользоваться цитатой, опубликованной в каком-либо издании. При этом в библиографической ссылке пишутся слова «цитируется по:».

Если необходимо выразить свое отношение к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, после цитаты ставят восклицательный знак или знак вопроса, который заключают в круглые скобки.

Часто по ходу текста необходимо делать ссылки на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы, рисунки, формулы и другие элементы, расположенные по условию содержания не рядом с текстом, к которому они относятся.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис.3,табл.4, с.34, гл.2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать полностью, без сокращений, например: «из таблицы видно, что…».

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают вверху строки (поднимают на один щелчок каретки). От основного текста сноска отделяется сплошной чертой.

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова. Если же он относится к предложению или группе предложений, то знак ставиться в конце перед знаком препинания (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).

Чтобы не быть обвиненным в научном плагиате, следует обязательно указывать в ссылке, из какого научного источника заимствован тот или иной материал.

1.2.5. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ И ПРИМЕЧАНИЙ

Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

Приложениями могут быть копии подлинных документов, переписка, программные продукты, и т.д.. По форме они могут представлять собой текст, графики, таблицы, карты.

Приложения оформляются как продолжение исследовательской работы на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в верхнем правом углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. Если работа имеет более одного приложения, то их нумеруют арабскими цифрами без знака №. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста работы.

Примечания – это разъяснения, дополнительные факты, рассуждения и уточнения. Примечания помещаются внутри текста в круглых скобках, или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, вносят в сноску, или располагают в конце глав и параграфов.

Примечания связываются с основным текстом, к которому они относятся, с помощью знаков сноски: арабских цифр – порядковых номеров. Иногда нумеруются звездочками

1.2.6. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА

Библиографический список (список использованной литературы) – список источников, которыми пользовался автор при написании исследовательской работы. Такой список составляет одну из существенных частей исследовательской работы, отражающей самостоятельную творческую работу ее автора, и потому позволяет судить о степени фундаментальности проведенного исследования.

В исследовательских работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте работы, и которые фактически не были использованы. Не включаются также справочники, энциклопедии, научно-популярные издания.

Список использованной литературы оформляется после заключения к основному тексту исследовательской работы. Он может быть сгруппирован различными способами: алфавитным, тематическим, по видам изданий (официальные, государственные, справочные), смешанным, размещая источники в том порядке, в котором они использовались в тексте.

Список литературы оформляется нумерованным списком, при оформлении которого необходимо указать фамилию и инициалы автора, название источника, том, страницу (если информация берется выборочно), город, издательство, год издания, например:

1. Скулачев В.П. Кислород в живой клетке: добро и зло. Соросовский
Образовательный Журнал. 1996, № 3. Стр. 4-16

2. Скулачев В.П. Мембранные преобразователи энергии. М.; Высш. шк.,
1989.

    1. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Следующий этап - доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы.

Для того, чтобы лучше донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, содержать основные положения работы. Его можно составить по такому плану:

    Почему избрана именно эта тема?

    Какой была цель исследования?

    Какие ставились задачи?

    Какие гипотезы проверялись?

    Какие использовались методы и средства исследования?

    Какие результаты исследования были получены?

    Какие выводы можно сделать по итогам исследования?

    Что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении?

Надо иметь в виду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 7-10 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится «жертвовать» и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы. Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

Приложение

ФРАЗЫ - ПОМОЩНИКИ

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы - выяснить, почему …
Основная цель работы - ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… - это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

В самом общем виде схема научного исследования на первом его этапе может иметь следующее строение: изучение студентом вопроса должно начинаться с теории (изучения литературы по теории и истории интересующего его вопроса, а также накопленного опыта по его изучению), выделения проблемы и построения гипотезы исследования, после чего студент формирует цель своего исследования и задачи по ее достижению; далее составляется программа исследования и определяются методы экспериментально-эмпирического (или теоретического) исследования в соответствии со спецификой темы работы студента.

