Понятие мифа, его виды и функции. Типы мифа Классификация мифологических сюжетов мифы космогонические

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов:

  • космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной
  • антропологические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,
  • мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,
  • эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

Космогонические мифы , как правило делятся на две группы:

1. Мифы развития

В мифах развития происхождении мира и Вселенной объясняется эволюцией, превращением некоего бесформенного первоначального состояния, предшествующего миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология), небытие (древнеегипетская,скандинавская и др. мифология)." ...Все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании: все неподвижное, тихое, и пространство неба было пусто..." - из мифов Центральной Америки.

2. Мифы творения

В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных элементов (огня,воды,воздуха,земли) сверхъестественным существом -богом, колдуном, творцом (творец может иметь облик человека или животного-гагары,вороны,койота). Самый известный пример мифов творения - библейский рассказ о семи днях творения: "И сказал Бог: Да будет свет... и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму - ночью..."

Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.

Антропологические мифы являются составной частью мифов космогонических.

Согласно многим мифам, человек створяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу: Леви –Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. - М., 1994. – 328 с Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М. – 1991. – 736 с.; Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М. – 1991. – Т. 1. А-К. – 671 с.; 1992. – Т. 2. К-Я. – 719 с.; Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М. – 1987. – 106 с.;

Изучение мифов показало, что при всем их многообразии ряд мифологических мотивов устойчиво повторяется, перемещаясь из одних мифологических систем в другие. Это свидетельствует о том, что первобытного человека волновали одни и те же вопросы, независимо от места его жизнедеятельности. Анализ множества мифов позволил выделить ряд наиболее значимых сюжетов, присутствующих во всех мифологических системах, и составить классификацию мифов .

    Мифы о животных . Первая, и, пожалуй, древнейшая, группа мифов. Чаще всего эти мифы сводятся либо к описанию свойств животных (например, к объяснению того, почему орел летает выше всех птиц или почему лев самый сильный); либо к описанию превращения человека в животное или растение (например, известные греческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавре). Сюда же можно отнести и более сложные размышления древних людей о связи людей и животных, например, миф о Минотавре. Появившись раньше всех остальных, эта группа мифов совершает самый длительный путь, в конце которого мифы о животных большинства мифологических систем либо теряют самостоятельность и становятся частью других мифологических сюжетов, либо вульгаризируются и превращаются в сказки

    Мифы о происхождении солнца, луны, звезд (соответственно: солярные, лунарные, и астральные). Группа почти столь же древняя, как и мифы о животных. Примеры таких мифов встречаются почти у всех народов и бывают как простыми по структуре, таки напротив, очень сложными и разветвленными. Часто солярные мифы сливаются с другой группой мифов, а именно с мифами о происхождении вселенной (космогоническими мифами).

    Космогонические мифы – мифы о происхождении мира в целом. Такой мифологический сюжет может появиться, в отличие от двух первых, только в сложных мифологических системах, ведь для появления таких мифов необходима высокая степень абстрактного мышления, позволяющая увидеть мир как целостное единство, а не как набор разрозненных элементов. Согласно мифологическим представлениям одних народов мир был сотворен сверхъестественным существом (богом, демиургом, великим колдуном и т.п.), согласно другим – мир постепенно развился из первичного бесформенного состояния (хаоса, мрака, либо из воды, яйца и др.). В таких случаях появлялись также теогонические мифы, т. е. мифы, повествующие о происхождении богов, их последующей генеалогии, деяниях, о конфликтах между разными группами или поколениями богов. Так, например, в индуистской мифологии высшее существо, творец мира – Брахма противостоит Вишну, который вселенную сохраняет, и Шиве, который ее разрушает. Теогония была очень развита в древнегреческой мифологии.

    Эсхатологические мифы – примыкают к космогоническим мифам, но встречаются гораздо реже и только в сложных мифосистемах. Это мифы-пророчества, предсказывающие в той или иной форме «конец света». Развитые эсхатологические мифы известны у древних майя и ацтеков, в иранской мифологии в христианстве, германо-скандинавской мифологии, иудаизме и исламе. Зачастую эсхатологические мифы строятся таким образом, что появлению элементов современного мира предшествует история космической катастрофы, уничтожившей более древний мир. Обычно это всемирный пожар или потоп. В описании грядущей гибели нынешнего мира тоже чаще говорится о пожаре или потопе, реже – о наступлении холода, тьмы, нашествии чудовищ и всегда эта гибель связывается с моральным падением человечества.

5. Антропогонические мифы – это мифы о происхождении человека. В этом мифологическом сюжете лучше всего виден процесс усложнения по мере перехода от простых к сложным мифологическим системам. В простых мифологических системах антропогонический миф выступает в двух вариантах, в виде тотемистических мифов – в которых описывается процесс превращения животного в человека; и в виде «мифов доделывания». В последних люди уже существуют, только не в том виде или не в том месте. У них может не быть рук, ног, глаз, и тогда некое высшее существо (дух, бог) помогает им приобрести совершенный вид. Так в австралийском мифе два Небесных Брата вырезают людям все необходимые части. Или же люди находятся где-то в ином пространстве. В африканском мифе они живут под землей и только нора, которую раскопала Великая Женщина (богиня-проматерь) помогла им перебраться в этот мир. В сложных мифологических системах появляется мотив творения: создание человека Богом. Таков, например, библейский сюжет о создании первого человека. Бог создал Адама из «праха земного» и «дыхания жизни», а Еву – из ребра Адама. Важным моментом мифов-творения является сюжет о создании человека по образу и подобию Бога, а также сюжет о наделении человека божественной частицей – душой. Оба этих сюжета призваны возвысить человеческую природу. Мифы, повествующие о перволюдях, изобилуют сюжетами о чудесном рождении, о происхождении смерти, а в более развитых и поздно сложившихся мифологиях возникают представления о загробном мире, о судьбе. Мифы о происхождении смерти – распространенный сюжет. В простых мифологических системах смерть появляется немотивированно, как правило в результате некоего казуса (случая), а в развитых мифологических системах ее появление дополняется морализирующим аспектом.

