Что мне ближе классицизм или сентиментализм. Доклад: Русская литература XVIII века (сентиментализм и классицизм)

Во второй половине XVIII века, когда культура стала отражать черты поднимающейся нации, возросла роль художественной литературы, которая в первой четверти XVIII века служила в основном средством пропаганды правительственной деятельности. Главным содержанием культурного процесса середины и второй половины XVIII века было становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти. Идеалы классицизма – стройный порядок и гармония, воплощенные в определенной иерархии. Воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались поэтами – классицистами. Они славили превосходство государственного над личным, разума – над чувствами, порядка – над хаосом, цивилизации – над природой. В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме, полно пафоса гражданственности, были сильны просветительские тенденции и резкая обличительная сатирическая струя. Гражданская тема облекалась в форму торжественной оды, а описание частной жизни доставалось более «низким» жанрам. В литературе русский классицизм представлен произведениями А.Д.Кантемира, В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова. А.Д.Кантемир явился одним из родоначальников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры. Поэт – филолог В.К.Тредиаковский стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе «Новый краткий способ к сложению российских стихов» он сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения, которые позволили приблизить русский стих к русской разговорной речи. Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.

В архитектуре классицизм пришел на смену барокко (Зимний дворец В.В.Расстрелли). Величие и простота, оригинальность композиции совмещалась в архитектурных постройках с компактностью объемов, светлой краской, богатством отделки здания и ограды. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В.И.Баженов(Дом Пашкова), И.Е.Старов(Таврический дворец), М.Ф.Казаков(здание Сената в Кремле, университета, дом князей Долгоруких – ныне Дом Союзов).

В первой половине XVIII века общий процесс обмирщения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. В скульптуре первой половины XVIII века господствовал барокко, во второй половине – классицизм. Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота, человечность. Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся величественным характером, гуманизмом образов, лаконичностью и обобщенностью. Один из самых замечательных памятников этой эпохи – памятник Петру I Э.М.Фальконе, явившийся символом великого исторического призвания России.

Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII века, был заложен драматургией Ломоносова и Сумарокова. Распространение классицизма в театральном искусстве связано с возникновением в Петербурге в 1756 году государственного публичного профессионального театра во главе с русским купцом Ф.Г.Волковым. Крупнейшими актерами русского театрального классицизма были И.А.Дмитревский, П.А.Плавильщиков, Т.М.Троепольская.

Классицизм нашел отражение и в исторической живописи. Обращают на себя внимание полотна А.П.Лосенко «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с Андромахой», картина Г.И.Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Однако в живописи сказалось больше ограниченность классицизма – отвлеченный идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам античных образцов.

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. В конце XVIII века начинает развиваться стиль сентиментализма, характеризуемый повышенным интересом к внутреннему миру человека. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в обществе. Отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. Первоисточником добродетели сентименталисты считали чувствительность, поэтому стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы. Главный герой – обычный человек, стремящийся слиться с природой, найти в ней мирную тишину и обрести счастье. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина, создателем жанра сентиментальной повести. Примером может служить «Бедная Лиза», также автор «Писем русского путешественника». Он воспитывал в читателях способность глубоко чувствовать и сопереживать, он был убежден, что чувствительность, а не чины и звания определяют истинную ценность человека. Основное сочинение Карамзина «История государства Российского»(в 12 томах) – новый этап в развитии русской исторической науки и вместе с тем образец русской прозы.

Влияние сентиментализма отразилось и архитектуре, особенно парковой, с различными «гротами уединения», таинственными, скрытыми в полумраке беседками, в стилизации «дикой природы». Одна из работ дворянского мемуариста А.Т.Болотова так и называется: «Некоторые общие примечания о садах нежно-меланхолических». Большинство усадеб XVIII века было создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.

В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М.М.Иванова «Доение коровы» все внимание художника сосредоточено не на крестьянах, а на коротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С.Ф.Щедрина, писавшего традиционные «ландшафты со скотиною», крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими увеселениями» пастухов и пастушек. Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В.Л.Боровиковский. Созданные им женские образы (например, портрет М.И.Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений. Ранние полотна Д.Г.Левицкого отличались мастерством исполнения, художественной выразительностью и правдивостью характеристик.

Основоположником сентиментализма в русском театре является актер В.Померанцев. Театр 70-80-х годов XVIII века часто обращался к пасторальным операм и комедиям. Таков «Деревенский праздник» Майкова, на котором умиленные крестьяне поют: «Много мы имеем в поле и живем по нашей воле, там нам барин и отец!»

Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых, буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени.

ТЕСТ:

Установите соответствие художественных стилей и их характерных черт:

    Авангард;

    Готический стиль;

    Экспрессионизм;

А. Столкновение контрастов, преувеличенная резкость изломанных линий, замещающее реальное многообразие деталей и красок нервной дисгармоничной, неестественностью пропорций;

Б. Ребристые своды, включающая в себя стройные каменные арки, расположенных диагонально, поперек и продольно. Соборы приобрели общий характер легкости, устремились ввысь, стали динамичнее и экспрессивнее;

В. Стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее установившимися традициями, поиск новых необычных средств выражения;

Литература XVIII в. занимает очень важное место в многовековом процессе литературного развития русского народа. Вырастая на почве, подготовленной древней русской письменностью и народным творчеством, литература XVIII в. впитывает передовые просветительские идеи, начинает вступать в семью наиболее развитых западноевропейских литератур. В первые десятилетия XVIII в. новая русская литература находится еще в младенческом состоянии.