Работа студента с источниками литературы. При работе с литературными источниками студент-исследователь вырабатывает в себе навыки умственной работы, расширяет свой кругозор, умение видеть положительные стороны и недостатки. Комментируя и резюмируя прочитанное, он совершенствует свои способности, учится четко формулировать и записывать свои мысли. Благодаря изучению литературы формируется синтезирующее знание, представление о предмете своего исследования, которое складывается из разных концепций, что очень важно для системного подхода.

Чаще всего литературу по теме своего исследования студент (специалист) может найти в библиотеке, где имеются каталоги: алфавитный, систематический, предметный. В алфавитном каталоге литература распределяется в алфавитном порядке; в систематическом – по отдельным отраслям знаний; в предметном – по отдельным темам и проблемам.

Картотека дает представление о журнальных и газетных статьях, опубликованных за три последних года. При этом особенно важен поиск литературы среди произведений зарубежных и отечественных ученых и специалистов. Кроме того при подготовке научно-исследовательской работы следует обращаться к справочникам, словарям, энциклопедиям, статьям, которые снабжаются библиографией.

Предметом поиска по той или иной проблеме или теме могут быть материалы анализа и обобщения научных исследований, практического, педагогического и иного опыта. В ходе изучения этих источников у исследователя появляются сведения о разработке проблемы: где, кто работает и каких результатов достиг в ее решении или решении смежной с ней проблемы. Это позволяет уточнить смысл и направление исследования студента. Ведь достаточно часто бывает так, что тема изучается многими, но интересуемый аспект либо разрабатывается недостаточно, либо вообще не изучался никем.

Работа над литературными источниками является частью исследовательской деятельности на всех этапах работы. Всесторонне и систематизированное знание литературы позволит более правильно подойти к ее решению.

Работа над вводной частью научно-исследовательской работы (проекта). Каждую научно-исследовательскую работу, разновидностью которой является курсовая работа, можно отнести к определенному научному направлению (техническому, биологическому, социальному, физико-техническому и т. д.). Структурными единицами любого научного направления принято считать проблему, тему или научный вопрос. Однако, чтобы правильно подойти к исследованию, надо выделить проблему. После обоснования проблемы и установления ее структуры, определяются темы научного исследования, каждая из которых должна быть актуальной (т. е. важной, требующей скорейшего разрешения), иметь научную новизну (т. е. должна вносить вклад в науку, быть экономически эффективной или значимой для народного хозяйства).

В любом научном исследовании должен быть свой объект и предмет для изучения. При этом под объектом научного исследования понимают материальную или идеальную систему, обозначающую более широкое основание для изучения предмета исследования. Предмет исследования представляет структуру системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы или вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т. д. проще говоря, предметом исследования выдвигается то конкретное исследование, его аспект, который необходимо изучить. Объект и предмет исследования, как категории научного процесса, соотносятся между собой как общее и частное. После определения проблемы, объекта и предмета исследования выдвигается гипотеза, которая определяет и программу, и пути дальнейшего проведения исследования. Далее исследователь формулирует цель и задачи исследования. Цель научного исследования представляет собой всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления, их структура, связи, отношения на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получения и внедрения в производство (практику) полезных для человека результатов.

После формулировки цели предпринимаемого исследования в научной работе указываются те конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это, обычно, делается в форме перечисления (изучить, описать, выявить, определить и т. п.). Решению каждой конкретной задачи в работе студента может быть посвящена отдельная ее глава или параграф.

Обязательным элементом вводной части работы является указание на метод исследования, который послужилы инструментом в сборе и анализе фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в данной работе цели. Кроме того, далее во введении дается характеристика основных источников получения информации (научных, литературных, библиографических и др.) и формулируются методологические основы будущего (или проведенного) исследования.