6. Мифы о культурных героях – присутствуют, как правило, в развитых мифологических системах, так как повествуют о появлении у народа тех или иных культурных благ: умении пользоваться огнем, заниматься земледелием, писать, считать, знать законы и т. п. Понятно, что для появления подобных мифов культура должна находиться на достаточно высоком, с технологически-инструментальной точки зрения, уровне развития.

7. Календарные мифы - это мифы об умирающем и воскресающем боге, в образе которого отражены представления о природных циклах. Мифы эти присутствуют только в развитых мифологических системах, так как для их появления необходим переход от присваивающего хозяйства (собирательства и охоты) к производящему хозяйству, то есть к земледелию.

8. Близнечные мифы – это мифы о братьях близнецах (реже – сестра и брат), которые различаются по характеру и поведению. В образах хорошего и плохого брата зашифрован дуализм мифологического мышления, воспринимающий мир через бинарные оппозиции.

9. Мифы о непорочном зачатии – самым известным примером такого мифа является христианский миф о рождении Иисуса Христа. Так же в результате непорочного зачатия был рожден Будда и египетский бог Гор. Подобные мифологические сюжеты призваны подчеркнуть значимость рожденного таким образом героя, его неординарность и сакральность.

При анализе мифологической классификации неоднократно обращалось внимание на принадлежность того или иного сюжета к простым или развитым мифологическим системам, что призвано продемонстрировать динамичность мифологии как социокультурного явления: миф не остается в далеком прошлом, в преобразованных формах он может воспроизводиться во всех исторических формах сознания. И поэтому необходимо различать первобытную мифологию и производные от нее мифоподобные формы. При переходе к цивилизации с развитием мышления, его понятийно-категориального аппарата и языка, формируется способность дифференциации меры реальности. Но все эти изменения не влекут за собой немедленного искоренения мифотворческой способности сознания. Напротив, оно трансформируются в течение эпох, тысячелетий, порождая формы сознания, свойства которых напоминают первобытный миф. О примерах современного мифотворчества речь пойдет ниже.

Мифология в другом смысле этого слова - это наука о мифах и мифологических системах. Перед мифологией как наукой, изучающей систему бытования, развития и распро­странения мифов, стояла задача систематизироватьих.

Поскольку все народы прошли этап мифотворчества, то в мифах разных народах встречаются похожие сюжеты, ге­рои, одинаково объясняется происхождение вещей, явлений, принципов мироустройства, и в то же время, историческое своеобразие каждого народа, его географическое положение, климат, самобытность мифологического мышления отличают их друг от друга. Исходя из этого мифы различаются по сво­ей принадлежности к тому или иному народу (этносу).

Самые древние мифы -архаические - повествуют о наиболее ранних представлениях людей о происхождении человека и животных. В них, например, можно найти подтверждение тому, что человек верил в свое происхождение от животного. Такая группа архаических мифов названа зоотропоморфными. Зоотропоморфные мифы отражают представления древних людей о происхождении и жизни животных.

Этиологические мифы (гр.aitia причина +...логия), то есть «причинные», указывают на причины тех или иных событий, связанных прежде всего с сотворением мира природы и людей. Этиологические функции присущи и другим категориям мифов. Но особенностью этиологических мифов является то, что, повествуя о происшедшем в глубокой древности, они не вскрывают причину, не объясняют, откуда произошли, пред­положим, горы, море, светила, а рассказывают о том, что были боги, герои и они создали все окружающее.

Как особая разновидность этой категории выделяются культовые мифы, которые объясняют происхождение обряда или культового действия. Благодаря этой разновидности ми­фов человечество в какой-то степени смогло иметь представ­ление о сакральных действах наших предков.

Космогонические мифы - центральная группа ми­фов, которые повествуют о происхождении космоса и его час­тей, связанных в единую систему. Для мифологии вообще очень характерны сюжеты сотворения мира, а превращение хаоса в космос - центральный сюжет многих мифологиче­ских картин мира.

Такие мифы по-своему отвечают на вопросы о проис­хождении солнца и луны, земли и звезд. Космогонические мифы передают древние представления о строении Вселен­ной, борьбе хаоса с космосом, структуре космоса. Наиболее распространенным было представление о трехчастном верти­кальном и четырехчастном горизонтальном построении ми­рового пространства. Вселенная могла быть представлена как вегетативная (растительная), зооморфная или антропоморф­ная модель. Многие космогонические мифы повествовали об отделении неба от земли, о появлении земной тверди, о заро­ждении на ней растительной и животной жизни. В систему космогонических мифов включены повествования о разъеди­нении стихий: огня, воды, земли, воздуха.

