Золотая роза драгоценная пыль краткое содержание. "золотая роза" и писательский труд в рассказе "драгоценная пыль". Цветовая семантика рассказа «Золотая роза»

Книга «Золотая роза» написана Константином Георгиевичем Паустовским в зрелом возрасте, когда каждый человек в большинстве случаев уже испытал самые прекрасные моменты своей жизни, когда остались позади глупые ошибки молодости, когда передуманы неверно произнесенные слова, пересмотрены необдуманные поступки, наконец, когда он просто может сказать: «Я познал жизнь!» Но в то же время в его голове проносится спасительная мысль: «Может, это еще не конец? Может, все самое лучшее еще впереди? А что, если сейчас начать новую жизнь?.. Жизнь, полную счастья, без ошибок и промахов…»

Что же нужно для этого? Надо просто оглянуться назад, переосмыслить все прожитое, взвесить все плюсы и минусы и обязательно сделать вывод, пусть даже для себя. Итог этого переосмысления у разных людей выражается по-разному: одни начинают жизнь заново, другие пишут мемуары, а кто-то размышляет о жизни вообще. Так, в своей прекрасной и удивительно глубокой по смыслу книге «Золотая роза» Паустовский не только раскрыл проблему идейного обоснования литературного творчества и выразил свое «понимание писательства», но и приоткрыл нам некоторый смысл жизни. Ведь именно в книгах мы жадно читаем о том, на что обращаем внимание в жизни. Давайте же познакомимся с произведением поближе. Я уверен, что каждый найдет в нем ответы на многие возникающие вопросы.

В одном из рассказов своей книги - «Драгоценная пыль» - автор рассказывает нам «историю о парижском мусорщике Жане Шамете». Но она вовсе не является начальным повествованием о нелегкой жизни нищего человека. Нет, такой рассказ вряд ли заинтересовал бы читателя, он вызвал бы только лишь чувство сострадания к тяжелой доле «маленького человека». Такое произведение и не создало бы особенной славы творчеству автора. Гениальность Паустовского заключается в том, что обделенного жизнью мусорщика, забытого всеми даже в свой предсмертный час, он изображает как творца человеческого счастья, пусть даже сказочно-суеверного, человека, способного любить и достойно жить, а не существовать.

Автор знакомит нас с Шаметом во время его службы в армии «Маленького Наполеона». Он подчеркивает, что это были лучшие времена его жизни, И удача была на его стороне: «не побывав еще ни в одной настоящей перестрелке», Шамет по состоянию здоровья был отправлен на родину. Ему поручили отвезти во Францию дочь полкового командира Сюзанну. Именно в процессе знакомства Шамета с Сюзи мы узнаем всю жизнь героя рассказа до мельчайших подробностей. И хотя она была не такая уж и сладкая, воспоминания бывшего солдата полны какого-то тайного воодушевления. Впрочем, никакой тайны в этом нет. Любой человек с некой искринкой в глазах и улыбкой на губах вспоминает свое золотое детство и многообещающую юность, когда он еще не ощутил на себе всю сложность жизни, не столкнулся с неизбежными разочарованием, горем и обманом. Чаще всего воспоминания связаны с отчим домом, родными краями, с их местными историями, былинами, легендами, сказками.

Одну из таких историй и рассказывает Шамет девочке. Это «смутное воспоминание о золотой розе», по поверьям, приносившей счастье своему обладателю, внесло в жизнь двух людей мечту о несбыточном благополучии, надежду на воплощение этой красивой легенды и в лучшее будущее, связало два существа воедино золотой ниткой веры в прекрасное. Золотая роза проходит через все произведение и является основной, если не сказать, важнейшей его деталью. На нем строится весь рассказ. Только благодаря ей история бедного парижского мусорщика предстает перед читателем. Золотая роза не является символом богатства и могущества. Она одушевляется и превращается в нечто вечное и светлое, олицетворяющее счастье. Ведь человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым. Смысл же жизни нашего героя не в жажде любви, хвалы, не в удовлетворении честолюбия и эгоистических потребностей, а в том, чтобы подарить Сюзанне счастье, создав его своими руками. Он соткал это хрупкое совершенство из мельчайших песчинок, воссоздал легендарную золотую розу из пыли. Из этой обыкновенной пыли, что окружает всех нас, но только некоторые способны разглядеть в ней те крупицы золота, из которых сотканы самые заветные мечты и светлые грезы. И только для них эта пыль будет носить название драгоценной. Обычно в категорию мастеров и ювелиров счастья входят только те, кто знает цену жизни, кто изначально не потерялся в этом мире, не заблудился во множестве дорог, а нашел свою единственную, наконец, кто вместо того, чтобы жаловаться на острые шипы розы, радуется тому, что среди этих шипов растет заветный цветок. Да, трудно среди тысячи заблуждений и разочарований найти истину. Но в этом и весь смысл жизни.

Почему же умирает Шамет? Неужели он, нашедший ту самую истину, не заслуживает лучшей доли? Вот проблема рассказа, Я уверен, что именно эти вопросы волнуют читателей, именно эта неожиданная смерть непонятна им. Давайте попробуем разобраться.