Большинство произведений этого времени дошло до нас без имени авторов. Грамотных людей было мало; литературные произведения, как правило, распространялись рукописным путем. Не созданы были еще художественные формы, необходимые для передачи нового содержания, которое несла развивающаяся жизнь русского общества. Неуклюж и тяжеловесен, заполнен церковнославянскими словами и оборотами язык, не развит стих. Но через эти устарелые формы, мало отличающиеся от привычных видов русской письменности предшествующего века, отражаются в литературе новые начала, внесенные в русскую жизнь преобразованиями Петра I, которые нанесли серьезный удар по старым, средневековым порядкам, спо - Собствовали развитию просвещения, науки. Благочестивые повести превращаются в «гистории» о славных подвигах русских «матросов» и «кавалеров» - представителей, как тогда говорилось, «Российской Европии»; в нескладных виршах (от латинского слова, означающего «стих») славятся уже не бог и святые, а воспеваются человеческие чувства.

Большой шаг вперед новая русская литература делает в 30 - 50-е годы XVIII в. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей - представителей новой русской литературы: А. Д. Кантемира (1708 - 1744), В. К.

Тредиаковского (1703 - 1769), А. П. Сумарокова (1717 - 1777) и в особенности гениального деятеля русской науки и культуры М.

В. Ломоносова (см. ст. «М.

В. Ломоносов»). Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества (Кантемир и Сумароков - к дворянской верхушке, Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, Ломоносов - сыном крестьянина). Но все они боролись с приверженцами допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры.

В духе идей века Просвещения (как обычно именуют XVIII столетие) все они были сторонниками так называемого просвещенного абсолютизма: верили в то, что прогрессивные исторические преобразования может осуществить носитель верховной власти - царь. И в пример ставили деятельность Петра I. Прогрессивные идеи, которыми в большей или меньшей степени проникнута деятельность Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, существенно повышают общественный вес и значение создаваемой ими новой русской литературы. Литература отныне выходит на передовые позиции общественного развития, становится в лучших своих проявлениях воспитательницей общества. Для нового содержания создаются новые формы. Усилиями Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова складывается в соответствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII в., - Русский классицизм.

Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Государственные интересы, долг перед отечеством должны были, по их понятиям, безусловно преобладать над частными, личными интересами. В противовес религиозному, средневековому мировоззрению высшим в человеке они считали его разум, законам которого должно полностью подчиняться и художественное творчество. Совершеннейшими, классическими (отсюда получило название и все направление) образцами прекрасного считали они замечательные создания античного, т.

е. древнегреческого и древнеримского, искусства, которое выросло на почве религиозных представлений того времени, но в мифологических образах богов и героев, по существу, прославляло красоту, силу и доблесть человека. Все это составляло сильные стороны классицизма, но в них же заключалась и его слабость, ограниченность. Возвеличение ума шло за счет принижения чувства, непосредственного восприятия окружающей действительности. Создавая художественное произведение, писатель старался всячески приблизиться к античным образцам и строго следовать специально разработанным для этого теоретиками классицизма правилам (см.

ст. «Классицизм во Франции»). Это стесняло свободу творчества, отрывало литературу от жизни, писателя - от современности и тем самым придавало его творчеству условный, искусственный характер. Самое же главное, что общественно-политический строй этой эпохи, основанный на угнетении простого народа, никак не соответствовал разумным понятиям о естественных, нормальных отношениях между людьми. Особенно резко такое несоответствие давало себя знать в самодержавно-крепостнической России XVIII в., где вместо просвещенного абсолютизма господствовал самый безудержный деспотизм. Поэтому именно в русском классицизме, который не случайно был начат сатирами Кантемира, стали усиленно развиваться обличительные, критические темы и мотивы.

С особой силой сказалось это в последнюю треть XVIII в. - время дальнейшего усиления крепостнического гнета и тиранической диктатуры дворян-крепостников во главе с императрицей Екатериной II. Критическое отношение к бесправию, произволу и насилиям отвечало настроениям и интересам широких слоев русского общества.

Общественная роль литературы все более повышается. Последняя треть века - наиболее цветущий период в развитии русской литературы XVIII столетия. Если в 30 - 50-е годы писателей можно было пересчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых писательских имен. Писатели-дворяне занимают преобладающее место. Но есть и немало писателей из низших классов, даже из числа крепостных крестьян.

Возросшее значение литературы почувствовала сама императрица Екатерина II. Она начала весьма активно заниматься писательской деятельностью, но потерпела неудачу. На ее стороне были немногие и по большей части малозначительные авторы.

Почти все крупные писатели, деятели русского просвещения - Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, Молодой И. А. Крылов, А.

Произведения неугодных царице писателей запрещались цензурой, а порой и публично сжигались «рукою палача»; их авторов жестоко преследовали, заключали в тюрьмы, приговаривали к смертной казни, ссылали в Сибирь. Но, несмотря на это, передовые идеи, которыми было наполнено их творчество, все больше проникали в сознание общества. Благодаря деятельности главным образом прогрессивных писателей замечательно обогащается сама литература. Создаются новые литературные роды и виды. В предыдущий период литературные произведения писались почти исключительно в стихах. Теперь возникают первые образцы художественной прозы.