Издревле человек стремился к гармонии с Космосом, и это отражено в космогонических мифах.

Объясняя происхождение мира как деяния богов, древний человек учился сотворчеству. Сам он не мог создать горы, реки, леса и землю, небесные светила, значит, в таких мифах отрази­лась вера в сверхъестественные силы, которые участвовали в создании Вселенной. Началом всего сущего мог быть первоэле­мент, например, мировое яйцо или антропоморфный великан, а также воля богов или их магическое слово. Могущественные создатели мира не могли быть полностью похожи на человека. Поэтому для многих мифологий характерны: гигантизм, многоголовость, многорукость, многоглазость.

Самостоятельной частью космогонических мифов яв­ляются антропогоничсские (с греческого anthropos + genos человек + рождение) мифы - повествования о происхожде­нии самого первого человека, который стал первопредком всех существующих людей. Как правило, человек появляется чудесным образом: из земли, глины, животного, дерева. На­пример, из головы древнегреческого бога Зевса рождается его дочь Афина Паллада. Первый человек во многих мифах трак­туется и как первый смертный, ибо боги и духи бессмертны.

К космогоническим мифам примыкают мифы астраль­ные (с латинского astralis - звездный), которые рассказываю-то происхождении звезд и планет. В них созвездия и отдельные звезды предстают обычно в виде животных (например, мед­ведицы). В астральных мифах небесные животные могут лег­ко перемещаться с неба на землю, превращаясь в обычных животных или людей, потом могли вновь возвращаться на небо. С развитием мифологии и расширением человеческих представлений о мире возникали картины движения небес­ных светил. В более поздних мифах каждая звезда «прикреп­ляется» к определенному богу и отождествляется с ним. В развитых мифологиях имеются боги Солнца, Луны и пр. (например, солнечный бог древних славян - Дажьбог). Кроме того, считалось, что звезды влияют на судьбу человека, на события в мире, на исход войн и пр.

Мифы солярные (с латинского sol - солнце) и лунарные являются разновидностью астральных. Солярные и лунарные мифы описывают происхождение Солнца и Луны, картиныих жизни. В этой группе мифов Солнце и Луна вы­ступают родственной парой - мужа и жены, брата и сестры, реже - родителя и ребенка. Солнце и Луна - типично дуа­листические (с латинского dualis - двойственный) персона­жи. Солнце изображается, как правило, главным, царствую­щим, всевидящим божеством. Луна (Месяц) большей частью маркируется отрицательно. Солнце ассоциируется с днем, Луна - с ночью. Солнце - мужское начало, а Луна - жен­ское. Хотя в архаических лунарных мифах Месяц представал мужским началом и лишь потом трансформировался в жен­ское.

Мифы близнечные связаны с чудесными существами, чаще всего это близнецы. Они выступают в качестве родона­чальников племени или культовых героев. Близнецы могли выступать в качестве соперников или в качестве союзников. В некоторых дуалистических мифах братья-близнецы высту­пают как антагонистические начала.

Мифы тотемические составляют непременную часть верований в родство чудесное, сверхъестественное, фантасти­ческое родство между людьми и тотемами (животными и рас­тениями). В таких мифах люди и тотемы имеют общие свой­ства, т.е. люди наделяются чертами животных и растений и наоборот.

Календарные мифы тесно связаны с хозяйственной деятельностью людей. Смена времен года породила мифы о плодоносящей силе земли, об ее умирании и воскрешении. У всех народов существовали календарные циклы обрядов, свя­занные с аграрной магией. Распространен календарный миф об умирающем и воскресающем боге, об уходящем и возвра­щающемся герое. Часто в мифологии используется сюжет борьбы героя с демоном или другим мифологическим существом. При этом герой погибает (или ему наносится физиче­ский урон), но затем его мать (жена, сестра, сын) ищет героя, находит, воскрешает и тот побеждает своего противника. Структура календарных мифов у некоторых народов мира связана с обрядом инициации (посвящения).

Мифологическая смена дня и ночи, зимы и лета в ка­лендарных мифах, как считают исследователи, повлияла на многочисленные сюжеты героических и эсхатологических мифов, рассказывающих о сменах мировых эпох.

Героические мифы живописуют о важнейших момен­тах жизненного цикла. В них рассказывается о судьбе героя, раскрывается его биография, в них может включаться его чу­десное рождение. Героические мифы связаны с формировани­ем личности. Жизненные перипетии: поиски жены и брачные испытания, борьба с чудовищем, смерть героя как бы призва­ны распространить порядок, космос на формирование чело­века. Пройдя все жизненные испытания, герой способен соб­ственными силами поддерживать установившиеся отношения в мире и противостоять их краху. Именно героические мифы легли в основу эпоса, а впоследствии - сказки.

Эсхатонические (с греческого eschatos+locos - по­следний +учение) мифы повествуют о конце мира. В них поднимаются темы катастроф и возмездия богов. Эта катего­рия мифов возникла сравнительно поздно. Попрание и нару­шение человеком норм морали, закона, а также преступления и распри людей приводят их гибели. Мир погибает в огне, космических катаклизмах, от голода и земных катастроф.

