Натюрморт голландская кухня 17 18 век картины. Голландский натюрморт. Приключения одного бокала

Питер Клас. Натюрморт с бокалом для вина и серебряной чашей. 1630-е гг.

Вы получили образование, но работаете ли вы по профессии? Ваше первое место работы – оно же последнее? Вы женаты на вашей первой любви? Живете в том же городе, что и родились? В доме, доставшемся вам по наследству? Едите из того же фамильного сервиза, что и ваши родители? Пьете вино из того же старинного бокала?

Современный человек на все эти вопросы ответит – нет. Голландец XVII века – да. Они не были так склонны к переменам, как мы. Они были оседлы, верны корням, брачным обязательствам и делу, они долбили в одну точку. Можно ли себе представить, чтобы современный художник всё писал и писал одну и ту же тему, один и тот же сюжет, на протяжении лет, десятилетий, всей жизни! Человек из XVII века – мог. Входить в одну и ту же реку сотни раз. Добиваясь потрясающих результатов.


Питер Клас. Натюрморт с черепом. 1628 г.

Два знаменитых современника, почетных жителя города Хаарлема, Питер Клас и Виллем Клас Хеда, на протяжении всей жизни писали не то что одинаковые натюрморты, они писали… один и тот же бокал для вина! А у Хеда, к тому же, был сын, тоже художник, и он, как вы уже догадались, тоже был неравнодушен к этому бокалу. Потрясающе, не правда ли? Это какое-то совершенно другое восприятие времени и наполнения собственной жизни.


Виллем Клас Хеда. 1631 г.

Интересно, как это у них происходило? Вот написал 30-летний Клас свой бокал. Проходит два года, он говорит себе – а не написать ли мне мой бокал ещё раз? И так каждые несколько лет! Бокал справа, бокал слева, бокал стоит, бокал лежит. Бокал в компании с дичью, в компании с рыбой. С пирогом, с фруктами, с черепом… Может, это психическое заболевание, распространенное в 17 веке? Эдакая навязчивость. И сегодня человечество излечилось… Или, наоборот, это мы настолько больны, что не можем ни на чем серьезно сосредоточиться…

Итак, голландский натюрморт, приключения одного бокала, любуйтесь, краше этих сдержанных, почти монохромных шедевров, трудно что-либо отыскать в истории живописи.


Виллем Клас Хеда. 1632 г.


Виллем Клас Хеда. 1632 г.


Питер Клас. Натюрморт с устрицами. 1633 г.


Виллем Клас Хеда. 1634 г.


Виллем Клас Хеда. 1634 г.


Виллем Клас Хеда. 1635 г.


Виллем Клас Хеда. 1643 г.



Геррит Виллемс Хеда (сын). 1645 г.



Питер Клас. 1647 г.



Виллем Клас Хеда. 1648 г.



Виллем Клас Хеда. 1650-е гг.





Виллем Клас Хеда. 1657 г.



Питер Клас. 1660 г.

Уникальным культурным явлением XVII века называют голландский цветочный натюрморт, который оказал существенное влияние на все дальнейшее развитие живописи в Европе.

Любовно и бережно художники открывали красоту природы и мира вещей, показывали их богатство и разнообразие. Очаровывают и притягивают взгляд букеты из роз, незабудок и тюльпанов Амброзиуса Босхарта Старшего, который стал основоположником в живописи цветочного натюрморта как независимого направления.

АБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ 1573-1621

Свою карьеру Босхарт начал в Антверпене в 1588 году. С 1593 по 1613 годы он работал в Мидделбурге, затем в Утрехте (с 1616 года) и в Бреде.

На полотнах Босхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки. Во многих случаях цветы тронуты увяданием, что вводит в полотна Босхарта аллегорический мотив бренности бытия (ванитас)

Тюльпаны, розы, белые и розовые гвоздики, незабудки и другие цветы в вазе.

На первый взгляд букеты кажутся написанными с натуры, но при внимательном взгляде становится очевидно, что они составлены из растений, цветущих в разное время. Впечатление естественности и правдоподобия возникает благодаря тому, что изображения отдельных цветов основаны на индивидуальных натурных "штудиях"


Увеличенный фрагмент эскиза Яна Ван Хейсума, который хранится в Метрополитене.


Ян Батист фон Форненбрух. Серед. 17 в.

Это был обычный метод работы живописцев цветочных натюрмортов. Художники выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, в разных ракурсах и при различном освещении, и эти рисунки затем служили им неоднократно — они повторяли их в картинах.


Якоб Моррель. "Два тюльпана".

Как рабочий материал использовались также рисунки других художников, гравюры из печатных сборников и ботанических атласов.