Стремительно развивается драматургия. Особенно широкий размах приобретает развитие сатирических жанров. Сатирики XVIII в.

еще следуют правилам классицизма. Но в то же время в их творчестве все более широко отражаются картины и образы реальной жизни. Произведения критических писателей Новикова, Фонвизина, Радищева были прямыми предшественниками творчества основоположников русского критического реализма XIX в. - Пушкина, Гоголя.

Сатира XVIII в. еще ограничена в политическом отношении. Бичуя произвол, насилие, взяточничество, неправосудие, царившие в стране, сатирики не связывали их с порождавшим все это самодержавно-крепостническим строем. По словам выдающегося русского критика Н. А.

Добролюбова, они осуждали «злоупотребления того, Что в наших понятиях есть уже само по себе зло». Впервые негодующе обрушился не только на отдельные злоупотребления, а на все зло самодержавия и крепостничества в целом первый русский революционный писатель - А. Н. Радищев.

На смену классицизму пришло новое литературное направление - Сентиментализм (от французского слова sentiment - чувство). В противовес классицизму писатели этого направления на первый план выдвигали именно чувство. Сентименталисты отстаивали права человека на независимую от гнета государственной абсолютистской машины личную жизнь. Равным образом отстаивали они свободу писателя от принудительных правил классицизма.

Взамен аристократических героев од, поэм и трагедий классицизма с особой теплотой и сочувствием рисовали они в своих романах, повестях, часто имевших форму дневника, переписки, путевых записок, картины обычной жизни обыкновенных, простых людей. Наиболее характерным представителем и главой русского сентиментализма стал Н. М. Карамзин.

Творчество его развернулось в 90 е годы, завершая собой, как и творчество А. Н. Радищева, русскую литературу XVIII в. Всего за семьдесят лет, начиная от первых произведений А. Д. Кантемира и В. К.

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • Русская литература 18 века

    (сентиментализм и классицизм)

    Ученицы 9А класса

    Школы-гимназии №3

    Ахмедовой Азизы.

    Вступление. 3

    1. Литература петровского времени. 4

    2. Эпоха классицизма. 5

    3. Эпоха сентиментализма. 13

    Заключение. 18

    Вступление

    Первого января 1700 года по указу Петра Первого неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и столетнего века».

    Отныне россияне должны были жить по новому календарю. Дворянам велено было носить немецкое платье и стричь бороды. Быт, образование и даже церковное управление приобретают светский характер. При активной поддержке Петра создается и новая светская литература.

    «Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке», - писал А.С. Пушкин.

    Хотя к началу этого столетия русская литература прошла многовековой путь развития, создатели новой культуры - сторонники нововведений Петра - видели в прошлом не опору, а нечто устаревшее, что следует переделать. Петровские реформы они понимали как сотворение России из мрака исторического небытия. Противники Петра, напротив, видели в преобразованиях гибель старинных устоев Московского государства. Но внезапность, масштабность перемен, их последствия ощутили все.

    1. Литература петровского времени

    Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов - все это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди Петровских времен чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. Ушла в прошлое боярская Россия.

    Время требовало дел. Каждый обязан был трудиться на пользу общества и государства, подражая неустанному «работнику на троне». Всякое явление оценивалось прежде всего с точки зрения его полезности. Словесность же могла быть полезна в том случае, если она прославляла успехи России и разъясняла государеву волю. Поэтому главные качества литературы этой эпохи - злободневность, жизнеутверждающий пафос и установка на общедоступность. Так в 1706 году появились, так называемые " школьные драмы", пьесы, написанные преподавателями духовных учебных заведений.

    Школьная драма могла наполняться политическим содержанием. В пьесе, написанной в 1710 году по случаю победы под Полтавой, библейский царь Давид прямо уподоблен Петру Первому: как Давид победил великана Голиафа, так и Петр победил шведского короля Карла XII.

    Многочисленное духовное сословие к реформам было настроено враждебно. Петр не раз безуспешно пытался привлечь на свою сторону деятелей Церкви. Он искал верных людей, которые обладали бы даром слова и убеждения и послушно проводили его линию среди духовенства.

    Таким человеком стал Феофан Прокопович, церковный деятель и писатель. Проповеди Феофана - всегда политические выступления, талантливое изложение официальной точки зрения. Их печатали в государственных типографиях и рассылали по церквам. Большие публицистические сочинения Феофана - «Духовный регламент» (1721г) и «Правда воли монаршей»(1722г) - написаны по поручению Петра. Они посвящены обоснованию неограниченной власти монарха над жизнью подданных.

    Разнообразно поэтическое творчество Прокоповича. Он сочиняет духовные вирши, элегии, эпиграммы. Его «Песнь победная на пресловутую победу Полтавскую»(1709) положила начало многочисленным одам восемнадцатого века на победы русского оружия.