Http://nimestel.blogspot.ru/2013/05/blog-post_5181.html

Н.М. МЫШЬЯКОВА

МИФОЛОГИЯ

Программные материалы к спецкурсу

(ГСЭ.Р.00 – национально-региональный (вузовский) компонент)

(протокол № 4 от 15 июня 2004 г. заседания Президиума совета по специальностям педагогического образования)

Оренбург

Издательство ОГПУ

УДК 930.85: 7.046 (075.8)

Рецензенты

Н.Д.Садомская , кандидат филологических наук,

доцент, зав. кафедрой мировой литературы ОГПУ

Н.Н.Башатова , кандидат филологических наук, доцент кафедры русской

классической литературы ОГПУ

Мышьякова Н.М.

М96 Мифология : Программные материалы к спецкурсу / Н.М.Мышьякова. –

Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004. – 52 с.

Программа предназначена для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений.

УДК 930.85: 046 (075.8)

Мышьякова Н.М., 2004

Издательство ОГПУ, 2004

Данная программа предназначена для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений и предполагает углубленное изучение мифологии как системы, что может быть осуществлено в рамках специальных, факультативных курсов или при изучении культурологии как основной специальности.

Задача курса – рассмотреть мифологию в её универсальных структурных характеристиках. Материал разделён на несколько разделов и предполагает расширение и дополнение его конкретно-историческими и этнокультурными фактами. В качестве основного учебного пособия, на которое ориентированы студенты, избрана двухтомная энциклопедия «Мифы народов мира».

В квадратных скобках дан справочный и иллюстративный материал. В круглых скобках курсивом указаны цитируемые авторы, многие из которых являются авторами названной энциклопедии. В этой связи названные в тексте фамилии исследователей могут отсутствовать в списке рекомендованной литературы.

I. Понятие мифа.

II. Классификация мифов.

III. Мифопоэтическая модель мира.

IV. Состояния и стихии мира.

V. Мифопоэтическое пространство.

VI. Мифологическое время.

VII. Числа. Геометрические символы.

VIII. Металлы и минералы.

IX. Растения.

XI. Мифопоэтические персонажи.

XII. Низшая мифология.

Литература



I. ПОНЯТИЕ МИФА

Миф как первая форма рационального постижения мира. Мифология как «идеологическая доминанта первобытной синкретической культуры» (Е. М. Мелетинский ). Особенности магического мышления. Миф как «совершенно необходимая категория мысли и жизни» (А. Ф. Лосев ). Символизм, генетизм, зтиологизм мифа. История изучения мифа. Понятие мифа в работах А. Ф. Лосева. Миф как знаковая система. Миф в ряду других видов языковых высказываний. Миф как «рассказанная история», как «язык, работающий на самом высоком уровне, на котором смыслу удаётся отделиться от языковой основы, на которой он сложился» (К. Леви-Стросс ). «Миф сегодня» в работах Ролана Барта. Миф как «вторичная семиологическая система» (Р. Барт ).

Миф и обряды . Мифологическая и эволюционистская позиции в изучении связей обряда и мифа [Я. Гримм, А Н. Афанасьев, Э. Тайлор, Г. Спенсер и др.]. Ритуальная теория мифа и ее критика [Ю. П. Францев, Е. М. Мелетинский, К. Леви-Cтpocc]. Аграрная мифология [Дж. Фрейзер]. Эзотерическая и экзотерическая мифология. Обряд как регулятор социального поведения на основе «обменных» принципов (Е. Новик ). Структурно-семантическое тождество обряда и мифа, их диалогическая основа. Метафоричность мифа и метонимичность обряда.

Связь ритуала и мифа в мифологии австралийских аборигенов, в египетской и греческой мифологиях. Взаимодействие обрядности и мифологии в Ветхом Завете. Мифологизация ритуалов в текстах Нового Завета. Народные и церковные обряды как инсценировки евангельских повествований.

Обряды инициации . Миф - составная часть инициации. Трёхчастная структура инициационных обрядов. Инициационные мотивы в сюжетах героических мифов и волшебных сказок. Инициационные и инкарнационные сюжеты. Инициация как возможная основа любого повествовательного текста (Г. А. Левинтон ).

Мифы и заговоры . Логика «партиципации» (Л. Леви-Брюль ). «Чёрные» заговоры и «теневые» мифы. Сюжеты, топика и система персонажей в заговорах и мифах. Конструирующая способность заговора. Связь заговора с фольклорной традицией и религиозной системой.

Мифы и религия . Вопрос о соотношении религии и мифологии с точки зрения мифологической и эволюционистской школ. Социально-нормативная функция мифа. Самостоятельность мифологии и религии. Роль мифологии в истории религий. Постоянное «воспроизводство в культуре мифов и религий» (Б. Губман ).

Мифы и история . Характерные черты космогонических мифов и раннеисторических текстов. Мифы и «исторические» предания [Б. Малиновский, Э. Сепир]. Две пары признаков при определении соотношений мифа, сказки, исторического предания и священной истории: «сказочный - несказочный», «сакральный - несакральный» (В.Н. Топоров ). Предания «свои» и «чужие». Формирование истории как науки. Особенности раннеисторических текстов. Понимание времени и пространства в раннеисторических описаниях. Десакрализация мифов. Формирование понятия причинности. Включение фольклорного и фантастического материала в «истории». Роль иудаистической и христианской мифологии в эмансипации истории от мифа.

Мифы и предания . Европейское и русское понимание термина «предание». Предание и Священное Писание. Предание как способ передачи религиозного учения. Предание как фольклорный текст. «Жанровые формы» преданий: мифологические, исторические, семейные предания; «этиологические рассказы»; предания «с коллективным героем» (Г. А. Левинтон ). Предание и исторический анекдот.