Жизненный цикл, по легенде древних, не случайно предполагает старость. Именно тогда, когда человек уже все знает, он становится неинтересен сам себе. Эта непривлекательность проявляется даже во внешности. Шамет не мог видеть себя в зеркале - «эту неуклюжую образину, ковыляющую на ревматических ногах». Когда цель, к которой так долго и тяжело шел Шамет, была достигнута, стало известно, что Сюзанна уехала навсегда в Америку. Мир вокруг разрушился окончательно и безвозвратно, и жизнь потеряла смысл. Но это не главная причина смерти героя рассказа. Шамет с улыбкой на губах покидает этот мир, он не нужен больше в земной жизни, Жан познал ее смысл, постиг тайну бытия. В этом его счастье. То, что он выковал не для себя, оказалось его навеки.

Разобранное нами произведение не имеет головокружительных и увлекательных приключений, запутанных интриг, романтического ореола борьбы. Но оно действительно побуждает высокие чувства и мысли, манит к себе своей чистотой. Кажется, выступая в роли рецензента, я должен был обязательно критически оценить произведение, найти отрицательные стороны работы Паустовского. Но удивительное дело: то ли я плохой человек, то ли я предвзято отношусь к рассказу, но мне он так понравился, что я не нашел в нем ни одного писательского промаха, ни одной неправильной писательской мысли. Да и могу ли я осуждать литературный труд писателя, может быть, всей его жизни, критиковать рассказ о просто человеческом счастье.

В "Золотой розе" писатель обнародовал мысль, что среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно.
Но оно бессмертно только тогда, когда самоотверженно уходит в жизнь всеми своими корнями, когда жадно вбирает в себя все ее соки, запахи, звуки, краски, ее надежды, страдания, борьбу и любовь.
Сам писатель считал, что своеобразие его художественной манеры заключается, помимо прочего, также и в том, что наряду с грубой, неприкрашенной действительностью, подобно "хотя бы и неяркому свету", сверкает у него "легкий романтический вымысел".
К. Паустовский, конечно же, романтик - по интенсивности чувства, по лирической напряженности интонации, по максимальному использованию всего спектра заложенных в природе красок, по своей рыцарской верной любви к прекрасной музе странствий, а главное, по возвышенному благородству своего духа, мятежности темперамента, презирающего покой, и воинствующей человечности.
Но это романтик совершенно особого склада.
Реалистически достоверная и романтически приподнятая проза Паустовского насыщена массой точных знаний и тем легким поэтическим вымыслом, от которого прозаическая строка начинает фосфоресцировать таинственным зыбким блеском.
Этот необыкновенный сплав - точности и лиризма, реальности и вымысла, трезвости и восторга - напоминает отчасти золотую розу Жана Шамета. Созданная из благородного твердого металла, она казалась одухотворенной, трепетной и нежной. Ей, наверное, был свойствен тот же легкий звон, какой мы постоянно слышим в большинстве неизменно музыкальных, как бы перезванивающихся между собой фраз-мелодий К. Паустовского. И в своем рассказе о Золотой розе писатель особо подчеркивал, что создана она была из мусора и сора жизни, то есть из того, что часто окружает людей в их повседневном бытии.
Слова об искусстве, растущем из сора жизни, очень напоминают знаменитые строки Анны Ахматовой, поэтической эмблемой которой была именно роза:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда...
В "Золотой розе" К. Паустовский пишет: "Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли..."
Обратим внимание: огонь, звезды и ночная лужа у К. Паустовского поэтически уравнены. Так же уравнены "незаметное" движение сердца и легкий пух тополя. Но это не натуралистическое всеядство и не эстетское демонстративное равнодушие к разнице между великим и малым, прекрасным и ничтожным. Писатель справедливо полагал, что предметом обостренного внимания искусства должен быть обязательно весь мир - как живая, бесконечно разнообразная сложная данность, как диа лектически противоречивая целостность, или, как говорят философы, универсум.
Но из этого разного и пестрого перепутанного клубка художник обязан выбрать необходимое - тот золотой материал искусства, который, будучи обработанным, даст в конце концов верное представление о многообразии и о сущности жизни, объяснит ее и явит взору ее истинную красоту.
Реалистическое искусство, по глубокому убеждению писателя, в своем постижении действительности ничем не должно брезговать, ничем не может высокомерно пренебрегать или равнодушно отворачиваться. Блеск далекой звезды не обязательно улавливать лишь на поверхности могучих морских вод, в каких-то случаях необходимой может оказаться и лужа.
Это требование реалистического искусства, относящееся к многомерности и объемности изображения жизни, было чрезвычайно близко самой натуре К. Паустовского. Он от природы был щедро одарен исключительно острой наблюдательностью, феноменальной художнической памятью и прямо-таки ненасытной жаждой все новых и новых впечатлений.

Внеклассное мероприятие

Читательская конференция

По повести К.Г.Паустовского

«Золотая роза»

Целью конференции явилось привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.

Основные задачи :

    развитие у учащихся мотивации к чтению;

    воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;

    развитие культуры устной и письменной речи;

    формирование у детей и взрослых потребности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге;

    позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы;

    консолидация усилий классного коллектива, родителей, представителей школьной администрации для поддержки школьной библиотеки и популяризации чтения.

Оборудование:

    портрет К. Г. Паустовского;

    повесть «Золотая роза»;

    иллюстрации ребят к повести;

    иллюстрация обложки книги;

    репродукции картин художников-импрессионистов.