    Феофан был не только практиком, но и теоретиком литературы. Он составил курсы " Поэтики" и " Риторики" (1706-1707г) на латинском языке. В этих трудах он отстаивал литературу, как искусство, подчиняющееся строгим правилам, приносящее" услаждение и пользу". В стихах он требовал ясности и осуждал «темноту» ученой поэзии XVII века. В «Риторике» он, вслед за европейскими авторами, предложил различать три стиля: «высокий»,«средний» и «низкий», закрепляя каждый из них за конкретными жанрами. Трактаты Прокоповича не были своевременно изданы, но стали известны теоретикам русского классицизма, - Ломоносов изучал их в рукописи.

    2. Эпоха классицизма

    Литература петровского времени во многом напоминала литературу ушедшего столетия. Новые идеи говорили старым языком - в церковных проповедях, школьных драмах, рукописных повестях. Только в 30-40-х годах в русской словесности открывается совершенно новая страница - классицизм. Однако, как и литература петровского времени, творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова и других) тесно связана с текущей политической жизнью страны.

    В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской. Он был тесно связан с идеями европейского просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, обязательных для всех, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение равенства людей всех сословий, признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе.

    Для русского классицизма характерна также система жанров, обращение к разуму человека, условность художественных образов. Важным было признание решающей роли просвещенного монарха. Идеалом такого монарха для русского классицизма был Петр Первый.

    После смерти Петра Первого в 1725 году возникла реальная возможность свертывания реформ и возвращения к старому образу жизни и правления. Было поставлено под удар все, что составляло будущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского классицизма особенно характерна сатира.

    Наиболее видным из первых деятелей новой литературной эпохи, пишущим в этом жанре был князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744г. г) Его отец, влиятельный молдавский аристократ, был известным писателем и историком. Сам князь Антиох, хотя по писательской скромности и называл свой ум " недозрелым плодом недолгой науки", на самом деле был человеком образованнейшим по самым высоким европейским меркам. Латинскую, французскую и итальянскую поэзию он знал в совершенстве. В России его друзьями были архиепископ Феофан Прокопович и историк В.Н. Татищев. Последние двенадцать лет жизни Кантемир был посланником в Лондоне и Париже.

    С ранней молодости Антиох желал видеть окружавшее его дворянское общество образованным, свободным от предрассудков. Предрассудком же он считал следование древним нормам и обычаям.

    Кантемир более известен как автор девяти сатир. В них обличаются разные пороки, но главные враги поэта - святоша и бездельник - щеголь. Они выведены в строках первой сатиры «На хулящих учение». Во второй сатире «На зависть и гордость дворян злонравных» представлен ни на что не годный бездельник Евгений. Он проматывает состояние предков, надевая камзол стоимостью в целую деревню, и при том завидует успехам простых людей, которые добились высоких чинов своими заслугами перед царем.

    Мысль о природном равенстве людей - одна из самых смелых идей литературы того времени. Кантемир считал, что необходимо воспитать дворянство, чтоб не дать дворянину опуститься до состояния непросвещенного мужика:

    «Мало пользует тебя звать хоть сыном царским,

    Если нравом с гнусным ты не разнствуешь псарским. „

    Одну из своих сатир Кантемир специально посвятил воспитанию:

    “Главно воспитания в том состоит дело,

    Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело

    В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен

    Сын твой был отечеству, меж людьми любезен и всегда желателен. „

    Кантемир писал и в других жанрах. Среди его произведений есть “ высокие» (оды, поэма), «средние» (сатиры, стихотворные письма и песни) и " низкие" (басни). Он старался найти в языке средства, чтоб писать по-разному в разных жанрах. Но средств этих ему еще не хватало. Новый русский литературный язык не установился. Чем «высокий» слог отличается от «низкого», было не вполне ясно. Стиль самого Кантемира пёстр. Он пишет длиннющими фразами, выстроенными по латинскому образцу, с резкими синтаксическими переносами, нет никакой заботы о том, чтобы границы предложений совпадали с границей стиха. Читать его произведения очень сложно.

    Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. В его торжественных одах возобладало «утверждающее» начало. Поэт прославляет успехи России на поле брани, в мирной торговле, в науках и искусстве.

    «С Ломоносова начинается наша литература…он был ее отцом, ее Петром Великим». Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В.Г. Белинский.

    Родился М.В. Ломоносов близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины, в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, занимавшегося мореходства. Мальчик чувствовал такую тягу к учению, что в 12 лет пошел из родной деревни пешком в Москву. Поэт Н. Некрасов рассказал нам, " как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик".

    В Москве Михаил поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то что жил в страшной нужде, блестяще закончил ее. В числе лучших выпускников академии Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем, в 1736 году, - в Германию. Там Ломоносов прошел курс всех наук, как математических, так и словесных. В 1741 году Михаил Васильевич вернулся в Россию, где до конца жизни служил в Академии наук. Ему покровительствовал граф И.И. Шувалов, любимей императрицы Елизаветы. Поэтому и сам Ломоносов был в милости, что позволило по-настоящему развернуться его талантам. Он занимался множеством научных работ. В 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский университет. В служебные обязанности Ломоносова входило также сочинение стихов к придворным праздникам, и большинство его од по таким случаям и написано.

    «Архангельский мужик», первый из деятелей русской культуры завоевавший мировую известность, один из выдающихся просветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейших ученых восемнадцатого века, замечательный поэт Ломоносов стал реформатором русского стихосложения.