Мифы и легенды . Легенда и предание. Термин «легенда» вне противопоставления преданию. Легенда в сопоставлении с мифом, сказкой, эпосом. Генетическая зависимость легенды от мифа. Легенда и предание в культурах христианства и ислама. Неканоничность легенды в христианской мифологии. Легенда и апокриф. Особенности христианских легенд. Социально-утопические легенды.

Мифы и сказки . Происхождение сказки из мифа. Демифологизация времени и места действия сказки. Вытеснение этиологического смысла мифа моралью и стилистическими формулами. Демифологизация и антропоморфизация героя волшебной и волшебно-героической сказки. Превращение конкретно-этнографической фантазии в обобщённо-поэтическую (Е.М. Мелетинский ). Господство социального кода в сказочной семантике. Общая морфологическая структура мифа и сказки (цепь потерь и приобретений). Традиционные сказочные формулы - важнейшие жанровые показатели классической волшебной сказки.

Эпос и мифы . Миф как «зерно повествования». Мифологические черты архаического эпоса: дуальная система враждующих племён, «хтоничность» врагов; мифологическая фигура «матери» или «хозяйки»; черты культурного героя-демиурга в героях архаического эпоса (Е.М. Мелетинский ). Система мифологических функций и их воспроизведение в архаических и классических формах эпоса. Миф и героический эпос в противопоставлении сказке. Специфика романического эпоса.

Мифы и литература . Многообразие форм взаимодействия мифов и литературы [ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии]. Фольклор как культурный посредник во взаимодействии мифов и литературы. Мифологическое [континуально-циклическое, изоморфное] сознание дописьменной эпохи и дискретное логико-словесное мышление периода письменных культур. Совмещение принципа историко-бытовой нарративности и постоянное воспроизводство мифологических структур. Конкретно-исторический характер осознания соотношения искусства и мифологии (Ю. М. Лотман ). Использование и переработка мифов в античной культуре. Соотношение мифов с философским осмыслением истории, с религиозной проблематикой, предвосхищение христианских мифологем [Вергилий, Овидий].

Языческая мифология «варварских» народов и христианская мифология как почва литературы средних веков. Преобладающее влияние христианства. «Снижение» понятия «миф». Формирование сложного «диффузного мифологического континуума» (Е. М. Мелетинский ).

Увеличение роли нехристианских компонентов в культуре Возрождения. Народная карнавальная культура как промежуточное звено между первобытной мифологией и художественной культурой. Канонизация и демифологизация античной мифологии в культуре классицизма. Формализация приёмов использования мифов. Формирование национально-языческой мифологии в культуре романтизма. Открытие скандинавской, восточной, славянской мифологий. Интерес к низшей мифологии. Романтическое мифотворчество. Демифологизация культуры XIX века. Мифологизирование как литературный приём. Неомифологические тенденции в культуре конца XIX - начала XX вв. [Вагнер, Ницше]. Неомифологизм и панэстетизм. Возникновение новых жанров [роман-миф, поэмы-мифы, симфонии и др.]. Разрушение мифологического европоцентризма. Установка на создание «авторских мифов». Различные типы литературного мифологизирования в культуре XX века: мифологизация житейской прозы, мифологема умирающего и воскресающего человека, поэтика повторности, мифологизированное историческое предание, антимифы и т. д.

Языковая функция мифа. Идея «полифонического» мира. Поэтика неомифологизма: повторность, «вечное возвращение» (Ф. Ницше ), символизм, цитаты-мифологемы, «полимифологизм» и т. д.

Тенденция «ремифологизации» (Ю. М. Лотман ) в современной культуре. Проблема «искусство и миф» в философии, эстетике, культурологии, искусствознании [мифологическая школа, романтическая эстетика, Ф. Ницше, К. Юнг, Дж. Фрейзер, К. Леви-Стросс, Р. Барт, А. Ф. Лосев, О. М. Фрейденберг, Е. М. Мелетинский, В. В. Иванов, В. Н. Топоров и др.].

Два аспекта рассмотрения соотношения мифа и литературы. Эволюционистский аспект: миф - стадия сознания; реликтовые формы мифа. Типологический аспект: мифология и литература - различные способы ви дения и описания мира; специфика мифологического сознания; принцип изоморфизма.

Мифология и изобразительное искусство . Изобразительное искусство как источник информации о мифологическом сознании. Связь изобразительного искусства с ритуалом. Возникновение отдельных знаковых систем из единого универсального знакового комплекса. Искусство феургии [богоделания] как «материнское лоно всех наук и всех искусств» (П.А. Флоренский ). Противоречивость связи изобразительного искусства с мифопоэтической системой.

Графический символизм верхнепалеолитической эпохи. Этапы развития палеолитического искусства: неизобразительный характер произведений искусства, изображения на произведениях «мобильного» искусства, стенная живопись пещер, палеолитические «Венеры» и др. Особая структура живописного пространства: негомогенность пространства, наличие различных зон и определённый выбор изображений, «внешняя» композиция «картин» (В. Н. Топоров ).

Изобразительное искусство мезолита и неолита. Постепенное включение композиции и сюжетов в семиотическую сферу искусства. Ослабление мифопоэтического начала. Создание предпосылок для выделения изобразительного искусства из единого мифопоэтического комплекса. Появление изобразительных мифопоэтических «стандартов» (В. Н. Топоров ).