Члены жюри: школьный психолог, социальный педагог, ведущий библиотекарь, родители.

Гости: учащиеся восьмых - десятых классов, заведующий учебной частью по науке, заведующий учебной частью по воспитательной работе, учителя, родители.

Подготовительная работа.

    При содействии ведущего библиотекаря школы, Мекта Л. С. была выбрана форма мероприятия, книга для обсуждения, тема конференции.

    Были сформированы творческие группы. Группа «Исследователи» (Поручиков Вячеслав, Бочкарёва Елена, Зверев Захар) собрала материал и подготовила презентации биографии писателя и путешествия по музею К. Г. Паустовского.

    Группа «Связи с общественностью» (Швец Настя, Поручиков Вячеслав, Струкова Анастасия) при содействии учителя ИЗО подготовила афишу, плакат с фотоматериалом о ходе подготовки конференции, приглашения.

    Группа «Театр» (Кравченко Максим, Самылина Настя, Зверев Захар) подготовила инсценировку фрагмента из рассказа «Золотая пыль».

    Группа «Сценаристы» (Колесник Ксения, Кравченко Максим) совместно с учителем разработала сценарий конференции.

    Знакомство с правилами проведения читательской конференции.

Этапы конференции.

Слово учителя.

Дорогие ребята, уважаемые гости, фестиваль «БиблиОбраз» проводится каждые два года. В 2003 году состоялся первый фестиваль, посвященный школьной библиотеке. Он имел общероссийский статус, но в его работе активное участие принимали также писатели из Великобритании, Болгарии, США и Польши. «БиблиОбраз 2005» стал международным фестивалем, в котором участвовали 11 стран. К участию в фестивале «БиблиОбраз 2007» были приглашены 20 стран. Этот фестиваль направлен на поддержку и развитие школьных библиотек, на формирование у читателя в возрасте от 10 до 17 лет интереса к чтению и книге. Место проведения фестиваля: Центральный выставочный зал «Манеж» по адресу: Москва, Манежная площадь, д. 1. В рамках международного фестиваля «БиблиОбраз» в образовательных учреждениях проводится комплекс мероприятий, среди которых и наша читательская конференция. Надеюсь, что она никого не оставит равнодушным. А теперь слово предоставляю ведущим.

1-ый ведущий - Максим.

2-ой - Ксюша.

1-ый ведущий. З дравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы хотим представить Вам повесть К. Г. Паустовского «Золотая роза». Мы выбрали эту повесть, во-первых, потому что нас привлекло название, затем, когда мы прочитали аннотацию к ней, нас заинтриговало содержание, ведь это не простая книга, а книга о книгах, книга о творчестве и о творческих личностях, очень сложная книга. А мы любим преодолевать трудности.

2-ой ведущий . Мы постараемся раскрыть её художественные достоинства, заинтриговать вас, чтобы каждый из присутствующих захотел прочитать эту замечательную книгу, чтобы она заняла по достоинству почётное место на «Золотой полке» школы и вашей семьи.

Презентации

1-ый ведущий . Программа конференции у всех на столах. Сначала мы хотим познакомить вас с автором повести, поэтому первыми выступят Поручиков Вячеслав и Зверев Захар с презентацией биографии и творческого пути писателя. Ребята подготовили рассказ об основных этапах жизненного и творческого пути писателя. Сообщение сопровождалось показом слайдов с фотографиями писателя, в том числе тех, которые не известны многим читателям.

2-ой ведущий. А теперь Л. Бочкарёва поведет нас на экскурсию в музей К. Г. Паустовского. Презентация «Путешествие по музею К. Г. Паустовского»

Лена Б. подготовила интересный рассказ о литературном музее-центре К. Г. Паустовского. Она рассказала об удивительной судьбе здания, в котором находится музей. Это строение находится в Москве, в бывшей усадьбе князя С. М. Голицына. Он выписал из Германии ботаника для работы в саду и оранжерее и построил для него дом. Именно о таком доме и мечтал писатель: «…обязательно деревянный, небольшой, уютный, окружённый садом». Все сидящие в зале вслед за Леной проходят в дом писателя, видят на стенах портреты, уникальные фотографии мамы, сестры писателя. Особое место занимает фотография бабушки, с которой он дружил и любил её больше, чем всех своих родных. Читают письмо И. Бунина, в котором он восхищается рассказами Паустовского. И - последний портрет. Суровый, требовательный взгляд сквозь стёкла очков. Взгляд-напоминание, завет: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте её в руки опустошителей, пошляков и невежд».

Представление любимой главы повести

1-ый ведущий . Мы все читали книгу «Золотая роза». Она состоит их отдельных глав, которые являются самостоятельными рассказами, но их объединяет одна тема – тема творчества. Каждый из нас индивидуален, у каждого есть свои любимые страницы повести. Следующие участники конференции выступят с представлением любимого рассказа. Последовательность указана в программе.

Несмотря на примерный план представления глав, выступления были совершенно разными. Настю С. как творческую натуру увлёк сюжет главы «Первый рассказ» своей романтической и трагической любовью, своим необычным композиционным приёмом рассказа в рассказе. В нём автор поведал о своём первом литературном опыте, рассказал о своей первой неудаче, о её причинах, как бы предостерегая будущих писателей от возможных ошибок.