    В 1757 году ученый пишет предисловие к собранию сочинений " О пользе книг церковных в российском языке", в котором излагает знаменитую теорию " трех штилей". В нем Ломоносов выдвигал в качестве основы литературного языка общенациональный язык. В русском языке, по мнению Ломоносова, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму - знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему - слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова, вульгаризмы и некстати заимствованные из чужих языков варваризмы.

    В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль. Так сложились «три штиля» русской поэзии: «высокий»-церковнославянские слова и русские,

    «посредственный» (средний) - русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, «низкий» - русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

    Каждому стилю соответствуют свои жанры: " высокие" - героические поэмы, оды, трагедии, «средние» - драмы, сатиры, дружеские письма, элегии, «низшие» - комедии, эпиграммы, песни, басни. Такое четкое разграничение, теоретически очень простое, на практике приводило к обособлению высоких жанров.

    Сам Ломоносов писал преимущественно в «высоких» жанрах.

    Так, «Ода на день восшествия не престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» написана «высоким штилем» и прославляет дочь Петра Первого. Отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу», " доброму и прекрасному лику", стремлению " расширять науки", поэт заводит речь об её отце, которого называет «человеком, каков не слыхан был от века». Петр - идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с её необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема родины и служения ей - ведущая в творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просветительские идеалы поэта.

    «Науки юношей питают,

    Отраду старым подают,

    В счастливой жизни украшают,

    В несчастной случай берегут;

    В домашних трудностях утеха

    И в дальних странствах не помеха.

    Науки пользуют везде,

    Среди народов и в пустыне,

    В градском шуму и наедине,

    В покое сладки и в труде».

    Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров», дойти до сути явлений через " малый вещи знак" - это темы стихотворений «Вечернее размышление», «Случались вместе два астронома в пиру…».

    Для того чтоб принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о «красоте и важности учении», которое делает человека творцом. «Сами свой разум употребляйте», - призывает он в стихотворении «Послушайте, прошу»….

    При Екатерине II русский абсолютизм достиг невиданного могущества. Дворянство получило неслыханные привилегии, Россия стала одной из первых мировых держав. Ужесточение крепостного права стало основной причиной крестьянской войны1773-1775 годов, под руководством Е.И. Пугачева

    В отличие от европейского русский классицизм более тесно связан с народными традициями и устным народным творчеством. Он часто использует материал русской истории, а не античности.

    Гавриил Романович Державин был последним в ряду крупнейших представителей русского классицизма. Он родился 3 июля 1743 года в семье мелкопоместного казанского дворянина. Все состояние семьи Державиных заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала будущему поэту получить образование. Лишь шестнадцати лет от роду смог он поступить в казанскую гимназию, да и то проучился там недолго. В 1762 году Гавриила Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие от большинства дворянских недорослей он был вынужден начинать службу рядовым и только через десять лет получил офицерский чин. В те годы он уже был поэтом. Не правда ли, странное сочетание: рядовой царской армии и поэт? Но пребывание в солдатской, а не в офицерской среде позволило Державину проникнуться тем, что называется духом русского народа. Он был необычайно уважаем солдатами, задушевные беседы с выходцами из русских крестьян научили его восприятию народной нужды и горя как государственной проблемы. Слава пришла к Державину только в сорок лет, в 1783 году, когда Екатерина II прочла его «Оду к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице». Незадолго перед тем Екатерина в одной нравоучительной сказке вывела под именем царевны Фелицы себя. К царевне Фелице, а не к императрице обращается поэт:

    Едина ты лишь не обидишь,

    Не оскорбляешь никого,

    Дурачества сквозь пальцы видишь,

    Лишь зла не терпишь одного;

    Проступки снисхожденьем правишь,

    Как волк овец, людей не давишь,

    Ты знаешь прямо цену их.

    Самые высокие похвалы высказаны самым обычным разговорным языком. Себя же автор выводит как «ленивого мурзу». В этих насмешливых строфах читатели различали очень едкие намеки на самых сильных вельмож:

    То, возмечтав, что я султан,

    Вселенну устрашаю взглядом,

    То вдруг, прельщаяся нарядом,

    Скачу к портному по кафтан.

    Так описан всемогущий любимец Екатерины - князь Потёмкин. По правилам литературного этикета все это было немыслимо. Сам Державин боялся своей дерзости, но ода императрице понравилась. Автор сразу стал знаменитым поэтом и попал в милость при дворе.

    Екатерина неоднократно говорила Державину, что ждет от него новых од в духе «Фелицы». Однако Державин был глубоко разочарован, когда увидел вблизи жизнь двора Екатерины Второй. В аллегорической форме поэт показывает свои чувства, которые он испытывает от придворной жизни, в маленьком стихотворении «На птичку».


    И ну сжимать ее рукой.