Разрушение композиционной схемы «мирового древа» в эпоху Проторенессанса. «Угасание» ритуального значения изображения.

«Мифостроительный потенциал» (В. Н. Топоров ) христианского искусства. Динамичность и полицентричность европейского искусства. Мифотворческая функция изобразительного искусства.

Графические элементы в мифопоэтических системах: идеограммы, клинописные знаки, буквы и т. д. Понятие «письмена». Письмена как знак. Письмена и предметное письмо [бирки, узелковое письмо, жезлы вестников и др.]. Письмена и рисуночное письмо [пиктограммы и идеограммы]. Сакральные письмена. Образ бога-писца. Связь между письменами и звуками. Говорение как творческое начало. Звук, слово как первопричина Вселенной. Звук как «таинство» (М. М. Маковский ). Алфавит как классификационная система, «сжатая» Вселенная. Идея звукобуквенного изоморфизма. Слово как эманация человеческого существа. Буква и число. «Буквенная алхимия» (М. М. Маковский ). Письмена и образы растительного кода. Языковые мотивировки понятия чтения.

II. КЛАССИФИКАЦИЯ МИФОВ

Возможность и условность классификации мифов.

Тотемические мифы . Понятие «тотем» [«его род»]. Тотемические мифы как зародышевая форма культовых мифов (С. Токарев ). Относительная простота тотемических мифов. Следы тотемизма в развитых мифопоэтических системах [греческая, римская, христианская мифологии].

Культовые мифы . Миф как мотивировка и существенный элемент обряда. Ритуальная теория мифа [Дж. Фрейзер]. Культовые мифы как эзотерические и экзотерические знания. Культовые мифы и христианское вероучение.

Дуалистические мифы . Предпосылки возникновения, социальный и культурно-исторический контекст дуалистических мифов. Примеры систематизации дуалистической мифологии в виде учения о двух полярных силах, действующих в космосе [древнеиндийские мифы, «Авеста», египетская мифология, китайские дуалистические мифы]. Мотивы дуалистической мифологии в евангелической литературе, в средневековых ересях. Символика дуалистических мифов в позднейшей европейской литературной традиции [Гёте, Т. Манн, М. Булгаков].

Этиологические мифы . Широкое и узкое понимание термина. Тематика мифов: космогонические, морфология животных, социальные, культовые. Этиологические мифы и сказки.

Космогонические мифы . Синхронический и диахронический аспекты описания космоса. Сфера космологического и космогонического в мифопоэтическом сознании. Архаичные мифы творения. Связь космогонических мифов и космологических представлений с пространственно-временны ми координатами [«центр мира», «время творения», понятия «начала» и «конца»]. Космологические представления и ритуал. Космологические коды и классификаторы. Персонификация классификаторов [отец - небо, мать - земля]. Положительный и отрицательный варианты темы тождества. Однородность космологических представлений в мифопоэтических традициях. Характерные приёмы описания космоса: хаос, серия «негативных положений» и «утверждений» (В.Н. Топоров ), перечисление «строительных материалов». Основные космогонические акты. Мотив сакрального инцеста . Числовые показатели порядка творения. Сюжетно-композиционная схема космогонических мифов. Мотивы творения: метаморфозы «усталых» предков, словесное называние, похищение у начальных хранителей, демиургический акт и др. Образ мирового яйца . Природа и образ творца.

Астральные мифы . Зооморфизм ранних астральных мифов. Наличие нескольких космических персонажей. Системы соответствий созвездий животным [знаки Зодиака]. Шумеро-аккадская традиция, её влияние на культуру других народов. Характерные мотивы: мотив звезды как цепной собаки, мотив звёздной колесницы, метаморфозы персонажей, «трассы» героев и т. д. Этрусские астральные мифы как источник сведений об архаичной преднауке. Отражение в мифах формирующихся астрологических знаний [старовавилонские, ассирийские, средневековые европейские, арабские памятники]. Мифологема звезды в поздних культурах. Колесо , колесница как астральные символы. Праздник сжигания колеса. Священные изображения колесниц.

Солярные мифы . Архаичные формы солярных мифов. Универсальные мотивы солярных мифов. Мотив слепоты солнца. Образ глаза . Культ бога солнца. Символика колеса. Солнце и священный царь-правитель. Солнце и культ металлов. Мифологема солнца в последующих культурах.

Лунарные мифы . Связь с солярными и дуалистическими мифами. Основные мотивы: брак месяца и солнца; мотив чудовища, пожирающего месяц; антитеза луны и солнца; символика мужского и женского начал; мотив сгорания и т. д. Мифологема лука в поздних культурах.

Эсхатологические мифы . Мотивы конца света и мировых катастроф. Жанр пророчества. Связь эсхатологических мифов с мифами о смерти и загробном мире. Влияние иранской эсхатологии на иудаистическую и христианскую мифологии. Христианская апокалиптика. Эсхатологические мотивы в философии [О. Шпенглер, Н. Бердяев]. Эсхатологическое мифотворчество XX в.