Маша Б. подготовила своё выступление в виде презентации по рассказу «Надпись на валуне», в котором представила на обозрение слушателей картины художников-импрессионистов, судьба которых сродни судьбе голландского писателя Эдуарда Деккера. Они все жили и боролись, как могли, но «преодолели море». Море непонимания и непризнания при жизни. На экране сменялись одна за другой яркие, полные радости и счастья картины Врубеля, Борисова-Мусатова, Гогена, Ван-Гога. Ничего в них не напоминало о трудной, полной лишения жизни великих художников. Вот у кого надо учиться жить, таков вывод Маши.

Настя Ш. рассказала нам о том, что, оказывается, герои частенько не повинуются своим создателям, то есть писателям, что в процессе работы над рассказом, многие герои ведут себя совсем не так, как писатели планировали. Например, кто-то из гостей Л. Н. Толстого обвинил его в том, что он жестоко поступил с А. Карениной, заставив её броситься под поезд. Толстой улыбнулся и сказал, что это напоминает ему случай с Пушкиным. Он сказал какому-то приятелю: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна. Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от неё». То же самое Толстой мог бы сказать и о своей Анне Карениной. По словам Насти и К. Г. Паустовского, произведение и, следовательно, герои по-настоящему, со всей силой, начинают жить в сознании писателя только в процессе работы над ними («Рассказ «Бунт героев»).

Ксюша К. из рассказа «Случай в магазине Альшванга» вынесла очень многое, но самое главное - какую огромную роль в организации всего повествования имеют знаки препинания. Без них рассказ превращается в бессмыслицу.

В. Гаспаряна больше привлёк словесный материал рассказа «Алмазный язык». Его рассказ приведём подробнее.

«Алмазный язык».

Меня поразил отрывок из рассказа «Алмазный язык», где Паустовский рассказывает о дожде. С ним связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко без времени, голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными прядями - всё это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги . Его должно быть приносит оттуда, где дожди уже пролились. Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово крапать хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах. Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы. Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково - дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться. Чем, например, отличается спорый дождь от грибного ? Слово спорый означает быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая капля его выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает , снова падает, и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах , будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой . После него начинают лезть грибы – липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки.

О слепом дожде , идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы . А кому же и плакать такими сияющими слезами, как не царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной тубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.

А в рассказе «Алмазный язык» К. Г. Паустовский пишет о множестве слов русского языка, которым он раньше не придавал значения, а в одно лето они для него открылись во всем звучании и красоте. Поистине у нас язык алмазный, состоящий из драгоценных сверкающих бриллиантов!

Это сообщение было интересно тем, что текст крупным шрифтом проецировался на экране, и слушатели могли увидеть эти «алмазные слова», которым и они, может быть до сих пор не придавали никогда особого значения.

Многие из нас читали рассказ Паустовского «Телеграмма», но никто, по крайней мере, из присутствующих в зале, как потом выяснилось, не знал, что у главной героини был прототип, это была знакомая К. Г. Паустовского, очень интересная женщина с удивительной судьбой. Свой рассказ Оксана Скаковская сопровождала показом слайдов с картинами А. Костовского «Клавдия Осиповна», В. Попкова «Октябрь», И. Глазунова «Горы» и закончила очень простыми, но важными словами, которые затронули каждого: «Мы никогда не должны забывать своих родных и близких и в первую очередь - родителей, об этом очень просто сказал в этом рассказе К. Г. Паустовский и поэт В. Берестов в своем стихотворении: /Любили тебя без особых причин./ За то, что ты - ты внук, / За то, что ты - сын, / За то, что малыш, / За то, что растёшь,/За то, что на маму и папу похож. / И эта любовь до конца твоих дней / Останется тайной опорой твоей…/ Никогда не надо забывать об этом, иначе мы потеряем опору в жизни».

Настя Карамсакова, представляя рассказ «Старик в станционном буфете», вызвала настоящий спор. Разговор зашёл о взаимопонимании, милосердии, совести, о гордости и человеческом достоинстве. Рассказ очень маленький, но произвёл большое впечатление на ребят. Почему? Что помогло писателю вызвать бурю негодования в ответ на слова молодых людей? Почему мы прониклись такой любовью и состраданием к маленькой собачке и старику? В споре выясняется истина. Истиной на этот раз оказалось мастерство писателя, а именно умелое использование деталей. Если бы не ряд подробностей (красные затылки молодых людей, передние лапки собачки, которые касались мокрого живота, когда они опускались от усталости, мусор, прилипший к мелким монетам, а самое главное – когда Пети подошла к старику и села, поджав хвост, даже не взглянув на колбасу), рассказ не имел бы такой резонанс. Ребята с увлечением искали в памяти детали и спорили, доказывая свою правоту.

Но самое большое количество баллов набрал рассказ «Золотая пыль». Его назвали самым интересным почти все. Завязалась дискуссия. Художественный пересказ подготовила Юлия П.

Викторину «КВН» провела Ксения К., Настя Елизарова подготовила сообщение «Цветовая семантика рассказа «Золотая пыль». (Приведём фрагмент выступления, так как он интересен в плане анализа).

Цветовая семантика рассказа «Золотая роза».