Все вышеописанное отражает содержание одного из основных этапов любого научного исследования. Этот этап соответствует структуре вводной части работы. Единственным дополнением к вышеуказанному является то, что при оформлении работы во вводной ее части указывают перечень структурных элементов и обосновывают их расположение. В целом, основными структурными элементами любой научно-исследовательской работы могут быть:

    формулировка проблемы и темы исследования;

    обоснование актуальности, научно-практической значимости темы научного исследования;

    изучение литературы по исследуемой проблеме;

    выделение объекта и предмета исследования;

    формулировка цели и задач научно-практического исследования;

    характеристика методов и принципов исследования (методология исследования), необходимых для достижения поставленной цели;

    описание, обоснование структуры работы.

Грамотное оформление вводной части работы в сочетании с глубоко рассмотренным содержанием являются залогом успешного написания научно-исследовательской работы (проекта) студента.

После того, как сформулированы выводы и обобщения в теоретическом или экспериментально-эмпирическом исследовании (см. прил. 2), продуманы доказательства, наступает заключительный этап – литературное оформление и редактирование полученных результатов в виде монографии, диссертации, статьи, научного отчета, реферата, доклада, курсовой или научно-исследовательской работы.

Важнейшими сторонами формы научного произведения являются: композиционная (построение литературного, научного произведения, объединяющего все его элементы в единое целое); рубрикационная (деление текста на структурные единицы, части, разделы, главы, параграфы); логическая (соответствие рассуждений, вводов и определений автора нормам логически правильного мышления); языково-стилистическая, графическая (качество таблиц и иллюстраций). Рассмотрим некоторые из этих сторон.

Итак, вначале продумывается название (заглавие работы, которое должно быть кратким, определенным, отвечающим содержанию работы, так как по нему впоследствии научная работа будет классифицирована в предметном каталоге). Название работы выносится на титульную страницу, на которой указываются полное имя, отчество и фамилия автора (авторов) в именительном падеже и место учебы в момент написания работы; название учреждения и города, где была выполнена предлагаемая работа; год ее оформления; фамилия, должность и знание руководителя.

Иногда при оформлении работы возникает необходимость дать предисловие. В нем излагаются внешние предпосылки создания научного труда: чем вызвано его появление, когда и где была выполнена работа, перечисляются организации и лица, оказавшие содействие при выполнении данной работы.

В кратком вступлении (введении) автор вводит читателя в круг проблем, дает постановку основного вопроса исследования, чтоб подготовить к лучшему усвоению изложенного материала. В таком вступлении определяются значение проблем, ее актуальность, цели и задачи, поставленные автором при написании научной работы, состояние проблем на данный момент. Не следует при этом затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах работы.

Вслед за вступлением дается краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу. При этом очень важно уметь отделить наиболее важную литературу от менее существенной. Это имеет большое значение для читателей, так как позволяет им определить положение работы в общей структуре работ по данной теме.

В основную часть содержания работы включаются материалы, методики, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследователя. При написании этого раздела необходимо представить себе вопрос по предлагаемому материалу, которые могут, прежде всего, заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ.

Особое внимание следует обращать на точность используемых в тексте слов и выражений, не допускать возможности двусмысленного их толкования.

Вновь введенные термины или понятия необходимо подробно разъяснять. Общественные и даже специальные термины и понятия раскрывать необязательно, так как работа, как правило, предназначается для подготовленного читателя, для специалистов (преподавателей, студентов).

Цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению (в виде таблиц, диаграмм, графиков) при соблюдении особой точности, так как неверные цифры могут привести к неверным выводам. Если же какой-то цифровой материал можно с достаточной ясностью и краткостью изложить в самом тексте, то его не следует облекать в табличную форму. Не надо также вносить в таблицы величины, которые выражаются для всех строк одинаковыми цифрами (удобнее их сообщить в основном тексте).