Антропогонические мифы . Антропогонические мифы как часть космогонической мифологии. Антропоморфность Вселенной. «Материалы» и «технологии» создания людей. Мужская и женская природа. Двуполые существа [андрогины]. Мотивы бесполости. Теории происхождения андрогинной идеи: обрядовый трансвестизм, реальные факты гермафродитизма, бисексуальность, «объяснение от противного» (С. Токарев ) и др. Первичные пары существ. Первочеловек как антропоморфизированная модель мира. Изоморфность микро- и макрокосма. Образы «пассивного» демиурга (В. Н. Топоров ). Мотивы расчленения первотела [магическая анатомия]. Отражение мотивов разъятия в клятвах. Образы первочеловека и космического тела как основа религиозно-метафизических и философских учений [три тела Будды]. Образы совершенного человека. Концепции мировой души. Мифологема первочеловека и язык. Поэтика заговора и заклинания, основанная на мифопоэтической семантике частей тела. Смерть первочеловека и идея конца мифического времени. Антропогонические мифы тотемического характера [зооморфные и растительные мотивы]. Мотивы мирового яйца и мирового древа. Телесная оболочка и душа. Образы «гротескного тела» в народной карнавальной культуре (М. М. Бахтин ).

Близнечные мифы . Разновидности близнечных мифов: мифы о близнецах-братьях; о близнецах брате и сестре; близнецах андрогинах; зооморфные близнечные мифы. Характерные мотивы: «возлюбленные» близнецы, мотивы вражды, кровосмешения. Идеи неестественности близнечного рождения. Сакрализация близнечных обрядов. Культ близнецов и символика плодородия. Оппозиция левый -правый . Мифологема двойника в последующей культуре.

Древняя мифология прочно ассоциируется в сознании современного человека с загадочной Элладой. Именно в Древней Греции этот жанр зародился и получил небывалый расцвет. Что же такое миф, в чем его специфика и какие виды выделяются? Давайте разберемся .

Понятие и суть

Слово «миф» в переводе с языка древних греков означает «сказание» или «предание». Чаще всего основной тематикой подобных произведений была жизнь богов и богоподобных существ, однако нередко в текстах главными действующими лицами становились обыкновенные люди. Мифология представляет собой целостную картину, совокупность разрозненных сказаний.

Создавая мифы, древние люди верили в реальность происходящих в них событий, в этих текстах человек пытался найти объяснение непонятных ему явлений, поэтому первый и важнейший жанровый признак - единство рационального и иррационального начал. Существа, наделенные сверхъестественной силой - боги и богоподобные создания - обитали на небе, под землей и чаще всего походили на людей как внешне, так и особенностями характера. Им были присущи жадность, злоба, коварство, благородство, они влюблялись и страдали, умирали и враждовали друг с другом. Но от людей их отличало наличие особой силы.

Значение мифологии

В литературоведении принято выделять функции мифов, которые представлены в таблице.

Миф воспринимался сознанием древнего человека как правда , достоверный рассказ о том, что происходило в реальности. При помощи этих произведений люди не только пытались объяснить себе причины непонятных им явлений, но и сформировать собственную картину мира.

Типология

Принято выделить несколько видов мифов:

  • Этиологические. Представляют собой попытку древнего человека объяснить причины природных явлений: грозы и грома, землетрясений и ураганов. Конечно, этиологическая функция в целом присуща большинству произведений жанра, но есть определенная группа мифов, в которых именно эта особенность играет главенствующую роль. Чаще всего такие мифы встречаются у первобытных жителей планеты Земля и с развитием цивилизации они постепенно стали менее популярны. Примером может служить греческий миф об Арахне , талантливой ткачихе, которая была наказана богиней Афиной за горделивость и обращена в паука, обреченного вечно плести свою паутину.
  • Космогонические. Их выдает уже более сложное сознание, появляются такие тексты у большинства древних народов, поскольку человек пытался найти свое место в мире. Это мифы, объясняющие происхождение космоса и богов, земли и людей. Нередко в текстах можно обнаружить вкрапления теории создания мира из хаоса . У многих народностей присутствует своя космогоническая картина мира, но можно выявить и сходные моменты. Например, греки верили, что в Хаосе самозародились первые божества, Уран и Гея, которые и создали остальной мир и его жителей.
  • Антропогонические . Некоторыми исследователями включаются в группу космологических, другими выделяются в самостоятельный тип. Это мифы о происхождении человека. Так, пример из греческой мифологии можно привести такой: титан Прометей создал людей из земли и попросил богиню Афину вдохнуть в них жизнь.
  • Тотемические. Представляют собой попытку объяснить родство племени с неким животным-тотемом, которое понималось как предок-родоначальник.
  • Астральные, лунарные и солярные. Это тексты о звездах , планетах, Луне и Солнце . Очень много подобных примеров можно обнаружить в восточной мифологии или в преданиях древних индейцев. В греческой мифологии есть упоминание о том, что бог солнца Гелиос, проезжая по небу на своей колеснице, вызывает приход дня.
  • Календарные. В них древнее сознание пыталось найти объяснение цикличности в природе: смене дня и ночи, времен года. Нередко в таких текстах божество умирает и воскресает, символизируя собой возрождение самой природы, победу добра над злом.
  • Героические. Появились намного позднее вышеперечисленных видов мифов, с примерами которых мы познакомимся позднее. Представляют собой описание подвигов и биографию героя-человека. Чаще всего он отличался мужественностью и силой или обладал какими-либо уникальными особенностями. Странствуя по миру, герой совершал подвиги, защищал простых людей, уничтожал чудовищ. Такие произведения считаются основой появившегося значительно позднее героического эпоса. Таковы подвиги Геракла, Тесея , Персея и других персонажей из греческого мифотворчества.
  • Наконец, очень интересны мифы эсхатологические, представляющие собой попытку древних придумать гипотезу конца света. Встречаются такие у многих народов.