Заказчики, вельможи и бюргеры, ценили в натюрмортах то, что изображенные цветы были "как живые". Но эти изображения не были натуралистическими. Они романтичны, поэтичны. Природа в них преобразована живописью.

Натюрморт с цветами в вазе 1619г

“Портреты” цветов, написанные на пергаменте акварелью и гуашью создавались для флористических альбомов, в которых садоводы стремились увековечить диковинные растения. Особенно многочисленны изображения тюльпанов. Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны.

Амброзиус Босхарт "Цветы в вазе".1619. Rijksmuseum, Амстердам.

В 17 в. в Голландии был настоящий тюльпановый бум, иногда за луковицу редкого тюльпана закладывали дом.
В Европу тюльпаны попали в 1554 году. Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек. Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов.

В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию. Владельцами луковиц тюльпанов в те времена являлись поистине богатые люди - особы королевских кровей или приближенные к ним. В Версале в честь выведения новых сортов устраивались специальные торжественные празднования.

Натюрморт с цветами.
Владеть прекрасными натюрмортами могли себе позволить не только голландские вельможи, но и обычные бюргеры.

Количество цветочных голландских натюрмортов огромно, но это не умаляет их художественную ценность. После аукционов, когда экономическое положение Голландии стало не блестящим, живописные собрания из домов бюргеров попало во дворцы европейских вельмож и королей.

Букет цветов 1920г

В центре этого букета мы видим крокус,но он огромного размера.Немного информации об этом знакомом нам цветке.

Крокус - лекарственное растение, афродизиак и краситель. Из его тычинок делают прекрасную пряность - шафран, которую добавляют в восточные сладости. Родина крокуса - Греция и Малая Азия. Так же как гиацинты и лилии, крокус стал героем мифов древних греков, изображался в сюжетах росписей дворцов.

По античной легенде, земля покрылась гиацинтами и крокусами для свадьбы и первой брачной ночи Геры и Зевса.

Еще одна легенда описывает историю юноши по имени Крокус, который своей красотой притягивал внимание одной нимфы, но оставался равнодушным к ее красоте. Тогда богиня Афродита превратила юношу в цветок, а нимфу во вьюнок, тем самым создав неразлучный союз.

Цветы в стеклянной вазе.

Стремление художников разнообразить состав своих букетов, заставляло их ездить в разные города, и делать натурных рисунки в садах любителей цветов Амстердама, Утрехта, Брюсселя, Харлема, Лейдена. Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок.


Цветы. 1619г


Цветы в китайской вазе.


Цветы в корзине.

Натюрморт с цветами в нише.

Цветы в нише.

Во фруктовых и цветочных натюрмортах кажущееся произвольно-случайным сочетание внешне не связанных между собой представителей флоры и фауны в опосредованной форме воплощало представления о бренной греховности всего земного и, напротив, нетленности истинной христианской добродетели.

Практически каждый «персонаж» натюрморта сложным языком символов обозначал собой определённую идею: смертность всего земного (например, ящерицы или улитки), глупую греховность и бренность человеческой жизни, которые мог символизировать, в частности, тюльпан.

Цветы в стеклянной вазе.1606

Согласно представлениям фламандцев и голландцев этот нежный цветок был не только зримым воплощением быстро увядающей красоты, но и его культивирование воспринималось многими как одна из самых суетных и корыстных профессий);

Экзотические заморские раковины, бывшие модным предметом коллекционирования, намекали на неразумную трату денег; обезьяна с персиком традиционно считались символом Первородного греха.

Натюрморт с цветами в зелёной стеклянной бутылке.

С другой стороны, муха на том же персике или розе обыкновенно вызывала ассоциации с символикой смерти, зла и греха; виноград и разбитые грецкие орехи — намекали на Грехопадение и, одновременно, искупительную жертву Христа на кресте, Красные ягоды спелой вишни — сим¬вол Божественной любви, в то время как порхающая бабочка — персонифицирует спасённую душу праведника.


Корзина.

Художественное направление Амброзиуса Босхарта продолжили развивать его три сына — Амброзиус Босхарт Младший, Абрахам Босхарт и Иоганнес Босхарт, а также его зять Бальтазар ван дер Аст Их произведения, вообще весьма многочисленные, неизменно пользуются спросом на художественных аукционах.

Источники.

Самыми популярными "голландскими натюрмортами" оставались цветочные натюрморты. Они воодушевлял зрителя на размышления о моральных и религиозных предметах. Составленный из прекрасных и разнообразных цветов (тюльпаны, ирисы, розы, дельфиниумы, фиалки - "анютины глазки", гвоздики, маки, анемоны, гиацинты, нарциссы, колокольчики, ландыши, незабудки, маргаритки, аквилегия, тацеты), букет был живописным гимном красоте божественного творения, а через него - мудрости и щедрости Господа, позволившего навеки запечатлеть эту красоту.