1. Рассказ начинается с описания окраин Парижа, где жил Шамет: старый крепостной вал, на котором ютились лачуги нищих, но этот крепостной вал был покрыт цветущими кустами жимолости и боярышника. Цветовых эпитетов нет, но эти кустарники цветут очень пышно белыми и желтыми цветами. Можно себе представить эту красоту! Но тут же задумываешься: нищие лачуги и красота окружающей природы. Вывод напрашивается один: писатель хотел показать отсутствие гармонии в мире.

2. Во время возвращения Шамета во Францию над океаном дымилась жара. Возникает ассоциация с желтым мутноватым цветом. Чистый светлый желтый цвет – это цвет солнца, золота, символизирует тепло, богатство, достаток, а этот - подавляетпсихику, выражает стрессовое состояние. Поэтому девочка всё время молчала. Даже на рыб, вылетавших их воды, она смотрела, не улыбаясь.

3. Следующая встреча с цветовой семантикой происходит, когда у Шамета возникло смутное воспоминание, об увиденной в доме у старой рыбачки грубой золотой розе, выкованной из почернелого золота. Она поблескивала, хотя за окнами не было солнца, и мрачный шторм шумел над проливом. Все удивлялись, что старуха не продает свою драгоценность, одна только мать Шамета знала, что продавать розу грех, потому что её «подарил на счастье» возлюбленный, когда старуха была еще смешливой девушкой. Поэтому золото сейчас не горит огнем, а только поблескивает в темноте, напоминая старухе о счастье. Все, у кого такая роза есть, будут счастливы и даже те, кто к ней прикоснется. Мы видим, что предсказание сбывается.

4. Метафора «океан горит огнем » из рассказа Шамета заставляет нас вместе с Сюзанной увидеть океан, охваченный пламенем заходящего солнца, увидеть сказочно-богатую красоту востока, понять, что Шамет был поэтом в душе, что он хотел согреть своим теплом девочку.

5. Тетю Сюзанны Паустовский одел в платье, украшенном черным стеклярусом . Она вся была, как цирковая змея, вдобавок у неё «поджатый желтый рот». Поэтому девочка прижалась к выгоревшей шинели Шамета.

6. Запомнилась нам всем синяя измятая лента из косы Сюзанны, которая пахла фиалками. Этот цвет символизирует и чистоту и непорочность небес, и полнокровную жизнь, а у некоторых писателей он ассоциируется с разлукой, как у А. Блока в стихотворении «Незнакомка». Мне не кажется, что именно это значение имеет здесь синий цвет.

8. И рядом опять возникает перед внутренним взором Шамета, как розовое облачко , старенькое платьице Сюзанны. От него пахло весенней свежестью , как будто, его тоже держали в корзине с фиалками.

9. Когда Шамет встретил Сюзанну на парапете, был туманный рассвет . Не ясный, солнечный. Сразу слово настораживает: тусклый, неяркий свет. Грустно и неспокойно становится на душе. Она была одета в сиреневое платье с черными кружевами . Это тоже символично: она собиралась броситься с моста, эти цвета подчеркивают душевное беспокойство, подавленность, горе.

10. Опять мы встречаемся со словом «золото», когда Шамет собирает ювелирную пыль. Да, пока это золото перемешано с грязью, но в конце рассказа из нее выковывают золотую розу, красивую и нежную, которую он собирался подарить Сюзане, чтобы она была счастлива. Это была тончайшая роза и рядом с ней, на одной ветке, маленький острый бутон.

11. Но кому нужен старый нищий с серым лицом и пронзительными глазами?

12. И все его ожидание легкой встречи с Сюзанной превратилось непонятным образом в железный заржавленный осколок . Заржавленный осколок: он чёрного цвета, покрытый бурой накипью. Этот цвет символизирует горе, страх и смерть.

13. Не стало Шамета, он так и не увидел Сюзанну, не подарил ей золотую розу , но её купил старый литератор, которому ювелир рассказал эту историю, и мы смогли ее прочитать. Стало быть, история Сюзанны не прошла незамеченной. Мы, современные читатели, благодаря ей тоже прикоснулись к «золотой розе», к красоте, к творчеству.

Инсценировка фрагмента из рассказа «Золотая пыль»:

«Прощание Сюзанны с Шаметом»

2-ой ведущий. А теперь исследовательская группа «Театр» покажет инсценировку фрагмента из рассказа «Золотая пыль»: «Прощание Сюзанны с Шаметом».

Конкурс иллюстраций к книге

1-ый ведущий. Слово художникам-оформителям. Защита рисунков.

(Ребята рассказывали об идее рисунка, о работе над ним, о предназначении иллюстрации).

Беседа по вопросам

Учитель. Ребята, по тишине в зале, по вашим глазам я поняла, что книга произвела на вас хорошее впечатление. Теперь подведём итоги.

Что представляла собой роза Шамета?

(Она была выкована ювелирной пыли, которую с великим трудом собрал Шамет. Он думал, что она принесёт Сюзане счастье. Это была тончайшая роза и рядом с ней, на одной ветке, маленький острый бутон - Сюзи и Щамет).

Почему роза оказалась у пожилого литератора, ведь он, по мнению ювелира, был недостаточно богат, чтобы иметь такую драгоценную вещь?

(Видимо, решающую роль при покупке сыграла история золотой розы, рассказанная ювелиром литератору).

Почему рассказ заканчивается размышлениями литератора?