В понимании особенностей сознания представителей той или иной цивилизации особую роль играют миф и мифология. Виды мифов отличаются многообразием, но схожие сюжеты нередко встречаются у различных народов, которые географически были разобщены друг от друга. Эту странность исследователи пытаются разгадать уже много лет, но пока нет четкой гипотезы с достоверными аргументами.

Иной подход к классификации

Нередко можно встретить и выделенные иначе виды мифов:

  • шумерские;
  • библейские;
  • античные;
  • скандинавские;
  • египетские;
  • древних индейцев.

Каждый из них отличается уникальной спецификой, собственными сюжетами и героями, своим пониманием космогонии и места человека в мире.

Мифология Эллады

Рассмотрим виды мифов Древней Греции. Исследователи выделяют три периода в развитии мифотворчества Эллады, информация о которых представлена в таблице.

Периодизация греческой мифологии

Особенности

Доолимпийский

Мир населяли демоны и существа, обладающие могучей силой, нередко сверхъестественными навыками. Силы природы обожествляются, четкой картины мира пока нет, есть фетишизм и анимизм

Олимпийский

Появляется четко сформированный пантеон богов, во главе которого находится Зевс-громовержец , а каждому божеству присваиваются определенные функции. Появляются герои, которые нередко вступают в схватку с чудовищами и одолевают их

Поздний героический

На смену богам приходят обычные люди - герои, которые совершают подвиги и прославляют свое имя.

Появление олимпийских мифов связано прежде всего с тем, что человек уже сумел подчинил себе природу, поэтому то или иное явление объяснялось уже не волей некоего мистического демона, а действием человекоподобного бога, который, хотя и обладал бессмертием и силой, но выглядел как обычный человек. Именно в этот период появляется знаменитый цикл о 12 подвигах Геракла и о странствиях хитроумного Одиссея.

Типология греческих мифов

Принято выделять два основных вида мифов античной Греции:

  • космогонические;
  • героические.

Первые посвящены осмыслению создания мира, вторые раскрывают отважные похождения героев. Для формирования у человека картины сотворения мира и жизни очень важны миф и мифология. Виды мифов Древней Эллады - яркое тому доказательство. Так, греки сначала сформировали свою космогонию, а лишь потом стали придумывать сказания о подвигах простых смертных. Мир был создан из Хаоса, в котором зародились два первых бога - Уран и Гея, супружеская пара и одновременно брат и сестра. Именно они породили циклопов, титанов и младших богов. История Олимпа строилась в кровопролитных войнах, имелось в ней восстание титанов против отца, и попытка Урана уничтожить своих детей - будущих жителей Олимпа, и свержение самого Урана собственным сыном - Зевсом .

Пантеон древних греков

Мы рассмотрели понятие мифа и виды мифов. Теперь познакомимся с основными жителями Олимпа:

  • Зевс - верховное божество, бог-громовержец, суровый и властный.
  • Гера - супруга верховного бога, богиня домашнего очага и семьи.
  • Афина - покровительница мудрости и честного боя.
  • Афродита - прекрасная богиня любви.
  • Артемида - божество охоты.
  • Аид - брат Зевса , владелец подземного царства мертвых .
  • Посейдон - бог морей и океанов.
  • Арес - бог кровопролитного боя.
  • Деметра - богиня плодородия и богатого урожая.
  • Гермес - покровительствовал торговле и искусству.
  • Аполлон - бог науки и покровитель муз.

Каждый бог имел свое предназначение, но объединяло их одно - возможность помогать людям. Нередко божества проявляли своенравие и наказывали своих «подопечных», поэтому , дабы их задобрить, приносились жертвы. Почетом и уважением пользовались жрецы - служители олимпийцев.

Популярные герои-люди

Виды и значение мифов Древней Греции мы коротко описали. Теперь рассмотрим, какие герои-обычные люди в них действовали.

  • Сыновья Зевса и смертных женщин: Персей - спаситель прекрасной Андромеды от морского чудовища и победитель Медузы Горгоны ; Геракл, совершивший знаменитые 12 подвигов. Оба героя - сыновья Зевса .
  • Простые смертные: Тесей , сумевший победить Минотавра и выбраться из запутанного лабиринта; музыкант Орфей, чье волшебное пение пленяло слух и богов, и смертных; гениальный создатель Дедал, который воплотил в жизнь мечту воспарить над землей и поплатился за это самым ценным - жизнью любимого сына.

Нередко людям божества помогали, иногда - соперничали с ними. И если в олимпийских мифах нашло отражение понимание греками устройства мира, то в героических текстах отображены, прежде всего, представления об идеальном человеке.

Основные виды мифов в философии

Философская наука признает важность и значимость мифов в искусстве и придерживается их традиционной классификации на космогонические и героические. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие философы в своих трудах использовали мифологические сюжеты.

Виды мифов отличаются многообразием, эти тексты помогают нам проникнуть в сознание древних людей и понять, как именно они объясняли то или иное явление, какие человеческие качества для них были важны, как представлялся им процесс сотворения мира и его гибель.