На первый взгляд букеты кажутся написанными с натуры, но при внимательном взгляде становится очевидно, что они составлены из растений, цветущих в разное время. Впечатление естественности и иллюзионистического жизнеподобия возникает благодаря тому, что изображения отдельных цветов основаны на индивидуальных натурных штудиях. Это был обычный метод работы живописцев цветочных натюрмортов. Художники выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, в разных ракурсах и при различном освещении, и эти рисунки затем служили им неоднократно — они повторяли их в картинах. Как рабочий материал использовались также рисунки других художников, гравюры из печатных сборников и ботанических атласов.

Ян Батист фон Форненбрух. Серед. 17 в.


Балтазар ван дер Аст. "Тюльпан".1690. Париж.

Жерар ван Спаендо. "Букет".


Якоб Моррель. "Два тюльпана".


Тюльпаны.
http://picasaweb.google.com/manon.and.gabrielle/m NpGmI#

Заказчики, вельможи и бюргеры, ценили в натюрмортах то, что изображенные цветы были "как живые". Но эти изображения не были натуралистическим. Они романтичны, поэтичны. Природа в них преобразована живописью.

“Портреты” цветов, написанные на пергаменте акварелью и гуашью создавались для флористических альбомов, в которых садоводы стремились увековечить диковинные растения. Особенно многочисленны изображения тюльпанов. Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны. В 17 в. в Голландии был настоящий тюльпановый бум, иногда за луковицу редкого тюльпана закладывали дом.
В Европу тюльпаны попали в 1554 году. Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек. Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов. В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию. Владельцами луковиц тюльпанов в те времена являлись поистине богатые люди - особы королевских кровей или приближенные к ним. В Версале в честь выведения новых сортов устраивались специальные торжественные празднования.
Владеть прекрасными натюрмортами могли себе позволить не только голландские вельможи, но и обычные бюргеры. Количество цветочных голландских натюрмортов огромно, но это не умаляет их художественную ценность. После аукционов, когда экономическое положение Голландии стало не блестящим, живописные собрания из домов бюргеров попало во дворцы европейских вельмож и королей.
Стремление художников разнообразить состав своих букетов, заставляло их ездить в разные города, и делать натурных рисунки в садах любителей цветов Амстердама, Утрехта, Брюсселя, Харлема, Лейдена. Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок.

Первые станковые натюрморты появились в 1600-е годы в творчестве Яна Брейгеля и Амброзиуса Босхарта и представляли собой искусно аранжированные композиции из многих цветов, часто помещенных в драгоценную вазу из венецианского стекла или китайского фарфора.


Ян Брейгель Бархатный. "Натюрморт". 1598. Художественно-исторический музей, Вена.

Амброзиус Босхарт "Цветы в вазе".1619. Rijksmuseum, Амстердам.

Балтазар ван дер Аст. "Натюрморт с цветами".1632. Rijksmuseum, Амстердам.


Композиция цветочных букетов во второй половине 17 в. становятся более свободными и изысканными.


Ян Девидс де Хеем. "Натюрморт с цветами". 1660. Национальная галерея США.

Голландский натюрморт вдохновляет и современных художников, в свое время это был некий прорыв, который не мог остаться не замеченным.Голландский натюрморт интересен не только знатокам живописи, приглашаю вас насладиться картинами и историей.

Голландский натюрморт имел несколько направлений, например большой популярностью пользовались изображения дичи и битой птицы это относилось к категории « Охотничьи трофеи» , сейчас мне кажется эти натюрморты на « любителя» не сильно приятно смотреть на туши животных, но в 17 веке к этому проще относились.

Мелхиор де Хондекутер «Охотничьи трофеи»

Еще одно направление голландского натюрморта это « Завтрак» и « Десерты» , изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов.

БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ «Тарелка с плодами и раковинами» 1630 г

Самое приятное направление голландского натюрморта 17 века это « Цветы и Фрукты» , которые могли быть изображены вместе на одной картине, почти всегда на картинах присутствует изображение насекомых, часто бабочек.

БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ «Натюрморт с фруктами»

Голландский натюрморт имел символичное значение, это было не просто изображение продуктов, цветов и т.п.основная мысль которая была свойственна голландскому натюрморту того времени-быстротечность всего земного и неизбежность смерти. При помощи символичных предметов таких как:часы, увядающие розы, свеча художники говорили о том, что ничто не вечно в этом мире.Кроме того, некоторые предметы указывали на привычки осуждаемые моралью, такие как курительная трубка, либо на интригу при помощи письма, музыкальных инструментов и т.п.К сожалению, в современной живописи символика утрачена и даже специалисты в живописи не могут объяснить значение всех символов голландской живописи 17 века.А в те далекие времена голландцы вечерами собирались в доме владельца натюрморта рассматривали его и обсуждали что значит тот или иной символ: увядший лавровый венок -быстротечность славы, монеты-тщеславие и т.п.

Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем

Обратите внимание, что на картинах голландских художников 17 века цветы кажутся нарисованными с натуры, но не всегда это было так, ведь композиции состоят из растений цветущих и плодоносящих в разное время.Художники в период цветения растения тщательно писали его при разном освещении, в разных ракурсах и т.п., это было заготовкой, которую потом использовали многократно в своих натюрмортах художники.Для того, что бы обогатить свои натюрморты голландские художники ездили в делать рисунки цветов в сады известных любителей цветов в Амстердам, Брюссель, Лейден и т.п.

Цветочные натюрморты в Голландии пользовались популярностью среди вельмож и знати, почти в каждом цветочном натюрморте 17века в Голландии присутствовали тюльпаны, в то время страна переживала тюльпанный бум. За луковицу редкого тюльпана могли заложить дом, выращивание тюльпанов считалось привилегией аристократов.Известен случай когда мельник обменял на одну луковицу тюльпана свою мельницу, луковица тюльпана считалась хорошим приданным.Тюльпаны в то время были одноцветные, реже двух цветные.Теперь вы можете понять почему тюльпаны часто встречались в натюрмортах голландских художников.

Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем

Один из самых известных художников писавших голландский натюрморт был Ян Давидс де Хем его картины пользовались большой популярностью.Его картины отличались сочностью цветов, реалистичностью, высокой степенью прозрачности цвета.

Одни из самых красивых голландских натюрмортов Яна Давидса де Хема.

Вопреки тому, что наименование жанра в переводе с французского означает «мертвая природа». Почему же в устах голландцев композиции из неодушевленных предметов, колоритно выведенные на холсты, обозначали жизнь? Да, изображения эти были столь ярки, достоверны и выразительны, что даже самые неискушенные ценители восхищались реалистичностью, осязаемостью деталей. Но дело не только в этом.

Голландский натюрморт - это попытка рассказать о том, насколько живо и тесно каждый предмет, каждая частичка этого мира вплетена в сложный мир человека и участвует в нем. Голландские мастера создавали гениальные композиции и умели так точно изобразить форму, цветовые переливы, объем и фактуру предметов, что те как бы хранили динамику действий человека. Вот еще не остывшее от руки поэта перо с поблескивающей капелькой чернил, вот разрезанный гранат, слезящийся рубиновым соком, а вот надкушенная и брошенная на скомканную салфетку булка… И вместе с тем это приглашение зачарованно любоваться и наслаждаться великолепием и многоликостью природы.

Темы и живописные образы

Голландский натюрморт неисчерпаем в обилии тем. Одни живописцы объединились в пристрастии к цветам и фруктам, другие специализировались на грубоватом правдоподобии кусков мяса и рыбы, третьи любовно творили на холстах кухонную утварь, а четвертые посвятили себя теме науки и искусства.

Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Предметы имеют строго определенное место и значение. Яблоко в центре изображения повествует о грехопадении первого человека, покрывающая его виноградная гроздь рассказывает об искупительной жертве Христа. Опустевшая раковина, служившая когда-то домом для морского моллюска, твердит о бренности жизни, поникшие и засохшие цветы - о смерти, а выпорхнувшая из кокона бабочка возвещает воскресение и обновление. В такой манере пишет Балтазар Аст.

Художники нового поколения предложили уже несколько иной голландский натюрморт. Живопись «дышит» неуловимой прелестью, таящейся в обычных вещах. Наполовину наполненный бокал, рассыпанные по столу предметы сервировки, плоды, разрезанный пирог - достоверность деталей великолепно передают цвет, свет, тени, блики и отражения, убедительно связанные с фактурой ткани, серебра, стекла и еды. Таковы полотна Питера Класа Хеды.

К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Здесь царят изящные фарфоровые чаши с позолотой, кубки из причудливо завитых раковин, изысканно разложенные на блюде плоды. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Становится необычайно распространенным голландский запечатленные рукой мастера, говорят особым, чувственным, языком и сообщают живописному произведению гармонию и ритм. Линии, переплетения и оттенки стеблей, бутонов, раскрытых соцветий, присутствующих в натюрморте, словно создают сложную симфонию, заставляющую зрителя не только любоваться, но и взволнованно переживать непостижимую красоту мира.