Каждая таблица, включенная в текст, должна иметь наименование (заголовок) и номер, либо для всей работы (таблица 18, 19), либо для данной главы, например десятой (таблица 10.1, 10.2). Особое внимание надо обратить на заголовки таблицы. Таблица должна содержать ответы минимум на четыре вопроса: что, когда, где, откуда. Все сведения, которые могут быть внесены в заголовки граф, не следует помещать в тексте таблицы (например, единицы измерения). Если в таблице имеются пропуски, их надо указать и пояснить, что они значат. Текст к таблицам дается очень краткий, в нем указываются только основные взаимоотношения и вводы, которые вытекают из цифрового материала.

Порядковую нумерацию вертикальным графам устанавливают только в том случае, если эти номера фактически используются в тексте (например, при ссылке на ту или иную графу или, если таблица переносится на другую страницу текста). В таблицах необходимо избегать больших чисел, написанных полностью, а прибегать к сокращениям или укрупненным единицам, например, вместо 1896000 т. написать 1896 тыс. т. и указать в заголовке, что числа в этой графе выражаются в млн. т.

Выводы в научной работе должны отвечать только тому материалу, который изложен в работе. Пишутся выводы в конце работы, как итоговый материал в виде кратко сформулированных и пронумерованных отдельных тезисов (положений). Иногда их представляют в связанном, но предельно сжатом изложении. Но и при этом следует соблюдать принцип: в выводах надо идти от частных к более общим и важным положениям.

Характерной ошибкой при написании выводов является то, что вместо формулировки результатов исследований пишется о том, что делалось в данной работе и о чем уже говорилось в основном содержании. Получается повторение материала и в тоже время образуется существенный пробел, отсутствие акцентуации на результатах исследования.

В заключении дается обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подводятся его итоги, доказывается справедливость выдвинутых автором новых положений, а также выдвигаются вопросы, которые еще требуют разрешения. Заключение ни в коем случае не должно повторять выводы. Оно обычно бывает небольшим по величине, но емким по тому количеству информации, которое в нем должно содержаться. Хорошо написанное заключение характеризуется тем, что может ясно представить качественную сущность данной работ.

В конце работы приводится перечень литературных источников. Цитируемые литературные источники, если их мало или если они используются один раз, можно указать в сносках текста, а если их много и они неоднократно повторяются, то в тексте следует указать порядковый номер данного источника по списку литературы, приведенному в конце работы. Например, . Все источники должны быть описаны в порядке, принятом в библиографии, и пронумерованы. В каждой позиции библиографии должны быть указаны: фамилия и инициалы автора, наименование книги, издательство, год издания, объем в страницах.

Список литературы составляется либо по алфавиту фамилий авторов, при этом вначале указываются русские источники, а затем – иностранные, но по такому же принципу, либо по хронологическому признаку. Часто список литературы составляют и по порядку ссылок на нее в данной работе.

При написании научной работы следует помнить о ее архитектуре, т. е. соблюдении надлежащих пропорций между частями, разделами, главами, подголовками, параграфами и придании им соответствующего шифра: 1.1.1 и т. д. Соблюдение этих пропорции делает наглядным логический строй данного произведения. Объем рукописи определяется по количеству печатных знаков. Один машинописный лист содержит около 2500 знаков, печатный лист – 40 тыс. знаков или 24 машинописные страницы. Объем научно-исследовательской работы не должен превышать 1,5 печатного листа.

В научном произведении часто возникает необходимость в конце работы дать приложения . В приложения нельзя включать библиографический список используемой литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 5». Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. При этом связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», например: (см. прил. 5).

Другой стороной формы научного произведения является рубрикация текста. Она представляет собой деление текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков нумерации и т. п. Рубрикация в работе отражает логику научного исследования и потому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные логические соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. При этом в каждом абзаце следует выдерживать систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяется характером текста работы. Так, в повествовательных текстах, излагающих ряд последовательных событий, порядок изложения фактов чаще всего определяется хронологической последовательностью фактов и их смысловой связью друг с другом. В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь затем – характеристику отдельных его частей. Однако, в любом случае текст научной работы следует делить на структурные части с учетом логических правил деления понятия.

Библиографическое описание документов. К основным видам аналитико-синтетической обработки информации относятся аннотирование, перевод, рефератирование, составление образов, а также библиографическое описание документов и их классификация.