    Пищит бедняжка вместо свисту,

    А ей твердят: «Пой, птичка, пой! „

    Он был обласкан Екатериной II - Фелицей - и вскоре получил назначение на пост губернатора Олонецкой губернии. Но чиновничья карьера Державина, несмотря на то, что он не был оставлен монаршей милостью и получил еще не одну должность, не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Державина, его действительное, а не традиционно-притворное радение о пользе Отечества. Так, например, Александр I назначил Державина министром юстиции, но затем отстранил его от дел, объяснив свое решение недопустимостью столь “ревностной службы». Литературная слава и государственная служба сделали Державина богатым человеком. Последние свои годы он провел в спокойствии и достатке, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом. Ярчайшим произведением Державина стала прославившая его «Фелица». В ней соединены два жанра: ода и сатира. Явление это явилось поистине революционным для литературы эпохи классицизма, ведь, согласно классицистической теории литературных жанров, ода и сатира принадлежали к разным «штилям», и смешивание их было недопустимо. Однако Державину удалось соединить не только тематику этих двух жанров, но и лексику: в «Фелице» органично сочетаются слова «высокого штиля» и просторечье. Таким образом, Гавриил Державин, предельно развивший в своих произведениях возможности классицизма, стал одновременно первым русским поэтом, преодолевшим классицистические каноны.

    На протяжении второй половины восемнадцатого века наряду с классицизмом формировались и другие литературные течения. В период, когда классицизм был ведущим литературным течением, личность проявляла себя преимущественно в государственной службе. К концу века сформировался взгляд на ценность отдельной личности. «Человек богат своими чувствами».

    3. Эпоха сентиментализма

    С шестидесятых годов XVIII века в русской литературе складывается новое литературное направление, получившее название сентиментализм.

    Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Но если для классицистов на первом месте было государство и общественные интересы, то для сентименталистов - конкретный человек с его чувствами и переживаниями. Классицисты все подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, настроению. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество. Отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. Первоисточником добродетели сентименталисты считали чувствительность, поэтому стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы.

    Главные герой - обычный человек, стремящийся слиться с природой, найти в ней мирную тишину и обрести счастье. Сентиментализм, как и классицизм, тоже страдал определенной ограниченностью и слабыми сторонами. В произведениях этого направления чувствительность перерастает в меланхолию, сопровождаемую вздохами и слезами.

    Идеал чувствительности сильно повлиял на целое поколение образованных людей и в Европе и в России, для многих определив стиль жизни. Чтение сентиментальных романов входило в норму поведения образованного человека. Пушкинская Татьяна Ларина, которая " влюблялася" в обманы и Ричардсона, и Руссо", получала таким образом в российской глуши такое же воспитание, как и все барышни во всех европейских столицах. Литературным героям сочувствовали, как реальным людям, подражали им. В целом сентиментальное воспитание принесло немало хорошего.

    В последние годы правления Екатерины II (приблизительно с 1790 года и до ее кончины в 1796 году) в России происходило то, что обычно происходит в конце долгих царствований: в государственных делах начался застой, высшие места были заняты старыми сановниками, образованная молодежь не видела возможности приложения своих сил на службе отечеству. Тогда и вошли в моду сентиментальные настроения - не только в литературе, но и в жизни.

    Властителем дум молодых людей 90-х годов стал Николай Михайлович Карамзин - писатель, с именем которого и принято соотносить понятие " русский сентиментализм". Родился 1(12).12.1766 в с. Михайловка Симбирской губернии. Воспитание получил в частных пансионах в Симбирске и Москве. Посещал лекции в Московском университете. Знал несколько новых и древних языков.

    В 1789 - 1790 гг. писатель предпринял путешествие по Европе. Посетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию, причем в Париже стал свидетелем событий французской революции, увидел и услышал почти всех ее деятелей. Поездка дала Карамзину материал для его знаменитых «Писем русского путешественника», которые являются не путевыми заметками, а художественным произведением, продолжающим традицию европейского жанра «путешествия» и «романов воспитания».

    Вернувшись в Россию летом 1790 г., Карамзин развивает бурную деятельность, собирая вокруг себя молодых литераторов. В 1791 г. начинает издавать «Московский журнал», где публикует свои «Письма русского путешественника» и повести, положившие начало русскому сентиментализму: «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь».

    Главной задачей журнала Карамзин видел перевоспитание «злых сердец» силами искусства. Для этого требовалось, с одной стороны, сделать искусство понятным людям, освободить от высокопарности язык художественных произведений, а с другой стороны, для воспитания вкуса к изящному, изображать жизнь не во всех ее проявлениях (подчас грубых и некрасивых), а в тех, которые приближаются к идеальному состоянию.

    В 1803 г. Н.М. Карамзин начал работу над задуманной им «Историей государства Российского» и ходатайствовал об официальном назначении его историографом. Получив эту должность, он изучает многочисленные источники - летописи, грамоты, другие документы и книги, пишет ряд исторических работ. Восемь томов «Истории государства Российского» были выпущены в январе 1818 г. тиражом 3000 экз. и сразу же разошлись, так что потребовалось второе издание. В Петербурге, куда Карамзин переехал для издания «Истории… », он продолжал работать над последними четырьмя томами.11-й том вышел в 1824 году, а 12-й - уже посмертно.

    Последние тома отразили перемену в воззрениях автора на исторический процесс: от апологии «сильной личности» он переходит к оценкам исторических событий с моральной точки зрения Значение «Истории… » Карамзина трудно переоценить: она пробудила интерес к прошлому России в широких кругах дворянского общества, воспитывавшегося в основном на античной истории и литературе, и о древних греках и римлянах знавших больше, чем о своих предках.