(В финале литератор как будто подводит итог всей книге, говорит о том, что писатели, подобны Шамету, который из миллионов золотых песчинок сковал розу для счастья Сюзанны. Они из миллионов крупинок жизненных ситуаций, брошенных невзначай взглядов, незаметных движений человеческого сердца, летучего пуха тополя или огня звезды в ночной луже куют живой поток литературы).

А теперь прочитайте ещё раз последний абзац рассказа. Какие вопросы ставит писатель в этом произведении?

(Вопрос об истинном смысле жизни, вопрос о творчестве и творце, о жизни-подвиге ради создания свой «золотой розы»).

Подведение итогов.

2-ой ведущий: Слово жюри.

Члены жюри прокомментировали выступления всех ребят, отметили хороший уровень подготовки, наибольшее количество баллов присудили О. Скаковской

(презентация, хорошая речь, правильный вывод), Славе Поручикову (участие в подготовке, оформлении, оригинальность), Ксюше Колесниковой (участие в подготовке, грамотная выразительная речь) и Максиму Кравченко (участие в обсуждении, хорошая грамотная речь и лучшее исполнение роли).

Рефлексия.

Конференция вызвала большой интерес у школьников и взрослых, дала интересный материал для педагогического наблюдения и анализа, для мониторинга читательского интереса, вызвала исследовательский интерес, способствовала раскрытию творческого потенциала ребят, способствовала созданию «золотой полки» класса и семьи.

Приложение №1

ПРОГРАММА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ПО ПОВЕСТИ К. Г. ПАУСТОВСКОГО

«ЗОЛОТАЯ РОЗА»

    Презентация биографии К. Г. Паустовского:

В. Поручиков, З. Зверев.

    Путешествие по музею К. Г. Паустовского:

Л. Бочкарёва.

    Представление любимой главы повести:

    Н. Струкова – «Первый рассказ»

    М. Блинкова – «Надпись на валуне»

    Н. Швец - «Бунт героев»

    К. Колесник – «Случай в магазине Альшванга»

    В. Гаспарян – «Алмазный язык»

    О. Скаковская - «Зарубки на сердце»

    Н. Карамсакова - «Старик в станционном буфете»

    Ю. Политанская - «Золотая пыль»

    Н. Елизарова - «Золотая пыль»

    Конкурс иллюстраций к книге :

М Кравченко, Н. Струкова,

Поручиков, Г. Чебану, Т. Попова

    Инсценировка фрагмента из рассказа «Золотая пыль»

Кравченко М., Самылина А. , Зверев З.

    Подведение итогов.

Приложение №2

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГЛАВЫ ПОВЕСТИ

К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ЗОЛОТАЯ РОЗА

    Время и место действия.

    Каков конфликт? Насколько он показался интересным, важным для современной жизни?

    Сюжет рассказа. Какой эпизод наиболее запомнился? Почему?

    Основные персонажи. Какие показались наиболее интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?

    Какие фразы запомнились?

    Ваши читательские ощущения, мысли? Что дало вам чтение этого рассказа?