Библиографическое описание представляет собой необходимый минимум сведений о документе, выраженных словами и расположенных в строго установленном порядке. Такие описания служат основой для составления библиографических карточек и указателей. Итак, библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе, его основной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых для общей характеристики и идентификации документа.

Библиографическое описание – это один из видов свернутой информации. Поэтому составители описания должны знать полиграфическое производство всех видов первичных и вторичных документов, уметь определить форму, содержание и назначение документа и отыскать необходимые данные. В выходных данных указывается: место издания, наименование издательства и год его издания. Отдельные элементы разделяются запятыми, в конце – после года издания – ставится точка.

Имеются два типа основного вида библиографического описания:

б) описание под заголовком – в качестве заглавия выступает название документа.

Под заглавием индивидуального автора библиографическую запись составляют на научные, художественные, публицистические произведения, учебники, лекции и т. п., имеющие авторское оформление (на титульном листе приведена фамилия лица без слов, уточняющих его роль в подготовке издания, или со словом «автор»).

Под заглавием библиографическую запись составляют: те издания, в которых имя автора не указано; авторские произведения четырех и более авторов; сборники произведений разных авторов с общим заглавием; словари языковые, толковые, разговорники; сборники официальных документов; издания законов и законодательных материалов; кодексы, международные договоры и соглашения; сборники научных работ, труды и научные записи; путеводители, проспекты, каталоги и т. п.

В библиографическом описании областям и элементам предшествуют следующие условные разделительные знаки:

точка и тире

точка с запятой

двоеточие

косая черта

две косые черты

круглые скобки

квадратные скобки

знак равенства

Кроме того, примеры библиографических описаний, наиболее часто встречающихся в практике, рекомендации по составлению списка источников информации, оформлению ссылок на них разработаны на основе ГОСТов:

7.1–84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления;

7.32–91. Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила.

Так, при оформлении списка использованных источников информации в курсовых, дипломных работах, отчетах и иных научных работах обычно используются стандартные заглавия «Библиография», «Литература», «Список литературы» или их модификации «Список использованной литературы», «Список использованных источников». При этом источники в списке литературы следует располагать либо в порядке появления ссылок в тексте работы и нумеровать арабскими цифрами с точкой, либо по алфавиту.

Ссылки нумеруются последовательно в порядке расположения литературы в списке источников с указанием страниц, и заключаются в квадратные скобки. При этом, наряду с общим списком, допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании, по главам, разделам.

Алфавитное построение является наиболее простой и распространенной формой организации библиографических описаний. Списком источников, составленных по алфавиту, удобно пользоваться в отрыве от основного текста. В нем легко найти библиографическое описание какого-либо документа или выявить его отсутствие. Нумерация позиций алфавитного поиска максимально упрощает связь списка с основным текстом. Поиск документа осуществляется по порядковому номеру его библиографического описания в списке. При этом список использованных источников должен содержать сведения об источниках в соответствии с ГОСТ 7.1.–84, который устанавливает общие требования к библиографическому описанию документа и общие его составления.

Алексеев В. П. География человеческих рас. – М.: Наука, 1974. 777 с.

Коллективная монография (все фамилии должны быть упомянуты)

Археологические исследования Энской пещеры / Васин В. В., Иванов И. И., Петров П. П., Сидоров С. С. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнологии СО РАН, 1999. – Гл. 3. – С. 777–888.

Статья в сборнике:

Иванов П. И. Полинология стоянки Детский сад 11 // Каменный век на территории Новосибирского Академгородка. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 799–800.

Статья в учебных записках (ученых трудах)

Скрипка А. С. К датировке некоторых типов саранского оружия // Учен. за. Ленингр. пед. ин-та. – 1977. – Вып 3. – С. 66–77.

Статья в журнале:

Иванов П. И. Психология запоминания // Вопросы психологии. – 1966. – № 1. – С. 1–34.