    Н.М. Карамзин умер 22.5(3.6).1826 г.

    Творчество Николая Михайловича Карамзина сыграло в русской культуре огромную и неоднозначную роль. Карамзин-писатель выступил как реформатор русского литературного языка, став предшественником Пушкина; основоположник русского сентиментализма, он создал абсолютно идеальный и не имеющий ничего общего с действительностью образ народа. Со времен Карамзина язык литературы все больше стал сближаться с разговорной речью - сначала дворян, а потом и народной; однако одновременно все больше обозначался и усиливался разрыв в мировоззрении этих двух слоев русского общества. Как журналист, Карамзин показал образцы самых разных видов периодических изданий и приемы тенденциозной подачи материала. Как историк и общественный деятель, он был убежденным «западником» и повлиял на целое поколение пришедших ему на смену творцов отечественной культуры, однако стал настоящим просветителем дворянства, заставив его (особенно женщин) читать по-русски и открыв ему мир российской истории.

    Заключение

    Таким образом, в литературе 18 века существовало два течения: классицизм и сентиментализм. Идеал писателей-классицистов - гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями " злонравия и тирании" Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу. Сентименталисты все подчиняли чувствам, всевозможным оттенкам настроений. Язык их произведений становится подчеркнуто эмоциональным. Герои произведений - представители средних и низших классов. С восемнадцатого века начинается процесс демократизации литературы.

    И снова российская действительность вторглась в мир литературы и показала, что только в единстве общего и личного, причем при подчинении личного общему, может состояться гражданин и человек. Но в поэзии конца XVIII века понятие «русский человек» отождествлялась лишь с понятием «русский дворянин». Державин и другие поэты и писатели 18 века сделали только первый шаг в понимании национального характера, показав дворянина и на службе Отечеству, и в домашней обстановке. Цельность и полнота внутренней жизни человека еще не были раскрыты.

    Образование.

    Высшее.

    6 учебных округов (указ 1803 г.). В каждом – университет.

    1804 г. – Казанский университет

    1819 г. – Петербургский университет

    МУ: 1811 – 215 студентов, 1831 – 814

    Царскосельский лицей (Петербург), Демидовский лицей (Ярославль)

    В лицеях – дети из привилегированных сословий.

    1815 г. – Институт Восточных языков (Лазаревы)

    Активное развитие научно-технических ВУЗов (Московское техническое училище, Инженерная академия) под покровительством НI.

    Среднее.

    Приходские школы (государственные крестьяне).

    Уездные училища (город. население недворянского происхождения).

    Гимназии: 1824 – 24, 1854 – 43. Одна и та же программа, учебники.

    Дворяне – в частных пансионах, гувернеры (после поражения в 1812 г. офицеры вернулись домой, а солдаты подались в гувернеры Þ необразованные учителя)

    Развитие женского образования.

    Смольный институт благородных девиц.

    Институты д/дворянок в крупных городах (М., СПб, Н.-Нов., Сар., Ирк, Астр.).

    Народное образование: очень медленное развитие.

    Большая часть горожан – грамотная, среди крестьян – 5%.

    «Не редкость теперь образованные и даже просвещенные люд из купеческого и мещанского сословия»

    (В.Г.Белинский, 40-е гг. XIX в.)


    Вывод : стремительное развитие О. в привилегированной среде, замедленное развитие в непривилегированной среде.

    Наука.

    Дифференциация науки (гуманитарные и естественные).

    Н.И.Лобачевский – «геометрия Лобачевского» («неевклидова»).

    Н.Н.Зинин – новые неорганические красители.

    В.В.Петров и Б.С.Якоби – гальванопластика, электрохимия, электричество.

    П.П.Аносов – металлургия.

    Е.А. и М.Е. Черепановы – паровой двигатель, паровая жел. дорога.

    1839 г. – завершение строительства Пулковской обсерватории под СПб.

    В.Я.Струве – звезды на Млечном пути.

    Н.И.Пирогов – наркоз (1847), хирургия.

    Н.М.Карамзин – «История Государства Российского» (1816-1826 гг.)

    Интерес к памятникам древнерусской литературы.

    1800 г. – первое издание «Слова о полку Игореве».

    Т.Н.Грановский, М.П.Погодин, К.Д.Кавелин.

    Разработка норм литературного русского языка (Пушкин, Лер., Гог.).

    Н.И.Греч – «Практическая русская грамматика», выбран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

    Географические открытия и путешественники.

    И.Ф.Крузенштерн - Ю.Ф.Лисянский – первое русское кругосветное плавание.

    Ф.Ф.Беллинсгаузен - М.П.Лазарев – открытие Антарктиды.

    В.М.Головнин – исследование Курильских островов

    Г.И.Невельский – открытия устья Амура, пролива между Сахалином и материком, доказал, что Сахалин – остров.

    Просвещение и распространение знаний.

    Русское географическое общество

    Минералогическое общество

    Химическое общество

    Математическое общество

    Общество истории и древностей Российских

    Развитие книгопечатания.

    Начало XIX в. – 13 государственных типографий.

    30-е – 40-е гг. XIX в. – частное книгоиздательство. А.Ф.Смирдин.

    Развитие печати.