Урок 1. Тема: Литература открывает мир.
Цель: дать представление о художественной литературе как особой форме
познания действительности; повторение изученного в 5 классе; знакомство с учебником – хрестоматией.
Ход урока
Когда я вижу вокруг себя, как люди, не
зная, куда девать своё свободное
время, изыскивают самые жалкие
занятия и развлечения, я разыскиваю
книгу и говорю себе: этого одного
довольно на целую жизнь.
Ф.М. Достоевский
Художественное произведение
Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника «В дорогу зовущие» (из размышлений В.Б. Шкловского) (стр.3-5)
Ответить на вопросы учебника (стр.5)
Задание 1.
Почему В.Б. Шкловский называет книгу «дорогой»?
Книга – дорога, ведущая нас по жизни, помогающая нам теми знаниями, которые мы из неё узнали.
Как советует рассматривать и читать книгу В.Б. Шкловский?
Книгу нужно рассматривать и читать внимательно, как часовщик - часы или шофёр – машину.
Чего не надо бояться?
Не нужно бояться, что написано так много книг, не нужно бояться читать много самых разных книг – все они пригодятся.
Как относился к книге А.С. Пушкин?
Пушкин читал много, поэтому много знал. Его интересы были очень широки, поэтому он читал самые разные книги. Он умел правильно читать книги – серьёзно, внимательно.
Как относился к книге Л.Н. Толстой?
Толстой умел брать из книг больше, чем в них написано, поэтому, читая Жюля Верна, он размышлял о тяготении, невесомости...
«Книги для Пушкина и для Толстого – предмет для мысли, материал для мысли. Они на ней не останавливаются, она их как бы толкает вперёд и дальше. И дальше от неё уходят».
Как относился к книге Н.В. Гоголь?
Гоголь из знаний, полученных в книгах, составлял свои словари.
Задание 5
Какую книгу считал Л.Н. Толстой самой важной?
Л.Н. Толстой считал, что книга, которую читаешь сейчас, - самая важная.
Задание 2
Согласны ли вы с мнением Андре Моруа?
Андре Моруа (французский писатель): «А как следует читать? Если книга нас захватывает, то в первый раз мы читаем её быстро и увлечённо. Мы просто глотаем страницы. Но в дальнейшем (а хорошую книгу читают и перечитывают много раз) нужно читать с карандашом или пером в руке.
Ничто так не формирует хороший вкус и верность суждений, как привычка выписывать понравившийся отрывок или отмечать глубокую мысль.
Нужно дать себе слово ничего не пропускать при чтении писателей, которых по-настоящему ценишь».
Можно согласиться с имением А. Моруа. Интересную книгу всегда читаешь быстро, увлечённо листая одну страницу за другой. Нам интересно узнать, чем закончится история. Но в дальнейшем перечитываешь эту книгу уже с карандашом в руках. Мы выписываем понравившиеся нам выражения, отрывки, мысли автора. Для нас уже главное в чтении – не пропустить ничего интересного.
Согласны ли вы с мнением Сомерсет Моэмом?
Сомерсет Моэм (английский писатель): «Я до сих пор читаю много критики, потому что этот литературный жанр мне нравится. Интересно соглашаться с автором; интересно с ним спорить; и всегда интересно узнать, что думает умный человек о каком-нибудь писателе»
Моэм говорит о том, что он много читает критики, потому что ему нравится этот литературный жанр. Автору интересно спорить и соглашаться с критиком. И всегда интересно узнать, что думает критик о писателе. Я думаю, что Моэм прав.
К.Г. Паустовский о тайне писательского мастерства в книге «Золотая роза».
У К.Г. Паустовского есть книга о тайне писательского мастерства «Золотая роза». Она открывается историей, герой которой бывший солдат французской армии Жан Шамет мечтает подарить маленькой девочке Сюзане необыкновенную золотую розу, приносящую счастье. Но где взять золото мусорщику Шамету? «Обыкновенно он выбрасывал весь мусор, выметенный за день из ремесленных заведений. Но после этого он перестал выбрасывать пыль из ювелирных мастерских. Он начал собирать её тайком в мешок и уносил к себе в лачугу. Соседи решили, что мусорщик «тронулся». Мало кому было известно, что в этой пыли есть некоторое количество золотого порошка, так как ювелиры, работая всегда стачивают немного золота».
Шамет решил отсеять из ювелирной пыли золото, сделать из него небольшой слиток и выковать из этого слитка маленькую розу для счастья Сюзанны.
Сюзанна выросла, жизнь не баловала её, но она верила в цветок счастья, о котором ей рассказал Шамет. Но мусорщик умер, так и не встретившись больше с Сюзанной. А золотая роза попала к писателю, который написал в своих записках: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово или взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже – всё это крупинки золотой пыл.
Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» - повесть, роман или поэму».
Почему «золотая роза» стала символом писательского труда?
Писатель не просто пишет «по вдохновению», он долгое время по крупицам собирает жизненный материал, преобразует, «выковывает» произведение, котрое может принести читателю счастье.
Художественное произведение и автор.
- Что такое художественное произведение?
Рассмотрите обложку учебника с фрагментом картины И.И. Левитана «После дождя. Плёс»
- Если бы вы стояли на том самом месте, где стоял художник, с фотоаппаратом в руках и сфотографировали бы Волгу и город Плёс, какой получилась бы фотография?
- Была бы она похожа на картину?
- Что отличало бы фотографию от картины Левитана?
С помощью фотографии мы сможем более точно и подробно передать увиденный пейзаж, но не сможем отразить своё впечатление и настроение, которое эта местность вызывает у нас.
- С чем можно сравнить художественное произведение? Это фотография, которая точно отображает мир, или живописное полотно, в котором выражены настроения и мысли автора?
Художественное произведение – это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом о мире, в котором отражается окружающая действительность и личность автора.
- Кто такой автор?
Автор – это создатель литературного произведения. В произведении автор высказывает свои мысли и чувства, свою оценку реальности.
- Для чего автор создаёт свои произведения?
Знакомство с учебником.
Домашнее задание.
1. Прочитать стр. 3 – 5. Составить памятку «Как нужно относиться к книге» (в тетради)
2. На выбор (письменно в тетради):
1. Подготовить сообщение «Книги и чтение в моей жизни» (6 – 10 предложений)
2. Написать заметку для школьной электронной газеты «Как я выбираю книги для чтения» (6 – 10 предложений)

Языку и профессии писателя - об этом пишет К.Г. Паустовский. "Золотая роза" (краткое содержание) именно об этом. Сегодня мы поговорим об этой исключительной книге и её пользе как для обычного читателя, так и для начинающего писателя.

Писательство как призвание

"Золотая роза" - особенная книга в творчестве Паустовского. Она вышла в 1955 году, на тот момент Константину Георгиевичу исполнилось 63 года. Эта книга может называться "учебником для начинающих писателей" только отдалённо: автор приоткрывает завесу над собственной творческой кухней, рассказывает о себе, источниках творчества и роли писателя для мира. Каждый из 24 разделов несёт в себе частичку мудрости умудрённого опытом писателя, который размышляет о творчестве исходя из своего многолетнего опыта.

В отличие от современных учебников "Золотая роза" (Паустовский), краткое содержание коей мы рассмотрим дальше, имеет свои отличительные черты: здесь больше биографии и размышлений о природе писательства, а упражнения отсутствуют совсем. В отличие от многих современных авторов Константин Георгиевич не поддерживает идею всё записывать, а писатель для него - не ремесло, а призвание (от слова "зов"). Для Паустовского писатель - голос своего поколения, тот, кто должен культивировать самое лучшее, что есть в человеке.

Константин Паустовский. "Золотая роза": краткое содержание первой главы

Книга начинается легендой о золотой розе ("Драгоценная пыль"). Она рассказывает о мусорщике Жане Шамете, который хотел подарить розу из золота своей знакомой - Сюзанне, дочке полкового командира. Он сопровождал её, возвращаясь домой с войны. Девочка выросла, влюбилась и вышла замуж, но была несчастлива. А по легенде, золотая роза всегда приносит счастье своему владельцу.

Шамет был мусорщиком, у него не было денег на такую покупку. Но он работал в ювелирной мастерской и додумался просеивать пыль, которую выметал оттуда. Прошло много лет, прежде чем крупиц золота стало достаточно для того, чтобы изготовить маленькую золотую розу. Но когда Жан Шамет пошёл к Сюзанне, чтобы вручить подарок, то узнал, что она переехала в Америку...

Литература словно эта золотая роза, считает Паустовский. "Золотая роза", краткое содержание по главам коей мы рассматриваем, полностью проникнута этим утверждением. Писатель, по мнению автора, должен просеять очень много пыли, найти крупицы золота и отлить золотую розу, которая сделает жизнь отдельного человека и целого мира лучше. Константин Георгиевич считал, что писатель должен быть голосом своего поколения.

Писатель пишет, потому что слышит зов внутри себя. Он не может не писать. Для Паустовского писатель - самая прекрасная и самая сложная профессия на свете. Об этом рассказывает глава "Надпись на валуне".

Рождение замысла и его развитие

"Молния" - это глава 5 из книги "Золотая роза" (Паустовский), краткое содержание которой в том, что рождение замысла подобно молнии. Электрический заряд очень долго нарастает, чтобы позже ударить со всей силой. Всё, что писатель видит, слышит, читает, думает, переживает, накапливается, чтобы в один день стать замыслом рассказа или книги.

В следующих пяти главах автор рассказывает о непослушных персонажах, а также о зарождении замысла повестей "Планета Марц" и "Кара-Бугаз". Для того чтобы писать, нужно иметь о чем писать - главная идея этих глав. Личный опыт для писателя очень важен. Не тот, что создан искусственно, а тот, который человек получает, живя активной жизнью, работая и общаясь с разными людьми.

"Золотая роза" (Паустовский): краткое содержание глав 11-16

Константин Георгиевич трепетно любил русский язык, природу и людей. Они восхищали и вдохновляли его, заставляли писать. Писатель придаёт знанию языка колоссальное значение. Каждый, кто пишет, по мнению Паустовского, имеет свой писательский словарь, куда выписывает все новые слова, которые впечатлили. Он приводит пример из своей жизни: слова "глухомань" и "свей" были ему неведомы очень долгое время. Первое он услышал от лесника, второе нашёл в стихе Есенина. Значение его долго оставалось непонятным, пока знакомый филолог не объяснил, что свей - это те "волны", которые оставляет ветер на песке.

Нужно развивать чутье слова, чтобы мочь передать его смысл и свои мысли правильно. Кроме этого, очень важно грамотно расставлять знаки препинания. Поучительную историю из реальной жизни можно прочесть в главе "Случаи в магазине Альшванга".

О пользе воображения (главы 20-21)

Хотя писатель ищет вдохновение в мире реальном, воображение играет в творчестве большую роль, твердит "Золотая роза", краткое содержание коей было бы неполным без этого, переполнена упоминаниями о писателях, чьи мнения насчёт воображения сильно расходятся. Например, упоминается словесная дуэль с Ги де Мопассаном. Золя твердил, что воображение писателю не нужно, на что Мопассан ответил вопросом: "Как же Вы тогда пишете свои романы, имея одну газетную вырезку и неделями не выходя из дома?".

Много глав, в том числе "Ночной дилижанс" (глава 21), написаны в форме рассказа. Это история о сказочнике Андерсене и том, что важно сохранять баланс между реальной жизнью и воображением. Паустовский старается донести до начинающего писателя очень важную вещь: ни в коем случае нельзя отказываться от реальной, полноценной жизни ради воображения и жизни выдуманной.

Искусство видеть мир

Нельзя питать творческую жилу только литературой - главная мысль последних глав книги "Золотая роза" (Паустовский). Краткое содержание сводится к тому, что автор не доверяет писателям, которые не любят другие виды искусства - живопись, поэзию, архитектуру, классическую музыку. Константин Георгиевич высказал на страницах интересную мысль: проза - это также поэзия, только без рифмы. Каждый Писатель с большой буквы читает очень много стихов.

Паустовский советует тренировать глаз, учиться смотреть на мир глазами художника. Он рассказывает свою историю общения с художниками, об их советах и том, как он сам развивал своё эстетическое чутье, наблюдая за природой и архитектурой. Сам писатель когда-то прислушался к нему и достиг таких вершин владения словом, что даже стала перед ним на колени (фото выше).

Итоги

В этой статье мы разобрали главные моменты книги, но это не полное содержание. "Золотая роза" (Паустовский) - книга, которую стоит прочесть каждому, кто любит творчество этого писателя и хочет узнать о нем больше. Она будет полезна также начинающим (и не очень) писателям, чтобы обрести вдохновение и понять, что писатель - не узник своего таланта. Более того, писатель обязан жить активной жизнью.