    «Санкт-Петербургские ведомости»

    «Московские ведомости»

    Частные газеты: «Северная Пчела», «Литературная газета»

    Общественно-политический журнал «Вестник Европы» (Карамзин)

    Патриотический журнал «Сын Отечества»

    Литературно-художественные журналы «Современник», «Отечественные записки»

    1814 г., СПб – первая публичная библиотека

    Первая ½ XIX в. – общедоступные музеи.

    Более быстрое развитие музейного дела в провинции.

    1852 г. – Эрмитаж

    1861 г. – Румянцевская библиотека (основа Ленинки)

    Литература.

    Народность, гуманистические идеалы, гражданственность, народное самосознание, патриотизм, социальная справедливость.

    Рубеж XVIII-XIX вв. – сентиментализм вместо классицизма.

    Г.Р.Державин (в конце творчества), Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»).

    10-е годы XIX в. - романтизм вместо сентиментализма.

    Причина возникновения – война 1812 г.

    «Салонный» романтизм – В.Жуковский.

    «Гражданский» романтизм – К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер.

    А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

    Вторая ¼ XIX в. – реализм.

    Основоположник – А.С.Пушкин.

    «Евгений Онегин», «Горе от ума».

    Реализм – определяющее литературное направление.

    Реалисты:

    А.C.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов («ГНВ»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Мёртвые души»), Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров.

    Журналы.

    «Современник» (основатель – А.С.Пушкин, с 1847 г. – Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский).

    «Отечественные записки» (И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин).

    Появилась литературная критика.

    Жесткая цензура.

    1826 г. – цензурный Устав («чугунный»).

    Архитектура.

    Первая половина XIX в. – поздний классицизм.

    Характерно создание крупных и завершенных ансамблей.

    Петербург.

    Адмиралтейство – А.Д.Захаров

    Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон.

    Казанский собор – А.Н.Воронихин.

    Исаакиевский собор – Монферран.

    Генеральный штаб, Сенат, Синод, Александровский театр, Михайловский дворец – К.Росси.

    Москва.

    Манежная площадь, Университет, Манеж, Александровский сад, ансамбль Театральной площади – О.И.Бове.

    Манеж – для встречи русских войск после заграничного похода 1813-14 гг.

    Неглинка убрана под землю.

    Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – К.А.Тон.

    Храм Христа Спасителя – символ победы русских в войне 1812 г.

    Конец первой ½ XIX в. – кризис классицизма.

    Распространение «русско-византийского стиля» (Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя)

    Искусство.

    Утверждаются романтизм и реализм.

    Официальное направление – академический классицизм.

    Живопись.

    О.А.Кипренский, В.А.Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский).

    К.П.Брюллов историческая живопись, портрет, пейзаж.

    «Последний день Помпеи».

    А.А.Иванов. «Явление Христа народу». 20 лет создания.

    А.Г.Веницианов бытовая живопись. Крестьяне. Приукрашенность.

    «На пашне (Весна)».

    П.А.Федотов – жанровая живопись. Сатира. «Гоголь в живописи».

    «Сватовство майора», «Свежий кавалер».

    Скульптура.

    Памятник Минину и Пожарскому – П.А.Мартос.

    Колонна на Дворцовой площади , СПб – Монферран.

    Колонна = памятник Александру I и монумент в честь победы 1812 г.

    Фонтаны Театральной площади – И.П.Витали.

    Конные фигуры на Аничковом мосту, конная статуя Николая I, СПб – П.К.Клодт.

    Театр.

    Крепостные театры (Шереметевы, Апраксины, Юсуповы).

    Государственные театры.

    Петербург: Александринский и Мариинский

    Москва: Большой и Малый

    Классицизм и сентиментализм.

    Первые десятилетия XIX в.

    В.А.Озеров. Исторические пьесы

    Романтизм.

    Ф.Шиллер, В.Шекспир и др. русские и зарубежные авторы.

    Н.В.Кукольник. Исторические пьесы.

    Д.И.Фонвизин и И.А.Крылов. Комедии.

    В.А.Каратыгин – Гамлет.

    П.С.Мочалов. Роли в постановках по Шиллеру, Шекспиру.

    Реализм.

    30-е – 40-е гг. XIX в.

    Н.В.Гоголь. «Ревизор».

    Николай I: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех!»

    А.С.Грибоедов. «Горе от ума».

    М.С.Щепкин . Малый театр. Роли Городничего («Ревизор»), Фамусова («ГоУ»).

    Е.С.Семенова . Трагическая актриса.

    А.Е.Мартынов . Александрийский театр. Хлестаков («Ревизор»), Митрофанушка («Недоросль»).


    Музыка.

    Поиск собственных путей самовыражения.

    Развитие национальной музыкальной школы

    Русский романс.

    А.А.Алябьев – «Соловей».

    А.Е.Варламова – «Красный сарафан».

    А.Л.Гурлиева – «Матушка-голубушка».

    Композиторы.

    М.И.Глинка

    опере «Жизнь за царя» Н.В.Кукольника,

    опере «Руслан и Людмила»,

    романс «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина.

    А.С.Драгомыжский

    Опера «Русалка»

    Итог.

    Наибольшие успехи России в первой ½ XIX в. – в области культуры.

    Завершился процесс складывания литературного языка и формирования национальной культуры.


    Самое большое здание в России того времени.